Василий Шуйский – последний Рюрикович. Василий иванович шуйскии


Василий Шуйский – биография, фото, личная жизнь, правление царя

Василий Шуйский: биография

Василий IV Иванович Шуйский известен в российской истории как правящий с 1606 по 1610 год царь. Правитель происходил из княжеского рода Шуйских и был последним потомком Рюриковичей на российском престоле. В 1552 году в княжеской семье Ивана Андреевича и Анны Федоровны Шуйских родился сын Василий. Мальчик не был единственным ребенком, будущий правитель рос вместе с братьями – Андреем, Дмитрием и Иваном. О детстве и юности князя известно мало.

Василий Шуйский

В молодом возрасте Василий IV стал интересоваться политикой. Шуйский вступает в Московскую судную палату, позже добивается повышения на службе. Василия Ивановича нарекли боярином. Князь принимал участие в военных походах, однажды даже был отправлен в ссылку по требованию семьи Годуновых.

Начало правления

Правление Василия Шуйского начиналось непросто. Известно, что политическая карьера Василия IV началась в то время, когда на престоле находился Борис Годунов. В это время объявился якобы чудом спасшийся царевич Дмитрий, будущий царь Лжедмитрий I. Шуйскому это оказалось не по душе, поэтому боярин начал плести интриги против возможного будущего правителя. Вскоре Борис Годунов умирает, а на престол восходит ненавистный Василию IV человек.

Василий IV Шуйский

Василий IV хранит ненависть внутри себя и готовит план по свержению лже-царя. Пока же помогает править, поддерживает начинания Лжедмитрия. Дважды боярин пытался свергнуть правителя. В первый раз заговор раскрыли, после чего будущего царя приговорили к смерти. Но милостивый лже-государь сжалился над Василием и вернул того на службу.

Второй заговор оказался удачным. В 1606 году Лжедмитрия I убили. Бояре незамедлительно возвели на престол Василия Шуйского. Взамен новый царь обещал Боярской думе передачу части своих полномочий.

Внутренняя политика

Годы правления Василия Шуйского стали частью российской истории, которую называют Смутным временем. Против власти плелись заговоры, а натиск европейских государств мешал налаживанию внутренних отношений. Несмотря на это, Василию IV удалось внести ряд изменений в жизнь российского государства.

Карта московских земель при Василии Шуйском

Внутренняя политика Шуйского началась с внедрения методов укрепления власти. Царь подписывает крестоцеловальную запись. Документ существенно ограничивал возможности князя, но таковым было желание бояр, выбравшего Василия IV правителем. Для улучшения настроений среди дворян, ради завоевания их расположения Василий IV вводит 10-летний сыск крестьян. Но даже это не помогло удержать бояр на стороне правящей власти после прихода Лжедмитрия I.

Лжедмитрий I

Шуйский занялся укреплением войска. Особое внимание правитель уделил дисциплине внутри войск. Основные правила указал в воинском уставе. Пример Василий IV брал с немцев. В пособии прописали правила поведения солдат, руководителей. Народное недовольство постепенно набирало обороты, несмотря на попытки правительства усмирить подданных. В разных частях страны постоянно возникали волнения. Шуйский видел единственно правильное решение проблемы в закрепощении крестьян.

Внешняя политика

Василий Шуйский обладал аристократическим происхождением. Став царем, Василий IV старался угодить боярам, которые желали заключить союз с поляками. Первостепенной задачей во внешней политике для Шуйского стало сближение с Речью Посполитой. Но дипломатические переговоры с польскими правителями не принесли ожидаемого результата.

Восстания, организованные И. Болотниковым, только мешали установлению мира с поляками, так как Лжедмитрий вместе с недовольными гражданами захватил в плен граждан Речи Посполитой. Польша и Москва находились на грани военных действий. Поляки настоятельно рекомендовали русским властям вернуть пойманных иностранцев.

Восстание Ивана Болотникова

Но власть в лице Василия Шуйского предпочла избрать иной путь – сближение со шведами. Шведский правитель Карл IX оказывал давление на русского царя. Европеец слал грамоты, в которых сообщал о скором нападении на Речь Посполитую, призывал москвичей присоединиться. Во второй грамоте швед заявлял о планах по свержению Шуйского. Организаторами мятежей оказались поляки.

События разворачивались для Василия IV невыгодным образом. С одной стороны – возможный «крестовый поход» на страну Карла IX, с другой – странные отношения с поляками. Шуйский старался избегать прямых ответов на заданные шведской стороной вопросы. Отделывался общими фразами, вроде «нарушения мира не будет, но и подтвердить мир со Швецией не может».

Свидание Скопина-Шуйского с Василием Шуйским в Москве

На русского царя продолжали давить иностранные правители. Одним требовались земли и возможность осуществлять торговлю на территории России, другие хотели вернуть Мнишека и задержанных поляков. В итоге Шуйский достиг мира с Речью Посполитой. Но царь понимал, что заключенное соглашение может в любой момент быть нарушено.

Сомнения русского правителя подтвердились позже, когда у поляков пришли к власти люди, противящиеся союзу с Москвой. Историки считают, что поляки способствовали разжиганию междоусобных войн внутри страны, появлению Лжедмитрия II. Давление Польша оказывала на казаков, которых видела разрушителями правительственного устоя в России.

Лжедмитрий II

Правление Василия Шуйского оказалось неспокойным. Мнишек и Лжедмитрий II воспротивились действующей власти. Поляки, тем временем, заняли Тушино и выступили против Москвы. У русского царя не было возможности противостоять в одиночку надвигающейся угрозе, поэтому Василий IV сближается со шведами. Шведский король по-прежнему желает расширения влияния в русских землях. В обмен на сотрудничество Швеции должны отойти Кола, Ивангород, Корела. История сохранила письма, направленные Карлом IX комиссарам:

«Настал такой удобный случай воспользоваться смутами России для территориального обогащения шведской короны, что упускать его невозможно; это значило бы сделать политическую оплошность, от которой не оправдаться ни перед богом, ни перед людьми».

Интервенция в таких условиях становилась все реальнее. Помимо борьбы со шведами Василию Шуйскому приходилось противостоять тушинцам. Царь испытывал необходимость в дополнительных военнослужащих, но получить помощь можно было только в Орде. Татары освободили для Василия IV Оскол и Ливен.

Василий Шуйский на варшавском сейме перед царем Сигизмундом III

Новые денежные переводы ордынцам сделали дело: татары напали на Лжедмитрия II в Боровском уезде. Несмотря на регулярные пополнения ордынской казны за счет московской, положительного результата от сотрудничества с ордынцами Василий Шуйский не получил. Ордынцы решили, что денег от Москвы слишком мало, и начали грабить простой народ.

Князь всячески пытался отстоять столицу и российское государство. Царствование Шуйского не принесло видимых изменений во внешней политике. Шведы старались заполучить русские земли, ордынцы грабили народ, поляки вместе с Лжедмитрием II организовывали заговоры против Василия IV.

Свержение

В 1609 году отношения с поляками испортились окончательно. Об этом свидетельствовало то, что польско-литовский король Сигизмунд III осадил Смоленск. Собственными силами московский царь смог освободить большую часть российских земель от захватчиков. Несмотря на это, Василий Шуйский не пользовался популярностью в народе, современники считали его незаконным правителем.

Свержение Василия Шуйского

Желание свержения царя росло. Уверенности горожанам добавила смерть полководца Скопина-Шуйского. Поднялось восстание, позволившее убрать с престола правителя. Василия IV заставили произнести монашеские обеты и подвергли постригу в монахи.

Личная жизнь

В биографии Василия Шуйского описано два брака. Первый союз не дал наследников. Желания вновь жениться у царя не появилось, поэтому после смерти жены правитель продолжительное время ходил холостяком. Второй супругой царя стала дочь князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского Мария.

Василий Шуйский

Любви между мужем и женой не было, так как брак требовался для продолжения династии. На союзе настоял царь Борис, который не хотел передавать престол посторонним людям. Супружество принесло правителю двух дочерей, которые скончались в юном возрасте. В «Бельском летописце» сказано:

«У царя Василья Ивановича всея Руси детей было только две дочери, и те во младенчестве преставились; тако зовомы суть Настасья и Анна».

Смерть

Шуйский после свержения оказался в руках польского гетмана. Экс-царя вместе с братьями привозят в Смоленск, после переправляют в Речь Посполитую и представляют королю Сигизмунду. У князей не было другого выбора, как принести присягу польскому правителю.

Могила Василия Шуйского

Во время заключения в Гостынинском замке экс-государь умирает. Спустя несколько дней известили о кончине брата Дмитрия. Только Ивану Шуйскому удалось вернуться в родные земли. Десятилетиями позже останки Василия перевозят по требованию Михаила Федоровича в Архангельский собор Московского Кремля.

Фото

24smi.org

Василий IV Шуйский - биография

Царь и Великий князь Московский и всея Руси (1606-1610).

Князь Василий Иванович Шуйский родился в 1552 году в семье боярина князя Ивана Андреевича Шуйского (около 1533-1573). Он являлся потомком князей Суздальских и Нижегородских и вел свой род от Андрея Ярославича, младшего брата Александра Невского.

В молодые годы В. И. Шуйский служил при дворе Ивана IV Грозного, в 1580 году был дружкой царя на его последней свадьбе. В 1581-1582 годах стоял воеводой с полками на Оке, охраняя границу от возможного нападения крымского хана.

Боярин (с 1584 года) князь В. И. Шуйский принял активное участие в борьбе придворных партий после смерти Ивана IV Грозного. Он выступал противником Бориса Годунова, шурина царя Федора I Ивановича, постепенно захватывавшего в свои руки реальные рычаги управления государством. В 1587 году князь подвергся опале, но был быстро прощен и вернулся ко двору.

В мае 1591 года В. И. Шуйский был отправлен в Углич для ведения следствия о загадочной смерти царевича Дмитрия Ивановича. Следствие подтвердило, что царевич порезался ножом в припадке падучей. Однако и современники, и потомки подозревали В. И. Шуйского в сокрытии истинных причин смерти. Упорно ходили слухи, что царевича убили люди Бориса Годунова, а князь сознательно скрыл это, чтобы избежать преследований со стороны царя. В народе верили, что В. И. Шуйский единственный, кто знает правду об углической трагедии.

В 1596 году В. И. Шуйский направлялся воеводой с полком правой руки «по крымским вестем» в Алексин.

В 1598 году, после смерти царя Федора I Ивановича - последнего Рюриковича на русском престоле, - В. И. Шуйский по знатности своего рода и по близости к пресекшейся династии казался наиболее верным претендентом на трон. После избрания на царство Бориса Годунова князь постоянно находился под подозрением в нелояльности, неоднократно удалялся от двора, но неизменно возвращался.

В начале 1605 года В. И. Шуйский активно участвовал в военных действиях против Лжедмитрия I. После смерти Бориса Годунова князь был отозван в Москву.

В июне 1605 года В. И. Шуйский перешел на сторону Лжедмитрия I. Не дожидаясь приезда нового государя в Москву, князь вместе с братьями выехали к нему навстречу. Самозванец принял их в Туле, поначалу говорил с ними сухо, но потом простил.

Вскоре князь возглавил заговор против Лжедмитрия I, был приговорен к смерти, затем помилован и сослан, но в конце 1605 года был вновь возвращен ко двору.

В мае 1606 года, опираясь на дворцовую и церковную знать, верхушку провинциального дворянства западных и центральных уездов и крупное купечество, В. И. Шуйский снова возглавил заговор против Лжедмитрия I. В ходе восстания 17 мая 1606 года Лжедмитрий I был убит заговорщиками, а 19 мая группа приверженцев В. И. Шуйского «выкрикнула» его царем.

В. И. Шуйский дал крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть. 1 (10) июня 1606 года Василий IV Шуйский венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Сразу вслед за тем был возведен на престол новый патриарх - бывший казанский митрополит Гермоген, известный своим сопротивлением неправославным поступкам Лжедмитрия I.

Первым публичным актом царя Василия IV Шуйского стало перенесение мощей царевича Дмитрия Ивановича в Москву. В Углич был направлен ростовский митрополит Филарет. 3 июня 1606 года мощи Дмитрия Ивановича были привезены и выставлены в Архангельском соборе Московского Кремля. Его убийцей официально был объявлен Борис Годунов. Этим жестом царь стремился подчеркнуть, что и Лжедмитрий I, и те, кто надеялся последовать его примеру - самозванцы. Однако этой мерой уже нельзя было уже остановить начинавшуюся смуту.

Начавшаяся Смута превратила недолгое царствование Василия IV Шуйского в постоянные войны с И. И. Болотниковым, дворянскими ополчениями братьев Ляпуновых, боярским сыном И. Пашковым. Пытаясь привлечь на свою сторону феодальную верхушку, царь издал Уложение 9 марта 1607 года, по которому срок сыска беглых крестьян составлял 15 лет, а сами крестьяне принадлежали тем, за кем были записаны в 1590-х годах. Но и эта мера не привела к желаемому результату.

В 1607 году новый самозванец - Лжедмитрий II - начал наступление на Москву. Он захватил огромные территории и обосновался в подмосковном селе Тушине (ныне в черте города Москвы). Для борьбы с ним Василий IV Шуйский решил опереться на помощь шведского короля Карла IX. В 1609 году царь отказался от претензий на прибалтийские земли, ранее принадлежавшие Ливонскому ордену, уступил Швеции город Корелу, дал разрешение на хождение шведских денег в Московском государстве, а также принял на себя обязательства содержать шведские войска.

Племяннику Василия IV Шуйского М. В. Скопину-Шуйскому, способному полководцу, во главе русско-шведской армии удалось установить контроль правительства над северными областями страны. Многие начала видеть в нем преемника престарелого и бездетного царя. Однако внезапная смерть М. В. Скопина-Шуйского, в которой сразу же стали обвинять Василия IV Шуйского, лишила царя и этой опоры.

В сентябре 1609 года началась открытая польская интервенция. Польский король Сигизмунд III осадил Смоленск. 24 июня 1610 года русско-шведские войска Василия IV Шуйского были разгромлены гетманом С. Жолковским в битве под селом Клушиным под Вязьмой.

Слабость Василия IV Шуйского и его неспособность выправить ситуацию, привели к тому, что 17 (27) июля 1610 года он был низложен боярами, насильно пострижен в монахи и заточен в Чудов монастырь. Так как в боярской среде не существовало кандидата на престол, который мог бы устроить всех (по крайней мере, большинство), было сформировано боярское правительство, вошедшее в историю под именем «Семибоярщины». Его члены согласились на избрание русским царем польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III.

В сентябре 1610 года В. И. Шуйский (как мирянин, а не как монах) был выдан польскому Гетману С. Жолкевскому, который в октябре вывез его вместе с братьями под Смоленск, а позднее в Польшу. В. И. Шуйский скончался 12 (22) сентября 1612 года, находясь в заключении в Гостынском замке.

В 1635 году по просьбе царя Михаила Федоровича останки В. И. Шуйского были возвращены в Россию и погребены в усыпальнице Архангельского собора Московского Кремля.

www.bankgorodov.ru

Шуйский Василий Иванович, подробная биография

(1552-1612) русский царь Василий IV

Имя Шуйского неразрывно связано с тем периодом в русской истории, который принято именовать Смутным временем. Некоторые считали этого деятеля хитрым интриганом, способным на все ради личного обогащения. Однако на самом деле личность Василия Ивановича Шуйского гораздо сложнее.

Он принадлежал к древнему роду суздальских князей, предком которых был Рюрик. Имена Шуйских постоянно упоминаются в различных источниках, поскольку многие представители их рода были известными царедворцами и занимали ответственные должности в самые нелегкие периоды русской истории.

С юных лет Василий Шуйский не отличался физической силой и, возможно, поэтому все свои способности направил на закулисную борьбу. При царе Феодоре, Василий получил сан боярина и был направлен воеводой в Смоленск.

Двухлетнее пребывание в этом городе практически спасло всю его будущую карьеру. Когда его братья попали в опалу за подачу Борису Годунову челобитной с протестом по поводу развода с женой Ириной, Шуйский не только не утратил своего положения, но и был официально прощен.

По-видимому, ему помогла и выгодная женитьба на княжне Репниной, которая доводилась Годунову дальней родственницей.

Хотя Василий Иванович Шуйский и не входил в ближайшее окружение царя, именно ему было поручено возглавить комиссию по расследованию обстоятельств гибели царевича Дмитрия. Он не разочаровал царя и в своем докладе сообщил, что царевич якобы случайно поранил себя ножом, поэтому вся ответственность перекладывалась на его воспитателей.

Тем не менее после возвращения в Москву, Василий Шуйский получил новое назначение: стал первым воеводой в Новгороде. Он расценил свое удаление из Москвы как опалу и через некоторое время даже вошел в группу бояр, организовавших заговор против Бориса Годунова.

Известно, что Василий Шуйский сначала поддержал Лжедмитрия, а потом участвовал в заговоре против него и был приговорен к смерти, однако впоследствии прощен. В ночь с 16 на 17 мая 1606 года бояре тайно выпустили из тюрем всех преступников и раздали им оружие. На рассвете в Москве были инспирированы волнения, в ходе которых самозванец был зарублен, и власть перешла в руки бояр. 1 июня 1606 года Шуйский торжественно венчался на царство под именем Василия IV.

Чтобы положить конец любого рода слухам о возможном воскрешении царевича Дмитрия, его мощи были перевезены в Москву и выставлены в Архангельском соборе, а сам царевич был вскоре канонизирован.

Однако все подобные меры не привели к стабилизации положения. Проводимая Василием Шуйским жесткая экономическая политика и непрерывная борьба с боярскими группировками привели к новым социальным волнениям, и вскоре у восставших появился руководитель, распространявший слухи о том, что он — воевода царевича Дмитрия, посланный для организации войска. Этого человека звали Иван Болотников.

Отряды под его руководством направились к Москве, и остановить их продвижение удалось с большим трудом. Самому Шуйскому пришлось направиться навстречу восставшим во главе большой армии. Избегая сражения, Болотников укрылся в тульском Кремле. Когда попытка штурма не удалась, Василий Иванович Шуйский применил военную хитрость: протекавшая внутри города речка Упа была перегорожена плотиной, она разлилась и затопила Кремль. Поэтому погибла большая часть запасов продовольствия, хранившихся в подвалах.

Вскоре город был захвачен, а Болотников ослеплен и сослан в Каргополь, где его вскоре утопили. Но победа над восставшими предоставила Шуйскому лишь временную передышку в борьбе с внутренними врагами. Уже летом 1607 года появился новый самозванец, вошедший в историю под именем ЛжеДмитрия II.

Весной 1608 года новое войско двинулось на Москву. Ему навстречу вышла рать во главе с братом царя Дмитрием Шуйским. Она была наголову разбита в первом же сражении под Волховом, и вскоре Лжедмитрий II подошел к стенам Москвы.

Убедившись, что штурмом захватить город не удастся, он закрепился со своими отрядами в подмосковном селе Тушине. Отсюда и возникло его ироническое прозвище «тушинский вор». Все попытки Василия Шуйского разгромить лагерь самозванца оказались безрезультатными. Чтобы получить подкрепление, царю пришлось обратиться к шведскому королю за помощью. Тот согласился направить в распоряжение Шуйского экспедиционный корпус численностью в пять тысяч человек. Правда, шведы потребовали за это серьезных уступок: передать им русский город Корела с окружавшими его землями.

Весной 1609 года шведские войска прибыли в Новгород и начали освобождать земли, захваченные самозванцем. Поскольку в то время Швеция находилась в состоянии войны с Польшей, польский король также направил в Россию свою армию. Однако по численности и по вооружению она уступала шведской, и польский король решил двигаться прямо к Москве, избегая сражения со шведами.

В 1610 году у села Клушина, находившегося между Вязьмой и Можайском, русское войско, возглавляемое Дмитрием Шуйским, было разбито, и поляки двинулись на Москву. Все эти события подорвали авторитет Шуйского, он был низложен, и власть перешла к боярской Думе, состоявшей из семи человек, — так называемой «семибоярщине». Сам же Василий Шуйский был арестован и насильственно пострижен в монахи.

Спустя несколько месяцев его выдали польскому гетману Жолкевскому, который распорядился поместить Шуйского в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Уходя из России, Жолкевский взял Шуйского с собой и под Смоленском передал его королю Сигизмунду. После этого Василий Иванович Шуйский с небольшой группой сторонников был помещен в Густынский замок, где вскоре и умер.

В 1620 году по распоряжению короля Сигизмунда его тело было захоронено в Варшаве в специально построенном мавзолее, а в 1635 году ему наконец оказали царские почести. Останки Василия Шуйского перевезли в Москву и похоронили в Архангельском соборе.

biografiivsem.ru

Василий Шуйский. Биография. Правление. Смутное время

Правление Василия IV Шуйского

Содержание статьи:

Василий Иванович Шуйский (рожд. 1552 г. — смерть 12 (22) сентября 1612 г.) — русский царь c 1606 по 1610 годы (Василий IV Иоаннович). Из княжеского рода Шуйских. Последний из рода Рюриковичей на российском престоле.

По своему духу и характеру Василий Шуйский в высшей степени олицетворял свойства старого русского быта. В нем видно отсутствие предприимчивости, боязнь всякого нового шага, но в то же время терпение и стойкость. Молодость его прошла при Иване Грозном. При его сыне Федоре Ивановиче Шуйский в 1591 г. был отправлен в Углич для ведения следствия о странной смерти царевича Димитрия. В результате следствия было подтверждено, что царевич порезался ножом в припадке падучей. Но и современники, и потомки не без основания подозревали Шуйского в сокрытии настоящей причины смерти.

1598 год — после смерти царя Федора Ивановича, Шуйский и по знатности своего рода, и по близости к пресекшейся династии казался более верным претендентом на царский престол. Однако царем стал Борис Годунов. 1604 год — после того как в русских пределах появился претендент, называвший себя царевичем Димитрием, Шуйский на Красной площади при большом скоплении народа несколько раз повторил, что это несомненно самозванец, потому как сам он своими руками погребал в Угличе настоящего царевича.

Успокоенный такими заверениями Годунов в январе 1605 г. послал Шуйского с войском против «Дмитрия». Шуйский сразился с претендентом и нанес ему поражение при Добрыничах. Однако после война приняла затяжной характер. Между тем Борис Годунов скончался. 1605 год, май — все войско присягнуло «царевичу».

Шуйский вместе с другими боярами тоже признал Дмитрия царем. Впрочем, у него не было сомнений, что он имеет дело с самозванцем. 20 июня Дмитрий въехал в Москву, а уже 23-го Шуйский был схвачен за крамолу. Донесли, что он объявил торговому человеку Федору Коневу и какому-то Косте-лекарю, что новый царь не есть сын Грозного, и поручил им разглашать это тайно в народе. Но дело, быстро вышло наружу, и Дмитрий повелел судить Шуйского Земскому собору.

По свидетельствам наших летописей, князь Василий в этих трудных обстоятельствах держался с твердым достоинством. Он не только не отрекся от своих слов, но даже под пыткой продолжал повторять, что под личиной Дмитрия скрывается самозванец. Он не назвал никого из своих соумышленников и его одного приговорили к смертной казни: братья его были лишены только свободы.

25-е число назначено было для исполнения приговора. Шуйский был вывезен к плахе, уже прочитана была ему сказка, или объявление вины, уже простился он с народом, объявив, что умирает за правду, за веру и народ христианский, как прискакал гонец с объявлением помилования. Казнь заменили на ссылку. Но и этого наказания не исполнили.

Переворот. Убийство Лжедмитрия

30 июля, венчаясь на царствие, Дмитрием было объявлено прощение всем опальным. В числе прочих возвратились и Шуйские, которые, кажется, даже не успели доехать до места ссылки. Им возвратили боярство и их вотчины. Утвердившись в прежней власти, князь Василий Иванович немедля возобновил и свои интриги. Но теперь он действовал осторожней и готовил переворот более тщательно.

В скором времени к заговору пристали князья Василий Васильевич Голицын и Иван Семенович Куракин. Бояре положили между собой в первую очередь убить царя, а после уж решать, кто из них будет править. При этом поклялись, что новый царь не должен никому мстить за прежние досады, но по общему совету управлять Российским царством.

Въезд Шуйского и Делагарди в Москву

Условившись со знатными заговорщиками, Шуйский начал подбирать других, из народа, привлек на свою сторону 18-тысячный отряд новгородского и псковского войска, стоявший возле Москвы и назначенный к походу на Крым. Около четырех утра 17 мая 1606 г. ударили в колокол на Ильинке, у Ильи Пророка, на новгородском дворе, и, разом заговорили все колокола в Москве. Толпы народа хлынули на Красную площадь; там уже сидели на конях бояре и дворяне, числом до двухсот, в полном вооружении.

Не дожидаясь, пока соберется много народу, Василий Шуйский в сопровождении одних приближенных въехал в Кремль через Спасские ворота, держа в одной руке крест, в другой меч. Возле Успенского собора, он сошел с лошади, приложился к образу Владимирской Богоматери и сказал окружающим: «Во имя Божие идите на злого еретика». Толпы двинулись ко дворцу. Дмитрий, узнав в чем дело, перебежал по галерее к каменному дворцу, хотел по подмосткам спуститься на землю, однако упал с высоты 15 сажен во двор и сильно разбился.

Стрельцы, не принимавшие участия в заговоре, подобрали его, вначале не хотели отдавать, но после пошли на переговоры. В то время как страсти все больше накалялись, некто Григорий Валуев подскочил к раненому Лжедмитрию и застрелил его. После того как цель заговора была достигнута, Шуйскому потребовалось много сил, чтобы остановить своих разошедшихся сторонников. Семь часов кряду в городе шла резня. По одним источникам, поляков было убито 1200 или 1300 человек, а русских — 400, по другим — одних поляков 2135 человек, иные же считают — 1500 поляков и 2 000 русских.

Василий Шуйский — царь

19 мая в 6 ч. утра купцы, разносчики, ремесленники собрались на Красной площади. Бояре, придворные чины и духовенство вышли к народу и предложили избрать нового патриарха, который должен был стоять во главе временного правления и разослать грамоты для созыва советных людей из городов. Однако на предложение бояр толпа начала кричать, что царь нужней патриарха, а царем должен быть князь Василий Иванович Шуйский.

Этому провозглашению толпы, только что ознаменовавшей свою силу убийством Дмитрия, никто не осмелился противодействовать, и Шуйский был даже не избран, а выкрикнут царем. 1606 год, 1 июня — он венчался на царство без какой либо пышности, будто человек, вступающий в тайный брак или стыдящийся своего ничтожества. Новый царь был маленький старик 53 лет от роду, очень некрасивый, с подслеповатыми глазами, начитанный, очень умный и очень скупой. Сразу вслед за тем был возведен на престол новый патриарх — бывший митрополит казанский Гермоген, известный своим сопротивлением неправославным поступкам Дмитрия.

Смутное время

Переворот, происшедший в Москве, породил новую смуту. В особенности бурный характер приняли события на Украине. Там никогда не было недостатка в удалых и отважных людях. Теперь же их явилось даже с избытком. Войска, собранные под Ельцом, избрали предводителем Истому Пашкова и присягнули все до единого стоять за законного царя Дмитрия. В то же время из Польши явился Иван Болотников и объявил, что виделся за границей со спасшимся Дмитрием и тот поручил ему возглавить восстание.

1300 казаками Болотников пришел под Кромы и наголову разгромил 5-тысячный царский отряд. С того момента его имя стало широко известно, и множество ратных людей начали стекаться под его знамена. Грамоты Болотникова произвели мятеж, охвативший Московскую землю подобно пожару. В Веневе, Туле, Кашире, Алексине, Калуге, Рузе, Можайске, Орле, Дорогобуже, Зубцове, Ржеве, Старице провозгласили Дмитрия.

Дворяне Ляпуновы подняли именем Дмитрия всю Рязанскую землю. Возмутился Владимир со всей землей. Во многих поволжских городах и отдаленной Астрахани провозгласили Дмитрия. Из крупных городов только Казань, Нижний Новгород, Новгород и Псков сохранили верность московскому царю. А из окраинных городов сильное усердие к Шуйскому показал Смоленск. Жители его не любили поляков и не ожидали ничего хорошего от царя, посаженного ими.

Поход на Москву. Раскол

1606 год, осень — Болотников двинулся походом на Москву. Города сдавались ему один за другим. 2 декабря он был уже в селе Коломенском. К счастью для Шуйского, в армии Болотникова произошло раздвоение. Дворяне и дети боярские, недовольные тем, что холопы и крестьяне хотят быть равными им, не видя при том Дмитрия, который мог бы разрешить между ними споры, начали убеждаться, что Болотников их обманывает, и стали отступать от него.

Братья Ляпуновы первые подали этому отступлению пример, прибыли в Москву и поклонились Шуйскому, хотя и не терпели его. Болотников был разбит юным князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским и ушел в Калугу. Но с наступлением лета силы его вновь стали увеличиваться пришедшими казаками. Появился новый самозванец, именовавший себя царевичем Петром, небывалым сыном царя Федора Ивановича.

Болотников пошел к Туле и соединился здесь с Петром. Тогда Шуйский принял меры решительные: разосланы были строгие приказы собираться отовсюду служилым людям, монастырским и церковным вотчинам должно было тоже выставить ратников, и таким образом собралось до 100 000 человек, которыми царь решился сам предводительствовать.

Подавление восстания

1607 год, 5 июня — на реке Восме он встретил объединенную армию мятежников. В течении целого дня шло упорное сражение, и Шуйский смог одержать победу. Болотников и царевич Петр отступили в Тулу, а Шуйский начал осаду. Некто Кровков предложил царю затопить город, запрудив реку Упу. Вначале Шуйский с боярами смеялись над таким предложением, но после дали Кровкову полную волю.

Тот велел каждому из ратных людей привезти по мешку с землей и начал прудить реку: вода обступила город, влилась внутрь его, пресекла все сообщения жителей с окрестностями. Настал голод, и Болотников с Петром пошли на переговоры с царем, соглашаясь сдаться, если Василий пообещает им помилование. Шуйский обещал пощаду. 1607 год, 10 октября — Тула сдалась, но царь свое слово не сдержал. Петра повесили немедля. Болотникова сослали в Каргополь и там утопили. Шуйский с торжеством возвратился в Москву, хотя знал уже о появлении нового самозванца.

Появление еще одного Лжедмитрия. Новая смута

Еще в начале июня появился в Стародубе подозрительный молодой человек, назвавшийся родственником Нагих и повсюду распространял слухи, что Дмитрий жив. Когда же стародубцы подступили к нему с решительными вопросами, он самого себя объявил Дмитрием. Кто был этот Лжедмитрий, неизвестно, но затея его увенчалась вначале полным успехом. Около самозванца начала быстро собираться дружина, над которой он поставил начальником пана Маховецкого.

1607 год, весна — он двинулся на столицу. Повторилось то же, что было прежде с первым Дмитрием и Болотниковым, — город за городом сдавались самозванцу без сопротивления, а царские войска, имевшие огромный численный перевес, терпели лишь поражения. 1 июня войско приблизилось к Москве и стало лагерем в Тушино. Казалось, окончательное торжество Лжедмитрия не за горами. Но тут отношение к нему народа изменилось.

Когда тушинцы осадили Троицкий монастырь, то встретили под его стенами ожесточенное сопротивление. Примеру знаменитой Сергиевой обители последовали и другие города, вначале робко, но затем все более уверенно. Этому в немалой степени способствовали бесчинства тушинцев. Бесчисленные шайки казаков бродили тогда по всей Русской земле и именем Дмитрия творили такие чудовищные преступления, перед которыми бледнели воспоминания об опричнине Грозного.

В первую очередь возвратились под власть Шуйского северные города: Галич, Кострома, Вологда, Белоозеро, Устюжна, Городец, Бежицкий Верх, Кашин. За ними последовали Владимир и Ярославль. Шуйский чутко уловил перемену в общественном сознании и в своих грамотах начал обращаться прямо к землям с увещанием сохранять единство, собираться всем вместе. «А если вскоре не соберутся, — писал он, — а станут все врозь жить и сами за себя не станут, то увидят над собою от воров конечное разорение, домам запустение, женам и детям поругание; и самим себе будут, и нашей христианской вере, и своему отечеству предатели».

В скором времени к внутренней смуте прибавилась еще и внешняя война. 1609 год, сентябрь — польское войско под командованием короля Сигизмунда осадило Смоленск. Горожане упорно сопротивлялись врагу. Стараясь умножить свои силы, король прислал в Тушино строгое повеление ко всему польскому рыцарству идти к нему на помощь. Вожди тушинских поляков долго были в нерешительности, как им поступить. С самозванцем перестали считаться, в глаза честили его мошенником и обманщиком.

В декабре самозванец тайком уехал в Калугу. После этого часть тушинцев поехала за ним, другие в Москву с повинной. Положение Шуйского ненадолго укрепилось. Однако 24 июня 1610 г. его брат князь Дмитрий Шуйский, шедший с войском на помощь Смоленску, был наголову разбит гетманом Жолкевским у Клушина. Лжедмитрий снова двинулся на Москву, взял Серпухов, Каширу и 11 июля стал у села Коломенского.

Приутихшая было смута поднялась с новой силой. Прокопий Ляпунов поднял против Василия всю Рязанскую землю. Он писал брату Захару в Москву, что нельзя больше терпеть Шуйского на троне, надо низложить его. Захар вместе с князем Василием Голицыным начали сноситься с полководцами самозванца и условились, что московские сведут Шуйского, а тушинцы отступятся от своего вора (хотя, своего обещания тушинцы не исполнили).

Свержение царя Василия Шуйского

Ляпунов во главе бояр предлагает Шуйскому оставить престол

17 июля Ляпунов с товарищами и большой толпой ворвались во дворец и начали говорить царю: «Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля опустела, ничего доброго не делается в твое правление, сжалься над гибелью нашей, положи посох царский, а уж мы о себе как-нибудь промыслим». Шуйский отвечал: «Смел ты мне вымолвить это, когда бояре мне ничего такого не говорят» и выхватил нож.

Ляпунов отправился тогда на Красную площадь, где уже собирался народ. После долгих речей бояре и всякие люди приговорили: бить челом государю Василию Ивановичу, чтоб он, государь, царство оставил для того, что кровь многая льется, а в народе говорят, что он, государь, несчастлив и горд, и города украинские, которые отступили к вору, его, государя, на царство не хотят. Во дворец отправился свояк царский, князь Воротынский, и объявил ему приговор собора: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междоусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не желают».

На эту просьбу, объявленную от имени всего московского народа, Василий должен был согласиться. Он положил царский посох и немедля выехал из Кремля вместе с женой в свой прежний боярский дом. 19 июля Ляпунов с четырьмя товарищами и монахами Чудова монастыря пришел в дом Шуйского и объявил, что для успокоения народа ему необходимо постричься. Шуйский отказался наотрез. Тогда пострижение совершили насильно. Старика держали во время обряда за руки, а князь Тюфякин произносил вместо него монашеские обеты, сам же Шуйский не переставал повторять, что не хочет пострижения. Постригли также и жену его, а братьев посадили под стражу.

Свергнув Василия Шуйского, боярская дума завязала переговоры с гетманом Жолкевским и должна была согласиться на избрание русским царем королевича Владислава. В конце октября гетман выехал из Москвы, взяв с собою по просьбе бояр Василия и его семью. 30 октября он торжественно въехал в королевский лагерь под Смоленском. В тот же день он представил Сигизмунду пленного Василия и его братьев. Говорят, от Шуйского требовали, чтобы он поклонился королю. Низложенный царь отвечал: «Нельзя Московскому и всея Руси государю кланяться королю: приведен я в плен не вашими руками, но выдан московскими изменниками, своими рабами».

1611 год, октябрь — по взятии Смоленска, королю устроили почетный въезд в Варшаву. В числе русских пленников везли и низложенного царя. Когда всех троих Шуйских поставили перед королем, Василий дотронулся рукой до земли и поцеловал эту руку. Потом Шуйский был допущен к руке короля. Было это зрелище великое, удивительное и жалость производящее, говорят современники. Хотя Юрий Мнишек требовал суда над Шуйским за убийство Дмитрия, сейм отнесся к нему с состраданием.

Смерть Василия Шуйского

По приказу Сигизмунда всех троих братьев заключили в Гостынском замке под Варшавой. Содержание им определили нескудное, как это видно из списка вещей и одежд, оставшихся после смерти Василия. Прожил он недолго и умер в сентябре 1612 г. Похоронили бывшего царя недалеко от места заключения. Современники и потомки не жаловали Шуйского, нет числа обвинениям, которые возводились на него при жизни и после смерти. Между тем нельзя не признать, что в его жизни было немало моментов, когда он проявил истинную мудрость, мужество и даже величие души. Несчастная судьба его достойна не столько порицания, сколько жалости и сострадания.

 

 

 

К.Рыжов 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Василий Шуйский – последний Рюрикович

29 января 2018 | Категория: Смутное время

Василий Шуйский (1545–1612 гг.) известен как последний представитель рода Рюриковичей на русском престоле. Он также вошел в историю как единственный русский царь, погибший в плену заграницей. Почему его биография так трагична?

Родословная

Василий Иванович Шуйский принадлежал к суздальской ветви Рюриковичей. Названая ветвь происходила от князя Андрея Ярославича, брата Александра Невского. Отцом Василия был князь Иван Шуйский, авторитетный государственный деятель при Иване IV, а матерью Анна Федоровна.

Василий был женат дважды. Сначала на княжне Елене Михайловне, а затем на княжне Марии Петровне. Две дочери Шуйского скончались ещё в младенчестве. Младшая из них царевна Анастасия Васильевна родилась накануне свержения Шуйского и умерла уже в ссылке.

Служба при дворе

Службу при дворе Василий Шуйский начал ещё при Иване IV. До чина боярина он дослужился уже в 1584 году. Возвышению Василия во многом поспособствовал брак его брата Дмитрия Шуйского с дочерью Малюты Скуратова. Свояком Василия был Борис Годунов. Это ни в коей мере не ослабило противостояние между будущими царями. В итоге Шуйский мало того что проиграл борьбу за влияние на царя Федора Иоанновича, так ещё и угодил в ссылку на 4 года.

Возвращение князя ко двору в 1591 г. совпало с гибелью царевича Дмитрия Иоанновича. Шуйский возглавил комиссию по расследованию происшествия. В заключении, представленном комиссией Боярской думе, говорилось, что царевич умер в результате несчастного случая. Итоги расследования «угличского дела» помогли Шуйскому вновь стать частью административной элиты. Тем не менее, опасаясь появления конкурентов в борьбе за престол, Годунов запретил князю жениться.

Восхождение к трону

Приход к власти Василия Шуйского достоин стать основой для одного из эпизодов «Игры престолов». Борис Годунов не испытывал к нему доверия не без оснований. Так, несмотря на то, что в одной из битв Василий разбил Лжедмитрия I, несколько месяцев спустя он занял сторону самозванца и «признал» в нём погибшего царевича. Князь заявил, что его выводы по «угличскому делу» были подлогом.

Невзирая на это, получив власть, Лжедмитрий I приговорил Шуйского к смертной казни, которую впоследствии заменил недолгим заключением. Возвратившись ко двору, Шуйский и некоторые его сторонники начали готовить заговор против самозванца, распространяя слухи о смерти настоящего царевича. В итоге всё закончилось убийством Лжедмитрия І.

Василий Шуйский пришел к власти после смерти самозванца. Его избрание на царство состоялось в мае 1606 г. перед восставшими, собравшимися на Красной площади. С воцарением Василия Смутное время вступило в новую фазу. В стране вновь появился боярский царь.

Правление Василия Шуйского (1606–1610 гг.)

Начало правления Шуйского было отмечено его желанием замолить прошлые прегрешения. Причем нередко он делал это публично. Но стоит сказать, что попытки переломить обстановку в обществе не имели успеха.

Внутренняя политика

Одним из самых знаковых в деятельности нового царя стало создание так называемой крестоцеловальной записи. В этом документе имелись пункты, ограничивающие царскую власть. В частности, царь клялся никого не казнить без судебного решения, принятого вместе с боярами.

В период царствования Шуйский попытался упорядочить правовые отношения землевладельцев с зависимыми людьми. Василий увеличил срок сыска беглых крестьян. Известны монеты Василия Шуйского. Хотя его правление отмечено снижением весовой нормы копейки.

Новому царю не удалось остановить Смуту. Наоборот, страна всё глубже погрязала в гражданской войне. Восстание против Шуйского началось сразу после его воцарения. Причем восставшие вновь использовали слух о чудом спасшемся царевиче Дмитрии. Сначала с этим лозунгом выступил Иван Болотников, а затем и Лжедмитрий ІІ.

Новый самозванец, получивший прозвище «тушинский вор», достиг немалых успехов. Обосновавшись в Тушино, он организовал параллельные органы управления, под его власть ушли некоторые территории, а также перебежало ряд бояр и служилых людей.

Внешняя политика

Внешнеполитическая деятельность царя была напрямую связана с внутренними проблемами. Чтобы подавить восстание Лжедмитрия ІІ Шуйский обратился за помощью к правителю Швеции Карлу IX. Договор о военной помощи, который он заключил, предполагал уступку Швеции города Корелы.

Племянник царя Михаил Скопин-Шуйский одержал несколько побед над войсками Лжедмитрия ІІ, но в 1609 г. стартовала польско-литовская интервенция. В битве при Клушине русская армия была разбита, что стало началом краха царствования Шуйского. Войска Речи Посполитой подошли к столице, где вскоре должны были произойти события, имевшие огромное значение для дальнейшей судьбы последнего Рюриковича, правившего Россией.

Свержение Василия Шуйского

Гражданская война вкупе с иностранной интервенцией стали главными причинами свержения Василия Шуйского. 17 июля 1610 г. состоялось собрание с участием Боярской думы, духовенства, воинских людей и жителей Москвы. Это импровизированное вече приняло решение о низложении царя. Бывшего правителя насильно постригли в монахи и заточили в монастыре. Таковы были итоги правления последнего Рюриковича.

В августе 1610 г. боярское правительство, прозванное «Семибоярщиной», заключило договор о приглашении на престол Владислава, королевича польского. Бояре впустили поляков в Москву, а Василия Шуйского передали гетману Жолкевскому, который повез бывшего русского царя в Польшу.

Позже Василий участвовал во въезде Жолкевского в Варшаву в качестве живого трофея. После этого его поместили под стражу. Низверженный царь умер в замке в городе Гостынин. Официальная дата смерти – 12 сентября 1612 года.

Польские власти намеревались использовать смерть Василия Шуйского в собственных целях. Его останки захоронили в специальной усыпальнице, надписи которой повествовали событиях, приведших к пленению русского правителя. Но в результате мирного договора 1634 г., останки Шуйского были переданы в Россию, где их перезахоронили в царской усыпальнице.

archeonews.ru

Василий Шуйский - Русская историческая библиотека

 

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон – Василий Шуйский
Константин Рыжов – Василий Шуйский
С. Ф. Платонов – Воцарение Василия Шуйского

 

 

Василий Шуйский

— царствовал с 19 мая 1606 года по 19 июля 1610 года. Обманом подготовилось его царствование: "В роковую ночь на 17 мая, многие, — говорит С. М. Соловьев, — были за Лжедимитрия; многие взялись за оружие при известии, что поляки бьют царя, прибежали в Кремль спасать любимого государя и видят его труп, обезображенный и поруганный не поляками, а русскими; слышат, что убитый царь был обманщик; но слышат это от таких людей, которые за минуту перед тем обманули их, призвав вовсе не на то дело. 17 и 18 мая сторонники Шуйского ликовали; но в храмах не смели петь благодарственных молебнов, масса московских жителей заперлась в своих домах и на ликование приверженцев Василия Шуйского отвечала молчанием. В эти же дни обнародованы мнимые показания Бучинских, поляков-кальвинистов, приближенных Лжедмитрия — показания, которые уже Карамзин признал вымученными или вымышленными. По этим показаниям названный Димитрий будто бы хотел избить всех бояр и обратить русских в латинство и лютеранскую веру. Карамзин, признавая легкомыслие самозванца, видел ясное измышление в этой нелепости. Двое из бояр, князь Василий И. Шуйский и князь В. В. Голицын, добивались престола; но сторона Шуйского взяла перевес.

Царь Василий Шуйский

 

Избрание царя предстояло совершить Земскому собору. Борис Годунов не побоялся созвать Земский собор. За него были патриарх и консервативное большинство, боявшееся неурядиц. Годунова знала вся Восточная Русь, как умного, хорошего правителя. За Шуйского стояла только незначительная, но решительная партия в Москве и весьма значительная в Новгороде; но в остальной России его не знали, а во Пскове ненавистно было самое название его фамилии, так как еще живо было предание о жестокостях и корыстолюбии его дела, князя Андрея, наместника во время малолетства Грозного. Поэтому Шуйский, как заметил Соловьев, не мог, подобно Годунову, и решиться на созвание Земского собора, который, по всем вероятиям, его и не выбрал бы. И действительно, люди, боявшиеся смуты, требовали, чтобы на место низверженного патриарха Игнатия, приверженца названного Димитрия, выбрали нового патриарха, которого думали, до избрания законным порядком царя, поставить во главе временного правительства. Но этого-то и боялся Шуйский; его приверженцы 19 мая кричали на Красной площади, что царь нужнее патриарха, в чем никто не сомневался; думали только, что нужен царь, законно избранный Земским собором. Приверженцы Шуйского перекричали, и он был избран на престол. В записи, данной боярам, Василий И. говорил, что он целовал крест на том, чтобы без суда с боярами — бояр, гостей и торговых людей смертию не казнить и у семейств их имений не отнимать. О земском строе в записи нет на слова, зато велеречиво выставлено происхождение Шуйских от Кесаря Августа через Рюрика до прародителя их Александра Ярославича Невского. Это происхождение от Невского давало Шуйскому перевес над Василием Васильевичем Голицыным, происхождение которого от дочери Донского забыли, а происхождение его от Гедимина для русских не имело значения. Басня же о происхождении от Августа, сочиненная книжниками, по тщеславию была усвоена всеми потомками св. Владимира.

Все хитрости Василия Шуйского не могли укрыться от москвичей, и потому их должна была поразить окружная грамота царя, в которой он уверял, что его просили на престол митрополиты, архиепископы, епископы и весь освященный собор, также бояре, дворяне, дети боярские и всякие люди Московского государства (С. Г. Г. и договоров, № 149). Здесь Василий И. явно играл словами Московское государство, под которыми часто разумелась только Москва. — Вслед за грамотою царя послана была грамота от московских бояр, дворян и детей боярских, которая обясняла переворот в ночь на 17 мая и говорила, что царевич Димитрий подлинно умер и погребен в Угличе, ссылаясь на свидетельство матери и дядей царевича; на престол же сел Гришка Отрепьев (С. Г. Г. и Д., т. 2, № 142). Мать царевича, инокиня Марфа, в особой грамоте каялась, что она из страха признала самозванца за сына (С. Г. Г. и Д., т. 2, № 146). По городам и всюду, куда проникали эти грамоты, умы волновались; все в недоумении спрашивали: как могло случиться, что Гришка Отрепьев прельстил чернокнижеством и мать царевича, и всех московских правителей? Каким образом Москва, недавно радовавшаяся спасению царевича Димитрия, теперь извещает, что на престоле сидел чернокнижник, вор и самозванец, а не царевич? — "Так настало для всего государства, — говорит Соловьев, — омрачение, произведенное духом лжи, произведенное делом темным и нечистым, тайком от земли совершенным". Вдобавок пошли немедленно слухи о спасении царя Димитрия в ночь на 17 мая. Царь Василий, чтобы отклонить грозившую беду, велел с большим торжеством перенести тело царевича Димитрия из Углича в Москву, где и причислили царевича к лику святых.

 

 

Но и это не подействовало: опасные слухи о спасении царя не только нe прекратились, но еще усилились. Уже 17 мая Михаил Молчанов, один из убийц Федора Годунова, скрылся из Москвы в Литву, и на пути, близ Москвы, распускал слух, что царь спасся, а в отдаленных местах — что он сам царь Димитрий, спасающийся из Москвы; москвичи же, вместо него, убили другого человека. В то же время князь Шаховской похитил государственную печать, чтобы произвести новую смуту. Царь Василий, против воли своей, конечно, помог его намерению, сослав его воеводою в Путивль за преданность названному Димитрию. Шаховской взволновал Северскую область, объявив, что царь Димитрий жив; в Чернигове то же сделал князь Телятевский. В Москве на домах богатых бояр и иностранцев появились надписи, что царь отдает народу эти дома изменников. Рознь в среде боярства усиливалась с каждым часом. Боярин Петр Никитич Шереметев составлял заговор с целью свергнуть Василия Шуйского в пользу князя Мстиславского, за что и сослан был воеводою во Псков. Опасаясь излишних толков и волнений по поводу мнимого спасения названного Димитрия, Василий Шуйский выслал из Москвы в города большую часть поляков, а некоторых и совсем освободил. При таких обстоятельствах, в Новгород-Северской украйне, при князе Шаховском, явился Болотников, как посланный царем Димитрием. Этот бывалый человек, одаренный недюжинными военными способностями, умом, смелостию и отвагою, познакомился в Самборе с Молчановым, который разыграл перед ним роль спасенного царя Димитрия и отправил с письмом к князю Шаховскому, назначив Болотникова воеводою. Болотников призвал к оружию холопов, обещая им волю и почести под знаменами Димитрия. — Горючего материала была такая масса, что громадный пожар не замедлил вспыхнуть: крестьяне поднялись на помещиков, подчиненные против начальников, бедные на богатых. "Все, — говорит Костомаров, — делалось именем Димитрия". В городах заволновались посадские люди, в уездах крестьяне; поднялись стрельцы, казаки. У дворян и детей боярских зашевелилась зависть к высшим чинам — стольникам, окольничим, боярам; у мелких промышленников и торговцев — к богатым гостям. Воевод и дьяков вязали и отправляли в Путивль; холопы разоряли дома господ, убивали мужчин, насиловали женщин и девиц. В Москве умножились подметные письма, призывавшие народ восстать на царя Василия за истинного, законного государя Димитрия Ивановича. — Царь Василий счел эти письма делом дьяков и велел сличать руки; но виновных не нашли, а дьяков напугали и оскорбили.

Царь Василий выслал против Болотникова князя Трубецкого, который и был разбит наголову под Кромами. Мятеж после победы Болотникова принял огромные размеры. Дворянин Истома Пашков возмутил Тулу, Венев и Каширу; воевода Сунбулов и дворянин Прокофий Ляпунов подняли Рязанскую землю. Прокофий Ляпунов был истый рязанец, отважный, с огромной энергией, которая искала выхода. В его лице выступает, в противоположность Болотникову, типическая личность другой партии: насколько Болотников был представителем простонародия, настолько же Ляпунов был представителем дворян, детей боярских и вообще людей зажиточных. В пределах нынешних губерний Орловской, Калужской, Смоленской двадцать городов восстали против Василия Шуйского; в Нижегородской области поднялась мордва; в Вятской области чиновника, посланного царем Василием для набора войска, встретили бранью; в Астрахани отложился воевода, князь Хворостин. Как ни противоположны были стремления Болотникова, Ляпунова и Пашкова, но сначала они действовали вместе. Болотников еще раз разбил царские войска, уже под начальством князя Мстиславского, при селе Троицком, в 70 верстах от Москвы, и стал в селе Коломенском; но далее Ляпунов, Пашков и Болотников не могли действовать вместе. Ляпунов и Сунбулов, опасаясь торжества Болотникова, а следовательно, простонародья, перешли на сторону Василия Шуйского. Царь Василий пытался склонить на свою сторону и Болотникова, но последний не прельстился обещаниями и ответил: "Я дал душу свою царю Димитрию и сдержу клятву; буду в Москве не изменником, а победителем". — Против Болотникова выступил князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, племянник царя, и при деревне Котлах разбил Болотникова, благодаря, однако, только переходу Пашкова во время самого боя на сторону царя Василия. После того Болотников засел в Калуге, а затем перешел в Тулу. Против Тулы отправился сам царь Василий. Стотысячная рать обступила Тулу. Болотников отбивался с обычным искусством и отвагою, пока не затопили Тулу, загородив реку Упу плотиною. Тула сдалась 10 октября 1607 года. Царь Василий обещал Болотникову помилование, но не сдержал слова: Болотникова утопили в Каргополе. Илейку, назвавшегося Петром, сыном царя Феодора, и находившегося в Туле при Шаховском, казнили в Москве, также вопреки обещанию даровать жизнь. Наказание князя Шаховского, всей крови заводчика — по выражению летописца, явного врага Шуйского, — ограничено было ссылкою на Кубанское озеро.

 

 

В это время в Стародубе явился человек, назвавший себя царем Димитрием. Кто был этот второй самозванец — так же неизвестно, как и кто был первый (см. Димитрий). Около него собрались польские паны с дружинами; значительнее всех были лихой наездник Лисовский и князь Рожинский; последний, с дружиною в четыре тысячи человек, прибыл ко второму названному Димитрию уже на пути. Вслед за Рожинским атаман Заруцкий привел пять тысяч донцов. Другие донцы привели какого-то названного царского племянника, которого новый названный Димитрий велел казнить. "Казакам, — говорит Соловьев, — понравились самозванцы: в Астрахани объявился царевич Август, потом князь Иван; там же третий царевич Лаврентий сказался внуком Грозного, от царевича Ивана; в степях являлись царевичи: Федор, Клементий, Савелий, Семен, Василий, Ерошка, Гаврилка, Мартынка, все сыновья царя Феодора Иоанновича". В 1607 г. новый названный Димитрий выступил в поход, а весною 1608 г. разбил царские войска под Болховым, после чего двинулся к Москве и расположился станом в селе Тушине, между реками Москвою и Всходнею; отсюда и название его — Тушинский вор. В Тушине к нему пришел на службу знатный польский пан Ян Сапега, староста Усвятский, который, вместе с Лисовским, играл весьма мрачную роль в истории нашего Смутного времени. Но более всего усилился самозванец прибытием в лагерь Марины Мнишек, которая признала его за своего спасенного мужа, хотя он совсем на него не походил. Положение Василия Шуйского ежечасно становилось все опаснее и опаснее; Москва колебалась. Шведский король Карл IX предложил помощь; для переговоров по этому поводу в Новгород, куда должны были прибыть уполномоченные шведского короля, отправился князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Между тем, произошла смута во Пскове: в псковские волости явился воевода от Тушинского вора и стал приводить жителей по селам и пригородам к присяге. Крестьяне просили защиты у законного воеводы, Шереметева; но последний велел присягать Тушинскому вору, чтобы иметь предлог грабить крестьян, как бы в наказание за измену. Смуту во Пскове увеличил еще раздор между большими и молодыми людьми. Союз со шведами, заключенный Скопиным-Шуйским, произвел окончательный взрыв. Вся история Пскова прошла в борьбе с немцами, к которым причисляли и шведов. Когда 1 ноября 1608 г. в город пришла весть, что немцы идут, народ, по выражению современника, стал как пьяный, отворил городские ворота тушинскому воеводе Плещееву и присягнул самозванцу.

В Москве масса жителей оставалась равнодушна к решению вопроса, кто победит: Тушинский вор или боярский царь Василий? — а равнодушные всегда, в конце концов, берут сторону победителя. Царь Василий в Москве очутился в осаде и предложил желающим удалиться, пока есть время. Москвичи приняли это предложение за уловку испытать их верность; все присягнули Василию Шуйскому, но на другой же де

rushist.com

Василий Иванович Шуйский - «Энциклопедия»

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (около 1552 - 22.9.1612, Гостынин, Речь Посполита), князь, русский государственный деятель, царь (1606-10). Из рода князей Шуйских. Его отец, И. А. Шуйский, в 1572 году возглавлял Опричную думу. В 1574-79 годах Василий Иванович Шуйский - стольник особого двора царя Ивана IV Васильевича Грозного, «ставил» еду перед государем на свадьбе Ивана IV с А. Г. Васильчиковой (1574). Первым браком был женат на княжне Е. М. Репниной (умерла, вероятно, в 1580-х годах). В сентябре 1580 года был дружкой со стороны жениха на свадьбе Ивана IV с М. Ф. Нагой, с лета 1581 года стал получать высокие воеводские назначения в армии. Вскоре после смерти Ивана IV получил чин боярина [не позднее 20(30).5.1584]. Глава Московского судного приказа (1584), 1-й воевода в Смоленске (март 1585 - сентябрь 1586). В составе оппозиционной Борису Фёдоровичу Годунову дворцовой «партии» (князья Шуйские, князья Мстиславские, князья П. И. и И. А. Татевы, митрополит Дионисий и др.) участвовал в борьбе за власть в 1585-86 годах. По обвинению в тайных связях с Речью Посполитой отозван из Смоленска осенью 1586 и не позднее 1587 года «сослан в опале» в Галич с конфискацией владений и имущества. Прощён с возвращением чина и владений весной 1591 года. В мае того же года возглавил комиссию, направленную в Углич для выяснения обстоятельств смерти царевича Дмитрия Ивановича и причин волнений горожан. По заключению комиссии, гибель царевича была случайной, в подстрекательстве к мятежу против царских представителей были обвинены родственники царевича Нагие (арестованы и сосланы), различным наказаниям подверглись участники волнений. В 1593-94 годах 1-й воевода в Новгороде. В этот период сохранял лояльность Борису Годунову, в 1598 году поддержал его кандидатуру на русский трон, подписал как боярин и участник выборного собора «утверждённую грамоту». Несмотря на это, Годунов не разрешил Василию Ивановичу Шуйскому вступить во второй брак. Участник Серпуховского похода 1598 года, вновь 1-й воевода в Новгороде (1600-02), с лета 1602 года регулярно присутствовал на царских приёмах. В начале января 1605 года послан царём с отборными подкреплениями в правительственную армию, одержавшую вскоре победу над силами Лжедмитрия I в сражении при Добрыничах. Отозван в Москву в апреле того же года, сразу после смерти Бориса Годунова повёл себя двулично: подтвердив публично факт смерти царевича Дмитрия Ивановича, в частных разговорах толковал о его возможном спасении. После восстания москвичей [1(11).6.1605], направленного против царя Фёдора Борисовича и семьи Годуновых, в составе авторитетных членов Боярской думы «бил челом» Лжедмитрию I в Серпухове и, признав его истинным сыном Ивана IV, принёс ему присягу. Вместе с тем, вернувшись в столицу до вступления в неё Лжедмитрия I, организовал заговор против него, но был выдан. Публичный соборный суд приговорил Василия Ивановича Шуйского к смерти, однако Лжедмитрий I помиловал его на плахе [30.6(10.7).1605] и сослал в Галич. К концу 1605 года он был прощён и возвращён в столицу. Ко времени свадьбы Лжедмитрия I и М. Мнишек Василий Иванович Шуйский (являлся главным распорядителем свадьбы - тысяцким) стал организатором нового заговора, сумев заручиться поддержкой многих членов Боярской думы, части дворцовой знати, ряда дворянских отрядов, собравшихся в Москве в преддверии задуманного Лжедмитрием I похода на Крымское ханство, верхушки московского купечества. Бесчинства многочисленных гостей, приглашённых на свадьбу из Речи Посполитой, вызвали восстание москвичей 17(27).5.1606, в ходе которого во дворце заговорщики убили Лжедмитрия I. На импровизированном соборе (с участием выборных от ряда дворянских корпораций и московского посада) 19(29).5.1606 Василий Иванович Шуйский провозглашён царём, однако волнения москвичей 25.5(4.6).1606 едва не привели к его падению. Венчан на царство 1(11).6.1606 в Успенском соборе Московского Кремля.

Реклама

Воцарение Василия Ивановича Шуйского не стабилизировало положение в стране, борьба «боярских партий» продолжилась. При венчании на царство Василий Иванович Шуйский присягнул на записи, обязывавшей его никого не казнить, «не осудя истинным судом з бояры», не отбирать без доказанной вины имущество у родственников осуждённых, не слушать ложных доносов и тому подобное. Письменная фиксация обязательств и публичная процедура их принятия стали новым явлением для Русского государства. По инициативе Василия Ивановича Шуйского проведена срочная канонизация царевича Дмитрия Ивановича: его смерть рассматривалась теперь как «мученическая кончина» - убийство по приказу Б. Ф. Годунова. Мощи царевича были объявлены исцеляющими, его останки торжественно перенесены в Москву и захоронены в Архангельском соборе. Патриарх Игнатий был сведён с кафедры, новым патриархом стал митрополит Казанский Гермоген (хотя первым кандидатом Василия Ивановича Шуйского был, видимо, митрополит Ростовский Филарет). По всем городам были разосланы грамоты, разоблачавшие Лжедмитрия I и его планы. Поход на Крымское ханство Василий Иванович Шуйский отменил, произвёл почти тотальную смену городовых воевод и отправил в ссылку лиц, наиболее близких к Лжедмитрию I. Послы Речи Посполитой, прибывшие к Лжедмитрию I, оказались в Москве под арестом, знатные гости (в том числе Мнишеки) в конце лета 1606 года были сосланы в различные города. Однако в стране распространились слухи о чудесном спасении царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I). К августу 1606 года стало очевидно, что попытка консолидации общества и легитимации власти Василия Ивановича Шуйского провалилась, результатом этого стало Болотникова восстание 1606-07 годов. Правительство Василия Ивановича Шуйского приняло меры - финансовые и законодательные (мартовское Уложение 1607 года удлиняло сроки сыска беглых крестьян и холопов, ужесточало санкции за их приём и предусматривало элементы государственного сыска беглых). Они привели к временной консолидации служилых сословий и сословных групп, в первую очередь дворянства. В конце мая 1607 года Василий Иванович Шуйский возглавил поход против Болотникова, и в октябре восстание было подавлено. Успех сопровождался повышением статуса верхних слоёв уездного дворянства (в том числе включением их в московские чины Государева двора), повышением поместных окладов и широкой раздачей денежного жалованья служилым дворянам, а также стрельцам и другим служилым приборным людям. 17(27).1.1608 Василий Иванович Шуйский женился на княжне М. П. Буйносовой.

Однако Северщина, южные уезды и часть Среднего Поволжья не подчинились власти Василия Ивановича Шуйского. Ещё летом 1607 года в Стародубе объявился новый носитель имени «царя Дмитрия Ивановича». Превентивные меры Василия Ивановича Шуйского запоздали и были недостаточными: зимой 1607-08 годов Лжедмитрий II собрал в Орле отряды многочисленных болотниковцев, а также «добровольцев» из Речи Посполитой (из числа потерпевших поражение участников антикоролевского мятежа и высвободившихся королевских наёмников). В сражении под Волховом 30.4(10.5) - 1(11).5.1608 правительственная армия во главе с братом царя – князем Д. И. Шуйским была разбита. К середине июля ставка и лагерь Лжедмитрия II окончательно расположились в подмосковном селе Тушино, а Тушинский лагерь стал фактически второй столицей страны. Позже туда же подошли отряды А. И. Лисовского (они победили в нескольких боях сторонников Василия Ивановича Шуйского, но не удержали за собой Коломну и другие крепости по Оке, стратегически важные для подвоза в Москву продовольствия), а также крупное соединение Я. П. Сапеги (свыше 7 тысяч человек) из Речи Посполитой. Последний, разбив рать во главе с братом царя князем И. И. Шуйским, захватил Дмитров, установил контроль над рядом верхневолжских уездов и 23.9(3.10).1608 начал Троицкую осаду 1608-10 годов. Осенью Василий Иванович Шуйский потерял контроль над большей частью страны в результате антиправительственных выступлений местного населения и активности отрядов тушинцев. Кризис в среде сторонников Василия Ивановича Шуйского выразился в отъезде многих членов Государева двора в Тушино, в «разъезде» в начале осени служилых дворян северо-западных уездов, в выступлениях посада Москвы при сокращении подвоза продовольствия. В итоге к концу осени власть Лжедмитрия II была признана населением почти всего центра страны, ряда западных и северо-западных уездов (Псков и многие новгородские пригороды), а также (наряду с территориями к югу от реки Ока) почти всего Верхнего Поволжья и большей частью Среднего Поволжья.

Попытка Василия Ивановича Шуйского преодолеть кризис путём урегулирования отношений с Речью Посполитой провалилась. По Московскому договору 25.7(4.8).1608 русское правительство обязывалось обеспечить свободный выезд послов Речи Посполитой и всех сосланных в 1606 году лиц, король же должен был отозвать всех подданных, воевавших в составе тушинских войск. В итоге М. Мнишек с окружением в августе 1608 года оказалась в Тушине, где признала Лжедмитрия II своим спасшимся мужем, при этом вывода польско-литовских отрядов не последовало. В августе 1608 года Василий Иванович Шуйский обратился за военный помощью к шведскому королю Карлу IX, неоднократно предлагавшему (с 1606) русской стороне антипольский союз (в начале 1609 года заключён Выборгский договор 1609, по которому Швеции в обмен на помощь был уступлен г. Корела с уездом). Тогда же Василий Иванович Шуйский отправил в Новгород с особыми полномочиями своего родственника князя М. В. Скопина-Шуйского (с конца декабря 1608 года фактически возглавлял антитушинские движения в северных и поволжских городах), стабилизировавшего к январю 1609 года обстановку в крае. Весной 1609 года верные Василию Ивановичу Шуйскому силы в Поволжье взяли Муром, Владимир и готовились к соединению с другими отрядами; северные ополченцы заняли Романов, Ярославль, Кострому и др. Правительство Василия Ивановича Шуйского пыталось взять на себя функции координатора военных действий в масштабе страны, однако фактическое руководство кампанией осталось у Скопина-Шуйского. Его успешные действия летом - осенью 1609 года привели к распаду Тушинского лагеря, снятию осады Москвы и вступлению его войска 12(22).3.1610 в Москву. Весной 1610 года правительство Василия Ивановича Шуйского издало указ о переводе 20% поместного оклада в вотчину за «осадное сидение». Ситуация резко изменилась после внезапной смерти 23 апреля (3 мая) Скопина-Шуйского. Современники и народная молва приписывали его смерть отравительнице – княгине Е. Г. Шуйской - жене брата Василия Ивановича Шуйского князя Д. И. Шуйского, вставшего во главе русских войск. Его бездарное командование привело к поражению 24 июня (4 июля) под Клушином от наспех собранного корпуса гетмана С. Жолкевского. Соединения Жолкевского, отряды Лжедмитрия II из Калуги устремились к Москве. В обстановке тотального военно-политического кризиса, в ходе волнения горожан и выступлений оппозиционных дворян члены Государева двора и Боярской думы на импровизированном соборе 17(27).7.1610 приняли решение свести Василия Ивановича Шуйского с трона: его вместе с братьями арестовали, конфисковали всё их имущество, через день Василия Ивановича Шуйского насильно постригли в монахи (патриарх Гермоген объявил факт пострига неканоничным). После подписания договора с Жолкевским (август 1610) Дума выдала гетману Василия Ивановича Шуйского и его братьев, и при отъезде из Москвы в октябре 1610 года гетман забрал их с собой вопреки договорённости не увозить их из страны. Как трофей и символ военного триумфа Сигизмунда III Жолкевский демонстрировал Василия Ивановича Шуйского и его братьев при своём въезде в королевский лагерь под Смоленском 9.11.1610 и на специальном заседании сейма в Варшаве 29.10.1611. Скончался Василий Иванович Шуйский в заключении в замке в Гостынине. В 1635 году его прах вывезен в Москву и захоронен в Архангельском соборе Кремля.

Традиционно Василий Иванович Шуйский рассматривается как «боярский царь». Однако, вопреки этому мнению, он не пользовался устойчивой поддержкой большинства группировок знати (по словам современника, он был «двоемыслен к бояром разум имея»), приоритеты его политики определялись текущей конъюнктурой.

Василий Иванович Шуйский неоднократно нарушал статьи своей крестоцеловальной записи: по его приказам казнили публично и тайно участников заговоров и выступлений против него. По оценкам некоторых современников, Василий Иванович Шуйский был подобен «орлу бесперу и не имущу клюва и когтей», он, «сидя на царстве, многи беды прия, и позор и лай», «житие его... было на престоле царьском всегда з бедами, и с кручины, и с волнением мирским».

Лит.: Цветаев Д. В. Царь Василий Шуйский и место погребения его в Польше. М.; Варшава, 1910. Т. 1-2; Смирнов И. И. Восстание Болотникова, 1606-1607 годы 2-е изд. М., 1951; Панеях В. М. Холопство в XVI - начале XVII в. Л., 1975; Черепнин Л. В. Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978; Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трон. Л., 1991; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992; Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). СПб., 1992; Платонов С. Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII в. 5-е изд. М., 1995; Тюменцев И. О. Смута в России в начале XVII столетия: движение Лжедмитрия II. Волгоград, 1999; Флоря Б. Н. Польско-литовская интервенция в России и русское общество. М., 2005.

В. Д. Назаров.

knowledge.su