ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СПАСЕНИЯ. Деревянное зодчество россии


Деревянное архитектурное наследие в России » Перуница

'ДеревянноеВ городах и селах России много крупных, отовсюду и всем видных деревянных архитектурных сооружений – замечательных храмов разного времени. Есть и люди, которые хорошо знают о существовании построек прежних веков, ценность их понимают, пытаются заботиться об их сохранности. Вместе с тем абсолютное большинство россиян старую архитектуру не замечает: смотрит как бы мимо памятников.

Такая невнимательность, рассеянность большинства наших сограждан объяснима. В советские десятилетия власть очень старалась закамуфлировать от народа красоту церквей именно потому, что храмы – это золотая часть многовекового архитектурного наследия. И теперь нужно специально учить всех невнимательных умению смотреть на окружающий мир так, чтобы видеть истинные богатства национальной культуры. Не последнюю роль в таком обучении должны играть средства массовой информации, но они, за редким исключением, заняты совсем другим. Только такое неординарное по трагичности происшествие, как пожар московского Манежа, уничтоживший уникальные деревянные перекрытия, привлекло некоторое внимание журналистов разного профиля. Но и в этом случае было больше интереса к событиям вокруг Манежа, чем к судьбе собственно памятника.

На просторах России дерево издревле являлось основным строительным материалом. Веками продолжались традиции деревянного зодчества, на основе которых были созданы уникальные храмы-памятники, не имеющие аналогов в мировой архитектуре. Многие из них – самые крупные деревянные постройки в Европе. Однако только одна Преображенская церковь (1714 г.) в Кижах, включенная в реестр всемирного наследия ЮНЕСКО, известна за пределами России.

Деревянное архитектурное наследие в России

Преображенская церковь (1714 г.) в Кижах

В XX веке (как это с горечью приходится сознавать) подавляющее большинство деревянных храмов было забыто, заброшено, лишено самого малого ухода. Все послевоенные десятилетия в среднем один-два из них ежегодно окончательно разрушаются или уничтожаются огнем. В начале XX столетия на Севере России было несколько десятков архитектурных ансамблей-“троек” – из двух церквей и колокольни. Теперь их осталось только четыре: три в Архангельской области в селах Нёнокса, Лядины, Малошуйка и один в Карелии на острове Кижи.

Нёнокса Троицкая церковь, 1727г Фото А.Тилипмана

Архитектурный (тройной) ансамбль в селе Лядины. Фотография предоставлена компанией "Каргополь-Тур" г. Каргополь

Малошуйка, д. Малошуйка

В совершенно беззащитном положении оказались бытовые деревянные постройки. В 1970-х годах в северных деревнях еще можно было увидеть образцы высокохудожественного плотничного мастерства конца XIX – начала XX века: массивные избы, аккуратные амбары, причудливо вытесанные детали построек. Все это было, например, в большой деревне Керга, существовавшей в верховьях реки Пинеги в Архангельской области. Оказавшаяся “неперспективным населенным пунктом” (по тогдашней терминологии), деревня пришла в запустение: жители перевезли в центральную усадьбу дома и другие постройки. И от старинного селения остались только “дворовые места”.
Нет теперь и деревень, где еще можно встретить древние жилища. Они освещались волоковыми окнами – маленькими, задвигавшимися (“заволакивавшимися”) доской-ставней; их обогревали “черные” печи, дым от которых попадал не в трубу, а непосредственно в избу, откуда через приставленный к стене под потолком “дымник” – осиновый обрубок с выдолбленной сердцевиной – выходил наружу. Именно из таких домов состояли так называемые “сезонные” деревни Улеша и Хорнемская (Архангельская область). Около этих деревень крестьяне основных селений Усть-Выи и Хорнемы заготавливали сено и туда же переправляли свой скот на свободный выпас, потому что рядом с их селениями места для выгонов не было.

Впервые попавший в “сезонную деревню” Улеша горожанин ощущал себя путешественником во времени: казалось, что из XX столетия он перенесся в XVII век – так похожи были эти свободно расставленные избы на те, что изображены в альбоме Мейерберга – австрийского дипломата, побывавшего в России при царе Алексее Михайловиче. Теперь от деревень остались только три избушки и столько же амбарчиков, перевезенных из Хорнемской в музей под открытым небом “Малые Корелы” под Архангельском.

Малые Корелы

Малые Корелы. Георгиевская церковь

За три последних десятилетия уничтожена (или пребывает в процессе уничтожения) массовая деревянная застройка в старинных русских городах Архангельске, Вологде, Нижнем Новгороде и других. В российской столице бесследно исчезли последние кварталы деревянных домов в Сокольниках, Марьиной Роще, не говоря о деревнях, вошедших в границы Большой Москвы. Нет сомнений и в обреченности уникальной деревянной архитектуры сибирских городов, в частности Тобольска и Иркутска. Исключение составят только отдельные здания, превращенные в музеи.

Проблема сохранения деревянного архитектурного наследия России чрезвычайно актуализировалась в связи с утратами последнего десятилетия. Так, летом 1997 года в Архангельской области огнем уничтожен замечательный архитектурный ансамбль XVII–XIX веков в селе Верхняя Мудьюга (Верховье) – почти сразу после окончания консервационных работ Входоиерусалимская (XVII в.) и Тихвинская (XIX в.) церкви вместе с колокольней (XVIII в.) исчезли одна за другой в течение двух часов во время грозы. В сентябре 2000 года случился пожар у стен монастыря под Москвой – от замыкания электропроводки сгорела церковь Богоявления (XVII–XVIII вв.), перевезенная из села Семеновского Пушкинского района. Самая свежая утрата – в августе прошлого года рухнул многоярусный храм Рождества Богородицы (1783 г.) в селе Поповка (Каликино) Вологодской области.

Однако особенно тревожат пожары 2002 года. В разных местах страны погибли хрестоматийно известные памятники: в Якутске сгорела башня острога (1683 г.), в Костроме – Спасо-Преображенская церковь (1713 г.) из села Спас-Вежи, в Нижнем Новгороде – церковь Покрова Богоматери (1731 г.) из села Старые Ключищи. Все они давно были перевезены в музеи под открытым небом, называемые также скансенами, как старейший в мире подобный музей в Стокгольме (Швеция).

В России таких музеев существует около двадцати. Первый из них, в бывшем подмосковном селе Коломенское, начал формироваться еще семьдесят шесть лет назад, когда в 1927 году архитектор-реставратор П.Д.Барановский перевез туда так называемую медоварню. За прошедшие с тех пор годы изменился принцип составления экспозиции этих музеев: от архитектурного – к архитектурно-этнографическому, то есть от монотематического – к комплексному, вплоть до демонстрации народной культуры в целом, как материальной, так и духовной.

Коломенское

Как известно, архитектура – одна из наиболее содержательных составляющих культурного наследия. Постройки менее изменчивы во времени, чем, например, произведения фольклора. Сказки, песни и другие виды устного творчества, еще сохраняющиеся в народной среде, неотделимы от их живых исполнителей, каждое поколение которых вносит в традиционные произведения что-то свое, новое. Иначе этот вид устного народного творчества прекращается. Произведения традиционной архитектуры могут долго оставаться не переделанными и пережить своих создателей настолько, насколько позволит строительный материал – дерево.

Продолжительность срока жизни деревянных сооружений зависит от условий, в которых сооружения находятся. Казалось бы, лучше всего условия в музеях под открытым небом. Ведь одной из основных целей их создания в 1960–1970-е годы провозглашалось именно спасение от гибели памятников деревянного зодчества. И действительно, теперь трудно оспорить факт: если бы не перевозка в свое время в такие музеи деревянных церквей, изб, амбаров и других крестьянских построек, то на старых местах многих из этих памятников давно уже не было бы.

Жизненность и необходимость музеев под открытым небом доказана временем. Скансен в Швеции продолжают посещать толпы туристов со всего мира, как и десятилетия назад. Популярны подобные музеи и в нашей стране. Но ни один из них, за исключением “Шушенского”, до сих пор так и не завершен. Вследствие этого архитектурные экспонаты, собранные к настоящему времени в российских скансенах, не дают полного представления об особенностях сельской архитектуры того региона, который конкретный музей должен представлять согласно своему генплану и концепции формирования и развития экспозиции.

Скансен.Избушка на курьих ножках.

Самый старый экспонат в Скансене - дом из норвежской глубинки

Правда, и после окончательного оформления экспозиции существующих скансенов количество последних останется явно недостаточным для выявления многообразия особенностей традиционного деревянного строительства в целом по стране. Архитектура многих регионов России останется не отраженной в экспозиции музеев под открытым небом. В сравнительно небольших странах – Норвегии или Финляндии – в 1970-х годах музеев этого типа уже было, соответственно, 319 и 231, то есть в пятнадцать–десять раз больше, чем в России. К началу XXI века за рубежом их число еще возросло, а в нашей стране осталось прежним. До сих пор далеко не все административно-географические области, где сохранились ценные произведения деревянной архитектуры, имеют скансены. Если игнорировать эту потребность, то безмузейные регионы так и останутся “белыми пятнами” на карте деревянной архитектуры России. Разрушение и исчезновение деревянных произведений архитектуры в селах и малых городах грозит превратиться в непрерывный, все более ускоряющийся процесс, и через пятнадцать–двадцать лет в новые музеи уже будет нечего перевозить.

Подавляющее большинство еще существующих на своих исконных местах деревянных храмов долгое время находится в аварийном состоянии. Кроме того, вследствие резкого свертывания реставрационных работ в 1990-е годы (при недостаточной интенсивности и в предшествующие десятилетия) многие памятники, приведенные в порядок в период 1960–1970-х годов, вновь стали нуждаться в реставрации. Причем последнее заключение относится и к памятникам, находящимся в музеях под открытым небом: большинство их архитектурных экспонатов реставрировались последний раз только при перемещении. С тех пор прошло двадцать–тридцать лет. Это тот критический срок жизни деревянных строений, после которого незамедлительно необходима их очередная серьезная реставрация. Но в условиях современной России эта задача пока оказывается почти неразрешимой.

Из числа факторов, воздействие которых отрицательно сказывается на состоянии деревянных памятников архитектуры России, ведущим является острая недостаточность денег на их реставрацию и сохранение. Абсолютное большинство памятников – государственная собственность, поэтому почти единственный источник финансирования их содержания – государственный бюджет, федеральный и местный. Но этот источник формируется по пресловутому остаточному принципу – так же, как было при советской власти, только еще меньше. И сегодня из уст руководителей культурной политики можно услышать откровенное признание в том, что государство не в состоянии содержать такое количество памятников, что числится в государственных списках.

А кому же тогда по плечу это благородное дело? В частную собственность культовые памятники государство по закону не передает. Да пока, кажется, никто и не стремится обладать полусгнившими храмами. Православной церкви как религиозной структуре эти памятники тоже не нужны: их слишком хлопотно восстанавливать, они лишены современных удобств, в частности, наиболее представительные из них никогда не отапливались – в них совершали службы только в теплое время года. По большому счету, нет и частных пожертвований на реставрацию деревянных культовых памятников: действующее законодательство никак не поощряет подобные акции предпринимателей.

Второй отрицательный фактор – нехватка квалифицированных плотников-реставраторов. Прежде, как правило, мастера “деревянного дела” были выходцами из сельской местности, где долгое время сохранялась традиция семейного обучения. Профессиональные навыки передавались отцом – сыну, опытным мастером – новичку в процессе их совместной работы. Эта традиция прекратилась к началу 1980-х годов в связи с массовым переселением сельской молодежи в город и урбанизацией жилой среды. Однако государственная система подготовки плотников-реставраторов в России так и не была создана.

Тяжесть существующего положения усугубляется коренным несоответствием между приемами работы современных плотников и технологией деревянного строительства XVII–XVIII веков. В России в начале XIX века (на Севере местами позднее) произошла полная модернизация плотничных инструментов и приемов работы ими. Поэтому современный реставратор, применяя строительную технологию наших дней, не получит на обрабатываемой поверхности дерева следы, хотя бы отдаленно соответствующие тем, что сохранились на памятниках XVIII века и более раннего времени….

Игорь Шургин

www.perunica.ru

список и фото :: SYL.ru

Все поселения на Руси издавна возводились из дерева как из самого доступного материала, который к тому же легко было обработать и применить. Начиная со второй половины 20 в., чтобы сохранить историю и показать, как выглядело старославянское деревянное зодчество, музей обычно воссоздавали под открытым небом. Таких экспозиций на территории современной России существует множество, каждая из которых рассказывает о принципах архитектуры региона, традициях и его самобытности.

Разнообразие музеев деревянных построек в России

Музеев деревянного зодчества на территории России очень много, среди них самые известные и посещаемые туристами:

  • Малые Корелы и Кенозерский национальный парк, расположенные в Архангельске и области.
  • Витославлицы — музей в Великом Новгороде.
  • Архитектурно-этнографический музей «Семенково» в Вологодской обл.
  • Ибресинский этнографический музей в Чувашии.
  • Архитектурно-этнографический заповедник «Лудорвай» в Удмуртии.
  • «Новый Иерусалим» в Истре Московской обл.
  • Кижи в Карелии.
  • Музей деревянного зодчества г. Суздаля.
  • Костромская слобода — историко-архитектурный и ландшафтный музей в Костроме.
  • Музей-заповедник им. И. Самойлова в Нижней Синячихе Свердловской обл.
  • Усадьба Богословка в С.-Петербурге.
  • Лесная Крепость в с. Спас-Клепики Рязанской обл.
  • Щелоковский Хутор в Нижнем Новгороде и др.

Музей в Суздале

Проект музея деревянного зодчества в Суздале разрабатывался в 1960 годы одним из сотрудников реставрационной мастерской - В. М. Анисимовым. Сюда, на окраину города, были привезены различные избушки, колокольни и другие строения, в основном из Владимирской области, из которых составлен целый городок.

В экспозицию входят не только деревянные постройки (избы, бани, амбары и даже храмы), но и их внутреннее убранство, демонстрирующее крестьянский быт 18-19 веков: посуда из дерева и глины, домашняя утварь.

Ежегодно в июне на территории музея проходит Праздник ремесел, в середине лета — Праздник огурца, сопровождающиеся выступлениями артистов, исполняющих народные песни, танцы, готовятся старинные русские блюда.

Жилые постройки в Суздальском музее

Музей деревянного зодчества в Суздале состоит из нескольких построек. Крестьянские избы показывают отличия в быте середняка и зажиточного хозяина: более бедные строения состояли из клети и сеней (холодные комнаты) и самой «теплой избы», в которой ставили печь и топили дровами. Интересно, что вся мебель вырублена из цельной древесины вместе с избой, поэтому не может быть передвинута.

Каждый угол в Ильинской избе имеет свое функциональное предназначение:

  • главный (красный) — располагался против печи, где стояли иконы;
  • женский, где готовилась еда, хозяйка пряла полотно и шила;
  • хозяйский, с мужскими рабочими принадлежностями и конской упряжью.

В сенях, где было прохладно, хранили продукты и другие хозяйственные предметы, необходимые в быту.

Более зажиточные крестьяне строили двухэтажные дома с резьбой и украшениями по фасадной части, окнам. Как правило, хозяева жили на 2 этаже, а на первом — делали производственные помещения, например, устанавливали ткацкие станки, где трудились наемные рабочие. Предметы утвари здесь более дорогие, есть даже швейная машинка, утюг и др.

Церковные и хозяйственные строения в Суздале

Одна из достопримечательностей музея — старая мельница 18 в., которая была привезена из с. Мошок. Она представляет 8-угольный сруб из дерева. Механизм приводился в движение благодаря крыльям, вращающимся от ветра. В помещении также есть предметы труда: меры, которыми отсыпали муку, решето и сито.

В Суздале также расположены церкви: Воскресенская и Преображенская, привезенные из с. Козлятьево. Они демонстрируют достижения древних мастеров в строительстве многоярусных храмов. В основе строения лежит четверик, на котором сверху поставлены 3 восьмерика, увенчанные куполами, сделанными из «деревянной чешуи» (лемеха) в форме луковицы.

Воскресенская церковь была возведена с помощью только топора, как говорится, без единого гвоздя. Внутри воссоздан интерьер храма, есть даже позолоченный иконостас.

Костромская слобода

Музей деревянного зодчества в Костроме — один из старейших музеев, расположенных под открытым небом, — позволяет многим туристам получить представление о фирменном стиле древнерусской архитектуры, посмотрев крестьянские избы, свайные бани, ветряную мельницу и церкви 16 и 17 вв., привезенные из сел Костромской области.

Музей-заповедник находится около южной стороны Ипатьевского монастыря, на месте соединения рек Костромы и Волги. Судя по выставленным строениям, различные районы области имели собственные традиции и стилистические архитектурные особенности при возведении жилых, хозяйственных и религиозных зданий. Ведь в давние времена здесь наблюдалось смешение угро-финских племен и славянских, что и предопределило такое разнообразие.

В число экспонатов входят:

  • Часовня из с. Притыкино, построенная в конце 18 в., напоминающая сторожевую башню.
  • Часовня из Б. Токарева, которая не имела алтаря.
  • Церковь Св. Богородицы 16 в. — считается самым древним деревянным храмом Костромской обл. По легенде, под алтарем похоронены мастера-плотники, построившие ее.
  • Церковь Всемилостивого Спаса, датированная 1712 г., восстановленная в 1970-е годы, состоящая из 4 клетей. Имеет прекрасный старинный интерьер, украшенный резьбой.
  • Летняя церковь И. Пророка 16-19 вв. Отличается сводом, обтянутым холстом со сценами Христовых страстей и красивым резным убранством.
  • Крестьянские дома 19 в., имеющие в жилой части несколько горниц, а также хозяйственные строения (хлев, сеновал, кладовые и др.).
  • Разнообразные хозяйственные строения (баня, овин, амбар, мельница-шатровка и т. д.).

Витославлицы

Расположен этот музей деревянного зодчества в Новгороде, в 10 км от Новгородского кремля. Его создание началось в середине 20 века. Руководил планировкой и размещением привозимых из деревень 20 строений-памятников деревянного зодчества архитектор Л. Е. Красноречьев. К юбилею музея, состоявшемуся в 2014 г., здесь собрано уже 38 памятников архитектуры.

Все выставленные экспонаты знакомят туристов с архитектурными традициями, жизненным укладом, бытовыми и трудовыми традициями новгородских крестьян.

В экспозиции представлены:

  • Церкви Никольская (1688) и Успения (1595), церковь Рождества Богородицы (1531).
  • Старинные амбары и овины конца 19 — начала 20 вв.
  • Крестьянские избы, построенные на подклетях, при которых хозяйственные комнаты располагались на первом этаже (зимой в них даже жили коровы и свиньи). На 2 этаже была одна жилая комната, имеющая несколько зон. Все избы в 18-19 в. топились «по-черному», потому все вещи и утварь покрывались копотью. Спали всей семьей на полатях, расположенных под потолком избы. В каждой из многочисленных изб сделана тематическая выставка (свадьба, изготовление валенок, Пасха и др.).

Нижняя Синячиха

Один из популярнейших на Среднем Урале музей деревянного зодчества — Нижняя Синячиха — располагается в одноименном селе, возникшем в 1860 г. на «государевой дороге», соединяющей Сибирь и центральные области России.

Созданию музея деревянного зодчества положил начало И. Д. Самойлов, который перед этим занимался реставрацией местного Спасо-Преображенского храма. Рядом с ним и стали располагать экспозицию из привозимых изб, часовен и других строений. Всего сюда было перевезено из сел Свердловской области 16 дворов, усадеб крестьян, церквей 17-19 вв. Музей-заповедник носит теперь имя его создателя.

Самое оригинальное и необходимое здание, которое всегда возводилось в сибирских селах, — пожарная каланча. Обычно его делали в виде надстройки над административным зданием либо отдельно, по типу сторожевой башни, где всегда находился дозорный.

Вдоль Сибирского тракта издавна строили целые комплексы построек, состоящие из жилой избы, таможни, амбара и конюшни. В представленной застройке центральное место отведено двухэтажному 6-стенному дому, украшенному деревянной резьбой, башнями и ставнями. Интерьер его также сохранен в неизменном виде: печь, домашняя утварь, ремесленные орудия (прялка, веретено и др.).

Общественные и хозяйственные постройки Музея деревянного зодчества «Синячиха» — баня, мельница, кузница и пр. — находятся в действующем состоянии, во время проводимых праздников здесь устраивают мастер-классы.

Оригинальны и интересны небольшие часовни, которые раньше строились в селах Урала: Ильинская (17 в.), Вознесения Господня (1885), имени Зосимы и Савватия Соловецких (нач. 20 в.). Они щедро украшены резьбой, а внутри можно увидеть старинную мебель, посуду, домашнюю утварь.

Лудорвай

Один из интересных музеев деревянного зодчества, демонстрирующих национальную архитектуру и обычаи регионов России, находится в Удмуртии, недалеко от г. Ижевска. Это архитектурно-этнографический музей-заповедник Лудорвай. В его экспозиции представлены усадьбы удмуртов и русских крестьян, пасека, ветряная мельницы и выставка «Волостное управление».

Каждая усадьба имеет свой традиционный стиль и состоит из избы, амбара, бани, навеса и куала (семейной языческой молельни). По всей территории расставлены удмуртские резные фигуры из дерева.

Щелоковский хутор

Этот молодой архитектурно-этнографический музей-заповедник деревянного зодчества Нижнего Новгорода, созданный в 2014 г., демонстрирует уникальные деревянные постройки 17-20 вв., освещая быт населения Нижегородского Поволжья того времени. Формирование экспозиции происходило в 1970-80-е годы, когда удалось собрать 14 памятников зодчества по всей области, которые имеют отличительные особенности в плане конструктивного решения и способов постройки.

Такое разнообразие музеев деревянного зодчества, расположенных в различных уголках России, помогает ознакомиться с историей, бытом и творчеством людей, живших в предыдущие столетия на необъятных просторах нашей страны.

www.syl.ru

Деревянное зодчество Царской России – Ярмарка Мастеров

С 1873 по 1880 годы издавался журнал «Мотивы русской архитектуры». Он публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели и декора, созданные последователями русского стиля в архитектуре.Этот стиль опирался на традиции народной культуры, возрождая старинные приемы и мотивы русского зодчества. Загородные дома, выставочные павильоны, общественные здания, которые проектировали и строили архитекторы Ропет, Кузьмин, Гартман, Лыгин и их единомышленники.Отличительной чертой русского народного деревянного зодчества является, прежде всего, отношение к дереву не только как к строительному материалу, но и как к материалу искусства.Многообразие форм складывается из разного сочетания одних и тех же, многократно повторяющихся в разных постройках, выработанных и отточенных на протяжении веков, традиционных архитектурно-конструктивных приёмов. Неповторимость целого при повторяемости деталей – один из принципов традиционного зодчества. Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.Важное свойство традиционных деревянных построек это их сборность-разборность и возможность перевозки.В старину на Руси из дерева строили всё – храмы и часовни, крепости и дворцы, дома и хозпостройки, города и села, и всё вышесказанное определяло облик не только отдельных построек, но и целых поселений. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.Русское деревянное зодчество – это народное искусство, достигшее высот, поражающих воображение, поистине сказочное, явившее немало шедевров мировой архитектуры.Исследуя данные произведения, мы имеем возможность ближе узнать Россию второй половины XIX столетия, которая обновлялась и побеждала, смело смотрела в будущее и гордилась своими национальными традициями, в то время как современные архитекторы во многом утратили память о великом наследии русского зодчества и искусства, не применяя в своих проектах знания и опыт своих гениальных предков.

русский стиль

изба

дом

россия

баня

зодчество

деревянное зодчество

деревянный дом

усадьба

история

архитектура

русские традиции

царская россия

строительство

беседка

резьба по дереву

художественная резьба

www.livemaster.ru

Старое и новое деревянное зодчество России.

Деревянное зодчество Русского Севера является одним из самых замечательных форм традиционной русской архитектуры. Большой интерес вызывают двухэтажные деревенские дома, а также церкви, которые были построены в селах и малых городах в основном из дерева. Некоторые из них так называемые шатровые церкви, напоминают деревянные церкви Скандинавии: контуры относительно похожи, одним из различий, являются луковицеобразные купола, венчающие шпили. Шатровые церкви были построены также в камне или кирпиче, где более или менее просматривается влияние готического стиля. Другой тип российских деревянных церквей: восьмиугольник на четырехугольнике, увенчанный одним, тремя или пятью куполами, причем последний характерен и для каменных церквей XV—XVII  веков. Еще одной отличительной формой, которую можно обнаружить только на севере России, являются так называемые кубоватые церкви: массивное четырехугольное основание с фигурной надстройкой, фронтон которой может быть выполнен в виде перевернутого сердца и, как правило, надстройки увенчаны небольшими куполами. Некоторые небольшие церкви были построены аналогичными деревенским домам, отличаясь от них более высокой крышей и одним луковичным куполом.  сохранность памятников Кондопог

Успенская церковь в Кондопоге

Большинство памятников церковной архитектуры, XVII—XIX веков не сохранились до сегодняшнего дня, и особенно те, которые датированы еще XIV веком. Некоторые церкви, например, Преображения Господня на острове Кижи, имеют более сложную форму с многочисленными куполами. Часто так называемые триплеты, состоящие из большой летней церкви, меньшей обогреваемой зимой и колокольни, строились в селах и малых городах.Хорошо известен тот факт, что большинство многовековых церквей в советское время были уничтожены. Кроме того, весьма сомнительной является практика переезда памятников деревянной архитектуры в Музеи под открытым небом. В процессе транспортировки, частично утрачивается подлинность сооружения, в то время как новый экспонат изготавливается из смеси старой и новой древесины. Демонтаж и транспортировка старых деревянных зданий неизбежно приводит к разрушению некоторых деталей, которые при монтаже на новом месте необходимо заменять. Церкви были вырваны из их естественной среды и увезены от местных жителей вместе с надеждами на рабочие места в развивающемся туристическом бизнесе. Надо отдать должное тому что восстановление архитектурных памятников в советское время производилась на относительно высоком уровне, с участием профессиональных реставраторов. Некоторые практики, однако, были сомнительными: много деревянных церквей, якобы из-за эстетических соображений, были лишены ветровых досок, без которых мог ускориться распад. Во многих случаях, железная кровля с конца 19 — начала XX века была заменена деревянной черепицей. Это может быть разумным, только если о кровле соответствующим образом заботится, так как без ухода протечки неизбежны что в немалой степени угрожает интерьеру.  сохранение памятников Усть-КожаУничтожение памятников деревянного зодчества не прекратилось и по сей день: древние храмы разрушаются и сжигаются. Согласно информации, полученной от Онежского историко-мемориального музея (Архангельской области), большинство деревянных церквей в долине реки Онеги были уничтожены или сожжены в течение последних десятилетий. Кроме того, местные жители и работники музея свидетельствуют о том, что иконы и детали церковного интерьера систематически разворовывались: не было никакой охраны, замки были взломаны и т.д. Во многих церквях сломаны конструкции потолочного перекрытия так называемые Небеса. Обратите внимание, что перекрытие Небеса, помимо своей эстетической ценности, несет механическую функцию укрепления и соединяется с шатром. Кроме того, если крыша дырявая, оно защищает внутреннее убранство церкви от дождевой воды. На вопрос о причинах пожаров ответ стандартный «дети играли с огнем», или, например, «крестьяне хотели получить бесплатно южный склон под сельскохозяйственные нужды» (в 1990 году на территории села Усть-Кожа, сожгли знаменитый тройник). Эти причины не выглядят правдоподобно, хотя: известны случаи, когда местные жители спасали церкви от пожара. Иконы горели вместе с церквями. Имели место и повсеместная незаконная торговля иконами и другими святынями … Воры могли поджечь церковь, чтобы прикрыть следы. В Усть-Кожа, например, компоненты тройника стояли довольно далеко друг от друга, так что спонтанный пожар всех трех зданий представляется маловероятным. Кроме того, распространяется информация среди местных жителей, очевидно, направлена ​​против профессиональных реставраторов и интеллигенции в целом: «Реставраторы украли иконы» или «Студенты были направлены на восстановление церкви, но они больше уничтожили чем отремонтировали» и т.д. Общественное мнение, полученное таким образом, используется для оттеснения профессиональных реставраторов и привлечения строительных фирм, которые, в свою очередь, не уделяют внимания идентичности здания, и создают красивые достопримечательности для нетребовательных туристов.  сохранение памятников РоссииДругой механизм, приводящий к появлению новых «псевдотрадиционный» зданий: строительство новых церквей по Московской патриархии. Есть уже несколько примеров недавно построенных псевдотрадиционных церквей, построенных из нового или старого дерева, например, в городе Кеми. Такие сооружения иногда едва отличимы от подлинных памятников, особенно для неспециалистов и туристические путеводители, как правило, скрывают тот факт, что памятники были построены заново. То же самое относится и к музею под открытым небом Кижи на острове в Онежском озере, где некоторые деревянные церкви, удаленные от своих первоначальных мест, были построены заново из старого и нового дерева.Несмотря на все сказанное, есть основания для оптимизма. Растет экономика России что позволяет сегодня улучшать дороги и развивать инфраструктуру. Надеюсь, в ближайшем будущем на грамотное сохранение и восстановление памятников деревянной архитектуры. Очевидным, было бы сохранение памятников деревянного зодчества на прежних местах, избегая каких-либо изменений и реконструкций. В музеях под открытым небом, более рационально создавать копии или исторические реконструкции. Обратите внимание, что оригинальные деревянные сооружения сохранились, например, в Англии, с XIV века и даже от более ранних времен. Следует подчеркнуть, в заключение, что огромный опыт сохранения и восстановления древней архитектуры, накопленной в Западной Европе, должен быть использован в России; в противном случае мы потеряем наше наследие.

  Автор: Сергей Яргин

Перевод с сайта:  /www.domusweb.it/

  

  • ← Зодчество народных культур Подкарпатья
  • Дух исторической архитектуры Руси →

drevox.com

Русское деревянное зодчество | ФОТО НОВОСТИ

В некоторой части России, а также на Севере еще сохранились уникальные памятники деревянного зодчества, в которых главная изюминка — это строительство деревянных сооружений без единого гвоздя.

Сегодня традиционные деревянные дома, многие с изысканной резьбой, приходят в упадок по всей России. Посмотрим примеры сохранившегося русского деревянного зодчества из российских глубинок.

Поехали!

25 фото

Русское деревянное зодчество

Урбанизация низкий уровень рождаемости, отсутствие работы в сёлах — всё это и многое другое делает равнодушными местных жителей и властей к исторической ценности русского деревянного зодчества.

1. Деревянный дом, Архангельская область, Россия, 12 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Деревянный дом2. Фасад деревянного дома в деревне Семенково в Вологодской области России, 15 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Фасад деревянного дома в деревне Семенково в Вологодской области России

3. Архангельская область, Россия, 12 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество

4. Деревянный дом в Ярославской области России, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Деревянный дом в Ярославской области России

5. Дом в Ярославской области России, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Дом в Ярославской области России

6. Село Деболовское, Ярославская область, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Село Деболовское, Ярославская область

7. Село Деболовское, Ярославская область, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество

8. Продается. С резными окнами. Село Дертники, Ярославская область, Россия, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество

9. Деревня Осурово в Ярославская области, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Деревня Осурово в Ярославская области

10. Дом в Переславле-Залесском, Ярославская область, Россия, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Дом в Переславле-Залесском, Ярославская область

11. Ну очень красивый балкончик, Вологодская область, Россия, 15 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Ну очень красивый балкончик, Вологодская область

12. Детали дома в Калужской области России, 21 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Детали дома в Калужской области России

13. Покосился. Деревня Кулаково, Ярославская область, Россия, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество

14. Калужская область, Россия, 21 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество

15. Детали деревянного дома в Архангельской области России, 8 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Детали деревянного дома в Архангельской области России

16. Русское деревянное зодчество в селе Черевково, Архангельская область, 12 июля 2016. Здесь еще живут. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество

17. Дом в Ростове, Ярославская область, Россия, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Дом в Ростове, Ярославская область

18. Деревянные дома и купола Ростовского Кремля в Ростове, Ярославская область, Россия, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Деревянные дома и купола Ростовского Кремля в Ростове, Ярославская область

19. Дом в Переславле-Залесском, Ярославская область, Россия, 24 октября 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Дом в Переславле-Залесском, Ярославская область, Россия

20. Русское деревянное зодчество в Вологодской области России, 15 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество в Вологодской области России

21. Архангельская область, Россия, 12 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество

22. Большой деревянный дом в Архангельской области России, 12 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Большой деревянный дом в Архангельской области России

23. Всё перекосилось. Архангельская область, Россия, 12 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество

24. Очень интересные детали предыдущего дома. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество

25. Здесь пока еще живут... Архангельская область, Россия, 12 июля 2016. (Фото Maxim Shemetov | Reuters):

Русское деревянное зодчество

Также смотрите «Дома Русского Севера».

loveopium.ru

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СПАСЕНИЯ

Еще в XIX в. деревянные постройки определяли облик большинства деревень и городов России. Теперь этот огромный пласт строительной и художественной культуры находится на грани полного исчезновения. Уже не существует более 80 % храмов, зафиксированных до Октябрьской революции. Только за последние годы в Архангельской области погибли Рождественская церковь (1763 г.) в селе Бестужеве на реке Устье, церковь Двенадцати апостолов (1799 г.) в селе Пиринемь на Пинеге, полностью сгорели ансамбли Усть-Кожского и Верхнемудьюжского погостов (XVII - XVIII вв.) на реке Онеге, обрушилась церковь Трех святителей (1782 г.) на Ваге - последний памятник некогда весьма значительного Богословского монастыря. Рухнул шатер Никольской церкви (1670 г.) в селе Волосово Каргопольского района, стоит без кровли Предтеченская церковь (1780 г.) в селе Литвиново на Ваге. В 2004 году сгорела знаменитая Спасская церковь на сваях (1628 г.), перевезенная из волжского села Спас-Вежи на территорию Костромского музея, погибла башня Якутского острога (1683 г.) - один из последних подлинных памятников деревянного крепостного зодчества... Этот скорбный список, к сожалению, имеет длинное продолжение.

Вызывет тревогу состояние деревянных храмов XVI - XVIII вв. Ленинградской области, без которых невозможно изучать русскую деревянную архитектуру. Она представлена здесь чуть ли не самыми древними церквами клетского типа в Юксовичах (Подпорожский район) и Лиственке (Бокситогорский район), отличающимися высокими художественными достоинствами. Шатровые церкви в Согиницах и Гимреке, являясь редкими образцами прионежской школы, относятся к следующему этапу развития народного зодчества, а десятистенная церковь в Важинах или шестистенная колокольня в Согиницах, по существу - единственные в своем роде сооружения подобного рода. Расположенная неподалеку церковь в Щелейках знаменует собой относительно поздний этап в истории деревянного зодчества. Ансамбль же Волнаволокского погоста (Подпорожский район) - один из немногих на российском Севере, сохранявший все три постройки, сгорел три года назад.

Деревянные усадьбы на территории области, из которых ныне существуют буквально единицы, - яркие памятники именно русской культуры: Западная Европа не знает деревянного классицизма. Строгие усадебные дома, напоминавшие дворцовые постройки, беседки, мостики, павильоны, нередко спроектированные известными петербургскими зодчими, как правило, являются важнейшими частями дворцово-парковых ансамблей. Самый старинный из усадебных деревянных домов еще недавно стоял на реке Оредеж в селе Рождествено Гатчинского района. Первоначально он был построен в 1780-1784 гг. как дом городничего для незадолго до того учрежденного города Рождествено, в конце XIX в. он принадлежал будущему писателю Владимиру Набокову и стал «героем» многих его произведений. В апреле 1995 г. дом сгорел и теперь воссоздается с включением сохранившихся частей в новое здание. Немалую выразительность этому дому и ему подобным придавала органическая связь с природным окружением, нередко преобразованным ландшафтными архитекторами-паркостроителями.

К концу прошлого века гибель памятников деревянного зодчества приобрела лавинообразный характер. С глубокой болью можно утверждать, что в ближайшие 10-15 лет в сельской местности они исчезнут полностью, возможно, лишь за исключением нескольких церквей и часовен, находящихся ныне в удовлетворительном состоянии, и тех, что перенесены в музеи под открытым небом. Из-за почти полного отсутствия бюджетного финансирования, неумения, а часто и нежелания местных властей что-либо предпринимать, остановились даже те немногие работы, которые были начаты несколько лет назад. Один из примеров - упомянутая церковь в Согиницах. Нет нужды говорить, сколь губительна такая остановка для памятника. Однако даже после реставрации памятники нуждаются в постоянном уходе. Так, уже более 20 лет не чинили кровли на церквах в Щелейках и Гимреке, в 1980-х гг. приведенных в порядок. Вовремя не устраненные протечки ведут к быстрому разрушению бревен, и вскоре потребуются сложные и дорогостоящие работы по замене сгнивших венцов сруба. Пример тому - пятишатровая Троицкая церковь в Неноксе (1727 г.) Онежского района Архангельской области.

Гибель самой оригинальной части нашей национальной культуры - еще не осознанная обществом катастрофа. Ее основные причины следующие: приближение предельного возраста жизнеспособности жилых построек, возведенных более ста лет назад, и культовых, построенных более двухсот лет назад; многочисленные пожары и почти полное отсутствие какой бы то ни было противопожарной защиты; целенаправленное разрушение церквей и часовен в 1930-1950-х гг.; резкое изменение бытового уклада крестьянской жизни после коллективизации; несмотря на принятие нового закона об охране культурного наследия, отсутствие действенного законодательства в области охраны памятников; недостаточное в прошлом финансирование государством ремонтно-консервационных работ на памятниках деревянной архитектуры и почти полное прекращение их теперь; отсутствие службы постоянной поддержки даже выдающихся памятников. К тому же теперь, после бездумного разделения органов охраны объектов культурного наследия на региональные и федеральные, памятники просто-напросто остались безхозными: у семи нянек дитя без глазу.

Неудивительно, что ныне стала предельно актуальной проблема спасения того немногого, что еще осталось от деревянного зодчества. Главным способом сохранения памятников деревянной архитектуры на протяжении последних 30-40 лет была их перевозка в музеи под открытым небом, что неизбежно приводило к изъятию памятников из их естественного окружения, исторически сформировавшейся среды, а местные жители лишались самых зримых свидетелей истории родного края. К тому же необходимо иметь в виду, что при перевозке древесина заменяется новой на 50 % и более, декоративные детали в своем большинстве воссоздаются по аналогам, а реставраторы часто стремятся представить памятник в его так называемом первоначальном виде, в той или иной степени гипотетичном или в лучшем случае в «оптимальном облике» (А. В. Ополовников), представляющем собой «синтез его первоначальной части и традиционных наслоений». К тому же значение перевезенного (или перебранного полностью) памятника как неисчерпаемого источника по его собственной истории, по технологии строительства, организации работ резко снижается.

Критерий подлинности за редкими исключениями не был определяющим при принятии реставрационных решений. Реставрация методом полной переборки, осуществленная на изначальных местах, отличалась лишь тем, что памятник оставался в родной для него среде. Конечно, в ряде случаев переборка являлась единственным способом спасения гибнущего храма, но до сих пор не выработано строго объективных критериев для решения этого острого вопроса.

Мне представляется необходимым осознать устаревшим понятие «оптимального облика» как критерия при выборе реставрационного метода, а также считать, что многие позднейшие наслоения, в том числе и так называемые «стилевые», представляют, по крайней мере, историческую ценность и потому должны быть сохраняемы. В случае же возникновения вопроса о необходимости полной переделки следует предусмотреть как непременное условие проведение независимых экспертиз и принятие окончательного решения на уровне Федерального совета по охране культурного наследия.

В 1960-1980 гг. в европейской части России были созданы следующие музеи под открытым небом: на острове Кижи в Карелии, в Малых Корелах под Архангельском, в Витославлицах под Новгородом, в Подмонастырской слободе около Ипатьевского монастыря в Костроме, в Хохловке под Пермью, около Кремля в Суздале, около Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой, в селе Василеве под Торжком (Тверская область) и на Щелоковском хуторе под Нижним Новгородом, в д. Семенково под Вологдой.

За исключением Кижей, где музей возник вокруг древнего погоста, все перечисленные музеи - новые образования. В отличие от зарубежных аналогов здесь акцент сделан не столько на типичные объекты преимущественно этнографического характера, сколько на выдающиеся произведения деревянного зодчества. Сами же музеи, репрезентативность представленных в них экспонатов, ориентация на восстановление их «эстетической функции» неизбежно отражают уровень наших знаний, естественно, относительный, и уровень господствующих эстетических представлений данной эпохи. Характерно, что еще сравнительно недавно противоположная точка зрения была определена А. В. Ополовниковым как «безыдейное сохранение памятников ради самого сохранения».

Тем не менее, при всех изъянах названные музеи, конечно же, способствуют популяризации народного зодчества, включению его в современную жизнь, а также в какой-то мере и сохранению, пусть даже в искусственной среде и в виде сооружений, подчас приближающимся к макетам в натуральную величину. Бесспорно и то, что формирование музеев явилось толчком к массовому изучению памятников, сбору разнообразных сведений, с ними связанных. Однако, к сожалению, ни один музей не стал методическим и организационным центром для сети местных музеев-филиалов, которые должны были бы возникнуть вокруг «своих» памятников. Так или иначе, но музеи под открытым небом все более являются, чуть ли не единственным источником знания новых поколений о народном зодчестве и строительной культуре прошлого. И тут надо сказать о ставшей чрезвычайно острой для музеев проблеме текущих ремонтов перевезенных в них памятников. Назрела необходимость создания там служб поддержки и школ плотников-реставраторов. Первый шаг в этом направлении в виде «Плотницкого центра» уже сделал Кижский музей-заповедник.

К сожалению, не получили у нас развития национальные парки - несравненно более совершенная форма сохранения культурного и природного наследия. В этом отношении счастливым исключением является Кенозерский национальный парк, где, кстати сказать, осуществляется плодотворное сотрудничество с норвежскими реставраторами.

Между тем как раз именно Норвегия, где сохранились деревянные церкви XII- XIII вв., дает нам пример бережного и заботливого отношения к этой наиболее хрупкой части своего культурного наследия. Там понимают, что их деревянная архитектура - это предмет национальной гордости, привлекающий туристов со всего мира, ибо такого рода памятники, отличающиеся высочайшими художественными достоинствами, сохранились лишь в двух странах Европы - у них на родине и в России.

Для спасения остатков деревянного зодчества в нашей стране необходимо принятие ряда экстраординарных мер. Вот основные из них:

1. Проведение тщательной фиксации (мониторинга) гибнущих памятников по специально составленной программе;

2. Разработка программы первоочередных противоаварийных мероприятий с целевым государственным финансированием и льготами для всех организаций и лиц, подключенных к выполнению этой программы;

3. Создание временного комитета по спасению с широкими полномочиями;

4. Временный отказ от реставрации памятников деревянной архитектуры (за редкими исключениями, к каковым относится, например, знаменитая Преображенская церковь в Кижах или Ильинская церковь в Ципино,около Ферапонтова, где уже идут реставрационные работы) во имя сосредоточения сил и средств только на противоаварийных работах на самых неблагополучных объектах;

5. Срочное утверждение государственных расценок на реставрационные работы, соответствующие уровню цен 2006 года;

6. Создание плотницких центров (школ) и бригад для проведения таких работ;

7. Признание того факта, что правильно устроенная обшивка увеличивает долговечность сруба, а потому в ряде случаев необходимы ее ремонт и даже восстановление;

8. Для противоаварийных работ разрешать производить заготовку лесоматериалов в порядке рубок ухода в лесах 1 категории;

9. Принятие мер для развития и поддержки системы национальных парков в местах наибольшего сосредоточения памятников;

10. Создание на основе двустороннего сотрудничества со странами Скандинавии - Финляндией и другими - совместных бригад как для фиксации гибнущих памятников, так и для проведения противоаварийных работ, используя успешный опыт сотрудничества с Норвегией.

Разумеется, названные предложения могут быть уточнены и расширены. Однако надо признать, что неосознанность обществом и властными структурами трагичности положения делает принятие перечисленных мер весьма маловероятным делом. В таком случае для сохранения памяти о гибнущем зодчестве особое значение приобретает первое предложение - создание банка данных по максимально широкому кругу построек, что не связано со значительными материальными затратами. При этом важно систематизировать уже накопленный материал (в частности, многочисленными экспедициями для составления Свода памятников). Кстати, такая работа была начата в Ленинградской области около четверти века назад, но, к сожалению, не доведена до конца. Создание систематизированного банка данных наряду с сохранением в музеях подлинных элементов гибнущих памятников представляется задачей реальной даже в нынешних неблагоприятных условиях. Такого рода работа под эгидой ЮНЕСКО могла бы стать одной из главных задач для реставрационных организаций, музеев под открытым небом, специализированных учебных заведений, а собранные материалы в будущем явились бы основным источником для строительства копий погибших шедевров.

Бездействие же с неизбежностью приведет к тому, что от народного зодчества, этой яркой и оригинальной страницы не только в истории русской, но и мировой культуры, не останется достаточно полных сведений. Мы - последнее поколение, которое еще может выполнить эту поистине историческую задачу.

art-con.ru

Деревянное зодчество России | Клуб путешественников

Деревянное зодчество России

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке.

Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек…

Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле.

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска.

В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов — Каргопольско-Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера. Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.

Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки. Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким — даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова — Марфы, были деревянными. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области.

Исключительно богат архитектурными памятниками старинный русский город Суздаль. Живописно и равномерно расположенные по всей территории города, они образуют редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Стиль, избранный древними зодчими, придает очарование древнему городу, чья история исчисляется почти тысячелетиями. Вашему вниманию предлагается уникальный альбом фотографий, объединяющий воедино красоту и неповторимость ансамблей русского деревянного зодчества Малых Корел и Кижей, Суздаля и Костромы. Мы надеемся, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.

Памятники деревянного зодчества — весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Только полный список утрат — своеобразный мартиролог, включает сотни памятников. Все эти культовые постройки создавались в XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Менее полутора веков понадобилось для расцвета этого вида построек. Затем каменное зодчество вытеснило дерево как строительный материал при сооружении храмов.

  • Кижи: Кижский погост
  • Истра: Музей деревянного зодчества
  • Торжок: Музей деревянного зодчества в усадьбе Василёво
  • Вологда: Музей деревянного зодчества в Семенково
  • Северодвинск: Храмовый ансамбль села Нёнокса
  • Мышкин: Музей деревянного зодчества
  • Плёс: Воскресенская деревянная церковь
  • Тверская область: Широков погост (Тверские Кижи)
  • Архангельская область: Порженский погост
  • Архангельская область: Почозерский погост
  • Каргополь: Село Лядины
  • Томск: Томский музей деревянного зодчества
  • Торжок: Старо-Вознесенская деревянная церковь
  • Свердловская область: Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества
  • Вытегра: Деревянная часовня Святого Исаакия Долматского
  • Иркутск: Архитектурно-этнографический музей «Тальцы»
  • Нижний Новгород: Музей деревянного зодчества «Щелоковский хутор»
  • Великий Новгород: Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»
  • Городок: Деревянная Иоанниская церковь
  • Кострома: Архитектурно-этнографический музей «Костромская слобода»
  • Енисейск: Деревянный амбар (конец XIX века)
  • Винница: Деревянная Николаевская церковь
  • Черновцы: Николаевская деревянная церковь
  • Суздаль: Музей деревянного зодчества
  • Архангельская область: Музей деревянного зодчества «Малые Корелы»
  • Суздаль: Деревянная Никольская церковь из села Глотово
  • Пермь: Архитектурно-этнографический музей «Хохловка»
  • Егорьевск: Многоподъездный деревянный дом
  • Чухлома: Деревянный терем в Осташово (Асташово)
  • Чухлома: Деревянный дом-терем деревни Погорелово
  • Ереван: Музей деревянного зодчества
  • Енисейск: Комплекс деревянных жилых зданий (конец XIX века)
  • Минская область: Музей народной архитектуры и быта
  • Самара: Деревянный дом Поплавского
  • Чита: Деревянное здание почтамта
  • Верхотурье: Деревянный жилой дом
  • Екатеринбург: Купеческие деревянные дома

Сайт: http://www.woodenheritage.ru/ https://culttourism.ru/list/woodenarch.html

kp74.ru