Сорок сороков. Что такое сорока в древней руси
***Женский головной убор и украшения*** Краткая история Повязка Венец и обруч Повой и убрус Кокошник и кика Сорока Краткая история Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В некоторых источниках говорится, что традиция обязательно покрывать голову, появилась на Руси с древнейших времён. Волосы женщины, особенно замужней, считались опасными (прежде всего для мужчин) и могли привлечь злые силы. Не случайно в Европе, когда рисуют портрет ведьмы, изображают её с распущенными, часто неубранными, волосами. Наверное, отсюда же пошла традиция входить в церковь с покрытой головой, а также выражение "опростоволоситься", ведь сорвать убор с женщины, обнажив её голову, было страшным оскорблением. Совсем по-другому относились в те времена к девичьим волосам. Девушки носили либо косу, которая начинала плестись очень низко на затылке, либо распущенные длинные волосы. Головной убор девушки "оставлял" макушку открытой и был призван подчёркивать её красоту. А иначе как ещё могли обратить на неё внимание молодцы? Будучи изначально защитой (от злых сил или непогоды) и украшением, головной убор женщины постепенно становится знаком её семейного и социального статуса: после того, как девушка выходит замуж, она сразу меняет девичий головной убор на женский ("окручивание"). (К. Маковский. Под венец.) С древних времён у девушек головным убором был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. У каждого славянского племени они были свои, особенные: браслетообразные у кривичей, семилопастные у вятичей, спиралевидные у северян и т.д. Иногда по видам височных колец археологами даже определяются границы расселения тех или иных племён. Крепились такие кольца у виска на металлический обруч или даже вплетались в волосы, одевались кольцом на ухо и т.д. Из праздничных уборов уже тогда существовало у девушек некое подобие кокошника, повязка ("чело кичное") и венец, а из украшений - височные кольца, очелье, подвески, бляшки, пряжки. Женский головной убор замужней женщины предполагал полное "покрытие" головы. В X-XI веке это подобие головного полотенца, которым оборачивали голову, так называемый повой. Несколько позже такое полотно будет богато украшаться и станет убрусом. В XII-XV веках женщины из богатых и знатных сословий используют целую комбинацию несколько уборов: повойник, убрус и поверх - кика или круглая шапочка с мехом по краям (особенно зимой). Передняя часть кики позже становится съемной и получает название очелья (хотя по данным некоторых историков очелье могло существовать и раньше, и одеваться прямо на повой [4]). Очелье особенно богато украшается жемчугом, бисером и т.д. У женщин украшения крепились уже не к волосам (как это бывало у девушек), а прямо к головному убору. Сначала это различные височные украшения, а к XIV - XV векам самыми распространёнными становятся рясы. Женщины менее богатые и знатные в XI-XII веках и позже чаще носили сороки и менее дорогие убрусы, без богато-украшенной кики. Что касается платков, то как самостоятельный женский убор его начинают использовать где-то с XVII века. Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные полотенца, становясь основным убором.
---- Последние изменения от 30.09.06---- © Ольга Фёдорова, 2006 [1] И.И. Шангина. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. Изд-во: "Азбука-классика", 2003 год. [2] А.Н. Афанасьев. Мифология Древней Руси. Поэтические воззрения славян на природу. Москва. Изд-во: "Эксмо", 2005 год. [3] Н.М. Каминская. История костюма. [4] Л.Н. Пушкарёва. Женщины Древней Руси. Наверх Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите. Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник. |
larussie.narod.ru
Сорока - это... Что такое Сорока?
Соро́ка[1] (лат. Pica pica) — птица семейства врановых из рода сорок.
Распространение
Сороки населяют всю Европу от Нордкапа в Скандинавии до южных оконечностей Испании и Греции. Она отсутствует только на нескольких островах Средиземного моря. Также населяет части прибрежных областей Марокко, Алжира, Туниса на севере Африки. Сорока — это оседлая птица, но в Скандинавии также и перелётная.
С востока Европы сорока распространена примерно до 65° северной широты, с Ближнего Востока её ареал простирается на Турцию и части Ирана почти до побережья Персидского залива. На Дальнем Востоке северная граница распространения отступает на юг до Японского моря примерно вплоть до 50° северной широты. В Азии сорока заселяет области до Северного Вьетнама, также северо-запад Монголии. Изолированная популяция находится на полуострове Камчатка. Кроме того, маленькая популяция охраняется на северо-западе острова Кюсю как памятник природы. В Северной Америке сороками заселена западная половина континента от Аляски до Нижней Калифорнии включительно.
Распространение. Каждый цвет обозначает подвид сороки: зелёный: Pica p. pica, светло-зелёный: P. p. asirensis, болотный: P. p. bactriana, красный: P. p. bottanensis, тёмно-зелёный: P. p. fennorum, синий: P. p. galliae, бирюзовый: P. p. germanica, жёлтый: P. p. hemileucoptera, фиолетовый: P. p. hudsonia, коричневый: P. p. jankowskii, светло-оранжевый: P. p. japonica, тёмно-синий: P. p. kamtschatica, hell pink: P. p. leucoptera, оранжевый: P. p. mauritanica, голубой: P. p. melanotos, розовый: P. p. nuttalli, тёмно-красный: P. p. sericeaОписание
Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема (на неё очень похожа сорочья танагра). Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные.
Чёрное оперение имеет металлический блеск. Перья хвоста и внешняя сторона маховых перьев сверкают вблизи в зависимости от освещения металлическим зелёным, синим или фиолетовым цветом. Весной цвета становятся слабее и хуже определяются. На концах крыльев они почти совсем пропадают. Труднее всего определить цвет в начале лета, в частности, у самцов, спустя некоторое время после линьки. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее — в среднем 233 г (самки — в среднем 203 г). Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет около 90 см.
Молодые сороки окрашены так же, как и старые, различия очень незначительны: хвост матовый и короче, внешние перья плеча часто не чисто белые, а серого оттенка, белые области на внутренней стороне крыльев не такие, как на внешней, как у взрослых сорок. Синий блеск есть только в средней области крыльев. Крайнее бедное крыло несет почти всегда белое пятно, иногда также вторую или третье следующее перо. Годовалые сороки начинают линять несколько раньше взрослых. Они меняют всё оперение. В Европе годовалые и взрослые птицы начинают линять с июня, самостоятельные птицы не раньше чем с июля, самое позднее в конце августа.
Сорока в полётеПо земле сорока передвигается чаще всего прыжками, однако может и ходить характерной для врановых походкой. Очень умело она перемещается в кроне деревьев. Полёт сороки волнообразный планирующий.
Стрекотание сорокиСорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки — переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Чаще всего сорока издаёт стрёкот «Schackern» или «Schäckern» (слушать) из более или менее быстро следующих друг за другом рядов призыва с несколько каркающим «шэк шэк шэк». Schäckern — это предостерегающий крик и звуковой сигнал тревоги и служит защите округа. Невысиживающие сороки употребляют его, только если угрожает опасность. Возбуждение птиц особенно велико, если стрёкот быстрый и отрубленный. При медленном стрёкоте сороки останавливаются, однако при быстром улетают.
Для привлечения партнёра сороки используют тихое пение, очень сильно варьирующееся в зависимости от времени и особи. Оно может быть как ритмичным, так и аритмичным, часто в нём сочетаются мягкие звуки трели и высокие дудки. Отдельные птицы имитируют других животных. Тем не менее в большинстве случаев пение состоит из бурлящего, утробного болтания. Для обозначения своей территории сороки издают крики «киа», «кьяя» или «кик», находясь при этом высоко в кроне дерева у ствола. Птицы на гнезде просят высоким дребезжащим «пиррь». Трёх- четырёхнедельные молодые птицы отмечаются старым птицам двусложным призывом, звучащим «йшийак», «чьюк» или «чьюк-юк», который похож на призыв самки.
Часто сорока издает также длинные крики «чакр», «чирк», «чиррл» или «чара». В зависимости от интонации (мягко, жестко, долго, коротко) у этого призыва есть различные значения. Носовые и растянутые крики сороки могут звучать как «грэх».
Glutz von Blotzheim (нем.) пишет, что свободно живущие сороки имитируют голоса других видов птиц[2], однако очевидно, что это не твёрдое правило; автор выражается очень осторожно: «Некоторые особи устанавливают также подачи звуковых сигналов, которые звучат как имитации (например, […] певчего дрозда, стрёкот саранчи)».
Образ жизни
Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Сороки парные птицы. Партнера выбирают на первом году жизни, первый "интим" бывает к двум годам, а следующей весной пара начинает строить гнездо и пытается завести потомство. Часто их можно видеть стайкой от двух до пяти птиц, перелетающих с дерева на дерево с громким стрекотаньем. Чаще всего это взрослая пара со своими птенцами-слетками. Пары отважно защищают свою территорию от других сорок.
Беспокойный стрёкот сороки, которая обнаружила в лесу охотника, будет воспринят не только другими птицами, но и волком, медведем и другими животными[3].
Питание
Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него.Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях.
Весной сороки обследуют кустарники молодые рощи в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища. Они не брезгают также и мелкими грызунами. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.
Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.
Размножение
Сороки строят несколько гнёзд, из которых занимают лишь одно. Гнездо сороки шарообразной формы, построено из сухих веточек и прутиков, с боковым входом. Самка откладывает 5—8 яиц в апреле, после чего высиживает их в течение 17—18 суток.
Интеллект
Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц. У сорок были обнаружены тщательно продуманные социальные ритуалы, включая, возможно, выражение печали[4].
Сорока — единственное известное не-млекопитающее, способное узнать себя в зеркале, в отличие, например, от попугая, который воспринимает свое собственное отражение как другого попугая[5].
Сорока в культуре
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 марта 2012. |
В германской мифологии сорока была как посланцем богов, так и птицей богини смерти Хель, за что считалась в Европе вестником беды. Сорока-«воровка» была непопулярна в Средневековье ещё потому, что считалась питомцем ведьм. В противоположность этому в Азии сорока традиционно податель счастья, а у североамериканских индейцев — духовное существо, которое дружно с людьми. На Руси также считалась священной птицей бога Перуна.
Примечания
- ↑ Бёме Р. Л., Флинт В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Птицы. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., «РУССО», 1994. — С. 471. — 2030 экз. — ISBN 5-200-00643-0
- ↑ Urs N. Glutz von Blotzheim: Handbuch der Vögel Mitteleuropas. 13/3, Passeriformes. 3. Teil, Corvidae und Sturnidae. Aula, Wiesbaden 1993. ISBN 3-89104-542-5: S. 1462
- ↑ Морозов В. П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е, доп., перераб. — М.: Знание, 1987. — 208 с. + 32 с. вкл. — С. 70-75
- ↑ Animal emotions, wild justice and why they matter: Grieving magpies, a pissy baboon, and empathic elephants, M Bekoff — Emotion, Space and Society, 2009 — Elsevier.
- ↑ Prior H. et al. (2008). «Mirror-induced behavior in the magpie (Pica pica): evidence of self-recognition». PLoS Biology (Public Library of Science) 6: e202. DOI:10.1371/journal.pbio.0060202. Проверено 2008-08-21.
Ссылки
dal.academic.ru
Сорока в Славянской Мифологии | Славянский Ведический Портал
Сорока в Славянской Мифологии
Сорока
Сорока в славянской мифологии не выступает в качестве тотемного животного. Но тем не менее данная птица присутствует в мифологических представлениях славян. Сороку отождествляют с ведьмой или вещуньей. Считалось, ещё в 18 веке, что она может предсказывать будущее или даже судьбу. По другим поверьям в сороку обращались ведьмы для передвижения по Руси и сокрытия своей личины.
Есть даже мнение что сорока бесхвостая летает по ночам и ворует младенцев, заменяя младенцев куском растительной пищи. Это, естественно, христианское понимание вещей и детская страшилка. Но если копать глубже, то в образе сороки, её ещё в народе называли вещунья, скрывался душа навья и возможно ведущей матери. Вот отсюда и привязка к ребёнку.
Достоверных ведических знаний про ведунью-сороку нет. Но по тем что у нас сохранились. Получается что Сорока навья птица с душой ведающей материи которая печётся о своих родственниках.
Похожие статьи
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
putisvaroga.ru
Сорока - это... Что такое Сорока?
Соро́ка[1] (лат. Pica pica) — птица семейства врановых из рода сорок.
Распространение
Сороки населяют всю Европу от Нордкапа в Скандинавии до южных оконечностей Испании и Греции. Она отсутствует только на нескольких островах Средиземного моря. Также населяет части прибрежных областей Марокко, Алжира, Туниса на севере Африки. Сорока — это оседлая птица, но в Скандинавии также и перелётная.
С востока Европы сорока распространена примерно до 65° северной широты, с Ближнего Востока её ареал простирается на Турцию и части Ирана почти до побережья Персидского залива. На Дальнем Востоке северная граница распространения отступает на юг до Японского моря примерно вплоть до 50° северной широты. В Азии сорока заселяет области до Северного Вьетнама, также северо-запад Монголии. Изолированная популяция находится на полуострове Камчатка. Кроме того, маленькая популяция охраняется на северо-западе острова Кюсю как памятник природы. В Северной Америке сороками заселена западная половина континента от Аляски до Нижней Калифорнии включительно.
Распространение. Каждый цвет обозначает подвид сороки: зелёный: Pica p. pica, светло-зелёный: P. p. asirensis, болотный: P. p. bactriana, красный: P. p. bottanensis, тёмно-зелёный: P. p. fennorum, синий: P. p. galliae, бирюзовый: P. p. germanica, жёлтый: P. p. hemileucoptera, фиолетовый: P. p. hudsonia, коричневый: P. p. jankowskii, светло-оранжевый: P. p. japonica, тёмно-синий: P. p. kamtschatica, hell pink: P. p. leucoptera, оранжевый: P. p. mauritanica, голубой: P. p. melanotos, розовый: P. p. nuttalli, тёмно-красный: P. p. sericeaОписание
Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема (на неё очень похожа сорочья танагра). Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные.
Чёрное оперение имеет металлический блеск. Перья хвоста и внешняя сторона маховых перьев сверкают вблизи в зависимости от освещения металлическим зелёным, синим или фиолетовым цветом. Весной цвета становятся слабее и хуже определяются. На концах крыльев они почти совсем пропадают. Труднее всего определить цвет в начале лета, в частности, у самцов, спустя некоторое время после линьки. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее — в среднем 233 г (самки — в среднем 203 г). Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет около 90 см.
Молодые сороки окрашены так же, как и старые, различия очень незначительны: хвост матовый и короче, внешние перья плеча часто не чисто белые, а серого оттенка, белые области на внутренней стороне крыльев не такие, как на внешней, как у взрослых сорок. Синий блеск есть только в средней области крыльев. Крайнее бедное крыло несет почти всегда белое пятно, иногда также вторую или третье следующее перо. Годовалые сороки начинают линять несколько раньше взрослых. Они меняют всё оперение. В Европе годовалые и взрослые птицы начинают линять с июня, самостоятельные птицы не раньше чем с июля, самое позднее в конце августа.
Сорока в полётеПо земле сорока передвигается чаще всего прыжками, однако может и ходить характерной для врановых походкой. Очень умело она перемещается в кроне деревьев. Полёт сороки волнообразный планирующий.
Стрекотание сорокиСорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки — переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Чаще всего сорока издаёт стрёкот «Schackern» или «Schäckern» (слушать) из более или менее быстро следующих друг за другом рядов призыва с несколько каркающим «шэк шэк шэк». Schäckern — это предостерегающий крик и звуковой сигнал тревоги и служит защите округа. Невысиживающие сороки употребляют его, только если угрожает опасность. Возбуждение птиц особенно велико, если стрёкот быстрый и отрубленный. При медленном стрёкоте сороки останавливаются, однако при быстром улетают.
Для привлечения партнёра сороки используют тихое пение, очень сильно варьирующееся в зависимости от времени и особи. Оно может быть как ритмичным, так и аритмичным, часто в нём сочетаются мягкие звуки трели и высокие дудки. Отдельные птицы имитируют других животных. Тем не менее в большинстве случаев пение состоит из бурлящего, утробного болтания. Для обозначения своей территории сороки издают крики «киа», «кьяя» или «кик», находясь при этом высоко в кроне дерева у ствола. Птицы на гнезде просят высоким дребезжащим «пиррь». Трёх- четырёхнедельные молодые птицы отмечаются старым птицам двусложным призывом, звучащим «йшийак», «чьюк» или «чьюк-юк», который похож на призыв самки.
Часто сорока издает также длинные крики «чакр», «чирк», «чиррл» или «чара». В зависимости от интонации (мягко, жестко, долго, коротко) у этого призыва есть различные значения. Носовые и растянутые крики сороки могут звучать как «грэх».
Glutz von Blotzheim (нем.) пишет, что свободно живущие сороки имитируют голоса других видов птиц[2], однако очевидно, что это не твёрдое правило; автор выражается очень осторожно: «Некоторые особи устанавливают также подачи звуковых сигналов, которые звучат как имитации (например, […] певчего дрозда, стрёкот саранчи)».
Образ жизни
Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Сороки парные птицы. Партнера выбирают на первом году жизни, первый "интим" бывает к двум годам, а следующей весной пара начинает строить гнездо и пытается завести потомство. Часто их можно видеть стайкой от двух до пяти птиц, перелетающих с дерева на дерево с громким стрекотаньем. Чаще всего это взрослая пара со своими птенцами-слетками. Пары отважно защищают свою территорию от других сорок.
Беспокойный стрёкот сороки, которая обнаружила в лесу охотника, будет воспринят не только другими птицами, но и волком, медведем и другими животными[3].
Питание
Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него.Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях.
Весной сороки обследуют кустарники молодые рощи в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища. Они не брезгают также и мелкими грызунами. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.
Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.
Размножение
Сороки строят несколько гнёзд, из которых занимают лишь одно. Гнездо сороки шарообразной формы, построено из сухих веточек и прутиков, с боковым входом. Самка откладывает 5—8 яиц в апреле, после чего высиживает их в течение 17—18 суток.
Интеллект
Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц. У сорок были обнаружены тщательно продуманные социальные ритуалы, включая, возможно, выражение печали[4].
Сорока — единственное известное не-млекопитающее, способное узнать себя в зеркале, в отличие, например, от попугая, который воспринимает свое собственное отражение как другого попугая[5].
Сорока в культуре
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 марта 2012. |
В германской мифологии сорока была как посланцем богов, так и птицей богини смерти Хель, за что считалась в Европе вестником беды. Сорока-«воровка» была непопулярна в Средневековье ещё потому, что считалась питомцем ведьм. В противоположность этому в Азии сорока традиционно податель счастья, а у североамериканских индейцев — духовное существо, которое дружно с людьми. На Руси также считалась священной птицей бога Перуна.
Примечания
- ↑ Бёме Р. Л., Флинт В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Птицы. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., «РУССО», 1994. — С. 471. — 2030 экз. — ISBN 5-200-00643-0
- ↑ Urs N. Glutz von Blotzheim: Handbuch der Vögel Mitteleuropas. 13/3, Passeriformes. 3. Teil, Corvidae und Sturnidae. Aula, Wiesbaden 1993. ISBN 3-89104-542-5: S. 1462
- ↑ Морозов В. П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е, доп., перераб. — М.: Знание, 1987. — 208 с. + 32 с. вкл. — С. 70-75
- ↑ Animal emotions, wild justice and why they matter: Grieving magpies, a pissy baboon, and empathic elephants, M Bekoff — Emotion, Space and Society, 2009 — Elsevier.
- ↑ Prior H. et al. (2008). «Mirror-induced behavior in the magpie (Pica pica): evidence of self-recognition». PLoS Biology (Public Library of Science) 6: e202. DOI:10.1371/journal.pbio.0060202. Проверено 2008-08-21.
Ссылки
dic.academic.ru
Сороки — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Сороки (Сорок Святых, Сорок Мучельников) - народное название дня памяти сорока мучеников, в Севастийском море мучившихся (9/22 марта).
История праздника[править]
Сорок мучеников Севастийских.По христианской легенде, в 320 г. соправитель византийского императора Константина Ликий потребовал от сорока воинов-христиан, служивших в армянском городе Севастии, отречься от своей веры. После их отказа Ликий приказал поставить воинов обнаженными на лед Севастийского озера, в надежде, что они не выдержат мучений и отрекутся от христианства. Этого не произошло, а лед под ногами мучеников растаял, вода в озере стала теплой, и над головами каждого из них появился сияющий нимб. Утром Ликий приказал всех убить, тела сжечь на костре и бросить в озеро. Русские крестьяне связывали день сорока мучеников с пробуждением природы от зимнего сна. Считалось, что в этот день в мир приходит тепло: «Зима кончается, весна начинается», а вместе с наступлением тепла прилетают стаи птиц — «вырий» — во главе с жаворонком или куликом и приносят на своих крыльях весну: «На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут», «Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья». С этого дня начинались обрядовые действия зазывания («кликанья», «гуканья») весны. В этот день полагалось делать печенье в виде птичек. Оно называлось по-разному: «птюшки», «жаворонки», «кулики», «чувильки», «чибрики», «ластовки», «снегирьки», «воробушки», «тетерки». Печенье раздавали членам семьи со словами: «Вот уже и весна пришла!», «Весна красна, приходи скорей!»
Празднование на Руси[править]
В некоторых деревнях южных губерний России хозяйка дома поднималась на чердак с печеньем в руках и кричала в слуховое окно: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!» В деревнях западных и южнорусских губерний, а также в Верхнем и Среднем Поволжье, на Урале и в Сибири обрядовые действия с «жаворонками» были более яркими и сопровождались специальными песнями — веснянками (веснухами, веснушками). Они исполнялись детьми и девушками. Рано утром, получив от матери только что испеченные «жаворонки», дети раскладывали их на высокие места: на крыши домов, амбаров, сараев, на стога сена, нанизывали на ограды и пели: Жавороночки, Прилетите к нам, Принесите нам Лета теплого, Хлеба доброго! Чувиль-виль-виль. При этом в песнях весну зазывали вместе со множеством сельскохозяйственных забот, от которых зависело будущее крестьянской семьи:
Кулики, кулики, куликали, Весну красную заклинали:— Весна красна, на чем пришла?—На сохе, бороне, на кривой кочерге, На жердочке, на бороздочке, На ржаном колоску, На пшеничном пирожку!
Русские люди, наблюдая за природой, видели, что мартовское тепло перемежается с холодными ночами и заморозками, а значит, весна еще не окончательно победила зиму. Считалось, что заморозки должны длиться 40 дней: «Сорок мучеников торят дорогу сорока утренникам». В этот день крестьянки пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков («сороки святые — колобаны золотые») и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко со словами: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!» По поверью, Мороз, получив хлебные шарики, уйдет, чтобы не мешать земледельцу выращивать хлеб. В Сороки проводилось много обрядовых действий, направленных на достижение успехов в крестьянском труде и связанного с этим благополучия.
В Рязанской губернии, например, дети несли «жаворонки» в поле, надев их на вилы, а затем часть печенья съедали, а часть оставляли на гумне, чтобы гумно всегда было полно хлебом. В Орловской губернии дети съедали «жаворонки», а головки отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
В Новгородской губернии «птички» использовали для того, чтобы определить семейного засевалыцика — т. е. человека, который бросит в землю первую пригоршню зерна во время весеннего сева: по поверью, от его легкой руки зависел будущий урожай. Хозяйка дома предлагала всем мужчинам семьи, даже маленьким мальчикам и старикам, взять из лукошка «птюшку»: в одной из них была запечена монетка, человек, которому попадался «жаворонок» с монеткой, считался избранным в засевалыцики Богом. В Сороки беспокоились также и о благополучии домашнего скота и птицы. Так, например, в некоторых южнорусских губерниях 40 шариков откладывали до Егория Вешнего (см. Егорьев день), а затем скармливали скоту при выгоне его на пастбище.
В Вятской губернии в Сороки хозяйки пекли 40 «мушленников», «мусленников» — булочки из пресного теста — в память о сорока мучениках и каждое утро относили по штуке в хлев, чтобы скот был здоров. В некоторых местах в Сороки делали из теста 40 яичек, которые укладывали в 40 маленьких гнездышек и относили в птичник. Считалось, что после этого курицы будут нестись только в своем дворе.
Обрядовые действия, связанные со встречей весны, были приурочены не только ко дню Сорока Мучеников, но и к другим дням православного календаря. Например, ко дню св. Евдокии (Авдотьи Плющихи, 1/14 марта), св. Герасима (Герасима Грачевника, 9/22 марта), св. Алексия (Алексия Божьего человека, 17/30 марта), к Благовещению (25 марта/7 апреля), к Фомину воскресенью и др. — от первых дней марта до Семика—Троицы. В разных губерниях России обряд встречи весны принимал различные формы и отмечался неодновременно, что объяснялось спецификой климатических условий, но при этом и сам процесс пробуждения природы воспринимался народным сознанием как растянутый во времени.
traditio.wiki
Сорок сороков - это... Что такое Сорок сороков?
Со́рок сороко́в — устаревший фразеологизм, обозначающий неопределённо большое количество чего-либо. «Сорок раз по сорок» — указывает не точное число предметов, а их великое, «неисчислимое» множество.
Происхождение
Существует две версии происхождения устойчивого словосочетания «сорок сороков» — как нестандартно образованной единицы счёта и как результата слияния числительного 40 и существительного «сорок», обозначавшего церковное объединение.
Происхождение числительного «сорок» в русском языке
По этой версии считается, что русское числительное «сорок», не образованное по правилам других количественных числительных (два+дцать, три+дцать и т. д.), использовалось восточными славянами для обозначения мешка или рубахи (предполагается также, что «сорок» — это мужской род от слова «сорочка» в смысле «исподняя рубашка»), в котором содержалось сорок (древнее «четыре десяте») шкурок соболя, куницы и др.
Один сорок — мешок с четырьмя десятками шкурок. Позже слово «сорок» вытеснило первоначальное «четыре десяте» и стало использоваться, как самостоятельная счётная единица в так называемом счёте «по сорокам». Например, существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.См. также этимологию этого слова в Викисловаре.
Церковный термин
По другой версии выражение «сорок сороков» применяли, указывая на обилие храмов в Москве. При буквальном подсчёте такого количества церквей в столице не набирается ни в один период[1]. Однако, количество 1600 (сорок раз по сорок) могло получиться приблизительно при подсчёте не храмов, а всех их престолов. К 1917 году в московских церквях их насчитывалось 1620. Согласно древним канонам, престол по происхождению является отдельным храмом, пристроенным к основному[2] и должен быть наглухо отделённым от него, имея общими лишь притвор и галерею. Кроме того, над церковным приделом обычно ставится малая главка, так же указывающая на его обособленность.
Некогда существовало также слово «сорок», обозначавшее церковную административно-территориальную единицу — «старо́ство», «церковное благочиние». Такое деление было учреждено указом Стоглавого собора Русской Православной церкви в 1551 году. Согласно ему было образовано семь московских благочиний, которые образно назывались сорока́ми: Кремлёвское, Сретенское, Никитское, Китайгородское, Замоскворецкое, Ивановское и Пречистенское[3]. Каждый сорок имел главную церковь/приход, руководил которой поповский староста. В одно благочиние входило не менее сорока приходов[4].
Выражение «сорок сороков» могло возникнуть именно в ту пору, когда проводился всемосковский крестный ход, на который собиралось огромное число людей — всё городское духовенство с прихожанами согласно приписке к благочинию — со́року.
Само число «сорок» уже несёт в себе дополнительное значение со смыслом «большое количество», «неопределенное множество чего-либо». Отдельно оно несколько раз фигурировало, например, в библейских сюжетах, указывая не на точное число повторений, а, скорее, на длительность события: дождь всемирного потопа продолжался 40 дней и 40 ночей; Иисус провёл 40 дней в пустыне, Моисей 40 лет водил евреев по пустыне и др. Насекомое сороконожка получило название не по точному количеству ног, а по их «бессчётности».
Словосочетание «сорок сороков» подчёркивает большое множество, «неисчислимость» самого предмета и в этом смысле соседствует с выражением тьма тьмущая.
Употребление
Оборот считается устаревшим и в современной разговорной речи практически не встречается, однако можно найти его в литературе XX и XIX вв, например:
- Михаил Булгаков: "Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков[5].
- Ансамбль «Песняры»: «Сорак саракоў ляжыць глухіх дарог
Паміж тым што ёсць і што я маю знаць»[6].
… На берег тихо выбралась Любовь — И растворилась в воздухе до срока, А срока было — сорок сороков …[7] «И пепел десяти веков на нищих духом оседает, и тайно сорок сороков во тьме, как матери, рыдают»[9].- Николай Гоголь (само числительное «сорок» в смысле «неопределённо много»):Петрушка, думая о Чичикове: «И ты, однако, хорош; не надоело тебе сорок раз повторять одно и то же»[10].
- Марина Цветаева:
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
За колядою следовал праздник в честь весны, называвшийся масленица, но совершавшийся, вероятно, несколько позже нашей масленицы. В настоящее время масленица справляется на сырной неделе, последней перед Великим постом. К масленице приурочивают встречу весны. На масленице не прядут, чтобы мыши не грызли ниток, и холсты не были гнилыми. В феврале, в котором обыкновенно приходится наша масленица, ещё холодно, а потому встречами весну несвоевременно. Вероятно, масленицу в языческое время праздновали после весеннего равноденствия. Празднества в честь весны сопровождались буйным весельем и излишествами; с принятием же христианства праздновать масленицу стали до поста, на сырной неделе, которая носит и до сих пор явные следы языческой старины: катанье с гор на санках, на лошадях, попойки; обязательное масленичное кушанье – блины – поминальное кушанье. В Тамбовской губернии и смежных с нею местах первый испечённый блин кладётся на слуховое окошко для душ родственников, знакомых, особенно родителей. Набожные женщины едят первый масленичный блин за упокой усопших. Таким образом, в масленичных празднествах мы опять видим смесь культа весны и солнца с культом умерших. Что в масленичные празднества входило почитание мёртвых, видно из следующего обычая: в Смоленской губернии в последний масленичный день “заговены” (заговенный день) после ужина со стола ничего не убирают, все оставшиеся кушанья ставит на столе – “для родителей”, которые приходят ночью и, никем не зримые, едят. Полакаем, что это и есть вторая трапеза роду и рожаницам, за поставление которой наше духовенство столь страстно порицало свою паству. Наше предположение относительно того, что в языческую эпоху масленица праздновалась позже, подтверждается существованием другого праздника в честь весны; разумеем сороки, 9 марта Название “сороки” – произошло от 40 севастийских мучеников, память которых празднуется православною церковью 9 марта, но самое празднество с 40 мучениками не имеет ничего общего. “Сороки” празднуются и болгарами. Какой-то Добри работал и играл на свирели в день сорока святых “на свети на четириси”. Змея выползла и укусила его. В Смоленской губернии 9 марта утром старшие посылают детей покликать весну. Дети выбегают на улицу кликать весну, обыкновенно, без тёплого верхнего платья, - таков обычай. В этот день из теста пекут всевозможных птичек, называя их жаворонками; им делают глаза из зёрнышек конопли. Пекут из теста птичек на гнёздышках, гнёздышки с яичками также из теста. К изготовлению “жаворонков” охотно допускаются дети. Когда “жаворонки” готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут “преснушками” (тесто пресное). Никаких игр и увеселений на “сороки” не бывает, так как в это время бывает Великий пост. Полагаем, что приблизительно на “сороки” в прежнее время и происходили те празднества, которые теперь перенесены на сырную неделю. В селе Уколове Смоленского уезда кличут весну на Благовещение Часа в четыре по полудни девушки, и молодые парни идут на “рожь” (ржаное поле), здесь разстилают чистую скатерть, кладут на неё принесённые пироги, молятся Богу затем едят принесённое; потом молодые люди поют песню, начинающуюся так: “Весна, весна, красное леточко! Приди весна, принеси добра”. В песне говорится про зиму, которая “хлебушко и сенушко подобрала”… В заклинании весны на Благовещенье можно видеть попытку приурочить древний весенний праздник к христианскому празднику.
www.vernost.ru