Где зарождалась Русь. Годовщина в древней руси это


История древних городов: Смоленска, Брянска, Углича

Великий Новгород, Псков, Изборск, Смоленск — в России немало древних городов. Вспоминаем их историю и рассказываем о значении, которое они имели в истории страны. О том, какими были эти города столетия назад и какими стали в нынешнем веке, — в материале портала «Культура.РФ».

Старая Ладога, Ленинградская область

Крепость Старая Ладога. Церковь Святого Георгия с шатрами и башнями. Фотография: Михаил Коханчиков / фотобанк «Лори»

Сегодня Старая Ладога — это небольшой поселок в Ленинградской области, однако когда-то именно этот город стал первой столицей Руси. Согласно некоторым летописям, прибывший на Русь варяг Рюрик сел княжить не в Новгороде, а именно в Старой Ладоге, где в то время строилась мощная крепость.

По данным археологических исследований, Старая Ладога существовала задолго до прихода Рюрика и была важным пунктом торгового пути «из варяг в греки»: на территории города обнаружили клад арабских серебряных дирхемов, датируемый 786 годом. Датой же основания города историки считают 753 год, когда других славянских городов вовсе не существовало.

После основания Петром I Новой Ладоги Старая потеряла былое значение и лишилась статуса города. Однако сюда до сих пор приезжают туристы ради древних крепости и храмов, а также живописных видов на Волхов. Городская крепость, построенная по указу местного посадника Павла в 1116 году — древнейший памятник Старой Ладоги, сохранившийся до наших дней. Ранее на ее месте находились еще более древние постройки — укрепления времен Рюрика и Вещего Олега. Последний, по легенде, описанной в первой Новгородской летописи, был похоронен в этих местах: его возможной могилой считается небольшой курган — сопка.

Великий Новгород

Собор Святой Софии в Великом Новгороде. Фотография: Марина Зезелина / фотобанк «Лори»

862 год считается началом русской государственности — именно тогда, согласно Повести временных лет, произошло знаменитое призвание варягов. На Русь прибыли три брата — Рюрик, Синеус и Трувор, каждый их которых получил в княжение один из славянских городов. Старшему Рюрику достался Новгород. Датой основания города считается 859 год, хотя исторически эти места были заселены еще с V века. Правда, археологические исследования не подтверждают такую дату основания города — самые ранние находки ученых на территории города датируются 930-ми годами.

Новгород всегда занимал заметное место в истории России: здесь правили виднейшие русские князья — Олег Вещий, Ярослав Мудрый, Александр Невский. В XII–XV веках город был независимым центром собственной республики. В Новгороде ведущую роль в управлении городом играло вече — собрание горожан. Они выбирали князя и посадника, устанавливали размеры податей и решали вопросы войны и мира. Московское и Тверское княжества, а также Великое княжество Литовское не один раз пытались подчинить независимый Новгород, и наконец в 1478 году стараниями Ивана III он был присоединен к Москве, после чего несколько потерял былое значение.

Новгород сыграл важную роль в развитии российской исторической науки: благодаря многочисленным найденным здесь берестяным грамотам ученые смогли узнать не только многие факты политической и социальной истории, но и лучше понять культуру повседневности Древней Руси. В основном грамотами были челобитные, купчие, письма, заговоры. Особенно интересными с научной точки зрения оказались грамоты с рисунками мальчика Онфима: датируемые XIII веком, они являются одними из самых древних среди дошедших до нас произведениями детского творчества. На них изображены воины, кони и даже сам Онфим. Сегодня берестяные грамоты можно увидеть в экспозиции Новгородского музея-заповедника.

Из древнейших памятников города до наших дней дошли Новгородский детинец (Кремль) 1044 года, и Софийский собор, построенный по указу князя Ярослава Мудрого в 1045–1050 годах. Сегодня это главные городские достопримечательности, входящие в состав Новгородского городского музея-заповедника. Несмотря на музейный статус, Софийский собор — это действующий храм.

Белозерск, Вологодская область

Земляной вал Белозерского кремля. Фотография: Роман Ильин / фотобанк «Лори»

Согласно Повести временных лет, младший брат Рюрика Синеус сел княжить в Белоозере, современном Белозерске. Правда, археологических подтверждений существования города в 862 году у ученых до сих пор нет.

Белозерцы принимали участие во многих важнейших событиях своего времени — походах Вещего Олега на Киев, киевских походах Андрея Боголюбского и других. Некоторое время город был центром собственного княжества, который постоянно пытались заполучить князья более крупных уделов. Наконец, в 1380 году он был присоединен к Москве.

К сожалению, до наших дней не дошли первые постройки Белоозера. Самое раннее сохранившееся сооружение — Белозерский кремль, вернее его земляной вал, — датируется XV веком.

Белозерские места окутаны древними легендами — по преданию, здесь жил князь всех медведей, который едва не убил во время охоты Владимира Киевского. А еще именно в Белозерске снимал свой известный фильм «Калина красная» Василий Шукшин. Городской краеведческий музей проводит экскурсии по местам съемок.

Изборск, Псковская область

Никольский собор в Изборской крепости. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Наконец, самый младший брат Рюрика Трувор в том же 862 году стал княжить в Изборске. Само место, где изначально был основан Изборск — Труворово городище, на котором находится кладбищенский крест, — в память о первом князе называют Труворовой могилой. Название это довольно условно, так как этот христианский крест был установлен в XIV веке, когда точное место захоронения Трувора могло уже забыться.

Впоследствии большого значения в истории Руси Изборск не играл — в период с X по XIII век о нем не было ни одного упоминания в летописях.

Сохранившаяся городская крепость датируется XIV веком — ее построили по указу изборского посадника Шелоги для защиты от ливонцев. В XIV веке ливонцы дважды пытались взять город, но оба раза после многодневной осады уходили ни с чем. Лишь в XVI веке в ходе Ливонской войны крепость не устояла перед натиском войск Стефана Батория — однако по условиям Ям-Запольского мирного договора Изборск был возвращен России.

Другой древний памятник Изборска, находящийся внутри крепостных стен Никольский собор, был построен в XIV веке на месте старой деревянной церкви. Некогда он был кафедральным собором Псковской митрополии, но сегодня это лишь небольшой действующий храм.

Туристам лучше всего приезжать в Изборск в июне или августе: в это время там проходят фестивали раннесредневековой культуры «Исаборг» и «Железный град». Посетители могут понаблюдать за реконструкцией старинных военных сражений и процессом изготовления предметов быта по древним технологиям.

Смоленск

Центральный мост через Днепр, крепостная стена и Свято-Успенский кафедральный собор. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Смоленск упоминается в Повести временных лет еще в 862 году, когда во время южного похода варягов Аскольда и Дира он стал первым поселением, встретившимся им на пути. Позже о городе писали уже в связи с Царьградским походом князя Олега: хорошо укрепленный город Смоленск был присоединен к формирующемуся Древнерусскому государству.

Находящийся на границе Руси, Смоленск всегда страдал от иноземных захватчиков: в XV веке — от Великого княжества Литовского, в XVII веке — от Речи Посполитой, а в XIX веке город захватили наполеоновские войска.

До наших дней сохранились древние храмы эпохи независимого Смоленского княжества — церковь Петра и Павла на Городянке 1146 года и храм Иоанна Богослова XII века. Смоленская крепость, сдерживавшая неприятелей на подступах к Руси, была построена в XVII веке архитектором Федором Конем. В то время это была самая протяженная крепостная стена страны — ее длина составляла 6,5 километра. Отличался Кремль и массивностью стен толщиной в пять метров и высотой в 19 метров. К сожалению, большая часть крепости была уничтожена наполеоновскими войсками, и сегодня можно увидеть лишь половину крепостных башен.

Помимо архитектурных достопримечательностей, Смоленск славен живописными видами — как и Москва, он стоит на семи холмах, с которых открываются красивые пейзажи набережной Днепра и городских улочек. Особенно захватывающая панорама видна с кремлевской башни Веселухи.

Муром, Владимирская область

Муромский Спасо-Преображенский монастырь, надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского. Фотография: Александр Циликин / фотобанк «Лори»

Согласно Повести временных лет, Муром существовал еще до призвания варягов — он вошел в зону подвластных территорий князя Рюрика. Это подтверждается археологическими раскопками: на территории Мурома обнаружили остатки керамики X века, а также следы деревянных мостовых и построек.

В XII веке Муром был центром самостоятельного княжества, но после того, как его полностью уничтожили татаро-монголы в середине XIII века, город пропал со страниц летописей вплоть до середины XIV века. Самый древний памятник Мурома — Спасо-Преображенский собор, основанный в 1096 году. Правда, современный облик монастыря начал формироваться лишь в XVI веке — прежние древние постройки не сохранились. Муром — родина многих былин. Здесь родился Илья Муромец: известно даже, где именно была изба, в которой он 33 года пролежал на печи. Сегодня на ее месте стоит жилой дом, но о жизни и подвигах Ильи Муромца можно узнать в местном музее былинного героя. А еще в Муроме находится место захоронения святых Петра и Февронии, которое очень популярно у паломников.

Гастрономический символ Мурома, изображенный даже на его гербе, — калач, который здесь пекут с XVI века. Муром считается родиной калача. Раньше его готовили из ситного теста (пропущенного через сито, а не через решето), а для того, чтобы выпечка получилась пышной и мягкой, тесто долго мяли. Попробовать настоящий муромский калач можно в трапезной Спасо-Преображенского монастыря или в фирменном магазине «Муромский калач».

Ростов Великий, Ярославская область

Вид на Ростовский кремль с озера Неро. Фотография: Дмитрий Заморин / фотобанк «Лори»

862 год считается годом основания Ростова Великого. Он также был в числе владений, которые после призвания варягов отошли к родоначальнику первой династии российских правителей — князю Рюрику. Однако археологические исследования доказали, что город был основан позднее, в середине X века.

На XI век пришлось время расцвета Ростова: город был центром собственного княжества. Одно время здесь правил Ярослав Мудрый. Князя поставили на это место, когда он был еще девятилетним ребенком, а в конце своего княжения, в 1010 году, он основал в этих местах город Ярославль.

Правда, с тех древних времен в городе ничего не сохранилось: сначала он пострадал в годы татаро-монгольского владычества, потом был сожжен уже в эпоху Смутного времени.

Главная достопримечательность Ростова Великого, его Кремль, была построена в XVII веке. Но на его территории находится Успенский собор — памятник начала XVI века. Ростов до сих пор считается центром традиционного художественного ремесла финифть, в городе даже работает целое предприятие по изготовлению сувениров и украшений в этом стиле. Финифть — это техника создания художественных произведений с помощью эмали на металлической подложке. Искусство финифти появилось в России еще в Х веке благодаря влиянию византийской культуры, но на Ростовской земле ее расцвет пришелся на XVIII век. Местные мастера были настолько искусны, что их произведения поставлялись к императорскому двору — большими любителями ростовской финифти были Екатерина II и Павел I.

Псков

Псковский кремль. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Немногим моложе Ростова город Псков — в Лаврентьевской летописи он упоминается под 903 годом, когда князь Игорь познакомился с будущей княгиней Ольгой, происходившей из этих мест. По инициативе Ольги в Пскове был построен Троицкий собор (сегодня на его месте находится одноименная церковь 1699 года).

В Средние века Псков, как и Новгород, был центром собственной независимой республики, но в 1510 году его присоединило к себе Великое княжество Московское.

Псковский кром, или кремль, заложенный еще в XI веке, был настолько крепким, что многочисленные войска ливонцев, меченосцев и других иноземных захватчиков так и не смогли взять его. Хотя высота крепости была небольшой (шесть — восемь метров), стены толщиной шесть метров делали кремль недоступным для врагов.

Среди других древних достопримечательностей Пскова — Мирожский монастырь XII века. В его соборном храме находятся лучше других сохранившиеся фрески домонгольского времени. Также в Пскове всегда было развито гончарное ремесло, и сегодня в лавках местных мастеров можно купить необычные сосуды, соединенные диагональной ручкой, «двойнята», свистульки и игрушки.

Углич, Ярославская область

Вид на церковь Рождества Иоанна Предтечи на Волге и Воскресенский мужской монастырь. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Датой основания Углича считается 937 год — поселение заложил родственник княгини Ольги Ян Плесковитич. Впоследствии Углич упоминался в летописях лишь в 1148 году. В Средневековье он был центром небольшого княжества, но его полностью сожгли татаро-монголы. В конце XIV века возродившийся город был снова уничтожен — на этот раз тверским князем Михаилом.

Ключевым событием в истории Углича стала загадочная смерть наследника русского престола царевича Дмитрия. Младший сын Ивана Грозного, вероятный наследник престола восьмилетний Дмитрий страдал эпилепсией, и якобы сам упал на нож во время игры «в тычку» («ножички»). Ему посвящен один из главных городских памятников — церковь Дмитрия на Крови, небольшое каменное здание с шатровой колокольней конца XVII века. Сохранились и так называемые палаты царевича Дмитрия XV века, построенные еще князем Андреем Васильевичем в Угличском кремле. От некогда роскошного княжеского дворца сохранилась лишь престольная палата, своеобразный тронный зал. Сегодня в нем находится экспозиция Угличского музея.

В Угличе расположена одна из самых старых советских гидроэлектростанций. В 1930-х годах ее построили лагерные заключенные — для обеспечения энергией Москвы. Сегодня в соседнем с ГЭС здании находится Музей гидроэнергетики, где с помощью специальных генераторов посетители могут попробовать выработать электрический ток.

Брянск

Свято-Покровский собор. Фотография: Екатерина / фотобанк «Лори»

Хотя Брянск упоминается в летописи лишь в 1146 году, датой его основания считается 985-й, на что указывают многие археологические исследования.

Первое время Брянск был одним из городов Черниговского княжества, но в XIII веке стал центром собственного, которое включало в себя Чернигов, Новгород-Северский и другие города, расположенные в том числе на территории современной Украины. Приграничный Брянск часто становился жертвой вражеских военных походов: в XIV веке он даже был на время присоединен к Великому княжеству Литовскому. Окончательно к Московскому государству Брянск присоединили в 1500 году.

Самый древний памятник Брянска, дошедший до наших дней, относится лишь к концу XVII века — Покровский собор. Остальные исторические здания были построены и того позднее — в XVIII–XIX веках.

Согласно былинам, в брянских лесах жил Соловей-разбойник — главный противник Ильи Муромца. Отсюда же был родом и легендарный монах-богатырь Александр Пересвет, чей поединок с Челубеем предшествовал Куликовской битве.

Автор: Лидия Утёмова

www.culture.ru

НАЧАЛО РУСИ. Древняя Русь. События и люди

Эта книга посвящена политической истории Древнерусского государства, и поэтому мы не касаемся сложного вопроса о происхождении восточных славян, не приводим гипотез о районе их первоначального обитания — об их «прародине», не рассматриваем взаимоотношений славян с их соседями, словом, не касаемся предыстории Руси. Это особая область знания — удел археологов, историков языка, этнографов.[1]

Непосредственно перед возникновением Древнерусского государства — в IX веке — на Восточно-европейской равнине обитали по преимуществу славянские, балтийские и финно-угорские племена. Земли славянского племени полян находились в среднем течении Днепра, в районе современного Киева. К востоку и к северо-востоку от полян (от современного Новгорода-Северского до Курска) обитали северяне, к западу от Киева — древляне, а западнее их — волыняне (дулебы). На юге современной Белоруссии жили дреговичи, в округе Полоцка и Смоленска — кривичи, между Днепром и Сожью — радимичи, в верховьях Оки — вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень, — словене. К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии и прилегавших к ней районов; восточнее, подле озера Белого, жила весь (предки вепсов), а далее, к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой, — меря, в низовьях Оки — мурома, южнее от нее — мордва. Балтийские племена — ятвяги, ливы, жмудь — населяли территорию современных Латвии, Литвы и северо-восточные районы Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенегов, а затем половцев. В VIII—XI вв. от Северского Донца до Волги, а на юге вплоть до Кавказского хребта простиралась территория могущественного Хазарского каганата.

Все эти сведения содержатся в ценнейшем источнике по древнейшей истории Руси — «Повести временных лет».[2] Но нужно учитывать, что «Повесть» была создана в начале XII в., а предшествующие ей летописные своды (Свод Никона и Начальный свод) — в 70-х и 90-х гг. XI в. Предположения о более древних летописях не могут быть надежно обоснованы, и нам приходится допускать, что летописцы второй половины XI—XII в. опирались во многом на устные предания о событиях, происходивших за сто пятьдесят—двести лет до них. Вот почему в изложении истории IX и X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, проставлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Сказанное касается и первой даты, упомянутой в «Повести временных лет», — 852 г.

852 — В этом году, сообщает летописец, начала «прозываться» Русская земля, так как именно в этом году начал царствовать византийский император Михаил, а при нем «приходила Русь на Константинополь». Кроме фактической неточности (Михаил III правил с 842 по 867 г.) в сообщении явно ощущается след какого-то предания: не могли в Византии узнать о существовании Руси только после нападения русичей на ее столицу — отношения империи с восточными славянами начались задолго до этого. Видимо, этот поход — первое событие, которое летописец попытался соотнести с христианским летоисчислением, о более ранних контактах русов с Византией сохранились лишь очень неясные сообщения: в конце VIII—первой четверти IX в. русы напали на Сурож — византийскую колонию в Крыму; между 825 и 842 гг. флот русов опустошил Амастриду — город в византийской провинции Пафлагонии, на северо-западе полуострова Малая Азия; в 838—839 гг. послы русов, возвращавшиеся из Константинополя, оказались проездом в Ингельгейме — резиденции императора Людовика Благочестивого.[3]

860 — В 860 г. (а не в 866 г., как утверждала «Повесть временных лет») русский флот подступил к стенам Константинополя. Поздняя историческая традиция называет предводителями похода киевских князей Аскольда и Дира. Узнав о нападении Руси, император Михаил вернулся в столицу из похода против арабов. К Константинополю подступило до двух сотен русских ладей. Но столица была спасена. Согласно одной версии молитвы греков услышала Богородица, почитаемая как покровительница города; она ниспослала бурю, которая разметала русские корабли. Часть их была выброшена на берег или погибла, остальные возвратились восвояси. Именно эту версию отразила русская летопись. Но в византийских источниках известна и другая версия: русский флот покинул окрестности столицы без боя. Можно предположить, что византийцы сумели откупиться от нападающих.

862 — Летопись утверждает, что в этом году племена, обитавшие на севере русской равнины, — чудь, словене, кривичи и весь — призвали из-за моря варягов (шведов) во главе с князем Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором, пригласив княжить у них. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», — будто бы сказали варягам посланные к ним. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске, т. е. в городах-центрах пригласивших их племен. В приведенной легенде многое спорно, многое наивно, но она была использована учеными-норманистами для утверждения, что пришельцами-варягами и было создано Русское государство. В действительности же речь могла идти лишь о приглашении наемных дружин во главе с их предводителями. Русское государство возникло самостоятельно как результат внутреннего развития славянских племен.[4]

879 — Умер Рюрик, передав, согласно ПВЛ, княжение своему родственнику — Олегу — по причине малолетства Игоря. Но это летописное сообщение крайне сомнительно: приняв его, трудно объяснить, почему же «регентство» Олега растянулось на три с лишним десятилетия. Характерно, что в Новгородской первой летописи в отличие от ПВЛ Олег вовсе не князь, а воевода Игоря. Поэтому вероятнее всего, что прямые родственные связи Рюрика и Игоря — историографическая легенда; речь идет о трех сменявших друг друга у кормила власти вполне самостоятельных князьях.

882 — Олег двинулся из Новгорода на юг: он посадил своих наместников в Смоленске и Любече (городе на Днепре, к западу от Чернигова), а затем подошел к Киеву, где, согласно летописи, княжили Аскольд и Дир. Спрятав воинов в лодках, Олег представился купцом, а когда Аскольд и Дир вышли к нему из города, приказал убить их.

883 — Олег отправился на древлян и принудил их платить дань Киеву.

884 — Олег обложил данью северян, а в 886 г. — радимичей.

907 — Олег отправился в поход на Византию на 2000 кораблей. Он подступил к стенам Константинополя, получил у византийских императоров Льва VI и Александра значительный, как утверждает летопись, выкуп и возвратился в Киев.

912 — Олег заключил договор с Византией, в котором были оговорены условия торговли, статус русских, находящихся в Византии на службе, выкуп пленных и т. д.

В том же году Олег умирает. Летописец предлагает две версии; согласно одной Олег умер от укуса змеи и был похоронен в Киеве, согласно другой змея ужалила его, когда он собирался уехать (или идти походом) «за море»; похоронен он в Ладоге (ныне г. Старая Ладога). Киевским князем становится Игорь.

915 — Впервые в окрестностях Руси появляются печенеги — кочевая народность тюркского происхождения.

941 — Поход Игоря на Византию. Русичам удалось подвергнуть разорению Вифинию, Пафлагонию и Никомидию (византийские провинции на севере полуострова Малая Азия), но, потерпев поражение в битве с подоспевшими византийскими войсками, русские погрузились в свои ладьи и здесь на море понесли большой урон от «греческого огня» — огнеметов, которыми были снабжены византийские корабли. Вернувшись на Русь, Игорь стал готовиться к новому походу.

944 — Новый поход Игоря на Византию. Не дойдя до Константинополя, Игорь получил от византийских послов богатый выкуп и возвратился в Киев.

945 — Византийские императоры-соправители Роман, Константин VII и Стефан прислали к Игорю послов с предложением заключить мирный договор. Игорь послал в Константинополь своих послов, договор был заключен и скреплен клятвами императоров и русских князей по христианскому и языческому обрядам.

В этом же году Игорь был убит в Древлянской земле. Летопись рассказывает, что, собрав дань с древлян, Игорь отослал в Киев большую часть дружины, а сам решил «походить еще», «желая большего именья». Услышав об этом, древляне решили: «Если повадится волк в овечье стадо, то переносит все стадо, если не убьют его, так и этот; если не убьем его, то всех нас погубит». Они напали на Игоря и убили.

Вдова Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших с предложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, а затем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. Однако этот рассказ носит черты легенды, так как имеет аналогию в языческом погребальном ритуале: в ладьях хоронили, для покойников, по языческому обряду, топили баню, тризна — непременный элемент похоронного обряда.

Именно в «Повести временных лет» в отличие от предшествующего ей Начального летописного свода добавлен рассказ о четвертой мести Ольги; она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапкам птиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, «и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись», утверждает летописец.[5]

946 — Ольга совершает поездку в Константинополь, и дважды — 9 сентября и 18 октября — она была с почетом принята императором Константином Багрянородным.

955 — Ольга посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. В летописи оба путешествия слиты в одно, ошибочно датированное 957 г.[6]

964 — Сын и преемник Игоря князь Святослав совершает поход в землю вятичей и освобождает их от дани хазарам. Через год Святослав вновь идет на вятичей и принуждает их платить дань Киеву.

965 — Летопись скупо упоминает о походе Святослава на хазар, о победе его над хазарским правителем-каганом. Из других источников известно, что Святослав, одолев волжских болгар, спустился по Волге к Итилю — столице каганата, расположенной в дельте Волги. Взяв Итиль, Святослав двинулся к Семендеру (городу, находившемуся в районе Махачкалы), прошел через Кубань до побережья Азовского моря, оттуда на ладьях поднялся по Дону до Саркела, захватил эту крепость и на ее месте основал крепость Белую Вежу.[7]

968 — По просьбе византийского императора Никифора Фоки, подкрепленной щедрой выплатой золота, Святослав вторгается в Дунайскую Болгарию и захватывает столицу Болгарии Преслав.

Пользуясь отсутствием Святослава, на Киев, где находилась престарелая Ольга с внуками, нападают печенеги. Только благодаря смекалке воеводы Претича, пришедшего на помощь киевлянам по левому берегу Днепра и выдавшего себя за воеводу передового полка Святослава, удалось не допустить захвата Киева печенегами.

969 — Умирает княгиня Ольга.

970 — Святослав сажает в Киеве своего сына Ярополка. Другого сына — Олега — он ставит древлянским князем, третьего — Владимира (сына Святослава от ключницы княгини Ольги — Малуши) — отправляет княжить в Новгород. Княжича сопровождает брат Малуши Добрыня, это историческое лицо становится известнейшим персонажем русских былин. В том же году Святослав нападает на византийскую провинцию Фракию, доходит до Аркадиополя.

971 — Византийский император Иоанн Цимисхий нападает на Святослава, находившегося в Доростоле (на Дунае). После трехмесячной осады греки вынудили Святослава принять бой под стенами крепости. Согласно летописи, именно в этой битве Святослав произнес свою ставшую крылатой фразу; «Не посрамим земли русской, но ляжем костями, ибо мертвые срама не имеют». Греки с трудом одолели Святослава и поспешили предложить ему мир.[8]

972 — Святослав, возвращавшийся на Русь, был убит печенегами у Днепровских порогов. Из его черепа печенежский князь сделал чашу.

977 — Ярополк убивает своего брата Олега.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Русь история и даты

Знание собственной истории пригодится практически в любой профессии. Умение анализировать и оперировать фактами, которое появляется при вдумчивом подходе, позволяет лучше понять, что именно происходило в прошлом, что случайно, а что стало результатом выборов конкретных правителей или же просто известных общественных деятелей. Так что тест по истории – это своеобразный срез, дающий заодно возможность проверить свои силы и понять, насколько вы верно поняли и усвоили те или иные периоды, разобрались с причинами и т.д. Обычно правильный ответ – только один, но многие могут отличаться, казалось бы, только формулировками. Поэтому здесь настолько важна внимательность, умение сконцентрироваться.

древняя русь история

Современная карта мира оформлялась много столетий тому назад. Если бы сложилась как-нибудь иначе история Древняя Русь, например, была меньше, возможно, ею бы не заинтересовались татаро-монголы. Или, наоборот, полностью бы подчинили себе. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Но в то же время одни события приводят к другим, а те под влиянием факторов – к следующем. Понимание исторической взаимосвязи позволяет не только лучше разобраться в подоплёке происходящего, но и давать прогноз на будущее. 10 класс изучает, помимо прочего, глобальные проблемы в разных контекстах. Поэтому может наглядно убедиться том, насколько всё взаимосвязано.

Важность всестороннего образования

Даже учащиеся 10 классов, которые уже решили для себя, с чем именно они свяжут свою жизнь, знают, что эта сфера далека от прошлого, должны осознать, что всестороннее образование крайне важно. Оно поможет, если впоследствии вы решите сменить профессию. Ведь окончательно со всеми определиться в 10 классе или даже в ВУЗе получается далеко не у всех.

Грамотность и знание базовых фактов нередко проверяются на собеседовании, когда потенциальный работодатель хочет понять, не куплен ли диплом. Как ни странно, но на современную политику способна влиять даже очень давняя история Древняя Русь, украино-русский конфликт – яркий пример и доказательство. Знание и, что немаловажно, понимание фактов в совокупности позволяют отстаивать свои позиции, а также в целом обзавестись собственным мнением. Так что если вас интересует история Древняя Русь как тема сегодня может быть очень даже актуальной. Хотя, казалось бы, речь идёт об очень давних событиях!

Современная карта мира

Не забывайте, что карта мира сегодня ещё не сформировалась до конца. На ней хватает белых пятен, одни непризнанные государства только чего стоят! Или же, как показывает уже наша с вами история – конфликты между государствами. Казалось бы, захват территории другой страны давно должен был остаться в прошлом, особенно с учётом того, что многое строится на договорах и взаимных гарантиях. Однако далеко не всё настолько однозначно. Именно поэтому понимание исторических моментов имеет принципиальное значение. Без него трудно разобраться с настоящим.

древняя русь история карта

А начать следует именно с Древней или же Киевской Руси, потому что именно оттуда пошло формирование государственности. Которое предопределило в дальнейшем многое, включая характер взаимоотношения народа и власти.

Тестовые вопросы

Как известны, тесты представляют собой сочетание вопросов и ответов, причём они могут идти в разном порядке, нередко – перефразированными. Поэтому стоит не только выучить правильный ответ, но разобраться в том, почему именно такой вариант является верным. То, что просто зазубривается, очень быстро способно вылететь из головы. А то, что довольно ярко себе представили и осознали, запомнить, напротив, намного легче.

Поскольку наибольшую трудность вызывать сложные вопросы, то остановиться стоит именно на них. Так, нередко спрашивают, к чему именно привело крещение Руси. И хотя у учащегося может быть своя точка зрения на этот счёт, тем не менее официальная позиция сводится к тому, что данный шаг дал возможность укрепить государственность. Выбор такого варианта не означает, что с ним автоматически соглашаются. Это просто показывает, что проверяемый в курсе: именно озвученное последствие официально признаётся современными историками.

Хотя нужно отметить, что составители тестов обычно стараются не останавливаться на спорных моментах. Тем не менее к подобным ситуациям лучше всего подготовиться заранее.

Нередко делают акцент на «Русской правде». Она регулировала многие моменты, довольно неплохо показывала реалии жизни наших предков. И, в частности, устанавливала институт кровной мести. Например, если погиб сын, то отец имеет право за него вступиться. Государство приобретало какие-то права только в случае нападения на сироту.

Обратите внимание: в «Русской правде» нет как таковой смертной казни. Правда, здесь указывается, что за убийство вора на месте, пойманного с поличным, наказания не будет. Аналогично – в отношении холопа, поднявшего руку на любого, кто выше его по положению. Впрочем, отсутствие смертной казни в документе ещё не означает, что она не применялась. Князь вполне имел право убить за предательство или же за прямое неподчинение военному приказу, особенно если холоп откажется делать то, что от него требуют, в критической ситуации. В разгар битвы, например.

Кто был первым князем в Киеве?

древняя русь история и князья

Исторически самыми первыми правителями были Аскольд и Дир. Трудно совершенно однозначно сказать, кем именно они являлись: дружинниками Рюрика, убитыми за попытку захватить власть, местными правителями, находившимися здесь до появления Олега со своей дружиной. Тем не менее Аскольд и Дир совершенно однозначно были и управляли городом.

Правда, есть другой немаловажный момент: первым именно князем считается Олег. Дир и Аскольд действительно правили, то есть осуществляли управление. Но именно Олега уже называют в официальных документах, которые он подписывал, князем. Главным образом подразумевается заключение мирных договоров с Византией.

Ещё одним интересным моментом стал вопрос, связанный со всеобщей грамотностью. На фоне Европы, где очень часто приличного образования не было даже у некоторых сыновей рыцарей, поголовное умение читать летописи, считать, обмен расписками – всё это вызывает изумление. Но Киевская Русь пошла дальше. Она стала зарабатывать на своём умении! В частности, здесь появились так называемые скриптории, места, где особо грамотные, старательные, с понятным почерком могли зарабатывать довольно неплохие деньги, записывая и переписывая. Одним доверялись летописи, другие составляли наследства, оформляли права на то или иное имущество. Вести торговлю стало заметно легче по мере распространения писцов. Скриптории работали чаще всего на заказ.

Немало любопытных фактов связано с князьями. Так, Владимир Красное Солнышко признан святым за свою деятельность крестителя, более того, он приравнен к апостолам. В крещении получил имя Василия, однако в истории остался Владимиром. Поэтому многие способны растеряться, если увидят вопрос о князе Василии.

Любопытно, что сам Владимир родился сыном рабыни. Однако обычаи язычников не мешали такому происхождению: он всё равно мог стать князем. Новгород, вопреки часто встречающимся мнениям, Владимир не захватывал, а получил от своего отца, когда тот ушёл в поход на Византию.

Интересной фигурой является личность Ярослава Мудрого. Так, именно он основал город Ярославль, который получил своё название впоследствии в честь князя. Впрочем, это предположение, далеко не все историки согласны с этим преданием. Достоверных и однозначных фактов, доказывающих, что точно Ярослав Мудрый имел непосредственное отношение к городу, нет.

Иерархия княжеств

В частности, Новгородское считалось исконно одним из лучших, выше него было во время Ярослава Мудрого только Киевское. Чуть позже определённую силу, в том числе и политическую, набрали также Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское, однако далеко не сразу. И Новгород всё равно своего значения не утратил вплоть до почти конца XV века, когда уже был завоёван русским царём.

Итак, Новгород отчитывался только перед Киевом. Что предполагало и выплату дани. Во времена Ярослава Мудрого речь шла о 3000 гривнах, которую собирали с города и остальных примыкающих земель. Причём 1000 гривен Новгородский князь мог оставить себе на нужды и на содержание собственной дружины. А так как та размерами и уровнем боевой подготовки уступала только киевской, то уже один этот факт даёт ясное понимание того, о каких именно суммах шла речь.

Известно, что история получения Ярославом Мудрым власти связана с тем, что он отказался выплачивать дань отцу. Но далеко не везде озвучиваются причины. Между тем, некоторые исследователи предполагают, что это имеет прямое отношение к тому, что Владимир приблизил к себе младшего сына Бориса, передал ему фактическое командование своей дружиной. Тогда это был признание его наследником.

Учтите, что не только Ярославу не понравился подобный исход. Один из старших сыновей, Святополк, тоже восстал против собственного отца. За что и был помещён в темницу, где просидел до самой смерти Великого князя.

С Ярославом Мудрым связана «Русская Правда», многие интересные политические решения. А ещё довольно заметный след в истории Европы оставили заключённые им династические браки. Он сам женился на дочери первого христианского короля Швеции, от союза с которой у него родилось много детей, включая Анну, ставшую королевой Франции. О чьём браке мало что известно, кроме нескольких любопытных моментов. К примеру, супруг Анны, Генрих, подписывал документы, указывая «В присутствии моей королевы» или же упоминал, что договор был составлен с согласия супруги. С учётом специфики того времени это практически немыслимо, можно предположить, что с Анной считались, и она занимала довольно высокое положение при дворе мужа.

Ещё один любопытный факт: именно Анне Киевской европейская знать обязана распространением византийского имени Филипп. Она нарекла им своего сына, имя прижилось, его впоследствии носили ещё 5 французских королей, не говоря уже о других странах или о дворянстве.

Во многом спорным остаётся вопрос численности населения Киевской Руси. Известный историк Вернадский считает, что речь идёт о 7-7,5 миллионах славян на момент нашествия татаро-монгольского ига. Предполагается, что где-то около миллиона жило в городах. А общее количество городов, по отдельным данным, достигла 300 единиц.

Довольно интересным является социум Киевской Руси. Знать состояла из дружинников и бояр, причём представители одной группы могли переходить в другую и наоборот. Не стоит путать бояр с купцами, первые были в большей степени приближенными к князю, крупными землевладельцами, довольно состоятельными людьми. Некоторые из них зарабатывали ещё и на ремёслах, торговле, но это было далеко не обязательно.

Впрочем, купцы пользовались не меньшим уважением. Обозам всегда предоставлялась защита, потому что князь понимал, что его собственное благосостояние напрямую зависит от того, будет ли ему с кого взимать дань.

Однако основа населения – это свободные, не зависящие ни от кого крестьяне. Их называли «людиной». Часто они принадлежали к одному из объединённых с другими племенами, но для большинства это означало только выплату какой-нибудь условной, символической дани.

Что же касается крестьян, подчинявшихся непосредственно князю, то они назывались смердами. Здесь встречались определённые ограничения, так, они не могли самовольно прекратить обрабатывать княжескую землю или же уйти. В то же время принадлежность к землям князя давала некоторую стабильность. У них был более высокий статус, чем у рядового холопа, скажем, купца. Последнего ещё нередко называли челядью. Положение у тех оказалось практически бесправным. По факту речь идёт о людях, находившихся на позициях рабов.

древняя русь история и даты

Закупы – это бедные крестьяне, по разным причинам продавшие себя за долги или же как-то ещё оказавшиеся связанными со знатью. В отличие от обычных холопах, у закупов была возможность освободиться. Им нужно было всего лишь выкупить себя. Необходимо учитывать, что такое прошлое в Киевской Руси никак не мешало приобретать впоследствии богатства, союзников и т.д.

Спорным остаётся также вопрос: могли ли славяне продать своих собратьев в рабство в Византию? Доказательств этому пока не найдено, с другой стороны, князья вполне торговали пленными. Так что, как минимум теоретически, им никто не мешал этого делать. Ещё в «Русской правде» есть изгои, освободившиеся холопы, не имевшие одновременно с тем права жить или остаться в конкретной общине. Но часто всего они всё-таки были под защитой церкви. Временами упоминались рядовичи – это разновидность холопов.

Ни одно государственное образование невозможно представить себе без вооружённых сил. Были они, разумеется, и у Киевской Руси. Делились на дружину и ополчение. Первая в период с IX по X века состояла преимущественно из наёмников, которым платил князь за их услуги. В среднем один дружинник получал до 8 гривен в год. Но постепенно размер оплаты стал снижаться, например, в начале XI века одному воину полагалась гривна за тот же срок службы.

Правда, историки рекомендуют обратить внимание на некоторые тонкости. В частности, сначала наёмники ничего не получали, кроме того, что им давал князь. Но на нём было «кормление», подразумевавшее под собой сначала буквальное пропитание людей и животных, а потом форму натуральной дани, которую дружинники с разрешения князя могли взимать для своих нужд с народа.

Наёмники не могли воевать голыми руками и пешком. Следовательно, дружине нужны были кони, причём хорошо обученные, здоровые и, разумеется, боевые, а не те, что способны понести, увидев направленное в свою сторону оружие. Также требовалось оружие и доспехи. В зависимости от договорённостей с князем наёмники могли либо обеспечивать это самостоятельно, либо же за счёт князя.

Существует довольно много версий того, почему князьям потребовались в Киевском княжестве наёмники в дружинах. Многие считают, что речь шла об определённой оторванности. У воинов здесь не было своих личных привязанностей (массовых), родственников, они ни за кого не боялись, не испытывали политических симпатий. Будучи в некотором смысле отрезанными от своей родины, дружинники-варяги полностью зависели от князя. Именно поэтому они были ему крайне преданы. Исторически чаще возникали ситуации, когда именно новгородцы и (или) жители Киева восставали против князя, но не наёмники.

Также не стоит игнорировать важный экономический фактор. Князь мог нанять наёмников уже взрослыми, полностью обученными. Часто те приходили со своим оружием, лошадьми и всем необходимым. Что давало возможность правителю не тратиться на покупку. Таким образом, обращение к варягам было для всех сторон выгодным.

Очень хорошо были развиты в Киевском княжестве ремёсла. Особенно металлургическое. Не все в курсе, но здесь занимались сваркой, литьём, ковкой, в том числе и сложной. Очень эффективно закалялась сталь, благодаря чему отдельное оружие и предметы обихода, например, кухонная утварь – всё это дошло до нас в целостности. И теперь украшает музеи.

Славяне гордились своими умениями делать красивые украшения из меди и бронзы. Но наибольшим спросом в Византии пользовались серебро и золото. Деревенские ремёсла и городские отличались друг от друга. Так, в крупных поселениях умели лучше изготавливать изделия из стекла, заниматься гончарным мастерством и т.д. А вот в сельской местности – обрабатывать кожи, ткани, дерево… Однако, вне зависимости от того, где именно находился ремесленник, уровень мастерства был неизменно высок.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru