что такое эмаль, как ювелирный вид искусства Древней Руси? Эмаль это в древней руси


Эмаль - это... Что такое Эмаль?

        стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл. Э. часто называют также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури (См. Глазурь), применяемые для покрытия и художеств, росписи керамических и стеклянных изделий. Основными компонентами почти всех Э. являются двуокись кремния SiO2, борный ангидрид B2O3, окись алюминия Al2O3, окись титана TiO2, окислы щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, некоторые фториды и др. Э. принято делить на грунтовые и покровные. Грунтовые Э., в которые входят сцепляющие вещества (главным образом окислы кобальта и никеля), служат для нанесения слоя, который хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем Э. и металлом. Покровные Э., которые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой Э. Для приготовления Э. смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной кислоты, соды, селитры, криолита и другие сплавляют в печах при 1150—1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и других материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т. н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500—1400 °С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную Э. в один-два слоя с обжигом каждого слоя отдельно. Шликер наносят погружением, обливом, пульверизацией и электростатически, проводят в периодически или непрерывно действующих печах.

         Э. защищает металл от коррозии и придает ему красивый внешний вид. Наносят Э. в основном на чугун и сталь, однако в ряде случаев и на медные, алюминиевые и серебряные изделия, а также изделия из различных сплавов. Основные области применения эмалированных металлов — пищевая, химическая, фармацевтическая, электротехническая промышленность, строительство. Жароупорные и высококорозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях; в аппаратах для особо агрессивных сред; при термообработке и горячей деформации специальных сплавов.

         С. С. Солнцев

         Эмали художественные — украшение Э. золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.). Э. — древнейшая техника, применяемая в ювелирном искусстве: холодная (без обжига) и горячая, при которой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Э. различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э. заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора,—передают четкие линии контура. Выемчатые Э. заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла отличаются большой интенсивностью цвета. Э. (чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объемные формы, достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) Э. изделие из металла покрывается Э. и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. — огнеупорными). Э. бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших Э. — золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой Э. — облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус 9 в.). В Византии в 10—12 вв. была развита перегородчатая Э. на золоте. К началу 12 в. сложились европейские школы Э.: маасская — в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена) рейнская с Кельном во главе (мастера монахи Эйльбертус и Фридерикус) школа лиможской эмали (См. Лиможская эмаль). Европейские Э. в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, Витражами. С конца 14 — в начале 15 вв. в технике Э. выполнялись предметы светского характера. Глухие и непрозрачные Э. сменяются прозрачными Э. по гравировке с введением золотых линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная Миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника Э. пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене — изготовление украшений, табакерок, вееров в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Э. известны с 7 в., получили большое развитие в 14—17 вв. Э., украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных. На территории СССР Э. изготовлялись в 3 — 5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и белой Э). Сохранились перегородчатые Э Киевской Руси 11 в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых Э. 12-13 вв. на серебре и золоте и средневековой грузинской Э. на золоте, отличавшейся от византийской Э. менее тонкой технической проработкой, от русских — более ярким цветом (Хахульский складень, 12 в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у московских мастеров получила распространение Э. по скани — прозрачная многоцветная Э. густых насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкая украшению рукописей того же времени. В 17 в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной Э. («усольской»). Развитие расписной Э. по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных Э. (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписной Э. В 18 в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учрежден эмальерный класс в петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце 19 — начале 20 вв. изделия с Э. изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачева.

         В СССР выпускают изделия с расписной Э., с Э. по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром производства Э. является фабрика «Ростовская финифть» (в Ростове-Ярославском), продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Э. (броши, пудреницы, коробочки), в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Питслин и др.).

         Лит.: Технология эмали и эмалирование металлов, 2 изд., М., 1965; Петцольд А., Эмаль, пер. с нем., М., 1958; Солнаев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М., 1976; Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948; Разина Т. М., Русская эмаль и скань. М., 1961; Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси, М., 1975; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI — XIX вв., М., 1974; Burger W, Abendländische Schmelzarbeiten, В., 1930; Medding-Alp E., Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit, Koblenz, [1952]; Hasenohr K., Email, Dresd., 1955.

        

        Декоративное блюдо. Эмаль. 16 в. Франция. Эрмитаж. Ленинград.

dic.academic.ru

Русская эмаль XVII — начала XX века

XVII век считают временем расцвета эмали. В этот период ею украшались множество бытовых вещей — черенки ножей, вилок, ручек, чернильницы, футляры и др. Эмаль становится неотъем­ лемой частью убранства предметов церковного обихода и свет­ ских вещей. Ею декорируются серьги, кольца, панагии, часы, табакерки.

Интенсивный подъем в русском декоративно-прикладномискусстве наблюдался во второй половине XVII столетия. Во всех его видах — резьбе по камню, росписи по дереву, шитье, изразцах — заметно стремление к яркой полихромии, пышной декоративной узорчатости. Убранство интерьеров и фасадов зда­ ний, утварь, одежда и украшения отличались локальными, насы­ щенными, яркими и звучными красками. Во всем чувствовалась роскошь, перенасыщенность орнаментацией, камнями.

В середине XVII века начали использовать новый техничес­ кий прием в ювелирном искусстве — росписная эмаль. Уже в XVI столетии он распространился в г. Лиможе во Франции, хотя изделия, украшенные эмалью, имели в это время достаточно ску­ пую красочную гамму. Лишь в начале XVII века французский ювелир Жан Тутен изобрел огнеупорные краски, которые свели сложную технику росписи по эмали к обычной живописи кистью по эмалированной поверхности.

Роспись эмалевыми красками имела значение не только в развитии искусства эмали, но и всего древнерусского ювелир­ ного дела, поскольку появился более легкий и быстрый способ

вукрашении изделий не только орнаментами, но и сюжетными изображениями. Богатая цветовая палитра с яркими, никогда не тускнеющими и вечно стойкими красками, блестящая гладкая поверхность эмали начала широко применяться при украшении женского убора: ожерелий, диадем, заколок, а также государ­ ственных регалий, орденов, цосуды и богослужебных предметов.

В40-егоды XVII столетия технику росписной эмали стали использовать почти одновременно мастера Москвы и Сольвычегодска. Параллельно с росписью по эмали на русском Севере

вXVII веке появилась техника наложения эмали по литью. Одну из групп серебряных нательных крестов XVII—XVIIIве­

ков из собрания музея им. Андрея Рублева можно отнести к работе мастеров Великого Устюга. В нее входят кресты раз­ нообразных форм: «процветшие», с лучами, отходящими от

studfiles.net

История художественного эмалирования – горячая эмаль

Брошь "Меровинги" 1

 

Емельянов А.Ю.

 

В данной статье рассматриваются исторические аспекты развитияхудожественной эмали, технологий горячего эмалирования в декоративно-прикладном искусстве востока и запада.

 

На сегодняшний день принято считать, что искусство художественного эмалирования имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Древнейшие из известных предметов с наплавлением стекла на металл в художественных целях найдены в Микенах и на о. Кипр (15-14 в. до н. э.). Искусство наплавления стекла на металл развивалось с 7-го в. до н. э. на территории Азербайджана, Греции, северной Италии. Более поздняя техника перегородчатой эмалипоявилась, очевидно как вариант инкрустации металла драгоценными камнями и цветной смальтой. Эта техника была широко развита в Древнем Египте с 2000 г. до н. э. На золотую пластину устанавливались золотые перегородки, промежутки между ними заполнялись цветными вставками. Кусочки ляпис-лазури, малахита, коралла, бирюзы, смальты, цветного стекла обрабатывались по форме ячеек и закреплялись с помощью специального клея.

Не смотря на это, настоящая эмаль появилась в Египте только в греко-римский период. Однако именно египтяне создали художественные основы цветовой отделки металла камнем и эмалью, которые до сих пор не потеряли своей ценности. В 5-м в. до н. э. у кельтских племен Франции и Британии получила развитие выемчатая эмаль на бронзе. В специальные ячейки на поверхности литых изделий вплавляось непрозрачное стекло насыщенных цветов. От кельтов эта техника перешла к римлянам, но не получила у них широкого распространения.

В это же время искусство эмали развивается в странах Азии: Персии, Индии и Китае. Китайская (бейджинская) перегородчатая эмаль стала уникальной и самобытной техникой, традиции китайских эмальеров живут и по сей день.

Египетское и ближневосточное искусство значительно повлияло на культуру Византии, следующий центр эмальерного искусства. Византийские перегородчатые эмали считаются классическими. Впервые эмаль была использована не как имитация камней, а как самостоятельное изобразительное средство. Расцвет византийской эмали приходится на период до 12 в. н. э.

Опыт Византии оказал кардинальное влияние на развитие техники европейской средневековой эмали. Из Византии искусство эмалирования распространилось на соседние страны: Грузию, Армению, Сербию, Киевскую Русь, где были созданы самобытные школы эмалирования.

В средневековой Европе самые знаменитые центры эмалирования находились в Лиможе (Франция), при монастырях на Рейне и в Лотарингии. В середине 12 в. Лимож превратился в ведущий центр производства церковной утвари с использованием различных видов перегородчатой и выемчатой эмали. Появляется своеобразная техника прозрачной цветной эмали по чеканному рельефу, где различная толщина эмалевого покрытия за счет неровностей рельефа создает подобие игры света и тени. Позднее ( 15-17 в.) Лимож становится ведущим центром развития новой самобытной техники – живописной эмали в стиле гризайль. Подробнее об этой технике рассказывается в главе «живописная эмаль».

С середины 17-го века благодаря большому развитию химии появились окислы металлов, при нанесении которых на белую эмалевую основу и последующем обжиге можно было достичь передачи тончайших цветовых оттенков, благодаря чему стало возможным создание миниатюр на эмали, где металл, даже если это было золото, служил только подложкой и покрывался сплошным слоем.

В 19 веке получает применение техническая бытовая эмаль на стали и чугуне. Эмалью покрываются предметы домашнего обихода (посуда, детали каминов и печей) для улучшения их эксплуатационных свойств.

На рубеже 19-20 вв. на волне стиля модерн художественная эмаль переживает новый подьем. Эмаль становится популярным способом оформления украшений и декоративных изделий. Благодаря успехам в области химии силикатов была разработана большая палитра эмалей различных оттенков и свойств.

Русская эмаль. Наиболее ранние из сохранившихся изделий из металла с декоративным эмалевым оформлением относятся к 10-му – началу 13-го века. В Древней Руси художественную эмаль называли финифтью (от греческого «фингитис» - светлый, блестящий камень). Как уже упоминалось, технику перегородчатой и выемчатой эмали русские мастера переняли у византийцев. Крупнейшими русскими центрами эмалирования были Киев, Чернигов, Галич, Владимир, Рязань, Новгород. Из дошедших до нас образцов русского эмальерного искусства того времени чаще всего встречаются колты – вид парных украшений женского головного убора лунообразной формы из двух соединенных выпуклых пластин. Также известны диадемы из нескольких, соединенных друг с другом золотых пластин, рясны (парные цепи из бляшек), бармы (нагрудные украшения, состоящие из отдельных медальонов), пластины, которые нашивали на парадную одежду, дарохранительницы, тельные кресты и образки, накладки на Евангелие, оклады для икон. Для перегородчатой и выемчатой эмали чаще всего использовали золото, реже серебро, а эмаль по литью (заимствованную из Западной Европы – наследие кельтов) делали, как правило, по бронзе или меди. Эмалевое производство того времени не было массовым. Основными заказчиками работ с эмалью были князья и их семьи, высшие иерархи церкви, бояре.

В результате монгольского нашествия в 1237 году прекращают существование многие эмальерные центры, традиция передачи знаний прерывается. Многие мастера угнаны в Золотую Орду. Нарушены культурные связи с Византией и Западной Европой. С середины 13-го до середины 15-го века наблюдается общий упадок русской эмали. Утрачены рецепты многих цветов, забыта перегородчатая эмаль. Продолжает развиваться только эмаль по литью. В технике эмали по литью преимущественно делали культовые вещи, изготовление которых сосредоточилось в монастырских мастерских и в Новгороде. Монастыри, как и вся русская православная церковь, в отличие от светского общества, имели охранную грамоту от ханов Золотой Орды, что обеспечивало некоторую безопасность для работавших там ремесленников от грабежей и угона в плен.

Со второй половины 15-го вера начинается возрождение русской эмальерной традиции. Возобновление культурных связей с Византией дает возможность русским мастерам познакомится с опытом художественных школ итальянского Ренессанса. Расширяются возможности работы с эмалью за счет привозного западноевропейского эмалевого сырья. Русские эмальеры получают крупные заказы от царского двора. В Москву, которая, наряду с Новгородом становится крупнейшим русским эмальерным центром приглашают греческих и западноевропейских мастеров. В конце 15-го века появляется новая техника – эмаль по скани (филиграни). Эмаль по скани превратилась в излюбленный прием для создания эмалевого декора. Со временем она стала узнаваемым, характерным символом русской эмали. Русские эмальеры также широко использовали и технику эмали по рельефу, которая была хорошо известна в Западной Европе. 17-й век считают временем расцвета эмали. В этот период ею украшалось множество бытовых вещей, черенки ножей, виток, чернильницы, футляры и др. эмаль становится неотъемлемой частью убранства предметов церковного обихода и светских вещей.

В петровское время русская эмаль испытывает огромное влияние западной культуры. Появившаяся в 18-м веке миниатюрная живопись по эмали оттесняет на второй план традиционные техники прошлых веков. К концу 18-го века русская миниатюрная эмалевая живопись выходит за рамки элемента декоративно-прикладного искусства и приобретает самостоятельное звучание как один из видов станкового искусства.

К 19-му веку ведущими российскими эмальерными центрами становятся Москва, Ростов Великий и Санкт-Петербург. С середины 19-го столетия искусство русской эмали переживает новый подъем в связи с ростом общественного интереса к древнерусским традициям. Появляется своеобразный «русский стиль», как вариант общеевропейского «историзма». Вновь получает широкое распространение традиционная эмаль по скани, как обязательный атрибут «русского стиля». В это время искусство эмали приобретает массовый характер, становится доступным различным слоям русского общества. Ведущую роль в демократизации эмали сыграли русские ювелирные фирмы. Используя достижения химии и новые эмальерные технологии, которые позволили перейти к изготовлению изделий с эмалью уже на промышленной основе, русские ювелирные фирмы смогли сформировать широкий ассортимент вещей в соответствии с запросами российского покупателя.

Наиболее известные ювелирные фирмы России конца 19-го, начала 20-го века, которые активно использовали художественную эмаль в своих изделиях это фабрики Овчинникова, Фаберже, Сазикова, Хлебникова, Грачева, Немирова-Колодкина, Постникова, Оловянишникова и др. Наряду с ними существовали мелкие ювелирные мастерские и артели.

Появление впервые такого широкого круга эмальеров, работавших в разнообразных манерах, привело к тому, что в искусстве русской эмали этого периода оформились два пути решения творческих задач: как декоративный элемент украшения вещи, и как самостоятельное станковое произведение, выполненное в технике эмали.

После революции 1917 года искусство русской эмали переживает спад. Это было вызвано, с одной стороны тем, что художественная эмаль воспринималась как искусство господствующих классов, а с драгой стороны – той разрухой в стране, к которой привела гражданская война. Из всех традиционных российских центров художественной эмали сохранилась только школа Ростова Великого. Однако в ростовской эмали изменилась тематика. На смену церковным сюжетам пришла цветочная роспись на белом или цветном фоне, близкая к росписи по фарфору, а также советская символика и миниатюрная живопись на эмали в духе соцреализма. Позднее на базе ростовских артелей была организована фабрика «Ростовская финифть».

Только в семидесятых и восьмидесятых годах 20-го века начинается новая волна интереса советских художников к богатым возможностям художественной эмали. Советские эмальеры получают возможность принимать участие в международных творческих семинарах сначала в Венгрии и Прибалтике, а затем и в других странах Западной Европы.

Возможности техники художественной эмали еще далеко не исчерпаны. Не смотря на тысячи лет развития этой техники, до сих пор в этой технологии происходят новые открытия, воссоздаются утраченные технологии прошлого. В частности, нами разработана уникальная технология использования силикатных тугоплавких эмалей для меди, имеющих значительно более широкие художественные свойства, нежели обычные ювелирные эмали, выпускаемые промышленностью. Применение этой авторской технологии в производстве перегородчатой эмали позволяет создавать неповторимые произведения декоративно-прикладного искусства.

 

 

Использованная литература

 

 

  1. Эдуард Бреполь. Художественное эмалирование. Л. «машиностроение» 1986.

  2. Пупарев А. А. Художественная эмаль. М. 1948.

  1. Русские эмали XI-XIX вв. М. 1974.

  2. Гилодо А. А. Русская эмаль XIX-XX вв. М. 1996.

hotemal.ru

что такое эмаль, как ювелирный вид искусства Древней Руси? — domino22

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C (не путать с эмалевыми красками) тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой. Современная ювелирная эмаль представляет собой стеклообразный сплав, получаемый из смеси кремнезема, глинозема и разнообразных добавок, придающих готовому материалу требуемую окраску. В их качестве используются кобальт, никель, оксид свинца и другие вещества.

Ювелирная эмаль может быть прозрачной или глухой. У каждого из этих видов свое предназначение. Прозрачная эмаль, благодаря яркому блеску и насыщенному цвету, сквозь который просвечивают благородные металлы, являющиеся основой изделия, очень похожа на драгоценные камни. Первое упоминание о Русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все виды Русских художественных эмалей назывались «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%84%D1%82%D1%8C» и только в XIX веке старинное название «финифть», сменилось на новый термин «эмаль».

Эмаль представляет собой тонкий слой стеклянного сплава более или менее легкоплавкого, различных цветов. Эмаль наносится в порошкообразном состоянии на поверхность изделия и сплавляется непосредственно на нем при нагреве самого изделия.

Она отличается большей или меньшей стойкостью не только против атмосферных влияний, но и против воздействия химических реагентов — кислот, щелочей, газов и т.п. Это качество позволяет использовать эмаль в архитектурных сооружениях, работающих в условиях экстерьера. Например, в конце XIX в фирмой Овчинникова (в Москве) были изготовлены крупные эмалированные медные черепицы нескольких колеров для покрытия куполов храма эмали различных колеров, не уступающие по качеству Воскресения на крови в Ленинграде.

Эмали представляют собой стекловидный твердый раствор кремнезема, глинозема и других оксидов (в промышленности допускается использование устаревшего термина окись), которые называются плавнями. Некоторые из них: оксид свинца, оксид калия, оксид натрия — увеличивают легкоплавкость эмалей, но в тоже время делают ее менее стойкой против внешних условий, другие — оксид кремния, оксид алюминия, оксид магния, — наоборот, увеличивают прочность эмали и ее тугоплавкость.

Для получения цветных эмалей добавляют также оксиды металлов (свинца, кобальта, никеля и др.), которые называются пигментами. Древнерусские ювелиры сами изготовляли эмалевую массу для изделий. Но начиная с ХVII в. они стали использовать покупную эмаль, привозимую из Европы, которая отличалась более высокими качествами и, главное, большим разнообразием цветов, что особенно важно для производства художественных изделий. Определенную http://liveinternet.ru/click?http://www.balmasov.ru/jewelers-enamel/history-of-enamel.html сыграло закрытие в 1711 году Золотой и Серебряной палат в Московском Кремле и перевод лучших мастеров в новую столицу Петербург, а также новая, цеховая, форма организации работ мастеров золотых и серебряных дел. _______

Прозрачные, или сквозные, эмали такими эмалями покрываются изделия из серебра и золота. Покрытые эмалью гладкие или гравированные участки металла, просвечивая через эмаль, дополняются его блеском и окраской. Прозрачные эмали обладают сильным блеском, чистым глубоким цветом, играют и переливаются на резном фоне металла. Глухие (или опаковые) непрозрачные эмали — применяются в основном на меди, а также и на других металлах. Их декоративные достоинства заключаются в яркости цвета, превосходящей прозрачные эмали; блеске, сочности окрасок, в контрастах открытых частей металла с цветом эмалей.

www.domino22.ru

Русское эмалевое искусство

 Изделия из металла, украшенные горячей эмалью, занимают большое место в декоративно-прикладном искусстве. Процесс придания многоцветий металлу, соединения металла и стекла был известен еще в древние времена. Горячая эмаль по металлу использовалась в прикладном искусстве древнего Египта, Индии, Китая. Эти изделия, в основном ювелирные украшения и посуда, поражают нас безупречным качеством исполнения, многоцветием и тонкостью работы.

В произведениях прикладного искусства древнего мира, а также и в более поздних изделиях греческих и римских мастеров первых веков нашей эры применялась техника выемчатой эмали. При таком способе нанесения эмали стекловидную массу закладывали в специально выбранные в поверхности металла углубления. Рядом с блестящей поверхностью золота, серебра или меди цветные вкрапления эмали создавали впечатление драгоценных камней или мозаики.

Большого совершенства техника эмали достигла в произведениях прикладного искусства Византии (X—XV вв.). Они замечательны удивительной тонкостью работы, гармонией цвета, пластики, выразительностью композиций и разнообразием технологических приемов. Византийские художники использовали не только выемчатую эмаль, но и перегородчатую. Расширяется круг применения изделий с горячей эмалью. Кроме ювелирных изделий и посуды эмалью украшаются предметы церковного обихода: иконы, оклады церковных книг и др.

Мастерство византийских ювелиров нашло своих последователей в древнерусском прикладном искусстве Киева, Владимира, Новгорода, Москвы. В Киеве, еще в X в. появляются изделия из металла с горячей эмалью, которые славились в Европе наравне с византийскими своей тщательностью и тонкостью работы, гармоничностью цветов, среди которых преобладают синий, зеленый, красный и розовый. В этих изделиях использовалась техника и выемчатой, и перегородчатой эмали.

 Русские мастера не только переняли у византийцев тщательность и изящество исполнения, но продолжили традиции эмальерного искусства и добились в последующие времена высокого совершенства и мировой известности.

 В XIV и XV вв. эмаль применяется как фон на литых, чеканных и резных изделиях. К середине XVI в. получила большое распространение техника эмали по скани из золота, серебра или меди. Еще драгоценнее становится блеск и яркость эмалей рядом с поблескивающим орнаментом металла. Изделиями такого рода славились мастера Новгорода и Москвы. Излюбленными цветами эмали новгородских мастеров были голубой, синий, черный и белый, причем эти вкрапления в сканный узор были очень небольших размеров для придания изделиям драгоценности. Для московских произведений с эмалью XV в. характерно применение прозрачных изумрудно-зеленой, синей и лиловой эмалей, которыми заливался фон надписей или литых накладных изображений.

 В XVI в. украшение золотых и серебряных изделий эмалями достигает своего совершенства. В цветовой гамме первое место занимает голубой тон с множеством оттенков от сине-василькового до водянисто-голубого, бирюзового, зеленовато-голубого и лилового, а в конце века появляются также густокрасные и зеленые тона.

В XVII в. московские мастера в совершенстве овладевают техникой художественной эмали во всем ее многообразии. Они не только покрывают эмалью плоские поверхности, но и заливают эмалью объемные формы: сосуды, скульптурные чеканные рельефы и т. п. При этом применяются глухие эмали всевозможных цветов и оттенков, а также прозрачные, через которые просвечивает мерцающий блеск золотого и серебряного фона.

 Период XVI—XVII вв. характеризуется применением горячей эмали в обиходных вещах: посуде, коробочках , футлярах, ножах, вилках. Эмаль как вид украшения, в основном предметов церковного обихода, теперь становится неотъемлемой частью и бытовых и светских вещей.

Способ росписи по белой эмали на металле стал известен с середины XVIII в. и в г. Ростове (Ярославском). Здесь изготовлялись предметы церковной утвари, дорогая посуда, миниатюрные портреты, ювелирные украшения. Замечательными в них были росписные эмалевые вставки-миниатюры, выполненные с помощью сложной надглазурной росписи по белой эмали на металле. Изображения отличались реалистичным воспроизведением пространства, объемов, освещенности.

 К середине XIX в. в творчестве мастеров эмальерного дела наблюдается постепенный переход от изящества и многоцветия росписей, свойственных XVIII в., к монохромности, натуралистичности и некоторой упрощенности. В изделиях конца XIX и начала XX вв. заметны черты механического смешения традиционных приемов (XVIII в.) с классическими (XIX в.) и с западно-европейскими способами росписей. Конец XIX и начала XX в. характеризуется расцветом стиля «модерн». Примером могут служить изделия фирмы Курлюкова в Москве 

 В 90-е годы XIX в. прикладное искусство России переживает острую необходимость возврата к формам до-классического искусства Древней Руси. Чаще всего художники обращаются к наследию XVII в., как наиболее богатому разнообразными способами исполнения и декорировки изделий. В прикладных произведениях из металла этого времени заметны либо очень точные копии образцов XVII в., либо стилизации, использующие формы, декор и технологию XVII в. Попытка возврата к прошлым, традиционным формам имела благородные цели: она послужила во многих случаях открытию забытых приемов изготовления и, в частности, к возрождению техники горячей эмали на металле. Такие способы, как цельное покрытие эмалью изделия, изготовление прозрачных эмалей на металле или роспись по эмали для ювелирных изделий, были вновь освоены и возвращены в производство. Особенной славой пользовалась основанная в 1842 г. в  Петербурге фабрика Фаберже и открытое в конце 90-х годов  XIX в отделение фирмы Фаберже в Москве, объединяющие несколько производственных мастерских по изготовлению драгоценных ювелирных изделий. В этих мастерских выполнялись и эмальерные работы высокого технического качества. Разнообразные по характеру, они иногда повторяли формы XVII в. с включениями элементов других стилей, но чаще они обладали ярко выраженными чертами собственного стиля.

igor.bloger.by

Искусство эмали

Искусство эмали, определяющееся в данном случае, как способ покрытия металлических поверхностей прозрачным иди непрозрачным слоем цветной стекловидной легкоплавкой массы, — подразделялось на несколько отраслей или техник. Известная со времен глубокой древности, чисто восточная по происхождению, перегородчатая эмаль является технически наиболее сложным из всех милов эмали. На золотой пластинке со слегка загнутыми краями и имеющей вследствие этого форму как бы противня со стенками в несколько миллиметров высоты, мастер расставлял и припаивал по всем очертаниям воплощаемого им орнамента или изображения поставленные на ребро невысокие золотые ленточки. В образовавшиеся коробочки между этими ленточками — перегородками насыпалась измельченная в порошок эмаль определенного цвета, а затем вся пластинка подвергалась плавлению, обыкновенно, неоднократному, наконец, шлифовке. В обработанном виде перегородчатая эмаль представляется своеобразным произведением живописи с металлическими, всегда очень четкими и определенными контурами, похожим по внешнему впечатлению на миниатюрную копию западных расписных стекол — «витражей».

Очень близкой по внешнему виду и отчасти по технике к перегородчатой эмали является эмаль выемчатая. Здесь мастер работал при помощи выемок в самом металле, как бы выдалбливая узор или изображение в металле, оставляя по всем его линиям почти такие же тонкие ребра-перегородки, как в перегородчатой эмали. Эти углубления (выемки) заполнялись эмалевым порошком и подвергались плавлению. Громадные трудности в выработке в металле целой сети углублений, отделенных друг от друга достаточно тонкими стенками-перегородками, естественно вызывали применение такой техники преимущественно в узорах, если не менее сложных, то более крупных.

Еще больше трудности при производстве разноцветных эмалей вообще составляло изготовление самих порошков эмали различных цветов и оттенков, но с близкими точками плавлении. При сильном различии в температурах плавления, совершенно невозможно изготовить предмет с разноцветной эмалью, так как одни цвета успевают перегореть, пока плавятся другие. Древний эмальер должен был быть не только искусным ювелиром, но и опытным химиком.

Следующим историческим этапом в развитии искусства эмали, была эмаль расписная. Но искусство обработки металла знало еще один вид эмалевой техники, который всего удобнее охарактеризовать как скульптурно-расписную эмаль. Это — своего рода «металлическая» параллель к искусству западноевропейской фигурной майолики. Литое или чеканное, или литое и чеканное выпуклое изображение – будь то лицо или линейный орнамент – сплошь покрывалось эмалью, иногда одноцветной, иногда расписанной разными красками по основному цвету — фону. Это был прием, отвечавший керамической глазури или, по-русски, «поливе», но применявшийся не на глине, а на металле.

Эмаль расписная в прямом смысле слова представляет собой живопись эмалевыми красками по эмалевому же фону, наведенному на металлическую поверхность — близкое подобие живописи по фарфору или глине в области керамики. Произведения такого рода чаще всего скрывают под слоем эмали свою металлическую основу или же показывают ее в незначительной части, в виде ободков, бордюров и т. п. Своеобразной, ставшей впоследствии вполне кустарной отраслью живописной эмали, являются так называемые «финифтяные образки», центром производства которых был Ростов-Ярославский.

Искусство эмали

Эмалевый образок XVII в.

Последней и сравнительно поздней областью эмалевой техники является эмаль с металлическими накладками. Если в эмалях перегородчатой и выемчатой металл (чаще всего золото) играл до известной, а иногда и очень большой степени роль фона, то теперь фоном является одноцветная эмаль, покрывающая собой всю поверхность металлического предмета. В гущу этого эмалевого фона вставлялись небольшие штампованные пластинки металла (обыкновенно серебра) в виде орнаментов, цветов, человеческих фигур, птиц, зверей и т. п.

1368639871_chasha_rospisnoi_emali

Чаша расписной эмали XVII в.

Основным вопросом в истории русской эмали является вопрос о влияниях, чрезвычайно сложных, подчас перекрещивавшихся. Одна мощная струя шла, несомненно, с Востока, другая, не менее мощная, от общеевропейской учительницы в искусстве — Византии. Но далеко не исключена возможность и других, чисто-западных влияний. Драгоценные по мастерству, чрезвычайно ценимые и любимые повсюду, легко перевозимые из страны в страну вследствие малых своих размеров эмалевые произведения свободно могли быть ввозимы в Россию из любой западноевропейской страны. Знаменитые живописные или живописно-скульптурные эмали Лиможа, прямым или кружным путем могли — или, лучше сказать, должны были — попадать в Россию и оказывать влияние на русское мастерство. Но в этой области нет сколько-нибудь точных сведений, кроме одного, не оправдываемого документальными данными, но бесспорного факта, каким является расцвет искусства эмали в древней Киевской Руси. Искусство, столь артистическое по самой своей природе и бесконечно сложное по технике, не имело бы сил пустить, такие прочные корни в древнерусском мастерстве, если бы почва для него не была подготовлена заранее. Византийские мастера-эмальеры могли быть только учителями, создателями образцов, между тем наши музеи хранят древние эмали бесспорно русской работы. Технически они менее совершенны, чем византийские; нет яркости тонов, грубее рисунок, эмаль легче крошится и выпадает, но это детали, а самыми основами мастерства русские владеют в степени вполне достаточной, чтобы вызывать удивление.

Древнейшим видом эмали является перегородчатая эмаль, памятников которой, бесспорно находившихся издревле на русской территории, до нас дошло мало. Здесь чрезвычайно трудно разбираться в вопросах происхождения, различать эмаль византийскую, привозную от византийской же эмали, сделанной в России руками византийских мастеров и от эмалей русской работы. Тем не менее, есть памятники, с большей достоверностью относимые к русским мастерам, и среди них, прежде всего, нашивные украшения – «дробницы», в XIV веке укрепленные на саккосе митрополита Алексея. Здесь очень показательны чисто восточные фантастические птицы с женской головой — так называемые «сирины» — и другой восточный же мотив птиц под деревом. Не менее характерно и чрезвычайно «русское» по происхождению и по своей живучести — двоеверие, нашедшее здесь выражение в смешении христианских мотивов с языческими казалось бы, недопустимое в архиерейской одежде и в то же время столь нередкое в религиозном древнерусском искусстве вообще. Наличие этих именно элементов, если и не решает окончательно вопросов о национальности мастеров, то все же подчеркивает русское происхождение эмалей, отделяет их от эмалей чисто западных и чисто восточных по происхождению.

Но то были лишь первые русские шаги в искусстве эмали, способные удивлять своей зрелостью для варварской эпохи до-монгольской Руси, но все же лишь первые шаги. Так и не укрепилось у нас искусство перегородчатой эмали, частично, по всей видимости, из-за технической своей сложности, а возможно и потому, что не в полной мере отвечало художественным вкусам национальным, быстро проложившим себе иной путь в искусстве эмали.

Надо заметить, впрочем, что в самой Византии XIII века искусство перегородчатой эмали склонялось к закату, уступая свое место новой технике. Незначительность числа памятников русской эмали этого начальною периода может, конечно, находить объяснение в жестокой эпохе татарских нашествий, создавшей значительный и до сих пор совершенно невосполнимый пробел в общей истории русского искусства. Обыкновенно очень небольшие по размерам произведения русской перегородчатой эмали, попадая в руки кочевников, тем самым навсегда исчезали из истории, погибали в буквальном смысле слова.

Искусство эмалиВерхняя доска оклада евангелия. XVII в.

Однако и в эту тяжкую эпоху искусство эмали не только продолжало существовать на Руси, но и, несомненно, развивалось. Драгоценным свидетелем этого факта является дошедший до нас датированный памятник русского эмалевого дела, созданный почти за сто лет до окончательного падения татарского ига. Это серебряный оклад 1392 года на евангелии боярина Федора Андреевича, известном в науке под названием «евангелия боярина Кошки», сохранившийся в ризнице Троице-Сергиевской лавры.

По сравнению богатства красок, тонкостью и сложностью рисунка перегородчатых эмалей Византии, очень бедной и «варваризованной» представляется эта русская эмаль конца XIV века. Но она драгоценна для нас, как памятник русского художественного вкуса, как образец нового русского применения эмали в ювелирном искусстве, просуществовавшего целое столетие.

Византийская перегородчатая эмаль, крайне близкая по общим своим схемам к мозаике, являлась искусством, так сказать, самоценным, если угодно — выходящим даже за пределы декоративного искусства в прямом смысле слова. Как и мозаика, она была своеобразной отраслью искусства живописи, пользуясь ее приемами воплощения и схемами сюжетов. Типичный образец перегородчатой эмали — это иконка, изображение Христа, Богоматери, какого-нибудь святого. Дробницы алексеевского саккоса — лишь упрощенный вид того же самоцельного художественного произведения, которое наносится, прикладывается к какому-нибудь другому предмету, украшая его, но не составляя его неразрывной части, не входя в него в качестве существенной и неотъемлемой детали. Иконки перегородчатой эмали нередко переносились с одною предмета на другой, укреплялись на нем, как драгоценные камни в оправах; дробницы спарывались с одной ткани и нашивались на другую.

Русские мастера, быть может, под влиянием тяжелых жизненных условий, создававшихся татарщиной, но всего вероятнее в силу природных стремлений русских художественных вкусов, нашли новый способ использования эмали. Она перестала быть для них самостоятельным произведением искусства: обратилась в способ украшения чеканных произведений, низошла до роли цветного фона на дробницах с вычеканенными на них изображениями.

Таковы именно эмалевые фоны скульптурных серебряных изображений на евангелии 1392 года. И в этой же роли фона видим мы русскую эмаль на других более поздних памятниках в течение всего XV в. Меняются ее цвета, совершенствуется техника, но роль эмали в произведениях искусства металла остается той же. В чисто-техническом отношении русская эмаль XIV-XV веков отличается от византийской мутностью красок, «глухим» тоном и несовершенством изготовления эмалевых порошков и их плавления, вследствие чего эмаль легко крошится и осыпается.

informvest.ru

Перегородчатая эмаль: создаём подобие древней технике



Поделиться:

Перегородчатая эмаль имеет многовековую историю. Она была известна еще египтянам, ассирийцам и финикийцам,а особого расцвета достигла в Византии. Из Византии эмаль перешла на Русь и в древнюю Иверию (Грузию). К сожалению, искусство эмали было утеряно на Руси в связи с монголо-татарским нашествием, но расцвело в грузинском средневековом зодчестве.

Одновременно искусство перегородчатой эмали нашло широкое распространение в Китае.Китайские металлические вазы с эмалью наверняка видел каждый.

Суть этой техники состоит в напаивании металлических перегородок по контуру изображения на металлическую пластину и дальнейшей росписи его эмалевыми красками.

Конечно, произвести нечто подобное без специального обучения и профессиональных инструментов не получится, но приобщится к искусству эмали доступными для всех средствами мы попробуем.

Нам потребуется металлическая позолоченная веревочка, акриловый лак, деревянная заготовка, краски для витражной росписи и акриловые контуры.

Нанесём на тарелку слой лака и, когда он станет липким, выложим на тарелке верёвочку.

Сформируем узор прежде, чем высохнет лак.

Теперь раскрасим витражными красками, заливая их между перегородками верёвочки.

Добавим контурами небольшие цветовые фрагменты.

Мы так же можем выложить и конкретное изображение, проработав его прежде на поверхности заготовки.

stranamasterov.ru