Тема урока «Путешествие по древней Руси» (5 класс). Доклад о древней руси 5 класс


Рукописные книги Древней Руси (3 класс, доклад)

Рукописные книги в Древней Руси известны с 11 века. Сохранилось их несколько десятков тысяч, но написано было во много раз больше. К сожалению, многие были уничтожены при пожарах во время нападений татаро-монголов и других врагов.

Самыми первыми книгами стали стали переводы написанных греками библейских книг (Псалтиря, Евангелия). Русскими авторами позже были написаны свои религиозные тексты: Жития святых, летописи, поучения, и другие. По ним обучали грамоте.

Книги тогда писались на пергаменте (это специально для єтих целей подготовленная кожа теленка) и бумаге. Пергамент использовали для написания книг до 14 века (второй его половины), а с 15 он шел на изготовление только самых ценных книг. Бумага стала дешевле пергамента, и сначала ее привозили из других стран (Франции, Голландии, Польши), затем появилась и своя.

Записывали текст очень стойкими чернилами, на изготовление которых шли чернильные орешки, вишневый клей, и другие компоненты, а также краски. Например, киноварью (красной краской) писали заглавные буквы и года. Орудиями письма были гусиные перья и разные кисточки.

Как и современные книги, книги Древней Руси были разных размеров: в большой лист, в лист, в четвертую, в восьмую, шестнадцатую и тридцать вторую часть листа. Назывались они так потому, что во столько раз мог складываться один большой лист, и получался определенный формат. Сшивали их, как несколько тетрадок вместе.

Все рукописи были очень дорогими, поэтому их обязательно переплетали, чтобы они не растрепались. Переплетом были две доски, пришитые к книге веревками. Их покрывали дорогими тканями и кожей с орнаментом и позолотой, делали застежки.

Само написание букв тоже было разным. Писали уставом (квадратными или прямоугольными буквами,не разделяя слов), полууставом (с еще большим расстоянием между буквами) и скорописью.

Писцами, т.е. теми, кто записывал тексты в книги, были монахи, дьяконы, дьяконы. Они решали, как располагать написанное, какими рисунками украшать начальные и последние страницы. Интересно, что одну книгу писали несколько человек (по частям), а рисунки и орнаменты выполнялись художниками уже после написания всей книги, поэтому иногда встречаются экземпляры с пустыми страницами или недорисованными узорами и черновиками иллюстраций и украшений.

Книги почитались, как святыни, и хранились в казне православных монастырей наряду с другими ценностями. Именно монастыри и были центрами культуры и просвещения в Древней Руси.

Самой древней рукописной книгой, известной нам сегодня, является остромирово Евангелие, написанное в 1056-1057 г.г., более поздние - "Изборники", автор которых - князь Святослав Ярославич (1073 и 1076 годы). Эти книги написаны уставом на пергаменте и богато украшены, имеют много рисунков. В 2000 году в Новгороде нашли три дощечки из дерева с текстами, которые являются страничками древнерусской книги "Псалтири" (конец 10-начало 11 века).

К 18 веку рукописные книги вытеснило печатное дело, но традиции их изготовления не утеряны и сегодня.

dokladiki.ru

Презентация на тему "История Древней и Средневековой Руси" по истории для 5 класса

Слайд 51

Слайд №24«Древнее знамя с изображением Св. великого князя Владимира».- ж. «Родина» №11 – 12/2002. –Иванченко Людмила, Моця Александр. «И так разошелся славянский народ…, с.33; Слайд №25 Крещение Святого князя Владимира г. Корсунь. 988 г./Центр духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих радость» ( Sobor.by). Слайд №26 Святой Равноапостольный великий князь Владимир. Годы правления 980 – 1015/ Центр духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих радость». Иконопись. ( Sobor.by). Слайд №27 Крещение Руси 988 год. 1015/ Центр духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих радость». ( Sobor.by). Слайд №28 Закладка Десятинной церкви в Киеве 988 г. Освобождение от язычества(картина В.П.Верещагина).-ж. «Родина» №11 – 12/2002.-Ивакин Глеб «Южная Русь и Батыево нашествие», с.107; Слайд №29 Киев. Десятинная церковь. X – XIII в. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси.М: «Искусство», 1993, с. 25; Слайд №30 Собор Святой Софии. Киев XI в. Современный вид. Центр духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих радость». Иконопись. (Sobor.by). Слайд №31 Архангельское Евангелие 1092 г. Заставка./ Центр духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих радость». Иконопись. ( Sobor.by). Слайд №32 Киевская икона «Спас» XI в ж. «Курьер ЮНЕСКО», октябрь/1978 г.-тема «Славяне: история и культура», - «Новые открытия советских реставраторов», с.19; Слайд №33 Икона. «Спас нерукотворный» XII в. –ж. «Курьер ЮНЕСКО»- »- июль /1986 г.,тема «Тысячелетие введения христианства на Руси», Ювеналий , митрополит Крутицкий и Коломенский «Русская Православная Церковь»:вклад в культуру человечества», с.22; Слайд №34 «Ангел. Золотые власы». г.Киев. XII в.-Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси.М: «Искусство», 1993, с. 82; Слайд №35 Святые Нестор и Димитрий. Рельеф из Михайловского – Златоверхого собора в Киеве 1113 г. - ж. «Курьер ЮНЕСКО», - июль /1986 г- тема «Тысячелетие введения христианства на Руси», Брайчевский Михаил «Бытовая культура Древней Руси», с.27; Слайд №36 Из книги Рыбакова Б.А. Декоративно – прикладное искусство Древней Руси X-XIII в.в. Слайд №37 Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)\ Художник Виктор Васнецов. Биография и картины Васнецова. (mail.ru) Слайд №38«Киев XI века. Реконструкция» - ж. «Родина» №11 – 12/2002. – Поппэ Анджей «Святые венценосцы», с.94;

pptcloud.ru

Тема урока «Путешествие по древней Руси» (5 класс).

Тема урока «Путешествие по древней Руси» (5 класс).

Цели урока: дидактическая: повторить чтение и запись натуральных чисел и действия над ними; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формировать цель на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания( знакомство с возникновением Москвы, с ее историей).

Ресурсы: задачи с краеведческим содержанием, стихи Натальи Кончаловской из книги «Наша древняя столица», презентация «Иллюстрации и планы строительства древней Москвы».

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока.

  1. Организационный момент: Сегодня девизом нашего урока будут слова Антона Павловича Чехова: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».

  2. Работа по теме урока: Задание. Запишите с помощью цифр все числа, которые вы услышите в первом рассказе о Москве.

Рассказ первый. Все вы хорошо знаете, что Москву основал Юрий Долгорукий. Первое летописное упоминание о ней относится к 1147 году. Речь идет о записи, в которой Юрий Долгорукий приглашает своего союзника, князя Святослава, «к себе в Москов». После смерти Долгорукого упоминание о Москве в летописях встречается редко. Так, есть запись, сто в 1177 году Москва и близлежащие к ней села и монастыри были сожжены дотла рязанским князем Глебом. ( Слайд 1 «Князь Юрий Долгорукий»).

Вопросы: 1. Какие числа вы записали?

  1. Как они называются?

  2. Сколько лет прошло между упоминанием о Москве в летописях?

  3. Какое действие вы произвели с этими числами?

  4. Как вычитать натуральные числа?

  5. Какие классы вы знаете7

  6. Из каких разрядов состоит каждый класс?

Рассказ второй. На месте маленькой крепостницы , коей явилась Юрию Долгорукому Москва в ту пору, он приказал построить новый Кремль – укрепление больших размеров, чем прежний, За стенами крепости укрывались горожане при появлении врага.

Задача. Московский Кремль 6 века занимал 15000 кв.м . Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком, была на 75000 кв.м больше. Вычислите площадь нового Кремля. С помощью цифр запишите числа, которые выражают площади старого и нового Кремля.

Вопросы: 1. Какие числа вы записали?

2. Как складываются натуральные числа?

3. Назовите, какой класс отсутствует в этих числах.

4. Какой класс отсутствует в записи числа, выражающего площадь

нового Кремля?

Вызывается ученик и читает стихотворение «Москва – река, тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

infourok.ru