Монгольская Русь: мифы и реальность. Русь и монголы
Монгольская Русь: мифы и реальность
Ямщики на протяжении нескольких веков считались символами России, ее бескрайних просторов. Но мало кто знает, что ямщики – лишь одно из немногих достижений, дошедших до нас со времен Золотой Орды. Само слово «ямщик» происходит от тюркского «ям» – место остановки. Ямская гоньба была по тем временам самой организованной и быстрой почтовой связью в мире. Мы очень многое переняли у монголов. И устройство войска, и одежду, и даже шапку Мономаха, которой венчались на царство.
795 лет назад, в конце мая 1223 года, состоялось первое сражение объединенных русско-половецких войск с монгольскими разведывательными отрядами. В то время монголы вовсе не стремились к войне с Русью. Они лишь хотели узнать, что находится к северу от их недавно захваченных владений. Монголы послали к русским послов, но князья отреагировали достаточно странно – убили всех приехавших к ним гостей с востока. Этого монголы не простили.
Битва произошла на реке Калке. Из-за феодальной раздробленности многие русские князья вообще отказались от участия в сражении. По разным данным, русское войско составляло от 50 до 100 тысяч человек, плюс около 50 тысяч половецких союзников. Монголов же всего было не более 20 тысяч. Несмотря на это, в битве русские потерпели сокрушительное поражение. Монголы отметили победу, положив русских князей под доски, на которых уселись пировать. Это была месть за убийство послов.
«Самой главной причиной поражения русских князей на Калке была несогласованность действий. Когда киевский князь вообще не вступил в бой, считая, что у войск невыгодное положение. Потом, непосредственно во время битвы отряды половцев и русских не смогли организоваться. А монголы действовали как единый организм», – рассказал доктор исторических наук Кирилл Назаренко.
В исторической науке существуют два основных взгляда на то, чем было ордынское владычество: несчастьем, отбросившим Россию на 300 лет назад, или же неким симбиозом, давшим толчок к появлению Московского царства, преемнику Золотой орды. Сторонником теории, что никакого ига не было, а был военно-политический союз между ордой и русскими князьями, был знаменитый географ Лев Гумилев.
«Россия была в унии, в симбиозе с Золотой Ордой и пользовалась такими же правами, как и любой другой улус. Русские шли в сражения вместе с татарскими богатырями, которые то приходили им на помощь, то призывали их себе на помощь» – писал Гумилев.
Он считал, что татаро-монголы помогали русским князьям противостоять западной экспансии ливонцев и тевтонского ордена.
Вообще вокруг монгольского нашествия существует масса мифов. Например, о том, кто спас Европу от монгольского нашествия? В России считают, что именно Русь остановила дальнейшее продвижение орды в Европу. Но оказывается, что спасителями Европы от нашествия считают себя и поляки, которые в 1241 году потерпели сокрушительное поражение под Лигницей. Причем они уверяют, что на них напало двухсоттысячное войско.
Также спасителями Европы называют себя венгры, которые потерпели поражение под Будапештом. Роль защитника континента приписывают себе и чехи. Так что героев в этой истории больше чем достаточно. Факт остается фактом: монголы, имевшие войско меньшее, чем у европейцев, спокойно захватили всю восточную Европу. И только смерть хана в сердце империи заставила их повернуть назад.
Никто не любит платить налоги. Сегодня мы все, и бедные, и богатые, платим подоходный налог в пользу государства равный 13%. Это на 3% больше, чем дань, выплачиваемая Русью монголам. Те требовали себе лишь десятую часть. Первую оценку размеров регулярных выплат ордынцы произвели в 1257 году. Тогда, по распоряжению великого хана, по всей Руси стали разъезжать татарские чиновники, так называемые баскаки. Одновременно было образовано специальное налоговое ведомство. Так что современные инспекции с полным правом могут считать себя наследниками Золотой Орды.
«Потом мы от налогов отбились. Большим успехом была передача сбора дани в руки русских князей, потому что таким образом мы смогли накопить средства для сопротивления. Роль Ивана Калиты, конечно, очень велика. Но, опять же, не надо думать, что московские князья расписали план сопротивления на 200 лет вперед. Калита просто укреплял свое собственное положение, пользуясь для этого абсолютно любыми методами, в том числе клеветой, подкупом ордынцев и так далее», – объяснил Назаренко.
Империя, созданная Чингисханом, была самой крупной сухопутной державой в истории человечества. Она протянулась от Китая до Европы. Поэтому понятно, что окраинная Русь была далеко не главной в списке завоеванных стран. Русский улус должен был платить дань и обеспечивать прокормом монгольские отряды. На Руси в то время насчитывалось до трехсот княжеств, которые погрязли в междоусобных войнах. Поэтому князья с готовностью ездили на поклон к монголам, в надежде заручиться военной помощью монголов.
Надо сказать, что монголы практически не вмешивались во внутренние дела русских княжеств. Конечно, были и грабежи, и набеги, но по большей части они проходили совместно с русскими войсками из соседнего княжества. Жизнь простого крестьянина почти не изменилась, разве, что стало больше поборов. Но главное – монголы не трогали православную церковь, позволяли русским молиться и отправлять обряды. Более того, церковь освободили от налогов. Так что князья и попы не особенно страдали под игом.
Одновременно с монгольским нашествием на Русь пришла и другая, более страшная беда. Крестоносцы, потерпев поражение от арабов на востоке, двинулись крестовым походом на западные земли Руси. Огнем и мечом они обращали православных в католичество. С востока монголы, которые не трогали духовную жизнь Руси, с запада рыцари, лишавшие русских самосознания, посягавшие на саму основу духовных ценностей. В это время и появляется на Руси такая фигура, как Александр Невский, который сделал правильный выбор. Вместе с монголами он разбил рыцарей на Неве, а позже тевтонов на льду Чудского озера.
Постепенно возрастала роль Московского княжества. Иван Калита получил ярлык на великое княжение и с помощью татар подчинил себе Тверь. Политика Ивана и его преемников позволяла избегать набегов почти 40 лет. За эти годы выросли поколения русских людей, свободных от страха перед монгольской силой. Дмитрий Донской стал первым из русских князей, кто добился передачи власти своему сыну без согласования с монголами. В 1380 году Дмитрий Иванович возглавил русское войско в битве на Куликовом поле. Это была первая серьезная победа над монголами.
«В моральном плане Куликовская битва имеет огромное значение, но на поле были представлены далеко не все русские князья. Понятно, что Дмитрий Донской хороший момент выбрал для удара. Потому что Мамай находился в это время в очень шатком положении. Тохтамыш завоевывал власть в Орде, поэтому Мамаю нужна была победа над Русью для упрочения своей власти. Но ему этого сделать не дали», – рассказал Назаренко.
У нас не любят вспоминать, что уже через два года после победы на Куликовом поле, ордынский хан Тохтамыш совершил разорительный набег, захватил и сжег Москву. Дмитрия Донского в то время в городе не было, а его ратники попросту разболтались и предались беспробудному пьянству.
Многие историки с удивлением рассматривают картинки и гравюры, посвященные битвам русских с монголами. Их поражает то, что на картинках порой бывает трудно отличить одних от других. И те, и другие в одинаковых шлемах и одинаково вооружены. Возможно дело в том, что русские участвовали в совместных походах и перенимали татарскую одежду.
Все мы знаем, как с первого дня Великой Отечественной войны тысячи людей выстроились на призывных пунктах, чтобы дать отпор врагу. И пожилые люди, и совсем юные, инженеры, научные работники – все добровольно стремились на фронт. Но мало кто знает, что народному ополчению мы обязаны тому же монгольскому игу. На Руси денег на боеспособную армию не было, большая часть уходила в Орду, и тогда князья нашли выход – стали выставлять народное ополчение. Вот откуда берет начало наш патриотизм.
«То, что нас не убивает, делает нас сильнее», – писал Ницше. Через 257 лет после поражения на Калке, в 1480 году великий государь Иван III растоптал ханские грамоты и окончательно освободил Россию из-под монгольского ига. Это было тяжелейшее время, но Россия выстояла и окрепла. На месте множества мелких княжеств возникло новое мощное централизованное государство.
Новые выпуски программы «Секретные материалы» смотрите каждую субботу в 8:00 по московскому времени на телеканале «МИР».
mir24.tv
Монгольское нашествие на русь. Взаимоотношения руси и орды Формирование монгольской империи
С 9 в. в Забайкалье начался пассионарный подъем нового народа, монгольского этноса. В 12 в. у монголо-татар происходит распад первобытно-общинного строя и начинается процесс феодализации. Складывается военно-феодальное государство. Главное занятие – экстенсивное кочевое скотоводство (совершали до 14 перекочевок в год). Формируется общество кочевого феодализма, для которого характерна феодальная собственность не вообще на землю, а на пастбища и стада.
Об этнониме «монголо-татары»:
Русские называли своих врагов татарами, начиная с битвы на Калке.
Китайцы использовали этноним «татары» как синоним европейскому понятию «варвары» по отношению ко всем монгольским племенам. Собственно татар они называли «белыми татарами»; жившие севернее монгольские племена именовали «черными татарами»; а обитавших в еще более северных лесах – «дикими татарами». Чингисхана относили к «черным татарам».
В начале XIII в. Чингисхан, мстя за смерть отца, предпринял против собственно татар карательный поход, приказав уничтожить всех татар ростом выше тележной оси. Татары как военная и политическая сила были стерты с лица земли. Только китайцы продолжали именовать татарами остальные монгольские племена.
Сами монголы татарами себя никогда не называли.
Татары – символ национальной консолидации разных тюркских народов Восточной Европы. Само название «татар» издавна было в ходу только у крымских татар.
Исследования лингвистов показывают, что верхушка Золотой Орды была монголоязычна, а основная масса населения говорила по-тюркски – отсюда двойственность терминологии.
Один из лидеров монголов был отравлен татарами. Но сын Тэмуджин (1154-1227) отомстил. В 1206 г. на съезде монгольской знати (хурал) Тэмуджина выбрали на место великого Чингисхана. (портреты Чингисхана)Новый хан создал сильнуюармию, она делилась на 10, 100, 1000, 10000 и была многонациональна. За отклонение от устава следовало наказание, как правило, в виде мучительной смертной казни через ломание позвоночника.(картинка Монгольские лучники)
Создали свод законов «Яса», который сплотил нацию. Проступки жесточайше наказывались (смерть за скупку краденного). Почитание хана имело крайне азиатский характер (наказывалось даже чихание при хане).
По “Ясе” вводилась веротерпимость, уважение ко всем религиям. Это сыграло хорошую роль в дальнейшем развитии. Священнослужители, учителя, врачи освобождались от дани.
Монголы были язычниками. В каждом племени был свой шаман.
Они имели письменность, заимствованную у уйгуров.
Ремеслобыло развито слабо. В основном, они все покупали у китайцев или во время походов брали ремесленников в плен.
Первой жертвой монгольской империи стал Китай. 1215 г. – падение Пекина. Монголы заимствовали у этой нации многие технические достижения – порох, стенобитные машины, катапульты, счеты, учет населения, работа чиновников. (карта Походы Чингисхана)
Следующей жертвой должна была стать Япония, но монголо-татары стали покорять Корею, Манчжурию, земли енисейских киргизов (Сибирь), Хорезмскую империю, Афганистан, Грузию, Армению, Азербайджан, Северный Иран, Волжскую Булгарию, Крым.
В 1223 г. в районе Приазовья состоялась первая битва русских и монголов на реке Калка. Русских 80 тыс. – монголов 20 тыс. Монгольские войска победили, Русских князей наказали (пир на них), проявив уважение, т.к. смерть без крови. (карта-схема)
До 1237 г. монголы не наступали на Русь, приводя в порядок то, что завоевали. Столицей стал Карокорум, в районе о. Байкал. Чингизхан разделил территорию на улусы. (карта Империя Чингисхана)
В 1235 г. Хурал принимает решение начать Западный поход, дойти до Адриатического (последнего) моря. Главнокомандующим утвержден Бату. Армия готовилась год. Под знамена Бату собралось около 65 тыс. человек. (портрет Батыя)
studfiles.net
Русь и монголы | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы
В 1219-1224 гг. монголы предприняли завоевательные походы в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, на Кавказ и в половецкие степи. После покорения Северного Ирана монголы двинулись в Закавказье. В условиях горной местности они столкнулись с героическим сопротивлением армян и грузин. Через горные ущелья монголы вышли в степи Северного Кавказа, где разгромили половцев и алан. Полководцы Чингисхана Джэбэ и Субэдэй достигли границ русских земель.
Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Несмотря на то, что древнерусские князья приняли решение оказать военную помощь половцам, не все русские земли выставили свои дружины. Не было единства и между князьями. 31 мая 1223 г. в битве на реке Калке монголы нанесли … объединённым русско-половецким силам сокрушительное поражение. Из похода вернулась только десятая часть русских ратников. Монголы дошли до Днепра, а затем повернули в степи.
В 1235 г. на всемонгольском курултае (съезде) было принято решение о «Великом западном походе» во главе с внуком Чингисхана Бату-ханом (в русской традиции именуемым Батый). Разгромив в 1236 г. Волжскую Булгарию, войско Бату-хана в декабре 1237 г. вторглось в Северо-Восточную Русь. Это войско насчитывало от 50 до 75 тыс. воинов и располагало первоклассной для того времени осадной техникой. В условиях общей политической и военной разобщённости Русь оказалась не в состоянии противостоять монгольскому вторжению.
Весьма запутан вопрос о том, кто всё-таки напал на Русь: монголы, татары или монголо-татары? Это и не удивительно, так как название татары было заимствовано у китайцев, для которых все монгольские племена являлись «татарами», т. е. варварами. Собственно татар они называли белыми татарами; жившие севернее монгольские племена именовались чёрными татарами, что носило уничижительный характер, подчеркивая их дикость. Чингисхана китайцы относили к «чёрным татарам». В начале XIII в. в отместку за отравление своего отца Чингисхан приказал вырезать татар, которые как военная и политическая сила перестали существовать. Однако китайцы продолжали именовать татарами монгольские племена, хотя монголы себя татарами никогда не называли. Таким образом, армия хана Батыя состояла из монгольских воинов, а современные татары никакого отношения к центрально-азиатским татарам не имеют. В русской летописной (да и в устной народной) традиции для именования завоевателей использовался термин татары. Поэтому в научной литературе при описании событий Западного похода Монгольской империи в русских землях весьма широко используется объединённый псевдоэтноним монголо-татары и производное прилагательное монголо-татарский (например, монголо-татарское иго).
Рязанская земля стала первым русским княжеством, подвергшимся монголо-татарскому нашествию. Князь Юрий Ингваревич, опираясь на поддержку пронского и муромского князей, отказался подчиниться Батыю и стать его данником. 21 декабря 1237 г. Рязань после пятидневной обороны пала. Город был разграблен и сожжён, жители, среди которых была княжеская семья, перебиты.
В январе 1238 г. монголо-татары вторглись во Владимиро-Суздальскую землю. После боя под Коломной, где владимирцы были разбиты, монголо-татары осадили Москву. Москвичи, возглавляемые воеводой Филиппом Нянкой, в ходе пятидневной осады оказали мужественное сопротивление кочевникам. В начале февраля 1238 г. Бату-хан осадил Владимир. Проломив крепостные стены, захватчики ворвались в город. В Успенском соборе погибли епископ Митрофан и великокняжеская семья. 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить дружина великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича потерпела поражение.
В начале марта после героического сопротивления жителей монголы взяли город Торжок. Тем самым путь на Новгород был открыт. Однако у местечка Игнач-крест в ста верстах от Новгорода войско Бату-хана повернуло на юг. Историки называют различные причины, повлиявшие на решение Батыя: весенняя распутица, которая делала дороги непроходимыми, тяжёлые потери монголо-татарского войска и падение боевого духа, трудности, с которыми монголы могли столкнуться при осаде Новгорода.
Отходя в южные степи, монголо-татары осадили небольшой город Козельск, который под руководством князя Василия оборонялся семь недель. Монголы прозвали Козельск «злым городом». Разорению подверглись Переяславль-Южный, Чернигов, но жителям Смоленска удалось отстоять свой город.
В 1239 г. монголо-татары вторглись в пределы Южной Руси. Осада Киева продолжалась около трёх месяцев. Оборону города после бегства великого князя Михаила Всеволодовича возглавил воевода Дмитрий. В декабре 1240 г. Киев был взят. В 1241 г. монголо-татары разорили Галицко-Волынскую Русь, а затем вторглись в Европу, достигнув берегов Адриатического моря. В сражении при Оломоуце (1242 г.) объединённые чешско-венгерские силы нанесли поражение монголам. Войско Бату-хана повернуло на Восток. Однако, по мнению некоторых историков, главная причина прекращения Западного похода состояла в том, что Бату-хан после смерти великого хана Угэдея намеревался принять участие в борьбе за трон великого хана.
В низовьях Волги Бату-хан образовал государство — Золотую Орду (улус Джучи), в состав которого вошла территория волжских болгар, половцев, Крым, Западная Сибирь, Приуралье, Хорезм. Столицей государства был город Сарай (близ современной Астрахани). Золотая Орда являлась составной частью Монгольской империи до 1269 г., когда она сумела добиться независимости и стать самостоятельным государством, в составе которого шло формирование нового, тюркоязычного этноса, принявшего на себя уже существовавший там этноним татары.
Набеги татар на Русь продолжались и во второй половине XIII в. В 1252 г. Суздальскую землю разорила «Неврюева рать», а в 1293 г. «Дюденева рать» разграбила 14 русских городов. Только в последней четверти XIII в. Золотая Орда осуществила 15 походов на Русь. Однако татары получали достойный отпор. Широкие народные волнения, направленные против сбора дани, произошли в Новгороде в 1257-1259 гг. В 1262 г. горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира расправились с мусульманскими купцами-откупщиками. Значительные выступления против монголов имели место в 70-90-х гг. XIII в.
События в русской истории 1237-1241 гг. рассматриваются многими исследователями как монгольское (или монголо-татарское) нашествие. В последнее время эта тема стала предметом обсуждения на страницах популярных изданий. Участников дискуссии главным образом занимает вопрос о степени влияния нашествия на последующую историю нашего Отечества. Представляется возможным отметить две точки зрения как на само монгольское нашествие, так и на систему отношений, установившихся между Золотой Ордой и русскими землями, именуемую широко распространённым термином монголо-татарское иго. Одни историки оценивают эти события как величайшую трагедию русского народа. Другие трактуют Западный поход монголов как рядовой набег кочевников и не рассматривают русско-монгольские (а затем русско-золотоордынские) отношения в рамках термина иго.
Согласно первой точке зрения иго — достаточно гибкая система властвования, которая изменялась в зависимости от политической ситуации (сначала это кровавое завоевание и постоянные военные набеги, затем — экономическое угнетение). Иго включало следующие меры. В 1257-1259 гг. Золотая Орда провела перепись русского населения и обложила его данью по полугривне с сохи (эта дань именовалась выход, или ордынский выход). В 50-60-х гг. XIII в. оформилась военно-политическая баскаческая организация. В русские земли назначались наместники-баскаки с военными отрядами. Их функции заключались в контроле над уплатой дани, а также в пресечении возможного недовольства населения. Институт баскаков был упразднён в начале XIV в. Существенным элементом политического давления на русских князей была система ханских ярлыков (грамот) — разрешений на княжение. Золотая Орда не только использовала соперничество русских князей за великое княжение Владимирское, но и разжигала вражду между ними, сталкивая друг с другом. Князья в борьбе за великое княжение нередко сами прибегали к помощи Золотой Орды. Монголо-татары широко применяли практику заложничества — в Орде постоянно находился кто-либо из князей, а также близкие родственники наиболее влиятельных князей.
Сторонники традиционной точки зрения крайне негативно оценивают воздействие ига на самые разные стороны жизни Руси. Происходило массовое перемещение населения на запад и северо-запад, а вместе с ним и земледельческой культуры на менее удобные территории с менее благоприятным климатом. Из 74 известных по археологическим раскопкам городов монголы разорили 49, на территории 14 из них жизнь больше не возобновилась, а 15 превратились в сельские поселения. Многие ремесленные техники, получившие развитие в городах, были утрачены, часть ремесленников находилась в Золотой Орде.
Негативные последствия ига в меньшей степени затронули сферу сельского хозяйства, чем городскую экономику. Более того, историки отмечают устойчивый рост сельскохозяйственного производства, объясния это тем, что сельское население составляло основную массу данников, а татары, взимая часть дани в натуральном виде, были заинтересованы в возделывании зерновых культур (просо, пшеница, овёс, рожь), которые шли на нужды армии и администрации.
Монголо-татарское иго нанесло сокрушительный удар по городской демократической структуре — вечу, которое являлось источником неповиновения золотоордынской администрации. Монголо-татары, не без помощи русских князей, подавляли выступления горожан, стремясь свести к минимуму политическую и социальную роль городов. Не менее важная причина, способствовавшая упадку городов, заключалась в росте земельных владений знати. Во многом великокняжеские земельные владения становятся основой экономического (а значит и политического) могущества великого князя, так как характер экономического развития всё больше начинает определять сельскохозяйственное производство. Все эти факторы способствовали усилению общественно-политического влияния великого князя.
В период монголо-татарского ига основы прежней социальной организации общества разрушаются, начинает формироваться служилая система. Низшие слои общества (крестьяне и горожане) обязаны были тянуть тягло (платить налоги и отбывать трудовую повинность), а высшие нести военную и административную службу. Основой формирования русской служилой системы стала система всеобщего налогообложения и воинская повинность, введённая монголо-татарами (Г. В. Вернадский).
Произошла определённая переориентация политики русских земель на Восток. К самым тяжким историческим воспоминаниям pyсского народа относил борьбу с кочевниками В. О. Ключевский. Он полагал, что это обстоятельство могло «покрыть не один европейский недочёт в русской исторической жизни».
Иная точка зрения наиболее полно представлена в работах Л. Н. Гу-милёва. Он рассматривает вторжение монголов не как завоевание, а как «великий кавалерийский рейд». Разрушались только те города, которые стояли на пути войска. Гарнизонов монголы не оставляли, постоянной власти не устанавливали. С окончанием похода Бату-хан ушёл на Волгу, где и основал своё государство — Золотую Орду. Целью этого набега, по мнению Л. Н. Гумилёва, было не завоевание Руси, а война с половцами, с которыми монголов связывала кровная месть. Так как половцы крепко удерживали линию между Волгой и Доном, монголы применили известный тактический приём дальнего обхода — совершили «кавалерийский рейд» через Рязанское и Владимирское княжества.
Кроме того, Л. Н. Гумилёв выдвинул версию союза Золотой Орды и Руси, заключённого Александром Невским и Батыем, отметив его обоюдовыгодный характер: Александр нашёл союзника для того, чтобы противостоять немецкой агрессии, а Бату-хан вышел победителем в борьбе с великим ханом Гуюком, опираясь на предоставленное Александром войско, состоящее из русских и аланов. Союз существовал до тех пор, пока был выгоден и необходим обеим сторонам.
Постоянные столкновения с кочевниками, опыт, приобретённый в борьбе с ними, указали единственный путь решения этой проблемы: объединение сил всех русских земель и создание единого национального государства.
| | следующая страница ==> | |
БОРЬБА РУСИ В XIII в. ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ НАШЕСТВИЙ | | | МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО (середина XIII-XVII век) |
Дата добавления: 2014-11-20; просмотров: 81; Нарушение авторских прав
Поделиться с ДРУЗЬЯМИ:refac.ru
Зачем татаро-монголы завоевали Русь | Русская семерка
Дискуссионные вопросы
Существует несколько объяснений западного завоевательного похода монголов, во время которого ордынцам удалось не только разорить русские земли, но и дойти до территорий Польши и Венгрии. Согласно одному из взглядов, подчинив русские княжества монголы обеспечивали безопасность западного крыла своей империи. Другая версия делает акцент на преследовании монголами одного из своих наиболее грозных противников – половцев, которые укрылись в венгерских землях.
Существует много вопросов и по избирательному завоеванию монголами русских городов. Например, почему Батыю в 1238 году понадобилось брать совершенно незначительный в стратегическом плане Козельск, потратив на его осаду почти 2 месяца, при этом обойдя стороной соседние Кром, Мценск, Домагощ, Курск, Смоленск. Лев Гумилев объясняет это местью внуку черниговского князя Мстислава, правившего тогда в Козельске, за убийство послов на реке Калка в 1223 году. Однако смоленский князь Мстислав Старый, также замешанный в этом убийстве, каким-то образом избежал ордынского гнева.
Часть исследователей, придерживающаяся альтернативной трактовки событий, происходивших в средневековой Руси, вообще отвергает такое явление как «татаро-монгольское иго». Лев Гумилев, к примеру, считал, что Русь и Орда – два государства, бок о бок сосуществовавшие на протяжении нескольких столетий и попеременно бравшие друг над другом верх.
Другие исследователи пошли дальше, утверждая, что Русь и Орда это одно и тоже государство. По их мнению, «татаро-монгольское иго» -- просто специфический период в истории русского государства, когда все население страны было разделено на две части: мирные граждане, управляемые князьями и постоянное регулярное войско-Орда возглавляемое военачальниками.
Так или иначе, любая из версий признает, что в течение XIII-XV веков Русь прошла сложный период междоусобиц, разорения, запустения и собирания земель, который подготовил формирование русского государства под началом нового политического центра – Москвы. Однако, чтобы объяснить почему так произошло, обратимся к подтвержденным официальной историей фактам.
russian7.ru
Читать книгу Монголы и Русь Георгия Владимировича Вернадского : онлайн чтение
Георгий Вернадский
МОНГОЛЫ И РУСЬ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Монгольский период – одна из наиболее значимых эпох во всей русской истории. Монголы владычествовали по всей Руси около столетия, и даже после ограничения их власти в Западной Руси в середине четырнадцатого столетия они продолжали осуществлять контроль над Восточной Русью, хотя и в более мягкой форме, еще столетие. Это был период глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны, в особенности Восточной Руси. Прямо или косвенно монгольское нашествие способствовало падению политических институтов Киевского периода и росту абсолютизма и крепостничества.
Положение Руси еще более усугублялось тем фактом, что одновременно с монгольским нападением с востока она подверглась тевтонскому натиску с запада. Находясь между двух огней, русские должны были временно признать сюзеренитет хана, с тем чтобы освободить себе руки для отражения тевтонского крестового похода. Монголы, по крайней мере, не вмешивались в религиозные дела своих подданных, в то время как немцы старались навязать свою собственную веру побежденным «раскольникам». После предотвращения германского нашествия оказалось, что от «монгольского ярма», навязанного ханами с безжалостной твердостью, не столь уж легко избавиться. Процесс освобождения русского народа от монгольского владычества был длительным и извилистым. Первоначально, не имея достаточных сил для отражения захватчиков, русские князья вынуждены были демонстрировать показное раболепие и использовать хитрость, как единственное оставленное им оружие. Но дух народа никогда не был сломлен, что явствует из ряда дерзких (даже в случае неудачи) восстаний горожан против монгольских представителей власти.
В целом историки, изучающие события этого далекого времени, не могут не находиться под впечатлением несгибаемого упорства, проявленного русскими людьми в их борьбе за выживание. Несмотря на бедствия и нарушение нормального течения жизни, они продолжали свою каждодневную работу, восстанавливая то, что могло быть восстановлено, и созидая вновь по мере сил. К 1350 г. многие из русских ран были залечены, и нация вновь обрела возможность расширять свои экономические ресурсы и утверждать свою культуру. К концу столетия русский промышленный и военный потенциал оказался более передовым, нежели у завоевателей, и освобождение Руси стало лишь делом времени. И к середине XV века великий князь московский получил независимость от хана фактически, а в 1480 г. – юридически.
Таким образом, монгольское владычество подошло к концу, хотя оно и оставило на Руси шрамы, которые были заметны еще длительное время после падения Золотой Орды. Неизбежно в своей борьбе против монголов русские должны были принять многие черты монгольской политики и монгольской системы правления и администрации. В то же время тяжелый опыт Руси закалил ее народ и сделал его способным к выживанию в дальнейших испытаниях, которые несло ему будущее.
Поскольку Русь была частью Монгольской империи и региональным ханством Золотой Орды в течение столетий, ход русской истории в этот период не может быть достаточным образом понят без соответствующего исследования всего монгольского фона. Многие важные политические решения или административные распоряжения, которые глубоко затрагивали Русь, принимались великим ханом, живущим в Монголии или Китае. На протяжении всего существования Монгольской империи великий князь московский, вассал хана Золотой Орды, являлся также подданным правителя Пекина. Основные принципы правления и администрации, которыми руководствовалась Золотая Орда и которым также подчинялась Русь, были установлены основателем Монгольской империи Чингисханом – духовнымотцом монгольской нации, чьи последователи верили, что он получил благословение Неба на земное правление. Очевидно, что изучение институтов правления Чингисхана является предпосылкой анализа административной системы, установленной монголами на Руси. Русь, в свою очередь, хотя и не в качестве свободной силы, многое сделала для усиления и процветания как Золотой Орды, так и в целом Монгольской империи. Русские рекруты в монгольских армиях играли важную роль в кампаниях хана Золотой Орды, а также великих ханов. В 1330 г. было организовано подразделение русской гвардии в Пекине, ставшее, очевидно, важной опорой императорского режима Китая в это время. Лучшие русские ремесленники были призваны на службу хана, множество их работало в Золотой Орде и в Монголии. Характерно, что трон и императорская печать хана Гуюка были изготовлены русским ремесленником. Более того, золото и серебро, собранные на Руси в качестве дани, составили важный источник дохода хана Золотой Орды, помогая ему выплачивать свою долю «подарков», посылаемых местными ханами великому хану в Китае. И важность этой части для благосостояния империи не следует недооценивать. Следовательно, можно сказать, что знание этого периода русской истории, в свою очередь, имеет большое значение для изучающего Монгольскую империю в целом и Золотую Орду в частности.
Имея в виду эти соображения, я предлагаю читателю этого тома не просто историю Руси в монгольский период, а исследование взаимосвязи монголов и Руси в это время. Я убежден, что это – единственный путь к правильному пониманию основных тенденций политического и социального развития Руси в эту эпоху. Я также полагаю, что мой подход может оказаться до некоторой степени также полезным для изучающих монгольскую и тюркскую историю. Недостатком моего плана, о котором я хорошо осведомлен, является отсутствие в данном томе пространства для сбалансированной картины русской социальной, экономической и культурной жизни при монголах. Это в особенности справедливо относительно Западной Руси и Новгорода. Я надеюсь компенсировать этот недостаток в следующем томе серии путем ретроспекции.
Моей приятной обязанностью является выражение благодарности всем друзьям и коллегам, которые проявили интерес к моей работе, помогли советом и выслали мне копии своих ценных исследований, в особенности Фрэнсису Вудману Кливсу, Сергею Елисееву, Роману Якобсону, Акдес Нимет Курат, Николасу Н. Мартиновичу, Владимиру Минорскому и Иоханнесу Радеру. Много лет назад, когда я впервые рассмотрел проблему монгольско-русских отношений, я встретил глубоко одобрительную реакцию со стороны покойного Владислава Котвича, которого бы хотел вспомнить здесь с теплой симпатией и глубоким уважением. Я с горечью думаю, что покойный Борис А. Бахметьев, первоначальный спонсор этой серии, не увидит данного тома.
Хочу адресовать глубокую благодарность за любезное содействие персоналу библиотеки Йельского университета, редакционному отделу Йель Юниверсити Пресс, и в особенности Роберте Йеркес и Элле Холлидей за их помощь в подготовке рукописи к печати. Я также весьма обязан Михаилу Карповичу, который великодушно помог мне вычитать корректуру, несмотря на перегруженность своей собственной работой, а также моей жене Нине Вернадской, которая подготовила указатели издания. Карты были выполнены Робертом Л. Вильямсом, работающим в картографической лаборатории мемориальной библиотеки Стерлинга.
Благодарю также за разрешение цитировать изданные ими книги сэра Руперта Б. Ховарта, за разрешение использовать цитаты из I тома монументальной работы сэра Генри Г. Ховарта «История монголов» – (Логманс, Грин и Ко., 1876), Кембридж Юниверсити Пресс за «Историю персидской литературы под властью татар», Е.Г. Брауна и Принстон Юниверсити Пресс за «Первый крестовый поход» А.К. Крея.
Публикация этого тома не была бы возможной без финансовой поддержки Гуманитарного Фонда Нью-Йорка, и автор хочет выразить свою благодарность этой организации.
Нью-Хейвен, Коннектикут 6 февраля 1953 г.
Глава І. МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ
1. Всемирно значимые моменты монгольской экспансии
Монгольская экспансия XIII века была одним из важных и судьбоносных взрывов в истории человечества, которые время от времени меняют судьбы мира. По масштабам своего влияния на всемирную историю оно может быть соотнесено с варварскими нашествиями V века, которые опрокинули Римскую империю, положив конец древнему миру, а также с триумфальным маршем ислама в VII столетии. Несмотря на всю их значимость для культурной и экономической истории Европы, крестовые походы, которые представляли противоположное движение – контратаку христианского Запада против ислама, достигли гораздо более ограниченных целей и принесли с собой меньшие территориальные изменения, нежели арабский натиск, не говоря уже о монгольском потопе.
Говорилось, что монгольское вторжение «может быть описано поистине как одно из наиболее ужасных несчастий, которые когда-либо постигали человечество».1 И, разумеется, когда мы думаем о таких плодах монгольской победы, как разорение стран с древней культурой, подобных Китаю и Персии, о превращении частей процветающего царства Хорезм (Туркестан) в пустыню, разрушении процветающих русских городов с их передовой цивилизацией и, прежде всего, о тотальной резне в том случае, когда нации пытались оказать сопротивление захватчикам, то нетрудно понять ужас, наводившийся монголами в одинаковой степени как на мусульман, так и на христиан. Даже если число мужчин, женщин и детей, убитых на пути их вторжения, преувеличено хронистами, общее число жертв монгольских войн могло достигать нескольких миллионов.
Счет потерь шокирует. Ни одна территория и период истории не знали подобной концентрации массовых убийств. И все же следует запомнить, что и противники монголов не испытывали отвращения к кровопролитию. Со всеми своими высокими идеалами и возвышающимися цивилизациями, как средневековая Европа, так и средневековый Ближний Восток представляют на протяжении длительного периода печальную хронику жестокости и варварства не только в войнах между нациями, но и в подавлении религиозных и иных меньшинств внутри каждой нации. Более того, – как свидетели двух мировых войн и двух революций – красной и коричневой, мы знаем, что параллельно с технологическим прогрессом присутствует значительный рост массовых убийств. Разумеется, наше «просвещенное» поколение перекрыло рекорды Чингисхана и его полководцев. И не приходим ли мы постепенно, судя по данным ежедневной прессы, к идее, что число смертей во второй мировой войне будет значительно большим в глобальной войне с использованием новых источников энергии, доступных нам?
Как бы то ни было, монгольское нашествие было, конечно, ужасным несчастьем для подвергшихся ему стран. Но описание трагических результатов человеческой жестокости и безумия – не единственный долг историка; он должен изучать целостное воздействие войн и революций на жизнь и историю человечества. Историки второй мировой войны вовлечены сейчас не только в исчисление жертв и цены потерь, но также и в широкое изучение правительственной и военной политики того времени и влияния войны на мир. Точно также исследователь монгольского нашествия должен рассматривать как сам мрачный террор, принесенный им человечеству, так и его влияние на азиатские и европейские нации. Не будет преувеличением сказать, что большая часть Старого Света – огромное пространство от берегов Тихого океана до Адриатического побережья, от Китая до Венгрии – было поглощено монголами на длительный или короткий период, в зависимости от силы монгольского захвата. Курс истории множества могучих азиатских и европейских наций внезапно изменился, а итоги и последствия монгольского владычества ощущались столетиями в Китае, Персии и Руси.
В то время как нации Запада трепетали при первых вестях о монгольском нашествии на Русь, и еще более, когда волна прилива достигла Польши и Венгрии,2 Западная Европа была одним из немногих уголков Старого Света, не затронутых крутой переменой за рубежами. Более того, натиск на запад турок-османов в конце XIV и XV столетий был, с точки зрения истории, побочным продуктом монгольской экспансии. Османское завоевание Константинополя (1453 г.) гораздо более впечатлило западные нации, нежели разграбление Киева монголами два столетия назад. Хотя монгольские всадники подошли близко к воротам Вены, они не остались там надолго; но опасность для Вены со стороны османских турок длилась до конца XVII века. В этой косвенной форме последствия монгольского натиска угрожали Западной Европе почти столь же долго, как они терроризировали Русь. И следует напомнить, что Константинополь – теперь известный как Стамбул – все еще находится в турецких руках. Конечно, благодаря странной иронии судьбы, Стамбул сегодня рассматривается как оплот западного мира, в то время как – «святая Москва» стала для многих жителей Запада столицей неверных и оплотом отвратительного Востока.
Картина истории, однако, не является всецело черно-белой. В любом конфликте между нациями никогда не бывает так, чтобы негодяи были на одной стороне, а герои – на другой. Существуют объективные силы, затрагивающие в равной мере политику добрых и злых правителей. Составляющие исторический процесс силы используют каждый возможный канал. Как указывает сэр Генри Ховарт, монголы принадлежали "к тем твердым, мускулистым расам, взращенным среди нужды и тяжелых обстоятельств, в крови которых присутствует хороший элемент железа и которые периодически посылаются для уничтожения живущих в роскоши и достатке; для того, чтобы оставить пепелища от искусств и культуры, которые способны взрасти лишь под сенью богатства и легких жизненных обстоятельств... Подобно чуме и голоду, монголы были,по сути, мотором уничтожения; и если это и болезненная, угнетающая при чтении история, она все же необходима, при условии нашего желания понять великий путь человеческого прогресса".3 По мнению сэра Генри, радикальные методы, примененные монголами, послужили цели обновления загадочных обществ, подвергшихся агрессии. Процветание этих народов "было пустым и претенциозным, их величие было заметным, но поверхностным сиянием, и больное тело нуждалось в остром средстве излечения; надвигающаяся апоплексия могла быть, возможно, отсрочена интенсивным кровопусканием, деморализованные города должны были быть приправлены солью, а их обитатели подвергнуться вливанию свежих потоков сильной крови из незараженной пустыни".4
Это – пример аргумента «крови и железа», который служил столетия в интерпретации социологической функции войн в истории. Существует, однако, более позитивный аспект исторической роли монгольской экспансии. Объединив большую часть Евразии под единым правлением, монголы преуспели, хотя и на относительно недолгий период, в обеспечении безопасности великого сухопутного пути из Китая к Средиземноморью. Естественным результатом монгольского мира стал определенный культурный обмен между Китаем, Ближним Востоком и Европой. «У меня нет сомнений, – говорит Ховарт, -... что искусство печати, морской компас, огнестрельное оружие и многие другие детали социальной жизни были не открытием Европы, а импортированы при посредстве монгольского влияния с Дальнего Востока».5 Как пишет турецкий историк А. Зеки Валиди Тоган, – «вторжение турок и монголов... не было всеобщей катастрофой. Оно акцентировало исторический момент, на протяжении которого новые регионы вошли в орбиту цивилизации».6
Социологическая экспансия монголов стала последней великой волной западной эмиграции евразийских кочевников. Монголы последовали путем скифов, сарматов, гуннов7; им предшествовали в понтийских степях печенеги и половцы.8 Арабская экспансия VII столетия была параллельным натиском иной группы кочевников.
Принимая во внимание масштабность территории, завоеванной монголами, мы можем сказать, что монгольская фаза кочевнической экспансии составила кульминацию этих натисков. Однако первоначальные монгольские племена, объединенные Темучином (Чингисханом), были численно не сильнее печенегов и половцев. В чем же причины ошеломляющего успеха монгольского натиска? Каким образом случилось, что нация, насчитывающая не более миллиона человек, завоевала большинство иных наций с общим населением около ста миллионов? Одной из побудительных причин для монгольского воина была его часть в военной добыче, но этот мотив поведения относится в равной степени и к воинам иных кочевых племен. Среди главных условий успеха монголов были неподготовленность их соперников, отсутствие единства немонгольского мира и неспособность других понять устремленный характер монгольского натиска. Другой причиной было совершенство армейской организации, достигнутое Чингисханом. До изобретения пороха и огнестрельного оружия немногие нации могли создавать и поддерживать силу, тактически и стратегически равную монгольской кавалерии или способную соперничать с ней в духе и воле к завоеваниям.
Внезапный взрыв агрессии среди монголов в начале тринадцатого столетия все еще остается психологической загадкой. Если использовать аналогию с физической наукой, взорвался сгусток психической энергии. Общепринято, что начальная сила арабской экспансии VII века, говоря психологически, была производной от рвения и фанатизма новой религии. Но Чингисхан не принадлежал ни к одной из великих укоренившихся церквей; его называли язычником как мусульмане, так и христиане. Его религиозная политика состояла в веротерпимости относительно всех исповеданий. Традиционные верования монголов являли собою смесь шаманизма и поклонения Небу. Во все критические моменты своей жизни Чингисхан вспоминал «Вечное Голубое Небо». Но он не позволял шаманам вмешиваться в государственные дела. Итак, мы не можем сказать, что Чингисхан принадлежал к шаманистской «церкви»; наоборот, он полагал, что связь между ним и церковью была личной. И это понимание было сопряжено с осознанием собственной миссии – завоевать мир, чтобы установить в нем универсальное состояние мира. Это было глобальной задачей; и по крайней мере некоторые народы исламского Ближнего Востока и христианского Запада, уставшие от внутренней борьбы и постоянных войн, должны были находиться под ее впечатлением. Историк XIII в. Аб-уль-Фарадж так комментировал ведущую идею Чингисхана: "...в поведении, подобном его, монгольская вера в Бога проявила себя. И благодаря этому они завоевывали и будут завоевывать".9
Суммируя, мы можем сказать, что Чингисхан был вдохновлен религиозным чувством, связанным с идеалом универсального государства. Его религиозность не может быть, однако, названа государственной религией, поскольку психологически связь между ним и Богом была прямой, а не через какую-либо традиционную церковь. На этой почве Гиббон даже счел возможным охарактеризовать религию Чингисхана как 'систему чистого теизма и совершенной терпимости". Сравнивая ее с законами Чингисхана, он говорит: «Именно религия Чингиза более всего заслуживает нашего восторга и аплодисментов».10
2. Мусульманский и христианский миры накануне нападения монголов
В ноябре 1095 г. на церковном соборе в Клермонте, во Франции, духовный глава западного мира папа Урбан II призвал христианские нации «поднять крест» против неверных и «освободить» Святую землю, уверяя их, что такова Божья воля. Через несколько недель вся Европа знала об этом, и вскоре мусульмане Леванта – на которых намечалась атака – были также проинформированы о планах христиан. Это пример тесной связи между христианским и мусульманским мирами в средние века. Наслаждаясь спокойной жизнью или погружаясь в состояние войны, эти два мира находились в состоянии единства. Как знают все, первый поход был победоносным: Иерусалим пал в 1099 г. Мы часто склонны забывать, когда разглагольствуем о высоких целях крестового похода, что захват Святого города сопровождался ужасной резней. Согласно Фульхерию Шартрскому, крестоносцы не щадили даже женщин и детей. Другой хронист, Раймонд Аржильский, передает, что "в храме и на крыльце Соломона люди ехали верхом по колено и до поводьев в крови... Город был полон мертвыми телами и кровью». И все же он полагал это великолепным судом Господа, согласно которому это место должно быть заполнено кровью неверных, поскольку страдало столько времени от их святотатств".11 Город был вновь взят мусульманами в 1187 г.; третий крестовый поход оказался не в состоянии освободить его от их власти. В результате дипломатической игры и коммерческих амбиций Венеции четвертый поход оказался направлен против Византийской империи и против мусульман. Иерусалим «освобожден» не был, и вместо этого крестоносцы взяли и безжалостно разграбили Константинополь (1204 г,).12
В то время как христиане сражались с мусульманами, и христиане Запада атаковали христиан на восточном направлении, тучи сгущались на Дальнем Востоке. В 1206 г. в дальних областях Монголии родовое собрание предводителей (курултай)провозгласило одного из соплеменников, Темучина, императором Земли и дало ему новое имя Чингисхан. Надвигался монгольский «крестовый» поход.
Это моментальное событие прошло совершенно не замеченным мусульманами или христианами. Никто на Западе в это время не знал о существовании Монголии. В 1241 г. мнение многих выразил образованный европеец, говоря, что «существует только семь краев на свете: а именно те, где живут индусы, эфиопы или мавры, египтяне, иерусалимцы, греки, римляне и французы». На этом основании они отказывались верить, что монголы в действительности пришли с Дальнего Востока.13
Мусульманский Ближний Восток был, конечно, гораздо ближе к Монголии, нежели к европейскому Западу. Хорезмские купцы торговали с уйгурами восточного Туркестана, а уйгурские торговцы посылали свои караваны к монголам. Однако прошло много лет, прежде чем решения курултая 1206 г. стали известны в Хорезме, и даже тогда их зловещее значение не было сразу же понято.
Хорезмская империя являлась в это время важнейшей мусульманской силой на Ближнем Востоке. Власть шаха Хорезма была признана в большинстве мест Туркестана и Персии.14 Далее на юге халифат Аббасидов в Ираке находился в состоянии упадка. Египет и Сирия управлялись султанами династии Айюбидов, основанной знаменитым Саладином (Салах ад-Дином) в 1169 г. В Малой Азии султанат сельджуков был главной силой.15 Между этими большими государствами были зажаты меньшие по размеру, среди которых были христианские царства Грузия и Армения, Особая исламская религиозная группа в Персии, с ветвью в Ливане, упивалась большим влиянием и властью по отношению к малому числу ее приверженцев. Основанная в конце XI в., она принадлежала к так называемому движению исмаилитов в шиитской ветви ислама. Группа была связана строгой дисциплиной и верностью шейху, «Старцу Горы», как именовали его крестоносцы. Основным методом расправы последнего со своими противниками было тайное убийство. Ни один обидевший его человек не мог укрыться от кинжалов его агентов, чей фанатизм увеличивался благодаря курению гашиша, от чего и происходит их имя и наше понятие – «убийца» («ассасин»).16 Ассасины вели постоянную скрытую войну против Аббасидов, крестоносцев и сельджуков. Среди их жертв были избранный король Иерусалима Конрад (убит в 1192 г.) и известный визирь сельджуков Низам аль-Мульк, автор замечательного трактата о государстве «Сийасет-нама», убитый в 1092 г.17
Христианский мир являл не более единства, нежели исламский. На Западе было два института, претендовавших на универсальность: римская католическая церковь и Священная Римская империя германской нации. Их власть не признавалась всей Восточной Европой, но в особенности – греческим православием. Более того, историческое продолжение подлинной Римской империи – Византийская империя – группировалась вокруг Константинополя до 1204 г.
Еще до низвержения греческой империи на Босфоре и установления там латинской империи власть папы римского чрезвычайно укрепилась благодаря крестовым походам. Папы теперь имели в своем распоряжении армию и испытывали большое искушение использовать ее в своих интересах.18 Крестовые походы постепенно приобрели новый смысл, получив направленность не только против мусульман, но также и против раскольников (греческих православных). Атака на Константинополь представляла собой южное направление римско-католического натиска; одновременно северный путь был открыт немецким миссионерам и рыцарям в Балтийском регионе. Орден меченосцев был создан в Ливонии в 1202 г. За ним последовал Тевтонский орден в Пруссии (1229 г.).19 Так быстро обретал форму антиправославный крестовый поход.
Одновременно в 1209 г. начался внутренний крестовый поход, направленный против «еретиков» дома – альбигойцев и катаров.20 Хотя власть папы имела тенденцию к быстрому расширению, ее рост в значительной степени подрывали расхождения между Римом и «Римской империей» германцев. Глубокий конфликт между императорами и папами высасывал силы обеих сторон. Драматическая борьба Фридриха Барбароссы (1155-99 гг.) и папы завершилась поражением амбициозных планов первого и компромиссом. Сын Фридриха Конрад сохранял, по крайней мере внешне, мир с папой, но в правление его сына Фридриха II (1215-50 гг.) началось новое силовое столкновение между церковью и империей. Кроме того, император встретился с оппозицией со стороны некоторых из его сильных вассалов, а также ряда городов; и вне империи существовали могучие государства, подобные Франции и Англии.
Политические и религиозные трения в мусульманском и христианском мирах, равно как и конфликт между двумя Палестинами, ослабил потенциал их сопротивления какой-либо внешней опасности, подобной той, что исходила из Монголии. В социальной организации существовало много сходства между западным феодализмом и иктой (феодом) как формами организации Переднего и Ближнего Востока.21 Хотя императоры и короли поддерживались могучей аристократией, время от времени приходилось отвечать на требования своих неверных вассалов, которые казались им чрезмерными. Крестьяне эксплуатировались либо их господами, либо сборщиками налогов, в зависимости от природы режима в каждом случае. Города поднимались; ремесла и торговля процветали в Европе и на Ближнем Востоке, от Хорезма до Италии.22 Относительно образования и технологии, несмотря на так называемый «Ренессанс XII века» в Европе, мусульманский Восток был, возможно, все еще на более высоком культурном уровне в то время, нежели Запад. При этом жизнь как в Европе, так и на Переднем и Ближнем Востоке была легка лишь для немногих. Деспотические капризы восточных властителей затрагивали даже этих избранных, а правители на Западе тоже бывали тиранами. Несколько процветающих городов Северной Италии были разрушены императорами; когда начинался внутренний крестовый поход, без разбору уничтожались как действительные, так и подозреваемые «еретики»; задача спасения душ невинных оставалась на долю Бога.
Быстрое распространение «ересей» на Западе, Переднем и Ближнем Востоке было само по себе знаком неудовлетворенности обычного человека своей судьбой. Это подчеркивало еще один аспект внутренней слабости как христианского, так и мусульманского миров.
До сих пор с целью упрощения аргументации я избегал каких-либо ссылок на Русь. Читатель найдет картину политической, экономической и культурной ситуации на Руси в конце XII и начале XIII веков в предшествующем томе этой серии.23 Здесь же достаточно сказать, что, подобно Западной Европе, Русь, несмотря на политические расхождения среди князей, добивалась постепенных экономических и культурных завоеваний. Более того, ее свободные политические институты обеспечивали ей уникальность положения между восточными монархиями и западными феодальными государствами. Однако внутренняя борьба ее князей и нарастающая опасность крестового похода с Запада серьезно ставили под угрозу шансы Руси отвратить опасность нашествия с Востока.
iknigi.net
Монголы в Западной Руси. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв.
Монголы в Западной Руси
Даниил Романович поспешил укрыться в Венгрии до подхода Батыя к Киеву. Западная Русь была беззащитна. Монголы подступили к городу «Колодяжьноу», строящему и поныне в верховьях реки Случ. Это ворота на Волынь. Монголы установили у стен Колодяжина двенадцать пороков, но не сумели разбить стен. Тогда завоеватели пустились на хитрость и стали лукаво «перемолъвливати люди». Горожане открыли ворота и были безжалостно перебиты.
От Колодяжина монголы двинулись на север, вниз по долине реки Случ, и подступили к еще одной крепости, охранявшей Волынь с востока, к городу Каменцу.
Батыя занимал вопрос безопасности тыла, и он стремился последовательно завладевать всеми ключевыми твердынями и, лишь истребив их гарнизоны, двигался далее к западу.
Монголы завладели Каменцом и двинулись на юго-запад к городу-крепости Изяславлю, в верховья реки Горынь. Изяславль также был взят, и отряды Батыя подступили к двум городам: Данилову и Кременцу. И произошло чудо. Монголы, не знавшие неудач ни в Китае, ни в Иране, ни в других странах, откатились от стен Данилова и Кременца несолоно хлебавши. Оба города располагались на высоких скалах, и монголы, несмотря на все искусство своих инженеров, «видивъ же Кременець и градъ Даниловъ яко не возможно прияти емоу и отиде от нихъ». То была заноза или своего рода рубец в сознании Батыя и его военачальников, не позволившая монголам долго пребывать в Центральной Европе.
Монголы взяли приступом обе столицы Западной Руси — Владимир-Волынский и Галич и «иныи град многы имже нес числа». Население городов беспощадно избивалось. Завоевателям были нужны либо рабы, либо бездыханные тела. Всякий свободный человек должен был быть уничтожен.
Наконец, находившемуся среди монголов мужественному боярину «Дмитрови же Кыевьскомоу тысяцкомоу Даниловоу» удалось убедить Батыя выступить в Венгрию. Дмитрий убедил монголов, что каждый день, проведенный ими на Руси, обернется против них усилением противников в Центральной Европе. Боярин не мог «види бо землю гибноущоу Роускоую от нечстваго» и послужил отчизне еще раз чем мог. Армия Батыя двумя потоками хлынула в Польшу и Венгрию. Поход монголов на запад в 1241 г. продолжился.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Русь и монголы. Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного
Русь и монголы
Монгольская власть на Руси для простого народа началась с переписи населения. Первая такая перепись прошла в 1257–1259 годах, целью ее было определение численности платежеспособного населения. До этого монголы почти не предпринимали попыток непосредственно вмешиваться в жизнь русских княжеств, ограничиваясь лишь поддержкой одних князей и устранением других. Считается, что первая четверть века монгольской власти была для Руси самой тяжелой, однако фактов, подтверждающих это, немного. Страна была не так уж сильно разорена – военные действия длились всего три года, охватывая каждый раз лишь ограниченную территорию. Башкиры, к примеру, непрерывно воевали с монголами 34 года. Кроме того, Батый в 1240-е годы вынужден был бороться с Даниилом Галицким, который решил сопротивляться до конца и ради этого обратился за поддержкой к папскому престолу. Лишь в 1259 году монголы заставили Даниила разрушить крепости и открыть дорогу на Польшу. Он вынужден был стать ханским вассалом и спустя пять лет умер.
Другую политику вели новгородские и владимиро-суздальские князья, принявшие курс на поддержку монголов. По сути, у них не оставалось выбора – война на два фронта неизбежно привела бы их княжества к уничтожению. В 1251 году Александр Невский отправился в Орду и побратался с сыном Батыя, став таким образом приемным сыном хана. Год спустя он привел на Русь монгольский корпус и выступил против своего брата Андрея, правившего во Владимиро-Суздальском княжестве. Андрей, вместе с Даниилом Галицким готовивший союз с Европой против монголов, был разбит и бежал в Швецию. (Позже он смог вернуться на Русь, брат примирил его с ханом и дал на княжение Суздаль.)
Хан Золотой Орды
Александр Невский стал великим князем и правил на владимирском престоле. Ему удалось подавить недовольство населения переписью и при этом добиться отстранения монгольских чиновников. В 1262 году в Суздальской земле начались восстания против непомерных поборов; Александр, не сумев подавить его сам, отправился в Орду, чтобы уговорить хана не посылать карательную экспедицию – и ему удалось это сделать. По дороге из Орды домой Александр умер. Незадолго до этого он отдал Москву в удел своему сыну Даниилу, который и стал родоначальником князей московских. По-видимому, политика Александра имела сторонников и в Орде, поскольку в 1266 году новый хан Менту-Тимур уменьшил подати и упорядочил их сбор. Он же освободил от налогов русскую церковь и гарантировал автономию Новгороду. В последней четверти XIII века власть монголов была существенно ослаблена войной между законными ханами и узурпатором Ногаем, в которой русские князья принимали самое непосредственное участие. (Вассалы Ногая получали право самостоятельно собирать налоги в его пользу – служба эта оказалась необычайно выгодной.) Казалось бы, пришло время сбросить иго – но доселе независимое Смоленское княжество обращается с просьбой принять его в состав Орды: молодая и агрессивная Литва была пострашнее раздираемой внутренними противоречиями Орды. Но, вопреки надеждам русских князей, Орда не распалась. В 1300 году к власти пришел хан Тохта, и единство правления было восстановлено. Впрочем, Русь сохраняла некоторую автономию: когда сменивший в 1312 году Тохту Узбек объявил ислам официальной религией, Руси это никак не коснулось.
Ко второй половине XIII века политическая карта Восточной Европы решительным образом изменилась. Подавляющая часть русских земель была под властью Монгольской империи, независимыми оставались лишь Полоцкое и Турово-Пинское княжества. В Прибалтике на смену разрозненным языческим племенам пришли агрессивные Ливонский и Тевтонский ордена и Литва, последнее языческое государство Европы. Окрепла Швеция, все чаще притязавшая на новгородские земли по берегам Ладоги и Финского залива. Византию, почти лишившуюся территории после многочисленных нашествий с востока и запада, уже не воспринимали всерьез. В пределах самой Руси князья были заняты междоусобными войнами. С конца 1270-х годов русские князья неоднократно приводили монголов на Русь, опустошив и разорив Владимиро-Суздальскую и Новгородскую земли. Это привело к тому, что ведущая роль перешла к новым центрам, до того пребывавшим почти в безвестности, – Москве и Твери.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru