Мифы Славян - Сварог и Семаргл. Мифы древней руси что создал бог сварог 4 класс ответы


Мифы Славян - Сварог и Семаргл — Славянская культура

Мифы Славян - Сварог и Семаргл В начале времен, когда Сварог ударил молотом по бел- горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаръгл, а также все небесные Ратичи - воины Сварога.Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым - стал Его знаменем, а огонь - конем. Там, где Он проезжал на Своем коне, оставался черный выжженный след.

От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер - так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла. Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры - так родились все темные силы, демоны-дасуни.

И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Черный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу.

Черный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскаленными клещами язык Черного Змея, укротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави - Черный Змей.

Сварог и Сварожич - это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл. Сварога «Книга Велеса» именует Твастырем, то есть Творцом. Он же Тваштар Вед Индии. Следует также знать, что образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы. Шиваиты отождествили творческую силу Сварога с Творящим Шивой, также поступили и поклоняющиеся Индре. Браманисты отождествили творящее Слово Сварога с Брахмой, состоящим из Вед. Потому славянская иконография Сварога подобна индуистской иконографии Брахмы.

Миф восстановлен в основном по народным легендам о битее со Змеем Кузьмы-Демьяна, атакою Бориса-Глеба, Никиты Кожемяки (вытеснивших Сварота и Сварожича) и по иным близким преданиям. См., например: Е.Р. Романов, «Белорусский сборник» (Выл. 4. Киев, 1885. С. 17). В сих преданиях волшебные кузнецы (даже Кожемяка и тот в легенде кузнец) куют в сказочной кузнице, раскинувшейся на 12 верст, у нее 12 дверей (по числу знаков зодиака, как у ведических храмов). Упоминаются и 12 молотобойцев-помощников. Они куют меч, плуг, чашу (как в скифских легендах о Небесном Кузнеце, изложенных Геродотом). Говорится и о том, что они «сковали первый плуг для людей», что при сопоставлении с известием-Ипатьевской летописи за 1114 год о Сварок, первом Небесном кузнеце, позволяет отождествить Кузьму-Демьяна (Бориса-Глеба) и других поздних заместителей со Сварогом и Сварожичем Семарглом.

«Кузьма- Демьян, кажут стари люди, вин був первий был первий чоловик у Бога, як свит очтиюся Цей Кузьма- Демьян первый був коваль и первый плуг дробив у святи... (Кузьма-Демьян сражался со Змеей.). Ця змия безпощадно пожирала людей, не минаючи никого: ни старого, ни малого. Там где вот зявлялася, люди гинули, як трава пид рогами скоту, и як просо на сонци... »

Семаргла называет Огнебогом «Книга Велеса» («смага» по-древнерусски - пламя). Сюжет начальной битвы Творца Мира, бога Огня и Змея известен Ведам и Авесте, но сама песня сохранилась лишь в славянской традиции.

Описание Огнебога есть в заговорах: «Батюшка ты, Царь - Огонь, всеми ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Как ты жгешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дубя подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей... так спали с раба божия скорби... » В «Книге Велеса» (Крынь 3:1) есть прославление Семаргла, как бога Огня и Лунного света.

«Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава ему Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером! И ему мы даем за то, что он творит еду и питье. И его одного мы храним в пепле. И он же восходит и горит над землей нашей, с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока оно бы к ом и ведомо по лугам Хорса».

Прославление бога Огня-Солнца, есть в песнях болгар-помакав: Фала ти Йогне Боже! Фала ти Ясну Слънце! Чи нагреваешь на земе-та. Пекренував сичка земе (...) Покривашъ е цьрна магла, та а нищу и гледа. Хвала тебе Огнебог! Хвала тебе Ясное Солнце! Ты согревяешь землю... (И если ты покинешь нас) Покроет все черная мгла, Придут нищета и голод.

Оригинал и перевод из "Веды славян", XIII 1-35

Похожие статьи:

Космос → Славянская астрология

Красота и здоровье → Древнеславянская Здрава

Красота и здоровье → Очищаем воду при помощи Ярилы - Трисветлого

Поэзия → Азбука со славянскими персонажами - Марина Царь Волкова

Боги, духи и существа → Коловрат всебожья

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Сварог - Мифы, легенды, сказания - Статьи

"Сварог" Художник Виктор Корольков

  Бог Сварог - Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни нашей и всем Мироустройством Вселенной в явном Мире.  Бог Сварог является Отцом для множества древних Светлых Богов и Богинь, поэтому мы называем их Сварожичами, т.е. Детьми Сварога. Вышний Бог Сварог установил Небесные Законы Восхождения по Златому Пути Духовного развития. Этим законам следуют все Светлые Гармоничные Миры.Богъ Сварогъ - Бог Небес Мира Яви, Бог-Покровитель Вырия (Славяно-Арийского райского сада), Небесного Асгарда (Града Богов) и Чертога Медведя во Сварожьем Круге.Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный.Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание — камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом — из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи — небесные воины. В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь — самое святое место в храме.Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус.  Тут же протекает река Белая, и  стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря — белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.

"Заря и Алатырь-камень" Художник Виктор Корольков 

Бог Сварог создал и Синюю Сваргу — страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды — это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит - чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» - санскр. вода). Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце—Ра (отсюда наше слово радость) — и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу.Любая кузня, любой горн - это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятны Сварогу - т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых - удары молоточков, звон цепей да завывание огня. Требы Сварогу приносят или сыром (сырниками) и творогом. Слово "творог" означает - сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня.Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен — земных и космических. Сварог - бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции.

Круг Сварога делится на 12 эпох, каждая из которых равна 2160 годам. В 2012 году заканчивается эпоха, которая соответствует в славянском месяцеслове месяцу Лютню и начинается эпоха, соответствующая месяцу Березню. В 2012 году замыкается круг Сварога и начинается новая эра.Древний Славянский Календарь основан на шестнадцатиричной системе счисления и образует продолжительные промежутки времени, называемые Сварожьими Кругами, в каждом из которых Солнце проходит последовательно все 16 Чертогов за 180 Кругов Жизни. Это и есть сутки Сварога. (Кстати, 180 Кругов Жизни х 144 Лета = 25 920 Лет — это известный период обращения солнечной системы нашего Ярилы-солнца вокруг центра нашей галактики). 

* * * * * 

Источник - "Энциклопедия мифологии"

 

vsegda.moy.su

Миф Сварог и Семаргл - Мифы Древней Руси

В начале времен, когда Сварог ударил молотом по 6ел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаръгл, а также все небесные Ратичи — воины Сварога.

Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым — стал Его знаменем, а огонь — конем. Там, где Он проезжал на Своем коне, оставался черный выжженный след.

От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер — так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла.

Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры — так родились все темные силы, демоны-дасуни.

И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Черный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу.

Черный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскаленными клещами язык Черного Змея, укротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави — Черный Змей.

Сварог и Сварожич — это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл.

Сварога «Книга Велеса» именует Твастырем, то есть Творцом. Он же Тваштар Вед Индии. Следует также знать, что образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы. Шиваиты отождествили творческую силу Сварога с Творящим Шивой, также поступили и поклоняющиеся Индре. Браманисты отождествили творящее Слово Сварога с Брахмой, состоящим из Вед. Потому славянская иконография Сварога подобна индуистской иконографии Брахмы.

Миф восстановлен в основном по народным легендам о битее со Змеем Кузьмы-Демьяна, атакою Бориса-Глеба, Никиты Кожемяки (вытеснивших Сварота и Сварожича) и по иным близким преданиям. См., например: Е.Р. Романов, «Белорусский сборник» (Выл. 4. Киев, 1885. С. 17). В сих преданиях волшебные кузнецы (даже Кожемяка и тот в легенде кузнец) куют в сказочной кузнице, раскинувшейся на 12 верст, у нее 12 дверей (по числу знаков зодиака, как у ведических храмов). Упоминаются и 12 молотобойцев-помощников. Они куют меч, плуг, чашу (как в скифских легендах о Небесном Кузнеце, изложенных Геродотом). Говорится и о том, что они «сковали первый плуг для людей», что при сопоставлении с известием-Ипатьевской летописи за 1114 год о Сварок, первом Небесном кузнеце, позволяет отождествить Кузьму-Демьяна (Бориса-Глеба) и других поздних заместителей со Сваротом и Сварожичем Семарглом.

«Кузьма- Демьян, кажут стари люди, вин був первий был первий чоловик у Бога, як свит очтиюся Цей Кузьма- Демьян первый був коваль и первый плуг дробив у святи… (Кузьма-Демьян сражался со Змеей.). Ця змия 6езпощадно пожирала людей, не минаючи никого: ни старого, ни малого. Там где вот зявлялася, люди гинули, як трава пид рогами скоту, и як просо на сонци… »

www.hobobo.ru

Забытые боги древних славян. Сварог

 

3 534

сварогСварог, он же Святовит — сын Рода, бог неба, родоначальник богов природных сил — Дажьбога, Стрибога, Перуна. Иногда изображался в виде воина на коне, с четырьмя головами, символизирующими четыре стороны света и с рогом изобилия в руке. На острове Рюген (он же — знаменитый остров Буян) в Арконе стоял огромных храм этого бога.Сварог по некоторым легендам — бог-создатель Земли (в отличие от Рода, создателя Вселенной), и к его имени восходит слово «сварганить», правда, за годы христианства оно приобрело пренебрежительный оттенок. Кроме того, Сварог — бог единобрачия у южных славян, к его эре (около 2000 лет до н.э.) относят переход к моногамии.

Сварог-Святовит признавался и богом плодородия; к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных; по его рогу, наполненному вином (вино — символ дождя), гадали о будущем урожае. Время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовида над нечистой силой, получило название святок, а весенний праздник пробуждения природы, появления молниеносных облаков и дождевых ливней — название святой, или светлой, недели.СВАРОГСварог, он же Святовит — сын Рода, бог неба, родоначальник богов природных сил — Дажьбога, Стрибога, Перуна. Иногда изображался в виде воина на коне, с четырьмя головами, символизирующими четыре стороны света и с рогом изобилия в руке. На острове Рюген (он же — знаменитый остров Буян) в Арконе стоял огромных храм этого бога.Сварог по некоторым легендам — бог-создатель Земли (в отличие от Рода, создателя Вселенной), и к его имени восходит слово «сварганить», правда, за годы христианства оно приобрело пренебрежительный оттенок. Кроме того, Сварог — бог единобрачия у южных славян, к его эре (около 2000 лет до н.э.) относят переход к моногамии.Сварог-Святовит признавался и богом плодородия; к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных; по его рогу, наполненному вином (вино — символ дождя), гадали о будущем урожае. Время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовида над нечистой силой, получило название святок, а весенний праздник пробуждения природы, появления молниеносных облаков и дождевых ливней — название святой, или светлой, недели.

 

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.

Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание — камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом — из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи — небесные воины.В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь — самое святое место в храме.Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов.

Бог создал и Синюю Сваргу — страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды — это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит — чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» — санскр. вода). Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце—Ра (отсюда наше слово радость) — и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря — белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.

Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен — земных и космических.Сварог — бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра (?)), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции.

Любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятны Сварогу — т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых — удары молоточков, звон цепей да завывание огня. Требы Сварогу приносят или сыром (сырниками) и творогом. Слово «творог» означает — сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня.

Это интересно

 

taynikrus.ru

Урок литературы по теме "Мифы и герои древних славян"

Разделы: Литература

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о славянской мифологии и показать её образность;
  • формировать чувство патриотизма, эстетического отношения к окружающему миру; развивать воображение, логическое мышление, умение работать в группе.
  • Планируемые результаты.

    Предметные умения: знать славянские мифы, видеть их связь с историей славянского народа, знать понятие “миф”.

    Метапредметные универсальные учебные действия:

    Личностные:

    проявляет интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    осознает себя представителем народа,

    формирует чувство прекрасного на основе знакомства с отечественной культурой.

    Регулятивные:

    самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

    Познавательные:

    осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

    осознанно и произвольно строит сообщения в устной форме;

    осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    Коммуникативные:

    слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения.

    Методические приёмы:

    • рассказ учителя,
    • беседа по вопросам,
    • составление кроссворда,
    • творческая работа в группах

    Список литературы:

    1. Статья А. Баженовой “Солнечные боги славян” из книги “Мифы древних славян. Велесова книга”.
    2. Л Яхнин “Мифы и герои Древней Руси” М, “Стрекоза-пресс”, 2007.
    3. Толковый словарь русского языкы .В.И.Даль.
    4. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов.
    5. П.И.Мельников-Печерский “В лесах”.

    План урока.

    1. Организационно-мотивационный момент.

    2. Актуализация знаний.

    3. Формирование новых знаний.

    Слово учителя.

    Сообщения учащихся.

    Представление творческих работ (иллюстрации, мини-инсценировка, поделки из природного материала).

    Беседа по вопросам.

    4. Закрепление полученных знаний (записи в тетрадь в течение урока).

    5. Итог урока.

    6. Домашнее задание.

    Слово учителя:

    Издревле обширной и прекрасной была русская земля. Вот как говорилось о ней в отрывке из древней повести:

    О! Светло-светлая, красно-украшенная Земля русская наша! Дивное диво озёра твои, Потоки бурливые.реки. ручьи. Дубравами частыми славишься ты, И горы твои высоки и круты, Холмы зелены и просторны поля, О славная русская наша земля! Народам твоим нету счета-числа, До синего моря ты пролегла, От венгров до чехов, от чехов до ляхов, От ляхов до немцев, корел и ятвягов, А там до болгар, от болгар до буртасов. Обширна земля - не окинешь и глазом.

    Но это наша прародина, считавшаяся восточной землей славянского мира. А славянские народы населяли и север Европы, и запад, и юг.

    У разных славянских племен появлялись свои мифы, легенды и предания. Наш урок - о мифах руссов, наших с вами предков.

    На Русь письменность пришла в 10 веке вместе с новой верой-христианством. Старая, языческая вера искоренялась, сней уходили и устные предания славянских народов-мифы.

    - Какие вопросы могли интересовать человека древности? (Как появилась земля,вода? Где впервые появился человек? Куда уходит солнце? Что такое молния и гроза? Почему идет дождь?)

    - Да. Вы правы, много вопросов интересовало древних славян. Объяснение многих явлений в природе, событий в жизни человека, наши предки передавали в устной форме в виде сказок, легенд и мифов. А что такое миф?

    1. Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

    2. Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

    Сегодня вы познакомитесь с мифами славян, узнаете имена славянских богов, сможете оценить работу каждой группы или отдельного участника группы. (Ребята одной группы сидят вокруг одной парты, на парте стоит указатель с названием группы)

    Сейчас каждая группа представит свой проект о героях славянской мифологии, а остальные делают записи в тетрадях, записывая имена богов, их дела.

    (Каждая группа делилась на информационную подгруппу (2 ученика) и творческую (3-4 ученика), начинается защита мини-проекта каждой группы)

    Группа “Начало”

    Информационная подгруппа:

    Сварог – один из первобогов. Повелитель огненной стихии. Творец всего сущего. Отец ряда богов:Перуна, Даждьбога и Семаргла.

    Всесильный бог Сварог создал три царства: Небеса, Землю и Подземный мир. Небеса разделил он на два неба. Первое небо-владение самого Сварога, и хранятся там все запасы воды земной. Второе небо - твердый синий купол, который опирается на края Земли. Сварог напоил Землю водой, ожила и зацвела земля. Затем неутомимый Сварог сотворил прекрасную заоблачную райскую страну Ирий - сад. Растёт там Древо жизни, соединяющее небо, землю и подземный мир. Выросло Древо жизни из семени железного дуба, в котором заключены все земные стихии:вода, огонь и воздух. Родники живой и мертвой воды поят корни дерева. Ствол стремится к небу. Гнездятся на кроне Древа и сокол быстрый, и соловей голосистый, и Див, что ведает судьбу человеческую. Окружил Сварог прекрасную страну Ирий - сад необъятной водой, что зовется Океан-море, а в самой середке лежит остров Буян. Четырехликий, смотрит Сварог сразу на все четыре стороны света, зрит, как управляют всем поставленные им боги, как чтут богов люди.

    Творческая группа представляет рисунки к прозвучавшему рассказу мифа.

    Вопросы к классу:

    - О чём повествует рассказанный миф? Как называли славяне рай? В каких произведениях устного народного творчества говорится о мертвой и живой воде? Какую роль выполняет мертвая и живая вода в мифе?

    - Чей из представленных рисунков больше соответствует вашему видению бога Сварога?

    Группа “Добрый Даждьбог”

    Информационная подгруппа:

    Лик Даждьбога (или Дажьбога), повелителя Белого Света и Природы, светел и неуловим, как небесное сияние. Прислуживает Дажьбогу маленький старичок Время. По приказу своего владыки посылает он на землю троих богатырей - Утро, Полдень и Вечер. Круглый год стоят на страже витязи, следят, чтобы день не забывал сменить ночь. Сам Дажьбог серебряным ключом замыкает зиму, а золотым отмыкает лето. От его воли зависит, расцветет ли Древо жизни. Чтобы пришло лето теплое, посылает Дажьбог птицу весеннюю на конец белого света, в золотое царство, где живут его дети: бог солнца Хорс и солнцева сестра Заря.

    (Вступает творческая группа, мини-инсценировка)

    Зовет птица весенняя:

    - Заря-зоренька утренняя, солнцева сестра, снаряди свою серебряную лодочку, возьми весло золотое, разбуди солнце ясное!

    Тут и люди принимаются взывать к птице-посланнице божьей:

    - Пташечка-ключница, Вылети с заморья, Вынеси два ключа. Два ключа заветных! Замкни зиму холодную, Отомкни лето, лето теплое!

    И откликается Дажьбог на мольбы людей, велит запрягать белых коней, посылает своего сына Хорса. И дети поторапливают солнце:

    - Солнышко-ведрышко, вставай спечи. Гляди в печь - Не пора ли блины печь?

    Выглядывает солнце. Оживает земля. Расцветает древо жизни.

    Учитель:

    - Ребята, как звали бога Солнца? (Хорс) Одни считают, что бог солнца у славян был Ярило, другие – Даждьбог, третьи называют Световида. Наиболее известен Даждьбог: дающий, податель земных благ. Он дал человеку главное: солнце, тепло, свет, смену дня и ночи, времен года – все то, что мы называем “весь белый свет”. А собственно бог солнца – это Хорс. От древних слов хоро, коло, обозначавших круг, знак солнца, образуются слова хоровод, колесо. Хорсу посвящены два крупных языческих праздника: летнего солнцестояния в июне, когда с горы скатывали тележное колесо, что символизировало откат солнца на зиму, и зимнего солнцестояния в декабре, когда чествовали Коляду.

    Группа “Бог Велес - помощик и защитник”

    Информационная группа:

    Бог предков Велес сторожит счастье людское, бережет скот, его считают покровителем охотников. В дань ему оставляют на полях несколько колосков - несжатую полоску ржи. “велесу на бородку”, - говорят пахари. И Велес платит за это сполна. Не таит, не прячет он свои сокровища, а богатство его велико. Ведь каждое растение корнем под землю уходит, питается растительной силой из владений подземного бога. В древности на Руси ведали о вещей силе Велеса. Праздники зимних святок накануне Нового года посвящались богу Велесу. А славу Велесу, покровителю мудрости, дарующему избранным умение понимать язык птиц и зверей, пели вещие певцы, гусляры. Древнего певца Бояна люди называли Велесовым внуком.

    Творческая группа представляет творческие работы: фигурки зверей и птиц из природного материала.

    Вопросы:

    - Как вы объясните выражение “понимать язык птиц и зверей”? Разве птицы и звери разговаривают?

    - Как вы считаете, почему поделки из природного материала, птицы и животные, рождают в нас чувства трепета и умиления?

    Группа “Перун - бог-громовик”

    На море на Океане, на острове Буяне стоит дуб, спит под ним грозный бог Перун. Кудри у него серебряные, усы золотые, борода тучей по небу разметалась Рядом с ним спит его жена, богиня лета и молодости Додола. Подкрался тут к дождевой деве Огненный Змей -Змиулан. Похитил он прекрасную Додолу. И, вместе с ней пропала живительная влага, выпил воду у земли коварный Змиулан. Проснулся бог Перун, тут же громыхнул гром гремящий. В руках держит Перун пылающий меч и огненную палицу. Испугался Змиулан гнева Перуна и спрятался в корнях старого дуба. Но метнул бог-громовик стрелу огненную и расщепил дерево, а увертливый Змиулан затиснулся под огромный камень-валун. Но настиг его грозный Перун, истерзал молниями, и выпустил Змиулан Додолу. Ожила Земля, ответила живым дыханием молодой зелени. Неспроста древние славяне в засушливые дни водили “додолу”, девушку, украшенную травами и цветами, испрашивая у богини дождя.

    Творческая группа представляет общий рисунок “Бой Перуна с Змиуланом”.

    Вопрос к классу: Ребята, а как вы бы изобразили бой Перуна с Змиуланом?

    Учитель: Огромная свита из родственников и помощников, по верованиям древних славян, сопровождает Перуна: это Гром, Молния (тетушка Маланьица), Град, Дождь, четыре ветра (в соответствии с четырьмя сторонами света). Отсюда день Перуна – четверг. И поныне существуют выражения: “после дождичка в четверг”, “чистый четверг”. Какие ещё герои встречаются в славянских мифах? (Русалки, лешие, домовые, кикиморы, болотницы). Послушайте отрывок из книги П.И. Мельникова-Печерского “В лесах”.

    В светлую летнюю ночь сидит болотница одна-одинешенька и нежится на свете ясного месяца... и чуть завидит человека, зачнет прельщать его, манить в свои бесовские объятья... Ее черные волосы небрежно раскинуты по спине и по плечам, убраны осокой и незабудками, а тело все голое, но бледное, прозрачное, полувоздушное. И блестит оно и сквозит перед лучами месяца... Из себя болотница такая красавица, какой не найдешь в крещеном миру, ни в сказке сказать, ни пером описать. Глаза - ровно те незабудки, что рассеяны по чарусе, длинные, пушистые ресницы, тонкие, как уголь, черные брови... только губы бледноваты, и ни в лице, ни в полной, наливной груди, ни во всем стройном стане ее нет ни кровинки. А сидит она в белоснежном цветке кувшинчика с котел величиною... Хитрит, окаянная, обмануть, обвести хочется ей человека - села в тот чудный цветок спрятать гусиные свои ноги с черными перепонками. Только завидит болотница человека - старого или малого - это все равно, - тотчас зачнет сладким тихим голосом, да таково жалобно, ровно сквозь слезы молить - просить вынуть ее из болота, вывести на белый свет, показать ей красно солнышко, которого сроду она не видывала. А сама разводит руками, закидывает назад голову, манит к себе на пышные перси того человека, обещает ему и тысячи неслыханных наслаждений, и груды золота, и горы жемчуга перекатного... Но горе тому, кто соблазнится на нечистую красоту, кто поверит льстивым словам болотницы: один шаг ступит по чарусе, и она уже возле него: обвив беднягу белоснежными прозрачными руками, тихо опустится с ним в бездонную пропасть болотной пучины...

    - Что рисовало вам ваше воображение во время прослушивания этого отрывка? Какие чувства вы испытывали?

    Подведение итогов.

    - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

    - Работа какой группы вам понравилась?

    - Как вы оцениваете свою работу в группе и на уроке? Что ты узнал о себе, работая в группе?

    - Как вы считаете, помогают ли нам славянские мифы проникнуться уважением к нашим предкам-славянам, любовью к своей стране? (Учащиеся обмениваются мнениями).

    Мифы дают нам ощущение родины, предоставляют нам возможность почувствовать свою самобытность. Каждый из нас - личность, а вместе мы - народ, Родина.

    Домашнее задание (на выбор):

    1. Приготовить иллюстрацию к славянским мифам.

    2. Составить кроссворд (на основе записей в тетрадях).

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai