Русская Тройка. Остался ли след? Русская тройка
Русская тройка
Русская тройка
«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родиться...» «И какой же русский не любит быстрой езды?» Н. В. Гоголь
Тройка издавна пользуется любовью русских людей и всегда вызывала удивление иностранцев, находивших, что нет более лихой езды, чем русская троечная.
Потребность в тройках особенно проявилась в середине прошлого столетия, в ту эпоху, когда внутренний и внешний товарооборот страны, становившейся на капиталистические рельсы, быстро возрастал, железных дорог еще не существовало, а впоследствии сеть их была незначительна.
Особой породы троечных лошадей в России не было. Ямские тройки подбирались из лошадей разных пород, обладавших силой, выносливостью и достаточной резвостью. Славились по всей стране тройки вятские и башкирские, киргизские и забайкальские, донские и черноморские. Красота аллюра для ямских троек было делом второстепенным.
Однако от троек любительских, как их называли «охотницких» требовалось, чтобы или вся тройка летела вскачь или чтобы коренник шел правильной рысью, а пристяжные стелились галопом. Применялись и такие тройки, когда все три лошади шли размеренной рысью.
Сообразуясь с обычаями русского народа и существовавшей широкой практикой троечной езды, были введены соревнования троек, для которых назначались специальные призы в Москве, Петербурге, Лебедяни,. Полтаве, Ромнах, Курске, Воронеже, Туле, Пензе, Саратове и других городах.
Вот как описывал В. Коптев интерес населения к троечным испытаниям. «Почти каждодневно выезжали и выходили московские жители на широкое Ходынское поле любоваться отличными рысаками, которые красиво и быстро носились по бегу. Но вот, 2 июля 1847 года выехало и вышло еще больше любопытных: они густо усеяли все поле, они залезли на крыши маленьких домиков, стоявших близ бега, вскарабкались на трубы, унизали заборы, и все единодушно, с напряженным вниманием ждали национального зрелища — быстрой езды лихих и удалых троек».
Это интересное соревнование проводилось на трехверстном Ходынском ипподроме на 11 кругов или 33 версты. Выиграла ямская тройка Караулова, прошедшая 35,2 км (33 в) за 1 час 21 мин. 18 сек. Тройка победила выносливостью. Это была тройка, много верст на своем веку проскакавшая по большой дороге. Лошади ехали некрасиво, они скакали, бежали и опять скакали.
Вторая тройка, составленная из донских лошадей, хорошо съезженных, бежавших отлично, должна была по общему мнению победить. 97г круга или 30,4 км тройка донцов вела за собой остальные тройки и... заплатила за это поражением. По песку, по жаре уставшие лошади не смогли больше везти довольно легкую тележку и встали, позволив обскакать себя ямской тройке, ехавшей им в спину почти всю дистанцию.
Вороная тройка Опытного конного завода ВНИИК на Московском ипподроме.
Из города в город отправлялись тройки за сто и более верст с тем, чтобы утром на другой день вернуться обратно. Известно, например, что тройка башкирских лошадей содержателя почтовой станции проходила расстояние от Уфы до Стерлитамака—120 км—за 8—9 часов, то есть 115 км в час.
До постройки сибирской железной дороги большинство сибирского населения концентрировалось вдоль большой почтовой дороги. Крестьяне занимались почтовой гоньбой и извозом, или обслуживали нужды и. потребности тракта.
Ехавшие летом на Кяхту, а зимой на Ирбитскую ярмарку могли по достоинству оценить чудные русские тройки, проносившие путника по степным дорогам по 70 верст за 4 часа. Про Забайкальских лошадей, отличающихся подвижностью и выносливостью, писали, что в упряжи они более пригодны для троечной езды и что по тракту от Байкала до Сретенска лихие тройки известны каждому едущему из России.
Собрать хорошую тройку — это своего рода мастерство; лошадей нужно выровнять по темпераменту, по складу и аиле. Для лошадей разных пород нужны свои приемы съездки и особые условия езды, связанные как с конституцией, типом высшей нервной деятельности и размерами самих лошадей, так и с преобладающим рельефом местности, климатом и т. д.
Для того чтобы коренник, идя рысью, поспевал за скачущими пристяжными, он должен быть хорошего класса. Если у него не окажется достаточно энергии и резвой рыси, он будет сбиваться, не будет везти, переложит всю работу на пристяжных в «зарежет» их. Если пристяжные окажутся слабоваты и будут только скакать, не натягивая постромок, и не везти — коренник выдохнется. Много умения, внимательности, силы требуется от ездового. При остановке тройки важно одновременно и постепенно сдерживать всех трех лошадей, чтобы пристяжные не мешали, не сбивали коренника и наоборот.
Если тройка купца Караулова, о которой мы говорили вначале, прошла 35,2 км за 1 час 21 мин. 18 сек., то на следующий год все изумлялись тройке Смагина, очень резво проехавшей 28,8 км (27 верст) за 57 мин. 01 сек., что составляет 2 мин. на 1 км.
Однако тройки кровных лошадей нередко показывали еще лучшую резвость, проходя 30 верст за 1 час 13 мин. Тройка С. С. Ланского, с большим знанием дела составленная из чистокровных скаковых лошадей и превосходно выезженная, обскакивала тройки всех других пород с такой легкостью, что всякая мысль о соперничестве с нею сделалась невозможной. Эта тройка прошла в Москве по шоссе 30 верст за 56 мин. 42 сек. Резвость на каждые 10 верст была: 17 мин., 19 мин. и 20 мин. 42 сек. Таким образом, в среднем эта тройка проходила 1 км за 1 мин. 46 сек.
Победы скаковых троек хотя и доказали превосходство их резвости и невиданный дотоле в упряжи изумительно длинный мах, которому нет равного, не убедили, однако, в том, что десятки тысяч русских троек, разъезжавших по всем направлениям тысячеверстных расстояний России, могли бы быть хотя частично заменены скаковыми тройками. Поэтому, в целях поощрения троек, формируемых из сибирских, вятских, донских, калмыцких, киргизских, башкирских, черноморских или битюгских лошадей (объединявшихся в те времена под условным наименованием простых русских пород) и устранения ненужного соперничества, запрещено было пускать с ними кровных скаковых лошадей.
Особое внимание уделялось тройкам с коренниками, шедшими правильной рысью. По мысли организаторов испытаний, орловская рысистая порода, быстро распространявшаяся по всей России, хорошо приспосабливавшаяся к условиям различного климата, особенностям местности, работе в упряжи, должна была вполне отвечать возникшей потребности в красивых, сильных и быстрых лошадях для дальних разъездов, способных рысью пробегать в одну упряжку до 35 километров.
В России применялись и чисто рысистые тройки, когда три лошади, подобранные по типу и росту, идут всю дистанцию рысью. В этом случае у пристяжных головы слегка повернуты.
Однако чаще только от коренника требовалась устойчивая правильная рысь, тогда как пристяжные шли галопом (или произвольным аллюром). Коренник должен нести голову высоко поднятой, а пристяжные — часто это бывали лошади верховые — должны были гнуть шею в кольцо и, повернув головы в стороны, склонять их низко — «есть снег». При такой эффектной, но утомительной для лошадей системе резвость, естественно, снижались и лошади не могли очень долго выдержать аллюр.
Троечные испытания проводились зимой — в январе, феврале и начале марта, и летом — в июне, июле и августе.
Обычно пускали враз по две тройки. Если на один приз записывалось 4 или 5 троек, то пускали сначала первые две, а после вторые две или три; устанавливался флаг 60 и 200 метров. Победители соревновались между собой на перебежке, которая устраивалась на более короткую дистанцию. Но бывало и так, что тройка ехала в одиночку. В этом случае, чтобы выиграть приз, нужно было обязательно проехать резвее нормы, которая составляла в зависимости от дистанции 2—3 минуты на 1 км. Дистанцию от 6,4 км до 10,7 км тройки с рысистыми коренниками проходили с резвостью от 3 мин. 02 сек. до 3 мин. 16 сек. на 1600 м.
Эта резвость с современной точки зрения может показаться недостаточной. Однако нельзя забывать главного — длины дистанции. Если вводить ипподромные троечные соревнования на 5—8 км, то не следует требовать высокой резвости.
Хорошо подобранные и съезженные тройки показывали отличную работоспособность. Так, в Петербурге тройка Салтыкова с кровными пристяжными при езде вскачь успешно выступала на 10 верст с такой периодичностью: 13 и 27 января, 3, 47 и 24 февраля со средней резвостью 17 мин. 43 сек. На следующий год эта же тройка выступала 29 января,
2, 9, 23 февраля и 2 марта с той же средней резвостью. Тройка скакала то через неделю, то через две недели. При этом пристяжные оставались те же самые, а два коренника сменялись; на третий год тройка скакала еще резвее.
Наилучшим возрастом для троечных лошадей является 6—8 лет. Примерно три четверти всех троечных лошадей было этого возраста. Моложе 5 лет лошадей для троек совсем не брали.
В последнее время возникают иногда споры о том, какого пола и масти должны быть лошади, чтобы тройка считалась хорошо подобранной.
Среди разобранных нами 186 троечных лошадей было 97 меринов, жеребцов—45 голов и кобыл—44 головы. Эти тройки бывали либо симметричные — чаще всего жеребец в корню и два мерина на пристяжку, либо несимметричные — чаще мерин коренник, а пристяжные мерин и жеребец. Бывало и так, что за коренника шла рысистая кобыла.
Однако встречалось много разномастных и не симметрично подобранных троек. Попадались, например, такие: коренник вороной, одна пристяжная пегая, другая рыжая или коренник гнедой, а пристяжки вороная и серая.
Чаще всего разномастными были тройки ямщицкие. Это объяснялось тем, что а ямскую тройку подбирали лошадей прежде всего по рабочим качествам. Наоборот, любительские «охотницкие» тройки тщательно подбирались по всем признакам, в том числе и по масти.
Если бы кто-нибудь взялся подобрать из произведений русских и советских писателей отрывки, касающиеся троек и троечной езды, и дополнил бы их репродукциями с картин и рисунков наших художников, то могла бы получиться интересная работа, отражающая одну из ярких сторон жизни русского народа. Приведем только один небольшой пример в связи с вопросом о масти.
Н. В. Гоголь, очень тонкий наблюдатель, неспроста дал своему Чичикову тройку простых, немудрящих лошадей с гнедым коренником, каурым (рыже-саврасым) и чубарым меринами в качестве пристяжных («Мертвые души»).
У него Николай Ростов ездит на тройке саврасых, управляющий Алпатыч отправляется в дальнюю дорогу на тройке сытых саврасых и т. д. Вячеслав Шишков пишет «Тройка каурых несется быстро, не лошади—зверье» (Угрюм-река). Константин Седых рассказывает, как тысяцкий Платон Волокитин вырывается вперед на тройке своих каурых, чтобы знал поселок, чьи кони лучше всех» (Даурия).
Количество примеров можно было бы во много раз увеличить, но не в этом дело. Интересно то, что писатели, правдиво отражающие жизнь даже в мелочах, дают нам в немногих словах характеристику конституционально крепких, обязательно хорошо держащих тело, то спокойных, то строгих, но всегда неутомимых лошадей местных пород «диких» мастей. Саврасые, каурые, мышастые, чубарые — это те лошади, на которых можно изо дня в день, из года в год ездить в дальнюю дорогу, не опасаясь что они подведут.
Тройка, премированная на Всемирной выставке в Лондоне в 1910 г.
Русские тройки не раз демонстрировались за рубежом нашей родины. В 1911 году, в связи с коронацией английского короля Георга V в Лондоне в огромном манеже «Олимпия» была устроена международная конская выставка и конские соревнования. Там демонстрировались, в частности, различные виды запряжек: четверки, пары, городские одиночки и т. д. Были показаны и две русские тройки — серая и вороная. Коренником серой тройки ходил 13-летний Ратник-Турецкий, известный призовой рысак, победитель ряда дистанционных призов. Пристяжными были стрелецкие жеребцы — родные братья, погодки. Отлично подобранная и съезженная тройка производила очень хорошее впечатление. Коренником вороной тройки был тоже призовой рысак Муций II, а пристяжными орлово-ростопчинцы Лимаревского завода. Тройка была ровная—лошади крупные, видные— но в целом все же менее элегантная, чем серая.
Русские тройки произвели столь необычайное впечатление, что, несмотря на симпатии английских судей к своим лошадям, серая получила в «Олимпии» первый приз, а вороная— второй. Один лондонский спортивный клуб предложил состязание на красоту и резвость запряжек, и, в частности, троек. Русская серая тройка и здесь получила первый приз как за красоту, так и за резвость (приехали примерно в 2 мин. 26 сек. 1600 м). Наши тройки имели такой успех, что приходилось показывать их ежедневно, хотя по программе им надлежало выехать только однажды.
За последние десятилетия тройки время от времени демонстрировались на ипподромах, принимали участие в различных пробегах, езда троек показывалась на стадионах и сельскохозяйственных выставках, однако проводилось все это от случая к случаю.
При подборе лошадей в тройки следует учитывать, что коренник в. рысистой тройке должен быть несколько крупнее пристяжных, должен идти правильной, четкой, размеренной рысью, нести голову высоко, красиво. В коренники должны подбираться сильные, выносливые, достаточно резвые и правильно сложенные рысистые лошади, которые не требуют наглазников, муфт или щитков, рогачей, нагавок, кабуров и т. п. предметов сбруи, не соответствующих стилю русской троечной езды. Это будет способствовать отбору лошадей сильного, уравновешенного типа высшей нервной деятельности, с правильным строением конечностей, четкими, ритмичными движениями. Пристяжные должны быть очень хорошо подобраны с тем, чтобы быть максимально однотипными между собой и, в то же время, гармонировать с коренником тройки.
Подбор пристяжных несколько облегчается, если взять родных братьев мши сестер-погодков, или хотя бы полубратьев. Для троек заводских пород, в первую очередь рысистых, желателен подбор одномастных или, если и разномастных, то с соблюдением симметрии. Для троек аборигенных, наряду с обычными мастями, может быть рекомендовано привлечение лошадей саврасой, каурой, чубарой масти.
Чубарая тройка
В тройках, собранных из лошадей местных пород, коренником может быть и иноходец, или тройка может идти произвольным аллюром. В тройках с рысистыми коренниками, пристяжные могут быть верховых пород.
Троечные испытания проводятся летом в тележках, тарантасах, пролетках, колясках; зимой — в санях ямских или ковровых и т. д.В. Липпинг, кандидат сельскохозяйственных наук
www.ya-fermer.ru
|
Кулинария "Русская Тройка" осуществляет продажу своей продукции в розницу, а также поставку мелким оптом в столовые, магазины, кафе-бистро. Розничный покупатель найдет в наших магазинах богатый ассортимент продуктов к своему столу в праздник и на каждый день. Оптовый покупатель найдет у нас большой прайс-лист продукции, высокое качество и выгодное сотрудничество. Мы рады предложить нашим покупателям множество салатов, полуфабрикатов, большой выбор выпечных изделий, заливное, готовые мясные, рыбные и блюда из птицы, различные рулеты, бифштексы, эскалопы, стейки, блинчики и оладьи, куру и крылья гриль. Кулинария "Русская Тройка" традиционно принимает заказы на изготовление тортов. Также всегда в продаже печенье и торты по домашним рецептам. "Графские развалины", "Рыжик", "Верба", "Дамские пальчики" - названия знакомы каждому сладкоежке. Пирожные "Картошка", эклеры, рулеты, корзинки и трубочки. В кафетерии кулинарии "Русская Тройка" вы сможете вкусно пообедать, выпить ароматный утренний кофе с пирожными или выпечкой, а вечером после рабочих хлопот освежить себя молочным коктейлем и купить готовый ужин домой. Любителям молочных коктейлей: в кафетерии для вас богатый ассортимент коктейлей с различными наполнителями. Каждые два часа в кулинарии - свежая выпечка. Если вы запланировали "небольшой" банкет, человек на 50 - 60, наши повара придут вам на помощь. Для банкета можно сделать предварительный заказ, приехав лично и оплатив часть стоимости. Вы можете заказать блюда для праздничного стола, бутерброды, канапе, тарталетки и профитроли. Специально для свадебных и юбилейных торжеств: фигурные и праздничные торты на заказ, со сливками или творожным кремом, многоярусные, оформление ограничено лишь фантазией заказчика. Политика руководства кулинарии состоит в использовании только натуральных продуктов высокого качества для приготовления блюд к Вашему столу. |
obed43.ru
Русская Тройка. Остался ли след? | Культура
Увидеть ее «живьем» уже довольно трудно. Только на ипподроме, который вряд ли кто из нас посещает. Разве что долго неслась на нас Тройка из заставки программы «Вестей» РТР.
Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт, Колокольчик звонко плачет, И хохочет, и визжит. (П. Вяземский).
Слово «тройка» относится к русизмам. То есть к тем словам, которые вошли в речь и словари других языков в исконном виде (troika, troica, trojka).
«Кто тебя выдумал?» (Н. Гоголь)
Само понятие «тройка» окончательно сложилось к XVIII веку. До этого времени существовали повозки одноконные и «одвуконь», «о двух конях», могла быть и тройка, но без специальной упряжи. Каждому сословию — свой вариант, были специальные предписания для разного люда.
Но, Боже, как люблю я, Как тройкою ямщик кибитку удалую Промчит — и скроется… И долго, мнится мне, Звук колокольчика трепещет в тишине. (А. Фет)
Красоту тройки сразу оценили. Оценили и функциональность нелинейного расположения лошадей. В Европе предпочитали одиночное или парное расположение лошадей. Когда лошади идут голова к голове, и усилия между ними распределяются равномерно. Тройка — неординарный экипаж. Усилия распределяются неравномерно, но это только придает экипажу скорости.
Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг?Знать, забило сердечко тревогу —Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливоЗа промчавшейся тройкой вослед?..На тебя, подбоченясь красиво,Загляделся проезжий корнет.(Н. Некрасов, «Тройка»)
К ведущей лошади (коренной), которая бежала рысью, припрягали пристяжных лошадей, скакавших галопом, изогнув головы «на отлет». Казалось бы — в сторону от оси движения, казалось бы — должно мешать набору скорости.
Но тройка — весьма скоростной экипаж. Уверенная, мощная, спокойная коренная — и резвые нервные, но быстрые пристяжные: эта комбинация давала преимущество русской тройке. Она могла развивать до 50 километров в час. И это единственная в мире подобная комбинация. Можно сколь угодно сочинять премудрые выводы о способности «сотрудничества разных индивидуальностей», но ведь факт остается фактом. Не было больше нигде таких экипажей — еще и с разным «ходом» лошадей. Аналогов русской тройки в других странах никогда не было.
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…(А. Пушкин, «Зимняя дорога»)
Тройка была одновременно и городским, и деревенским экипажем — но в любом случае народным. В кареты тройку не запрягали. Как у Грибоедова: «На золоте едал, сто человек к услугам, Весь в орденах, езжал-то вечно цугом». Цугом — это голова в хвост, совсем другое дело, совсем другая техника и психология (если хотите) езды.
Особым шиком считалось подобрать тройку под масть. Тройки бывали богато украшены. Европейский почтовый рожок на Руси не прижился, а миниатюрные копии церковных колоколов — «дары Валдая» — были обязательной принадлежностью русской тройки. Валдай — знаменитое место в Новгородской области, где делались такие колокольчики. Очень старательно «наряжали» тройку для свадеб и других торжественных случаев.
Тройка мчится, тройка скачет,Вьётся пыль из-под копыт,Колокольчик, заливаясь,Упоительно звенит.Едет, едет, едет к ней,Ах, едет к любушке своей(Романс Булахова на стихи Вяземского).
Тройка полюбилась и быстро стала любимым образом писателей, поэтов, художников, да и музыкантов. Во «Временах года» Чайковского месяц ноябрь — «На тройке». Сложился и народный танец под названием «Тройка». Но самым расхожим этот образ был у поэтов:
Тройка плетется, Никак не найдет колеи, А сердце… бубенчиком бьется Так тихо у потной шлеи… (И. Анненский)
Но уже в XIX веке тройка могла рассматриваться не только как нечто радостное, «бубенчиковое», несущееся, но и как трагический образ. Многие могут вспомнить картину В. Перова «Тройка», где дети везут огромную бочку с водой.
А уж что касается знаменитого образа Птицы-тройки, то здесь любой школьник, даже разбуженный посреди ночи, процитирует:
Эх, тройка! птица тройка! кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, — в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. (Н. Гоголь, «Мертвые души»).
И «куда несешься ты», и про образ России все расскажут. Так и остается тройка до сих пор востребованным символом. Кто-то умудряется делать из нее и торговый бренд.
К XX веку образ тройки приобретает еще более сложную смысловую нагрузку:
Снежная замять крутит бойко, По полю мчится чужая тройка. Мчится на тройке чужая младость. Где мое счастье? Где моя радость? Все укатилось под вихрем бойким Вот на такой же бешеной тройке. (С. Есенин)
Век XX, прошедший
Русизм «тройка» вошел в словари других языков и в своих новых, часто жутковатых смыслах. То есть, как только появилось первое новое значение — недоброй памяти политическое судилище, так новая «trojka» заняла свое место и в европейских словарях — уже как политический термин из реалий первых десятилетий СССР. Методы тогдашнего судопроизводства известны, и не дай Бог когда-нибудь к ним вернуться.
Следующий русизм «trojka» вошел в иностранные средства массовой информации после речи Хрущева, касающейся ООН. В эту тройку, по мнению бывшего лидера СССР, должны были входить восточные коммунистические, западные и неприсоединившиеся страны. Благодаря этой речи европейские газеты вновь запестрели словами the Troika, la Troika. Смысл опять качнулся в сторону сотрудничества. Но и эта «тройка» тоже изжила себя в силу сильно изменившейся геополитической ситуации. Хотя умудрилась здесь выйти из публицистики и перейти в рекламные слоганы других стран.
Образ «Тройки» в разных, порой прямо противоположных вариантах не мог не пройти мимо юмористических обыгрываний.
Тройка троицу любит.(А. и Б. Стругацкие, «Сказка о Тройке»)
Но именно потому, что «троицу любит» (что само по себе в конце 60-х годов звучало метафорически), в романе фантастов Тройка состояла из четырех человек. Здесь уже смысловая нагрузка — из XX века.
В приемной послышались шаги, голоса, кашель, дверь распахнулась, движимая властной рукой, и в комнате появилась Тройка в полном составе — все четверо — плюс научный консультант профессор Выбегалло.
Век нынешний
Образ тройки уходит и из повседневной речи, и из современного образного ряда. Но первичное значение — Тройка как конный экипаж — настолько глубоко укоренилось в сознании российского человека, что навсегда останется синонимом удали, размаха и простора.
На периферии сознания — и символом трагичности отечественной истории. А уж куда несется та тройка — вопрос так и остается открытым…
shkolazhizni.ru
"Русская тройка" — Арткласс
Помните, Гоголя "Мертвые души" и чудесный отрывок, который многие из нас учили в школе и запомнили на всю жизнь... пусть не весь... пусть кусочки... но запомнили!
"И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух".
Эй ты, тройка удалая!Возродись! Лети вперёд!Пусть, преграды все сметая,Дух России оживёт!
Самарская Елена Михайловна
Ах! Ты тройка удалая,Да чего же хороша.Мчится тройка, эта тройка -Словно русская душа!
Песня Людмилы Зыкиной. Стихи О.ЛевицкийКомпозитор В. Темнов
Самарская Елена Михайловна
Тройка мчится, тройка скачет,Вьется пыль из-под копыт,Колокольчик звонко плачет,И хохочет, и визжит.(П. Вяземский).Но, Боже, как люблю я,Как тройкою ямщик кибитку удалуюПромчит — и скроется…И долго, мнится мне,Звук колокольчика трепещет в тишине.(А. Фет)
Самарская Елена Михайловна.
Какой же русский не любит быстрой езды? А быстрая езда в нашей традиции неразрывно связана с русской тройкой. Она может развивать скорость до шестидесяти километров в час, что недостижимо ни для одной упряжи в мире.
Само слово "тройка" стало применяться по отношению к лошадиной упряжке еще 200 лет назад. В то время количество лошадей в запряжке зависело исключительно от того, сколько пассажиров перевозилось в кибитке.
Если ехал один человек, то впрягали одну лошадь, если два — то две лошади, ну и, соответственно, если в кибитку садились трое человек, то запрягали тройку лошадей.
В царские времена на тройке ездили не только богачи, но и те, кому по профессии было положено быстро передвигаться: почтальоны, пожарные и др. Очень часто тройку запрягали для свадьбы или других пышных праздников, на которых кучеру даже разрешалось немного "полихачить" и пустить коренника в галоп.
Самарская Елена Михайловна
Тройка — это старинная русская запряжка лошадей. Русскую тройку придумали для того, чтобы езда была максимально быстрой на длинные расстояния. Эта тройка является единственной в мире разноаллюрной запряжкой. Давайте разберемся, в чем же особенности русской тройки, как она устроена и как появилась.
Михаил Николаевич Щрилев.
1. Тайна появления
Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Однако, учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой «настаивалась» веками прежде, чем поступить в «массовое производство», эта дата вызывает некоторые сомнения. Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных «лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коей огненных», что вознесли Илию на небо. Разбиться во время «вознесения» считалась проявлением Благодати: говорили, «Илья на небо унес».
Михаил Николаевич Щрилев
2. Уникальность
Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным аллюром.
В центре находится лошадь — коренник, которая должна идти четкой и быстрой рысью, сбоку — пристяжные лошади. Они обычно скачут галопом. В результате упряжка может развивать довольно большую скорость до 60 километров. Главный механизм тройки заключается в том, что центрального коренника словно "несут" за собой пристяжные лошади. Именно по этой причине лошади медленно устают и могут долгое время поддерживать развитую скорость.
Ю.Жабин.
3. Скорость
Тройка способна была развивать скорость до 60 км в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата. Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу». Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.
неизвестный художник.
4. Порода лошадей
Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в тройку орловских рысаков.
А.И.-Шелоумов «Гуляние-на-тройках».
Самая лучшая русская тройка — это та, где все три лошади подобраны в масть.
Коренник, кстати, должен быть гораздо крупнее пристяжных. Начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраивать конные соревнования, где в быстроте состязались тройки. В 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно — в Лондоне на Всемирной выставке. В составе тройки были: коренник — орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза и верховые стрелецкие лошади в качестве пристяжных. Мастеров, которые владели необходимыми навыками было очень мало, впрочем, как и подходящих рысаков. Однако все же удалось спасти один из главных символов России.
Stanislav Potekha
Если обратиться к сегодняшнему времени, то соревнования, где участвуют русские тройки, очень популярны.
Как правило, они проходят в два этапа.
1 этап. Нарядные, украшенные лентами, бубенцами и колокольчиками лошади (кстати, наездники тоже должны одеться соответствующе) выезжают соревноваться в фигурной езде. Один наездник управляет сразу тремя лошадьми, которые должны выполнять разнообразные фигуры, например, "вольты", "восьмерки" и т. д.
2 этап. Это так называемое испытание скоростью. Лошадей запрягают в специальную упряжь, надевают защитные приспособления от травм. Наездник и его помощники облачаются в обычную спортивную форму с защитными шлемами. Именно в этой части соревнований наезднику, как никогда, нужна помощь ассистентов: он сам управляет коренником, а помощники контролируют пристяжных лошадей.
Stanislav Potekha
5. Применение
Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров. Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.
Константин Коровин
6. Украшение
Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка.
Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.
Константин Коровин.
7. «Ямская гармонь»
Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе этот «музыкальный набор» называли «ямкой гармонью». Почти каждая тройка имела уникальное звучание. Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на «громкой» тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.
Пётр Грузинский Рождественская ярмарка
Борис Кустодиев.
Борис Кустодиев.
Для русского человека тройка лошадей всегда была национальным символом. Русская тройка множество раз упоминается в стихах (Н. Некрасов "Тройка", А. Пушкин "Зимняя дорога", П. Вяземский "Еще тройка" и др. ), песнях (романс "В лунном сиянии", "Вот мчится тройка почтовая" и др. ), литературных произведениях (например, всем известный отрывок о русской тройке в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души").
У меня лично "русская тройка" всегда ассоциируется с замечательным кинофильмом "Крепостная актриса"
Зимушка-зима из к/ф "Крепостная актриса"
Тройка
Вот мчится тройка удалаяВдоль по дороге столбовой,И колокольчик, дар Валдая,Гудит уныло под дугой.Ямщик лихой - он встал с полночи,Ему взгрустнулося в тиши -И он запел про ясны очи,Про очи девицы-души:"Ах, очи, очи голубые!Вы сокрушили молодца;Зачем, о люди, люди злые,Вы их разрознили сердца?Теперь я бедный сиротина!.."И вдруг махнул по всём по трём -И тройкой тешился детина,И заливался соловьём.
Фёдор Глинка
Симонова Ольга Георгиевна
А.А.Дейнека.
Петр Стоянов
Петр Стоянов
А.Баумгартнер-Стойлоф
А.Болотов
А.Болотов.
А.Шелоумов
А.Щелумов.
А.И.-Шелоумов
А.И.-Шелоумов
А.И.-Шелоумов
А.И.-Шелоумов
Егоров, Андрей Афанасьевич Поездка по заснеженному пути.
Мчащаяся тройка - Самокиш Н. С.
Николай Сверчков
Николай Сверчков
Пётр Грузинский.
И.Орлов
Stanislav Potekha
Творческое объединение Artemis Творческое Объединение.
Туркевич Татьяна Александровна
Усянов Владимир Павлович.
Шабалина Алена.
Шумилкин Николай Алексеевич.
Constantin Stoiloff - A Russian Caravan Racing in the Snow
Gustav Prucha
Gustav Prucha
Самородова Лариса Вячеславовна.
Охотники с собаками. На охоту (Лыгина).
Польский художник Wladyslaw Chmielinski
Польский художник Wladyslaw Chmielinski
Польский художник Wladyslaw Chmielinski
Разживин Игорь Владимирович.
Куцель Александр Борисович
В.Юркин.
Григорьева Наталья Еладимировна.
artklassl3.bibliowiki.ru
Русская тройка. Краеведение — Путеводитель по русским ремёслам
Тройка — старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния.
Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч.
М.Ю. Лермонтов «Тройка, выезжающая из деревни» Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841), Public DomainМеханизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость.
История русской тройки
Тройка появилась и получила своё нынешнее название около 200 лет назад. По существовавшим тогда правилам при перевозке пассажиров в почтовых кибитках можно было впрягать трёх лошадей только если людей оказывалось трое. Двое или один должны были ехать на паре лошадей. Бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые тройки и курьерские, перевозившие важные государственные депеши.
Путешествие в кибитке, Александр Орловский 1819 год, литография. А. Орловский, Public DomainВ царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была высокая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника.
Русская тройка недалеко от Юзовки, 1882 год Досекин, Василий Сергеевич (1829–1900), Public DomainОбычными лошадьми для тройки были некрупные и неказистые, но очень выносливые вятские лошади. Люди побогаче заводили тройку статных и крупных орловских рысаков. Лучшая тройка — это тройка, где все лошади подобраны в масть, а коренник заметно крупнее ростом и статью пристяжных.
Московская тройка Лена, Public DomainС 1840-х годов на Московском ипподроме стали устраивать соревнования троек. В 1911 году тройку впервые увидели в Европе — в Лондоне на Всемирной Выставке. Коренником был рождённый в Хреновском конном заводе орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза, а пристяжными были верховые стрелецкие лошади. Картина, на которой запечатлена та легендарная тройка, находится сейчас в музее коневодства Тимирязевской академии в Москве. В советские времена тройки почти повсеместно стали составляться из орловских рысаков, выглядела такая тройка настолько шикарно, что даже дарилась в США официальными лицами.
Москва, 1935 Eirik Sundvor (1902 - 1992), CC BY 2.0В 1982 году на международную конскую выставку-ярмарку «Эквитану» в Германии снова привезли русскую тройку светло-серых коней. Коренник — орловский рысак Пёстрый Палас, пристяжные — лошади терской породы — потомки стрелецких лошадей. Тройке присудили титул чемпионов «Эквитаны».
В 1989 году советские конники привезли на «Эквитану» новую тройку — коренник орловец Вальс, пристяжные — терские лошади Цегель и Циэмир. Зрители аплодировали стоя этой тройке, когда все три лошади легко и свободно выписывали в манеже круги, «восьмёрки», повороты и другие элементы фигурной езды. Однако к 1990-м годам интерес к тройке в России упал настолько, что существование этой уникальной для России запряжки встало под угрозу гибели. Мастеров, умеющих управлять таким сложным видом запряжки осталось так же мало, как мало осталось и орловских рысаков.
Тройка с волками. Палех, 1924 год Ivan Ivanovich Golikov (1887–1937), Public DomainОднако вовремя взявшиеся за дело энтузиасты и члены Российской ассоциации «Содружество», созданной в середине 1990-х годов во главе с А. М. Ползуновой спасли национальное достояние России. По инициативе «Содружества» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве.
Тройка. Федосеевская игрушка. Мастер Н.С. Муравьёв Павел Петров, CC BY-SA 4.0Благодаря участию «Ассоциации» к спасению русских троек была привлечена даже Французская рысистая ассоциация во главе с графом Домиником д‘Беллегом. В 2000 году впервые в рамках «Дней Франции» на московском ипподроме, учреждённых на деньги французской стороны, был проведён дорогостоящий приз «Венсеннского ипподрома» для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре 2000 года русские тройки впервые продемонстрировали французской публике свою уникальную красоту и стремительный бег на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.
Миниатура «Тройка», 1925 г. Ivan Golikov, Public DomainС тех пор «Дни России» во Франции и «Дни Франции» в России стали постоянным событием на Московском и Венсеннском ипподромах, а тройки — постоянными участниками этих мероприятий. Так, в розыгрыше приза «Венсеннского ипподрома» в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек, которых пришлось разделить на два заезда, так как все семь троек (21 лошадь) не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.
ru.russianarts.online
Русская тройка | Всемирный Русский Народный Собор
Русская тройка — это старинная конная упряжка, ставшая национальным символом России. Мы трижды целуемся, прощаясь, мы часто говорим: «Бог любит Троицу». У нас в дозоре стоят три богатыря, и выбираем мы из трех дорог. Естественно, под окном всегда сидят три девицы-невесты. А недалеко хлопочут о том о сём три сватьи. Наконец, трехголовый змей трижды теряет по одной голове, а золотая рыбка выполняет только три желания. Русский герой проходит три испытания, прежде чем обрести надежное и полное счастье семейное. Эта наша любовь к тройственности и Троице материализовалась в уникальной, известной всему миру, запряжке лошадей, имя которой — Русская Тройка...
Кто из нас не помнит знаменитые гоголевские слова: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи...». Нет никакого сомнения, что образ Птицы-Тройки Николая Васильевича Гоголя питала не только особенная русская езда на тройке, но и народная традиция, которая проявила себя в сказках, былинах и житиях святых.
Так что же важно для нас в этом образе? Почему нас так волнуют эти слова, как заунывно-печальный романс «Однозвучно гремит колокольчик...» или народные ямщицкие длинные песни? Простор, дорога, огромное пространство — все эти образы из нашей души перелились в плоть русской культуры, кроме того, стали ее физическим и метафизическим наполнением: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!»
Просто фантастический русский карнавал рисует Гоголь: летящие кони, ужас движения, дымом дымится (снежной пылью) дорога, несутся навстречу друг другу русские огромные пространства, белое безмолвие полей, пробиваемые медными грудями коней... И столько в нём силы — крепкой, животной (в старорусском понимании «живот» — это жизнь), и, столько в нем мощи — таинственной и «ужасной». Образ Птицы-Тройки (могучей Руси-России) Николай Гоголь не придумал — он только его укрепил.
Русская тройка — единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник (центральная лошадь) должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные (лошади сбоку) должны скакать галопом. Тройка развивает очень высокую скорость — до 45-50 км/ч. В то время как в середине XIX века быстрой считалась езда в 18-20 км в час. «Механизм тройки заключается в том, — говорит специалист, — что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость».
Русская тройка — это старинная конная упряжка, ставшая национальным символом России. Появилась она примерно в середине XVIII века и зарекомендовала себя как самый быстрый вид транспорта. В XIX столетии тройка достигла всеобщей популярности: повозки, запряженные тройкой, стали олицетворением русской удали, широкой натуры. Троечная упряжка декорировалась (хомуты — красочные, покрытые резьбой и росписью), снабжалась кистями на уздах и шлеях, особенно красивой была дуга центральной лошади (коренника). Дуги расписывались так, что издалека были видны — расписывались зелеными травами, красными розанами, синими виноградными гроздьями. На ней закреплялся колокольчик, который помимо сигнальной функции, выполнял, безусловно, душевную. Радовал звоном. Русские тройки не имели аналогов в мире. Образ тройки сохранила и музыка, романсы, народные песни, литература.
Масти или расцветки лошадей упоминаются в десятках произведений русской классики. Такие масти, как белый, серый, рыжий, бурый, естественно, не требуют объяснения.
Буланый — светло‑желтый, с черным хвостом и гривой. Вороной — сплошь черный. Гнедой — темно‑рыжий, с черным хвостом и гривой. В чичиковской тройке гнедым был коренник. Игреневый — рыжий, со светлой гривой и хвостом. У старого графа Ростова в «Войне и мире» игреневый меринок. Караковый — темно‑гнедой, почти вороной, со светлыми (желтоватыми) пятнами, так называемыми подпалинами — в паху и на шее. Карий — масть средняя между вороной и гнедой. Грива и хвост при этом обычно черные. Каурый — светло‑каштановый, рыжеватый. (В чичиковской тройке каурый — левый пристяжной). Мухортый — гнедой, с желтоватыми подпалинами. Пегий — в крупных пятнах. Половый — бледно‑желтый. Саврасый — темно‑желтый, с черной гривой и хвостом. Сивый — серый, темно-сизый. Соловый — желтоватый, со светлым хвостом и гривой. (Наполеон в «Войне и мире» Л. Толстого разъезжает на соловом иноходце). Чагравый — темно‑пепельный. Чалый — серый с примесью другой шерсти. (Ленский едет к Онегину в пушкинском «Евгении Онегине» «на тройке чалых лошадей »). Чубарый — с темными пятнами на светлой шерсти или вообще с пятнами другой шерсти, хвост и грива черные. (В чичиковской тройке чубарый — правый пристяжной). (По материалам: Ю. Федосюк «Что непонятно у классиков», 2012)
«Закладывать лошадей» означало запрячь их в экипаж. А вот распрячь — называлось раскладывать, «перекладывать» — значит перепрячь, заменить одних лошадей другими. Потому и ехали наши предки на перекладных.
Упряжки были разными — все зависело от количества лошадей и от порядка их расположения. Помимо знаменитой «тройки», ездили на «четвернях» — четыре лошади запрягались в ряд, но такая упряжка требовала широкой дороги, которые, как известно, всегда плохи в России, а потому лошадей чаше запрягали парами. Упряжка в четыре лошади, где одна пара располагалась за другой, называлась «цугом».
В «шестерни», «восьмерки» лошади тоже впрягались парами, в линию. Те пары лошадей, что впрягались справа и слева от дышла (одиночной оглобли), назывались дышловыми. Совершенно замечательно именовалась передняя пара лошадей — уносной. Заметим, что цугом (не менее четырех, впряженных попарно) разъезжали очень богатые или важные (сановитые) люди. Вспомним Фамусова, который с восторгом говорит о важном вельможе — некоем Максиме Петровиче: «...Весь в орденах, езжал‑то вечно цугом».
Другой тип упряжки назывался «гусем». До пяти лошадей запрягались одна за другой — так ездили за городом и на узкой зимней дороге (всюду были сугробы).
Но вот что значили слова о «плоских рессорах» в стихотворении Некрасова «Гадающей невесте», нам сегодня понять труднее. Мы слышим скорее иронию... и недоумеваем: при чем тут «плоские рессоры»? Некрасов-автор пишет стихотворение в форме обращения к молодой девушке, влюбленной в модного хлыща:
У него прекрасные манеры, Он не глуп, не беден и хорош, Что гадать? Ты влюблена без меры, И судьбы своей ты не уйдешь. (...)
Не из тех ли только он бездушных, Что в столице много встретишь ты, Одному лишь голосу послушных — Голосу тщеславной суеты? (...) Он твои пленительные взоры, Нежность сердца, музыку речей — Все отдаст за плоские рессоры И за пару кровных лошадей!
Дело в том, что в XIX веке усовершенствованные рессоры были признаком достатка владельца экипажа и свидетельством его изысканной привязанности к комфорту, то есть, по сути, они были «предметом гордости и зависти окружающих». Теперь понятно, почему образ столичного повесы- соблазнителя Некрасов дополняет страстью к «плоским рессорам». Нынешний поэт воспел бы, очевидно, рессоры BMW, если таковые имеются...
Звон колокольчиков и бубенцов многократно описан в русской литературе. На почтовой тройке мчался в Москву Чацкий, о чем и рассказывал Софье в таких словах:
...Звонками только что гремя И день, и ночь по снеговой пустыне Спешу к вам голову сломя.
А вот А. С. Пушкин в «Графе Нулине» передает другое состояние:
Кто долго жил в глуши печальной, Друзья, тот верно знает сам, Как сильно колокольчик дальный Порой волнует сердце нам.
Звенел колокольчик — значит, приближался почтовый экипаж; значит — провозил письма друзей и жены. Колокольчик привешивался под дугой коренника, а у пристяжных прямо к сбруе подвешивались бубенцы. Между прочим, песня ямщика была еще и охранной, оздоровительной. Если бы он не пел (не открывал рта) — он бы попросту оглох от постоянного колокольного звона, что так привлекателен для тех, кто ждал почтовую тройку... Мчится тройка почтовая... И тешится детина-ямщик быстрой ездой... И гудит колокольчик — дар Валдая...
«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»...
Вероника Иконникова
vrns.ru
РУССКАЯ ТРОЙКА!!! (очень интересно)
Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.
Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.История русской тройки Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе - тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств - высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века – период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки – она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.Тройка: внешний вид, устройство, амуницияРусская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.
Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)
Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.В 60-е годы 19 века на смену золоченым дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.Пара слов … о колокольчикеКонный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.
Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)
В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай – город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.Однако широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции, и исключительно во время исполнения служебных обязанностей. Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, А. А. Блока и С. А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.
***
материал взят из интернета.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
udivitelnay-zhizn.mirtesen.ru