Былинный эпос Древней Руси. Поговорки и пословицы как отражение народного характера. Пословицы и поговорки древней руси
Пословицы... старые русские ... | Мастер Маргашов Вячеслав
Полные версии пословиц и поговорок
___________________________________________________
Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл.
Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло и лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.
В этом материале собраны пословицы и поговорки, которые в действительности были куда длиннее…
Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
Бедность – не порок, а гораздо хуже.
В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
Гол как сокол, а остер как топор.
Голод не тётка, пирожка не поднесёт.
Губа не дура, язык не лопата.
Два сапога пара, оба левые.
Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
И делу время, и потехе час.
Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
Не все коту масленица, будет и пост.
Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
Рука руку моет, да обе свербят.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
У страха глаза велики, да ничего не видят.
Ума палата, да ключ потерян.
Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
Дуракам закон не писан,Если писан, то не читан,Если читан, то не понят,Если понят, то не так.
Будь закон такой написан,И в последствии прочитан,Даже понят и исполнен — Не изменится дурак.
__________________________________________________
Скачать для ознакомления : Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки.
Праведы — древнее Знание северных волхвов.
источник
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Похожее
margashov.com
Пословицы и поговорки Росов — Славянская культура
Пословицы и поговорки Росов. Дохристианский период
1. ЧЕЛОМ В ПРОРУБЬ – НОГАМИ В ИСТИНУ.
2. ПО ПРИМЕТАМ ЧАРУ СЛАВЯТ.
3. ПО ЧАРЕ ИСТИНА, А В ПРОСТОДУШЬЕ – МУДРОСТЬ.
4. НЕ В ВЕЗЕНЬЕ ПРИБЫЛЬ. А В ПРЕИЗБЫТКЕ ВЛАС.
5. ОДИН ВОЛОСОК РОД ДЕРЖИТ.
6. ЧАРА ВОССИЯЕТ – СЛАВА СБУДЕТЬСЯ.
( «Чара» есть вино, употребимое и солнцем и людьми, подразумевается только чара с сурьей).
7. У ВСЕХ ДЕЛ ГОЛОВА ОДНА – РОД.
8. РОДИВШИСЬ В УЗРЕ, НЕ ПРОПАДЁШЬ В УЗДЕ.
9. ПО НАРЕЧИЮ – НАЧАЛО.
10. НАРЕЧЕННЫЕ СХОДЯТСЯ – КОЛИ БРОД РАСХОДИТЬСЯ.
11. ПО БРОДУ НАЧАЛА НЕТ.
12. КАБЫ РЕЧЕЮ НЕ БАЛОВАЛИСЬ – ИЗ ЯИЦ ЦЫПЛЯТА НЕ ВЫЛУПЛЯЛИСЬ.
13. КАЖДОЙ ЦЫПЕ ПО ЦЫПУХЕ, ПО КОЖУТИ И НАВАРУХЕ.
14. СИНЕЙ ПТИЦЕЙ ВЗЛЕТИШЬ – В КОРОМЫСЛО УГОДИШЬ.
15. В КОРОМЫСЛЕ МУДРОСТЬ РОДА.
16. КОРОМЫСЛО КОСМОС ЗНАЕТ.
17. КОРОМЫСЛО – МОСТЫ В КОСМОС.
18. ВСЯКА НЕЧИСТЬ КОРОМЫСЛА УБОИТСЯ, ВСЯК РОЖДЕНИЕМ ОБЯЗАН КОРОМЫСЛУ.
19. ЗАПЛЕЧНАЯ НОША ТЯЖЕЛА, А С КОРОМЫСЛОМ ПРЕОДОЛИМА.
20. ДОЛЯ – НЕДОЛЯ, А КОРОМЫСЛО УВЕСИТ.
21. ПО ПРЯДИ СОХА ПЕРЕНОЩНАЯ, ПО РЯДУ – НОГА ПЕРЕСТУПНАЯ.
22. ИЗМЕЛИ МОЛУ, ВЫСЕВИ СЕВУ - ПО КРАДЕ И ПРЕЙДЁТСЯ.
23. ВОЗВЕЛИТШИ РОД И САЖЕНЬ ПРИЙДЁТ.
24. РОД РОДИТСЯ И ЗЕМЛЯ МОЛОДИТЬСЯ.
25. У КРЕНЯ ЕСТЬ ЗАБОР, У КРЫНЯ – ВЕСЬ ЧЕРТОГ, А ВОЗВЕЛИТШЕНОЕ СТОЙМЯ СТОИТ («креня» – кривда, «крыня» – правда)
26. ВОЗЛЮБИ, ЛЮБИ ЗАПРЕТ.
27. ВО РАДУГЕ БОГ РОДИТЬСЯ – ЗЕМЛЯ МОЛОДИТЬСЯ.
28. ПРАВДА С КРИВДОЮ РОЗНЯТЬСЯ – ЛИШЬ КОРОМЫСЛА УБОЯТЬСЯ.
29. ЛЮТЫЙ ВОРОГ – СТАРУХА БЕЗЗУБА.
30. НЕТ КРИВДЫ ЗЛЕЕ – ЧЕМ ЗУБЫ СТЁРТЫ.
31. ИЗМЕЛИ МОЛУ, ПЕРЕСЕЙ ТРАВУ, СВЯТА КРИНИЦА, ПО ЖИТУ – И ХЛЕБ.
32. ИЗ УСТАЛИ ПОРОСЛЬ СЕЕТСЯ.
33. ПО ПРИЧИНЕ И ОХВАТ УМА.
34. ПО ЛЮБУ И МИР.
35. ВО СЛАВИ – ДЕД, НА ЗЕМЛЕ – РАЙ, ПОД ЗЕМЛЁЙ – РОЙ, А В НЕБЕ – ИСТИНА.
36. ВО СЛАВУ РОДА ВОСПОЁТ МЛАДО. МЛАДО, СТАРО – ВСЁ ОДНО.
37. ВОЗСИЯЕТ РОД – ОЖИВЁТ НАРОД.
38. НАРОД ВО СЛАВЕ МОГУЧ.
39. ОБРЯЗШИЕ СЕВЕР – ПОЛУЧАЮТ РАЙ.
40. НА СЕВЕРЕ – МОГУЧ НАРОД, А ВО ХЛЕВЕ – ЗЫБЬ-ЗЕМУН.
41. БОРУ ЧАДИШЬ – СВЕТ ХВАЛИШЬ.
42. ИЗ ТРИЗНЫ ВОЗРОДИВШИСЬ – БОРУ НЕ ОДОЛЕТЬ.
43. УБОР – БОРЕЮ, А СЫТЬ – ЗЕМЛЕ.
44. СЫТНО БОРЕЮ – ХВАЛА БОГАМ.
45. УБОР НА СВЯТА – ВОЗЫМЕЕШЬ СИЛУ.
46. НЕТ ПРЕГРАД БОРЕЮ, КОЛИ СВЕТО ЧТИШЬ.
47. ИЗУМСТВО – СВЕТ БОРЕЯ.
48. ПРИЛЕПИШЬ КРАДУ – РОД ОБОСНЁШЬ.
49. ИЗ-ЗА МОРЯ -ОКИЯНА ВЕТЕР ВСЕГДА ПО БУЯНУ.
50. БРЕЕШЬ БОРОДУ – СЕМЯ ПУСТЕЕТ.
51. ПОБРИТОМУ ЛЮБО ЗНАТЬ – ДЕТЕЙ НЕ РОЖАТЬ.
52. УЛЕПНОЕ ОТРОДЬЕ В ХВОСТЕ ЗАКРУЧЕНО.
53. У РОЖЕНИЦЫ СВЕТЕЛ УМ.
54. И ЗМЕЮ ПАСКУДНО ЖИТЬ, КОЛЬ В ХЛЕВУ ОДНО ЗОЛОТО.
55. УЗРИШЬ МНОГО, КОЛИ СЕЛО ОГРОМНО.
56.О ПРАВДЕ КРИВДА СКАЖЕТ.
57. ПО НЕДОМЫСЛИЮ И УМ.
58. НЕ ЛЕЗЬ В СОР - НЕ ПОЛУЧИШЬ РАЗДОР.
59. У ИНОЙ МЫСЛИ И ВЕТЕР НАЧАЛО.
60. ОБ ИСТИНЕ СПОРИТЬ – ПРАВДУ ЗАБЫТЬ.
61. ПО ЛЖИ И УМЕНИЕ БЕГАТЬ.
62. ПО РАЗУ КАК ПО ТРИ, ПО ТРИ РАВНО КАК ПО РАЗУ, КОЛИ ОПЫТА НЕТ.
63. В КАЖДОЙ СВЕТЁЛКЕ СВОЁ КОРОМЫСЛО.
( «Коромысло» - созвездие Большой Медведицы у славян)
64. НЕПОЮЩЕМУ НА ТЫНЕ – СМЕРТЬ ОТ ДОСТАЛИ (переизбыток).
65. ПО ТЫНУ И РАССВЕТ.
66. У РОДА ПОЮЩИХ РАССВЕТ – НЕТ ЗАКАТА.
67. У КАЖДОГО ПРАЗДНИКА СВОЙ ГЛАС.
68. ЖИВОТ РОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОЧИ.
69. ОЧИ В НЕБО – ДИТЯ К РОДУ.
70. РОД ВЕЛИК – ЗУБЫ БЕЛЫ.
71. ЛЮБА И ПРИБОЙ ОДОЛЕЕТ.
72. СЕЙ В ВОДЕ – ГРЕМУЧИМ СМЕРТЬ!
73. ВОДА ВОДОЙ, А ХЛЫНЕТ – НЕ ОПОМНИШЬСЯ, В СВОЙ ЧЕРЁД – ВОДА СВОЯ.
( дано пояснение: на тыне пели рассвет и кто рождался обязан был петь на тыне, иначе – смерть. Встречная просьба – дать пословицу о муже.)
74. ПО МУЖУ (ЧАРЕ) БРОВИ СХОДЯТСЯ, ВОТ ТЕБЕ И ПОСЛОВИЦА.
*****
1. СВЕТ В ОКНЕ – ЧТОБ СНАРУЖИ ВИДЕТЬ.
2. НЕ ДЕЛИ ТОГО, ЧЕГО САМ НЕ ИМЕЕШЬ И НИКОГДА ИМЕТЬ НЕ БУДЕШЬ.
3. НЕ СТОЙ ПОДЛЕ ТОГО, ЧТО СИЛЫ НЕ ДАЁТ – ИДИ ТУДА, ГДЕ СИЛА ТЕЧЁТ.
4. БУДИ СОЛОВЬЯ НЕ БАСНЯМИ, А СВЕТОМ ЛАЗОРЕВЫМ.
5. ДАЙ ДЕРЖАТЬСЯ ЗА ТЕБЯ ТОМУ, КТО ПЛЫТЬ ХОЧЕТ, А НЕ НА ДНО МЕТИТ.
6. БУДИ ЗАРЮ НЕ ПРИЧИТАНЬЯМИ, А СОЛНЦА В НЕБЕ ЛОБЫЗАНЬЯМИ.
7. СИЛА МУДРОСТИ НЕ В ТВОИХ ЛЕТАХ, А В РАДЕНИИ БОЖЬЕМ И ОТ СНА ВОССТАВШИХ РОДАХ.
8. КОЛИ ДЕНЬ - ДЕНЬСКОЙ РАЗБОЕМ БУДИШЬ – ВЕКОВУЮ КЛАДЬ ОПАЛОЮ ОСТУДИШЬ.
9. ЛЁГКОЮ БУДЕТ ДОБЫЧА ДЛЯ СЕБЯ, КОЛЬ УСЛАДУ В НЕЙ ИЩЕШЬ.
10. ДУЮТ ВЕТРЫ НЕ СТОЙ СТОРОНЫ, ЧТО ПОДЛЁТНА – УБЛАЖАЮТ ЛИШЬ ТУ, ЧТО ВО МГЛЕ ИСКРОМЁТНА.
11. РАДОСТЬ СЕРДЦЕ ВЗБУЯНИТЬ НЕ МОЖЕТ – ГУБИТ СЕРДЦЕ ТОСКА, МЕСЯЦАМИ ЧТО ГЛОЖЕТ.
12. ДАЛЕКО ЗА ЛЕСОМ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ, А ТУДА СТРЕМИТСЯ, ЧТОБ В РОСЕ ОМЫТЬСЯ.
13. ПО ДОЛИНЕ РОВНОЙ, НО ВО ТЬМЕ КТО ХОДИТ – НИ ПУТИ, НИ СОЛНЦА В СУЕ НЕ НАХОДИТ.
14. ВО РУБАШКЕ ЯРКОЙ ТЕЛО ДОМ СВОЙ ИЩЕТ, А ДУША ВО ЗВЁЗДАХ ВЕЧНУ ПРИСТАНЬ РЫЩЕТ.
15. РУКИ В ЗЛАТЕ НЕ КУПАЙТЕ, А ДЛЯ ЗНАТНЫХ ДЕЛ ПРИБЕРЕГАЙТЕ.
16. РОБОСТЬ В ДЕЛЕ НЕ ПОМОЖЕТ – ЯД ГОРДЫНИ СЕРДЦЕ ГЛОЖЕТ.
17. ПРЫТКОСТЬ ПОПЕРЁД КОЛЬ СТАВИШЬ И ЗАБАВУ В ДЕЛЕ ЗРИШЬ – ВО ИСТОКЕ ДЕЛО ОБЕЗГЛАВИШЬ…
18. СПЕТА ЛЬ БУДЕТ ПЕСНЯ ДО КОНЦА, КОЛЬ В НЕЙ НЕТУ КРАСНОГО СЛОВЦА.
19. ВЬЁТСЯ ЛЬ ВПЕРЕДИ ДОРОГА, КОЛИ СКЛИЗКАЯ У НЕЙ ПОДЛОГА?!
20. ПОЗАБАВИТЬСЯ ЛИШЬ СМОЖЕШЬ, КОЛИ ЗРЯ НАУКУ ГЛОЖЕШЬ.
21. МЕНЬШЕ ТЕЛО ОБУВАЙ – МЫСЛИ СВЕТОМ ЛУЧШЕ НАВОСТРЯЙ
22. ЧРЕЗ РУИНЫ, КОЛЬ ВО ПРОШЛОЕ ИДЁШЬ – ХРУПКИЙ СТАН И МЫСЛИ ХЛИПКИ ОБРЕТЁШЬ.
23. ПО ГОРАМ-ДОЛАМ ШАГАЕМ – ТОЛЬКО ПРЫТКОСТЬ ОБРЕТАЕМ, А ЗА СОЛНЦЕМ ТЯНЕМСЯ – СВЕТУ БОЖЬЮ НРАВИМСЯ.
24. ВО СЕМИ ВОДАХ, НА СЕМИ ВЕТРАХ, ДА ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ ОБЪЯВИЛСЯ СВЕТОВ ДЕНЬ. ВО БОЛОТЕ ТЕНЬ РОДИЛАСЬ, НОЧИ ПИТЬ ДАЛА, А С ДНЁМ НЕ ПОРОДНИЛАСЬ.
25. БЕГАЛИ ПИЯВКИ ДА ПО СВЕЖЕЙ ТРАВКЕ, КАК БЫ ПРЫГАТЬ НЕ СТАРАЛИСЬ МЫСЛЯМИ ВО МОКРОТЕ ОСТАЛИСЬ.
26. КУР СЧИТАЙ ДО ВЕЧЕРА, В ГОЛОВЕ КОЛЬ МЕССИВО.
27. ВЕСЕЛ, ЯРОК БЫЛ ПЕТУХ И ЛАСКАЛ ОН ГЛАСОМ СЛУХ, С ДЯТЛОМ ПОПЫТАЛСЯ СОСТЯЗАТЬСЯ, ДО ГЛУБИН ВО ДЕРЕВЕ ДОБРАТЬСЯ, ПЫЖИЛСЯ, ПАВЛИНОМ ХВОСТ РАЗДУЛ, ШПОРЫ ВВЕРХ, А ГОЛОВОЮ ВНИЗ НЫРНУЛ.
28. ВЕТЕР ВО ПОЛЕ РЕЗВИЛСЯ, ИЗ ВОСХОДА ДЕНЬ РОДИЛСЯ, ДОЖДИК НОГИ ОМЫВАЛ, А ЗАКАТ ВО ПЛАМЯ ВЕЧЕР ПЕЛЕНАЛ.
29. ТЬМОЮ ЧТО ПОМЕЧЕНО – СВЕТОМ БУДЕТ СЕЧЕНО.
30. КОРОТАЕШЬ ЖИЗНЬ, КОЛЬ БОБЫЛЁМ – ЗАРОСТЁТ ДОРОГА КОВЫЛЁМ.
31. ВО ЦВЕТУ, КОЛЬ БУЙНОМ ТЫ РОДИШЬСЯ, ВО ГНЕЗДЕ РОДНОМ НЕ ЗАСИДИШСЯ.
32. КОЛИ ТЬМОЮ МЫСЛЬ ПРОБУЖЕНА, В ХЛАД ИЛЬ ПЛАМЕНЬ БУДЕТ ГРУЖЕНА.
33. К СВЕТУ ВАСИЛЬКОВУ КОЛИ ТЯНЕШЬСЯ – С ЖГУЧИМИ ПРИВЫЧКАМИ РАССТАНЕШЬСЯ.
34. СТОЙ НЕ СТОЙ ВОДА ТЕЧЁТ, ИЛЬ ОМОЕТ ИЛЬ СНЕСЁТ.
КОЛИ ВОВСЕ ОТОЙТИ – В ЖАЖДУ МОЖНО ТЛЕН ВВЕСТИ.
А КОЛЬ ПРОЧЬ ИЛЬ ПО ТЕЧЕНЬЮ – ВОЛЯ ЛИШЬ ТВОЯ (твое решенье)
35. НА ПАРУ-ТО ПИЩА СЛАЩЕ, НА ОГНЕ ЖЕ БУЙНОМ СМАЩЕ!
36. РОДОМ МАЛЫМ НЕ ГНУШАЙСЯ, МЫСЛЕЮ БЛАГОЙ К НЕМУ ВЕРТАЙСЯ, КОЛИ ДАЛ ТЕБЕ ЖИТЬЁ, ТО РАЗДЕЛИТ И ПИТЬЁ.
37. ДОРОГА-ТО НЕ ДОРОГА, А В ДОРОГЕ ТОЙ ПОДМОГА, ЧТО ГОТОВА СИЛЫ ДАТЬ, ЧТОБ ПУТИ В ЕДИН СВЕРСТАТЬ.
38. ЕСТЬ ЛИ ПРОК ВО ТОЙ ВОДИЦЕ, ДЛЯ ПИТЬЯ ЧТО НЕ ГОДИТСЯ?!
39. ПРИВЕЛА ДОРОГА ДА К КРУТУ ОТРОГУ, А РЕКИ ИЗЛУЧИНА – МЫСЛИ ПЕРЕМУЧИЛА (вариант: «кривь и кось навьючила»).
КУДА ДАЛЬШЕ ПУТЬ ДЕРЖАТЬ – САМОМУ ПОРА РЕШАТЬ. МУДРОСТЬ БОЖИЮ ИСПИТЬ, ИЛИ ВОЛЮШКУ КРЕПИТЬ.
40. ГУЛЯЛ ВЕТЕР В ПОЛЕ, СВИЛА ВОЛЯ ДОЛЮ.
ВЕТЕР ВОЛЬНЫМ НАРОДИТСЯ, ВОЛЯ Ж С ДОЛЕЮ РОДНИТСЯ.
41. УМ ПО-СВОЕМУ КУМЕКАЛ – НА ЧУЖУЮ ПАШНЮ ВЪЕХАЛ.
НЕТ МЕЖУ ОСВОБОДИТЬ – ДАЛ ЗЕРНУ ЧУЖОМУ ПИТЬ.
42. ВЕРЕНИЦА-НЕБЫЛИЦА – НЕПОКОРНА КОБЫЛИЦА.
СРАЗУ ЕСЛИ НЕ СУЗДАЕШЬ – УПРЯЖЬ, ВРЕМЯ ПОТЕРЯЕШЬ.
43. ПРИВЕЛА ДОРОГА К ЖИЗНЕННУ ПОРОГУ, КОЛИ ПУТЬ ТОТ СКУЧЕН, ТО ПОРОГИ КРУЧЕ.
44. ШАГОМ ПЕШИМ ИЗ-ПОД ПЛЁТКИ, СНОСИШЬ ВСЕ РАВНО ПОДМЁТКИ.
45. ЕСЛИ В НЕБО ТЫ ШАГАЕШЬ – КРЫЛЬЯ РАЗОМ ОБРЕТАЕШЬ.
*****
1. ЗА ГРАНЬЮ ВЕХ КОСМИЧЕСКИХ И ВЫШЕ ФАНТАЗИЯ УЖ РАЗУМА НЕ СЛЫШИТ.
2. В КОСМИЧЕСКИХ ДОЛИНАХ РАСПРОСТЁРТЫ ГРАНИЦЫ РАЗУМА, ФАНТАЗИИ УЖ СТЁРТЫ.
3. ВЕЛИКО ПОЛЕ, ГДЕ НЕ СЯКНЕТ ВОЛЯ, А ПЛЕН ЕЁ – У КАРМЫ В ДОЛЕ.
4. НЕТ МЕРЫ, КОЕЙ РАЗУМ МЕРИТ, ЕСТЬ ВЕРА, ЧТО УМЫ ПРОВЕРИТ.
5. УГРОЗОЙ СОН – ЛУЧА ОБЪЁМ, ОБИЛЕН СВЕТ И ТЕНИ НЕТ.
6. ВО КРУГЕ СВЕТ ИЗ МЛЕЧНЫХ ЛЕТ, КОЛЬ СВЕТ ПОБЛЕК – ИССЯК ТВОЙ ОБЕРЕГ.
7. СОГРЕТ, ОБЛАСКАН С МАЛЫХ ЛЕТ ЗЕМНОЮ МАТУШКОЙ – ВОСПРЯНЕШЬ СВЯТОЧЕМ В РОДУ ВСЕЛЕНСКОЙ ЛАДУШКИ!
8. БЕДУ НАВЛЕКШИЙ – НЕ СМИРЕНЕН, В ДУШЕ – РАЗЛАД, А В ТЕЛЕ – БРЕМЯ!
9. НЕТ СИЛЫ РОСТА В ВСХОДАХ ТЕХ, КОГО ПОПУТАЛ БЕС И ГРЕХ.
10. КОЛЬ СВЕТ В ДУШЕ СВОЕЙ ТЫ СПАС, ТО РАСПРОСТИШЬСЯ С ТЬМОЙ ТЫ ВРАЗ.
11. У НИТИ ДВА КОНЦА, ЧТОБ СВЯЗЬ ВЯЗАТЬ – НЕ НА КЛОЧКИ СУДЬБУ ТЕРЗАТЬ!
12. НЕТ ПОСТИЖЕНИЮ ПРЕДЕЛА, ГРАНИЦ ЗАПРЕТ – ЗАСЛОН ДЛЯ ВЕРЫ.
13. ПОСЕЯН СВЕТОМ ДЕНЬ, А ТЬМОЮ НОЧЬ. НА ТО И СВЕТ, ЧТОБ ТЕНИ ПРЕВОЗМОЧЬ.
14. НЕ ОТВРАТИШЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ, ПРИМИ БЕЗ РОПОТА ЗНАМЕНЬЕ, КОТОРЫМ БОГ С ТОБОЙ ДЕЛИЛСЯ, КОГДА НА СВЕТ БЕЛ ТЫ ЯВИЛСЯ.
15. НЕ ВЕДОМ СУЕТЕ ПОЧИН, ОН В НЕБО СТАРТ И ДУХУ ЧИН
16. ЕДИНА НИТЬ В ТВОЁМ ТВОРЕНЬЕ И ДУХУ СВЯТУ ПРИОБЩЕНЬЕ
Похожие статьи:
Альтернативная история → Научные данные о Северной прародине славян
Русское дело → Как на нашем огороде вырос город черножопый
История → А были ли Славяне - Русами?
История → Как Русь превращали в Европу
Славянские обряды → Язычество Cлавян. Обряды
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «ТРАДИЦИОННАЯ БОЕВАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ» ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДРЕВНЕЙ РУСИ
Групповой проект «традиционная боевая культура древней руси»
Пословицы и поговорки о древней руси
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Волга – всем рекам мать.
Всякая птица свое гнездо любит.
Всякая сосна своему бору шумит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Где сосна взросла, там она и красна.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Дома и стены помогают.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
И полынь на своем корню растет.
И собака свою сторону знает.
Каждому свой край сладок.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На родной сторонке и камешек знаком.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родная землица и во сне снится.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Русский в словах горд, в делах тверд.
Русский задора ждет.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Русский терпелив до зачина.
Русский человек добро помнит.
Своя земля и в горсти мила.
Своя сторона не бывает холодна.
Сибирь – золотое дно.
Плоха та птица, которая гнездо свое марает.
Земля русская вся под Богом.
Русский Бог велик.
И один в поле воин, если он по-русски скроен.
Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал.
Кто на Русь нападет, тот смерть себе найдет.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Русь святая, православная, богатырская, мать
infourok.ru
Пословицы и поговорки Древней Руси Работу выполнил Студент
Пословицы и поговорки Древней Руси Работу выполнил Студент 13 группы Ахлёстин Антон Преподаватель: Недоступов Д. А.
Меня заинтересовала эта тема, потому что я захотел побольше узнать о различие пословиц и поговорок. Раньше на Руси эти пословицы и поговорки назывались «повести» . Часто такая повесть заканчивалась «толком» , то есть толкованием. Цель толкования в том, чтобы поговорка принесла духовную пользу, назидание душе.
Поговорки существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и по выполняемым в речи функциям. В пословицах выражается народная мудрость. Их заключения и выводы имеют силу неписаного закона. Об этом говорят сами пословицы: «На пословицы ни суда нет, ни расправы» , «От пословицы не уйдешь» . Отличие поговорок от пословиц хорошо видно из следующих примеров. «Чудеса в решете» — поговорка, а «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда» — пословица. «Волк в-овечьей шкуре» —поговорка, а «Знать волка и в овечьей шкуре» — пословица. Итак, пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание.
Прежде всего посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей. Портретные характеристики могут быть как положительными, так и отрицательными. Примеры положительных портретов: «Красна, как маков цвет» , «Кругла, бела, как мытая репка» , «Сидит, словно павушка плывет» . Отрицательные портреты: «Говорит, что родит» , «Ухмыляется, что кобыла, на овес глядя»
Пословицы и поговорки существует практически на любую тему: о труде, о дружбе, о Боге, об осени, о здоровье, о учебе, о семье и т. д. Нередко пословица поясняется в самом название: Какова земля, таков и хлеб. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. С Богом пойдешь – до блага дойдешь (к добру путь, добрый путь найдешь)
Пословица — законченное предложение Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. Например: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Пустая бочка громче гремит. Не зная броду, не суйся в воду.
Поговорка — символичная фраза или словосочетание Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям. Примеры поговорок «свинью подложить» (напакостить) «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «остаться с носом» (быть обманутым)
present5.com
Былинный эпос Древней Руси. Поговорки и пословицы как отражение народного характера.
Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего вре- мени».
Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение.Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.
Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.
В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.
Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были куп- цы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).
Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.
Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.
В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.
В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Нов- город избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.
Художественное своеобразие былин
Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.
Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.
cyberpedia.su
Славянские пословицы и поговорки
Славянские пословицы и поговорки
Определённого внимания заслуживают и наши пословицы и поговорки. Это не просто наборы слов. Это божьи заповеди, пропущенные через славянскую душу. В них намного больше жизненного смысла, чем в иудохристианских заповедях...
Правильное понимание тонких струн славянской души, позволит не только правильно понять народное речение, но и обнаружить ошибку в современном изложении. Таким примером может служить пословица «Соловья баснями не кормят». В этой пословице звучит явное нарушение смысла. Кто должен кормить соловья, если он сам добывает себе корм? Баснями раньше называли стихотворные рассказы, которые не читались, а пелись. А любому человеку, знакомому с природой не понаслышке, известно, что соловей во время своей песни не может питаться. Таким образом, пословица должна звучать следующим образом: «Соловья басни не кормят». Меняется всего лишь окончание одного слова, а смысл пословицы меняется значительно. В этом смысле пословица применялась в том случае, когда кто‑то за разговорами забывал о деле. Подобная смысловая ошибка присутствует и в другой басне: «Делу время, а потехе час». В этой пословице слышится противопоставление дела и потехи. Народ такой пословицы создать не мог. По смыслу она подразумевает, что надо много трудиться и мало развлекаться. Потехой ранее называли не только развлечение, но и любое занятие, доставляющее удовольствие и радость. На полях «Урядника сокольничья пути» рукою царя Алексея Михайловича эта пословица написана в её истинном виде: «Делу время и потехе час». Существенно, что в таком виде дело и потеха не разделены во времени, а это придаёт пословице совсем другой смысл: любое дело надо делать с удовольствием, а в любом труде находить радость. По смыслу эта пословица напоминает следующие: «От скуки бери дело в руки», «Весело поётся, весело и прядётся». Творческое отношение к своему труду было на первом месте у наших пращуров, и работу они начинали всегда с шуток–прибауток, особенно при общинной (бригадной) работе. Именно от такого отношения к труду появилось слово делать – ДЕло ЛАдиТЬ, то есть, вкладывая труд, получать удовольствие от сделанного. Работа же – труд подневольный, без творческого подхода и без удовольствия, ради куска хлеба.
«Человек без Родины – что соловей без песни». «За морем теплее, а у нас светлее». Нет надобности доказывать, что для русского человека чувство Родины занимает в душе большое место. Русский человек связан с родной землёй не на уровне разума, а на уровне гармонии энергетических вибраций. Земляческое казачество жило по принципу: безземельному да безродному и жизнь не нужна. Поэтому они стояли за свою землю насмерть. «Любовь к Родине сильнее смерти». «Лучше смерть в поле, чем позор в неволе».
«Кому мир не дорог, тот нам и ворог». «Кто драку затевает, то чаще битым бывает». «Худой мир лучше доброй ссоры». Отношение к любой вражде у русского человека было издавна крайне отрицательным. Русичи по своему душевному складу миролюбцы. Об этом говорит история. Никто не задумывается над простым вопросом: «Почему о древнейшей Руси нет никаких исторических сведений?». Ведь сейчас уже известно, что человек на этой территории жил ещё 25 тысяч лет до нашей эры. Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно внимательно приглядеться к описаниям исторических событий. Оказывается, что вся мировая история состоит из скандалов, войн и борьбы за господство одного народа над другим. Если бы такие события происходили между племенами в древнейшей Руси, сведения о них сохранились бы обязательно. В отличии от Библейских законов, предусматривающих наказание – око за око, русские судили по принципу: «Кровь кровью не смоешь», или «Не спеши карать – спеши миловать».
«На всякий цветок пчёлка садится, да не со всякого цветка поноску берёт». Смысл этой пословицы в том, что всякого человека можно послушать, да не от всякого можно мудрости набраться. Судя же по следующей пословице, так некоторых и слушать не годится. «За пчелой пойдёшь – до мёду дойдёшь, за жуком пойдёшь – до навозу дойдёшь».
«Не ищи правды в других, коли в тебе её нет». «Правда–матушка светла живёт, ложь под тыном прячется». «Правда груба, да нам люба».
«Доброе желаешь – добро и делай». «Добра не смыслишь – так худа не делай». Можно подумать, что в этих пословицах перефразирована христианская заповедь, однако и раньше люди понимали, что: «Козла спереди бойся, коня сзади, а злого человека со всех сторон», а «Кто злым попускает, тот сам зло творит». Таким образом, добро делай добрым, а не злым.
По поводу всего написанного у народа есть очень меткая поговорка: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
«Выгода на миг, доброе имя на век». «Добрая слава дороже богатства». «Живи своим умом, а честь расти трудом». Что можно добавить к этим словам? Их даже не надо пояснять, как приходится пояснять заповеди Иисуса.
«Иному горе – мученье, а иному – ученье». «Иное горе и терпеньем одолеть можно». Как видите, беду и горе можно воспринимать по–разному: можно начать ныть и руки опустить, а можно принять как урок, чтоб для ума был прок. Если человек ноет, это всю его жизнь в ад превращает, а каждая победа над собой радость приносит. «Хвали горе, чтоб не плакало».
А. Н. Толстой о русских пословицах писал следующее: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов».
Любовь к мудрости народной, выраженной в пословицах и поговорках, необходимо прививать с раннего детства. Изучение языка необходимо основывать на изучении родных пословиц и поговорок.
«Ни тени ущерба виною нашей да не претерпит наш язык». (Святополк Чех).
www.idikomne.com
Пословицы и поговорки на тему Русь - родина
Древний Новгород и Псков — господа (а Новгород был даже господин, государь).
Сердце в Волхове (в Новгороде), душа на Великой (древний Псков).
Новгород, Новгород, а постарше старого.
Новгородская честь. Новгородская душа (честностъ в древней торговле).
Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
Хоть София и пуста, да не Крутицким верста (София новгородская; духовенство новгородское не хотело подчиниться митрополитам московским на Крутицком подворье).
Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали (об уничтожении веча новгородского или о покорении Новгорода).
Москва всем городам мать.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце.
Москва создана веками, Питер миллионами.
Хорош город Питер, да быка повытер (дорог).
Москва бьет с носка, а Питер бока повытер.
Питер женится, Москва замуж идет.
Славна Москва калачами, Петербург усачами.
В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве разделены на благочиния по сорокам).
У Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят (московск.).
Была правда у Петра и Павла (в застенке московском, где была пытка).
Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.).
В Москву идти — голову нести (старин.).
Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина).
Московская разнобоярщина (семибоярщина).
Не только звону, что в Москве (что в Киеве).
В Москве толсто (густо, часто) звонят, да тонко (жидко, редко) едят (по дороговизне для крестьян).
На Крестце не стрельцам сбор (т. е. не место, нейдет. В Москве были особые площади для сходки разных сословий).
С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акальщиков).
Москва сгорела от денежной (копеечной) свечи;
Москва от искры загорелась (1443 г. Москва загорелась от свечи церковной св. Николы на Песках; 1737 г. — от свечи в доме Милославского).
Первые города от Москвы — два девяносто верст (Владимир, Тверь, Тула, Калуга, Рязань).
Москва не клином сошлась, околицы нет.
Москва горбатая; горбатая старушка (т. е. на холмах).
Два брата с Арбата, а оба горбата.
Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать.
В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.
В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.
В Москве недорода хлебу не бывает.
Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.
Славится Москва невестами, колоколами да калачами.
Москва любит запасец.
У спаса нет без запаса.
Москва людна и хлебна. Москва — царство, деревня — рай.
В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).
Московская грязь не марается.
Москва, что доска: спать широко, да кругом метет.
В Москве деньгу беречь, себя не стеречь.
В Москву бресть (идти) — последню копейку (деньгу) несть.
Москва — кому мать, кому мачеха.
В Москву идтить — только деньгу добыть.
Москва слезам не верит (не потакает, т. е. никого не разжалобишь, все чужие).
Москву не расквелишь (не разжалобишь).
Москва ни по чем не плачет (не тужит).
Москва по нашим (по чужим) бедам не плачет.
Живучи в Москве, пожить и в тоске.
Живет на Москве — в немалой тоске.
Ой, Москва! — она бьет с носка. Бей в доску, поминай Москву!
У нашего Макарьи по три деньги Натальи, а грош дай, любую выбирай.
Калязинцы, угличане, вологжане — толоконники.
Семендяевщина — булочник да колбасник, пряничник да пирожник (Тверская губерния, Калязинский уезд).
Бежечане — колокольню рожком подбили (т. е. встряхивая табак в рожке. Это присловье дается, впрочем, разным уроженцам).
Зубчане — таракана на канате на Волгу поить водили.
Ты чей молодеч? — Зубчевский купеч. — А где был? — В Москву по миру ходил.
Зубчане — волочане, приходили к нам (ржевцам) за щами; мы щей не дали, взашей прогнали.
У нас (во Владимире) много угодья: от Москвы два девяносто да из Клязьмы воду пей.
Владимирцы — каменщики; клюковники. По клюкву, по ягоду клюкву!
Наши холопы каменницы (стар. ростовцы владимирцам).
Собирались кулики, на болоте сидючи, — они суздальцы и володимирцы (из песни).
Владимир: деревянные печи, золотые ворота, железные церкви (деревянная печь была в архиерейском доме Успенского собора; золотые ворота известны; железная церковь была у Рождественского монастыря).
Владимирцы: и наши молодцы (как вологодские) ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. Стерлядники.
Во Владимире и лапшу топором крошат (обычай этот держится только в вольных, т. е. казенных, деревнях).
Суздальцы — богомазы. Георгия замест Пятницы (св. Параскевии) променяли (образа не продают, а меняют).
В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться. Суздальцы — сальники.
Муромцы — святогоны (изгнали в XIII в. епископа св. Василия). Вертячие бобы; рогатые орехи; калачники.
Шуяне: кабы мне крепкого мыльца. Беса в солдаты отдали.
Шуйский плут хоть кого впряжет в хомут; в Питере бывал, на полу сыпал, и то не упал.
Юрьевцы — китаешники.
Ковровцы — офени, коробейники, проходимцы; картавые (за офенский язык).
Онтуфьевцы — мынки (Переяславский уезд. Они говорят «мынь» вместо «мол», «дескать»).
Кижила (Переяславский уезд) из ума вон выжила. Кижане золотую грамоту просили.
Лыченцы (Переяславский уезд) — телятники.
Ярославль городок — Москвы уголок (это говорится о многих других городах).
Ярославцы: красавцы, белотельцы, песенники, запевалы, чистоплюи. Пуд мыла извели, а родимого пятнышка у сестры не смыли.
Конфетчики, кукушкины детки (мужики мало дома живут). Спаса на воротах продали.
Сказывают, что в вашем Ростовском государстве Ростовское озеро сгорело.
У нас-ти в Ростове, чесноку-ти, луку-ти, а навоз-ти все коневий. Огородники, птичники, каплунники. Ростовский каплун.
Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.
Вот, парья (парни), наш царь: шильце в руках и щетинка в зубах; звоните в била, клепала (галичане о ростовцах).
Пошехонцы — слепороды: в трех соснах заплутались. За семь верст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? ан это у меня в носу. Ноги под столом перепутали. С краю не ложатся, а все в середину (о пошехонцах Яро
Угличане: небось, небось, батька, ведь это не наше (отец с сыном пошли воровать: отец трусил, сын его ободрял).
Толокном Волгу замесили (или: перепрудили; говорится также о вологжанах и др.).
Романовцы — схорони концы. Барана в зыбке закачали (украв, спеленали и положили в зыбку, чтобы спрятать). Вот вам правая рука, даю через милое дитя, да коли я украл, то и ему бы на ноже поторчать.
В Романовщине (Ром. околоток, того же уезда, мелкопоместный) столько барских дворов, сколько у зайца ломов (т. е. прыжков).
Даниловцы — любимые ловцы, невыдавцы. Кошкодавы: кошку не купили, а на базаре задавили.
Всесвятская кашица, по три деньги аршин.
Любимцы — козу пряником кормили. Водохлебы.
Не учи козу, сама стянет с возу, а пречиста рука все причистит. Двенадцатый час, а матушка с миру не бывала (т. е. со сходки; мужики все в заработках, а бабы в десятских).
Мологжане — коноводы (т. е. управляют коноводками по Волге).
Рыбинцы: у девушки родимое пятнышко смывали, нарочно баню топили.
Сицкаря топор одевает, топор обувает, соха кормит (на р. Сити).
Сицкая кокора (сицкари — барочники, плотники).
Нижний — сосед Москве ближний: дома каменные, люди железные. Воды много, а почерпнуть нечего (Нижний, на двух реках, но на горе).
Стоят нижегородцы на горе, смотрят да бают: чай, примечай, куда чайки летят (нижегородцы часто говор. чай).
Бородка — нижегородка, а ус макарьевский.
Нижегороды — не уроды. Нижегородцы — водохлебы (т. е. чайники).
Нижегород — либо мот, либо вор, либо пьяница, либо жена гулявица.
Будто из Елховки, стрижены верховки (т. е. маковки).
Кстово — Христово: чарочка маленька, да винцо хорошо.
Мы бы (нижегородцы) не собрались да не встали, так вы бы поганую землю носом копали (намек на времена князя Пожарского и Минина).
Татинец да Слопинец (села) ворам кормилец (старин.).
На Арать воровать, на Якшень продавать, в Мурашкино концы хоронить (Арать Арзамасского, Якшень и Мурашкино Киягининского уезда).
Васильцы (на р. Суре) — стерлядники.
Княгининцы — шапошники. Шапками обоз задавили.
Русский бог велик. Русским богом да русским царем святорусская земля стоит.
Русский народ — царелюбивый.
Земля русская вся под богом.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Велика святорусская земля, а правде нигде нет места.
России и лету союза нету. Русь под снегом закоченела.
Летит гусь на святую Русь (Наполеон).
На Руси никто с голоду не умирывал.
Руси есть веселие пити, не может без него быти.
Русская кость тепло любит. Пар костей не ломит.
Русский гостинец — кулага с саламатой.
Русский человек хлеб-соль водит.
Русского человека что парит (баня), то и правит (лечит).
Русский терпелив до зачина. Русский задора ждет.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Русский молодец — сте басурманам конец.
На пардон, на аман у русского и слова нет.
Русский человек — добрый человек (чувашский привет).
Русак умен, да задним умом. Русский назад умен.
Кабы у немца напереди, что у русского назади — с ним бы и ладов не было (ум).
Русский народ не боится креста, а боится песта.
Бей русского, часы сделает. Русский что увидит, то и сделает.
Русак не дурак: поесть захочет — скажет, присесть захочет — сядет.
Русский догадлив (сметлив, себе на уме).
На Руси не все караси — есть и ерши.
Русский человек любит авось.
Русский на авось и взрос.
Русский человек любит авось, небось да как-нибудь.
Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.
Русский человек и гуллив и хвастлив.
Русский аппетит никогда (ничему) не претит.
Крестьянское горло — суконное бердо: все мнет.
В русском брюхе и долото сгниет.
Что русскому здорово, то немцу смерть.
Русский час — десять, а немецкому и конца нет.
Я русский, на манер французский, только немного погишпанистее.
Он, видно, по-русски не понимает (т. е. хоть ему какую правду в глаза говори).
Родом не немчин, а указывать горазд.
Принять кого по-русски (т. е. или прямо и грубо, или хлебосольно).
Я тебе по-русски отрежу, напрямик.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Чернолапотница прошла (прозвище наших баб в опрятной Сибири за грязный след, выносимый ими из избы на снег).
Живи, живи, ребята, пока Москва не проведала (старин. урал. каз.).
Русь навалила, нас совсем задавила (сибирск.).
В Сибири бабы коромыслами соболей бьют.
Москали (т. е. русские, по присловиям малорусов): московский час; подожди с московский час (от русской поговорки: сейчас). Московская правда. От москаля хоть полы обрежь да беги. Мамо, черт лезет в хату! Дарма, дочко, абы не москаль. От черта открестишьс
Русский час — с днем тридцать; деревенский месяц — с неделей десять.
Москаль ворона, а привязчивее черта.
Как москаль скажет сухо, поднимайся под самое yxol
Варил черт с москалем пиво, да и от солоду отрекся.
Кто против бога и великого Новгорода?
Где святая София, там и Новгород.
Новгород судится своим судом (в древности).
Новгород (древний) судит один бог.
Можайцы поросятники, можайский ветер (ненадежные).
Коломенцы — чернонебые. Клиновцы — лапотники.
Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет.
Верейцы — сочевники (сочи — вязенки у рыбаков и хлебенное).
Дмитровцы — лягушечники, болотники. Рузцы — дровосеки.
Орешек (Шлиссельбург) и перцу горчае (старин.).
Луговцы — разносчики. Ладожане — щуку с яиц согнали.
Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев — гущеедов).
Новгородцы — долбежники. Упрям, как новгородец.
Не новгородский дворянин — не велик барин.
Уломский гвоздь (Новгородская губерния, Череповецкий уезд, село Улома, где все кузнецы, гвоздари).
Тихвинцы — свято место, где тихвинца нет.
Крещане (Крестцы) — лапотники. Кирилловцы — кашехлебы.
Белозерцы — белозерские снетки.
Кирилловский поклон девяти пяденей с хвостом (монаст.).
Демьянцы — горшечники.
Валдайские горы да любанские воры. Колокольники.
Молодец, купи баранок, да хороших каких — а поцелуй впридачу.
Город Боровичи — гам-город.
Боровичане — волнушечники, водохлебы.
Боровичане — луковники. Луку, луку зеленого.
От Волока до Утки шел трои сутки (три версты).
Старорусцы — лошадь съели да в Новгород писали, чтоб еще прислали.
Псковичи — капустники, мякинники, ершееды.
Пронеси бог Княжий мост да Михайлов погост (Псковская губерния; мост и погост этот в топях, где некогда много было разбоев).
Торопчане — табатеры.
Торопчане — египчане (египтяне?).
Торопчане: поляки с пушками, а мы с клюшками (осада Сергиевской лавры при Самозванце).
Хоцу — вскоцу, не хоцу — не вскоцу (в старину невеста говорила: хочу — вскочу и, соглашаясь идти замуж, прыгала через положенный кругом пояс или в наставленную юбку).
Порховцы — толоконники.
Тверитяне — ряпушники. Забегай, забегай! — А что? — Не видишь, куница бежит! — Это собака с Клементьева двора. — Ну, так пускай себе.
Тверитяне вприглядку с сахаром чай пьют. Цуканы.
Проедешь Погорелец и Кушалино — ступай смело до Москвы.
Кушали (Тверской уезд, с. Кушалино) — бердники, частобаи.
Кушалинские крестьянки — тонкопряхи.
Осташи — ершееды, сапожники, золотошвеи; волчьи объедки.
Селигерцы (Тверская губерния) — ершееды.
Кимряки — сычужники (Кимры. Тверская губерния, Корчев.
Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.
Кимряки — летом штукатуры, зимой чеботари.
Города Коростеня, владения Ольгина, народ кривичи.
Новоторы — воры (говорят осташи, которым отвечают): и осташи хороши.
Воры — новоторы, и осташи — хороши, а свято то место, где тихвинца нет.
Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили.
Старичане: Старица — дегтярница. Мазилку потеряли, да за Нов за ней ворочались.
Возьми сорок алтын! «Сороцы не сороцы, а меньше рубля не отдам».
Старичане — петуха встречали с хлебом-солью.
Пришел грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперек о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это — индейский петух.
Кашинцы — водохлебы (т. е. чайники).
Кашинцы — собаку за волка убили да деньги заплатили.
Калязинцы — свинью за бобра купили; собаку за волка купили.
Мурашкинцы — тулупники, рубезок кислый; кислая овчина.
Ой ты, Устя Копосовска! (Брань; Копосово — село под Нижним).
Кунавина слобода в три дуги меня свела (пристанище разврата на Нижегородской ярмарке).
Ныне пустяки-то позади Оки (о Кунавине же).
Лысковцы — народ честный; коли не вор, так мошенник.
Сыщи в Лыскове не пьяницу, не мошенника, а в Юркине не разбойника (села Макарьевского уезда).
Черновское (Нижегородская губерния) — место воровское.
У Макарья — по деньге Наталья, а на грош — целый воз.
Балахонцы — гагары. Балахонская гагара.
Город Балахна стоит, полы распахня (Балахна растянулась по Волге версты на три).
В Городце (Балахновский уезд) на горе по три девки во дворе.
Арзамасцы — гусятники, луковники; малеваны (иконописцы).
Арзамасцы собор кандалами сковали (связали обручами свод).
В Кардовили удавили, в Понятовке схоронили, в Корино по вино.
Семеновцы (Нижегородская губерния.) — заволжская кокура. Баклушники. Ложкари, ложка бурлацкая. Теплый, валеный товар.
Сергачи, лукояновцы, ардатовцы — запьянские (затешские) неряхи; Запьянщина — гречишные запятки; бабы запьянские, — чупахи, бутены.
Кострома блудливая (веселая) сторона.
На Куси — выпей да закуси (Кусь, река Костромской губернии).
Костромичи: лучше бы три раза погорела, чем раз овдовела.
Костромичи в кучу, а ярославцы прочь (врознь).
На руку нечисты; лапти растеряли, по дворам искали, было шесть — стало (нашли) семь.
Костромичи (от Костр. вниз по Волге, до Юрьевца) — голодраные, острокопытники, тамойки (говорится тамойко вместо там).
Галич Кострому обманул на острову.
Галичане — корову на баню втащили; город Галивонь, озеро Миронь, а люди Кривичи, Овчинники. Меховщики. Толокно в реке веслом мешали.
Що, парь, Галуньки (галичане).
Галичане — галки набатные. Галичья воевода (своевольник).
Чухломцы — чухломский рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет.
Старогородцы (на р. Унже, Макарьевский уезд) — луковники.
Кинешемцы и решемцы — суконники.
Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит (Сологда лежит между Кинешмою и Решмою, которые в старину ссорились).
Буевцы — домоседы, лесники. Буй городок отбей кошелек.
Кадуевцы — кадочники. Кадуй — бока надуй.
Буй да Кадуй черт три года искал, а Буй да Кадуй у ворот стоял. (Татары искали Буй, чтобы разорить его, но не нашли к нему дороги).
Солигаличане — известняки, бревенники.
Судиславцы — грибовники. Кологривцы — дегтярники.
Ветлужане — санники. Санник да тележник, а выехать не на чем.
Варнавинцы — медовики.
Село Воронье — днем семидесяти господ (мелкопоместное), а ночью одного (кто пойдет на разбой).
К Соли иду — ничего не несу, от Соли иду — полну пазуху несу (жители села Соли, Костромская губерния, по обилию в овощах снабжают ими пеших посетителей безмездно).
Вичуговцы — салфетчики. Парфентьевцы — кошкодавы.
Казань прогребли — и Орду прошли.
Продай, князь, мыла (дразнят татар).
Казанский сирота, казанский нищий (плут, прикидывающийся бедняком; от бывших мурз казанских).
В Тетюшах городничий лапоть плетет.
Свияжане — лещевники. Самарцы (саратовцы) — горчишники.
Симбирцы — гробокрады, качанники.
Виден (Симбирск), да семь ден идем.
Архангельцы — моржееды, кровельщики. Иванович, слезь с крыши, я к тебе приехала (жена кровельщика приехала в Петербург и звала с Зимнего дворца статую).
Поморы — красные голенища (нерпичьи).
Архангелогородцы — шанежники; шаньга кислая.
Город Архангельский, а народ в нем диавольский.
У нас на Ваге и уха с блинами. Вагане — кособрюхие.
Холмогорцы — заугольники (смотрели на Петра I из-за углов).
От Холмогор до Колы — тридцать три Николы.
Онежане — прохорята, Прохоровы дети.
Прохор письмо прислал, а лободырному велел деньги собирать.
Во всей Онеге нет телеги. Летом воеводу на санях по городу возили, на рогах онучи сушили.
Пинежане — икотники (общая там болезнь: икота, кликушество).
Пинежане: Покупала по цетыре денезки, продавала по два гросыка; барыша куца куцей, а денег ни копиоцки.
Мезенцы — сажееды, чернотропы (неопрятны).
Шенкурцы — водохлебы (бурлаки, носят ложку на шляпе).
Разбей бог ладью, накорми Солозу (на летнем берегу поморья).
Кольская губа, что московская тюрьма (не скоро выйдешь).
Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут.
Кола — крюк, а люди уда. Кольско страшилище.
Коляне господни — народ израильский: что ни слово, то зазубра.
На Коле человека убить, что кринку молока испить.
Где рыба ни ходит, а св. Носа не минует (Кемская).
Петрозаводцы: качу лавочку, качу мытный двор, качу свой торжок (о базарных торговках).
Боску съели. Боска, Боска, на тебе костку (кличка собаки).
Каргопольцы — чудь белоглазая. Сыроеды.
Олончане: олонцы — добры молодцы. Наши молодцы ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. У нас один молодец съел тридцать пирогов с пирогом, да все с творогом.
Любезный Олонец — белы берега.
Кайваны в Олонец не бывали.
Вытегоры — камзольники.
Пропили воеводы Вологду.
На словах — как на масле, а на деле — как на Вологде.
Вологодцы — теленка с подковой съели. Толоконники — Волгу толокном замесили.
Устюжане — рожечники, табачники. Колокольню рожком подбили. Красноязыкие. Черносеребреники. Мазы.
Усольцы — огуречники.
Худ Пермяк, да два языка знат.
Чусовляне (Пермская губерния) — чеботари.
Сылвинцы — векшееды (Сыльвинский завод, Красноуфимский уезд).
Чердынцы — шепоеды, сухомятники (Плотники, Чердынский уезд). Колдуны. Чертовы знахари.
Вятски — ребята хватски. Мы, вятчки, ребята хватчки: семеро одного не боимся.
Вятчане на руку не чисты: вчера с нами ночевали, онучку украли.
По-вятски: наугад. Вятич на авось и хлеб сеет.
Вятичи — толоконники, Вани.
Вятка всему богатству матка. Ходит Вятка с пооглядкой.
Вятичи — вятская баталия (с морским чудищем; см. лубочную картину).
Вятичи — слепороды (устюжане пришли на помощь, а вятичи сочли их за неприятеля и стали бить. У вотяков подслеповатые глаза, у новорожденных же они очень малы).
Вятичи — ротозеи (новгородцы подпустили под Болванский городок (село Никулицыно) болванов на плотах, вятичи зазевались на них, а новгородцы с другой стороны взяли городок).
Слобожане (Вятская губерния) — жидокопы (слобожанин откопал труп жида, полагая, что жидов хоронят с деньгами).
Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).
Хлыновские воры. Хлын взял (пропало).
Курский вор. Нет у белого царя вора супротив курянина.
Крестись — Андроны едут (Курская губерния).
Мы не люди, мы абодинцы (Курская губерния).
Орловцы — безменшики; проломанные головы.
Орел да Кромы — первые воры, да и Карачев на поддачу.
Брянцы — куролесы. Брянская коза (Орлов.).
Цыгане Мценск десять верст обходили (Орлов.).
Чехонь (рыба) через собор перепрыгнула (в Саратове).
Мудрые немцы — камышинцы.
Хвалынцы — головорезы. Сызранцы — ухорезы.
Ступай на низ — пшеничное есть.
Коли нечем платить долгу, так ехать (идти) на Волгу (либо в бурлаки, либо на разбой).
Божья коровка, полетай за Волгу: там тепленько, здесь холодненько.
Смоляне — польская кость, да собачьим мясом обросла.
Смоляне: Якой губернии? — Смоленьской. — Якого уезда? — Города Дорогобужска. — Якой волости? — Демьяновой посады. — Якого села? — С Ивановой усадьбы. — Якого боярина? — Про то не ведам.
Смоляне — крупенники, мезговники (мезга — сосновая облонь, которую мешают в хлеб).
За мезгой в город ездил, в красные ряды ходил.
Хоть бейся об Малаховские ворота.
Смоляне миром блоху давили.
Воровская Писковщина (Смоленская губерния, Сычевский уезд; село Писково).
Ленив, как клепенский мужик (Смоленская губерния, Сычевский уезд, село Клепени, где все нищие, по обычаю).
Вязьмичи — прянишники, коврижники. Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные.
Глупая Вязьма, бестолковый Дорогобуж.
Вязьма в пряниках увязла.
Рославцы — дегтяри.
Витебцы: Волынка да гудок, собери наш домок; соха да борона разорили наши дома.
Литвины — земляники, землекопы, лапотники. Белошапошники, магерки (валеные шапки).
Разве лихо возьмет литвана, чтоб он не дзекнул.
Кругом вода, а в середине беда (о Себеже, Витебская губерния).
Мозырь, что пузырь: кругом веда, в середине беда.
В Вильне — что в мыльне.
Кто в Вильне не бывал, тот чудес не видал.
В Вильне семь дорог для жида да три для поляка.
Азов был славен, Смоленск грозен, а Вильна дивна.
Это, видно, решета гоном гнали (сказал литвин, глядя на лапотный след по дороге).
Овруцкая (Ошмянская) шляхта (т. е. голыш, оборванец).
В Луцку все не по-людску: навколо вода, в середине беда.
У мужика грудь никогда не зябнет, у жида пятки, у ляха уши.
Кто в Одессе не бывал, тот пыли не видал.
Вышел из полону, да поселился на Дону.
Донцы — осетерники, балычники, станичники.
На Дону ни ткут, ни прядут, а хорошо ходят.
Крымцы — селедники, садовники. Сельди тухлые.
Крым — не крив, Азов — не о сте шагов.
Малороссы — мазепинцы, хохлы, чубы; индюшка высидела; галушкой подавился. Индейка из одного яйца семерых хохлов высидела.
Черт с хохла голову снял да приставил ему индюшечью.
Хохол глупее вороны, а хитрее черта.
Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).
Чтоб те хохлы да повыдохли! — А чтоб те москали да их повытаскали (ответ).
И по воду хохол, и по мякину хохол.
Хохол не соврет, да и правды не скажет.
Он хохол (т. е. хитер и упрям).
Русак до читанья, хохол до спеванья.
Венгер из-под Лохвицы (Полтавская губерния, коробейники).
Заднепровский итальянец. Задрипанцы.
Продали с хохла пояс за три деньги, а хохол нипочем в придачу пошел.
Полтава сидит на горе, как пава, а в грязи, как жаба.
Золотоноша кругом хороша.
Мценяне. Амченина бы те во двор (а святых вон).
Ельчане — сычужники. Радуга ушат воды выпила.
У нас в Ельце, на Сосне реце, курица вутенка вывела.
В Ельцу — девка по яйцу, а позадь Ельца — половина яйца.
Елец всем ворам отец, и Ливны всем ворам дивны.
Ливенцы — саламатой мост обломили (ливенцы повезли навстречу воеводе саламаты, по горшку со двора).
В Севске поросенка на насест сажали, приговаривая: цайпайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.
Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползет, а щетинку в зубах несет.
Калужане: калужанин поужинат, а туляк ляжет и так. Щагольники; щаголь щаглуе, на осиновом на дубу, да как воскогуркнет: ткау, ткау! Козла в соложеном тесте утопили (вороны каркали на дереве, а мужик, собираясь в путь, по ним предсказал товарищам вёдро, с
Мосали — гуторы: загуторили воеводу. Матушка Заутра (речка), не потопи нашего города Мосальска да нашего старосту Гаврюшку!
Лихвинские горы (Калужские) да новосильевские воры (Тульские).
Туляк — стальная душа. Блоху на цепь приковали. Присядь, бачка, чижи летят (туляки — птицеловы).
Хорош заяц — да тумак, хорош малый — да туляк.
Живет в Туле да ест дули.
Бей челом на Туле, ищи на Москве. Тула зипун сдула.
Ефремовцы — в кошеле кашу варили (Тульская губерния).
Алексинцы — стрельцы.
Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц (огурцов. Тульская губерния).
Крапивенцы — сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода. Тульская губерния).
Каширцы: Шапку долой! — А що? — Глянь, все бояре. (Проезжая по однодворческим деревням и видя избы с трубами, ворота с растворами, сани с козырями, мужики считали их барскими усадьбами).
Понес черт однодворцев на базар, да решето и опрокинул над Каширой.
Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула.
Город Чернь годом старее Москвы.
Муравьятники (прозвище работящих жителей села Высокой Горы, Новосильский уезд).
Бесово, Руново — пронеси бог здорово, а Терново да Баскачь хоть кругом обскачь (Тулбьска губерния, Каширский уезд).
Рязанцы — кособрюхие, синебрюхие. Мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Синебрюхие — от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов. По приказу: проконопатить острог,
Спасцы: Откуда ты, молодеч? — Спасский купеч. — Чем торгуешь? — Красным товаром: сальными свечами да чистым дегтем (Рязанская губерния).
У спасца и деготь — красный товар.
Егорьевцы — коновалы, головотяпы, рудометы: сам нож точит, а говорит небось.
Дедновцы — Макары. (Когда Петр I был в Рязанской губернии, то на вопрос его дедновцы, один за другим, назвались Макарами, потому что первому государь сказал: хорошо). Целовальники. Макары до икрянки рыбу вылавливают.
Где Макар побывал, семь лет рыба не ловится. (Они сымают рыбную ловлю в речках и озерах и мастера вылавливать всю рыбу).
Близки Гулынки, подымай дубинки (Гулынки, Рязанской губернии, Пронского уезда, прежде были разбойники).
Лазаревичи-вичи, погорелицы-кричи, наволок-хохолок, Теплухина-хохлухина, Ялчина-гора, высоко-спечена.
Пензенцы (Пензяне) толстопятые. В Москве свою ворону узнали.
Сура — речка у нас важная: донышко серебряно, круты бережка позолочены.
Борисоглебцы — кислогнездые (они прежде были скорняками и клейщиками. Тамбовская губерния).
Норовчат, где колышки торчат.
Елатомцы — бабешники.
Моршанцы — сомятники.
Тамбовцы — молоканы. Хрептуки степные, толстоногие!
Темниковцы — советники; сову в озере крестили (в Совином. Загулявшись, темниковцы поймали сову и, шалючи, надели на нее гайтан и окунули ее в озеро; она полетела и села на церковный крест, где, запутавшись, удавилась; темниковцам шалость эта дорого стоила
Кадомцы — целовальники, сомятники: сома в печи поймали (Мокша потопляет Кадом: когда-то и занесло сома в открытую печь).
Астрахань арбузами, а мы голопузами (славны).
Астраханцы — чилимники (чилим — водяные орехи). Икорники. Ворвань тухлая. Белужники. Разбойники. Дуванщина.
В Астрахани и коровы рыбу едят (соленую).
Красноярцы — сомятники.
Астраханцы кобылятину вместо былорыбицы в Новгород слали.
Откуда ты, Иван? — С воли, родимый (дразнят астраханские старожилы бродяг).
Голодаевцы — переселенцы в Астраханской губернии (по бедности их).
Долгопузики (воронежские переселенцы в Астраханской губернии, подпоясывающиеся низко).
Саратовские мещане собор свой с молотка продали.
Роменцы — табачники (Полтавская губерния).
Глуховцы — папушный табачок (Черниговская губерния).
Переяславцы (заозерцы) — обручники (Полтавская губерния).
Красный Кут задаст капут (Харьковская губерния, где некогда, по преданию, велась шайка разбойников).
Сибирь не мшеная. Сибирский варнак.
Страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живут.
Сибирь — золотое дно (от пушного и торгового промыслов; ныне это буквально оправдывается).
Русь навалила, нас совсем задавила (сибирская).
Чернолапотница (русская, в Сибири).
Охотские обыватели — кочемазники.
За здравие бабушки Гугнихи (говорят уральцы, почитая ее праматерью своею, первой женщиной, оставшейся в войске).
Радимичи — волчья хвоста бегают (воевода Волчий Хвост побил радимичей).
Беда, что в Родне.
За Пьяною люди пьяны (рекою Нижегородской губернии, 1377 г. Русские поражены в стане татарами).
Пришли казаки с Дону да погнали ляхов до дому (освобождение Москвы от поляков 1612 г.).
С одну сторону черемиса, а с другой берегися (1524 г. войско на судах шло под Казань и побито в порогах черемисами).
Пропал, как Бекович (при Петре I, посланный в Хиву и погибший с отрядом).
Аника смотрок. Аника воин (см. лубочную картину).
Шемякин суд. Шемяка кривосуд (1446 г. Шемяка ослепил Темного, завладев престолом).
Малюта Скуратов — злодей, мучитель.
Гришка Отрепьев — вор, самозванец, проклятый.
Стенька Разин на ковре летал и по воде плавал.
Ванька Каин — окаянный грабитель.
Мазепа — предатель.
Волга — плыть долго, а Дунай — широко. Видно, Дунай с Волгой не сольются.
Волга всем рекам мать. Волга-матушка широка и долга.
Волга-матушка — глубокая, раздольная, разгульная.
Днепр — быстрый, широкий.
Дон Иванович — тихий, золотой.
Дунай Иванович.
Прут, Днестр, Неман — порубежные.
Урал — золотое дно, серебряна покрышка.
Снизу доверху, сверху донизу (о реке).
Вашему вниманию предлагаются лучшие пословицы без регистрации. Эти пословицы интересны в любом возрасте. Потому что мудрый народ сочинил множество поговорок и пословиц — самых разных: веселых и грустных, умных и мудрых, о дружбе и о любви, о здоровье и о труде, о русском языке и т.д... На нашем сайте собраны лучшие поговорки. «Русские пословицы о Русь - родина» вы можете прочитать у нас.
aphorisms.su