Крещение Ольги в Константинополе. После ольги кто правил


От Рюрика до Владимира? Кто правил? Кто правил? Какие князья правили от Рюрика до Владимира?

Рюрик (862-879) Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственнымправителем страны. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли Киев и стали управлять полянами. Олег (879-912) После смерти Рюрика, за малолетством его сына Игоря, стал править Олег. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: "Вот сын Рюрика - ваш князь". Замечателен поход Олега на Грецию, который окончился полной победой Олега и обеспечил русским льготные права свободной торговли в Константинополе. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез с собой Олег из похода. Русь дивилась его подвигам и прозвала его "вещим Олегом". Игорь (912-945) Игорь Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. "И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним... " Ольга (945-957) Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями к правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей. Святослав (957-972) Сын Игоря и Ольги Святослав, закалил себя в походах и войнах и отличался суровым характером, честностью и прямотой. Он шел на врагов с предупреждением: "Иду на вы. "Святослав присоединил вятичей, разбил хазаров, взял область Тьмутаракань и, несмотря на малочисленную дружину, успешно воевал на Дунае с болгарами. После того Святослав пошел на греков - завоевал между прочим Андрианополь и, грозил Константинополю, но греки пошли на мир. "Не ходи на город - говорили они - возьми дань какую хочешь. " На возвратном пути Святослав не принял меры предосторожности и был убит печенегами у порогов Днепра. Ярополк I Святославич (972-980) - Старший сын князя Святослава Игоревича. Владимир Святославович, св. Равноапостольный (980-1015) Междоусобные войны Ярополка, Олега и Владимира, сыновей Святослава, еще при жизни роздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира. Владимир отобрал у поляков червонную Русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов. Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в Киев, где был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а потом и всех киевлян, состоялось в 988 году. Греческие императоры, Василий и Константин, выдали замуж за Владимира свою сестру Анну. Христианство деятельно распространялось княжеской дружиной

князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга

Игорь (912-945)… Светослав (957-972)… Ольга (945-957)

touch.otvet.mail.ru

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга родилась в нынешней области Псковской, в семье простых людей. Была она супругой князя Игоря. Согласно одним сведениям, замуж Ольга вышла в неполные пятнадцать лет. Со своей будущей супругой Игорь встретился на охоте и был пленен ее красотой и умом. В летописях указывается, что княгиня Ольга была единственной женой князя, несмотря на разрешенное тогда многоженство.

Согласно некоторым сведениям, будущая правительница Руси носила до замужества имя Прекраса. Впоследствии от Олега она приняла имя Ольга.

Как известно, в 945 году от рук древлян Игорь погиб. На престол взошла его жена. В летописях можно найти достаточно подробное описание мести правительницы за смерть мужа.

Вскоре после вокняжения Ольги древляне прислали к ней сватов звать ее замуж за князя Мала. Прибыли послы в ладье. Жители Киева отнесли ее вместе со сватами в огромную яму во дворе терема Ольги и закопали их живьем.

Следующих послов древлян, прибывших по просьбе правительницы, сожгли в бане.

По обычаю, княгиня Ольга приехала в земли древлян справить тризну по мужу. Во время тризны по ее приказу древлян опоили, а потом перерубили на могиле Игоря.

В 946 году Ольга, княгиня Киевская, выступила с войском против древлян. После безуспешной осады на протяжении лета города Искоростеня (древлянской столицы) княгиня Ольга приказала сжечь его при помощи птиц, к которым были привязаны зажигательные смеси.

После победы правительница установила на всей Новгородской и Псковской земле налоги и дани.

После покорения древлян правительница вернулась в Киев. Правила княгиня Ольга до совершеннолетия Святослава (сына ее и Игоря). Однако и после она оставалась у руля  государства, так как сын постоянно был в походах.

Крещение княгини Ольги (в 955 году) отмечено в летописях как "великое деяние". Приняла христианство и получила имя Елена правительница в Константинополе. После возвращения в Киев, Ольга попыталась приобщить к вере и Святослава. Но сын был непреклонен и не поддался на уговоры.

Ольга была первой правительницей Руси, принявшей христианство. По мнению многих исследователей, именно этот факт предопределил принятие православия во всем государстве.

Согласно одним легендам, крещение Ольга приняла лично от Константина. Еленой нарекли ее в честь матери императора – святой царицы Елены. По некоторым данным, Константин сватался к Ольге до крещения. Однако мудрая правительница указала, что христианам к язычникам свататься не следует. После чего Ольгу крестили. Император снова позвал ее замуж. Но Ольга и на этот раз отказала царю, так как брак был невозможен, – она стала ему крестной дочерью.

В других источниках указано, что крестил княгиню Роман Второй (соправитель Константина), а также патриарх Полиевкт.

Так как Святослав практически все время находился в походах, править государством приходилось его матери. В 968 году на Русскую землю свой первый набег совершили печенеги. Ольга с детьми Святослава укрылась в Киеве. Вскоре сын снял осаду. Однако Святослав не предполагал оставаться в Киеве долго. В 969 году он собрался в новый поход, но Ольга остановила его. К тому времени она была серьезно больна. Спустя трое суток Ольга скончалась.

Завещала правительница похоронить себя по христианскому обычаю и не служить тризну.

По мнению историков, в качестве святой княгиню Ольгу начали почитать во время правления Владимира Крестителя. Согласно сведениям, в 1007 году князь перенес мощи всех святых (в том числе и Ольги) в церковь Святой Богородицы, сооруженную им в Киеве.

Приблизительно с того времени стали отмечать день памяти правительницы 11/24 июля. При этом официальная канонизация (прославление общецерковное) случилась, по всей видимости, несколько позднее – в середине 13 столетия. В 1547 году Ольга (Елена) была причислена к лику святых равноапостольных.

fb.ru

Первая женщина русской церкви: княгиня Ольга

Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из самых больших, по тем временам, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была страшна, а правление сурово. Воспринималась княгиня неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой. В историю княгиня Ольга вошла, как создатель государственной культуры Киевской Руси, как первый правитель, принявший крещение, как первая русская святая. О женщине, которая изменила ход истории, автор diletant.media Анна Баклага.

Княгиня Ольга стала известна после трагической смерти своего мужа

Еще будучи совсем молодой девушкой, Ольга стала женой великого князя киевского, Игоря. Согласно преданиям, их первая встреча была довольно необычной. В один из дней, молодой князь, пожелавший переправиться через реку, с берега подозвал к себе плывущего в лодке человека. Разглядел он своего сопровождающего уже только после того, как они отплыли. На удивление князя, перед ним сидела девушка, к тому же невероятной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к порочным действиям. Между тем, поняв его помыслы, девушка напомнила князю о чести правителя, который должен быть достойным примером для своих подданных. Пристыженный словами юной девы, Игорь оставил свои намерения. Отметив разум и целомудрие девушки, он расстался с ней, храня в памяти ее слова и образ. Когда же пришло время выбирать невесту, ни одна из киевских красавиц не пришлась ему по сердцу. Вспомнив незнакомку с лодкой, Игорь послал за ней своего опекуна, Олега. Так Ольга стала женой Игоря и русской княгиней.

Однако, известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре, после рождения сына Святослава, князь Игорь был казнен. Он стал первый правителем в истории России, который погиб от рук народа, возмущенному неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольги. Правила она Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого, в действительности, правителем оставалась княгиня, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах

Получив власть, Ольга безжалостно отомстила древлянам

Первое, что она сделала — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти ее мужа. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня использовала любые методы. Заманивая в нужное для нее место древлян, по ее приказу, киевляне закапывали их живьем, сжигали, и кровожадно побеждали в бою. И только после того, как Ольга закончила свою расправу, она принялась за управление Киевской Русью.

Княгиня Ольга — первая русская женщина, официально принявшая христианство

Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику, которую старалась осуществлять дипломатическими методами. Объезжая русские земли, она подавила бунты мелких поместных князей и провела ряд важных реформ. Самой главной из них была — административно-налоговая реформа. Другими словами, она установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях. Благодаря правлению Ольги значительно выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, были установлены первые государственные границы России — на западе, с Польшей.

Княгиня укрепила международные связи с Германией и Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня, с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии, отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным.

Прежде, чем решиться на крещение, княгиня два года знакомилась с основами христианской веры. Посещая богослужения, она поражалась величию храмов и собранных в них, святынь. Княгиня Ольга, получившая при крещении имя Елена, стала первой женщиной, официально принявшей христианство в языческой Руси. По возвращении, она велела строить по погостам храмы. В период своего правления великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По ее указу был построен город Псков, где был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы. По преданию, место будущего храма ей было указано, сходящими с неба лучами.

Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси

Княгиня попыталась приобщить к христианству и своего сына. Несмотря на то, что многие дворяне уже приняли новую веру, Святослав остался верен язычеству. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси. Но ее внук, будущий князь Владимир, продолжил миссию своей обожаемой бабушки. Именно он стал крестителем Руси и основал церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, куда и перенес мощи святых и Ольги. При его правлении княгиня стала почитаться, как святая. А уже в 1547 году была официально причислена к лику святой равноапостольной. Стоит отметить, что такой чести удостоились только пять женщин в христианской истории — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. На сегодняшний день Святая княгиня Ольга почитается, как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Рекомендовано вам

diletant.media

Помогите мне пожалуйста! Кто правил после Рюрика?? (до крещения Руси)

По Карамзину: Олег (879-912)-регент при Игоре, Игорь Рюрикович (912-945), Святослав Игоревич (945-972), Ярополк Святославич (972-980), Владимир Святославич (980-1014). Интересно, что историк признает Олега законным правителем, а Ольгу, вдову Игоря-нет, хотя и пишет, что "Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее управление".

олег игорь рюрикович ольга его жена святослав игоревич

И́горь Рю́рикович (Игорь Ста́рый, др. -исл. Ingvar, ок. 878—945 гг. ) — великий князь Киевской Руси, по летописи — сын Рюрика. Первый русский князь, известный по синхронным византийским (как греч. 'Ιγγωρ) и западноевропейским источникам.

upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/56/Rurik1-bodrichi.png династическая ветвь рюриковичей

в Киеве Аскольд и Дир, потом вещий Олег (наместник) , затем Игорь...

Великий князь киевский Игорь Рюрикович Старый правил после Рюрика

После смерти Рюрика на престол взошел Олег (считается, что он был его родственником) . Захватив Киев, он убил Аскольда и Дира, правивших там и сделал Киев своей столице. После его смерти править стал Игорь-сын Рюрика (был убит восставшими) . Далее Ольга-жена Игоря (первая и единственная на тот момент христианка на Руси) . С 962 по 972-Святослав, сын Игоря и Ольги. После смерти Святослава рагрорелась кровавая усобица между сыновьями Святослава. В 980 году начинается правление Владимира, крестившего Русь

после Рюрика Олег вещий

touch.otvet.mail.ru

Княгиня Ольга - великий реформатор Давньої Русі

Княгиня Ольга – великий реформатор Древней Руси

Великая княгиня Киевской Руси Ольга (? – 969 гг.), которая прославилась далеко за пределами своей страны мудростью и железным характером. Незаурядные личностные качества помогли этой женщине свыше двадцати лет (945 – 964 гг.) успешно управлять самой крупной державой Европы, которая досталась ей после гибели мужа – князя Игоря.

Украина может по праву гордиться княгиней Ольгой, потому что такая правительница сделала бы честь любой стране. В ней прекрасно сочетались самые важные лидерские качества: мудрость и решительность, справедливость и строгость, твердость и милосердие, настойчивость и доброта. Но главное, Ольга была первой из Рюриковичей, кто действительно думал о державе, ее интересах и будущем. Она, в отличие от Олега и Игоря, не рассматривала государственную власть только как средство обогащения себя и собственных приближенных. Ольга создавала страну для своего сына и внуков, пытаясь заложить в общественно-политический фундамент древней Руси прочное основание.

Что же можно поставить в заслугу княгине Ольге?

1. Она жестоко подавляет древлянский бунт, отомстив за страшную смерть своего мужа, а также покончив с племенным сепаратизмом. Сохраняет за Киевом первенство и княжеский престол.

2. Она проводит очень передовую по своей сути налоговую реформу. Гибель Игоря остро поставила вопрос о необходимости реформирования всей государственной системы, и в первую очередь системы налогообложения. Княгиня Ольга учла все ошибки своего мужа, поэтому она:

  • упорядочила полюдье, определив его размер и время сбора;
  • установила новые виды налогообложения – уроки и оброки. Зависимое население должно было их выполнять в таких размерах, которые бы не лишали их средств существования;
  • распорядилась учредить по всей стране специальные места для сбора дани – погосты.
  • разделила государственную и личную казну.
  • 3. Ольга осуществляет реформу управления. Было жестко регламентированы действия на местах княжеских дружинников и судей.

    4. Княгиня провела масштабное строительство в Киеве. В стольном граде в то время появляется княжеская резиденция – т. н. Ольгин двор.

    5. Ольга отдает предпочтение дипломатическим средствам ведения внешней политики.

    6. Она осуществляет первый официальный визит в Константинополь и принимает там христианство.

    7. Княгиня реализует первую попытку установить дипломатические связи с Западной Европой.

    8. Ольга спокойно уступает правление своему сыну Святославу как только он потребовал этого.

    Правление княгини Ольги и ее достижения.

    Приход к власти и месть древлянам. К власти Ольга пришла вследствие трагических событий: восставшие древляне зверски убили ее мужа. Их сыну Святославу в это время было только 3 года, и вся полнота ответственности за страну вместе с тяжестью утраты нелегким грузом легла на ее женские плечи. Опасность была со всех сторон: и в Киеве, и далеко за его пределами многочисленные недруги в нетерпении ожидали реакции княгини на преждевременную смерть Игоря. Осмелевшие древляне решили: "Вот мы убили русского князя, возьмем теперь жену его Ольгу за нашего князя Мала, а с сыном его, Святославом, сделаем, что хотим". И послали они сватов к Ольге – 20 лучших своих людей, которых княгиня распорядилась закопать живьем вместе с ладьей во дворе своего терема. Следующее посольство она приказала отправить в баню мыться, а когда древлянские сваты закрылись там, то изба была подожжена, и все они погибли. Не медля, Ольга отправилась с дружиной к столице древлянской – городу Искоростень, где планировала справить тризну по покойному мужу. На поминки она пригласила множество знатных древлян, которых допьяна напоили медами и спящих перерезали (убитых тогда было до 5000 человек).

    Через год, в 946, киевская княгиня с большим войском прошла по древлянской земле, собрав с нее положенную дань, и в конце похода подступила к Искоростеню. Жители столицы заперлись в городе и в отчаянии собирались обороняться до последнего, они сообщили Ольге: "Мы рады были бы платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа". На это княгиня им ответила: "Я уже отомстила за мужа не раз, а теперь уже не хочу больше мстить, а хочу брать дань понемногу, и, помирившись с вами, пойду прочь". Потребовала Ольга тогда от каждого дома дать ей по три голубя и по три воробья, и когда получила их, то распорядилась привязать к каждой птице мешочек с серой, поджечь и отпустить. Птицы же, получив свободу, вернулись в свои гнезда и подожгли город, который за ночь выгорел дотла. Вот так и осуществилось мщение за смерть князя Игоря. Оно произвело столь сильное впечатление на соседей Киевской Руси, что в течение всего двадцатилетнего правления Ольги никто так и не отважился воевать против нее.

    Государственные реформы. Наказав древлян, княгиня все же решила полностью поменять всю налоговую политику в своей державе. Она установила точный размер "полюдья" и время его сбора (до этого князь решал все сам и на месте, что и привело к восстанию древлян 945 года). По всей стране были возведены "погосты" – места сбора дани, куда славяне ее должны были централизованно свозить. Теперь князь не должен был лично объезжать все поселки своей огромной державы, постоянно рискую попасть в засаду как князь Игорь. В обычное время на погостах постоянно находились киевские чиновники и военный гарнизон. Казну Ольга разделила на две части: государственную и личную, и никогда их не путала. Все земли Руси были поделены на условные административные единицы во главе с представителями киевской княжны – тиунами. Все эти меры, бесспорно, упорядочили сбор дани в стране, сделав этот процесс более справедливым и цивилизованным. Именно княгиня Ольга начала каменное градостроительство на Руси, распорядившись возвести в Киеве свой дворец и терем за его пределами.

    Внешняя политика княгини. Во внешней политике Ольга отдавала предпочтение дипломатическим методам. В 957 году она нанесла официальный визит в Константинополь. Это был первый случай, когда русичи прибыли в Византию с мирными намерениями. Там княгиня приняла крещение и взяла христианское имя Елена. Обряд проводил лично патриарх Полиевкт, а крестным отцом Ольги стал император Византийский Роман II. По преданию, он предлагал русской владычице выйти за него замуж, и она даже сделала вид, что согласна. Но перед тем мудрая княгиня просила императора оказать ей великую честь – стать ее крестным. Согласившись, тот не понимал, что после обряда крещения брак между ними невозможен. Когда же новая духовная дочь сообщила Роману об этом, он лишь изумленно воскликнул: "Ольга! Ты меня перехитрила!"

    Император был восхищен умом Ольги и проводил ее с богатыми дарами. Впрочем, гордая княгиня осталась довольна не всем: когда в Киев прибыли послы из Византии требовать, чтобы Ольга исполнила союзническое обещание и прислала в Грецию вспомогательное войско, она ответила: "Когда царь ваш постоит у меня на Почайне столько же времени, сколько я стояла у него в Суде (гавани Константинопольской), тогда пришлю ему дары и войско". Пришлось послам возвращаться ни с чем. Опасаясь возрастания влияния Византии на Руси, она направила послов к правителю Священной Римской империи Оттону I с предложением прислать в Киев христианских проповедников. Но все религиозные инициативы своей матери полностью нивелировал подросший князь Святослав. Убежденный язычник, он изгнал из своей страны западного епископа Адальберта, а представителям восточного византийского обряда строго запретил проповедовать. Ольга вынуждена была согласиться с новым князем Киевской Руси, который в 964 году вступил в полноправное правление страной. Теперь она жила при сыне в Киеве, более занимаясь внуками, чем государственными делами.

    Умерла великая правительница в 969 году, "…и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу". В 1547 году русская княгиня была причислена к лику святой равноапостольной. За всю историю христианства только пять женщин, кроме нее, удостаивались такой чести.

    Интересные факты о княгине Ольге.

  • Многие страницы жизни Ольги покрыты завесой тайны. Например, ее происхождение. Существуют различные версии: будто бы родом она была из Пскова, но родилась в семье скандинавов ("от языка варяжска"), или же, что была Ольга дочерью самого Вещего Олега, который и выдал ее замуж за своего воспитанника Игоря Рюриковича. Есть также мнение, что настоящее имя княгини было Прекраса, и происходила она из знатного славянского рода Гостомыслова. Однако Олег присмотрел юную славянку в качестве невесты для своего воспитанника Игоря и даже удочерил ее, подарив свое имя – Ольга (Хельга – женский вариант от имени Хельг/Олег). Некоторые же болгарские историки считают, что родиной великой древнерусской владычицы была именно их страна, где Ольга также носила княжеский титул.
  • В 967 году, когда киевский князь Святослав вместе с войском находился в Болгарии, столицу Руси осадили полчища печенегов. Тогда старая княгиня Ольга возглавила оборону города, сумев не только послать посланца к сыну за помощью, но и убедить врагов, что Святослав уже близко, вынудив их отступить.
  • После подавления древлян княгиня Ольга около 20 лет (!) правила без всяких войн. Это рекорд не только для женщины, но и для любого древнерусского правителя.
  • До княгини Ольги женщины не правили на Руси, а после нее в Украине женщины к власти уже не приходили, а в России первая женщина взошла на трон более чем через 700 (!) лет после своей великой предшественницы.
  • Историческая память о княгине Ольге.

    В Киеве, Коростене и Пскове установлены памятники княгине Ольге. Также княгиня изображена на памятнике "Тысячелетие России" в Великом Новгороде.

    В Киеве в честь княгини Ольги названа улица Ольгинская. В российском Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост.

    В белорусском Витебске есть Свято-Ольгинская церковь.

    3 января отмечается День памяти княгини Ольги.

    В честь княгини учреждены ордена:

  • в 1915 году – Знак отличия святой Равноапостольной княгини Ольги;
  • в 1988 году – Орден святой Равноапостольной княгини Ольги (учрежден Русской Православной Церковью).
  • в 1997 году – Орден княгини Ольги (государственная награда Украины).
  • Княгиня Ольга в социальных сетях.

    В социальных сетях "Вконтакте" и Facebook найдены сообщества, посвященные княгине Ольге:

  • "Вконтакте": 48 сообществ;
  • "Одноклассники": 5 групп;
  • Facebook;
  • В Youtube по запросу "княгиня Ольга" – 15 400 результатов поиска.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Княгине Ольге?

    Для анализа популярности запроса "княгиня Ольга" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 14 июня 2016 г., количество запросов за месяц составило 28 415, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Ярослав Мудрый" зарегистрировано в октябре 2015 г. – 51 049 запросов за месяц:

    heroes.profi-forex.org

    Крещение Ольги в Константинополе 957 — История России

    ВТОРОЙ ПРИЕМ ОЛЬГИ РУССКОЙ

    Девятого сентября, в среду состоялся прием, во всем сходный с вышеописанными, по случаю прибытия Русской княгини Ольги. Княгиня вошла со своими родственницами княгинями и избраннейшими прислужницами, причем она шла впереди всех других женщин, а они в порядке следовали одна за другою; она остановилась на том месте, где логофет обычно предлагал вопросы… Когда царь по обычному чину вошел в дворец, состоялся второй прием следующим образом. В триклине Юстиниана было поставлено возвышение, покрытое багряными шелковыми тканями, а на нем поставлен большой трон царя Феофила и сбоку царское золотое кресло. Два серебряных органа двух частей (= димов) были поставлены внизу за двумя завесами, духовые инструменты были поставлены вне завес. Княгиня, приглашенная из Августея, прошла чрез апсиду, ипподром и внутренние переходы того же Августея и, вошедши, села в Скилах. Государыня воссела на вышеупомянутый трон, а невестка ее на кресло. Вошел весь кувуклий и препозитом и остиариями были введены ранги… Когда царь воссел с Августою и своими багрянородными детьми, княгиня была приглашена из триклина кенургия и, сев по приглашению царя, высказала ему то, что желала.

    В тот же день состоялся званый обед в том же триклине Юстиниана. Государыня и невестка ее сели на вышеупомянутом троне, а княгиня стала сбоку… На обеде присутствовали певчие церквей св. апостолов и св. Софии и пели царские славословия. Были также всякие сценические представления… После того как царь встал из-за стола, был подан десерт в ариститирии, где был поставлен малый золотой стол, стоящий (обыкновенно) в пектапиргии, и на нем был поставлен десерт на блюдах, украшенных эмалью и дорогими камнями. И сели царь, царь Роман Багрянородный, багрянородные дети их, невестка и княгиня, и дано было княгине на золотом блюде с дорогими камнями 500 мил., шести приближенным женщинам ее по 20 мил. и 18-прислужницам по 8 мил.

    Октября 18-го, в воскресенье, состоялся званый обед в Золотой палате, и сел царь с Руссами, и опять был дан другой обед в пентакувуклии св. Павла, и села государыня с багрянородными детьми ее, невесткою и княгинею…

    Константин Багрянородный. О церемониях

     

    НАРУШЕНИЕ РИТУАЛА

    Поначалу аудиенция проходила так, как это обычно было принято в отношении иностранных правителей или послов крупных государств. Император, сидя на троне в роскошном зале Магнавре, обменялся с Ольгой через логофета церемониальными приветствиями. Рядом с императором находился весь состав двора. Обстановка была чрезвычайно торжественная и помпезная.

    В тот же день состоялось еще одно традиционное для приемов высоких гостей торжество - обед… Но наряду с этим имелись и отступления от принятых традиций, обозначились нарушения незыблемого византийского дипломатического ритуала, которые были совершенно невероятны, особенно при Константине VII - их ревностном блюстителе.

    В начале аудиенции, после того как придворные встали на свои места, а император воссел на «троне Соломона», завеса, отделявшая русскую княгиню от зала, была отодвинута, и Ольга впереди своей свиты двинулась к императору. В этих случаях обычно иностранного представителя подводили к тропу два евнуха, поддерживавшие подходящего под руки. Затем иностранный владыка или посол совершал праскипеспс - падал ниц к императорским стопам. Во время приема киевской княгини этот порядок был изменен. Ольга одна, без сопровождения, подошла к трону, не упала перед императором ниц, как это сделала ее свита, а осталась стоять и стоя же беседовала с Константином VII.

    Затем Ольгу отдельно приняла императрица, которую русская княгиня приветствовала лишь легким наклоном головы.

    Сахаров А.Н. «Мы от рода русского...» Рождение русской дипломатии

     

    «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КРЕЩЕНИИ ОЛЬГИ

    Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. Был тогда цесарь Константин, сын Льва. И увидев, что она красива лицом и весьма умна, подивился цесарь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в городе этом». Она же, поразмыслив, ответила цесарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь». И крестил ее цесарь с патриархом. [...] И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее цесарь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь». И сказал ей цесарь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И поднес ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя… избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев.

    Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

     

    КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ И НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ

    Надежды Византии на близкое крещение Руси не оправдались. Принятие христианства оказалось для русов делом длительным и трудным. Князь Игорь вскоре погиб. Его вдова Ольга решилась переменить веру лишь много лет спустя после смерти мужа. Автор «Повести временных лет» записал предание о том, что Ольга приняла крещение от императора Константина Багрянородного в Константинополе в 955 г. Однако летописный рассказ пронизан фольклорными мотивами. Если верить летописи, немолодая Ольга произвела на императора столь сильное впечатление, что тот предложил «пояти» ее в жены. Мудрая Ольга отвечала: «Како хочешь меня пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерью?» Отказав «жениху», русская княгиня «переклюкала» самого царя. 

    Константин VII Багрянородный упомянул о приеме «архонтесы Елги». Но не знал христианского имени Елены-Елги, а следовательно, княгиня оставалась язычницей во время свидания с ним в 957 г. Состав русской свиты наводит на мысль, что Ольга нанесла визит императору как частное лицо. В ее окружении не было послов от наследника Святослава, игоревых племянников и от конунга Свенельда. «Слы» из свиты Ольги получали столько же денег, сколько ее переводчики, что точно отражало их положение на иерархической лестнице.

    Сохранилось немецкое свидетельство о крещении Ольги - так называемое Продолжение Хроники Региона. Хроника была составлена в середине X в. Автором Продолжения был, как полагают, первый киевский епископ Адальберт. Все это придает памятнику исключительную ценность. Как записал немецкий хронист, в 959 г. ко двору германского императора Оттона I явились «послы Елены, королевы ругов (русов), которая при Романе Константинопольском императоре крещена в Константинополе». Послы «просили, чтобы их народу был поставлен епископ и священники». Итак, Ольга - Елена приняла крещение не при Константине Багрянородном, а при его сыне Романе, вступившем на трон после смерти отца в ноябре 959 г. Сомнение вызывает хронология событий, изложенных в немецкой хронике. Ольга не успела бы в течение двух неполных месяцев после крещения снарядить послов в Германию. Необъяснимо промедление Оттона I. Выслушав послов в конце 959 г., император удовлетворил их просьбу и назначил епископа в Киев лишь через год, на Рождество 960 г. Видимо, хронист неточно записал дату прибытия послов. Немецкие анналы XI в., источник независимого происхождения, сохранили следующую запись: «960. К королю Оттону явились послы от народа Руси». Приведенный текст подтверждает предположение, что миссия русов явилась в Германию не в 959 г., а в 960 г. и уже к концу года Оттон объявил о назначении епископа. 

    Русская княгиня поступила совершенно так же, как раньше поступил болгарский царь Борис. Приняв крещение от православного греческого патриарха, она тотчас же пригласила латинского пастыря. Немецкий епископ, который должен был ехать в Киев, скоропостижно умер 15 февраля 961 г., и сан епископа Руси был передан монаху Адальберту. Он выехал в Киев в 961 г., а через год вернулся домой ни с чем. Попытка основать в Киеве епископство потерпела неудачу из-за сопротивления языческой норманнской знати, правившей страной после гибели Игоря. Один этот факт разрушает миф об Ольге как правительнице Руси. Однако не следует думать, что старания княгини насадить на Руси христианство не дали никаких результатов. Уже во время первой поездки язычницы Елги в Константинополь в ее свите находился «поп Григорий». А это значит, что люди из ближайшего окружения Ольги сменили веру раньше нее. В 967 г. папа Иоанн XII воспретил назначать на вновь учреждаемую кафедру в Праге лиц, принадлежащих «к обряду или секте болгарского или руского народа, или славянского языка». Вероятно, самая многочисленная христианская община русов находилась в Константинополе, и папа римский опасался присылки в Чехию епископа из Византии. В Царьграде «крещеные русы» занимались разного рода деятельностью: торговали, служили в императорской дворцовой гвардии и пр. Сношения между киевскими и царьградскими христианами русского происхождения способствовали христианизации киевских русов.

    Влияние Ольги на дела управления было, по-видимому, ограниченным. В год смерти Игоря княжичу Святославу исполнилось никак не меньше 8-10 лет. Мстя древлянам за отца, Святослав начал битву, метнув в них тяжелое копье. Копье упало у ног коня, на котором сидел мальчик. Ко времени приезда епископа в Киев Святославу было более 20 лет. Он достиг совершеннолетия. По летописи, Ольга-Елена многократно просила сына переменить веру, но тот неизменно отказывал ей, ссылаясь на мнение дружины. Молодой князь не мог отречься от язычества, пока дружина и ее предводители придерживались старой религии. Два десятилетия спустя, если верить летописному преданию, внук Ольги Владимир закончил беседу о вере с немецкими послами напоминанием о временах бабки: «Идите опять, яко отци наши сего не приняли суть». Владимир говорил от лица всей дружины. Выражение «отцы наши» имело в его устах вполне определенное значение. Епископ Адальберт был изгнан из Киева всей дружиной. По свидетельству новгородской летописи, киевская княгиня держала в своем доме «презвитера» в тайне от народа. Пресвитером был, вероятно, сам Адальберт или один из прибывших с ним латинских священников. Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

     

    ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

    …И посемъ по крещеніи живяше лѣтъ 15 и угоди Богу, и съ миромъ предавъ святую свою и честную душю въ руцѣ Христу Богу въ лѣто 6477, мѣсяца Іюля въ 11 день. И посемъ, времени многу минувшу по преставленіи святыа, внукъ же ея — блаженный князь Владимеръ въспомяну о мощехъ святыа бабы своеа, и пріиде на мѣсто самъ с митрополитомъ и со всѣмъ священнымъ соборомъ и съ фимяномъ, и раскопавше землю, и обрѣтоша честныа мощи святыя бабы своея княини Олги цѣлы и нерушимы пребывають. Они же прославиша Бога, и въземъше мощи, и положиша въ церкви Святыа Богородица, въ гробѣ каменѣ мале; и на верху гроба того честнаго оконце сътвориша: и тудѣ видять блаженныа тѣло лежаше цѣло и тлѣнію непричастно, но свѣтяшеся яко солнце. А иже кто пріидѣтъ съ вѣрою ко гробу святыя: и оконце оно, иже на гробѣ святыа, само о себе отверзется, и видятъ честное тѣло и мнози пріемлютъ исцѣленіе неоскудно…

    История Русской Церкви. Макария, Архиепископа Харьковского. СПб, 1868

     

    histrf.ru

    Кто правил русью после ольги — Гильдия юристов и риэлторов

    Роль варягов в создании Древнерусского государства

    Сам факт пребывания варяжских дружин (под которыми в те времена понимали скандинавов) на службе у славянских князей не вызывает сомнения. Не вызывают также сомнения и активное их участие в жизни Руси, как и взаимные постоянные сношения между скандинавами и Русью. Тем не менее, нет следов заметного влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян[11]. Наиболее заметное влияние варягов прослеживается в деле становления княжеской власти и развитие русской культуры[12], но масштабы этого влияния не были настолько велики, чтобы отводить им сколько-нибудь значимое место.

    Само слово «князь» имело общеславянское значение. По мнению лингвистов, оно было заимствовано из древненемецкого языка. Изначальное значение этого слова было – старейшина, глава рода. В иностранных источниках есть многочисленные упоминания о племенных вождях-князьях[9].

    На сегодняшний день полностью доказана научная несостоятельность норманнской теории, которая объясняет возникновение Древнерусского государства не объективными историческими процессами, а объявляет результатом иноземной инициативы. Стоит отметить, что уже к IХ в. у восточных славян сложился целый комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства.

    Земледельцу-общиннику было выгодно, чтобы князь с дружинниками защищали его, избавив от обременительных и опасных ратных дел. Необходимо отметить, что в первые века существования русского государства, каждый земледелец легко мог изменить свое общественное положение и поступить на княжескую службу. Настоящая же отделенность власти от общества сложилась гораздо позднее.

    В «Повести временных лет» русский летописец, в соответствии со средневековой традицией, в попытке объяснить происхождение Древнерусского государства, включил в свое произведение легенду о призвании в качестве князей трех варягов (братьев Рюрика, Синеуса и Трувора). Здесь стоит заметить, что под варягами обычно принято понимать норманнских, скандинавских воинов, которых нанимали на службу, и они давали клятву византийскому императору. Однако, ряд историков склонны считать варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

    Таким образом, к IX веку, в восточнославянских территориях сложилась целая совокупность социальных, экономических, политических (как внешних, так и внутренних) причин, которые предполагали дальнейшее образование государства. Как уже было сказано выше, на сегодняшний день вполне очевидна несостоятельность не только самой норманнской теории, но и концепций ее радикальных противников.

    Первый князь на Руси

    После сильных Рюрика и Олега правление Игоря оказалось намного слабее, и это почувствовали строптивые древляне, отказавшись платить дань. Первые князья Киева умели держать непокорное племя под контролем. Игорь также на время усмирил этот бунт, но месть древлян настигла князя спустя несколько лет.

    Трудной и неоднозначной была та война – победы с переменным успехом праздновали поочередно обе стороны. Закончилось противостояние мирным договором, согласно которому Святослав оставил Болгарию (ее присоединил к своим владениям византийский император Иоанн Цимисхий), а Византия за эти земли выплачивала русскому князю установленную дань.

    Формирование народности, называемой впоследствии русами, русичами, русскими, россиянами, ставшей одной из сильнейших наций в мире, если не самой сильной, началось с объединения славян, расселенных по Восточно-Европейской равнине. Откуда они пришли в эти земли, когда – достоверно не известно. История никаких летописных свидетельств по русам ранних веков новой эры не сохранила. Лишь со второй половины IX века — времен, когда появился первый князь на Руси — можно более детально проследить процесс формирования нации.

    Русским Александром Македонским называл Святослава Н. М. Карамзин, составитель «Государства Российского». Удивительной храбростью и отвагой отличались первые князья на Руси. Таблица, в которой сухо приведены даты их правления, таит в себе множество славных побед и деяний во благо Отечества, которые стоят за каждым именем в ней.

    Кроме этого, современные исследователи древности все больше склоняются к версии, что наш Рюрик — не кто иной, как известный в истории датский конунг Рёрик Фрисландский, прославившийся своими весьма успешными набегами на менее слабых соседей. Возможно, оттого он и был призван на правление, что был силен, отважен и непобедим.

    Ольга отличалась редким умом, отвагой и умением мудро управлять государством. После взятия Коростеня – главного города древлян — княгиня отправилась в Константинополь и приняла там святое крещение. Православная церковь была в Киеве еще и при Игоре, но народ русский поклонялся Перуну и Велесу, и не скоро повернулся от язычества к христианству. Но то, что Ольга, взявшая при крещении имя Елена, проложила в Русь дорогу новой вере и до конца дней своих (умерла княгиня в 969 году) не изменила ей, возвело ее в ранг святых.

    Киевская Русь

    Основным типом войска стало феодальное ополчение, старшая дружина получала в личные наследуемые права земли. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Войско отдельного княжества не превышало размеров в 8000 человек. Общая численность дружин и городского ополчения к 1237 году по оценкам историков составляла около 100 тыс. человек.

    После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании.

    Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

    «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»

    Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города Саркела построил крепость Белая Вежа. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.

    «Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение. С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

    Еще по теме:

    • Приказы мвд рф 2010 Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г *(6) Зарегистрировано в Минюсте России 7 марта 2003 г., регистрационный N 4251. Приказы МВД России, которыми ранее регулировались указанные правоотношения, признаны утратившими силу. *(2) Собрание […]
    • Проживание в ховрино Метро Ховрино: дата открытия, перспективы строительства Первоначально открытие станции метро для пассажиров было запланировано на декабрь 2016 года. Но в связи с проведением строительных работ на м. «Беломорская» ввод станции в […]
    • Правила путевые листы Путевые листы в 1С 8 По авансовым отчетам По талонам По топливным картам Использованные талоны учитываются в документе «Авансовый отчет» (см. рис.9 и рис.10). Оприходование стоимости топливной карты можно оформить как поступление […]
    • Запрет аутстаффинга закон Задайте вопрос, например: С - 29 - апреля налоговые инспекции начали выдавать документы при регистрации только в - электронном виде С его помощью можно быстро находить документы по известным реквизитам. Давайте попробуем им […]
    • Программа час суда нтв Суд присяжных Бывший следователь убил дочь бизнесмена, виновного в его увольнении из органов 16+ Ревнивая женщина попыталась избавиться от беременной соперницы 16+ Мужчина столкнул с лестницы свою жену, которая забрала все семейные […]

    grb03.ru