Сообщение на тему: «Страницы истории России. Во времена Древней Руси». О древней руси сообщение
Доклад - Древняя Русь - История
Племенной строй у восточных славян
КIX в. восточные славяне образовали племена и племенные союзы: полян, древлян,дреговичей, ильменских словен (окончание «яне» указывает на условияпроживания (поляне — от «поле»), а «ичи» на принадлежностьк потомству легендарного прородителя) и др. Это была форма общества, переходнаяот доклассовой к классовой, от догосударственной к государственной. Важную рольв племенных союзах славян играли города — укрепленные центры наиболее крупныхплеменных союзов: Киев, Новгород, Смоленск и др. Именно в городах собиралисьплеменные веча- демократические органы управления, там же находились резиденцииплеменных князей — вождей племенного войска, приобретавшие все большийполитический вес по мере развития хозяйства и торговли, накопления богатствродовой знатью и имущественного расслоения населения. Феодальная зависимость уславян лишь начинала складываться. Подавляющее большинство крестьян былосвободным.
Создание древнерусского государства
Началоэтого процесса традиционно связывается с деятельностью варяжского конунга(князя) Рюрика, призванного новгородцами в период обострения межобщинныхстолкновений в 862 г. Русские цари вплоть до сына Ивана Грозного — Федора Ивановича- гордо называли себя Рюриковичами. Главными задачами первых князей былообъединение племен, живших на торговых путях (внешняя торговля играла важнуюроль в жизни восточных славян, сл., для повышения ее эффективности нужно былоусилить централизованнвй сбор пушнины и других товаров). Родственник РюрикаОлег в 882 г. предпринял поход из Новгорода на Киев и занял его. В 883 г. онпокорил племя древлян, в 884 г. – северян, в 885 г. – радимичей. Постепенно всебольше восточнославянских племен и племенных союзов вдоль пути “из варяг вгреки” оказывалось под властью киевских князей. В начале XI в. объединение всехвосточных славян в государственных границах Киевской Руси окончательнозавершилось. Это было время княжения Владимира Святославовича (980-1015 гг.).
Система управления древнерусскогогосударства
Функционированиедревнерусского государства основывалось на славянской традиции, поэтому многиеее элементы сохранились и в системе управления Киевской Руси (например,полюдье). На основе обычного права, с внесением поправок из-за изменившихсясоциальных условий, был создан свод законов — “Русская Правда”. Помимоваряжской дружины, большую роль в войнах киевских князей играло традиционноенародное ополчение, тысяцкая военная организация, делившая племя или город на“призывные участки” разных размеров, поставлявшие соответственно десятки, сотнии тысячи бойцов. Во главе их стоял тысяцкий, избиравшийся городским вечем.
Вкачестве пережитка в начальный период существования Киевской Руси сохранялисьместные племенные княжения. Племенные князья признавали высшую власть киевскогокнязя, пользовались его военной помощью, собирали для него дань. У местныхкнязей сохранялось собственное войско. Однако наряду с племенными традициями иорганами управления в Киевской Руси действовали также новые лица и учреждения.Местные князья постепенно начинали терять свою власть. В подчиненных городахкиевские князья сажали своих наместников-посадников. Княжеская дружина начиналаиграть все большую роль в жизни страны. Дружинники составляли окружение князей,нередко жили с ними под одной крышей, ели с одного стола, разделяли все ихзаботы. Князь совещался с дружинниками по вопросам войны и мира, организациипоходов, сбора дани, суда, управления. Дружина делилась на три разряда:
старшаядружина (богатые и влиятельные бояре, имевшие свои земли, дворы, хоромы, челядь(рабов), своих дружинников).
младшаядружина (детские, отроки, жившие при дворе князя, в мирное время выступавшие вроли мелких управителей, слуг, а в военное — в роли воинов).
третьюгруппу составляли люди, набираемые из сельского и городского люда.
Новый принцип наследования (лествиничный)
Вконце X — начале XI в. в политической жизни Древней Руси происходятзначительные изменения. Начинает складываться новый порядок княжескогонаследования, полностью установившийся после смерти Ярослава Мудрого. Это былосвязано с уничтожением племенных княжений и осознанием родом Рюриковичейпринадлежности ему всей полноты власти в Киевской Руси. Традиционно властьпередавалась не только прямым наследникам, но и членам рода (так, князь Олег,по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика), теперь же киевский престол избратьев по очереди могли занимать только три старших. Младшие братьяприравнивались по правам к детям старших. В результате наследование становилосьне родовым, а семейным.
Родовые идеалы и политическая практика
Вполитической жизни Древней Руси необходимо различать политический идеал иполитическую практику. Согласно идеалу, князья не являлись постояннымивладельцами волостей, с каждой переменой в составе рода шла передвижкой изодной волости в другую в порядке очередности, с младшего престола на старший. Видеале Ярославичи владели наследием отцов и дедов нераздельно-поочередно, нофактически такой порядок наследования четко прослеживался лишь в историиЧерниговской земли. На деле же основную роль в распределении княжений игралкиевский князь. Поэтому соответствие между доходностью волостей и правами наних членов рода по старшинству часто нарушалось. Появлялись князья-изгои,оставшиеся без княжений. В XI-XIII вв. между отдельными ветвями рода Ярославаразвернулась борьба за киевское княжение, т. е. за право распределять земли.
Этоне разрушало родового идеала, так как вся Русская земля оставалась во владениикняжеского рода. В наиболее важных случаях великий князь как глава рода собиралкнязей на общий совет и действовал в соответствии с решениями этого совета. Врамках родового идеала шла борьба индивидуальных интересов князей, интересовотдельных семей-ветвей рода. Но по мере деления рода Ярослава на ветви Русскаяземля все более распадалась на несколько территорий — владений Ярославичей. Ихполучали по наследству, как отчину и дедину, а не по праву старшинства. Родовойидеал нераздельности Русской земли постепенно сменялся семейным идеалом отчины,наследования своему отцу. С первой половины XII в. волости стали раздаватькнязья отдельных земель. Это стало основанием государственной, или феодальной,раздробленности на Руси.
Цивилизационная альтернатива — 1 Иудаизм,ислам, христианство
Язычестводаже в виде общегосударственного культа племенных богов, осуществить которыйпытался князь Владимир, не могло стать духовной основой объединениядревнерусского общества, и особенно создания прочного государства. Вера вплеменных божеств никак не способствовала укреплению власти князя. Этозаставило Владимира выбирать из великих религий.
Великие религии: общие черты
Выборлюбой из великих религий представлял для Руси огромный шаг в духовном развитиипо сравнению с язычеством. Все три великие религии, иудаизм, ислам,христианство, были в то время очень близки. Источником христианства былиудаизм, созданный в ходе духовной революции “осевого времени”, ислам жеформировался под их влиянием.
Особенности мировых религий
Монотеистичность.
Признаниепринципиальной разницы между миром повседневности и божественным идеалом.
Признаниесмертности человека и ограниченности его возможностей следствием егогреховности.
Всемогуществои всезнание – качества присущие только Богу.
Великиерелигии служат основой развития культуры народа и помогают сохранитьсякультурным традициям народа даже в самых суровых испытаниях.
Великиерелигии дают прочную основу функционированию и укреплению государственнойвласти.
Иудаизм,ислам, христианство
Иудаизм Ислам Христианство Наиболее близкий к Руси духовный центр Хазарский каганат (Северный Кавказ, Приазовье, большая часть Крыма, территории до Днепра). Волжская Булгария (Среднее Поволжье и Прикамье). Византия (Балканский п-ов, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Отношения с государством и его роль В основы позднего иудаизма не входит поддержка центральной государственной власти. В его центре оказалась не фигура царя, а фигура жреца и учителя – раввина, несущего слово Божие. Власть подчиняет свои действия нормам ислама, но по сути дела власть и ислам едины: глава светской власти – халиф – является вместе с тем и главой духовной власти, проводником воли Аллаха. Власть имела абсолютный характер, ее происхождение считалось божественным. Основные ценности Целью иудаизма было сохранение культурного самосознания евреев в условиях их расселения в других странах, поэтому в его центре лежит идея богоизбранности еврейского народа. В связи с этим он устанавливает двойной моральный стандарт отношения к евреям и неевреям, что не способствовало объединению многонациональных обществ. Основной ценность ислама является идея повиновения. Это связано с фатализмом мусульман, их верой в то, что все в мире предопределено Аллахом. Основой этой идее служит в тщетность и иллюзорность всей земной жизни. Кроме того, ислам претендует на полноту познания истины, вытесняя светские знания. Христианство делает упор на идее греховности человека, необходимости страдания и искупления свих грехов. Только переродившись человек в силах познать абсолютную истину. Идеал личности Иудей – это человек, следующий канонам иудаизма, уважающий еврейскую культуру, знание, труд, принимающий идею взаимопомощи. Мусульманин – это человек, строго следующий нормам ислама. Повиновение для него является религиозным долгом. Он не испытывает зависти к богатым, исповедуя тщетность всего мирского. Христианин – это человек стремящийся перебороть свое греховное начало, преобразить свой внутренний мир, обогатиться духовно. Свобода для него – это свобода богосыновства, воплощение идеала правды. Подход к вере и ее сущность Иудаизм неразрывно связан с культурными традициями евреев, познание истины неотделимо от обогащения внутреннего мира, получения новых знаний об окружающем мире. По учению ислама спасение верующих осуществляется не индивидуально, а в религиозной общине (умме). Отсюда вытекает необходимость сплочения сил верующих для его достижения, их обязательная взаимная поддержка, отчисление богатыми части своих средств на помощь бедным и общественные нужды. Христианство не знает культа повиновения, присущего исламу. В нем человеческая индивидуальность может полностью раскрыть себя. Иисус Христос, сын Божий, любит каждого человека, из любви к нему приносит себя в жертву и тем самым как бы ждет от него ответного душевного движения.Определениеосновного вектора исторического развития на многие века вперед.
Появлениетой силы, которая бы смогла объединить все население страны.
Становлениетрадиционной русской культуры.
Началонового этапа экономического развития вследствие расширения торговых связей.
Появлениеславянской письменности – кириллицы и глаголицы.
Становлениесистемы образования при монастырях.
Цивилизационная альтернатива — 2Католичество и православие
Неодинаковоетолкование христианства католиками и православными проявилось еще в IX в.Особенности богословия и богослужения в католичестве и православии сыгрализначительную роль в возникновении европейской и российской цивилизаций.
В1054 г. разногласия между папой римским и константинопольским патриархом — двумя высшими иерархами христианской церкви – дошли до того, что папский посолпредал патриарха Михаила анафеме (проклятию).
Противоречия между западным и восточнымхристианством сводятся к трем основным проблемам:
Отношениес государством и его роль
Ценностии типы личностей
Подходк вере
Католицизм Православие Отношения с государством и его роль Контроль власти над обществом дополняется контролем общества над властью(общество в лице церкви пыталось влиять на светскую власть), что является главной предпосылкой создания гражданского общества и правового государства. Нет контроля власти со стороны общества из-за отсутствия диалога между государством и его населением. В стране господствует схема управления “сверху — вниз”, что ограничивает возможности для экономического роста и либерализации общества. Ценности и типы личностей Идеал человека – экстраверт, ищущий внешних логических объяснений фактам жизни, стремящийся выразить себя в практической работе, желающий улучшить окружающий мир. Идеал человека – интроверт, ищущий внутренних духовных, моральных и мистических объяснений фактам жизни, стремящийся не столько к преобразованию внешнего, суетного мира, сколько к его одухотворению. Наличие диалога между идеалом и повседневностью, расширяющего свободу человека. Отсутствие такого диалога, т.к. нет сферы ценностно-моральных действий: мир четко поделен на добро и зло. Свобода для католика – это свобода воли для любой деятельности. Свобода для православного – это свобода богосыновства, воплощение идеала правды. Подход к вере и ее сущность Преимущественно рациональное познание Бога Спиритуалистический подход к вере. Логические аргументы не имеют самостоятельного значения. Монолог разума свободен от влияния веры и чувства, от воздействия всех иных аргументов, кроме строгой логики Для православия свойственна неразрывная связь между разумом, чувствами и волей, их постоянный диалог и взаимодействие. Формальная логика стала в западной культуре самостоятельной ценностью, поэтому для католицизма свойственно формальное выполнение церковных обрядов. Православие резко отвергает западный формализм. Православный ищет в жизни подлинного чувства, открытого проявления воли, полного воплощения идеалов истины, добра и красоты.Этобыло результатом взаимодействия архаических, языческих ценностей русскойкультуры и православного отношения к ценностям, не допускавшего компромиссов. Вправославии получил подтверждение коллективистский идеал русской культуры.Понятие правды было переосмыслено в христианском смысле как божественный идеалдуховного совершенства и социальной справедливости. Но в отличие откатолического подхода, который искал связи между идеалом и повседневностью,стремился находить компромиссы между ними, православие отделяло идеал отповседневности, противопоставляло их. В результате ценности повседневности — право, деловитость, собственность, — получившие в западной цивилизацииподкрепление в католической вере, на Руси были противопоставлены идеалу правды.В результате традиционная культура оказалась здесь деформированной.
Конечно,эта тенденция не была единственной. Православие обусловило духовное единстворусского народа, и в его условиях доброжелательные отношения стали нормой жизнивсего русского общества. Традиционное сострадание русского народа получило своеутверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, втребовании помогать человеку, попавшему в беду. Христианская милостыня на векастала нормой жизни общества. Образный строй мышления в православии привел кразвитию в России художественной литературы, которая во многом подменила посвоей функции рациональную философию, заняла центральное место в культуре ивошла в сокровищницу духовных творений человечества.
Диалогические элементы древнерусскойкультуры
Вобществе Древней Руси имело место нерасчлененное, синкретическое единствопротивостоящих друг другу политических, правовых, культурных ценностей. В этомединстве были элементы диалога, попытки компромисса. Но это единство быловременным, постепенно изживавшим себя. Диалогический характер древнерусской культурыбыл, неустойчивым. Отчасти он был связан с архаической нерасчлененностьюпредставлений. Ход времени не всегда способствовал развитию диалога. Подчасцельность культуры приобреталась за счет ее гибкости и способности кпрогрессивному развитию.
Итак,к диалогическим элементам древнерусской культуры относятся:
1)Князь и вече
Впредставлениях древних русских о власти господствовали две ценности — князь ивече. Наиболее древней формой управления было вече — способ решения вопросовполитической жизни на собрании глав семей племени. Он отвечал племенным, ещедогосударственным идеалам. Вече объявляло войну и заключало мир, велопереговоры с противником. Вече назначало чрезвычайные налоги для обороныгорода. Но главной функцией веча в XI- XII вв. был выбор князей. Часто вече непринимало князя, которому по старшинству полагалось княжить в городе, а то иизгоняло неугодного. Однако формально функции веча и то, как на нем принималисьрешения, не были определены. Они диктовались лишь обычаем. Даже выбор вечем князяне был регулярным. Вече не было государственным учреждением и потому не моглобыть прочной основой государственной власти. Однако власть веча в течение всегодотатарского периода русской истории оставалась весомой и даже укреплялась засчет роста политического значения городского населения — купцов, ремесленников,духовенства. Его существование прекратилось (за исключением Пскова и Новгорода)лишь во времена татаро-монгольского ига.
Другимполюсом политической жизни была власть князя. Первоначально князь выступал каквоеначальник, но постепенно в его руках сосредоточились такие функции, как сборналогов, суд, законодательство, основание новых городов. Однако главнымизадачами древнерусского князя все же оставались защита Руси от нападений извнеи сбор налогов для того, чтобы обеспечить содержание княжеского двора и войска.Надо сказать, что хотя права и обязанности князя были более определенными, чемправа и обязанности веча, но и княжеская власть была лишь зародышемгосударственной власти. Определенную роль при князе играла боярская дума,которая состояла из старших дружинников. До XI в. она заседала совместно сгородскими старейшинами – тысяцкими, начальниками ополчения, выбиравшимисявечем. В XI и XII вв. тысяцкие уже назначаются князем и сливаются с боярскойдумой. Но и дума не имела законодательно оформленных прав и обязанностей. Лишьс XII в. появляются элементы более упорядоченной организации власти: княжескиеслуги, ответственные за тот или иной участок работ.
Итак,князь и вече олицетворяли собой две системы ценностей, которые боролись междусобой в политической жизни Древней Руси: авторитаризм и соборность, единоличныйи коллективный способ решения важных вопросов жизни государства. И есликняжеская власть эволюционировала, совершенствовалась, то вече оказалосьнеспособным к этому. Поэтому, несмотря на неоднократные народные восстания вподдержку веча, его власть не имела реальной перспективы развития.
2)Светская и духовная власть
ВДревней Руси сохранялось понятие о равном жизни значении духовной и светскойвласти. Киевское государство после принятия православия — это прежде всегохристианское государство, поэтому его защита — подвиг во имя веры. С другойстороны, христианская вера — основа государственности. Договоры между князьямизаключались посредством целования креста, посредниками часто выступалисвященнослужители. Многие князья после смерти провозглашались святыми,удостаиваясь этого за заслуги перед Русью. Однако уже в Х в. постепенноначинается борьба за первенство государственной власти над церковной. КнязьВладимир своей властью установил десятину от любой собственности как источникцерковных доходов, хотя такая норма не была известна византийскому праву. Темсамым в вопросах церковного права Владимир поставил себя выше всех, в том числевизантийского патриарха. Этому способствовали и деятели византийской церкви,льстившие русским князьям. Так, патриарх Никифор I в письме к ВладимируМономаху признавал в нем “отражение божественного первообраза” – качество,которое обычно приписывалось лишь византийскому императору и являлосьобоснованием первенства светской власти над духовной.
3)Аскетизм и “труженичество” (спор иосифлян и нестяжателей)
Вразные периоды истории Руси в православии возникало противостояние по поводупутей спасения: чисто духовного, по преимуществу пассивного, аскетического, иактивного — “труженичества во Христе”. Увидеть истоки этого противостоянияможно уже в домонгольский период, но своего апогея оно достигает к XIV в. Назащиту последнего пути становились лучшие люди православия, праведники исвятые. Еще митрополит Иларион выражал недовольство тем, что верующие в заботео спасении на небесах пренебрегают земным миром и отказываются от активнойдеятельности. Игумен Киево-Печерской лавры Феодосии Печерский начал систематическуюпроповедь заботы о мире и христианизации быта, сам подавал пример неустанноготруда. Эта традиция была затем подхвачена создателем второй, Троице-Сергиевойлавры — Сергием Радонежским, а впоследствии и строгим приверженцем идеипустынножительства Нилом Сорским, выдвинувшим в качестве одного из главныхидеалов монашеской жизни братскую взаимопомощь. Эти тенденции отчасти сближалиправославие с западным христианством, но они никогда не преобладали над чистоаскетическим путем спасения через мученичество, отшельничество, юродство.Против “приближения к земному” активно выступали такие авторитетные деятелиправославия, как Иосиф Волоцкий и московский митрополит Алексий.
4)“Двоеверие”
ДляДревней Руси было характерно “двоеверие” – диалог ценностей христианства иязычества. Оно было не просто особенностью религиозного сознания отдельныхлюдей. Это была система взглядов, серьезно влиявшая на церковную практику.Обычным было переплетение языческого и христианского ритуала, заметное и сейчас(украшение церкви на Троицу березовыми ветками и т. п.). Византийские церковныевласти отчасти не могли, отчасти не хотели последовательно бороться с этойтрадицией. Это объяснялось еще и тем, что для Константинополя Древняя Русь былавсего лишь 60-й (а позже 72-й) в списке 112 епархий православной церкви. Этобыла, по их представлениям, отдаленная окраина мира, где трудно, а возможно, ине нужно бороться с предрассудками. В интересах византийской церкви главнымбыло распространение православия среди русских князей и бояр. В XI-XII вв.только среди этих групп населения было принято заключать церковные браки, в ихжизни значительную роль играли составлявшиеся при участии священника завещания.Основная часть общества жила в условиях смешения христианской и языческойкультур, отражавшего взаимодействие государственного и родоплеменного образовжизни. Ситуация двоеверия в Древней Руси сохранялась длительное время. Только сXIV-XV вв. в результате изменения законодательства церковь получила возможностьвмешиваться в семейные отношения. Рост земельных владений монастырей привел ктому, что зависимое население на монастырских землях судили по строгимцерковным уставам. В XVI-XVII вв. в борьбу с двоеверием включилось игосударство, преследовавшее колдунов, бродячих актеров и музыкантов.
5)Родоплеменное и сословное право
Вправе Древней Руси постоянно шел диалог родового и сословного принципов.Основой законов, объединенных в XI-XII вв. “Русской Правдой”, было сочетаниеобычного родоплеменного права, при котором все люди были равны, и нового,государственного сословного права, основанного на неравенстве в правах междулюдьми. Речь идет о двух принципах права – “горизонтальном” (улаживаниеконфликтов между родными без участия высшей государственной власти) и“вертикальном” (разрешение споров внешней по отношению к противостоящимсторонам силой – государством).
Государственное,“вертикальное” право на Руси пыталось игнорировать элементы родоплеменного,“горизонтального” права. Но вместе с тем такие наказания, как смертная казнь,не могли применяться безоглядно. Для этого было необходимо, чтобы сама властьбыла твердой, чтобы в обществе не господствовали родоплеменные представления оправе. Поэтому даже при прямых заимствованиях из византийских законов “РусскаяПравда” ограничивает тяжесть наказания.
Переменыв русском праве совершались крайне медленно. В отличие от католичества,позаимствовавшего четко разработанную систему римского права, православие непроявляло интереса к судебным делам, не вмешивалось в правовые представленияобщества. Надо учитывать, что для православия закон — это прежде всего законБожий, оценка святости или греховности деяния. Законы общества имеют для неговторостепенное значение. Все это привело к тому, что в России правовоесознание, в сущности, так и не сложилось, отсутствует представление олегитимности, законности действий, если те идут вразрез с субъективновоспринимаемой “справедливостью”. Правовое сознание не выделилось из моральногосознания, этики. Мораль постоянно опровергает закон. Самоценность закона русскойсистеме ценностей неизвестна.
6)Национальное самосознание
Диалогическимдолгое время было национальное самосознание русских. На него активно влиялоправославное, византийское самосознание. В русской культуре очень рано, еще вXI в., появилось осознание богоизбранности, уравнивавшее русских свизантийцами, претендовавшими на политическое господство в Восточной Европе. В“Повести временных лет”, первой русской летописи, указание на богоизбранностьРуси повторяется троекратно и связывается с легендой о путешествии апостолаАндрея, проповедовавшего в Причерноморье, в Киев и Новгород. В 1072 г.появились первые русские национальные святые — князья Борис и Глеб. ДревняяРусь быстро приобрела то единство языка, власти и веры, которое потом позволилоей восстанавливать свое единство после распада государства, а также сохранятьего в ходе колонизации земель. Фактически к концу XII в., ко времени появления“Слова о полку Игореве”, национальное самосознание сформировалось, несмотря нафеодальную раздробленность и предпочтение политических интересов интересамнациональным.
Неменее активным и длительным был славяно-тюркский диалог. Первые русские князьячасто именовали себя по образцу степных владык каганами. Впоследствии многие изстепных племен, такие, как берендеи, ковуи, черные клобуки, заключали союз срусскими князьями, подолгу жили на территории Руси, получали право участвоватьв выборах киевского князя. С XI-XII вв. особенно учащаются браки князей сдочерьми половецких ханов, что служило прочным основанием для военного союза.Результатом этого были широкие культурные взаимовлияния.
ИсториюДревней Киевской Руси отличает от истории Московской Руси ее большаяподвижность, свобода. Древняя Русь домонгольского периода резко выделяется наобщем фоне истории России, составляет, цивилизационный вариант ее истории.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/
www.ronl.ru
Реферат на тему: "Древняя Русь"
РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
УЧЕНИЦЫ 3А КЛАССА ГАСАНОВОЙ АЛИНЫ НА ТЕМУ:
Древняя Русь.
Появление славянских племён (II - I тысячелетие до н.э.).
Считается, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, которое включает в себя такие народы как германские, балтийские, романские, греческие, иранские, индийские или арийские занимавшие всю территорию от Индийского океана до Атлантического и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Примерно 4000 - 3500 лет назад произошло отделение праславянских племён от родственных им индоевропейских, и расселение их на север. Славяне заняли значительные территории к северу от Чёрного моря. С запада на восток их территория простиралась полосой от Одера до низовий Дона. Жили древние славяне в небольших деревнях. "Хозяйство велось на основе четырёх отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты". Несмотря на открытия бронзы, из неё делались лишь украшения, а орудия труда (топоры, ножи, серпы) до сих пор изготовлялись из камня. Иногда бронза применялась также для изготовления долот, необходимых в строительстве.
Рассвет славянской культуры (X в до н.э. - III в н.э.) и последующее расселение славян
Большим толчком к развитию славянской культуры послужило открытие на рубеже I тысячелетия до н.э. плужного земледелия. Это позволило древним славянам перейти к систематическому экспорту хлеба через Чёрное море в Грецию. Также немаловажную роль в этом процессе сыграло открытие железа, залежами которого изобиловала праславянская родина. Сказания о тех далёких временах сохранились в нашем фольклоре, это сказания о богатыре - кузнеце, который побеждает Змея, либо запрягает его в плуг и пашет на нём огромные борозды. Речь, очевидно, идёт о борьбе древних славян с набегами киммерийцев (I тысячелетие до н.э.), и последующее использование захваченных пленников для строительства укреплений на юге славянской прародины (эти укрепления сохранились до наших дней). В III веке до н.э. славяне уже были близки к созданию собственного государства, но натиск сарматских племён заставил их расселяться дальше на северо-восток и отбросил их в развитии на несколько веков назад. Второй раз к рубежу государственности славянские племена подошли уже к IV веку н.э. но нашествие Гуннов (около 375 года) снова отбросило их назад и вызвало их последующее расселение.
Дохристианская Русь. Исторические моменты развития Руси VI-X в.
В V - VI веках начинается грандиозное расселения славян с их праславянской родины на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, на территории, отвоёванные у Византийской империи, тогда и появились первые данные о Руси и о Россах. В те далёкие времена Русь занимала следующую территорию: Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переславль Русский, Северная Земля, Курск, где располагались княжества: Киевское, Переяславское, Черниговское, Северское. В V в. идёт образование городов. Сначала строились так называемые городища - убежища, куда во время вражеских набегов стекались окрестные жители. Вскоре в этих городишках стали селиться князья с дружинами, а им требовались одежда, оружие, продукты питания и многое другое. Так возле городов постепенно стали образовываться посады, места где проживали различные купцы и ремесленники. Это также послужило толчком для появления единого государства. Первым Русским князем по преданию был варяг Рюрик, которого пригласили на Русь княжить. Вначале Рюрик построил город Новгород и поселился в нём, но затем переехал в стольный Киев. Так полностью завершилось образование русского государства - с этого момента Русь начинает быстро развиваться. "В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия". Она проявлялась в фольклоре (райское дерево Вырий, дуб, берёза), в мотивах северной вышивки, в скульптуре, в зодчестве (коньки на крышах домов), в узелковой письменности славян. Язычество - это прежде всего форма освоения человеком природы. Можно выделить три этапа в развитии языческой культуры на Руси (цитаты были взяты у книжника XII века): сначала славяне "клали требы упырям и берегыням" затем "начали трапезу ставити Роду и Роженицам" начали поклоняться "проклятому Перуну и Хорсу и Мокши и Вилам". Кратко рассмотрим этих богов, их функции и предназначения в языческой культуре древних славян. Упыри - злые духи (вампиры, оборотни, ожившие мертвецы), подстерегают и нападают на людей по ночам, сосут у них кровь и причиняют прочие неприятности. Берегыни - добрые духи, помогающие людям и ведущие постоянную борьбу со злыми духами.. Род и Роженицы - божества плодородия (появление подобных божеств говорит о переходе древних славян от кочевой жизни к оседлой). Род - творец вселенной, повелитель дождей, неба, огня и подземного царства. Вместе с ним 2 роженицы - богини плодородия. Каждый год 9 сентября отмечался праздник День Рода и Рожениц (праздник урожая). У Рода были помощники Ярило и Купала. Ярило - молодой юноша на белом коне, бог весны. Купала - "плодотворящее божество лета", праздник отмечался 24 июня. Время шло, и на смену старым богам приходили новые: Сварог - властитель неба и вселенной. Сварожич (сын Сварога) - бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела. Волос (Велес) - покровитель скота и скотоводов, праздник отмечался в начале января (2 и 6 числа). К празднику выпекали печенья в виде зверей и надевали звериные маски и шкуры. Надо отметить, что несмотря на кажущуюся незначительность Велес являлся одним из центральных богов у славян (например русские князья клялись его именем). Перун - вначале повелитель грома и молний, покровитель воинов, а затем и главный бог (то, что главным божеством становиться бог воинов говорит о том, кто приходит к власти в древней Руси). Праздник его отмечался 20 июля. Каждый четверг считался его днём, по этому все работы старались начинать в четверг.
Киевская Русь. Исторические реформы князя Владимира и дальнейшее развитие Киевской Руси.
Приход к власти князя Владимира на Руси ознаменовал собой новый этап в развитии государства. Проведённые им реформы навек изменили облик тогдашней Руси. Придя к власти в 980 году, Владимир проводит религиозную реформу, стремясь объединить племена, составлявшие тогда Российское государство. Эта реформа не получила народной поддержки и поэтому фактически провалилась. Тогда в выборе религии Владимир остановился на христианстве. Этот выбор имел несколько плюсов для Руси: во-первых, позволял объединить разношерстное население под одной религией, а во-вторых, позволял заключить выгодный договор с Византией. Итак в 988 году князь Владимир тайно принимает крещение, 1 августа 990 года происходит крещение киевлян, а уже 8/9 сентября того же года крестят жителей непокорного Новгорода. Именно при Владимире появилась письменность на Руси.
Христианство на Руси.
Появившись на Руси в конце X века, христианство начинает свой быстрый подъем. Строятся соборы и церкви. Несмотря на то, что христианство пришло к нам из Византии, его каноны не остаются неизменными, происходит как бы интеграция между язычеством и христианством. Это делает новую религию самобытной. Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становится основным институтом феодальной культуры древней Руси. Первый шаг к созданию христианской религии на Руси был сделан при князе Владимире. А второй, не менее важный, при князе Ярославе в 1051 году. При Ярославе Мудром впервые Русским митрополитом был поставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь на Руси стала полностью независимой. Но, несмотря на такой мощный прогресс, церкви не удалось полностью изменить древние традиции россиян. "Мир культуры Киевской Руси был миром традиций, обрядов, канонов сначала языческих, затем православных". Поэтому, не смотря на запреты церкви, на Руси происходили различные языческие празднества (это явление соседства двух культур получило название "культурный дуализм"), такие, как изгнание зимы и старого года. Смех был магическим символом приумножения человеческого рода и урожая, отсюда и пошла "смеховая культура" древней Руси. Таким вот смешением двух культур, двух религий: языческой древнеславянской и Византийской православной, остаётся христианство на Руси до сих пор.
Письменность, литература, образование.
60е годы IX века - время создания русской письменности. Её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житие, поучения, повесть Летопись - эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во-первых, летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во-вторых, освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в-третьих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житие - жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно - бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XII в. (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. - назывался он "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Но несмотря на такое разнообразие "древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, эта тема - смысл человеческой жизни. Подобную направленность основных жанров (главная направленность - эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.
Зодчество и архитектура в Киевской Руси.
Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Настоящими носителями лучших традиций архитектуры и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму". На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль. Крестово-купольный храм прямоугольной формы четырьмя или более столбами делится на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находится главная святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм"(1,75).
Вывод (Русь и другие страны).
Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X, начале XI веков. Появляется общая религия, письменность, появляются школы, вводится единое право. Уже в это время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собой даже могущественную Византию, Киевская Русь становиться одной из ведущих стран тогдашнего мира. Но это положение нарушают начавшиеся междоусобицы между русскими князьями. И, в конце концов, это приводит к упадку и последующему татаро-монгольскому игу.
nsportal.ru
Сообщение на тему: «Страницы истории России. Во времена Древней Руси». |
Во времена Древней Руси
План
1. Образование Древнерусского государства.2. Управление в Древней Руси.3. Князь Владимир и Крещение Руси.
1.Образование Древнерусского государства.
Главными дорогами Древней Руси были озера, реки, моря. По ним плыли торговые караваны , ладьи и плоты переселенцев в новые земли. Водные пути древних славян вели на север в Балтийское море, а на юге — в Каспийское и Черное моря. Через южные моря можно было попасть в Византию, в столицу Константинополь (Царьград).
Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Варягами называли жителей Северной Европы, а греками — жителей Византии.
На этом пути, на озере Ильмень был основан Новгород, а на крутом берегу Днепра — Киев.
Жители Новгорода в 862 году призвали на княжение Рюрика. После него князем Новгорода стал Олег и в 882 году объединил под своим правлением Новгород и Киев. В результате возникло Древнерусское государство, столица которого была в Киеве. Олег стал великим князем киевским.
Территорию Древней Руси населяли восточные славяне и другие народы: весь, мурома, водь, чудь, меря, уврелы, ижора.
2. Управление в Древней Руси.
Главой Древнерусского государства был великий князь киевский. Помощниками и советниками были бояре. А опорой и поддержкой – княжеская дружина (воины).
Князья поддерживали порядок на Руси, заботились о ее безопасности.
Князя Олега прозвали вещим, потому что народ дивился его удачам во время походов. Так князь Олег флот из двух тысяч кораблей двинул на Византию. Византийцы преградили путь в гавань огромной цепью. Тогда князь Олег приказал поставить ладьи на колеса и двинул их к городу. Невиданное зрелище испугало византийцев, и они запросили мира. Князь Олег прибыл свой щит к воротам Царьграда и между Русью и Византией был заключен мирный договор.
Правление великих киевских князей:
- Игорь Рюрикович – князь Киевский (912 – 945).
- Ольга святая (в крещении Елена) – русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. После его смерти она стала управлять Русью за своего малолетнего сына Святослава.
- Святослав Игоревич (сын княгини Ольги и князя Игоря). Он очень много воевал.
- Владимир Святой (Красное Солнышко)
3. Князь Владимир и Крещение Руси.
Князь Владимир княжил в 980 — 1015 годах. В народном эпосе его величают Красным Солнышком.
При князе Владимире был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. Он заботился о русском государстве и о его народе. К югу от Киева князь поставил богатырские заставы, чтобы защитить Русь от набега кочевников. Народ складывал о богатырях сказания и былины,.
Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. В странах Европе в то время христианство было распространено в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договориться с соседними странами. На Русь христианство пришло из Византии.
Первым принял крещение князь Владимир и его дружина. Затем по повелению князя были повержены изваяния прежних богов. Изваяние главного божества — Перуна — было сброшено в Днепр.
Потом князь Владимир приказал всем киевлянам придти к реке. Было лето и он повелел всем войти в воду. После чего священники совершили обряд Крещения. Год Крещения Руси — 988г.
Не сразу прижилась новая вера. Сильна была привязанность к старым обычаям. И сегодня еще можно встретить отголоски старо-славянских верований.
Время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства: становление феодального строя, успешных завоевательных походов, развития грамотности и культуры, землевладения и ремесел. Христианство учит думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивает людей. В результате окрепли ее связи со странами Европы, вырос авторитет Руси. Князь Владимир превратил Русь в огромную державу.
Просмотры: 15 186
Вам может быть интересно
informic-doam.ru
Доклад: Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи в II - IX вв. н.э. Происхождение славян. Великое переселение народов и расселение в Восточной Европе. Анты и Византийская империя в VI в. Восточные славяне У11-1Х вв. Географические и природные условия жизни. Хозяйство и быт. Язычество. Общественный строй. Появление имущественного неравенства и знати. Князья и их дружины. Племенные союзы. Предпосылки образования государства. Взаимоотношения восточных славян с соседями.
Создание Древнерусского государства. "Повесть временных лет" - главный источник по истории Древней Руси. Летописное сказание о признании варягов. Норманисты и антинорманисты в исторической науке. Происхождение названия Русь. Роль варягов в формировании восточнославянской государственности. Два основных политических центра, консолидировавших восточных славян: северный (Новгород) и южный (Киев), борьба Севера и Юга. Победа Севера - основная предпосылка для образования единого Древнерусского государствам Начало династии Рюриковичей.
Киевская Русь в X в. - начале XI в. Подчинение восточнославянских земель новгородцами и киевскими князьями. Князь Олег. Киев - "Мать городов русских". Дань. Полюдье. Восстание древлян (945 г.) Походы Олега и Игоря против Византии. Договоры Руси с греками. Реформы и дипломатия княгини Ольги, принятие ею христианства.
Князь Святослав и его походы. Хазарский Каганат и его разгром. Война с Болгарией и Византией. Гибель Святослава. Борьба за власть между его сыновьями.
Расцвет Киевской Руси при Владимире Святославиче (980-1015). Расширение территории Киевской Руси. Завершение объединения всего восточного славянства под властью Киева. Введение новой административной системы на основе слияния государственного начала с личным, борьба с кочевниками-печенегами. Укрепление границ, организация общегосударственной обороны (постройка крепостей, валов, сигнальных вышек). Князь и дружина.
Возможно вы искали - Реферат: Вторая Мировая Война
Попытка Владимира превратить язычество в государственную религию, причины ее неудачи. Проникновение христианства на Русь. Выбор киевского князя. Русско-византийские отношения в период крещения Руси. Последствия и значения христианизации. Приобщение к христианской цивилизации. Укрепление международных связей Руси. Социальные последствия христианизации. Начало формирования церковной организации. Двоеверие Руси: христианство и язычество. Укрепление русской государственности при Владимире Святославиче. Героическая борьба Руси с кочевниками в конце X начале XI в. в произведениях устного народного творчества.
Киевская Русь в XI в. Русь под властью княжеского рода Рюриковичей. Десятилетняя братоубийственная борьба между сыновьями Владимира Святославича. Канонизация Бориса и Глеба, ее морально-политическое значение. Ярослав Мудрый - "самовластец русской земли" (1019-1054). Дальнейшее укрепление и расширение границ Киевского государства. Строительство городов. Украшение столицы (Софийский собор. Золотые ворота).
Распространение христианства и просвещения. Укрепление русской церкви: образование отдельной киевской митрополии во главе с митрополитом Илларионом (без санкции константинопольского патриарха). Создание первого на Руси монастыря - Киева-Печерского.
Составление и обнародование первого варианта сборника законов - "Русской правды". Расширение международных связей Руси - династические связи Ярослава Мудрого с королевскими родами Норвегии, Польши, Византии, Франции, Чехии, Венгрии, Германии.
Киевская Русь в середине ХI - начале XII вв. Князья - Ярославичи. Княжеские усобицы, борьба с половцами. Съезды князей. Народные движения: от языческих мятежей к социальному протесту. "Правда Ярославичей".
Похожий материал - Доклад: Китайские реформы
Экономические и социальные процессы: зарождение раннефеодальных отношений и их своеобразие, многоукладность экономики, формирование крупной земельной собственности княжеских и боярских вотчин. Княжеское хозяйство. Появление зависимого населения. Крестьяне-смерды, рядовичи, закупы, холопы. Внутренняя и внешняя торговля. Роль древнерусских городов.
Восстановление единства древнерусского государства при Владимире Мономахе. "Устав" Владимира Мономаха. Борьба с половцами. "Поучение детям". Мстислав Великий - последний князь единой Руси.
Культура Киевской Руси, ее истоки. Складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в тоже время свои региональные черты. Наряду с традициями восточных славян в ней отразилось и влияние соседних народов. Языческая культура славян - основание культуры древней Руси. Принятие христианства и его роль в формировании древнерусской культуры. Значение византийской культуры для Руси.
Древнерусские города - центры культуры. Архитектура. Каменное храмовое строительство (господствовал византийский крестовокупольный стиль). Иконопись, фресковая живопись, мозаика, скульптура, музыка. Певческое искусство. Легендарный сказитель - певец Баян. Странствующие актеры-скоморохи. Устное народное творчество: песни, сказания, героические былины, пословицы, поговорки, афоризмы. Происхождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий - просветители славян. Открытие школ, появление первых библиотек. Возникновение русского летописания. "Повесть временных лет". Летописи - один из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летопись - средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории. Древнерусские писатели, их произведения (Нестор, Сильвестр, Илларион, Даниил). Быт и нравы.
Значение древнерусского государства в отечественной истории и мировой культуре.
Очень интересно - Реферат: Монголо-татарское иго
К-во Просмотров: 805
Бесплатно скачать Доклад: Древняя Русь
cwetochki.ru
Коротко об истории Древней Руси - НАЧАЛО РУСИ - ИСТОРИЯ - Каталог статей
Много ли вы знаете об истории своей Родины? Если нет, то данная статья специально для вас. Если рассказывать об истории Древней Руси, то в первую очередь стоит выделить, что ближе к середине IX-го века примерно в районе Приильменья был образован союз, который включал в себя ряд финно-угорских, балтских, а также восточно-славянских племён. Во главе этого союза встали князья, которые являлись представителями известной многим династии Рюриковичей, которые и являются основателями централизованного государства. Со временем, а именно в 882 г. новгородским князем Олегом был захвачен Киев, в результате чего под одной властью были объединены земли восточнославянских народов, находящихся на севере и юге. Причём князь Олег с помощью военных походов смог распространить свою власть на земли северян, а также древлян, помимо этого племена радимичей согласились с уловиями княгя Олега, в результате чего они были обложены данью без борьбы. К слову стоит добавить, что радимичи и северяне до этого периода времени платили дань хазарам. При этом какой-либо реакции хазар в летописях не указано. Кроме этого, состоялся завершившийся победой поход на Византийское государство, благодаря чему были заключённые в 907 и 911 годах письменные договоры, которые предусматривали льготные условия в торговле для купцов Древней Руси.
Впоследствии, благодаря успешным военным походам, а также дипломатическим усилиям киевских правителей, территория нового государства пополнились землями всех остальных племён, которые относились в то время к восточным славянам, помимо этого в состав государства вошли и некоторые другие племена. Параллельно с данным процессом шла также колонизация северо-восточных земель. Таким образом, образовалась Древняя Русь, которая на то время представляла собой крупнейшее государственное образование Европы. Стоит также добавить, что на протяжении многих лет новое государство соперничало с Византией за доминирование в данном регионе. Однако уже в первой половине XII века начался постепенный распад этого государства на несколько самостоятельных княжеств. Таким образом, в результате распада, земли Древней Руси были разделены между следующими княжествами: Новгородской землёй, Черниговским княжеством, Галицко-Волынским княжеством, Владимиро-Суздальским княжеством, Рязанским княжеством, Полоцким княжеством и другими. Что касается Киева, то он стал своего рода объектом борьбы между сильнейшими княжескими ветвями Древней Руси.
Постепенно, примерно начиная с середины XII века на территории Северо-Восточной Руси, началось возвышение Владимиро-Суздальского княжества, правители которого начали борьбу за Киев, но при этом оставили своей главное резиденцией г. Владимир, благодаря чему он стал возвышаться в качестве центрального города. Помимо того, в то время такие княжества, как Смоленское, Галицко-Волынское и Черниговское также относились к категории довольно сильных и могущественных, которые имели определённое влияние. Однако в первой половине XIII века большая часть русских земель того времени подверглись нашествию Батыя, потомка Чингисхана. В результате чего центры многих княжеств были разрушены практически до основания.
Дополнительно необходимо отметить, что во время правления Игоря Рюриковича произошло восстание древлян, которые в итоге были снова покорены, причём на этот раз дань оказалась ещё большей, чем до восстания. При его правлении к тому же, в причерноморских степях появились печенеги, которые разорили хазарские владения и при этом вытеснили из Причерноморья венгров. В результате, к началу X века кочевые владения печенегов простирались на довольно большое пространство между Волгой и Прутом.
Заметка: международная школа бизнеса Финансовой академии на сегодняшний день занимается профессиональной переподготовкой и повышением квалификации финансовых специалистов, и т.п. Помимо этого, сюда входит MBA обучение, бизнес школа, семинары и тренинги, модульная и вечерняя системы обучения и многое другое.
Неизвестная история древней Руси
wikii.ru
Сообщение ученика 4-Г класса Мантрова Александра по окружающему миру " Возникновение Древней Руси"
Возникновение древней Руси
СООБЩЕНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
НА ТЕМУ «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ»
Выполнил
ученик МБОУ «СОШ№24»
МАНТРОВ АЛЕКСАНДР
СИМФЕРОПОЛЬ
2016г.
Страна и население древней Руси до начала государства.
Только в повествованиях греков и римлян сохранились известия о нашем древнем отечестве.
Если верить славному путешествию аргонавтов в Колхиду (современная Абхазия), в котором упоминается Кавказ, Азовское море, пролив Дарданеллы и Босфор, то великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россией, существовала уже за 12 веков до Рождества Христова.
На обширной восточно-европейской равнине, орошаемой великими реками: Днепр, Буг и Дон издавна жили славянские народы, наши предки. Когда они пришли сюда - неизвестно.
С 6 века нашей эры выходят на театр истории славяне. И этот народ занимает великую часть Европы, от моря Балтийского и до Черного моря.
Расселились они по разным местам этой огромной, но пустынной страны, а главным образом по великому водному пути: От моря варяжского (балтийское), озеро Нево (Ладожское), реки Волхова, озера Ильмени, реки Ловати, реки Днепра до моря Русскаго (черное). От места расселения большей частью и приняли свое название славяне.
Многие славяне поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии, дулебы и бужане по реке Бугу. На берегах озера Ильменя жили славяне, которые после Рождества Христова основали город Новгород.
Не установлено, когда построены были древние города славянские Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов. Известно лишь что были они уже в 9 веке.
Но не одни славяне жили в нынешней России. Жили тут и народы иноплеменные: К северу и северо-востоку - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.), к западу - Литва, к югу и юго-востоку - тюрки (хозары, печенеги, половцы). Занимались славяне большей частью земледелием. Управлялись родоначальниками, но не было мира между племенами, и к тому же обижали их соседи. Тогда они сами отправили за море балтийское к одному из племени варягов, которое называлось Русью (откуда, и мы все стали называться русскими), послов, говоря: "Вся земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. Порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами, "три князя (братья Рюрик, Синеус, Трувор) из племени русского пришли со своими дружинами, среди которых было немало и славян, и заняли места в Новгороде, на Бело озере и в Изборске.
Это случилось в 862 году. С этого года начинается тяжелая работа русского народа над устройством своего государства. Братья сделались первыми властителями в нашем древнем отечестве и по которым оно стало называться Русью.
Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны, присоединив области братьев к своему княжеству основал монархию Российскую. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли Киев и стали управлять полянами.
После смерти Рюрика, за малолетством его сына Игоря, стал править Олег. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: "Вот сын Рюрика - ваш князь". Замечателен поход Олега на Грецию, который окончился полной победой Олега и обеспечил русским льготные права свободной торговли в Константинополе. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез с собой Олег из похода. Русь дивилась его подвигам и прозвала его "вещим Олегом".
Игорь Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. "И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним..."
Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями к правительности.
На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей.
Междоусобные войны Ярополка, Олега и Владимира, сыновей Святослава, еще при жизни раздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира. Владимир отобрал у поляков червонную Русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов. Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в Киев, где был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а С призвания князей начинается порядок в русском государстве. Великий князь сидит в Киеве: Творит здесь суд, ездит за данью (повоз, полюдье). В подчиненные области он назначает посадников, с правом иметь свою дружину и собирать дань в свою пользу. Главной заботой первых князей является борьба с беспокойными кочевниками: в то время весь юг занимали печенеги, славяне платили дань хазарам. Чтобы дать простор и свободу русской торговле, русские князья предпринимают походы в Византию (Царьград). Религия русских славян была сперва языческая: Поклонялись грому и молнии (Перун), солнцу под разными именами, огню, ветру и др. Но сношения военные и торговые с Византией, познакомили русских и с христианством. Так, есть указания о крещении Аскольда. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь, княгиня Ольга крестилась в Царьграде (Константинополе). Но, несмотря на заботы и деятельность правителей князей, в общем течении народа русского, происходит неурядица, вследствие необходимости вести борьбу с соседними племенами (самозащита) и неустойчивости еще порядка внутри страны объединение киевлян, состоялось в 988 году.
Греческие императоры, Василий и Константин, выдали замуж за Владимира свою сестру Анну. Христианство деятельно распространялось княжеской дружиной и священниками во всех местностях княжества. Народ любил Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси. В народных песнях и былом (былинах) часто упоминается ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет его равноапостольным князем.
В самый первый век бытия своего Россия превосходила обширностью едва ли не все тогдашние государства европейские. Завоевание Олеговы, Святославовы, Владимировы распространили её владения от Новограда и Киева к западу д моря Балтийского , Дивны, Буга и гор Карпатский , а к югу до порогов днепровских и киммерийского Воспора, к северу и востоку граничила она с Финляндией и с чудскими народами , обитателями нынешних губерний Архангельской, Вологодской, Вятской , также с мордвою и с казанскими болгарскими , за коими , к морю Каспийскому , жили хвалисы , их единоверцы , и единоплеменники (почему сие море называлось тогда Хвалынским , или Хвалынским)
Слова новгородцев и союзных с ними народов, преданные нам летописцем: «хотим князя, да владеет и правит нами по закону»,- были основанием первого устава государственного в России, то есть монархического.
infourok.ru
доклад для урока истории — традиции, быт и фольклор русского народа с IX по XIII век
Прежде чем начать доклад, определимся с понятием «культурное наследие». Культура — это определённый образ жизни, её уклад. Представители разных народов имеют уникальный язык, носят характерную для них одежду, по-разному возводят здания, обустраивают жильё. Они поклоняются своим божествам, отмечают присущие лишь им праздники, восхваляют своих героев в песнях и сказаниях. Все эти элементы составляют культуру каждого народа и передаются из поколения в поколение в виде духовного и материального достояния.
В древней Руси культурное наследие накапливалось веками на основе языческих традиций и под влиянием соседних государств.
Истоки
Становление древнерусской культуры произошло вместе с объединением племён и образованием Российского государства в IX веке. Первоначально быт древних славян был связан с земледелием, скотоводством и обожествлением «Матушки-природы». Наши предки чтили языческих идолов. Они поклонялись богу солнца Ярило, покровителю поэзии Велесу, богу грома Перуну, «прародителю славян» Дажьбогу.
Языческий свадебный обряд.
Князь Владимир Святославович (в народе — Владимир Красное солнышко) изменил ход истории. В 988 году был совершён обряд крещения Руси. Тысячи русичей были вынуждены принять христианскую религию по воле правителя.
Влияние Византии
Первым русским митрополитом (главой церкви) стал наместник из Константинополя Михаил. Приобщение к византийской культуре способствовало коренным изменениям в привычном жизненном укладе народа:
- открытию школ при монастырях и церквях;
- формированию азбуки;
- развитию письменности;
- зарождению древнерусской литературы;
- возведению каменных строений — крепостей, храмов, княжеских усадеб.
Кириллица была создана стараниями монахов из Константинополя — Кирилла и Мефодия. Они составили новый алфавит на основе древнерусских обозначений слов.
Письменность, грамотность, образование
В Киевской Руси писали на берестяных грамотах. Для выдавливания букв использовалось так называемое писало. Оно изготавливалось из кости, металла или дерева.
Судя по археологическим находкам в Новгороде, на бересте умели писать и зажиточные, и бедные горожане. Этот факт говорит о высоком уровне грамотности древнерусского населения. Способом выдавливания на бересте из поколения в поколение передавалась важная информация:
- содержание торговых сделок;
- письма с мест военных действий;
- отчёты по ведению хозяйства;
- приглашения на свадьбы, поминки;
- донесения;
- забавные стихи и загадки.
Берестяная грамота — запись на коре берёзы, памятник письменности Древней Руси XI—XV вв.
С развитием письменности на Руси появляются летописи. Первые из них, дошедшие до наших дней, упоминают о разгроме Хазарского каганата и гибели его кочевого народа под натиском российского войска, об освоении новых земель, о заслугах князей.
Архитектура и градостроительство
Первым каменным храмом древней Руси стал 13-главый Софийский собор в городе Киеве. Этот памятник архитектуры сохранился до наших дней. Над его строительством работали византийские архитекторы. Здание возводилось во время правления Ярослава Мудрого по образцу собора в Константинополе.
После этого в XI — XII веках и тут и там в княжествах появлялись церкви и церквушки с золотыми куполами. Например, Софийский собор в Новгороде — уменьшенная, и менее роскошная копия киевского храма. Над его возведением трудились только русские мастера, без участия византийских зодчих.
Новгородский Софийский собор — выдающийся памятников древнерусского зодчества.
Народное творчество
Первоначальные формы фольклора русского народа были связаны с языческим культом. Песни во славу урожая сменились былинным эпосом. В таких устных произведениях прославлялись русские богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец.
Былины — народное творчество, созданное по мотивам реальных событий. Так, прообразом Добрыни Никитича считается воевода Добрыня, дядя великого князя Владимира Красное Солнышко.
Герои русских былин на картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Христианские убеждения, обмен опытом с чужеземными ремесленниками, торговцами, монахами и послами русичей привели в Киевской Руси к расцвету в области просвещения, развитию письменности, основанию и застройке новых городов и княжеств со златоглавыми храмами. Однако в конце 1230-х годов духовным и материальным ценностям древнерусского народа был нанесен большой урон. Тогда огромные полчища монголо-татар достигли границ Киевской Руси. С их нашествия в её истории началась эпоха золотой орды — трёхсотлетний период владычества восточной деспотии, разорения и угнетения русского народа, упадка его экономики и культуры.
www.doklad-plus.ru