Похоронные обряды древних славян. Как хоронили в древней руси до принятия христианства
Похоронные обряды древних славян
Похоронные обряды древних славян это довольно сложная тема, по теме которой написана не одна книга. Воочию никто из нас не видел, как это происходило, но на наше счастье осталось немало свидетельств тех событий. Это свидетельства и иностранных авторов, которые посещали далёкие северные страны, населённые языческими народами, и христианских летописцев, а также народные сказания и былины, раскопки археологов. Всё это даёт нам право с какой-то степенью уверенности говорить о том, что мы знаем, как это происходило у наших предков. В этой статье мы в довольно кратком и сжатом виде попытаемся узнать всё о том, как совершались похоронные обряды всего тысячу лет назад.
Сразу стоит сказать о том, что славяне-язычники, которые жили на просторах древней Руси, были огнепоклонниками. В связи с этим фактом, большинство похоронных обрядов — это трупосожжение или кремация. Считалось, что при помощи огня, который взметается на большую высоту (а костры для кремации зачастую были очень большими), душа попадала прямо в царство мёртвых. Также важным атрибутом на похоронах была лодка. Это связано с верованиями и мифологией славян, где говорится о том, что в ином мире, в Нави, душа умершего должна пересечь реку Смородину, что бы попасть непосредственно в то место, где ей и должно оказаться. В некоторых преданиях мы можем встретить, что душа пересекает реку по Калинову мосту, но всё же покойников сжигали именно в лодке. Кстати, стоит сказать, что современный гроб для погребения — это именно видоизменённая, упрощённая лодка, традиция хоронить в которой пришла к нам из глубины веков.
Попытаемся представить, как же выглядел такой обряд. Возьмём для примера похороны обычного человека. К самому костру умершего человека доставляли либо на санях, либо в ладье, лодке. Для проведения ритуала сожжения выкладывался костёр, который называется Крада, в виде прямоугольника, высотой по плечи человека, иногда ниже, иногда выше. При этом использовались берёзовые или дубовые дрова, либо все вместе. Берёза, кроме того, что является священным деревом, как известно ещё и очень хорошо горит, а дуб является Божественным деревом, деревом Перуна, что придаёт похоронному обряду особую значимость и покровительство высших Богов оставившей тело душе. Внутренность крады набивается соломой и ветками, что бы огонь мог легко воспламениться и поджечь дрова. Рядом с покойником, которого кладут в центр на специальном настиле, либо в настоящей лодке, либо в импровизированной лодке, кладут поминальную еду, необходимые в загробном мире вещи, амулеты и обереги. В погребальный костёр часто клали крылья птиц, что бы помочь душе взлететь на небо. Судя по многочисленным раскопкам, количество и разнообразие предметов, которые кладут рядом с покойником, различаются в зависимости от племени и места обитания, так что не будем на этом зацикливаться, так как получиться очень долго и довольно скучно.
Краду с умершим поджигает жрец или волхв на закате дня. То, что кремация происходит на закате, также очень символично. Во-первых, закат дня, как и закат жизни. Во-вторых, по верованиям древних славян, солнце на ночь уходит в загробный мир Навь и тем самым забирает вместе с собой душу умершего человека. В-третьих, считается, что на закате душа может увидеть свет заходящего солнца и в принципе понять куда ей держать путь. По периметру костра выкладывалась ограда со снопами сена, которую также поджигали. Есть два варианта объяснения горящей ограды: 1. Так славяне закрывали пламенем тело сгоравшего в костре от взглядов; 2. Горящая ограда бы ещё и оградой в сакральном смысле, которая разграничивала мир мёртвых и мир живых и была аналогом легендарной горящей реки в ином мире. Так же отмечается, что вместе с телом человека сжигали тела домашних животных и диких — птицу, медведя, зайца и т.д.
Во время сжигания читаются специальные ритуальные молитвы и песнопения. Проводились Стравы — пир по умершему, и Тризны — похоронные ритуалы и боевые игрища. Поднявшийся к самому небу огонь означает, что душа человека поднялась в Сваргу и оставила на земле только свои останки. После того, как огонь прогорит (либо с утра), люди собирают кости и пепел (хотя, к примеру, северяне не собирали останки, а насыпали сверху холм, на котором устраивали тризну) в глиняный горшок (горшок для еды или в специальную урну) и ставят в специальной «избушке на столбе», импровизированном маленьком домике на высокой палке. Некоторые описания сего действа опускают упоминание избушек и говорят о том, что сосуд с пеплом ставили просто на столб у дороги. Такие избушки с останками ставились на пути из селения к закату солнца прямо по дороге. В некоторых районах России обычай ставить домики прямо на могилах сохранялся аж до 20 века. Некоторые исследователи, например В. 3. Завитневич, находят и указывают на то, что столбы с урнами ставились и на самом месте сожжения.
Помещение праха умершего на столбах является данью традициям и поверьям. Так, столбы считались границей между живым и мёртвым миром. Возле этих столбов оставлялась посуда, которая использовалась во время похоронного обряда. Рядом с этими столбами или прямо на столбах обитали сами души. Что бы им было удобно и уютно, у домиков с прахом имелась крыша. Даже когда людей стали хоронить в земле, на кладбищах всё равно ставили столбы с крышами, затем они сменились христианскими крестами, на вершине которых ставились крыши, что можно и сейчас видеть на старинных кладбищах и могилах которым не одна сотня лет. Сейчас такой традиции нет, а ставится просто голый крест. В некоторых местах такие постройки называются — Голубец, из других источников мы можем понять, что надстройка называлась Бдын.
Домовины на столбах выглядели примерно так: деревянный срубный домик размерами 1.5 на 2 метра. У него была двухскатная крыша с маленьким оконцем. Четвёртой стены в домине по видимому не было и делалось это для того, что приходящие на поминки/поминовения, могли ставить внутрь приношения. Надо признаться, что именно такой способ захоронения принёс современным учёным массу проблем, так как от них практически ничего не осталось. Они сгнивали, разрушались от времени или уничтожались другими народами, которые прибывали на новое место жительства, вытесняли или заменяли коренных жителей. Для них чужие предки казались враждебными, поэтому их просто сносили. Если подземные могилы-захоронения выкапывать вряд ли кто бы стал в силу разных причин, начиная от простой — трудозатратной и заканчивая суеверными, то снести столбы, сжечь или отвести подальше от селения не представляло никаких проблем.
Столб также может отнести нас к архаичному прошлому наших предков. Ещё до того, как трупы стали сжигать, людей хоронили на деревьях. Такие деревья были прообразом «мирового дерева», которое не только соединяло мир живых и мир мёртвых, Богов, но и выполняло множество других функций, таких как поддержание небесного свода, функции главной оси мироздания и т.д. Позднее, вместо дерева стал использоваться столб, который, по всей видимости, продолжал роль Мирового Дерева. При помощи Мирового Древа (столба) душа умершего могла подняться вверх в мир мёртвых и спуститься обратно. Стоит также отметить, что одним из мест, по предположениям древних славян, куда отправлялись души после смерти, являлась Луна. Возможно, они считали, что именно там и находятся Долина Мёртвых. Вообще, планеты, звёзды, космические тела представлялись древним славянам Богами и душами предков. Так Млечный Путь называли не иначе как «Дорожка умерших, идущих на вечное житьё». Столб с прахом мог ещё и означать — нахождение души умершего на небе.
Некоторые из дошедших до нас летописей рассказывают и о других подробностях. Так, к примеру, в летописи, в которой рассказывается, как княгиня Ольга хоронила своего мужа, прямо говорится о том, что в этот день пили очень много мёда (хмельной напиток), совершали тризны, пели специальные песни, и свершали так называемое «бдение», когда в похоронную ночь не ложилось спать большое количество людей. Хотя, вероятно, это могло зависеть от статуса умершего. Над прахом умершего насыпали курган, величина которого также зависела от статуса покойного. При раскопках погребального кострища Чёрной Могилы, археологи обнаружили большой железный котёл, в котором находились пережженные бараньи и птичьи кости, клочья бараньей шерсти, а поверх этого лежала баранья голова. Возле котла были обнаружены два жертвенных ножа, которые назывались скрамасексы. Раскопки в Гнездове рисуют историкам следующую картину этого процесса: после сожжения трупов, резался баран, кости и конечности которого помещали в котёл. Котёл ставили на огнище, а рядом с ним три урны с человеческими останками.
Из других источников можно узнать о таком обряде, как вынос покойного из дома необычным путём. Чаще всего для этого разбирали часть стены, а потом закладывали обратно. Делалось это для того, что бы душа умершего не смогла найти дорогу домой и не тревожила живых людей. Кладбище считалось не только местом захоронения ушедших людей, но и святилищем. Здесь регулярно проводили обряды, ритуалы и праздники, которые, так или иначе, относились к культу предков. Урну с прахом ставили не только на столб, но, как говорят находки археологов, в выложенное кольцо из камней. По некоторым предположениям, кольцо из камней — это жертва Перуну, которого люди молили принять душу усопшего в лучший мир. Такие образования из камней сложенных в круг, где в центре покоиться сосуд с прахом, находят во многих курганах и захоронениях древних славян бывших ещё язычниками.
Ибн Фадлан в своей «Записке» рассказывает о таком способе погребения. Сооружалась ладья, на которой устанавливается шатёр (возможно речь идёт о деревянном срубе), в котором и находится тело покойного, специальным образом обработанное мёдом. Вместе с ним клали различную утварь, украшения, оружие и т.д. Несколько дней люди веселились вокруг этой ладьи, пили хмельные напитки, ели, пели песни. Закалывалось два быка и несколько овец прямо на ладье. Ко всему прочему, стоит сказать, что Ибн Фадлан описывает такую вещь, как выбор жертвы — девушки, которая добровольно соглашается последовать в иной мир вместе с покойным, что являлся человеком очень высокого статуса. Девушка несколько дней веселилась вместе с другими, потом ей перерезали горло и ложили рядом с покойным (возможно, Ибн Фадлан, как и в случае с баней, которую посчитали местом, где люди себя истязают, не всё так понял и принял за кровавый ритуал нечто совсем другое). После это ладью поджигали, а после того как всё прогорело, насыпали сверху большой курган с деревянным столбом на вершине (видимо всё тот же столб Бдын — аналог Мирового Древа).
Однако кремация умерших людей не была единственным способом хоронить покойников. Умерших людей хоронили и в земле. Делали это не в положении спящего человека, а в позе эмбриона. Этот обычай относит нас к верованиям в переселение душ. Человек приходит в этот мир в позе эмбриона в материнском чреве и закапывается в землю после смерти в позе эмбриона, что бы он смог поскорее найти себе новую мать и вновь родится на свет. Что бы тело принимало нужную позу, его искусственно связывали. Таким образом, вера в реинкарнацию полагала, что душа не улетала на небо или в мир Богов, долину духов и т.д., а перерождалась в новом теле, создавая, известный нам по индуистским верованиям, круг перерождений. Такой способ погребения предшествовал эпохе трупосожжения и существовал в бронзовом и железном веках. Одни из последних захоронений в форме эмбриона фиксируются VI в. до нашей эры. Уже вслед за этим, (некоторые исследователи утверждают, что кремация появилась во II тыс. до нашей эры) пришла форма похорон — кремации и сменилась она следующим способом уже только после христианизации Руси.
На смену эмбриональной форме захоронения (и после эпохи трупосожжения) приходит другая форма. Теперь покойников стали хоронить в вытянутом положении, лицом вверх. Таким образом, создавалось представление, что умерший «спит», а его душа в это время отправилась в другое место. Есть несколько находок парных захоронений, где вместе лежат мужчина и женщина, видимо умерший мужичина и женщина, которая пожелала разделить смерть со своим мужем или хозяином. Естественно, что мужчин хоронили в зависимости от их положения в обществе — богато или бедно, воинов с оружием; молодых девушек хоронили скромно с небольшим ассортиментом украшений, так же скромно хоронили пожилых и старых женщин, которые ушли на тот свет в своё время, а вот взрослых женщин, которые были в самом расцвете сил, хоронили с особыми почестями, в богатой одежде, зачастую в подвенечном платье и массой украшений, оберегов, амулетов и различной бытовой и ритуальной утварью. Есть упоминание о том, что в могилу покойному клали верёвочную лестницу, видимо по аналогии с лодкой, при помощи которой душа могла добраться в мир мёртвых. Но это уже более поздний обычай. Если раньше, что бы перейти в загробный мир, душе необходимо было пересечь реку Смородину, то в более поздней интерпретации загробных похождений, душе нужно было забраться на небо при помощи лестницы. Хотя, если судить по архаичному Мировому Древу, верёвочная лестница может быть откликом более древних верований, чем даже ладья.
Но возвратимся к кремации. Кроме того, что прах умерших ставили на столбы, в древней традиции присутствовал и обычай хоронить урну с прахом в земле. Археологи, которые натыкались на такие захоронения, отмечают, что ямы для таких урн чаще всего были овальными и совсем небольшими, размером только для того, что бы в них поместилась собственно сама урна и несколько вещей. Иногда вместе с урнами ложили посуду с едой и питьём — горшки, миски, кружки и т.д., украшения, пряслица, а в некоторых случаях оружие, топоры и другие предметы, что явно говорит о том, что славяне верили — в загробной жизни душе понадобятся все эти вещи и она сможет ими воспользоваться по предназначению. Стоит также отметить, что более богатые вещи находят в могилах, где покоиться само тело, а не прах. По видимому, человек, который не превратился в пепел, а выглядит совсем как спящий, заслуживал особого внимания и почитания у живых людей и представлялся входящим в загробный мир точно таким же, как и при жизни, поэтому ему были необходимы те же вещи, что и при жизни. Тело же, которое превратилось в угли и пепел больше не сохраняло никаких черт некогда живущего человека, а душа представлялась совершенно отдельным существом вряд ли даже похожим на физическое тело, что, соответственно, освобождало её от ряда надобностей, которые были присущи ей при земной жизни.
Источник
welemudr.mirtesen.ru
Древняя Русь: язычество, похоронный обряд, культ предков
Древние славяне верили в существование жизни после смерти, что, возможно,и стало причиной культа умерших предков. Считалось, что душа покойного может договориться с богами о процветании живущих на земле и таким образом улучшить жизнь племени. Славянским язычникам так хотелось получить милость богов, что они отправляли на тот свет каждого, у кого в волосах начинала пробиваться седина. Так, сын сажал старого отца на сани, увозил его далеко в лес и оставлял под дубом.
Ритуал похоронного обряда лучше всего способен показать менталитет славянских язычников. У Нестора в «Повести Временных Лет» читаем, что сначала над умершим совершали тризну, потом его клали в предварительно приготовленный костёр и сжигали. После этого уцелевшие кости собирали, складывали в сосуд небольшого размера и ставили сосуд у столба на дороге. Нестор пишет, что такой ритуал идёт с глубокой древности и используются вятичами, кривичами и другими язычниками «и по сей день» - т. е. вплоть до 11-12 веков.
Интересен процесс заготовления костра для сжигания тела умершего. Костёр называли «крада» - то есть крадущий всё, что в него перекладывают из этого мира в иной. Костёр выкладывался в виде высокого прямоугольника, доходящего до плеч людей. На одну домовину, напоминающую по виду ладью или лодку, брали дубовые или берёзовые дрова, превосходящие весом её вес в десять раз. Обязательным условием обряда было поставить ладью носом на закат, а покойника положить головой на запад.
Чтобы похоронить человека в Древней Руси, обычно дожидались пятницы – дня Мокоши, который считался наиболее подходящим для похорон. Тело умершего одевали в белые одежды и закрывали покрывалом, в домовину обычно клали дары и поминальную еду, горшок с которой ставили к ногам покойного. Поджигать покойника мог только жрец или старейшина. Он вставал спиной к краде, предварительно раздевшись по пояс. Всё это происходило исключительно днём перед закатом, чтобы душа умершего видела солнечный свет и могла идти вслед за уходящим солнцем. После того как огонь разгорался, старейшина читал погребальную молитву.
Когда молитва была прочитана, наступала тишина – все ждали, когда пламя достигнет неба. Это означало, что Сварга забрала душу умершего. После этого собирали кости и насыпали сверху небольшой холм для тризны. Участники ритуала кидали оружие на холмик, а потом расходились, чтобы набрать в свои шлемы земли для создания могильного холма. Далее кости складывались в глиняный горшок, который ставился «на столпе»: у дороги по направлению к закату солнца. Интересен способ захоронения на столбе или «на столпе». Для праха покойного в горшке сооружали некое подобие маленькой избушки – с крышей или выемкой сверху для удобства души, которая рядом с ней обитает. Такие захоронения на столбиках считались проводником между миром живых и миром мёртвых. Понятие «избушка на курьих ножках», которое мы встречаем во многих сказках, пошло, очевидно, как раз с V1-Xвеков, когда славяне хоронили таким образом своих соплеменников. Курьи – значит обкуренные специальными смолами от гниения. Позже, с приходом христианства, такие избушки заменят кресты, но отголоски языческого обряда можно увидеть и в наши дни – в крестах-домовинах на крайнем Севере. Обращаясь к летописному рассказу о том, как Ольга хоронила князя Игоря, можно почерпнуть много информации о погребальном обряде. Ольга послала древлянам просьбу наварить медов, распитие которых совершалось во время тризны. Над могилой устраивали курганы, величина которых говорила о положении усопшего в обществе. Также до нас дошли сведения о такой части обряда, как бдение, когда на протяжении ночи принято было бодрствовать рядом с могилой, причитать и петь поминальные песни. Позже, с принятием христианства, большинство обрядов утратило смысл и видоизменилось.
© Авторский материал подготовлен Татьяной Поленовой. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.
Еще материалы:
Организация похорон
Кресты
Смерть и жизнь - неразделимы
Кафедральный собор в честь Вознесения Господня
pohorony.kz
Каковы представления родноверов о жизни после смерти? Как хоронили на Руси? Верили ли Славяне в реинкорнацию?
Важный пласт в понимании мировоззрения славян является их представления о загробной жизни. Но, в данной области существуют следующие причинно-следственные связи, которые мы не можем игнорировать. От представлений о загробной жизни напрямую зависит обряд погребения, но именно через археологические и иные данные, которые описывают славянские погребения, мы понимаем, какие представления были о загробной жизни у славян. Итак, нас интересуют два момента. Как хоронили славяне – язычники своих родичей, и как они представляли загробную жизнь, «Тот свет».
Говорить о единой традиции в этих вопросах не приходится, так как в силу исторического развития корректировались и менялись представления о загробной жизни и, соответственно, изменялся и обряд.
Любой культуре свойственно трансформироваться в силу субъективных и объективных причин. Так как представление о загробной жизни напрямую связано с религиозной практикой, то можно назвать христианство, как основную причину для смены представлений о жизни после смерти, но иногда существенно изменяют погребальные обычаи, культурные связи. Но, нас интересует языческая Русь и общеславянские представления о жизни после смерти. Так же, интересно начло двоеверия на Руси.
Начнём освещать этот далеко не простой вопрос с конца, и расскажем об основных способах погребения.
Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формы погребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира.
Существует несколько принципов захоронения умерших предков. Вначале был период эмбрионных захоронений, потом был период, когда труппы сжигали (в этот же период были зафиксировано и трупополжение), потом был период насыпей, потом снова период кремации. Иногда, несколько типов сосуществовали вместе.
Поза эмбриона по археологическим раскопкам.
Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве; скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот же физический облик принадлежит живому человеку и мёртвому. Отсюда древний обычай называть детей в честь умершего недавно деда или бабки.
Скорченность трупов сохраняется до рубежа бронзового века и железного. На смену скорченности приходит новая форма погребения: покойников хоронят в вытянутом положении. Но самая разительная перемена в погребальном обряде связана с появлением кремации, полного сожжения трупов.
Захоронения по обряду трупоположения богаче, чем при сожжении. Есть целый ряд погребений с богатым набором разнообразной лощеной посуды, изготовленной на гончарном круге (миски, трехручные вазы, гранчатые кувшины), фибул, различных украшений, стеклянных привозных кубков, узорчатых гребней, шпор.
В реальных археологических следах погребального обряда постоянно наблюдается сосуществование обеих форм – древней ингумации, захоронения покойников в земле. Описание этого обряда сохранилось и ВПЛ. В Повести Временных Лет сказано: «И аще къто умьряше, — творяху тризнy над нимь. И посемь сътворяху краду велику и възложаху на крадy мьртвьца и съжьжаху и. Посемь, събравъше кости, въложаху в судину малу и поставляху на стълпе на путьх, еже творять Вятичи и ныне».
Вятические курганы Х век с оградой и «столпом» с. «Боршево» (По В.В. Седову)При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно, содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо, оставшимся на земле потомкам. Осуществив сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ предков, древний славянин после этого повторял всё то, что делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в земле и тем самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущи и простой ингумации.
Н.Н. Велецкая в исследовании «Языческая символика славянских архаичных ритуалов», отмечает что: «похоронную обрядность принято относить к семейной обрядности; однако безоговорочно это так лишь в отношении современных славян. В языческой погребальной обрядности социальный момент играл существеннейшую роль. Характерно восприятие смерти не как узкосемейного, а общественного явления». При похоронах прекращается вся работа, и община участвует в ритуале.
Славянское погребальное сооружение по раскопкам Боршевских курганов (реконструкция). (По А.З. Винникову, А.Т. Синюук)
Процесс погребения представляется себе так: складывали погребальный костёр, на него «възложаху» мертвеца и это похоронное дело сопровождалось религиозно-декоративным сооружением — вокруг крады прочерчивали геометрически точный круг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую ограду вроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количество соломы. Когда зажигали огонь, то пылающая ограда своим пламенем и дымом закрывала от участников церемонии процесс сгорания трупа внутри ограды. Возможно, что именно такое сочетание погребальной «громады дров» с правильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мира мёртвых предков, и именовалось «крадой».
Ю.А. Бутенко подчёркивает: «После тризны производился ещё один ритуал, разбивался керамический сосуд, а осколки его клали в яму. Далее производилась вторичная засыпка могилы. Обычай класть в могилу битую посуду восходит ко временам индоевропейской языковой культурно-исторической общности». Семантика данного обряда не понятна, но он прослеживается в различных индоевропейских культурах.
Раз в год у славян проходил навий день. День поминовения умерших предков. В словаре Даля, «Навь это день поминовение предков. В южной Руси понедельник, в средней и северной — вторник на Фоминой».
В. 3. Завитневич в одном курганном кладбище обнаружил остатки вертикальных столбов, что позволило ему так представить обряд погребения: «… на месте сожжения покойника ставили круглый столб; вокруг столба делали земляную насыпь; на вершине насыпи, на столбе, ставили урну». Чаще всего в эту урну ссыпался прах покойного.
После сожжения покойника, проводилась тризна в память о покойном. Как правило, это были не скорбные трапезы. Предки считали, что души умерших, пируют с ними и за этим процессом следят. Этот до сегодняшнего дня осталось в погребальной традиции, когда и умершему человеку наливают спиртной напиток и накрывают тару кусочком хлеба. А в некоторых деревнях зафиксирован обычай садить мёртвого человека со свечкой в руках во время поминок.
Славяне просто относились к смерти, И.С. Тургенев писал в своих «Записках охотника»: «Удивительно умирает русский мужик! Состоянье его перед кончиной нельзя назвать ни равнодушьем, ни тупостью; он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто». И смерть не воспринималась как горе, а как радость, ибо славяне верили в перерождение. Ибн-Даст в «Книге драгоценных сокровищ» (30-е гг. Х в.) сообщает, что когда у славян кто-нибудь умирает, то женщины «царапают себе ножом руки и лицо», но уже «при сожжении покойников придаются буйному веселью, проявляя тем свою радость по поводу милости, сделанной ему [покойному] Богом».
Это отмечает и Н.Н. Велецкая, описывая хорватский обычай: «со второго дня после смерти до выноса на кладбище причитание прекращается. В этот период происходят ритуальные оргии: смех, хмельное питье, музыка, песнопения, танцы, игры, сексуальная свобода. Все они имели форму, строго определенную ритуалом».
Из числа элементов погребального обряда следует назвать: курганные насыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища и захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.
Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над погребением модели дома, «домовины». Много времени спустя, в 9 — 10 вв. н. э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди некоторой части русской знати снова появился обряд простого захоронения без сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием возобновившихся связей с христианской Византией. Но как только началась многолетняя война с империей, великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось к кремации. Курганы эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были грандиозными сооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых должны были быть видимы в радиусе около 40 км, т. е. на пространство четырех — пяти тысяч квадратных километров!
Длинные курганы (По В.В. Седову)
В древности могилы каким-то образом отмечались (курганы, насыпи, камни, домовины и т.п.). О последнем этапе погребального обычая славян летопись сообщает: «по семъ же събравше кости, вложаху въ ссудъ малъ и поставляху на столпѣ на путѣхъ «после того, собрав кости, вкладывают в малый сосуд и ставят на столпы-домовины у дороги». По мнению Б.А.Рыбакова, летописный столпъ (сътълъпъ) представлял собой домовину – сооружение над могилой в виде небольшого домика, сторожки, кельи. Подобные домовины-столпы бытовали в России ещё в XIX в.
Погребальные домовины (летописные «столпы») в России XIX в.
Этот погребальный элемент отмечает и Олеарий в XVII в.: «Над могилами хоть несколько состоятельных покойников русские… ставят небольшие избушки, в которых стоя может поместиться один человек».
Но, сохранились и более древние свидетельства о домовном погребальном обычае славян. Первоначально, предков хоронили в ладьях, как и скандинавов:
Вот что пишет арабский путешественник и писатель Ахмед Ибн-Фадлан во время поездки в качестве посла багдадского халифа в Волжскую Болгарию в своем сочинении, называемом »Книга»: «Итак, они положили его в могиле и покрыли ее над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки его одежд и их сшивания.
А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль, кладут его в него и сжигают его. Что же касается богатого, то собирают то, что у него имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть – для его семьи, (одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды, и (одна) треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до дня, когда его девушка будет сожжена вместе со своим господином».
Сам же обряд похорон он описывает следующим образом: «После ритуального сожжения умершего, соплеменника русы, оставили надпись на могиле: «Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя или берёзы), написали на ней имя [умершего] мужа и имя царя русов и удалились».
Хоронили покойников головою на запад. Смысл такого трупоположения был в том, что глаза умершего были обращены на восток, на восход солнца — при ожидаемом в будущем воскресении воскресший увидит солнце в момент восхода. Постепенно устанавливался обычай хоронить в гробах или колодах, которые и в XIX в. именовали домовинами.
Но Огненного погребения удостаивались только свободные люди, не запятнавшие себя при жизни недостойным поведением.
Но, есть ещё два момента в погребальных обычаях, которые стоит осветить. Это похороны так называемых «заложных» покойников, и обряд умерщвление при достижении определённого возраста.
Мирослав Курганский в одной из своих лекций отмечает, что «согласно традиционным народным представлениям, после смерти человек должен был уйти в «Иной Мир» – но только если умер в свой срок, «своей смертью». Люди, умершие до срока: убитые, самоубийцы, погибшие от несчастного случая, не могут окончательно покинуть мир Яви. Они становятся заложными покойниками и обитают вблизи от людей, доживают за гробом положенный им срок жизни. По народным поверьям, заложные покойники склонны вредить людям».
Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом.
Рассказывая об обычаи убивать родичей при достижении ими 60 лет Н.Велецкая, указывает на два поздних обрядах, русские «Саночки» и украинские «Поминки», где отмечались прижизненные поминки, с последующим ритуальным шествием к месту будущего захоронения. Исследователь считает, что это более поздняя стадия, рудимент обряда умерщвления родича при достижении им старости. Этот обряд имеет реальные свидетельства. Так западные славяне уводили родича в лес и убивали, иногда, родичи уходили сами, или уезжали зимой на саночках в степь замерзать. Вариантов много, но все они имеют место быть. Такой обряд вызван тем фактом, что человек в старости является обузой для семьи и рода. Он постепенно теряет физическую силу. Он не могут уже полноправно принимать участие в аграрной деятельности рода. Считалось позорным влачить такое существование.
Н. Велецкая приходит к заключению о том, «что умерщвление при признаках старости в качестве элемента социального уклада, узаконенного обычным правом, — явление праславянское и, очевидно, у славян имело место лишь в начальный период их истории. Об этом свидетельствует, прежде всего, то обстоятельство, что следы его как общественного ритуального действа отразились в славянской обрядности и обычаях преимущественно в игровой и драматизированной форме».
Но, даже после принятия христианства, многие элементы языческого остались в культуре. Так, после смерти князя Владимира, его, по языческим обычаям выносили из терема через специальную вырубленную дыру, дабы его душа не осталась в мире живых. До сегодняшнего дня многие элементы погребального обычая, присутствуют в нашей традиции. Это и еловые ветки, которыми устилают путь к месту захоронения, это и занавешенные зеркала в доме и многое другое.
Мы поведали о различных способах проводах на тот свет, но это менее интересно по отношению к мировоззренческой составляющей этих обрядов. Как себе представляли себе загробный мир, «тот свет» славяне? Частично мы уже рассказали об этих представлениях, когда описывали погребальные обычаи, но расскажем о всех пластах представлений о загробном мире. Существует, как минимум два варианта представления о жизни после смерти. Это реинкорнация и переход на небо/Иной мир/Вырий (иногда происходит отождествление покойника со звёздами и т.п.).
Из данных археологии и опираясь на этнографический материал, можно с уверенность сказать, что наши предки верили в реинкорнацию.
Предки верили в реинкорнацию в человека: Н.Н. Велецкая отмечает, что «в южнославянской народной традиции прослеживаются рудименты представлений о переходе души умершего в новорожденного ребенка, а так же о перевоплощении душ умерших в животных». Это подтверждает и хронист Винцент, «повсеместное прусское безумие — верование, будто бы высвободившиеся из тела души воплощаются вновь в человеческое тело, иные же звереют, приобретая тело зверя».
Отсюда становиться понятным, почему у славян было заведено называть детей в честь умерших предков.
Интересна в этом смысле и русская поговорка: «Не бей собаки, и она была человеком».
Мирослав Курганский отмечает, что «в народных сказках нередко встречается мотив превращения людей после смерти в растения и животных. К примеру, в сказке «О злой мачехе» убитая мачехой падчерица после смерти превращается в калину. Прохожие делают из этой калины дудочку, которая сама играет и рассказывает об убийстве».
До сегодняшнего дня отслеживается традиция садить деревце рядом с могилкой, так как считается, что в это деревце поселится душа умершего.
В христианской традиции мы находим некоторые отголоски былых представлений о реинкорнации: «в волынском Полесье бытовало представление, что иногда Бог, в наказание за грехи, вселяет душу умершего человека в тело животного».
Н.Н. Велецкая, анализируя отголоски языческих представлений о реинкорнации, отмечает, что для старообрядческой среды характерна заметная реставрация язычества в мировоззрении и культовых действах, для хлыстовского вероучения в особенности: «По смерти добрых и угодливых Богу людей души их преобразуются в ангелов, а иные причисляются, по мере заслуг, к лику святых…, нечестивые люди… переселяются в скотов, гадов и проч. И опять из скотов и гадов переходят в новорожденных младенцев…».
Старообрядческие надгробия «часовенки» (По Н.Н. Велецкой)
В пословицах и поговорках отражается ментальность нашего народа, его историческая память. И недаром сохранилась поговорка: «Родится на смерть, а умирает на жизнь».
Вера в реинкорнации, это архаичное явление. Вера в то, что душа человека уходит в «Иной мир» имеет больше доказательств и несколько различных форм. Но, это связано с тем, что исторически эти представления стоят к нам значительно ближе.
Условно вера в иной мир делиться на две части. Это представление о Вырии/рае и вера в то, что жизнь человека соотнесена со звёздами, иногда с солнцем, и человек после смерти отправляется жить на свою звезду.
Славяне, недаром рядом с умершим складывали посуду и оружие, недаром строили курганы/избушки. Они точно знали, что понадобиться их предку на «Том свете».
В книге “Языческая мифология славян” так описывается загробный мир: «…рай представлялся славянам красивым вечнозеленым садом, пребывание в котором вечно и счастливо… Рай – место счастья и изобилия… язык народных загадок называет раем водяные источники, что указывает на древнейшую связь идеи рая с небесными дождевыми колодцами».
Иногда же славяне помещали вырей (рай) не на небе, а на земле, где-то далеко за морем. Так, согласно украинским преданиям, вырей – «теплая страна, лежащая далеко на востоке у самого моря, куда скрывались на зиму птицы, насекомые и гадюки». По другим рассказам вырей находился на юге. Много веков на Руси ходило сказание о Макарийских островах, где реки – медовые и молочные, а берега – кисельные. Эти острова лежали тоже где-то далеко на юге или на востоке».
Чётко установлено, что у славян было представление о Явном мире и мире навьих духов (умерших предков), но существуют гипотезы, что у славян не было Пекла и нави.
Об этом говорится Т.А.Волошиной: «Чтобы попасть в языческий рай славян, не нужно никакого искупления грехов и запаса добрых дел Туда попадают все, независимо от образа жизни и социального положения. Славянский рай – это загробный мир вообще. У славян не было оппозиции рай-ад (место, где обитают души добрых, — место блаженства; место, где обитают души злых, — место мучений)».
Но многие учёные не согласны с это точкой зрения, например М. Семёнова пишет следующее: «В сказаниях многих народов, близких к славянам, упоминают мост в языческий рай, чудесный мост, по которому могут пройти лишь души добрых, мужественных и справедливых. По мнению ученых, существовал подобный мост и у славян. Его мы видим на небе в ясной ночи. Теперь мы называем его Млечным путем. Самые праведные люди без помех попадали по нему прямо в Светлый Мир. Обманщики, мерзкие насильники и убийцы проваливаются со звездного моста вниз – во мрак и холод Нижнего Мира. А иным, успевшим натворить в земной жизни и хорошего, и дурного, перейти через мост поможет верный друг – Черная Собака…». Представления о Пекельном царстве, по мнению Иванова и Топорова, произошло под влиянием христианства, отсюда двоякость интерпретаций учёных.
Мирослав Курганский несколько по иному описывает дорогу «На тот свет»: «Реку Смородину можно перейти по Калинову Мосту – образ этот хорошо известен нам всем из русских волшебных сказок. Нужно сказать, что представление о Мосте, ведущем на Тот Свет, есть и у других народов. Так, германцы верили, что для того, чтобы попасть в Вальхаллу (рай воинов), нужно пройти по радуге – мосту Бифрост. Иранцы считали, что путь в рай лежит через мост Чинват».
По другой версии, путь на «Тот свет» равен пути на небо. В славянских сказках распространен мотив дерева — пути на небо. Герой русской сказки, например, лезет на дуб и по нему взбирается на небо. Дуб у языческих славян — священное дерево, связанное с культом предков, с воплощением душ умерших.
Изображения на средневековых надгробиях (По Н.Н. Велецкой)
Н.Н.Велецкая, описывая варианты представлений славян о пути на «Тот свет», пишет: «Представление о неведомой стране, в которую ведет долгий, далекий и трудный путь, — характернейший мотив сюжета о загробных странствиях. Отражения его содержат разные жанры фольклора в различных интерпретациях. Пожалуй, в наиболее ясной и безыскусной форме выражен он в духовных стихах:
…На путь бо иду долгий,…
И во страну иду чужую,
И деже не нем, что срящет мя…».
Но если суммировать факты получается, что после смерти, если человек жил по правде, он должен преодолеть некий путь (Калинов мост, млечный путь, залезть на дерево), после чего он окажется в Вырие/Ирии/Рае, где всё есть, а жизнь чудесна. Таким образом, рисуется идеальный мир, в котором и будет дальше жить предок, а, возможно, впоследствии вернётся в Явь.
Но, как показывают археологические данные, есть повод считать, что славяне верили во влияние звёзд на судьбу человека. Вот что пишет Н.Н. Велецкая «для славян характерно представление о влиянии звезд на людские судьбы. В общих чертах оно сводится к следующему. Со звездами связано жизненное начало человека. У каждого — своя звезда. С рождением она появляется на небосводе. Со смертью же происходит падение ее, либо туда уходит дух умершего (что в значительной мере определяется его действиями на земле, в последний период жизни в особенности)».
В подтверждение своих слов исследователь приводит цитату: «1207 гг.: «… Знамения бы многи на небеси:… течение звездное бы на небеси отторгаху бо звезды на землю мнети вещия я яко кончину, знаменья бо в небеси или во звездах или во слнци или в луне., не на добро бывает… или проявляють рати или глад или смерти»».
Так же, анализ средневековых славянских могильных плит, красноречиво показывает переход человека (а не души) на звезду. Это действие выражается в могильных рисунках, где рука соприкасается со звездой.
Но, как нам представляется, представления славян о «Том свете» это поздний языческий пласт верований, который, частично наслоился на христианские представления о загробном мире.
Похожие Статьи
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
slaviy.ru
Обряд погребения у древних славян
Обряд похорон у древних славян имел две важные цели: создать связь между живыми людьми и мертвыми, правильно снарядить покойника в долгий путь в царство мертвых. В современных погребальных обрядах сохранилось много древних традиций того времени.
Прежде всего, у древних славян существовало два способа погребения: кремация и закапывание в землю. Богатых и обеспеченных людей сжигали, бедных и менее обеспеченных хоронили в земле.
Наши предки являлись язычниками и огнепоклонниками, следовательно, в большинстве обрядов горел костер. Похороны и поминки не были исключением. На похоронах всегда присутствовал огонь (даже при погребении в землю горел прощальный костер), а на поминках зажигалось пламя в память об усопшем.
Обрядовая кремация у славян
Сам процесс кремации всегда проводился на закате солнца, для того, чтобы душа умершего последовала за солнцем в загробный мир. Если дым поднимался столбом к небу, считалось, что сам бог Сварог спускался за душой покойного, и она отправлялась в путь в царство мертвых.
Существовало несколько видов кремации. Чаще всего людей кремировали в лодках. Существовало поверье, что душа умершего должна пересечь реку, чтобы попасть в иной мир. Саму лодку ставили кормой к закату. В нее клали сучья и сено, чтобы пламя наверняка загорелось. Туда же клали вещи, необходимые умершему в загробной жизни: амулеты, обереги и поминальную пищу. Лодку поджигал волхв или старейшина. Вместе с покойником сжигали и его домашних любимцев. Если таковых не было, то сжигали его домашних животных, например, курицу или гуся.
Умерших также кремировали на костре. Но прежде, чем провести похороны, проводился долгий обряд прощания. При любом складе событий усопшего умывали и одевали в самую чистую и дорогую одежду. Затем его клали на стол либо лавку, складывая руки на груди, и укрывали белым холстом. Все зеркала снимали или укрывали полотенцами, для того, чтобы покойник не забирал души живых с собой. Наши предки верили, что если этого не сделать, то в семью скоро вернется смерть. Входные двери никогда не закрывали, ведь если душа, не поймет, как выйти из дома, может привязаться к этому месту на протяжении трех лет. К правой руке обязательно привязывалась медная проволока, ведущая в сосуд с землей, для связи с землей-родителем. Считалось, что так тело сохранялось намного дольше. После всех приготовлений жрец в течение трех дней читал молитву. В это время родственникам запрещалось находиться в одной комнате с усопшим. После того прочтения молитв жрецу дарили рушник (льняное полотенце) с псалтырем внутри.
Выносили умершего только ногами вперед – будто он сам выходит из дома. Близкие родственники никогда не шли впереди покойного и не несли гроб.
После сжигания прах собирали в специальную урну (домовину), а несгоревшие части тела разбрасывали по местности. Затем проводилась страва – своеобразный поминальный пир. На страве всегда подавали кутью. Весь этот обряд обычно проводился в пятницу, которая называлась «Мокоши».
Деревянные гробницы домовины в городе мертвыхДомовина раньше представляла собой деревянный столб полтора-два метра высотой с маленькой крышей наверху и небольшим оконцем. Столб был полый внутри и без одной стены – для того, чтобы ставить туда подарки после поминок. Затем захоронение засыпали землей, и получался курган.
Домовины захоранивались в шахматном порядке, для того, чтобы солнце равномерно падало на все столбы, и тень от курганов не мешала друг другу. На территории мертвого города никогда никто не жил. Это было место для военных игрищ или тризны, на тот случай, если усопший был воином. Там же разыгрывались своего рода постановки битв, где участвовал покойник.
Захоронение в землю
Как мы уже говорили, хоронили усопших и в земле. В самые древние времена покойников помещали в могилу в позе эмбриона. Считалось, что этим живые помогал душе быстрее найти новую жизнь. Ведь в материнской утробе малыш находится именно в позе эмбриона. Позднее людей начали хоронить в полный рост, лежа. Так создавалось впечатление, будто человек спит, а душа путешествует отдельно. После крещения Руси положение тела в земле изменилось, голова должна бела «указывать» направление на запад.
Останки древнерусского курганаРазных людей хоронили по-разному. Например, молодых девушек хоронили скромно, в гроб клали только некоторые украшения. Воинов хоронили вместе с их оружием. Людей преклонного возраста, также как и девушек, хоронили скромно, кладя в гроб только самые любимые вещи. Женщин хоронили со всеми почестями, с огромным количеством украшений и одежды. А когда хоронили человека знатного, с ним хоронили и его слуг (одного или двух). Ремесленников хоронили вместе с их инструментами.
Многое из старых обычаев осталось в современных поминках и похоронах. Например, гроб имеет форму упрощенной лодки, а на поминках часто подают кутью. Некоторые обряды были забыты или упрощены после принятия христианства. Например, чтецу больше не дарят полотенце с псалтырем внутри.
funeral.by
Похоронные обряды на Руси — Славянская культура
На сегодняшний день, и не без прямого вмешательства Церкви смерть превратилась в нечто страшное, ужасное, и обязательно с плачем, криками "Ну на кого ж, ты нас покинул?!" и так далее. Нам Внушили страх смерти, и описали столько ужасов, что мы боимся этого дня аж до дрожи во всем теле.
Почему-то, когда дети переходят из второго класса в третий, мы не устраиваем панихид с плакальщицами и пышными похоронами его костюма, в котором он в первый класс пошел. Ребенок просто вырос, получил от родителей новый костюм и пошел в третий класс обновленным и знающим гораздо больше.
Так почему же мы должны устраивать столь пышные похороны, и кричать единоличное "Что мы без тебя тут делать то будем..."?! Человек достиг своего рубежа и перешел на ступень выше. Он выполнил то, что должен был выполнить здесь, и его уход был закономерным, даже если окружающим он кажется преждевременным. Произошла смерть тела, и ничего более. Просто ребенок вырос из своего прежнего костюма. Поясню лишь, что те, кто по своей вине или решению уходят из этой жизни раньше, не выполняют свое предназначение и не получают необходимый опыт, а значит они в "безпамятстве" вернутся сюда вновь, для получения этих уроков. А это все равно, что остаться в школе на второй год, и в этом нет ничего хорошего.
В древности, ради умершего затевали праздник. Все вокруг и особенно семья радовались, что он ушел вверх, по пути своего развития, и причислился к Богам - Покровителям рода. Он стал его покровителем. И никогда на похоронах не было слез печали или утраты, ибо каждый желал ближнему только добра и блага, а высшее благо - это развитие, новая ступень в познании. Вернемся же к нашему повествованию.
Как сегодня выглядит Ритуал похорон? Усопшего кладут в деревянный гроб, и закапывают в землю. То есть в момент современного "Захоронения", происходит следующее. Вы как бы консервируете (в прямом смысле, как овощи ежегодно в банках) останки своих близких и родных. А согласитесь, консервированные продукты могут еще очень долго храниться и не тлеть (портиться). Кстати раньше овощи консервировали именно в деревянных кадушках.
Так и с телом умершего. Дух не отойдет от тела, пока не истлеет его последняя кость, а значит, еще много сотен лет он будет лежать в земле или бродить неподалеку в виде души, которая не может найти покоя. Вот почему так много развилось приведений, вурдалаков и прочей негодующей нечисти. Плюс ко всему, когда души очень долго скитаются по этому миру без своего физического тела, они накапливают в себе негатив, и деградируют, до такой степени, что в момент перевоплощения они не уходят вверх, а нисходят в мир Пекельный и демонический.
Исконно Славянская традиция похорон, или как мы можем ее назвать истинно Православные похороны, у нас переняли множество народов древности. Славяне всегда предавали тело умершего Огню.
Огонь - великая и всеочищающая сила, которая очищает тело и душу. Он способен сжечь дотла тело, и избавить душу от того негатива, который она могла получить при жизни. Душа, подвергшаяся сожжению, не горит в агонии (как нас пугают все прочие религии) - она прибывает в блаженстве и наполняется энергией. Она непременно уходит в мир Богов и Первопредков (но, опять же: при условии, что все необходимые уроки были получены) и Становиться Божественно-чистой.
В Славянской традиции похорон существовало Кродирование. Ритуал Кродирования — это процедура при которой на окраине леса из бревен и сухой соломы собиралась "Крода" (постамент из бревен высотой от 2х до 5ти метров). На Кроду возлагали Тело Умершего, и поджигали. В момент Горения вокруг водили Хороводы, призывали в Богам и предкам, с просьбами принять Душу в мир Правный, в Мир Богов И Первопредков. Взывали к Богине Смерти Маре и Богине Карне, которые провожали умершего в последний путь.
Такая Крода способна сжечь дотла Всё, включая и кости. Пепел рассеивали по ветру, передавая его в лона Священного Ветра, тем самым, ускоряя путь души от мира срединного (нашего) в Мир верхний.
А для памяти ставили на капище семейном, или в Изгородь у дома Столб Изваяние с ликом Умершего, ибо теперь он как хранитель рода, будет охранять ныне живущих.
Подчеркну еще раз, что никогда смерть не была чем-то траурным, а придавали огню умерших с чувством радости и счастья, за того, кто восходит вверх по ступеням своего развития. Славяне считали, что смерть прекрасна ибо сам смысл смерти, Состоит в переходе в вышний мир богов.
По закону РФ, за такую кремацию не могут ничего сделать, просто нужно получить разрешение заранее. Подробности ищите в Крематориях и законодательстве. Хотя вам будут препятствовать, ибо РПЦ борется чуть ли не за каждую душу, которая умирает на этой земле, ибо власть их из мира подземного и проистекает.
Похожие статьи:
История → Казачья вольница и Церковь: история взаимоотношений
Гостиная → Так сколько ученых сожгли церковники?
История → Быль про «инока» Пересвета или как церковь к русскому подвигу примазалась
Религия → Христианство на Руси
Природа → Родная Природа!
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Как хоронили на Руси — Статьи — Магическая Лаборатория
Не так давно один питерский антрополог, кандидат филологических наук и фольклорист посетовал на то что в наши дни настоящего чистого этнографического материала уже не собрать. Потому как идёт мощный вброс информации со стороны СМИ, издаётся огромное количество псевдоисторической и псевдонаучной литературы. В частности он сказал:"Вокруг одного только обряда похорон столько всего навинчено, чего никогда ни в церковной, ни в народной традиции не существовало". Вот в этой статье я и постараюсь коротко осветить данный вопрос, расскажу о способах захоронения, имеющих место на территории нашей страны и, связанных с этим, народных верованиях и обрядах. Для сбора материала я пользовалась, как принято говорить, открытыми источниками, плюс мои личные наблюдения и беседы с разными людьми.
Начнём наш обзор с Древней Руси, с того что территория её была не такая уж маленькая. И населяли её различные племена. А не только славяне, как некоторые, быть может, ошибочно думают. Сейчас невозможно сказать какие погребальные обряды существовали в каждом конкретном племени. Но общие тенденции можно попробовать проследить. Результаты археологических раскопок свидетельствуют что поначалу практиковалось то, что принято называть, трупосожжение. С прахом поступали по разному. Собирали в горшки и кувшины и устанавливали на столбы на росстанях и перекрёстках, закапывали под порогом, под домом, возле очага. По сути это охранительная магия. Духи предков, привязанные к своему праху, служили потомкам. Вот как об этом пишет автор Повести Временных Лет: "... А если кто умирал, то устраивали по нём тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь ещё вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники..."
Так же практиковались захоронения в курганах. То есть хоронили прах в горшке, а над ним насыпали курган. Археологи находят в таких курганах по несколько горшочков, расположенных один над другим. Как видим, в одном кургане могли захоранивать останки нескольких человек, досыпая его. Но нет сведений хоронили так членов одной семьи или жителей одного поселения, по мере их смерти.
Курган на берегу реки Волхов
По мере расслоения общества на классы, обряд погребения изменялся и усложнялся. Богатые и знатные стремились захватить с собой как можно больше вещей, чтоб и и на том свете тоже быть богатыми и знатными. Бедным ремесленникам и землепашцам родственники давали с собой орудия труда, чтоб, значит и там эти бедолаги вкалывали в поте лица своего.До наших дней сохранились письменные свидетельства, с описанием похоронных обрядов. В частности об этом рассказывают арабские авторы ал-Масуди, Амин Рази, Ибн Русте и, наиболее подробно - Ибн Фадлан. Любознательный читатель легко может найти эти документы. Если коротко, то это рассказ о похоронах знатного "русича", которого одели в нарядные одежды, поместили в лодку, туда же положили оружие и прочую утварь. Потом "рассекли" и бросили в лодку его любимых собак, лошадей, рабов и женщин. Ну и сожгли всё это.
Результаты археологических раскопок подтверждают эти рассказы. Тут ведь как? Все мы знаем что некоторые путешественники любят приврать и приукрасить. Но когда несколько разных путешественников говорят примерно об одном и том же и, кроме того, эти сведения подтверждаются археологами, вот тут можно говорить о достоверности информации.
Погребений с трупосожжением найдено не мало. Не меньше найдено погребений, в том числе парных (обряд сопутствия), с трупоположением. И вот тут имеет место интересный момент. Судя по останкам, женщина не всегда сопровождала мужчину добровольно. У некоторых женских скелетов проломлен череп. Сзади. Найдены, так же, останки женщины с копьём в бедре. (В кургане на р.Сясь). То есть, ей повредили ногу и отправили вслед за мужем. Кто знает, может она ещё была жива на тот момент. Жестоко, не правда ли?О чём, вообще, говорит всё это? О том что наши предки верили в реинкарнацию? А вот, чорта с два! Зачем верящим в переселение душ брать с собой всё это барахло? Не логичнее ли предположить, что они верили в самую заурядную загробную жизнь?В то что умерший будет продолжать своё существование и после смерти (за гробом). И, судя по всему, там он будет вести точно такую же жизнь. То есть, будет тем же, кем был в этой жизни. И поэтому душе/духу умершего нужны души/духи женщин, для утех, духи слуг и рабов, чтоб служили и духи/души предметов которыми он пользовался, чтоб продолжать пользоваться ими. Отсюда прослеживается интересный вывод: и на том свете господа останутся господами, землепашцы - землепашцами, а рабы - рабами. Поэтому меня лично не удивляет что на Руси так быстро прижилось христианство. По крайней мере, трудящиеся массы увидели для себя хоть какой-то просвет, надежду на то что им не придётся вкалывать и после смерти, а напротив, они отдохнут в раю.Об изменении верований очень чётко говорит изменение обряда погребения. Там где распространялось христианство, усопших хоронили в могилах, головой на запад, без посторонних предметов, которые "могут пригодиться на том свете".
Добавлю немного про души предметов. В разных местностях на это смотрели (и смотрят) по-разному. Где-то считается что предмет тоже должен умереть/быть убитым (сломанным). И поэтому его ломали. Разбивали посуду, переламывали лук и стрелы, ломали оружие и инвентарь. В наше время мне встречались люди, которые оставляют на могиле переломленную сигарету, чтоб усопший мог её покурить. Так же ломают конфеты и печенье, хлеб... . Это я видела сама.В других местах предметы не портят, помещают в могилу такие как они есть. И на поминках кладут всё целое, не переламывают. Не могу сказать, как тут более правильно.
Со временем, почти повсеместно, на смену трупосожжению пришло т.н. трупоположение, да и, набиравшие силу христианские обычаи, требовали погребения усопших в земле. Хоронили вокруг церкви, что называется: в ограде, наиболее влиятельных и богатых - ближе к храму, тех кто попроще, тех подальше. Там где церквей не было, кладбища устраивали в некотором отдалении от жилища. Желательно чтоб туда вело несколько дорог, так как в обычае было везти покойника по одной дороге, а возвращаться по другой. Почти до конца 19 века сохранился обычай возить гроб на дровнях, независимо от времени года. В зимнее время, когда земля была мёрзлой, усопших не хоронили, ждали оттепели. Трупы могли храниться или на кладбище, или в убогих домах. В убогие дома свозили покойников из разных мест, особенно много их было во время сильных морозов, эпидемий, войн. Там же погребали казнённых. Строго говоря до 18-го века крестьянам (которые составляли основную массу населения) вообще не полагалось индивидуальных могил, их хоронили навалом, в братских, зачастую без гроба, просто завернув в саван.
Представления о посмертной участи людей складывались на протяжении столетий. Умерший естественной смертью в почтенном возрасте человек переходил в разряд предков (родителей). Считалось что он прожил свой век. Умершие не своей смертью, самоубийцы, опойцы, утопленники, дети, умершие до крещения, дети которых заспали, считались нечистыми покойниками. Их участью было доживать свой век за гробом. Таких умерших не хоронили на освященной земле, а только за церковной оградой. Крестьяне опасались что захоронение самоубийцы в земле оскорбит её, и урожай будет скудным. Самоубийц или оставляли на том месте где их нашли и забрасывали ветками, или бросали в овраги. Опойц вполне могли бросить в болото, чтоб они не вызвали ненароком засуху. Детей, родившихся до срока, частенько просто зарывали в подполе. Церковь старалась бороться с этими обычаями. Но, во времена засухи, крестьяне не желали слушать батюшек. Они выкапывали тела нечистых покойников, и проводили над ними всяческие манипуляции с целью вызвать дождь.
В качестве примера приведу заговор записанный в Симбирской губернии В.Юрловым.В те дни никто не сомневался что Нерѣдко случается, что крестьянинъ соединяетъ слова этого заговора съ тѣми дѣйствiями, которыя въ немъ упоминаются.Майков Л. Великорусскiя заклинанiя. С. Петербургъ. Типографiя Майкова, въ д. мин. фин. на Дворц. площ. 1869. С. 157, 158.4. Отъ засухи.(360) Выхожу я, удалъ добрый молодецъ, изъ воротъ въ ворота, въ чистое поле, заговоромъ заговариваюся, на всѣ четыре стороны покланяюся, вижу: лежитъ гробъ по верхъ земли; земля того гроба не принимаетъ, вѣтеръ его не обдуваетъ, съ небеси дождь не поливаетъ, лежитъ в томъ гробѣ опивецъ зубастый, собой онъ головастый, какъ гадина, въ гробу распластался, языкъ его въ темя вытягался; Божiи тучи мимо проходятъ, на еретника за семь поприщъ дождя не изводятъ. Беру я, рабъ Божiй, от дупла осинова вѣтвь сучнистую, обтешу арясину осистую, воткну еретнику въ чрево поганое, въ его сердце окаянное, схороню въ блатѣ смердящемъ, чтобъ его ноги поганыя были не ходящiя, скверныя его уста не говорящiя, засухи не наводящiя; лежалъ бы въ землѣ, ни чѣмъ недвижимъ, окаянные бы его на ноги не подымали, засухи на поля не напущали; окаянный бы ихъ набольшiй кружало, самого сатаны нечисто воздыхало, въ трiисподнюю былъ проклятъ; аминь; помоги, Господи; словесамъ моимъ утвержденiе.
Сейчас надо сказать о веке. Том времени, которое Господь отмерил каждому человеку. Народные представления об этом в большинстве местностей примерно одинаковы. Есть некий коллективный век и есть век индивидуальный, в течении которого расходуется запас жизненных сил человека. Человек, живущий слишком долго, заедает чужой век. Человек, умерший раньше срока, недожил свой век, не израсходовал запас жизненных сил. И эти-то неизрасходованные силы, становятся опасны для живых. Обращение с такими покойниками требуют особых приёмов.Век человека не всегда длинный. Смерть от болезни, на поле брани или от удара молнии не считается нечистой. Про такое говорят: Божья воля. Помимо божьей воли, в жизнь человека может вмешаться воля нечистого . О самоубийцах и опойцах уже говорилось. Заблудился человек и умер в лесу - вмешался леший, утонул - тут видят волю и желание водяного. Суть в том что человек не получил напутствия церкви, умер без покаяния. Вины самого человека тут нет, но крестьяне на Руси относились к таким умершим с опаской. Даже тех кого убили разбойники считали "нечистыми". И не хоронили в церковной ограде.
Небольшое отступление Во время правления всеобщего любимца Петра Первого погребальный обряд был полностью взят под контроль светской властью. Указом Синода (1721г.) приходским священникам запрещалось давать разрешение на похороны у церквей тех людей, которые скоропостижно скончались без покаяния и причастия. Была введена т.н. похоронная "память" (разрешение на похороны). В этой бумажонке должно было быть засвидетельствовано что усопший не был врагом церкви, еретиком, раскольником, иноверцем; что он не умер от отравы или пьянства и что он не является самоубийцей.
Те, кто не упокоился и не перешёл в разряд предков, могут оказывать влияние на жизнь людей, вмешиваться в неё, вредить или помогать. К таким могилам приходят колдуны и чернокнижники в надежде заручиться помощью духа для своих дел. Надо заметить, что дух не всегда находится возле могилы. Крестьяне подметили правильно - дух часто остаётся на том месте где был насильно исторгнут из тела. Перемещение тела развязывает дух и позволяет ему свободно перемещаться, ходить. Чтоб этого избежать, найденные в лесу тела оставляли там же, забрасывая ветками (как уже говорилось). В наши дни можно наблюдать т.н. "ложные могилы", памятники на месте гибели людей в результате автомобильной аварии или т.п.
Здесь прослеживается интуитивное знание о том что дух может не последовать за своим телом, а остаться на месте гибели, доживать свой век. Такой дух часто беспокоен. Является, приходит. Его стараются удержать на месте. Детям приносят на место гибели игрушки, взрослым то, что они ценили при жизни.
Дух или бытие человека может перейти в растение. Я знаю такой случай. Покойный перестал являться после того как на могиле у него вырос кустик, корни которого тянулись до гроба.
СТРАНСТВИЯ ДУШИВ русском православии принято считать, что после смерти душа первые два дня пребывает на земле. Ходит по тем местам которые дороги ей были при жизни, которые притягивают её. Притягивать душу могут не только те места, где человек был счастлив и совершал добрые дела и благородные поступки, но и места где он грешил, где творил дела злые.На третий день душу призывает к своему престолы Всевышний. С 4-го по 40-ой день душе показывают небесную обитель и адскую бездну. Причём, до 9-го дня душа любуется красотами Рая (на девятый день Всевышний снова призывает душу к своему престолу), а с 10-го по 39-й - обозревает ужасы Ада. В любой из этих дней душа может появляться и на земле. В некоторых местностях бытует поверье о том что душу 40 дней водит Ангел или Бес. Решается этот вопрос на т.н. воздушных мытарствах, своеобразных рубежах где душе предстоит держать ответ за свои земные дела. Бесы предъявляют ей грехи, Ангелы - добрые дела. Что перевесит, тому душа и достанется. Если водит Ангел, то душа приходит в дом тихо и спокойно на 20-й или 40-й день. Если водит бес, то душа может появиться в любой день и "пужает".На 40-ой день душа в третий раз возносится к Престолу, и для души определяется место, где она будет пребывать до Страшного Суда. Здесь, опять же, есть расхождение народных верований и религии. В народе верят что душа может задержаться на земле, её могут не отпускать слёзы родных, какие-то несделанные дела, обида или беспокойство. Таких покойников крестьяне боялись, старались отгородить от них себя и своё жилище. Для этого рисовали кресты, на окнах и в дверях помещали крапиву или рябину, под матицу - ветку можжевельника, под порог или в порог - топор. Плачущих успокаивает и предохраняет от посещений лиходейная трава, чертополох. Отличным оберегом считается то что связано с лошадьми. Явившегося рекомендуется ударить недоуздком молодого нелегчёного жеребца или уздечкой, которой вытерли пот молодой лошади.В народе и посейчас бытует мнение о том, что всё, связанное с покойным, обладает мертвящей силой. В деревне прекращали сев, если кто-то умирал. Пока тело не предано земле, не пекли хлеб. Считалось что посевы замрут , а хлеб будет испорчен. Воду после обмывания выливали под угол дома, там где ничего не растёт. Этой водой могли завладеть колдуны, и использовать её для своих дел. Для наведения порчи или неурожая. Горшки, из которых обмывали, и гребешки, которыми расчёсывали покойного, более не использовались. Эти предметы бросали в реку (если рядом есть река), или относили на перекрёсток и оставляли там, при этом горшки иногда разбивали, а иногда нет. Здесь прослеживается отзвук обычая о котором говорилось выше: оставлять на перекрёстке горшки с прахом. Интересно отношение к мылу, которым пользовались при обмывании. Его не выбрасывали. Наоборот, оно весьма ценилось, как предмет, наделённый силой. Женщины, давали его для умывания драчливым мужьям, в надежде что их злость "замрёт". Девушки мыли им руки чтоб кожа не стала дряблой, долго была молодой и гладкой. Табурет, на котором стоял гроб, следовало, после выноса, перевернуть ножками вверх. После этого им можно пользоваться как обычно. В некоторых местностях на этот табурет сразу садилась хозяйка дома, чтоб указать на то что это место отныне принадлежит живым. Обмывание, одевание, положение во гроб, дорога на погост, это по сути ритуальные действия. Предназначенные для того чтоб достойно проводить усопшего на тот свет и, одновременно, преградить ему дорогу назад, в мир живых.В наши дни многих пугает любое соприкосновение с покойным. Люди боятся "подцепить некротику". Мне часто задавали вопросы, можно ли носить одежду, которая осталась, пользоваться вещами умершего. Но, вот странность, никто не спрашивает можно ли носить золотые украшения, жить в квартире, ездить на машине. Здесь, видимо, всё зависит от ценности предмета. В прежние времена мыслили примерно так же. Только ценность вещей была другая. Одежду с умершего забирал себе обмывальщик (обмывальщица). Постель выносили в курятник, чтоб петухи отпели, или выставляли на солнце. Никому в голову не приходило выбросить кровать или лавку на которой человек скончался. Я знаю людей, которые в деревнях спали на тех же кроватях на которых испустил последний вздох их родич, и ничего страшного с ними не произошло.Но, в последнее время, под влиянием всяких подозрительных и чуждых нашему менталитету учений, появляются рекомендации типа: не хранить рядом фотографии живых и умерших. Или, вообще, уничтожить всё что с умершим связано, вещи, фотографии... (на счёт драгметаллов и недвижимости, правда, опять молчок).Вот как, скажите мне, в этом случае поступить с фотографией где сняты вместе родители и ребёнок, если один из родителей уже преставился? Вопрос чисто риторический. Что ни говори, боятся современные люди всего, что связано с мертвецами. Раньше на некоторые вещи смотрели проще. Про мыло я уже говорила. А вот ещё, к примеру, имеется такой заговор от зубной боли. Тут и мертвецы упомянуты и молодой месяц. Вроде как болезнь-то надо на убыльную луну сводить? А тут вот такая рекомендация:Заговаривать три вечерние зари с ряду во время новика (молодого месяца):
- Князь молодой,рог золотой,был ли ты на том свете?- Был.- Видал ли ты мёртвых? - Видал.- Болят ли у них зубы?- Нет, не болят.Дай Бог, чтоб и у меня р.Б. (имярек), никогда не болели.Потом прочесть "Отче наш".
Заговор построен в форме диалога. Страдающий зубной болью, заговаривается сам, без участия знахаря.Иногда даже, человек у которого болели зубы подходил к усопшему, брал его руку и проводил по своим зубам чтоб "боль замерла".
Далее. Ежели к теме кладбищ. На территории средней полосы России, преобладает православие. Пока что. В годовом круге православных обрядов особо выделены дни поминовения усопших. Кроме того, в народе сложились свои представления и обычаи. Всё это взаимопроникает и взаимосвязано, и пренебрегать этим не стоит, лучше изучить и, то что истинно и полезно, взять на вооружение. Например. Повсеместно считается что нечисть (лешие, русалки, домовые, водяные) зимой спит. То же относится и к жителям кладбищ. Зимой они неактивны. Весной, в определённый день, (т.н. "первый вздох родителей") люди ходят "здороваться", "приветствовать". В разных местностях по-разному. Кто-то просто подходит к ограде "окликает родителей" и кланяется. Кто-то входит внутрь, убирает могилку, оставляет помин. С Троицы до Петрова поста души усопших, не привязаны к могилам, они могут перемещаться свободно. В дни поминовений, так же. По традиции не ходят на кладбище после праздника Покрова Богородицы (14 окт. н.с.), считается что они уже заснули до весны как и вся нежить.
maglab.ru
Обряд похорон — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Не смотря на то, что Русь была крещена в IХ вeке, еще в течение двух-трех последующих столетий многие сельские жители упорно проводили обряд похорон по-язычески, а иногда сочетали два обряда — христианский и языческий. В захоронениях древних времен вместе с крестиками можно встретить традиционные языческие амулеты — медвежьи клыки и т. д. В могилах заведомо крещенных людей (даже новгородских посадников) можно встретить оружие, хотя это явно противоречит обряду православного погребения.
Ещё со времён пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространённой формой погребения было курганное. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной не только оружие, но и конскую упряжь, убитых коней и собак; с женщиной клали серпы, сосуды (вероятно, с пищей и питьём), зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали на краду (костёр), веря, что с пламенем их души попадают сразу в небесный мир; погребальный костёр при похоронах знатных воинов был столь велик, что пламя его было видно в радиусе 40 км.
Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали и нескольких его слуг, причём только единоверцев-славян, а не иноземцев, а также одну из его жён — ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии её подносили к воротам, за которыми на дровах и хворосте лежало тело её мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит скорее вести её к ним.
Согласно русским языческим обычаям обряд похорон завершался стравой — пиром-поминками и тризной — воинскими состязаниями. И то и другое символизировало победу жизни, противопоставляло торжество мира живых над миром умерших.
Православные похороны[править]
После крещения Руси и принятия православия, обряд похорон изменился. Кое-где в русских деревнях (особенно северных) возник обычай самому изготавливать себе гроб, подобно тому, как это делали некоторые святые.
В русской крестьянской семье умершего при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую, иногда весьма дорогую одежду. Клали покойника на лавку, головой в красный угол (в красном углу находились иконы), укрывали белым холстом (саваном), руки складывали на груди, давая в правую белый платочек. Похороны совершались на третий день, особо чтимых умерших несли на руках до самого кладбища. Все это сопровождалось плачами и причитаниями…
Смерть глубокого старика не считалась горем, причеты и плачи в этом случае носили скорее формальный характер. Нанятая плачея могла моментально преобразиться, перебить плач каким-нибудь обыденным замечанием и завопить вновь. Другое дело, когда причитают близкие родственницы или когда смерть случалась преждевременно. Здесь традиционная форма принимала личную, эмоциональную, иногда глубоко трагическую окраску.
После крещения Руси покойников стали хоронить головой на запад. Общее христианское правило класть мертвых головой на запад напрямую связано с преданием о том, что тело Христа было похоронено головой на запад и, следовательно, лицом на восток. В одном духовном сочинении XIV века об этом говорится так: «Всякий должен быть погребен так, чтобы голова его была обращена к западу, а ноги направлены к востоку. Он при этом как бы самим своим положением молится и выражает, что он готов спешить от запада к востоку, от заката к восходу, от мира в вечность».
Похороны всегда заканчивались поминками, или тризной, для чего готовились специальные поминальные кушанья. Еще на кладбище покойника поминали кутьей — круто сваренным рисом, в который добавлен изюм. Среди обязательных кушаний на русских поминках — блины.
Все ночи после смерти и до похорон специально нанятая чтица читала Псалтырь и заупокойные молитвы. Вместе с нею в комнате, где находился умерший, бодрствовали местные старики и старухи. После похорон чтице дарили полотенце, на котором лежал Псалтырь.
После похорон, устоялся обычай отмечать девятый и сороковой день (сороковины) после смерти.
У славян существовал ритуал специальной погребальной одежды. У восточнославянских народов был обычай хоронить в той же одежде, в которой человек венчался, а если умирала молодая незамужняя девушка или холостой парень, то покойника наряжали, как на свадьбу. На Украине девушку клали в гроб с распущенными волосами, с венком из позолоченного барвинка на голове, украшали гроб цветами, ставили две венчальные свечи. У гуцулов один венок надевали на голову, а другой, побольше, из барвинка, васильков, гвоздики, клали вокруг тела.
Подруги (дружки) имитировали при этом свадебный обряд — выбирали старост, сваху, бояр. Старост и подстарост подвязывали рушниками, свахе вручали свечу и меч. Девушки-дружки подвязывали головы черными ленточками. Одного юношу выбирали на роль «вдовца». На палец девушке одевали перстень из воска, предварительно позолотив его. Ко дню похорон выпекали свадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали родным.
Умершего ребенка у восточных славян, как правило, подпоясывали. Этот обычай связан с наивным религиозным представлением о том, что Бог на «Спаса» будет раздавать детям яблоки, и надо, чтобы ребенок мог спрятать яблоко за пазуху.
Весёлые похороны[править]
В ряде областей Украины (гуцулы, бойки) с древних времен и до начала XX века возле умершего проводились похоронные игры. Весёлые похороны сопровождались обильным распиванием алкогольных напитков и носили оргийный характер. Проводя обряд похорон, вместо выражения скорби и печали в присутствии покойника, все присутствующие веселились — играли на народных музыкальных инструментах, пели, рассказывали сказки, анекдоты, играли в карты, разыгрывали что-то вроде драматических сценок в раешном духе. Все это должно было противодействовать губительному действию смертоносной силы.
traditio.wiki