Жилой дом на Котельнической набережной. Жилой дом на котельнической набережнои
Высотка на Котельнической Набережной в Москве - фото и история
Жилой дом на Котельнической набережной – это символ ушедшей эпохи. Его строительство было запланировано согласно единому градостроительному плану, который был принят в 1947 году. Восемь высотных зданий должны были стать доминантами нового архитектурного облика Москвы. Закладка всех восьми состоялась в один день, в день 800-летнего юбилея Москвы. Но зданий было построено только семь: из-за отмены строительства Дворца Советов не было сооружено последнее, восьмое, здание в Зарядье.
Фактически, строительство этой высотки началось в 1938 году, когда по проекту архитекторов Д.Н. Чечулина и А.К. Ростковского началось сооружение девятиэтажного правого крыла по Котельнической набережной как самостоятельного здания. Однако в 1948—1952 годах оно было включено в новый ансамбль с частичным изменением парадного фасада.
Дом расположен у слияния русла Москвы-реки и Яузы. Он выстроен таким образом, чтобы быть отправной точкой для всех улиц, идущих к реке. Здание высотой в 176 метров замыкает перспективу Москвы-реки от Кремля на восток.
Выразительный силуэт здания оживлен декоративными башенками и завершениями. На центральном корпусе дома расположены скульптурные группы и обелиски. Цоколь, облицованный гранитом, позволяет увидеть четкое разделение здания на объемы с центральным корпусом в 32 этажа. За счет ступенчатой структуры здание плавно и гармонично вливается в сложный ландшафт. Его архитектура – яркий образец советского классицизма, органичного синтеза архитектуры и скульптуры.
Здание задумывалось как город в городе: в его комплекс были включены почта, гастроном, химчистка, булочная и даже кинотеатр. Возведение осуществлялось руками заключенных, которые во время строительства проживали в только что отстроенных квартирах. Говорят, что они оставляли метки на стеклах окон – «строили зэки».
Заметим, это первая из высоток, которую сдали в эксплуатацию. В доме насчитывалось около 700 квартир, они сдавались сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками. Получить квартиру в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для военных, а другое было отдано под заселение творческой элиты. Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Николаевич Чечулин. Он прожил там до самой смерти.
В доме проживало очень много знаменитостей – представителей советской творческой интеллигенции, выдающихся деятелей науки, военных и чиновников партийной номенклатуры. Об этом свидетельствует большое количество памятных досок. Здесь жили Никита Богословский, Александр Твардовский, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Наталья Сац и многие другие.
Знаменитая жительница этой высотки Фаина Георгиевна Раневская шутила: «Живу над хлебом и зрелищами!», – так как проживала на втором этаже над булочной и кинотеатром «Иллюзион». Этот последний, кстати, был единственным кинотеатром, где показывали фильмы без предварительного просмотра специальной комиссией. Из-за этого он часто бывал под угрозой закрытия, но знаменитые жильцы дома всегда спасали его.
Сегодня можно окунуться в советскую эпоху, посетив Музей Г. Улановой, который открылся в 2004 году. Экспозицию развернули прямо в её квартире. Там сохранена доподлинная обстановка – всё как было при жизни великой русской балерины.
Узнать точное число квартир в настоящее время, к сожалению, представляет большую трудность, так как нынешние жильцы соединяют несколько квартир в одну и переделывают их.
um.mos.ru
Жилой дом на Котельнической набережной в Москве
Жилой дом на Котельнической набережной - одна из 7 сталинских высоток, третья по высоте после Главного здания МГУ и гостиницы "Украина". Высотка расположена в месте слияния Яузы с Москвой-рекой в самом центре города и по праву считается одним из символов Москвы.
Эффектный советский небоскрёб был построен в 1938-1952 годах по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского при участии инженера Леонида Гохмана. Фактически, строительство прошло в 2 очереди с перерывом на войну: в 1938-1940 и 1948-1952 годах.
Высота здания: 176 метров (32 этажа, считая технические).
Дом включает 3 объединённых разновысоких корпуса: высокий центральный объём и 9-этажные боковые крылья. Замыкая перспективу от Кремля, центральная часть обращена в сторону московской крепости, а боковые корпуса эффектно разворачиваются вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. Цоколь здания отделан тёмным гранитом (боковые корпуса на 2 этажа, центральный - на 5), фасады выполнены в мягком бежевом цвете и украшены большим количеством барельефов и горельефов, изображающих счастливых советских граждан, детей и рабочих среди знамён, цветов, колосьев (мотив изобилия), а также советскую символику (серп и молот, звёзды). Силуэт здания оживлён декоративными башенками и обелисками, а центральный корпус украшают скульптуры советских рабочих, удерживающих щиты с изображениями герба СССР (по центру под шпилем), здания Моссовета (слева) и Спасской башни Кремля (справа).
Шпиль высотки увенчан массивной звездой с серпом и молотом.
Изначально в доме было обустроено около 700 квартир (в основном двух- и трёхкомнатных, но были и "однушки", и четырёхкомнатные квартиры), но в постсоветские годы появилась тенденция к их объединению/разъединению, и сколько их сейчас по факту - непонятно.
Дама с грудями
Несколько лет назад городские СМИ облетело фото скульптуры, сделанное при значительном приближении: оказалось, груди женщины, напоминающие два небольших апельсина с пупырышками, буквально "разрывают" её одежду, складки которой показаны весьма условно. Невооружённому взгляду эта деталь не заметна, поэтому среди комментаторов пошли предположения, якобы это могло быть своеобразной шуткой скульптора - мол, с земли ведь всё равно не видно, но в действительности это крайне маловероятно. Скорее всего, такое исполнение груди просто продиктовано размещением скульптуры на большой высоте: она сделана так, чтобы гармонично выглядеть со ста с лишним метров снизу, а не вблизи.
Так или иначе, теперь женщина с высотки на Котельнической навсегда прописалась в списке "неоднозначных" скульптур Москвы. Посветить грудью на Кремль - дорогого стоит!
История высотки на Котельнической набережной
История жилого дома на Котельнической набережной начинается с одного любопытного момента: известно, что все сталинские высотки, предусмотренные постановлением "О строительстве в Москве многоэтажных зданий", были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, в честь 800-летия Москвы. Однако, строительство дома на Котельнической фактически началось намного раньше - в 1938 году. Дело в том, что первым в 1938-1940 годах был построен 9-этажный корпус вдоль Москвы-реки, который изначально строился как отдельный жилой дом и был включён в проект позднее, с частичным переоформлением фасада.
Для строительства высотки были полностью снесены 4 переулка - Большой и Малый Подгорные, Свешников и Курносов - и срыт склон Швивой горки, одного из исторических холмов Москвы. Считается, что на возведении дома именно в этом месте настоял Лаврентий Берия, лично курировавший строительство.
Здание по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского строилось в том числе силами советских заключённых и немецких военнопленных, привлечённых к работе через Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой или ГУЛПС). Заключённые также позировали скульпторам для барельефов. Говорят, строители оставляли на окнах и стенах технических помещений и подвалов нацарапанные гвоздём "послания": номера своих отрядов, "строили зеки" и другие незамысловатые фразы; существуют также городские легенды о замурованном при строительстве прорабе и заключённом, который якобы сумел спуститься вниз на фанерных крыльях, но они едва ли имеют какое-то отношение к реальности - точно такие же легенды ходят про строительство Главного здания МГУ.
Комплекс задумывался как настоящий город в городе: для удобства жильцов в нём были обустроены почтовое отделение, прачечная, булочная, гастроном и кинотеатр "Знамя" (с 1966 года - "Иллюзион").
В "старый" корпус, расположенный вдоль Москвы-реки, изначально селили сотрудников НКВД, затем стали подселять военных и партийных деятелей. После строительства центрального объёма и противоположного крыла в дом стали заселять представителей советской элиты: творческую интеллигенцию, выдающихся учёных, военных и партийную номенклатуру, в память о которых на фасаде дома установлено большое количество мемориальных табличек. Среди прочих в доме в разные годы проживали Фаина Раневская, Галина Уланова, Александр Ширвиндт, Александр Твардовский, Людмила Зыкина, Роберт Рождественский, Василий Аксёнов, Константин Паустовский а также сам Дмитрий Чечулин - автор проекта здания.
После распада Советского Союза квартиры в здании стали скупать "новые русские", чиновники и успешные российские артисты.
Любопытным моментом в современной истории жилого дома на Котельнической набережной стало дело о покраске звезды: 20 августа 2014 года - во время вооружённого конфликта на востоке Украины - на шпиль высотки был водружён украинский флаг, а половину звезды покрасили в голубой цвет, из-за чего она также приобрела расцветку украинского флага. Было возбуждено уголовное дело по факту вандализма (позже его переквалифицировали в хулиганство), по подозрению в котором задержали четырёх бейсджамперов, совершивших прыжок с высотки в день покраски, и питерского руфера. Ответственность за происшествие взял на себя украинский руфер Павел Ушивец (Mustang Wanted), который посвятил свой поступок Дню независимости Украины. Бейсджамперов позже оправдали и отпустили, а питерского руфера осудили за содействие Павлу Ушивцу.
На сегодняшний день высотка постепенно утрачивает свои позиции в рейтингах эксклюзивной недвижимости, поскольку в Москве появилось много новых необычных проектов, исполненных с большей роскошью и считающихся более престижными, но ничуть не уступает позиций в культурном плане, по-прежнему выступая одним из символов Москвы.
На неё открываются отличные виды со столичных смотровых площадок, а ступенчатый силуэт стал настолько привычен городскому пейзажу, что теперь сложно представить, что когда-то его не было.
Жилой дом на Котельнической набережной находится по адресу Котельническая набережная, 1/15. Добраться до него можно пешком от станций метро "Таганская" Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий, а также "Марксистская" Калининско-Солнцевской линии.
mosprogulka.ru
Сталинскай высотка. Жилой дом на Котельнической набережной
Я не знаю, что меня привелекает в этих сталинских «высотках», но я без них не представляю Москву, так же как без Кремля или Красной площади. Вроде все семь «высоток» похожи друг на друга, но нет — каждая индивидуальна и у каждой своя история, которая неделима от истории нашего государства. На мой взгляд очень интересна судьба у жилого дома на Котельнической набережной. Построен он в близи слияния двух рек: Москвы и Яузы. Авторы проекта — Дмитрий Николаевич Чечулин (автор проектов метро: Комсомольская -радиальная, Охотный ряд, Динамо, Киевская — радиальная) и Ростковский Андрей Константинович.
Жилой дом на Котельнической набережной
Строился дом в два этапа, вернее сначала было построено девятиэтажное здание на Котельнической набережной, как самостоятельное, а позднее его использовали как правое крыло «высотки». Правое крыло было построено еще до войны, в период с 1938 по 1940 годы, а второй этап, строительство непосредственно самой высотки — с 1948 по 1952 годы. Высота центрального корпуса здания составляет 176 метров, это 32 этажа.
Жилой дом на Котельнической набережной
Строили высотку рабочие, многие из которых были заключенные. Говорят, что в некоторых квартирах, в том числе и в квартире Василия Аксенова, гвоздем было нацарапано «строили зэки». В дальнейшем к зэкам присоединились военнопленные немцы. Ходит байка, что в стенах «высотки» рабочие замуровали нелюбимого прораба, а бригадиры якобы не поднимались выше пятого этажа, боялись быть сброшенными.
Жилой дом на Коельнической набережной.
Строительство «высоток» было, конечно же, под контролем у самого Сталина. Не случайно курировал эту «высотку» Лаврентий Павлович Берия, так как жить там должны были «наши» люди. Еще на этапе строительства Сталин сказал: «В нашем доме будут жить наши люди». «Наших» действительно заселили в дом очень много. Жили здесь не только генералы, но и младший офицерский состав, правда для них были отведены комуналки. Рассказывают, что на первом этаже была квартира под которой размещалось общежитие Генштаба, а под общежитием квартира с секретной комнатой в которой находилось секретное оборудование. Вот только заселять одних чекистов в дом не стали, вероятно «на верху» опасались, что эти сами себя пересажают. Решили разбавить военными и людьми искусства.
Жилой дом на Котельнической набережной
Квартиры в «высотке» на Котельнической сдавались «под ключ», роскошь поражала воображение. Кухня была укомплектована белоснежной мебелью, дорогой паркет, потолочная лепнина, хрустальные люстры, бронзовые светильники «сталинский» кафель, импортная сантехника — обычные советские граждане об этом даже не мечтали. Кварплата за такую квартиру хоть и была значительно занижена, но все равно составляла не малую сумму.
Жилой дом на Котельнической набережной
В доме находились кинотеатр «Иллюзион», магазины, почта, кафе, салоны красоты, прачечная, изостудия и шахматная школа, филиал гостиницы «Варшава». Кинотеатр «Иллюзион» работает и сейчас. Там показывают «кино не для всех» - редкие картины из хранилища Госфильмофонда и зарубежную киноклассику, «Римские каникулы», «В джазе только девушки», «Скромное обаяние буржуазии».
В этом же здании находилось и легендарное ателье по пошиву и ремонту форменной и гражданской одежды. Здесь шили форму Жукову, Коневу, Буденному, Малиновскому. В форме, пошитой в этом ателье, они не только воевали, но и участвовали в парадах. Рассказывает нынешний директор ателье Нина Гукова: «В ателье были уникальные интерьеры. Например, наши люстры принимали участие в съемках фильма »Война и мир" Бондарчука".
Здесь же был и знаменитый гастроном с необыкновнно красивым интерьером. Москвичи сюда приходили не только за хорошими продуктами, но и для того, чтобы случайно встетить знаменитых артистов.
В 2004 году в доме открылся Музей балерины Галины Улановой. Экспозицию развернули в квартире балерины.
Жилой дом на Котельнической набережной
В «высотке» на Котельнической жил замечательный композитор, дирижер, пианст, народный артист РСФСР и СССР, весельчак и мастер розыгрышей Никита Владимирович Богословский. Его песни знает вся страна: «Темная ночь», «Шаланды полные кефали...», «Любимый город» и множество других. Это он придумал такую шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?» Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения. «Пырьев с Ладыниной!» — довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий. Любил композитор подтрунивать и над Фаиной Раневской. «Привет, старуха» — на весь двор кричал Никита Владимирович, завидев свою звездную соседку. Раневской это не нравилось.
Жилой дом на Котельнической набережной
Ей больше нравилось приветствие Александра Твардовского: «Приветствую Вас, моя великая соседка». Дружба Твардовского с Раневской началась с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцев дома небыло. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» — приветливо попрощалась Раневская. После этого знакомства Твардовский частенько заходил пообщаться с Фаиной Георгиевной. Она жила на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. "Над хлебом и зрелищами", — как любила говорить сама Раневская.
Жилой дом на Котельнической набережной
Здесь жила актриса, красавица Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Михаил Жаров, Роман Кармен, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, певица Людмила Зыкина, поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский, писатель Василий Аксенов, писатель Константин Паустовский, режиссер Наталья Сац, балерина Раиса Стручкова, художник Аркадий Пластов, актер Александр Ширвиндт.
Жилой дом на Котельнической набережной
Жил в этом же доме и сам архитектор высотки Дмитрий Чечулин. Ходят слухи что, архитектор был уверен, что получит квартиру в этом доме на верхнем этаже с панорамным видом на Москву, но квартиру ему предложили на первом этаже. Незнаю правда это или нет, но памятная доска гласит, что архитектор жил здесь с 1963 по 1981 годы. Значит он получил квартиру не как все в 1953 году, а спустя 10 лет. Да и есть ли на первых этажах квартиры?
Дом на Котельнической набережной
Этот дом был один из самых безопасных для жильцов. В подъезде сидели консьержки, в лифтах дежурили вахтеры. Однако, под Новый год, 30 декабря 1981 года, здесь произошло ограбление. В подъезд дома зашла группа мужчин с огромной елкой и праздничной коробкой. Мужчины сказали, что они из Госцирка и пришли оставить подарки у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой. Дежурная их пропустила. Курьеры долго не выходили и это насторожило дежурную. Она бросилась к квартире дрессировщицы и увидела распахнутую дверь, а в квартире елка. Курьеры ушли через черный ход, прихватив с собой коллекцию бриллиантов дрессировщицы. Многие экспонаты этой коллекции значились в международных каталогах.
Как выяснилось позднее, нити преступления вели к любовнику Галины Брежневой, Борису Буряце — артисту цыганского театра «Ромэн». Вероятным заказчиком преступления была Галина Брежнева, которую раумеется никто не обвинил. А вот Бориса Буряце арестовали на 5 лет с конфискацией имущества, но на свободу он так и не вышел — его убили на зоне.
Дом на Котельнической набережной
В доме по-прежнему живет много знаменитостей, но прежних жильцов все больше теснят новые. Квариры здесь активно продаются, проводятся перепланировки, квартиры сдваиваются. Александр Ширвиндт в своей книге «Schirwindt, стертый с лица земли» писал: «Я обменялся сюда случайно лет сорок назад. Это микрогород, отданный когда-то Сталиным под заселение самым-самым... Сейчас картина с точки зрения личностной мощи, конечно, пожиже, но зато сегодняшние хозяева жизни скупают у испуганных потомков по нескольку квартир на этаже, соединяют в витиеватые архитектурные ансамбли и обитают в этих лабиринтах, боясь не отличить при реконструкции несущую стену от ненесущей. И вот бедные стены нашего дома несут на своих древних плечах груз ответственности за безнадзорность».
Вечерняя Москва. Вид от высотки на Котельнической
Время идет и с ним уходят «звездные» жильцы, а на их место приходят другие.
alexfotoblog.ru
Жилой дом на Котельнической набережной: история и фото.
Авторы проекта — Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инженер Л.М. Гохман. Курировал строительство и настоял на выборе места для дома Лаврентий Берия.
Строительство высоток в Москве началось из-за стилистического разнобоя в городе: церковные купола еще в конце XIX века утратили функцию зрительной доминанты, и поэтому нужны были новые архитектурные формы. Тогда по указанию Сталина взяли курс на так называемый «сталинский ампир». Московские высотки сочетают конструкторские достижения американских небоскребов с лучшими традициями русской архитектуры. Раньше отечественные архитекторы не строили домов выше 7-8 этажей. Но зодчие и инженеры справились с поставленной задачей и даже обосновали необходимость устройства лестничных клеток не по одной оси, а с постепенным сдвигом к центру — чтобы не давать раздолья сквозным ветрам.
Путеводитель по архитектурным стилям Высота жилого дома на Котельнической набережной — 176 метров. Там 700 квартир, магазины, почта, химчистка, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г.С. Улановой.Корпус А сначала был без декора. Украшения появились уже после постройки второго корпуса, чтобы стилистически объединить их. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. А в корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице.
Списки жильцов утверждал сам Сталин, поэтому заселили дом работники НКВД и люди искусства. Квартиры сдавали сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой, хрустальными люстрами, потолочной лепниной, дорогим паркетом и бронзовыми светильниками. Но при этом отделка и мебель были одинаковыми во всех квартирах. Передвигать или менять их жильцам запрещали. А местоположение элементов интерьера определялось не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.
В 700 квартирах этого дома без труда разместится население небольшого районного города. Здание рассчитано на 5 тысяч жильцов. В нем 32 этажа, несколько лифтов. Его пределы можно и не покидать. В доме-гиганте разместятся магазины, швейное ателье, детский сад, кинотеатр, бюро заказов и обслуживания… Вот трехкомнатная квартира, уже обставленная мебелью: ковры, диваны, столы, мягкие кресла, стулья, картины, книжный шкаф, горки для чайной посуды... Просторная передняя. Рядом — гардеробная. Дальше — кабинет, столовая, спальня. Везде огромные окна. Уютные комнаты залиты солнечным светом. Повсюду телефонные штепсели (аппарат можно переносить в любую комнату), антенны для ламповых радиоприемников и телевизоров… В ванной плитка до самого потолка отливает перламутром. У стены — полотенцесушитель. Диван. Бра по бокам высокого зеркала. Непромокаемая занавеска загораживает ванну... Немного в стороне — кухня. Тут газовая плита, моечная раковина, холодильники: зимний и летний. И еще голубая замаскированная дверка мусоропровода.
Дом этот считался символом роскоши, и получить там квартиру было непросто. Вероятно, поэтому он вошел в кинематограф как признак достатка («Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги»).
Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Чечулин. Он жил там до самой смерти. Архитектору посчастливилось не видеть, как его творение медленно ветшает и теряет былой лоск.
А в конце 2016 года жилой дом на Котельнической набережной отреставрировали впервые после строительства.
Говорят, что...
...у «семи сестер» есть старшие братья-двойники в США. Прототипом дома на Котельнической набережной стал Wrigley Building. ...в этом доме была лучшая в округе булочная. И в холл корпуса Б каждый день приходила булочница с корзиной и продавала хлеб. ...дом строили силами заключенных, которые оставляли метки «строили зэки» на стеклах окон. Пытаясь сбежать, они прыгали на листах фанеры с высотки. Они же позировали для статуй, украсивших здание. Кстати, неизвестно каким образом прошла цензуру главная скульптурная группа комсомольца и комсомолки с оголенной грудью. ...на строительстве высотки работал зверь-прораб: рабочих по его приказу замуровывали в стенах за малейшую провинность. Но есть версия, что замуровали самого прораба. ...об архитекторе жилого дома на Котельнической набережной Дмитрие Чечулине после строительства гостиницы «Россия» и Библиотеки иностранной литературы говорили, что он «отчечулил Москву». ...Твардовский и Раневская познакомились в этом доме. Однажды Твардовский забыл ключи, когда его семья была на даче, и ему захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После этого они проговорили несколько часов. Раневская при прощании сказала: «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!». А располагалась квартира актрисы на втором этаже над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. Об этом она говорила: «Живу над хлебом и зрелищами». Получила Раневская эту квартиру тоже весьма своеобразно. Как-то раз к ней обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать. В ответ он услышал от Фаины Георгиевны, что она готова сотрудничать, но живет в коммуналке и разговаривает во сне. Через месяц Раневская расстилала скатерть на кухне в новой квартире в высотке на Котельнической набережной. ...Никита Богословский придумал шутку-загадку про высотку на Котельнической набережной: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?». Все терялись в догадках. «Пырьев с Ладыниной!» — довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственных премий. ...настоящим бедствием для жителей высотки были тараканы, так как здание построили на месте старых мучных складов.Тараканы в высотном доме — бог не спас, Моссовет не спас. Все в трагической панике — кроме тараканов, штурмующих нас. Адмиралы и балерины, физик-атомщик и поэт забиваются под перины, тараканоубежища нет. На столе у меня ода — тяжкий труд, а из мусоропровода гости прут. Только Зыкина запела, с потолков подпевать пошла капелла прусаков. Композитор Богословский взял аккорд, а на клавиши вспрыгнул скользкий рыжий черт…
А что об этом жилом доме знаете вы?liveinmsk.ru
Высотка на Котельнической набережной: крыша, интерьеры, квартиры
Мы долго готовили этот материал, стараясь собрать воедино все самые примечательные истории знаменитой высотки в Котельниках, долго пытались найти выходы, отдельно при разных счастливых стечениях обстоятельств умудрились попасть сначала в одну квартиру (там сохранилась комната), потом в другую (там сохранилась кухня), затем выдалась уникальная возможность подняться и на крышу высотку, до этого удалось поснимать ее с других высотных точек. И вот, наконец, представляем на ваш суд одну из самых полных публикаций про легендарную высотку.
Полюбоваться на высотку с разных ракурсов, прогуляться по ее коридорам, почитать о ее истории, взобраться на крышу и посмотреть виды —>
Высотка на Котельнической набережной – одна из восьми высоток, решение о строительстве которых было принято в 1947 году. Восьмой должна была быть высотка в Зарядье, но её не достроили, и самой близкой к кремлю оказалась именно та, что на Котельнической набережной. Центральный здания объём насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке (В корпусах Б и В) расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных. Вместе со «старым» корпусом А, который стоит вдоль реки, квартир в здании 700. Проектировал здание архитектор Д.Н. Чечулин. Уже потом, в 1960-е – 70-е годы он прославился как строитель «коробок», к примеру гостиницы «Россия», или стоящей прям напротив высотки Библиотеки иностранной литературы. В народе даже возникло выражение «отчечулить Москву».
Высотка занимает огромную территорию, для её строительства были стёрты с лица земли четыре переулка – Курносов, Свешников, Большой и Малый Подгорные. Но строилось здание в два этапа. Девятиэтажный корпус А, расположенный вдоль Москвы-реки, построен еще в 1938-40 годах, заселён в 1944. Есть интересная особенность этого корпуса, в нём все квартиры соединяются друг с другом дверями, то есть можно пройти целый насквозь через квартиры. Жилье здесь давали сотрудникам НКВД, и делались эти двери, видимо, для того, чтобы можно было беспрепятственно зайти в любую квартиру. В наше время большинство из этих дверей уже заложено, но некоторые остались. Как двери они уже не используются, заставлены шкафами и прочей мебелью, но физически существуют.
Летом:
И зимой:
Центральный высотный корпус Б и корпус В, стоящий вдоль Яузы, строились в 1947-52 годах. Стройку курировал Берия, и квартиры тоже давались в том числе ведомству Берии, то есть учёным, которые создавали атомные бомбы. При этом двум учёным дали квартиры несмотря на то, что они сидели в тот момент в тюрьме. Давали на будущее, когда они вышли бы из тюрьмы, то должны были заселиться в эти квартиры. Но, кроме учёных и представителей органов, в дом поселили и многих деятелей культуры — писателей, поэтов, актёров, режиссёров, музыкантов. Два подъезда в корпусе В заселялись уже после ареста Берии, и бронь для представителей его ведомства была снята, в подъезды были заселены москвичи попроще.
Холл центрального корпуса
Роспись потолка холла в главном здании
Барельеф над лифтами
Чтобы не запутаться, на какой точно этаж ехать
Лифты, конечно, уже новые, но перед ними сохранились таблички завода-изготовителя лифтов в 1951 г.
Лифтовый холл на этаже в центральном корпусе
Лифтовый холл в левом крыле центрального корпуса
В боковых корпусах, примыкающих к центральному и тянущихся вдоль Москвы-реки и вдоль Яузы, подъезды уже скромнее:
Здесь жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Михаил Жаров, Роман Кармен, Александр Ширвиндт, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, певица Людмила Зыкина, поэты Александр Твардовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, писатель Василий Аксенов, писатель Константин Паустовский, режиссер Наталья Сац, балерина Раиса Стручкова, художник Аркадий Пластов, композитор Никита Богословский. И понятно, что раз столько знаменитых людей, значит есть множество интересных историй, с ними связанных.
К примеру, известный шутник композитор Никита Богословский придумал такую загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?». Люди терялись в догадках, а композитор отвечал: «Пырьев с Ладыниной!». На двоих у актрисы и режиссёра действительно было 9 государственных премий.
Когда Богословский встречал Раневскую, то кричал на весь двор: «Привет, старуха!», на что актриса сильно злилась, а поэт Александр Твардовский, наоборот, обращался к ней: «Приветствую вас, моя великая соседка», что ей, несомненно, нравилось гораздо больше. История знакомства Раневской и Твардовского тоже интересна, говорят, Твардовский однажды забыл ключи, а семья была на даче, а поэту прозаически захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке, после чего они проговорили несколько часов подряд, и Раневская при прощании сказала: «Приходите ещё, двери моего клозета всегда открыты для вас!».
Кстати, та же Фаина Раневская, говорят, не случайно оказалась в этом доме. Якобы её хотели завербовать сотрудники КГБ, чтобы докладывала о своих соседях и коллегах, но она ответила им: «Не могу! Говорю во сне громко, а живу в коммуналке, боюсь, проболтаюсь соседям». И актрисе дали квартиру в высотке, на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. О своём месте жительства она говорила: «Живу над хлебом и зрелищами». А чтобы сотрудники КГБ от неё отстали, пришлось целую неделю использовать свои актёрские способности и «говорить во сне». Разговаривала она громко, окна были открыты, и соседи уже начали жаловаться управдому, что спать невозможно. Пришлось чекистам оставить Раневскую в покое.
Ещё одна история – ограбление дрессировщицы Ирины Бугримовой 30 декабря 1981 года. Говорят, что грабители представились консьержке сотрудниками Госцирка, и сказали, что им велено было оставить ёлку и подарки у двери дрессировщицы. Племянница дрессировщицы пишет: «Под Новый год к Бугримовой пришли два мальчика, сказали консьержке, что хотят поздравить Ирину Николаевну с праздником. В руках — тортик, елка… Не заподозришь воров. Они взломали дверь и вынесли все, что могли: японскую технику, столовое золото, кожаное пальто… Даже залезли в холодильник, съели запеченного индюка и вино выпили. Это громкое дело взяло под контроль большое начальство с Петровки, 38. Поэтому мальчишек быстро нашли. Во время очной ставки с Бугримовой они попросили прощения: «Простите нас и дядю Колю». Дядя Коля был шофером Бугримовой. Жена знаменитого дрессировщика Бориса Эдера, который тоже жил с Бугримовой в одном доме, после смерти мужа завела себе друга. Простого мужичка, водителя междугородных рейсов — того самого дядю Колю. Потом он вместе с Тамарой Эдер поселился у тети на даче во флигеле. И так нагло себя вел, что в поселке Старых Большевиков начали возмущаться. Дяде Коле пришлось съехать, но зло затаил. После той истории и произошла кража.»В народе, конечно, ходили слухи, что заказчиком ограбления была дочь генсека, Галина Брежнева, но, как видите, дело обстояло иначе.
Кстати, и сам архитектор этого здания, Дмитрий Чечулин, тоже жил здесь. После его смерти в 1981 году остался его гараж. На этот гараж претендовал Евтушенко, но отдали его Ширвиндту. Дело в том, что Евтушенко совершенно невовремя опубликовал в газете своё стихотворение «Тараканы в высотном доме».
Вот его фрагмент:
«Тараканы в высотном доме —бог не спас,Моссовет не спас.Все в трагической панике —кроме тараканов,штурмующих нас.Адмиралы и балерины,физик-атомщик и поэтзабиваются под перины,тараканоубежища нет.
На столе у меня ода —тяжкий труд,а из мусоропроводагости прут.Только Зыкина запела,с потолковподпевать пошла капеллапрусаков.Композитор Богословскийвзял аккорд,а на клавиш вспрыгнул скользкийрыжий черт …»
И после такого стихотворения домоуправление обиделось на поэта и не дало гараж, а достался он актёру Ширвиндту, несмотря на уверения Евтушенко, что, мол, тараканы у него выписаны в фигуральном смысле. Тараканов же действительно было очень много. И не случайно, ведь дом построен на месте мучных складов, которые много веков тут стояли. Земля вся пропиталась мукой, к ХХ веку окаменела, являясь пищей и жилищем для множества тараканов. И вот построили высотку – лакомый кусочек для них, и они не могли туда не переселиться. Травили тараканов долго, и ядом, и мусоропроводы заваривали. Старожилы говорят, что в 1980-х годах произошёл массовый побег тараканов – миллионы их ползли по стене дома, потом по земле, и прям на проезжую часть набережной. Куда потом делись, неизвестно.
В комплекс здания входили и магазины, и парикмахерская, и почтовое отделение, и конечно же, кинотеатр. Сначала он назывался «Знамя». А в 1966 году его перепрофилировали под показ фильмов Госфильмфонда, крупнейшего в стране архива кинолент, и переименовали в «Иллюзион». Причем название выбирали из нескольких вариантов: «Волшебный фонарь», «В мире кинолент», «Фототека», но выбрали самое удачное. Все фильмы были лицензионными, многие иностранные, доставшиеся после войны, и в прокат их было пускать нельзя, лицензию никому платить не хотелось. И всё это проходило, как закрытый показ, но для всех желающих. Крутили фильмы даже на английском языке, которые приходили смотреть англичане и американцы. Кинотеатр действует и сейчас, в 2004 году обновили оборудование, и основной упор в репертуаре сделан на классику мирового кино.
Известно, что строили высотку заключённые. И, по преданию, один из заключённых решил сбежать, и изготовил себе фанерные крылья. Дождавшись удачной минуты, взял, и спрыгнул с недостроенного здания, с мыслью: «либо смерть, либо свобода». Приземлился успешно, тем не менее его поймали, и срок добавили.Говорили также, что заключённые не только строили, но и позировали для скульпторов, лепивших барельефы. Как-то однажды заключённый позировал для скульптуры флагоносца. Пришлось очень долго стоять с вытянутыми руками и тяжёлым знаменем. В конце концов заключённый не выдержал и от усталости упал в обморок. Отдали приказ: «Диверсия! Расстрелять!», но за несчастного заключённого вступились, объяснили, что он упал в голодный обморок. Расстрел отменили, но все-равно наказали, три дня держали человека без пайка.
Располагавшийся на месте высотки и прилегающей территории Свешников переулок.
Место, где будет построена высотка. 1933-34 годы.
Строительство первого корпуса А, вдоль Москвы реки. 1938-40 годы.
Корпус А построен. 1940 год. До начала строительство основной части высотки остаётся еще 8 лет.
Строительство центральной части высотки. 1949 год.
1949 год, чуть позже.
Строительство высотки, вид с обратной стороны. 1949 год. Видны еще недоломанные дома Курносова и Малого Подгорного переулков. Возможно использовались в качестве жилья для строителей-заключённых.
Вид из-за реки, 1950 год.
1951 год.
Монтаж звезды, 1951 или 1952 год.
Кинотеатр «Иллюзион» в год открытия, 1966. До этого он назывался «Знамя».
Фойе кинотеатра «Иллюзион», 1970-е годы.
Кинотеатр «Иллюзион», 1984 год.
Вид со здания высотки, 1970-е годы.
И этот же вид сейчас:
Обширный двор высотки со Швивой горкой, ныне совершенно скрытой за громадиной здания
Вид на Ивановскую горку и Хитровскую площадь
Виден Иоанно-Предтеченский монастырь и Лютеранская кирха Свв. Петра и Павла (см. нашу отдельную публикацию и репортаж со службы)
Кремль на закате
Лубянка
Что самое обидное, все эти виды открываются не с опасной крыши, а с хорошей смотровой площадки на доме, которую бы было неплохо открыть для общего посещения, но никак:
Звезды на башнях трехмерные
Здесь некогда стояла гостиница «Россия», а пока, возможно, самый большой и самый дорогой в мире пустырь в центре города.
Обещают, что здесь будет парк, но пока еще ничего не сдвинулось с мертвой точки
В центральной высотке под шпилем есть и еще одна закрытая даже для жителей смотровая площадка
Но спустимся снова в центральный холл, где сидит специально выведенный и особо суровый тип консьержки, строго отсеивающий часто даже гостей, не говоря уже о любопытных туристах
Пройдем в левое крыло центрального корпуса
Здесь для жителей дома были созданы все условия и даже детей в кружок и сегодня можно водить в домашних тапочках
Для разнообразия поднимемся по лестнице с элементами былого величия…
… и сегодняшнего не очень хорошего состояния
Холл с квартирами
Судя по всему, пол из плитки более поздний и такая площадка скорее исключение, потому что большая часть площадок в высотке паркетные, как на соседнем этаже:
Большинство дверей, что приятно, старые, из массивного дерева с прорезью для писем и газет. По уверениям, местных жителей местный почтальон до сих пор все также разносит почту в каждую квартиру.
Заглянем в одну из сохранившихся квартир
Паркет сохранился еще с самого начала, деревянные двери тоже ни разу не менялись.
И мебель сохранилась изначальная. Прежние жильцы-старожилы много работали по теме востока, отсюда соответствующие вещи на полках и литература
Люди жили образованные, и за книжным «фасадом» вторым во втором ряду книг можно найти, например, стихи Высоцкого в «самиздате»
И даже окна работают по-прежнему: для проветривания предусмотрен рычаг, открывающий фрамугу под высоким потолком
Во многих частях квартиры сохраняются старые розетки, что в наше время не всегда удобно
Сталинские светильники при входе
Рядом с санузлом имеется небольшая дверь — второй выход из квартиры на черную лестницу, как в лучших дореволюционных доходных домах
Черная лестница между квартир.
Переместимся в другую квартиру, где по счастливому стечению обстоятельств ситуация совершенно противоположная: комнаты, наоборот, утратили свой колорит, а вот кухня сохранилась с прежних времен
Но для начала взглянем по пути на межкомнатные двери
Изначально все кухни в доме, в том числе и в очень привилегированных квартирах были облицованы кафелем, что типично для послевоенных кухонь, сравните с кухней в московском доме Сергея Павловича Королева.
Здесь также есть выход на черную лестницу
Рядом с раковиной сохранился мусоропровод, которым уже не пользуются, а в новых квартирах по возможности заделывают, на стенках за годы скопилось много мусора, вонь от которого проходит в квартиру.
А тем временем на город спустилась ночь:
В доме зажглись окна
Как видите, в доме колоссальное количество пустых пространств, за счет которых в 1990-х новые жильцы стали ввысь и вширь увеличивать свои квартиры.
Зажглась подсветка и под шпилем высотки
С прекрасным видом на город
На площадке под шпилем установлены статуи комсомольца и комсомолки
Комсомолец и комсомолка с напряженными выражениями лиц держат табличку с серпом и молотом.
При этом у комсомолки напряжено не только лицо, но и другие части тела, которые при ближайшем рассмотрении буквально прорывают платье.
Спасибо за фото ivanscar
На этой поразительной и фривольной детали советской архитектуры мы и завершаем публикацию, спускаемся вниз и выходим через шикарный подъезд:
Спасибо за внимание!
Отдельно благодарим создателей одного из самых московских инстаграмов mos_photo за помощь в организации съемок. Подписывайтесь, они одни из немногих, кто показывает Москву красиво и без политики.
Также может быть интересно
Эта запись была опубликована в Вторник, октября 1, 2013 в 10:36 в теме: ГОРОД, Советская архитектура, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .
moscowwalks.ru
Высотка на Котельнической набережной - У Господа нет на Земле других рук, кроме наших
Жилой дом на Котельнической набережной в Москве — одно из «высотных зданий», построено в устье Яузы в 1938—1952. Авторы проекта — Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман. Курировал строительство, в том числе, настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.
Этот текст надо читать обязательно. Даже москвоведы-профессионалы найдут в нём много для себя нового. Тема создавалась именно ради текста, а фотографии являются приложением к нему.
Высота здания 176 метров. Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы "Украина"). Строили её, разумеется, пленные, которые проживали недалеко, в "Лагпункте" (концлагерь на Таганке). Списки жильцов утверждал сам И.В.Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты, писатели.
"В нашем доме будут жить наши люди". (И.В.Сталин о высотке на Котельнической).
Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за "новых русских", которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой. Можно сказать, что в доме где-то 700-800 квартир.
Главным архитектором высотки был Дмитрий Николаевич Чечулин. Этот человек вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Кроме дома на Котельнической он построил, например, гостиницу «Россия», дом Советов РСФСР (Белый дом), бассейн «Москва», жилые дома на Кутузовском и Ленинском проспектах. Его образ мы можем видеть в знаменитом фильме "Верные друзья".
Высотное здание строилось в два этапа. До войны существовал так называемый "корпус А", который тянется вдоль реки. А уже после войны архитектор "вписал" само высотное здание, прилегающее к корпусу в том месте, где в Москву-реку впадает Яуза.
Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля. Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия».
Он поплатился за это, слава Богу, не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а в самом низу.
Высотка на Котельнической - это словно город в городе. В этом доме есть всё: магазины всех видов, библиотека, школа, детский сад. Есть и свой кинотеатр. Москвичи его прекрасно знают.
Сейчас это единственный в Москве кинотеатр-музей. А в старое время мы ломились сюда на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а раньше кто-то так же ломился сюда на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.
«Иллюзион» работает до сих пор. Здесь ничего не изменилось. То же уютное кафе, так же под немые фильмы играет живой пианист, те же редкие премьеры. Плюс, кинотеатр этот считается чем-то вроде клуба знакомств для интеллигентных одиноких людей. Мы взяли на пробу два свежевыжатых сока, пирожное и 50 грамм "Арарата".
В квартирах некоторых знаменитых жильцов дома даже устроили музей. Например, сейчас тут работает дом-музей Галины Улановой.
В этом доме жил композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов до инфаркта.
Однажды композитор Анатолий Григорьевич Новиков («Смуглянка», «Эх, дороги…») поздним вечером захотел полюбоваться Москвой. Но подойдя к окну он вдруг заметил с той стороны Никиту Богословского, бледного как смерть, в одежде из простыни, зловеще завывающего. Этаж был не высокий, но и не низкий. Новиков в ужасе отпрянул от окна, а там продолжало завывать: "Оу-у-у! Вау-у-у!" Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине машины для работ на большой высоте. Он за десятку договорился с шофёром повалять дурака.
В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в Скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили менты.Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной, и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство. А могли бы и посадить.
В высотке жило столько знаменитых людей, что мемориальных досок на всех не напасёшься. Я не знаю, по какому принципу одним доски вешали, а другим - нет. Например, есть доска Константина Паустовского.
А вот доски моей любимой Фаины Георгиевны Раневской, с именем которой у большинства москвичей этот дом и ассоциируется, мы не обнаружили. Раневская получила здесь двухкомнатную квартиру, кажется, на втором этаже в левом крыле здания. Она говорила, что живёт "над хлебом и зрелищами" (булочной и кинотеатром).
Её соседом по лестничной клетке был писатель и поэт Александдр Трифонович Твардовский, который называл её "моя великая соседка". Однажды Твардовский потерял ключи от квартиры, не мог войти и очень хотел в туалет. Он попросил Раневскую воспользоваться её туалетом. Та, конечно, впустила, но потом при встрече с ним кричала на весь двор: "Александдр Трифонович, мой клозет всегда в вашем распоряжении!"
Другим её соседом был композитор Вано Ильич Мурадели. Ему она говорила: "Вы лажовщик, мой друг, ни в одну ноту не попадаете, му вместо ми, ра вместо ре, де вместо до и ли вместо ля".
"Я б вас послала, да вижу - вы оттуда" (Ф.Г.Раневская).
Приглашая в гости соседей, она говорила:- Если звонок не работает, стучите ногами.- Почему ногами, Фаина Георгиевна?- Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!
Перед смертью у неё поселилась сестра, Белла Фельдман, которая была поражена тем, что Раневская совсем не богата. Последние годы жизни актриса жила не в этом доме, а в Южинском переулке. По её популярности она, конечно, должна была быть похоронена на Новодевичьем кладбище, но она скромно попросила похоронить её с сестрой на Донском кладбище. Она была удивительным человеком.
Из внутреннего дворика можно по довольно крутой лестнице подняться на Швивую горку, к храму Никиты Мученика и музею Русской иконы.
В этом доме живёт Александр Ширвиндт. Он написал книгу "Ширвиндт, стёртый с лица земли" (так назывался город в Пруссии), в которой он несколько раз упоминает высотку на набережной. Ширвиндт предлагает ввести для наших чиновников три новых ордена - "за частичную, временную и окончательную потерю чести и достоинства".
Он отмечает, что старые жильцы, которые давно на пенсии, не могут платить за огромные квартиры в знаменитом доме и вынуждены их продавать всяким крутышам.
Однажды его старая соседка, вдова генерала, встретив Ширвиндта, пожаловалась, что ей приходится продавать квартиру, но главная проблема в том, что она не может найти евреев для ремонта. При чём тут евреи? - удивился Ширвиндт. Ну как же, ведь я должна сделать тут евро-ремонт, - ответила старушка.
Высотка уникальна и асимметрична. Вот, например, с одного боку прилепился огромный балкон, на нём можно играть в футбол.
А во многих квартирах теперь живут наследники великих, которым просто повезло родиться в надлежащей семье. Трёшку в этом доме можно разменять на несколько других очень приличных квартир, одну из них сдавать и никогда больше не работать.
Любопытна история, как в доме получила квартиру знаменитая актриса Лидия Николаевна Смирнова. Они с мужем, оператором Владимиром Раппопортом жили в коммуналке и мечтали из неё переехать.
Владимир Раппопорт тоже был знаменитостью, он снимал такие фильмы, как "Тихий Дон" или "Молодая гвардия", но сколько он не ходил по инстанциям, ничего не получалось. Он просто не умел просить, и мямлил, как мол, хорошо им жить и так.
И Лидия Николаевна решается на отчаянный шаг - она пишет прошение самому Берии, что в то время являлось строжайшим нарушением субординации, и за такие шутки могло быть очень плохо.
Но Смирнова оказалась в числе любимых актрис Берии, и он моментально наложил резолюцию: "Выдать им квартиру!"
Не успели они собрать вещи, как Берию арестовали. На все его решения было наложено вето, и Смирнова пришла в полное отчаяние. И вдруг звонок оттуда: "Почему вы до сих пор не переехали?!" Одно из немногих решений Берии не отменили, потому что новое начальство тоже оказалось поклонником Лидии Николаевны.
И когда она приехала смотреть новую квартиру, у неё случился от счастья обморок, бедняжка ездила в таком состоянии на лифте вверх-вниз, пока её не обнаружили соседи.Уже совсем старая, перед смертью, Смирнова говорила, что сейчас её спасает только вид из окна высотки на любимую Москву.
В этом же доме проживала знаменитая Ирина Николаевна Бугримова — советская артистка цирка, дрессировщица львов, первая в СССР женщина-дрессировщик. Мужем её был известный мотогонщик Александр Буслаев.
Правда, развелись они довольно быстро. Бугримова потом говорила, что у женщины-укротительницы редко складывается личная жизнь, потому что укрощать мужа намного проще, чем льва или тигра.
Она первая стала выступать с группой львов самцов. Это очень опасно. Дело в том, что львы живут прайдами, в одном прайде не бывает двух матёрых самцов, а если такие находятся вместе, то их агрессивность возрастает на порядок.
У Бугримовой в группе было около 80 львов. Успех был бешеный, но рвали львы Ирину Николаевну неоднократно, и несколько раз она заканчивала номер на арене вся в крови.
В 1976 г. во время гастролей во Львове львы неожиданно в очередной раз взбунтовались и напали на Бугримову прямо на арене. Помощники отбили её от хищников, но после этого происшествия дрессировщица решила прекратить выступления.
Вожаком этого неформального мужского львиного прайда был огромный лев по имени Цезарь. Все остальные львы его боялись. Он выступал 23 года, что для льва невероятно долго. Но вот он одряхлел, выступать уже не мог, и его было решено списать в зоопарк. Но Бугримова встала за него грудью, мол, не за что его за решётку, взяла его к себе и всюду таскала за собой огромного льва. Так что он отчасти тоже являлся жильцом знаменитого дома на Котельнической.
Когда Бугримова выступала на арене с другими львами, Цезарь сидел за кулисами в клетке, и очень переживал, что номер проходит без него. Он катался по клетке и скулил, а когда раздавались трубы, он грудью кидался на прутья, чтобы занять своё почётное место на арене среди других. Однажды после номера его нашли на полу мёртвым. Лев умер от огорчения, что больше не может выступать.
Под конец мы зашли в гастроном в высотке, чтобы купить попить что-нибудь холодненькое.
Я был очень удивлён. Этот гастроном напоминает бывший Смоленский или в высотке на Красной Пресне, но в отличии от них он остался таким же, как был много лет назад. Народу никого, цены очень низкие, продавщицы безупречные.
Я сфотографировал вот эти пирожные. Много лет назад я вот также любовался пирожными в знаменитых гастрономах, но тогда они мне были не по карману.
Много интересных историй хранит этот дом, высотное жилое здание на Котельнической набережной. Всего один дом в городе, а писать про него и писать. Самое первое фото с вертолёта, разумеется, не моё.
Вот очень и очень сокращённый список известных жильцов (и тех, и этих):- Аксёнов, Василий Павлович- Богословский, Никита Владимирович- Бугримова, Ирина Николавна- Вознесенский, Андрей Андреевич- Евтушенко, Евгений Александрович- Жаров, Михаил Иванович- Зыкина, Людмила Георгиевна- Литвинова, Рената Муратовна- Лучко, Клара Степановна- Любимов, Юрий Петрович- Милютин, Юрий Сергеевич- Мокроусов, Борис Андреевич- Нагиев, Дмитрий Владимирович- Огнивцев, Александр Павлович- Паустовский, Константин Георгиевич- Раневская, Фаина Георгиевна- Смирнова, Лидия Николаевна- Токарев, Вилен Иванович- Уланова, Галина Сергеевна- Чечулин, Дмитрий Николаевич- Ширвиндт, Александр Анатольевич- Шифрин, Ефим Залманович
raven-yellow.livejournal.com
Жилой дом на Котельнической набережной: raskalov_vit
Раза 4 посещал данную высотку с стандартными целями, забраться по выше. Первые разы снималось все с тех этажей на уровне 22-23 этажа, вид был крайне ограничен. Далее уже мы попали на боковую часть 17 этажного корпуса, немного лучше но не то. Вообщем смотрим фотографии с огромной открытой площадки между 27-28 этажем.
Кстати интересный факт о здании, начиная с 23 этажа, вплоть до самой звезды идут только тех этажи с кучей самой разной аппаратуры, и огромным количеством комнат с черными лестницами.
1. Главный вид с крыши.2. Москва-Река, Кремль и Сити...
3.
4. Боковая часть высотки, Устьинский сквер и Площадь Яузские Ворота.
5. Исторический центр города, район Кулишки.
6. Большой Краснохолмский мост и гостиница «Свиссотель Красные Холмы».
7. Таганская площадь, Храм св. Николая Чудотворца, ТЭЦ-8.
8. МИД, Москва-Сити и Гостиница Украина.
9. Звезда на высоте 176 метров, полностью обвешанная огромным колличеством антенн. Причем самых разных организаций от МГТС до ГУВД.
10. Соборная площадь и Дом на Кудринской площади.
11. Снова главный вид, но уже в другой раз и вечером.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
За компанию огромное спасибо: dedmaxopka, makzer, r_wersh и dorado
raskalov-vit.livejournal.com