История о Вещем Олеге, князе Киевской Руси. Что значит вещий олег


Почему Олега назвали Вещим и как его звали на самом деле?

Благодаря известной поэме «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина А.С. из школьного курса литературы, почти каждый наш соотечественник знает, что в 9-10 веках в Киевской Руси князем был Олег. Но не все знают, почему Олега назвали Вещим.

почему олега назвали вещим

Версии, объясняющие происхождение князя Олега

Об этой исторической личности упоминают различные летописи, в частности, «Повесть временных лет» Нестора. Этот летописный свод составлен в начале 12-го века. Но больше сведений содержат народные сказания и легенды.

По одной версии в русский язык имя Олег пришло из Скандинавии. В данном варианте Helge означает "святой" или "вещий". По другой – сам Олег послужил прообразом создания князя-кудесника Вольги, воспетого в былине. Когда надо, он мог прикинуться либо волком, либо горностаем, либо птицей. Поэтому всегда побеждает своих врагов. Характеристика Вещего Олега во всех былинах давалась одинаковая. Он был сильным и уважаемым человеком.

Утверждение Нестора-летописца, будто в жилах князя Олега течет кровь варяга Рюрика, пришедшего из Новгорода, не согласуется с альтернативными источниками, которые убеждают в отсутствии родственных связей. До того момента, как Олег принял титул князя, он служил воеводой у Рюрика. Личностные качества и достоинства способствовали его успешной карьере.

Рюрик, который княжил в Новгороде, умер в 879 году. Власть вместе с опекой над малолетним Игорем по завещанию перешла Олегу. После трехлетнего правления новый князь задумался о новых завоеваниях, устремив свои взгляды на юг. В военный поход он взял также Игоря. Описание Вещего Олега указывали на то, что это был симпатичный мужчина с величественными чертами лица.

характеристика вещего олега

Завоевание Киева

Флотилия начала свой путь с озера Ильмень. Далее, плывя Ловатью и Западной Двиной, Олег устанавливал свою власть, в крупных городах – Смоленске и Любече – назначая воевод. К Днепру ладьи пришлось перетаскивать волоком на приспособлениях, напоминающих колёса.

Так они успешно достигли конечной цели похода – Киева, раскинувшегося на днепровских берегах. Вскоре выяснилось, здесь княжили Аскольд и Дир. Так же, как и Олег в своё время, они находились на службе у Рюрика.

Побеждал, потому что Вещий

Отобрать власть у земляков помогла находчивость Олега. В Киев он прибыл на одной ладье под видом купца с небольшим отрядом дружинников, которые спрятались на дне судна. Киевские князья приблизились к прибывшим гостям. Олег огласил киевлянам, якобы Аскольд и Дир не являются законными правителями. После оглашенного приговора выскочившие из засады дружинники Олега тут же коварно убили мечами несчастных киевских князей, а новым правителем был назначен Игорь.

произведение песнь о вещем олеге

Олегу приписывают фразу, оказавшуюся пророческой, по поводу того, что Киев должен стать матерью городов русских. Вот почему Олега назвали Вещим и уважали люди.

Будь Олег только талантливым полководцем, вряд ли он привлек бы внимание авторов исторических произведений. Он не просто мудр, но и чрезвычайно предусмотрителен, причем до такой степени, что в глазах окружающих это иногда выглядело как волшебство.

Колдовство или дар?

В качестве подтверждения сверхъестественных способностей можно привести описание византийского похода 907 года. Одна часть воинов плыла на кораблях, которых насчитывалось две тысячи, а вторая – конное войско.

Правитель Лев VI заблаговременно позаботился о том, чтобы в столицу не попало 80-тысячное славянское воинство, возглавляемое Олегом. По приказу императора были закрыты городские ворота, цепями перегорожен пролив и тем самым ограничен доступ к гавани. Но это не остановило киевского князя. Вначале его дружинники, вдоволь награбив добра в предместьях столицы, направились к стенам Царьграда.

Вследствие предпринятых византийцами мер, корабли славян не имели возможности вплавь подобраться к городу, Олегу пришлось проявить смекалку. Согласно легендам, по его приказу дружинниками для кораблей были сконструированы специальные колёса. Попутный ветер надул паруса и, к удивлению защитников Константинополя, славянские суда начали приближаться к городу необычным способом. Характеристика Вещего Олега указывала на его смекалку и даже на нечеловеческие способности.

Находчивость Олега не только заставила Льва VI открыть ему городские ворота, но и заключить выгодный для Киевской Руси договор о беспошлинной торговле. Князю-победителю была выплачена огромная дань, размер которой рассчитывался следующим образом: на каждую пару весел всех кораблей полагалось по 12 гривен.

описание вещего олега

Почему князь стал Вещим?

Из похода на Царьград Олег вернулся на Родину уважаемым и очень популярным военачальником. Теперь его называли еще и Вещим. Новое прозвище закрепилось за ним после того, как Олег, почувствовав присутствие яда в угощениях, преподнесенных византийцами, отказался от еды. Почему Олега назвали Вещим? Потому что у него было развито седьмое чувство.

Не все историки сходятся во мнении относительно того, что это событие вообще когда-либо могло иметь место. Так, например, Карамзин склонен считать поход Олега всего лишь легендой. Тем более что о нем ничего не сказано в византийских хрониках. С ним не согласна вторая группа историков. Д.С. Лихачев в качестве аргумента приводит тот факт, что в северных регионах Руси давно практиковался способ преодоления ладьями местности между реками, т. е. ставили на катки или колеса. Как звали Вещего Олега по-настоящему, точно не могут ответить историки. Басни и исторические данные перемешались, мешая отделить правду от сказки.

как звали вещего олега

Роковое предсказание волхвов

В основу поэмы А.С. Пушкина (произведение "Песнь о Вещем Олеге") было положено летописное сказание. Волхвы предсказали Олегу, будто его убийцей должен стать любимый конь. Естественно, князя оградили от контакта с боевым другом.

По истечении некоторого времени, в 912 году, опечаленный смертью коня, князь пошел навестить его останки. Видимо, решил, что пророчеству не суждено было сбыться. К несчастью Олега, волхвы оказались правы. Но было уже поздно. Почему Олега назвали Вещим? Этот вопрос мучает сотни историков, но прозвище тесно укрепилось в древних летописях. Так величал князя народ, а значит, было за что.

fb.ru

История о Вещем Олеге

 

В некотором царстве, в Новгородском государстве жил - был русский воевода по прозванию  Вещий Олег. Когда он родился - неизвестно, но все в государстве знали и почитали Олега. А началось все с того, что Новгород остался без правителя после смерти князя Рюрика.

Наследником Новгородского престола должен был стать сын Рюрика - Игорь, но к тому времени он был еще совсем мал - ему исполнился год от роду, поэтому к престолу пригласили Олега – храброго, сильного и умного друга князя Рюрика.

о вещем олеге

Княжеские палаты Олег обустроил себе в Новгороде. Новый государь всем пришелся по нраву – и дружине боевой, и народу простому силой своей, справедливостью и любовью к земле Новгородской и желание расширить границы Отечества своего. Стали величать Олега - Великий сын русской земли.

А знаете, почему называется эта история о Вещем Олеге? Вещий - значит святой, который обладает даром предсказания. Это прозвище Олег получил после того, как вернулся из  похода на Византию.

С первого же дня своего правления, князь Олег заботился об укреплении мощи Новгородского княжества, велико было его желание сделать княжество самым великим,  богатым и сильным на Руси.

А что для этого нужно? - Умный, справедливый правитель и сильная дружина, способная защитить Новгородскую землю от  врагов, которые в те времена не брезговали набегами.

Крепко встав на ноги и освоив боевое дело, Олег со своей дружной армией направился на юг, вдоль реки Волхов, что ныне называется  Днепром. Двигался он вперед и вперед, захватывая все лежащие по пути города, причисляя их к Новгородскому княжеству, и добрался, наконец, до Киева.

А в Киеве в то время прочно обосновались хазары – враги земли русской, захватившие город и обложившие непосильными поборами славянские земли, принадлежащие Киеву. Радимичи, древляне, северяне  - все платили дань хазарам, а кто оказывался – был жестоко казнен за неповиновение.

Но Олег хитростью взял  хазар и все-таки захватил Киев. Стал Киев матерью городов русских, а Олег – Великим князем Киевским. Не мог нарадоваться народ государем своим.

И объявил  Олега создателем Древнерусского государства - Киевской Руси. Укрепил свое влияние князь Олег, начал дань княжескую с земель собирать, ограду вокруг городов русских установил, чтобы не нападали больше соседи-кочевники.  А сам направился со своим могучим войском на Византию, в военный поход на Константинополь – увеличить территорию государства Киевского, показать всем силу русскую.

о вещем олеге

Лев VI тогда правил Византией. Увидев огромное, непобедимое войско Вещего Олега на неисчислимом количестве кораблей, запер ворота города и огородил гавань железными цепями.

Но князя Киевского это не остановило, ум и хитрость помогли ему и в этот раз. А как? – Он решил войти в неприступный, казалось бы, город другим путем – с той стороны, где не было моря, где никто не ожидал кораблей Олега: "И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли". В атаку его армия направилась именно на кораблях на колесах!

Попутный ветер помогал Олегу, смелые воины Киевской Руси раскрыли паруса и не поплыли, но покатились на кораблях  на Константинополь.

Увидев эту картину, Лев VI испугался невиданного зрелища, открыл врата города и сдался. Трофеем в этой нелегкой битве оказался договор, благодаря которому Киевская Русь могла устанавливать свои правила торговли по всей Византии. Так Киевская Русь стала самым мощным, большим и богатым государством  в пределах Европы и Азии.

Однако, византийцы, которые не сумели отстоять Константинополь, придумали хитрый ход устранения победителя: «если Олега невозможно победить в бою, то нужно уничтожить его хитростью», и на званом ужине в честь победителя предложили ему отведать еды заморской. Но государь Киевской Руси был умен и осторожен. Он понимал, что вряд ли новообретенные подданные станут его встречать с распростертыми объятьями и от души потчевать угощениями.

Потому и показалось ему подозрительным столь неожиданное гостеприимство вчерашних врагов. Отказался он от лакомств. Правильно сделал – отравлены были изысканные кушанья. Именно поэтому его и прозвали Вещим Олегом – ведал он, что неспроста ему преподнесли такое угощение.

Долго правил Вещий Олег на благо земли русской.  Но предсказали ему однажды волхвы, что смерть они примет от своего же коня. Не поверил Олег волхвам - ведь был конь ему лучшим другом, прошел с ним столько битв. Тем не менее, в тот же день издал  князь указ, которым обязал своих слуг заботиться о коне так,  чтобы ни в чем не знал его боевой друг отказа, кормить его свежим овсом и поить пресной водой.

о вещем олеге

Прошло ни много - ни мало  - 4 года, уж и предсказание забылось, и жизнь шла своим чередом, да приснился Олегу сон, в котором волхвы снова предрекали князю Киевскому скорую смерть от коня своего. Однако коня к тому времени уже не было в живых - умер княжеский любимец.

Но не находил Вещий Олег, проснувшись, себе покоя, мучал его вопрос – как же может навредить ему тот, которого уж и в живых нет, и решил он навестить могилу коня своего. Пришел к холму, где покоились останки боевого товарища, и спросил у волхвов: «Его ли мне бояться?..»  Как оказалось – да, его. Змея, что устроила себе гнездо в конском черепе, ужалила князя Киевского, защищая свое убежище.

Не в бою погиб Вещий Олег. Принял смерть от коня своего, как и было предсказано. Так странно и нелепо закончилась жизнь великого человека, князя Киевской Руси. Но память о его великих деяниях и победах остается в веках.

 

deti-svetgorod.ru

Вещий Олег (значения) - это... Что такое Вещий Олег (значения)?

 Вещий Олег (значения)

Вещий Олег:

  • Вещий Олег — князь
  • Вещий Олег (теплоход) — теплоход
  • Песнь о Вещем Олеге — стихотворение Пушкина
Категория:
  • Многозначные термины

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Слежка (фильм, 2007)
  • Добок

Смотреть что такое "Вещий Олег (значения)" в других словарях:

  • Олег (значения) — Олег  мужское имя. Носители, известные по имени «Вещий» Олег  князь новгородский и киевский. Олег Святославич  князь тмутараканский. Олег Брянский  князь брянский, святой Русской православной церкви. Олег Иванович … …   Википедия

  • Олег — первый князь киевский из рода Рюрика. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему О., так как сын Рюрика, Игорь, был в то время малолетним. По предположению Соловьева, О. получил власть не как опекун Игоря, а как… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Аскольд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аскольд (значения). Аскольд Аскольд и Дир (Радзивилловская летопись) …   Википедия

  • Игорь Рюрикович — Эта статья  о великом князе Киевской Руси. О других князьях по имени Игорь см. Князь Игорь (значения). Игорь Рюрикович ст. слав …   Википедия

  • Игорь (князь) — Игорь Рюрикович Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К.В. Лебедев …   Википедия

  • Игорь Старый — Игорь Рюрикович Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К.В. Лебедев …   Википедия

  • Князь Игорь — Игорь Рюрикович Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К.В. Лебедев …   Википедия

  • Ольга (княгиня Киевская) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Ольга (значения). Ольга ст. слав …   Википедия

  • Владимир Святославич — Володимѣръ Свѧтославичь …   Википедия

  • Гиперборея (цикл) — Гиперборея Автор: Юрий Никитин Страна:  Россия Язык оригинала …   Википедия

dic.academic.ru

Олег Вещий

Олег Вещий

Большинство летописей считает Олега (ум. 912 или 922 г.) родственником (племянником или братом жены) легендарного новгородского князя Рюрика. Согласно "Повести временных лет" в 879 г. Рюрик, умирая, передал Новгород Олегу и попросил позаботиться о своем малолетнем сыне Игоре.

 

Но как установили современные историки, Олег, скорее всего, не был родственником Рюрика, как и Игорь не был сыном Рюрика. Больше того, и Олег, и Игорь были представителями совершенно иной княжеской династии - из Аланской Руси, расположенной в Прибалтике, возможно, на острове Сааремаа.

 

В Прибалтику русы-аланы пришли в IX веке, после того, как по наущению хазар, племена венгров-кочевников разгромили Русский каганат - государство русов-аланов на реке Дон. Видимо, уже в том же IX веке русы-аланы в Прибалтике были славянизированы, т.е. стали говорить по-славянски. Именно из этой Аланской Руси вышли Олег Вещий и Игорь Старый, а княжеская династия из этих русов-аланов утвердилась у славянских племен уже после смерти варяжского князя Рюрика и его братьев.

 

На связи династии Олега и Игоря с иранскими корнями (аланы принадлежат к народам иранской языковой группы) указывает немало фактов. В частности, само имя Олег явно восходит к тюркскому "Улуг" - имени и титулу, со значением "великий". Имя "Улуг" в форме "Халег" с тем же значением известно и у ираноязычных племен.

 

"Повесть временных лет" сообщает, что уже через три года после вокняжения в Новгороде, в 882 году, Олег с большим войском уходит из Новгорода на юг, завоевывает Смоленск, Любеч, а потом и Киев, убив при этом правивших там Аскольда и Дира. Именно Олег объединяет под своей властью северо-западные и южные славянские земли, занимает Киев и объявляет подвластные ему территории единой Русской землей, а Киев - столицей своего государства. С тех пор и появилось выражение: "Киев - мать городов русских". Олег установил дани словенам, кривичам, мери и приказал давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен в год. Эта дань, согласно "Повести временных лет", платилась варягам вплоть до смерти князя Ярослава, т.е. до середины XI века. От русов, которые у славян стали князьями, славянские земли прозвались Русской землею или Русью. Позднее, уже в научной исторической литературе, государство, возникшее в конце IX в. в землях восточных славян, назовут Киевской Русью.

 

Возможно, князь Олег поставил задачу собирания всех "Русий" в нечто единое. Поэтому, скорее всего, именно князь Олег объединил под своей властью разные этнические группы руси и положил основание тому социально-политическому образованию, которое в "Повести временных лет" получило название "род русский". Не случайно в одном месте (под 856 годом) "Повесть временных лет" именно с Олега начинает перечисление русских князей, даже не вспоминая о Рюрике.

 

В 883 г. Олег покорил древлян и обложил их "тяжелой" данью, а в 884 и 885 гг. возложил дань на северян и радимичей, которые до того платили дань хазарам. Но пограничных с хазарами северян и радимичей Олег, по сути, освобождает от дани, возлагая на них дань "легку". Вообще возложение "легкой" дани на эти два племени очень знаменательно. Возможно, что оно является отголоском давнего конфликта между Русским каганатом, наследником которого была Аланская Русь в Прибалтике, и хазарами. Возложение на северян "легкой" дани заставляет думать, что собирание Олегом земель под властью "рода русского" в конце IX века - это ответ на события 30-х годов IX столетия, когда Русский каганат был разгромлен хазарами в союзе с венграми. Видимо, Олег стремился вернуться в исторически принадлежащий Аланской Руси регион.

 

Под 907 годом летопись сообщает о походе Олега на Византию. Под знаменами Олега выступили варяги, словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы и тиверцы. Согласно летописи войско Олега двигалось на 2000 кораблях, в каждом из которых было по 40 воинов, т.е. всего у Олега насчитывалось 80 000 человек. Оказавшись под стенами Царьграда, Олег повелел поставить ладьи на колеса. Подняв паруса, с попутным ветром русские войска приблизились к городу. Греки, увидев это, испугались и поспешили заключить мир, сказав Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". В знак победы, он повесил на вратах Царьграда свой щит. Грекам же Олег велел сшить для своих ладей паруса, да непростые, а из дорогих материй - из паволок и шелка. Греки исполнили волю киевского князя, и русские ладьи под богатыми парусами вернулись в Киев.

 

После этого похода между греками и киевскими русами был подписан договор, согласно которому Олег взял с греков большую дань: по 12 гривен на каждого человека, участвовавшего в походе, а также дань для русских городов Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других, в которых сидели "великие князья".

 

Но некоторые историки предполагают, что этот рассказ - поздняя вставка в летопись, появившаяся, возможно, в результате даже нескольких редактирований только в XII веке. Скорее всего, Олег совершил только один поход на Царьград - в 911 году, под которым летопись подробно пересказывает договор Руси с Греками.

 

Текст этого договора знаменателен. Прежде всего, в договоре идет речь только о русах, и ни словом не упоминаются славянские племена. Во-вторых, русы показаны как разноэтничный конгломерат - "род русский". Об этом свидетельствуют имена послов "от рода русского": Веремуд (Вельмуд), Карлы, Фарлоф, Рулав, Стемид, Фрелав, Актеву, Гуды, Труар и др. Эти имена в большинстве могут быть объяснены, главным образом, из кельтских, иллирийских, иранских, фризских и финских языков. Но характерно, что этот договор Олега, как, впрочем, и более поздний договор Игоря, записан по-славянски, что говорит о славяноязычии княжеских дружин.

 

В-третьих, у русов преобладают кровнородственные отношения - наследство без завещания передается только ближайшим младшим родственникам. В-четвертых, из текста договора видно, что основные занятия русов - воинское дело и торговля. При этом русы вели активную работорговлю и имели личных рабов - "челядинов", что не характерно для славян. И еще одна особенность - все русы в договоре предстают язычниками. Они так и противопоставляются грекам, как "русские" - "христианам".

 

К концу правления Олега под его властью находились несколько славянских племенных союзов. Впрочем, на протяжении всего X века состав земель (племенных союзов) под властью киевских князей все время менялся - какие-то земли то выходили из-под их власти, то заново завоевывались.

 

О смерти Олега в "Повести временных лет" сохранилась красивая легенда. Еще до похода на греков был у киевского князя любимый конь. Но однажды спросил князь языческого волхва: "Отчего я умру?" И ответил ему волхв: "Князь! Умрешь ты от коня твоего любимого, на котором ездишь - от него тебе умереть!". Запали эти слова в душу Олега, и сказал он: "Никогда не сяду я на этого коня и не увижу его более". И повелел он кормить коня, но сам на него больше не садился. Прошло несколько лет, и Олег вспомнил предсказание волхва. Позвал тогда князь конюха и спросил его: "Где мой конь, которого я приказал кормить и беречь?" А тот ответил: "Умер конь". Засмеялся Олег: "Неправду сказали волхвы, конь уже умер, а я жив". И поехал Олег посмотреть на то место, где лежали останки коня - кости и череп. Увидев конский череп, Олег наступил на него ногой и снова рассмеялся: "Не от этого ли черепа смерть мне принять?!" И тут из черепа выползла змея и ужалила князя в ногу. Разболелся князь и скоро умер.

 

На самом деле, разные летописи по-разному указывают время и место гибели Олега. В одних сообщается о смерти Олега в Киеве, в других - о том, что Олег окончил свои дни на севере, в городе Ладоге или даже за морем.

 

В соответствии со сведениями богемских хроник, возможно, у Олега Вещего был сын, названный также Олегом. Этот Олег, после смерти отца, вел войну с захватившим Киев Игорем, а потом бежал в Моравию, где прославился как воин и полководец.

 

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru

ВЕЩИЙ ОЛЕГ – НЕ СКАНДИНАВ!

Внести вклад в создание фильма о Вещем Олеге можно здесь: http://zadornov.net/sbor-pojertvovaniy-veshiy-oleg/

Изданные мои книги и книги моего отца можно купить в два раза дешевле, чем в книжных магазинах, на моем сайте www.zadornovknigi.ru

Новые, неизданные книги можно скачать на моем сайте http://zadornov.net/?post_type=product

Когда наши псевдоисторики утверждают в течение уже двух столетий, что князь Олег, он же воевода, был скандинавом, они опираются на следующее доказательство: имя Олег произошло от скандинавского Helg, Helgе, что означает «святой». Ну, во-первых, я считаю, что определять национальность по имени – глупость, недостойная человека, который себя считает учёным. Я перебрал всех своих знакомых и родственников, и, если судить по их именам, то только двое из них – русские, остальные – греки. Есть только три Ивана, но они израильтяне.

Глупее, чем по имени, судят о национальности по найденной на раскопках керамике. Тогда получается, что лет через 500, если раскопают Москву, то нас будут считать китайцами.

Ну, и третья глупость, на которую ведутся те, кто себя хвастливо называет учёными, это судить о национальности по оружию, найденному на раскопках. Тогда вообще все африканцы через 1000 лет будут считаться русскими, а ещё точнее – выходцами из города Ижевска, где был изобретён автомат Калашникова.

А настоящих научных исследований – даже по имени Helgе – не проведено! Так вот, основываясь на научных работах Л.Грот, хочу довести до вашего сведения, что скандинавское имя Helgе – уменьшительное от полного имени Хельмгер, так же, как Миша от Михаила, а Петя от Петра. Никто из правителей и конунгов никогда себя Helgе не называл в Скандинавии. Впрочем, у нас тоже смешно было бы представить себе Ваню Грозного, Петю Великого или Вовку Красно Солнышко. Что же это за учёные, которые этого не познали?

А ещё интереснее, что сага, на которую ссылаются лже-учёные, - мол, в ней описано завоевание Хельгой земли славянской, - появилась через два столетия после правления Олега. Более того, это впервые в письменном источнике встречается имя Helgе. Это что же получается, наш Олег взял себе имя из будущего?

Любой скандинав, как убедительно в своих работах доказывает Л.Грот, сходив в грабительский поход в Европу, если ему удалось завоевать хоть 6, хоть 15 соток, по возвращении на Родину ставил себе или стелу, или памятный камень, на котором было написано, что 15 соток там-то принадлежат ему. Нигде в Скандинавии не существует ни одной записи – ни на камне, ни на стеле, ни на памятнике, о том, что некий Helgе завоевал земли не 15 соток, а в тысячу раз больше, чем вся Скандинавия.

Конечно, идея обозначить Вещего Олега скандинавом, принадлежит не русским учёным, а именно скандинавам германского происхождения. Родилась эта идея два с лишним столетия назад. Так почему же учёные не обращают внимания на эту скандинавоманию германских дурней-историков? Ведь в их же трудах доказывается, что весь Олимп состоял из богов-скандинавов. Первейшим скандинавом был Зевс! Причём, в некоторых трудах есть такие фразы (супер!), что Зевс был выходцем из Швеции. Вот как раз во времена Зевса Швеция очень процветала!

А теперь касательно этимологии. Учёные-этимологи порой забавляют не меньше, чем недоисторики! Например, убеждают нас, что женское имя Ольга (то же самое, что в мужском варианте Олег) образовано от немецкого Hеlga. Господа учёные, вы же изучали чередование звуков? Неужели вы не знаете, что перед Е встречается Х, а перед О встречается не Х, а В? А потому имя Ольга в древности произносилось Вольга, а потом В отпало. Имени Holga нигде никогда не существовало. А Е в О не переходит ни в одном языке! Женские имена зачастую давались по названиям рек, так вот, Ольга – это от названия самой радостной и солнечной реки славян Волги. В древности слово «Волга» писалось так: «вОЛГА». Некоторые считают, что Волга от слова «влага». Нет, от слова «влага» произошло другое слово, означающее женский половой орган, поскольку он влажный.

А Волга – от слова «вол». Вол означало у народов арийского происхождения силу, поэтому так называлось и самое сильное животное. Вол от «волочить», то есть, это зверь, у которого есть сила, чтобы волочить. Великан, великий… Созвучие «вл» и означало силу. А «га» (уже многие это знают) означало движение. Уточняю для тех, кто не читал работ Алексеева. Нога, дорога, бродяга, телега… Всё это движется! В санскрите «джа» означает движение, в английском go – идти. Множество можно примеров привести – из испанского, из латыни, из французского.

Так что Волга – это движение силы!

В ведах, а также у античных греческих авторов Волга называется рекой Ра - рекой, впитывающей и отдающей людям солнечный свет. Некоторые считают, что Россия – это сияние Ра. Красиво, но пока что не очень доказуемо. Хотя в английском Russia тоже звучит как Ra shine (сияние Ра).

Когда появилось женское имя Вольга, оно сразу распространилось среди славянских народов, потому что тогда считали, что как назовёшь ребёнка, такая и жизнь у него будет. А людям хотелось, чтобы жизнь их ребёнка была такой же полнокровной, как Волга-матушка.

Настоящее имя Олега – Вольг. Это мужской аналог женского имени Вольга. Именно у русских даже сегодня среди женщин много Ольг, а среди мужчин очень часто встречается Олег.

Ещё учёные ссылаются на летописи. Мол, в некоторых записях Вещий Олег обозначен как князь урманский. Им кажется убедительным, что урманский означает норманнский. Господа учёные-недоучёные, как же вы не знаете, что урмане и норманны – это разные народы? Норманны – это северные жители. К ним, кстати, южные народы приписывали и германцев, и живущих на севере славян. Но позже слово норманны закрепилось, конечно, за скандинавами. Так в Европе и у славян называли викингов. А словом «урмане» (не знаю, что с вами, господа учёные, будет) угрофины на севере называли тех славян, которые жили в лесах. По-нашенски - древляне. Нет, не «древляне» перешло в «урмане». Этимология слова «урмане» гораздо сложнее.

Во-первых, значение этого слова можно посмотреть в полном словаре Даля. Даль, хоть и был немцем, но со славянской любовью к русскому языку. С немецкой тщательностью он собрал весь кладезь мудрости наших предков.

У нас часто на Руси встречается в топонимике слово «раменки». Так вот, означало оно вырубленный лес, который стал полем. И вокруг этого поля жили земледельцы, которые возделывали землю. И действительно, возле любых раменок в России, как правило, такое поле есть. Как некая рама, вырубленная в лесу для того, чтобы солнце согревало землю. Вот это и есть раменки!

Большей частью слова оказываются одного смысла, если у них одинаковые согласные. Обратите внимание: урмане и раменки. Плюс доказательство в словаре Даля.

Так что Вещий Олег был князем урманским. Видимо, кто-то из его родителей был из древлян. Недаром вся его жизнь связана с той землёй, которая располагалась вокруг города Плескова (Пскова). Там же он нашёл невесту сыну Рюрика Игорю. Её звали Прекраса, а Олег назвал её в свою честь Ольгой и сделал это, судя по всему, не просто так. В народных сказаниях есть упоминания, что она была внебрачной дочерью Олега. Впрочем, всех детей Олега (если они были) можно считать внебрачными, потому что о его жене ничего не известно. Но то, что Ольга его дочь, похоже на правду, потому что он всегда её опекал не просто как жену своего воспитанника Игоря, а именно как свою дочь. И народ её любил как продолжательницу дела Олега.

Казалось бы, неважно, какой национальности был Олег. В конце концов, многие учёные его называют легендарной личностью, то есть, придуманной. Но почему тогда болгары его считают своим? А поляки считают его поляком? Даже хазары считали его хазарином. Ну, о скандинавах я уже писал выше. Как вы считаете, друзья, могли Евгения Онегина болгары считать болгарином, а поляки приписывать себе? Нет, вымышленных героев другие народы не приватизируют.

Я считаю, что важно знать, кем был по национальности Олег. Если бы он был скандинавом, то он был бы завоевателем. А раз он был из народа славянского, значит, он был объединителем. Он никогда не был скандинавом! Он был объединителем. У него не было теремов, не было золота, его не чествовали парадами, о нём не писали в газетах – слава Богу, газет в то время не было:). (Кстати, есть сведения, что и Олег, и Святослав выглядели так, что иностранцы их не отличали от простых дружинников).

А значит, Олег объединял славян во имя идеи, а не во имя собственной выгоды. И нашей молодёжи нужно это знать, поскольку будущее произрастает из прошлого!

Неформат 67. Нет карикатурам на пророка! Нет Обаме! Нет кризису! Михаил Задорнов, 23.01.2015 youtu.be/EfoLEhkDf5gМихаил Задорнов о грязном бизнесе, построенном на недопустимых вещах, - карикатурах на пророка Мухаммеда. Что общего между Бараком Обамой и Вещим Олегом? Программа Неформат на Юмор FM №67 23.01.15

yablor.ru

Олег

Значение и происхождение имени

Священный (скандинав.).

Что значит имя Олег

Это имя достаточно самолюбивого человека, вместе с тем в нем все же заметна некоторая оглядка, напоминание об осторожности. Нет, ядовитый череп коня Вещего Олега здесь, скорее всего, ни при чем, просто по своему звучанию имя как бы призывает к осмотрительности. Чаще всего это приводит к тому, что Олег редко поддается эмоциям, и потому среди носителей этого имени много людей логического склада ума. Бывает довольно интересно наблюдать, как такая аналитичность сочетается с романтизмом, к которому нередко склоняет Олега его «вещее» имя. Обычно это выражается в том, что его мечты оказываются довольно практичными: частенько стремясь в «заоблачные» высоты, он в своих мыслях совмещает их с высотами чисто материальными и прагматичными. Конечно, и здесь есть исключения, ведь в уравновешенных именах роль воспитания особенно заметна.

Олега трудно назвать чересчур честолюбивым, в большинстве случаев его самолюбие не болезненно. Хоть сам себя Олег нередко может оценивать слишком высоко, он все же не особо стремится доказать свои достоинства кому-либо, предпочитая спокойно идти к своей цели. Впрочем, если это необходимо для утверждения в коллективе или же просто не предполагает всяческих осложнений, он может и поработать на публику. Обычно здесь ему помогает хорошая уравновешенность характера и спокойное остроумие.

Среди носителей этого имени мало конфликтных и некоммуникабельных людей, иногда даже кажется, что имя Олег специально создано для того, чтобы сглаживать острые углы. В то же время оно наделяет своего владельца достаточной силой и умением в случае чего постоять за себя, просто все это происходит без надрыва и довольно легко. Скорее всего, Олег не будет лидером, но, похоже, ему этого и не надо. Бывают, правда, случаи, когда у Олегов просыпаются «командирские рефлексы», что особенно возможно после армейской службы, но это все-таки редкость или же за этим стоят меркантильные интересы. С другой стороны, он умеет ценить свою самостоятельность, и это в семейной жизни может привести к тому, что в доме не будет кого-нибудь главного, поскольку ни командовать, ни подчиняться Олег не настроен, и, таким образом, его семья либо распадется, либо она трансформируется в союз двух независимых личностей. К тому же надо заметить, что многие из Олегов неравнодушны к спиртному, позволяющему скрасить некоторую скучность аналитического ума.

В профессиональном плане он может найти себя в самых различных областях, требующих самостоятельности и логики. Интересно, что даже в творческих профессиях большинство Олегов из всех эмоций отдают предпочтение смеху.

Характер имени Олег

Обращаясь к Олегу за помощью, едва ли стоит эмоционально описывать ситуацию: достаточно просто последовательно ее изложить и выслушать его ответ – да или нет. Остальное, скорее всего, все равно не поможет. Расположение Олега можно получить, если вы проявите себя как самоценная личность, не лишенная к тому же чувства юмора и не лезущая в командиры.

Астрологическая характеристика

Знак зодиака имени Олег: Близнецы. Планета: Юпитер. Цвет имени: серебристо белый. Наиболее благоприятный цвет: фиолетовый. Камень-талисман: аметист, турмалин.

Празднуем именины:

3 октября (20 сентября) – Олег Романович Брянский (в иночестве Василий) – князь, преподобный.

История имени Олег

Вещий Олег – легендарный древнерусский князь-воевода, о котором сложено немало былин, песен и сказаний. Согласно «Повести временных лет» – одной из древнейших летописей Руси, – именно Олег хитростью, притворившись купцом, захватил в 882 году Киев, убив правящих там Аскольда и Дира, и посадил на престол законного князя Рюрика, таким образом, как ему казалось, восстановив справедливость.

Смелый, отважный и сильный, Вещий Олег тем не менее прославился даже не столько благодаря физическим качествам, сколько своему уму, и как следствие – хитрости и изворотливости. Согласно легендам, из каких только ситуаций он не выходил сухим из воды! Так, в походе на Царьград Олег обеспечил своим войскам победу с помощью следующего хитроумного изобретения: поставив военные корабли на колеса, он под парусами подошел под стены города, жителям которого ничего не оставалось, кроме как сдаться. Что же касается своего прозвища «Вещий», то его Олег получил, когда категорически отказался принять из рук побежденных греков еду и вино. Как выяснилось впоследствии, сделал он это не напрасно – яства оказались щедро приправлены ядом.

Согласно известной легенде, описанной в «Песни о Вещем Олеге», волхвы предсказали князю-воителю безвременную гибель, которую он примет от собственного коня. Опечаленный, Олег расстался со своим верным другом, исправно служившим ему в походах, и приказал заботиться о коне до самой его смерти. Когда же через 4 года князю доложили о смерти животного, он разгневался, что в свое время поверил глупому предсказанию и, пожелав видеть останки коня, специально поехал посмотреть на свою почившую смерть. Насмехаясь над волхвами, Олег наступил на череп животного, из которого выползла ядовитая змея, и… умер на 33-м году своего правления, приняв смерть от останков собственного коня, как это и было ранее предсказано.

yooname.ru

Олег Вещий — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

879 — 912 Предшественник: Преемник: 882 — 912 Предшественник: Преемник: Вероисповедание: Рождение: Смерть: Место погребения: Династия: Имя при рождении: Отец: Мать: Супруг: Дети: Партия: Образование: Учёная степень: Сайт: Автограф: Монограмма:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Олег Вещийдр.-рус. Оль́гъ, Ѡль́гъ<tr><td colspan="2">Олег Вещий</td></tr>

<tr><td colspan="2">Князь Олег в Радзивилловской летописи</td></tr>

Рюрик
Игорь Рюрикович
Аскольд и Дир
Игорь Рюрикович
 
Язычество
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
912(0912)Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Киев либо Ладога (?)
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
 
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
 
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Оль́гъ, Ѡль́гъ, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи «Повесть временных лет»[1] приводится его прозвище Вещий[2] (знающий будущее, предвидящий будущее[3]). Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «ПВЛ»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно «ПВЛ», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой[4]. Точное происхождение Олега в ПВЛ не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег — это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг[5].

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря[6].

Вокняжение в Киеве

Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вꙑ нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь»[7] — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

Поход на Византию

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.[8]

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[9]. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года[10], где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[11], флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами[12].

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго[13]. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом»[14].

Смерть

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом»[15]. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[16], который также был смертельно ужален на могиле любимого коня[17]. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы[18]:

И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд[19].

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация[20]. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей[21]. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега[22].

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной[23]. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge[24], что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления»[25]. Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками[26]. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими[27] или иранскими[28] формами. По мнению Л. П. Грот, связывать имя Олега со шведским именем «Helge» затруднительно по семантическим причинам, поскольку значение последнего — «святой» — противоположно по смыслу языческому прозвищу русского князя[29].

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии

  • Львова А. Д. драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.[30]

В литературе

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

В кино

Напишите отзыв о статье "Олег Вещий"

Примечания

  1. ↑ [http://old-russian.chat.ru/01povest.htm «Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература»] в переводе Д. С. Лихачёва
  2. ↑ Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. ↑ Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера [http://vasmer.narod.ru/p099.htm].Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
  4. ↑ Татищев В. Н.. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
  5. ↑ Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
  6. ↑ Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  7. ↑ Лурье Я. С. [http://www.russiancity.ru/books/b75.htm История России в летописании.]
  8. ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
  9. ↑ Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
  10. ↑ Повесть временных лет. В год 6420.
  11. ↑ Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
  12. ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
  13. ↑ [http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0505.htm Перевод Кембриджского документа]
  14. ↑ Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
  15. ↑ Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 3 (9). С. 107.
  16. ↑ Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
  17. ↑ Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
  18. ↑ Вариант саги: Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки… «Древняя Русь в свете зарубежных источников». М., 1999.
  19. ↑ [http://lants.tellur.ru/history/DRSZI/V.2.htm Отрывок из саги про Орвара Одда]
  20. ↑ Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
  21. ↑ Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
  22. ↑ «Ярославу сущу в новѣгородѣ и оурокомъ дающю . ҂в҃ . гривенъ . ѿ года до года . кыєву . а тысѧщю новѣгородѣ гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадницѣ новьгородьстии»; «и оустави варѧгом̑ дань даӕти . ѿ новагорода . т҃ . гривенъ на лѣт . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ярославлѧ даӕше варѧгом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
  23. ↑ О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. С. 22 — 44.
  24. ↑ См. [http://vasmer.narod.ru/p462.htm этимологический словарь] М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
  25. ↑ [http://pi.library.yorku.ca/dspace/bitstream/handle/10315/4045/icos23_1012.pdf?sequence=1 Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period.] Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
  26. ↑ См. список в статье Helge
  27. ↑ Кузьмин А. Г. [http://ec-dejavu.ru/v/Varag.html Об этнической природе варягов] со ссылкой на древнеболгарскую надпись 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», г

o-ili-v.ru