история. История


Значение слова: ИСТОРИЯ - в словарях на ЧТО-ОЗНАЧАЕТ.РФ

значения слова история в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

история

- прошлое, сохраняющееся в памяти человечества Пример: События, вошедшие в историю. И. умалчивает об этом (об этом не говорится, не рассказывается; шутл.).***2. - совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества Пример: Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков.***3. - действительность в ее развитии, движении Пример: Законы истории.***4. - наука о развитии какой-нибудь области природы, знания Пример: Естественная и. (устар.). И. театра.***5. - рассказ, повествование Пример: Рассказывать смешные истории.***6. - происшествие, событие, Maxime неприятное Пример: Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н.***7. - ход развития движения чего-нибудь Пример: И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в к-рой регистрируются изменения в состоянии больного).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

история

ж.1) Процесс развития природы и общества.2) а) Научная дисциплина, изучающая ход развития человеческого общества.б) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.в) разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.3) Область науки, изучающая ход развития, последовательные изменения в какой-л. области природы, культуры, знания.4) Последовательный ход развития, изменения чего-л.5) а) Совокупность фактов и событий чьей-л. жизни.б) Описание таких фактов, событий.6) События отдаленного прошлого.7) разг. Рассказ, повествование.8) а) перен. разг. Происшествие, приключение, случай.б) Скандал, неприятность.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

история

, -и, ж.1. Действительность в ее развитии, движении. Законыистории.2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков.3. чего или какая. Наука оразвитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И.театра.4. чего. Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни(карта, в к-рой регистрируются изменения в состоянии больного).5. Прошлое,сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И.умалчивает об этом (об этом не говорится, не рассказывается; шутл.).6. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.7. Происшествие, событие, пре-имущ. неприятное (разг.). Попасть в историю.Целая и. произошла с кем-н. * Вот какая история! (разг.) - вот оно что, вотв чем дело, вот как обстоит дело. Вот так история! (разг.) - выражениеудивления по поводу какого-н. события, происшествия. Вечная история! (разг.,неодобр.) - о чем-н. постоянно повторяющемся, одном и том же. Опять нужноего ждать! Вечная история! II уменъш. историйка, -и, ж. (к 6 и 7 знач.;шутл.). II прил. исторический, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).

xn----8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai

История [Всемирная, Всеобщая] — предмет, что изучает, разделы, дисциплина, понятия, термины, методы, вики — WikiWhat

Предмет изучения

Всеобщая история как область исторической науки занимается фундаментальными проблемами всемирно-исторического процес­са. Она изучает историю человечества от первобытности до совре­менности, анализирует многовариантность общественно-полити­ческого, социально-экономического и культурного развития регио­нов, стран и народов мира в различные хронологические периоды и эпохи. Она освещает историческую реальность в конкретно-исто­рических и теоретических аспектах.

Историческая наука основана на прочном фундаменте сохранив­шихся до нашего времени фактов. И всё же для объективного суж­дения о событиях, происходивших в глубокой древности, этих фак­тов порой недостаточно. Да и письменные источники ушедших и близких к нашему времени эпох (летописи, воспоминания, офи­циальные документы) подчас грешат противоречиями, субъектив­ными оценками, неточностями, идеологическими искажениями. Анализируя источники и, следовательно, высказывая свои пред­положения, можно ответить на главные проблемы истории: что движет развитием человечества? какова роль личности в истории? как менялась повседневная жизнь людей? как развивались искус­ство, наука, техника?

Прошлое человечества тогда становится силой, когда оно тесно связано с его настоящим. Познавая историю человечества, можно луч­ше понять себя и своё место в живом и многосложном потоке со­временных исторических событий, свидетелями и участниками ко­торых суждено быть каждому человеку.

Историография

см. Этапы развития истории

В различных периодах развития общества существовало разное представление об истории.

В развитых обществах с сильной динамикой движение истории представляется от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Под историей чаще всего имеют ввиду именно историю цивилизованных обществ и подразумевают, что она берет начало около 4000 лет тому назад.

В традиционных (отсталых) обществах прошлое ставят выше современности. Стремление к нему как к образцу, идеа­лу ставится в качестве цели. В таких обществах преобладают мифы. В связи с этим их называют доисторическими обществами, т.е. они имеют исторического опыта.

Основные понятия истории

Основными понятиями исторической науки являются историче­ский факт и исторический источник.

Исторический факт

В зависимости от взглядов че­ловека, его системы ценностей один и тот же исторический факт мо­жет получить различное толкование, приобрести разное значение. Ни одна из существующих теорий не может дать универсального и единственно верного объяснения событий и явлений прошлого. Вместе с тем различные подходы к изучению истории вовсе не озна­чают отсутствия исторической истины: в процессе познания идёт по­стоянное движение к более точной картине развития человечества.

Исторический источник

см. Исторический источник

Созданные и сохранённые человеком предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и многое дру­гое несут информацию о далёком прошлом. Это — исторические ис­точники. Учёные стремятся привлечь как можно больше таких ис­точников, что позволяет достовернее воссоздавать исторический процесс. Сотни тысячелетий знания о прошлом передавали устно от поколения к поколению, они сохранялись, видоиз­меняясь, в памяти человечества в виде мифов, ле­генд, героических песен. Отделить вымысел от дей­ствительно протекавших в глубочайшей древности явлений и событий подчас не представляется воз­можным. Для учёного устное народное творчество — самая трудная, но, пожалуй, и самая увлекательная об­ласть исследования.

Периоды истории

Всемирная История разделена по периодам. Основные периоды мировой истории: Доисторическая эпоха, Древний мир, Средние ве­ка, Новое время и Новейшее время.

Русский учёный В. П. Алексеев считает, что появление человека берет начало с формирования семейства гоминидов и трудовой деятельности. Историю формирования человека он делит на историю первобытного периода и историю последующего периода.

Доисторическая эпоха

см. Первобытное общество

Древний мир

см. Древний мир

История Древнего мира начинается с появлением че­ловека на Земле. Завершается этот период в 476 г. н. э., когда перестала существовать Западная Римская импе­рия. Это самый продолжительный отрезок времени в истории человечества.

Знать своё прошлое люди стремились во все времена, даже в самой глубокой древ­ности. Один из первых историков — Геро­дот — в своём историческом сочинении вместе с описанием действительных событий приводит фантастические сказания, услышан­ные им в разных странах. История в то время ещё не стала наукой. Тогда действительные события и вымысел не разделяли.

Средние века

см. Средние века

Средние века длились более тысячи лет — от круше­ния Западной Римской империи (476 г.) до конца XV в. Следу­ет сказать, что границы исторических периодов не всегда можно определить с точностью до века, они до­статочно условны. Так, например, завершение периода Средневековья некоторые историки относят к концу эпохи Великих географических открытий, длив­шейся с середины XVI до середины XVII в.

Новое вре­мя

см. Новое время

Новое время — это период мировой истории, продолжавшийся в Европе от Великих геогра­фических открытий (1492 г.) до конца Первой мировой войны (1918 г.). По некоторой периодизации окончанием Нового времени принято считать 1918 г., год окончания Первой ми­ровой войны.

Новейшее время

см. Новейшее время

Новейшее время началось в XX в., и охваты­вает нынешний, XXI в.

История континентов и государств

Америка

Северная Америка: США.

Южная Америка: Бразилия, Гватемала

Европа

Россия.

Азия

Восточная Азия: Китай, Япония.

Средняя Азия: Узбекистан.

Южная Азия: Индия.

Африка

Гана.

Исторические государства

Византия, Османская империя, Киевская Русь, Российская империя

Методология истории

Принципы исторической науки

Учёный-историк должен обязательно проверить достоверность, правдивость любых сведений, которые он хочет сооб­щить. Всё, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, учёные называют фактом. В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное». Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Зна­чит, слово «факт» имеет и дру­гое значение — «правда», «ис­тина». Но для историка недос­таточно на основе фактов лишь назвать то, что про­изошло. Он должен устано­вить, как и почему именно так происходили события в дейст­вительности. Кроме того, обя­зательно нужно назвать места событий и указать, когда они происходили, то есть на­звать дату (день, месяц, год, столетие).

Изучая документы и вещественные источники, учё­ные восстанавливают исторические события.

На этом работа исследователя не заканчивается. В истории нет ничего случайного. Поэтому важно оп­ределить, что было до и после изучаемых событий, и установить связь между ними. И наконец, следует понять, каково значение того или иного события для истории страны или всего мира. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Методы исторического исследования

Историко-типологический метод

Историко-типологический метод широко используется в источниковедении. В частности археологи применяют его при изучении исторических источников археологических культур, упорядочивая и сопоставляя типичные (однородные) артефакты.

Историко-генетический метод

Историко-генетические методы позволяют связывать во времени и пространстве формирование отдельных народов по информации, заложенной в генах человека. Генетический код у всех людей устроен таким образом, что у каждого имеются 23 пары хромосом, в которых хранится вся наследственная информация, доставшаяся от обоих родителей. При формировании хромосомы около половины берется от материнской хромосомы и около половины от отцовской. При этом одна мужская хромосома — Y целиком передается от отца к сыну. Через определенное количество поколений происходят её мутации и чем больше мутаций, тем древнее общий предок. Тем не менее, до конца не ясно, есть ли чёткая корреляция между скоростью мутаций и равными временными промежутками.

Лингвистические методы

Лингвистические методы изучают изменение структуры языков, позволяя делать выводы об этапах его формирования. Методика анализа базируется на предложенном в середине XX века американским лингвистом М. Сводешом (M. Swadesh) подходе «датировки с помощью языка» — глоттохронологии. Основной словарный состав языка изменяется примерно с одинаковой скоростью. Если два языка произошли от общего предка, то каждый из них через тысячу лет сохранит порядка 80% изначальной базисной лексики. Значит, для родственных языков можно рассчитать период их разделения. Метод глоттохронологии был признан большинством лингвистов до возраста 8­9 тыс. лет — потом слишком мало становится в разошедшихся языках общих слов, велика вероятность ошибки. В отдельных случаях общие слова разных языков объясняются заимствованиями, но сфера т. н. базисной лексики очень устойчива и меняется крайне медленно (например, лексический массив понятий, связанных с деторождением).

Исторические дисциплины

Узнать прошлое историкам помогают различные науки, среди которых:

Картинки (фото, рисунки)

  • Периодизация истории
На этой странице материал по темам:
  • На какие группы делятся исторические источники?как различные типы источников

  • Эпоха конец 19 начало 20 века

  • Суть кальвинизма

  • Друга половина 20 століття це період

  • Изучаемые дисциплины по всеобщей истории

Вопросы к этой статье:
  • Что изучает наука история?

  • На какие главные вопросы отвечают историки, изучая прошлое?

  • Какие научные проблемы встают перед учёными, занимающимися изуче­нием всеобщей истории?

  • Каким образом различные точки зрения на один и тот же факт способствуют его верификации (подтверждению истин­ности)?

  • Объясните значение слова «факт».

  • Почему надо тщательно проверять достоверность истори­ческих материалов?

  • На какие группы делятся исторические источники?

  • Как различ­ные типы источников способствуют достоверному воссозданию историче­ского процесса?

  • Можно ли представить себе историю без истории чело­вечества?

  • Как определяются объективные критерии исторического прогресса?

wikiwhat.ru

История. - История - это...

Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18
19
2021222324
252627282930
Статистика.
Rambler's Top100

История - это...

История - одна из старейших наук. С тех пор, как у человека появилось прошлое, у него появился и интерес к нему. Слово "история" пришло к нам из глубокой древности. В древнегреческом языке слово "historia" означало - рассказ о прошедшем, об узнанном. Первые зачатки исторических знаний обнаруживаются в устных преданиях, былинах, мифах. Согласно древнегреческой мифологии наукам и искусствам покровительствовали 9 муз. Музы - в древнегреческой мифологии - дочери Мнемосины и Зевса, богини пения, поэзии, искусств и наук. Музы изображались юными, цветущими женщинами с красивыми, одухотворенными лицами, с атрибутами соответствующих искусств. Клио — муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемосины — богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос).

ИСТОРИЯ - это: 1. процесс развития природы и общества; 2. комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

ПРЕДМЕТ истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю "как науку о людях во времени”. Главная цель истории - объяснять прошлым настоящее и помогать заглядывать в будущее, а главная задача исторического образования - воспитание историей, формирование в сознании гуманистических и патриотических принципов. Цицерон: История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Ф. Бэкон: В истории черпаем мы мудрость... В.О. Ключевский: Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться. В.О. Ключевский: История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение. Н.М. Карамзин: История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого. Н.Г. Чернышевский: Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии. Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно не развитый умственно.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ:

Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей. Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью. История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории: Первобытное общество: на Ближнем Востоке — до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта) Древний мир: в Европе — до 476 года н. э. (падение Римской империи) Средние века: 476 — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий) Раннее Новое время: конец XV в. — 1789 (начало Великой французской революции) Новое время: 1789 — 1918 (окончание Первой мировой войны) Новейшее время: 1918 — наши дни Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ -

все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. Классификация исторических источников: 1. Лингвистические - данные языка. 2. Этнографические - обряды и обычаи. 3. Письменные: a. Государственно-актовые - юридические нормы, договоры, постановления и др. b. Описательные - летописи, жития, письма, дневники, описания и др. 4. Вещественные - орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения и др. 5. Устные - фольклор: былины, сказки, песни и др.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ -

изучают определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников. Генеалогия ( от греч. - родословная ) - наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений. Геральдика ( лат. heraldus - глашатай ) - наука, изучающая гербы как исторический источник. Дипломатика ( греч. diploma - документ ) - наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера. Метрология ( греч. metron - мера и logos - наука ) - наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса - в их историческом развитии. Ономастика ( греч. onoma - имя, наименование ) - наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика - изучает географические названия; антропонимика - изучает личные имена людей; этнонимика - изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика - изучает имена богов. Нумизматика ( лат. numisma - монета ) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Палеография ( греч. palos - древний и grafo - пишу ) - наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии ( почерки, знаки письма, чернила и др. ) Сфрагистика ( греч. sphragis - печать ) - наука, изучающая печати. Хронология ( греч. chronos - время и logos - наука ) - наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов. Этимология ( греч. etymon - истина, истинное значение слова ) - раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

ИСТОРИОГРАФИЯ. Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

www.1salamandra1.ru


Смотрите также