Расскажите о походах казака Ермака Тимофеевича в Сибирь. Почему о подвиге ермака тимофеевича люди сложили легенду


Конспект урока по литературному чтению "Легенда о покорении Сибири Ермаком." (4 класс)

Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Цель: познакомить с легендой о покорении Сибири Ермаком.

Задачи:

  1. повторить понятие о легенде;

  2. уметь выразительно читать художественный текст;

  3. уметь внимательно слушать чтение художественного произведения;

  4. уметь грамотно высказывать собственные впечатления от прочитанного.

Оборудование: учебник литературного чтения 4 класс 1 часть Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим работать над жанром фольклора – легендой.

II. Сообщение темы урока.

- Кто мне напомнит, что такое легенда?

(Легенда – это произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в сказочной форме.

- Сейчас вы по окружающему миру проходите Древнюю Русь Х век, а мы с вами поговорим о событиях, которые происходили через 500 лет, о XVI веке.

- В XVI веке Русью правил царь Иван IV или как его называли в народе, Иван Грозный. Он попросил Ермака Тимофеевича завоевать очень большое Сибирское ханство, которым правил хан Кучум.

- Сегодня мы с вами познакомимся с легендой, называется она «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

III. Подготовка к первичному восприятию.

- Кто мне скажет кто такой царь Иван?

(Иоанн IV Васильевич (1530-1584), прозванный грозным,- первый русский царь).

- А кто такой Кучум?

(Хан Сибирского ханства (царства).

IV. Первичное восприятие.

- Сейчас я прочитаю вам легенду, а вы послушаете.

V. Проверка первичного восприятия.

- Какую землю хотел присоединить к Руси царь Иван?

- Какое второе имя царю Ивану дал народ?

- Где искали Ермака слуги царя?

- С каким ханом сражался Ермак?

- Кем был бедный слуга?

- Где жила семья Ермака?

VI. Вторичное чтение с установкой.

- Прочитайте про себя произведение еще раз в учебнике на стр. 26 и подумайте почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду?

VII. Анализ (выборочное чтение).

- Что беспокоило царя Ивана? Прочитайте.

- Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

- С какой просьбой обратился царь к Ермаку? Прочитайте.

- Как в легенде описано покорение Ермаком Сибири? Прочитайте.

- Каким представляете Ермака Тимофеевича?

- Чем это произведение напоминает сказку? А чем отличается?

VIII. Чтение легенды по ролям.

- Давайте прочитаем легенду по ролям.

IX. Обобщающая беседа.

- О чем же эта легенда?

- Чем легенда отличается от сказки?

- Для чего, как вы думаете, люди создавали легенды?

- О каком историческом событии повествует эта легенда?

X. Резерв – работа в ТПО.

infourok.ru

Мифы и факты о Ермаке.

Ермак Тимофеевич (между 1532 и 1542–1585 или 1584) – русский землепроходец, завоеватель Западной Сибири, казачий атаман. Походом в 1582–1585 гг. положил начало освоению Сибири Русским государством, открыл новый путь на Обь и Иртыш через Средний Урал.

Ермак Тимофеевич (между 1532 и 1542–1585 или 1584) – русский землепроходец, завоеватель Западной Сибири, казачий атаман.

Ермак сделал невероятное. Походом в 1582–1585 гг. положил начало освоению Сибири Русским государством, открыл новый путь на Обь и Иртыш через Средний Урал и это в то время, пока страна воевала со Швецией, переживала не самые простые времена.  Он, не спросясь царя, завоевал для России Сибирь. И в Сибири остался навсегда.

Был ли Ермак помором?

Поморские кочи

Поморские кочи

До сих пор историки не могут однозначно сказать, ни где родился Ермак, ни кем он был по происхождению. Как обычно и происходит с памятью о легендарных людях, сразу несколько мест в России претендуют на то, чтобы называться родиной Ермака. Одни историки утверждают, что Ермак родился на Дону, другие — что в Перми, третьи делают Ермака уроженцем Бирка, что на Северной Двине.

В одной только Архангельской области сразу несколько районов претендуют на статус родины Ермака: Виноградовский, Красноборский, Колтласский. В Красноборском и Котласском районах заявляют, что именно у них Ермак стоял станом во время того, как Строгановы снаряжали его в поход. Есть в Красноборском районе Ермакова гора, Ермакова лестница, Ермаков ручей и, конечно, Ермаков колодец, в котором, по легенде, Ермак утопил перед сибирским походом захваченные в волжских походах сокровища.

В соседнем Котласском районе говорят другое: стан Ермака располагался здесь, недалеко от деревни Федотовской, тут и до Сольвычегодска ближе…

Словом, место рождения Ермака до сих пор оспаривается, хотя в последнее время исследователи все же склоняются к версии о северодвинском происхождении атамана. Об этом свидетельствуют и строки из краткого сольвычегодского летописца: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку… разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую». По мнению Владиимира Николаевича Булатова, упоминаемый Борок  располагался в Виноградовском районе. Этот Борок, являясь к тому же вотчиной знаменитой новгородской Марфы-посадницы, по мнению историка Булатова, располагался в Виноградовском районе Архангельской области.

Царский посланник?

Послы Ермаковы атаман Кольцо с товарищами явились в Москве, бить челом Иоанну царством Сибирским, драгоценными соболями, черными лисицами и бобрами.

Послы Ермаковы атаман Кольцо с товарищами явились в Москве, бить челом Иоанну царством Сибирским, драгоценными соболями, черными лисицами и бобрами.

Одним из мифов, который по-прежнему существует в нашей историографии — что Ермак во время своего сибирского похода действовал по прямому указанию Ивана Грозного, и царь чуть ли не лично отправил срубы с казаками в Сибирь. Этот миф насколько устойчив, настолько же и ложен.

Опровергнуть его легко. Историк Руслан Скрынников приводит в своей книге о Ермаке текст царской грамоты от 1582 года, в которой черным по белому дается указание Строгановым «под страхом большой опалы» вернуть Ермака обратно и использовать его «для оберегания пермского края». У Ивана Грозного были все основания переживать, поскольку Россия находилась не в самом безопасном положении: ещё не закончилась Шведская война, с юга несли постоянную угрозу крымцы и ногайцы, то и дело восставали малые народы в Нижнем повольжье.

Приобретение ещё одного врага-Кучума, было не на руку геополитическим интересам государства. Однако, время определило иначе. В то время, когда Грозный ещё писал свой указ, Ермак уже захватил столицу Кучума. То, что могло стать роковой ошибкой для России, оказалось для неё громадным приобретением.

 Человек Строгановых?

"Покорение Сибири Ермаком." Василий Суриков

«Покорение Сибири Ермаком.» Василий Суриков

Таким образом, можно, казалось бы, считать, что раз Ермак не был человеком Ивана IV, он был человеком Строгановых, и Сибирский поход был именно их инициативой, как думал ещё Иван IV, а спустя несколько столетий после успешного похода Ермака стали доказывать потомки Строгановых. Не всё так однозначно.

Во-первых, Строгановы прекрасно знали силы Кучума. Они должны были понимать, что отправлять пять казачьих сотен против войска из нескольких тысяч воинов по меньшей мере рискованно. Соотношение сил будет однозначно неравным. Кроме того, во время отправления Ермака в Сибирский поход вотчинам Строгановым угрожали войска татарского царевича Алея. Ермак отбил их от Чусовых городков, и они устроили разгром на Соли Камской.

По признаниям казаков, решение идти в Сибирь они и приняли как раз после битвы на Чусовой ( «И с тех мест, — утверждали гонцы, — учели оне, Ермак с товарыщи, мыслить и збираться как бы им дойти до Сибирской земли и (до) того царя Кучюма») — у Ермака появился реальный шанс успеть разгромить столицу Кучума Кашлык до прихода войск Алея. И эти шансы оправдались: пока Ермак шел к Кашлыку, татары погрязли в боях у Чердыни.

Была ли помощь Строгановых в Сибирском походе решающей? Нет, не была. Покорение Сибири была прямым продолжением стихийного движения по освоению «дикого поля». Однако потомки Строгановых не преминули внести изменения в списки о Сибирском походе. Якобы они дали Ермаку «запасы многие», пушечки и скорострельные пищали, а кроме того, отпустили с ним своих ратных людей из пермских городков — «предобрых воинов триста человек», «литвы и немец и татар и русских».

Кто эти люди?

Казаки Ермака в Сибири

Казаки Ермака в Сибири

Кем же были покорители Сибири? Известно, что в походе участвовало 540 человек. В документах Посольского приказа они все называются «волжскими казаками», однако очевидно, что состав отряда был неоднородным, это были люди с разных земель, однако к тому времени ещё не прошло окончательное обособление казаков  на «войско Донское», «войско Яицкое» и так далее.

По документам Посольского приказа, который проводил допросы казаков, получается, что Сибирский поход был совместной экспедицией и терских, и волжских, и донских, и яицких казаков. Информацию о казаках могут давать и их прозвища: «Шуянин», «Темниковец», «Мещеряк» — из Шуи, из Темникова, из Мещер соответственно.Происхождение самого Ермака, как мы уже обсудили, было, вероятнее всего, с Северной Двины, но народная молва каких только «заслуг» ему ни приписала. Легенды приписывали Ермаку массу разбойных акций, а в народном сознании он стал «народным заступником» (позже на этом «посту» его заменит Степан Разин). Наиболее показательна в плане примера мифологичности народного сознания  Кунгурская летопись. В ней можно причитать о том, как Ермак грабил и разбойничал на Оке скопом в 5000 человек, затем на Волге, уже с 7000 казаков, затем хотел идти на Персию…

Кольчуга и смерть

Памятник Ермаку в Сургуте

Памятник Ермаку в Сургуте

Смерть Ермака окутана не меньшей тайной, чем его рождение. От первоначальной версии, по которой на лагерь казаков ночью напали татары, и казаки во время отхода на струги потеряли много воинов, в том числе и Ермака, осталось только самая основа. Поздние тексты наслоили на эту, в принципе оправданную, версию много лишнего.

Так, устоявшимся мифов является кольчуга (подарок Ивана Грозного), которая якобы была на Ермаке, отчего он и не смог плыть. На самом деле, ни кольчугу, ни шубу с царского плеча Иван IV Ермаку не дарил. За службу он пожаловал атаману золотой и сукно, приказав возвращаться в Москву, когда на смену Ермаку прибудет другой воевода.

ocean-media.su

Правда и мифы о Ермаке в трудах М.К. Козыбаева

Историческая правда о Ермаке и его заслугах крайне трудна, неудобна, потому что из далекого прошлого бросает тень на сегодняшние отношения народов, что требует объяснений. Из истории Отечества известно, что Россия после покорения Казанского, Астраханского и Крымского ханств вплотную занялось колонизацией Сибири. 

Исследователь В. Каргалов пишет: «По традиции начало присоединения к Российскому государству Западной Сибири связывается с именем прославленного атамана Ермака Тимофеевича, который со своей казацкой вольницей в начале восьмидесятых годов XVI столетия приплыл на реку Иртыш, разгромил хана Кучума и потом «бил челом Сибирским царством» царю Ивану IV Грозному. В действительности же присоединение Западной Сибири началось значительно раньше, и первыми русскими воеводами, возглавившими в 1483 г. большой поход в Сибирские земли, были князи «Федор Курбский и Иван Салтын-Травин». Некоторые историки и дипломаты, вольные или невольные эпигоны имперского мышления, настаивают на том, что Россия не была колониальной, имперской державой.

Но тогда какой? Из чего сложилось гигантское государство, границы которого скоро достигли Тихого океана и даже некоторых его островов?

Доктор исторических наук В. Галузо пишет: «Крепостническая Россия осуществляла колониальную политику с того периода, когда объединение русских земель в единое централизованное государство начало перерастать в расширение территории Московского царства за счет присоединения соседних, более слабых народов. Завоевание Поволжья и Сибири во второй половине XVI в., присоединение большей части Казахстана и Кавказа в XVII-XVIII вв. были исходным этапом российской военно-феодальной колониальной политики, возникновения российского военно-феодального империализма. Это были захваты эпохи первоначального накопления. Социальной базой такого «империализма» был крепостнический строй Московского царства, Российской империи»./Казахстан в концепции Октября. Алма-Ата. 1968 г. с. 3-4/

К 1914 году Россия имела колонию площадью 17,4 млн. км с 33,2 млн. жителей. К числу российских колоний В.И. Ленин причислял Сибирь, Кавказ, Бухару, Хиву... /Ленин В.И полн. собр. сочн. Т.26. с. 314,Т. 27. с.377/. Эти территории были завоеваны Россией еще со времен крепостничества.

Одним из первых предводителей ударных отрядов царизма, «присоединивших» Сибирь, стал Ермак. Тот самый, легендарный, который «на диком береге Иртыша».

8f8139c104c72fd0c62fb72cd1c7f2ca.jpg

В конце июня 1581 года польский король Стефан Баторий получил письмо от коменданта Могилева Стравинского. В этом послании комендант сообщал об оборонительных боях, которые вел с русскими войсками, и упомянул несколько фамилий русских воевод, атаковавших Могилев. Среди тех, чьи имена назвали коменданту пленные, был и «Ермак Тимофеевич – атаман казацкий».

Послание Стравинского польскому королю – первый известный достоверный документ, в котором звучит имя Ермака. Документ очень важный, ведь если бы не эта строчка в письме, то Ермак участвовал в Ливонской войне в 1581 году, сложнее было бы датировать начало его похода в Сибирь.

Но кто был этот человек? Уже четыре века гипотезы, легенды... Ермак... Не правда ли имя странное, редкое, непривычное. И в то далекое время оно встречалось нечасто. По словарю Даля, Ермак – это «малый жернов для ручных крестьянских мельниц». Исследователи биографии Ермака называют его по-разному: Ермек, Жармак, Токмак, Токпак, Ермолай, Ермил, Герман, Василий, Тимофей, Еромей, Еремей. Многие считают, что, скорее всего, атамана звали Ермолаем, а для краткости Ермаком.

Изображений Ермака не сохранилось. Лишь через сто лет после похода появились первые изображения атамана на иконах и картинах. Они составлены по словесным описаниям дружинников. Также спорны и противоречивы и сведения о годе и месте рождения атамана, о его биографии до сибирского похода. По-видимому, к началу экспедиции в 1582 году ему было примерно 40-45 лет. Родился Ермак примерно в 1540 году. Существует несколько версий о тех местах, откуда родом Ермак. Уральцы считают, что «начинался» Ермак на Чусовой. Распространено мнение, что он «родом из Двины из Борку». Сейчас это село Игнатьевское в Красноборском районе Архангельской области. В середине XIX в. только в Приуралье и Зауралье более 30 населенных пунктов носили название Ермаки, Ермаков, Ермаковка.

Среди историков нет единого мнения относительно его проис­хождения.  Знаменитый русский историк Н.  Карамзин отмечает, что вождь дружины русских, татар, литвы, немцев был человеком «рода неизвестного». Летопись Есипова приводит иную версию о происхождении Ермака: «О себе же Ермак известие написал, от­куда рождение его. Дед его был суздалец, посадской человек, жил в лишении, от хлебной скудости сошел в Володимер, именем его звали Афонасей Григорьевич, сын Аленин, и тут воспита двух сы­нов Родиона да Тимофея, и кормился извозом и был в найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме, а отуда бежа з женою и з детми в Юрьевец Поволской, умер, а дети, Родион и Тимофей, от скудости сошли на реку Чусовую в вотчины Строгановы; ему породи детей: у Родиона два сы­на Дмитрей да Лука, у Тимофея дети Таврило да Фрол да Василеи. И онной Василей  был силен и велеречив и остр, ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам  Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав  себе  дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звашеся атаманом, прозван Ермаком, сказуется дорожной артельной таган,  а по-волжски – жерновой мельнец рушной» /Сибирские летописи. С. 305-306/

В летописи Есипова указывается, что сына Тимофея, прозванного Ермаком, казаки прозвали «Токмак» /Сибирские летописи. С. 275/.  По Далю «токмачить» – значит «бить, коложить, толочь». В прозвище атамана заключался намек на его недюжинную физическую силу. Эта версия, высказанная ленинградским историком Р. Скрынниковым, ближе к истине, но точнее было бы сказать, что прозвали Ермака «Токмаком» и за его жестокость, что в данном контексте является синонимом насилия. Ермак мог быть выходцем из какого-то тюркского племени, сбежавшего за тяжелое преступление подальше от родных мест, став личностью отверженной. Об этом свидетельствует этноним слова «токмак» и «жармак», которые вполне могут быть тюркского происхождения «Жармак» – шагатайское слово «разбивать».

В летописи Ремизова, основанной на легендах мусульман, говорится о том, что после завоевания волости Саргачик бек Елычай хотел выдать за Ермака свою дочь. А также говорится, что пятерых его дружинников, погибших в бою, ногайцы оплакивали: «яным, яным, били казак, били казак»... Ремидов приводит факты, что погибшего атамана хоронили по мусульманским обычаям и на мусульманском кладбище. Убедительный аргумент: вряд ли Елычай – бек, магометанин по вероисповеданию, предложил бы не единоверцу в жены свою дочь; вряд ли ногайцы стали бы оплакивать погибших воинов по мусульманскому обычаю, не будь они мусульманами.

a8a3f22931cbd515783b009c5b3abf2e.jpg

(«Покорение Сибири Ермаком» В.И. Суриков 1895 г.)

Вот что думает по этому поводу Н. Карамзин:  «Таинственная и мрачная личность,  одним  своим  именем  внушавшая ужас,  был  человеком  без  роду  и племени.  Ни  один  народ  не  может  нести  за  него  какой-либо  нравственной ответственности». Манаш Козыбаев считает эту точку зрения наиболее правильной.

В летописи XXII в. Ермака и его дружину называют ворами и разбойниками. Член Петербургской академии Г. Миллер писал: «Ермак грабежу и разбою чинимого от людей своих в Сибири не почитал за прегрешение». Но придворные царские историки тут же возразили: «О сем деле должно писать осторожнее и помянутому Ермаку в рассуждении завоевания Сибири разбойства не приписывать». /Библиографические записи. Спб.,1861г. Т.3. С. 515/. Но историк не поддался внушению: «умягчить свои изображения... никак невозможно». Автор труда «Завоеватель Сибири» П. Небольсин тоже не постеснялся назвать Ермака и его дружину «воровской шайкой»./Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.5-6. М., 1989 г. с. 694-726/.

В первые годы после октябрьской революции 1917 г. советские ученые, опираясь на исследования историков, доказали захватнический характер походов Ермака и выступили против облагораживания разбойного атамана. В первом издании БСЭ глава исторической советской школы академик М. Нечкина написала специальную статью, в которой разоблачила колонизаторскую политику царизма, захватнический, грабительский характер завоевания Сибири, у истоков которого стоял разбойник Ермак.  

16 февраля 1636 года патриарх России в присутствии царя в честь памяти Ермака и его дружины читал молитву: официально утверждалась просьба первого архиепископа Сибири Киприяна, причислившего разбойника к лику святых, утверждая, что он «пострадати и благочистивому царю послужити» /Сибирские летописи. С.164-168, 236-238/. Тобольский подъячий Савва Есипов сочинил по указанию архиепископа летопись «О Сибири и о Сибирском взятии», где по специальному указанию воспевалась хвала и честь походам Ермака, с того времени и начался культ Ермака – грубейшая фальсификация истории. Факты грабежей и разбоев отныне изредка упоминались. Появилась огромная литература, в которой рассказывалось о легендарном героизме атамана, о его государственной мудрости и даже нравственности поступков.

Советский историк А.А. Введенский счел Ермака великим полководцем. В.Г. Мирзоев постарался убедить своих читателей, что поход Ермака стал началом добровольного присоединения Сибири. П. Скрынников высказал мнение, что поход Ермака в Сибирь – это продолжение народного движения. То, что первыми русскими переселенцами здесь стали вольные люди, оказало большое влияние на исторические судьбы Сибири.

Ермак силой принуждал завоеванные народы к переходу в христианскую веру, к уплате большой дани Российской короне. Об этом красноречиво свидетельствуют документальные источники. Так, согласно летописи С. Резинова, Ермаку удалось «все Назымьские волости пленить и перевести к вере, и собрать ясак вдоволь раскладом поголовно. И приехав в первую Аремзямскую волость и городок крепкий взял боем и многих лучших мергенов повесил за ногу и расстрелял, ясак взял саблю, и положил на стол кровавую, велел верно целовати за государя царя, чтоб им служить ясак платить по все годы, а не изменить».  

Подобная печальная учесть постигла и ставку древней Сибири, её населения. После взятия города Искер, ставки хана Кучума он был разграблен ватагой казаков. О масштабах разграбления завоеванной территорией свидетельствует, например, такой факт: в 1595 году из Сибири было вывезено и отправлено в Европу 20760 куниц, 40360 шкур соболей, 120 шкурок черных лисиц, 3000 бобров, 337235 шкурок белок. Выводы ученых основывались на сведениях исторических источников, в частности сибирских летописей, где поход Ермака описан следующим образом: «Победу на поганых бусурман, радующееся радостию великою; богатство же от злата и серебра и поволоки златых и каменное многоценное и другие куны и соболи и бобры и лисы драгоценная весьма множество взяли и по себе разделана»./Бахрушин С.В «очерки по истории колонизации Сибири ХVI-ХVII вв. с. 27»/.

Позитивное значение результатов похода Ермака для развития Русского государства, народов Сибири в историографии проанализировано довольно подробно, но зачастую негативные последствия насильственной коллективизации, разрушение традиционного уклада жизни, хищнического хозяйничанья колонизаторов, насильственного принуждения к переходу в христианство, упадка национальной культуры и т.д. отходят на другой план, тогда как непременным условием объективного, углубленного исследования является выражение процесса во всей его сложности и трагичности.

О том, какова была эпоха колонизации и освоения Сибири, свидетельствуют многие исторические источники. Как можно видеть, даже на характере фольклорных сюжетов отразились разные принципы освещения деятельности Ермака и его личности.

Заложенная в трудах Н.М. Карамзина, Г.Ф. Миллера, Г.К. Катанаева, П.Н. Буцинского концепция, отражающая оккупационный и захватнический характер похода Ермака, в соответствии с которой присоединение Сибири характеризовалось как «завоевание Сибири», «колонизация Сибири», «покорение Сибири», была сохранена в изданиях, вышедших в 20-е годы. А в 40-70-х годах ХХ в. в период апогея культа личности, волюнтаризма, застоя, понятие «завоевание» стало заменяться термином «освоение», «добровольное присоединение», «колонизация»./ Окладников А.П. «Открытие Сибири». М., 1979 г./

Началась апологетика внешней политики Российской империи. Многие историки из национальных регионов, исследовавшие историю национально-освободительных движений, были обвинены в национализме и репрессированы. Импульс возрождению великодержавных имперских схем дореволюционной историографии дала рецензия  И.В. Сталина на публикацию статьи Ф. Энгельса «Внешняя политика царской России», в которой он высказал крайнее несогласие с автором об экспансионистской колонизаторской внешней политике самодержавия. В этом истоки фальсификации отечественной истории наших народов, в том числе истории первого завоевания Сибири Ермаком.

В годы революционного обновления нашего Отечества мы получили возможность пересмотра нашей истории с иных высот, писать правду и только правду, однако иногда с легкостью бросаемся из одной крайности в другую. В отличие от такого подхода мы разделяем точку зрения доктора исторических наук, профессора В. Старцева, который справедливо считает, что «мы должны относиться с уважением к собственной истории».

Отдадим должное роли Строгановых. Но в то же время нельзя забывать, что они были только исполнителями державной воли. Л. Толстой в статье «Ермак» писал: «К Успенью пришли к Строганову казаки – человек 600 с атаманом Ермаком. Напустил их сначала Строганов на ближних татар. Казаки их побили. Потом, когда нечего было делать, стали казаки по округе ходить и грабить. Строганов говорит Ермаку: «Идите за Урал воевать с Кучумом, завладейте его землею. Вас и царь наградит». То есть действие Строгановых были заранее согласованы.  

Исследователь Караганов отмечает, что участники экспедиции имели хорошее оружие, и чтобы разгромить Кучума, никакого особого геройства не требовалось.

Он был жестоким атаманом не только по отношению к завоеванным народам, но и к своим дружинникам, 20 из которых приговорил к смерти, устрашая других. Таким был облик «святого», дружина которого заваливала озера трупами покоренных народов, и тем не менее, восторг иных исследователей сохранялся.

Начав жизненный путь с грабежа, атаман превратился в государева палача. Когда отряд Ермака захватывает городище Епанчи, он его разграбляет и уничтожает до основания. Это подтверждается словами Н. Карамзина: «На месте нынешнего Туринска стоял городок князя Епанчи, который, повиливая многими татарами, встретил смелых пришельцев тучею стрел с берега, но бежал. Ермак повелевал разорить сей город». Неужто подобные зверства можно считать гуманизмом?

04f4c641d91e8ab80740484b062a836d.jpg

(«Покорение Сибири – битва казаков во главе с Ермаком с татарским войском» А.Д. Кившенко 1880 г.)

С его смертью также много мифов. В летописях сказано, что, возвращаясь на реку Вогай, Ермак узнал о богатом торговом караване, вышедшем из Средней Азии. Автор говорил, что атаман решил оградить караван от возможных набегов. Можно предположить, что он сам готовился к грабежу под предлогом защиты каравана от Кучума.  В ночь с 5 на 6 августа 1585 года Кучум напал на дружину и разгромил ее. Раненый Ермак утонул в Иртыше.

В августе тело Ермака было найдено в 12 км от местности Абалак. Яныш, сын Беким-Бека, ловил рыбу и увидел торчащую из воды ногу. Миллер пишет, что мусульмане устроили погребальный пир по атаману. /Миллер Г.Ф. История Сибири. С. 264/.  По словам Витаена, тело Ермака не было найдено. По другой версии, он был погребен на мусульманском кладбище Бегиша.

Существует и такая легенда, изложенная в эпосе «Сатбек батыр». В этой книге Ермак описывается как преступник, убивший жену Сатбека, его двоих детей и 9 слуг. Мститель, затаившийся за дверью, орудовал топором, убивая выходивших из дому спутников Ермака. Последним вышел Ермак. Сатбек отрубил атаману руку. Но тот одной рукой положил на лопатки Сатбека. В тот момент дочь Батеш спустила на Ермака огромного черного пса. Ведущий лейтмотив эпоса – кровавый палач, вырезавший мирных людей, умер собачьей смертью. /Миллер Г.Ф. История Сибири. С. 264/.

Много и других легенд. Но суть не в художественных сюжетах, а в реальной действительности. Ермак прожил бурную жизнь. Грабежи и насилие были ее сутью. В конце своей жизни он совершил поход, повлекший за собой трагедию ни одного народа. При высочайшей поддержке царя атаман огнем и мечом подводил сибирские племена под высокую руку самодержца. И именно на Ермака выбор пал не случайно. Только человек без рода и племени, превративший грабеж и разбой в ремесло, мог стать палачом, исполнителем воли империи, стремившейся стать колониальной евроазиатской державой.

Перестройка и гласность создали условия для переосмысления и восстановления исторической правды о судьбах народов. Ученые получили возможность уйти от фальшивых стереотипов концепций, директивно определяющих взгляды на прошлое. Теперь все больше познается истина, реальная картина былого, над которым было совершенно насилие. В нашем прошлом всякое было: наряду с союзами племен и народов – противостояние, междоусобные войны, присоединение, захват новых земель. Конечно, в конкретных условиях отдельные народы добровольно присоединялись к России, но одновременно шла и колонизация окраин. 

Процесс «прирастания России Сибирью» был многоликим, неоднозначным, противоречивым большого горя порабощенным народом. Однако наша историческая наука и сегодня продолжает утверждать, что Сибирь, Урал, Казахстан, Средняя Азия вошли в состав России без всяких проблем, исключительно по одному только собственному желанию. Настало время сказать правду.

Историки сегодня обязаны строить свои концепции на идеях целостного, взаимосвязанного подхода к присоединению народов окраин к русской империи, проводя дифференциацию между колонизаторской политики царизма и русским народом, прогрессивным русским обществом. Такова логика истории, такова логика нового исторического мышления.

Литература:

1.  Бузукашвили М.И. Ермак, М., 1989.

2.  История Сибири с древнейших веков до наших дней, т.2, Л., 1968.

3.  Р.Г.Скрынников. Сибирская экспедиция Ермака, Нов-к., 1986.

4.  г. Казахстанская правда, №172, 1990.

5.  г. Казахстанская правда, №173, 1990.

6.  г. Казахстанская правда, №174, 1990.

7.  Большая советская энциклопедия под ред. Прохорова, М., 1972.

8.  Бакрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI-XVII в., Т. 3, 1955.

9.  Козыбаев М.К. История и современность, Алматы, «Гылым», 1991. 

Мәкен Е.З., Ибраев С.И. Правда и мифы о Ермаке в трудах М.К. Козыбаева// Материалы республиканской научно-практической конференции «Козыбаевские чтения-2006». Т. 1. - Петропавловск, 2006.

 УДК 947.085

e-history.kz

12 мифов о Ермаке. Былинная победа

Кто не знает народного героя, присоединившего Сибирь к России? Имя Ермака давно стало легендарным. легендарным настолько, что уже трудно отделить реальность от вымысла. «Вокруг света» разоблачает мифы об атамане казаков, попавшие в его жизнеописания — фольклорные, летописные и даже научные

 

Ермак — покоритель Сибири

Действительно, в начале осени 1582 года отряд казаков под предводительством Ермака отправился через Уральские горы в поход на Сибирское ханство. 5 ноября (н. ст.) казаки разгромили войско сибирского хана Кучума, превосходившее их числом в несколько раз, заняли столицу — Кашлык, или Искер (в 17 километрах от современного Тобольска), — и начали облагать окрестные племена данью от имени русского царя. Следующим летом первопроходцы отправили в Москву посольство с докладом Ивану Грозному, что «его государевы люди, атаман Ермак Тимофеев с товарыщи, царъство Сибирское взяша и многих живущих ту иноязычных людей под его государеву царъскую высокую руку подвели».

На самом деле покорением Сибири поход 1582–1585 годов можно назвать с натяжкой. Казаки не продвинулись дальше Иртыша, а по итогам кампании победил все же хан Кучум. 16 августа (н. ст.) 1585 года Ермак был убит воинами Кучума в ночном сражении, когда возвращался с отрядом из вылазки к юго-восточным рубежам ханства. После этого казаки, которых осталось меньше сотни, решили, что дольше они в Сибири не продержатся, и ушли обратно за Урал. Сибирский хан вернул себе земли и столицу, однако его могущество было подорвано. Москва посылала в регион отряд за отрядом. Через полвека после гибели Ермака русский первопроходец Иван Москвитин добрался до берегов Тихого океана.

 

 

Ермак был выходцем из Ногайской орды

Истории о покорителе Сибири рассказывали не только на Руси. По тюркской легенде, Ермак происходил из Ногайской Орды и занимал там высокое положение, но все же не равное статусу княжны, с которой у него случился роман. Брат девушки разгневался, узнав об их связи, и Ермаку пришлось спасаться бегством на Волгу, где он и подался в казаки. В Новейшее время — в 1996 году — в журнале «Наука и религия» появилась экзотическая и не подтвержденная ни одним источником теория, что Ермак, которого якобы звали Ер-Мар Темучин, был, как и сибирский хан Кучум, потомком Чингисхана, а в Сибирь отправился отвоевывать полагавшийся ему по праву престол.

 

На самом деле в русских письменных источниках ничего не сказано о восточном происхождении атамана. В летописях приводится несколько версий о месте его рождения в пределах Московской Руси. Вариантов настоящего имени Ермака насчитывается с десяток — Герман, Василий Аленин, Ермолай, Тимофей, Еремей…

 

Отряд Ермака отправился завоевывать Сибирь для царя

«Завоюем мы царство Сибирское, покорим его мы, братцы, царю белому» — так в исторической песне обозначили цель похода казаки.

На самом деле решение покорять новые земли от имени царя люди Ермака приняли на общем совете уже после первых успехов экспедиции. Скорее всего, казаков изначально наняли уральские солепромышленники Строгановы, чтобы нанести удар по хану Кучуму, чьи воины совершали набеги на их владения. А Иван IV сперва был даже против подобной внешнеполитической «самодеятельности». Наместник Чердыни, главной царской крепости в Пермском крае, Василий Пелепелицын написал государю донос на Строгановых, не приславших ему военную помощь в обороне от «сибирских людей», но при этом отправивших отряд в дальнюю экспедицию за Урал. Кляуза возымела действие: в послании промышленникам в ноябре 1582 года государь, грозя опалой, потребовал вернуть Ермака со товарищи из похода. Но когда царское письмо еще только запечатывали, казаки уже были далеко — осваивались в завоеванной столице Сибирского ханства.

 

 

Ермак ограбил персидское посольство к русскому царю и бежал за Урал, опасаясь казни

В фольклоре атаман выглядит этаким Робин Гудом — благородным разбойником, которого государь прощает за доблесть. Разбойником, только не благородным, представал любой вольный донской или поволжский казак в летописях, где пересказывалась история о том, как Ермак и его люди приняли послов персидского шаха, шедших по Волге, за купеческий караван, напали на них и взяли в плен. Потом, поняв ошибку, отпустили, но царь все равно приказал схватить виновных и повесить. И тогда Ермак «с дружиною», как сказано в Кунгурской летописи, «здумали бежать в Сибирь разбивать, обратя струги по Волге и по Каме вверх».

На самом деле то скандальное нападение случилось уже после смерти Ермака. Однако его соратники, Иван Кольцо, Никита Пан и Савва Болдыря, за год до сибирской кампании участвовали в нападении на посольство Ногайской Орды. Иван Грозный, втянутый в то время в войну на западных рубежах, был заинтересован в мире с ногайцами, и трем товарищам Ермака действительно «светила» виселица, так что они, вероятно, были рады возможности отправиться в дальний поход.

 

 

С помощью военной хитрости Ермак помог царю в 1552 году взять Казань

«Ты позволь мне, Царь, Казань город взять. А возьму я Казань ровно в три часа». Сказители приписали народному герою участие в самой знаменитой победе Ивана Грозного. Согласно историческим песням, Ермак посоветовал царю сделать подкоп под вражеские укрепления и подорвать оттуда стены Казани. Сам же атаман и его отряд якобы пришли к татарам под видом наемников и предложили свои услуги. Когда казаков впустили в город, они захватили пушки и открыли ворота русским войскам.

На самом деле сведений об участии Ермака в казанской кампании нет ни в одном письменном источнике. 

 

 

В войске, выступившем в поход на Сибирское ханство, было 5000 человек

Такую внушительную цифру приводит тобольский хронист рубежа XVII– XVIII веков Семен Ремезов, но это преувеличение, взятое из уральских легенд, которые собирал и использовал летописец в «Истории сибирской».

На самом деле людей, пошедших за Ермаком, было, как потом докладывали сами казаки в Москве, всего 540 человек (эта цифра, взятая из отчета, поданного в Посольский приказ, упомянута в «Погодинском летописце»). Строгановы, по данным из их архива, усилили отряд Ермака тремя сотнями своих людей. Однако специалист по истории Московской Руси, доктор исторических наук Руслан Скрынников отмечает, что солепромышленники, которым и самим не хватало бойцов для обороны от набегов из-за Урала, могли отправить с отрядом первопроходцев не более 50 человек — такую цифру приводит один из осведомленных летописцев. 

 

 

Ермак распространял в Сибири христианство

В «Синодике Ермаковым казакам», чтением которого с XVII века поминали на церковных службах сибирских первопроходцев, сказано, что атаман с товарищами решились на трудный и опасный поход, в том числе горя желанием обратить в православную веру местных язычников и мусульман и «разорити их богомерская и нечестивая капища». Составить «Синодик…» распорядился в 1621–1622 годах Киприан — первый архиепископ Тобольска, одного из русских форпостов в Сибири. Иерей создавал местным народным героям репутацию мучеников за веру, чтобы укрепить позиции церкви в регионе.

На самом деле казаки добивались от местных жителей подчинения русскому царю, а вопросы религии их мало интересовали. Беря с данников клятву верности московскому государю, люди Ермака требовали от них целовать не крест, а по казацкому обычаю саблю. А Ермак, согласно Кунгурской летописи, даже обращался за предсказаниями к местному шаману. 

 

 

У Ермака был двойник

Когда русские полки летом 1581 года атаковали принадлежавший польскому королю город Могилев, его комендант в отчете об этом событии упомянул и атамана Ермака Тимофеевича. Поскольку в некоторых летописях начало сибирского похода датируется сентябрем 7090 года от сотворения мира, то есть по современному летоисчислению 1581-го (учитывая, что год начинался 1 сентября), ряд историков предполагали, что в документах упомянуты две исторические персоны с одинаковым именем и отчеством, иначе непонятно, как Ермак мог почти одновременно оказаться в двух местах.

На самом деле, как доказал Руслан Скрынников, экспедиция в Сибирь началась годом позже, в 1582-м, и атаману хватило времени дождаться на царской службе русско-литовского перемирия и потом уйти с западных рубежей на Урал искать новые источники дохода. 

 

Ермак был колдуном, и воевать ему помогали черти

Этнограф XIX века Иоасаф Железнов пересказывал уральское предание о том, что атаман повелевал несколькими «бесами-шишигами»: «Где рати недоставало, там он и выставлял их». При этом Ермак считался «полезным» чародеем, так как употреблял свою власть над нечистыми духами на благие цели.

На самом деле в народном фольклоре воинское искусство талантливых и удачливых исторических личностей часто объяснялось магией. Так, современник Ермака, казацкий атаман Миша Черкашенин, по легенде, был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки. 

 

 

Царь пожаловал Ермаку титул князя Сибирского

Эта легенда фигурирует и в народном фольклоре, и в летописях XVII века, откуда она, по-видимому, попала в современные энциклопедии.

На самом деле документы из архива Посольского приказа это не подтверждают. Иван Грозный вряд ли даровал бы титул атаману вольных казаков, ушедших в Сибирь по собственному почину, и тем более не доверил бы ему власть в регионе. 

 

 

В награду за покорение Сибири Ермак получил две дорогие кольчуги, которые стали причиной его гибели

По преданиям, царь не ограничился пожалованием княжеского титула и послал героическому атаману шубу со своего плеча и драгоценные доспехи, отделанные золотом. Обе кольчуги якобы были на Ермаке во время его последней битвы. Когда предводитель казаков бросился в Иртыш, пытаясь доплыть до лодки, доспехи увлекли его на дно.

На самом деле, как пишет Скрынников, «согласно документам из архива Посольского приказа, царь Иван Грозный в полном соответствии с разрядной практикой пожаловал казаков «многим жалованьем — деньгами и сукном», а Ермака и атаманов наградил золотыми (монетами). Вопреки поздним преданиям, Ермак не получил ни панцирей, ни шубы с царского плеча». 

 

 

Тело Ермака нашли враги, и оно оказалось чудотворным

В Ремезовской летописи приводится легенда о том, как останки атамана выловил из Иртыша рыбак-татарин, и воины сибирского хана съехались посмотреть на труп поверженного врага, вонзали в него стрелы, «и кровь его течаше, яко из живаго». Потрясенные тем, что тело не разлагается шесть недель, да еще и обладает свойством исцелять больных, «бусурмане» якобы начали почитать Ермака как бога, похоронили с почестями и жертвоприношениями.

На самом деле никто не знает наверняка, что случилось с телом Ермака и есть ли у атамана могила.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

nethistory.su

Расскажите о походах казака Ермака Тимофеевича в Сибирь.

Кому принадлежала идея похода в Сибирь: царю Ивану IV, промышленникам Строгановым или лично атаману Ермаку Тимофеевичу – историки не дают четкого ответа. Но так как истина всегда посередине то, скорее всего, здесь сошлись интересы всех трех сторон. Царю Ивану – новые земли и вассалы, Строгановым – безопасность, Ермаку и казакам – возможность поживы под прикрытием государственной необходимости. В этом месте просто напрашивается параллель Ермакова войска с корсарами (отличие пиратов от корсаров) - частными морскими разбойниками, которые получали от своих королей охранные грамоты на узаконенный грабеж вражеских кораблей. Цели похода Ермака Историки рассматривают несколько версий. С большой долей вероятности это могло быть: превентивная защита владений Строгановых; разгром хана Кучума; приведение в вассальную зависимость сибирских народов и обложение их данью; установление контроля над главной сибирской водной артерией Обью; создание плацдарма для дальнейшего покорения Сибири. Есть еще одна интересная версия. Ермак де был вовсе не безродный казацкий атаман, но выходец из сибирских князей, которых истребил бухарский ставленник Кучум при захвате власти над Сибирью. Ермак имел свои законные виды на Сибирский престол, он отправился не в обычный грабительский поход, он шел отвоевывать у Кучума свою землю. Именно поэтому русские не встретили серьезного сопротивления у местного населения. Ему (населению) было лучше находиться "под своим" Ермаком, чем под чужаком Кучумом. В случае установления власти Ермака над Сибирью, его казаки из разбойников автоматически превращались бы в "регулярную" армию и становились государевыми людьми. Их статус менялся бы кардинально. Поэтому казаки так терпеливо сносили все трудности похода, который вовсе не сулил легкой поживы, но сулил им гораздо нечто большее... Поход войска Ермака в Сибирь через уральский водораздел Итак, по одни сведениям, в сентябре 1581 (по другим данным – летом 1582) Ермак отправился в военный поход. Это был именно военный поход, а не разбойничий набег. В состав его вооруженного формирования входили 540 собственных казачьих сил и 300 «ополченцев» от Строгановых. Рать тронулась вверх по реке Чусовой на стругах. По некоторым сведениям, было всего 80 стругов, то есть примерно по 10 человек в каждом. От Нижних Чусовских городков по руслу реки Чусовой отряд Ермака дошел: - по одной версии до реки Серебряная, поднялся по ней. На руках перетащили струги до речки Журавлик, впадающую в р. Баранча – левый приток Тагила; - по другой версии, Ермак с товарищами дошли до реки Межевая Утка, поднялись по ней и потом перевалили струги в речку Каменка, потом в Выю – тоже левый приток Тагила. Военные действия Передвижение дружины Ермака в Сибирь по реке Тагил остается основной рабочей версией. По Тагилу казаки спустились до Туры, где впервые сразились с татарскими отрядами и победили их. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и обрушился на врага с тыла. Первое же серьезное столкновение отряда Ермака с войсками хана Кучума произошло в октябре 1582 года, когда флотилия уже вошла в Тобол, близ устья реки Тавды. Последующие боевые действия дружины Ермака заслуживают отдельного описания. О походе Ермака написаны книги, монографии, сняты фильмы. Достаточно информации в Интернете. Здесь скажем лишь, что казаки действительно воевали «не числом, а умением». Сражаясь на чужой территории с превосходящим по численности противником, благодаря слаженным и умелым боевым действиям они сумели разбить и обратить в бегство сибирского правителя хана Кучума. Кучум был на время изгнан его из столицы - городка Кашлык (по другим данным он назывался Искер или Сибирь). От самого городка Искер нынче не осталось следа – он располагался на высоком песчаном берегу Иртыша и за столетия смыт его волнами. Находился примерно в 17 верстах вверх от нынешнего Тобольска.

www.soloby.ru

Подвиг Ермака

Как казачий атаман поместил на российский герб третью корону …

Многовековая история собирания основных территорий Российского государства завершилась великим деянием - освоением Сибири, края, ставшего сокровищницей нашего Отечества, основным источником энергетической и финансовой состоятельности современной России. Помня об этом, нельзя не обратиться к началу "сибириады", в особенности к подвигу атамана Ермака Тимофеевича, славой своей сравнявшегося с героями русского былинного эпоса.

В поход - за Урал

О происхождении и первых годах жизни Ермака почти ничего не известно. По-видимому, родился он в волости Борок на Северной Двине, но рано покинул родные края, подавшись к казакам, обитавшим на южных "запольных" (степных) реках. Двадцать лет он казаковал на Дону, Волге и Яике, получив среди товарищей прозвище "Токмак", что на языке того времени означало - деревянный молоток, колотушка. Первые достоверные сведения о Ермаке, как воине, появляются в конце 70-х годов XVI века, когда он участвовал в боях с ногайскими татарами и Ливонской войне. В это время Ермак становится достаточно заметной фигурой в русском войске. О нем, в частности, упоминает в одном из своих донесений польскому королю комендант Могилева пан Стравинский, осажденный московской ратью в июне 1581 года. Других волжских атаманов с таким именем в то время не известно, поэтому его казачий отряд был нанят на службу богатейшими русскими купцами и промышленниками Строгановыми и пришел к ним в Орел-городок (Кередин).

В то суровое время участились нападения на приграничные русские земли отрядов, приходивших с территории Сибирского татарского ханства, где правил хан Кучум. Наибольший ущерб набеги подвластных ему племен остяков и вогуличей (современные народы ханты и манси) наносили владениям Строгановых, находившимся на восточных границах Московского государства. Они и начали нанимать для борьбы с сибирскими татарами казачьи отряды, действовавшими тогда на реке Яике. Командовал этими дружинами атаман Ермак Тимофеевич. Его ближайшими помощниками были атаманы Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Савва Болдыря и Богдан Брязга.

Благодаря казачьим дружинам в шедшей в Приуралье войне произошел перелом.

Подтверждением тому служит история одной, к сожалению, ныне утраченной боевой награды. В строгановской коллекции в конце XIX века хранилась "затинная" пищаль с характерной надписью на стволе: "В граде Кергедане на реце Каме дарю я, Максим Яковлев сын Строганов, атаману Ермаку лета 7090" (в принятом в то время летоисчислении 7090 год от Сотворения Мира соответствует 1582 году от Рождества Христова). Почувствовав этот перелом в затяжной приграничной войне, Строгановы решили нанести удар по врагу на его территории. Они снабдили казаков всеми необходимыми припасами, оружием, дали им провожатых, хорошо знавших путь в Сибирь.

В начале сентября 1582 года отряд Ермака (по одним сведениям 840 человек, по другим - 1650 человек) выступил в Сибирский поход. По рекам Чусовая и Серебрянка казаки преодолели Уральские горы и по рекам Баранчук и Тагил спустились на стругах в реку Туру, где уже начинались владения сибирских татар. Вступив в неприятельскую землю, Ермак отдал строгий приказ: не трогать местное население, безжалостно притесняемое Кучумом и его подручными. Это мудрое решение привлекло к казакам многих исконных сибиряков, на собственном опыте узнавших, что русские суровы видом, но добры душой.

Вскоре произошли первые столкновения дружины Ермака с противником. В ходе одного из них в плен был захвачен знатный татарин Таузак, который сообщил Ермаку подробные сведения о Сибирском ханстве и его вооруженных силах. Тогда то казачий предводитель и принял решение идти на столицу Кучума город Кашлык, располагавшийся на Иртыше в устье реки Тобол, в нескольких верстах от современного Тобольска.

Первые же бои с татарами продемонстрировали колоссальное превосходство казаков в вооружении. Имевшие на вооружении крупнокалиберные испанские мушкеты и многоствольные орудия залпового огня, так называемые "сороки", воины Ермака легко рассеивали многочисленные, но плохо обученные и слабо вооруженные татарские отряды. Казакам удалось занять Епанчин-городок (Туринск), а затем старую столицу сибирских татар Чимга-Туру (Тюмень) и разбить войска Кучума в урочище Бабсан на берегу Тобола.

Не числом, а умением

Казаки были прирожденными, закаленными в боях воинами. На вооружении у них, как мы видим, находилось самое совершенное оружие того времени. Однако их феерическому успеху сопутствовало еще одно обстоятельство. На этом этапе русско-татарской войны походные войска обеих сторон разминулись - войско Ермака обрушилось на царство Кучума, в то время когда войско сибирских татар под началом старшего ханского сына Алея напало на Чердынь - главную русскую крепость в Приуралье.

Встревоженный успехами русских, Кучум послал гонцов срочно звать сына обратно, а пока же, собрав все остававшиеся под его рукой войска, перешел к обороне. Не решаясь вступить с казаками в открытое столкновение, он решил укрепить засеками берега реки Тобол, миновать которую двинувшийся к Кашлыку Ермак не мог. Главное командование над армией, сосредоточенной у Чувашского мыса (Чувашьей горы), Кучум поручил племяннику и лучшему своему полководцу царевичу Маметкулу.

Сражение у Чувашьей горы - главный эпизод победоносного похода Ермака в Сибирь. Произошло оно 23 -25 октября 1582 года. Овладев двумя укрепленными городками, прикрывавшими дальнейшее продвижение к Кашлыку - Карачиным и Атиком, войско Ермака подошло к хорошо укрепленному Чувашскому мысу, где за засеками и завалами укрылись отряды Маметкула. Чтобы подойти к этому месту, казакам пришлось прорываться через засеку на реке. Воспользовавшись тем, что река Тобол у Карсульского Яра сужается, татары устроили поперек ее заграждение из связанных между собой бревен с заостренными сучьями. Приблизившиеся казачьи струги противник обстреливал из луков. Ермак вынужден был отступить к месту, где берега были не столь круты. Высадившись с большей частью войска на берег (на стругах осталось около 200 казаков), Ермак зашел татарам в тыл и стремительной атакой вынудил их бежать.

Вслед за тем, приблизившись к месту расположения главного татарского войска, казаки пошли на приступ засеки на Чувашском мысе. Противник, убедившись в малочисленности русского отряда, сам, разобрав в трех местах заграждения, атаковал воинов Ермака.

Казаки заняли круговую оборону, встав плотно сомкнутыми рядами. Стрельба велась почти непрерывно.

Выстрелив, казаки менялись местами с товарищами и, быстро перезарядив пищаль или мушкет, возвращались в строй. Несмотря на плотный ружейный огонь, неся большие потери, татары несколько раз прорывались вплотную к русским пищальникам и сходились с ними в рукопашную. Во время одной из таких атак был ранен царевич Маметкул. Бой продолжался до вечера. После наступления темноты казаки отошли в городок Атик-Мурза. Наутро сражение возобновилось и продолжалось еще два дня. 25 октября 1582 года татары были окончательно разбиты. Подвластные Кучуму князья стали уходить от него со своими отрядами. Оставшись с немногими воинами, хан покинул свою столицу. 26 октября 1582 года победоносное войско Ермака вступило в Кашлык. Узнав об этом, атаману покорились князь манси Бояр и князья хантов Имбердей и Суклей, приславшие казакам дары и ясак.

Не желая мириться с поражением, Кучум собрал войска, усилил их отрядами вернувшегося к тому времени из набега на русские владения своего сына Алея и зимой 1582/1583 года бросил их в сражение против Ермака. Произошло оно у озера Абалак недалеко от Кашлыка. Несмотря на отчаянные атаки своих конных отрядов, хан вновь был разбит казаками, вынужденными сражаться в пешем строю. После Абалакского разгрома Кучум с остатками своих людей бежал в Барабинскую степь. Однако сопротивления он не прекратил и, собрав новое войско, продолжал тревожить русских внезапными набегами.

Бой на Вагайском острове

После покорения столицы Сибирского ханства в Москву к царю Ивану Грозному было направлено казачье посольство. Возглавлял его не Иван Кольцо, как принято до сих пор считать, а казак Иван Черкас Александров. Сопровождали его 25 наиболее заслуженных казаков. Прибыв в Москву, посольство "поклонилось" великому государю Землей Сибирской, пополнив царскую казну богатыми дарами, полученными от сибирских князьков. Обрадованный первым за многие годы успехом, царь Иван Васильевич щедро пожаловал посольство и принял зауральские владения под свою высокую руку. На помощь Ермаку было отправлено 300 стрельцов под командованием князя Семена Болховского, а год спустя еще 700 стрельцов во главе с воеводой Мансуровым.

Тем временем война в Сибири продолжалась. Кучум упорно сопротивлялся, перейдя к тактике внезапных нападений. Казаки неизменно побеждали, но несли потери, ослаблявшие их небольшое войско. Желая окончательно разгромить врага и завершить затянувшуюся войну, в начале лета 1585 года Ермак выступил в свой последний поход. Собрав своих лучших людей, он повел их на юг, вверх по Иртышу, собираясь очистить от татар караванный путь в Бухару. Дважды - в боях у Бегичева городища и в устье Ишима, ему удалось разбить большие отряды противника, но основные силы врага уже изготовились к смертельному нападению на казаков. Против 107 казаков, остававшихся с Ермаком, Кучум собрал около тысячи воинов.

Конные татарские сотни скрытно сопровождали казачьи струги вдоль обоих берегов реки, дожидаясь любой оплошности Ермака. Удобный момент настал в ночь на 6 августа 1585 года.

Казаки расположились на ночлег на небольшом острове, расположенном на Иртыше недалеко от впадения в него реки Вагай. Погода была ненастной, и казаки потеряли обычную бдительность. Атака татар была внезапной и застала русских часовых врасплох. Из-за проливного дождя фитильные ружья оказались бесполезными и враги сошлись врукопашную. Однако силы были явно неравными, и казаки стали пробиваться к берегу, где стояли их струги. Одним из последних отходил Ермак. Узнав его, в бой с ним вступил Кутугай, один из приближенных Кучума. Атаман стал одолевать и тогда хитрый татарин, углядев, что шлем на Ермаке не был застегнут, ударил его копьем в горло. Истекавший кровью казачий вождь сумел все таки добраться до струга, но вскоре силы оставили его и он упал за борт в темные воды Вагая...

Так в неравном бою погиб атаман Ермак Тимофеевич. Кучуму удалось одержать первую и последнюю победу. В наши дни на месте гибели Ермака, находящемся недалеко от деревни Погост Вагайского района Тюменской области, поставлен памятный крест, высоко чтимый местными жителями.

В бою на Вагайском острове из 108 казаков, кроме самого Ермака, погибло 17 человек, остальные 90 вернулись в Кашлык, где собрали круг и приняли решение покинуть Сибирь.

Отступлением командовали атаман Матвей Мещеряк и стрелецкий голова Глухов. Они вернулись в Россию кружным Печерским путем. Тем временем, уже освоенной казаками дорогой через Тагильские перевалы, в Сибирь двигался отряд князя Мансурова, насчитывавший 700 служилых людей.

Таким образом, несмотря на гибель Ермака, завоевание Сибири было продолжено. Участвовали в нем и вернувшиеся в Зауралье так называемые "ермаковы" казаки, но уже под началом государевых воевод. В 1598 году оставшиеся еще под рукой Кучума татарские войска были окончательно разбиты воеводой Воейковым. Почти вся семья Кучума была взята в плен, а сам хан едва спасся, уплыв вниз по реке Обь. Впоследствии этот упорный враг Руси пытался найти убежище в Ногайской орде, но был там вероломно убит мурзами, убоявшимися гнева Москвы.

Значение подвига Ермака понимали уже современники. Имя атамана прославлено в сказаниях и старинных исторических песнях. Многие деяния Ермака в них приукрашены, дополнены легендарными подробностями (к таковым можно отнести упоминание о взятии Ермаком Казани, о встрече Ермака и Ивана Грозного), но суть произошедшего передана исторически верно. Ермак в глазах наших предков представал великой, героической личностью, покорившей "под власть государеву сторону Сибирскую". В эпических сказаниях подчеркивалось, что присоединением зауральских земель закончилось строение Российского государства и многовековая борьба русского народа с ордынцами. Эту глубокую идею подтверждает и символика российского герба, на котором три короны олицетворяют присоединение к Московскому государству трех татарских "царств" - Казанского, Астраханского и Сибирского.

http://stoletie.ru/zodchiy/070221144934.html

ruskline.ru

Легенды и были о Ермаке Тимофеевиче | Архив

425 лет назад, 1 сентября 1582 года, Ермак с отрядом казаков направился в земли Сибирского ханства. Но этого похода вообще могло не быть. А освоение Сибири имело все шансы пойти по совершенно иному пути.

Каково истинное происхождение Ермака? Неизвестно. Так ли на самом деле звали покорителя Сибири? Тоже вопрос. Как погиб Ермак и где его могила? И об этом с абсолютной уверенностью не скажут даже специалисты. Парадокс: одна из самых загадочных личностей истории и в то же время одна из самых любимых народом. Практически былинный богатырь! Хотя, возможно, именно мифичность фигуры Ермака Тимофеевича и объясняет его популярность. Ведь легенды и домыслы всегда интереснее, чем упрямые факты. Поэтому наравне с несомненными данными есть и ряд вопросов, на которые, как положено в любой легенде, существует и ряд ответов...

Где проходил Ермак?

Тевризский, Усть-Ишимский, Знаменский районы - вот та территория современной Омской области, по которой в 1585 году прошел Ермак. Она не такая уж большая, но, тем не менее, существует довольно большое количество мест, так или иначе отсылающих нас к периоду этого похода.

- Именем Ермака называют городища, рвы, курганы. Что-то имеет историческое обоснование, а что-то просто выдумано людьми. Это говорит о том, что он стал по-настоящему народным героем, а его поход - прорывом, - считает Юрий Трофимов, заместитель директора Омского государственного историко-краеведческого музея.

С XIX века музей формирует коллекцию, посвященную Сибирскому ханству и истории его завоевания Ермаком. Еще в 1896 году в фонды были переданы предметы из городища Искер (близ современного Тобольска), столицы хана Кучума. А в 1938 году во время экспедиции на городище Искер побывал известный краевед Андрей Палашенков.

- Он произвел раскопки Искера, или, как еще называли столицу Сибирского ханства, Кашлыка, и значительно пополнил музейную коллекцию, - говорит Юрий Трофимов. - Были найдены стрелы, ножи, хозяйственные предметы, дающие представление о быте и военном деле сибирских татар. И в настоящее время археологи активно изучают культуру сибирских татар того периода. Сибирь в этом плане - настоящая кладезь археологических находок.

Поход заказали купцы

Первые экспедиции в Сибирь снаряжались задолго до Ермака, но присоединение этих территорий к российскому государству тогда было невозможно: между европейской частью страны и Сибирью лежал еще непокоренный Урал.

Хотя уже в 1555 году, после того, как хан сибирского царства Эдигер попросил Ивана Грозного принять его под свою великую руку, у российского правителя к титулу добавилась формулировка "...и всея Сибири земли повелитель". Но прошло 11 лет, и власть в Сибирском ханстве захватил Кучум, потомок младшего брата Батыя. Мысль о подданстве российскому государю ему явно не нравилась. К Москве Кучум был настроен враждебно, прекратил посылать ей дань и стал совершать набеги на русские поселения. От этих набегов очень страдали поместья богатых купцов Строгановых. И они как никто были заинтересованы в том, чтобы найти управу на разбушевавшегося Кучума. Даже государь не стал препятствовать их действиям, оставив все последующие шаги на собственное усмотрение Строгановых.

Вот тут и появился Ермак со своим отрядом. Но на вопрос: как он появился и откуда - история тоже не дает однозначного ответа. Даже в дате начала похода есть разногласия. Однозначно это был первый день сентября. Но вот 1581-го или 1582-го года? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Устав "оставили" дома

Казаков было 540 человек. Татарских воинов в несколько раз больше. И тем не менее в ходе битвы на Чувашском мысе Искер был взят, а Кучум бежал. Но Ермак прекрасно понимал, что одному ему ханство не удержать. И он послал царю известие, что передает земли "под великую руку". Войдя в территорию российского государства, народы получили гораздо более сильную защиту, чем в составе Сибирского ханства.

- Почему при такой малочисленности казакам удалось закрепиться на территории Сибири? Во-первых, умелое командование и четкая организация войска, - рассуждает историк, писатель Павел Брычков. - Во-вторых, тактика. В-третьих, выгодное время похода, когда силы Кучума оказались раздробленными. Казаки не шли со своим уставом в чужой монастырь, не уничтожали народ, не совершали насильственных действий вроде обращения в свою веру. Потому и сумели здесь удержаться.

Ермака убили царские доспехи?

Не все так очевидно и в гибели предводителя экспедиции. Ермак получил известие о том, что Кучум не пропускает караван бухарских купцов, которые должны были доставить продовольствие в Искер. Казаки приняли решение идти на выручку купцам. Около 150 человек на небольших судах поднялись вверх по Иртышу, но никакого каравана не встретили. Именно во время этого похода, как утверждают историки, Ермак с дружиной и прошел по землям Омской области. На реке Вагай, в месте его впадения в Иртыш, отряд остановился на острове на ночевку. Ночью на казаков напали татары и завязался тяжелый бой. Дальше - снова начинаются версии. По первой, Ермак, обессилев от сражения, погиб у самой реки. По второй, утонул, не сумев подняться на судно. По третьей, утонул, потому что слишком тяжелы оказались доспехи, подаренные царем, которые и утянули полководца на дно. Это случилось в ночь с 5 на 6 августа 1585 года. Остатки дружины - около 90 человек - вернулись на Русь. Ермак сделал главное - открыл дорогу, по которой двинулись последующие экспедиции, закладывая на пути по очереди сибирские города: Тюмень, Тобольск, Тару.

Могила, излучающая свет

Два основных источника информации о походе Ермака - Есиповская и Строгановская летописи. Первая написана в 1636 году тобольским дьяком Саввой Есиповым, вторая - по инициативе купцов Строгановых, которые, естественно, стремились масштабно представить именно свое участие в этой истории. Тобольского дьяка можно назвать в этом плане более независимым. Он собирал информацию, опираясь на свидетельства участников и свидетелей похода.

Есть еще одна, Ремизовская, летопись, но она создана уже в конце XVII века и могла опираться разве что на предания и легенды. Именно Ремизовская летопись рассказывает о том, что тело Ермака все же было найдено и захоронено, что татары уважали память полководца и поклонялись ему, а его могила излучала свет.

- Мифологизация исторической личности обязательно предполагает какие-то атрибуты. В связи с Ермаком это и легенда о доспехах, и многочисленные могилы, и слухи о его стоянках на той или иной территории, и знаменитое знамя дружины Ермака, - комментирует Юрий Трофимов.- Это знамя не случайно стало реликвией Сибирского казачьего войска. Оно символизирует преемственность исторических традиций. С конца XIX века и до начала гражданской войны знамя хранилось в Омске, как в центре Сибирского казачества, а потом было утеряно. Но фотографии, сделанные незадолго до утраты, позволили восстановить образец, который сегодня также хранится в историко-краеведческом музее и входит в часть экспозиции, посвященной этому периоду сибирской истории.

Смотрите также:

www.omsk.aif.ru