Презентация, доклад Культура Древней Руси в IX-XIII века. Культура древней руси 9 13 века
Культура Древней Руси IX – первая треть XIII веков
1. Культура как социальное явление, ее структура и формы
Понятие «культура» относится к числу наиболее фундаментальных в науках о человеке и обществе. Культура не существует вне человека, она образует его среду обитания и общения, она формируется человеческим обществом и в то же время формирует и развивает это общество. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов художественного творчества. Это не обособленная часть истории общества, а вся его история с точки зрения развития культуры.
1.1. Понятие «культура» чрезвычайно многозначно. В настоящее время имеется около тысячи его определений, отражающих различные концепции. Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном, хотя разделение это условно.
• Материальную культуру составляет совокупность материальных элементов, созданных трудом и гением человека.
• Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру, включающую в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, религиозную и другие культуры. Духовная культура при этом часто имеет материальное воплощение.
• Некоторые виды культуры невозможно однозначно отнести только к материальной или только к духовной области. Такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая или эстетическая, пронизывают всю ее систему.
1.2. Синтез культур различных народов, населяющих нашу планету, составляет мировую культуру. Синтез культур различных социальных слоев и групп какого‑либо общества образует национальную культуру.
1.3. Поскольку любое общество не однородно, а состоит из множества групп (национальных, возрастных, социальных, профессиональных и т. д.), возникают малые культурные миры – субкультуры (молодежная, профессиональная, городская, сельская и др. субкультуры).
1.4. Будучи социальным явлением, культура отражает проблемы и противоречия общества.
Марксистско‑ленинская философия в соответствии с классовой теорией общества выделяла культуру господствующего класса (феодальную, буржуазную) и культуру угнетенных классов (народную).
Культура того или иного общества дифференцирована, но разделение проходит отнюдь не по линии защиты экономических и политических классовых интересов. В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее уровень и чьим интересам она служит, традиционно различают три ее формы – элитарную, народную и массовую.
• Элитарная, или высокая культура создается представителями наиболее образованных слоев общества или близкими им профессиональными творцами. Она отражает вкусы, интересы и представления этих слоев и предназначена прежде всего для их потребления.
Восприятие высокой культуры, как правило, требует определенного образовательного уровня, но широкие социальные слои также могут быть ее потребителями после достижения ими соответствующего уровня образования. Такая культура часто испытывает влияние элитарной культуры других стран, но в то же время имеет одним из своих источников народную культуру и может обладать своеобразным народным характером (произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т. д.).
На высокую культуру значительное влияние оказывает государство, пытающееся иногда направлять ее развитие в своих интересах, что почти невозможно в отношении народной культуры.
• Народная культура (фольклор) демократична, она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, при участии всех желающих, опирается на традиции данной местности и отражает основные духовные ценности народа. Она включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы и т. п.
• Народную культуру не следует путать с массовой. Как и народная, массовая культура общедоступна, но в отличие от нее всегда является авторской. Часто она обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная, так как призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей. В ряде случаев создатели таких произведений преследуют лишь коммерческие или пропагандистские цели. Но подчас культура, рассчитанная на массового потребителя, обладает достаточно высоким художественным уровнем.
Окончательно массовая культура оформилась в середине XX в. в связи с развитием средств массовой информации.
Хотя история человечества представляет собой фактически историю культуры, в рамках курса средней школы (и соответственно – экзаменационных вопросов) изложение материала о культуре принято ограничивать рассказом об истории науки, образования, просвещения, общественной мысли, а также художественной культуры, включая фольклор.
2. Особенности древнерусской культуры
2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской цивилизации.
• Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени и т. д.
• Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.
2.2. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (финно‑угорское, скандинавское, византийское, позже монголо‑татарское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.
2.3. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.
• Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.
• Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, дав, таким образом, мощный импульс для развития культуры в целом.
3. Письменность и образование
3.1. Письменность на Руси появилась до принятия христианства.
Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково‑иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.
3.2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Они использовались для переводов с греческого на древнеболгарский, распространившийся как письменный славянский (ныне – старославянский). Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках – греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.
Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками – глаголицей и кириллицей.
• Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. Вероятно, именно она была создана Кириллом Философом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древнееврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда – наоборот.
• В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они, вероятно, и были заимствованы (т. е. в кириллице есть заимствования из глаголицы, а наоборот – нет). Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в., и потому незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия (Климент Охридский и др.) в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась. На основе кириллицы путем упрощений, осуществленных в разные периоды, возник современный русский алфавит.
Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица (в дословном переводе – «буквица», система письма) вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку.
3.3. О распространении грамотности среди различных (в том числе низжих) социальных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI в., содержащие бытовые и хозяйственные записи, частные письма, обращения к посадникам, ученические упражнения и т. д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий – граффити.
3.4. Несмотря на относительно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из‑под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI в. были открыты первые школы. Детей «нарочитых» (знатных) киевлян приказал обучать уже Владимир Святославович. Более трехсот детей готовились к государственной и церковной службе в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте.
Князья и часть духовенства владели иностранным языком. Монастыри и князья собирали по тем временам библиотеки
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы
4.1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героями многих былин стали «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко и русские богатыри.
4.2. Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью («Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.
• Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники.
• Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:
– Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.
Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет» – составлена на основе более ранних летописей, не дошедших до нас, и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево‑Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них – Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения – единство и величие Русской земли. С XII в. развивается летописание местных центров.
– Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью («Чтение о житии и погублении кн. Бориса и Глеба» того же Нестора и др.).
– Слово (поучение, речи) – произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра – торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия – «Слово о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Илариону (вторая четверть XI в.). «Слово» – первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором, – представляет собой церковно‑политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.
Яркий образец нравоучительного красноречия – «Поучение Владимира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.
– Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) – разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение – рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра – «Хожение игумена Даниила» в Палестину.
– Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (вероятно, конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества – мир и войну. Своеобразие «Слова» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО 800‑летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.
К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.
5. Архитектура
Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.
5.1. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно‑земляные.
С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13‑купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.
5.2. Каменное строительство начинается в конце X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово‑купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.
В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей.
В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово‑купольного типа: 25‑главая Десятинная церковь (996) и 13‑главый Софийский собор в Киеве (1037), 5‑главый Софийский собор в Новгороде (1050) и Спасо‑Преображенский собор в Чернигове (1036).
Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, гражданские здания – княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.
5.3. Особенности русской архитектуры. Русские мастера, заимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово‑купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавие и пирамидальностъ, башенностъ. Тенденции творческого переосмысления византийской традиции строительства храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи‑усыпальницы и устраивать места общественных собраний.
5.4. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) и в связи с развитием новых городских центров складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.
• Владимиро‑Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, построенная с участием немецких мастеров церковь Покрова на Нерли (1165 г., частично разобрана и перестроена), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве‑Польском, который современники сравнивали с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятником военно‑оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире (1030‑е гг.).
• Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание в этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова – Преображенский собор Мирожского монастыря.
• В конце XII – начале XIII в. наиболее интенсивным было строительство в Смоленске, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на Смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.
6. Изобразительное искусство
6.1. Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.
• Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изучение сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве приводит к выводу о влиянии русских традиций на живопись византийских мастеров. Основная тематика фресок – изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого), бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).
• Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в X–XI вв. Техника мозаики появилась на Руси благодаря византийским мастерам. Изображение набиралось из смальты – специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры Богоматери Оранты («молящейся»). В отличие от Византии, где мозаичные изображения заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно‑прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения она не получила. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.
• Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появились в X в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой была Владимирская Богоматерь – изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI–XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добились русские мастера‑иконописцы: Алимпий, Описей, Георгий и др., а в XII в. сложились местные иконописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тщательно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внимание. Все это должно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения.
6.2. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая». Древнейшие русские миниатюры сохранились в «Остромировом Евангелии», Изборнике Святослава.
Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с мозаикой, фреской и ювелирными изделиями.
6.3. Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятники были воздвигнуты в России только в XVIII в.
7. Декоративно‑прикладное искусство
Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей.
Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII–XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. широко развивается изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева.
Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи.
8. Музыка
В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение.
8.1. Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, проходили с игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи – первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором.
8.2. Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православное богослужение проходит без игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно проявлялись отличительные черты церковного пения, присущие только древнерусскому народу.
9. Выводы
1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее своеобразному развитию.
2. Несмотря на то, что Русь позже некоторых европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII в. она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.
3. XII–XIII вв. характеризуются расцветом местных школ летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.
history.iamruss.ru
Древнерусская культура 9-13 веков. Основные тенденции и этапы ее развития.
Государство Древнерусская культура 9-13 веков. Основные тенденции и этапы ее развития.
Количество просмотров публикации Древнерусская культура 9-13 веков. Основные тенденции и этапы ее развития. - 1871
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Древнерусская культура 9-13 веков. Основные тенденции и этапы ее развития. |
Рубрика (тематическая категория) | Государство |
Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на базе древнеславянской культуры. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Огромное влияние на культуру в целом оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. Появлялись книги, но стоили они дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Многие предания вошли в летопись ʼʼПовесть временных летʼʼ, которая была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 ᴦ. Нестор оставил также два других выдающихся произведения: ʼʼСказание о Борисе и Глебеʼʼ и ʼʼЖитие Феодосияʼʼ. В 1049 ᴦ. митрополит Илларион написал ʼʼСлово о законе и благодатиʼʼ — знаменитое произведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов церкви. Наибольшую известность получило ʼʼПоучение детямʼʼ Владимира Мономаха, главная цель которого — крайне важно сть борьбы с княжескими междоусобицами. Зодчество. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева — церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на базе крестово-купольного храма стоят 13 куполов. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове — Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы). В XII в. Также строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Получила распространение и иконопись. Икона — это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона ʼʼВладимирской Богоматериʼʼ. Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Размещено на реф.рфДошли до нас новгородские иконы: ʼʼСпас Нерукотворныйʼʼ, ʼʼУспение Богородицыʼʼ (все 12 в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески ʼʼСтрашного судаʼʼ. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску: обличаются богатеи, бояре. Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, ʼʼстариныʼʼ. Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. Русская культура накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя.
Древнерусская культура 9-13 веков. Основные тенденции и этапы ее развития. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Древнерусская культура 9-13 веков. Основные тенденции и этапы ее развития." 2014, 2015.
referatwork.ru
Тема 20 Культура Древней Руси (IX–XIII вв.)
Древнерусское государство возникло в IХ в. и объединило восточнославянские и некоторые неславянские племена.
Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры было богатое культурное наследие восточных славян. Уже в VIII–IX вв. у них сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, определились основные виды производственной деятельности, были накоплены знания о природе. Закреплению и передаче производственного и социального опыта служила языческая религия. С язычеством была связана и богатая устная поэзия, которая оставалась важным компонентом культуры следующих столетий.
Древнерусское государство сложилось на многоэтнической основе. В состав древнерусской народности кроме восточнославянских племен (основного ее компонента) вошли и некоторые неславянские племена. Элементы их культуры влились в русскую культуру, проявившись в этнографических особенностях населения ряда областей.
Формируясь на основе культурных традиций восточного славянства, древнерусская культура в то же время активно взаимодействовала с культурой других стран и народов. Будучи одним из крупнейших государств Средневековья, Древняя Русь поддерживала торговые и политические связи со странами Запада и Востока. Наиболее многогранными были культурные контакты с Византией, особенно усилившиеся после принятия Русью христианства.
В домонгольский период Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы. Культурное взаимодействие ее со странами Западной Европы было обоюдным и равноправным. Развитие культурных связей Руси с Западной Европой было затруднено с середины XIII в. в связи с монголо-татарским нашествием.
Самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.
Дохристианская культура – языческая представляла собой комплекс первобытных воззрений, верований и культов, отражавших зависимость людей от окружающих природных условий. В язычестве можно выявить несколько разновременных пластов. Наиболее архаичный пласт составляли одухотворение природы, вера в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок), почитание земли, воды, огня и т. д. Более поздний пласт представлен общинными аграрными культами и культом предков. Позже сформировались племенные культы: каждое племя имело своих богов покровителей (Перун, Даждьбог, Сварог, Стрибог, Мокошь, Велес и т. д.).
Сохранение племенных культов, многобожие мешали консолидации социальной верхушки и реальному объединению восточнославянских племен. Рождавшееся классовое общество нуждалось в соответствующем идеологическом оформлении. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, идеей посмертного воздаяния, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию стало официальным мировоззрением молодого государства.
«Крещение Руси» состоялось в 988 г., однако христианизация населения встречала сильное сопротивление и растянулась на длительный период. Языческие верования, тысячами нитей связанные с повседневной жизнью восточных славян, оказались чрезвычайно живучими. Христианство вынуждено было приспосабливаться к народному языческому сознанию. В результате языческие верования и обряды сохранились под внешней оболочкой официально-церковного культа. Христианские праздники приурочивались к праздникам языческого аграрного календаря.
Таким образом, воспринятое извне христианство, внедряясь в народные массы, существенно трансформировалось под влиянием традиционных местных славянских верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение народных масс, подчиняя народное сознание господствующей феодальной идеологии.
Принятие восточными славянами христианства оценивается как прогрессивное явление. Новая религия способствовала укреплению молодой русской государственности, международного положения Руси, содействовало консолидации восточнославянских племен. Принятие христианства привело к расширению международных культурных связей Руси и создало условия для приобщения ее к культурным богатствам Византии и всего христианского мира.
Византийское влияние на древнерусскую культуру имело большое положительное значение. Особенно сильно это влияние проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства, архитектуры. Широкое распространение на Руси получила переводная светская литература. Однако следует помнить, что Русь не была пассивным объектом приложения высокоразвитой византийской культуры. Заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной славянской культуры.
Русская литература родилась в первой половине ХI в. Она была представлена литературой переводной и оригинальной. Переводилось Священное Писание и труды раннехристианских отцов церкви. Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к кон. ХI – нач. ХII вв. Среди них «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». В ХI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями. Таковы Остромирово Евангелие (ХI в.) и Мстиславово Евангелие (ХII в.). На территории современной Беларуси были обнаружены Туровское Евангелие (ХI в.), Оршанское Евангелие. Примерно этим же периодом датируются такие древние памятники письменности, как надписи на камнях («Борисовы камни», «Рогволодовы камни»), надпись на свинцовой печатке полоцкого князя Изяслава (кон. Х в.).
Среди жанров древнерусской литературы особое место занимает летопись. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или по собственной инициативе. Древнейшей русской летописью является «Повесть временных лет». Ее создал монах Киево-Печерского монастыря Нестор около 1113 г.
Замечательным образцом древнерусской словесности является поэма «Слово о полку Игореве», написанная неизвестным автором в конце ХII в.
Широкое распространение на территории древней Руси получили такие оригинальные жанры литературы, как жития, хождения, поучения («Житие Евфросинии Полоцкой», «Хождение Игнатия Смолятича»).
Следует отметить, что на территории современной Беларуси в период Древней Руси сформировались два крупных культурных центра – Полоцк и Туров. С Полоцком связана деятельность выдающейся просветительницы Евфросинии Полоцкой. Она основала женский и мужской монастыри, при которых действовали школы, сама занималась переписью книг, совершила паломничество в Иерусалим. Евфросиния Полоцкая стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована православной церковью за свою деятельность по распространению христианства.
С Туровом связана деятельность и Кирилла Туровского, которого называли «златоустом, паче всех воссиявших на Руси».
С приходом на Русь христианства начинается строительство культовых зданий: церквей и монастырей. В 989 г. В Киеве была заложена Десятинная церковь Успения Богородицы (к сожалению, она была разрушена в 1240 г. во время нашествия Батыя). Во время правления киевского князя Ярослава Мудрого был построен 13-верхий Софийский собор. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики и фрески. Многие фрески написаны на русские сюжеты (изображены семья Ярослава Мудрого, а также бытовые сцены: скоморошьи пляски, борьба ряженых, охота на медведя).
Выдающимся произведением зодчества Древней Руси стал Софийский собор в Великом Новгороде (сер. ХII в.). Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в символическом порядке; гораздо мощнее и суровее стены. В конце ХI–ХII вв. во Владимире строятся удивительной красоты храмы, признанные памятниками мирового значения – Успенский собор, Дмитровский собор и церковь Покрова-на-Нерли.
Оригинальные памятники зодчества сохранились до нашего времени на территории Беларуси (Софийский собор в Полоцке, Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке, церковь Бориса и Глеба в Гродно).
Таким образом, Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в ХI в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражается в формировании литературного языка, в национальном самоощущении единства всего народа.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Культура Древней Руси в IX-XIII века
Времяпрепровождение князя и бояр — войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.Большинство простых киевлян жило на Подоле — городском посаде близ речки Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды — рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили «порты» — длинные штаны.Верхняя одежда простого люда — длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много — ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла. Времяпрепровождение князя и бояр — войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.Большинство простых киевлян жило на Подоле — городском посаде близ речки Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды — рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили «порты» — длинные штаны.Верхняя одежда простого люда — длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много — ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла.
presentacii.ru
Презентация на тему "Культура Древней Руси в IX-XIII века" по истории для 9 класса
Образование и литература
Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы. Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения. О широком развитии письменности свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания. При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - «Остромирово евангелие», она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира. В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству. Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке. В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др. В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.
pptcloud.ru
ЛЕКЦИЯ 6. Культура Древней Руси IX- начало XIII века.
Главной характерной чертой культуры Древней Руси было
§ находилась под влиянием разных культурных направлений.
Культура Древней Руси формировалась на основе двух источников:
- языческая культура восточно-славянских племен
- христианская культура Византии.
Долгие годы русская культура -устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись,
-развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.
С принятием христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, а значит и представления о красоте и художественном творчестве.
Христианство оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией.
Но, христианство так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.
Долгие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдельных частях, особенно в сельской местности. Язычество и христианство тесно переплетались (например, одновременно праздновались и языческие праздники - масленица, Коляда, и христианские).
Письменность, грамотность, школы, литература.
Выходцы из греческого города Фессалоники братья Кирилл и Мефодий стали основоположниками славянской азбуки. Ученые предполагают, что при создании азбуки они использовали и древние славянские буквы.
Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности. Вместе с деятелями церкви на Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг религиозного и светского содержания. Появились первые рукописные книги. Древнейшая из дошедших до нас рукописных книг «Остромирово Евангелие» (1056 год).
Кадры первых русских переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквях со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности население было неграмотным.
Ярким свидетельством распространения грамоты являются так называемые берестяные грамоты. Во многих городах (Новгороде, Пскове, Смоленске…) были найдены сотни берестяных грамот. Среди них деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Осталось еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности: так называемые граффити. Их выцарапывали на стенах церквей. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы.
Появляется летописание (запись событий по годам «летам»). В летописях нашли отражение не только события, изложенные по годам, но и размышления авторов, взгляды их на историю Руси.
К началу XII века относится написание монахом Киево-Печерского монастыря Нестором «Повести временных лет»-древнейшей из дошедших до нас летописей.
С принятием христианства связано появление житийного жанра («жития»-жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых). Известны «Житие Бориса и Глеба»…
Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII века (автор не известен). В центре повествования лежит рассказ о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев 1185 году. Вся поэма стала взволнованным призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве русичей, плачем по погибшем. Она полна размышлений о месте Руси в истории.
Архитектура, живопись.
Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, крепости, терема, избы строились из дерева. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Сразу же по принятии христианства начинается строительство каменных храмов.
В 996 году был возведен первый храм на Руси-каменный собор Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь-потому что князь Владимир повелел отдавать десятую часть своих доходов на устроение этого храма).
При Ярославе Мудром в Киеве были построены Золотые ворота (были главным въездом в Киев).
При Ярославе Мудром также был построен Софийский собор в Киеве. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне – константинопольскому Софийскому собору;
В XII-XIII вв. самостоятельные русские земли переживают культурный подъем.
ЛЕКЦИЯ 7. Образование монгольского государства. Монгольское завоевание.
Во второй половине XII-начале XIII века на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Объединить племена в единое целое удалось Темучину, который на общем съезде монгольских вождей-курултае-в 1206 г. был провозглашен Чингисханом (великим ханом).
Монголы завоевали Северный Китай и Корею. Чингисхан поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт империи. Он ввел в своем государстве китайскую письменность, привлек на службу китайских чиновников и военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей конницей, где всадники были вооружены луками, саблями, копьями и арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами.
Чингисхан располагал превосходной разведкой. Через купцов, путешественников, тайных агентов монголы собирали сведения о будущих противниках.
Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками.
Воины объединялись в десятки, сотни, тысячи, тумены (десять тысяч). Десяток составляли воины из одного рода. Действовала жестокая дисциплина: за трусость в бою одного казнили весь десяток. Труса не брали в воины, он становился изгоем.
Монгольские отряды полководцев Субедея и Джебе предприняли походы в Среднюю Азию, Северный Иран, Кавказ и вышли в половецкие степи. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью.
Русские князья ответили согласием и решили встретить врага за пределами своей земли. В 1223 году произошло сражение на реке Калке. Войска русских князей действовали разрозненно и самоуверенно. Они увлеклись преследованием отступившей легкой конницы и попали под удар их главных сил. Киевские полки даже не приняли участие в сражении. На пленных князей монголы положили доски и задавили, пируя на них. Однако на Русь монголы тогда не пошли, не имея достаточных сил.
Перед смертью Чингисхан разделил свою империю на улусы. Западный улус достался его внуку Батыю.
В 1236 году монголы разорили Волжскую Булгарию.
Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь (1237-1238)
В декабре 1237 г. монголы вторглись в Рязанское княжество. После шести дней осады Рязань пала. Город подвергся жестокому разорению (согласно народному сказанию, боярин Евпатий Коловрат, увидев пепелище родного города, собрал дружину и бросился вслед за монголами, отважно нападая на них. С большим трудом монголы окружили воинов Коловрата и убили всех до единого. Погиб и сам боярин).
Вслед за Рязанью были разгромлены Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Тверь и другие города. Великий князь Владимирский Юрий попытался собрать все силы Северо-Восточной Руси. Однако 4 марта 1238 на реке Сить русские потерпели жестокое поражение, великий князь погиб.
На пути к Новгороду после двухнедельной осады пал Торжок.
Монголы двинулись к Новгороду, но не дошли до него около 100 верст и повернули. По-видимому это объясняется большими потерями, боязнью распутицы. К тому же получение дани с Новгорода они уже обеспечили. На обратном пути среди разоренных городов оказался Козельск, который оказывал упорное сопротивление «семь недель». Монголы его назвали «злой город».
Читайте также:
lektsia.com
Культура Древней Руси в IX-XIII века
Времяпрепровождение князя и бояр — войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.Большинство простых киевлян жило на Подоле — городском посаде близ речки Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды — рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили «порты» — длинные штаны.Верхняя одежда простого люда — длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много — ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла. Времяпрепровождение князя и бояр — войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.Большинство простых киевлян жило на Подоле — городском посаде близ речки Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды — рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили «порты» — длинные штаны.Верхняя одежда простого люда — длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много — ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла.
mypresentation.ru