ДРЕВНИЙ ХЕРСОНЕС, город. Корсунь город в древней руси современное название


Корсунь (Херсонес) - это... Что такое Корсунь (Херсонес)?

 Корсунь (Херсонес)

см. Херсонес.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Корсунь (мст.)
  • Корт Корнелис

Смотреть что такое "Корсунь (Херсонес)" в других словарях:

  • Корсунь — Херсонес, византийский город в Крыму (1): Велитъ (Див) послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, Тьмутораканьскыи блъванъ. 9. Из д Рима веригами обложенъ, яко монисты златы, по морю стража Кърсуня дошьлъ… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • корсунь — Херсонес Словарь русских синонимов. корсунь сущ., кол во синонимов: 1 • херсонес (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 201 …   Словарь синонимов

  • херсонес — Корсунь Словарь русских синонимов. херсонес сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • корсунь …   Словарь синонимов

  • ХЕРСОНЕС — древний город, в 5 1 вв. до н. э. античный полис, с 1 в. аристократическая республика, зависимая от Рима, с 4 в. от Византии. В средние века (до 15 в.) назывался Херсон, Корсунь. Развалины на окраине современного Севастополя. Руины стен с башнями …   Большой Энциклопедический словарь

  • Херсонес — Корсунь Шевченковский Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 …   Географическая энциклопедия

  • Херсонес — Корсунь Шевченковский …   Топонимический словарь

  • Херсонес Таврический — У этого термина существуют и другие значения, см. Херсонес. У этого термина существуют и другие значения, см. Херсон (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Корсунь …   Википедия

  • Херсонес —         Таврический (греч. Chersonesos, в средние века Херсон, Корсунь), древний город в Крыму (ныне в черте г. Севастополя). Основан в 422 421 до н. э. греками, переселившимися из Гераклеи (См. Гераклея) Понтийской. В 5 1 вв. до н. э. Полис; в 1 …   Большая советская энциклопедия

  • Херсонес — Таврический (греч. Chersonēsos, др. рус. Корсунь), древний и средневековый город в Крыму (ныне в черте г. Севастополь). Основан в 422 до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, в I в. до н. э. подчинён Риму. Опорный пункт Рима, затем Византии в… …   Энциклопедический словарь

  • Херсонес Таврический — (Χερσόνησος ά ποτί τάν Ταυρικάν). История. Χ. в позднейшем (не раньше III в. по Р. Хр.) словоупотреблении Херсон (Χέρσων, откуда Корсунь) основан был Гераклеей Понтийской, черноморской колонией Мегары. К какому времени относится это основание,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

КОРСУНЬ - это... Что такое КОРСУНЬ?

  • Корсунь — Корсунь: Содержание 1 Белоруссия 1.1 Брестская область 1.2 Гомельская область …   Википедия

  • Корсунь — Херсонес, византийский город в Крыму (1): Велитъ (Див) послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, Тьмутораканьскыи блъванъ. 9. Из д Рима веригами обложенъ, яко монисты златы, по морю стража Кърсуня дошьлъ… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • корсунь — Херсонес Словарь русских синонимов. корсунь сущ., кол во синонимов: 1 • херсонес (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 201 …   Словарь синонимов

  • Корсунь — (Корсунъ), бывш. городъ Кіев. губ., Богуславск. у.; расположенъ на р. Роси. Основанъ вел. кн. кіевскимъ Ярославомъ Владиміровичемъ, к рый, завладѣвъ въ 1032 г. Червенскими городами, вторгался въ Польшу, откуда и вывезъ множ во плѣнныхъ, поселивъ… …   Военная энциклопедия

  • Корсунь — 1) древнерусское название Херсонеса. 2) Название г. Корсунь Шевченковский до 1944. * * * КОРСУНЬ КОРСУНЬ, 1) древнерусское название Херсонеса (см. ХЕРСОНЕС). 2) Название г. Корсунь Шевченковский (см. КОРСУНЬ ШЕВЧЕНКОВСКИЙ) на Украине до 1944 …   Энциклопедический словарь

  • Корсунь — ж., др. русск. Корсунь – город на месте соврем. Севастополя. Отсюда получили название: 1) Корсунь близ Канева, 2) Корсунь в бывш. Симб. губ. Название города в Крыму восходит через тюрк. гармонию гласных к греч. Χερσών, ῶνος (Конст. Багр.), в… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Корсунь — іменник чоловічого роду кол. назва м. Корсунь Шевченківський; друга назва стародавнього міста Херсонес …   Орфографічний словник української мови

  • Корсунь — I Корсунь         посёлок городского типа в Донецкой области УССР, в 3 км от ж. д. станции Щебенка (на линии Донецк Ворошиловград). Расположен в Донбассе, на р. Корсунке (бассейн р. Миус), в 15 км от Енакиева. Население посёлка работает на… …   Большая советская энциклопедия

  • Корсунь — см. Херсонес …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Корсунь — см. Херсонес …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    ДРЕВНИЙ ХЕРСОНЕС, город - это... Что такое ДРЕВНИЙ ХЕРСОНЕС, город?

     ДРЕВНИЙ ХЕРСОНЕС, город

    Это одно из названий Старого или Страбонова Херсонеса - города, находившегося на мысе Маячном и разрушенного во II веке до н.э. во время войн Херсонеса Таврического со скифами. Название дошло до нас по трудам древнегреческого историка и географа Страбона (64/63 г. до н.э.-23/24 год н.э.). Смотри статьюСтарый Херсонес.

    Топонимический словарь Севастополя. EdwART. 2011.

    • ДОРАС, ДОРОС, город
    • ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, государственное образование

    Смотреть что такое "ДРЕВНИЙ ХЕРСОНЕС, город" в других словарях:

    • ХЕРСОНЕС — древний город, в 5 1 вв. до н. э. античный полис, с 1 в. аристократическая республика, зависимая от Рима, с 4 в. от Византии. В средние века (до 15 в.) назывался Херсон, Корсунь. Развалины на окраине современного Севастополя. Руины стен с башнями …   Большой Энциклопедический словарь

    • Херсонес — (др. греч. ἡ Χερσόνησος от χερρόνησος  букв. «полуостров», лат. Chersonesus)  древнегреческое имя, а также название полуостровов, мысов и расположенных …   Википедия

    • Херсонес —         Таврический (греч. Chersonesos, в средние века Херсон, Корсунь), древний город в Крыму (ныне в черте г. Севастополя). Основан в 422 421 до н. э. греками, переселившимися из Гераклеи (См. Гераклея) Понтийской. В 5 1 вв. до н. э. Полис; в 1 …   Большая советская энциклопедия

    • ХЕРСОНЕС Таврический — (греч. Xersonnsos Tayrixn, в ср. века Херсон, Корсэнь) древний город в Крыму (в черте г. Севастополя). Осн. в 422 421 до н. э. греками, переселившимися из Гераклеи Понтийской. В 5 1 вв. до н. э. рабовладельч. город государство X. демократич.… …   Советская историческая энциклопедия

    • Херсонес Таврический — (Χερσόνησος ά ποτί τάν Ταυρικάν). История. Χ. в позднейшем (не раньше III в. по Р. Хр.) словоупотреблении Херсон (Χέρσων, откуда Корсунь) основан был Гераклеей Понтийской, черноморской колонией Мегары. К какому времени относится это основание,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    • Херсонес — Таврический (греч. Chersonēsos, др. рус. Корсунь), древний и средневековый город в Крыму (ныне в черте г. Севастополь). Основан в 422 до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, в I в. до н. э. подчинён Риму. Опорный пункт Рима, затем Византии в… …   Энциклопедический словарь

    • ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ — (Херсон, Корсунь), древний город в Крыму, на окраине современного Севастополя, основан в 422 421 до н. э. греками. В 989 взят киевским кн. Владимиром, который принял здесь христианство, положив начало Крещению Руси. Источник: Энциклопедия Русская …   Русская история

    • История Севастополя — История городских поселений на территории современного Севастополя насчитывает более 25 столетий. Герб Севастополя 1893 года Содержание 1 Херсонес 1.1 Древнегречес …   Википедия

    • Русско-византийская война 988 года — (взятие Корсуни) осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году. В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем Крещением Руси. Собственно рассказ о боевых …   Википедия

    • Взятие Корсуни (988) — Русско византийская война 988 года (взятие Корсуни) осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году. В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем… …   Википедия

    sevastopol_toponyms.academic.ru

    Корсунь - это... Что такое Корсунь?

  • Корсунь — Корсунь: Содержание 1 Белоруссия 1.1 Брестская область 1.2 Гомельская область …   Википедия

  • Корсунь — Херсонес, византийский город в Крыму (1): Велитъ (Див) послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, Тьмутораканьскыи блъванъ. 9. Из д Рима веригами обложенъ, яко монисты златы, по морю стража Кърсуня дошьлъ… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • КОРСУНЬ — 1) древнерусское название Херсонеса2)] Название г. Корсунь Шевченковский на Украине до 1944 …   Большой Энциклопедический словарь

  • корсунь — Херсонес Словарь русских синонимов. корсунь сущ., кол во синонимов: 1 • херсонес (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 201 …   Словарь синонимов

  • Корсунь — (Корсунъ), бывш. городъ Кіев. губ., Богуславск. у.; расположенъ на р. Роси. Основанъ вел. кн. кіевскимъ Ярославомъ Владиміровичемъ, к рый, завладѣвъ въ 1032 г. Червенскими городами, вторгался въ Польшу, откуда и вывезъ множ во плѣнныхъ, поселивъ… …   Военная энциклопедия

  • Корсунь — ж., др. русск. Корсунь – город на месте соврем. Севастополя. Отсюда получили название: 1) Корсунь близ Канева, 2) Корсунь в бывш. Симб. губ. Название города в Крыму восходит через тюрк. гармонию гласных к греч. Χερσών, ῶνος (Конст. Багр.), в… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Корсунь — іменник чоловічого роду кол. назва м. Корсунь Шевченківський; друга назва стародавнього міста Херсонес …   Орфографічний словник української мови

  • Корсунь — I Корсунь         посёлок городского типа в Донецкой области УССР, в 3 км от ж. д. станции Щебенка (на линии Донецк Ворошиловград). Расположен в Донбассе, на р. Корсунке (бассейн р. Миус), в 15 км от Енакиева. Население посёлка работает на… …   Большая советская энциклопедия

  • Корсунь — см. Херсонес …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Корсунь — см. Херсонес …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    definition of Русско-византийская_война_988_года and synonyms of Русско-византийская_война_988_года (Russian)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Русско-византийская война 988 года (взятие Корсуни) — осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году.

    В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем Крещением Руси. Собственно рассказ о боевых действиях являлся лишь обрамлением для описания важнейшего этапа в жизни народа — принятия православной веры. Конфликт за Корсунь в 988 привёл к женитьбе Владимира на византийской принцессе Анне и последующему распространению на Руси православия. По другой версии, захват Корсуни в 989 произошёл уже после крещения Владимира в 987 как средство давления на Византию с целью заставить её выполнить взятые обязательства.

    Падение Корсуни отражено лишь в древнерусских источниках, за исключением единственного упоминания об этом событии современником, византийским историком Львом Диаконом.

    Предыстория конфликта

    Златник Владимира. Лицевая сторона с портретом князя.

    После войны киевского князя Святослава с Византией в 970—971 годах отношения между греческой империей и Русью оставались недружественными. Когда Святослав погиб в 972 в схватке с печенегами на днепровских порогах, на Руси разгорелась междоусобная война между его сыновьями за киевский престол. Победил князь Владимир в 978 и с тех пор совершал военные походы на соседей.

    Укрепление древнерусского государства заставило киевского князя задуматься о принятии религии, которая могла бы стать государственной на Руси. Выбор пал на православие. По «Повести временных лет» Владимир к 988 году решил принять крещение в греческом городе Корсунь в Крыму, причём последующий захват города и крещение описываются в рамках агиографической традиции с сопутствующими чудесами.

    В Византии с 976 года правил молодой император Василий II, который с самого начала правления столкнулся с разгромом своего войска болгарами и мятежом военачальников. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Варда Склир. Для борьбы с ним направили в 978 бывшего мятежника Варду Фоку, популярного в войсках. Однако тот, одержав победу над Вардой Склиром, в 987 провозгласил себя императором. В начале 988 мятежные войска подошли к византийской столице Константинополю, от которого их отделял только пролив Босфор. Одновременно, по словам сирийского историка XI века Яхъя Антиохийского, болгары опустошали владения Византии на западе.

    Русско-византийский союз

    Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. Яхъя Антиохийский, обычно точно отражающий хронологию событий, так рассказал о русско-византийском союзе:

    «Был им [Вардой Фокой] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия [Анне], после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов . И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку…»

    О размере русской военной помощи Византии сообщил армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира. Он назвал цифру в 6 тысяч воинов. По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Варды Фоки под Хрисополем (на азиатском берегу Босфора) в конце 988 года, а 13 апреля 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Яхъя Антиохийский упоминает о боевых действиях русов в составе византийского войска и после, в северной Сирии в 999 году.

    Таким образом, русско-византийский союз был заключён не позднее осени 988 года, после чего русский корпус воевал в составе византийской армии по крайней мере до начала XI века. Согласно восточным источникам союзу предшествовали решение князя Владимира креститься и согласие императора Василия II выдать свою сестру замуж за Владимира.

    Владимир крестился в 987 году, так как его самое раннее «Житие»[1], составленное монахом Иаковом, сообщает, что «по святом крещении поживе блаженный князь Владимир лет 28»[2], а также «крестижеся князь Владимир в десятое лето по убиении брата своего Ярополка»[3]. Более поздний источник «Повесть временных лет» соединяет крещение Владимира с крещением всей Руси и походом на Корсунь.

    Поход на Корсунь

    Поход Владимира на Корсунь. Н. Рерих, 1900 г.

    Хронология похода

    Причины и дата похода князя Владимира на греческий город Корсунь в Крыму остаются неясными. Повесть временных лет датирует поход весной—летом 988 года, что в целом не противоречит восточным свидетельствам о заключении русско-византийского союза.

    Однако византийский историк Лев Диакон, единственный из греков упомянув о захвате Херсона (Корсуни) «тавроскифами», приурочил это событие к комете, наблюдаемой в июле-августе 989 года. «Житие» монаха Иакова сообщает: «На другое лето по крещении к порогам ходил, на третье лето Корсунь город взял». То есть взятие города произошло в 989 году.

    В таком случае вызывает вопрос участие крупного русского соединения в составе византийского войска в то время, когда Владимир осаждает греческий город. Историки выдвигают различные версии, объясняющие поход Владимира на Корсунь. По наиболее распространённой версии Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с её точки зрения договор: отдать замуж за «варвара», крещённого без участия византийской церкви, родную сестру императора. Захват Корсуни и угроза пойти на Царьград стали средством, принудившим Василия II к исполнению обязательств породниться с «тавроскифами».[4] Выдвигалась другая версия[5], что город отложился от империи, присоединившись к мятежу Варда Фоки, и Владимир действовал против него как союзник Василия.

    По разным средневековым источникам осада Корсуни заняла от 6[6] до 9 месяцев, что допускает возможность начала осады осенью 988 (уже после отправки воинского отряда на помощь Василию II), а падение Корсуни — летом 989 года .

    Диорама "Осада Корсуня князем Владимиром в 988 году" Автор И.С. Петров 1959г.

    Крепость Корсунь

    Руины Херсонеса

    Древний Херсонес (древнерус. Корсунь, совр. территория Севастополя) располагался на скалистом участке побережья Крыма, примыкая на востоке к бухте Карантинная и вытягиваясь вдоль берега моря в сторону бухты Песочная на западе.[7] Основали его в конце V в. до н. э. греческие колонисты, выходцы из Гераклеи Понтийской.

    Оборонительная система в средние века представляла собой мощную крепостную стену по всему периметру, включая и со стороны моря. Общая протяжённость стен — 2,9—3,5 км, толщина до 4 м. Открыто 32 башни, 7 боевых калиток и 6 ворот. Высота стен достигала 8—10 м, башен 10—12 м[8] Нижняя наружная часть стен сложена из крупных, тщательно отёсанных и пригнанных известняковых блоков. Выше использовались для кладки более мелкие блоки на известковом растворе.

    Крепость Херсонес в Крыму

    На наиболее угрожаемом южном участке (дальнем от моря) перед основной стеной была сооружена более низкая вспомогательная стена (протейхизма), сильно затрудняющая подступ к стенам.

    За Песочной бухтой к западу находится Стрелецкая бухта, где по предположению историков высадился Владимир с войском.[9][10]

    Повесть временных лет

    Наиболее ранний древнерусский летописный свод из дошедших до нашего времени, «Повесть временных лет», так описывает осаду и захват Корсуни:

    «В 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города.Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года“. Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял.И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока“. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, — сам крещусь!“. И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.»

    После захвата города Владимир потребовал у визанийского императора его сестру, обещав взамен креститься; дождался там Анны с церковной свитой, после чего крестился, заключил брак и вернул Корсунь Византии. По возвращению в Киев Владимир приступил к крещению народа с помощью греческих священников. Летописец замечает, что князь вывез из Корсуни не только мощи святых и иконы, но и прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи.

    Историк В. В. Мавродин предполагал, что Корсунская легенда о крещении Владимира была внесена в начальную летопись[11] одним из корсунских священников, так как летописец хорошо знал топографию Херсонеса и вставлял греческие слова в русский текст.[9] Легендарный характер захвату Корсуни придают агиографические штампы, то есть традиционное соединение реальных событий с описанием чудес, происходящих во время этих событий (внезапная слепота Владимира и прозрение после крещения).

    Житие Владимира особого состава

    Несколько иная версия похода на Корсунь излагается в «Житие Владимира особого состава».[12]

    Согласно ему вначале Владимир просил за себя дочь «князя Корсунского града», но тот с презрением отказал язычнику. Тогда оскорблённый Владимир собрал войско из «варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми» и двинулся покарать обидчика. Во время осады некий варяг из Корсуни по имени Ждберн (или Ижберн) послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам и крикнул: «Донесите стрелу сию князю Владимиру!» К стреле была привязана записка с сообщением: «Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возмешь Корсуня. Корабельники же приходят путём земляным с питием и с кормом во град.» Владимир велел перекопать земляной путь и через 3 месяца взял город.

    Далее последовала расправа с жителями города:

    «А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»

    Возможно в этом эпизоде автор Жития хотел подчеркнуть варварство русского князя, который просветлел духом только после крещения, однако в данном случае Владимир скопировал образ своих предыдущих действий по отношению к полоцкому князю Рогволоду и его дочери Рогнеде. Захватив Корсунь, Владимир отправил в Царьград посольство во главе с военачальником Олегом и варягом Ждберном. Эти персонажи не известны по другим источникам.

    Таким образом, «Житие особого состава», несмотря на противоречия с другими источниками, передаёт историю падения Корсуни более реалистично и с большими подробностями, чем «ПВЛ». Однако историков настораживает не ясная версия с «земляным путём», по которому в город экипажами кораблей доставлялись вода и продовольствие. Версия «ПВЛ» с перекопанным водопроводом очевидна, хотя не вполне понятна зависимость крупной, хорошо укреплённой крепости от внешнего водопровода, расположение которого не могло долго храниться в тайне от врага.

    Историки не исключают, что обе истории захвата Корсуни имеют под собой реальную основу, и наряду с исторически достоверным Анастасом, вошедшим в доверие к Владимиру после падения города, одновременно действовал варяг Ждберн, которому сподручнее было выпустить стрелу в сторону осаждавших и переговариваться с ними на одном языке.

    После похода

    По крайней мере до 1000 года русский контингент[13], посланный Владимиром на помощь Византии, сражался в разных краях обширной империи. Известно о русах в составе греческого войска и позже, однако это уже были чисто наёмные отряды подобные варяжским.

    После захвата Корсуни следующая русско-византийская война произошла спустя 55 лет в 1043 году при сыне Владимира киевском князе Ярославе. Около 1024 года, в смутное время борьбы за власть на Руси, отмечен набег русской вольницы на византийские острова в Эгейском море, но все 800 русских воинов были перебиты на Лемносе.

    Город Корсунь после русского набега продолжал жить и поддерживать связи с Киевской Русью, однако постепенно угасал с ослаблением Византийской империи. В XII веке торговлю на Чёрном море захватили итальянские республики Венеция и Генуя, а в 1399 году город в очередной раз был разрушен татарами, после чего так и не оправился. После присоединения Крыма к России рядом с развалинами античного Херсонеса в 1783 году появился Севастополь, который вскоре поглотил городище.

    Багрянородная[14]Анна, став женой князя «тавроскифов» при таких обстоятельствах, оставила добрую память на Руси распространением христианского учения. Она умерла раньше мужа, в 1011 году.

    Анастас Корсунянин, предавший город в руки Владимира, достиг высокого положения при дворе князя. Став одним из основателей Десятинной церкви в Киеве, он после смерти Владимира перебежал в 1018 году к польскому королю Болеславу.

    Примечания

    1. ↑ Другое название «Память и похвала князю русскому Владимиру»: [1]
    2. ↑ Владимир умер 15 июля 1015 г.
    3. ↑ «Житие» монаха Иакова относит воцарение Владимира на киевском престоле и убийство Ярополка к 978 году
    4. ↑ В. В. Розен (1883), В. В. Мавродин, А. В. Назаренко
    5. ↑ А. В. Поппе (1978)
    6. ↑ Обычное житие Владимира Святославича, древнейший список — Мусин-Пушкинский 1414 г.
    7. ↑ Херсонес на Google maps
    8. ↑ Юго-восточная линия обороны Херсонеса : с сайта музея Херсонесского городища
    9. ↑ 1 2 Мавродин В. В. Образование русского национального государства. Изд. 2-е, Госполитиздат. 1941
    10. ↑ Б. Д. Греков. Повесть временных лет о походе Владимира на Корсунь. Изв. Таврического об-ва истории, археологии и этнографии, 1929, т. III,
    11. ↑ Летопись, на основе которой создавалась Повесть временных лет
    12. ↑ «Житие Владимира особого состава» из Плигинского сборника является источником XVII века, корсуньская история из него частично содержится в Проложном житие XV века. Выдержки из него опубликованы в книге: Карпов А. Ю. «Владимир Святой» из серии ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2005.
    13. ↑ О русском отряде, посланном Владимиром, сообщил армянский историк Стефан Таронский. В 1000 году отряд воевал в Грузии.
    14. ↑ Рождённая в особой зале императорского дворца в Константинополе, в Порфире. Рождение там подразумевает, что родители ребёнка были императорских кровей, а сам ребёнок имел бесспорное право на престол.

    dictionary.sensagent.com

    Корсунь - это... Что такое Корсунь?

    КОРСУНЬ (Корсунъ), бывш. городъ Кіев. губ., Богуславск. у.; расположенъ на р. Роси. Основанъ вел. кн. кіевскимъ Ярославомъ Владиміровичемъ, к-рый, завладѣвъ въ 1032 г. Червенскими городами, вторгался въ Польшу, откуда и вывезъ множ-во плѣнныхъ, поселивъ ихъ на берегахъ р. Роси и заложивъ тамъ нѣск. городовъ и кр-стей, въ числѣ ихъ и К. Городъ замѣчателенъ слѣд. воен. событіями. Въ 1637 г. въ Украйнѣ вспыхнуло возстаніе казаковъ, вслѣдствіе крайн. угнетенія поляковъ; во главѣ возставшихъ сталъ чрезвычайно отважный, но не свѣдущій въ воен. дѣлѣ Сулима Наливайко (онъ же Павло Бунъ). Въ маѣ возставшіе казаки, ожидая подкр-ній, окопались близъ К. Передъ веч. 5 дкб. польск. войска перешли Шахновъ мостъ, направляясь къ д. Кумейкамъ. Передовой ихъ отрядъ, подъ нач. Лаща, въ числѣ около 1.500 ч., направился къ д. Мошнамъ, близъ К., гдѣ стояло казач. войско. Отъ одного изъ перебѣжчиковъ Наливайко узналъ, что нѣсколько польск. хоругвей не успѣло еще примкнуть къ своимъ и идетъ сзади. На основаніи этихъ свѣдѣній Павлюкъ (Наливайко) задумалъ обойти польск. войска, дабы завладѣть переправами на р. Роси и преградить путь подходившимъ хоругвямъ. Казаки всѣмъ таборомъ двинулись вслѣдъ за Лащомъ, к-рый поспѣшилъ присоединиться къ своимъ главн. силамъ. Захваченные поляками плѣн. казаки показали, что у Павлюка было ок. 20 т. казаковъ съ 8 пушками и что, онъ ожидалъ съ лѣв. бер. Днѣпра подхода ополченія, подъ нач. Кизима. Потоцкій, командовавшій польск. войсками, приказалъ 5-го веч. наступать на казаковъ, для чего поляки двинулись впередъ таборомъ, состоявшимъ изъ повозокъ, поставленныхъ въ 10 рядовъ. 6 дкб. утр. поляки замѣтили, что казаки обходятъ ихъ флангъ. Потоцкій приказалъ продолжать атаку, начатую наканунѣ. Въ это время жители д. Кумейки, расположенной близъ поля сраженія, желая помочь казакамъ, зажгли свою деревню въ надеждѣ, что дымъ будетъ безпокоить поляковъ, но ошиблись: онъ дулъ на казаковъ. Стремит-но бросилась на казаковъ пѣхота, грянули польск. пушки, пять кон. хоругвей одна за другой понеслись на таборъ Наливайко, к-рый сразу и б. разстроенъ въ двухъ мѣстахъ. Часть казач. конницы тотчасъ же отступила, польск. хоругви ее преслѣдовали, но не могли догнать; оставшіеся же пѣшіе казаки устроили изъ повозокъ. болѣе тѣсный таборъ и отчаянно защищались. Потоцкій приказалъ зажечь сѣно на казацкихъ возахъ; скоро огонь дошелъ до пороха, казаки отбивались оглоблями, дугами, обломками телѣгъ. Ожесточен. бой длился до вечера. Съ наступленіе сумерокъ остатки казач. войска, бросивъ 6 пушекъ, отступили къ Боровицѣ, гдѣ изъ оставшихся повозокъ б. составленъ еще таборъ и поставлены 2 оставшіяся пушки. Ночью поляки послали казакамъ предложеніе сдаться, но отвѣта изъ табора не послѣдовало; тогда Потоцкій началъ бомбард-ку послѣдняго, при чемъ оказалось, что казаки, бросивъ свои повозки и раненыхъ, поспѣшно отступили къ Боровицѣ надъ р. Днѣпромъ. Въ бою подъ К. казаки потеряли, кромѣ упомянутыхъ 6 орудій, убитыми и ранеными до 6 т. ч. — Въ 1648 г., послѣ побѣды казаковъ надъ поляками при Жевтыхъ Водахъ (см. это) и убіеніи гетмана Барабаша, поставленнаго отъ Польши надъ Украйной, казаки провозгласили гетманомъ Богдана Хмѣльницкаго1 (см. это слово и Казацкія малороссійскія войны). Это возстаніе было совершенно неожиданнымъ для Польши, королевство не могло сразу выставить противъ казаковъ достаточ. колич-ва силъ, и коронный гетманъ Потоцкій, потерпѣвшій пораженіе при Жевтыхъ Водахъ, съ остал. войсками въ 5 т. ч., занялъ оборонит. позицію между Стабловомъ и К. Хмѣльницкій, вмѣстѣ со вспомогат. 4-тыс. отрядомъ татаръ, бывшихъ подъ нач. Туганъ-бея, быстро наступалъ на поляковъ, дабы не дать возм-сть Потоцкому усилиться подкр-ніями; всего Хмѣльницкій располагалъ силами, считая и татаръ, по однимъ даннымъ, равными 15 т. ч., по другимъ — до 25 т. Слухи о приближеніи Хмѣльницкаго распространили сильную тревогу въ лагерѣ Потоцкаго, при чемъ украинцы, одѣтые драгунами, въ числѣ около 2 т. ч., посланные въ передов. отрядъ, передались Хмѣльницкому. 15 мая татары первые бросились на лѣв. крыло поляковъ, к-рымъ командовалъ Ордживольскій. Нѣск. разъ отступали шляхтичи, а затѣмъ вновь наступали на татаръ. Потоцкій приказалъ имъ не вступать въ рѣшит. бой. Передъ веч. враги разошлись, при чемъ Хмѣльницкій расположилъ свои войска на возвыш-ти въ видѣ полумѣсяца и показывалъ видъ, будто хочетъ атаковать всѣми силами польск. обозъ; между тѣмъ, онъ инымъ способомъ задумалъ уничтожить врага. Онъ приказалъ расторопному и умному казаку Микитѣ Галагану предаться полякамъ и рассказать имъ, что силы Хмѣльницкаго все больше и больше увеличиваются какъ подходомъ новыхъ ополченій, такъ и подкр-ніемъ отряда Туганъ-бея. Извѣстіе этого казака произвело ошеломляющее впечатлѣніе въ польск. станѣ: многіе совѣтовали бѣжать какъ можно скорѣe. Въ общемъ же, пришли къ заключенію о необходимости немедл. отступленія, при чемъ на Галагана, предложившаго свои услуги въ кач-вѣ проводника, поляки легковѣрно положились и согласились на предложенный имъ путь отступленія проселоч. дорогами на Богуславъ, во избѣжаніе неожид. нападеній казаковъ. Между тѣмъ, Хмѣльницкій, предвидя, что задуманный имъ планъ удастся, вмѣстѣ съ посылкой Галагана двинулъ казаковъ Корсунскаго полка, подъ нач. Кривоноса, съ татарами черезъ близлежащую гору, приказавъ имъ занять березовый лѣсъ въ урочищѣ Кривая Балка, находившемся въ районѣ К., близъ с. Грохова. Хмѣльницкій приказалъ отряду Кривоноса устроить въ лѣсу засѣки на вѣроятн. пути отступленія поляковъ, перекопать дорогу глубок. и длин. рвомъ вдоль узкаго оврага и засѣсть въ лѣсн. чащѣ, поставивъ орудія на опушкѣ. 16 мая до разсвѣта польск. таборъ двинулся въ путь: возы съ запасами и панскіе рыдваны, нагруженные всякимъ добромъ, потянулись двойнымъ 4-уг-комъ въ 8 рядовъ; въ срединѣ арт-рія и лошади; по сторонамъ — пѣхота; лѣв. участкомъ руководилъ Калиновскій, правымъ — Потоцкій. Казаки дали возможность пройти полякамъ безпрепят-но 10 вер., затѣмъ начали преслѣд-ніе, бросившись стремит-но на обозъ; татары пустили стрѣлы, поляки отвѣчали руж. огнемъ, при чемъ многія ружья б. у нихъ заряжены дробью. Казаки и татары то отступали, то наступали и шли позади за польск. обозомъ, то налетали на него, стрѣляя и пуская стрѣлы и затѣмъ быстро отбѣгая назадъ. Такъ прошли поляки еще около 5 вер. и вступили въ лѣсъ, гдѣ ихъ ожидало новое бѣдствіе: Галаганъ завелъ ихъ въ засаду, по дорогѣ лежали кучами срублен. деревья, и въ то время какъ Хмѣльницкій напиралъ на польск. обозъ сзади, 6 т. казаковъ, посланныхъ съ Кривоносомъ, бросились на врага спереди и съ боковъ. Пока проходилъ обозъ черезъ рощу, уже значит. часть повозокъ б. отбита, роковое же мѣсто со рвомъ черезъ дорогу было въ концѣ рощи, гдѣ путь спускался въ оврагъ и вновь поднимался въ гору. Оврагъ въ упомянутомъ мѣстѣ оказался перекопаннымъ глубокимъ рвомъ, тянувшимся въ ту и другую сторону на нѣск. верстъ. Польск. пушки и возы, съѣзжая съ горы, падали въ этотъ ровъ, другіе же бросались въ стороны, но по бокамъ были овраги, куда они и попадали; прямо же съ полянъ, съ противополож. берега оврага, палили казацкія пушки, а сзади нападали казаки и татары. Въ рядахъ польск. войскъ произошло полное замѣшат-во, лишь одинъ полк-къ, кн. Корецкій, рѣшилъ пробиться со своимъ польск. полкомъ (2 т. жолнеровъ) и бросить обозъ. Казаки воспользовались образовавшимся промежуткомъ и ворвались въ средину обоза, истребляя врага. Польскія войска перестали существовать; Потоцкій, Калиновскій и съ нимъ множ-во пановъ, весь обозъ и арт-рія и много плѣнныхъ достались побѣдителямъ; лишь Корецкій, потерявъ 900 ч., успѣлъ пробиться къ Кіеву. Захваченные два польск. гетмана б. уступлены Хмѣльнйцкому татарами. — Въ 1664 г. казаки, недовольные гетманомъ Брюховецкимъ, бунтовали; польск. король вторгся въ Украйну и занялъ К. своими войсками, но вслѣдъ за тѣмъ 4 апр. глуховскій полковникъ Гамаля овладѣлъ городомъ, разбилъ непр-ля и плѣнилъ многихъ измѣнившихъ отеч-ву казацкихъ старшинъ. Близъ К. въ 1669 г. разбить измѣнникъ Дорошенко сыномъ Богдана Хмѣльницкаго, Юріемъ, к-рый и самъ потомъ передалъ этотъ городъ въ руки татаръ. Въ 1678 г. сынъ гетмана Самойловича, Семенъ, очистилъ К. и другіе города отъ невѣрныхъ. (Проф. М. Грушевскій, Очеркъ исторіи украинскаго народа, 1911; Костомаровъ, Богданъ Хмѣльницкій, 1870).

    ve.academic.ru

    Крым как «сакральная Корсунь». Миф и реальность | Общество | ИноСМИ

    Миф о Крыме как «первичной купели крещения» и «духовном истоке» России занимает особое место в нашем изложении. Дело не только в том, что он — последний по времени возникновения, но и в том, что родился он на наших глазах, имеет точную привязку к дате и конкретного родителя — самого Владимира Путина. Благодаря деконструкции мифа о пресловутой «сакральной Корсуни» мы можем увидеть процесс формирования и прочих исторических мифов.

    У мифа про «сакральную Корсунь» пока есть только публицистическая версия, и смею надеяться, под него не станут подтягивать псевдонаучные объяснения. Уже 18 марта 2014 года в «Крымской речи» Путин сформулировал религиозную составляющую претензий России на Крым.

    «Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии».

    Как видим, здесь употреблено классическое греческое наименование города и повторена уже набившую оскомину мантра про «общность» народов трех соседних государств. Но уже на ноябрьской встрече с молодыми историками Владимир Путин сменил риторику и, помимо ЦУ, выдал слушателям следующее заявление.

    Дети проходят военную подготовку в украинском добровольческом батальоне «Азовец»Slate19.10.2016EurasiaNet29.10.2016Обозреватель28.10.2016Политика28.10.2016«Ведь именно в Крыму, в Херсонесе, крестился князь Владимир, а потом крестил Русь. Изначально первичная купель крещения России — там. И Херсонес — это же что? Это Севастополь. Вы представляете, какая связь между духовным истоком и государственной составляющей, имея в виду борьбу за это место: и за Крым в целом, и за Севастополь, за Херсонес? По сути, русский народ много веков борется за то, чтобы твердой ногой встать у своей исторической духовной купели».

    Следует отметить несколько важных моментов. Во-первых, от абстрактной риторики о «духовном подвиге» президент РФ перешел к «точному» обозначению Крыма в целом и Херсонеса в частности как «первичной купели крещения» и «духовного истока» России. Во-вторых, нынешний Владимир в одностороннем порядке «приватизировал» совершенный древним Владимиром «духовный подвиг» крещения, приписав его исключительно «русскому народу». Концепция «духовного истока» России в Крыму так понравилась президенту, что он повторил ее в своем декабрьском послании российскому парламенту.

    «В Крыму… находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь… И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм».

    Этот пассаж замечателен двумя составляющими. Во-первых, соединением в одном предложении словосочетаний «древняя Корсунь» и «сакральное значение» — видимо, для усиления эффекта «исконности», а во-вторых, сравнением Корсуни по значению с Храмовой горой. Позже конструкция «сакральная Корсунь» стала мемом и зажила отдельной жизнью.

    К большому сожалению для нашей исторической публицистики, Владимир Путин не уточнил, какие именно «наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом» и в чем это единство отразилось. Видимо, следует читать в этом месте «предки народов России, Украины и Белоруссии», как в соответствующем месте Крымской речи 18 марта.

    Интересно, что тезис о Крыме как «истоке многоликой, но монолитной русской нации» может быть интерпретирован в обратную сторону — о России как творце «народа Крыма», что было сделано в «Методических рекомендациях для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России».

    «Именно в границах России завершилось формировалось полиэтничного, поликультурного и поликонфессионального народа Крыма, воля которого столь отчетливо была проявлена в последних событиях».

    Правда, что это за «народ Крыма», и чем он отличается от народа той же Кубани, неясно. Кстати, что Надинский (Павел Надинский — историк-краевед, атвор «Очерков по истории Крыма», — прим. ред.) в 1951 году, что Мединский (Владимир Мединский —  министр культуры Российской Федерации, прим. ред) в 2015-м были очень сдержаны в характеристике похода Владимира на Херсонес, упомянув лишь распространенное заблуждение о личном крещении киевского князя в этом городе. Никаких «купелей» и «истоков» в их сочинениях не выявлено. А вот Николай Стариков (российский общественный и политический деятель, публицист, один из лидеров движения «Антимайдан» — прим. ред.) четко уловил тенденцию.

    «Сын Святослава князь Владимир в 987 году совершил поход на Корсунь (Херсонес), овладев городом. Где и принял крещение. Это историческое событие повлияло на всю последующую историю России, поэтому Севастополь несет в себе еще и особый духовный смысл для нашего государства».

    Правда, после начала российской военной операции в Сирии акценты российской государственной пропаганды сместились — и теперь уже эта страна была объявлена «духовным истоком» России, причем прямо в ущерб Херсонесу! Но, несмотря на такие кульбиты, «духовный» аргумент в пользу «российского Крыма» по-прежнему сохраняет свое значение.

    Миф о «купели» и «истоке» примечателен тем, что каждый из его тезисов является псевдонаучным, а для опровержения большинства из них не нужны специальные знания по истории. Разберем их по пунктам.

    1. Согласно п. 1 ст. 14 Конституции России,

    «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

    Уже одного этого должно было быть достаточно, чтобы закрыть всякие разговоры об особой духовной ценности Крыма для РФ — религия не может определять политику светского государства. Впрочем, кто и когда воспринимал всерьез российскую конституцию?

    2. 19 августа 2013 года (до путинской «сакральной Корсуни») лишь 25% россиян правильно ответили на вопрос «При каком правителе произошло крещение Руси?». А согласно исследованию 17 марта 2016 года лишь 58% россиян согласились с тем, что «В Херсонесе, расположенном на территории Крымского полуострова, были заложены основы самосознания русского народа», притом, что 21% отвергли это утверждение.

    В общем, миф хоть и показывает положительную динамику, но полностью умами жителей РФ не овладел.

    3. Князь Владимир не принял крещение в Херсонесе. Уже больше ста лет среди историков достигнут консенсус относительно того, что князь крестился еще до похода на Крым — либо в 987 году, либо в январе 988 года. По мнению Владимира Петрухина (советский и российский историк и археолог — прим. ред.), «…летом 987 г. в Киев должно было явиться посольство во главе с митрополитом Феофилактом… с предложением Владимиру руки принцессы Анны в обмен на крещение и предоставление военной помощи империи. Крещение Владимир, как уже говорилось, мог принять в Киеве на рождественские праздники, включавшие и день Василия Великого (1 января) — святого покровителя императора и новокрещеного князя, принявшего царственное имя «Василий», — и собственно праздник Крещения».

    Относительно места крещения идут дебаты: был ли это сам Киев, или Василев (нынешний Васильков), — но это едва ли важно. Главное, что поход на Херсонес был сугубо политическим мероприятием и никак не был связан с духовными исканиями князя Владимира.

    И кстати, вопреки повсеместно распространенному мнению, отраженному даже в школьных учебниках, Херсонес был взят киевскими войсками отнюдь не в 988 году, а летом следующего года.

    4. На момент личного обращения князя Владимира христианство не было диковинкой на Руси. Христианство пришло на территорию современной России много ранее, чем в Киев, — например, на Северном Кавказе оно было распространено еще в первые века нашей эры, и почему Владимир Путин игнорирует этот очевидный факт, остается загадкой. Что же касается земель современной России в составе Киевской Руси, то христианство пришло туда не из Херсонеса, а из Киева, и еще 80 лет спустя в Верхнем Поволжье вспыхивали языческие восстания, которые с большим трудом подавляли киевские дружины.

    И выглядит просто чудом, что российскому президенту никто из консультантов не сообщил еще два бесспорных факта из жизни древней Руси. Во-первых, что бабка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в столице Византии Константинополе, а во-вторых, что столетием раньше в том же месте тот же обряд прошел киевский князь Аскольд. В общем, чем нынешний Стамбул не «купель России»? И не пора ли по этому поводу там появиться «зеленым человечкам»?

    5. Владимир не мог «обратиться к православию» по той простой причине, что окончательный раскол Восточной (точнее, Восточных) и Западной христианской церкви оформился лишь в 1054 году. И хотя даже в 10 веке разница между Папой Римским и Константинопольским патриархом была очевидной, «обращение к православию» в случае с Владимиром — недопустимое передергивание.

    Да и вообще наши летописи, передающие обстоятельства принятия крещения Русью, созданы уже после церковного раскола, а потому сильно грешат предубежденностью против западного христианства как такового.

    6. Ну а что касается сравнения Херсонеса с Храмовой горой, то тут лучше диакона Андрея Кураева и не скажешь.

    «Совмещение слов «храмовая гора», «ислам» и «иудаизм» вовсе не дает в результате хоть что-то обнадеживающее. Совсем наоборот, это сразу отсылает нас к тяжелейшему, многовековому и неразрешимому конфликту… Для православного христианина (и даже уже — для русского православного христианина) никаких таких обязанностей перед Корсунью церковными уставами не предусмотрено. В православии вообще нет обязательных мест для паломничества. А те места, что наиболее привлекательны для христианина, находятся много дальше Крыма: на Афоне или на Святой Земле. Причем паломники, что брели и ехали к ним в 18-19 веках, в Крым вообще не заходили. Да и внутри самой православной Российской Империи тот же Киев с его святыми пещерами, мощами и иконами был много привлекательнее, чем руины Херсонеса».

    Итак, христианство на территории России появилось до Владимира, а сам он крестился не в Херсонесе, так что Крым не является ни «первичной купелью», ни «духовным истоком» современной Российской Федерации.

    inosmi.ru