Древнерусское зодчество. Древнерусское зодчество
Древнерусское зодчество
Древнерусское зодчество
Зодчество, означавшее первоначально строительство исключительно из камня (само слово происходит от древнерусского "здо" глина, основное сырье для изготовления кирпича), насчитывает на нашей земле более 1100 лет. Исследуя его сохранившиеся образцы, можно проследить во времени стилистические изменения, технические новации, познакомиться с творческими методами, высокими эстетическими принципами, исканиями и находками старых мастеров, бессмертными национальными традициями.
Сначала из камня, наиболее дорогого и долговечного материала, создавали в основном храмы. Их облик и техника возведения пришли к нам в X в. из Византии (унаследовавшей многое, в свою очередь, от античного мира), откуда приглашали каменщиков, резчиков, штукатуров, мозаичистов, живописцев, владевших искусством фрески. На первых порах наряду с духовенством, основным заказчиком и финансистом строительства, а потом содержания церкви, был князь (с конца XII в. - еще и бояре, купцы, ремесленники, позже городские общины, в складчину жители слободы или улицы). Он принимал "проект", приглашал артель, наблюдал за работами и в итоге считался автором сооружения: кирпичи помечали его клеймом, знак же истинного творца ставить было не принято. Время сохранило лишь отдельные имена. Например, на Новгородской земле в XI - XII вв. трудились Коров Яковлевич (церковь в Кирилловской обители) и Петр (предположительно соборы в Юрьевом и Антониевом монастырях). Между тем здатели (строители) и плинфотворители (изготовители плинфы*) пользовались большим уважением, их труд хорошо оплачивали.
"Наука зодчества" начиналась с добычи в карьерах камня, освоения техники его обработки, устройства печей для обжига извести и изготовления кирпича. Проект ("сметная роспись", "наемная запись" или "ведомость") включал подробное описание здания, перечень необходимых материалов и работ. Само их ведение, как свидетельствуют летописи, договорные грамоты и прочие документы, было высоко организовано. Прежде всего на площадке особым "черталом" проводили борозду, обозначавшую контур будущего объекта, затем кольями и веревками намечали его план. Фундамент закладывали на глубину 1 - 5 м и более, используя песчаник, известняк, местные валуны. Стены возводили из кирпича и камня на известковом растворе, в который нередко добавляли цемянку - толченую керамику.
Уже на первом, так называемом домонгольском, этапе (X-XII вв.) отечественное зодчество имело местные особенности, выражавшиеся, в частности, в используемых материалах. Так, в Киеве и близлежащих землях в течение трех столетий применяли смешанную кладку (чередовали ряд камня с двумя или тремя кирпичными), а также "византийскую": слои плинфы через один заглубляли ("утапливали") относительно плоскости стены, затирали вровень с ней цемяночным раствором, более светлым, чем кирпич, отчего фасад приобретал полосатый рисунок. В Новгороде* Софийский собор (1045 - 1052 гг.) возвели из одного местного известняка, храмы в Приднестровье - наоборот, строили преимущественно из кирпича, поскольку его производство было дешевле привозного камня. В северо-восточных землях (Владимиро-Суздальской*, Ростовской*, Нижегородской*, Тверской*, Московской) в XII - начале XV в. в основном использовали легко поддающийся обработке мягкий белый камень, добывавшийся в близлежащих карьерах.
Особая страница отечественной культуры - белокаменное зодчество северо-восточной Руси, где наивысшего могущества и расцвета во второй половине XII - начале XIII в. достигло Владимирское княжество. Архитектурные традиции, сложившиеся здесь к тому времени, значительно обогатились за счет технических приемов и художественных форм, привнесенных приглашенными романскими мастерами. Наши соотечественники быстро переняли у них методику кладки, некоторые технические и декоративные элементы - пояса на фасадах из колонок и аркатур (ложных арок), порталы (архитектурно оформленные входы в здание), тяги (выступы в стене, обрамляющие панно), полуколонки и пр., передав свое умение следующим поколениям.
Владимирские храмы украсила "сочная" белокаменная резьба: первоначально в виде вставок на закомарах* (Успенский собор, 1158 - 1160 гг; церковь Покрова на Нередице, 1165 г.), а в дальнейшем, словно драгоценная ткань, покрыла все фасады (Дмитриевский собор во Владимире, 1193 - 1197 гг.; Георгиевский в Юрьеве-Польском, 1230 - 1234 гг). Так родились творения неповторимого облика, отвечавшие духу царившей тогда изысканной великокняжеской культуры. И сегодня любой, кто с ними знаком, восхищается виртуозным искусством наших предков.
Следующий период развития русского зодчества - так называемый раннемосковский (XIV - начало XV в.), время формирования в Белокаменной нового политического и культурного центра. Общее количество памятников, сохранившихся на ее территории и в окрестностях, невелико и в основном фрагментарно. Лишь единицы, например Спасский собор Андроникова монастыря (до 1427 г.), Успенский на Городке в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий в Троице-Сергиевом монастыре в Сергиевом посаде* (1422 г.), дошли до наших дней в объеме, позволяющем судить об их архитектурных особенностях.
Восприняв великокняжескую власть от Владимира, Москва унаследовала и характерные особенности его зодчества. В ней выросли царственные, украшенные великолепной резьбой соборы, ставшие образцом для строительной культуры всего княжества.
Здешние мастера выработали своеобразные конструктивные приемы, один из них - ярусы кокошников (ложных закомар), поднимающихся по диагонали к цилиндрическому основанию главы здания.
Для того периода характерны небольшие четырех-столпные крестово-купольные одноглавые храмы. Высокие ступенчатые арки интерьера создавали впечатление устремленного вверх пространства, а снаружи ему соответствовали ярусы закомар и кокошников. Система внешнего декора таких сооружений восходит к владимиро-суздальской архитектуре XII - начала XIII в.: аналогичные формы порталов, полуколонн, членение фасадов лопатками*, тщательно выполненный узорчатый пояс на середине высоты стены. Его резной белокаменный орнамент - в основном модификации крина (лилии), пальметты (веерообразного листа), иногда маски, зооморфные изображения. К созданному тогда художественному образу храма строители нередко возвращались и в конце XV - начале XVI в. (Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре, 1476 - 1477 гг.; Благовещения в Кремле, 1484 - 1489 гг.; Ризположения, 1485 - 1486 гг.; главный собор Рождественского монастыря* в Москве, 1491 г.).
Особенностью отечественной архитектуры последней трети XV - начала XVI в. стало обращение к искусству наиболее развитой из европейских государств Италии - родины ренессансного стиля. Это объяснялось укреплением государственной власти Москвы - собирательницы русских земель, ее растущей ролью как наследницы Константинополя, особенно после его падения*, освобождением от монголо-татарской зависимости. В русскую столицу в 1475 - 1543 гг. приглашали итальянских (фряжских) строителей. Каждой их группой, принадлежавшей к той или иной архитектурной школе, руководил главный мастер (в летописях "архитектон"), с именем которого связано авторство возводимых ею зданий. Это были Аристотель Фьораванти (Успенский собор в Кремле) *, Алевиз Новый (Архангельский собор в Кремле), Петрок Малой (церковь Вознесения в селе Коломенском, укрепления Китай-города), Пьетро Солари, Алоизио да Карезано (крепостные стены и княжеский дворец), Пьетро Солари, Марк (Грановитая палата в Кремле*).
Многое привнесли иноземцы в технологию строительства (усовершенствование изготовления кирпича и раствора, иная кладка камня, применение железных связей и пр.), в конструктивные (различные виды сводов и т. д.), художественные решения. Важнейшую роль в создании нового образа храма сыграло использование элементов ордера*, дополненных пластическими формами из терракоты и белого камня - отдельными деталями (например, украшения на закомарах Архангельского собора в Кремле) или резными порталами и наличниками. В орнаментике также появились ренессансные мотивы - вазоны, фигуры дельфинов, стилизованные растения. Основная деятельность итальянцев была связана со столицей, однако их влияние на отечественную архитектуру обнаруживается и в достаточно удаленных от нее городах.
Наиболее раннее из творений фряжских мастеров в Московском Кремле - Успенский собор (1475 - 1479 гг.). В его четкой, строгой структуре, композиционном построении и декоре фасадов (при сохранении внешних черт древнерусских крестово-купольных храмов) проявилось рациональное мышление ренессансного строителя, даже инженера. Этот храм вызвал к жизни множество повторений, наиболее схожи с ним Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря (1524 - 1525 гг.)*, Софийский в Вологде (1568 - 1570 гг.), Успенский в Троице - Сергиевом монастыре в Сергиевом посаде (1585 г.).
Еще одно "программное" сооружение итальянцев, Архангельский собор (1505 - 1508 гг.), оказал большое влияние на художественную сторону древнерусского зодчества. Отдельные его декоративные элементы, например раковина, а также белокаменная резьба "на фряжский манер" впоследствии в различной интерпретации встречались и в столице (Преображенская церковь Новодевичьего монастыря, 1688 г.), и в провинции (трапезная Троице-Сергиева монастыря в Сергиевом посаде, 1686 - 1692 гг., и др.)
Отечественное строительное искусство XVI в. также испытало ренессансное воздействие. При создании крупных сооружений тогда брали за образец кремлевский Успенский собор, а на фасадах, в интерьерах маленьких посадских бесстолпных церквей столицы первой половины столетия (Трифона в Напрудной слободе, Зачатия Анны "что в углу" в Китай-городе) использовали отдельные ордерные элементы. Иноземные новшества получили развитие и в столпообразных шатровых храмах (завершение здания в виде высокой многогранной пирамиды). Одно из наиболее значительных явлений в русском зодчестве - уникальный по композиции и красоте Покровский собор (Василия Блаженного, 1555 - 1560 гг.; зодчие Барма и Постник Яковлев). Его декоративной системе присуща насыщенность форм, идущих не только от итальянских прототипов, но и от готических в ренессансной трактовке (высокие остроконечные фронтоны над входами, окнами и пр.), известных по постройкам Петрока Малого (например, церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском), что исследователи объясняют участием в его сооружении мастеров из Западной Европы.
В середине XVI в. одновременно с варьированием итальянских мотивов во внешнем и внутреннем оформлении наметилась тенденция возврата к раннемосковским традициям (устройство высоких арок, завершение здания пирамидой из ярусов килевидных закомар, кокошников и пр.). Примеры такого сочетания художественных форм - главный собор Рождественского монастыря, церковь Антипия Чудотворца на Колымажном дворе (Москва). В конце XVI - начале XVII в. в постройках под условным названием "годуновских"* ярко проявилось влияние стилистики упомянутого Архангельского собора. Главенствующим стал тип бесстолпного храма на высоком подклете, окруженного с трех сторон галереей - гульбищем, с двумя приделами с восточной стороны и главой, вознесенной над несколькими рядами полукруглых кокошников. Его фасады имели ордерные формы: карнизы, трехчастные антаблементы*, пилястры, филенки, глухую аркаду* (Малый собор Донского монастыря, 1593 г.; церковь Живоначальной Троицы в Хорошеве, 1594 - 1596 г.; Покрова в Рубцове, 1619 - 1626 гг.; Москва). В шатровом зодчестве сохранялась ориентация на собор Василия Блаженного, в частности использование ордерной декорации фасадов и интерьеров. Строительство подобных храмов, а также бесстолпных с крестчатыми сводами продолжалось и в первой трети XVII в. (церковь Покрова Богородицы в Медведкове, 1634 - 1635 гг., Москва).
Главная гражданская постройка европейских мастеров в нашей столице - Кремль (1485 - 1495 гг.), возведенный по образу северо-итальянской позднесредневековой кирпичной крепости. Крытые шатрами высокие стены с машикулями* и шелевидными бойницами, завершенные двурогими зубцами (в виде "ласточкиного хвоста"), мощные башни - круглые, граненые, квадратные - являлись неприступной твердыней. Аналогичные "детинцы" возвели в XVI в. на южных и восточных окраинах Руси - в Коломне, Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске и др. (кстати, прямоугольная планировка некоторых из них также объясняется ренессансным влиянием). А в северозападных землях (в Великом Новгороде и Иван-городе - ныне в Ленинградской области) для сооружения подобной крепости использовали местный известняк, на Соловецких островах - валуны, что придавало ей своеобразный вид.
Последний этап древнерусской культуры - XVII в. Основными заказчиками, чьи вкусы сказывались на облике новых построек, постепенно становились служилые дворяне, купцы, посадские люди. Ослабевало церковное и усиливалось "светское" влияние на все стороны жизни общества*, развивались связи с европейскими странами, расширялись знания об окружающем мире - все это отражалось на искусстве того времени и в первую очередь на архитектуре. Уже с 1620-х годов в ней стало заметно стремление к нарядности, обогащению декоративными элементами, полихромии, причем не только в гражданском, но и в культовом строительстве.
Большую роль в унификации соответствующих правил и норм сыграло возобновление деятельности Приказа каменных дел (основан в 1585 г.; в "смутное время", в начале XVII в., не функционировал). Наряду с планированием работ в масштабе государства, учетом кадров, весьма важными для сложения единой стилистики сооружений были стандартизация материалов и использование специальных руководств, например отечественной "Книги, в ней писаны, как учить делать каменного дела церквей или палат". Кроме того, в Москве тогда были известны трактаты итальянских зодчих XVI в. Джакомо де Виньолы, Скамоцци и др., откуда русские мастера черпали стилистические мотивы и знания по архитектуре.
Широкое распространение тогда получил стиль "узорочья" - применение в светских и культовых сооружениях одинакового декора, включение в него ордерных элементов, обилие украшающих форм - резных наличников, колонок и полуколонок (одинарных, парных или их пучков), карнизов, ниш, филенок, розеток, арок, фигурного обрамления порталов и т. д. Словом, появилось новое понимание плоскости стены: с ней теперь был неразрывно связан рельефный узор. Первые сооружения, в облике которых осознанно прозвучали эти мотивы, - Теремной (1635 - 1636 гг.) и Потешный (иначе палаты Милославского, 1652 - 1659 гг.) кремлевские дворцы.
В переходный период от средневековья к новому времени (последняя четверть XVII и первое десятилетие XVIII в.) в русской архитектуре, прежде всего столичной, сложилось новое художественное направление - московское, или нарышкинское, барокко (от имени основных заказчиков - дворян Нарышкиных). Высоко образованные, хорошо знакомые с европейской культурой, приветствовавшие передовые веяния представители просвещенной верхушки общества создавали в своих вотчинах необычные, яркие, праздничные сооружения, призванные прославить личность владельца.
Типичный образец храма той поры - центрический ярусный с четырьмя (Покрова в Филях, 1693 г.) или двумя (Троицкий в селе Троице-Лыково, 1698 - 1703 гг.; Москва) экседрами*, окруженный гульбищами, имел пирамидальную композицию за счет убывающих вверх объемов (четверика с приделами, двух или трех восьмериков), увенчанных колокольней. Так блестяще воплощалась идея православной церкви "иже под колоколы".
Нарышкинский стиль особо примечателен двух-цветностью: ярко-красные кирпичные стены облачались в белокаменное "кружево" в виде карнизов, колонн, наличников, присущих европейскому барокко картушей (украшений в форме щита или полуразвернутого свитка), раковин, волют (спиралевидных завитков с "глазком" - кружком - в центре), "гребешков", виноградных лоз с гроздьями, цветов и пр. Весь декор фасадов организовывала ордерная система, прочно вошедшая в русское зодчество XVII в. Ее элементами отмечали места сопряжения стен, смягчали углы. Наружному парадному образу соответствовало и роскошное убранство залитых светом (благодаря большим окнам) интерьеров с сияющими золотом резными иконостасами и княжескими ложами.
Все заметнее тенденция к регулярности, свойственная барокко, проявлялась и в обустройстве обителей - планировке всего ансамбля, композиции больничных палат с центральным положением храма, трапезных, упорядочивании линейной структуры келий с коридорной системой. Однако наиболее ярко новый стиль проявился в убранстве фасадов (например, в Новодевичьем монастыре: колокольня, 1689 - 1690 гг.; надвратные храмы Преображения, 1687 - 1699 гг.; Покрова Богородицы, 1683 - 1688 гг.; Лопухинский корпус, 1680-е годы, и т.д.). То же относится и к гражданским сооружениям - палатам вельмож (князей Василия Голицына и Ивана Троекурова в Охотном Ряду, XVII в.), производственным зданиям (Монетный двор, 1697 г., и др.).
С ордерными элементами и барочными формами столичные мастера знакомились через изобразительные материалы - гравированные листы, в большом количестве поступавшие в Посольский приказ и Оружейную палату. Кроме того, в московских артелях работали мастера из Белоруссии, Украины, стран Европы. Не случайно в памятниках Голландии, Саксонии и особенно Польши можно найти аналогии многим использовавшимся в нашем строительстве формам. Но отечественные умельцы их творчески переработали на свой манер, да и декоративная система, включавшая привнесенные из западной культуры элементы, складывалась по-русски.
* Плинфа - от греч. plinthos (кирпич) - плоский, широкий обожженный кирпич размером 22x30x3 см.
* См.: В. Даркевич. Вечевая республика на Волхове. - Наука в России, 1998, N 5.
* См.: О. Базанова. Заповедные места Владимирской земли. - Наука в России, 2005, N 4.
* См.: В. Даркевич. Чудо-град на озере Неро. - Наука в России. 1998, N 3.
** См.: В. Даркевич. У слияния великих рек. - Наука в России, 1998, N 2.
* См.: О. Базанова. Меж двух столиц. - Наука в России, 2008, N 6.
* Крестово-купольный тип храма возник и широко распространился в Византии в IX - середине XV в. Купол опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых "рукава".
* Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены, повторяющее очертание свода.
* См.: В. Даркевич. Обитель преподобного Сергия. - Наука в России, 2000. N 2.
* Лопатка - вертикальный выступ на стене здания.
* См.: Н. Вьюева. Малые шедевры большого дворца. - Наука в СССР. 1990, N 5.
* Существовавшая с IV в. Византийская империя в 1450 - 1460-х годах была завоевана турками и прекратила существование.
* См.: В. Зверев. Москва белокаменная. - Наука в России, 1992, N 1 - 2.
* См.: А. Николаева. Музеи Московского Кремля. - Наука в России. 2006, N 5.
* Ордер - вид конструктивной системы, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке. Применялся в классической архитектуре.
* См.: О. Борисова. "Обитель пресветлая и дивно украшенная". - Наука в России, 2005. N 1.
* Сооружениям эпохи правлен ия царя Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) свойственна совокупность таких черт, как канонизация сложившихся к тому времени строительных приемов, симметрия, компактность плана, строгие пропорции и пр.
* Антаблемент - верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах.
* Аркада - ряд арок, опирающихся на колонны или столбы; глухая аркада - вплотную примыкающая к поверхности стены.
* Машикуль - бойница, сделанная в полу у стены, направленная вертикально вниз за счет того, что верхняя часть стен выступает над нижней. Дает свободный обстрел из-под стены.
* См.: В. Перхавко. "Царство воинством расширяется, а купечеством украшается". - Наука в России, 2007. N 4.
* Экседра - глубокая полукруглая в плане ниша, выступающая из общего плана здания и завершенная конхой (полукуполом).
Тамара ГЕЙДОР, заведующая отделом истории архитектуры России Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева (Москва)
kocmi.ru
Древнерусское зодчество
/ / Древнерусское зодчество
Особенности зодчества Древней Руси
Русское средневековое зодчество является одной из самых ярких страниц в истории киевского государства. Памятники архитектуры данного периода способны наполнить образным живым содержанием наши представления о том, как развивалась тогда культура, а также помочь понять те стороны истории Руси, которые не нашли своё отражение в литературных источниках. В основном данное утверждение относится к предмонгольскому периоду. Русская архитектура десятого – двенадцатого веков считается основной, включающей в себя другие виды искусства (например, скульптуру и живопись). До наших дней от тех дней сохранились уникальные памятники, не уступающие по своему художественному стилю известным шедеврам мировой архитектуры.
Одни исследователи делят древнерусскую архитектуру на такие периоды как архитектура четырнадцатого – пятнадцатого веков, архитектура предмонгольского периода, архитектура периода феодальной раздробленности и др. Например, А. Некрасов предложил делить весь период на три самостоятельных эпохи (сложение, развитие и зрелость). Внутри каждой из таких эпох он выделил три стиля (за исключением последней, в ней – четыре стиля).
Другие учёные предпочитают говорить об областной архитектуре (московской, киевской, псковско-новгородской, суздальской и др.), объединяя памятники одного региона в определённые временные рамки, считая, что они мало отличаются друг от друга. Например, если сравнить церковь Николы на Усохе (1536 года) с Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря (1156 года), то они имеют много общих черт.
К сожалению, грозы, которые пронеслись над древнерусской землёй в то время, стёрли с лица земли большинство памятников древнего зодчества. О большей части таких построек мы знаем только благодаря литературным памятниками и археологическим раскопкам.
Репертуар зодчества домонгольской архитектуры не так велик, как архитектура поздних периодов. Новгородский и киевский Софийские соборы, Спасский собор в Чернигове, а также две – три церкви во Владимире – представители памятников того времени. Также в 1824 году был раскопан фундамент древнейшего памятника монументального русского зодчества – Десятинной церкви (г. Киев). При этом были решены также некоторые научные задачи: изучение строительных техник и описание раскопанных находок.
С каждым последующим десятилетием количество археологических находок возрастало, что дало возможность изучить более детально этот исторический пласт.
Видео-лекция по теме: Древнерусское зодчество
Интересные материалы:
student-hist.ru
Древнерусская архитектура — ТехЛиб
В Х-ХI вв. Киевскую Русь называли страной ста городов, но их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри и соборы.
Древнейшие сохранившиеся до наших дней каменные постройки – это храмы середины XI в. Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, на месте победоносной битвы киевлян с печенегами, Ярослав Мудрый велел заложить в 1037 г. собор Святой Софии. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина – 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов).
Церковь Покрова на Нерли
Внутри собор украшен цветными мозаиками и фресками. По свидетельству летописцев, в Европе тогда не было сооружений, способных сравниться с киевской Софией.
На протяжении нескольких столетий “второй столицей” (после Киева) был Новгород Великий. В 1045-1050 гг. повелением князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, был возведен один из самых известных соборов Древней Руси – София Новгородская, ставшая символом города. Она в меньшей степени связана с византийской традицией. Можно сказать, что по выразительности и лаконичности внешнего облика и убранства родственна суровой северной природе.
К концу XII в. возвысилось Владимиро-Суздальское княжество. Владимирские зодчие создавали храмы удивительной красоты. Особо выделяется церковь Покрова на реке Нерль (1165 г.). К шедеврам древнерусского зодчества относятся также Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1193-1197 гг.) соборы и Золотые ворота (1164 г.) во Владимире.
Москва первоначально была пограничной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В XIII-XIV вв., оказавшись на пересечении оживленных торговых путей, она быстро развивалась, а с образованием Московского княжества стала его столицей. Расцвет московского зодчества начинается в конце XV в., когда завершилось объединение русских княжеств в единое государство и князь Московский Иван III стал великим князем всея Руси. В те годы и началась перестройка Кремля – центра Москвы со времен ее основания.
Особое место в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество. Русские мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не “строить”, а “рубить”, потому что работали только одним инструментом-топором). Они украшались красивой резьбой. Из дерева возводились также и боярские терема, и царские дворцы, например дворец в селе Коломенском под Москвой. Одна из самых знаменитых деревянных построек – Преображенская церковь на острове Кижи (Онежское озеро). Это восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок.
Колокольня Ивана Великого, зодчиеФрязин, Бон1508, достр. в 1600 | Успенский соборстроители неизвестны1185-1189Владимир | Московский Кремль,А.Фьорованти, М.Фрязин,П.Солари, Бон и Алевиз,1475-1479, 1505-1508 |
Дмитровский собор,строители неизвестны1194-1197Владимир | Церковь Покрова в Филях,строители неизвестны1692-1694Москва | Церковь Троицыв Никитникахстроители неизвестны1532, Москва |
Казанская церковьв Коломенском Моск.обл, XVIIв.
Золотые ворота,строители неизвестны, Владимир, 1164
tehlib.com
Древнерусское зодчество — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.
До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Общая характеристика
Видео по теме
Городские и сельские постройки
Храмы, церкви и монастыри
Большие церкви Древней Руси, возведенные до принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.
Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Крепостные и оборонительные постройки
Валы Переславского кремля в Переславле-ЗалесскомВ истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств[1]. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной[2]. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон[3]. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове[3].
Основным видом городских укреплений были городские стены[4]. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под для жилья и хозяйственных нужд[4]. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города[5]. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера[5]. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах[6].
Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом. Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное»[7].
Примечания
- ↑ ДР ГЗС, 1985, с. 167.
- ↑ Тихомиров М. Н., 1956, с. 233.
- ↑ 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 234.
- ↑ 1 2 ДР ГЗС, 1985, с. 168.
- ↑ 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 236.
- ↑ Тихомиров М. Н., 1956, с. 237.
- ↑ Тихомиров М. Н., 1956, с. 241.
Литература
- Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
- Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
- Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура.. — СПб.: Стройиздат, С-Петербургское отделение, 1993. — 289 с. — ISBN 5-274-00981-6.
- Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.: Наука, 1986. — 160 с.
- Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
- Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
- Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — С. 233.
- Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
- Фроянов И. Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 269 с.
Ссылки
wikipedia.green
Древнерусское зодчество — Википедия РУ
Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.
До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Большие церкви Древней Руси, возведенные до принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.
Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Валы Переславского кремля в Переславле-ЗалесскомВ истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств[1]. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной[2]. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон[3]. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове[3].
Основным видом городских укреплений были городские стены[4]. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под жилье и хозяйственные нужды[4]. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города[5]. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера[5]. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах[6].
Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом. Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное»[7].
http-wikipediya.ru
Древнерусское зодчество Википедия
Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.
До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Общая характеристика
Городские и сельские постройки
Храмы, церкви и монастыри
Большие церкви Древней Руси, возведенные до принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.
Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Крепостные и оборонительные постройки
Валы Переславского кремля в Переславле-ЗалесскомВ истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств[1]. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной[2]. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон[3]. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове[3].
Основным видом городских укреплений были городские стены[4]. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под жилье и хозяйственные нужды[4]. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города[5]. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера[5]. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах[6].
Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом. Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное»[7].
Примечания
- ↑ ДР ГЗС, 1985, с. 167.
- ↑ Тихомиров М. Н., 1956, с. 233.
- ↑ 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 234.
- ↑ 1 2 ДР ГЗС, 1985, с. 168.
- ↑ 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 236.
- ↑ Тихомиров М. Н., 1956, с. 237.
- ↑ Тихомиров М. Н., 1956, с. 241.
Литература
- Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
- Заграевский С. В. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества. — Саарбрюккен, 2015. — 150 с. — ISBN 978-3-659-80841-8.
- Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
- Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. — СПб.: Стройиздат, С-Петербургское отделение, 1993. — 289 с. — ISBN 5-274-00981-6.
- Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.: Наука, 1986. — 160 с.
- Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
- Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
- Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — С. 233.
- Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
- Фроянов И. Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 269 с.
Ссылки
wikiredia.ru
Древнерусское зодчество Википедия
Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.
До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Общая характеристика[ | код]
Городские и сельские постройки[ | код]
Храмы, церкви и монастыри[ | код]
Большие церкви Древней Руси, возведенные до принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.
Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Крепостные и оборонительные постройки[
ru-wiki.ru