Сорок сороков. Что такое сорока в древней руси


"Русь изначальная":одежда и украшения. Женский головной убор.

      ***Женский головной убор и украшения***

Краткая история     Повязка     Венец и обруч     Повой и убрус     Кокошник и кика     Сорока

 Краткая история

   Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В некоторых источниках говорится, что традиция обязательно покрывать голову, появилась на Руси с древнейших времён. Волосы женщины, особенно замужней, считались опасными (прежде всего для мужчин) и могли привлечь злые силы. Не случайно в Европе, когда рисуют портрет ведьмы, изображают её с распущенными, часто неубранными, волосами. Наверное, отсюда же пошла традиция входить в церковь с покрытой головой, а также выражение "опростоволоситься", ведь сорвать убор с женщины, обнажив её голову, было страшным оскорблением.     Совсем по-другому относились в те времена к девичьим волосам. Девушки носили либо косу, которая начинала плестись очень низко на затылке, либо распущенные длинные волосы. Головной убор девушки "оставлял" макушку открытой и был призван подчёркивать её красоту. А иначе как ещё могли обратить на неё внимание молодцы?     Будучи изначально защитой (от злых сил или непогоды) и украшением, головной убор женщины постепенно становится знаком её семейного и социального статуса: после того, как девушка выходит замуж, она сразу меняет девичий головной убор на женский ("окручивание").

(К. Маковский. Под венец.)

    С древних времён у девушек головным убором  был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. У каждого славянского племени они были свои, особенные: браслетообразные у кривичей, семилопастные у вятичей, спиралевидные у северян и т.д. Иногда по видам височных колец археологами даже определяются границы расселения тех или иных племён. Крепились такие кольца у виска на металлический обруч или даже вплетались в волосы, одевались кольцом на ухо и т.д. Из праздничных уборов уже тогда существовало у девушек некое подобие кокошника, повязка ("чело кичное") и венец, а из украшений - височные кольца, очелье, подвески, бляшки, пряжки.     Женский головной убор замужней женщины предполагал полное "покрытие" головы. В X-XI веке это подобие головного полотенца, которым оборачивали голову, так называемый повой. Несколько позже такое полотно будет богато украшаться и станет убрусом. В XII-XV веках женщины из богатых и знатных сословий используют целую комбинацию несколько уборов: повойник, убрус и поверх - кика или круглая шапочка с мехом по краям (особенно зимой). Передняя часть кики позже становится съемной и получает название очелья (хотя по данным некоторых историков очелье могло существовать и раньше, и одеваться прямо на повой [4]). Очелье особенно богато украшается жемчугом, бисером и т.д. У женщин украшения крепились уже не к волосам (как это бывало у девушек), а прямо к головному убору. Сначала это различные височные украшения, а к XIV - XV векам самыми распространёнными становятся рясы.    Женщины менее богатые и знатные в XI-XII веках и позже чаще носили сороки и менее дорогие убрусы, без богато-украшенной кики. Что касается платков, то как самостоятельный женский убор его начинают использовать где-то с XVII века. Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные полотенца, становясь основным убором.

Повязка

    Повязка (="налобник") - один из самых древних ленточных головных уборов (уже известен в X веке), представляющий собой полоску шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани. Сначала - это просто кусок ткани, сложенный в несколько раз и завязанный на голове так, чтобы закрывать лоб или темя. Такую ленту часто украшали вышивкой.    Несколько более сложную конструкцию имеет повязка с нашитыми сверху бляхами или лентами. На лбу или темени она могла иметь основу-подкладку длиной около 50 см. Под косой её завязывали верёвочками, а вниз, на спину, спускали уже сузившееся продолжение повязки- ленты.      Повязки носили девицы из небогатых сословий. Их одевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу, вместо венца. Замужние женщины также могли использовать повязки, но одевали их уже на покрытую голову.

(В.И. Суриков. Портрет Матвеевой. 1909. Акварель.)

Венец и обруч

На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке узкие металлические обручи. К ним крепились височные кольца и другие украшения. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями) становился венцом.  Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

(Д.Левицкий.

Портрет Агафьи 1785 г.)

      Все височные украшения могли крепиться уже не только к волосам, но и к самому  венцу: сначала это височные кольца, а к XIV веку - подвески из бисера или драгоценных камней, которые получили название  рясы.     Скорее всего, венец является продолжением венка, одного из самых древних девичьих украшений на Руси. Цветы венка крепились на берестяном или железном ободке и также обильно украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных цветов.       В древности венок девицы носили на распущенные волосы. Здесь он  неотъемлемая часть любого обряда, в котором принимает участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костёр). После проведения любого ритуала венок "полагается сжечь или бросить его подальше: на дерево, крышу дома или другого строения" [1].      Однако чаще всего венец - это головной убор девушки, надеваемый ею на свадьбу или по праздникам. Как известно, главной красой девичьей на Руси была её коса, а потому в большинстве девичьих уборов макушка оставалась на голове открытой. Если девушка могла носить венец, она была незамужней. Отсюда венец - символ девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим венцом или его похищает жених (обычай):

              Ах ты, братиц мой, ясный сакол! Ты вспань на добра коня, Дагонь яснова маева сакола Атыми мой залот вянец!                                                   /Песня Псковщины/

     Венец - очень древний головной убор. Само слово "венец" происходит от русского "венить"="заниматься жатвой". "Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" (="на жатву"), за что и должен был заплатить родителям выкуп" [2], так как они своей помощницы лишались. Обряд венчания также происходил с использованием венков. Надев венки из цветов, жених и невеста ходят вокруг цветущего кустарника (обычно венчание происходило весной, когда особенно славился Руссами бог Ярило). Отсюда же пошла поговорка: "Вокруг куста венчаны".

(М.В. Нестеров.

Смерть Александра Невского. 1900 г.)

Повой и убрус

     Повойник (волосник; подубрусник) - это старинный головной убор замужней женщины, который был известен уже в X веке. Первоначально представлял собой полотенце, которым женщины полностью покрывали голову, а иногда шею и плечи. Поверх, на голове, для закрепления надевалась повязка или лента. Интересно, что для украшения женщины использовали сплетённые из шерсти косы, которые затем могли комбинироваться с височными украшениями.     Несколько позже (XV-XVI века) под повойником уже понимают подобие шерстяной шапочки, напоминавшей чепец, стянутый на затылке верёвочками или закреплённый на голове шерстяной лентой. Под него полностью убирались волосы, а сверху ещё надевался убрус - вышитое полотняное, а у знатных женщин - шёлковое, белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

Кокошник и кика

    Впервые само название "кокошник" встречается в документах XVI века. Слово "кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курицу-наседку или петуха.  Тем не менее уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

(К. Маковский.

Боярыня.)

      Кокошники считаются головными уборами замужних богатых женщин, учёные полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки.      Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям. В Центральных районах России были треугольные, кокошники, напоминавшие полумесяц, на севере - однорогий конус (="шишак"), в южных - двурогий (разные виды кокошников см. на рис. "Под венец"). "Твёрдая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе" [1], а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи.     Часто поверх кокошника одевали платок (завязывали у подбородка или закалывали).

(Н. Неврев.

Бытовая сцена 17 века.)

   Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб (см. рис. слева). Разновидностью кокошника можно считать кику (см. рис. справа), по форме напоминавшую птицу. Её название происходит от названия лебединого крика (кликать, кричать). Кика получила распространение около XV века, будучи тогда убором цариц. Её надевали поверх повойника. Главным её отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части, прикрывавшие уши. 

Сорока

    Сорока (кичка, рога) - один из самых древних русских головных уборов замужней женщины. По данным археологических раскопок сороку носили в XII веке и уже тогда она была широко распространена по всей территории России. Обычно сорока состояла из следующих частей: кичка, сорока, позатылник, налобник, платок. Кичка - круглая холщовая шапочка, на её передней, лобной, стороне прикрепляли твёрдую часть из луба (подкорье липы или вяза), деревянных дощечек, бересты или других материалов. Верхняя, возвышающаяся над шапочкой часть называлась кичкой (или "роги", "сдериха"). Они были самых разных форм: лопатообразной, полукруглой и в виде рогов. Рога - издавна символ плодородия, возможно, такой же смысл они несут в сороке.     Сама сорока представляла собой вытканное длинное полотно которое крепилось на кичке и спускалось ниже на спину и плечи. Позатылник - ткань на твёрдой основе, уложенный сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник - расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки ещё завязывался платок.

(Неизвестный художник. Женщина с мальчиком у колодца.)

---- Последние изменения от 30.09.06----

© Ольга Фёдорова, 2006

[1]  И.И. Шангина. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. Изд-во: "Азбука-классика", 2003 год. [2]  А.Н. Афанасьев. Мифология Древней Руси. Поэтические воззрения славян на природу. Москва. Изд-во: "Эксмо", 2005 год. [3]  Н.М. Каминская. История костюма. [4]  Л.Н. Пушкарёва. Женщины Древней Руси.

Наверх

Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите. Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.  

larussie.narod.ru

Сорока - это... Что такое Сорока?

Соро́ка[1] (лат. Pica pica) — птица семейства врановых из рода сорок.

Распространение

Сороки населяют всю Европу от Нордкапа в Скандинавии до южных оконечностей Испании и Греции. Она отсутствует только на нескольких островах Средиземного моря. Также населяет части прибрежных областей Марокко, Алжира, Туниса на севере Африки. Сорока — это оседлая птица, но в Скандинавии также и перелётная.

С востока Европы сорока распространена примерно до 65° северной широты, с Ближнего Востока её ареал простирается на Турцию и части Ирана почти до побережья Персидского залива. На Дальнем Востоке северная граница распространения отступает на юг до Японского моря примерно вплоть до 50° северной широты. В Азии сорока заселяет области до Северного Вьетнама, также северо-запад Монголии. Изолированная популяция находится на полуострове Камчатка. Кроме того, маленькая популяция охраняется на северо-западе острова Кюсю как памятник природы. В Северной Америке сороками заселена западная половина континента от Аляски до Нижней Калифорнии включительно.

Распространение. Каждый цвет обозначает подвид сороки: зелёный: Pica p. pica, светло-зелёный: P. p. asirensis, болотный: P. p. bactriana, красный: P. p. bottanensis, тёмно-зелёный: P. p. fennorum, синий: P. p. galliae, бирюзовый: P. p. germanica, жёлтый: P. p. hemileucoptera, фиолетовый: P. p. hudsonia, коричневый: P. p. jankowskii, светло-оранжевый: P. p. japonica, тёмно-синий: P. p. kamtschatica, hell pink: P. p. leucoptera, оранжевый: P. p. mauritanica, голубой: P. p. melanotos, розовый: P. p. nuttalli, тёмно-красный: P. p. sericea

Описание

Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема (на неё очень похожа сорочья танагра). Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные.

Чёрное оперение имеет металлический блеск. Перья хвоста и внешняя сторона маховых перьев сверкают вблизи в зависимости от освещения металлическим зелёным, синим или фиолетовым цветом. Весной цвета становятся слабее и хуже определяются. На концах крыльев они почти совсем пропадают. Труднее всего определить цвет в начале лета, в частности, у самцов, спустя некоторое время после линьки. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее — в среднем 233 г (самки — в среднем 203 г). Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет около 90 см.

Молодые сороки окрашены так же, как и старые, различия очень незначительны: хвост матовый и короче, внешние перья плеча часто не чисто белые, а серого оттенка, белые области на внутренней стороне крыльев не такие, как на внешней, как у взрослых сорок. Синий блеск есть только в средней области крыльев. Крайнее бедное крыло несет почти всегда белое пятно, иногда также вторую или третье следующее перо. Годовалые сороки начинают линять несколько раньше взрослых. Они меняют всё оперение. В Европе годовалые и взрослые птицы начинают линять с июня, самостоятельные птицы не раньше чем с июля, самое позднее в конце августа.

Сорока в полёте

По земле сорока передвигается чаще всего прыжками, однако может и ходить характерной для врановых походкой. Очень умело она перемещается в кроне деревьев. Полёт сороки волнообразный планирующий.

Стрекотание сороки

Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки — переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Чаще всего сорока издаёт стрёкот «Schackern» или «Schäckern» (слушать) из более или менее быстро следующих друг за другом рядов призыва с несколько каркающим «шэк шэк шэк». Schäckern — это предостерегающий крик и звуковой сигнал тревоги и служит защите округа. Невысиживающие сороки употребляют его, только если угрожает опасность. Возбуждение птиц особенно велико, если стрёкот быстрый и отрубленный. При медленном стрёкоте сороки останавливаются, однако при быстром улетают.

Для привлечения партнёра сороки используют тихое пение, очень сильно варьирующееся в зависимости от времени и особи. Оно может быть как ритмичным, так и аритмичным, часто в нём сочетаются мягкие звуки трели и высокие дудки. Отдельные птицы имитируют других животных. Тем не менее в большинстве случаев пение состоит из бурлящего, утробного болтания. Для обозначения своей территории сороки издают крики «киа», «кьяя» или «кик», находясь при этом высоко в кроне дерева у ствола. Птицы на гнезде просят высоким дребезжащим «пиррь». Трёх- четырёхнедельные молодые птицы отмечаются старым птицам двусложным призывом, звучащим «йшийак», «чьюк» или «чьюк-юк», который похож на призыв самки.

Часто сорока издает также длинные крики «чакр», «чирк», «чиррл» или «чара». В зависимости от интонации (мягко, жестко, долго, коротко) у этого призыва есть различные значения. Носовые и растянутые крики сороки могут звучать как «грэх».

Glutz von Blotzheim (нем.) пишет, что свободно живущие сороки имитируют голоса других видов птиц[2], однако очевидно, что это не твёрдое правило; автор выражается очень осторожно: «Некоторые особи устанавливают также подачи звуковых сигналов, которые звучат как имитации (например, […] певчего дрозда, стрёкот саранчи)».

Образ жизни

Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Сороки парные птицы. Партнера выбирают на первом году жизни, первый "интим" бывает к двум годам, а следующей весной пара начинает строить гнездо и пытается завести потомство. Часто их можно видеть стайкой от двух до пяти птиц, перелетающих с дерева на дерево с громким стрекотаньем. Чаще всего это взрослая пара со своими птенцами-слетками. Пары отважно защищают свою территорию от других сорок.

Беспокойный стрёкот сороки, которая обнаружила в лесу охотника, будет воспринят не только другими птицами, но и волком, медведем и другими животными[3].

Питание

Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него.Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях.

Весной сороки обследуют кустарники молодые рощи в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища. Они не брезгают также и мелкими грызунами. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.

Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.

Размножение

Сороки строят несколько гнёзд, из которых занимают лишь одно. Гнездо сороки шарообразной формы, построено из сухих веточек и прутиков, с боковым входом. Самка откладывает 5—8 яиц в апреле, после чего высиживает их в течение 17—18 суток.

Интеллект

Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц. У сорок были обнаружены тщательно продуманные социальные ритуалы, включая, возможно, выражение печали[4].

Сорока — единственное известное не-млекопитающее, способное узнать себя в зеркале, в отличие, например, от попугая, который воспринимает свое собственное отражение как другого попугая[5].

Сорока в культуре

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 марта 2012.

В германской мифологии сорока была как посланцем богов, так и птицей богини смерти Хель, за что считалась в Европе вестником беды. Сорока-«воровка» была непопулярна в Средневековье ещё потому, что считалась питомцем ведьм. В противоположность этому в Азии сорока традиционно податель счастья, а у североамериканских индейцев — духовное существо, которое дружно с людьми. На Руси также считалась священной птицей бога Перуна.

Примечания

  1. ↑ Бёме Р. Л., Флинт В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Птицы. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., «РУССО», 1994. — С. 471. — 2030 экз. — ISBN 5-200-00643-0
  2. ↑ Urs N. Glutz von Blotzheim: Handbuch der Vögel Mitteleuropas. 13/3, Passeriformes. 3. Teil, Corvidae und Sturnidae. Aula, Wiesbaden 1993. ISBN 3-89104-542-5: S. 1462
  3. ↑ Морозов В. П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е, доп., перераб. — М.: Знание, 1987. — 208 с. + 32 с. вкл. — С. 70-75
  4. ↑ Animal emotions, wild justice and why they matter: Grieving magpies, a pissy baboon, and empathic elephants, M Bekoff — Emotion, Space and Society, 2009 — Elsevier.
  5. ↑ Prior H. et al. (2008). «Mirror-induced behavior in the magpie (Pica pica): evidence of self-recognition». PLoS Biology (Public Library of Science) 6: e202. DOI:10.1371/journal.pbio.0060202. Проверено 2008-08-21.

Ссылки

dal.academic.ru

Сорока в Славянской Мифологии | Славянский Ведический Портал

Навьи духи славян, животные в мифологии, Сказочные русские птицы

Сорока в Славянской Мифологии

Навьи духи славян, животные в мифологии, Сказочные русские птицы

Сорока

Сорока в славянской мифологии не выступает в качестве тотемного животного. Но тем не менее данная птица присутствует в мифологических представлениях славян. Сороку отождествляют с ведьмой или вещуньей. Считалось, ещё в 18 веке, что она может предсказывать будущее или даже судьбу. По другим поверьям в сороку обращались ведьмы для передвижения по Руси и сокрытия своей личины.

Есть даже мнение что сорока бесхвостая летает по ночам и ворует младенцев, заменяя младенцев куском растительной пищи. Это, естественно, христианское понимание вещей и детская страшилка. Но если копать глубже, то в образе сороки, её ещё в народе называли вещунья, скрывался душа навья и возможно ведущей матери. Вот отсюда и привязка к ребёнку.

Достоверных ведических знаний про ведунью-сороку нет. Но по тем что у нас сохранились. Получается что Сорока навья птица с душой ведающей материи которая печётся о своих родственниках. 

 

Похожие статьи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

putisvaroga.ru

Сорока - это... Что такое Сорока?

Соро́ка[1] (лат. Pica pica) — птица семейства врановых из рода сорок.

Распространение

Сороки населяют всю Европу от Нордкапа в Скандинавии до южных оконечностей Испании и Греции. Она отсутствует только на нескольких островах Средиземного моря. Также населяет части прибрежных областей Марокко, Алжира, Туниса на севере Африки. Сорока — это оседлая птица, но в Скандинавии также и перелётная.

С востока Европы сорока распространена примерно до 65° северной широты, с Ближнего Востока её ареал простирается на Турцию и части Ирана почти до побережья Персидского залива. На Дальнем Востоке северная граница распространения отступает на юг до Японского моря примерно вплоть до 50° северной широты. В Азии сорока заселяет области до Северного Вьетнама, также северо-запад Монголии. Изолированная популяция находится на полуострове Камчатка. Кроме того, маленькая популяция охраняется на северо-западе острова Кюсю как памятник природы. В Северной Америке сороками заселена западная половина континента от Аляски до Нижней Калифорнии включительно.

Распространение. Каждый цвет обозначает подвид сороки: зелёный: Pica p. pica, светло-зелёный: P. p. asirensis, болотный: P. p. bactriana, красный: P. p. bottanensis, тёмно-зелёный: P. p. fennorum, синий: P. p. galliae, бирюзовый: P. p. germanica, жёлтый: P. p. hemileucoptera, фиолетовый: P. p. hudsonia, коричневый: P. p. jankowskii, светло-оранжевый: P. p. japonica, тёмно-синий: P. p. kamtschatica, hell pink: P. p. leucoptera, оранжевый: P. p. mauritanica, голубой: P. p. melanotos, розовый: P. p. nuttalli, тёмно-красный: P. p. sericea

Описание

Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема (на неё очень похожа сорочья танагра). Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные.

Чёрное оперение имеет металлический блеск. Перья хвоста и внешняя сторона маховых перьев сверкают вблизи в зависимости от освещения металлическим зелёным, синим или фиолетовым цветом. Весной цвета становятся слабее и хуже определяются. На концах крыльев они почти совсем пропадают. Труднее всего определить цвет в начале лета, в частности, у самцов, спустя некоторое время после линьки. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее — в среднем 233 г (самки — в среднем 203 г). Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет около 90 см.

Молодые сороки окрашены так же, как и старые, различия очень незначительны: хвост матовый и короче, внешние перья плеча часто не чисто белые, а серого оттенка, белые области на внутренней стороне крыльев не такие, как на внешней, как у взрослых сорок. Синий блеск есть только в средней области крыльев. Крайнее бедное крыло несет почти всегда белое пятно, иногда также вторую или третье следующее перо. Годовалые сороки начинают линять несколько раньше взрослых. Они меняют всё оперение. В Европе годовалые и взрослые птицы начинают линять с июня, самостоятельные птицы не раньше чем с июля, самое позднее в конце августа.

Сорока в полёте

По земле сорока передвигается чаще всего прыжками, однако может и ходить характерной для врановых походкой. Очень умело она перемещается в кроне деревьев. Полёт сороки волнообразный планирующий.

Стрекотание сороки

Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки — переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Чаще всего сорока издаёт стрёкот «Schackern» или «Schäckern» (слушать) из более или менее быстро следующих друг за другом рядов призыва с несколько каркающим «шэк шэк шэк». Schäckern — это предостерегающий крик и звуковой сигнал тревоги и служит защите округа. Невысиживающие сороки употребляют его, только если угрожает опасность. Возбуждение птиц особенно велико, если стрёкот быстрый и отрубленный. При медленном стрёкоте сороки останавливаются, однако при быстром улетают.

Для привлечения партнёра сороки используют тихое пение, очень сильно варьирующееся в зависимости от времени и особи. Оно может быть как ритмичным, так и аритмичным, часто в нём сочетаются мягкие звуки трели и высокие дудки. Отдельные птицы имитируют других животных. Тем не менее в большинстве случаев пение состоит из бурлящего, утробного болтания. Для обозначения своей территории сороки издают крики «киа», «кьяя» или «кик», находясь при этом высоко в кроне дерева у ствола. Птицы на гнезде просят высоким дребезжащим «пиррь». Трёх- четырёхнедельные молодые птицы отмечаются старым птицам двусложным призывом, звучащим «йшийак», «чьюк» или «чьюк-юк», который похож на призыв самки.

Часто сорока издает также длинные крики «чакр», «чирк», «чиррл» или «чара». В зависимости от интонации (мягко, жестко, долго, коротко) у этого призыва есть различные значения. Носовые и растянутые крики сороки могут звучать как «грэх».

Glutz von Blotzheim (нем.) пишет, что свободно живущие сороки имитируют голоса других видов птиц[2], однако очевидно, что это не твёрдое правило; автор выражается очень осторожно: «Некоторые особи устанавливают также подачи звуковых сигналов, которые звучат как имитации (например, […] певчего дрозда, стрёкот саранчи)».

Образ жизни

Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Сороки парные птицы. Партнера выбирают на первом году жизни, первый "интим" бывает к двум годам, а следующей весной пара начинает строить гнездо и пытается завести потомство. Часто их можно видеть стайкой от двух до пяти птиц, перелетающих с дерева на дерево с громким стрекотаньем. Чаще всего это взрослая пара со своими птенцами-слетками. Пары отважно защищают свою территорию от других сорок.

Беспокойный стрёкот сороки, которая обнаружила в лесу охотника, будет воспринят не только другими птицами, но и волком, медведем и другими животными[3].

Питание

Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него.Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях.

Весной сороки обследуют кустарники молодые рощи в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища. Они не брезгают также и мелкими грызунами. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.

Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.

Размножение

Сороки строят несколько гнёзд, из которых занимают лишь одно. Гнездо сороки шарообразной формы, построено из сухих веточек и прутиков, с боковым входом. Самка откладывает 5—8 яиц в апреле, после чего высиживает их в течение 17—18 суток.

Интеллект

Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц. У сорок были обнаружены тщательно продуманные социальные ритуалы, включая, возможно, выражение печали[4].

Сорока — единственное известное не-млекопитающее, способное узнать себя в зеркале, в отличие, например, от попугая, который воспринимает свое собственное отражение как другого попугая[5].

Сорока в культуре

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 марта 2012.

В германской мифологии сорока была как посланцем богов, так и птицей богини смерти Хель, за что считалась в Европе вестником беды. Сорока-«воровка» была непопулярна в Средневековье ещё потому, что считалась питомцем ведьм. В противоположность этому в Азии сорока традиционно податель счастья, а у североамериканских индейцев — духовное существо, которое дружно с людьми. На Руси также считалась священной птицей бога Перуна.

Примечания

  1. ↑ Бёме Р. Л., Флинт В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Птицы. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., «РУССО», 1994. — С. 471. — 2030 экз. — ISBN 5-200-00643-0
  2. ↑ Urs N. Glutz von Blotzheim: Handbuch der Vögel Mitteleuropas. 13/3, Passeriformes. 3. Teil, Corvidae und Sturnidae. Aula, Wiesbaden 1993. ISBN 3-89104-542-5: S. 1462
  3. ↑ Морозов В. П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е, доп., перераб. — М.: Знание, 1987. — 208 с. + 32 с. вкл. — С. 70-75
  4. ↑ Animal emotions, wild justice and why they matter: Grieving magpies, a pissy baboon, and empathic elephants, M Bekoff — Emotion, Space and Society, 2009 — Elsevier.
  5. ↑ Prior H. et al. (2008). «Mirror-induced behavior in the magpie (Pica pica): evidence of self-recognition». PLoS Biology (Public Library of Science) 6: e202. DOI:10.1371/journal.pbio.0060202. Проверено 2008-08-21.

Ссылки

dic.academic.ru

Сороки — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Сороки (Сорок Святых, Сорок Мучельников) - народное название дня памяти сорока мучеников, в Севастийском море мучившихся (9/22 марта).

История праздника[править]

Сорок мучеников Севастийских.

По христианской легенде, в 320 г. соправитель византийского императора Константина Ликий потребовал от сорока воинов-христиан, служивших в армянском городе Севастии, отречься от своей веры. После их отказа Ликий приказал поставить воинов обнаженными на лед Севастийского озера, в надежде, что они не выдержат мучений и отрекутся от христианства. Этого не произошло, а лед под ногами мучеников растаял, вода в озере стала теплой, и над головами каждого из них появился сияющий нимб. Утром Ликий приказал всех убить, тела сжечь на костре и бросить в озеро. Русские крестьяне связывали день сорока мучеников с пробуждением природы от зимнего сна. Считалось, что в этот день в мир приходит тепло: «Зима кончается, весна начинается», а вместе с наступлением тепла прилетают стаи птиц — «вырий» — во главе с жаворонком или куликом и приносят на своих крыльях весну: «На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут», «Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья». С этого дня начинались обрядовые действия зазывания («кликанья», «гуканья») весны. В этот день полагалось делать печенье в виде птичек. Оно называлось по-разному: «птюшки», «жаворонки», «кулики», «чувильки», «чибрики», «ластовки», «снегирьки», «воробушки», «тетерки». Печенье раздавали членам семьи со словами: «Вот уже и весна пришла!», «Весна красна, приходи скорей!»

Празднование на Руси[править]

В некоторых деревнях южных губерний России хозяйка дома поднималась на чердак с печеньем в руках и кричала в слуховое окно: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!» В деревнях западных и южнорусских губерний, а также в Верхнем и Среднем Поволжье, на Урале и в Сибири обрядовые действия с «жаворонками» были более яркими и сопровождались специальными песнями — веснянками (веснухами, веснушками). Они исполнялись детьми и девушками. Рано утром, получив от матери только что испеченные «жаворонки», дети раскладывали их на высокие места: на крыши домов, амбаров, сараев, на стога сена, нанизывали на ограды и пели: Жавороночки, Прилетите к нам, Принесите нам Лета теплого, Хлеба доброго! Чувиль-виль-виль. При этом в песнях весну зазывали вместе со множеством сельскохозяйственных забот, от которых зависело будущее крестьянской семьи:

Кулики, кулики, куликали, Весну красную заклинали:— Весна красна, на чем пришла?—На сохе, бороне, на кривой кочерге, На жердочке, на бороздочке, На ржаном колоску, На пшеничном пирожку!

Русские люди, наблюдая за природой, видели, что мартовское тепло перемежается с холодными ночами и заморозками, а значит, весна еще не окончательно победила зиму. Считалось, что заморозки должны длиться 40 дней: «Сорок мучеников торят дорогу сорока утренникам». В этот день крестьянки пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков («сороки святые — колобаны золотые») и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко со словами: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!» По поверью, Мороз, получив хлебные шарики, уйдет, чтобы не мешать земледельцу выращивать хлеб. В Сороки проводилось много обрядовых действий, направленных на достижение успехов в крестьянском труде и связанного с этим благополучия.

В Рязанской губернии, например, дети несли «жаворонки» в поле, надев их на вилы, а затем часть печенья съедали, а часть оставляли на гумне, чтобы гумно всегда было полно хлебом. В Орловской губернии дети съедали «жаворонки», а головки отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

В Новгородской губернии «птички» использовали для того, чтобы определить семейного засевалыцика — т. е. человека, который бросит в землю первую пригоршню зерна во время весеннего сева: по поверью, от его легкой руки зависел будущий урожай. Хозяйка дома предлагала всем мужчинам семьи, даже маленьким мальчикам и старикам, взять из лукошка «птюшку»: в одной из них была запечена монетка, человек, которому попадался «жаворонок» с монеткой, считался избранным в засевалыцики Богом. В Сороки беспокоились также и о благополучии домашнего скота и птицы. Так, например, в некоторых южнорусских губерниях 40 шариков откладывали до Егория Вешнего (см. Егорьев день), а затем скармливали скоту при выгоне его на пастбище.

В Вятской губернии в Сороки хозяйки пекли 40 «мушленников», «мусленников» — булочки из пресного теста — в память о сорока мучениках и каждое утро относили по штуке в хлев, чтобы скот был здоров. В некоторых местах в Сороки делали из теста 40 яичек, которые укладывали в 40 маленьких гнездышек и относили в птичник. Считалось, что после этого курицы будут нестись только в своем дворе.

Обрядовые действия, связанные со встречей весны, были приурочены не только ко дню Сорока Мучеников, но и к другим дням православного календаря. Например, ко дню св. Евдокии (Авдотьи Плющихи, 1/14 марта), св. Герасима (Герасима Грачевника, 9/22 марта), св. Алексия (Алексия Божьего человека, 17/30 марта), к Благовещению (25 марта/7 апреля), к Фомину воскресенью и др. — от первых дней марта до Семика—Троицы. В разных губерниях России обряд встречи весны принимал различные формы и отмечался неодновременно, что объяснялось спецификой климатических условий, но при этом и сам процесс пробуждения природы воспринимался народным сознанием как растянутый во времени.

traditio.wiki

Сорок сороков - это... Что такое Сорок сороков?

Со́рок сороко́в — устаревший фразеологизм, обозначающий неопределённо большое количество чего-либо. «Сорок раз по сорок» — указывает не точное число предметов, а их великое, «неисчислимое» множество.

Происхождение

Существует две версии происхождения устойчивого словосочетания «сорок сороков» — как нестандартно образованной единицы счёта и как результата слияния числительного 40 и существительного «сорок», обозначавшего церковное объединение.

Происхождение числительного «сорок» в русском языке

По этой версии считается, что русское числительное «сорок», не образованное по правилам других количественных числительных (два+дцать, три+дцать и т. д.), использовалось восточными славянами для обозначения мешка или рубахи (предполагается также, что «сорок» — это мужской род от слова «сорочка» в смысле «исподняя рубашка»), в котором содержалось сорок (древнее «четыре десяте») шкурок соболя, куницы и др.

Один сорок — мешок с четырьмя десятками шкурок. Позже слово «сорок» вытеснило первоначальное «четыре десяте» и стало использоваться, как самостоятельная счётная единица в так называемом счёте «по сорокам». Например, существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.

См. также этимологию этого слова в Викисловаре.

Церковный термин

По другой версии выражение «сорок сороков» применяли, указывая на обилие храмов в Москве. При буквальном подсчёте такого количества церквей в столице не набирается ни в один период[1]. Однако, количество 1600 (сорок раз по сорок) могло получиться приблизительно при подсчёте не храмов, а всех их престолов. К 1917 году в московских церквях их насчитывалось 1620. Согласно древним канонам, престол по происхождению является отдельным храмом, пристроенным к основному[2] и должен быть наглухо отделённым от него, имея общими лишь притвор и галерею. Кроме того, над церковным приделом обычно ставится малая главка, так же указывающая на его обособленность.

Некогда существовало также слово «сорок», обозначавшее церковную административно-территориальную единицу — «старо́ство», «церковное благочиние». Такое деление было учреждено указом Стоглавого собора Русской Православной церкви в 1551 году. Согласно ему было образовано семь московских благочиний, которые образно назывались сорока́ми: Кремлёвское, Сретенское, Никитское, Китайгородское, Замоскворецкое, Ивановское и Пречистенское[3]. Каждый сорок имел главную церковь/приход, руководил которой поповский староста. В одно благочиние входило не менее сорока приходов[4].

Выражение «сорок сороков» могло возникнуть именно в ту пору, когда проводился всемосковский крестный ход, на который собиралось огромное число людей — всё городское духовенство с прихожанами согласно приписке к благочинию — со́року.

Само число «сорок» уже несёт в себе дополнительное значение со смыслом «большое количество», «неопределенное множество чего-либо». Отдельно оно несколько раз фигурировало, например, в библейских сюжетах, указывая не на точное число повторений, а, скорее, на длительность события: дождь всемирного потопа продолжался 40 дней и 40 ночей; Иисус провёл 40 дней в пустыне, Моисей 40 лет водил евреев по пустыне и др. Насекомое сороконожка получило название не по точному количеству ног, а по их «бессчётности».

Словосочетание «сорок сороков» подчёркивает большое множество, «неисчислимость» самого предмета и в этом смысле соседствует с выражением тьма тьмущая.

Употребление

Оборот считается устаревшим и в современной разговорной речи практически не встречается, однако можно найти его в литературе XX и XIX вв, например:

  • Михаил Булгаков: "Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков[5].
  • Ансамбль «Песняры»: «Сорак саракоў ляжыць глухіх дарог

Паміж тым што ёсць і што я маю знаць»[6].

… На берег тихо выбралась Любовь — И растворилась в воздухе до срока, А срока было — сорок сороков …[7] «И пепел десяти веков на нищих духом оседает, и тайно сорок сороков во тьме, как матери, рыдают»[9].
  • Николай Гоголь (само числительное «сорок» в смысле «неопределённо много»):Петрушка, думая о Чичикове: «И ты, однако, хорош; не надоело тебе сорок раз повторять одно и то же»[10].
  • Марина Цветаева:
… Царю Петру и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари, колокола. Пока они гремят из синевы — Неоспоримо первенство Москвы. И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей! …[11]

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси

Масленица. Сороки :: Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси

Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси 

За колядою следовал праздник в честь весны, называвшийся масленица, но совершавшийся, вероятно, несколько позже нашей масленицы. В настоящее время масленица справляется на сырной неделе, последней перед Великим постом. К масленице приурочивают встречу весны. На масленице не прядут, чтобы мыши не грызли ниток, и холсты не были гнилыми. В феврале, в котором обыкновенно приходится наша масленица, ещё холодно, а потому встречами весну несвоевременно. Вероятно, масленицу в языческое время праздновали после весеннего равноденствия. Празднества в честь весны сопровождались буйным весельем и излишествами; с принятием же христианства праздновать масленицу стали до поста, на сырной неделе, которая носит и до сих пор явные следы языческой старины: катанье с гор на санках, на лошадях, попойки; обязательное масленичное кушанье – блины – поминальное кушанье. В Тамбовской губернии и смежных с нею местах первый испечённый блин кладётся на слуховое окошко для душ родственников, знакомых, особенно родителей. Набожные женщины едят первый масленичный блин за упокой усопших. Таким образом, в масленичных празднествах мы опять видим смесь культа весны и солнца с культом умерших. Что в масленичные празднества входило почитание мёртвых, видно из следующего обычая: в Смоленской губернии в последний масленичный день “заговены” (заговенный день) после ужина со стола ничего не убирают, все оставшиеся кушанья ставит на столе – “для родителей”, которые приходят ночью и, никем не зримые, едят. Полакаем, что это и есть вторая трапеза роду и рожаницам, за поставление которой наше духовенство столь страстно порицало свою паству. Наше предположение относительно того, что в языческую эпоху масленица праздновалась позже, подтверждается существованием другого праздника в честь весны; разумеем сороки, 9 марта Название “сороки” – произошло от 40 севастийских мучеников, память которых празднуется православною церковью 9 марта, но самое празднество с 40 мучениками не имеет ничего общего. “Сороки” празднуются и болгарами. Какой-то Добри работал и играл на свирели в день сорока святых “на свети на четириси”. Змея выползла и укусила его. В Смоленской губернии 9 марта утром старшие посылают детей покликать весну. Дети выбегают на улицу кликать весну, обыкновенно, без тёплого верхнего платья, - таков обычай. В этот день из теста пекут всевозможных птичек, называя их жаворонками; им делают глаза из зёрнышек конопли. Пекут из теста птичек на гнёздышках, гнёздышки с яичками также из теста. К изготовлению “жаворонков” охотно допускаются дети. Когда “жаворонки” готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут “преснушками” (тесто пресное). Никаких игр и увеселений на “сороки” не бывает, так как в это время бывает Великий пост. Полагаем, что приблизительно на “сороки” в прежнее время и происходили те празднества, которые теперь перенесены на сырную неделю. В селе Уколове Смоленского уезда кличут весну на Благовещение Часа в четыре по полудни девушки, и молодые парни идут на “рожь” (ржаное поле), здесь разстилают чистую скатерть, кладут на неё принесённые пироги, молятся Богу затем едят принесённое; потом молодые люди поют песню, начинающуюся так: “Весна, весна, красное леточко! Приди весна, принеси добра”. В песне говорится про зиму, которая “хлебушко и сенушко подобрала”… В заклинании весны на Благовещенье можно видеть попытку приурочить древний весенний праздник к христианскому празднику.

www.vernost.ru