Восточные славяне. Образование древнерусского государства. Соседями восточных славян в период древней руси являлись
§ 3. Восточные славяне и их соседи.
О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись "Повесть временных лет". Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.
Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.
Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.
Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.
Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды "искателей славы и добычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.
В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей был и князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-князьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.
Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: "И по сих братьи (Кий, Щек и Хорив. - Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане".
Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы градские" как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. - переломное время княжения Владимира - они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцы градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.
В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.
Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.
Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.
studfiles.net
расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество
Восточнославянские племена на территории Древней Руси
В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85 % населения России, 96 % — Украины и 98 % — Белоруссии.
Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе до сих пор является одним из самых дискуссионных в исторической науке.
Большинство историков считают древнейшими восточнославянскими археологическими культурами зарубинецкую и черняховскую. Зарубинецкая археологическая культура относится к железному веку и датируется III в. до н. э. — III в. н. э. Была распространена на территории современной западной и центральной Украины, южной Белоруссии, на западе России. Открыта в 1899 г. археологом В. Хвойкой и названа так по названию села Зарубинцы (Черкасская обл., Украина). Черняховская культура датируется II-IV вв. Охватывала территорию современной Украины, Крыма, Молдавии, Румынии. Название свое получила от села Черняхов (Киевская обл.), близ которого В. Хвойка в 1900 г. обнаружил могильник (кладбище), относящийся к данной археологической культуре.
Первые письменные сведения о славянах относятся к I в. н. э. Римские авторы в своих трудах описывали славянские племена под именами венеды, анты, склавины. Впервые сведения о племени венедов встречаются в «Естественной истории» римского историка Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, живущих в бассейне реки Вислы. Римский историк Корнелий Тацит (ок. 56 — ок. 117 г. н. э.) указывает, что венеды жили в северной части Подунавья и в лесной полосе Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Часть венедов на рубеже VII-VIII вв., по-видимому, переселилась восточнее Вислы.
Более полные сведения о славянах содержатся в труде готского епископа Иордана, жившего в VI в. Из его произведений следует, что в VI в. славяне заселяли территорию от Среднего Подунавья до Нижнего Днепра.
Арабский путешественник и писатель Ибн-Фадлан после 922 г. оставил уникальные описания быта и политического устройства славянских племен.
Византийские источники упоминают и славян, и антов, которые, по словам автора византийского военного трактата конца VI в. «Стратегикон», были похожи по своему образу жизни и обычаям. О близости славян и антов пишет и другой византийский автор VI в. — Прокопий Кесарийский.
Отечественным источником о древней истории славян является «Повесть временных лет» — наиболее ранний дошедший до нас летописный свод (сборник) начала XII в., написанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летопись охватывает период славянской истории от библейских времен и заканчивается 1117 г. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 г.
Славянские племенные союзы
Согласно сведениям «Повести временных лет», на Восточно-Европейской равнине проживали 15 восточнославянских племен (племенных союзов).
- Ильменские словене были названы так по озеру Ильмень, которое находилось в их владениях. Столицей племенного союза был город Новгород, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень. Городами на территориях ильменских словен были Ладога, Старая Русса, Псков.
- Кривичи жили в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска, Изборска, Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Мурома. Название племени происходило от имени князя Крива, который объединил под своей властью все малочисленные племена, проживавшие на этой территории. На землях кривичей впоследствии возникла Москва.
- Полочане расселились на берегах реки Полоти, впадающей в Западную Двину. Главным городом племени был Полоцк.
- Дреговичи жили на берегах реки Припяти. Получили свое название от слова «дряговина» («болото»). Здесь находились города Туров и Пинск.
- Радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима.
- Вятичи проживали в бассейне Верхней и Средней Оки. Получили название от имени своего князя Вятко. На земле вятичей располагалась Рязань.
- Северяне были самым северным восточнославянским племенем (междуречье Десны и Сейма). В их землях стояли города Новгород-Северский и Чернигов.
- Поляне, населявшие земли вокруг Киева и Переяславля, назывались так от слова «поле». Их главным занятием было земледелие, что способствовало развитию у них сельского хозяйства и животноводства. Поляне вошли в историю как племя, начавшее процесс объединения всех восточнославянских племен в единое государство.
- Русичи жили по течению реки Рось, от названия которой произошло название племени, а впоследствии и всей территории проживания славян (Русь, Россия).
- Тиверцы занимали территорию по берегам Днестра до устья Дуная и берегов Черного моря. Название происходит от реки Тивр (Днестр).
- Уличи занимали земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень.
- Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Главным городом был Искоростень на реке Уж. Свое название они получили от слова «древо» — дерево, потому что жили древляне преимущественно в густых лесах.
- Белые хорваты жили вокруг города Перемышль на реке Сан. Название племени отождествляют с древнеиранским словом «пастух», что свидетельствует об основном их занятии — скотоводстве.
- Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень.
- Бужане размещались на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.
Соседи славянских племен
На западе и юге Европы соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. также шел процесс образования государственности. К западным славянам относятся современные поляки, словаки, чехи. К южным славянам относятся современные сербы, болгары, хорваты.
На юге и востоке соседями восточнославянских племен были многочисленные кочевые и полукочевые народы. Они образовывали собственные государства и совершали набеги на соседние славянские территории.
Восточные славяне соседствовали с Византией. Византийская (Восточная Римская) империя (395-1453 гг.) — это государство, которое возникло после раздела Римской империи на западную и восточную части. Русско-византийские отношения IX-XI вв. — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии.
Занятия восточных славян
Основным занятием восточных славян было земледелие. Как и все земледельцы, древние славяне вели оседлый образ жизни (проживание на одном месте). У славянских племен сложились две основные системы земледелия:
- Подсечно-огневая сформировалась на севере, в районе густых лесов. В первый год на новом участке вырубали деревья и оставляли их высыхать. На следующий год срубленные деревья сжигали и в золу сея ли зерно. Удобренный золой участок давал довольно неплохой урожай в течение нескольких лет, а потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ, борона. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
- Переложная преобладала в южных плодородных районах: участки засевали, а после истощения почвы переходили («перекладывались») на новые земли. В качестве основных орудий использовали рало и деревянный плуг с железным лемехом (наконечником). Плужное земледелие было более эффективным и давало высокие стабильные урожаи.
С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота использовали волов. Важная роль скотоводства подтверждается тем, что в древнерусском языке слово «скот» означало также «деньги».
В VII-VIII вв. у славян сформировались основные ремесленные специальности — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, гончары.
Важное место в хозяйстве восточных славян играли сезонные промыслы — охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.
Общественный строй восточных славян
Поселения славян чаще всего располагались на берегах рек. Реки были источником воды, рыбы, а также служили естественной защитой от нападений врагов. В каждом поселке проживало несколько семей.
Жители нескольких поселков объединялись для совместной обработки земли в общины (вервь). Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы.
Ремесленники селились в племенных центрах — градах (городищах). Самые крупные поселения, в которых сосредотачивались ремесленники и торговцы, жили племенные вожди восточных славян (князья), огораживались крепостными стенами — оградами. Отсюда и пошло название «города». Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем, или детинцем. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Часть города, в которой жили ремесленники и торговцы, называлась посадом.
Вокруг князей складываются дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Слово «дружина» происходит от слова «друг». Выделение дружины способствовало превращению власти князя из родоплеменной в государственную. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Помимо профессиональной дружины, существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).
Язычество
Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был Род, бог неба и земли. Важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые были особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца и Перун — бог грома и молнии. Известны также Волос (Велес) — покровитель скотоводов, Даждьбог — бог плодородия, считавшийся предком всех славян, Стрибог — бог ветров, Сварог — бог огня, покровитель ремесленников, Мокоша — богиня земли, покровительница женщин, Лада — богиня любви и красоты и др. Второстепенными божествами, которые «помогали» или «вредили» древним славянам, были русалки (речные существа), лешие (лесные обитатели), домовые.
Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы.
У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.
istorikonline.ru
Восточные славяне. Образование древнерусского государства
Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев — от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н. э.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).
В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.
Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».
Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.
В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибли как обры» — эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.
Крупнейшими политическими образованиями VII—VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т. е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава — Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.
Восточные славяне в VI—IX вв.
В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени — Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».
Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V—VI вв. н. э.
Территория восточных славян (VI—IX вв.).
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере. До Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.
В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).
Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.
Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли, уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.
Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, Литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII—IX вв. занимали мадьяры (венгры) — финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.
Путь «из варяг в греки»
Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».
Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы — квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями туда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе — лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
Община
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.
В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.
Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.
Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.
Город
Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности,— слободами.
В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.
Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V—VI в.), Новгород, Чернигов, Переславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.
Общественный строй
Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах.
Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI—VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре—апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
Славянское язычество
Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.
Образование Древнерусского государства
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.
Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.
Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности.
Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность,
Норманнская теория
Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка — Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям — верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить Рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.
Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточнославянского мира.
Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.
histerl.ru
Восточные славяне и их соседи в древности — КиберПедия
Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени они разделились на три большие группы - западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских и древнерусских авторов. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматским племенами. Тацит отмечал воинственность и жестокость венедов. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохранявших свое этническое единство и занимавших приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские источники часто упоминали славян. Прокопий Кесарийский и Иордан возводили современных им славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню.
В древнерусских источниках данные о восточнославянских племенах содержатся в «Повести временных лет» (ПВЛ), написанной киевским монахом Нестором в начале XII в. Прародиной славян он назвал бассейн Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснил нападением на них воинственных соседей, вытеснивших славян с их прародины. Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.
Восточные славяне расселились по Восточно-Европейской равнине: от Западной Двины до Волги, от Балтийского моря до Черного моря. У восточных славян насчитывалось 100-150 племен. Наиболее мощными были племена полян, древлян, северян, дреговичей, полочан, кривичей, радимичей и вятичей, бужан, белых хорватов, уличей и тиверцев.
Соседями славян на востоке были кочевые народы (степняки) - половцы, аланы, печенеги. На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами), финно-угорскими племенами (чудь, меря, мордва, весь), а на юге - с Византийской империей. С VII в. восточными соседями Киевской Руси стали Волжская Булгария, Хазарский каганат.
Славяне жили родоплеменным строем. Во главе племени стоял старейшина. С появлением имущественного расслоения на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – вервь. Основой хозяйственного уклада восточных славян являлось земледелие. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. н.э. в южных районах получили распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Скотоводство также играло важную роль. У славян была распространена охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), развивались ремесла.
Большое значение имела внешняя торговля. Через земли восточных славян пролегал путь «из варяг в греки», связывавший византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
Политической основой союзов восточнославянских племен являлась «военная демократия» - переходный период перед созданием государства. Славяне объединялись в 15 военно-племенных союзов. Во главе союзов стояли военные вожди - князья, которые осуществляли управленческие и военные функции.
Наряду с князем и дружиной (профессиональные воины) у славян большую роль играли народные собрания (вече), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей. В вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.
Основой мировоззрения восточных славян являлось язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Религиозные обряды отправляли волхвы – языческие жрецы. Жертвоприношения, ритуалы происходили на капищах, в окружении идолов (каменные или деревянные изображения божеств). С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. В дальнейшем славяне все более поклонялись Сварогу - богу неба и его сыновьям, Даждь-богу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем большую роль начинает играть Перун - бог грозы и молний, который особо почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. В языческий пантеон входили также Велес (Волос) - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Мокошь - богиня плодородия и др. Среди покровителей славян были и боги низшего порядка – домовые, русалки, лешие, водяные, упыри и др.
Образование государства Киевская Русь. Основные этапы древнерусской государственности
Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.
Развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной верхушки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже могла обеспечить свое существование, родовая община стала преобразовываться в земледельческую (соседскую). Это создавало условия для имущественного и социального расслоения. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти и повышали роль князей и дружины, которые выполняли функции защитников племени от внешних врагов и судей. Межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем. Со временем власть князя превратилась в наследственную и все меньше зависела от воли вечевых собраний.
Хазары и норманны стремились взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, это ускоряло складывание княжеско- дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Они собирали продукты промыслов со своих соплеменников и, меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.
На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.
На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). В правление Олега (879-912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.
Князь Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов.
Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980-1015), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру (православие) и укреплять власть киевского князя на местах.
События 862 г., описанные в ПВЛ, легли в основу норманнской теории. Согласно ей, новгородцы обратились к соседям- варягам и их князю – конунгу Рюрику с просьбой стать во главе восточно-славянских племен.
Норманнская теория была выдвинута в 40-50-е гг. XVIII в. немецкими учеными, приглашенными для работы в Российской Академии наук, Г.Байером, Г. Миллером и Шлёцером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена извне варягами. Они делали вывод об отсталости славян. Эта теория была подвергнута критике М.В.Ломоносовым. Исторические исследования свидетельствуют, что процесс складывания государства у славян начался еще до призвания варягов. Сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - это реальная историческая личность. Норманнская дружина насильственными методами собирала дань и стремилась объединить славянские племенные союзы, что способствовало ускорению процесса складывания государства. Одновременно происходит объединение местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли в 882 г., свел воедино «путь из варяг в греки», чем создал экономическую базу для складывающегося государства.
Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.
В отечественной исторической науке наиболее распространено деление эпохи Киевской Руси на пять этапов.
Начальный этап (800-882 гг.)- образование Русского феодального государства со столицей в Киеве. Территория государства ограничивалось племенами полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Основными политическими событиями этого периода был поход Руси на Византию в 860 г. и призвание на княжение Рюрика в Новгороде.
Второй этап (882-911 гг.)- захват власти в Киеве Олегом.
Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Этот период знаменателен крещением Руси и началом формирования «Русской правды» - правовой основы государства. Это правление Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.
Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, ставшее во главе вотчинной системы, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Князья использовали дружину в борьбе за перераспределение феодальной ренты.
Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.
Юридически закрепил начавшуюся раздробленность Любечский съезд князей в 1097 г. На нем принят новый порядок наследования власти. Теперь каждый князь передавал по наследству свои земли («вотчину») старшему сыну. Происходит усиление роли феодальных центров, возрастает роль бояр, которые стремились к самостоятельности. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого Киевская Русь фактически распадается и начинается период феодальной раздробленности.
cyberpedia.su
Восточные славяне и их соседи в VI – IX вв.
Расселение и быт восточных славян.О расселении восточных славян рассказывает «Повесть временных лет», данные которой уточнены археологами. Славянские земли простирались от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Здесь, начиная с VI в., сложилось около полутора десятков племенных союзов, образовавшихся путем объединения нескольких племен вокруг более сильного, давашего название всему союзу (поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, уличи, ильменские словене и др.).
Основным занятием славян было земледелие в сочетании со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом и торговлей. В южной лесостепной зоне господствовала переложная система земледелия, в лесной – подсечно-огневая. С VII – VIII вв. с распространением железных пахотных орудий повсеместно развивается пашенное земледелие, хотя в лесах подсека преобладала до XIII в. Начинается распад родовой общины и переход к соседской, разрушается родовое равенство.
VI – VIII вв. – последний этап родоплеменного строя у славян (период военной демократии). Высшим органом управления является народное собрание (вече), но его значение падает. В условиях постоянных войн растет влияние военных вождей (князей). Князь, избиравшийся ранее на вече, превращает свою власть в наследственную. Вокруг него формируется сначала временная, а затем постоянная дружина, которая в мирное время помогает управлять племенем. Военно-дружинная знать, сильная своей корпоративной сплоченностью, оттесняет на второй план родоплеменную. Добровольные подношения соплеменников превращаются позднее в постоянную дань-полюдье с подвластного населения. Полученный доход становится для знати основным источником существования, значение же военной добычи падает. Сбор дани был первой формой эксплуатации свободного земледельческого населения в славянском обществе. Распространилось и рабство, в которое обращали в основном иноплеменников.
Ряд исследователей полагает, что военно-дружинные корпорации становились верховными собственниками земель, населенных общинниками-земледельцами. Это означает, что славяне в IХ в. начинают переходить к феодальным отношениям, хотя основная масса общинников даже во времена Киевской Руси была лично свободной.
Разложению родового строя способствовали отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, зарождение городов и рост внешней торговли. Близ резиденций князей и языческих капищ, на торговых путях возникают поселения ремесленников. Так появляются Киев, Смоленск, Любеч и др. города. Они становятся племенными, религиозными, ремесленно-торговыми центрами и крепостями. Через славянские земли пролегали торговые магистрали на восток и на запад, торговый путь «из варяг в греки». Они не только расширяли контакты с внешним миром, но и связывали воедино племена, разбросанные по необъятным просторам Русской равнины.
Быт славян к этому времени сильно изменился под воздействием начавшегося разложения родоплеменного строя и контактов с соседями, однако по-прежнему отличался патриархальностью. Между племенами, стоявшими на разном уровне развития, появилось немало различий. Нестор особо выделял обычаи и семейные традиции полян, противопоставляя им древлян, радимичей, вятичей и северян, которые «жили в лесу как звери» и сохраняли древний обычай умыкания невест на игрищах. Умерших славяне сжигали, помещая их в деревянные ладьи (это означало, что человек уплывает в подземное царство), а затем устраивали тризну. Иногда вместе с покойником хоронили одну из его жен.
Обычаи славян были связаны с языческими верованиями, уходящими корнями в далекое прошлое. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись предкам. Наиболее почитаемыми были: Даждь-бог (бог плодородия), Ярила (бог животворящих сил природы), Перун (бог грозы, войны и оружия), выдвинувшийся вперед в период военной демократии, Хорс (бог солнца), который вместе с Симарглом (богом почвы), пришел из мира иранских племен, и др. Был сильно развит культ предков (Род, Рожаница, Пращур), культ «берегынь», а также духов, олицетворяющих зло (упыри, оборотни). Славяне верили в домовых, кикимор, чертей, леших, русалок.
Соседи славян.Ближайшими соседями славян были финно-угорские племена, балты и кочевники cтепей.
Финно-угры (чудь, меря, весь, мурома и др.) – многочисленное, разбросанное по обширным территориям лесной зоны население – занимались в основном рыболовством и лесными промыслами. Сюда шел поток славянской колонизации, но конфликты случались редко, ибо земли хватало всем. Происходила взаимная ассимиляция (смешивание) угро-финнов и славян.
Балты (латгалы, жмудь, ятвяги и др.) жили по юго-восточному побережью Балтики, от Вислы до Западной Двины. В древности их поселения доходили до Припяти, истоков Днепра и Волги. Но под напором славян балты отодвинулись на запад – к Балтийскому морю.
Соседство со степью превратило беспокойный и подвижный мир кочевников Восточной Европы в постоянный фактор славянской истории. Еще в IV в. Восточная Европа приняла на себя удар гуннского нашествия. В VI в. степь населили новые хозяева – авары, которых летопись называет «обрами». С аварами воевало славянское объединение во главе с дулебами, которое историки называют «державой волынян».
Хазары, сменив авар в VII в., создали у границ славянского мира Хазарский каганат, бывший до разгрома Святославом в Х в. самым сильным государством Восточной Европы. Часть славян – поляне, радимичи, вятичи – платили дань хазарам и освободились от нее лишь с образованием Киевской Руси. В то же время Хазария сыграла далеко не однозначную роль в жизни славян. Через нее шла славянская торговля с Востоком. Каганат стал мощным заслоном на пути движения новых кочевников из Азии.
Нужно особо упомянуть о контактах славян со Скандинавией и Византией. С рубежа VII – VIII вв. начинается энергичная и бурная экспансия скандинавских народов в Северную Европу. Война, пиратство, торговля, наемная военная служба были основными занятиями скандинавов в чужих землях. На Руси они были известны под именем варягов. По пути « из варяг в греки» они ходили воевать и торговать с Византией. Славяне нанимали варягов для охраны торговых караванов, борьбы с врагами. Но энергичные и предприимчивые варяжские вожди не всегда довольствовались этой ролью. Они захватывали власть над местным населением и заставляли платить себе дань.
Византия во второй половине I тысячелетия н. э. переживала далеко не лучшие времена. С рубежа V – VI вв. славяне начали теснить могущественного соседа. Косвенно об участии восточных славян в этих походах свидетельствует летописная легенда о Кие, который «ходил к Царю-городу». В VIII – IХ вв. славяно-варяжские дружины усилили натиск на крымские владения Византии (Херсонес, Керчь, Сурож и др.). Один из крупнейших походов состоялся в 860 г. Подойдя к Константинополю морем, руссы высадились у самых стен города. После недельной осады греки пошли на мирные переговоры, уплатили огромную контрибуцию и разрешили беспрепятственно торговать на византийских рынках.
Образование древнерусского государства
Формирование государственности у восточных славян.С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племен, их военная активность. Поэтому прежний механизм регулирования общественных отношений становился недостаточным. Образованию государства способствовали также начавшееся формирование древнерусской народности, необходимость контроля над путем «из варяг в греки» и географический фактор. Как отмечал С.М. Соловьев, однообразие природных условий Русской равнины предопределило однообразие занятий, обычаев, нравов, верований населявших ее племен, «и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними». На образование государства повлиял и внешний фактор: деятельность варягов и необходимость обороны от кочевников.
Образование государства – это не единовременный акт, а длительный процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам, является условной. У славян такой датой принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег, захватив Киев, объединил под своей властью большинство племен, проживавших вдоль пути «из варяг в греки». Однако истоки государственности появились у славян задолго до этого события.
Еще в VI – VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Фактически летописные поляне, древляне, кривичи и т. п. были уже не племенами, а племенными союзами (летопись называет их племенными княжениями). Каждый из них занимал территорию, где вполне могло уместиться какое-нибудь европейское государство. Но это были еще не государства, а предгосударственные формы общественной организации переходного характера, подготовившие образование государства.
В VIII – IХ вв. племенные союзы объединяются в «суперсоюзы» – более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. Полагают, что один из таких суперсоюзов сложился вокруг Киева («Куявия», «Нижняя Русь»). Другой появился в районе Новгорода («Верхняя Русь», или «Славия»). В земле вятичей («Артания») и вокруг Полоцка возникли аналогичные «союзы союзов». Государство образовалось путем их объединения под властью киевских князей. Сначала Олег соединил северный (Новгородский) и южный (Киевский) центры. В дальнейшем Святослав подчинил вятичей, а Владимир – Полоцк. Однако основными все-таки были северный и южный центры формирования государственности.
Историки давно спорят, где государственность зародилась раньше – на севере или на юге Руси. Установлению истины мешает состояние источников. Самый ранний древнерусский памятник – «Повесть временных лет», составленная лишь в ХII в. Неудивительно, что события трехсотлетней давности она описывает в виде легенд, переплетая правду и вымысел. Источники же иностранного происхождения содержат лишь косвенные и приблизительные данные. Длительные споры норманистов и антинорманистов, которые имели под собой не только научную, но и политическую подоплеку, сильно осложнили изучение предыстории Киевской Руси. Мы можем лишь схематично представить основные события IХ в.
В Среднем Поднепровье давно существовало мощное объединение, ядром которого была земля полян, а центром – Киев. Известно, что около VIII – IХ вв. часть здешних племен попала под власть хазар и платила им дань. В тот же период на севере Руси складывается полиэтническое объединение, включавшее в себя ильменских словен, кривичей, а также неславянские народы (чудь, меря, весь). Местная знать нанимала на службу скандинавские военные дружины. Платой за службу, охрану судов была дань.
В 862 г. между варягами и местным населением произошел конфликт: «изгнали варяг за море и не дали им дани и начали сами собой владеть». Началась усобица, и затем одна из соперничавших славянских группировок пригласила на княжение варяжского конунга. Сведения летописи об этих событиях получили название «варяжской легенды». Согласно ей новгородцы позвали княжить трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти братьев Рюрик стал править единолично в Новгороде. Его власть, однако, признали не все. Никоновская летопись упоминает о восстании против Рюрика во главе с Вадимом Храбрым в 864 г.
Историки не раз обращали внимание на легендарный характер летописных сведений. Однако ясно, что правление варяжского конунга в северо-западных землях – исторический факт. Рюрик, вероятно, был историческим лицом, хотя, впрочем, в литературе приведено немало доводов и в пользу его легендарности. Зато его мифические братья Синеус и Трувор – вымысел летописца, неверно истолковавшего слова «свой род» (Синеус) и «верная дружина» (Трувор).
В правление Рюрика началось соперничество Новгорода с Киевом. Два дружинника Рюрика – Аскольд и Дир, – отправившись в поход на Царьград, по пути захватили Киев и остались в нем княжить. Они перестали повиноваться Рюрику и принимали к себе недовольных из Новгорода. В 879 г. после смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к одному из его воевод (или родственнику) – Олегу, так как сын Рюрика Игорь был слишком мал. Олега можно считать первым достоверно известным государственным деятелем Древней Руси. С его именем связано объединение Севера и Юга под властью Киева в 882 г.
Для похода, которому суждено было стать историческим, Олег собрал много варягов, чуди, словен, мерю. Подчинив племена вдоль пути «из варяг в греки», Олег направился к Киеву. Не желая сражения, северный князь прибег к хитрости. Он заявил, что идет в Константинополь, а дружину спрятал в ладьях. Выманив Аскольда и Дира из города, он приказал их убить. Олег сделал Киев столицей своего государства – «матерью городов русских». На то были свои причины. Если север давал военную силу, то Киев, располагаясь на южной оконечности пути «из варяг в греки» рядом с ответвлениями на Волгу и Дон, занимал исключительно выгодное экономическое и политическое положение.
Затем Олег начал присоединять и другие восточнославянские территории. Ему покорились древляне, потом северяне и радимичи, платившие дань хазарам. Можно предположить, что присоединение этих племен привело к столкновению с Хазарией. Подчинение племен сопровождалось строительством крепостей и назначением в новые земли наместников и воевод.
Таким образом, при Олеге формируется ядро территории древнерусского государства путем насильственного присоединения славянских племенных союзов к Киеву и обложения их данью. Формирование продолжится при следующих князьях и завершится при Владимире.
Варяги и Русь. Норманнская теория.В исторической науке с середины ХVIII в. существует иная точка зрения о возникновении государственности восточных славян, получившая название «норманнская теория». Ее создателями считаются немецкие историки Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер, работавшие в середине ХVIII в. в Петербургской академии наук. На основе летописного сказания о призвании Рюрика в Новгород они сделали вывод, что славянские племена были диким народом, не способным создать свое государство. Посему государство основал «народ, отличный от славян», – их завоеватели норманны (варяги). Одновременно возник антинорманизм, основоположниками которого были М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. Его сторонники отрицали какую-либо роль скандинавов в создании государства и пытались доказать нескандинавское происхождение летописных варягов – от франков, хазар или западнославянских племен.
Так возник пресловутый «варяжский вопрос», ставший объектом не только академических споров. Историки-монархисты и славянофилы использовали легенду о варягах-князьях для противопоставления России Западу. В Европе, по их мнению, государства создавались завоеванием, а у нас – мирным призванием. Это означало, по их мнению, что в России нет исторических условий для противостояния народа и власти. В то же время некоторые зарубежные историки-норманисты использовали летописное предание для утверждений о неполноценности славян. Это оскорбляло национальные чувства и побуждало отечественных историков к полному отрицанию присутствия варягов на Руси. По сути борьба норманнизма и антинорманнизма была противостоянием двух монархических концепций. Вопрос о происхождении государства был смешан с вопросом о происхождении династии.
Сегодняшняя наука давно осмыслила сущность государства как института, возникающего на определенной стадии общественного развития. В том, что первые русские князья – Аскольд, Дир, Рюрик, Олег, Игорь (кроме полулегендарного Кия) – носили варяжские имена, нет ничего необычного. Например, в Англии с 1066 г. не было ни одного английского по происхождению правящего дома. Приглашение иноземных правителей в период формирования государства в качестве третьей силы могло сгладить остроту противоборства местной знати.
Основав династию, варяги впоследствии влились в формирующийся класс русского боярства, усилив в нем военно-дружинное начало. Они служили дипломатами, воеводами, дружинниками. В какой-то мере их влияние сказалось на системе извлечения прибавочного продукта (походы за данью), предопределив слабую роль земельных пожалований в начальный период Киевской Руси. Может быть, без варяжского беспокойного воинственного элемента, заинтересованного в контроле над путем «из варяг в греки», объединение севера и юга произошло бы позднее.
Читайте также:
lektsia.com
§ 3. Восточные славяне и их соседи.
О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись "Повесть временных лет". Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.
Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян - височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского "племени". Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.
Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.
Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.
Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.
Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды "искателей славы и добычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.
В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей был и князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-князьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.
Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: "И по сих братьи (Кий, Щек и Хорив. - Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане".
Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы градские" как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. - переломное время княжения Владимира - они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцы градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.
В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.
Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.
Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.
studfiles.net
Соседи восточных славян
История славянских народов описана в древнейшей русской летописи - "Повести временных лет". В ней сообщается о полянах, которые заселяли Среднее Поднепровье вблизи Киева, о древлянах, населявших лесистое и болотистое Припятское Полесье. На северных границах древнего восточнославянского мира проживали вдоль побережья озера Ильмень ильменские словене, между Западной Двиной и Припятью – дреговичи, которые соседствовали с кривичами. Последние представляли собой достаточно крупное племя, которое впоследствии распалось на три части. Таким образом, сформировались племена псковских, полоцких и смоленских кривичей. Со стороны степных территорий соседями полян были северяне, а по берегам реки Сож проживали радимичи. Бассейн реки Оки населяли вятичи. Самая южная территория, практически у черноморского побережья, была занята тиверцами и уличами.
Происхождение и расселение славян, в том виде, как оно представлено в летописи, долгое время вызывало у историков сомнения. Однако в начале 20 века археология подтвердила эту схему.
Обживая столь обширную территорию, славянские племена сталкивались с представителями других народов, которые уже жили в Восточной Европе до них либо пришли одновременно с ними. При этом естественным образом формировались те или другие отношения между народами.
Соседи восточных славян – балты – занимали достаточно обширную территорию. Согласно сведениям, они проживали вплоть до области современной Москвы. На это указывают результаты исследований топонимики (названий географических объектов).
Финно-угры – соседи восточных славян с северо-востока. На южных территориях рядом проживали ираноязычные племена, являвшиеся потомками сарматов.
Жизнь протекала в периодических военных столкновениях, сменявшихся мирными отношениями, имели место ассимиляционные процессы. Соседи восточных славян в той или другой степени оказывали влияние на развитие племен: в жизнь входили различные элементы культур других народов. Взаимодействие традиций явилось наиважнейшим явлением того периода.
Отдельные соседи восточных славян смогли сформировать достаточно крепкие племенные союзы, а некоторые – раннегосударственные образования. С такими народами были достаточно сложные отношения. Так, болгары в середине 7 века создали одно из таких образований. Внутренние неурядицы и внешнее давление способствовали тому, что часть болгар перекочевала к Дунаю. Здесь они подчинили местные племена южных славян. Другая же часть болгар, двинувшись на северо-восток, осела на нижней Каме и по среднему течению Волги, сформировав Булгарию. В течение длительного периода это государство являло собой действительную угрозу для восточных славян.
Во второй половине 7 столетия болгар стали теснить тюркские племена – хазары. Со временем последние расселились по территории Нижнего Поволжья, части Крыма, Северного Причерноморья, Северного Кавказа. Таким образом, сформировался Хазарский каганат. Центр этого государства располагался в низовьях Волги. Истинных, "этнических" хазар-тюрок было не так много, большую же часть населения составляли представители разноэтнических народностей (славян в том числе), потомков салтово-маяцкой культуры.
На Скандинавском полуострове проживали норманны. Они представляли для древних славян немалую опасность. В 9 веке варяги (так называли норманнов) осуществляли огромное количество набегов на территории славянских поселений. Вместе с тем в борьбе с врагами крепла военная организация населения. У славян военными руководителями являлись князья. Как и у других народов, у славян была распространена сотенная система, когда каждое племя выставляло по сто воинов.
fb.ru