Зарождение русской государственности и крещение Руси. История древней руси кратко и понятно самое важное
Краткая история Руси. Как создавалась Русь
Я понимаю, что такая статья способна сломать вентилятор, поэтому постараюсь обходить острые углы. Пишу больше ради собственного удовольствия, большинство фактов будет из разряда преподаваемых в школе, но тем не менее с радостью приму критику и исправления, при наличии фактов. Итак:
Древняя Русь.
Предполагается, что Русь появилась как результат слияния ряда восточнославянских, финно-угорских и балтийских племен. Первые упоминания о нас встречаются в 830-е годы. Во-первых, в районе 813г. (очень спорная датировка) некие Росы успешно набежали на город Амастриду (современная Амасра, Турция) в византийской Палфагонии. Во-вторых, послы "кагана Росов" в составе византийского посольства пришли к последнему императору государства франков Людовику I Благочестивому (хороший, правда, вопрос, кто это на самом деле были такие). В-третьих, те же Росы набежали в 860г, уже на Константинополь, не поимев особенного успеха (есть предположение, что командовали парадом известные Аскольд и Дир).
История серьезной русской государственности берет начало, по самой официальной версии, в 862г., когда на сцене появляется некто Рюрик.
Рюрик.
На самом деле, мы довольно плохо представляем себе, кто это был такой и был ли он вообще. Официальная версия основывается на "Повести Временных лет" Нестора, а тот, в свою очередь, использовал доступные ему источники. Есть теория (вполне похожая на правду), что Рюрика знали как Рёрика Ютландского, из династии Скьёлдунгов (потомок Скьёлда, короля Данов, упомянутого аж в "Беовульфе"). Повторюсь, что теория, не единственная.
Откуда этот персонаж взялся на Руси (конкретно - в Новгороде), тоже интересный вопрос, мне лично ближе всего теория о том, что изначально он был наемным военным администратором, причем в Ладоге, а идею о наследственной передаче власти притащил с собой из Скандинавии, где это как раз входило в моду. И к власти он пришел вполне себе путем её захвата в ходе конфликта с другим таким же военным вождем.
Однако, в ПВЛ написано, что варягов таки призвали три племени славян, не в силах самим разрешить спорные вопросы. Откуда там это взялось?
Вариант первый - из того источника, который читал Нестор (ну и сами понимаете, хватило бы желающих из числа Рюриковичей заняться на досуге увлекательной редактурой. Еще это могла сделать княгиня Ольга, в разгар конфликта с древлянами, которые почему-то еще не поняли, что порвать князя пополам и предложить замену, как всегда на их памяти и делалось в подобных случаях - плохая идея).
Вариант второй - написать это Нестора мог попросить Владимир Мономах, которого как раз-таки призвали киевляне, и которому очень не хотелось на пальцах доказывать правомерность своего княжения всем, кто был старше его в роду. В любом случае, где-то с Рюрика появляется достоверно известная идея славянского государства. "Где-то" потому, что реальные шаги в построении такого государства принял не Рюрик, а его преемник, Олег.
Олег.
Названый "вещим", Олег принял бразды правления Новгородской Русью в 879г. Вероятно (по ПВЛ), он был родичем Рюрика (возможно, шурин). Некоторые отождествляют Олега с Оддом Орваром (Стрелой), героем нескольких скандинавских саг.
Всё та же ПВЛ утверждает, что Олег был опекуном настоящего наследника, сына Рюрика Игоря, чем-то типа регента. Вообще, по-хорошему, власть у Рюриковичей очень долгое время передавалась "старшему в роду", так что Олег мог быть полноценным правителем не только на практике, но и формально.
Собственно, что сделал Олег за время княжения - он сделал Русь. В 882г. он собрал рать и по очереди подчинил себе Смоленск, Любеч и Киев. По истории взятия Киева мы, как правило, помним Аскольда и Дира (за Дира не скажу, но имя "Аскольд" мне кажется весьма скандинавским. Врать не буду). ПВЛ считает, что они были варягами, но не имели отношения к Рюрику (я считаю, потому что где-то услышал, что мало того, что имели - Рюрик их в свое время и отправил по Днепру с заданием "захватите все, что плохо стоит"). В летописях описано и то, как Олег победил соотечественников - он попрятал военную атрибутику с ладей, так, что те стали похожими на торговые, и как-то заманил туда обоих воевод (по официальной версии из Никоновской летописи - дал им знать, что он там. но сказался больным, а на кораблях показал им малолетнего Игоря и убил их. Но, возможно, они просто инспектировали входящих купцов, не подозре
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ,
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ,
Образование Киевской Руси (839-878 гг.)
Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде .
По работам Д.И. Иловайского и Г.В.Вернадского, а так же и других историков 19-21 веков.
Тематическая компоновка интернет-версий авторских работ А.Романченко.
Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги
Все мы, изучая историю нашей Родины, начинали обычно со страниц, повествующих о призвании варяжских князей во главе с Рюриком на Русскую землю, о походе Олега на Царьград и т.д. А что было до этого? Откуда возникло племя славян и руссов, неожиданно явившееся в IX веке на гигантских пространствах от Адриатического моря до Волги? Основываясь на анализе античных документов и археологических открытий,
Д.И. Иловайский выступил с утверждением, что ещё в доисторический период существовало три Руси: Днепровская (Русь),
Новгородская (Славия) и
Славия (Салау) на карте Идриси (во втором кружке слева). Черное и Азовское моря сверху.
Тмутараканская (Таманская).
В своё время славян и Русь оттеснили с Юга и из многих западных земель римляне и их потомки, дикие кочевники, татары... Поэтому, укрепляя свои границы и государственность в XVII и XVIII веках, Русь лишь возвращалась на свои исконные земли - Кубань, Приазовье и Причерноморье, Крым, устье Невы, Двину...
Из предисловия к книге Д.И. Иловайского "История России. Начало Руси."
Д.И. Иловайский (1832 - 1920 гг.) "История России. Начало Руси." 1996 г
Поколение за поколением мы с детства привыкли повторять басню о призвании Варягов как непреложный факт и отнимать у наших предков славу создания своего государства, которое, по летописному выражению , они "стяжали великим потом и великими трудами". Мы так долго твердили сказание о Варягах, что совершенно сжились с ним. Мы ощущаем даже некоторое довольство тем, что история наша, не так как у других народов, имевших мифические времена, начинается известным годом, известным событием и таким ещё оригинальным событием, как трогательная федерация славянских и чудских народов, отправляющая посольство за море!
Правда задняя мысль на счёт неспособности наших предков к организации несколько омрачает это довольство.
Приведу столь известные слова русской начальной летописи под 862 годом:
И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренные жители в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
Повесть Временных лет (пер. О.В. Творогова)
После нескольких трудов по нашей летописи (Погодина, Сухомлинова, Оболенского, Бестужева-Рюмина и др.) нет сомнения, что так называемая Несторова летопись в том виде, в каком она дошла до нас, есть собственно летописный свод, который нарастал постепенно и подвергался разным редакциям. Списатели не всегда довольствовались буквальным воспроизведением оригинала, но часто прилагали и свою долю авторства; одно сокращали, другое распространяли, подновляли язык, вставляли от себя рассуждения, толкования и даже целые эпизоды. Не нужно при этом упускать из виду также и простые ошибки, описки, недоразумения и пр. Приведу известные слова мниха Лаврентия: " оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите исправливая Бога деля, а не кляните".
Вот почему получилось такое разнообразие списков, что нельзя найти двух экземпляров совершенно сходных между собой. Летописный свод дошёл до нас в списках, которые не восходят ранее второй половины XIV века; от Киевского периода не сохранилось рукописи ни одного летописного сборника. "Се повести времянных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити" - вот какими словами начинается наша летопись. Тут говорится о Киеве, а не о Новгороде. Положительные хронологические данные также относят начало нашей истории к Киеву. Первый достоверный факт, внесённый в нашу летопись со слов византийцев, это нападение Руси на Константинополь в 864-865 гг., в царствование императора Михаила.
Вот слова нашей летописи: "Наченшю Михаилу царствовати, начася прозываться Руска земля". Норманнская теория придала им тот смысл, будто именно с этого времени наше отечество стало называться Русью. Но внутренний, действительный смысл, согласный с положительными событиями, тот, что в царствование Михаила имя Руси впервые делается известным, собственно впервые обращает на себя внимание, вследствие нападения Руссов на Константинополь. Может быть, наш летописец или его списатель и сам думал, что с тех пор Русь стала называться Русью. Заблуждение весьма естественное, и невозможно переносить требования нашего времени к русским грамотным людям той эпохи, то есть ожидать от них эрудиции и критики своих источников. Например, могли ли они, читая византийцев, под именами Скифов, Сарматов и т.п. узнавать в них свою Русь?
"Отселе почнем и числа положим" - продолжает наша летопись. "А от перваго лета Михаилова до перваго лета Олгова, Русскаго князя, лет 29; а от перваго лета Олгова, понеже седе в Киеве, до перваго лета Игорева лет 31; а от перваго лета Игорева до перваго лета Святославля лет 33" и т.д. В этом хронологическом перечне, начало Руси ведётся не от призвания Варягов, а от той эпохи, когда Русь явно, положительно отмечена византийскими историками. Затем хронист прямо переходит к Олегу. Где же Рюрик? Почему такое замечательное лицо, родоначальник Русских князей не получил места в этой хронологии? Возможно только одно объяснение, а именно: легенда о Рюрике и вообще о призвании князей занесена в летописный свод, чтобы дать какое-нибудь начало русской истории, и занесена первоначально без года; а в последствии искусственно приурочена к 862 году.
Согласно«Повести временных лет», придя на Русь, Рюрик обосновался на Ладоге,
в то время как Синеус взял себе в подчинение Белоозеро,
а Трувор – Изборск.
Мы видели, что предполагаемых братьев Рюрика, вероятно, не существовало, но, скорее всего, он посадил кого-то из своих родственников или последователей в других городах в качестве своих наместников или вассалов. Проведя большую часть своей жизни на западе, Рюрик, должно быть, хорошо был знаком с зарождающейся феодальной системой и, видимо, был готов приложить ее принципы к своим новым владениям на Руси. Под этим углом зрения привлекает внимание утверждение Иоакимовой летописи, касающееся организации Северной Руси под властью Рюрика, известное нам в резюме Татищева. По Татищеву, «Рюрик насадил во всех городах князей либо варяжского, либо славянского происхождения, а сам был известен как князь великий, что равнозначно греческим титулам „архикратор“ или „басилевс“, а те князья были его вассалами». Греческие титулы, конечно, здесь не относятся к делу, поскольку представления Рюрика о сюзеренитете копировались в соответствии со стандартами Западной империи, с которыми он был хорошо знаком. Можно сравнить утверждения Татищева и «Повести временных лет». Согласно последней, братья Рюрика, Синеус и Трувор, умерли через два года после прибытия на Русь. После их смерти Рюрик с Ладоги перебрался в Новгород и построил там замок. «И прия власть Рюрик, и раздоя мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Бело-озеро. И по тем городом суть находници варязи». Занятый организацией своего нового царства, Рюрик, видимо, не замышлял никакой кампании на юг.И все же, в надежде на то, чтобы способствовать проведению такой кампании,старая колония русов в Старой Русе позвала Рюрика в Новгород. Они, вероятно, решили теперь попытаться пробить себе путь на юг без помощи Рюрика. С этой точки зрения мы можем подойти к рассказу летописца о походе Аскольда на Киев. В начале повествования читаем следующее: «И бяста у него два мужа (Аскольд и Дир), не племени его, но боярина, и та испросистася ко Царю-городу с родом своим. И поидоста по Днепру...». Очевидно, что инициатива в этом деле принадлежала не Рюрику, а самим двум боярам. Слова «не племени его», видимо, следует понимать в значении «не из его фрисландской свиты». Они отправились «с родом своим», то есть с членами старо-русской (шведской) колонии. По утверждению летописца, целью Аскольда был Константинополь, но это звучит скорее как собственный комментарий летописца, а не запись факта. Трудно допустить, что в те времена какой-либо новгородец мог думать о кампании против Константинополя.
Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград.Радзивилловская летопись. Миниатюра.
Рассказ представляет из себя легенду, которая, вероятно, сохраняет отзвук реальных исторических деталей. Что касается хазарской дани, мы уже видели, что скорее всего, дань для хазар собиралась мадьярским воеводой Оломом. Возможно, Аскольд и Дир правили Киевом от имени Олома. Когда позднее Олег захватил Киев, он сказал Аскольду и Диру: «Вы не князья, и не княжеского рода», - и его слова следует понимать в том смысле, что Аскольд и Дир не считались независимыми правителями, а, скорее, чьими-то заместителями. Но если так, то чьими же? После того, как они были убиты по приказу Олега, их тела принесли ко дворцу Олома на Угорской горе.
Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра изРадзивилловской летописи (XV век).
Почему? Очевидно, потому что они правили от имени Олома из его дворца, который служил резиденцией правителя. Под датой 6374 (866 г. н.э.) в «Повести временных лет» записано, что Аскольд и Дир предприняли кампанию против Константинополя. Из византийских источников мы знаем, что первое русское нападение на Константинополь было в 860, а не в 866 г.. Поэтому нам следует считать, что во фрагменте из «Повести временных лет» допущена хронологическая ошибка на шесть лет. Что касается самой кампании, мы не думаем, что у Аскольда и Дира была достаточно большая армия, чтобы предпринять этот поход самостоятельно. У мадьяр, даже если мы предположим, что они согласились пропустить русов через Нижнеднепровский регион, не было кораблей, и они не знали, как вести войну на море, поэтому они не могли оказать какую-то реальную поддержку. Ожидать помощи можно былотолько от Русского каганата в Приазовье. Должно быть, кампания была предпринята совместными усилиями Аскольда и Дира и Русского каганата. Видимо, тмутараканский каган взял на себя инициативу в этом деле. Во всяком случае, установление связи с Тмутараканским каганатом, как мы предположили выше,
Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие
было изначальной целью Аскольда, и, вероятно, он отправил посланников в Тмутаракань вскоре после прибытия в Киев. От Киева до Азовского побережья можно было добраться на кораблях, используя степные реки и волоки. Одним из таких речных путей был путь вверх по реке Орлу (притоку Днепра), а от его верховьев волоком к притокам Донца, а затем вниз по Донцу и Дону. Однако, этот путь преграждали хазары. Поэтому, скорее всего, был использован другой путь: вверх по Самаре (южному притоку Днепра) и ее притоку Волчьей, затем волоком к Кальмиусу, а по нему – к Азовскому морю. О положении в Русском каганате тех лет сведений мало. Как мы видели, посланникам из каганата, которые прибыли в Константинополь в 838 г., не было дозволено возвратиться, и они были посланы в Германию. Мы не знаем, удалось ли им вернуться в Тмутаракань по окружному пути – из Ингельхейма в Новгород и так далее. Во всяком случае, задержание посланников византийским императором означало разрыв дипломатических отношений между Русским каганатом и Византией, и, возможно, это стало причиной русского набега на Амастрис в 840 г. (или около того),
если мы допустим, что такой набег действительно имел место. Нет никаких свидетельств о дальнейших действиях русских на Черном море между 840 и 860 г. В то время как предполагаемый набег 840 г. был направлен на Малую Азию, в 860 г. русы решили ударить по самому Константинополю. Представляется, чтокампания 860 г. была хорошо подготовлена, и для нее
было выбрано подходящее время. Империя в это время находилась в самом разгаре войны с арабами. В 859 г. последние нанесли византийским войскам сокрушительное поражение, и самому императору едва удалось избежать пленения. Начиная с ранней весны 860 г. империя занялась интенсивной подготовкой армии к новой кампании против арабов, и в начале июня император и его помощник, куропалат Бардас, повели византийскую армию в Малую Азию. Именно такого случая и ожидали русские, чтобы напасть на Константинополь. Неизвестно, какой путь русские выбрали, чтобы доставить свой флот из Киммерийского Босфора (Керченский пролив) во Фракийский Босфор (Босфорский пролив). Несомненно, византийцы были застигнуты врасплох, не имея и мысли о приближении русских, пока их корабли не появились в Босфорском проливе. С другой стороны, столь же очевидно, что византийский флот наблюдал как за крымской береговой линией, так и за побережьем Малой Азии, чтобыне допустить каких-либо активных действий русских, особенно после набега на Амастрис в 840 г. Поэтому, мы вправе думать, что русские появились с той стороны, с какой византийцы их никак не ожидали. Возможно, они использовали окружной путь через Азовское море и Северную Таврию к устью Днепра; то есть, сначала они переплыли Азовское море, а затем от его северного побережья направились вверх по реке Берде и вниз по реке Конской, притоку Днепра. Вполне возможно, что в районе лагуны, образованной при впадении Конской в Днепр, ниже современного города Запорожье, экспедиционные войска Русского каганата воссоединились с отрядом Аскольда и Дира, идущим из Киева. Объединенная флотилия русских кораблей, должно быть, затем пошла вниз по Конской и нижнему Днепру в Черное море, а по нему направилась прямо на юг к Босфору. 18 июня 860 г. соединенный русский флот, состоящий из двухсот кораблей,
The Rus under the walls of Tsargrad. Detail from a medieval Russian icon.
Русы под стенами Константинополя. | |||
18 июня 860 года | |||
Константинополь, Византия | |||
грабительский набег[1] | |||
русы отступили | |||
нет | |||
|
появился перед стенами Константинополя. Как власти, так и население пришли в полное замешательство. Если бы русские сразу же пошли на штурм города, они, вероятнее всего, захватили бы его, не встретив сопротивления со стороны жителей. Но вместо того они начали грабить дворцы и монастыри перед стенами города. Между тем патриарх Фотий сплотил население и спешно сформировал народное ополчение для защиты города.Был направлен посланник в императорскую ставку в Малой Азии с сообщением о критическом положении столицы. Чотбы поднять дух народа, Фотий организовал религиозную процессию к Набережной-Золотого Рога, внутренней бухты Константинополя. Святая реликвия, известная как плащаница Святой девы, была опущена в воду, после чего, согласно преданию, разразился шторм, разметавший русские корабли.
Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле. 1644 год
Сам Фотий, однако, сказал в одной из своих проповедей, что русские начали отступать еще перед штормом. На какое-то время они еще задержались в ближних водах, где вскоре были атакованы византийским флотом, посланным императором, который сам также поспешил обратно в столицу с сухопутными войсками. Русские, несомненно, понесли большие потери, и лишь немногим кораблям удалось спастись бегством.
В целой исторической литературе наверно ни одной легенде не посчастливилось как той, которую я привёл выше. В течение нескольких столетий ей верили и повторяли её на тысячу ладов. Целый ряд почтенных тружеников науки потратил много учёности и таланту на то, чтобы объяснить, обставить эту легенду и утвердить её на исторических основаниях; напомню уважаемые имена Байера, Струбе, Миллера, Тунмана, Стриттера, Шлецера, Лерберга, Круга, Френа, Буткова, Погодина и Куника. Напрасно являлись им некоторые противники и с большим или меньшим остроумием возражали на их положения; это: Ломоносов, Татищев, Эверс, Нейман, Венелин, Каченовский, Морошкин, Савельев, Надеждин, Максимович и др. В области русской историографии поле оставалось доселе за системой скандинавоманов; назову труды Карамзина, Полевого, Устрялова, Германа, Соловьёва. Не говорю о трудах более дробных, трактующих о норманнском периоде и о скандинавском влиянии на русскую жизнь. Что касается до западной литературы, там скандинавская система царит без всякой оппозиции; так что, если речь заходит о Русском государстве, о начале русской национальности, то они неизбежно связываются с призванием Варягов. Уже одно то обстоятельство, что в среде учёных-историков и любителей истории никогда не прекращались сомнения в истине скандинавской теории и возражения против неё, указывает на её недостаточную убедительность, на присутствие в ней натяжек и противоречий, на её искусственное построение. И действительно, чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем более выступают наружу натяжки и противоречия норманнской системы. Если она удерживает до сих пор господствующее положение, то главным образом благодаря своей наружной стройности, своему положительному тону и относительному единству своих защитников; между тем как противники наносили ей удары в рассыпную, поражали некоторые отдельные доказательства; но мало трогали самую существенную её основу. Этой основой является вышеприведённая легенда о призвании князей. Противники норманистов по большей части верили в призвание или вообще в пришествие князей, сводили вопрос к тому, откуда пришли эти князья, и по этому поводу строили системы ещё менее вероятные, чем скандинавская.
Главные основания на которых держится Скандинавская система:
Попробую показать несостоятельность норманнской системы по всем вышеперечисленным пунктам.
Источники:
http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/69
http://avko1.narod.ru/index.htm
nethistory.su
Тема 1. Древняя Русь. Отечественная история: конспект лекций
1.1. Славянский этногенез[1]
«Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.
Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская, иранская, германская и другие языковые группы. Распад индоевропейской общности приходится на IV тысячелетие до нашей эры.
Впервые древние римляне упомянули о славянах в самом начале нашей эры.
Большинство историков полагают, что славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины.
Славяне вышли на историческую арену в V–VIII вв. нашей эры. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V–VI вв. нашей эры славяне жили еще в условиях родового строя. Однако в этот период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения. Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности.
Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. На территории Восточной Европы издавна возделывались пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха. Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. Однако окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло.
В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия основных славянских племен. Западный берег Днепра занимало племя полян. Жителями современной правобережной Украины и Припятского Полесья были древляне.
Между Припятью и Березиной находились земли дреговичей, в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины – кривичей. Самым северным из славянских племен были ильменские славяне, а самым восточным – вятичи, жившие в бассейне верхней Оки. Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные центры – укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян – Новгород, на земле кривичей – Смоленск. Уже в IX–X вв. на землях восточных славян насчитывалось не менее 25 городов.
По своим верованиям древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. Источники свидетельствуют о поклонении Перуну – богу молний, грома, войны, Велесу – покровителю скота, Стрибогу – богу ветров, Даждьбогу – богу солнца, Сварогу – богу неба. Наряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с богиней плодородия и покровительницей рода Мокошью.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Зарождение русской государственности и крещение Руси
Образование государства
Развитие общественных отношений у восточных славян привело к зарождению государственности.
На северо-западе Восточной Европы сложился союз союзов разноэтнических племен. Летопись рассказывает о том, что славяне, чудь, кривичи и весь обратились к варягам: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три князя прибыли по приглашению: Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске. Оказав значительное влияние на оформление княжеской власти и развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, складывающейся и развивающейся в древнерусском обществе.
Под влиянием внешней опасности со стороны хазар, печенегов и варягов сформировался суперсоюз славянских племен во главе с полянами в Среднем Поднепровье (так называемая «Русская земля» — треугольник, ограниченный Киевом, Черниговом и Переяславлем).
После смерти Рюрика (879 год) его родственник Олег, захвативший власть в Новгороде, в 881 году объединил Новгород и Киев. Олег покорил соседние племена древлян, северян и радимичей. Однако власть эта была непрочна, и преемнику Олега Игорю вновь пришлось покорять древлян. В 945 году, взяв с древлян дань, он вернулся к ним с небольшой дружиной за новой данью, но был убит. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть. Столица древлян Искоростень была сожжена, многие древляне убиты и обращены в рабство.
Так росло Киевское государство, укрепление которого привело к активизации внешней политики. Не ограничиваясь торговлей, Олег, а затем Игорь совершили походы на богатый Царьград. Княгиня Ольга посетила Царьград с «дружественным визитом». Ее воинственный сын Святослав вел борьбу с Византийской империей, разгромил Хазарский каганат, нанес поражение народам Северного Кавказа. Византийскому императору удалось использовать в борьбе со Святославом печенегов, от руки которых и пал возвращавшийся из похода на Византию Святослав в 972 году.
При младшем сыне Святослава Владимире I уже все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Ему удалось укрепить государственный аппарат и обеспечить защиту русских земель от печенежских племен.
Крещение Руси
Князь Владимир и его окружение, стремясь предотвратить распад единого государства, предприняли ряд мер идеологического характера. Владимир обратил свое внимание на христианство — монотеистическую религию, в которой главное место занимала идея централизации.
Около 988 года Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, имело большое международное значение и сыграло значительную роль в развитии русской культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, которого назначал константинопольский патриарх. Население должно было платить налог в пользу церкви — «десятину» (десятая часть дохода).
Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб, погибшие в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Владимира.
На киевском престоле утвердился старший сын Владимира Святополк, получивший за убийство братьев прозвище «Окаянный».
histerl.ru
Краткая история Киевской Руси в датах для школьников. Кратко и только основные события
Краткая история Киевской Руси
Киевская Русь сформировалась в последней четверти IX века. Фактически, это средневековое государство образовалось путем объединения различных культур. Во время правления династии Рюриковичей к ряду восточнославянских племен присоединились финно-угорские. В период своего наивысшего расцвета Киевское государство простиралось на 800 тыс. кв. км, от Таманского полуострова до Северной Двины.
В разные времена Киевскую Русь по-разному называли. С самого начала своего появления это было Древнерусское государство, возникшее на торговом пути «из варяг в греки». Первые сведения о данном государстве связывают с IX столетием. По некоторым данным, крещение Руси произошло именно в 860-х, сразу после похода на Константинополь. Это событие упоминается а «Повести временных лет». В этот же период бояре Аскольд и Дир, отправленные Рюриком, взяли Киев в подчинение, тем самым заняв самый главный торговый путь. Есть версия, что Аскольд и Дир с Рюриком никак не были связаны, а являлись потомками полулегендарного Кия.
Таким образом, первыми славянскими князьями считались Кий (основатель Киева), Рюрик (основатель Новгородского княжества), Аскольд и Дир (завоеватели Киева в IX в.) и Вещий Олег (регент маленького сына Рюрика). В 882 году по приказы Олега в Киеве были убиты Аскольд и Дир, после чего престол перешел к династии Рюриковичей. Многие историки считают Олега фактическим основателем Киевского государства.
В те времена господствующей религией было язычество, но в Киеве существовала и христианская община. Вещий Олег быстро распространил свою власть на земли древлян и северян путем военного вторжения. Своим походом на Византию он обеспечил русским купцам льготные условия торговли, то есть без пошлин и даней. Более 30 лет он носил титул Великого князя, а после его смерти в 912 году престол был передан Игорю - подросшему сыну Рюрика.
Во время правления Игоря Рюриковича было два похода на Византию. Первый (941 год) был неудачным, а второй (944 год) завершился договором, отменяющим беспошлинную торговлю. В 945 году князь бы убит. Фактической правительницей после его смерти стала княгиня Ольга, так как Святослав Игоревич был еще мал. Она была первой правительницей Киевского государства, принявшей христианство. В 960 году власть отошла к возмужавшему Святославу. Этот правитель, в первую очередь, занялся Хазарским каганатом и искоренением его власти. Смерть настигла князя в 972 году в битве с печенегами.
После смерти Святослава власть между собой поделили его сыновья: Ярополк, Олег и Владимир. В 980 году права на престол отстоял князь новгородский Владимир Святославович. Во время его правления официальной религией на Руси стало христианство, получили развитие письменность, архитектура и ремесла. После его смерти в государстве начались междоусобицы. С 1019 года правителем стал великий князь Ярослав Мудрый. Это была пора наивысшего расцвета Руси. Он сумел построить отношения со многими правящими европейскими династиями, победил и навсегда изгнал печенегов, вернул Черниговское княжество.
В 1054 году перед смертью Ярослав Мудрый разделили русские земли между пятью своими сыновьями. Вскоре двое младших из них погибли, а трое выживших составили «триумвират Ярославичей». Первым от Киева отделилось княжество Полоцкое, а в первой половине XII века все государство распалось на отдельные княжества. Годом распада Киевской Руси принято считать 1132-й. В этот год умер внук Всеволода Ярославовича Мстислав Великий, после чего некоторые города перестали признавать Киевскую власть.
см. также: Все краткие истории государств, городов, событийРефераты по истории
www.sdamna5.ru
Образование киевской Руси кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Описывая образование Киевской Руси кратко, многие историки определяют, что это произошло в 862 году, хотя на самом деле эта дата ознаменовала лишь начало этого процесса. К этому времени различные племена, населявшие будущую Киевскую Русь, основали несколько крупных городов. Однако все они были разрозненными, и не имели власти друг над другом. Становление единого государства Киевская Русь началось во второй половине девятого века. Знаменательным событием стало воцарение князя Рюрика (варяга по происхождению) и его дружины в Новгороде, согласно летописям об этом его попросили сами жители города. Рюриковичи и их дружина смешались с населением Новгорода, после чего при помощи войны и дипломатии они начали объединять соседние славянские племена.
В 879 году Рюрик умер, и его наследником стал его сын, Игорь. Однако в это время он был лишь мальчишкой, поэтому реальную власть в новом государстве взял полководец князь Олег, продолживший завоевательную деятельность. В 882 году Олег взял Киев, уничтожив правивших в нем князей Аскольда и Дира, выходцев из племени полян. Посчитав Киев более пригодным для княжения городом, Олег перенес в него столицу. С этим событием период становления Киевской Руси был завершен.
Образование Киевской Руси, кратко описанное в данном разделе, до сих пор является предметом споров. Существует две основные теории, согласно первой из них государственность в Киевскую Русь принесли именно варяги (шведы, викинги), с которыми славяне были в дружеских отношениях. Они «навели порядок», и сумели взять под свою руку обширную территорию. Другая теория предполагает, что государственность на Древней Руси была и до прихода варягов, а сам Рюрик был славянином. Не удалось найти ни одного точного источника, который позволил бы подтвердить ту или иную теорию.
Само название «Русь» также является предметом для споров. Возможно, название произошло от названия реки Рось, протекающей под Киевом, или же оно пришло от самих варягов. Многие племена шведских викингов, а также их высокопоставленные члены их общества называли себя «Рус» или «Русса». Поэтому вполне логичной можно считать версию, согласно которой именно варяги, захватив власть в Киеве, начали называть так свою высшую номенклатуру, а затем и все государство – Киевская Русь.
antiquehistory.ru
Киевская Русь кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Киевская Русь кратко описывается как централизованное государство феодального типа, образовавшееся в Восточной Европе в последней четверти 9 века. Оно образовалось в результате завоевательной деятельности новгородских князей династии Рюриковичей, варяжской по происхождению, которые сумели установить свою власть в двух крупнейших городах того времени – Новгороде и Киеве. Название Киевской Руси появилось после того, как в Киев была перенесена столица.
Династия Рюриковичей правила в древнерусских городах в течение нескольких столетий, одним из позднейших выходцев этой династии стал московский царь Иван Грозный. Киев и Новгород находились в стратегически выгодном положении, через них проходил так называемый «путь из варягов в греки». Проходя речными «дорогами» из Балтийского моря в Черное, варяжские и русские торговые суда достигали берегов Византии, что способствовало быстрому обогащению Киевской Руси, и повышению ее значимости на международной арене того времени.
В 10 веке Киевская Русь начала проводить походы за границу, в том числе в Византию, что, впрочем, не помешало в будущем наладить двум крупным государствам дружеские отношения. Дружба Византии и Киевской Руси вылилась в принятие Христианства в качестве государственной религии. Крещение Руси было проведено киевским князем Владимиром Великим в конце 10 века, внуком княгини Ольги (которая, как известно, также была христианкой). Языческий культ был частично вытеснен за пределы Руси (особо упорные в этом вопросе «волхвы» ушли далеко на восток), и частично вплетен в христианскую веру для более быстрой ассимиляции.
В этот период Киевская Русь заинтересовала западноевропейские страны, Киев начал вести дипломатические переговоры с ведущими государствами того времени. В западных источниках Киевская Русь кратко упоминалась как страна городов – Гордарика. Дело в том, что для раннего Средневековья на Руси действительно было много крупных городов, в летописях удалось найти описания 24 из них, однако на самом деле их было значительно больше.
Наибольшего расцвета Киевская Русь добилась при правлении Ярослава Мудрого, правившего в первой половине 11 века. Однако со временем государство ослабло, в первую очередь из-за самих царей, которые наделяли своих сыновей равными правами. В результате раздробленное государство погрязло в междоусобной борьбе, и в 13 веке большую часть русских княжеств без труда захватила Золотая Орда
antiquehistory.ru