Реферат: Урок истории и изо 3 класс Тема: «Искусство Древней Руси». Сообщение о древней руси 3 класс


Реферат - Урок истории и изо 3 класс Тема: «Искусство Древней Руси»

«Мой лучший урок»

Интегрированный урок

истории и ИЗО

3 класс

Тема: «Искусство Древней Руси»

Учитель начальных классов

Паккер Елена Владимировна

БОУ СОШ №2

Динской район

2011г.

Системно - деятельностный подход

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Цели:

познакомить с различными видами искусства в Древней Руси;

дать определение понятиям икона, иконопись, музей, мозаика, архитектура;

показать связь исторических событий с произведениями искусства;

формировать умение выделять в тексте главные мысли;

учить составлять в тетради опорный конспект;

прививать любовь и бережное отношение к культуре, её истокам;

развивать внимание, креативное мышление.

Предметные: формирование систе­мы лингвистических понятий, используя знаково-символические средства, в том числе создание модели.

Регулятивные: учить планировать, кон­тролировать, оценивать свои действия.

Коммуникативные: учить формули­ровать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения; стремиться к координации раз­личных позиций.

Личностные: использование получен­ной информации для решения образова­тельных задач и в личных целях.

Метапредметные: учить устанавли­вать причинно-следственные связи, при­нимать решения в практических ситуаци­ях, обнаруживать пробелы в знаниях, вос­полнять их.

Оборудование: набор картин «Софийский собор», «Троица», «Храм Покрова на рву», «Страница древней книги»; фотографии Москвы, кулон, выполненный методом скани; работы детей (иконы, мозаика), макеты храмов, диск «История Древней Руси», DVD плеер, интерактивная доска.

^ Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Постановка цели деятельности

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация построенного проекта

Физминутка

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Итог урока

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Дифференцированное домашнее задание:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

-Ребята, мы продолжаем путешествие по ленте времени. Посмотрите на ленту, скажите о каком временном отрезке истории Руси шла речь на предыдущем уроке?

До сих пор мы говорили о самых тяжёлых временах на Руси, о ратных подвигах, воинском мастерстве. За XIII – первую половину XV века Русь выдержала более 160 войн, из которых 45 сражений – с татарами, 41 с литовцами, 30- с немецкими рыцарями, а все остальные со шведами, поляками, венграми, болгарами.

Чем от Европы лик Руси отличен?

Волнует многих каверзный вопрос.

Тем, что народ в России необычен

Тот, что корнями в эту землю врос.

Загадочный характер воспитала

Сама природа - ширь лесов, полей –

Вложила в душу русскую немало,

Клеймом особым метила людей.

Покой – дарили рощи и долины,

Уменье думать – горные хребты,

Крутой, могучий нрав – несут стремнины,

Сам воздух шлифовал души черты

Особые, добро и щедрость в коих

Главенствует и в этом весь секрет:

Народ сам нищий и от ига стонет,

Но редко на мольбы ответит «нет».

О, Русь Святая! С душами Святыми,

Что щедрость да добро в себе несут,

И им с времен тех давних и по ныне,

За крепость духа славу воспоют!

- Перед вами электронная книга. Вы чем то удивлены?

( Перед детьми на интерактивной доске макет электронной книги)

-В книге пустые страницы?!

-Эту книгу напишем мы с вами вместе. Постепенно она заполнится иллюстрациями, которые помогут определить тему урока, а завершим урок кроссвордом. Постарайтесь быть внимательными, запоминайте новые слова.

-Как вы думаете, с чего автор начинает работу над книгой?

Действительно, он собирает материал. На прошлом уроке вы получили задания по группам, каждая из которых собрала определённую информацию.

-Подумайте, каким образом мы будем работать с информацией? С чего начнем?

Составление плана.

1.Презентация информации.

2.Проблемный анализ.

3.Выводы.

4.Оформления книжной страницы.

-Посмотрите на доску, подумайте, как называют этот вид искусства (на экране показывают ювелирные изделия).

Один из наиболее распространенных видов ювелирного искусства на Руси – скань. Раскрыть тайну этого слова вам поможет учебник.

Скань – от старого русского слова «скать», то есть «ссучивать», свивать нити. Изделия, выполненные методом скани, называются «скаными».

У нас с вами есть такое изделие. Рассмотрите кулон, подумайте, для изготовления каких изделий можно использовать этот метод? Прочитайте об этом в книге.

Посмотрите на слайды. Эту технику использовали для отделки окладов икон, переплётов церковных книг, металлической посуды, поясов, сумочек, кошельков, ювелирных изделий.

^ Вывод. На первую страницу книги поместим иллюстрацию с ювелирными изделиями, выполненными мастерами методом скани.

Ещё с одним видом искусства мне поможет вас познакомить работа, выполненная вашей одноклассницей Леной. Рассмотрите внимательно её работу. Как называется такой вид искусства?

Кто-нибудь знает, от какого слова произошло слово «мозаика»?

Обратимся к толковому словарю: мозаика – изображение, составленное из одинаковых или различных по материалу и форме кусочков камня, смальты, керамической плитки.

-Из какого материала выполнена работа? Какие материалы ещё можно было бы использовать? Чем закрепляли кусочки материала?

Закрепляется она с помощью извести, цемента, мастики или воска.

^ Вывод. Разместим на второй странице иллюстрацию с мозаичными картинами, украшающими соборы в Киеве, Чернигове.

- В нашей книге появились две страницы.

-Внимание на экран. Какому виду искусства мы посвятим третью страницу?

-Как вы думаете, как называют картины с религиозным содержанием?

(Дети рассматривают древние монастырские иконы.)

-Обратите внимание на цветовую гамму. Интересно, имеют ли значение в иконописи цвета?

-Как называли людей, писавших иконы?

Рассказ учителя об Андрее Рублёве.

-Найдите в словаре определение слова «икона». Выпишите его в тетрадь.

-Посмотрите на работу Серёжи, он попытался написать икону «Троица», используя секреты художников того времени.

^ Вывод. На третью страницу поместим иллюстрацию иконы А.Рублёва «Троица».

Четвёртая страница книги - ещё одно творение рук человека.

(Дети рассматривают макет храма Покрова на рву.)

-Как называли мастеров строительного дела? Найдите в толковом словаре определение слова архитектура, запишите в тетрадь.

-Можно ли сказать, что искусство – это мысли и чувства, вызванные радостными или трагическими событиями в жизни людей, запечатлённые в работах мастеров?

-Вы верно заметили, что на произведения искусства накладывают свой отпечаток исторические события. И этот храм был воздвигнут по приказу Ивана IV в честь важного события.

-Прочитайте, о каком событии идёт речь? Кто спроектировал этот собор? Как отблагодарил Иван IV зодчих? В истории и по сей день много нераскрытых тайн, вот одна из них: есть предположение, что Постник и Барма одно и то же лицо.

4 сотни лет стоит, цел и невредим храм, почему? В чём секрет?

^ Вывод. Иллюстрацию храма Покрова на рву поместим на четвёртой странице.

Работа по группам

Задание первой группе

-Из предложенных картин местностей с различным рельефом выберите место для постройки церкви. Обоснуйте свой выбор.

^ Задание второй группе

-Рассмотрите макеты церквей, найдите общие, обязательные части архитектурной композиции.

Задание третьей группе

-Внимательно рассмотрите, написанную Серёжей, икону и попытайтесь разгадать секреты колорита и блеска красок иконописцев.

-Пришло время подвести итог, попробовать сформулировать тему урока.

Внимание на интерактивную доску – кроссворд.

1 по горизонтали: наука о прошлом, о далёких и недавних событиях в жизни людей.

2 по горизонтали: вид ювелирного искусства, название которого произошло от старого русского слова «скань».

3 по горизонтали: картина с религиозным содержанием.

4 по горизонтали: здание, где собраны и хранятся произведения искусства.

5 по горизонтали: главная большая церковь.

6 по горизонтали: как называли мастеров, писавших иконы?

7 по горизонтали: строительное искусство.

8 по горизонтали: как называли мастеров по серебру и злату?

9 по горизонтали: изображение, составленное из одних или разных по материалу и форме кусочков камня, смальты.

1

и

с

т

о

р

и

я

2

с

к

а

н

ь

3

и

к

о

н

а

4

м

у

з

е

й

5

с

о

б

о

р

6

и

к

о

н

о

п

и

с

е

ц

7

а

р

х

и

т

е

к

т

у

р

а

8

ю

в

е

л

и

р

9

м

о

з

а

и

к

а

-Прочитайте слово по вертикали. Верны ли оказались ваши предположения, сформулируйте тему урока.

-Искусство Древней Руси – блестящая страница летописи нашей национальной культуры. Прочесть её должен каждый, кому дорога жизнь и деяния наших предков, славное прошлое Родины.

-Кто же стал героем нашего урока?

-Сегодня героями нашего урока стали обыкновенные люди с необыкновенными способностями, за которые их прозвали мастерами, народными умельцами.

Русь, матушка! Великая держава,

Жила всегда с размахом, широко!

Умельцы умножали мощь и славу,

Хоть сами – люд простой, из мужиков.

Из дерева, каменьев, гипса, злата

Шедевры создавали мастера,

Не для себя, конечно, для богатых,

Для княжьего и царского двора.

До сей поры приводит в восхищенье

Их мастерство! Мужицкою рукой

Воссозданы изящные творенья,

Достойны славы вечной, мировой!

Вывод.

Как вы думаете можно ли в нашей книге найти самую бесценную страницу?

-Книга написана. Перелистаем её страницы. Можно считать работу завершённой?

-Вы правы, обложка пуста. Я предлагаю провести «Мозговой штурм» в группах, через минуту обсудить варианты.

- У нашей книги есть название - «Искусство Древней Руси».

-Удалось создать книгу?

- Что на ваш взгляд получилось?

- Как вы считаете, над чем нужно поработать?

-Мне жаль, друзья, но урок подошёл к концу. Я благодарна вам за активную творческую работу.

-Одна из основных целей любого вида искусства – сеять разумное, доброе, вечное. А символом добра и милосердия, является сердце.

Посмотрите, контур этого символа изображён на последней странице книги. Я предлагаю вам «оживить» сердце: написать в контуре чувства, которые вызвал этот урок.

Дома вы познакомитесь с одной из самых древних книг; попробуйте, не читая текст, объяснить её название. Затем прочитать рассказ и сравнить со своим толкованием. Поразмышляйте, актуальны ли мысли этой книги для нашего времени.

Перед вами лежит лист с изображением необыкновенной птицы. Что в ней необычно? Верно, это двуглавый орёл. Любителям тайн я предлагаю попытаться определить, как называется это изображение и что оно обозначает.

Найти такой же символ Кубани и информацию о том, что на нём изображено.

Рецензия на интегрированный урок истории и ИЗО

по теме «Искусство Древней Руси» в 3 классе

Учитель чётко и последовательно формулирует деятельностные, образовательные, воспитательные, развивающие цели, соответствующие теме урока. Стремится на каждом этапе урока решать задачи, позволяющие в результате достигнуть поставленных целей. Для этого использует проблемно поисковый, исследовательский методы, эвристическую беседу, творческую и групповую работу, современные информационно-коммуникативные технологии.

В течение всего урока ведётся работа по формированию у детей универсальных учебных действий. Так, например, дети работают с толковым словарём, определяя новые понятия. Учитель использует групповую работу, в ходе которой дети учатся сотрудничать, учитывая разные мнения; стремиться к координации раз­личных позиций. Составляя проект выхода из проблемной ситуации, педагог учит ребят планировать, кон­тролировать и оценивать свои действия.

Интересна сама идея урока – создание электронной книги, это превращает его в серьёзный творческий проект, развивающий креативное мышление детей. Кроме того стержнем урока, является системно - деятельностный подход, который создаёт условия для активной деятельности обучающихся на протяжении всего урока. С первой минуты учащиеся вводятся в пространство учебной деятельности оригинальным стихотворением, организуется учителем подготовка к выполнению учебного действия, затем дети согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и приступают к реализации построенного проекта. Дети анализируют собранный группами материал, делают выводы, обобщают и конструируют страницу за страницей. Итогом творческой работы становится создание обложки книги, её озаглавливание.

Итогом работы педагога становится выход на реальный уровень обучения и достижение им высоких результатов.

Зам по УВР ___________________________/Н.В. Яценко/

Анкета-заявка

На участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок" по __II_ направлению начальная школа(анкету-заявку надо отправить вместе с работой) 2011-2012 учебный год)

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью) _Паккер Елена Владимировна

2. Год, месяц день рождения 1970 г., декабрь, 18

^ 3. Место работы БОУ СОШ №2

полный адрес : индекс 353 200 Краснодарский край, станица Динская, улица Мира, 2

федеральный телефонный код города___861-62_ телефон/факс 8(86162)6-29-05

e-mail [email protected]__

4.Должность учитель начальных классов

5. Педагогический стаж работы 21 год

6. Преподаваемый предмет начальная школа

^ 7. Класс проведения урока 3 класс

8. Домашний адрес автора(полностью) индекс 353200_ Краснодарский край,

станица Динская________ федеральный телефонный код города_861-62_

телефон 5 – 35-65 Сотовый телефон 89284159177 Е- mail [email protected]

^ 9. ФИО руководителя образовательного учреждения Стекольникова Людмила Петровна телефон для связи ___8(86162)6-29-05____ федеральный код города_______861-62__

телефон____6-29-05_____факс_8(86162)6-29-05____e-mail:__ [email protected]____

(указать обязательно)

10. Название органа управления образования, направившего участника

Управление образования администрации муниципального образования Динского района

Подпись председателя жюри _____________________________ (расшифровка подписи, должность) ________________________________________________________________________________

Подпись руководителя образовательного учреждения ________________________________

М.П. Дата заполнения 05.10.11г.

www.ronl.ru

Презентация проекта " Моя Русь",3 класс( коллективная работа)

Из истории Древней Руси.

Из истории Древней Руси.

Во времена Древней Руси

Во времена Древней Руси

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Древняя Русь Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Древняя Русь

Одна часть их все-таки осталась на Дунае.

Другая часть славян пошла дальше на север.

Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

 Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Правление у славян Государей у славян не было. В каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

Правление у славян

Государей у славян не было. В каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

Причины выбора князя: Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. Сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.

Причины выбора князя:

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей.

Сами славяне все ссорились между собой.

Некому было разбирать

их ссоры, мирить их

и заботиться, чтобы

никто их не обидел.

Из летописи Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:

Из летописи

Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:

Речь послов: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».

Речь послов:

«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».

Первые князья Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Первые князья

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Великий князь Рюрик

Великий князь Рюрик

Русский князь Олег

Русский князь Олег

Происхождение слова князь Происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

Происхождение слова князь

  • Происходит от славянского «конязь» - конный воин.
  • Князьями славяне называли своих вождей.
  • В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.
Родословное дерево первых русских князей Рюрик (Новгород) 862-879 Олег Вещий (Киевская Русь) 912-945 Игорь (912-945) Святослав (964-972) Ольга (945-964) Владимир Красное Солнышко (Святой) (980-1054) Ярослав Мудрый (1019-1054) Владимир Мономах (1113-1125)

Родословное дерево первых русских князей

Рюрик (Новгород)

862-879

Олег Вещий (Киевская Русь)

912-945

Игорь (912-945)

Святослав

(964-972)

Ольга (945-964)

Владимир Красное Солнышко (Святой)

(980-1054)

Ярослав Мудрый

(1019-1054)

Владимир Мономах

(1113-1125)

Кроссворд Материал, из которого делали посуду наши предки. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мёд диких пчёл? Киев Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью. Бортник 1 глина 2 Перун 3 Бог грома и молнии, покровитель князя и дружины. домовой 4 Мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как началось русское государство

Кроссворд

Материал, из которого делали посуду наши предки.

Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мёд диких пчёл?

Киев

Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью.

Бортник

1

глина

2

Перун

3

Бог грома и молнии, покровитель князя и дружины.

домовой

4

Мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как началось русское государство

Начало образования - Киевской Руси В 879 году умер Рюрик Олег и Игорь перенесли центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. 832 год – образование Древнерусского государства – Киевская Русь.

Начало образования - Киевской Руси

  • В 879 году умер Рюрик
  • Олег и Игорь перенесли центр своей державы в Киев.
  • Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве.
  • 832 год – образование

Древнерусского государства

– Киевская Русь.

Владимир - Красное Солнышко Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

Владимир - Красное Солнышко

Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

Богатыри Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец Никита Кожемяка Добрыня Никитич Алёша Попович Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный совершал воинские подвиги.

Богатыри

  • Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри:
  • Илья Муромец
  • Никита Кожемяка
  • Добрыня Никитич
  • Алёша Попович

Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный совершал воинские подвиги.

Крещение Руси Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Крещение- обряд с помощью которого человека приобщают к христианской вере. 988 год – год крещения Руси.

Крещение Руси

  • Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси.
  • Крещение- обряд с помощью которого человека приобщают к христианской вере.

988 год – год крещения Руси.

Первое крещение В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святой.

Первое крещение

В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святой.

Значение крещения Руси Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. Подъем духовности Руси, появление монастырей. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. Укрепление государственной власти и порядка в стране. Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д. Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

Значение крещения Руси

  • Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.
  • Подъем духовности Руси, появление монастырей.
  • Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами.
  • Укрепление государственной власти и порядка в стране.
  • Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.
  • Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.
  • Укрепление семьи и нравственных основ жизни.
Проверь себя Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? С какой целью князь Владимир крестил Русь?

Проверь себя

  • Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  • С какой целью князь Владимир крестил Русь?
Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».

Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».

Итог урока Какой город был столицей Древней Руси? Кто был первым князем на Руси? Откуда он пришел? Какой русский князь знаменит своими походами? Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? Какой след в истории он оставил? Какую веру приняла Русь в X веке? В каком году произошло крещение Руси?

Итог урока

  • Какой город был столицей Древней Руси?
  • Кто был первым князем на Руси?
  • Откуда он пришел?
  • Какой русский князь знаменит своими походами?
  • Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  • Какой след в истории он оставил?
  • Какую веру приняла Русь в X веке?
  • В каком году произошло крещение Руси?
Спасибо за внимание. В работе использованы ресурсы сети Интернет, материал из учебника «Окружающий мир» А. А. Плешаков,. 4 класс.

Спасибо за внимание.

В работе использованы ресурсы сети Интернет,

материал из учебника «Окружающий мир»

А. А. Плешаков,. 4 класс.

multiurok.ru

Древняя Русь - страна городов (3 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Урок окружающего мира по теме "От Древней Руси к единой России" (УМК "Школа-2100"). 3-й класс

Деятельность учителя Ресурсы урока Деятельность ученика
I. Организационный момент. 2 мин
1. Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок и смолк Начинается урок.

Пожелайте друг другу удачи.

(Слайд 1.)

  Эмоционально настраиваются на урок, приветствуя друг друга
II Сообщение темы и цели урока 2 мин
– Урок окружающего мира. Сегодня мы продолжим знакомство с историей нашего государства.

– Назовите тему сегодняшнего урока.

Давайте немного порассуждаем. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить? Обратите внимание на предлоги ОТ и К в названии темы урока. Каково их значение в русском языке? Что это может обозначать? Мы будем изучать отдельно взятый кусочек истории нашего государства или будем изучать непрерывный исторический процесс?

Слайд 1 Беседа

 

Называют тему урока.

Рассуждение, определение цели урока

III. Актуализация знаний. 6 мин
Беседа по “Реке времени”

(Слайд 2)

Обратимся к “Реке времени”, вспомним, что мы уже знаем из Российской истории и приведём наши знания в определённый порядок. На каком периоде изучения истории нашей страны мы остановились? Расскажите о нём. О каких событиях Древней Руси мы вспоминаем с гордостью? А о каких с сожалением?

Индивидуальная работа на листках (Приложение №1)

- Выполнив задание на листках, назовите первых и наиболее известных правителей Руси и коротко расскажите об их вкладе в историю Российского государства.

Учебник с.26-27

 

 

 

 

Листки с заданиями.

Вспоминают, анализируют “Реку времени”

 

 

 

 

 

Выполняют задание на листках, рассказывают.

IV. Формирование новых знаний. 22 мин
Как мы узнаём о событиях давно минувших дней? Из каких источников? Где можно их увидеть?

(Слайд 3)

Определяем проблему урока.

Работа по тексту учебника

- Как вы думаете, почему Русь смогла стать свободной и независимой?

Учебник с.48 Ответы

 

 

Работают с учебником и отвечают на вопросы

2. Решаем проблему. Открываем новые знания.

(Слайд 4)

1) Рассказ учителя с элементами беседы.

Московское княжество, расположенное между реками Волгой и Окой, отгороженное дремучими и непроходимыми лесами и окраинными княжествами от частых вторжений завоевателей, постепенно становится центром объединения всех русских земель.

- Почему правители – московские князья – успешно противодействовали набегам ордынцев на Русь, не давая в обиду жителей своих земель?

- Как вы думаете, способствовало ли это объединению русских земель?

Вы правы, Москва и была убежищем для спасающихся от Орды, но и она натерпелась от татаро-монгольских набегов. Ордынские послы, получившие серебро, соболей, сукно, заверили князя Данилу (клик мышью по слайду), что в его княжество войска не придут, и поэтому на Москве татар не ждали. А те, в очередной свой набег, прошли через Владимир и подошли к Москве. После этого опустошительного набега в конце XIII века не сразу Москва смогла набрать силу.

   

 

Предположения учащихся

 

Слушают рассказ учителя.

 

Работа с картой слайда.

Ответы учащихся

 

Высказывают своё мнение.

(Слайд 5)

Особенно Московское княжество и его столица, город Москва, усиливаются при князе Иване Даниловиче по прозвищу Калита. (клик по слайду)

Иван Калита щедро одаривал хана, его жён и придворную знать, сохранял внешнюю покорность и учтивость, исправно платил дань. Такое поведение не давало ордынцам повода для новых разорительных походов на Русь.

- Способствовало ли это усилению русских земель?

Русские земли получили необходимую передышку для дальнейшего восстановления и подъёма хозяйства.

Прекратились разорительные набеги, свободно вздохнули земледельцы, расцвело ремесло в городах. Московское княжество стало при Иване Калите сильнейшим на Руси. Богатела Москва.

- Рассмотрите иллюстрацию слайда. Из какого материала был построен московский Кремль?

Очень сильно изменился облик Москвы при внуке Калиты – Дмитрии Ивановиче. В очередной раз пожар сжёг дубовую крепость московскую. А Москва – уже столица большого княжества. Город остался без защиты.

- Подумайте, кто же мог угрожать Москве?

Можно опасаться набега рязанского или тверского князя, можно ждать напасти со стороны Литвы. Да и Орда ещё сильна.

  Нахождение городов Владимир и Москва на карте слайда

 

 

 

 

Ответы детей

 

Работа по слайду.

 

Ответы учащихся

 

 

 

Рассуждение

(Слайд 6)

В летописи сказано “Князь великий Дмитрий Иванович заложил град Москву камену”. За 1 год крепость была возведена и охватила кольцом Москву. На подводах мужики окрестных деревень возили в Москву белый камень-известняк. С тех пор и прозвали Москву белокаменной.

Кремлёвские стены укрепляли у москвичей веру в свои силы. Москва превратилась в центр, где копились и собирались силы для борьбы с Ордой. Одолеть Орду можно было только в единении всех сил русских. (клик по слайду) “И разослал великий князь по всей русской земле скорых гонцов с грамотами по всем городам. И стали стекаться в Москву князья с полками из разных княжеств.” “Ныне же пойдём за Дон и там победим, и всё от гибели сохраним или сложим свои головы.”

   
2) Работа с текстом учебника

(Слайд 7)

- Зачем князь Дмитрий Иванович отправился к Сергею Радонежскому?

3) Рассказ учителя

(Слайд 8)

Как говорят сказания, в ясный августовский день 1380 года, когда лето, уже было на исходе, русская рать вышла из стен Кремля через Спасские, Никольские и Константиново-Еленинские ворота. Над шлемами и щитами, над остриями копий реяли стяги и знамя князя – символ воинской доблести и чести.

Всё московское население провожало войско. Долго глядели москвичи вслед удалявшимся дружинникам. Так велико было войско, что не могло “вместиться единою дорогой”. Растеклось оно по нескольким дорогам. Тысячи коней поднимали придорожную пыль. Зрелище было величественное и грозное.

Учебник с.49 (2 абзац сверху) Чтение текста учебника.

Рассматривание слайда и иллюстрации учебника.

 

Слушают и рассматривают слайд.

4) Работа с текстом учебника

5) Самостоятельная работа в рабочей тетради.

(Слайд 8) (клики мышкой)

- Восстановите последовательность происходящих событий.

Учебник с.49-50

Рабочая тетрадь с.19, задание 2

Дочитывание до конца текста учебника на с.49-50, рассматривание иллюстраций.

Выполняют задание №2 в рабочей тетради.

Проверка правильности выполненного задания.

6) Рассказ учителя

Битва началась на рассвете 8 сентября 1380 года. Восемь дней стояло русское войско на поле битвы, как говорили в старину, “на костях”. Надо было помочь раненым, оказать воинские почести погибшим за родину и предать их тела земле.

(Слайд 9)

И только 1 октября 1380 года москвичи радостно и торжественно встречали вернувшихся победителей. Велика была радость, но и велика была скорбь по погибшим.

- Что показало данное сражение? Как вы думаете, освободилась ли земля русская от Орды?

   

 

 

 

Рассматривание слайда, обсуждение.

 

Ответы детей

7) Самостоятельная работа с текстом учебника.

(Слайд 10)

Учебник с.51 Самостоятельное прочтение текста на с.51
8) Беседа по вопросам

Кто же окончательно освободил Русь от татаро-монгол?

  Высказываются по прочитанному
9) Рассказ учителя

Спустя 100 лет Московское княжество окончательно присоединило к себе территории почти всех русских земель. Поэтому правнука Дмитрия Ивановича Ивана Васильевича стали именовать “Великим князем (государем) всея (всей) Руси”.

В роду московских князей он был третьим по счёту Иваном, поэтому, чтобы не перепутать его правление с временем княжения других московских князей по имени Иван, его принято называть Иваном III.

Русь росла и крепла. Татарские ханы уже не решались двинуть свои орды на наши земли. (Слайд 11)

Воспользовавшись этим, Иван III в 1480 году отказался платить дань ордынцам. Он решительно разорвал письмо хана, в котором тот угрожал Руси новыми набегами.

Кончилась долгая зависимость от татар. Крепкое объединённое сильное русское государство теперь уже стало называться не Русью, как это было раньше, а Россией.

(Слайд 12) (работаем кнопками управления)

Сравните карту Московского княжества в XIV веке с картой: что изменилось и что осталось без изменений?

  Слушание.

Рассматривание слайдов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают территории России.

V. Итог урока 7 мин
1. Рефлексия

1) Работа в парах в рабочих тетрадях.

2). - Какие события в истории нашей страны положили начало временам Московского государства?

(Слайд 13)

3). Работа с пословицами. Что общего в этих пословицах? Какую вы бы выбрали эпиграфом к нашему уроку? Объясните свой выбор.

  • Кремль – сердце Москвы. Москва не сразу строилась.
  • На Москву идти – голову нести.
  • Москва – мать всем русским городам.

2. Домашнее задание.

3.Заключительное слово учителя.

Мы перевернули ещё одну страницу российской истории. Вы были замечательными учениками. Спасибо за урок и до встречи. Урок окончен.

Звенит звонок, заливается, Перемена вас дожидается.

Рабочая тетрадь с.20, задание 3 Выполняют задание в рабочей тетради.

Отвечают на опросы и работа в рабочей тетради ан с. 19.

 

 

 

 

Работа с пословицами.

 

Параграф  9, с. 48-51 в учебнике; найти в произведениях художественной и исторической литературы сведения о Сергии Радонежском, Андрее Рублёве, Дмитрии Донском и составить о них рассказы; выполнить задание 4 в рабочей тетради на с.20.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Князья Древней Руси

МОУ кадетская школа имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области Князья Древней Руси Учитель начальных классов Лисёнкова Елена Викторовна

МОУ кадетская школа

имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова

г. Волжского Волгоградской области

Князья

Древней Руси

Учитель начальных классов

Лисёнкова Елена Викторовна

К IX (9) веку наши предки славяне заселили  значительную часть великой  Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря . Новгород Сложилось два крупных восточнославянских объединения: одно - на севере с центром в Новгороде, другое - на юге с центром в Киеве. Киев

К IX (9) веку наши предки славяне заселили  значительную часть великой  Русской равнины,

доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря .

Новгород

Сложилось два крупных

восточнославянских объединения:

одно - на севере с центром в Новгороде,

другое - на юге с центром в Киеве.

Киев

Но не было среди них правды, и встал род на род, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

Но не было среди них правды, и встал род на род, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам. Старший, Рюрик овладел всею властью .

И пошли за море к варягам, к руси.

Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам. Старший, Рюрик овладел всею властью .

Князь Рюрик правил в Новгороде 862-879 гг После смерти Рюрика новым князем стал его родственник Олег В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду ус­танавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.

Князь Рюрик правил

в Новгороде

862-879 гг

После смерти Рюрика новым князем стал его родственник Олег

В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду ус­танавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.

Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, на­правляющимся в Византию. Олег пригласил к себе киевских князей, а когда они пришли, воины выско­чили из ладей и по приказу Олега убили их. Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»

Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, на­правляющимся в Византию. Олег пригласил к себе киевских князей, а когда они пришли, воины выско­чили из ладей и по приказу Олега убили их. Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»

882г – объединение Северной и Южной Руси, образование Древнерусского государства - Русь Князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников.

882г – объединение Северной и Южной Руси, образование Древнерусского государства - Русь

Князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников.

Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.

Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.

Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер. Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.

Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.

Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.

После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который любил племянника и заботился о нём. После смерти Олега в 912году Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем.

После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который любил племянника и заботился о нём. После смерти Олега в 912году Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем.

Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало.

Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало.

Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и сделали.

Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и сделали.

Княгиня Ольга После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. Она была женщиной решительной, умной. Но очень она сердилась на древлян за смерть мужа и решила им отомстить.

Княгиня Ольга После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. Она была женщиной решительной, умной. Но очень она сердилась на древлян за смерть мужа и решила им отомстить.

Рассказывают, будто Ольга предложила древлянам вместо обычной дани — мехов да мёда — прислать с каждого двора по три голубя и по три воробья. Обрадовались древляне и с радостью исполнили странное желание Ольги. А она приказала привязать к ногам птиц по тряпке, пропитанной серой, поджечь тряпки и отпустить птиц. Вернулись горящие голуби и воробьи на те дворы, где жили, — вспыхнули деревянные постройки да соломенные крыши. В один миг сгорели поселения древлян. Так отомстила Ольга за смерть своего мужа.

Рассказывают, будто Ольга предложила древлянам вместо обычной дани — мехов да мёда — прислать с каждого двора по три голубя и по три воробья. Обрадовались древляне и с радостью исполнили странное желание Ольги. А она приказала привязать к ногам птиц по тряпке, пропитанной серой, поджечь тряпки и отпустить птиц.

Вернулись горящие голуби и воробьи на те дворы, где жили, — вспыхнули деревянные постройки да соломенные крыши. В один миг сгорели поселения древлян. Так отомстила Ольга за смерть своего мужа.

Наказав древлян, княгиня установила новую дань, но она всегда знала меру и своего сына Святослава учила, что «жадность до добра не доводит». После смерти князя Игоря из-за несовершеннолетия Святослава княгиня Ольга принимает на себя правление в Киеве. При Ольге и начинается внутреннее укрепление Древнерусского государства. Много заботилась княгиня Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастали каменными и дубовыми стенами, валами, частоколами. Время правления 945 - 962

Наказав древлян, княгиня установила новую дань, но она всегда знала меру и своего сына Святослава учила, что «жадность до добра не доводит».

После смерти князя Игоря из-за несовершеннолетия Святослава княгиня Ольга принимает на себя правление в Киеве.

При Ольге и начинается внутреннее укрепление Древнерусского государства.

Много заботилась княгиня Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастали каменными и дубовыми стенами, валами, частоколами.

Время правления 945 - 962

Сын княгини Ольги и Игоря Святослав был прирожденный воин, необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях.

Сын княгини Ольги и Игоря Святослав был прирожденный воин, необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях.

 Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы

Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы". Начиная с 964 года, он совершил ряд походов, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.

Всего 8 лет правил он Киевской землей, но эти несколько лет хорошо запомнились на долгие последующие века, а сам князь Святослав стал образцом ратной доблести и мужества для многих поколений русских людей.

Всего 8 лет правил он Киевской землей, но эти несколько лет хорошо запомнились на долгие последующие века, а сам князь Святослав стал образцом ратной доблести и мужества для многих поколений русских людей.

После гибели Святослава на киевский княжеский престол взошел Владимир.

После гибели Святослава на киевский княжеский престол взошел Владимир.

Это время было неспокойным. На огромном расстоянии в степях Дона и Волги селились кочевые племена. Неоднократно нападали они на южные земли Руси, заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство.

Это время было неспокойным. На огромном расстоянии в степях Дона и Волги селились кочевые племена. Неоднократно нападали они на южные земли Руси, заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство.

Князь Владимир – собрал Русь в единое целое , около Киева построил множество городов для защиты от нападений кочевников; и целью его походов было не столько завоевание новых земель, сколько защита Руси от внешних врагов. О времени княжения Владимира сложено много былин. Народ называл его Красное Солнышко.

Князь Владимир – собрал Русь в единое целое , около Киева построил множество городов для защиты от нападений кочевников; и целью его походов было не столько завоевание новых земель, сколько защита Руси от внешних врагов.

О времени княжения Владимира сложено много былин. Народ называл его Красное Солнышко.

Был умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в великую державу, о которой с уважением говорили в Европе. И в летописи, и в русских былинах Владимир выступает как могучий государь, который заботился о своей дружине и пользовался ее любовью и уважением. Заботился и о русском народе.

Был умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в великую державу, о которой с уважением говорили в Европе. И в летописи, и в русских былинах Владимир выступает как могучий государь, который заботился о своей дружине и пользовался ее любовью и уважением. Заботился и о русском народе.

Чтобы крепче сплотить Русь, Владимир решил объединить народ единой верой- христианской. Согласно легенде, Владимир с дружиной крестился в Корсуни в 988 г., а затем, вернувшись в Киев, крестил и весь народ.

Чтобы крепче сплотить Русь, Владимир

решил объединить народ единой верой-

христианской.

Согласно легенде, Владимир с дружиной крестился в Корсуни в 988 г.,

а затем, вернувшись в Киев, крестил и весь народ.

По приказу Владимира в Киеве “на холме” были опрокинуты идолы во главе с Пер у ном. Деревянную статую верховного божества проволокли по городу и сбросили в Днепр. Затем Владимир приказал всем киевлянам спуститься к реке и принять крещение днепровской водой.

По приказу Владимира в Киеве “на холме” были опрокинуты идолы во главе с Пер у ном. Деревянную статую верховного божества проволокли по городу и сбросили в Днепр. Затем Владимир приказал всем киевлянам спуститься к реке и принять крещение днепровской водой.

 Он объявил через гонцов: “Если кто не придет завтра на реку креститься – будь он богатый или бедный – будет мне враг”. В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за обрядом крещения . Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

Он объявил через гонцов: “Если кто не придет завтра на реку креститься – будь он богатый или бедный – будет мне враг”.

В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за обрядом крещения . Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

Вслед за Киевом Владимир ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. После крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Вера в приметы, в талисманы, обереги – все это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок

Вслед за Киевом Владимир ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

После крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Вера в приметы, в талисманы, обереги – все это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок

ЗНАЧЕНИЕ крещения РУСИ 1 . Укрепление международного авторитета Руси. 2. Укрепление государственной власти и порядка в стране. 3 . Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. 4 . Развитие  архитектуры, живописи, иконописи. 5.   Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.

ЗНАЧЕНИЕ крещения РУСИ

1 . Укрепление международного авторитета Руси. 2. Укрепление государственной власти и порядка в стране. 3 . Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. 4 . Развитие  архитектуры, живописи, иконописи. 5.   Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.

Владимир умер в 1015 году, не назначив наследника. Его многочисленные сыновья, рожденные от разных матерей, вступили в борьбу за великокняжеский престол. Древнерусское государство опять было охвачено междоусобной войной, в результате которой через 4 года новым великим князем стал Ярослав Владимирович (1019—1054)

Владимир умер в 1015 году, не назначив наследника. Его многочисленные сыновья, рожденные от разных матерей, вступили в борьбу за великокняжеский престол.

Древнерусское государство опять было охвачено междоусобной войной, в результате которой через 4 года новым великим князем стал

Ярослав Владимирович

(1019—1054)

Стремясь к власти, он использовал природный ум, хитрость, железную волю и изворотливость. За 35 лет своего княжения он заслужил прозвание «мудрого» правителя. Ярослав многое сделал для распространения христианства. Он строил новые церкви и открывал при них школы.

Стремясь к власти, он использовал природный ум, хитрость, железную волю и изворотливость. За 35 лет своего княжения он заслужил прозвание «мудрого» правителя.

Ярослав многое сделал для распространения христианства. Он строил новые церкви и открывал при них школы.

избавил Русь от печенегов расширил территорию своего государства и укрепил его безопасность основал новые города укреплял связи с соседями через династические браки создал первый на Руси письменный свод законов Русь стала одним из самых сильных и процветающих Европейских государств .
  • избавил Русь от печенегов
  • расширил территорию своего государства

и укрепил его безопасность

  • основал новые города
  • укреплял связи с соседями через

династические браки

  • создал первый на Руси письменный

свод законов

Русь стала одним из самых сильных

и процветающих Европейских государств .

videouroki.net

Древнерусская культура - презентация для 3 класса.

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1

Урок окружающего мира«Древнерусская культура»

Слайд №2

В правление князей Владимира и его сына Ярослава Мудрого наступает расцвет Древней Руси. К этому времени в её состав вошёл весь русский народ. Создание государства остановило нападения варягов на севере. Спокойнее стала и южная граница, где князь Владимир нанёс поражение кочевникам-печенегам.

Слайд №3

Князь Ярослав недаром остался в истории с прозвищем Мудрый. Он был выдающимся устроителем государства. С его именем связан первый русский закон Древнерусского государства – «Русская правда»

Слайд №4

Княжеские терема на Руси всегда отличались красотой. Но испокон веку все строения на Руси были деревянными. С X века в городах начали появляться первые каменные соборы. Они стоились по греческим образцам греческими и русскими зодчими. Да как строились! Некоторые стоят уже почти тысячу лет!

Слайд №5

Слайд №6

Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства. Параллельно развивались формы деревянной архитектуры и каменного строительства.Архитектурный ансамбль на острове Кижи в Карелии на Онежском озере.Музей-заповедник «Кижи» внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Слайд №7

Преображенская церковь в Кижах.Купола Преображенской церкви

Слайд №8

Собор Святой Софии был воздвигнут на том месте, где в 1037 г. войско под руководством Ярослава Мудрого одержало победу над печенегами. На огромную высоту возносил он тридцать глав своих, сверкающий золотыми куполами.

Слайд №9

Это замечательное архитектурное сооружение было выстроено в Киеве при князе Ярославе Мудром. Возведено оно было из камня. Створки ворот были обиты позолоченными медными листьями. Сверху над воротами находился храм. Строительство Золотых ворот дорого обошлось князю, однако Ярослав не поскупился на траты. Как вы думаете, почему? Золотые ворота потрясали тех, кто их видел, своей мощью и великолепием. У ворот днем и ночью стояли грозная стража.Золотые ворота

Слайд №10

Софийский собор в Новгороде

Слайд №11

Дмитровский собор во Владимире

Слайд №12

ИКОНА – предмет поклонения –живописное изображения бога,святого или святых, образ.Иконами украшались стены храма.Иконы создавались трудом мастеров-иконописцев.

Слайд №13

Владимирская иконаБожьей материXII векСпас НерукотворныйВторая половина XII века

Слайд №14

ФРЕСКА – роспись по сырой штукатурке.Семейство Ярослава Мудрого Киев, Святая София, XI век

Святитель Николай, НовгородXII век

Слайд №15

МОЗАИКА – рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла.Архангел Киев, Святая София, XI век

ОрантаКиев, Святая София, XI век

Слайд №16

Культурный уровень древнерусского народа был достаточно высок. В стране появились зодчие, художники, ювелиры, вышивальщицы

Слайд №17

Русские ювелиры славились своим мастерством. Украшенные богатым окладом иконы стремились заполучить многие Византийские храмы. Оклады выполнялись из золота, серебра, золоченой и серебреной меди, украшались чеканкой, сканью, басмой, чернью, а также жемчугом и драгоценными камнями.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

volna.org

Древнерусское государство. Первые русские князья. Племена славян



Задание 1

Заполни схему.

Задание 2

Закончи предложения.

1. Потомки древних славян – русские, украинцы, белорусы.

2. Древняя Русь – Древнерусское государство со столицей городом Киевом - начало образования русской государственности.

Домашнее задание

Составьте рассказ о первых русских князьях по высказываниям – «опорам».

- Рюрик – первый русский князь, варяг.

- Олег – киевский князь, умный и хитрый правитель, завоеватель земель. Строил крепости и города.

- Легенда о смерти Олега: «…Но примешь ты смерть от коня своего.»

- Князь Игорь, его отношения с древлянами.

- Княгиня Ольга и её месть за убитого мужа.

Ответ:

« …Рюрик — летописный варяг, первый новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей на Руси. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

Сведений о политическом руководстве Рюрика очень мало. В летописях довольно скупо описано его стремление укрепления государственных границ, возведения городов и пр. Одним из самых важных событий в его правлении было то, что он сумел подавить мятеж в Новгороде Вадима Храброго, чем укрепил собственный княжеский авторитет. В целом можно сказать одно – правления Рюрика способствовало централизации власти на Русской земле.

В 879 году после смерти Рюрика новгородским князем становится его родственник Олег. Новый князь был очень воинственным и предприимчивым. Едва он взошёл на княжеский престол, он поставил цель захватить водный путь на Грецию. Однако для этого необходимо было завоевать все славянские племена, живущие по течению Днепра.

Олег собирает войско из финских племён, а также кривичей и ильменских славян, после чего выдвигается на юг. На своём пути он подчиняет Смоленск, Любеч (там он оставляет часть воинов), а затем идёт на Киев.

В то время в Киеве правили Аскольд и Дир, не принадлежащие к княжескому роду. Олег выманил хитростью их из города и отдал приказ их убить. После этого киевляне сдались без боя, Олег занял место великого киевского князя, а сам город провозгласил «матерью городов русских».

Новый киевский князь проводил масштабные работы по укреплению сооружений города, которые отвечали за его оборону, а также провёл в 883-885 годах несколько удачных военных походов, расширив тем самым земли, подвластные Киеву. Кроме того, Олег подчинил радимичей, северян и древлян. В завоёванных землях он возводил крепости и города.

Внутренняя политика при Олеге сводилась к сбору дани с покорённых племён (по сути, осталась такая же, как и при других правителях). Дань была фиксированной на всей государственной территории.

907 год ознаменовался для князя Олега и Руси очень удачным походом на Византию. Испугавшись огромного войска и попавшись на уловку Олега (корабли были поставлены на колёса и шли по земле), греки предложили князю киевскому огромную дань, которую он принял на условии, что Византия предоставит русским купцам льготы. Спустя пять лет Олег подписал с греками мирный договор.

После данного похода о князе начали слагать легенды, приписывая ему сверхъестественные способности и владение магией. С того же времени в народе князя Олега начли называть Вещим.

Умер князь в 912 году. Согласно преданию, Олег однажды спросил у волхва причину своей смерти и тот ответил ему, что князь умрёт от своего верного любимого коня. После этого Олег отдал коня в конюшню, где за ним ухаживали до смерти. Узнав о кончине коня, князь пришёл к его костям на гору попрощаться с верным другом, где он и был укушен в ногу вылезшей из конского черепа змеёй.

Князь Игорь Рюрикович начал своё правление на киевском престоле в 912 году, сразу же после кончины великого князя киевского Олега Вещего. Попытка племени древлян стать независимыми от власти Киева была жёстко пресечена новым князем и стала причиной увеличению размера дани. Вся внутренняя политика князя Игоря основывалась на подавлении различных недовольств племён славян, которые были подвластны Киеву.

Игорь первый из русских князей, которому приходится столкнуться с проблемой набегов кочевников, в 915 году киевский князь сумел заключить с ними мир на пятилетний срок.

В преклонном возрасте Игорь перепоручает воеводе Свенельду полюдье, что вызывает бурную недовольную реакцию княжеской дружины. Этот факт является основной причиной того, что князю пришлось идти на древлян без основных военных сил. Вернувшись к древлянам за повторной данью князь был убит, после чего Киевской Русью фактически правила его жена княгиня Ольга, которая жестоко отмстила за смерть мужа.

Месть княгини Ольги древлянам — легендарное историческое событие, произошедшее во время правления княгини Ольги и описываемое монахом Нестором в Повести временных лет. Произошло это в 946 году, когда Ольга пошла в поход против древлян. Это была ее «Четвертая месть», до этого были еще три (сожжение «20-ти лучших мужей» в бане, погребение заживо в землю послов-сватов и убийство на тризне – поминках Игоря под Искоростенью). Все события имели место быть в период с 945 по 946 год.»

С. 4

Задание 3

Поработай с картой. Впиши названия племен восточных славян.(см. с.8 учебника).

С. 5

Задание 4

Найди ошибки в последовательности веков. Напиши по порядку.

XIV, X, XI, XV, XII, XIII.

Ответ:

X, XI, XII, XIII, XIV, XV.

Задание 5

К какому веку относятся эти годы?

1917 - 20 (ХХ) век. 1699 – 17 (XVII) век.

1500 – 16 (XVI) век. 1350 – 14 (XIV) век.

Задание 6

Дополни предложения.

Древнерусское государство возникло в IX веке.

Своего расцвета оно достигло в XI и в первой половине XII века, а потом началась время раздробленности и распада.

Домашнее задание

Подготовь рассказ о Ярославе Мудром по плану.

1. Каким был великий князь Ярослав мудрый?

2. За что он получил свое прозвище?

3. Почему его называли просветителем?

4. Какой русский город назван его именем.

Ответ:

Ярослав Мудрый был образованным правителем, много читал, считал образованность народа делом «благим», которое укрепляет государство.

Просвещение было жизненно необходимо для Руси, так как она имела очень молодую и неразвитую культуру. Ее удаленность от духовных и экономических центров мира создавала печальную перспективу замкнутости и одичания. Поэтому Ярослав налаживал связи со всеми странами, тепло принимал послов, старался перенять все достижения христианских цивилизаций, особенно заботясь о распространении духовной литературы.

Из южнославянских стран стали прибывать священники - греки, болгары, сербы. Они привозили с собой церковную утварь, древнюю религиозную литературу, богослужебные книги, которые начали переводить на славянский язык. Появились книжники, специализировавшиеся на переписывании книг. Одновременно народ начали обучать грамоте - христианская Церковь стала просветительницей Руси.

Ярослав основал большую публичную библиотеку. К его времени относится древнейшая русская рукопись Евангелия (так наз. Остромирово Евангелие). Он выдавал специальные пособия священникам для проповеди народу, создал школу для боярских детей а так же школы «для людей всякого состояния» Чтобы обеспечить потребность русских церквей в книгах, Ярослав создал в Киеве при Софийском соборе скрипторий-мастерскую для переписывания книг.

В Софийском соборе действовала своеобразная библиотека могла насчитывать до 1000 томов редких книг. В Софийской библиотеке работали древнерусские книжники - священники-богословы, летописцы, древнейшие русские писатели и ученые.

Возникали школы и при других церквях и монастырях.

Ярослав Мудрый издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Иллариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Илларион стал первым русским митрополитом.

Именем Ярослава Мудрого назван город Ярославль.

***Задание 7.

Подготовьте коллективный ответ на вопрос: «Современны ли слова князя Владимира Мономаха: «Не ленитесь, не обижайте никого, заботьтесь о больных и бедных, защищайте обиженных»?

Составьте план ответа.

Ответ:

1. Являются ли слова князя подтверждением справедливости и почему?.

2. Насколько актуальны слова высказывания.

Слова князя Владимира Мономаха: «Не ленитесь, не обижайте никого, заботьтесь о больных и бедных, защищайте обиженных» современны и сейчас.

Ведь по сути это заповеди жизни в человеческом обществе: необходимость труда для блага всех, проявление заботы о тех членах общества которые по возрасту или состоянию здоровья нуждаются в особом внимании, внимательность и доброжелательность по отношению к окружающим тебя людям, чтобы незаслуженно никого не обидеть, а если случилось неприятное событие, то разобраться в причинах по справедливости.

«Наказ» Владимира Мономаха можно применить к нашему времени, потому что - труд, милосердие, сострадание, справедливость - это жизненные принципы по которым должно жить человечество. Люди должны не воевать, а жить мирно; помогать друг другу.

С.6

Задание 8

Поработай с контурной картой. Раскрась территории, которые были присоединены к Древнерусскому государству в Х (10) веке. Нарисуй и подпиши условные обозначения (см. с.10 учебника).

Ответ:

resheba.com