Расцвет Древней Руси: от Ярослава до феодальной раздробленности. Эпоха расцвета древней руси


Развитие и расцвет Киевской Руси

Киевская Русь – крупнейшее государство средневековой Европы. Сформировалось оно в 9 веке в результате внутреннего развития славянских племен. Киевская Русь сыграла значительную роль в истории восточнославянских народов. На протяжении всего существования государства складывалась древнерусская народность, которая стала этнической основой 3 народов – русского, белорусского и украинского. Объединение славянских племен способствовало развитию экономической, культурной и политической сферы. Киевская Русь занимала ведущее место на международной арене. Тесные контакты были налажены с Чехией, Грузией, Польшей, Францией, Византией, Англией.

Расцвет Киевской Руси

На протяжении длительного периода для крупнейшего государство Европы была  характерна раздробленность. Князья не могли прийти к соглашению при решении простых вопросов.

Расцвет Киевской Руси во многом связан с религиозными реформами, которые проводил князь Владимир. Он понимал, что язычество не отвечает интересам такого могущественного государства. Вера в силы природы подразумевала поклонение многим богам. А Владимир решил укрепить свою власть с помощью христианства. Таким образом, население Киевской Руси понимало - если на небе один Бог, то и у них может быть лишь один государь – Владимир. Он принял христианскую веру. Сразу после этого практически всё население получило крещение. С принятием христианства княжеская власть укрепилась.

Расцвет Киевской Руси продолжался и в период правления Ярослава Мудрого. При нем большое внимание уделялось укреплению позиций христианства. Кроме того,  культура и просвещение достигли высочайшего уровня. В этот период было переведено большое количество книг с греческого языка на древнерусский. В Новгороде была создана школа, в которой триста учеников учились грамоте. В Киеве при Софийском соборе была основана первая библиотека на Руси. В ней не только переводились книги, но и писались летописи.

Расцвет Киевской Руси характеризовался развитием архитектуры и живописи. Ярким образцом является Софийский Собор. Он не имеет аналога ни в одном государстве. Собор отличается самобытностью. В отличие от архитектурных шедевров того времени, Киевская София не возносилась над землей. В живописи важное место принадлежало фреске и мозаике.

Внешняя политика Киевской Руси

Основными задачами, стоявшими перед Древнерусскими князьями, были:

- защита торговых путей;

- борьба со степными кочевниками;

- укрепление связей с Византийской империей.

В условиях постоянных нападений, угрозы со стороны кочевников князья Руси укрепляли линии обороны. Так, при Владимире были сформированы мощные рубежи  на таких реках, как Десна, Сула, Струна. По всей линии обороны были построены крепости, укрепления.

Начиная с 10 века, между Византией и Киевской Русью проходили частые войны. Во многом они были связаны с борьбой за торговые пути, уменьшение пошлин для купцов, усиление могущества. Только в 1046 году два могущественных государства Европы заключили окончательный мирный договор, который был скреплен венчанием киевского князя Ярослава и дочери византийского императора Мономаха.

Князья Древней Руси

Согласно норманнской теории, древние славяне до 9 века жили небольшими племенами без централизованного управления. Затем они пригласили на правление варяжских князей, которые и положили начало образованию древнерусского государства. В этот период земли подвергались нападениям кочевников. В результате один из варяжских князей (Рюрик) погиб. Место киевского князя занял Олег. После смерти Олега править государством стал Игорь.

Большая роль в развитии Киевской Руси принадлежит Владимиру. Он не только объединил все земли, но и принял христианство.

Не менее важное место в истории древнерусского государства отводится Ярославу Мудрому. При нем Киевская Русь достигла своего расцвета: укрепились связи со многими странами мира, произошел рывок в культурной сфере.

После княжества Ярослава Мудрого престол перешел к Владимиру Мономаху, а затем - к Юрию Долгорукому.

Безусловно, при каждом правителе Киевская Русь достигала разного уровня развития, но нельзя отрицать тот факт, что именно при Владимире и Ярославе Древнерусское государство достигло вершины своего развития.

fb.ru

Расцвет Киевской Руси

Расцвет Киевской Руси

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Вступление.

2. Возникновение древнеславянского государства Киевская Русь.

2.2. Создание и создатели древнеславянского государства. 12.

3. Период становления Киевской Руси. 17.

4. Эпоха расцвета Киевской Руси. 23.

5. Период распада на княжества и упадок Киевской Руси. 34.

6. Древняя Русь и кочевники. 46.

7. Заключение. 53.

8. Список литературы. 55.

1. Вступление.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение,— русами.

В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси.

Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства.

На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы — Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др.

Военная сила Киевской Руси стала тем щитом, о который разбивались многочисленные орды кочевых племен Степи, продвигавшиеся к границам Византии и нападавшие на страны Центральной Европы. Согласно признанию византийского историка Никиты Хониата (конец XII — начало XIII в.), именно древнерусский народ спас Византию от нашествия половцев.

Блестящая история и культура Киевской Руси издавна привлекали внимание исследователей.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства — раннефеодальная монархия, территориальные границы — от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии миновали рабовладельческую стадию. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. В качестве пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX — начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя (семейная община), однако они были подчинены интересам развития феодального общества. Рабство на Руси существовало в рамках феодальной формации.

2. Возникновение древнеславянского государства Киевская Русь.

2.1.Возникновение Киева – колыбели Киевской Руси.

Проблема происхождения Киева постоянно привлекала внимание историков. Причем уже со времен Нестора-летописца ни у кого не было сомнения, что первое датированное известие о Киеве, относящееся в “Повести временных лет” к 862 г., не является свидетельством рождения древнейшего восточнославянского города. Не к этому времени относится и начало того государственного образования — “Русская земля”, во главе которого он стоял. Истоки обоих явлений уходят в глубь веков и имеют тесную взаимосвязь.

Связывая возникновение Киева с началом восточнославянской государственности, летописец Нестор записал народное предание о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве, основавших в земле “мудрых и смысленных” полян город и назвавших его в честь старшего брата Киевом. Чтобы рассеять сомнения в достоверности личности Кия Нестору пришлось произвести свое собственное разыскание, согласно которому Кий являлся полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором.

Долгое время этот летописный рассказ, отношение последователей к которому (как в плане достоверности, так и в плане славянского происхождения Кия и его братьев) чаще всего было скептическим, являлся единственным источником в решении вопроса о времени происхождения Киева. Неудивительно поэтому, что историки приходили к самым противоречивым выводам, приписывая (вопреки совершенно четкому указанию летописи о славянстве Кия) основание Киева сарматам, готам, гуннам, аварам, норманнам.

Так, В. Н. Татищев писал: “Кий, Щек, Хорив и Лыбедь имена не славянские, но видится сарматские, ибо и народ до нашествия славян был сарматский”. Само имя Киев происходит от сарматского слова “кивы”, что значит каменные горы. Известия об основании города князем Кием, согласно историку, являлись измышлением летописца, проистекающим “от незнания сего имени”. Возникновение Киева В. Н. Татищев относил ко времени до “пришествия Христова”.

М. М. Щербатов полагал, что основателями Киева были гунны. Покорив алан, гунны, по его мнению, дошли до места, где ныне Киев. Найдя это место удобным к поселению, вожди их остановились и построили “вышеозначенные грады”.

Против теории гунского происхождения Киева, неоднократно возрождавшейся на протяжении всего XIX в., решительно выступил историк И. М. Болтин. “Чтобы гунны на берегах Днепра, где ныне Киев, когда-либо жили,— писал он,— о том ни в какой истории не вспоминается, да и весьма сомнительно, чтобы они местами сими проходили. Жили тут издревле сарматы, и прежде нежели славянами были покорены, построили город Киев, назвав его так по местоположению, ибо слово “кивы” на сарматском языке значит Горы”. Позднее И. М. Болтин столь же горячо отстаивал аварское происхождение Киева.

Историки немецкого происхождения Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер также отрицали славянское происхождение основателя Киева. Г. Байер, в частности, утверждал, что Кий — это готский король Книве, который воевал в Панонии во времена римского императора Дация, около 250 г. Согласно Г. Миллеру, честь основания Киева принадлежит гуннам. “Писатели средних времен,— утверждал историк,— часто называли город Киев Унигардом, какое название без сомнения происходило от уннов... Историки обыкновенно полагают, что князь Кий создал город Киев в 450 году после рождества Xристова. Имя Кий, кажется, ничего славянского в себе не заключает”.

Как видим, при всей несхожести выводов названных историков все они были единодушны в отрицании славянского происхождения Киева. Эта тенденциозность, разумеется, не могла быть незамеченной прогрессивно настроенными русскими учеными. Первым, кто подверг серьезной критике взгляды представителей немецкой школы историков, был М. В. Ломоносов. В отклике на диссертацию Г. Миллера “Происхождение народа и имени российского” (1749), он отмечал: “на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно, скандинавы побеждают, разоряют, огнем и мечом истребляют: гунны Кия берут с собой на войну в неволю”. М. В. Ломоносов призывал к серьезному отношению к летописным известиям об основании Киева. В связи с этим он писал: “Владетели и здатели городов в пределах российских известны по Нестору: в полях Кий, Щек и Хорив... И хотя в оном летописце с начала много есть известий невероятных, однако всего откинуть невозможно”.

Еще категоричнее выступил против скептического взгляда на начальные века славянской истории, происхождение их государственности и городов историк В. К. Тредиаковский. Он писал: “что за повсюдное Байерово тщание, приставшее от него, как прилипчивое место, к некоторым его же языка здесь академикам, чтоб нам быть или шведами, или норвежцами, или датчанами, или германцами, или готфами, только б не быть Россиянами собственно так называемыми ныне”. Кия В. К. Тредиаковский считал историческим лицом, время жизни которого приходилось на V в.

Крупнейший представитель русской дворянской историографии М. Карамзин также решительно тал на защиту летописных известий об основании Киева. Критикуя филологические построения историков о неславянском происхождении слова “Киев”, он остроумно замечал, что “имена древния не всегда могут изъяснены языком новейшим, из чего не следует, чтобы они произошли от иного языка. К тому же, славянское местоимение Кий, слова щека, щекотать, гора, лебедь и многие другие столь же близки к именам киевских братьев и сестры, как и персидские или венгерские Кея, Хурех, Лебелае и пр.”.

Две тенденции в вопросе о возникновении Киева, определившиеся в дворянской историографии, еще рельефнее выступают в работах историков второй половины XIX в. Особое распространение получила теория готского происхождения Киева, якобы подтверждавшаяся скандинавскими источниками. Действительно, в одной из опубликованных в 1850—1852 гг. саг говорится, что внебрачный сын готского короля Гейдрека царствовал в Рейдготии, а столицей имел Днепровский город (Данпарстад). На этом основании А. А. Куник высказал предположение, что Днепровский город готов может быть отождествлен с Киевом. Ф.К. Браун был значительно осторожнее, заявив, что “Днепровский город занимал, вероятно, то место, где затем был построен Киев”. Решительным сторонником отождествления Киева с Данпарстадом сканинавских саг выступил исландец Г. Вигфуссон. В Киеве он видел центральный пункт готской империи и столицу Эрманарика.

mirznanii.com

3. Киевская Русь. Принятие христианства и его последствия. Три периода: - эпоха первых киевских князей;

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. В 882 г. новгородский князь Олег (879 – 912 гг.) хитростью захватил Киев, затем подчинил древлян, северян и радимичей. Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. С этого времени традиционно ведется отсчет лет Древнерусского государства с центром в Киеве.

В истории Киевской Руси выделяют три основных периода:

1. X в. Формирование государства во время правления первых русских князей (Игоря, Ольги, Святослава, Ярополка).

После Олега (879-912) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым (912-945) и считают сыном Рюрика. После его гибели во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга, которую летописи характеризуют как мудрую и энергичную правительницу. Около 955 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где приняла христианство. Этот визит имел также и большое политическое значение.

Святослав (957-972), прежде всего, был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы.

После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980). В 977 г. Ярополк поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом, и начал против него военные действия. В итоге дружины князя Олега были разбиты, сам он погиб в бою, а древлянские земли были присоединены к Киеву.

2-й период. Конец X - первая половина XI в. Время наивысшего расцвета государства при Владимире I и Ярославе Мудром;

В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не увенчалась успехом. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте.

Крещение Руси и его последствия. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк.

В 988 г. была крещена Русь. Прежде всего были крещены сыновья Владимира и многие бояре, а затем в назначенный день произошло массовое крещение киевлян. Вслед за Киевом христианство стало насаждаться в других землях Киевской Руси. Идолы старых богов сжигались или сбрасывались в реки. На их местах начали строиться христианские церкви. Таким образом, при князе Владимире в конце X в. христианство стало государственной религией Древнерусского государства. Однако прошло более столетия, прежде чем христианство прочно утвердилось на Руси.

Последствия принятия Русью византийского христианства:

  1. политические: укрепление княжеской власти; укрепление и более высокий уровень связей Руси с другими странами; введение на Руси византийской церковной организации

  2. культурные: смена духовных и нравственных приоритетов в развитии страны и мировоззрении населения; распространение славянской письменности и литературы; влияние византийского искусства на становление древнерусского каменного зодчества, изобразительного и прикладного искусства

В 1035 г. князем Киевской Руси стал Ярослав. В его правление продолжалось успешное развитие Руси: политическое, экономическое, культурное.

Признаки расцвета Руси:

  • Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы, к союзу с которым стремились самые могущественные государи

  • начало строительного бума (города, дороги, храмы)

  • расцвет культуры, церковного просвещения (монастыри как центры культуры), рост грамотности населения

  • совершенствование законодательства (принята Русская Правда – сборник законов).

3-й период. Эпоха Ярославичей – потомков Ярослава Мудрого.

Вторая половина XI – начало XII в. Складывание предпосылок для территориально-политической раздробленности.

Летописи в большинстве своем дают восторженную оценку княжению и личности Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125), называя его образцовым князем. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. После его смерти единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные земли-княжества.

studfiles.net

Расцвет Древней Руси: от Ярослава до феодальной раздробленности | history-thema.com История

После смерти в 1015 г. князя Владимира молодому Русскому государству предстояло выдержать еще одно испытание на внутреннюю прочность: первую междуусобную войну между княжескими сыновьями за киевский престол. Инициатором ее был третий сын Владимира Святополк, начавший убивать своих братьев, чтобы стать единоличным правителем Руси. За это он получил прозвище Окаянный (уподобившийся библейскому Каину – убийце своего брата Авеля) и под этим прозвищем вошел в историю. Однако в итоге победу в войне со Святополком одержал старший сын Владимира Ярослав, в 1019 г. разгромивший войско Святополка на реке Альте и ставший князем киевским.

В долгое княжение Ярослава Мудрого (1019 – 1054) Древняя Русь достигла своего наивысшего расцвета. Начитанный, очень с чего начался расцвет древней русирелигиозный и любознательный князь активно прилагал усилия к распространению просвещения в своей стране. В Киеве уже существовало духовное училище, где подготавливали священников для службы в русской земле. Ярослав открыл такое училище и во «второй столице» Руси – Новгороде. При Ярославе стали создаваться первые русские летописи. Появилось первое русское сочинение на тему богословия и философии: труд как выглядел древний киевмитрополита Иллариона «Слово о законе и Благодати». Киев стал одним из крупнейших городских центров всего христианского мира. Сам Илларион Берестов был первым митрополитом (церковным главой) Руси – коренным славянином. Прежние митрополиты на Русь прибывали из Византии. В нем имелось 400 церквей и 8 рынков. Парадный въезд в Киев украшали грандиозные Золотые ворота, восхищавшие своим великолепием и блеском современников. В 1036 г. Ярослав во главе своей дружины нанес сокрушительное поражение войскам печенегов. После такого удара печенеги уже не смогли оправиться и больше никогда не совершали серьезных нападений на русские земли. На некоторое время Великая Степь перестала представлять сколько-либо значительной угрозы для Руси. В память о победе над печенегами на месте сражения Ярослав воздвиг знаменитый собор Святой Софии в Киеве, подобный тому, который с таким же названием стоял в Константинополе. Русь окончательно превратилась в государство-гегемон Европы восточнее Карпат, уважаемого участника европейской геополитики. С русской княжеской семьей стремились породниться правители других сильных и влиятельных европейских государств. Сын Ярослава Всеволод взял в жены дочь императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери великого князя Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Анна – дочь Ярослава, привезла из Киева во Францию написанную на славянском языке что такое русская правдаБиблию, чтобы присягать на ней во время своей коронации. Вплоть до 1825 г. на этой Библии, лежащей в Реймсском соборе, присягали все французские короли. Главным же достижением эпохи Ярослава было издание Русской правды – единого свода постоянных законов, регулирующих гражданские отношения людей и устанавливающих ответственность за преступления на всей обширной территории Руси. Русская правда, впоследствии неоднократно дополнявшаяся другими киевскими князьями, в эпоху ордынского ига сокращенная в связи с распространением под татарским влиянием и в связи с усилением княжеской власти новых правовых норм, служила основным источником правоотношений на Руси фактически вплоть до формирования Московского государства (России). Ярослав умер в 1054 г. в возрасте более 70 лет, посадив своих сыновей наместниками в разных провинциях Руси, завещав им сообща беречь Русскую землю и почитать старшего брата Изяслава как главу рода. Изяслав стал князем киевским, то есть, великим (верховным) князем Руси после смерти отца. Согласно установлению Ярослава, великокняжеский престол передавался от одного главы рода Рюриковичей к другому, то есть, великим князем был старший мужчина в роду. Если у великого князя были братья, то престол после его смерти занимал старший из них. Если не было – престол мог перейти к его сыну, племяннику, в общем, к самому старшему из родственников.

Первые двадцать лет после смерти Ярослава Рюриковичи жили в мире и согласии, строго выполняя заветы мудрого князя. Этому когда на русь пришли половцыспособствовало и то, что вскоре из Великой Степи стала угрожать новая опасность: с территории Средней Азии в степи восточной Европы прибыла очередная волна воинственных кочевников, которые начали вытеснять живших здесь прежде печенегов. Кипчаки, которых русские называли половцами (предположительно, от «полова – солома», о точном происхождении слова ученые до сих пор спорят), наполнив европейские степи, почти на два века захватили в них абсолютное господство, оставили в наследие после себя весьма насыщенную степную культуру икто такие половцы язык, оказавшие значительное влияние на культуру современных ногайцев, татар, казахов, ряда народов Кавказа. Но для Руси они стали очень опасным противником, оспаривавшим у нее влияние на выходы к южным торговым центрам, подвергавшим опустошительным набегам сами русские земли. С того времени и вплоть до монгольского нашествия вся история Руси шла под знаком постоянной борьбы с кипчаками. Конечно, длительное соседство способствовало и тому, что с какими-то кипчакскими племенами Русь поддерживала мирные торговые отношения, даже заключала военные союзы против общих врагов. Однако половцы – прекрасные стратеги, обладавшие превосходной по тому времени боевой тактикой, грабительские набеги считали одним из главных средств существования. Пока русские мирно торговали с одним степным племенем, другое седлало коней, вооружалось саблями – уступавшими русским мечам по силе удара, зато гораздо более удобными в обращении, и стремительно двигалось на русские села и города за добычей. Неожиданные нападения воинов Степи могли произойти в любое время. Впервые кипчаки напали на Русь в 1061 г., разгромив войско сына Ярослава князя переяславского Всеволода. Длившаяся почти два века борьба Руси с половцами шла с переменным успехом; русские тогда еще не освоили степной быт и земли кочевников для них ценности не представляли, половцы же, не имевшие единой власти, разобщенные по племенному признаку, при всем своем воинском искусстве не могли ни сокрушить Русь, ни отвоевать куска ее территории, а только ее грабили. Беспрестанные войны с кипчаками стали причиной того, что даже после вступления Руси в период своего культурного и политического расцвета, утихания внутренних племенных разногласий (выгоду от объединения и как русь воевала с половцамиэкономического развития страны почувствовали все, даже прежде мятежные как выглядели древнерусские военные укрепленияславянские племена) военное дело оставалось важной частью восточнославянской культуры и быта. Выстроенную еще первыми русскими князьями укрепленную линию на границе с Великой Степью потомкам Ярослава пришлось уплотнить еще более. От Карпат до Оки как выглядели русские воиныпротянулась частая цепь деревянных крепостей; заметив угрозу нападения, на специальной вышке при одной крепости разжигали сигнальный костер, свет или дым от которого был виден из соседней крепости. Так по цепочке стражи Русской земли оповещали друг друга об опасности. Часть как выглядели древнерусские воиныкак выглядели древнерусские воиныкак выглядели древнерусские воиныгарнизона древнерусской крепости состояла из отряда княжеских или боярских дружинников – конников, одетых в кольчуги и вооруженных копьями и мечами. Они составляли главную ударную силу войска, атакующую вражеские ряды. Другую часть гарнизона составляли вои – ополчение из местного простого населения, вооруженные большей частью тяжелыми боевыми топорами и щитами. Вои выполняли оборонительные функции, в их задачи входило останавливать мощный и стремительный натиск кочевой конницы, после чего уже переходила в контратаку дружина.

В 1072 г. братья Ярославичи предприняли редакцию изданной их отцом Русской правды. Важным изменением стала полная отмена института кровной мести, окончательная замена ее выкупом за пролитую кровь. Впрочем, под единой государственной властью, в связи с повышением общего уровня жизни на Руси родоплеменные отношения славян уходили в прошлое. Влияние рода падало, возрастала роль соседской общины и власти княжеских наместников. Это само по себе исключало принцип кровомщения. Вскоре после редактирования свода законов между братьями начались споры за верховную власть. В 1073 г. третий сын Ярослава Святослав, князь черниговский, сверг и изгнал из страны Изяслава, который был вынужден затем долго скитаться по Европе, пока после внезапной смерти мятежного брата не вернулся в Киев, где прежде тоже участвовавший в заговоре против него, но затем раскявшийся Всеволод Ярославич вернул ему великокняжеский престол. Однако почему на руси все время были усобицызатем против Изяслава подняли мятеж племянники – Олег Святославич и  Борис Вячеславич. В 1078 г. в битве на Нежатиной Ниве около Чернигова киевская дружина разбила войско мятежников, однако сам Изяслав в этом сражении погиб. Занявший киевский престол Всеволод практически все свое правление сражался со вновь и вновь вспыхивашими мятежами, которые провоцировал мечтавший захватить киевское княжение сын Святослава Олег. Частые междуусобные войны князей Рюриковичей были печальной особенностью древнерусской истории, не исчезнувшей ни в период расцвета Руси, ни в последующие времена, даже во время ордынского ига. Обычай наследования престола старшим в роду был не по нраву многим князьям, которые, вкусив прелести власти и богатства, взирали на Византию и другие европейские государства, где власть передавалась от отца к сыну, мечтали о введении такого же порядка на Руси. Но при этом каждый хотел, чтобы верховными правителями Русского государства были именно его потомки. Князья, правившие в русских провинциях, назначались киевским князем и потому чувствовали себя временщиками, которые могли быть в любое время смещены, не были уверены, что их сыновья получат достойное место в государственном управлении: ведь не факт, что киевский князь назначит после их смерти на княжение в их области какого-нибудь другого представителя рода.

Выступать против братьев князей далеко не всегда побуждали только личные амбиции. Русские князья не были абсолютными монархами: на их решения сильно влияли требования общины городов – центров возглавляемой ими земли. Нередко великий князь был вынужден назначать в области именно того наместника, которого желало видеть ее население. Если население провинции было недовольно политикой Киева, оно побуждало к выступлению против главы государства своего – удельного, князя. Городские общины были реальным двигателем внутренней политики на Руси.

Во главе государства стоял великий – киевский, князь. В зависимых от Киева княжествах – уделах, правили назначаемые киевскимкак выглядели древнерусские города князем удельные князья. Административным центром каждого княжества былкак ыбл устроен древнерусский город город, защищенный деревянной стеной. В центре главного города находилась деревянная или каменная крепость – кремль, за стенами которого находилось жилище князя или наместника, куда прятались горожане в случае, если врагам удавалось прорваться за внешнюю городскую стену. Вне кремля располагался посад – жилища простых горожан, занимавшихся, главным образом, различными ремеслами. В городе находился, в зависимости от его размеров, один или несколько храмов, где горожанечто было в древнерусских городахкак выглядели древнерусские городасовершали богослужения. Многие города имели школы, где местные дети обучались грамоте и основам христианской религии. Была рыночная площадь – торг, где продавали свои товары как сами горожане, так и приезжающие в город жители сел и деревень, ездившие по разным землям торговцы, в том числе иноземцы. Была также площадь для вече – городских собраний, на которых решались важнейшие общие дела горожан. Население на вече сзывали ударами в особый колокол. Часто на таких собраниях случались жаркие споры, даже жестокие потасовки между группами горожан, имеющими разные как выглядела древняя русьинтересы. Внутрення застройка города не имела строгого порядка, улицы были очень узки и тесны. Поскольку почти все строения возводились из дерева, нередким явлением были опустошительные пожары в городах. В одном княжестве бывало несколько городов. Для управления другими городами князь назначал тиунов – местных администраторов. Кроме того, в городах существовали выборные должности – тысяцких – командиров городских ополчений и городских судей. Подобная организация городского уклада жизни, отличавшаяся выраженной демократичностью традиций, в то время существовала и в других странах Европы. Общественные и государственные традиции Древней Руси, вообще, гораздо более напоминали общеевропейские, чем традиции Московского государства, в котором уже установилось резко авторитарное правление. Жители города назывались гражанами или гражданами.

Однако большинство населения Древней Руси жило в сельской местности. В долинах рек, где имелись необходимые для как жило большинство населения древней русихозяйствования пахотные, пастбищные и лесные угодья, располагались села – крупные поселения в десятки дворов, и деревни – мелкие поселения в один или несколько дворов. Население страны, покрытой преимущественно густыми лесами, имело небольшую плотность, и города большей частью соответствовали по размеру в каких жилищах жили на русисовременным крупным поселкам. Селяне жили в сложенных из бревен жилищах – избах, имеющих двускатную крышу. Окна затягивались пузырем – плотной прозрачной пленкой из требухи животных. К избе пристраивались хлев, клети – постройки для хранения хозяйственных продуктов и принадлежностей. Постройки сами по себе образовывали стены вокруг выложенного деревом двора. Жилища горожан были похожи на жилища селян, но при них меньше было хозяйственных построек. В избе устанавливалась глиняная или земляная печь, дым от которой уходил через отверстие в потолке (топка по-черному). От этого жилища простого народа Древней Руси по нашим меркам могли казаться внутри не очень опрятными, запачканными сажей, зато дым хорошо убивал в жилище болезнетворных микробов. Конечно, о микробах древнерусские люди преставления не имели, но что было в избесвязь между окуриванием жилища и здоровьем его обитателей хорошо замечали. Внутреннее убранство избы состояло из деревянных лавок вдоль стен, стола для приема пищи, табуретов. Из дерева изготовлялась и значительная часть посуды, тары для хранения продуктов: деревянные ковши, кадки, ведра, бочки. При  сельском доме находился огород, где выращивали капусту, лук, горох, но больше всего – репу, составлявшую важную часть рациона жителя Руси. На полях сеяли в основном рожь, также ячмень и овес, лен, из которого ткали материал для шитья каков был быт жителей древней русиодежды. Землю часто рыхлили вручную с помощью сохи. В районах, прилегающих к Степи, сельские жители выходили на работу в поле при оружии – с длинными дубинами или рогатинами, чтобы отбиться от возможного нападения половцев-разведчиков. Тем не менее, прекращение с объединением под властью государства межплеменной вражды позволило селянам гораздо больше времени отдавать теперь своему хозяйству, и присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор грибов, ягод и орехов, играли теперь хотя и еще важные, но уже вторые роли в жизни большинства славян.

В рассматриваемый период на Руси сложился выраженный феодальный строй. Князь правил своей землей, опираясь на родовую аристократию – как на руси появился феодализмбояр, которые руководили войском на местах, при этом могли иметь собственные дружины, заседали при князе в качестве советников, заведовали различными как жили на русисторонами государственного управления. Бояре имели свою отчину или вотчину – земельное владение, где проживало содержавшее их население. Для князя роль вотчины играла вся вверенная ему земля. Князя содержал работавший на него сельский люд – смерды, которые изначально были лично свободными, но затем постепенно превратились в крепостных крестьян. Смерды были подсудны исключительно князю. Существовало рабство. Рабы делились на две категории: челядины – военнопленные, захваченные в походах, и холопы – попавшие в зависимость русские люди. Обыкновенно в холопы заимодавцу попадали должники, не сумевшие расплатиться. Эта система называлась кабалой. Рабы обслуживали дом и дворовое хозяйство князей и бояр. Знатные люди жили в больших деревянных домах, похожих на дворцы – теремах, внутреннее помещение которых было разделено на комнаты. Обыкновенно терем имел два этажа, верхний из которых назывался горницей.что такое терем

как жила русская знать

Обстановка в древнерусском тереме

В древнерусских городах трудились зодчие – архитекторы, под руководством которых возводились терема и церкви, каменотесы, чем славилась русьювелиры, иконописцы. В Европе получили славу так и прозванные «русские» замки, которые очень трудно было взломать. Современники восхищались искусством русских златокузнецов. Работа ремесленников была очень сложной и кропотливой, требовала огромного терпения, так как осуществлялась вручную. До XII в. ремесленники трудились на заказ, и только затем стали производить товары для массовго сбыта. Важным изобретением русских мастеров стало письмо по бересте – тонкому верхнему слою березовой коры. Оно позволило широко использовать письмо в быту не только знатным людям и представителям духовенства, но и простому городскому люду. Археологи обнаруживали куски бересты даже с такими текстами, как записка с предложением руки и сердца возлюбленной.как выглядели записи на бересте

В 1097 г. после очередной кровавой междуусобицы князья Руси по инициативе сына Всеволода Ярославича Владимира Мономаха какие есть известные памятники архитектуры древней русисобрались на съезд в крепости Любеч. На съезде они постановили во избежание дальнейших смут закрепить за каждым в наследственное владение его удел («Каждый да держит отчину свою»). С того времени каждый князь считался постоянным правителем в своем княжестве и назначая своих сыновей наместниками в его отдельных областях. После его смерти каждый из княжеских сыновей мог требовать закрепления земли, данной ему в наместничество, тоже в качестве своего постоянного владения и так далее. Теперь у князей, знавших, что их удел никуда от них не денется, было меньше поводов для захвата великокняжеской власти в Киеве. На некоторое время это дало свои плоды и позволило русским князьям прочно объединить усилия в борьбе с общим врагом – кипчаками-половцами. Но затем развился неконтролируемый процесс дробления княжеских уделов на все более мелкие владения. Русь вступила в период феодальной раздробленности, когда каждый князь стал фактически независимым правителем в своей земле, а власть великого – киевского, князя за пределами собственно Киевского княжества – лишь номинальной. И даже это полностью не прекратило усобиц, так как киевский престол все равно привлекал своим престижем как суливший большее богатсво и международное уважение. Еще случалось, что кто-нибудь из удельных князей пытался захватить власть и в Киеве. Наступивший новый период существования древнерусского государства характеризовался резким падением внешнеполитического могущества Руси и в конечном итоге привел к ее  неспособности противостоять новой обширной и могущественной державе, границы которой в XIII в. вплотную придвинулись к ее южным рубежам – Монгольской империи.

3 428

history-thema.com

Расцвет киевской Руси кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Лучшие годы Киевской Руси пришлись на времена правления князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Владимир пришел к власти на Руси в ходе краткой междоусобной борьбы со своими братьями. Ярополк, князь Киевский, правивший с 972 по 980 годы, победил князя Олега, и прибрал к рукам выделенные ему древлянские земли. Владимир, выступивший в союзе с Олегом, был вынужден бежать, однако спустя два года он заручился поддержкой варягов, и сумел в 980 году захватить Киев, в ходе войны Ярополк был убит. Так можно описать период, после которого наступил расцвет Киевской Руси кратко.

При правлении Владимира I, впоследствии прозванного Великим, под единой рукой были объединены все восточнославянские города и земли. Вятичи, предгорья Карпат по обе стороны, и червленские города – все это вошло в состав Киевской Руси. Государственный аппарат был укреплен, однако при Владимире зародилась будущая разобщенность государства – важные центры были отданы на княжение сыновьям князя и полководцам. Однако при правлении Владимира государство стало мощным, оно было прекрасно защищено от набегов кочевых племен (преимущественно печенегов). Главным достижением Владимира считается введение Христианства в качестве государственной религии.

Следующим правителем стал старший сын Владимира – Святополк, однако придя к власти, он уничтожил нескольких своих братьев, за что навлек на себя гнев народа. Ярослав в это время правил в Новгороде, и после непродолжительной, но упорной борьбы, Святополк убежал в Польшу. Правление Ярослава, прозванного Мудрым, продлилось с 1019 до 1054 года. В этот период государство достигло наивысшего своего расцвета. Киев при его правлении стал одним из самых крупных европейских городов, по своим размерам он мог соперничать с Царьградом. Найденные записи указывают, что в городе было выстроено до 4 сотен церквей и 8 крупных рынков. Также в городе были выстроены Золотые ворота, в честь которых сегодня в Киеве называется одна из станций метро, а также величественный храм София Киевская, скопированный с византийской Айя-София.

Описывая расцвет Киевской Руси кратко, следует добавить, что в это время это государство стало значимой силой на международной политической арене Европы. Ярослав женился на шведской принцессе, и наладил связь с ведущими европейскими государствами.

antiquehistory.ru

Расцвет киевской Руси (конец X— Первая половина XI в.)

Владимир I

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Ярослав Мудрый

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона—русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении (смерти — Авт.) царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир,— Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Социально-экономический строй Киевской Руси

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани,— «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения — «закупы». Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны — наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

«Русская Правда». Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 60—70-х гг. XI в.

Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068—1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) — Изяслав, Святослав и Всеволод — от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

«Правда Ярославичей»

Восстания конца 60-х — начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правда Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей (мужей) — оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов — в 5 гривен.

histerl.ru

Рассвет древней руси: период расцвета древнерусского государства

Расцвет Древнерусского государства

В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла иМокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.

Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами,Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философскойсистемой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.

Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.

Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).

В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.

"Русская правда"

Первые сведения о существовавшей на Русисистеме права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не

знаем.

Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник — "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода.

О расцвете киевской Руси вкратце

Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого — "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.

В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.

За уголовные преступления "Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

Владимир Мономах

После смерти князя Всеволода его сынВладимир Мономах имел реальные шансы занять княжеский престол. Но наличие в Киеве достаточно могущественной боярской группировки, настроенной против потомков Всеволода в пользу детей князя Изяслава, имевших больше прав на княжеский стол, заставило Владимира Мономаха отказаться от борьбы за киевский стол.

Новый великий князь Святополк II Изяславич (1093-1113) оказался слабым и нерешительным полководцем и плохим дипломатом. Его спекуляции хлебом и солью во время голода, покровительство ростовщикам вызывали озлобление среди киевлян. Смерть этого князя послужила сигналом к народному выступлению. Горожане разгромили двор киевского тысяцкого, дворы ростовщиков. Боярская дума пригласила на киевский стол популярного среди народа князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Летописи в большинстве своем дают восторженную оценку княжению и личности Владимира Мономаха, называя его образцовым князем. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю.

После его смерти единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные земли-княжества.

Билет № 5

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 194 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Ярослав (1019—1054), прозванный за свою политику Мудрый, одержал победу в схватке за власть со Святополком Окаянным и возглавил Древнерусское государство. Период его правления считается расцветом Киевской Руси, при нем получило широкое распространение обучение грамоте, каменное строительство.

Усложнение социальной структуры общества, развитие экономических отношений, культуры привело к необходимости установить порядок и законность. При Ярославе Мудром возник письменный свод законов— «Русская Правда».

3. Расцвет Киевской Руси при Владимире и Ярославе Мудром. Принятие христианства на Руси.

Свод защищал людей от насилия, драк, убийств, вместе с тем еще допускалась кровная месть, но лишь ближайшие родственники могли воспользоваться этим правом и отомстить обидчику. Свод демонстрирует установившуюся иерархию общества: так, за убийство людей, приближенных к князю, полагались очень высокие денежные штрафы, а за убийство холопа (зависимые люди) требовалось уплатить в несколько раз меньше.

В конце XI в. «Русская Правда» была дополнена рядом статей сыновьями Ярослава Мудрого. Отличительной чертой новых статей была защита вотчин и увеличение разницы виры (штрафов) за убийство знатных и незнатных людей.

В области внешней политики Ярослав Мудрый добился немалых успехов. Киевский князь укрепил отношения с соседними государствами (Польшей, Швецией), нанес сокрушительное поражение в 1036 г. печенегам, заключил династические браки с представителями правящих домов Норвегии, Византии, Франции, Германии, Венгрии. Ярослав Мудрый скончался в 1054 г., завещав новую систему престолонаследия. Если раньше великим князем становился старший сын правителя, то теперь престол должен был переходить старшему в роду. Новая система вскоре привела к многочисленным спорам по поводу старшинства и, как следствие, междоусобицам

Tags: Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый

Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром

Принятие христианства князем Владимиром имело огромные последствия для страны. Данное событие заложило основы будущего расцвета Руси. Но проявился этот расцвет в полной мере лишь при потомках Владимира.

После смерти Владимира в 1015 году вновь разгорелась борьба за власть между его сыновьями. Наиболее агрессивным в этой борьбе был Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба. Народ очень любил Бориса и Глеба за их праведный образ жизни и потому эти люди стали первыми русскими святыми мучениками, а сам Святополк получил в народе прозвище «Окаянный».

Но для того, чтобы получить власть над всей Русью, Святополку Окаянному необходимо было расправиться с еще одним своим братом – Ярославом. Для борьбы с Ярославом Святополк заручился поддержкой поляков, сам же Ярослав нашел союзников в варяжской среде. Четыре года, с переменным успехом, продолжалась междоусобица Ярослава и Святополка. В итоге, Святополк бежал в Польшу, а Ярослав стал князем Киевским и всей Руси и правил с 1019 по 1054 гг.

Ярослав, как считается, был человеком очень умным, знал языки, проявлял качества талантливого правителя, за что и получил в народе прозвище «Мудрый».

Еще в 1016 г., будучи князем Киевским, Ярослав создал первый письменный свод законов Древней Руси – «Русскую Правду». Изначально «Русская Правда» распространялась только на Новгород, но как только Ярослав Мудрый стал правителем всей Руси, так и «Русская Правда» стала общерусским законом. Это был еще один очень большой шаг в деле укрепления единства страны.

В 30-егг. XIв. Ярослав разбил печенегов, освободив Русь от постоянных набегов этих кочевых народов. В честь этого события в то же время были построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве.

Власть Ярослава была настолько сильной, что он впервые в истории православной Руси позволил себе самостоятельно назначить митрополита всея Руси без ведома византийского патриарха (раньше митрополиты нам всегда назначались из Византии). Так первым русским митрополитом стал священнослужитель Иларион. Иларион известен не только как первый русский митрополит, но и как автор выдающегося памятника литературы Древней Руси – «Слово о законе и благодати» (примерно 1037 г.).

3. Расцвет Киевской Руси при Владимире и Ярославе Мудром. Принятие христианства на Руси.

У Ярослава Мудрого, помимо всего прочего, было много дочерей, которых он с удовольствием выдавал замуж за европейских королей и принцев, тем самым укрепляя авторитет Руси на международной арене и свои собственные связи с европейскими правителями. Наиболее известной является младшая дочь Ярослава Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I. Династические браки также стали немаловажным фактором расцвета Древней Руси в первой половине XIвека.

Таким образом, в годы правления Ярослава Мудрого, Руси достигла расцвета во всех сферах: экономической, социальной, политической и духовной. Желая предотвратить ссоры между своими сыновьями, Ярослав перед своей смертью разделил земли Руси между потомками с той целью, чтобы каждый имел свое княжество, его развивал и не имел желание что-то отнять у брата. Но после смерти Ярослава все получилось с точность наоборот: опираясь на полученные княжества, сыновья Ярослава Мудрого начали воевать друг с другом, с целью захватить еще больше земель, власти и богатства, и вся вторая половина XIвека стала периодом постоянных междоусобиц и отсутствием единства и стабильности в стране.

Основные даты по теме

  1. Правление Ярослава Мудрого – 1019-1054 гг.

Термины

  1. Русская правда – первый письменный свод законов Древней Руси
  2. Печенеги – кочевой народ, проживавший на южных границах Руси
  3. Слово о законе и благодати – памятник древнерусской литературы. Произведение написано митрополитом Иларионом в 30-е гг. XIвв.
  4. Династический брак – брак между представителями разных королевских династий (как правило, иностранных) с целью укрепления дружеских отношений между государствами, представители которых вступают в брак.

Закрепить материал на тренажере ЕГЭ по истории

Читать другие статьи по теме

comments powered by HyperComments

magictemple.ru