Одежда в разные времена. Мода в древней Руси и России. Как одевались в древней руси
Что носили в Древней Руси? | Культура
Лапти По-видимому, мы не сделаем ошибки, если, отыскивая самый древний и самый распространенный вид обуви на Руси, отдадим предпочтение лаптям.
Лапти испокон веков были главной обувью крестьян — и мужчин, и женщин. Этимологи по-разному объясняют происхождение и смысл этого слова, однако наиболее убедительным кажется производство его от слова «лапа», ибо лапой в простонародье часто называли стопу ноги. А лапоть как раз и обувал стопу, иногда закрывая ногу до щиколотки.
Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники), из мочала — липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса — грив и хвостов — (волосянники), и даже из соломы (соломенники).
Для изготовления пары липовых лаптей обдирались три молодых деревца, именно молодых, потому что только деревья 4−6 лет способны давать лучшее лыко для лаптей, а мужику пары лаптей хватало максимум на одну неделю.
«Лаптем» называли простодушного человека, лапотником — крестьянина, а ведь лапти были хороши для любого времени года: зимой они теплы, летом — прохладны.
Вместе с тем были они очень красивы: их плели из материалов разных цветов, в прямую и в косую линейку, а иногда и в клетку, чаще лапти плелись без затей и назывались «простоплеткой». Нередко лапти были симбиозом многих материалов: лыка, пеньки, веревки и даже кожи.
Примечательно, что лапти плелись на одну ногу, без различия левой и правой. В русском языке осталось множество пословиц и поговорок, связанных с лаптями. Вот некоторые из них: «Жениться — не лапоть надеть», «Лапти подковырки не стоят».
Сапоги Сапоги, как и лапти, были и мужской, и женской обувью с голенищами различной длины из кожи или ткани. Существует множество версий о происхождении этого слова. Ученые-этимологи находят корни названия «сапог» и в старославянском, и в прибалтийских, и в монгольском, и в тюркских языках. Однако общее у всех этих слов то, что в каждом из них первоначальный смысл заключен в определении формы слова. Это дымоход, трубка, сабля, стебель.
Как бы то ни было, но сапоги получили широкое распространение во времена татаро-монгольского ига. Они имели загнутые кверху носы, что свидетельствовало об их восточном происхождении, и были удобны для верховой езды.
Сапоги всегда противопоставлялись лаптям и постолам (вид сандалий) — обуви простолюдинов — и были принадлежностью чаще всего воинов и состоятельных людей из других слоев общества. Выходные, нарядные сапоги шились из цветной кожи или бархата, расшивались шелком, жемчугом, а то и драгоценными камнями.
Одежда простонародья — рубаха, порты и понёва Одежда простых людей была в Древней Руси весьма незамысловатой: мужчины носили «портки» — штаны из грубого полотна — и длинные рубахи такого же качества. Женщины одевались в рубахи и платья бесхитростного покроя, с течением времени постепенно усложняя и совершенствуя свой гардероб. Древнейшим элементом женской одежды была понёва, поясная одежда замужних женщин, которую носили поверх рубахи.
Аксамит — византийский бархат По-иному обстояли дела у людей богатых и знатных. Кроме обиходной одежды, изготовлявшейся из лучших сортов полотна, их платья шились не из домотканого холста, а из иноземных тканей, привозимых купцами из дальних стран — Византии, Китая, Ирана.
Древнерусская знать носила одежду из аксамита, дорогой шелковой ткани ручной выработки, похожей на бархат или парчу. Это была сложного переплетения ткань с золотыми или серебряными нитями, плотная и ворсистая, с узорами разных цветов. Аксамит привозили на Русь из Византии, и он шел на нужды княжеских дворов и считался принадлежностью высокородных особ. Аксамит спадал с фигуры большими жесткими складками, придавая фигуре особенные достоинство и величие.
Первые перчатки на Руси В Древней Руси знатные люди носили и перчатки, изготовлявшиеся из кожи или сукна, парчи или бархата. Перчатки отделывались по внешней стороне вышивкой, кружевами, жемчугом или даже драгоценными камнями.
Этот обзор далеко не исчерпывает всего многообразия одежды Средневековой Руси.
shkolazhizni.ru
"Одежда в разные времена. Как одевались на Руси"
Разделы: История и обществознание, Начальная школа
Цели:
1. Через историю русского костюма показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла одежда.
2. Учить по одежде определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус.
3. Познакомить детей с новыми словами, с названиями деталей старинной русской одежды.
4. Учить детей видеть историю в предметах, которые нас окружают.
5. Развивать образное мышление в устной работе.
Ход урока.
Этапы:
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного на прошлом уроке.
- На предыдущем уроке мы говорили об одежде. Напомните, для чего нужна одежда человеку? (Ее назначение: не только греет, защищает, украшает человека, но и показывает его место в обществе.)
Задание- игра “Одень куклу”.
Выбрать древнегреческую и древнеримскую одежду и одеть бумажную куклу. (Приложение 1 (pril1.zip)) (Древняя Греция: хитон, гиматий. Древний Рим: туника, тога).
- Почему у древних греков была такая открытая одежда? (Т.к. теплый, мягкий климат)
- Могла ли привиться римская одежда в других странах? В Европе? (В Европе суровый климат и такая одежда была бы холодной и неудобной)
III. Объявление темы и целей урока.
На Руси климат тоже был не жаркий – долгая зима и прохладное лето-, жил другой народ со своими обычаями и традициями. Поэтому одежда жителей Древней Руси была совсем другой. А какой она была – об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, его тема: “Как одевались на Руси”. На уроке мы узнаем как менялся костюм в разные века. Посмотрим, какую роль в жизни русского человека играла одежда.
IV. Новый материал.
1. 1. “По одежке встречают…” Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, женат – ли, замужем – ли, богат, или беден.
Это позволяло сразу решить как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.
2. А называли в древности русские одежду – “одёжа”. И главной одёжей была русская рубаха. Предки считали, что одежда -это оберег. (слово “Оберег” выноситься на доску) оберег – значит оберегает. От чего оберегает? От непогоды, укрывает от “сглаза”, от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: Древние рубахи обязательно были длинные – ниже колена, имели почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий.
Рубахи носили все : девочки и мальчики, юноши и девочки, мужчины и женщины, богатые и бедные.
2. Мужская одежда Х в.
<Рисунок 1> Крестьянскую рубаху шили из холста. Носили её на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнуром. Была одновременно и верхней, и нижней одеждой.
<Рисунок 2> Так как одежда была праздничная и будничная, то на рубаху в особых случаях надевали зарукавья (все подчеркнутые слова выноситься на доску) и съемные круглые воротники.
Рисунок 1
Рисунок 2
Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром.
3. Женская одежда крестьян.
Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.
<Рисунок 3> Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).
Чем занимались крестьяне? Они работали, и во время работы можно было подвернуть углы понёвы и засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.
<Рисунок 4> верхней одеждой была запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу.
Рисунок 3
Рисунок 4
4. Обувь.
- Какой была обувь у крестьян?
- Из чего делали лапти? (Из бересты, из лыка)
Береста – верхний слой коры содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. (Показ лаптей: из осины лапти светлые, из березы – желтые) Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).
Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.
Практическая работа: одевание онучей и лаптей на ученика.
Рассказ во время одевания:
Онучи обматывались вокруг ноги определенным способом, покрывая низ штанов. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально между делом. Но лапти не долго служили. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4, летом в поле – за 3 дня. Собираясь в дальний путь с собой в дорогу брали много запасных лаптей. Есть пословица: “В дорогу идти – пятеры лапти плести”.
А купцы и знатные люди носили сапоги.
5. Одежда знатных людей.
<Рисунок 5> Женщины богатые, знатные на рубашку надевали одежду называемую свита. Она была с широкими рукавами. В холодное время носили плащи.
<Рисунок 6> Ученые узнали из рукописных книг о том, какая была одежда у князя (князь – правитель области, предводитель войска).
На князе свита зеленого цвета с золотыми зарукавьями. Синий плащ корзно с золотой каймой (такой плащ носили только князья) на красой подкладке. На голове – круглая шапка с мехом. На ногах – зеленые сапоги из очень мягкой кожи.
Рисунок 5
Рисунок 6
6. Повторим, что было общего в одежде крестьян и богатых, знатных людей? (Все носили рубахи)
Были рубахи повседневные и праздничные.
Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.
На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом “разговоре”, на ней языком орнамента- повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.
Чтение таблицы. (На доску вывешивается таблица символов)
С охранной целью носили обереги (фигурки) на шнуре или на поясе. Конь – символ добра и счастья, мудрость богов. Ложка – сытости и благополучия. Ключ – помогал сохранить и преумножить богатство. А обереги в виде оружия были чисто мужскими.
Творческое задание – каждому ученику выдаются бумажные шаблоны в виде рубахи и красные карандаши.
Объяснение задания: представим себя мастерицами того времени и “вышьем” на рубахах рисунок, запишем символами свои просьбы. Подумайте, какая будет у вас рубаха: будничная или праздничная.
(После выполнения задания, несколько учеников показывают свои работы перед классом и расшифровывают символы).
7. XV – XVII в.в.
- А теперь заглянем в XV-XVII в.в. и узнаем, как одевались люди Московской Руси.
Мужская одежда.
<Рисунок 7> мужчины стали носить кафтаны. Они были очень разные. Одни короткие, другие длинные из узорчатых дорогих тканей. На некоторых делали отделку петлицами, пришивали металлические, деревянные пуговицы. На других красиво вышивали воротник и низ рукавов золотом и серебром.
<Рисунок 8> Исконно русской одеждой была шуба. Ею, как ценным подарком, награждали за хорошую службу.
Сверху шубы покрывались тканью, а подкладкой служил мех соболя, лисицы, песца. Шубу застегивали на шнуры.
На Руси зима была холодная и шубу носили все. А некоторые бояре и дворяне надевали шубу летом и не снимали ее даже в помещении, как признак своего достоинства.
Рисунок 7
Рисунок 8
8. Женская одежда.
<Рисунок 9> Богатые женщины носили летник – одежда расширенная книзу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые только до локтя, дальше они свободно свисают до пояса. Внизу их расшивали золотом, жемчугом, шелком.
<Рисунок 10> посмотрите на рисунок и скажите ,как называется эта одежда? (Сарафан).
Рисунок 9
Рисунок 10
Сарафан – это платье без рукавов, надевали поверх рубахи с длинными рукавами.
- Как вы думаете, чьей одеждой был сарафан, крестьянок или богатых женщин?
Дело в том, что сарафан, как предполагают ученые, изучающие историю костюма, сначала был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка и бархата. Сарафаны богато украшались вышивкой, драгоценными камнями.
Включается русская народная мелодия. В класс входит женщина в русском костюме.
“А сама-то величава, выступает, будто пава” . И действительно, женщина в сарафане не идет, а “выступает”, величественно и плавно.
Физминутка. Игра –хоровод на слова:
“Как на нашем на уроке, Красный русский сарафан Вот такой ширины, Вот такой узины, Вот такой красоты. Подпевай скорее ты: Сарафан, сарафан, красный русский сарафан!”
Женщина в костюме одевает душегрею. – Поверх сарафана одевали душегрею - (душу греет) короткая, широкая одежда.
9. Головные уборы. Обратите внимание на головной убор нашей русской красавицы. Называется он кокошник – это убор замужней женщины. Это был самый нарядный головной убор, его вышивали жемчугом. <Рисунок 11>
Рисунок 11
В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли, а другими способами.
Практическая работа. Перед классом шести ученицам повязываются платки, каждой особенным способом. Пример [3, с. 380]
А какие прически носили в Древней Руси?
Молодые девушки носили распущенные волосы. Но не удобно работать, стирать, готовить еду с распущенными волосами, поэтому они стягивали их налобной повязкой (показ). Еще заплетали волосы в косу – непременно одну – в знак того, что пока холостая – одна). Две косы разрешалось плести только замужним женщинам. Их обертывали вокруг головы.
Девичья коса считалась символом чести. Дернуть за косу – означало оскорбить.
10. XVII1 в. Пропутешествуем в XVIII век.
В России становиться царем Петр I и многое меняется в государстве, изменилась и одежда.
Петр запретил боярам, всем богатым людям носить старый русский костюм и вместо него приказал мужчинам носить короткий прилегающий кафтан и камзол , длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы и сбрить бороды.
<Рисунок 12> посмотрите на этот и на прежний костюм бояр. Они совсем разные.
Представьте себе, сейчас наш президент издает указ о том, чтобы все мужчины и мальчики носили юбки и платья. А девочкам приказал бриться наголо. Понравилось бы вам? Вот и в то время указ Петра многим не нравился.
<Рисунок 13> Женский костюм отличался пышностью и богатством. Женщины носили платья с глубоким воротом, такой ворот назывался – декольте. Платья были приталенные с широкой юбкой. Носили корсажи, чтоб быть стройнее.
Обязательно одевали парик и туфли на высоких каблуках. Такую одежду должны были носить люди окружавшие царя, а кто не хотел подчиняться государственным указам – принуждали силой, штрафовали.
Всем остальным разрешили носить старо-боярскую одежду, в том числе и сарафан. Вот так сарафан стал любимым женским нарядом простого народа. (Рисунок сарафана перевешивается )
Рисунок 12
Рисунок 13
V. Проверка усвоения нового материала.
На уроке мы с вами посмотрели, как со временем менялся русский костюм.
Вопросы детям:
1. Какое назначение имеет одежда Древней Руси?
- Сохраняла от холода
- Оберег – оберегала от темных сил
- Украшала человека
- Показывала его место в обществе.
2. Все детали русского костюма “говорящие”. Что они могут рассказать?
- Богатый или бедный человек
- Отличить девушку от замужней женщины
- Праздничная одежда или будничная
Задание 1: по иллюстрации попробуйте определить, кто перед вами. <Рисунок 14,15,16,17>
Задание 2: из иллюстраций на доске выберите тот костюм, который вам понравился больше других и назовите все детали этого костюма.
Как и всё на свете, “говорящие” одежды рождаются и умирают. И сейчас мы носим совсем непохожую одежду на ту, что носили раньше. Но мы можем и в наше время увидеть людей, одетых а русский народный костюм. Где мы можем это сделать? (На народных праздниках, на концертах, в кино).
Некоторые элементы русского народного костюма используются в современной одежде. (Летом носим сарафаны, одеваем платки, шали, рукавицы, вышивка и т.д.)
Рисунок 14
Рисунок 15
Рисунок 16
Рисунок 17
VI. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Что интересного узнали на уроке?
Домашнее задание:
1. Текст в учебнике на с. 63, ответить на вопросы.
2. Отгадать кроссворд (выдается каждому ученику). В нем зашифрованы названия элементов Древнерусской одежды.
Список литературы.
- Каминская Н.М. История костюма.
- Нерсесов Н.Я. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды
- Семенова М. Быт и верования древних славян.
- Читаем, учимся, играем // №7, 1998.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Костюм знати Руси IX-XVII веков
Наша среда online — Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. В сегодняшнем обзоре портал «Наша среда» расскажет об особенностях костюма знати Руси IX-XVII веков.
Икона «Борис и Глеб», середина XIV века
Нижней одеждой с древнейших времен были длинная рубаха и порты. Шили рубахи из белой домотканой ткани, а рубахи знати — из тонкого полотна. Ворот, рукава, подол расшивались узорами. Поверх рубахи надевали цветной кафтан с длинными узкими рукавами. Кафтан подпоясывали широким вышитым поясом. Обязательным элементом костюма знати в Х-XIII веках был плащ, называвшийся корзно. Он набрасывался на одно плече, а на другом его концы застегивались фибулой.
Головным убором служила круглая шапка с меховым околышем. Ноги обували в сафьяновые сапоги.Икона ХV века, изображающая первых русских святых, князей Бориса и Глеба, дает нам наглядное представление о княжеском костюме Киевской Руси. Князья одеты в длинные кафтаны, подпоясанные вышитыми поясами. На плечи наброшены плащи-корзно. Костюм дополняют круглые расшитые шапки с меховыми околышами и сафьяновые сапоги.
М.В.Нестеров. «Девушка у озера»
Костюм женщин Киевской Руси в основе своей имел тот же состав, конструктивное и декоративное решение, что и мужской. Главным предметом одежды была длинная рубаха, поверх которой знатные женщины носили кафтан и корзно. Женский кафтан в отличие от мужского имел широкие рукава, из которых виднелись украшенные зарукавья нижней рубахи. Голову покрывали платком — убрусом, который мог быть самостоятельным головным убором или носился с шапкой.
На картине М. В. Нестерова изображена девушка в древнерусском княжеском костюме. На ней узорчатый кафтан, из широких рукавов которого видны зарукавья нижней рубахи. На плечи княгини наброшен плащ-корзно, подбитый горностаем и застегнутый на плече фибулой.Голова девушки закрыта шапкой, поверх которой завязан убрус.
К.Е.Маковский «Боярышня у окна»
Женский костюм в XV-XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Верхние рубашки шились из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами — опашень. Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Они расшивались жемчугом и шелками. Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло).
Парадным головным убором был кокошник. Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб.Богатство праздничного костюма иллюстрирует картина Маковского К.Е., героиня которой одета в красную рубаху с расшитыми зарукавьями, нарядный опашень и воротником-ожерельем и кокошник с жемчужным очельем.
К.Е.Маковский «У околицы»
В XV-XVII веках появляется сарафан — длинная распашная одежда без рукавов, держащаяся на узких плечевых лямках и подпоясанная под грудью. Поверх сapaфана надевалась короткая душегрея, которая также держалась на плечевых лямках.
Душегрею шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой.Изображенная на картина Маковского K.Е. девушка одета в белую рубаху, красные сарафан и душегрею, голову украшает венец с жемчужной поднизьо, завязанный сзади красной лентой.
К.Е.Маковский «Боярышня»
Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам. Девушки носили распущенные волосы или одну косу, в которую вплетали ленты, золотые и жемчужные нити. С древних времен у девушек головным убором был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения.
Вокруг головы повязывали ленту. Иногда ленту наклеивали на твердую прокладку. Такой убор назывался чело кичное или венец. От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб — поднизь — пряди из жемчуга с подвесками. Венец мог быть малым и большим, праздничным. Такой праздничный венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади шелковой лентой, представлен на картине К.Е.Маковского.
К.Е.Маковский «Боярышня». Этюд к картине «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»
Одна из разновидностей головного убора замужних женщин — кика. Она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом; по бокам иногда имелись части, прикрывавшие уши. Кику украшали жемчугом и вышивкой.
На картине К.Е.Маковского изображена девушка в кике, богато украшенной вышивкой. Сзади волосы закрыты позатыльником, а лоб скрывает кружевное очелье.
А.П.Рябушкин «Московская девушка XVII века»
Зимой женщины носили шубы. Рукава шуб были длинными и узкими. По линии проймы в них делался проpeз для продевания рук. Головными уборами служили горлатные шапки, названные так потому, что шились из горлышек пушных зверей. Такие шапки носили только представители боярских родов. По высоте горлатных шапок можно было легко установить знатность рода: чем выше шапка,тем знатнее род.
Девушка, изображенная на картине А. П. Рябушкина одета в шубу, отороченную мехом, разрезанные сверху рукава свисают до подола. На голове девушки-высокая горлатная шапка.
Особенностью костюма ХV-ХVII столетия было одновременное ношение большого количества одежд. Многослойность одеяния свидетельствовала о достатке человека, являлась главным критерием понятия красивого.
Мужчины поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду с узкими рукавами. Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой. На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун являлся кафтан. Кафтаны шили из дорогих узорчатых тканей, отделывали петлицами и пуговицами, тесьмой и галуном. Один из видов кафтана — охабень. Он имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины. Длинные рукава были с разрезами, в которые можно было просунуть руки, а рукава завязывались узлом на спине. Обувью служили сапоги из сафьяна и бархата, с каблуками.
Одной из разновидностей женской одежды, которую надевали на сорочку, была телогрея — распашное платье, застегнутое спереди на пуговицы или завязки, с длинными до полу «фальшивыми» рукавами. Замужние женщины должны были полностью закрывать волосы, поэтому на голову надевали убрус — платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. Свисавшие на грудь концы платка богато расшивались. Убрус носили в качестве самостоятельного головного убора или под шапкой.
А.П.Рябушкин. «Семья купца в XVII веке»
Купец, изображенный на картине А. П.Рябушкнна, одет в светлый зипун, красную ферязь, застегнутую на металлические пуговицы, и белый охабень, отороченный мехом, с высоким воротником. Сидящая рядом с ним жена одета в белую рубаху и сиреневую телогрею. Голову ее закрывает «двурогая кика» и убрус. Стоящая слева девушка — в красной рубахе, белой телогрее и шапке с меховой опушкой.
К.Е.Маковский. «Боярин»
Для декоративного решения кафтанов использовали высокий стоячий богато расшитый воротник-козырь.Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата и украшенные золотой вышивкой, драгоценными камнями, металлическими бляхами. Одной из форм головных уборов была маленькая тафья, расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор.Представленный на картине Маковского К.Е. боярин одет в зеленый кафтан с воротником-козырем, подпоясанный расшитым поясом. На голове боярина — вышитая тафья.
К.Е.Маковский «Боярин с кубком»
Характерной мужской одеждой на Московской Руси была шуба — объемная верхняя одежда с отложным воротником и широкими рукавами. Верх шубы покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), а подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, занца, белки, а также овчина. Застегивали шубу на шнуры. Иногда рукава имели прорезь на уровне локтя для продевания рук. Нижние части рукавов свободно свисали. Бояре и дворяне носили шубы как зимой, так и летом, не снимая их в помещениях. Шубы были столовые (на легком меху, одеваемые к столу), санные и ездовые.Боярин на картине К.Е.Маковского одет в ферязь и шубу. На голову надета тафья.
Подготовлено на основе материалов «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (school-collection.edu.ru)
nashasreda.ru
Какую одежду носили в старину на Руси
На протяжении многих веков русскому народному крестьянскому костюму была свойственна неизменность покроя и традиционность характера орнамента. Объясняется это консервативностью жизненного уклада крестьянина, устойчивостью событий, передававшихся из поколения в поколение. В нашей работе используются портреты художников и иллюстрации экспонатов музеев, что очень важно для изучения истории костюма в России. Мы можем анализировать сочетание и взаимовлияние двух направлений в одежде – самобытно-традиционного и «модного», ориентированного на западноевропейский образец – сосуществовавших на протяжении двух веков. Изменения в костюме городского населения, произошедшие в результате реформы Петра IV в начале XVIII столетия, мало коснулись народной крестьянской одежды – она почти не менялась вплоть до конца XIX века.
Женский костюм
Наиболее интересен женский костюм, в котором наиболее ярко отразились представления русского народа о красоте. В старину для русской женщины создание костюма было едва ли не единственным способом проявить свои творческие силы, фантазию, мастерство. Женская одежда, в целом, отличалась относительной простотой покроя, восходящего к глубокой древности. Его характерными элементами были прямой силуэт рубахи, длинные рукава, расширенные к низу сарафаны. Однако, детали костюма, его цвет и характер отделки в разных областях России имели существенные отличия.
Основу женского костюма составляли рубаха, сарафан или юбка и передник. Рубаха обычно шилась из льняного полотна и обильно украшалась вышивкой цветными нитками, шелком. Вышивки были очень разнообразны, узор часто имел символическое значение, причем, в образах узора жили отголоски языческой культуры.
Своего рода символом русской женской одежды стал сарафан . Повседневный сарафан шился из грубого полотна и украшался простым узором.
Праздничный сарафан был из нарядных тканей, отделывался богатой вышивкой, пуговицами, кружевами, тесьмой и галунами. Такие сарафаны являлись семейной реликвией, бережно хранились и передавались по наследству. Для юга России характерной одеждой была юбка, которая называлась понева из домотканой шерсти темных тонов .
Нарядная понева украшалась яркими лентами и цветной вышивкой. Поверх поневы одевался передник или запон . Отделке передника и запона тоже уделялось много внимания.
Еще одной неотъемлемой частью женского русского костюма являлся головной убор.
Женские головные уборы на Руси отличались необыкновенным многообразием. Различались между собой головные уборы замужних женщин и девушек. У женщин они имели вид закрытой шапочки; девушки не покрывали волос, обычно они надевали вокруг головы ленту или повязку из ткани либо узор в виде венца или короны. Замужние женщины носили кокошник . Кокошник – это общее название головного убора. В каждой местности кокошник называли по-разному: «ряска», «кика», «сорока», «каблучок», «наклон», «златоглав» и т.д.
Возникнув в одной местности и бытуя в другой, тот или иной вид головного убора сохранял в названии имя своей родины, например, «кика новгородская» в Тверской губернии.
Кокошники имели твердую форму разнообразных сочетаний и объемов. Делались они из проклеенного в несколько слоев холста и бумаги и украшались золотым шитьем, жемчужным низаньем, перламутровыми плашками, цветными гранеными стеклами и каменьями в гнездах с добавлением цветной фольги и других материалов, создающих декоративный эффект.
Спереди кокошник дополнялся ажурной сеткой из жемчуга, перламутра и бус, низко спускающихся на лоб. Ее древнее название - рефидь. Часто кокошник носили, покрывая платком или фатой прямоугольной формы из шелковой ткани, украшенной вышивкой и галуном по краю.
Особенно красиво украшали часть фаты, приходившуюся на лоб. Ее набрасывали на головной убор широким краем, свободно распуская концы по плечам и спине. Фата предназначалась не только для свадьбы, ее носили и в другие праздничные и торжественные дни.
В кокошник «каблучок», расшитый жемчугом и двумя рядами узорного галуна, прятали плотно скрученные волосы. Другая их часть покрывалась красивой ажурной сеткой из жемчуга или колотого перламутра, спускавшейся на лоб.
Кика – это шапочка с фестончатой сборкой по переднему краю. Верх ее обтянут бархатом, как правило, красным и расшит золотыми нитями и жемчугом со вставками из маленьких граненых стекол в металлических гнездах. В узоре преобладают мотивы птиц, растительных побегов и двуглавых орлов.
Торопецкие мещанки и купчихи носили высокие «кики с шишками», покрывая их нарядными белыми платками из легких прозрачных тканей, богато расшитых золотыми нитями. Славящиеся мастерством тверские золотошвейки работали обычно в монастырях, расшивая не только церковную утварь, но и вещи на продажу – платки, части головных уборов, расходившиеся по всей России.
Платок подвязывали под подбородком свободным узлом, тщательно расправляя концы. Получался пышный бант с золотым узором. Бантом же завязывалась лента, скреплявшая ворот рубахи. Третьим бантом высоко на груди завязывался пояс.
Отдельные предметы традиционного народного костюма могли, передаваясь по наследству, быть старинными, другие изготовлялись заново, но неукоснительно соблюдались состав и покрой одежды. Сделать какую-либо перемену в костюме было бы «ужасным преступлением».
Рубаха была главной общей одеждой для всех великороссов. Ее шили из льняных, хлопчатобумажных, шелковых и других домотканых и фабричных тканей, но никогда из шерсти.
Со времен Древней Руси рубахе отводилась особая роль. Ее украшали вышитыми и ткаными узорами, заключавшими в своей символике представление славян об окружающем мире и их верования.
Покрой рубах северных великороссов был прямым. В верхней части, в плечах, рубаху расширяли прямоугольные вставки «полики». В крестьянских рубахах они выкраивались из кумача, украшались вышивкой. Рукава скреплялись со станом при помощи «ластовицы» - квадратного кусочка ткани, части из красного холста и штофа. Это было характерно и для женских, и для мужских рубах. И «полики», и «ластовицы» служили для большей свободы движения. Свободный крой рубахи отвечал этическим и эстетическим представлениям русского крестьянина.
Красота рубахи и заключалась-то в рукавах, остальные части не были видны под сарафаном. Такую рубаху и называли «рукава». Рубаха «рукава» могла быть короткой без стана. Ее ценили за красоту узора, за труд, вложенный в ее создание, и берегли, передавали по наследству.
На сарафан и рубаху сверху одевали епанечки . Они украшались золотыми галунами, парчовыми лентами.
Сарафаны подпоясывали обязательно. Праздничные пояса выплетались из шелковых и золотых нитей.
Преобладали сарафаны преимущественно одного типа – косоклинные распашные с посаженными на тесьму ажурными металлическими пуговицами, с воздушными петлями из той же тесьмы, которая украшала так же полы сарафана. Вообще, по крою сарафаны были однорядные, двурядные, закрытые, с открытой грудью, круглые, узкие, прямые, клинчатые, триклинки, распашные, сборчатые, гладкие, с лифом и без лифа. По ткани: холщевики, дубленики, крашенники, пестрядинники, китаечники, ситцевики, суконники.
Праздничные сарафаны шили всегда из шелковых тканей с вытканными цветочными узорами, обогащенными разноцветными и золотыми нитями. Ткани из шелковых и золотых нитей называют парчой.
В праздничном русском костюме важное место отводится золотым и серебряными нитям, жемчугу. Цвет золота и серебра, их блеск и сияние обладали завораживающей силой красоты и богатства.
Мужской костюм
Мужской костюм русского крестьянина был прост по своему составу и менее разнообразен.
Во всех губерниях России в состав мужской крестьянской одежды входили холщевая низко подпоясанная рубаха и порты, которые ничем не украшались. Праздничные рубахи шились из шелка, фабричных тканей, они отделывались вышивкой. Рубахи носили навыпуск, опоясывали узорным тканым поясом, часто с кистями на концах.
Рубище – так называлась самая грубая, толстая одежда, будничная, рабочая.
Русские рубахи были с застежкой на левом плече с запонкой или завязкой на душке. В мужской костюм входила и жилетка, заимствованная из городской одежды.
Головными уборами служили высокие войлочные шапки без полей, разнообразные шляпы с полями, черные поярковые шляпы, обмотанные разноцветными лентами. Шляпы были валяные из овечьей шерсти. Зимой носили круглые меховые шапки.
Верхняя одежда мужчин и женщин почти не отличалась по форме. В теплое время года те и другие носили кафтаны, армяки, зипуны из домотканого сукна. Зимой крестьяне надевали овчинные шубы, тулупы, украшенные кусочками яркой ткани и мехом.
Обувью у мужчин и женщин служили лапти, плетенные разными способами из лыка и бересты. Показателем достатка были кожаные сапоги мужские или женские. Зимой носили валенки.
Вообще традиционный народный костюм не мог сохраниться совершенно неизменным, особенно в городе. Основа оставалась, но менялись украшения, дополнения, материалы, отделка. В конце XVIII – в начале XIX столетия люди купеческого сословия позволяли себе следовать моде, не расставаясь совсем со старым русским нарядом. Они осторожно пытались поменять стиль, приблизить традиционную одежду к модному городскому костюму.
Так, например, укорачивались рукава рубахи, спускался ниже ее ворот, пояс сарафана перемещался на талию, перетягивая стан. Народный вкус подстраивался под городскую моду, улавливая в ней что-либо близкое себе.
Например, под влиянием шалей – непременного дополнения модного европейского костюма конца XVIII – начала XIX столетия – платки опустились с кокошников на плечи. Их стали носить по нескольку одновременно. Один на голове, его повязывали по-особенному – концами вперед, перевязанными бантом. Другой распускали по плечам с углом на спине и кутались в него, как в шаль.
Русская промышленность чутко реагировала на новые запросы купеческого вкуса и наполняла рынок красочными тканями и набивными платками разнообразных рисунков и фактур.
Из модного костюма в купеческий легко переходят детали, не нарушающие основных черт русской одежды – ее степенности, долгополости.
Очень долго русский стиль в одежде «сарафанный комплекс» держался в старообрядческой среде – наиболее консервативной части населения. Еще дольше в крестьянских селениях, за неимением средств и удаленностью от центра России.
В конце XIX – начале XX века традиционный русский народный костюм использовался, в основном, в качестве обрядовой одежды, уступая место «парочке» - костюму, скроенному по городской моде.
«Парочка» состояла из юбки и кофты, сшитых из одной ткани. Традиционные головные уборы также постепенно заменялись хлопчатобумажными и набивными платками, кружевными косынками – «файшонками», шелковыми шалями. Таким образом, в конце XIX – начале XX века происходит процесс размывания устойчивых форм традиционного костюма.
www.microarticles.ru
Одежда в разные времена. Мода в древней Руси и России
Красивая одежда во все времена являлась признаком особого социального статуса человека. Сама по себе одежда есть отличительная особенность именно человека. Никакое животное, даже самое высокоорганизованное, не стесняется своей наготы. А человек стесняется быть голым. Именно стесняется. Интересно, правда? Если люди – параллельная ветвь эволюции с обезьянами, то почему на определённом этапе, в определённый год и день они вдруг вздумали одеваться? Загадка! Но доподлинно известно, что одежде люди всегда уделяли много значения. А появиться без одежды в каком-либо обществе людей считается вульгарным и осуждается.
Каждому периоду истории человечества соответствует свой особенный тип одежды. Но при этом могу предположить, что тысячелетия до наших дней в большинстве народов мира предпочитали носить просторные типы одеяний. Такие, какие прикрывали бы всё тело. Причём и мужчины и женщины.
У каждого народа есть определённый стиль одежды. Например, некоторые африканские племена и вовсе ходят голыми. Но даже у них практикуется закрывать половые органы какими-нибудь тканями. А именно половые органы и стараются прикрыть люди, стесняясь их обнажения больше всего. Сейчас, в наши дни, популярна мода на раздевание, на большое количество открытых частей тела. Но исторически сложилось так, что голые африканские племена являлись и считаются наиболее отсталыми. Те же народы, в которых одежда наиболее разнообразна, имеют статус развитых. Вообще так повелось, что средние или, лучше сказать, обыкновенные люди без особого духовного потенциала всегда обращали на одежду много внимания. Например, видит такой человек плохо одетую девушку и думает, что она из бедной семьи, что она не очень умная и так далее. И наоборот, если перед таким человеком возникнет дама, богато украшенная драгоценностями, одежда которой состоит из дорогих тканей, то этот простой обыватель решит, что перед ним хорошо образованная персона, с которой приятно будет иметь дело. Вот такая внешняя предвзятость царила в обществе до нашей эры и во многом сохраняет свои позиции и после, и сейчас. Даже популярное понятие, что Бог благословляет богатством и богатые люди есть избранники Бога – как раз следствие вот такого внешнего человеческого отношения.
Не буду описывать множество нарядов разных народов мира в разные времена. Меня интересует Россия. К тому же имею не очень широкие сведения, большей частью просто рассуждаю. Но всё же попробую немного проанализировать ситуацию с одеждой на Руси.
Славяне не относятся к тем племенам, которые пренебрегают своим внешним обликом, однако их нельзя отнести и к тем, которые уделяют внешности огромное значение. Нечто среднее. Может быть, кто-то бывал в музеях, где представлены экспонаты дореволюционной одежды России. Изображение древнерусской одежды с лёгкостью можно найти и в интернете.
Мужчины. Как и всегда, мужская одежда древних русичей разделена по социальному статусу человека. Но можно выделить общие черты одежды для всех сословий древней Руси. Просторная одежда из грубых прочных тканей. Рубаха, препоясанная поясом, штаны, лапти. Интересна цветовая подборка – чаще всего на изображениях можно увидеть белые рубахи с узором. Штаны, видимо, были разных цветов, включая синий, красный, коричневый. Ну и лапти имели естественный для древесины цвет – жёлто-коричневый. Одежда богатых людей – князей, воевод, бояр, купцов – была более разнообразна. Вместо лаптей тут использовались сапоги, сделанные, видимо, из кожи. Штаны, рубаха, яркий кафтан, головной убор. В принципе, можно сделать общий вывод, что тип одежды и у богатых, и у бедных мужчин древней Руси был в целом похожий. Рубаха, штаны, кафтан, головной убор, сапоги. Различия были только в качестве материалов и, вероятно, в разнообразии узоров на одежде. Повторюсь, одежда была просторной, движения не сковывала. Для нас, людей далёкого 21 века, может быть интересна особенность одежды у русских мужчин – рубахи носились навыпуск. И препоясывались поясом. Не важно, богат ты или не очень. Это был общий стиль. Цвета одежды предпочитались яркие – белый, красный. Синий и другие. Здесь не было арабского моноцветия. О чём это говорит? О том, что и характер людей был ярким, насыщенным, эмоциональным. Причём преобладали два цвета – белый и красный. Они были, вероятно, в почёте и многим нравились. Есть даже такая часть психологии – определение характера человека по предпочтению к определённым цветам. Сочетание красного и белого даёт достаточно большой контраст и, возможно, говорит о сочетании в характере русских людей большой яркости характера с некой утонченностью и аккуратностью. К слову, близкие-далёкие немцы больше предпочитали оттенки тёмных цветов, если не ошибаюсь.
Женщины. Как и у мужчин, у женщин Руси одежда отличалась просторностью и красивым узором. По старым советским фильмам-сказкам можно понять стиль женской одежды в древней Руси. Такой длинный сарафан с узором, обувь (вот, честно, не знаю какую обувь носили русские девушки – то ли лапти, то ли какие-нибудь башмачки) и венец на голове. Венец – особое украшение русских девушек. Вообще, когда речь заходит о древнерусском одеянии девушек, то без венца ну никак! А ведь красиво получается, такая своеобразная корона, озаряющая всю голову девушки. Сам по себе венец тоже был отнюдь не прост. Видимо, его сплетали из множества различных частей, украшали цветами или блестящими камешками. Опять же, одежда как богатых, так и бедных русских девушек имела общие атрибуты, различалось только качество материалов и наличие каких-то дорогих украшений. Одежда женщин была закрытой. То есть ни попу, ни груд увидеть не выходило (в отличии от современного стиля женской одежды, где эти части тела подчёркнуто видны). На виду было только лицо и руки девушки. Опять же, цвета одежды были яркие – белый, красный, зелёный, синий. Простор одежды может свидетельствовать как о некоторой склонности русских женщин к полноте, что совсем не портит их облик, так и о «широком» мягком характере, плавных движениях. Не знаю как вам, но мне кажется это лучше, нежели современный модный стиль резкого и страстного поведения женщин.
По одежде можно судить и об истории. Стиль одежды для простого населения фактически не изменялся за тысячу лет существования русского государства. Значит и характер простых русских людей за эту тысячу лет мало изменился. Однако, люди богатые достаточно резко изменили стиль своей одежды примерно во времена императора Петра Алексеевича или Первого. Причём, сам царь Пётр настоял, чтобы люди к нему приближенные меняли свой облик в соответствии с немецким стилем. Ещё один довод в пользу того, что славяне-русские и немцы не есть тоже самое, и славяне не есть плохое подобие немцев. Одежда немцев кардинально отличалась от древнерусской. Тесные кафтаны, облегающие штаны, узкие в поясе платья. Цвета в основном чёрные. В такой узкой одежде люди двигались быстро, быстро думали, быстро говорили. Тут не было русской вальяжности, неторопливости. Цель Петра была понятна – тот хотел разогнать родной народ, укрепить его. Петра пугала возможность того, что эти активные немцы в скором будущем окажутся в состоянии завоевать неповоротливых русских. Хотя Пётр не трогал простой народ, велел брить бороды лишь его приближенным. Конечно, царь желал лишь добра своей родине, укреплял армию, а одежда (и то только богатых людей) была лишь атрибутом к более успешному усваиванию европейских наук. Нельзя сказать, что русское общество было согласно с подобными изменениями – здесь и протесты многих богатых людей, во многом, этот внешний атрибут лежит в основе раскола церкви на старообрядную и новообрядную. Обряд, наряжать – внешность. Старообрядчество не желало отходить от старорусской манеры, неторопливости, двухперстного крестного знамения – это люди, которые просто не хотели менять традицию. Но к вере этот раскол никакого отношения не имеет.
У русских людей есть один недостаток – подобострастие. Так что уже к концу 18 века европейские (немецкие) платья стали обыденным явлением в высших кругах. Именно тогда образовался разрыв между богатыми и бедными людьми не только в доходах, но и в жизненных ценностях. Простой русский люд для богатых стал глупым, необразованным. Видимо, такое же отношение имели и немцы к русским, неважно каким - бедным или богатым. Одежда этого времени для мужчин стала приобретать мрачные оттенки – сочетание чёрного и белого цвета. Причём чёрный явно преобладал. Одежда стала узкой, лаконичной, без узоров. И мужчины этого времени – 18-19 век – старались быть лаконичными всезнайками, старались скрывать свои эмоции и иметь бесстрастное лицо. Да, этот стиль хорош для унылых немцев, но не для эмоциональных русских…
Корсеты (или как их там), которые намертво стягивали грудь и талию девушек, мешая дышать. Открытые плечи и руки, огромные овалы юбок. Стиль современных свадебных платьев тянется именно оттуда. Спорный стиль, эта одежда была неудобной, мешала ходить и вообще двигаться, так что можно удивляться, как в таких платьях умудрялись танцевать всю ночь всякие вальсы и кадрили. Да и женщины этих времён стали во многом страстными, (как бы ещё это выразить?) напыщенными, высокопарными. Простым людям с ними были очень сложно иметь дело.
Но и эта пора прошла, однако приверженность к европейской моде у русских осталась. В начале 20 века платья стали более лаконичными, менее сковывали движения. Мужчины высших кругов чаще носили мундиры, которые имели современный классический стиль – рубаха, заправленная в брюки, брюки, пиджак (мундир), туфли. Простое же население всё ещё носило сарафаны и рубахи на старинный манер.
Одежда русских (советских) людей в 20-м веке мало отличалась от стиля европейцев. Причём этот стиль именно в советские годы стал общедоступным, то есть стиль одежды почти для всех слоёв населения стал одинаковым. Хотя простые крестьяне или как их стали называть – сельчане ещё достаточно долго сохраняли приверженность к старинному стилю. Та одежда, которая была достоянием всяких там «дэнди лондонских» в 19 веке, в веке 20 с небольшими изменениями легла в основу общенародного облика. Брюки, рубашка, пиджак у мужчин. Лёгкое платье, либо сарафан без особых узоров - у женщин. Конечно, это летний стиль одежды. Зимой носили пальто, шубы, постепенно стали популярны короткие куртки. Лаконичная одежда с не очень богатым набором цветов подчёркивала эмоциональную сдержанность людей и их стремление к умственным познаниям.
И так было велико это всеобщее умственное напряжение, что во второй половине 20 века у людей стала «ехать крыша». Тенденции на раздевание именно во второй половине 20 века усиливаются в особых размерах. Мини-юбки, открытые футболки, облегающие джинсы. Стиль одежды до мельчайший подробностей стал подчёркивать все особенности тела людей. Именно в эту пору у мужчин стало популярным смотреть на попу и ноги женщин – эти части тела особо подчёркивались стилем одежды.
Ну и, наконец, в 21 веке в наше время общая тенденция на раздевание не только сохранилась, но и во многом усилилась. Видеть откровенное фото девушки в одном нижнем белье теперь, в принципе, нормально. О чём может говорить эта тенденция? Только об одном – у сильных мира сего, которые задают этот стиль, не всё в порядке с головой. Стилю одежды вторит и общая нравственная распущенность, доступность и пропаганда половых контактов в сочетании с нежеланием иметь детей и много прочих «достижений цивилизации».
Сравнительно недавно на сайте публиковалась статья, в которой автор описывала заманчивость образа женщины-вамп. Такая полуобнажённая дама в чёрном, сильно облегающем тело, костюме, с ярко красной помадой на губах, с чёрными ногтями… Знаете, если на сию красоту взглянуть неискушёнными глазами древних русичей, то в пору в обморок упасть. А после, очнувшись, закричать: «Караул, ведьма!». Смешно, но то, что сравнительно недавно было образом людей приверженных к так называемой нечистой силе, сейчас стало модно. И вопрос о том, каков характер у носителей таких одеяний становится риторическим. Плохо, что мода подталкивает простых девушек одеваться в нечто подобное, дабы произвести на юношей хорошее впечатление… «Эй, парень – говорит тебе прекрасная особа из темного переулка – прикурить не найдётся?»… И сразу хочется взять ноги в руки и убежать куда глаза глядят.
Мне кажется, что имеет смысл возродить древнерусскую моду. Пусть и не во всех мелочах, но в основном. И это должно быть частью общего стремления к оздоровлению общества. А венец на голове девушек, всё же, неплохо смотрится!
www.ruavtor.ru