КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ ПИСЬМЕННОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ О. Письменность и просвещение в древней руси


2.1 Письменность и просвещение. Культура Древней Руси

Похожие главы из других работ:

"Серебрянный век" русской культуры

Глава 1. Просвещение

Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства...

Закономерности развития культуры Нового времени

5. Просвещение в России

XYIII век в России, или «век Русского Просвещения», - период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIX века)...

Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Французское Просвещение

Оно представлено именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество"...

Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Просвещение в Германии

Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры...

Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Русское Просвещение

Русское Просвещение унаследовало проблематику Европейского Просвещения, но осмысливало и развивало ее вполне самобытно, в контексте с исторической ситуацией, сложившейся в российском обществе того времени...

Культура в эпоху Просвещения

2. Просвещение в России

...

Культура в эпоху Просвещения

2.2 Просвещение в российских условиях

Но многовековой путь развития России во многом отличался от европейского, и семена Просвещения, попав на русскую почву, принесли иные плоды, нежели на Западе. Во второй половине 18 столетия Франция уже была на пороге великой революции...

Культура в эпоху Просвещения

2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение

В увлечении науками и изящными искусствами проявилась еще одна сторона многогранной, богато одаренной натуры императрицы. Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты)...

Культура Древней Руси

2.1 Письменность и просвещение

Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки...

Культура и просвещение России первой четрверти XVIII века

2.1 Просвещение

Впервые при Петре 1 образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди. Одним из величайших достижений Петра I в том, что он заставил российское дворянство учиться...

Особенности древнеегипетской культуры

3. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте

Египетская письменность - одна из древнейших в мире и проделывала свою обычную эволюцию - от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Как всегда...

Расцвет русской культуры в XVIII в.

2.1 Просвещение и наука

Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение...

Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур

1.1 Просвещение

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в...

Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение

1.1 Европейское Просвещение

Просвещение по сути своей -- рационалистический тип культуры. Это нисколько не противоречит тому, что и во Франции, и в Англии...

Серебряный век русской культуры

1. Образование и просвещение

Система образования в России рубежа XIX--XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты)...

cult.bobrodobro.ru

Культура Древней Руси. Грамотность и просвещение | Учеба-Легко.РФ

Понятие культуры

Культура – это сложная система, включающая в себя всю совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу. Обычно при изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т.к. материальная культура рассматривается в связи с развитием производства.

 

Материальная культура

 

В традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел место прогресс. Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства – сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход от подсека к перелогу и от перелога к трехполью. Важным процессом является отделение от сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей (горшечники, кожевники, оружейники и др.).

 

Духовная культура

 

До принятия христианства на Руси господствовало язычество ("ведическая" религия). Имело два основных момента мировоззрения: поклонение силам природы и культ предков.

 

Решающим пунктом в развитии древнерусской культуры явилось принятие христианства: в 988 г. выбор христианства Владимиром – это очень важная веха в длительном процессе христианизации. Проникновение христианства шло и раньше. После крещения Руси также оставалось много язычников. В сознании самих христиан длительное время имело место сохранение больших остатков язычества: т.е. существовало "двоеверие" или сложный синтез двух религий.

 

В марксистской историографии это явление расценивалось как выражение интересов господствующего класса (христианство учило покорности властям и потому было удобно для классового общества). Сейчас же существует высокая положительная оценка, так как принятие христианства приобщило Русь к самой высокой византийской культуре, повысило международный авторитет Руси.

 

Христианство развернуло проповедь более высокой морали, которая начинала оказывать воздействие на поведение людей (пример Бориса и Глеба, которые были убиты во время междоусобицы в 1015–1019 гг. их братом Святополком Окаянным, не сопротивляясь, за что были объявлены святыми).

 

В последнее время появились негативные оценки принятия христианства с позиций "языческого фундаментализма": истинная культурная основа славян это ведическая религия. Христианство исказило их культуру, сделало их слабыми (потому и покорились монголам) – эта оценка спорная.

 

Правовая культура

 

Правовая культура представляет собой нормы права и отношение людей к ним. Главным процессом является кодификация обычного права, т.е. тех норм, которые существовали до государства. Основное событие – это появление "Русской правды", которая включала в себя кодификацию норм обычного права ("Закон русский"), новые нормы, необходимые для классового общества. "Русская правда" – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.

 

Основные положения «Русской правды»: четко определено положение разных групп, кровная месть заменена штрафами, т.е. вирой. Из других правовых актов наиболее известен – "Устав" Владимира Мономаха, основным достижением которого было ограничение процентов по займам.

 

Грамотность и просвещение

 

Письменность

 

По некоторым данным у славян существовала древнейшая письменность (знаки на камнях – "руническое письмо") – "черты и резы ". В IX в. славянские просветители на основе греческой азбуки разработали азбуку для славян – кириллицу, которая и стала основой древнерусской письменности.

 

Основное средство хранения и передачи культуры в тот период – книги. Они создавались и переписывались прежде всего в монастырях. Создавались религиозные книги, великолепно оформленные, например Остромирово евангелие (Остромир – новгородский посадник). По некоторым данным, было до 140 тыс. книг, но большинство погибло в ходе монгольского нашествия.

 

Характерная черта древнерусской цивилизации, показатель ее высокого уровня – это широкое распространение грамотности, по крайней мере, в городе. Данный факт подтверждается берестяными грамотами, которых сейчас найдено до 600.

 

Предпринимались первые шаги по созданию системы образования при Ярославе Мудром были созданы школы для юношей, сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек.

 

Литература

 

С глубокой древности существовал фольклор. Особенно был распространен героический эпос – былины богатырского или Владимирового цикла. Бытовали вплоть до XX в.

 

Письменная литература

 

Наиболее распространены были летописи. Существовали в различных городах, затем возникли общерусские своды, из которых особое значение имела возникшая в начале XII в. «Повесть временных лет», которую по преданию написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранилась в составе более поздних Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Основные идеи летописей: славянское единство, величие Киевской Руси.

 

Основным видом литературы является религиозная: сначала была переводная, затем появились русские произведения.

 

Два наиболее известных автора:

  1. II половина XI в. – Илларион, первый митрополит из русских. "Слово о законе и благодати". Главная идея произведения – патриотизм, высокая оценка восточных славян и Киевской Руси.
  2. II половина XII в. – Кирилл Тровский – также ряд "Слов"

Появляется светская литература:

 

"Поучение" Владимира Мономаха, основная идея – высокая ответственность княжеской власти, забота о простом народе

 

В конце XII в. произошло высшее достижение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Это синтез христианской и языческой культуры, патриотизм, призыв к единству. Сложная дискуссия о подлинности. Некоторые историки (например, Зимин), считают, что появилось в конце XVIII в.

 

Конец XII в. – "Слово" Даниила Заточника. Здесь впервые отражены мысли рядового дружинника.

Начало XIII в. – "Сказание о погибели русской земли". Здесь – осуждение усобиц.

 

Архитектура

 

Основным видом архитектуры в то время были церкви, но сохранились отдельные сооружения гражданской архитектуры, например, построенные при Ярославе Мудром Золотые ворота.

 

Первый каменный храм – Десятинная церковь был построен в Киеве.

 

От XI века сохранились самые известные храмы: Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В них – преобладало византийское влияние.

 

От XII века в основном сохранилось белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси. Особенно известен Успенский собор во Владимире. В нем уже преобладала самобытная русская культура.

 

Живопись

 

В основном была религиозной: иконы и фрески (живопись на сырой штукатурке красками). Светские элементы отразились в миниатюрах.

 

Вокально-музыкальное и сценическое искусство

 

Народные певцы-сказители. Образ легендарного Баяна. Музыканты-гусляры. Народные актеры – скоморохи.

 

Выводы

 

Древняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду позиций (например, по грамотности) – превосходивший ее.

 

Место древнерусской культуры в многовековой истории отечественной культуры: это был "золотой век", "русская античность": высочайшие, недосягаемые образцы, неповторимая уравновешенность, гармония материального и духовного, общества и личности и т.д.

 

Имело огромное влияние на последующее развитие отечественной культуры до конца XVII века. После культурного разрыва с петровских времен продолжала оставаться основой народной культуры. В культуре старообрядцев дожила до сегодняшнего дня.

uclg.ru

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ ПИСЬМЕННОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ О

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

ПИСЬМЕННОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

ЗОДЧЕСТВО (АРХИТЕКТУРА) До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Киево-Печерская лавра Церковь Покрова на Нерли XIIв. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

ЖИВОПИСЬ После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре. Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора, XI век

ОДЕЖДА Современные исследователи располагают многочисленными свидетельствами о том, как одевались князья и бояре. Сохранились словесные описания, изображения на иконах, фресках и миниатюрах, а также фрагменты тканей из саркофагов. Данные материалы различные исследователи в своих работах сопоставляли с упоминаниями одежды в письменных документальных источниках и летописях, житиях и разного рода актах.

present5.com

Культура Древней Руси Письменность и просвещение Создание

Культура Древней Руси

Письменность и просвещение Создание славянской азбуки связывают с славян. именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных

Зодчество Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Литература Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия» . «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет» , сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли.

Живопись После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Фольклор В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

Одежда Современные исследователи располагают многочисленными свидетельствами о том, как одевались князья и бояре. Сохранились словесные описания, изображения на иконах, фресках и миниатюрах, а также фрагменты тканей из саркофагов. Данные материалы различные исследователи в своих работах сопоставляли с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках – летописях, житиях и разного рода актах.

present5.com

Культура Древней Руси. Письменность и просвещение это что такое Культура Древней Руси. Письменность и просвещение: определение — История.НЭС

Культура Древней Руси. Письменность и просвещение

Письмо и алфавит были известны на Руси еще до принятия монотеизма, а христианизация способствовала дальнейшему развитию грамотности и распространению письменности. Этот факт подтверждается большим количеством находок берестяных грамот с текстами в различных городах Руси, особенно в Новгороде Великом.

Литература. В литературе распространен жанр летописи. Самая известная – «Повесть временных лет», написанная монахом КиевоПечерского монастыря Нестором в начале ХII в. Митрополитом Иларионом в середине ХI в. создано произведение религиознопублицистического характера «Слово о Законе и Благодати». В походах складывались былины – торжественные эпические произведения, повествующие о борьбе со степняками, смелости и находчивости купцов, храбрости богатырей.

Зодчество. В церковной архитектуре ощущалось сильное влияние Византии. Древняя Русь переняла византийский тип крестовокупольного храма. К таким постройкам относится Софийский собор в Киеве. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор в Новгороде Великом, в архитектуре которого уже проявляются самобытные черты.

Живопись. Живопись также развивалась под значительным византийским влиянием. От могущественного южного соседа на Русь пришла техника мозаики, фрески и иконописи.

Прикладное искусство. Значительного расцвета в Древней Руси достигло ювелирное искусство, использовавшее технику зерни, скани и эмали. Зернь представляла собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных золотых или серебряных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки. Иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью – непрозрачной стекловидной массой.

Оцените определение:

Источник: История. Полный справочник

interpretive.ru

Письменность и просвещение.

Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о «чертах и резах» в сказании «О писменех» (рубеж IX—X вв.). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки, при помощи которых они «читаху и гадаху» (читали и гадали). Доказательством наличия дохристианской письменности у славян является обнаруженная в 1949 г. в Гнездовских языческих курганах под Смоленском разбитая глиняная корчага, на которой сохранилась надпись «гороухща» («горушна»), что означало: или «Горух писал», или «горчица». Помимо гнездовской, обнаружены фрагменты надписей и цифровых расчетов на амфорах и других сосудах X в. в Тамани (древней Тмутаракани), Саркеле и причерноморских портах. Письменность на основе различных алфавитов (греческого, кириллического, рунического) использовало разноплеменное население древнейших городов и протогородов, находившихся на важных торговых путях. Торговля стала той почвой, которая способствовала распространению по всей территории Руси приспособленной для славянской речи и удобной для письма кириллицы.

Кириллица была разработана в IX в. Кириллом-Философом (827—869 гг.) в Моравии, а через Болгарию она проникла на Русь (правда, вопрос об авторстве до сих пор остается открытым). Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его шипящими звуками древнееврейского алфавита и некоторыми буквами, созданными индивидуально (б, ж, ь, ы). Кириллический алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Каждая из них имела свое название: А — «аз», Б — «буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В — «веди», Г — «глаголь», Д — «добро», и так далее. Буквы обозначали не только звуки, но и цифры. «А» — цифру 1, «В» — 2, «Р» — 100. И только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные». Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука — глаголица (от слова «глаголить» — т. е. говорить). Истоки буквенного состава глаголицы не определены. Ее основу искали в самых различных системах письма: от византийской скорописи и скандинавских рун до армянского, коптского и эфиопского алфавитов. Скорее всего, глаголица представляла собой азбуку, созданную искусственно в результате индивидуального творчества. На рубеже IX—X вв. глаголица преимущественно была распространена у южных и западных славян. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. К XIII в. глаголица почти полностью исчезла из употребления.

С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

Первые известные нам школы на Руси были созданы князем Владимиром для обучения детей как из семей знатных и средних состояний, так и детей «убогих и неимущих родителей». Из жизнеописания игумена Киево-Печерской обители Феодосия известно, что в 1023 г. существовала школа для подготовки священнослужителей в Курске. Около 1030 г. сын князя Владимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу «собра от старост и от пресвитеров детей 300 и повеле учить книгам». В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались «писанию, ремеслам, пению, швению». Как свидетельствуют летописи, все свои средства на устройство школ израсходовал в 1180 г. смоленский князь Роман Ростиславович. В домонгольской Руси существовали школы во Владимире-на-Клязьме, Ростове, Полоцке, Галиче. Одна из школ находилась при Киево-Печерском монастыре. В них изучали богословие, философию, риторику, грамматику на основе произведений античных авторов, византийской литературы, болгарских источников.

Для «учения книжного» использовались переводные книги: жизнеописание Александра Македонского «Александрия», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, трактаты о шести днях Творения («Шестодневы»), сборники поучительного содержания — «Златоструй», «Маргарит», «Измарагд»; рассказы (патерики) о видениях загробного мира («Хождение Богородицы по мукам»), о «подробностях» сотворения мира («Сказание, как сотворил Бог Адама»), Синайский патерик и другие сочинения. Разнообразным был спектр переводной литературы — от церковно-богословской до исторической, естественнонаучной и апокрифической.

Источник

Похожее на нашем портале

Сильный приворот любимого Сильный приворот любимого

0 Сильный приворот любимого может пригодиться всем представительницам прекрасной половины человечества, которым на протяжении долгих лет не удается организовать личную жизнь и отыскать того единственного, с кем бы им хотелось завести детей и прожить долгие годы в счастливом браке.

Ознакомьтесь

intersed.com.ru

Книжное просвещение в Древней Руси / XI век / История церкви / Мир. Человек. Слово.

 

До принятия христианства на Руси существовала письменность, но она была неорганизованной. Древний летописец отмечает, что «славяне писали чертами и резами, но без устроения». С христианством на Русь пришла письменность иного рода. Это была письменность с устроением: со знаками препинания, с определенной грамматикой и разделением на слова. Она практически сразу стала письменностью богатейшего литературного языка.

Одним из первых славянских переводов, после перевода богослужебных книг, стал «Источник знания» святого Иоанна Дамаскина. Из него древнерусский книжник мог узнать об основных понятиях философских систем Аристотеля, Платона и других античных мыслителей. Здесь же содержались сведения об основных науках. Таким образом, с принятием христианства Русь получила доступ к сокровищнице знаний христианской Европы и Византии, за которыми стоял тысячелетний опыт античной цивилизации.

В то же время, Древняя Русь очень быстро перешла от усвоения опыта других народов к самобытному развитию. Уже в середине XI века, при Ярославе Мудром, в творчестве русских зодчих, художников наметился свой, оригинальный почерк, проявилось ни с чем не сравнимое собственное «лицо» — взять хотя бы Новгородский собор святой Софии, построенный в 1050 году.

То же можно сказать и о древнерусской литературе. Уже в 1045 году, всего через пол столетия после обретения письменности, появилось «Слово о законе и благодати». Оно было написано священником Иларионом, будущим первым Киевским митрополитом русской национальности.

В форме торжественной проповеди, разделенной на три части, Иларион развивает три идеи: о духовном превосходстве Нового Завета (то есть «благодати») над Ветхим Заветом («законом»), о великом значении крещения Руси и роли князя Владимира в достижении величия земли Русской. Постепенно переходя от общего к частному, Иларион соединяет богословскую мысль и политическую идею. Его рассуждения представляют стройное и органическое развитие одной идеи — прославления Руси. В то же время, Илариону чужда мысль о национальной ограниченности. Он все время подчеркивает, что русский народ есть только часть человечества. «Слово о законе и благодати» произведение единственное в своем роде. Таких трудов не знала Византия. Это историософское сочинение, утверждающее существование Руси, ее связь с мировой историей, ее место в мировой истории. Из него, как из семени, выросло гигантское древо русской литературы и философской мысли.

Другим знаменитым древнерусским мыслителем был митрополит Климент Смолятич, о котором летописец говорит, что такого мудрого философа Русь еще не видывала. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь одно его сочинение, которое свидетельствует о блестящем знании автором греческих и александрийских источников. Работ другого древнерусского мыслителя — епископа Кирилла Туровского — сохранилось значительно больше. По его проповедям видно, что это был выдающийся оратор, подражавший знаменитым греческим риторам. На севере Руси выделялся Новгородский епископ Лука. Его стиль не так изящен, как у южан, зато этика поучительна, предметна, конкретна. Следует отметить, что на севере Руси богословская и философская мысль выражалась не столько в литературных памятниках, сколько в храмостроительстве и иконописи, достигших большого художественного совершенства.

Огромное значение для русской культуры имели летописи. Подобно «Слову» Илариона, летописание было проникнуто стремлением осознать текущие события через обращение к прошлому. Поэтому интерес монахов-летописцев к истории своего народа выразился не только в прославлении деяний христианских подвижников, но и подвигов древних языческих князей.

Летописцы в своем повествовании опирались как на исторические документы, так и на устные предания. Для них характерен народный фольклор, прямая речь героев, использование пословиц и поговорок. В начале XII века киево-печерский монах Нестор собрал летописные своды воедино. Этот свод получил название «Повесть временных лет» и является основным источником сведений для современных ученых-историков.

На Руси понимали необходимость книжного учения. Вот как оценивает летописец важность книги: «Великая польза от книжного учения. Книги есть пища обильная, реки, питающие всю вселенную, в них неизмеримая глубина. Из книг мы учимся, в словах книжных обретаем мудрость, ими утешаемся в печали, они — узда воздержания». Неслучайно умение читать и переписывать книги расценивалось в Древней Руси как великая добродетель, дело угодное Богу.

Один из солунских братьев святой Кирилл, создав славянскую азбуку, сказал: «Славянское племя летит теперь вперед, словно на крыльях». Доказательством этому служит краткий, но потрясающий по своему культурному взлету, период древнерусской книжности, названный «золотым веком древнерусской литературы».

 

www.mir-slovo.ru