Интересное в привычном: окно. Окна в древней руси
Интересное в привычном: окно — Славянская культура
С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем — рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум — отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.
Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали — волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого — это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.
Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще — просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.
Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.
В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно — два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.
В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.
Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.
Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.
Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.
В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
История окна в России. Приемственность традиций на остекление
Окна в Россия . Развитие оконного дела в России имеет свою уникальную историю. До IX века крестьяне Древней Руси возводили свои жилища вовсе без окон. Только в IX — X веках в стенах бревенчатых изб появился горизонтальный узкий проем — волоковое окошко. Оно предназначалось для выпуска дыма и получило свое название от деревянной задвижки — волока, при помощи которой закрывался («заволакивался») оконный проем. На зиму на деревянную раму окна натягивался рыбий или бычий пузырь, промасленный холст.В XIII веке маленькое волоковое окно сменило большее по размерам четырехугольное косящатое окно (проем окна укрепляли крепкими косяками — отсюда и название).Позднее появляются слюдяные окончины. Это так называемые «красные» окна, которые делались в светлицах, горницах и рамы которых красили в красный цвет. Стекольчатые окна появились лишь во второй половине XVII века. Но стекла были мутного зеленоватого цвета, сквозь которые трудно было что-то разглядеть.Для того чтобы защититься от холода и ветра, окна снаружи закрывались ставнями, а щели между стеной и окном — наличниками. Именно оконные резные наличники (декоративное обрамление оконного проема в виде накладных фигурных планок) стали визитной карточкой русского зодчества. Искусно изготовленные наличники делали нарядным любое, даже самое неказистое жилище.Царь Петр I в XVII веке «прорубил окно в Европу», через которое в 1 Россию хлынули потоки «новых технологий» и, в частности, опыт каменного гражданского строительства. В результате начинают складываться новые принципы оформления фасадов, новые архитектурные стили, новые размеры, формы и приемы декора окон.Сначала появились строгие прямоугольные, без обрамления, окна стиля петровского барокко. В деревянную раму вставлялось настоящее стекло. Затем под влиянием Франции стали делать большие от пола до потолка арочные французские окна с пышным барочным декоративным обрамлением.В конце XVIII — начале XIX века архитекторы начали возводить дома в более строгом стиле — классицизме. Особым отличительным признаком оштукатуренных фасадов становятся более прямоугольные окна с крестообразными переплетами с очень лаконичным обрамлением или вообще без него.В середине XIX века появилось новое направление в архитектуре — эклектика. В отделке фасадов и, в частности, в обрамлении оконных проемов в псевдорусском стиле использовались декоративные приемы, заимствованные из средневекового зодчества и русского народного прикладного искусства: кокошники, арочки, полихромные поливные изразцы и разного рода лепные детали.На рубеже Х1Х-ХХ веков Европу захватил изящный, утонченный стиль ар-нуво. В России он реализовался в русском модерне.Окгиюооразными переплетами с очень лаконичным обрамлением или вообще без него.В середине XIX века появилось новое направление в архитектуре — эклектика. В отделке фасадов и, в частности, в обрамлении оконных проемов в псевдорусском стиле использовались декоративные приемы, заимствованные из средневекового зодчества и русского народного прикладного искусства: кокошники, арочки, полихромные поливные изразцы и разного рода лепные детали.На рубеже XIX—XX веков Европу захватил изящный, утонченный стиль ар-нуво. В России он реализовался в русском модерне.Ок- на становятся разнообразными по форме и размерам, со сложной вязью переплетов, цветными витражами.В начале XX века родился новый архитектурный стиль — русский конструктивизм, переросший в функционализм.Функциональное назначение и минимум декора проявлялись и в устройстве несимметричных окон с большой и маленькой створками, а в дальнейшем — ленточного остекления и остекленных поверхностей большой площади, которые применяются и по нынешний день.Сегодня разнообразие стилей в российской архитектуре жилых домов порождает и огромнейшее разнообразие форм, размеров, материалов и расцветок окон.
Столица России Москва — неповторимый и самобытный город. Она никогда не строилась геометрично, под «единый карниз», как Санкт-Петербург. Москве изначально была свойственна жи- [ вописная нерегулярность, нагромождение зданий различных стилей, и в этом, наверное, ее исключительное очарование. Но [ все-таки можно выделить несколько основных исторических стилей, использованных при застройке Москвы.В середине XVIII века в архитектуре России, и в частности в Москве, главенствовала эпоха классицизма, плодом которой стали строгие и величественные каменные особняки с утонченными, напоминающими античность, фасадами. Оконные проемы — в основном, прямоугольные, без обрамления, иногда увенчанные треугольными фронтонами-сандриками. Среди выдающихся архитектурных памятников классицизма — дом Пашкова.В XIX веке классицизм стала вытеснять эклектика — довольно привычный для Москвы стиль, который являлся своеобразным «коктейлем» элементов различных стилей. Примерами московской эклектичной архитектуры могут служить дома на Старом Арбате. В их отделке применялись характерные для эклектики детали: декоративная лепнина, богатое украшение оконных наличников и др.В это же время в Москве получил популярность псевдорусский стиль, использовавший мотивы древнерусского зодчества и народного декоративного искусства. Ярким примером этого стиля является Большой Кремлевский дворец, в каменной отделке которого использованы мотивы русской деревянной резьбы. Окна также выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине.С 1900 года вид фасадов жилых зданий Москвы определяет стиль русский модерн, лучшими образцами которого стали особняки, построенные архитекторами Ф. Шехтелем и Л. Кекушевым. Стены домов московского модерна украшались причудливыми декоративными рельефами и многоцветными майоликовыми панно с переплетающимися растениями или с сюжетами русских народных сказок. Сложные криволинейные формы окон, разнообразие их размеров на одном фасаде, замысловатость деревянных оконных переплетов, растительные мотивы кованых решеток вносили изысканные черты в московский модерн.С 30-х по 50-е годы прошлого века лидирующим стилем в архитектуре СССР становится советский монументальный классицизм, так называемый сталинский ампир. Он сочетал помпезность и величественность и должен был «отражать торжество идей социализма». Одним из самых впечатляющих проектов сталинского ампира справедливо можно назвать строительство семи монументальных общественных и жилых зданий сталинских высоток, которые «короновали» Москву. Пропорции больших вертикальных окон в сталинских домах подчинялись классическому правилу золотого сечения. Рамы окон с класси ческими переплетами изготавливались из прочнейшего дуба и красились темно-коричневой краской.
oknalumen.ru
"Окно в Древнюю Русь". Внешний вид окон, классификация деревянных окон., Окна и остекление
В цикле статей, посвященном древесине, мы затрагивали различные темы, так или иначе связанные с этим уникальным материалом.
Мы беседовали и о том, как самостоятельно сделать рамку для картины, и о строительстве русской бани; нами были изучены свойства древесины и способы ее сохранения; мы узнали много нового о резьбе по дереву и о том, как, не приглашая специалистов, изготовить на участке скамейку. Но, говоря о строительных материалах и изделиях из древесины, мы еще не касались темы "Деревянные оконные блоки". Настало время поговорить и об этом. Итак…
Сегодня все чаще говорится о пластиковых окнах. Да, они имеют свои плюсы, о чем будет сказано в одной из наших последующих бесед, но деревянные оконные блоки по-прежнему являются альтернативой пластиковым. И тот, и другой вид окон хорош по-своему, но наличие в пластиковых оконных блоках механических вентиляционных устройств и отсутствие данных конструкций в деревянных оконных рамах говорит о том, что последние в подобных устройствах не нуждаются. Другими словами, деревянные оконные блоки (в отличие от пластиковых) могут "дышать".
С развитием строительства менялся и внешний вид окон. Русские зимы не становились теплее, но, тем не менее, окна увеличивались в своих размерах. Профессия столяра, считавшаяся на Руси одной из самых почитаемых, приобретала еще большую значимость. Теперь от столяров требовалось мастерство при изготовлении больших окон, сохраняющих тепло не хуже маленьких. Менялись цари, но изготовление деревянных оконных блоков по-прежнему считалось настоящим искусством. Когда в России произошли известные события 1917 года, то новому правительству было не до решения квартирного вопроса. Лишь позднее в стране победившего социализма началось жилищное строительство. Если в послевоенные годы немногочисленные граждане нашей станы, вселившиеся в только что построенные дома, не предъявляли претензий к качеству деревянных окон, то в последующие годы производство оконных блоков было поставлено на поток и, несмотря на "знак качества", которым удостаивалась продукция СССР, само качество окон оставляло желать лучшего.
Строительство многоэтажек в 70-х - 80-х годах прошлого века показало, что о мастерстве столяров, изготавливающих оконные блоки, можно судить лишь по окнам, находящимся не в новых, а в старых домах. Что же касается новых окон, то ни их внешний вид, ни способность сохранять тепло никак не могли порадовать новоселов. Канула в прошлое эпоха развитого социализма, а вместе с ней и невысокое качество оконных блоков. Принципиально новый подход представителей деревообрабатывающей промышленности к качеству выпускаемой продукции дает нам основание говорить о том, что сегодняшние оконные блоки являются достойным продолжением искусства плотников Древней Руси. Повышению качества деревянных окон, безусловно, поспособствовали технические изыскания в деревообрабатывающей промышленности и в усовершенствовании технологии обработки древесины. Если раньше оконные блоки подразделялись на те, "что открываются", и на те, "что не открываются", то в наши дни существует классификация деревянных окон, включающая в себя множество пунктов, среди которых:
- открывающиеся внутрь;
- открывающиеся наружу;
- открывающиеся в разные стороны;
- с одинарной конструкцией;
- со спаренной конструкцией;
- с раздельной конструкцией;
- с раздельно-спаренной конструкцией…
К тому же существует классификация деревянных окон:
- по количеству рядов остекления,
- по числу створок,
- по влагостойкости, а также по устройствам для вентиляции. Это далеко не полный перечень, входящий в классификацию современных деревянных оконных блоков. Отдельную классификацию имеют балконные двери. Все это говорит о том, что производство деревянных оконных блоков в наше время является, не больше, не меньше, наукой. Но все современные достижения, связанные с производством деревянных оконных блоков, неразрывно связаны с древними традициями. У наших предков мы научились использованию в производстве деревянных окон древесины лиственных и хвойных пород. Как в стародавние времена основным материалом, из которого изготавливаются оконные блоки, являются: ель и сосна. Более дорогостоящие оконные блоки, сделанные из лиственницы и дуба, по карману далеко не всем нашим согражданам. Но, благодаря современным технологиям обработки древесины, еловые и сосновые блоки стали не менее надежными, чем блоки из дорогостоящих материалов. Единственное, о чем следует помнить владельцу загородного дома и, в частности, бани, так это о том, что в бане не следует использовать оконные блоки, выполненные из хвойных пород древесины. О причине, по которой следует избегать в помещении бани данных пород, мы говорили в статьях, посвященных русской бане.
В следующий раз мы продолжим разговор о деревянных оконных блоках.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: ddm-masters.narod, alyans4, magicworld.rolebb, province, mirdomov.at, mystroika
www.dkd.ru
"Окно в Древнюю Русь". Внешний вид окон, классификация деревянных окон., Окна и остекление
В цикле статей, посвященном древесине, мы затрагивали различные темы, так или иначе связанные с этим уникальным материалом.
Мы беседовали и о том, как самостоятельно сделать рамку для картины, и о строительстве русской бани; нами были изучены свойства древесины и способы ее сохранения; мы узнали много нового о резьбе по дереву и о том, как, не приглашая специалистов, изготовить на участке скамейку. Но, говоря о строительных материалах и изделиях из древесины, мы еще не касались темы "Деревянные оконные блоки". Настало время поговорить и об этом. Итак…
Сегодня все чаще говорится о пластиковых окнах. Да, они имеют свои плюсы, о чем будет сказано в одной из наших последующих бесед, но деревянные оконные блоки по-прежнему являются альтернативой пластиковым. И тот, и другой вид окон хорош по-своему, но наличие в пластиковых оконных блоках механических вентиляционных устройств и отсутствие данных конструкций в деревянных оконных рамах говорит о том, что последние в подобных устройствах не нуждаются. Другими словами, деревянные оконные блоки (в отличие от пластиковых) могут "дышать". Но сегодня, сравнивая два вида этих блоков, мы не задумываемся над тем, что окна в жилище и само жилище появились не одновременно. Многие века "окнами" в домах наших предков служили слуховые отверстия, практически не пропускающие света. Окно в том виде, в котором мы видим его сегодня, появилось гораздо позже древнегреческих храмов. Строительство христианских церквей, в котором стали использовать окна для естественного освещения помещения, дало начало появлению их и в жилищах. Вполне естественно, что для производства оконных рам стали использовать дерево. В домах Древней Руси устанавливали небольшие деревянные окна. Их величина напрямую связана с русскими зимами. Из бесед о дверях мы помним, что на Руси предпочитали небольшие низкие двери, которые сохраняли в доме тепло. По этой же причине небольшие размеры имели и окна.
С развитием строительства менялся и внешний вид окон. Русские зимы не становились теплее, но, тем не менее, окна увеличивались в своих размерах. Профессия столяра, считавшаяся на Руси одной из самых почитаемых, приобретала еще большую значимость. Теперь от столяров требовалось мастерство при изготовлении больших окон, сохраняющих тепло не хуже маленьких. Менялись цари, но изготовление деревянных оконных блоков по-прежнему считалось настоящим искусством. Когда в России произошли известные события 1917 года, то новому правительству было не до решения квартирного вопроса. Лишь позднее в стране победившего социализма началось жилищное строительство. Если в послевоенные годы немногочисленные граждане нашей станы, вселившиеся в только что построенные дома, не предъявляли претензий к качеству деревянных окон, то в последующие годы производство оконных блоков было поставлено на поток и, несмотря на "знак качества", которым удостаивалась продукция СССР, само качество окон оставляло желать лучшего.
Строительство многоэтажек в 70-х - 80-х годах прошлого века показало, что о мастерстве столяров, изготавливающих оконные блоки, можно судить лишь по окнам, находящимся не в новых, а в старых домах. Что же касается новых окон, то ни их внешний вид, ни способность сохранять тепло никак не могли порадовать новоселов. Канула в прошлое эпоха развитого социализма, а вместе с ней и невысокое качество оконных блоков. Принципиально новый подход представителей деревообрабатывающей промышленности к качеству выпускаемой продукции дает нам основание говорить о том, что сегодняшние оконные блоки являются достойным продолжением искусства плотников Древней Руси. Повышению качества деревянных окон, безусловно, поспособствовали технические изыскания в деревообрабатывающей промышленности и в усовершенствовании технологии обработки древесины. Если раньше оконные блоки подразделялись на те, "что открываются", и на те, "что не открываются", то в наши дни существует классификация деревянных окон, включающая в себя множество пунктов, среди которых:
- открывающиеся внутрь;
- открывающиеся наружу;
- открывающиеся в разные стороны;
- с одинарной конструкцией;
- со спаренной конструкцией;
- с раздельной конструкцией;
- с раздельно-спаренной конструкцией…
К тому же существует классификация деревянных окон:
- по количеству рядов остекления,
- по числу створок,
- по влагостойкости, а также по устройствам для вентиляции. Это далеко не полный перечень, входящий в классификацию современных деревянных оконных блоков. Отдельную классификацию имеют балконные двери. Все это говорит о том, что производство деревянных оконных блоков в наше время является, не больше, не меньше, наукой. Но все современные достижения, связанные с производством деревянных оконных блоков, неразрывно связаны с древними традициями. У наших предков мы научились использованию в производстве деревянных окон древесины лиственных и хвойных пород. Как в стародавние времена основным материалом, из которого изготавливаются оконные блоки, являются: ель и сосна. Более дорогостоящие оконные блоки, сделанные из лиственницы и дуба, по карману далеко не всем нашим согражданам. Но, благодаря современным технологиям обработки древесины, еловые и сосновые блоки стали не менее надежными, чем блоки из дорогостоящих материалов. Единственное, о чем следует помнить владельцу загородного дома и, в частности, бани, так это о том, что в бане не следует использовать оконные блоки, выполненные из хвойных пород древесины. О причине, по которой следует избегать в помещении бани данных пород, мы говорили в статьях, посвященных русской бане.
В следующий раз мы продолжим разговор о деревянных оконных блоках.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: ddm-masters.narod, alyans4, magicworld.rolebb, province, mirdomov.at, mystroika
www.dkd.ru
Окно в свете архитектурных стилей
Если обратиться к истории, можно заметить, что жилища наших далеких предков не имели окон в современном их понимании. Хотя нечто подобное в виде отверстия в стене известно со времен неолита, многие древние цивилизации не знали окон. Подтверждением этому является и тот факт, что жилища (юрта, вигвам) многих современных народов имеют только дверь.
В Древнем Риме или Египте свет проникал в помещение через внутренний дворик, а на Древнем Востоке высоко над уровнем земли устраивали слуховые отверстия, которые заменяли окна.
Древнегреческие дома и храмы имели узкие щели в крыши, которые выполняли функции окон, поскольку они предназначались для проникновения света и вентиляции. Первые большие окна, выходящие на море, появились в термах города Помпеи.
Деревянные срубы в Древней Руси имели так называемые смотровые окна, которые прорубались в двух смежных бревнах до половины бревна. Такие окна назывались волоковыми, так как прикрывались (заволакивались) доской и по конструкции напоминали современные раздвижные двери. Перед наступлением зимы в них вставляли оконницу - раму, обтянутую бычьим пузырем, холстом, пропитанным маслом, или кусочками слюды.
Для эпохи Византии характерны узкие, вытянутые окна с закругленной верхней частью. Их размещали по периметру здания или в куполе, что не только регулировало освещенность внутреннего помещения, но и создавало эффект легкости и воздушности.
Попутно о терминах
Шкивная стойка - это деталь в раме окна, имеющего подъемный переплет, к которому прикрепляются блоки для шнуров.
Средневековье - время господства романского стиля - характеризуется суровостью, подчеркнутым аскетизмом. Жилищем феодалов выступали замки, представлявшие собой укрепленные крепости. При нападении окна должны были выполнять функции бойниц, что не могло не сказаться на их форме. Окна делали узкими, вытянутыми, напоминающими щели. Но первые остекленные окна появились именно в это время.
Распространение христианства в Европе привело к тому, что архитектура стала подчиняться требованиям религии, которая провозглашала примат духовного, божественного и отрицала всякие человеческие проявления. Романский стиль сменяется готическим. В моду вошли бестелесность и удлиненные формы. Это наложило отпечаток и на архитектуру. Элементы здания, как и оно само, устремляются кверху, преобладают
стрельчатые арочные проемы, размещенные высоко над землей и украшенные витражами.
В эпоху поздней готики форма окна похожа на языки пламени.
Ренессанс, сменивший готику, провозгласил свободу от религиозных догм и ценность индивидуума. Возник интерес к Античности и античному наследию, для которого характерны симметрия, соразмерность, гармония. Окна становятся прямоугольными, стекла - прозрачными. В XV в. в Италии впервые начали устанавливать окна, разделенные переплетом на три части.
В XVI в. Ренессанс уступил место барокко - стилю, стремящемуся к изысканным формам. В архитектуре преобладающей становится кривая линия, что сказалось и на форме окон, которые могли иметь форму круга, эллипса и пр. (рис. 20).
Рис. 20. Внешний вид окна в стиле барокко
Распространяются большие окна, разделенные переплетами, разнообразными по толщине и конструкции. Появляются распашные окна и двойное остекление.
Когда в XVII в. была разработана технология производства плоского стекла, во Франции стали модны окна от самого пола. Они и по сей день называются французскими.
Попутно о терминах
Штифт - это деталь, имеющая коническую или цилиндрическую форму и предназначенная для неподвижного соединения деталей в определенном положении.
Классический стиль начала XIX в. ассоциируется с простотой, монументальностью, строгостью, симметричностью и правильностью форм (рис. 21).
Рис. 21. Общий вид окна в стиле классицизма
Именно в это время окна приобретают современный, привычный для нас вид в форме прямоугольника с двумя парами переплетов. Получили распространение окна с горбыльками на нижних створках, а также изогнутыми перемычками.
Нижняя пара оконного переплета отличалась от верхней меньшими размерами и разделялась горбыльками, или импостами. При этом верхняя часть окна оставалась глухой. С того времени в обиход вошли раздельные рамы, которые в объеме оконного блока могли раскрываться отдельно (рис. 22).
Рис. 22. Окно с раздельными рамами: 1 - оконный блок; 2 - раздельные рамы
Что касается оконной формы этого периода, то можно сказать, что окна были круглые, арочные, эллипсовидные.
Распространились распашные (штульповые) конструкции, рамы с мелким членением. Данное новшество диктовалось и тем, что промышленность еще не могла выпускать стекла больших размеров. Для улучшения теплоизоляции зимой в такие окна вставляли вторые рамы.
До 1870-х гг. в архитектуре господствовал классицизм, что отразилось и на окнах. Они приобретают крестообразную форму с преобладанием пары больших нижних переплетов над маленькими верхними. Кроме того, встречались конструкции с перекрестными горбыльками; простые двухстворчатые, которые снабжались или нет поперечными горбыльками.
Характерными для классицизма были немного изогнутые оконные перемычки со стрелой подъема арки, составляющей 2 ширины окна. Именно в этот период развивается конструкция окон с раздельными переплетами, которая будет превалировать практически в течение целых 100 лет.
С середины XIX до начала XX в. в архитектуре преобладает неоренессанс. Для него характерна вертикальная удлиненная форма окон с верхней фрамугой, не разделенной стойками.
Попутно о терминах
Противомоскитная сетка - это рамочная конструкция, которая, будучи вставлена в оконный проем, препятствует проникновению в помещение различных насекомых.
В данный период отмечается бурный рост промышленности. Окна воспринимаются исключительно с функциональной точки зрения. Достижениями этой поры являются: окна с форточкой, которая размещалась под импостом, в результате чего в окне устраивается еще один более тонкий горизонтальный переплет; Т-образные переплеты с горизонтальным импостом и вертикальным штульпом внизу; трехстворчатые окна, оборудованные большими нижними и маленькими верхними створками, причем шесть из них могли открываться или быть глухими. Фрамуга таких окон изготавливалась со створками, что уравновешивало размеры створок выше и ниже импоста (средника).
В начале XX в. как стиль оформляется модерн, характерной чертой которого становится отказ от прямых углов и линий. Им на смену приходят плавные, изогнутые формы. Элементы здания подчиняются единому стилю, широко внедряются новые технологии и материалы (стекло, металл). Окна становятся разнообразными по форме (рис. 23).
Рис. 23. Внешний вид окна в стиле модерн
Окна снабжаются добавочной перекладиной в верхних фрамугах, которая сочеталась как с прямым, так и с закругленным средником. Отличительной особенностью окон в стиле модерн стали фрамуги, разделенные горбыльками на мелкие части, при этом нижние створки оставались цельными. Чаще всего встречаются окна с двух- и трехстворчатым переплетом, расчлененным горбыльками.
С 1910 г. в архитектуре преобладает функционализм, или новое строительство. Появляются окна с несимметричными створками. Во второй половине XX в. преобладающей становится форма параллелепипеда, здания утрачивают индивидуальность, характерными становятся грубая отделка, маленькие, закрытые окна, а
для индустриальных здании используют ленточное остекление.
Характерная особенность - какая-либо деталь, не имеющая принципиального значения, исключается из конструкции. Функционализм достаточно широко представлен и в настоящее время, но явно прослеживается тенденция к усилению эстетических качеств конструкций окон.
Попутно о терминах
Царапина - случайное повреждение поверхности элемента, детали, конструкции каким-либо острым предметом, которое имеет форму длинного узкого углубления.
1920-1930 гг. - эпоха господства конструктивизма с характерной для него строгостью и лаконичностью форм. Окна приобретают квадратную или прямоугольную форму.
В 1920-1950 гг. утверждается ар-деко - стиль, противоположный по своему внешнему выражению конструктивизму. В архитектуре получают распространение ступенчатые пли зигзагообразные формы, кривые линии, свободная планировка и ленточные окна.
В конце XX в. властвует постмодернизм, объединяющий приемы и направления разных эпох, выдвигающий на первый план эстетику.
Сейчас актуальны такие стили, как хай-тек, биотек.
Хай-тек начал складываться в 1980-е гг. Для него характерен взгляд на архитектуру как на инженерию, отсюда обилие пластика, металла, трубчатых конструкций, которые не только не скрываются, - напротив, выставляются напоказ, а также ленточное остекление либо остекление больших поверхностей.
Попутно о терминах
Фальцлюфт - так называется расстояние между фальцами рамы и створкам оконного блока.
Биотеку (другие названия - «архитектурная бионика», «эко-тек», «биоурбанизм») присуще заимствование природных форм.
Стиль еще находится на стадии формирования, поэтому страдает от отсутствия практичности и функциональности.
Таким образом, окно имеет давнюю и длинную историю. Отверстие в стене и современную сложную оконную систему разделяют века. В настоящее время окна создают не только облик здания, но и комфорт в помещении, поддерживают определенный уровень шума и температуры.
Какому архитектурному стилю отдать предпочтение, решить достаточно сложно. Наиболее популярными являются модерн и классика, предполагающие прямоугольные, квадратные, круглые, арочные окна; встречаются треугольные и трапециевидные (рис. 24). Модны витражные окна.
Рис. 24. Виды современных окон: 1 - прямоугольное: 1а - с горбыльками; 16 - с нижней открывающейся фрамугой; 1в - с открывающимися фрамугами; 1г - глухое; 1д - с верхней открывающейся фрамугой; 1ж - с верхней и боковой открывающимися фрамугами; 1з - с тремя открывающимися фрамугами; 2 - треугольное; 3 -трапециевидное: 3а - одностороннее; 36 - с открывающимися фрамугами; 4 - арочное: 4а - глухое; 46, 4в - с горбыльками; 4г - с открывающимися фрамугами
Источник: Двери и окна. Способы установки и декорированияАвтор: Галина Серикова
salvadoor.net
В каких избах жили люди в Древней Руси?
Поселянин и даже горожанин в Древней Руси предпочитал жилье из дерева. Страна была богата лесом, заготовить бревна мог каждый, если лес оказывался доступен. Постепенно сложилась целая индустрия домостроительства. В княжеской Москве, например, к 16 веку были целые районы, заставленные срубами, приготовленными на продажу.Их спускали по реке в столицу княжества, продавали дешево. Ремкомплект для починки избы был прост -- доски да бревна.
Так что иностранцы изумлялись московским ценам на избы. Можно было выбрать сруб нужного размера, тут же нанять артель плотников, которые и поставили бы дом. Спрос на избы был постоянно высоким. Русские города часто погибали в пламени массовых пожаров. Иногда из-за нашествий врагов, из-за междоусобиц князей. Иногда просто от чьей-то неосторожности в обращениис огнем выгорали целые кварталы.
Как строили жилье на Руси?
Бревна укладывали в связина четыре угла. Избы в городахи селах делили на холодные (летние) и зимние(с очагом или печкой). Иногда для экономии лесоматериалов применялась конструкция полуземляной избы, в которой нижняя часть выкапывалась в почве,а наверху находилась клеть с окошками, забранными бычьим пузырем или просто прикрытым деревянной крышкой-ставенкой.Стенки ямы для полуземляной избы обшивали досками. Выбирали по возможности песчаный, легкий грунт, который не был напитан влагой. Иногда стенки обмазывали глиной, трамбовали пол. Его также мазали глиняным раствором.Еще один вариант -- установка в выкопаннойв грунте яме готового соснового сруба. Между стенами ямы и бревнами набивали щебень, мелкие каменья, глину и песок.Внутипольные сооружения не предусматривались.У древнерусской избы потолка не делали. Обходились кровлей, которая покоилась на толстых жердях. Крыши укрывали тростником, соломой, ветвями кустарников. Естественно, телевизиров тоже не было, так что русичам было не до хоккея.В избе места было немного. Традиционно что-то около 16 квадратных метров.Более состоятельные люди в Древней Руси могли себе позволить поставить наземную избу, в которой крыша накрывалась досками. В ней оборудовался дощатый потолок, обязательно имелась печка. На чердаке оборудовали дополнительные помещения. Часто хозяйственного назначения.Наземные избы не были «слепыми» -- в их стенах плотники прорубали так называемые волоковые окошки. Это были простые проемы, при холодах проемы прикрывали дощатыми щитами -- «заволакивались». Потому такие окна имели название «волоковых».До 14-го века в домах состоятельных крестьян, дворян и бояр вместо волоковых окон могли делать слюдяные окна. Потом пластины слюды понемногу стали заменяться оконным стеклом. Но еще в 19-м веке на селе оконное стекло в России было большой редкостью и очень ценным предметом.
Как жили в русских избах?
Изба на Руси оказалась жильем практичным. Ставили ее так, чтобы сэкономить тепло. Вход обязательно ориентировался на южное направление. На север выходила глухая стена. Пространство избы делилось на две неравные части -- холодную клеть и теплую.В холодной держали скот, инвентарь. В теплой устраивали полати, ставили очаг или печку.Избы топили по-черному -- дым стелился прямо по полу, выходя из двери.В такой избе все стены и потолок покрывались толстым слоем сажи. В богатых домах топку проводили по-белому, через дымоход печи.
В боярских домах нередко сооружали в довесокк двум еще и третий этаж -- теремной. Обычно там располагались покои для боярских жен и дочерей. Большое значение имел сорт древесины для возведения построек. Высший класс пользовался при строительстве изб дубом -- как самым прочным материалом. Люди победнее обходились сосновыми бревнами.
Древнерусские хоромы представляют из себяв принципе также рубленую избу -- составленную из большого количества построек, которые примыкали одна к одной. В разных частях хором, образовывавших княжий двор жили родственники, дети князя, его сподвижники, дружинники.А вот так назывались части княжеского дворца.
- Ложница -- спальное помещение.
- Медуша -- кладовка для запасов меда, браги.
- Мыльня -- банная, помещение для мытья.
- Гридница -- парадная зала, для приема гостей.
Интерьер русской избы
Все пространство в деревянном доме строго регламентировалось традициями. Самое большое место отводилось печи. Крестьяне в ней готовили пищу, на печи спали, в печи даже мылись, когда не было отдельной бани на дворе.Печь ставилась справа или слева от входной двери. Напротив печи (по диагонали) располагался красный угол -- для почетных гостей, для хозяина дома. Здесь было также место для святыни -- икон, которые призваны были оберегать жилье. Угол напротив места установки печки назывался бабьим кутом. Это была кухонная зона. Крестьянки проводили у печи долгие вечера -- пряли или шили при свете лучины. Мужики занимались своими делами -- плетением лаптей, починкой инвентаря в так называемом мужском куте.Мебель самая примитивная -- стол, лавки. Для спанья полати -- более широкие лавки, которые пристраивали в северных областях высоко по стене у печки.Крестьянские избы никак не украшались.В княжеских палатах на стенах развешивали шкуры зверей, оружие, ковры.
{jcomments on}
drevnrus.ru
Из истории витражей в Древней Руси... Прообразы витражей., Дизайн интерьера дома и квартиры
Наш разговор о российских витражах продолжается.
В прошлый раз мы беседовали о научных трудах, посвященных стеклоделию, и отметили, что в России в XIX веке витражи не производились, а доставлялись из Европы.
В нашей сегодняшней встрече снова примет участие диссертация кандидата искусствоведения Татьяны Владимировны Волобаевой Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники. Цитаты из этого научного труда помогут нам более широко осветить тему предыстории витражного искусства в России.
Итак, как сообщает источник, в древности многие народы Европы и Азии придавали оконным проемам вид орнаментальной сетки из металла, камня или дерева, ячейки которой оставляли пустыми или заполняли тонкими пластинами мрамора, бумагой или стеклом.
Наиболее ранние находки собственно витражей... в виде стеклянных пластин в свинцовой оплетке крепежа обнаружены в соборе Сан-Витале в Равенне и относятся к VI веку. Высочайшего развития и наибольшего распространения это искусство достигло в ХII-ХIII вв. В Западной Европе...
Вероятно, до момента окончательного разделения христианской церкви на восточную и западную в 1054 году, украшение храмов витражами как в Византии, так и в следовавшей по ее пути Руси, не воспринималось как нарушение христианской церковной традиции. Древняя Русь, принявшая от Византии христианство, следовала уже выработанному канону в устройстве храма и обстановке богослужения. В Византии до XII века в убранстве некоторых храмов использовались витражи и в домонгольской Руси были примеры использования в окнах зданий различного назначения цветных стекол. Их можно считать прообразами витражей. Кстати, в наше время некоторые обладатели загородных домов предпочитают иметь на окнах цветные стекла. Наиболее гармонично со строением они смотрятся в том случае, если дом выполнен из дерева.
Так почему же в Древней Руси цветные стекла не превратились в витражи? В своей работе Т. В. Волобаева пишет, что развитию искусства витража на русской почве препятствовали природно-климатические условия; а также отличная от католической обстановка православного богослужения и пространственная организация храма.
Вероятно, русскими людьми средневековья фигуративный витраж в окне храма воспринимался как образ, то есть икона на стекле. В православной традиции существовал запрет на стеклянные иконы...
На наш взгляд, это являлось главной причиной отказа на Руси от витража. Не стоит забывать, что в те времена религия была не просто мировоззрением, а неким центром всего существующего, основой основ жизни. Уход от этого означал отказ от Бога. Но цветные стекла в окнах не рассматривались как богохульство. Относительно использования разноцветного оконного стекла в светских сооружениях, - говорится в источнике, - никаких запретов не было, и применение в них витражей зависело лишь от возможностей русского стекольного производства и импорта...
Но в Древней Руси стекло (согласно тому же источнику) было привозным и дорогим товаром, поэтому окна в русских домах закрывались другими дешевыми полупрозрачными материалами. В большинстве жилых зданий для этой цели использовали рыбий пузырь или промасленную бумагу, в богатых домах - слюду... Слюдяные оконницы можно признать русским аналогом западноевропейских мозаичных витражей. Бумажные и тканевые подкладки вводили цвет в полупрозрачную орнаментальную композицию.
На Руси во все века могли из ничего сделать конфетку. Так было и с оформлением окон. Конечно, до витражей, украшавших средневековые замки, было еще далеко, то тем и замечателен русский промысел, что в нем всегда был русский дух.
Но рано или поздно слюда должна была уступить свое место стеклу. Первые стекольные заводы на Руси появились в 30-е годы XVII века. Выпускали они посуду. Даже во второй половине XVII века в домах знати появлялись окна, украшенные цветными стеклами, изготовленными за границей. В своей научной работе Т. В. Волобаева приводит такой пример: ...в январе 1675 года иноземец Ян делал в палатах боярина Кирилла Нарышкина (видимо, отца Натальи Кирилловны Нарышкиной и деда будущего царя Петра) девять больших стекольчатых цветных окончин. Стекла вставлялись в свинцовые переплеты, которые имели вид геометрической сетки: в домах князей Голицыных имелись клетчатые и решетчатые стеклянные окончины. Собирались они целиком из привозных материалов (и стекло, и свинец импортировались), возможно, как в палатах Нарышкина, иноземными мастерами. Это были полноценные наборные витражи как по материалу, так и по мозаичной технике исполнения.
Здесь перекликаются две темы: витражи и дворцовый стиль в интерьере. Когда мы начинали беседу о дворцовом стиле, то в первую очередь обратились к нарышкинскому барокко. Nот стиль был еще далек от современных представлений о дворцовом стиле в интерьере, но, все же, являлся его первой ступенью. И примечательно то, что на этапе зарождения дворцового стиля уже применялись витражи. Нарышкинский стиль был отправной точкой в создании дворцового стиля, и неудивительно, что после его трансформации в другие стили под давлением европейской моды в интерьере, витражи оставались одним из элементов убранства. Правда, был период, когда они были преданы забвению, но их второе рождение в русском интерьере было неизбежным.
В следующий раз мы продолжим разговор эту на тему.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: art-vitrage, olimpus-br, lori, rusmosaic, pro-n
www.dkd.ru