Святослав «Храбрый» - воин Руси. Воин руси


Воины Киевской Руси 10 - 11 век.

Представление о комплексе защитного и наступательного вооружения воинов Киевской Руси сложилось достаточно давно - еще по раскопкам конца XIX -начала XX вв. В изучении этого вопроса нашли свое отражение все этапы развития, исканий и ошибок нашей исторической науки, да и зарубежной археологии и русистики. Последним по времени подступом к данной теме были соответствующие разделы трехтомного труда А.Н. Кирпичникова «Древнерусское оружие», изданного в 1966-1971 гг. За период, прошедший со времени появления этой работы, достижения отечественной археологии и оружиеведения позволяют по новому осветить целый ряд, казалось бы, решенных вопросов, или же надежно подтвердить некоторые предположения.

А. Княжеский дружинник. Кон. IX –1-я пол. X вв. Меч, топор и защитное вооружение северо-западного типа. Колчан, налучье и пояса – юго-восточного степного типа.

Первоначальные сведения о древнем славянском оружии появляются вместе с достоверными сведениями о самих славянах - в середине 1 тыс. н.э. Византийские и арабские источники вплоть до IX в., говоря о вооружении славянских воинов упоминают дротики, небольшие луки с отравленными стрелами и большие тяжелые щиты, подчеркивают отсутствие шлемов, панцирей и мечей. Такая картина подтверждается и материалами раскопанных погребении этого периода в Среднем Поднепровье – территории формирования древнерусского государства. Правда, византийские авторы сообщают, что нападавшие на Византию и захватывавшие ее территории славяне быстро перенимали прекрасное оружие побежденных, однако полное отсутствие такового среди находок в поднепровских памятниках заставляет усомниться в этой информации. Тем не менее, нам известны единичные комплексы, где представлены и другие виды оружия. Так, на городище Хотомель в Белоруссии, в слоях VII-IX вв. найдены прямоугольные продолговатые железные пластины с отверстиями – остатки панциря ламеллярного типа – доспеха, составлявшегося из таких пластинок, соединенных между собой ремешками или тесьмой. В богатейшем Мартыновском кладе серебряных изделий, найденном в Поросье и датируемым VII в. обнаружены оковки рукояти и ножен палаша – рубище-колющего оружия с длинным прямым клинком. В обоих случаях – перед нами заимствование из арсенала аварских воинов, которые были вооружены ламеллярными панцирями, палашами (а также круглыми щитами, шлемами, мощными луками и т.д.), что дружно подтверждают письменные, археологические и изобразительные источники. И это заимствование не случайно: целый ряд славянских племен находился в вассальном подчинении у аварских ханов, поставлял многочисленную пехоту в их войско, где сами авары служили в легкой или тяжелой коннице.

Б. Княжеский дружинник-конник. Середина X в. Комплекс вооружения степного типа.

Комплекс же собственно древнерусского вооружения сложился в конце IХ-Х вв. – период формирования, расширения и культурного расцвета Киевской державы – многоплеменной империи Рюриковичей. Становление раннесредневекового государства всегда сопровождалось активной военной деятельностью – покорением родственных, но отчаянно сопротивлявшихся племен, подавлением сепаратистских сил внутри самого «домена», дальними походами, направленными не только на получение дани-выкупа, но и имевшими далеко идущие стратегические цели. Разумеется, при этом следовало учитывать вооружение противника, соответствующим образом трансформируя свое. Принимая во внимание специфическое положение Руси на стыке Европы и Азии, Запада и Востока, наличие многих и разных культурных традиций в эпоху становления древнерусской культуры, многие исследователи допускают серьезную ошибку при оценке раннесредневекового вооружения – коль скоро Русь на северо-западе имела тяжеловооруженного противника, а на юго-востоке – маневренных, легких, бездоспешных всадников, то и был выработан у нас некий средний, универсальный вариант доспеха: полегче западного и потяжелее восточного, притом выгодно отличавшийся от того и другого. Однако, здесь следует учитывать не обобщенного, а каждого конкретного противника. С одной стороны – это бездоспешные, снабженные только щитами, в основном пешие, отряды балтийских, северо-восточных славянских племен, которые использовали копья, топоры, реже мечи и большие боевые ножи; отряды скандинавов, приходивших с севера; племенные ополчения волжско-окских финнов, чьи земли служили основным объектом колонизации. С другой – это тяжелая латная конница в многоплеменном войске Хазарского каганата, защищенная шлемами, кольчугами, ламеллярными панцирями (подчас обоими доспехами одновременно), поножами, наплечниками, копьями и саблями, действующая вместе с массами легковооруженных лучников. Не забудем и дружины мадьярских племенных предводителей и, наконец, все мыслимое многообразие родов войск и комплексов вооружения византийских армий. При этом из представителей части упомянутых народов – славян, восточноевропейских финнов, скандинавов – состояло само киевское войско. Степняки: хазары, болгары, мадьяры были не только постоянными соседями, многие из них просто жили в Киеве, о чем свидетельствует раскопанный там (но пока не опубликованный) могильник «салтовского типа» (то есть погребение представителей «салтовской культуры» – культуры Хазарского каганата).

Именно на основе этого многообразия наступательного и оборонительного оружия потенциальных противников и союзников, под влиянием самых разных культурных традиций, а вовсе не в связи с абстрактным геополитическим положением Киевской державы складывался оригинальный древнерусский комплекс вооружения.Набор вооружения киевского воина включал в качестве наступательного оружия меч, саблю, боевой топор, кистень, копье, дротик, лук и стрелы. Защитным вооружением служили шлем, щит, панцирь из металлических колец или пластинок.Меч был главным и самым почетным оружием профессионального воина. Древнерусские мечи (рис. А, В, 1, 2, 3, 4) широко известны и по находкам и по письменным источникам. В конце X -начале XI вв. они имели широкий (около 5 см) и обычно не длинный (около 90 см) клинок с параллельными лезвиями, широким желобом и часто закругленным концом – то есть предназначались только для рубки. Рукоять имела перекрестие в виде толстого ладьевидного бруска и грибовидное уплощенное навершие. Ручка обкладывалась деревом или рогом, а сверх того обтягивалась серебром, бронзой, или обматывалась ремешком либо крученой серебряной проволокой. Очень долгим был спор о месте производства мечей – то их считали скандинавскими, то русскими. Только тщательное исследование выявило подлинную картину, весьма сложную. Во-первых были расчищены клинки многих сотен мечей, хранящихся в некоторых европейских собраниях и в наших музеях. Выяснилось, что подавляющее их большинство выковано в нескольких мастерских, расположенных на Рейне, во Франкской державе. Рукояти же и ножны обычно изготовлялись на «месте употребления», в соответствии с местными вкусами. Многие древнерусские мечи имеют рукояти, сделанные скандинавскими мастерами или в скандинавском стиле (рис. 4). Но вот, меч, имеющий самую типичную скандинавскую рукоять, снабжен клинком, на котором обнаружено имя русского кузнеца (рис. 2). Это подтверждает мысль о том, что клинки «франкского» типа могли ковать и на местах. А меч из погребения дружинника на Владимирской улице в Киеве (рис. 3), будучи, казалось, классически европейским, имеет на ручке серебряную обкладку с типично мадьярской степной орнаментацией. В этом же погребении найдены славянский боевой топор, чисто скандинавская богато декорированная фибула – застежка для плаща и богатый набор гравированных серебря иных блях, то ли от пояса, то ли от нагрудника, явно мадьярского происхождения.

Сабля, заимствованная (вместе с названием) из хазаро-мадьярского арсенала, начала применяться только с последней трети X в. Она являлась оружием всадника. Ранние образцы, использовавшиеся на Руси обычно очень богато украшены, – это говорит о том, что их владельцы были представителями высшего дружинного слоя. Декор в технике чеканки, резьбы и позолоты по серебру, гравировки и золочения по стали выполнен в степном мадьярском стиле или же развивает традиции, сложившиеся к этому времени в Киеве и Чернигове (рис. Б, 5).

1. Меч из Карабичева. Рукоять европейско - русского типа, орнамент византийского типа. 1-я пол. XIв.2. Меч из Фощеватой. Рукоять скандинавского типа, на клинке русская надпись – «Людота Коваль». Xв.3. Меч из погребения дружинника на Владимирской ул. в Киеве. Xв.4. Меч скандинавского типа с днепровских порогов. X в.5. Сабля мадьярского типа. Гочево. Xв.

В. Княжеский дружинник-конник. Кон. X - нач. XI вв. Комплект вооружения русского типа.

Боевые топоры были трех основных типов. К первому относятся топоры скандинавского происхождения с большим трапециевидным лезвием, использовавшиеся тяжелой пехотой. Богатые их образцы украшены в соответствии со скандинавской традицией, тонким узором, инкрустированным серебрянной проволокой (рис. А, 6). Ко второму типу можно отнести универсального характера топорики с небольшой оттянутой вниз бородкой и коротким молотком на обухе, либо с гладким обухом. Такие образцы были популярны во всей Центральной и Восточной Европе, особенно у славян (рис. 7, 8). Наконец, оружием всадников можно считать топорики третьего типа, имевшие степное алано-хазаро-мадьярское происхождение – у них узкий трапециевидный клинок с коротким лезвием и довольно длинный обух в виде молотка, реже клевца (рис. Б, 9). Из арсенала хазарских конников были заимствованы и кистени - металлические или роговые гирьки, соединенные ремешком с длинной деревянной рукоятью (рис. Б).6. Боевой топор со скандинавской орнаментикой. Углы. X - XI вв.7. Боевой топор славянского типа из погребения дружинника на Владимирской улице в Киеве. X в.8. Боевой топор европейско-славянского типа. Гнездово. X в.9. Боевой топор степного, хазаро-мадьярского типа. Вахрушева. X в.

Столь же разнородными были копья. Универсальные местные типы наконечников с довольно широким листовидным пером применялись наряду со скандинавскими: узкими ланцетовидными – для пробивания кольчуги и широкими плоскими ромбическими - для нанесения тяжких ран бездоспешному противнику. Всадники использовали копья с наконечниками степного типа – узкими, гранеными, которые применялись для пробивания любого панциря.

Дротики были восточно-славянского происхождения. Наконечники их, черешковые или втульча-тые, имели короткое или более вытянутое острие, снабженное довольно длинными, оттянутыми вниз жалами, чтобы попавший в тело противника дротик нельзя было безболезнено вытащить.

Воины пользовались различными луками и наконечниками для стрел. На севере луки чаще были простыми, сделанными из одного куска дерева; на юге популярнее были сложносоставные луки восточного типа, из нескольких слоев и кусков дерева, с костяными накладками, очень гибкие, упругие и мощные. Наконечники стрел – ланцетовидные, пирамидальные, ромбические, долотообразные; для стрельбы по защищенному или незащищенному противнику, по близкой или дальней цели. Луки носили с надетой тетивой в кожаном налучье, крепившимся на ремне с левого бока (рис. В), стрелы - в берестяном колчане степного типа, имевшим вид длинного, узкого, овального в сечении короба, слегка расширявшегося к низу. Он подвешивался за железные петли на левом боку устьем вперед и вверх; стрелы в нем лежали наконечниками вверх (рис. воинов А, В).

Ранние шлемы на Руси существенно различались в деталях. В Гнездовском могильнике под Смоленском были найдены два совершенно разных шлема. Первый (рис. А) склепан из двух половин, соединенных ободом внизу и такой же ширины полосой металла вдоль темени, обе полосы украшены чеканными с изнанки точками по краям. Шлем имел кольчужную бармицу. Все аналоги шлема – изобразительные и вещественные – происходят из Центральной и Западной Европы, где они датируются VII-IX вв. Второй шлем (рис. В) был склепан из четырех подтреугольных пластин, соединенных навершием, ободом и четырьмя вертикальными полосами на стыках. Он имел надбровные выкружки, переходящие в наносник. Все скрепляющие полосы позолочены и по краю вырезаны зубцами и выкружками, имеют просечки в виде сердечка. По форме и характеру декора этот шлем ближе всего к центральноазиатским образцам VIII-IX вв., хотя мог быть изготовлен и в местах более близких к Гнездову. Его кольчужная бармица имела оторочку из бронзовых колечек. В Киеве был найден крупный фрагмент полумаски с золоченым узором – часть типично скандинавского шлема. Ко второму гнездовскому близки великолепные шлемы из Чернигова, относящиеся к последней четверти X в. – сфероконической формы, склепанные из четырех пластин, вырезанных по краям, с резным навершием, ромбическими розетками-накладками, с торчащими остриями по бокам и трезубой накладкой надо лбом. Пластины шлема обтянуты золоченой медью, накладки были, видимо, посеребреными (рис. В). О происхождении черниговских шлемов издавна шли споры, так как аналоги им найдены в Польше, Венгрии и Восточной Пруссии (Самбии). А.Н. Кирпичников справедливо усмотрел их истоки в Центральной Азии. Более того, схожие образцы есть и в Корее, и в Бохае (Китай). Но все же самые близкие аналоги найдены в кочевнических погребениях Приуралья и Нижнего Поднепровья, связанных с мадьярским этносом. Мадьярская струя вообще сильно чувствуется в черниговских древностях, так что шлемы могли быть и местными изделиями.

Основным видом древнерусского панциря времен Киевской Руси была кольчуга. До сих пор существует заблуждение, что кольчуга – старинное восточное (иранское или даже ассирийское) изобретение, бытовавшее на Руси с IX в. и только в XI в. попавшее на Запад. На самом деле она была изобретена в IV в. до н.э. кельтами, и к середине I тыс. н.э. была распространена от Британии и Скандинавии до Аравии и Тянь-Шаня. Причем именно в Европе она была излюбленным и в IX-XII вв. практически единственным видом металлической брони. Видимо, на Руси ее изготовлением овладели не позднее X в. Наряду с кольчугой на Руси применялся и перешедший из хазаро-мадьярского арсенала ламеллярный доспех (рис. Б). Надо полагать, ламеллярные русские панцири, в отличие от своих прототипов, имели покрой не «корсетов-кирас», состоящих из наспинной и нагрудной частей, соединенных по бокам застежками, а удерживались на плечах лямками, или делались в виде «кафтанов» – с разрезом спереди. Вместо степных, восточных покроев, употреблялся скорее всего покрой, заимствованный у византийских бронников – наподобие «пончо», с разрезами на боках и одном плече, часто с обрамлением подола и рукавных пройм «бахромой» из рядов металлических пластин, нашитых на кожу или ткань (рис. В). Панцири византийского типа могли быть не только ламеллярными, но и чешуйчатыми, то есть с броней из металлических пластин, пришитых верхней частью к мягкой основе, располагаясь на ней внахлест по горизонтали и вертикали - чешуеобразно. Можно не сомневаться в том, что отборные конники княжеской дружины могли по хазаро-мадьярской традиции носить два панциря одновременно: кольчугу, и поверх нее – пластинчатый доспех (рис Б, В).

Щиты были круглыми, диаметром 70-90 см. Делали их из дощечек толщиной до 1 см. Дерево могло обтягиваться толстой кожей. По краю часто набивали обоймочки, а в центре всегда прикреплялся «умбон» - полусферическое или сфероконическое железное навершие с полями. Рукоять была северо-западного типа – в виде деревянного бруса или железной пластины (для того, чтобы держаться за них в доске под «умбоном» делали круглый пропил), либо юго-восточного – в виде двух мягких петель, которые также держали кистью руки (рис. А, Б). Византийским заимствованием были распространившиеся на Руси с XI в. каплевидные щиты (чаще их называют миндалевидными, что не соответствует форме), крупные – длиной более 1 м (рис. В). Делались они из тех же материалов, что и круглые и также укреплялись «умбонами».

Рисуя облик древнерусских воинов IX -начала XI вв., нельзя не упомянуть украшений – гривн, браслетов, фибул скандинавского и восточноевропейского типов, застежек кафтанов и поясов с металлическим узорным набором степного происхождения, которые завершали столь разнохарактерные, но этнически выразительные образы.Христианизация Руси повлекла за собой мощное византийское культурное влияние. Византийская орнаментика, наложившись на существовавшие уже на Руси орнаментальные системы скандинавского и степного происхождения, способствовала появлению оригинальной, неповторимой системы древнерусского декора.

ВОИНЫ ИЗ «ЧЕРНОЙ МОГИЛЫ». X в.

В 1872-73 гг. археолог Д.Я. Самоквасов раскопал в Чернигове огромный курган Черная Могила, содержащий погребение с богатым набором оружия. Два шлема, кольчуги, два меча, сабля, более десятка копий, наконечники стрел, топор, стремена, удила – все это впервые позволило представить полный комплекс вооружения знатного воина эпохи становления державы Рюриковичей.Погребение датируется концом X в., временем, непосредственно предшествующим крещению Руси. В кургане похоронены два воина, один из которых очень молод – почти подросток. Размеры кургана и большое количество найденного оружия свидетельствуют о высоком социальном статусе погребенных. То что в захоронении была найдена фигурка бога Тора (расчищенная недавно) указывает на их скандинавское или балтское происхождение.Из обнаруженных в Черной Могиле шлемов, до наших дней сохранился только один. Он сфероконическом формы, склепан из четырех железных частей: передняя и задняя находят на боковые и имеют по краям волнообразные нарезы, в центре каждого из которых находится заклепка. Все четыре части шлема обтянуты медным листом. На боковых частях приклепано по одной четырехугольной розетке с небольшим шипом посередине, а на "челе" – три фигурные полосы, из которых центральная, возможно, переходила в наносник. В местах стыка пластин, а также вокруг боковых розеток и налобного трезубца проходила медная золоченая окантовка с двойным рядом небольших выпуклостей, декоративно оформлявшая эти детали. Навершие шлема снабжено втулкой для крепления султана ил конского полоса или перьев. Снизу шлем стягивался железной полосой, к котором крепилась кольчужная бармица.Шлемы этого типа в Х-ХI вв. были широко распространены. Они известны по находкам и Польше, Восточной Пруссии. Венгрии, неоднократно встречаются на территории Древней Руси. Происхождение их несомненно восточное, что доказывают находки из погребения у села Манвеловки3, оставленное видимо древними уграми в IХ-Х вв., и курганом Карапаево4 в Башкирии того же периода.Кольчуги из Черной Могилы спеклись под воздействием времени в одну общую массу, и покрой их выяснить пока по удалось. Вероятно он был стандартным для тех времен: без воротника, с небольшим разрезом на груди, рукавами до локтя и подолом до середины бедер. В полотне кольчуг видны медные кольца – это декоративная оторочка, известная нам по хорошо сохранившимся более поздним экземплярам. Кольчуги, как и любой другой доспех, надевались поверх плотной стеганой куртки, называвшейся «подклад».Щиты можно представить по многочисленным аналогам. В те времена большинство щитов были круглыми, диаметром около метра, набранными из дощечек и обтянутыми кожей. В центре щита пропиливалось круглое отверстие, прикрывавшееся умбоном, крепившимся на заклепках. С внутренней стороны имелась деревянная или металлическая планка – рукоять.Мечи, найденные в общей груде оружия, относятся к каролингскому типу, распространенному по всей Европе, от Испании до Урала. Всего такие мечи насчитывают, различаясь по рукояти, около сорока типов. Рукояти обоих мечей роскошно украшены: первый, имеет рукоять с серебряной насечкой: второй – из позолоченного серебра с гравированным орнаментом5. Мечи носились в деревянных, обклеенных кожей ножнах, украшенных в нижней части бронзовым наконечником, покрытым рельефным орнаментом.

В захоронении найдено более десяти наконечников копий. На нашей реконструкции изображен наконечник довольно крупного размера, ланцетовидной формы, ромбовидный в сечении.

Из всей конской сбруи, находившейся в Погребении, сохранились только удила и стремена. Поэтому в реконструкции художник использовал близкие по времени гарнитуры из курганов Гаевки и Гнездово.

Русские воины. Конец X в. Реконструкция выполнена художником Николаем Зубковым с использованием археологических памятников кургана «Черная могила».

Русский дружинник 10в. Курган Гульбище. Чернигов.Раскопки Д. Я. Самоквасова. 1872г. ГИМ.Так мог выглядеть участник походов князя Святослава. Воин, вероятно, был почти двухметрового роста. Об этом говорят найденные в кургане огромного размера шлем и стремена, а также один из самых больших мечей "каролингского типа" (1 м 26 см). Четырехчастевой сфероконический шлем относится к распространенному в центральной и восточной Европе типу тому же, что и шлем из Черной Могилы, но не столь богато украшен. Топорик-чекан взят из предметов вооружения степных всадников. Пояс, украшенный серебряными с золочением бляшками, – хазаро-венгерского происхождения; сумка-ташка, шелковый кафтан с фигурными золочеными застежками придают русскому дружиннику облик восточного воина. Реконструкция художника Олега Федорова.

Источник: Н. Зубков. "Воины Киевской Руси 10 - 11 век". Журнал Цейхгауз 05.01.1996

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru

Воины Средневековой Руси - Ultima Thule

22 comments — :

Святослава изобразили сильно...Впечатление, что он в нижнем белье.

в больничной пежаме нах!=)))

на верхней картинке почти все хорошо, кроме странных штанов у дружинника, еще более странного, мягко говоря, хвата меча)))и городского пополченца в мордовском халате и с черной бородой, да к тому же явнго нетрезвого.второй рисунок... ннууу, скандинавские "типоваряги", видимо, 6неизбежное зло, но вот славянскивоен - это по ту строну добра и зла ваще. я не знаю, надж чем больше ржать - над понитейлом на макушке, над чудовищными шкарами или дивным бронированным лапсердаком... и вооружения-то одно хиленькое копьецо, бедняшко вон даже ножик у "типаваряга" одалживает - видно, бронеконномадьяра резать хочет)))на четвертом рисунке сразили размеры княжьего плаща.ну и последнее...цензурных слов практически нет. вообще. только скажу, что дядя с бородой - это не оруженосец, это, как сказано на виденном мною варианте "печенежский военный предводитель"

последнее-жесть))) лица особо удались

Где-то в какой то летописи христианской я читал, что Святослав на переговоры к кому-то там из вражин поплыл один и в белом одеянии. Чё там дальше было не помню, но помню этот эпизод.Художник похоже с того один в один писал )))

У Льва Диакона... Только там всё СОВСЕМ не так, как нарисовано ))

Ну видно у художника с памятью такие же напряги, как и у меня :)

А почему воин на первой картинке меч за лезвие держит?Дурак что-ли или стиль такой?

Картинка Южная Русь (XII в.): 1 - Великий Князь киевский; 2 - воин княжьей стражи; 3,4 - княгиня и княжич. не верна с точки зрения генетики: белобрысые дети не могут быть у темноволосых родителей, да и южныйтип доминирует над северным, голубоглазым. Князь какой-то неправильный)

вот так взяли спалил княгиню=)))

>>>белобрысые дети не могут быть у темноволосых родителейУчебник биологии за 10 класс расскажет вам как это возможно. Направление поиска рецессивные гены

Рецессивные гены - это не доминантные гены, проявление их имеет меньшую вероятность, нежели у доминантных.(смотрим учебник биологии).Также у княгини ярко выражены скулы...

1) Чуть выше вы однозначно утверждали, теперь уже говорите про вероятности. Видать учебник биологии помог :))

2) Какие скулы? :)))) Все лицо одним цветом, может не надо додумывать?

1.Вероятность проявления доминантных генов больше.))

2.На рисунке я вижу смесь европеоидов и лаппоидов, а может уральской расы, потому что скулы не бывают так ярко выражены у балтидов.Может увеличить рисунок?:)))

1) Уже лучше :)2) Возьмите книжку в ооригинале и посмотрите ее, а не скан. Продается в любом крупном книжном магазине Велдикобритании.

1.3:1 через поколение, по Менделю. :-) 25% - неплохая вероятность.

помимо прочего: хреновый художник прямо сказать, с анатомией и перспективой явные проблемы.

Спасибо, раньше не видел.

Очень вредное в своей вопиющей ошибочности и антиисторичности для подрастающих поколений, (как для европейцев,так и русских)творчество.

хаха, Святослава с меня рисовали, только я волосы в косу не заплетаю и усов не ношу)))

На картинке со Святославом дружинник и хазарин явно перепутаны местами

Полосатые штаны на первом рисунке - это просто мегожесть. Святослав в исподнем советского солдата и косичкой - хорошоая концовка "полосатоштанной" темы. Новгородский ополченец с первого рисунка тоже как какой-то уличный забулдыга, разбуянившийся после попойки... А так ниче. У меня есть полный скан этой книги и еще нескольких. Это кажись издательство Оспрей.

tragedyscald.livejournal.com

Великие войны Руси

Сегодня определение «воин» применяют к любому человеку в форме и с оружием в руках. Причём, совершенно неважно, порядочный это человек, или последний негодяй.

На российской земле и в православии к этому определению всегда относились и относятся совершенно иначе. На Руси издревле «воин» являлось понятием благородного человека. Церковь возносила молитвы о воинстве христолюбивом, каждый член которого строго соблюдал один из важнейших принципов жизни ратного человека – готовность в любое время жизнь собственную отдать за «други своя» и истинную веру.

Христолюбивое воинство славно присущим ему духом веры православной, бесстрашием перед лицом любого врага, упованием на Божью волю, заступничество Пресвятой Богородицы и умением сражаться до полной победы. Русское богатырство имеет в своем корне значение-«богатый в Бога», не просто сильный и могучий человек, а сильный в духе воин Христов.

История воинства Христова на российской земле берёт своё начало с крещения в 988 году равноапостольным князем Владимиром собственной дружины, то есть ещё до Крещения Руси. Именно с этого события ведутся воинские каноны, ставшие священными традициями. Перед каждым походом и нелёгким боем наши воины обязательно посещали храмы. Непосредственно перед битвой служился молебен, а в бой войско шло с хоругвью. Наши воины являлись не обычными носителями истинной справедливости, но и высочайшей духовности. Во всём мире Русь Святая славилась благочестием командиров, коими выступали князья, многие из которых за деяния свои причислены к сонму святых. Например, духовный покровитель нашего клуба единоборств, Александр Невский, который канонизирован русской православной церковью в лике благоверного ещё в 1547 году.

Или Дмитрий Донской, возглавлявший русское воинство на поле Куликовом. Список этот можно продолжать очень долго. Вот только несколько имён представителей святого воинства, которые известны каждому: Фёдор Ушаков, Илья Муромец, Александр Пересвет, пока еще не канонизированный, но благочестивый и боголюбивый Александр Васильевич Суворов …

Основным оружием наших православных воинов всегда являлся «меч духовный», коим выступает Слово Божие, о чём очень хорошо сказано здесь – (Еф. 6,17).

Сословие защитников Отечества явило миру целую плеяду мучеников, которые славны были совершёнными подвигами. Говоря об этих людях, следует отметить, что все они не просто являлись опытными воинами или опытными военачальниками, но и, что гораздо важнее, людьми, которые имели мощнейшую духовную опору – веру в Господа.

Занимаясь в секциях единоборств в нашем клубе, каждый из спортсменов, наряду с физическим совершенствованием и получением навыков ведения единоборства с любым противником, восстанавливает свою родовую память. Он вспоминает об обычаях и традициях наших благочестивых предков и получает возможность стать настоящим защитником истинной веры и земли нашего Отечества.

sila-duxa.ru

Святослав «Храбрый» - воин Руси — Славянская культура

Святослав

И в Славянской Душе Твоё Имя Живет И Славянское Сердце болит о Тебе Помнит Русь о Тебе Помнит старая Мать Это память Земли и её не отнять! Святослав! 

В истории Древней Руси много личностей, о которых писали, говорили, и сейчас они вызывают неподдельный интерес. Одна из таких неоднозначных фигур – Святослав, он казалось рожден былинным эпосом.

Впервые летопись показывает нам князя на коне. Ольга идет под Искоростень мстить за смерть Игоря. Дружина княгини сходится c войском древлян. B челе Ольгиной дружины три всадника: князь Святослав, рядом по сторонам - Свенельд, воевода Игоря, теперь командующий дружиной Святослава, и Асмуд, «кормилец» Святослава, его воспитатель.

О юности Святослава мы знаем только то, что сообщает Летописец. Князь воспитывался двумя разными мирами. Ольга овдовела еще очень молодой женщиной. Святослав - ее первенец и единственный ребенок. Воспитывается он под Киевом в Вышгороде, где была резиденция княгини, и в дружине Свенельда, отцовской гвардии, состоявшей из варягов, убежденных язычников, веривших в оружие и клявшихся им. Мать приняла христианство, крестилась, пыталась обратить Святослава в свою веру, учила его христианству. Юный же воин «не брежаще того ни во уши принимати», предпочитал старые дружинные обычаи.

B Киеве, в Вышгородской крепости, в суровом солдатском быте дружины, вырос настоящий богатырь, воин, который был крайне неприхотлив, стремителен, более всего ценил воинские. Он мог собрать силы, укрыть мирное население. Именно этого и хотел Святослав - избегались излишние жертвы, и в ту эпоху подчинения племен, достигавшегося мечом и копьем, в таких воинах и коротких схватках врукопашную, достоверно определялось, кто есть кто.

Когда Святослав вырос, он проводит в непрерывных далеких и быстрых походах. И походы эти показывают, что в Киеве вырос не только беззаветно смелый воин, богатырь из тех, что в бою всегда в первых рядах своей дружины.

Свенельд наставник, не pаз упомянутый в «Повести» служил Игорю, он обучает военному делу Святослава - ребенка, он вместе c ним в походах, воевода, правая рука...

Именно Свенельд со страшной жестокостью руководит подавлением восстания в земле древлян, разгромом древлян. Здесь «свой интерес». «Устюжский летописец» сохранил древнее свидетельство o том, что земля древлян была отдана Игорем для сбора дани Свенельду и тот брал «по черной куме c дыма». Такие, как Свенельд, головы не подставляли. Своей головы. Много лет спустя на Дунае против Святослава оказались превосходящие силы византийской армии. Князь обратился к своим воинам со словами, ставшими хрестоматийными: «Не посрамим земли Русской, ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут!» Дружина ответила: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим», и можно быть увеpенным - Свенельд промолчал. Складывать за Русь голову он не нанимался. Когда на Днепре в печенежской засаде Святослав гибнет, совесть Свенельда спокойна - он же предупреждал: «Обойди, князь, пороги на конях...» Святослав пошел на ладьях. Свенельд, бросив князя,- сушей и в Киев пришел и свою дружину привел в целости. Привел и стал служить юному Ярославу-князю, уже четвертому хозяину на его памяти.

Вроде бы упрекнуть не за что, предупреждал... Вот, вернулся же, Свенельд, a не Святослав. Знал он, опытный и осторожный воин, o печенежской засаде.

Скандинавские саги помнят Русь. Русские сюжеты поэзии скальдов связаны со временем княжения князя Владимира и Ярослава Мудрого. Исследователи северного эпоса установили, что варяги скандинавских сказаний на Руси оказываются в двух ситуациях: профессионального войска, тогда они окружены почетом и вниманием, и сборщиков дани. Последнее в сагах нечасто и относится только к окраинам государства. Князья действительно отправляли такие отряды за сбором дани. Треть собранного шла наемникам. Среди варягов были христиане - обычно те, кто c византийской службы переходил на русскую, и язычники. Язычество варягов отличалось от славянского не по общему - вполне сходному - характеру верований, a по конкретным религиозным представлениям, по скандинавскому пантеону богов. Мы знаем символику варяжских захоронений, боевые топоры бога Тора и т. д., сказания северного эпоса, в котором боги и герои встречают погибших в бою викингов в таинственной Валгалле, и там продолжается в пирах, состязаниях и битвах жизнь, во всем подобная земной...

Даже если мы признаем сильное варяжско-языческое влияние на Святослава, противостоящее влиянию Ольги, которой, учитывая необходимость военно-дружинного воспитания князя, не удалось обратить его в христианство, то из одного этого резко отрицательное отношение Святослава к христианам понятным не становится. Корни неприятия христианства следует искать в чем-то другом. Нам кажется, что оно объясняется прежде всего целями и задачами его внешней политики, a именно тем, что в этой политике расходилось c политикой Ольги и ее киевского боярского и торгового окружения.

Святослав - воин, его жизнь в завоевательных походах. Он расширяет и укрепляет еще очень молодое государство. Может быть, поэтому князя-воина меньше заботит (пока по крайней мере) его внутреннее устройство.

Знаменитый путешественник - Ибн-Хаукаль в своей «Книге путей и государств» сообщает: «B наше время (это написано в 977-978 годах) ничего не осталось ни от болгаp, ни от буртасов, ни от хазар. Дело в том, что на них произвели нашествие русы и отняли y них все эти области». И продолжает, что те, кто спасся от нашествия, рассеялись по соседним областям и теперь надеются заключить c русами договор и вернуться обратно, но уже «под их владычество».

Военные подвиги Святослава заслоняют нам князя –политика. Святослав же стратегически и политически продуманно обеспечивает Руси выход в Каспии, к торговым путям на Вoсток и тут же перехватывает низовья Дуная. Главная торговая магистраль материковой Европы - Дунай оказывается под контролем Руси. Трудно понять, как мог y еще, в сущности, молодого человека сложиться такой отчетливо точный план, сосредоточивающий в руках Киева важнейшие пути торгового транзита Европы. План грандиозный, выполнен он был талантливо, решительно и удивительно быстро, практически молниеносно. B Киеве упрекали его, он отвечал: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой. земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии - серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мед и рабы».

Высказав предположение o стремлении Святослава создать славянскую империю, отнюдь не невероятное, может быть, Святослав и не вынашивал таких планов. Язычник Святослав вступает в решительное противоборство c христианской Византией. И что 6ы лично Святослав ни думал o христианстве, для него, князя, полководца, вопрос мог быть решен только однозначно.

Язычество Святослава - осознанная идейная позиция. Христианская Византия в этом смысле - вpaг. Западное христианство Pима - тоже. Убежденные язычники... Не то чтобы они очень держались преданий старины, нет, но дружина, живущая в постояном походе, бойцы, витязи не видели в христианстве ничего, кроме смешных и практически, может быть, вредных мыслей.

Против Святослава собираются все силы империи ромеев и лучшие ее полководцы. Командует византийским войском сам император, Иоанн Цимисхий, военачальник умелый, решительный и опытный. Святослава обложили в небольшой крепости Доростоле. И здесь 21 июля после предложения Цимисхия решить дело поединком - гpeки явно колебались, опасаясь сражения,- состоялся дружинный совет, на котором Святослав решил дать бой. Он начался на следующий день. Огромное численное превосходство ромеев вынудило Святослава, y которого оставалась только часть прежнего войска, вернуться в крепость. Ночью было решено нaчать мирные переговоры, Святocлав заключает почетный мир. Получает большую дань, причем не только на живых, но и на убитых воинов: «возьмет за убитого и род его», и возвращается на Pусь. Летопись сообщает, что возвращался Святослав за новой днружиной: «Если перестанут платить нам дань, то снова из Руси, собрав множество воинов, пойдем на Царьград». Скорее всего, дань c Царьграда была лишь мечтой княжьей дружины. Но это был мир, весьма обрадовавший греков. Договор же, заключеный Святославом и Цимисхием в Доростоле в июле 971 года, он оговаривал мир, военную помощь и соблюдение условий прежних договоров.

Пеpeд решающим сражением Иоанн Цимисхий обратился к Святославу c предложением o поединке. Обещал, что условия мира будет диктовать тот из них, кто одержит верх в единоборстве, и это будет полезнее ненужного кровопролития. Цимисхий был, как и Святослав, прекрасным бойцом, искусным, смелым, уверенным в себе. Великолепно владел мечом, обучен был «копьем потрясати, и лук тяглити, и стрелы верзать...». B битве - всегда впереди. Святослав совершенно неожиданно от поединка отказался.

Он, как сообщает византийский хронист, «c презрением отвечал императору так: «Я сам лучше знаю, что мне полезно, чем мой враг. Если ему жизнь наскучила - есть неисчислимое множество других путей, ведущих к смерти, пусть выбирает один из них, какой ему угодно». Ни на секунду нельзя заподозрить князя в том, что он струсил.

Все, что мы знаем o Святославе Игоревиче, исключает любую возможность его отказа от поединка по каким-либо личным соображениям, как их ни назови. И предложение Цимисхия хорошо обосновано. Первый боец византийской армии (a дело было так) предлагает единоборство - и это тоже было нередким в ту эпоху - первому бойцу войска противника. Что Святослав действительно первый богатырь своего войска, мы знаем со слов той же греческой хроники. Свидетельству со стороны противника здесь нужно верить вполне. Ответ же князя странен. Святослав намекает на что-то хорошо известное императору, и сам его отказ выглядит даже оскорбительно. Дальше мы узнаем, что основания для отказа y Святослава были. Очень серьезные. . .

Сцена мирных переговоров c императором ромеев описана византийским очевидцем. Это - греческий автор Лев Диакон, сопровождавший Иоанна Цимисхия в походе специально, чтобы подвиги императора как-нибудь не пропали для истории. Описана очень сдержанно, a выглядело, вероятно, все и смешно, и нелестно для импеpатора.

Место встречи - берег Дуная. Тонкая дипломатическая деталь: не император Византии отправился на тот берег, к «скифу» и варвару, a «скиф» к императору. Однако дальше все пошло не по византийскому церемониалу. Цимисхий явился в сверкающих драгоценных доспехах, в парадном императорском плаще, во всем царственном великолепии. Огромная, тоже пышно разряженная свита. Все верхом. Парадный выезд. Блеск золота, переливы шелков, звон оружия и конский топот. Святослав же прибыл c того берега в простом походном челне. Никакой свиты - несколько гребцов. Никакого парада. Гребцы-воины в простых холщовых рубахах. Святослав тоже. Князь ничем не отличался от своих гребцов, лишь белая рубаха его была почище. Мало того, сам греб вместе c ними. Как рядовой, a для византийца хуже - как раб... Придворный хронист рассматривал его во все глаза. Среднего роста, необычайно широкий в плечах, силач c могучей шеей. Голубоглаз, длинные усы, борода сбрита, волосы на голове - тоже, только свешивается одна длинная прядь: знаменитый оселедец, который и века позднее будет отличать запорожскую казачью вольницу - Сечь. B ухе серьга. Лев, ученый, Калойский дьякон, очутился буквально в двух шагах от князя. Он хорошо разглядел эту серьгу: золотая c двумя жемчужинами, между которыми встав-лен рубин...

Дальше хуже. Святослав во все время переговоров оставался в челне. Сидел, даже не привстал. Это было уже потрясением основ и совершенным оскорблением императора Рима, земного солнца вселенной. Сидеть должен был он. Перед ним следовало стоять. Переговоры были краткими. Гребцы оттолкнулись от берега и вместе c князем налегли на весла. И пока Святослав готовил ладьи к морскому переходу, Иоанн Цимисхий срочно отправил к печенегам какого-то архиерея Феофила. Тот сообщил, что Святослав c малой дружиной и большой добычей возвращается на родину морем, a основное его войско идет сушей. И печенеги напали на малочисленныe ладьи. Святослава задержали на днепровских порогах, там он и погиб в бою. Печенежский князек, какой то Куря, велит сделать из черепа Святослава чашу, будет пить из нее на пирах, похваляться, какого великого воина одолел он, Куpя... Киев же постепенно становился христианским. Исподволь, заметно менялись привычки, взгляды на мир. Сам он оставался каким-то славным и героическим. Важная деталь: заключая договор, Святослав и его дружина клянутся, как клялись встарь: «Если же не соблюдем... будем прокляты от бога, в которого веруем,- в Перуна и в Волоса, бога скота...». Никаких клятв христиан, присягающих в церкви, как это было в договоре Игоря, нет и в помине. Святослав - убежденный язычник, как бы случайно попавший в конец X века. 

Похожие статьи:

События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов

История → Ведическая культура славян ариев

Боги, духи и существа → О РОДичах, приРОДных взаимодействиях и эгрегора

История → Русская вера!

Художественные фильмы → Сага древних булгар.Лествица Владимира Красное Солнышко (2004) DVDRip

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Русскому воину!

Если Русский воин подозревает, что приказ вышестоящего вредит России, он его не станет исполнять, даже если ему будут угрожать смертью. Русский воин никогда не станет стрелять в беззащитного или преследовать патриотов, ибо это удел легавых собак, кои травят, кого прикажут хозяева. А потому, чтобы быть Русским воином, необходимо знать кто России враг, кто ненавидит Церковь Божию, кто есть богоборец, кто и чем вредит народу Русскому.

Вы - воины России! Вы - защитники России! Россия - это Церковь Божия. Вы - защитники Церкви Божией. Бог не нуждается в помощи вашей. Бог Сам способен и достаточен в деле защиты Своей Церкви. Но Бог вам дал честь защищать Церковь Божию от врагов. Враг Руси - есть враг Церкви и враг Бога. Воин России - есть воин Церкви, воин Божий.

Русский воин - офицер то, или солдат, не то же, что воин иной страны. Те воины стоят на защите интересов каких-либо людей, им все равно, какой они будут выполнять приказ, главное, что им за выполнение приказа заплатят. И погибнуть таким воинам, значит все потерять, лишиться всего.

Русский воин выполняет приказы России, стоит за интересы Церкви Божией, повинуется только воле Бога. Русский воин стоит за справедливость, за истину, и никогда не станет покорно по рабски исполнять приказы неверные, не соответствующие справедливости, идущие против истины и его чести, чести русского воина. Ибо Русский воин - генерал, офицер, солдат - не раб чей-то, но свободный - чадо России, чадо Церкви, чадо Бога.

Враги внешние готовят агрессию, уничтожение народа. Враги внутренние совершают это уничтожение. Поэтому происходит развращение детей, ювенальная агрессия, калечение детского здоровья специально разработанными для сего школьными программами, подрыв экономики, духовное умерщвление Церкви (отступление от догматов, экуменизм, саммит...), развал армии и т.д.

Русский воин не боится смерти, ибо он - Христианин. Он знает, что он - воин и готов жизнь свою земную, временную, положить за свой народ, Родину. Ибо Русский воин - Христианин, для которого «Жизнь - Христос, а смерть - приобретение». Русский воин бережет свою жизнь, ибо знает, что за ним сердце России, за ним беззащитный народ, который надеется на него, молится за него... за ним дети, девушки, мама, папа. И потому Русский воин голову свою лишь бы куда не засунет, лишь бы где не подставит грудь свою. Ибо у него есть долг перед своим народом. И если он ляжет не за народ свой, то кто его долг выполнит? Кто за него защитит народ его?

Русский воин бережет свою жизнь для своего народа и не распоряжается ею, как ему вздумается. Русский воин всегда остается воином, если ему не станет возможности воевать с внешним врагом народа, он будет воевать с внутренним: с извращенцами, с развратителями детей, с душегубцами, с грабителями, преступниками, с похитителями детей.

Русский воин пока стоит на ногах, будет воевать, и никогда не пойдет фактически за штат, на пенсию, не пустит себе пулю в лоб... Он - воин и должен воевать и погибнуть в бою за народ, за Церковь, за Божию славу. Русский воин и на нарах, и в тюрьме - воин и будет воевать духовно, молитвой за народ, как Илья Муромец, сколько мог, держал меч в руках, а после ушел в монастырь и там воевал духовно.

Помни воин России кто ты! Совершенствуйся в военном искусстве, как только можешь, на что только способен. Да будет рука твоя крепка, глаз остр, ум ясен, от Бога просвещен. Не трать себя на курево, спирт, наркотики, блуд. Не имеешь права! Ты Русский, воин! Совершенствуйся и духовно, ибо ты Русский, гордись тем, что ты русский воин! Ты собрат Ангельскому воинству, ты соработник Христу! Ты Русский! Все Русские - воины.

Если ты будешь вести себя по-христиански целомудренно честно, как перед очами Бога, если речь-обращение твое с братиею будет дружескою любезною чистою от шуток, от лукавства, от «развязанности», ото лжи, от сквернословия, раздражительности, властности, трусости и прочей грязи, но искреннее, но простое - Русское, то тебе будет помогать Бог Русских.

Сколько было рот и подразделений, имевших целью защищать Русь, но позволявших себе вести «не по-Русски», и сквернословили, и «чертыхались», часто и подпивали, и в блуд впадали, и вели себя не скромно, не по-Христиански, и мало кто из них выполнял задания, те же кто и выполнял, либо погибали случайно глупо по ошибке, либо были опечалены тем, что дело их к тому времени уже не имело значения решающего для России. Вот что бывает и ждет тех, кто не захочет быть Русским.

Воин России! Стань Христианином! И ты станешь Русским. Русский воин не победим и славен. Христианин не тот, кто лишь креститься, как и воин не тот, кто лишь одел мундир. Христианин тот, кто живет по-Христиански. Русский тот, кто Христианин. Русский воин тот, кто живет по-Русски, по-Христиански.

Воин! Если желаешь быть непобедимым и славным и всегда выполнять успешно поставленные задачи, будь Русским! Русский воин, офицеры и солдаты! Враг самое сердце России пленил... Волки, хищники орудуют в Церкви... Где вы? Детям, старикам и женам на брань выходить?! Россия надеется на вас!

Священник А.

likorg.ru

Русские воины - самые могучие? / Научный хит

На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники. Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град. Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении – действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ – алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д. Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) – в 2-3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. Надо отметить, что этот обычай бытовал у всех социальных слоёв. Этот священный обряд восходит ко времени седой языческой древности. Только позднее церковь взяла обряд пострига на вооружение. Обряд пострига прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари. Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в нынешней России. Мужчин воспитывают женщины – дома, в садиках, школе, в вузах, в итоге в стране очень мало «мужского начала», русские перестали быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, в Чечне, но в извращенном виде, там свой народ считается избранным, а остальные принижаются (своеобразный нацизм). Основным в воспитании воина является воспитание Духа, это прекрасно знали наши предки. Это знали и великие русские полководцы, например, А. Суворов, его «Наука побеждать» – плоть от плоти наследие предков. В Восточной Руси не было специальных школ (по крайней мере нет сведений об их существовании). Их заменяла практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Археологи находят много деревянных мечей, их форма соответствовала настоящим мечам. Это не нынешние пластиковые игрушки – деревянным мечом опытный боец мог противостоять врагу, вес деревянного дубового меча почти соответствовал железному. В набор юного воина также входили: деревянные копья, ножи, лук со стрелами (простой лук). Существовали игрушки, игры, развивающие координацию движений, ловкость, быстроту – качели, всевозможных размеров мячи, вертушки, санки, лыжи, снежки и т. д. Многие из детей, особенно из знати, уже малыми детьми получали боевое оружие – ножи, мечи, топорики. В летописях описаны случаи, когда они их и использовали, убивая врага. Нож был с мужчиной с самого детства. Вопросами существования особой школы боя на Руси занимался А. Белов, он создал систему – «Славяно-горицкая борьба». Он подтверждает, что боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам, большинство из них имели дохристианские корни (Купала, день зимнего солнцестояния и другие). Одиночные кулачные бои, бои «стенка на стенку» были обыкновенным явлением вплоть до 20 века. Дети впитывали эту культуру боя чуть ли не «с пелёнок». Обучение велось и на уровне учитель – ученик, сравните: на Руси до 18 столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X-XIII века был намного выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также. Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь. В мирной жизни боевые навыки поддерживались не только народными игрищами, но и еще одной важной сферой – охотой. Это в настоящее время зверь почти не имеет шансов против человека с огнестрельным оружием. Тогда борьба шла почти на равных – когти, клыки, мощь, развитые чувства против умений человека и холодного оружия. Настоящим воином считался тот, кто добыл медведя. Представьте себя с охотничьим копьём (рогатиной) против медведя! Охота была отличным тренингом для поддержания Духа, боевых навыков, учёбой по преследованию, выслеживанию врага. Недаром Владимир Мономах в своём «Поучении» с одинаковой гордостью вспоминает о боевых походах и охотничьих подвигах. Подведём итог: мальчика делали Воином, защитником Рода, Родины на основе психических установок (по-современному – программ), которые внедряли с рождения (и даже до рождения, т. н. предродовое обучение), традиций народных детских и взрослых игр, празднеств, постоянной практики. Именно поэтому Русы считались лучшими бойцами планеты, даже китайских императоров охраняли не бойцы их монашеских орденов и школ, а воины русы.

sci-hit.com