Индийские веды: универсальные священные знания. Веды индийские
Индийские Веды - древний источник удивительных знаний
В древних индийских трактатах содержится множество научных знаний, до которых современная наука дошла совсем недавно или еще даже не подбиралась к ним. Предлагаем вам несколько фактов об удивительных знаниях ученых, живших тысячи лет назад. Индийские Веды — древний источник удивительных знаний.
Ве́ды (санскр. — «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (XVI-V века до н. э.). На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов.
Ученые о Ведах
Для начала заметим, что мудрость древних Вед признавали многие знаменитые ученые и величайшие умы человечества XIX-XX веков. Американский философ и писатель Генри Дейвид Торо писал:
«В великом учении Вед нет ни тени сектантства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания».
Лев Толстой в письме индийскому гуру Премананде Бхарати в 1907 году заметил:
«Метафизическая религиозная идея Кришны — вечная и универсальная основа всех истинных философских систем и всех религий». Он же писал: «Только такие великие умы, как древние индусские мудрецы, могли додуматься до этого великого понятия… Наши христианские понятия духовной жизни происходят от древних, от еврейских, а еврейские — от ассирийских, а ассирийские — от индийских, и все идут ходом обратно: чем новее, тем ниже, чем древнее, тем выше».
Любопытно, что Альберт Эйнштейн специально учил санскрит, чтобы прочитать в подлиннике Веды, в которых описывались общие закономерности физической природы. Многие другие известные люди, такие как Кант, Гегель, Ганди, признавали Веды как источник разнообразных знаний.
От нуля до кальпы
Древние математики в Индии ввели множество понятий, которыми мы пользуемся до сих пор. Заметим, что лишь в VII веке цифра 0 впервые начала упоминаться в арабских источниках, и только в VIII веке она дошла до Европы.
Однако в индийской математике понятие нуля (на санскрите «шунья») известно с IV века до нашей эры. Именно в Древней Индии впервые появилось эта цифра. Заметим, что без понятия о нуле не могли бы существовать бинарная система и компьютеры.
Десятичная система исчисления была также изобретена в Индии. В Древней Индии были известны число пи, а также теорема Пифагора, точнее, теорема Ба-удхаяны, который ее впервые изложил в VI веке до нашей эры.
Самое маленькое число, приведенное в Ведах, — крати. Оно равно одной тридцатичетырехтысячной секунды. Самое большое число — кальпа — равняется 4,32 миллиарда лет.
Кальпа — это «день Брахмы» (в индуизме — бог творения). По прошествии этого периода наступает «ночь Брахмы», равная по продолжительности дню. Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 миллиарда лет. Месяц Брахмы состоит из 30 таких суток, что составляет 259,2 миллиарда лет, а год — из 12 месяцев. Брахма живет 100 лет (311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых умирает.
Бхаскара — первый!
Как мы знаем, польский ученый Николай Коперник выдвинул предположения о том, что Земля вращается вокруг Солнца, в 1543 году. Однако за 1000 лет до этого ведический астроном и математик Ариабхата утверждал то же самое: «Как человеку, плывущему на лодке, кажется, что деревья на берегах движутся, также и людям, живущим на Земле, кажется, что движется Солнце».
В работе под названием «Ариабхатия» ученый утверждал, что Земля круглая, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца и «висит» в космосе. Кроме того, он привел точные данные о размерах Земли и Луны.
Теория притяжения также была хорошо известна астрономам древности. Мудрец Бхаскара в знаменитом астрономическом трактате «Сурья-сиддханта» писал: «Объекты падают на Землю вследствие силы ее притяжения. Земля, Луна, Солнце и другие планеты держатся на своих орбитах также силой притяжения».Заметим, что Исаак Ньютон открыл закон притяжения только в 1687 году.
В «Сурья-сиддханта» Бхаскара приводит время, необходимое Земле, чтобы обойти вокруг Солнца: 365,258756484 дня. Современные ученые принимают цифру 365,2596 дней.
Ригведа утверждала, что Луна — это спутник Земли.
«Будучи спутником Земли, Луна вращается вокруг своей материнской планеты и сопровождает ее во вращении вокруг отцовской планеты — Солнца. Всего в Солнечной системе 32 планеты-спутника. Луна — единственный спутник, имеющий собственную индивидуальную природу. Размер остальных спутников не превышает 1/8 размера своих материнских планет. Луна — единственный спутник очень большого размера».
Происхождение материи разъясняли Упанишады: «Из него (Абсолюта) произошло пространство, из которого произошел ветер, из ветра произошел огонь, из огня — вода, а из воды — земля». Это очень похоже на последовательность происхождения материи, как ее понимают современные физики: плазма, газ, энергия. жидкость, твердое вещество.
Удивительные памятники прошлого
От древней ведической цивилизации остались не только теоретические знания, а вполне конкретные следы материальной культуры. Храмовый комплекс Ангкор-Ват в джунглях Камбоджи посвящен богу Вишну и является одним из самых удивительных памятников ведической цивилизации.
Это самое крупное религиозное сооружение мира. Его площадь составляет 200 квадратных километров, а на его территории проживали 500 тысяч человек!Как было создано это удивительное сооружение, до сих пор остается загадкой. Вот что пишет Йошинори Ивасаки, директор Геоисследовательского института в японском городе Осака:
«Начиная с 1906 года в Ангкоре работала группа французских реставраторов. В 1950-е французские специалисты попытались поднять камни на крутую насыпь. Но так как угол крутой насыпи составляет 40°, после того как была построена первая ступень высотой пять метров, насыпь разрушилась. Была предпринята вторая попытка, но с тем же результатом.
В конце концов французы отказались от идеи следовать историческим технологиям и установили бетонную стену внутри пирамиды, чтобы сохранить земляные сооружения. Сегодня нам неизвестно, как древние могли строить такие высокие и крутые насыпи».
Рядом с Ангкором находится огромное водохранилище Западный Барай. Размеры водоема составляют 8*2,1 километра, а глубина — пять метров. Сделано оно в незапамятные времена. Поражают точность границ водохранилища и грандиозность выполненных работ. Этот огромный водоем имеет четкие прямые границы, что нехарактерно даже для современных подобных сооружений.
Еще в одном храме, расположенном в деревне Лепакши в Индии (штат Андхра-Прадеш), имеется загадка, которая не дает покоя многим исследователям. В храме находится 69 обычных колонн и одна особенная — она не касается земли. Местные гиды для развлечения туристов просовывают под нее газету, чтобы показать — колонна действительно парит в воздухе.
Долгие годы эксперты пытались разгадать тайну висячей колонны. Например, британские инженеры в период колонизации Индии даже пытались выбить ее с места, но, к счастью, у них ничего не получилось. До сих пор, несмотря на передовые инженерные знания и современное оборудование, ученые не смогли раскрыть тайну висячей колонны, нарушающей законы гравитации.
Реклама от Google
ainteres.ru
Индийские веды: универсальные священные знания
Индийские веды – древнейшие тексты священных писаний, записанные предположительно во втором тысячелетии до нашей эры. Веды содержат духовные знания, охватывающие все аспекты жизни и регулирующие социальную, юридическую, повседневную, религиозную жизнь. Они описывают правила, которые должны выполняться при рождении нового человека, браке, смерти и т. д.
Когда арии осваивали полуостров Индостан, у них не было письменности, соответственно, и летописей, которые бы в хронологическом порядке фиксировали события как внешней, так и внутренней жизни. Духовная же история, восходящая к незапамятным временам, дошла до нас в поэтических сборниках, которые изначально на протяжении веков передавались посредством устной традиции.
Индийские веды, записанные на особой разновидности языка, который не совпадает с санскритом и наиболее близок к авестийскому, содержат гимны, описания деталей различных ритуалов, заклинания и заговоры, которые следует использовать для защиты от разного рода болезней и напастей. В соответствии с ортодоксальной интерпретацией сочинение гимнов воспринималось как священнодействие. Их создателями являлись не просто жрецы, а провидцы. Получая знания от богов, они постигали их интуицией или «внутренним взором».
Согласно традиции индийские веды были собраны и классифицированы в четыре сборника (самхиты) мудрецом Вьяса. Он является автором эпического произведения «Махабхарата», а также «Веданта-сутры». Вопрос относительно того, был ли он единственным человеком, который разделил единый сборник на четыре части, или это сделали несколько ученых, до настоящего времени является предметом обсуждений. Так или иначе, но слово «вьяса» обозначает «разделение».
Индийские веды, содержащие сущность древней философии, - литература выдержавшая испытание временем и обладающая высокой религиозной властью для всего человечества. Следует обязательно сказать о том, что на их фундаменте возникла многообразная словесность. Это «брахманы», «упанишады», «араньяки». Целью комментариев было сделать доступным понимание священных текстов последующим поколениям. Так, «брахманы» предлагают всеобъемлющее толкование (теологическое, этимологическое, грамматическое), разъясняют, каким образом связаны между собой все веды.
Индийские знания, содержащиеся в этих сборниках, являются основой не только для местных верований, фактически все основные религии на планете в той или иной степени находились под их влиянием в процессе своего создания. Понятно, что сегодня эти корни забыты. Но среди современных религий есть одна, которая сохраняет пламя ведической мудрости, - индуизм.
На протяжении веков предпринимались серьезные шаги, чтобы сохранить величайшее наследие, даже притом, что его смысл и значение плохо понятны сегодня. Сообщения в этих священных писаниях очень глубокомысленны и остаются вне постижения обычными людьми. Безусловно, любой человек может потратить массу времени, изучая индийские веды (читать их, стараться вникнуть в потаенный смысл), но в целом это предприятие будет иметь мало успеха. Главная причина, как правило, заключается в том, что наш ориентир – современность. Но все же многие стараются постичь правду священных писаний, которые являются воротами в глубины вечности.
Славянские и Индийские Веды: священные знания :: SYL.ru
Веды – это самые древние сборники живого знания. Основной язык их написания – санскрит. Такие Веды называются Индийскими. Есть еще Славянские, которые были написаны арийскими рунами на пластинах из благородного металла, а также на пергаменте и деревянных заготовках. Более полная информация об Индийских и Славянских Ведах, их особенности и разновидности – в данной статье.
Общие сведения
В переводе с санскрита (священного древнего индийского языка) понятие «Веды» означает «учение», «знание», «мудрость». Происходит от корня «ведать», «видеть».
Это сборники древнейших священных знаний индуизма. Изначально они передавались только в устной форме. Затем информацию стали записывать на растительный материал, таким образом делая знания письменными.
Различают Индийские и Славянские Веды, каждые из которых подразделяются еще на другие разновидности.
Интересная информация
Веды – это Ведическое наследие и священные писания, которые дошли до нашего времени. Часть из этих знаний еще недоступны человеку, поскольку не до конца раскрыты или люди не готовы их принять (сознание требует большей подготовки).
Но священные книги – Веды – еще с древних времен привлекают людей – и обычных, и тех, кто изучает старинные знания (ученых мужей). Раньше в них видели лишь поэзию с оттенком патриархата. Но позже Веды раскрылись перед исследователями и как источник индоевропейских мифов, повествующих о богах. А также как древнее знание, отображающее мудро организованный быт, культуру, глубинную духовную и метафизическую науку.
А самое интересное, что существуют Славянские (Русские) и Индийские Веды. Ряд исследователей считает, что это, по сути, одно и то же понятие. Единственное отличие в том, что Индийские Веды были созданы на основе Славянских (последние также имеют название Славяно-Арийские). Согласно мнению инглингов (представителей одной из ветвей неоязычества), Славянские Веды представляют собой переводы с древних языков. Однако многие ученые считают данное произведение новоделом, подвергают сомнению достоверность излагаемых в нем сведений.
Индийские
В индуизме есть такое поверье, что когда начинается новый космический цикл, то есть после сотворения Вселенной, Бог (Брахма) получает ведийское знание. Действует оно до окончания цикла, затем уходит в непроявленное состояние, чтобы возродиться вновь в последующем цикле.
Получают эти великие знания мудрецы, которые затем передают их из уст в уста. И происходит это уже многие миллионы лет. Те знания из Индийских Вед, которые известны человечеству на сегодняшний день, более 5 тысяч лет тому были записаны и разделены мудрецом Ведавьясой. Каждую часть он передал одному из четырех своих учеников – в виде мантр и гимнов.
Происходило это на протяжении некоторого временного отрезка: с XVI столетия до нашей эры до V столетия нашей эры. Но из-за того, что материалом для записей служили пальмовые листья и древесная кора, многие записи не сохранились. А те манускрипты, что дожили до сегодняшнего дня, имеют возраст до нескольких сотен лет.
Разновидности
Древние Индийские Веды в основном остались в устной форме - в виде мантр (сборники мантр еще называют самхиты). Это такие повторяющиеся молитвенные тексты, которые произносятся при осуществлении разных религиозных ритуалов. Также к ним примыкают брахманы, упанишады, араньяки – комментарии к сборникам.
Существуют такие книги "Индийских Вед": Ригведа (гимны), Самаведа (песнопения), Яджурведа (жертвенные формулы), Атхарваведа (заклинания).
Индуистская религия полагает, что Веды были сотворены не земными людьми, но являются вечными божественными писаниями, которые даны через мудрецов человечеству – для самосовершенствования, раскрытии в себе сверхспособностей, познания сути жизни.
Что касается индийской философии и Вед, то на территории Индии разные религиозные системы и школы во все времена и сегодня имеют свое отношение к данному древнему знанию. Были и есть такие, которые принимают Веды (астики), а также те, кто отвергает (настики).
Другие Веды
Кроме описанных выше, существуют еще и так называемые Другие Веды. Скорее, это послеведийские тексты, которые еще именуют «Пятая Веда».
К ним относятся:
- «Махабхарата»;
- «Пураны»;
- «Рамаяна».
Как прочитать Веды
На русском индийские священные книги прочитать можно. Но их сложно понять, поскольку написаны они в виде архаических гимнов, которые распевались монотонно жрецами, чтобы достичь необходимых и тайных мистических целей.
Содержание Вед можно найти в «Литературных памятниках». Таким образом, можно ознакомиться с Ригведой, Атхарваведой, Яджурведой.
Но суть ведических знаний постигается только через духовного Учителя, который живет ими, применяя на практике. Ведь для обычного человека (еще не знающего Вед) необходима не просто теория, а практические навыки, реальный пример из жизни реального человека.
И тот, кто действительно открыт к тому, чтобы принять и понять сокровенную информацию Ведического знания, может познавать его, придя к Учителю.
Как правило, это люди, некоторое время проживающие в Индии и глубоко погружающиеся в Ведическое учение, полностью переосмысляющие каждый его аспект. Потому что прожитое Ведическое знание становится более ценным, чем просто Веды сами по себе.
Для ознакомления с этим учением можно прежде всего прочитать «Махабхарату», где есть все, что изложено в Индийских Ведах.
«Махабхарата»
Это древнеиндийский эпос, соединяющий в себе несколько литературных произведений, которые органично взаимосвязаны между собой: легенды, басни, новеллы, притчи, гимны, плачи, мифы и так далее.
«Махабхарата» (Индийские Веды, относящиеся к группе «другие») в переводе с санскрита означает «сказание о потомках Бхараты». В свою очередь, Бхарата – это царь, который является потомком древнего царя Куру.
Все произведения объединены по принципу обрамления и содержат в составе 18 книг и более 75 тысяч двустиший. Это источник большого количества литературных сюжетов и образов, которые отражены в наследии южных и юго-восточных народов.
Автором «Махабхараты» считается мудрец Ведавьяса и именно он - главное действующее лицо произведения. Даже сняты фильмы и сериалы по данному древнему эпосу. Одна из таких кинолент рассказывает о двух родах из династии Куру. Величают их Пандавы (олицетворяющие доброту и божественную суть в себе) и Кауравы (несут негативные проявления – зависть, подлость, злобу). Фильм повествует о том, что длительное время они соперничают друг с другом по причине власти, богатства, управления столицей – Хастинапуром.
Славянские Веды
Представляют собой древнейший источник глубинных знаний о законах жизни. Славянские Веды - это священная основа славянского мировоззрения. Поскольку именно они более точно объясняют важнейшие и жизненно необходимые законы божественного мира для людей.
Материал, на котором написаны древние знания, подразделяют на три группы:
- Пластины из золота или другого дорогого металла, на поверхность которых наносились надписи с помощью чеканки и краски. Заготовки соединялись так называемыми круглыми скобами в виде колец.
- Харатьи – пергаментные свитки с текстом.
- Волхвари – дощечки из дерева, на поверхность которых наносилась надпись через письмо или путем вырезания.
Информация была написана древним руническим языком, который представляет собой не иероглифы или буквы, но тайные образы, которые передают достаточно большой объем древних знаний.
Книги
Всего Славянские Веды содержат 5 книг.
- Первая – это «Саньтии Веды Перуна» и «Сага об Инглингах»;
- Вторая – «Книга Света» и «Слово мудрости от волхва Велимудра» (часть первая).
- Третья – «Инглиизм» и «Слово мудрости от волхва Велимудра» (часть вторая).
- Четвертая – «Источник Жизни» и «Белый Путь».
- Пятая – «Славянское миропонимание».
Резюме
Таким образом, Веды получены как откровения свыше различными мудрецами – в свое время. Эти священные знания существуют еще с самого начала сотворения мира.
Именно в Ведах содержится то глубинное знание, которое необходимо знать человеку, чтобы стать счастливым, раскрыть свои способности и предназначение, реализоваться во всех главных сферах жизни; как относиться к другим людям, окружающей среде.
Также Веды повествуют о том, кто есть Бог. И какие взаимоотношения живут между Богом и человеком. Все эти аспекты освещены в древних знаниях, которые современному человечеству известны под названием Веды.
www.syl.ru
Что следует держать в тайне (Индийские Веды)
Этот мир, хоть и основан на истине, все-таки требует сбалансированности, а потому мудрецы предупреждают нас о том, что есть некоторые вещи, которые все же лучше всего держать в тайне. Разглашать не вовремя некоторые секреты так же губительно, как не говорить вовремя об Абсолютной Истине. Всему свое время. Есть время полной открытости, а есть время загадочности и тайны. Культурный человек знает, какой вид поведения надо использовать в той или иной ситуации. Одним словом, тайна — это не ложь, это один из аспектов культурного поведения.
№1 Первое, что надо держать в секрете, говорят мудрецы — это рецепт сильного лекарства, который у вас хорошо получается. Кажется, что такой рецепт надо рассказывать на каждом углу, но в действительности, если люди им неправильно воспользуются, то эффект может быть абсолютно противоположным. Сильное лекарство может легко превратиться в смертельный яд. А так как этот мир наполнен теми, кто хочет быстро обогатиться, любая работающая технология тут же копируется и применяется куда попало без разбора.
Мало приготовить действующее средство, надо его еще и правильно применить, а тонкости использования зависят от конкретных обстоятельств, и понять их может только хороший специалист. Поэтому те, кто обладают секретами сильных лекарств, не торопятся ими делиться и правильно делают, иначе наш мир будет заполнен копиями лекарств, а значит, настоящими ядами. У меня есть знакомый изготовитель достаточно сильных лекарств, и даже не пытайтесь его спрашивать, как он это делает. Просто расскажите ему о своей проблеме, и он скажет, сможет он для вас что-то сделать или нет. И действительно, было несколько случаев, когда, позавидовав его искусству, некоторые люди стали пытаться приготовить такие же лекарства, придумав свой рецепт, так, чтобы было похоже на вид и так же пахло, но все эти случаи заканчивались серьезными отравлениями.
№2 Второе, что рекомендуют мудрецы, это не делиться тайной о том, какую благотворительность вы совершаете. Да, хорошее дело — большая редкость в этом мире, и именно поэтому ее надо беречь как настоящую драгоценность. А сберечь драгоценность можно только скрытностью. Не рассказывайте никому, где вы держите свой кошелек. Так человек непроизвольно похлопывает себя по карману, в котором у него лежат деньги, и это замечают воры, которые знают о таком рефлексе. Также не стоит и нахваливать себя за благие дела, так как гордость тут же увидит и отберет все то благо, которое пришло в результате этой благотворительности.
Как же так? Вроде бы дело уже сделано, почему можно потерять такие хорошие результаты? Да потому что дело считается законченным только тогда, когда проявились последние эмоции в нашем сознании. И если последняя эмоция была гордостью или самолюбованием, это значит, что дело недоделано, и результата не будет. Ну и что что торт красивый? Он еще должен быть и вкусным. Да, человек в магазине купил торт, но это еще не все. Он может вернуться и пожаловаться на его ужасный вкус.
Так и в результате любого доброго дела должен появится сладкий вкус смирения, скромности и благодарности за возможность его совершить. Если же вместо этого появились эмоции гордости, надменности или хвастовства, значит, блюдо испорчено, оно стало горьким и противным. Никто такой торт есть не будет. В лучшем случае его выкинут на помойку, а в худшем вернут обратно в магазин. Поэтому не надо никому говорить о своих добрых делах, это хорошая тренировка по вырабатыванию в себе правильных реакций и эмоций. Да, сложное блюдо не получается с первого раза, но если точно знать, какой вкус должен быть в результате, то рано или поздно получится как надо, и все будут удовлетворены.
№3 Третье, о чем не рекомендуют распространяться мудрецы — это о своей аскетичности. Не стоит налево и направо рассказывать, как вы ограничиваете себя в питании, в сне, в сексуальных отношениях, да и во всем другом. Аскеза приносит пользу тоже только в том случае, если она сочетается и с эмоциональной аскетичностью. Но если я был аскетичен только внешне, а внутри меня разбирает дикая радость и гордость за мои достижения, то это и никакая не аскеза вовсе, а обыкновенное баловство.
Настоящая аскеза задействует и внешний и внутренний мир человека, поэтому не стоит сильно радоваться тому, что у нас что-то получилось, в этом плане. Ну и что что вы ночь не спали или три дня не ели. Это же ваша аскеза. Зачем об этом рассказывать другим? Делиться надо знанием, а не своей гордостью. Если у нас что-то получается, это еще вовсе не значит, что от этого есть какая-то польза. Только время сможет показать, принесло это благо ли нет.
Аскетичные люди могут также деградировать, как и неаскетичные. И неаскетичные люди могут прекрасно прогрессировать и сохранять свои духовные достижения. Уровень аскетичности можно сравнить со вкусом, о котором не спорят. Так и у разных людей есть свои представления о том, насколько надо высоко поставить себе планку, чтобы действительно развиваться, а это значит, что эта планка должна быть именно для меня, а не для других. Поэтому нет никакого смысла гордится тем, что все едят хлеб с маслом и сыром, а я, великий аскет, ем только хлеб с маслом. А раз в месяц я даже масло не намазываю...
№4 Четвертое, о чем следует помолчать — это о своем мужестве, героизме или других проявлениях доблести. Да, это великое дело, но оно дано нам как испытание от Бога. Кому-то даются испытания внешние, а кому-то внутренние. Внешние испытания видны, поэтому за них люди получают награды, славу и другие почести. Но преодоление внутренних испытаний никто не замечает, поэтому и наград за них никаких не присваивают. Поэтому мудрецы советуют героям внешних побед проявлять свое уважение к героям внутренних битв и не кичиться своими достижениями.
И уж тем более не стоит требовать от общества почета и уважения за свои героические поступки. Не общество поставило перед нами задачу стать героем — это наш собственный выбор, наше собственное испытание, наше собственное чувство долга. Поэтому очень странно за свое решение требовать от кого-то вознаграждение. Это все равно что подмести перед банком, а потом требовать с банка зарплату. Да, ты молодец, убрал мусор перед банком, но банк тебе не стал должен. Герой должен помнить, что награду он получает внутри своего сердца в виде очищения, и эта чистота может быть уничтожена желанием получать внешние почести. Так что помните: настоящий подвиг совершается внутри нашего собственного сердца после того, и этот результат действительно ценен.
№5 Пятое, о чем не стоит распространяться, это о духовном знании. Кажется, как же так? Это же наше основное предназначение — нести людям Абсолютную Истину. Но духовное знание духовному знанию рознь. Оно имеет разные уровни и должно раскрываться только по достижению определенного уровня чистоты. Поэтому основной ошибкой начинающего дистрибьютора истины является желание поделиться слишком высоким духовным знанием, которое, вместо того чтобы принести благо человеку, только еще больше его запутывает, настораживает и даже пугает.
Есть у проповедника такая тенденция думать, что чем возвышеннее знание, которое он пытается передать, тем больше оно очищает, но это просто очередная ловушка иллюзии. Любое духовное знание очищает одинаково сильно, но не всякое духовное знание воспринимается так, чтобы им можно было бы воспользоваться. Поэтому мудрецы нас предупреждают: духовное знание должно быть еще и практичным, а это значит, что оно должно соответствовать уровню восприятия каждого конкретного человека.
Услышав о духовной реальности, человек должен ясно и просто понять, что конкретно он может сделать прямо сегодня, и какой реальный результат ему это принесет, как это очистит его сердце, как это сделает его хоть на один шаг ближе к вечному счастью. Поэтому не стоит особенно говорить то, чем человек не сможет воспользоваться, иначе он может просто разочароваться в духовности и подумать, что это просто безумство и сумасшествие терять время на то, что не приносит никакого реального результата. Это все равно что поговорить о тортах и разойтись, так ничего и не попробовав и не поделившись рецептом.
№6 Шестое, чем не стоит особенно делиться с другими — это своей нравственностью. Да, мы можем быть великими вегетарианцами, мы можем исповедовать ненасилие, мы можем гордиться своей чистотой жизни, но мы не можем в этом мире быть идеально нравственными. Обыкновенный человек каждый день вынужден совершать ту или иную форму насилия. Да, мы можем избегать основных форм греха, но есть и невидимый грех, который все равно является насилием, так как приводит к уничтожению живых существ или причинению им страданий. Так известны панча-суна, или пять великих грехов домохозяина. Они описываются в смрити и предупреждают нас о том, что наше поведение не так просто сделать идеальным.
Первый - это грех убийства живых существ при перемалывании специй или зерен. Второй — грех убийства живых существ при хождении, Третий — грех убийства живых существ во время уборки, Четвертый — грех убийства живых существ во время разжигания огня, и пятый — грех убийства живых существ во время кипячения или питья воды. Поэтому в традиционном индуизме используется система <панча-маха-ягья>. Это пять основных жертвоприношений из сорока ведических ритуалов. Их проводят домохозяева.
Это брахма-ягья, или декламация Вед, чтобы уплатить долг мудрецам, передавшим нам это знание. Дева-ягья — поклонение полубогам, которые осуществляют наши ежедневные потребности. Питри-ягья — являющаяся благодарностью предкам. Манушья-ягья как способ отдать долги обществу, например, через ритуал гостеприимства. И бхута-ягья как забота о тонких живых существах, которые несмотря на то что мы их не видим, все равно нас окружают и тем или иным образом с нами взаимодействуют.
Поэтому, как мы видим, особенно гордиться своей нравственностью нам не очень-то и стоит, иначе любой мало-мальски разбирающийся в духовной науке человек тут же предъявит нам пару десятков обвинений не просто в безнравственности, а в безнравственном лицемерии. Заявите один раз о своем космическом ненасилии, и вам сразу же укажут на кожаные ботинки, шелковую одежду (бедный шелкопряд), на электроприборы (бедные рыбки на ГЭС и затопленные животные и поля), да и вообще любое производство несет в себе маленькую химическую войну против всего окружающего, а мы этим радостно пользуемся, причем объявляя себя великими моралистами.
№7 Седьмое, о чем не стоит говорить, так это о своих домашних конфликтах и вообще о своей семейной жизни. Мало поставить железные двери и пластиковые окна, надо еще и прикусить язык по поводу того, что в этом доме происходит. Запомните: чем меньше вы говорите о проблемах в своей семье, тем она будет крепче и стабильнее. Сор не выметают из избы на улицу, мусор надо собрать в черный пакет и выкинуть на помойку. Никто не любит того, кто выкидывает мусор под двери своим соседям. Ссора — это избавление от негативной энергии, которая накопилась в процессе общения. Да, это не очень приятно, но в принципе полезно, так как несет в себе, хоть и агрессивное, но очищение.
Если же эту негативную энергию ссоры не выбросить, а передать другим, то в этом случае она никуда не уходит, а возвращается обратно в семью, и проблемы в ней только усиливаются. Поэтому семьянин, который рассказывает о своих проблемах в семье окружающим, подобен человеку, который пошел на помойку выкидывать мусор и вернулся назад с мусорным ведром, так ничего и не выбросив. Канализация должна выполнять свои функции и уносить все отходы в естественный природный очиститель. Поэтому не надо топить соседей, это никому не понравится.
№8 Восьмое, о чем не стоит говорить, это о том, что пища, которой вы кормите другого человека, приготовлена из недорогих продуктов. Тот, кто пробует пищу, оценит ее вкус, так как даже самая простая пища может быть идеально вкусной. Но если повар начнет рассказывать о том, что у него не хватило денег на оливковое масло, шафран, коричневый сахар или свежий имбирь, этим самым он только испортит впечатление от приема пищи, а испорченное настроение, как правило, выключает пищеварение, и в результате пища превращается в яд. Поэтому готовьте вкусно, а насколько эта пища богата, никому знать не надо. Щи да каша — пища наша!
№9 Девятое, о чем следует умалчивать — это о некрасивых и жаргонных словах, которые были от кого-то услышаны. Как мы уже выясняли, мусор может быть не только грубым, но и тонким. Поэтому можно запачкать на улице ботинки, а можно запачкать сознание. И человек, который, придя домой, рассказывает все, что он услышал глупого по дороге, ничем не отличается от человека, который пришел домой и ходит по нему, не сняв обувь. Раньше вообще считалось некультурным входить в дом в обуви, поэтому ее всегда оставляли в коридоре. Да и до сих пор эта традиция сохранилась в некоторых местах этого мира.
№10 И десятое, о чем следует прикусить язык — это о своих далеко идущих планах. Мудрецы советуют помалкивать до тех пор, пока этот план не исполнится. То, что планы в этом мире исполняются — это и так в некотором роде чудо. Поэтому помешать любому плану достаточно легко — надо просто найти в нем слабые стороны и всем об этом говорить. Достаточно узнать о чьем-то плане, и появляется много возможностей ему помешать. Поэтому следует помнить, что любой наш план не только не идеален, а в нем огромное количество слабых мест, по которым очень легко ударить и все разрушить. Так что не давайте шанса своим недоброжелателям, а значит, не раскрывайте без необходимости своих планов.
И в завершении хочу напомнить, что мудрый человек не кичится и своим смирением, так как жизнь время от времени заставляет нас принимать очень жесткие, волевые и даже агрессивные действия. Так что будьте смиренными внутри, так как вовне нам иногда приходится превращаться в воинов, чтобы решать задачи, которые ставит перед нами жизнь. Арджуна тоже пытался проявить смирение, уйдя в лес от войны, но это чуть не обернулось великим позором...
Добавить комментарий
slawa.su
Индийские веды
Индийские Веды представляют собой сборник наиболее древних писаний индуизма. Считается, что ведические знания являются безграничными и благодаря им человек получает информацию, как добиться успеха в жизни и выйти на новый уровень. Веды Индии позволяют обрести многие блага и избежать неприятностей. В древних писаниях рассматриваются вопросы, как из материальной, так и из духовной сферы.
Веды – философия древней Индии
Веды записаны на санскрите. Считать их религией неправильно. Многие называют их Светом, а людей, живущих в неведении Тьмой. В гимнах и молитвах Вед раскрывается тема, кем являются люди на земле. Веды излагают философию Индии, согласно которой человек – духовная частичка, расположенная в вечности. Душа человека существует вечно, а умирает только тело. Основная миссия ведических знаний заключается в том, чтобы объяснить человеку, что он из себя представляет. В Ведах изложено, что в мире существует два вида энергии: духовная и материальная. Первая делится на две части: пограничную и высшую. Душа человека, находясь в материальном мире, испытывает дискомфорт и страдает, в то время как духовная плоскость для нее является идеальным местом. Осознав теорию, изложенную в индийских ведах, человек открывает для себя дорогу к духовному развитию.
В общем, существует четыре Веды:
- Ригведа. Содержит 1 тыс. гимнов. Некоторые песни относятся к времени, когда ведическая религия основывалась исключительно на силах природы. Кстати, не все гимны имеют отношение к религии.
- Самаведа. Сюда входят гимны, которые поются во время жертвоприношения Сомы. Стихи никаким образом не связаны друг с другом. Расположены они по порядку богослужения.
- Яджурведа. Сюда входят гимны для всех обрядов жертвоприношения. Эта Веда древней Индии наполовину состоит из стихов, а другая часть представляет собой жертвенные формулы, написанные прозой.
- Атхарвааеда. Здесь стихи являются цельными и расположены они, учитывая предметы содержания. Сюда входит большое количество гимнов, которые предохраняют от негативного действия божественных сил, различных болезней, проклятий и др.
Все древние индийские Веды состоят из трех отделов. Первый называется Сахиты и содержит он гимны, молитвы и формулы. Второй отдел – Брахманы и находится в нем уставы для проведения ведических обрядов. Последняя часть называется Сутры и входит в нее дополнительная информация к предыдущему разделу.
womanadvice.ru
ВЕДЫ - АЮРВЕДА
ВЕДЫ
ВЕДЫ — санскритское слово veda означает "знание", "мудрость". Индийские веды долгое время передавались в устной стихотворной форме. Считается, что они не имеют авторов, так как были "ясноуслышаны" святыми мудрецами. Веды апаурушея — несотворённые человеком, санатан — вечные, богооткровенные писания. Веды — самые древние священные писания, которые известны людям Земли, это многоуровневое знание, которое условно можно разделить на материальное и духовное. Веды представляют собой научное знание о взаимосвязи духовной и материальной энергий и их Источника, а также способах обретения, или подтверждения этого знания и достижения высшей цели воплощения человека. Неверно относить Веды исключительно к индуизму. Слова «индуизм» нет в изначальных текстах Вед.
Как существительное слово упоминается в "Риг-веде". Оно родственно праиндоевропейскому ueidos, греческому "аспект", "форма", английским wit, witness, wisdom, vision (последний от латинского video, videre), немецкому wissen ("знать", "знание"), норвежскому viten ("знание"), шведскому veta ("знать"), польскому wiedza ("знание"), латинскому video ("я вижу"), чешскому vim ("я знаю") или vidim ("я вижу"), голландскому weten ("знать"), белорусскому веды ("знания") и русскому ведать, изведать, разведать, отведать, заведовать, ведение, ведун, заведующий, невежда, невежество.
Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с записи "Риг-веды" около XVI века до н. э., достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. Большинство учёных сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.
Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты "Риг-веды" датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.
Индийский брахман, получивший европейское образование, по имени Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) обосновал концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н. э. Аргументы Б. Г. Тилака основаны на филолого-астрономическом анализе текста Вед. Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. В наши дни арктическая гипотеза сформулированная Тилаком находит всё больше поддержки среди учёных.
Согласно Ведам и другим древнеиндийским текстам человечество существует уже миллионы лет. И человек никогда не происходил от обезьяны. Согласно Ведам, существуют четыре великие эпохи человечества: Сатья-юга, Двапара-юга, Трета-юга и Кали-юга, которая наступила 18 февраля 3102 г. до. н.э. Весь цикл составляет приблизительно 4,5 млн. лет. После окончания Кали-юги вновь наступит Сатья-юга и новый цикл.
Духовное знание Вед рассказывает о принципах кармы- законе сотворения судьбы, о принципах реинкарнации-перевоплощения души на этой планете и в других измерениях Вселенной, излагается также концепция аватары -нисхождения богов в земной человеческий мир. Веды дают нам знание о том, как выйти за пределы материального мира, мира рождения и смерти, и достичь духовного мира.Духовное знание Вед считается его высшими разделами. К примеру, в «Бхавишья Пуране» говорится о приходе Иисуса Христа (не известна точная дата, когда был создан этот ведический текст, но точно установлено, что он существовал уже 5000 лет назад, т.е. за 3000 лет до прихода Иисуса Христа). В «Бхавишья Пуране» называется еврейское племя амаликитов, в котором явится Иша Путра, что значит сын Бога. В ней указывается, что он родится от незамужней женщины по имени Кумари (Мария) Гарбха Самбхава. Говорится, что в 13 лет он вместе с паломниками уйдет в Индию, где будет под руководством духовных наставников постигать сокровенное знание, и через 18 лет, закончив свое духовное образование, вернется в Палестину и начнет проповедовать. Также в «Бхавишья Пуране» описывается приход Будды, Мухаммеда, других великих пророков и личностей.
Пять тысяч лет назад заканчивалась эпоха Двапара-юги и начиналась эпоха Кали-юги – «век невежества».Риши первые познали Единое поле вселенских Законов в своем сознании, поскольку их сознание было развито до безграничности благодаря тапасу и духовным практикам. Риши понимали, что люди все больше теряют знание Дхармы и с наступлением Кали-юги сознание большинства людей станет менее развитым, поверхностным. Плэтому такие люди в большинстве своем не смогут осознавать вибрации Вед – вибрации Сознания. Поэтому риши решили записать Веды, вибрации Абсолюта, в виде звуков для того, чтобы следующие «непросветленные» поколения смогли хотя бы услышать их, поскольку они будут не способны осознать Веды в качестве вибраций сознания. Для записи Вед мог быть использован только совершенный язык – санскрит, который является языком сознания.
Считается, что риши по имени Шрила Вьясадева записал большую часть Вед. Риши Васиштха записал 7 часть Ригведы, риши Бхарадваджа 6 часть Ригведы.Риши так же создали интеллектуальные комментарии к первым четырем Ведам — шесть Веданг, Пураны, Упанишады и другие священные ведические тексты.
Классификация (деление)
Четыре Веды
Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна- Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг-веду", "Сама-веду", "Йаджур-веду", "Атхарва-веду" и поручил эти части своим ученикам.
- 1. Риг-веда — "Веда гимнов"
- 2. Яджур-веда — "Веда жертвенных формул"
- 3. Сама-веда — "Веда песнопений"
- 4. Атхарва-веда — "Веда заклинаний"
- Ригведа ("веда гимнов") — состоит из 10522 (или 10462 в другой версии) шлок (стихов), каждая из которых написана в определённом стихотворном размере, таком как гаятри, ануштуп и т. д. Эти 10522 стихов-мантр сгруппированы в 1028 сукт (гимнов), которые, в свою очередь, сгруппированы в 10 мандал (книг). Размер этих мандал неодинаков — например, во 2-ой мандале содержится 43 сукты, в то время как в 1-ой и в 10-ой — по 191 сукте. Стихи Ригведы на санскрите называются "рик" — "слово просветления", "ясноуслышанное". Все мантры Ригведы были открыты 400-ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке. Ригведа в основном посвящена гимнам-мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых — Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие. Из божеств Троицы в Ведах в основном упоминается только Брахма (Брама, "Господь-Творец"), который в Ведах персонифицируется фактически как Сам Брахман ("Бог"). Вишну и Шива на момент записи Вед упоминаются только как второстепенные божества. Фактический текст — Ригведа-самхита
- Самаведа ("веда песнопений") — сформирована из 1875 стихов, и большая ее часть, около 90%, дублирует гимны Ригведы. Гимы Ригведы отбирали для Самаведы по мелодичности звучания. Самаведа включает в себя мантры, которые служат для повторения священниками-песнопевцами удгатри.
- Яджурведе ("жертвенные формулы") — веда состоящая из 1984 стихов, содержит мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов. Позже из-за противоречий между многочисленными философскими школами Яджурведы она была разделена на Шуклаяджурведу ("Светлая Яджурведа") и Кришнаяджурведу ("Тёмная Яджурведа"), и таким образом Вед стало пять. На момент записи Яджурведы из 17 имевшихся в древности сакх (ветвей) Шуклаяджурведы осталось 2; из 86 ветвей Кришнаяджурведы — 4. Примерно такое же соотношение утраченных текстов относится и к другим Ведам. В Атхарваведе, состоящей из 5977 шлок, содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвящённые помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения. Одно из современных названий Атхарваведы — Атхарва-Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии. Так возникли четыре Веды, хотя иногда говорят о пяти Ведах с учётом разделения Яджурведы на Шуклаяджурведу и Кришнаяджурведу.
- Атхарваведа ("заклинания и заговоры") — Веда жреца огня Атхарвана — самое древнее собрание индийских заговоров, сложенное из 5977 шлок, и созданное приблизительно в начале I тысячелетия до н.э. Атхарваведа не похожа на другие в том, что отражает бытовые стороны жизни древнейших людей, населявших Индию. Она повествует не о богах и мифах с ними связанных, а о человеке, его страхах, болезнях, его социальной и личной жизни.
Деление Вед на Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишиды
Все индийские веды состоят из основного текста — самхит, а также трёх дополнительных разделов брахман, араньяк и упанишид. Эти дополнительные разделы большинство ведических учёных не считают частью текстов вед. Самхиты (основной текст) и брахманы относят к категории карма-канды, так называемого обрядового раздела. Араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады относятся к категории джняна-канды — разделу о знании. Самхиты и брахманы направлены на ритуальные практики, а основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. Араньяки и упанишады являются базой веданты — одной из теистических школ индуистской философии.
- Самхиты — сборники мантр, представленых в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д. и обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином "девы", что в буквальном переводе означает "светящиеся", "сияющие" и часто переводится как "небесные существа", "полубоги" или "ангелы". Основными девами ведического пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основной самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.
- Брахманы — гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов. Они представляют собой ритуальные тексты, воспроизводящие детали жертвоприношений и говорящие о смысле жертвенного ритуала. Они связаны с самхитой одной из вед и представляют собой отдельные тексты, за исключением Шукла Яджур-веды, где они частично вплетены в самхиту. Важнейшая из брахман — "Шатапатха-брахмана", которая пренадлежит "Шукла Яджур-веде". Брахманы также могут включать в себя араньяки и упанишады.
- Араньяки — заповеди созданные для отшельников ушедших в лес. Соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался размышлениям. Каждая Араньяка как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из 3 вед. Например к традиции «Ригведы» принадлежит «Айтарея-брахмана», а к ней примыкает «Айтарея-араньяка» из 5 книг; с «Яджурведой» связана «Шатапатха-брахмана», в которой содержится «Брихад-араньяка» («Великая Араньяка»).
По содержанию Араньяки как и брахманы, раскрывают космологический смысл ведийского ритуала. Наряду с толкованием его деталей в Араньяках содержатся богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия или познания Божественного начала. В Араньяках также можно найти представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним» (например учение о «внутренней агнихотре» в «Шанкхаяна-араньяке»).
Сохранилось 4 Aраньяки: Айтареяараньяка, Каушитаки (Шакхаяна) араньяка, Тайттирияараньяка и Брихадараньяка.
- Упанишады — буквально означают записи, сделанные у ног Учителя, это философские тексты, написанные на санскрите, которые являются итогом учения отдельных глав четырёх вед. Они учат нас не только принципам Атмавидьи (знания Атмана), но и освещают, как практически их постичь. Слово "упанишада" означает "постижение" и применение на практике начальных истин. Каждый текст связан с той ведой, в которой он встречается. Поучения упанишады часто подаются в контексте соответствующего ведического гимна или ритуала. Вместе взятые, упанишады имеют общее название "веданта". Они составляют раздел, относящийся к Высшей Мудрости. В традициях веданты упанишады упоминаются как богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта). Ранее насчитывалось 1180 упанишад, но по прошествии веков многие из них были забыты, и до наших дней дошли только 108. Десять упанишад приобрели особое значение как главные, или приближенные к "каноническим" упанишады. Оставшиеся 98 упанишад дополняют их и дают представление о различных вопросах миропознания.
По мнению учёных, составление брахман, араньяк и основных упанишад канона "мукхья" завершилось в конце ведического периода. Остальные упанишады, принадлежащие к канону "муктика", были составлены уже в послеведический период.
К писаниям на ведическом санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как "веданта-сутры", "шраута-сутры" и "грихья-сутры". Учёные считают, что их составление (около VI века до н. э.), вместе с появлением Веданг, ознаменовало конец ведического периода, после которого начали появляться первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев.
Деление на Шрути, Смрити и Ньяя
Традиционным является деление ведических писаний на три группы:Шрути, Смрити и Ньяя — услышанное, запомненное, выведенное логически
- Шрути ( "то, что постигают путём слушания"): это 4 Веды (Ригведа, Самаведа, Йаджур-веда, Атхарва-веда) и Упанишады — по преданию, были изначально получены Брахмой от Высшего Бога. Впоследствии были записаны на жреческом языке санскрите.
- Смрити ("то, что надо запомнить" традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено). Термин обычно используется по отношению к текстам, дополняющим шрути — изначальные ведические писания. Существует много вариантов классификации писаний смрити. Как правило, к смрити принято относить:
1. Дхарма-шастры — сборники древнеиндийских законов, правил и предписаний, регламентирующих личную жизнь человека и содержащих правовые, религиозные, морально-этические и другие нормы поведения. Состоят из 18 книг. Каждая книга соответствует определённой временной эпохе.
2. Итихасы или истории, сказания. Состоят из 4 книг. К их числу принято относить эпосы "Махабхарату" и "Рамаяну".
3. Пураны или древние былины. Состоят из 18 книг. Дополнительные священные писания индуизма, в которых Вишну, Кришна или Шива превозносятся как Верховные формы Бога.
4. Веданга состоит из 6 категорий текстов: Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта, Джьотиша и Калпа.
5. Агамы или доктрины. Делятся на три основные части: вайшнавские, шиваитские, и шакта. Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра, и Янтра.
Смрити были записаны на разговорном санскрите (лаукика-санскрите).
- Ньяя — логика («Веданта-сутра» и другие трактаты).
1. Дхарма-шастры
Вишну-смрити — одна из наиболее крупных дхармашастр.Ману-смрити также известна как Ману-самхита, Манава-дхармашастра и Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.
2. Итихасы
Махабхарата — ("Великое сказание о потомках Бхараты", по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) — величайший древнеиндийский эпос.
Одно из крупнейших литературных произведений в мире, "Махабхарата" представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 100 000 двустиший (шлок), что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. "Махабхарата" — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается "пятой Ведой". Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете.
Бхагавад-гита ("Божественная песнь") — памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть "Махабхараты", состоит из 700 стихов. "Бхагавад-гита" является одним из священных текстов индуизма, в котором представлена основная суть индуистской философии. Считается, что "Бхагавад-гита" может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто "Бхагавад-гиту" характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно-философской традиции всего мира.
Текст "Бхагавад-гиты" состоит из философской беседы между Кришной и Арджуной, которая происходит на поле битвы Курукшетра непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна — воин и один из пяти братьев-принцев клана Пандавов — перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий — Кришна — убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и принца и излагая перед ним различные философские системы веданты и процессы йоги. Во время беседы, Кришна раскрывается перед Арджуной как Верховная Личность Бога, даруя Арджуне внушающее благоговение видение Своей божественной вселенской формы.
К Кришне, оратору "Бхагавад-гиты", в тексте обращаются как к Бхагавану ("Личности Бога"). Стихи, используя насыщенную метафоричность, написаны в традиционной санскритской метрике, которую обычно поют, отсюда и название, которое переводится как "Божественная песнь".
На протяжении многих веков "Бхагавад-гита" является одним из самых почитаемых священных текстов и оказывает большое влияние на жизнь и культуру индийского общества. Повлияла она и на западную культуру, привлекая внимание таких выдающихся мыслителей, как Гёте, Эмерсон, Олдос Хаксли, Ромен Роллан и др. В России о "Бхагавад-гите" узнали в 1788 году, после того как её, впервые на русскомязыке, издал Н. И. Новиков.
Рамаяна ("путешествие Рамы") — древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого в традиции индуизма принято считать мудреца Валмики. Является одним из важнейших священных текстов индуизма канона смрити.
Согласно традиции индуизма, действие "Рамаяны" происходит в эпоху Трета-юга, около 1,2 млн. лет назад. Учёными "Рамаяна" датируется IV веком до н. э. В ней повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы, чью жену Ситу похищает Равана — царь-ракшас Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. Также как и "Махабхарата", "Рамаяна" — это не просто обычная история. В ней содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти. Персонажи Рамы, Ситы, Лакшманы, Бхараты, Ханумана и Раваны являются неотъемлемыми элементами культурного сознания Индии.
"Рамаяна" состоит из 24 000 стихов (480 002 слов — около одной четверти текста "Махабхараты", что в четыре раза больше "Илиады"), которые распределены на семь книг и 500 песен, называемых "канды". Стихи "Рамаяны" составлены в метре из тридцати двух слогов, который называется ануштубх.
Семь книг "Рамаяны":
- 1. Бала-канда — книга о детстве Рамы.
- 2. Айодхья-канда — книга о царском дворе в Айодхье.
- 3. Аранья-канда — книга о жизни Рамы в лесной пустыне.
- 4. Кишкиндха-канда — книга о союзе Рамы с обезьяньим царем в Кишкиндхе.
- 5. Сундара-канда — "Прекрасная книга" об острове Ланка — царстве демона Раваны, похитителя супруги Рамы — Ситы.
- 6. Юддха-канда — книга о битве обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны.
- 7. Уттара-канда — "Заключительная книга".
"Рамаяна" представляет собой один из важнейших памятников древнеиндийской литературы, который оказал огромное влияние на искусство и культуру как Индийского субконтинента, так и всей Юго-Восточной Азии, где "Рамаяна" приобрела большую популярность начиная с VIII века. "Рамаяна" была переведена на большинство современных индийских языков. Идеи и образы эпоса вдохновляли практически всех индийских писателей и мыслителей от Калидасы до Рабиндраната Тагора, Джавархарлала Неру и Махатмы Ганди.
3. Пураны
Пураны ("древняя былина") — тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведического периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Пураны в основном написаны в форме историй. В традиции индуизма составителем Пуран принято считать ведического риши Вьясу.
Самое раннее упоминание о Пуранах содержится в "Чхандогья-упанишаде" (7.1.2), где к мудрецу Нараде обращаются как к итихаса-пуранам панчамам веданам. "Чхандогья-упанишада" даёт Пуранам и Итихасам статус "пятой Веды" или "Панчама-веда". В "Риг-веде" слово "пурана" упоминается много раз, но учёные полагают, что в данном случае оно используется просто в значении "древний".
Существуют много текстов, которые называют "пураны". Наиболее значимыми из них являются:
Маха-пураны и Упа-пураны — основные пуранические писания.Стхала-пураны — писания, в которых превозносятся определённые индуистские храмы. В них также описывается история создания храмов.Кула-пураны — писания, в которых рассказывается о происхождении варн и связанных с этим историях.
В Индии, Пураны переведены на местные языки и распространяются учёными-брахманами, которые их публично читают или рассказывают истории из них на особых собраниях, которые называются "катха" — странствующий брахмана останавливается на несколько недель в каком-нибудь храме и повествует истории из Пуран группам собирающихся специально для этой цели индусов. Эта религиозная практика в особенности характерна для традиций бхакти в индуизме.
Бхагавата-пурана — также известна как "Шримад-Бхагаватам" или просто "Бхагаватам" — одна из восемнадцати основных Пуран, часть священных писаний индуизма категории смрити.
В "Бхагавата-пуране" описываются истории различных аватар Бога в материальном мире, причём Кришна предстаёт не как аватара Вишну, а как верховная ипостась Бога и источник всех аватар. В "Бхагавата-пуране" также содержатся обширные сведения по философии, лингвистике, метафизике, космологии и другим наукам. Она открывает панораму исторического развития вселенной, повествует о путях самопознания и освобождения.
В течение последнего тысячелетия "Бхагавата-пурана" является одним из основных священных текстов различных течений кришнаизма, где она рассматривается как четвёртый элемент в тройственном каноне основополагающих текстов теистической веданты, который состоит из Упанишад, "Веданта-сутр" и "Бхагавад-гиты". Согласно самой "Бхагавата-пуране", в ней изложена основная суть всех Вед и она является комментарием ведического мудреца Вьясы к "Веданта-сутрам".
4. Веданга
Шесть вспомогательных дисциплин, относящихся к Ведам, традиционно называют Веданга "ответвления Вед". Учёные определяют эти тексты как дополнение к Ведам. Веданги объясняют правильное произношение и применение мантр в церемониях, а также содействуют в правильной интерпретации ведических текстов. Эти темы излагаются в Сутрах, которые учёные датируют периодом, продолжавшимся от конца ведического и до появления Империи Маурьев. В них отразился переход от ведического санскрита к классическому санскриту. Шесть основных тем Веданги:Фонетика (Шикша)
- Метр (Чандас)
- Грамматика (Вьякарана)
- Этимология (Нирукта)
- Астрология (Джьотиша)
- Ритуал (Калпа)
5. Агамы или доктрины — одна из разновидностей духовных писаний индуизма. К агамам принадлежит большое количество индуистских санскритских текстов. Существуют шиваитские, вайшнавские и шактистские агамы.
Шиваитские агамы или Шайва Агамы Шайва Агамы (Шива Агамы) являются общими источниками для шиваизма и вирашиваизма как религии и философии. Если принять во внимание тот охват тем, встречающихся в дошедших до нас Шайва Агам, то можно предположить, что существовавшая ранее литература Шайва Агам была весьма обширной. Построение и художественное оформление храмов, описание подготовки и надлежащей установки образов богов на сооруженных для них каменных платформах, обряды поклонения, включающие множество подношений, таких как нанесение священного пепла ("бхасма-дхарана"), нанесение сандаловой пасты ("ганда-дхарана"), проведение различных фестивалей ("утсава"), таких как Ваханотсава, Кальянотсава, Ратхотсава и т. д.Все это обсуждается в Шайва Агамах наравне с такими темами как посвящение в шиваизм и вирашиваизм, путь достижения Господа, величие и действенность священных объектов — пепла-бхасмы, рудракши, повторения мантры и т. д. Также в этих Агамах описаны история и традиция учителей, излагаются философские и религиозные идеи и обычаи шиваитов и вирашиваитов.Согласно Карана Агаме существует три вида Шайва Агам — Вама, Дакшина и Сиддханта. В Сиддханта входят 28 основных Шайва Агам, с Камика Агамы до Ватула Агамы, и 208 дополнительных Агам (Упагама).Вайшнавские агамы или Вайшнава агамы В вайшнавских агамах (Панчаратре и Вайкханаса-самхитах) верховным Богом объявляется Вишну. Самой известной и распространенной школой Вайшнава-тантры является Панчаратра.Она названа так потому,что как считается, она дарует исполнение пяти панча: "санкхья","йога","вайрагья" ,"тапас","кешава-бхакти", а также потому, что она освобождает. В некоторых Агамах Панчаратрика именуется саттвика (светлая,чистая) в отличие от некоторых других школ. В традиции Панчаратра предписывается поклонение различным формам Нарайяны или Вишну (Рама, Кришна и т. д.), его женскому аспекту (Лакшми, Радхарани, Сита), кроме этого выполняется поклонение другим божествам: Шиве, Ганеше, Дурге, Брахме, Махакале.Шактистские агамы или Шакта агамы В шактизме известно 77 агам, которые делятся на три категории: Сабхагам — обучают навыкам, ведущим к познанию и освобождению; Каулагамы — которые обучают навыкам, имеющим целью развитие магических сил; Мишрагам — которые имеют целью и то и другое.
Деление по Кандам
Ведические тексты делятся на три категории (канды), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма-канда, гьяна-канда и упасана-канда.
Карма-канда, к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.
Гьяна-канда, в которую входят Упанишады и Веданта-сутра", призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.
Упасана-канда, к которой относятся главным образом тексты "Шримад-Бхагаватам", "Бхагавад-гиты", "Махабхараты" и "Рамаяны" предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.
Упаведы
Термин "упаведа" ("второстепенное знание") используется в традиционной литературе для обозначения специфических текстов. Они не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Существуют различные списки предметов, которые относятся к Упаведе. Чаранавьюха упоминает четыре Упаведы:
- Аюрведа — "медицина", примыкает к "Риг-веде".
- Дханур-веда — "боевые искусства", примыкает к "Яджур-веде".
- Гандхарва-веда — "музыка и священные танцы", примыкает к "Сама-веде".
- Астра-шастра — "военная наука", примыкает к "Атхарва-веде".
В других источниках, к Упаведам причисляются также:
- Стхапатья-веда — излогаются основы архитектуры
- Шилпа-шастры — шастра об искусстве и ремёслах
- Джйотир-веда — излогаются основы астрологии
- Ману-самхита — излогаются законы прародителя человечества Ману.
В Ведах можно найти также знания по логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Цивилизация многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ее называют также ведической цивилизацией.
Из знания времени возникла Джйотиш (Ведическая астрология) Ведическая астрология в том виде, как она исторически сложилась, восходит, в основном, к великому мудрецу Васишхте, провидцу седьмой книги Ригведы, и к его великому сыну Парашаре. Приписываемый Парашаре астрологический текст, «Брихат Парашара Хора Шастра», на сегодняшний день остается самым важным текстом по ведической астрологии, а школа и система Парашары остается доминирующей, особенно в Северной Индии.Из знания жизни возникла Аюрведа (Ведическая наука о здоровье и долголетии),
Из знания строительства возникла Стхапатья-Веда – Ваасту-шастра (Ведическая архитектура), Из знания Единства возникла Йога, Из знания о мироздании возникают шесть систем Ведической философии (Санкхья, Ньяя, Вайшешика, Миманса, Йога, Веданта) и так далее.
Цивилизации многих народов в древности основывались на Ведах, поэтому их называли также ведическими цивилизациями.
Сиддханта
Окончательный вывод, который можно сделать, изучив все Веды, называется Сиддханта. Для того, чтобы сохранить в чистоте сиддханту, существует система ученической преемственности (парампара), подразумевающая передачу от учителя к ученику неискаженного, однако понятного в конкретном историческом контексте послания Вед.
Написанное тем, кто в совершенстве изучил сиддханту и получил образование в парампаре, считается находящимся на одном уровне с изначальными Ведами. Сущностью Вед, как сознания, является вибрация, спанда. Поэтому Веды передавались изустно в среде жрецов-брахманов и читать Веды могли только специально наученные брахманы,которые улавливали вибрации живой сущности Вед и передавали их слушателям.
Согласно Ведам вся проявленная вселенная есть Сознание. Одно Сознание является основой Мироздания, основой жизни. Познать изложенные в Ведах Законы Мироздания можно только путём самоосознания, медитации, слившись с самим Абсолютным Сознанием, став этим Сознанием.
ВЕДЫ
www.evaveda.com
Веды. Индийские веды
Веды являются апаурушея — основных священных писаний индуизма, — как богооткровенных текстов, не имеющих автора, божественного или человеческого.
Были даны через Риши, Веды были «услышаны» святыми мудрецами.
Существует четыре Веды:
1. Риг-веда — «Веда гимнов»;
2. Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»;
3. Сама-веда — «Веда песнопений»;
4. Атхарва-веда — «Веда заклинаний».
Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведическим самхитам.
Особо в этом списке состоят Упанишады, называемые также Веданта («Завершение всех вед») — тексты, рассматривающие философию, природу Бытия, рассматривается вопрос Божественного. Существуют несколько основных главных направлений Веданты, которые различно понимают категории Бог, душа, сознание, реальность:
- Адвайта Веданта, «Йога недвойственности». Согласно Адвайта Веданте, только Брахман реален, а весь мир — иллюзорен. Самая древняя из всех, в настоящее время представлена структурами Лайя Йоги.
- Вишиста Адвайта утверждает, что Брахман, индивидуальные души и материя обладают атрибутами. Они одновременно отличны и неотделимы друг от друга. Данная школа провозглашает путём к освобождению бхакти, или любовь и преданность Всевышнему, представляемого в Его изначальной и верховной ипостаси как Вишну. Майя рассматривается как творческая потенция Абсолюта.
- Двайта Веданта полностью отождествляет Всевышнего с Брахманом. Верховной Личностью которого является как Вишну, или как Его аватара Кришна. Брахман, индивидуальные души и материя рассматриваются как вечные и существующие отдельно друг от друга элементы. Бхакти (преданное служение) объявляется путём к освобождению.
- Двайта Адвайта. Эта школа провозглашает, что дживатма является одновременно единой с Брахманом и отличной от Него? Существующей в сознании Брахмана. Их взаимоотношения могут рассматриваться с одной стороны как двайта, а с другой стороны как адвайта. В этой школе Кришна считается изначальной Верховной ипостасью Бога — источником мироздания и всех аватар.
- Шуддха Адвайта. Бхакти - единственный способ обретения освобождения, цель которого есть достижения вечной обители Кришны в духовном мире — планеты Голоки.
- Ачинтья-бхеда-абхеда («непостижимое единство и различие»). Качественно душа (джива) идентична Богу, но в количественном отношении дживы бесконечно малы по сравнению с безграничным Личностным Абсолютом.
Пураны
Также существуют Пураны («Древняя былина») — 36 текстов древнеарийской литературы на санскрите. Это писания, в которых описывается Бытие Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, излагается космология, религиозные и философские концепции.
Пураны делятся на Маха- («великие») и на Упа- («дополнительные»). В них излагаются пять основных предметов, называемых Панча-лакшана («пять отличительных чёрт»):
1. Сарга — сотворение Вселенной.
2. Пратисарга — второстепенные творения, повторное творение после
разрушения.
3. Вамша — генеалогия богов и мудрецов.
4. Манвантара — сотворение человеческой расы.
5. Вамшанучаритам — истории династий.
Упаведа
Термином «упаведа» («Второстепенное знание») обозначают то, что имеет отношение к ведической традиции, но не является в ней основополагающим элементом:
- Аюрведа. Медицина: здоровье и питание.
- Дханур-веда. Боевые искусства.
- Гандхарва-веда. Музыка и священные танцы.
- Астра-шастра. Военная наука.
- Стхапатья-веда. Архитектура.
- Шилпа-шастры. Искусство и ремёсла.
Шастра («призыв, гимн, меч, нож, оружие») – это комментарии к сутрам. В более широком смысле шастра — знание о каком либо предмете или узкой области науки, например, «Виманика Шастра» - Учение о полётах, или «Астра Шастра» - наука о метании оружия.
www.edgarcaysi.narod.ru