Славянство - Жизнь, как она есть! Как называли хлеб в древней руси
Как наши предки выращивали хлеб — Славянская культура
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?
Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем, Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз.
Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.
Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.
«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.
После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.
При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева. ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха) Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
* * * • Посеешь в пору – соберешь зерна гору. • Лучше голодай, а добрым семенем засевай. • Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. • Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. • Некогда лежать, когда пришла пора жать. • Ломота в спине, да зато хлеб на столе.
2. СЕВ
На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.
День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.
Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает. (Рожь) * * * В поле едет на спине, По полю – на ногах. (Борона) * * *
• Хлеб – батюшка, водица – матушка. • Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска. • Появились комары – пришла пора сеять рожь. • Лягушка квачет – овес скачет.
3. ХЛЕБ РАСТЕТ
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.
«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.
Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь; На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень Поливай весь день.
Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:
Радуга-дуга, Перебей дождя, Подай солнышка.
Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.
В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».
«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.
Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.
Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.
ЗАГАДКА
Один льет, Другой пьет, Третий зеленеет Да растет. (Дождь, земля, хлеб)
4. ЖАТВА
Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.
День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».
«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.
Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».
Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.
Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.
СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
А между тем досужий селянин Плод годовых трудов сбирает; Сметав в стога скошенный злак долин, С серпом он в поле поспешает. Гуляет серп. На сжатых бороздах Снопы стоят в копнах блестящих… Е. Баратынский * * * Говорило ядреное жито: Не могу я в поле стояти, Колосочки держати. Надо житу стояти В поле копнами, В гумне стогами В клети коробами, А на стол пирогами! * * * • Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса) • Не море, а волнуется. (Поле) • Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп) • Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп) • Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива) • Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле) • Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса) • Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса) * * * • Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится. • Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь. • Зимой снег рыхлый – урожай обильный. • Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь. • Пахать да боронить – часочка не обронить. • Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку».
5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.
Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.
Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.
А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.
Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
• Стоит Фрол, и рот пол. (Овин) • Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин) • Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)
* * * • Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе. • Ждут летней порою, а жуют холодной зимою. • Не шуба греет, а хлеб. • Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять. • Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. • Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)». • Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай. • Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы. * * * Лады, лады-ладушки, Рада нам хозяюшка, Мы о хлебушке поем, Разговор ведем о том. Убран хлеб, и тише стало, Жарко дышат закрома, Поле спит, оно устало, Приближается зима. Над селом дымки плывут, Люди хлеб в домах пекут. Заходите, не стесняйтесь, Хлебом нашим угощайтесь.
6. НА МЕЛЬНИЦЕ
Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.
Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.
С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. «Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!» До того он загордился, вырос кверху бородой. С. Погореловский * * * • Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать. • Не жди урожая, сей жито, хлеб будет. • Не земля хлеб родит, а небо. • Пересев хуже недосева. • Хата была, да без хлеба беда. • Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь. • Без печки холодно, без хлеба голодно. • Не уродится рожь – по миру пойдешь. • Калач приестся, а хлеб никогда. • Каждое семя знает свое время. • До поры до времени не сеют семени. • Сей в пору – соберешь хлеба с гору. • Сей хоть в песок, да в свой часок. • Посеешь в погоду – больше приплоду. * * * • Гречиха любит сухую теплую землю. • За бороною пыль – будет и блин. • Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь. * * * Весь мир кормит, сама не ест. Всю жизнь крыльями машет, А улететь не может. (Мельница) * * * У лепешки, каравая, Сушки, плюшки, пирожка От рождения седая Мать по имени… (мука).
7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.
Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».
На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.
Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.
Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ
Слушаю, послушаю — Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом) * * * Полон хлев бесхвостых овец; Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата) * * * Велика звезда на печи взошла. Без рук, без ног – на гору ползет. Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня) * * * Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (Печь) * * * Купили новенькое, такое кругленькое, Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито) * * * Из-под липова куста Бьет метелица густа. Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют) * * * Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб) * * * Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)
8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ
Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.
При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».
Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.
В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.
Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.
Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.
СТИХИ И ЗАГАДКИ
Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо) Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб) * * * Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. Г. Виеру * * * Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С. Погореловский * * * В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог) * * * Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук!
В. Бакалдин
Э. Л. Емельянова
Похожие статьи:
Кухня → Русский хлеб
Традиции → Славянские обычаи трапезы
Кухня → Хлеб сдобный
Кухня → Бездрожжевой хлеб
Кухня → Русский хлеб
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Хлеб Без Дрожжей - То, что ели до 40-ых годов на Руси + НАШ КВАС(без алкоголя)... | Славянство
Решил поделится рецептом хлеба без дрожжей. Почему и для чего? Давно, как-то посмотрел фильм Жданова В.Г. «Хлеб насущный» его раздают на торрентс.ru или тут.
И задумали мы сделать этот хлеб без дрожжей! (напомню до 40-х годов на Руси дрожжи не использовались вовсе!)Взяв за основу рецепт который был освещен в фильме мы начали печь свой БЕЗдрожжевой хлеб и до сих пор не можем остановиться и врятле когда остановимся
Магазинный хлеб мы теперь не покупаем, потому, что для нас это стал какой-то кусок полиэтилена с дурным запахом, если сравнивать с хлебом который получил собственными руками и который не содержит ЯД– дрожжи (она же плесень).
И так, когда вы едите бездрожжевой хлеб у вас никогда не будет изжоги, он очень сытный и очень вкусный, так же вы не употребляете дрожжи (плесень) которая очень хорошо развивает у людей рак (и другую дрянь)!
И закончу рассказ высказыванием просвещенного человека в этом вопросе:«Из свята зерна пшеницы – научились делать, ЯД!»(это сказано нашими предками о сегодняшнем положении дел, см. 4-е Вече)Тут не поспоришь, подписываюсь под каждым их словом!
И так сам рецепт бездрожжевого хлеба (делал мой брат со своими корректировками на основе фильма Жданова В.Г.):(Кстати всех родственников уже научили делать его, чего и вам желаю!)
Рецепт бездрожжевого хлеба.
1) Приготовление хлеба.
Понадобиться:500 гр. пшеничной муки.500 мл. воды (можно 250 мл. воды + 250 мл. молока).Закваска (Приготовление закваски см. 2 пункт).6 чайных ложек сахара.Посуда с антипригарным покрытием для выпечки.
Замешиваем тесто:Просеиваем пшеничную муку через сито. Добавляем 6 чайных ложек сахара. Добавляем закваску (также нужно оставить 1 чайную ложку закваски на следующий раз, см. пункт 2). Добавляем жидкость, воду и (или) молоко. Перемешиваем все. Если все сделано правильно тесто будет иметь концентрацию, как густая сметана (чтобы ложка стояла).
Подготовка к выпечке:Смазываем форму подсолнечным маслом и выкладываем туда тесто. Форму нужно заполнить на половину. Тесто оставить подниматься 10 – 11 часов. Рекомендую замешивать тесто вечером, после чего оставить его при комнатной температуре на ночь. К утру тесто должно подняться и занять всю форму для выпечки.
Выпечка:Выпекать хлеб нужно при температуре 180 С, в течении 1 часа. Потом вытащить форму, дать остыть минут 15 и вытащить хлеб из формы. Дать ему остыть еще минут 30.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
2) Закваска.Как замешать закваску на следующий раз?
Берем 1 чайную ложку готовой (старой) закваски. Добавляем 1.5 (ложки с горкой) пшеничной муки и 1.5 (ложки с горкой) РЖАНОЙ муки. Добавляем 1 чайную ложку сахара. Добавляем кипяченой воды и перемешиваем. Закваска должна иметь консистенцию теста (густой сметаны). Замешиваем все это в отдельной посуде (стакан). Рекомендую выполнять эту процедуру одновременно с замесом теста для хлеба. Потом также оставляем на 10 – 11 часов (на ночь). После подъема закваски ее нужно хранить в холодильнике, но не больше недели.
Получение закваски с нуля.
Это довольно трудоемкий процесс (занимает много времени), лучше иметь готовую.
Вариант первый (проверенный): Берем зерна ржи (горсть), заливаем их водой, накрываем полиэтиленовым пакетом и оставляем прорастать, через день меняем воду. После 2-х дней, когда зерна прорастут (ростки станут размером с 1 см) перемалываем зерна в мясорубке. Добавляем горсть пшеничной муки и 2 чайные ложки сахара, и воды. Перемешиваем все это до консистенции сметаны, ставим на батарею (~ 25-40 град.) и ждем, пока скиснет (закваску накрывать полиэтиленом не надо, она должна дышать, если только марлей или тарелкой, чтоб пыль не попала, а воздух проходил). Потом берем 1 чайную ложку смеси (остальное выкидываем) и делаем тоже, что и при замешивании закваски на следующий раз. Вариант второй (не проверял): Поговаривают, что даже если просто проделать тоже, что и при замешивании закваски на следующий раз, но не добавлять ложку готовой (старой закваски), то эта смесь тоже рано или поздно скиснет. Потом берем 1 чайную ложку смеси (остальное выкидываем) и делаем тоже, что и при замешивании закваски на следующий раз.Примечание:На фото показан процесс выпечки двух хлебов.Если вам нужно испечь 2 хлеба, то умножьте все значения рецепта на 2.
Если будут вопросы (пожелания или усовершенствования процесса) пишите.
Слава Богам и Предкам наша!
В придачу - Рецепт кваса бездрожжевого (кисло-сладкий напиток), нада ж запить теперь чем нибудь)
Для двух литров кваса, берем и смешиваем.3 столовые ложки пшеничной муки,3 столовые ложки ржаной муки,1 столовую ложку нашей бездрожжевой закваски.
Все это заливаем кипяченой водой (обязательно комнатной температуры) – перемешиваем до консистенции сметаны (чтоб не было сильно больших комков в закваске).
7 столовых ложек сахара разводим в 2-х литрах воды (можно регулировать по вкусу)
Далее разводим всю полученную закваску (надо размешать) в 2 литрах сладкойводы комнатной температуры (если больше хотим, то пропорционально объему увеличиваем составляющие компоненты рецепта, на литраж).
Оставляем в теньке на ~ 1,5 суток примерно (при комнатной температуре). Его надо пробовать, если более ядреный хотите получить то чуть больше держим, если менее ядреный вкус то чуть меньше держим – все еще зависит от температуры окружающей среды.Затем, надо аккуратно слить квас по бутылям, так чтоб осадок не попал в готовый продукт (можно с фильтром типа марли, но мы обходимся без нее)..Готовый квас храним в холодильнике.Хорош, особенно летом!
(если у кого-то будут мысли по усовершенствованию процесса приготовления кваса пишите будем Рады!)
Автор: Duke Nukem www.anaslav.ru
slavyanstvo.mirtesen.ru
Как на Руси хлеб пекли || Интересное || Родовое дерево
Хлеб на Руси издавна считался самой большой ценностью. Суровый климат русских широт и тяжелая жизнь народа в древние времена вынуждали относиться к пище с уважением. Питательный хлеб давал силы и энергию – это помогало проще переносить холода и придавало сил для выполнения тяжелой работы.
В это же время плодородные земли давали возможность выращивать самые разные злаковые культуры. Поэтому на Руси издавна существовало несколько видов хлеба. Из ржаной и пшеничной муки, а также на более дешевой основе, по сути, из отходов, которые получались в процессе перемола зерна в муку.
Ржаной хлеб считался самым доступным и был любим всеми слоями населения. Простые люди ели просто черный хлеб, а для богатых существовали изысканные сорта, например, всем известный «Бородинский». В него добавляли масло, пряности, свежее молоко.
Пшеничный белый хлеб был доступен только для знати. Его пекли при дворцах и богатых домах. «Крупчатый» белый хлеб из муки особого помола пользовался у высших сословий большой популярностью.
Существовал так называемый «ситный», или «решетный» хлеб. Эти названия образовались от способа обработки муки – просеивание через сито, или решето.
Для самых бедных людей изготавливали «пушной» хлеб – из непросеянной муки, которую называли «мякиной». В периоды неурожаев и голода в тесто также подмешивали свеклу, морковь, картофель и даже желуди.
Хлеб на Руси пекли в хлебных избах и хлебных дворцах – так назывались пекарни, и названия эти зависели от размера. К профессии пекаря относились с уважением, однако процесс хлебопечения строго контролировался. В древние времена существовали «хлебные приставы», которые должны были оценивать качество хлеба и не допускать обвешивания.
Одним из самых известных хлебопекарных предприятий на Руси считались булочные Филлипова в Москве. Филлипов сам был пекарем, и отзывался о хлебе с большой любовью. Его изделия продавались не только в Москве, но и отправлялись в Петербург и даже в Сибирь. Хлеб из булочной Филлипова был желанным гостем во дворце на царском столе.
В те времена в городских булочных можно было встретить большой ассортимент хлебных изделий – булки, баранки, крендели, сайки, калачи, пряники и многое другое. Сельские жители довольствовались типичными сортами хлеба, но когда бывали в городе, обязательно покупали причудливую выпечку в качестве гостинцев детишкам и родным.
www.rodovoederevo.ru
«Первый Хлеб» - История хлебопечения
Хлеб – гениальное изобретение человечества. В мире мало ценностей, которые как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения. Когда хочется есть, вспоминаешь, прежде всего, хлеб. И кто из нас усомнится в том, что запах горячего хлеба, один из самых лучших на свете? Его не спутаешь ни с каким другим. Ведь хлеб пахнет хлебом!
Самая древняя еда человека – дикие злаки. Это были прародители пшеницы, ячменя, овса, ржи, проса. Первоначально пятнадцать тысяч лет назад люди употребляли в пищу сырые злаки. Позже научились растирать их с помощью двух специально обработанных камней и получать крупу, а затем и муку, которую смешивали с водой и в виде жидкой каши ели сырой. Таким образом, жидкая зерновая каша и являлась первым хлебом, который был изобретен человеком.
У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить их извлечение, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно люди обнаружили, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую они ели из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.
Историки утверждают, что примерно семь тысяч лет назад в культуру народов прочно вошли традиции по выращиванию и культивации злаковых. Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. Мысль о том, что хлеб можно запекать появилась благодаря случаю. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку, которая привлекла людей своим приятным запахом и вкусом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус. Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и появилось на земле хлебопечение.
Следующее открытие - изготовление кислого хлеба было сделано в Древнем Египте. По преданию, замешенное рабом тесто по недосмотру было оставлено им на долгое время, в результате чего тесто скисло. Однако раб не стал говорить об этом хозяевам, боясь быть наказанным, поэтому все же испек лепешки. Они на удивление получились пышнее, румянее и вкуснее, чем из пресного теста.
Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями, о существовании которых они и не подозревали. Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для этого нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Известно, что египтяне одновременно изготавливали хлеб и пиво, у которых во многом общее происхождение. Оба эти продукта результат брожения, которое вызывается дрожжами. Вполне возможно, что пивные дрожжи, случайно попав в замешанное тесто, произвели «чудо». На глазах у изумленных людей тесто стало подниматься, пузыриться, дышать словно живое. Дело в том, что дрожжевые грибки поглощают сахар, содержащийся в тесте, образуя при этом спирт и углекислый газ. Углекислый газ заполняет в тесте пузырьки, тесто от этого поднимается, становится рыхлым. В печи пузырчатое тесто охватывается жаром, его тонкие пленочки вокруг пузырьков высыхают, и получается мягкий хлеб.В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения.
Искусство приготовления кислого теста и выпечки из него из Египта перешло древним евреям и финикинянам, а от них - к грекам и римлянам. Разрыхленный хлеб из сброженного теста считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый.
В древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. Среди сортов хлеба упоминаются лепёшки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зёрнами, и особое военное блюдо — хлебные завитки, запечённые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Античный писатель Дифил писал: «Хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной (хорошо просеянной) муки является первым, после него — хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из непросеянной муки».
В IX-XI веках хлебопечение распространилось по всей Европе. С тех пор хлеб выпекали различной формы и по различным рецептам. В большинстве стран Европы главными производителями хлеба были монастыри. Выпуск и распределение этого продукта регулировалось правительством. Вплоть до XVI века хлеб оставался большей частью плоским и бездрожжевым (спонтанное брожение). В средневековой Европе хлеб был не только пищей, но и частью сервировки стола. Во время обеда на стол клали куски черствых лепешек, которые служили тарелками и могли впитывать влагу. После еды их съедали, отдавали бедноте или собакам. Лишь в XV веке посуду для еды стали делать из дерева и перестали использовать плоский хлеб в качестве тарелок.
Отто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке. В 1912 Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет. Лишь после 1928, когда Роведдер изобрёл машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным.
Три тысячи лет назад в период трипольской культуры, которую приняли восточные славяне, население правобережной Украины выращивало зерновые культуры - пшеницу, ячмень, просо. Значительно позже, около тысячи лет тому, в посевах появилась рожь. Во время раскопок поселений на территории современной Украины найдены остатки глинобитных домов, состоящих из нескольких помещений. Кроме жилых, здесь были и хранилища для зерна, печи для выпечки хлеба, найдены зернотерки, глиняные сосуды для хранения зерна. Печи, зернотерки, кремневые лезвия серпов обнаружены археологами на Урале, в Ярославле, Вологде.
Изначально хлеб на Руси пекли в домашних условиях, а с развитием ремесел появились и ремесленники-пекари. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве.
Русские ели преимущественно хлеб ржаной, не исключая богатых и владетельных особ. Пшеничная мука употреблялась на просфоры и калачи, которые были для простого народа лакомством в праздничные дни. Лучшие калачи пеклись из крупчатой муки в виде колец в небольшого размера, другой сорт пекся из точненой муки круглыми булками, эти калачи назывались "братскими", был третий сорт, называемый смесными калачами, их пекли пополам из пшеничной и ржаной муки. Такие калачи пекли к царскому столу не из экономии, а ради особого вкуса. Большим искусством хлебопечения отличались монастыри. Кстати, помещение, в котором ели монахи, в Древней Руси называли "хлебная келья".
Илья Машков. Снедь московская. Хлебы. 1924г.
Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века в России появились первые хлебопекарные предприятия. Правда их было мало и в основном преобладали мелкие кустарные пекарни.
Начало создания современной отечественной хлебопекарной промышленности, способной высвободить большой объем ручного труда и обеспечить население качественным хлебом, было положено в конце 20х – начале 30х годовХХ века строительством крупных высокомеханизированных (по тем временам) заводов.
1hleb.perm.ru
ПЕКАРНИ НА РУСИ | Славянские традиции
ПЕКАРНИ НА РУСИС древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почётным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников – «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, занимающихся как бы мы сказали теперь, «промышленным хлебопечением», хлеб выпекали в каждом доме и выполняли эту работу обычно женщины.
В 11 веке на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Закваской называли часть заквашенного теста, оставшегося от предыдущей выпечки. От качества закваски в очень большой степени зависели вкус и аромат хлеба. Поэтому закваску оберегали, замешивали её густо, обсыпали мукой и хранили в прохладном месте.
В средневековой Руси талантливые безымянные мастера в течение многих веков по вдохновению создавали технологию производства великолепного ржаного хлеба, который и сегодня не имеет себе равных в мире. Кроме ржаного хлеба на Руси испокон веков выпекали множество изделий из пшеничной муки, начиная от монастырских просфор и кончая знаменитыми ковригами. Древнерусская коврига представляла собой большой хлеб, но не круглый (в отличие от каравая), а трёх- или четырёхугольный.
Пользовались спросом и пшеничные калачи, которые выпекались в средневековой Руси к праздникам. Для калачей отбирали муку лучшего качества. К праздничному столу готовили и другие хлебные изделия, называемые пирогами. В эпоху Московской Руси готовили пироги со всевозможными начинками: грибами, маком, горохом, репой, капустой, в виде Курников, начинённых курицей, яйцами, бараниной, выпекались сложнейшие кулебяки с начинками из разных сортов рыб, дичи, грибов. Сладкие пироги заменяли нашим предкам современные пирожные.
В 16-17 вв. в русских городах значительную часть городского ремесленного населения составляли мастера хлебного дела, которые делились на хлебников, калачников, пирожников, ситников, саечников, крендельщиков, блинников и пряничников.
Излюбленным видом хлебного лакомства на Руси были пряники, или по-белорусски «пернiкi». Их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, одаривали ими дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники, которые пекли для подарков, весили 2-3 кг, а порой достигали и пуда (16 кг).
Но главным видом хлебного товара был каждодневный простой хлеб: сытный, недорогой, заменяющий простому люду порой другие блюда на завтрак, обед и ужин.
В городах Московского княжества в 16-17 вв. был установлен правительственный контроль за ценами в розничной хлебной торговле и за качеством продававшихся хлебных изделий. Царский указ 1626 г. «О хлебном и калачном весу» утверждал порядок установления цен на 26 сортов хлеба из ржаной муки и на 30 из пшеничной. Для надзора за точным выполнением этого указа назначались на рынки и торжки хлебные приставы, или целовальники, которые обязаны были «…ходить в Кремле, в Китай-городе, в Белом каменном городе, по улицам, переулкам и малым торжкам и взвешивать хлебы ситные, решетные и калачи тёртые и коврижечные мягкие». Если хлебные приставы обнаруживали, что хлеб и калачи не соответствуют установленному весу или продаются выше установленной цены, виновных подвергали штрафу. При злостных нарушениях виновник подвергался телесному наказанию. При Петре 1 были установлены ещё более строгие законы, регламентирующие цены на хлеб и определяющие наказание за их нарушение. За продажу сырого и маловесного хлеба на торговцев хлебом и хлебопёков налагалось жёсткое наказание: «…и за то, …бить батогами или кошками и тот сырой и маловесный хлеб брать на госпитали».
Пекари на Руси пользовались особым уважением, их никогда на называли пренебрежительными именами, как других людей простого звания, а величали уважительно, полными именами – Иван, Фёдор, Пётр, часто добавляя фамилию или прозвище.
www.rutraditions.ru
Древнерусский хлеб | Интересные факты о хлебе
Еще с древности славяне относились к выпеканию хлеба очень трепетно. Историки и археологи утверждали, что практически во всех населенных пунктах славян была так называемая изба-пекарня. В ней выпекали хлеб по определенным традициям. Таким образом хлебом снабжалось все поселение. Несмотря на то, что хлеб могла выпекать любая девушка или женщина, делали они это только на праздники.
Самый первый рецепт хлеба, по историческим данным, относится еще к XI веку. В те времена хлеб на Руси изготавливали на основе закваски, поэтому у него был кислый вкус. Процесс выпекания занимал достаточно много времени. Так же он еще требовал некоторых познаний. Рецептура выпечки хлеба хранилась в секрете, который передавался исключительно по наследству.
Хлеб, приготовленный на основе закваски, называли сброженным, из-за его кислого привкуса и рыхлой текстуры. В большинстве случаев, приготавливали закваску сразу на несколько порций хлеба. Готовую смесь необходимо было хранить в темном месте с низкой температурой. От качества приготовленной закваски зависели вкусовые и ароматические свойства хлеба.Приготовление основы для хлеба можно разделить на несколько этапов. Для начала закваску тщательно размешивали с мукой и водой, образовавшуюся жидкую смесь ставили в теплое место, чтобы начался процесс брожения. Потом поделив тесто на порции, выпекали буханки. Существовали так же и более сложные рецептуры приготовления хлеба, состоящие из пяти ингредиентов.
Ещё тогда пекари стали совершенствовать процесс приготовления хлеба. Они разрабатывали новые рецепты, самостоятельно открывали новые сорта черного хлеба. На сегодняшний день известно лишь несколько рецептов, которые дошли до нас с тех времен. Они являются индивидуальными, и аналогий в мире не существует. На Руси выпекали хлеб не только из ржаной муки, но еще и из пшеничной. Русь была известна хлебобулочными изделиями из пшеничной муки — просфоры, ковриги.
Коврига изготавливалась из очищенной пшеничной муки. Она выпекалась в форме трехугольного или четырехугольного хлеба. Коврига приготавливалась без добавления каких-либо специй, посыпок. Большим спросом в Древней Руси пользовался хлеб из пшеницы с добавлением мака и меда. В основном такой хлеб употребляли зажиточные слои населения на христианские праздники.
В средние века в городах жило огромное количество изготовителей хлебобулочных изделий: бубличники, крендельщики, пряничники, пирожники. Изготавливаемые изделия пользовались большим спросом среди горожан. Они соответствовали вкусовым пристрастиям того времени, служили как подарками так и угощениями именитых гостей.
В тот же период в стране строго контролировалось качество хлеба, а также его стоимость. По изданному в XVII веке царскому указу определялись вес и цена различных сортов пшеничной и ржаной муки. Специальные приставы, называемые в народе «хлебными», ездили по городам и селам, проверяя вес и стоимость коврижечных калачей и ситных хлебов. Предоставлять на взвешивание хлебобулочные изделия должны были все без исключения — начиная царским людом и заканчивая обычными разночинцами.
За несоответствие хлебобулочных изделий нужному весу и стоимости, все подвергались штрафам, а особенно нерадивые и ленивые подвергались телесным наказаниям. Помимо своих основных обязанностей, уполномоченные приставы также должны были следить за вкусовыми свойствами и качеством изготавливаемой продукции.
С такой же серьезностью к этому вопросу относился Петр I. Среди указов, изданных им, был и закон, который не позволял поднимать цены на хлебную продукцию выше поставленной. За торговлю хлебом, не соответствующим стандартам качества, пекари подвергались наказаниям. Одним из них являлось публичное избиение хлыстом.
Благодаря такому контролю, которому подвергался рынок хлебобулочных изделий, обычные люди не могли употреблять достаточно хлеба. Раньше на Руси было довольно много так называемых «хлебных» восстаний. Из-за нехватки хлеба бунтовали целые города и области огромного государства. И только в начале XX века страна перестала испытывать недостаток хлебобулочных изделий.
www.pudov.ru
Рецепты русской кухни
Как пекли хлеб на Руси
Главное кушанье на все временаЕсть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках народов. Слово это — хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связаны многие обряды и поверья, пословицы поговорки, легенды и сказки. Русские люди верили, что обласканный в доме гость не сделает хозяевам плохого.В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная, хлеб -соль со стола не сходит». В знак благодарности за сердечное угощение часто произносили такие слова: «Хлебом-солью довольны — глаза не глядят».
Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали самых именитых и молодых в день свадьбы, хлебом потчевали роженицу, им в первую с запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу. По умению испечь хлеб определяли домовитость хозяйки… Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Согласно другому поверью, все куски и крошки хлеба, которые человек выбрасывает, за ним подбирает черт. Если после смерти человека брошенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то черт заберет его душу. Да мало ли еще обрядов и обычаев, связанных с хлебом, всех не перечесть.И это не случайно — ни один из других видов пищи у русского народа не идет ни в какое сравнение с хлебом.Хлеб — особый продукт. Возделывание хлебных злаков Энгельс называл низшим этапом на пути развития человечества от дикости и варварства к каменной цивилизации. И действительно, древние народы-землепашцы, умевшие выращивать зерновые, по своему культурному и физическому уровню значительно превосходили народы, которые жили в основном за счет охоты, скотоводства и рыболовства.Считается, что впервые вкус хлебных злаков люди узнали еще во времена «ученного века, примерно 15 тысяч лет назад. Насколько достоверны эти данные, спорить не беремся, возможно, хлеб был известен человеку гораздо раньше.Сначала первобытные люди просто собирали дикорастущие злаки и ели их сырыми. Миновало много веков, прежде чем они научились растирать эти зерна вымешивать их с водой. Таким образом, хлеб родился на свет в виде жидкой мучкато-зернистой каши, хлебной похлебки, которую и сегодня еще употребляют пищу жители Востока и африканских стран.
главное кушанье на все времена
Потом люди, вероятно, заметили, что зерна отделяются от колосьев легче, если «уложить в яму с сильно нагретыми камнями (предшественница современной mi). Кроме того, поджаренные зерна оказались гораздо вкуснее но сравнению с сырыми. Так или примерно так, постепенно, на ощупь человек познавал удивительные яства хлеба.Прошли тысячелетия, прежде чем люди научились культивировать хлебные злаки. причем пшеница появилась значительно раньше ржи. Примерно 8 тысяч лет назад пшеницу, ячмень и просо стали возделывать вавилоняне, египтяне, ассирийцы. евреи и другие народы.Как мы уже отмечали, наиболее старинным считается хлеб в виде похлебки или каши из истолченных или крупно перемолотых зерен. Со временем похлебка — ловилась все гуще, пока не превратилась в тесто.Следующий этап на пути к современной булке — пресные лепешки. Они были известны древним египтянам, евреям, персам. Пекли такие лепешки из не просеянной муки грубого помола, добавляя в нее иногда речной песок. Для чего это делалось. сказать трудно.Лепешки, безусловно, имели неоспоримые преимущества по сравнению с хлебной похлебкой. Похлебка быстро закисала и засыхала, что делало невозможным ее гонение, человеку же нужен был запас нищи. Лепешки хорошо сохранялись длительное время, их брали с собой в дорогу. Перед едой лепешку размачивали воде.Просуществовала лепешка долго. Вплоть до начала средневековья многие народы активно использовали ее в своем питании, да и в наши дни пресная лепешка не редкость во многих национальных кухнях.Огромным шагом вперед явилось изобретение способа сбраживания (разрыхления) теста. Древние египтяне сделали это открытие еще 5—6 тысяч лет назад. Потом о нем узнали греки, от греков — римляне, а уж от них оно пришло к остальным ад родам Европы.
В Древней Греции разрыхленный хлеб считался большим лакомством. Аристократы ели его как самостоятельное блюдо. Чем знатнее был хозяин и богаче его дом, тем щедрее угощал он своих гостей пшеничным хлебом. Уже в те далекие времена существовало много разновидностей хлеба — от самого простого из ни грубого помола с большим количеством отрубей до изысканных сдобных хлебов. У гурманов популярностью пользовался также хлеб, зажаренный на вертеле.Примерно во второй половине 11 века до нашей эры возникли специальные хлебопекарни. Так что ремеслу пекаря уже несколько тысячелетий.…Издревле хлеб служил основой питания и восточнославянских народов. «Отец истории» Геродот утверждал, что еще за 500—400 лет до нашей эры племена, жившие в степях Причерноморья и Приазовья, выращивали прекрасную пшеницу. Еще более ранним свидетельством этого являются находки, сделанные при раскопках поселений так называемой трипольской культуры на территории современной Украины. Остатки глинобитных домов с печами для выпечки хлеба, глиняные сосуды для хранения зерна, зернотерка — все они молчаливые свидетели того, что уже в III тысячелетии до нашей эры жители этого региона не были знатаками в области хлебопечения.Хлеб всегда считался богатством Руси. Славянская земля «родит рожь и пшеницу в громадном изобилии,— писал Олеарий,— редко услышишь, чтобы ? была дороговизна на хлеб. В некоторых местах страны, где нет никакого хлеба, земля не обрабатывается вовсе, хотя бы была удобна к тому, л запаса хлеба не делают, довольствуясь тем. что нужно на год: ибо каждые что всякий год соберет свою богатую жатву. От этого бездна прекрасной плодоносной земли остается без возделывания…».Роль хлеба в жизни русских людей была настолько велика, что в те годы в стране начинался голод, несмотря на достаток животной пиши, леса отличались изобилием зверья и птицы, а реки — рыбы и водоплавающих. Однако, как свидетельствуют многие источники, мясо для русских не заменяло хлеб, они почти нисколько не ценили животную пищу.В стародавние времена хлебом на Руси называли не только печеный хлеб, но и зерно. Хлебные злаки славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зерен, либо в виде муки, из которой на воде или молоке варили кашу, либо в виде собственно хлеба, который выпекался на раскаленных а позднее в печи.Основными зерновыми культурами на Руси издавна считаются рожь, ячмень, просо, овес.Рожь русские узнали гораздо позже, чем пшеницу. Полагают, что родиной ее является Закавказье (государство Урарту). К славянам она проникла можно сказать, «нелегально» — «поселилась» в посевах культурной пшеницы, как всякий сорняк, не пользовалась милостью земледельцев.Так было до тех пор. пока крестьянин не заметил удивительную с ржи выдерживать холода и непогодь. В иные годы, когда погибал урожаи рожь спасала людей от голода. В конце концов она выделилась в самостоятельную культуру, и уже к XI —XII векам на Руси ели в основном ржаной хлеб.Об этом, в частности, говорит драгоценный в историко-бытовом литературный памятник XI столетия «Житие протопопа Феодосия, летописец называет «чистым хлебом», который употреблялся монахами медом, как лакомство. Повседневно же хлеб выпекали из ржи.Из овса, ячменя, проса в основном варили различные каши. Кроме того, полученную из этих злаков, довольно часто использовали для выпечки хлеба 1 блинов и других мучных изделий.Уже первые письменные источники свидетельствуют, что искусство выпечки хлеба в Древней Руси было весьма высоким. Например, в упомянутом выше «Житиии протопопа Феодосия» рассказывается, как блаженный Феодосий искусно пек просфоры. Он же часто заходил в пекарню — с радостью помогал пекарям месить тесто и выпекать хлеб.Для размалывания зерна пользовались поставами — ручными мельницами — жерновами. При этом, если хотели получить «хлеба чиста зело», зерно размалывали более тщательно. Обмолоченное зерно хранилось в мешках или россыпью, а также в специально вырытой для этой цели яме. Некоторые горожане, особенно имеющие отношение к хлебному промыслу, хранили зерно и в подклете дома, используя для этой цели бочки и бочонки.Особенно любили на Руси кислый хлеб из заквашенного теста. Способы заквашивания были самые разные. Обычно в качестве закваски использовали квасную гущу, дрожжи или кусок старого теста.
Уличная сценка. Первая половина XIX в.
Каким был на вкус хлеб наших предков, можно судить по воспоминаниям архидиакона Павла Аленского, который в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария…» писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы совершенно не в состоянии есть его, ибо… кисел, как уксус, да и запах имеет тот же».Правда, полностью доверять тем описаниям русской жизни, которые оставили иноземные путешественники, вряд ли стоит. По этому поводу историк В. О. Ключевский замечал: «Незнакомый или мало знакомый с историей народа, чуждый ему по понятиям и привычкам иностранец не мог дать верного объяснения многих явлений русской жизни, часто не мог даже беспристрастно оценить их».Но тем не менее, видимо, хлеб тех времен действительно отличался кислым вкусом.Процедура печения хлеба была трудная и довольно сложная, поэтому пекли его один или два раза в неделю. Выглядело это примерно так.Вечером, до захода солнца, хозяйка, как правило, самая опытная в доме женщина, начинала готовить квашню. Квашня была постоянно в работе и мыли ее редко. Кстати, по этому поводу в народе ходило много шуток. Согласно одной из них, женщина потеряла сковороду, на которой пекла блины. Целый год она искала пропажу и нашла только после того, как вымыла квашню…Квашню натирали солью, размешанной с закваской, заливали теплой водой и бросали туда кусок теста, оставшийся от предыдущей выпечки. Размешав закваску деревянной лопаткой — мутовкой, доливали теплую воду и засыпали из специального дощатого либо долбленого корытца просеянную через сито или решето муку. Затем тесто размешивали до консистенции густой сметаны, ставили квашню в талое место и сверху прикрывали чистым полотном.К утру следующего дня тесто поднималось, и его начинали вымешивать — это довольно трудоемкая работа, требующая сноровки. Вымешивали тесто до тех пор, пока оно не начинало отставать от стенок квашни и от рук. Потом его опять ставили в теплое место и после того, как оно повторно подходило, снова вымешивали и разделывали на круглые гладкие хлебы. Давали им расстояться и только после этого «сажали» в печь. Предварительно ее хорошо протапливали, а золу и угли выметали с пода метлой. Пол, где выпекался хлеб, устилали капустными или дубовыми листьями. Пекли хлеб и без листьев, в этом случае лопату, на которой булки «сажали» в печь, посыпали мукой.
Булочник и продавец кваса
Равномерный жар в русской печи способствовал хорошему пропеканию хлеба. Для того, чтобы определить, готов ли он, булку вынимали из печи и взяв левую руку, постукивали снизу. Хорошо пропеченный хлеб должен был звенеть, как бубен.Женщина, которая пекла хлеб, пользовалась в семье особым уважением. Xозяйка, что владела искусством хлебопечения лучше других, считалась самой домовитой и по нраву гордилась этим.Особо отличались монастырские пекари. Так, в Печерском монастыре была специальная группа чернецов во главе со «старшим пекущим», выпекавшая хлеб. Интересно, что помещение, где ели монахи (трапезная), в Древней Руси называлось «хлебная келья».К труду пекаря относились с почтением и уважением. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт. В XVI —XVII веках простых людей называли в быту и в официальных документах уничижительными именами — Федька, Гришка, Митрошка. Мастеров же своего дела, коими являлись пекари, именовали полным именем — Федор, Григорий, Дмитрий. Порой к имени прибавляли фамилии либо прозвища.От пекаря требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране случались частые неурожаи, народ голодал. В эти тяжелые годы за пекарнями был особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали. В 1624 году появилась даже специальная правительственная инструкция: «Память приставам, назначенным в Москве для смотрения за печением и продажею хлеба».Грозой московских пекарей того времени считались приставы («хлебного веса щеловальники») Богдан Бекетов, Дорофей Иванов, Василий Артемов. Боялись их как огня. Всюду — на рынках, в пекарнях, в торбах у покупателей — выискивали доказательства нечестности пекарей-«корыстолюбивцев»: взвешивали хлебы и проверили их качество, чтобы «гущи и подмесу никакого не было отнюдь».Приставы имели широкие полномочия. Они контролировали монастырские и дворцовые пекарни, наведывались в боярские усадьбы и даже на митрополичий двор.Правда, и от самих контролеров инструкция требовала абсолютной честности и беспристрастности: «Другу не дружить, а недругу не мстить и посулов (взяток.- В.К., Н.М.) и поминков (подарков.— В.К., Н.Х1.) от того не иметь, ни от кого ничего.(Интересно, что к контролю за работой пекарей и пекарен привлекались и представители городской общественности. Участие в этом деле считалось исключительно почетным.)Что ж, иной раз, купив в современной булочной современную буханку хлеба. испеченную на современном хлебозаводе, остается только сожалеть, что те контролеры с их несовременным рвением к выполнению своих обязанностей осталась в далеком XVII веке…Процесс хлебопечения постоянно совершенствовался, расширялся и ассортимент различных видов печеных хлебов. Этому способствовало высокое искусство мукомольного дела на Руси. Так, во времена царя Алексея Михайловича вырабатывалось 25 сортов ржаной и 30 сортов пшеничной муки.Лучшие русские тестоводы и пекари, мукосеи и калачники так преуспели в своем мастерстве, что нередко послы других государств отправляли российский хлеб в качестве особого лакомства к европейским дворам.Основную роль по-прежнему играл ржаной или, как его еще называли «черный» хлеб. Он был значительно дешевле пшеничного — «белого», да и сытнее. В предисловии к «Расходной книге патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного чина людям с сентября 1698 по август 1699, записано, что русские ели преимущественно ржаной хлеб. Собственно, под словом «хлеб» и подразумевалось «ржаной». Пшеничная мука употреблялась на просвиры, а в домашнем быту — на калачи, которые для простого народа вообще были только лакомством в праздничные дни. От этого и поговорка «Калачом не заманишь», то есть самым редким куском.Однако не всякий ржаной хлеб был дешев. Так, для выпечки «боярского» хлеба использовали ржаную муку особого помола, свежее масло, не перекисшее, а в меру сквашенное молоко, добавляли в тесто пряности. К такому хлебу и состоятельный человек не всегда мог прицениться, поэтому пекли его только но специальному заказу для особых случаев.Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительна^ нежнее решетного хлеба, выпеченного из муки, просеянной через решето. Низкокачественными считались так называемые — «пушные» виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли «мякиной». Лучшим же хлебом, который подавали на стол в богатых домах, был «крупчата» белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.
Хитров рынок. Начало ХХ века
В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки: морковь, свеклу, позднее картофель, а также дана- растущие: желуди, кору дуба, крапиву, лебеду и т. д. (согласно одной из некто Прохор из Смоленска в неурожайный голодный год указал людям способ приготовления суррогата хлеба из лебеды, этим он спас себя и своих земляков, ха что и получил прозвище «Лебедник»).На юге и юго-востоке России со временем (в XIX веке) посевы пшеницы постепенно вытеснили рожь. В результате местное население стало унотреблять в пищу ржано-пшеничный («серый») или пшеничный («белый») хлеб. Эта традиция сохранилась и до наших дней.В конце XIX столетия городское население обычно покупало хлеб у булочник которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных и с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовый (в форм- цилиндра либо кирпича) хлеб.Разнообразны были и хлебобулочные изделия: калачи, бублики, баранки. крендели и пряники. Многие из них готовились из сдобного теста, которого иная кулинария не знала. Сельские жители, как правило, редко лакомились ими. они обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Городские же простолюдины довольно широко использовали всю эту выпечку.Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Появились они очень 1эвно и уже в древнерусском быту играли немаловажную роль. Калач был к месту за будничном столе рядового горожанина и на пышных пиршествах царей. Царь, например, посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание.По свидетельству историков, в день рождения Петра 1 гостям гостиной сотни чернослободцам между прочими яствами было отпущено 240 калачей толченых. Калачами одаривали нищих и заключенных по большим праздникам (конечно, это были уже не царские калачи).Отпуская слугу «в увольнение», барин, как правило, давал ему мелкую монету «на калач».Форма калачей была самая разная. Скажем, к столу великого князя Василия подавали калачи и хлебы наподобие хомута. По предположению А. В. Tepeщенко такие калачи, вероятно, русские позаимствовали от татар.
«Сухаревка» Начало ХХ века.
Отменным хлебом славились московские булочники. Широкой известности среди них пользовался И. Филиппов.…Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Интересные поминания о них и о самом Филиппове оставил В. А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Давайте вместе с ним заглянем в одну из таких булочных: «В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа. жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами творогом, изюмом и вареньем. Публика — от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так в что парой можно было сытно позавтракать».Кроме пирогов, филипповские булочные прославились своими отменными калачами, сайками, а главное, черным хлебом, как свидетельствуют современники прекрасного качества. «Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей дельный вход,—продолжает Гиляровский,—всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиковый черный хлеб и ситный». Сам Филиппов любил повторять: «Хлебушко черненький труженику первое питание».Даже сегодня пожилые москвичи с большим уважением вспоминают филипповском хлебе. Конечно, почти не осталось тех людей, которые когда-то покупали этот хлеб. Время отсчитало с той поры много лет, но живы в памяти москвичей рассказы их бабушек и дедушек.И вот что обидно — не сохранили мы этих пирожков, саек, калачей, фунтикового черного. Ушли они из нашей жизни вместе с теми далекими временами. Сегодня на прилавках булочных их место заняли унылые батоны, черствеющие буквально но дороге от магазина до дома, безвкусные, «кляклые» буханки черного хлеба, пряники и сухари, которые опасно кусать, так как по твердости они не уступают граниту. Да, качество хлеба сегодня не выдерживает никакой критики. И сколько бы мы ни говорили о важной роли хлеба, об уважении, которого он заслуживает, пока качество его будет низким, не уйти ломтю от мусорного ведра.Когда у Филиппова спрашивали, почему «хлебушко черненький» только у него хорош, он отвечал: «Потому что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки… А все-таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня все больше тамбовская, из-под Козлова, с Роминской мельницы идет мука самая лучшая. И очень просто!» Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену. Вот этого-то, пожалуй, и не хватает сегодня многим из тех, кто кормит нас самым важным продуктом — хлебом.Хлебобулочные изделия Филиппова пользовались славой и большим спросом не только в Москве. Калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. В Петербурге пробовали печь их на месте, но ничего не выходило. А Филиппов доказывал, что такие, какие нужно, калачи и сайки и не получатся: «Вода невская не годится!»Обозы с «филипповскими изделиями» шли даже в Сибирь. Гиляровский вспоминал: «Их как-то особым способом горячили, прямо из печи замораживали, везли за тысячу верст, а уж перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах,— и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу с жару».Не можем удержаться, чтобы не сделать еще одну выписку из замечательной книги В. А. Гиляровского. Речь идет о случае, который чуть не стоил знаменитому булочнику потери всего его дела и вместе с тем привел к появлению нового «филипповского изделия» — сайки с изюмом.…В те времена полновластным диктатором Москвы был генерал-губернатор Закревский, «перед которым трепетали все». Так вот этому генералу каждое утро к завтраку подавали горячие сайки от Филиппова.«— Это что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова! — заорал как- то властитель за утренним чаем.Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.— Э-тто что? Таракан?! — и сует сайку с запеченным тараканом.—Э-тто что?! А?И очень даже просто, ваше превосходительство,— поворачивает перед собой сайку старик.Что-о?.. Что?.. Просто?!Это изюминка-с!И съел кусок с тараканом.Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и вывалил.Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.И очень просто! Все само выходит, поймать сумей,— говорил Филиппов при упоминании о сайках с изюмом».Вот такой это был интересный человек — булочник Иван Филиппов.Хлеб — чрезвычайно ценный пищевой продукт. Ученые утверждают, что в нем содержится более 200 различных полезных для человека веществ. Среди них 5—8 процентов растительных белков и 40—50 процентов углеводов. Это значит, что люди, активно включающие хлеб в свое питание, покрывают с его помощью значительную часть потребности организма в энергии и растительных белках.Богат хлеб и так называемыми балластными веществами (грубыми волокнами) — клетчаткой и полуклетчаткой, о пользе которых мы рассказывали выше. Чем крупнее помол муки, тем больше в хлебе из нее грубых волокон. Таким хлебом питались раньше наиболее бедные слои населения, богатые же предпочитали ситный хлеб из пшеничной муки тонкого помола. И невдомек им было, что грубый хлеб полезнее.Дело в том, что при очистке муки в отруби уходят такие части зерна, как зародыши и верхний слой. А ведь именно в них в наибольшем количестве сконцентрированы витамины и минеральные вещества, компоненты, стимулирующие обмен веществ.Одним из первых для питания своих пациентов использовал хлеб, выпеченный из муки с отрубями, швейцарский гигиенист М. Платен. Создал же этот хлеб в конце XIX столетия профессор С. Грахам. И поныне во многих странах Европы такой хлеб называют «грахам».Все это мы рекомендуем запомнить тем читателям, которые, стремясь избавиться от лишнего веса, полностью исключили хлеб из своего меню. Однако у этой медали есть, как говорится, и оборотная сторона.Пищевая и энергетическая ценность хлеба зависит от вида зерновых, сортности муки, рецептуры и технологии приготовления. Стоит добавить в хлеб жиры, молоко, сахар, яйца, и его калорийность вырастет, как на дрожжах. Слов нет, эти добавки придают изделиям из хлеба приятный вкус, однако они же являются опасными для здоровья, если превышают научно обоснованные нормы.Злоупотребление хлебобулочными изделиями, содержащими избыток жиров и сахаров,— неминуемый путь к ожирению, сахарному диабету и другим заболеваниям. Поэтому ученые и практики в области хлебопечения стремятся улучшить состав хлеба. Его обогащают белком, балластными веществами, витаминизируют. Выпускается также специальный диетический хлеб без сахара, хлеб, который долго не черствеет и не плесневеет.Огромное значение всегда имела внешняя привлекательность хлеба, его аромат. По выражению И. II. Павлова, хлеб — это продукт, который «начинают есть глазами». Ароматический же его «букет» состоит примерно из 200 летучих органических соединений. Иногда для улучшения аромата некоторые виды хлеба пекут с добавлением ванилина, тмина, кориандра и других веществ. Возможно, в этом нет ничего плохого. Но ароматические добавки не должны начисто забивать натуральный хлебный дух. Иной раз купишь такую переароматизированную буханку, и обида берет за тех, кто ее испек,— она может пахнуть чем угодно, но только не хлебом.Для тех, кто захочет попробовать хлеб, который ели в России конца XIX века, приведем несколько его рецептов, взятых из книги Марии Редели «Дом и хозяйство», изданной в 1900 году.Ч ерный хлеб11/2 ведра ржаной мука. 1/2 ведра воды, 4 столовые ложки соли.С вечера замешивают тесто. Очень сухую ржаную муку всыпают в квашню, наливают столько воды, чтобы можно было замесить довольно густое тесто. Посолив, тесто сильно вымешивают и, посыпав сверху мукою, ставят в теплое место, чтобы оно поднялось. На следующий тень тесто вымешивают в продолжение получаса, всыпая при этом столько муки, сколько нужно для хлеба, и, накрыв тесто, оставляют снова подниматься 2—2 1/2 часа. Потом, сделав хлебы, кладут их на стол, дают еще раз подняться и, слегка обмазав теплой водой, сажают в печь духовка для этой цели не подойдет). Насыпают на лопату муки и кладут по одному хлебу. Печь должна быть очень горяча, а хлебы будут печься, в зависимости от величины, 1 —2 1/2 часа.(В квашне всегда остается немного теста, котороегодится для заквашивания нового. Кто любит кислый хлеб, пусть использует эту закваску.)Когда хлеб испечен, его слегка смачивают водой. В холодное место его можно вынести только, когда он совершенно остынет.На приготовление такого хлеба обычно затрачивают15—20 часов.Обыкновенный белый хлеб6 золотников дрожжей (25 г), 1 1/2 стакана молока, чайная ложка соли, 1 ложка сливочного или топленого масла, 1 фунт (400 г) муки.б золотников дрожжей размешивают в 1 1/2 стакана молока с небольшим количеством соли, всыпают сразу 1 фунт муки, прибавляют 1 ложку растопленного масла и, выбив тесто как следует, кладут его в приготовленную форму, наполнив ее только до 1/3; тесту дают подняться так, чтобы форма быланаполнена до 3/4. Хлеб пекут около часа сначала в умеренном, потом в более сильном жару. Если хотят, чтобы хлеб был сладким, то в тесто прибавляют 18 золотников (примерно 80 г) сахару и 4 золотника (17 г) кардамона.Ситныйхлеб6 золотников дрожжей (25 г), 1 1/2 стакана молока или воды, чайная ложка соли, 1 1/2 фунта (600 г) пшеничной муки.6 золотников дрожжей размешивают вместе с солью в 11/2 стакана теплого молока или теплой воды, кладут 1 фунт пшеничной муки и дают подняться. Потом туда подсыпают столько муки, чтобы получить очень крутое тесто, и, сделав продолговатые хлебы, обмазывают их теплой водой, дав им предварительно еще раз подняться, и пекут их сначала в умеренном, потом более сильном жару около 3—4 часов.Многим ли, действительно, приходила в голову мысль что хорошо испеченный пшеничный хлеб, одно из величайших изобретений человеческого ума».
Еще по теме:
История блинов
Пиры на Руси
Расстегаи
Кулебяка
xeniacook.com