10 самых красивых деревень России. Иллюстрации городов и деревень древней руси
Старые фотографии русской деревни... (34 фото)
Уникальные старые фотографии, снятые преимущественно в 1850-1900-х годах в различных уголках нашей необъятной родины. На фото изображены крестьяне, их дома и быт. Авторами снимков как правило были иностранные путешественники. Смотрим:
Симбирская губерния:
Деревня Наволок. Северная Двина.
Село Бородино. 1867 г.
Двор крестьянского дома:
Крестьяне Богородского уезда Тульской губернии
«Вещая старушка» — Марья Дмитриевна Кривополенова. Русская народная сказительница. 1915 г.
Рязанская губерния
Голодающие крестьяне
Фофоновская слобода. г. Ряжск
Орловская губерния
Если вас интересуют старинные фотографии, смотрите нашу рубрику «История и ретро«
3 комментария на «Русская дореволюционная деревня в лицах… (34 фото)»
Ваш отзыв
pulson.ru
Образ древних русских городов
Разделы: МХК и ИЗО
Цель: Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города.
Задачи:
ОбразовательнаяДолжны узнать:
- Название первых древнерусских городов
- Основные элементы древнерусского города
- Что такое Собор, колокольня, звонница, сторожевые башни.
Развивающая задача - развивать творческое воображение учащихся средствами изобразительного искусства, творчески участвовать в создании собственного проекта.
Формирование представлений о многообразии национальных художественных культур, их особенностей и красоте.
Воспитательная задача – формирование у детей представление о роли искусства в их жизни, формирование творческой активности личности, эмоционально откликаться на красоту.
Оборудование: Гуашь, ватман, линейка, карандаш, ножницы, кисти, клей.
Иллюстративный материал: детские работы, ксерокопии с изображением элементов древнерусского города презентация.
Ход урока
Ребята! Сегодня у нас новая тема: «Белокаменный город»
В 3 классе мы уже встречались с вами с отдельными памятниками русской архитектуры. Теперь есть смысл познакомиться с древними русскими городами.
«Русская земля! Как ты прекрасна полноводными реками, которые несут свои быстрые воды к морям, бескрайними просторами лесов, полей и лугов».
Вот так о русской земле писал один из поэтов.
Прекрасна наша земля, прекрасны наши древнерусские города, свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых по прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны.
Сегодня мы будем путешествовать по древнерусским городам, восхищаться талантами русских мастеров.
Давайте вместе вспомним название древнерусских городов:
- Москва (слайд)
- Новгород (слайд)
- Киев (слайд)
- Суздаль (слайд)
- Псков (слайд)
Ребята, это древнейшие города нашей страны. Много городов возникло на Руси в глубокой древности, многие из них превратились крупные города страны, где древни памятники архитектуры живут рядом с современными постройками. Давайте заглянем вглубь веков. Суровой, трудной, но и прекрасной была жизнь славян среди лесов, полей, степей. Славяне – это предки русских, болгар, украинцев, словаков, чехов, белорусов. Бревенчатые дома, где они жили, составляли поселок. Подумайте, где жители построили свой поселок? Да, это поселок для обороны и он строился на возвышенности, рядом с водой. Окружен был частоколом. Частокол – забор из деревянных колышков.
Но прошли столетия и поселки стали превращаться в большие города. Так же как и деревни города стояли на возвышенности. Города стали укреплять более надежными стенами. Они уже становятся каменными. Называют их крепостными стенами (крепкие, крепость). В промежутках между стенами строятся смотровые башни (вежи - видеть). Башни были:
- Угловые (круглые)
- Промежуточные (квадратные)
Конечно, всегда могут внезапно напасть враги – вот поэтому город был окружен рвом. Ров – глубокая, широкая яма залитая водой, через него перекидывался мост. Мост в определенное время поднимался, и чужестранец не мог попасть в город. Русские города всегда подвергались набегам враждующих князей. Поэтому город имел оборонительный характер, непреступной крепости. Город - крепость для защиты мирной жизни и труда.
В городе начинают развиваться ремесла, торговля идет с утра до вечера. Работают:
- Плотники (работы с деревом)
- Ремесленники
- Каменщики (строители)
- Кузнецы (подковы, металлические изделия)
- Ювелиры (кольца, серьги, браслеты, колье)
- Оружейника (мечи с резными рукоятками, шлемы, кольчуги)
- Кожевники (сапоги, изделия из кожи)
- Портные (кафтаны, злато - кузнецы, изделия из золота).
Не только делали, но и торговали с другими странами. Торговля проходила на красной площади (от слова красивая, значит базар). (слайд)
Ярко блестят на солнце купола церкви, грозно высятся стены и башни. У пристани стоят суда, из разных стран приплыли. Каких только товаров не привезли. Красивая греческая посуда, золотые и серебряные украшения, яркие шелковые ткани, заморские вина. Наступают сумерки, и затихает русский город, наглухо закрывают ворота, нельзя никому проникнуть внутрь города. Утром все начнется с начало.
А теперь давайте познакомимся с городскими постройками. Здесь, в кремле люди создавали бесценные памятники искусства, которые украшали жизнь. Столетиями расцветали и умирали цветы и травы, а постройки возвышались непоколебимые, гордые и прекрасные. Наиболее значительные сооружения древнерусского города являются:
- Соборы
- Крепостные стены
- Сторожевые башни
- Звонницы или колокольни
- Красная площадь
- В центре города всегда стоял Собор (слайд)
(место сбора людей). Соборы раньше строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались, перед которыми собиралось вече, где обсуждались дела частные и личные. Кого напоминает эта постройка? Ну, конечно же, могучий богатырь, стоит он уверенно на земле русской. Всмотритесь в благородные пропорции храмов, огромные купола, возвышаются к небу, золотом переливаясь на солнце.
В большинстве случаев в плане собор имеет квадрат или чуть вытянутый прямоугольник. Купол выполнен в форме луковицы, стоит купол на высоком цилиндрическом барабане. Центральный вход в Собор называют портал
- Мы уже говорили, что колокольня неотъемлемая часть кремля. Любила Русь колокольный звон. Как вы, думаете, зачем городу колокольня? Колокольня звучала «в дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздник веселье и торжеств. Литье колоколов считалось очень почетным делом на Руси. Колокольня (слайд) необычно стройная устремленная вверх словно хочет небо достать, с великолепной формой шара, который завершает постройку и увенчан небольшой «луковицей» - главкой.
Мы сегодня познакомились с особенностями архитектуры древнерусского города. Давайте повторим, что усвоили на уроке:
- Какие основные элементы древнерусского города вы узнали?
- Для чего служат сторожевые башни?
- Какая постройка находится в центре города?
- Для чего служит собор?
- Зачем нужна колокольня?
Повторили, хорошо. Следующая наша задача, сделать проект своего древнерусского города. Используя линейку, карандаш и полученные знания на уроке. Обратите внимание на иллюстрации предложенные вам. Посмотрите на особенности каждой постройки. Удачи в работе.
Приложение 1
Приложение 2
Презентация.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Иллюстрации. Древняя Русь. IV–XII вв.
Русский монах-летописец
Нападение викингов на ирландский монастырь
Идолы. Худ. Н. Рерих
Призвание князя – встреча князя со старейшинами и народом славянского города. Худ. А. Кившенко
Рус. IX–X вв.
Перун. Привеска XII в.
Рус. IX–X вв.
Сцена из жизни восточных славян. Худ. С. Иванов. Нач. XX в.
Торг в стране восточных славян. Худ. С. Иванов.
«А я пива наварю…»
На царском пиру
Христиане и язычники. Худ. С. Иванов. Нач. XX в.
Хазарский воин
Князь Олег. Изображение XIX в.
Призвание варягов. Худ. А. Васнецов. XX в.
Песнь о вещем Олеге. Худ. А. Васнецов. XX в.
Андрей Первозванный. Икона XV в.
Святой равноапостольный Кирилл. Фреска. XV в.
Великий князь Игорь Рюрикович. Роспись Грановитой палаты. XIX в. (вверху слева)
Княгиня Ольга. Худ. А. Васнецов. XX в.(вверху справа)
Крещение княгини Ольги. Худ. М. Акимов
Великий князь Святослав Игоревич. Роспись Грановитой палаты
Встреча Святослава с императором Иоанном Цимисхием. Худ. К. Лебедев. Нач. XX в.
Князь Владимир. Икона XV в.
Крещение князя Владимира. Худ. А. Васнецов. Нач. XX в.
Крещение Руси. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Худ. А. Васнецов. XIX в.
Борис и Глеб.
Великая княжна Анна Ярославна
Ярослав Мудрый в императорском облачении
Суд во времена «Русской правды». Худ. И. Билибин
Съезд князей. Худ. С. Иванов
Половецкий всадник
Баян. Худ. А. Васнецов. Нач. XX в.
Шапка Мономаха. Кон. XIII – нач. XIV в.
Отдых Владимира Мономаха после охоты. Худ. В. Васнецов. Нач. XX в.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
10 самых красивых деревень России — фото с описанием
Природный ландшафт, историческая ценность, потрясающий внешний вид и не более двух тысяч жителей — таковы рамки отбора в Ассоциацию «Самые красивые деревни России». Пока в это объединение входит 3 селения, а список кандидатов насчитывает более десятка отечественных сел. Мы отсмотрели всех будущих и действующих членов Ассоциации и рассказываем о самых живописных деревнях страны.
Вятское
В 2015 году Вятское в Некрасовском районе Ярославской области было признано самой красивой деревней России. В селении можно заглянуть в один из 10 музеев, сфотографировать старинные особняки и полюбоваться паутиной рек и бесконечными долинами всех оттенков зеленого в окрестностях.
В Вятском открыты ресторан, киноконцертный зал и три гостиницы, которые ежегодно посещает несколько десятков тысяч туристов. Помимо общепризнанных Красной горки и Масленицы, здесь отмечают собственные торжества вроде Праздника русского веника или Дня рождения Петра Телушкина. Рассказ о путешествии в Вятское можно прочитать здесь.
Ошевенский погост
Ошевенский Погост Каргопольского района Архангельской области — самый молодой член ассоциации «Самые красивые деревни России». В престижный список он был включен в начале этого лета.
Сюда стоит приехать ради исторического квартала традиционной северной застройки, центром которой является деревянный комплекс церкви Богоявления Господня и колокольни 1787 года. На окраине деревни также сохранился и действует Александро‑Ошевенский мужской монастырь, основанный еще в XV веке.
Кинерма
Кинерма, расположенная на территории Пряжинского национального района Карелии, названа самой красивой деревней России 2016 года. Она состоит из 17 домов, 10 из которых считаются памятниками архитектуры. Все здания расположены по кругу, а в центре находится старое кладбище и отреставрированная 250-летняя часовня.
travel.rambler.ru
Города России в 18 веке на старых гравюрах и картинах
Всего через каких-то 12 лет вид Красной площади радикально преобразится (1795):
А вот так выглядело старое здание МГУ от кремля через реку Неглинную:
Петербург в 18 веке рисовали ОЧЕНЬ много. По этим работам будет отдельный пост. Здесь дам лишь парочку изображений.Петербург в 1753 г., раскрашенная гравюра Махаева:Посмотреть в высоком разрешении
1799 г. Невский проспект у Гостиного двора. Патерсен:Посмотреть в высоком разрешении
Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 г.:На соборе ещё не хватает одной башенки, которую не успели восстановить после обрушения.
Екатеринбург в 1734 г.:Посмотреть в высоком разрешении
Екатеринбург в 1789 г. (автор - Петров):Посмотреть в высоком разрешении
Воронеж 1718 г. на гравюре Бруина:Посмотреть в высоком разрешении
Тверь в 1767 г. (автор - Lespinasse):Здесь видно историческое ядро города - Тверской кремль, от которого ныне не осталось и следа. Укрепления срыли ещё в конце 18 веке, собор взорвали в 1935-м.
Вид на Тверь работы Казакова:У меня указана дата - 1766 г., но вероятно, это ошибка, должно быть 1776 или 1786, укрепления уже срыты.
Коломна в 1778 г. на рисунке Казакова, кремль ещё почти цел:
Город Вятка во второй половине 18 века:
Суздаль в 1797 г.:Посмотреть в высоком разрешении
Нилова пустынь в 1786 г. Бальтазар Траверс:
А Соловки почти не изменились (тот же автор, 1780-е):
Великий Новгород в 1780-е, тот же автор:
Ярославль в 1731 г. - лес храмов:Посмотреть в высоком разрешении
Столица Сибири Тобольск в 1750-м:Посмотреть в высоком разрешении
Симбирск в 18 веке:
Этот вид Пскова датирован концом 17 века, но приведу его здесь для полноты картины:
Нарва в 1750-е:Посмотреть в высоком разрешенииПрекрасный старинный город будет стёрт с лица земли полностью во время Второй мировой, все здания, кроме ратуши и замка.
В 19 веке интересных видов будет гораздо больше.
visualhistory.livejournal.com
1. Древний славянский город Зартый
1. Древний славянский город Зартый
История города Мглина уходит в далекое прошлое. Город принадлежит к числу древнейших русских поселений. Он находится на крутом берегу прежде полноводной реки Судынки, в 140 километрах от нынешнего областного горда Брянска и в 28 километрах от железнодорожного узла – станции Унечи.
По мнению многих историков на месте современного города Мглина еще в XII веке был древний славянский город Зартый (Зарытый), населенный славянскими племенами – северянами и радимичами.
Большая часть Мглинского уезда заселена радимичами. Карта расселения радимичей в бассейнах рек Ипуть и Сож. Летописец не объявляет времени, когда построены другие Славянские, также весьма древние города в России: Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов; знаем только, что первые три основаны Кривичами и были уже в IX веке, а последние в самом начале X; но они могли существовать и гораздо прежде. Чернигов и Любеч принадлежали к области Северян. - Н. Карамзин, История государства Российского, том I.
Бюст-реконструкция женщины 25-30 лет из д. Каласы (Рагачевский р-н), XI-XII век. Вариант головного убора радимичанки с семилучевыми височными кольцами.
Согласно «Повести временных лет», «… были же радимичи от рода ляховъ, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне». Проживали радимичи в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков. Письменные свидетельства о радимичах приходятся на период с 885 по 1169 год. Согласно летописям, название происходит от имени вождя Радим, во главе с которым радимичи, якобы пришли из пропольских (ляшских) земель. В «Повести временных лет» сказано «… и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи».
В 885 году киевский князь Олег устанавливает свою власть над радимичами, которые до этого платили дань хазарам и обязывает их платить дань ему: « И посла к радимичем, река: «Кому дань даеть?» Они же ръша: «Козаромъ». И рече имъ Олегъ: «Не дайте козаромъ, но мнъ давайте». И даша Олгови по щълоягу, якоже и козаром даяху. И бъ Олегъ обладав поляны, и деревляны, и съверяны, и радимичи, а съ суличи и тиверци имеаша рать». В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград: « Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави в Киевъ, поя множество варяг, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и съверо, и вятич(и), и хорваты, и дулъбы, и тиверци, яже сут(ь) толковины: си вси звахутьс(я) от грекъ Великая Скуф(ь)». В начале 970-х радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на реке Пещань (приток Сожа, у Пропошеска (нынешний Славгород). Радимичи были разбиты. Их земли оказались в составе Киевской Руси. Последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом. - http://www.balto-slavica.com/forum/lofiversion/index.php/t6169.html
О нем впервые упоминается в древней летописи «Повести временных лет» в 1160 году, когда он до основания был разрушен князем Святославом Ольговичем во время княжеских междуусобиц – Суздальского князя Юрия Долгорукого с великим князем Киевским Изъяславом Мстиславовичем, за разрушенный им «город на Остере» (теперешний город Остер, находящийся при впадении реки Остер в Десну).
В пределах Мглинского района, могилы – курганы древних родимичей, селившихся по берегам реки Ипути, сохранились и до сего времени около села Дегтяревки в урочище «Старчичи» Верхне-Ипутского лесничества и около села Луговец в урочище «Сосенки» Южного лесничества. Многие, самые высокие и характерные могилы-курганы радимичей в урочище «Старчичи», покрытые старыми соснами, вследствие безрассудной их вырубки Верхне-Ипутским лесничеством в послевоенный период 1945 – 1946 годов, обрушились в Иваницкий вир реки Ипути и навсегда погибли как исторические памятники старины.
Название реки Ипути – древне-славянское, что значит – «вот путь».
Река Ипуть. Фото Виктора Зайцева, 2010 г.
Основным занятием радимичей в то время, надо полагать, была охота, рыбная ловля и бортевое пчеловодство. Этому благоприятствовала тогдашняя природа: огромнейшие леса, богатые всякого рода пушной и пернатой дичью, а также изобилующая рыбой река Ипуть, которая для радимичей в то время являлась единственным путем связи между собою отдельных родов и с другими славянскими племенами Днепровского бассейна.
Изба древних славян
Город Зартый был населен преимущественно северянами, которые ко времени возникновения этого города, помимо охоты и рыболовства, занимались уже земледелием на лесных палах. Из-за отсутствия лесных дорог, сухопутная связь их с другими славянскими племенами была затруднена и ограничивалась лишь небольшими расстояниями.
Выбор места для города был связан с благоприятными географическими и топографическими условиями для защиты его от врагов.
Подступы к городу Зартыю преграждались крутым берегом прежде полноводной реки Судынки с одной стороны и его притоком – речки Молотовки – с другой, дремучими лесами и искусственными укреплениями.
Как памятник искусственных укреплений сохранилось «городище» - остаток земляной крепости Зартого, находящейся в 2,5 – 3-х километрах от центра нынешнего города Мглина.
В сентябре 1974 г. Брянский краеведческий музей направил во Мглин археологическую поисковую группу под руководством Заверняева Федора Михайловича, заведующего отделом музея до Октябрьского периода, известного своими археологическими раскопками в с. Хотылево. Экспедиция имела узкую задачу: произвести археологический поиск и определить, где и когда возник город Мглин.
В ходе раскопок в Городище, как и в Ормино, обнаружен маломощный слой юхновской культуры и небольшое количество черепков из глиняной посуды юхновцев. Это говорит о том, что юхновцы в Городище жили недолго. Вероятно, через несколько столетий они ушли отсюда, поселились где-то вблизи и пользовались своим укреплением в Городище как святилищем. Следов дотатарского Зартыя в Городище не обнаружено, то ли потому, что было заложено мало шурфов, то ли потому, что ни Зартыя, ни другого раннеславянского укрепленного поселения в Городише не было. – Протченко З. Е. Земля Мглинская – родной край, 2003
Вид на мглинское городище в 2010 году. Фото Виталия Черенцова.
На Воздвиженской же горе обнаружен мощный слой юхновской культуры, указывающий, что юхновцы жили здесь много веков в 1 тысячелетии до нашей эры и, возможно, в первом веке, новой эры. Найденные черепки от глиняной посуды юхновцев подтверждают это, Несколько позднее, в 12—13 вв., жили уже не юхновцы, а наиболее ранние древнеземляки мглинчан восточнославянского происхождения. На Воздвиженской горе во всех шурфах обнаружены обломки глиняной посуды, которой пользовались славяне в 12—13 вв., а несколько обломков оказались от посуды XI века.
Следовательно, Мглин возник не позднее 12 века и не в Городище, а в районе Воздвиженской горы. Отсюда начиналась история Мглинской земли. Укрепление мглинчан находилось на самой Воздвиженской горе, а жилища их возникали под стенами крепости. Судя по незначительному числу найденных черепков на укрепленной территории, в крепости поселенцев видимо не было, здесь находилась лишь сторожевая охрана. Крепость была обнесена рвом и земляным валом в средние века долгое время служила пограничным укреплением Московского государства от нападения Литвы и Польши. – Протченко З. Е. Земля Мглинская – родной край, 2003
Точной даты основания города Зартыя нет. Однако, тот факт, что его жители вместе с другими жителями древне-славянских городов Севреско-Черниговского княжества участвовали в походах Святослава (сына Игоря – внука Рюрика) против хазар, а позднее против половцев в походах Игоря Северского и его брата князя Всеволода Трубчевского, где они в 1186 году в битве на реке Каялы (ныне Кагальника Ростовской области) потерпели полное поражение, свидетельствует о том, что возникновение города Зартыя относится к начальному периоду основания русского государства, то есть примерно 1100 лет томуц назад.
Это историческое событие описано неизвестным автором в замечательном древнерусском поэтическом произведении «Слово о полку Игореве».
«Сло́во о полку́ И́гореве» — самый известный памятник древнерусской литературы.
В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже). Проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости «Слово» стоит в ряду крупнейших достижений русского средневекового эпоса. В истории изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «Слове» как фальсификации конца XVIII века (скептическая точка зрения), в настоящее время отвергнутая научным сообществом. - Википедия.
Копия этого замечательного произведения, найденная графом Мусным-Пушкиным, повествует о том, что 13 апреля 1185 года князь Новгород-Северский Игорь Святославович предпринял поход на половцев. Этот несчастный поход был предпринят вслед за удачным походом в 1184 году на тех же половцев, совершенным великим князем Святославом с подручными ему удельными князьями, окончившийся поражением половцев и пленением хана Кобяка.
В этом удачном походе не принимали участие четыре северских князя: Игорь – князь Северский, Всеволод – князь Трубчевский (брат Игоря), Святослав Ольгович – князь Рыльский (племянник Игоря) и сын Игоря – Владимир Игоревич – князь Путивльский. Все эти князья завидовали славе, приобретенной счастливыми князьями удачным походом 1184 года.
И. Глазунов. Князь Игорь.
И́горь Святосла́вич (2 апреля 1151 года—29 декабря 1202 года) — князь новгород-северский (1180—1198), князь черниговский (1198—1202). Из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича. Главный герой «Слова о полку Игореве». - Википедия
Полные силы и отваги воинской, они решили в 1185 году предпринять на тех же половцев свой поход помимо участия в нем великого князя Киевского и князя Ярослава Всеволодовича – князя Черниговского.
Это был один из самых смелых походов против половцев. Князья вторглись в самую землю половецкую до реки Каялы (Кагальника), чего не было в прежних походах против половцев.
Еще не выступали русские полки, как наступило солнечное затмение, считавшееся, по понятиям русских людей того времени, дурным предзнаменованием. Дружина Игоря поколебалась, но вдохновенная речь князя возвратила ей мужество.
Голиков. Затмение. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».
Случившееся тогда затмение солнца казалось их Боярам предзнаменованием несчастным. "Друзья и братья! - сказал Игорь: - Тайны Божественные никому не сведомы, а нам не миновать своего рока". - Н. Карамзин, История государства Российского, том III.
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»
- Слово о полку Игореве, литературный перевод Н. Заболоцкого
Первая встреча русских князей с половцами была удачна для русских: они поразили половцев и захватили много пленных.
Наконец, к побежденным половцам подоспели новые орды и обступили со всех сторон русское войско. Князья оказывают чудеса храбрости, но русские, отрезанные от воды и стесненные повсюду половцами, должны были отступить.
Тут по выражению поэта, описавшего этот несчастный поход в «Слове о полку Игореве», «недостало уже кровавого вина: русские окончили пир, напоили жадных гостей и полегли сами за землю русскую».
Знамена Игоревы пали, войска были разбиты и сам князь взят в плен. Окруженный половцами, он увидел своего брата Всеволода, отбивавшегося от врагов, и стал просить себе смерти, чтобы не видеть гибели брата, но Всеволод не погиб, а был взят в плен, также как и сын Игоря – Владимир.
В. Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами, 1880 г.
На берегах Каялы Игорь был окружён нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов погибла на поле битвы, а князья, с остатками дружин, были взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира. Этот поход Игоря Святославича на половцев послужил канвой для знаменитого «Слова о полку Игореве». - Википедия.
И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Троянов.
Крыльями лебяжьими всплеснула,
Дон и море оглашая криком,
Времена довольства пошатнула,
Возвестив о бедствии великом.
А князья дружин не собирают.
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют
И куют крамолу брат на брата.
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бедствие и горе.
Далеко ты, сокол наш могучий,
Птиц бия, ушел на сине море!
- Слово о полку Игореве, литературный перевод Н. Заболоцкого
Вскоре Игорь, при помощи половчанина Лавра, освободился из плена и в 11 дней достиг города Донца, откуда благополучно прибыл в свой Новгород-Северский. Сын его Владимир, оставшийся в плену, женился там на дочери половецкого хана Кончака и через два года вместе с дядею Всеволодом возвратился к отцу.
В 1191 году князь Игорь ходил опять на половцев и на этот раз удачно.
Игорь умер в 1202 году Черниговским князем и погребен в Чернигове.
В этих походах князя Игоря Святославовича на половцев во второй половине XII столетия много жителей северян города Зартыя погибло, не оставив после себя в памяти потомков ни имен своих, ни мест своего вечного упокоения.
Но прошло еще 80 лет со времени первого разрушения города Зартыя своими же русскими князьями в период княжеских междуусобиц за овладение уделами, как в 1238 году город Зартый был полностью разрушен крымскими татарами, а население его было перебито и угнано в рабство.
С этих пор город Зартый сходит с исторической сцены и под таким именем в древнейших летописях он уже не упоминается.
От этого татарского нашествия в Мглинском районе уцелело лишь одно древнейшее село Ормино-Городище (ныне Вормино), известное под таким именем в летописи 1142 года, куда не дошли татары из-за отсутствия дорог и недоступности окружающих его заболоченных таежных лесов.
После татарского нашествия исчезли с лица земли и окружающие город Зартый селища и людские поселения и можно с уверенностью утверждать, что большинство ныне существующих населенных пунктов в Мглинском районе вновь возникли преимущественно на местах прежних селищ и городищ в период госопдства здесь Литвы, а затем Польши.
Прошли века. Ушли из жизни многие поколения наших древних предков – северян и радимичей, и только группы курганов-могильников, разбросанных около бывших их селищ и городищ, да отрывки древних их песен, дошедших до нас, напоминают о них и помогают нам воссоздать картину их жизни времен существования древнего города Зартыя.
В первоначальный период основания города Зартыя и в большой период его существования жители его были язычниками, а сошел он с исторической сцены как город, населенный северянами и родимичами в период распространения среди них христианства.
Население же возрожденного на его месте города Мглина, состоящее из беглых «вольных» казаков, в большинстве полян более южных степных мест, было сплошь православного христианского вероисповедания, так как христианство там было распространено раньше.
Добавить комментарий
www.mglin-krai.ru
Древняя Русь в картинах В.Иванова: logik_logik
"Анастасия"В городе Словенске
В годы становления и расцвета Киевской Руси большая часть ее территории была покрыта лесами. Еще в IX веке историки Византии писали о том, что в чужом для них и варварском крае славян люди поклоняются медведям, как богам, а медведи тут вообще живут среди людей и ходят по их жилищам. Предки славян действительно часто селились в лесах, строя там избы и даже укрепления. Но со временем лес вокруг уничтожался, и тогда уже появлялось полноценное поселение.
Городок (городище, город)"Долгожданная встреча"г.Гороховец Владимирская обл."Пленённый губитель русских. Удачная охота"
Городок — один из древнейших типов селения. Как правило, городки были укреплены рвом, земляным валом и частоколом: слово «городок» и производные от него происходят от «огораживать», «городить». Вокруг городков в мелких поселках жило местное население, которое в случае опасности собиралось здесь, сюда же пригоняли скот и приносили имущество. Русские князья часто останавливались в городках. С XIV века городки постепенно утрачивают свое значение, их роль переходит к городам — укрепленным центрам княжеских владений. Синонимами слова «городок» было «городище» (например, Хотунское городище) и «город». По типу Москва в древности была именно таким городком.
Улица городского посада.Сечень (февраль)ПогостВ 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО
Погост как тип селения упоминается в летописях с X века. Слово «погост» происходит от слова «гость». В Древней Руси гостем называли приезжего издалека торгового человека, купца. Интересно, что на Смоленщине до недавнего времени сохранялось слово «гостинец» в значении большая дорога. С торговлей связано еще одно слово — торжище. В древности торжище (т.е. торговля) имело сезонный характер. Как правило, оно устраивалось на местах языческих капищ, в местах массовых сходок людей. С приходом христианства на Русь на погостах (т.е. где останавливались гости) стали ставить церкви, и вскоре погост приобрел значение церковного прихода. На погостах при храмах также устраивались кладбища (возможно, эта традиция идет еще с языческих времен).
Святилище Числобога
Со временем погосты приобрели значение княжеских округов. Князья, отправляясь на полюдье, часто останавливались на погостах, здесь творили суд и управу. Однако со времени создания централизованного государства функция погостов меняется. В Новгороде и его северных владениях погосты оставались волостными и церковно-приходскими центрами. В трапезной церкви проводились сходки, распределялись налоги, устраивались братчины — мирские пиры вскладчину. В Центральной России погосты постепенно утратили свое значение как центров княжеской власти. Многие погосты исчезли бесследно, оставив после себя пустоши, другие же сохранились в виде кладбищ с церковью при нем или слились с близлежащими селениями.
Капище у озера"Радуга над Арконой"Село (сельцо)Городец Нижегородской обл. ул.ЛенинаСело Бородино. 1867 г
Село, а также деревня были типичными типами поселения в XIV-XVI веках.Село, или сельцо, связано со словом «селиться». Первоначально под ним понимали место поселения землевладельца. Оно, как правило, состояло из хозяина, его жены и детей, домочадцев, слуг и рабов. Они жили в избе, вокруг которой располагались службы (ледники, сараи, конюшни), а также «дворцы» (от слова «двор») слуг и холопов. Если рядом не было реки, то выкапывался пруд. Постепенно села становились центрами церковно-приходской жизни, в них ставилась церковь, поблизости строились дома церковного причта. Иногда служители церкви жили в особых деревнях-хуторах.
ДеревняКостромской музей деревянного зодчестваХрам бога Знича
В деревнях жило тяглое население, которое с XV века стали называть крестьянами. Поскольку первоначально деревни ставились на расчищенных от леса полянах, то они были небольшими, в 1-3 двора. Деревня в 4 двора была уже исключением. Старые деревни можно было назвать, скорее, починок, выставок или займище; они были связаны с беспорядочным использованием леса, что было возможно только при редком населении и большой площади лесов: истощенный участок оставляли и расчищали новый; скот пасся на свободе. Процесс появления крупных деревень шел в XVI-XVII веках, прерываемый различными войнами и следовавшими за ними эпидемиями и неурожаями. От многих старых деревень не осталась и следа. Землевладельцам теперь было выгоднее держать тягловое население подле себя, поселив их по соседству. Так сформировались крупные деревни.
"Цветень (Апрель)""Белояр (Март)"Храм ХорсаКостромской музей деревянного зодчества"Арии-русы ушли, волки пришли"Побежденный ГиперборейПосланник_Асгарда прибыл в АтлантидуБашня пришельцев"Ночь накануне праздника купалы""Господин Великий Новгород и Москва Ордынская""Ведическая Русь.Сенич.Июнь"
Иванов Всеволод Борисович родился 14 августа 1950 год в городе Беломорске. 1978 г. - окончил тверское художественное училище по специальности художника-оформителя.До 1974 года участвовал в городских, областных и одной всесоюзной выставках самодеятельных художников. После 1978 года выставлялся по линии Союза Художников России.В виденьи художника его картины представляют страницы истории ведической Руси
logik-logik.livejournal.com