Русские князья и этапы становления Российского государства. Первый князь древнерусского государства рюрик постепенно присоединил к


Первые князья древнерусского государства. Олег. Игорь

«Русь» и «Рось»

Государство, возникшее на землях восточных славян, стало именоваться Русь. Откуда же пошло это слово? «Русами» северные племена называли союзных варягов, пришедших в их земли. Под понятие «русы», вероятно, подпадали Рюрик со всеми дружинниками и домочадцами, а также Аскольд, Дир и Олег.

Первые князья древнерусского государства

Пришедшее с севера название «Русь» первоначально закрепилось за киевскими, черниговскими и переяславскими землями, так как именно туда пришла большая часть варяжской знати. «Русами» стали называть не только варягов, но и всё ближайшее окружение князя, куда входили и знатные славяне. Позже это понятие ещё больше расширилось.

В языке восточных славян на юге есть схожее по звучанию слово «рось», что означает «светлый». Росами называли светловолосых людей ещё персы. Это слово закреплено в названии притоков Днепра— Рось и Росава. Возможно, название «Русь» — своеобразный сплав северного «рус» и южного «рось».

Варяги не были отдельной частью славянского общества, тесно взаимодействуя с местной знатью и образовывая слитную правящую верхушку. Варяги охотно роднились со славянами, сливаясь в единый народ. Так рождалась новая древнерусская народность.

Русь при Олеге и Игоре

Русь IX — первой половины X в. представляла собой союз полунезависимых княжеств, в каждом из которых был свой князь. Сколько тогда было таких княжеств, точно неизвестно, но свои княжения сохранились у древлян, дреговичей, северян.

Первые князья древнерусского государства

Земли полян, кривичей и ильменских словен (т.е. большая часть земель вдоль торгового пути «из варяг в греки») оказались под прямым правлением киевского князя.

Киевский князь был первым лицом русского государства. Он опирался на свою дружину. Дружинники были не слугами, а товарищами князя. Дружина, например, могла отказаться от предложенного князем похода, если считала его невыгодным. Дружина делилась на старшую (бояр) и младшую (детьцких). Бояре были в первую очередь советниками князя, а детьцкие — его воинами.

С другими князьями славянских земель Киев подписывал союзнические соглашения — ряды. По такому ряду князья должны были давать киевскому князю право собирать в своих землях полюдье (своего рода дань) и предоставлять ему свою дружину и военное ополчение в случае больших походов или для отражения нападений извне. Ополчением всех русских земель командовал общерусский воевода, который к Х в. стал вторым лицом государства и имел огромную власть и влияние. Даже договоры с Византией подписывались и от имени князя, и от имени его воеводы.

Местные князья были довольно независимы и старались полностью выйти из подчинения Киеву, и одной из важнейших задач киевского князя была ликвидация местных княжений и усиление собственной централизованной власти.

ПолюдьеПолюдье

Чтобы представить себе жизнь Руси того времени, нужно подробнее рассказать о полюдье. В ноябре, когда на Днепре появлялся первый лёд, князь с дружиною отправлялся в «кружение» по славянским землям, собирая дань с общинников. Центрами сбора этой дани часто становились славянские города, что способствовало их развитию. К апрелю, когда Днепр освобождался ото льда, киевляне снаряжали свои ладьи и отправлялись в Византию продавать то, что удалось собрать в ходе полюдья. К киевским ладьям присоединялись корабли новгородцев, черниговцев, смолян, также везущих свои товары в Константинополь. Но не только с Византией торговали русские — ходили они и по Волге в Волжскую Булгарию и в Хазарский каганат, где были большие колонии русов и славян, и даже в Чехию, и в германские земли.

Князь ОлегКнязь Олег

Таким образом, организация полюдья и торговля, главным образом с Византией, были основными задачами русских князей IX — первой половины Х в. Ославянившаяся киевская дружина, поклоняющаяся уже славянским божествам, заключая договора, клялась Перуном и Велесом. Перун в верованиях славян был военным богом, а Велес — «скотьим». Велес был не только покровителем скота, но и богом богатства (слово «скот» у славян означало «деньги») и торговли. Эта клятва выражает суть княжеской политики — война и торговля.

Иногда русские ходили на Византию войной «выжимать» из неё выгодные торговые соглашения. Неудачный византийский поход Аскольда и Дира имел политическую подоплёку — киевляне хотели показать и Византии, и северным княжествам свою силу, стремление объединить славянские земли под своей властью.

О развитии древнерусского государства говорит появление веча — народного собрания, решающего вопросы созыва ополчений, заключения союзных договоров (рядов), организации выплат дани, судебные вопросы и др. Народное вече было у древлян, у ильменских словен и в других княжествах. В Киеве если и было вече, то роль его была крайне незначительной. Киевский князь в своих решениях опирался на дружину и, возможно, на некий «Закон русский», о котором упоминают некоторые документы тех времён.

dolzhenznat.ru

Рюрик – основатель древнерусского государства

 

РЮРИК – основатель древнерусского государства

Долгая дорога «в князи»

В 862 году произошло событие, положившее начало древнерусской государственности. Первым русским князем стал Рюрик, которого, согласно древним летописям, призвали на княжение славяне, кривичи, чудь и весь «от варягов».

Князь Рюрик

«Варягов» необходимо отличать от «викингов». Викингами, или норманнами, назывались скандинавские морские воины. А варяги - это их «коллеги» из славянских племен, которые совершали разбойничьи нападения на территории вдоль Балтийского моря, которое в IX веке называлось Варяжским. Варяжские дружины в союзе с викингами опустошали страны Англии, Франции, Испании и Северной Африки, а награбленное добро через купцов уходило на Восток по знаменитому торговому маршруту «из варяг в греки». В XVIII веке норманистам, считавших родоначальниками Руси скандинавов, возразил Михаил Ломоносов, утверждая, что русы пришли из славянских земель. Ученый считал их пруссами, жившими на восточно-южных берегах Варяжского моря. Он писал в своих «Возражениях на диссертацию Миллера»: «…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с родом своим пришел из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы, или поруссы, показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов». Славянскую версию происхождения варягов-русов еще за пару столетий до Ломоносова высказал австрийский историк, советник посла в Московской Руси барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он писал: «Русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком».

Основатель княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей родился в г. Рерике в 806-807 гг. в семье Годолюба (Готлейба), князя славян-рарогов, входивших в племенной союз вендов, или ободритов (т.е. жителей берегов реки Одры/Одера), проживающих на территории Померании/Поморья (историческая область на северо-востоке Германии, на побережье Балтийского моря) и занимавшихся хлебопашеством, ремеслами и торговлей. Матерью Рюрика была средняя дочь новгородского посадника князя Гостомысла – Умила (Умилена). У нее было еще два сына – Трувор и Синеус. Имя «Рюрик» происходит от славянского «Рарог» и означает «сокол». Именно эта птица – пикирующая головой вниз на добычу – изображена на гербе Рюриковичей и в стилизованном варианте «трезубца» существует на гербе современной Украины.

В 808 году датчане во главе с королем Готфридом казнят князя Годолюба на глазах защитников города Рерика, его жены Умилы и детей. Мать Рюрика закрыла своим младшим сыновьям глаза, а старший видел всю процедуру казни, и это оставило настолько глубокую рану в душе маленького Рюрика, что в дальнейшем проявилось в виде эпилептических припадков и закрепилось в роду Рюриковичей. Славянка Умила с детьми смогла бежать на остров Руян (Рюген), где располагался город Аркона с храмом главного божества балтийских славян – Святовита (Свентовита). Святилище представляло собой каменный храм красного цвета, где находилось изображение бога в виде четырехликого идола, а также хранились военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье. При храме жил белый священный конь. Варяги считали, что ночью их бог на этом коне выезжает для участия в сражениях с врагами.

Первое упоминание в древних текстах о молодом Рюрике Годолюбовиче приходится на 826 год, когда он вместе со своим сводным братом Харальдом появляется при дворе франкского короля Людовика. Король благословил их на борьбу с датчанами, подтвердив право владения отцовскими землями. Но последовавшие вскоре междоусобные войны во франкском государстве и передел земель между наследниками короля привели к тому, что территория к востоку от Эльбы, у основания Ютландского полуострова и на его перешейке перешла во владение к королевскому сыну Лотарю. Такой поворот событий стал той причиной, по которой Рюрик и Харальд подались в варяги.

Варяжская дружина не была шайкой обычных убийц и мародеров, это был военный орден со своим уставом и железной дисциплиной. Отряды опытных и жестоких варягов были самой лучшей армией, действовавшей как на суше, так и на море. Они контролировали Балтийское море (которое тогда так и называлось – Варяжским) с помощью легких судов (так называемые ладьи), вмещавших до 70 человек. Профессия викингов стала очень популярной, их воспевали скальды в песнях и сагах. Рюрик и Харальд сформировали дружину из славян на острове Руяне и примкнули к норвежцам, поскольку датчане были кровными врагами для братьев. С 843 года флот норманнов появился у берегов Франции, где они разграбили многие земли и города вдоль берегов крупных рек. Судя по всему, Рюрик крепко обиделся на франков, не выполнивших обещания помочь, презревших память о его казненном отце. Затем варяги и норманны достигли берегов Африки, разоряя все земли на своем пути. На обратном пути один из отрядов высадился в Испании, атаковал и взял штурмом неприступную Севилью. Большинство кораблей, участвовавших в этом походе, были норвежскими. Но арабские хронисты Ахмед-ал-Кааф и Ал-Якуби отметили, что варяги, бравшие Севилью, были другой национальности - «ал-рус». И командовали ими братья Харальд и Рюрик. На острове Руян (Рюген) они устроили свою хорошо укрепленную морскую базу, откуда и планировал дальнейшие походы. В течение семи последующих лет имя Рюрика становится широко известным, оно все чаще фигурировало в донесениях о варяжских набегах. Рюрик принимает участие в первом штурме Парижа, в одном из очередных набегов погибает его сводный брат Харальд. В это время Рюрик уже женат на Ефанде, дочери норвежского короля, с которой родили несколько детей, старшего наследника звали Игорем. Воспитателем к нему был приставлен брат жены - Олег, жрец и предсказатель из викингов, впоследствии прозванный Вещим.

Рюрик стал одним из самых известных и удачливых пиратских вождей, и в 850 г. его избрали предводителем в совместном походе нескольких эскадр. Под его началом 350 кораблей (около 20 тыс. воинов) обрушились на Англию. Следующим объектом нападений Рюрика стала Германия. Опустошая немецкие земли вдоль Рейна, он навел такой ужас, что император Лотарь был вынужден вступить с Рюриком в переговоры, приняв ряд его условий: признал право Рюрика на отцовское княжество, согласился считать его своим вассалом. Император был обязан поддержать Рюрика в войне за утраченное наследство с Данией.

Операция началась успешно: дружины Рюрика и отряды наемников высадились на его родине, где свергли князей - ставленников датчан. Поскольку Рюрика поддержало население, поэтому он овладел землями княжества, захватил и часть Ютландского полуострова, которая раньше принадлежала рарогам. После этих побед князь заслужил на западе прозвище Рюрика Ютландского. Но враги начали собирать армии, а император Лотарь предал своего вассала, испугавшись войны с Данией. В 854 году Рюрик остался перед лицом неприятелей только с собственными силами, поэтому терпел поражения. Предприятие закончилось провалом...

 

Княжение Рюрика

К 860 году новгородский князь Гостомысл, будучи на пороге смерти, был озабочен поисками достойного преемника. Прямых наследников по мужской линии уже не было в живых, и выбор посадника пал на Рюрика, который был внуком Гостомысла от средней дочери, а также знаменитым и опытным военачальником, героем, имя которого гремело на Балтике. На обращение к нему новгородского посольства: «…Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. управления) в ней нет – идите княжить и владеть нами…» - Рюрик согласился, поскольку мечтал о собственном династическом государстве.

В 862 году Рюрик со своей дружиной пришел в Новгород. Сам Рюрик сел в Ладоге, а Синеуса и Трувора посадил в Белоозере и Изборске. Ладога была воротами торгового пути «из варяг в греки», и Рюрик контролировал товарный поток, пополняя собственную казну. В течение последующих двух лет Рюрик присоединяет к своим владениям еще и Смоленск, Ростов, Муром – земли, бывшие под началом Хазарского каганата. В 864 году внук Гостомысла от старшей дочки Вадим поднял мятеж, не довольствуясь своим зависимым положением и поддерживаемый новгородскими боярами, купцами и волхвами (последние ненавидели Олега Вещего, изменившего заведенные ритуалы поклонения языческим богам). Восстание Вадима Храброго было жестоко подавлено, как сказано в летописях: «…того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих уби новгородцев».

Покончив с внутренними врагами, Рюрик начинает создавать собственное государство.

После 864 года Рюрик совершает походы в днепровские степи, где грабит и убивает хазарских, мадьярских и греческих купцов. Со своей дружиной он входит в Киев, где ведет переговоры с Аскольдом и Диром и заключает договор с целью защиты своих южных рубежей. Однако в 866-870 Аскольд пошел войной на племена полян и кривичей – законные владения Рюрика, потерпев при этом сокрушительное поражение. Рюрик строил планы относительно захвата Киева, поход на Царь-град и разгром Хазарского каганата, но ему были нужны могущественные союзники. Поэтому он в 873-879 годах неоднократно ездил на Запад, где договаривался о военной поддержке с наследниками франкского короля Лотаря. К сожалению, смерть в 879 году оборвала его замыслы, но их воплотил в жизнь жрец-воин Олег Вещий вместе с князем Игорем Рюриковичем.

Таким образом, благодаря Рюрику был заложен фундамент Киевской, а позднее – Московской Руси. Очень познавательно рассказано о родоначальнике княжеской династии Русского государства в фильме Михаила Задорнова «Рюрик. Потерянная быль».

 

 

365-tv.ru

Князь Рюрик.docx - История Древнерусского государства(от Рюрика до ...

общем, стало более образованным, произошло становление единого языка. Церковь начала искоренятьсовсем уже жестокие языческие обычаи.Надо сказать, что Владимир довольно долго выбирал религию для принятия. Когда же его выбор сфокусировался на выборе христианства, у него был второй выбор ­ принимать систему христианства по примеру Византии, или принимать католическое христианство. В последствии, он выбрал Византийскую систему из­за ее гибкости. К примеру католическое христианство предполагало проведение всех обрядов на латыни. Византийское христианство было более гибким, обряды и молитвы были переведены на местные языки.Кстати, примерно в это же время произошел раскол христианства. Это произошло из­за постепенного расхождения христианства в Священной Римской Империи и христианства в Византии. В итоге папа римский даже отлучил от церкви патриарха Константинополя и лишь в 2001 году были принесены извинения по поводу того события.В целом, переход к христианству на Руси прошел спокойно. Улучшились отношения между Византиейи Русью и т.д. Хотя на Руси и сохранились старинные обряды и обычаи, новая церковь либо закрывалана них глаза, либо стала считать их христианскими (проявление гибкости новой религии). Владимир совершил множество разных походов в дальнейшем. Упоминать их не обязательно (смотрите вики­страницу о князе, если интересно). Более того, Владимир даже принимал законы, а также согласовывал их со своей дружиной.Смерть и наследиеВ последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину.Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк и Ярослав — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Поэтому, когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015, окружающие скрыли его смерть. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церквь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году.У Владимира было огромное количество детей. Ознакомиться со всеми вы также можете на вики­страничке про князя.Начало междоусобицУ Святослава было трое сыновей. И вы уже прекрасно знаете, что они устроили на Руси в борьбе за власть. Так вот, у Владимира было 10 сыновей и 13 дочерей. Опять же следует повториться, что никаких законов передачи трона в случае смерти князя естественно не было.В сложившейся ситуации Владимир, возможно, перед смертью хотел передать княжение своему любимому сыну Борису. Но другой его сын, Святополк, убил практически всех своих братьев, включая Бориса. Святополк стал великим князем Киевским, но не надолго (правил всего пару лет).Но у Святополка остался еще брат ­ Ярослав. Ярослав выступил со своим войском против Святополка. Оба войска не решались напасть друг на друга. Первым все­таки напал Ярослав, причем втот момент, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в озеро, а Ярослав захватил Киев.Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, князя Болеслава I Храброго. В 1018при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород. Святополк снова занял Киев. Не желая содержать войска Болеслава, поставленные в русских городах на прокорм, он разорвал союз и изгнал поляков. Вместе с Болеславом ушли и многие киевские бояре. Меньше чем через год лишившийся военной силы Святополк вынужден был снова бежать из Киева от вернувшегося с варягами Ярослава. Киевский

znanio.ru

Презентация на тему "Первые князья древнерусского государства"

Презентация на тему: Первые князья древнерусского государства

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

№ слайда 2 Описание слайда:

СОДЕРЖАНИЕ Деятельность и личные качества Рюрика, Олега и Игоря. Договоры с Византией Хозяйственная и внешне политическая дея- тельность Ольги. Поездка в Константинополь

№ слайда 3 Описание слайда:

Рюрик РЮРИК по русским летописным преда-ниям, один из братьев-конунга, т. е. предводителя варяжских дружин, якобы призванный “из-за моря” новгородскими славянами с целью прекращения междоусо-биц в Новгороде основавший Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, и последствии стал пол-новластным правителем Новгородской зем-ли.

№ слайда 4 Описание слайда:

Призвание Рюрика

№ слайда 5 Описание слайда:

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен. Рюрик правил сначала в Ладоге. Он не был призван “из-за моря”, а захватил в 862 власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усоби-цами. Легенда о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными дан-ными источников, которые говорят о складывании государственности у славян задолго до IX в. и о становлении Древнерусского государства вследст-вие внутреннего общественного развития.

№ слайда 6 Описание слайда:

Рюрик - князь земли Новгородской

№ слайда 7 Описание слайда:

Олег Олег (879 – 912 гг.) – великий князь киевский, возможно родственник Рюрика , опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Рюрик, умирая, передал свое княжество родичу Олегу, а также “отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал”. Под 882 летописец сообщает о захвате Олегом Смоленска и Любеча, которые он присоединил к своим владениям. Затем, говорит летописец, Олег подошел к Киеву и хитростью выманил на берег Днепра княживших там Асколда и Дира. Он заявил им: “Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода”, а когда вынесли княжича Игоря, добавил: “А это сын Рюриков”. После этого Асколд и Дир были убиты воинами Олега, а сам он вокняжился в Киеве, сказав при этом, что он (Киев) “будет матерью городов русских”. 882 год некоторые историки считают датой образования раннефеодального государства Русь.

№ слайда 8 Описание слайда:

Восхождение князя Олега Князь Олег с маленьким Игорем

№ слайда 9 Описание слайда:

Олег строил города, определил размеры податей со словен, кривичей и мери, приказал Новгороду платить ежегодную дань варягам в 300 гривен для сохранения мира. В 883 он “примучил” древлян, в 884 победил северян, в 885 подчинил себе радимичей, обложив все эти народы данями. Пытался завоевать он уличей и тиверцев. Иоакимовская летопись сообщает, что Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.

№ слайда 10 Описание слайда:

Триумф князя Олега

№ слайда 11 Описание слайда:

Игорь Игорь (912 – 945 гг.) – великий князь киевский. «Повесть временных лет » называет его сыном Рюрика. Согласно летописи, князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь уже в зрелом возрасте. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку, древляне пытались отказаться выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться.

№ слайда 12 Описание слайда:

Князь Игорь Подчинение древлян

№ слайда 13 Описание слайда:

В период правления Игоря процесс склады-вания государства еще не был завершен, в частности, не сложилась налоговая система, о чем свидетельствует летописная легенда. Согласно «Повести временных лет», князь Игорь отправился со своей дружиной в полюдье в древлянскую землю. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать ее еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году.

№ слайда 14 Описание слайда:

Походы на Византию Под 907 “Повесть временных лет” рассказывает о походе Олега на Византию, в котором приняли участие все подвластные ему народы. К Царьграду подошла русская конница и флот, насчитывающий 2 тыс. кораблей. Русские сожгли многие дома и церкви, перебили множество народа в константинопольских предместьях. Они пытались убить Олега, вынеся ему из города отравленные пищу и вино. Но русский князь не принял их “даров”. Византийцам пришлось заплатить Олегу огромную контрибуцию. Русь заключила с Византией очень выгодный мирный договор, предоставлявший большие льготы русским купцам. Уходя от Царьграда, Олег в знак победы повесил свой щит на городских воротах. В Киев он привез из похода золото, шелка, “плоды земные”, вино и “всякое узорочье”. Тогда же он получил прозвище Вещий.

№ слайда 15 Описание слайда:

Князь Олег прибивает щит на вратах Царьграда

№ слайда 16 Описание слайда:

Игорь тоже предпринимал походы на Царьград, первый из них закончился очень печально для русского войска, большая часть войска князя была уничтожена. Князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей, варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, князь Игорь принял предложение императора. На сле-дующий год Киев и Царьград обменялись посо-льствами и заключили новый мирный договор 944 г .

№ слайда 17 Описание слайда:

Послы Русичей

№ слайда 18 Описание слайда:

Хозяйственная и внешнеполитическая деятельность Ольги. Ольга (945 – ок. 965 гг.) – великая княгиня, вдова князя Игоря . Княгиня Ольга – одно из самых интересных лиц древней русской истории. Своеобразие ее положения состоит уже в том, что из всех правителей «империи Рюриковичей» она – единственная женщина. Происхождение ее неизвестно. Вероятно, она была «от рода же ни Княжеска, ни Вельможеска, но от простых людей».

№ слайда 19 Описание слайда:

Княгиня Ольга

№ слайда 20 Описание слайда:

После гибели Игоря 945 г. сын Игоря – Святослав – был в это время еще ребенком, и, таким образом, княгиня Ольга стала фактически правительницей всей земли Русской. Следуя традиции кровной мести, она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, по сути дела, Ольга провела первую в истории Древнерусского государства налоговую реформу. В 946 г. она ввела фиксированный размер дани - уроки , порядок ее сборов и их систематичность, что способствовало укрепле-нию княжеской власти на подвластных территориях. Летопись упоминает об организации Ольгой становищ и по-гостов , которые впоследствии становятся администрати-вными центрами государства.

№ слайда 21 Описание слайда:

Экономическое укрепление, последовавшее за админи-стративными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса Киевской Руси в между-народных отношениях. Закрепить это новое положение своего государства Ольга решила приобщением к христианской вере. Причем княгиня стремилась получить крещение именно из рук византийского патриарха и именно в столице империи – Константинополе, так как это повышало престиж внутри Руси и за ее пределами. Согласно летописи, Ольга была первой княгиней, принявшей христианство . Видимо, это произошло в 955 г. в Константинополе. Она вернулась в Киев со священником, что способствовало дальнейшему распространению христианской религии в русских землях, создавало предпосылки для принятия христианства в восточном варианте. В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга стремилась к международному признанию без применения силы. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.

№ слайда 22 Описание слайда:

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Современная икона

№ слайда 23 Описание слайда:

Поездка в Константинополь Обратимся к имеющимся в нашем распоряжении документам. Достоверно известно, что киевская княгиня ездила в Константинополь во времена императора Константина Багрянородного, причем в период его единоличного правления, то есть после отстранения от власти Романа Лакапина и его сыновей (945—959 гг.). Константин оставил подробное описание приема Ольги при византийском дворе. Ольга была язычница, но имя Бога Вседержателя уже славилось в Киеве. Она захотела стать христианкою и сама отправилась в столицу империи и Веры греческой. Там патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Наставленная в святых правилах христианства самим патриархом Ольга возвратилась в Киев. Император, по словам летописца, отпустил ее с богатыми дарами и именем дочери, но кажется, она вообще была недовольна его приемом. Княгиня, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждения язычества, но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям.

№ слайда 24 Описание слайда:

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь

ppt4web.ru

Образование Древнерусского государства

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:[email protected] (Ответы отправить или в поле письма, или в прикрепленном документе Word)

Задание 1

Определите, что обозначено на карте цифрами

Задание 2

Какой цифре на легенде к карте соответствует отрывок из «Повести временных лет»?

«И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено».

Задание 3

Какой цифре на легенде к карте соответствует отрывок из «Повести временных лет»?

 «И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге...».

Задание 4

Какой цифре на легенде к карте соответствует отрывок из «Повести временных лет»?

 «И увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошел к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря, Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и вынесли Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли [Аскольда] на горе, которая называется ныне Угорской».

Задание 5

Выберите города

А: Подчинившиеся РюрикуБ: Присоединенные князем Олегом

  1. Белоозеро
  2. Искоростень
  3. Киев
  4. Ладога
  5. Муром
  6. Новгород
  7. Псков
  8. Ростов
  9. Смоленск
  10. Чернигов

Задание 6

Какие утверждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Найдите в приведенном списке три утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны?

  1. Варяги пришли в земли славян откуда0то из-за Черного моря.
  2. Древнерусское государство в процессе своего образования постоянно воевало с волжскими булгарами и дунайскими болгарами.
  3. Древнерусское государство формировалось вдоль пути "из варяг в греки".
  4. Князь Олег стремился поддерживать мирные отношения с Византией и шел ей на уступки.
  5. Уже при князе Олеге в составе Древнерусского государства оказалось большинство восточнославянских племен.
  6. Центр формирующегося Древнерусского государства постепенно перемещался с севера на юг.

 

 

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:[email protected]

 

www.cherenova.ru

Trojden | Возникновение государства Русь. Первые русские князья: Сахаров А. Н. - 10 класс

Славянский Юг и славянский Север — два центра государственности. К началу IX в. в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы, а позднее, благодаря их объединению, — сильные межплеменные группировки. Такие объединения — начальная восточнославянская государственность — сформировались в Среднем Поднепровье во главе с Киевом и в северо-западном районе во главе с городами Ладогой и Новгородом.

Далее мы будем называть восточных славян так, как их называли древние летописи и другие источники, — русь, руссы, русины.

Первыми известными нам упоминаниями о государственном образовании Русь стали свидетельства исторических документов об ударах руссов по черноморским владениям Византии. В 838—839 гг. в Константинополе, а затем в империи франков побывало посольство от государства Русь для установления дипломатических и торговых контактов.

18 июня 860 г. произошло событие, которое буквально потрясло византийцев. К Константинополю с моря неожиданно подошло огромное русское войско на 200 ладьях. Неделю руссы осаждали город, но тот выстоял. Взяв огромную контрибуцию и заключив почётный мир с Византией, они ушли восвояси. Поход возглавляли князья Аскольд и Дир.

Во второй половине IX в. дружины из Среднего Поднепровья прорывались через хазарские кордоны на Волгу, Северный Кавказ, в Каспийское море.

Киевские рати шли и на север, стремясь взять под контроль всю славянскую часть пути «из варяг в греки» и выходы к Балтийскому морю. Делались попытки, пока неудачные, овладеть Полоцком и подчинить полочан. Восточнославянский Юг начал активное наступление на восточнославянский Север.

В районе озера Ильмень, реки Волхов, на берегах Ладожского озера сформировался мощный союз славянских и финно-угорских племён при главенстве ильменских словен. Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба словен, кривичей, мери и чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. И как поляне скинули на юге власть хазар, так на севере союз местных племён прогнал варяжских правителей. Однако в дальнейшем между местными племенами начались раздоры. Летопись говорит: «И встал род на род». Нескончаемую междоусобицу решили прекратить традиционным способом — пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей.

Происхождение «Руси». Кто такие были варяги? Этот вопрос свыше 200 лет не даёт покоя историкам и в нашей стране, и за рубежом. Одни считали варягов норманнами, скандинавами, исходя из того, что то была эпоха норманнских морских нашествий на богатые европейские страны, куда грабители-норманны отправлялись за добычей.

Долгое время господствовала точка зрения, по которой именно норманны создали государство в землях славян, на что сами славяне якобы оказались неспособны. Этих учёных назвали норманистами, а их взгляды — норманнской теорией возникновения Русского государства.

Её противники получили название антинорманисты. Они доказали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов. Норманисты и антинорманисты существуют и сегодня. Только теперь спор идёт уже о другом — кем были варяги по национальности. Норманисты считают их скандинавами и полагают, что имя «Русь» скандинавского происхождения. Антинорманисты доказывают, что первые русские князья на русском северо-западе — либо балты, либо славяне с южных берегов Балтики. По существу, продолжается спор о судьбах России и славянства.

А что же говорит по этому поводу Нестор-летописец, сведениями которого в первую очередь пользуются и те и другие? Он пишет, что по просьбе различных племён в славянских землях в 862 г. появились варяжские князья — князь Рюрик и его младшие братья Синеус и Трувор — с роды своими, т.е. дружинами и другими людьми. Те варяги назывались русью, — отмечает он. Для Нестора «русь» — это прежде всего определение этнической принадлежности.

Варяги, по мнению летописца, сидят к востоку от западных народов, по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря. А славяньский язык и русский одно есть, — подчёркивает летописец. Это значит, что князья, приглашённые ильменскими словенами и кривичами, были им родственны.

Поминальный камень с рисунками. IX—X вв.

Названия «Русь», «руссы» появились в IX в. и на славянском Севере, и на Юге. Среди всех славянских племён в Центральной, Восточной и Южной Европе были весьма распространены названия руссы, русины. На Западе их называли рутенами, ругами. На славянском языке «русый» означает «светлый». Это типично славянское слово и типично славянское название племён.

Скандинавская серебряная монета-подвеска. IX в.

Другие руссы, русины, рушены жили на землях, примыкавших к южным берегам Балтийского моря. Позднее ильменские словене и кривичи пригласили варяжских князей из руссов возглавить их земли, прекратить здешние междоусобицы и оградить их от варяжских набегов.

Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашённые князья были родственниками прежней местной княжеской династии ильменских словен. Зато нет данных о существовании имени «Русь» в Скандинавии, как нет данных и о том, что в Скандинавии в то время существовали княжеская, королевская власть или какое-то государственное образование, которое могло отправить своих князей в славянские земли. Спор продолжается.

Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Прибыв на Русь в 862 г., Рюрик сел княжить у ильменских словен в городе Ладоге. Затем он перешёл в Новгород, где срубил себе крепость. Синеус стал княжить в землях финского племени весь в городе Белоозере, а Трувор — в землях кривичей в крепости Изборск. В этом рассказе много легендарного, но появление в северо-западных русских землях варяжского правителя — достоверный факт.

Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и финно-угорских земель. Образовался сильный государственный центр, собравший окрестные земли под единой княжеской властью. Теперь Новгород встал против Киева, Рюрик — против киевских князей. Оба центра называли себя Русь — Русь Южная, где утвердилась местная Полянская династия, и Русь Северная, где власть взяли славянские выходцы из Южной Прибалтики. Киев повёл наступление на Север и попытался отвоевать у Новгорода земли кривичей и полочан. Рюрик двинулся на Полоцк. Назревало историческое противоборство между двумя восточнославянскими центрами.

Железный меч с рукоятью, инкрустированной серебром. X в.

В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях вплоть до смерти в 1598 г. бездетного царя Фёдора Ивановича, сына Ивана IV Грозного.

Создание государства Русь. Князь Олег. Олегу выпала доля объединить два древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал рать и предпринял поход на юг. Ударную силу войска Олега составила варяжская дружина. Вместе с ним шли отряды, представлявшие все северо-западные русские земли. Здесь были ильменские словене, кривичи, а также их союзники и данники — чудь, меря и весь. В княжеской ладье плыл и маленький Игорь.

Как повествует летопись, первому удару подверглись те территории, за которые давно шёл спор между Киевом и Новгородом. Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, взял Любеч. Приплыв к Киевским горам, он понял, что взять штурмом хорошо укреплённый и многолюдный город будет трудно. Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией, болгарами, хазарами и печенегами, и его соправитель Дир. Олег пошёл на хитрость.

Спрятав воинов в ладьях, он известил киевского князя, что с севера приплыл купеческий караван и купцы приглашают его выйти на берег. Ничего не заподозрившие князья пришли на встречу. Воины Олега выскочили из укрытий и окружили киевлян.

Варяжский шлем

Олег с маленьким Игорем на руках заявил киевскому правителю, что тот не принадлежит к княжескому роду, а сам он «есть роду княжа» и Игорь — сын князя Рюрика. Аскольда и Дира убили, а Олег утвердился в Киеве и сделал его своей столицей. Согласно летописи, он заявил: «Да будет Киев матерью городов русских!» С тех пор 882 г., год победы новгородского Севера над киевским Югом, отмечается как начало Русского государства.

Призвание варяжских князей. Художник В.М. Васнецов

Но это была лишь военная победа. В хозяйственном, торговом, культурном развитии Среднее Поднепровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, что и подтвердил Олег, сделав Киев стольным городом.

Олег продолжал объединение восточнославянских земель. Он упорядочил свои отношения с Северной Русью, обложил данью новгородских словен, кривичей, другие тамошние племена. Затем Олег подчинил другие славянские племенные союзы — древлян, северян, радимичей, обложив их данью — мехами. В столкновении с Хазарией, чьими данниками были радимичи и северяне, военный успех сопутствовал Олегу.

Убийство Аскольда и Дира Олегом. Литография. XIX в.

На рубеже IX—X вв. Олег потерпел чувствительное поражение от кочевников-венгров (угров, как их называли на Руси). Олег вышел им навстречу, но был разбит и заперся за стенами Киева. Венгры осадили город, но взять его не смогли, и тогда противники заключили мир. По мирному договору 898 г. руссы выплачивали венграм дань, снабжали их продовольствием на дорогу, а венгры обещали быть верными союзниками Руси в борьбе против врагов. Вскоре венгры прорвались в Подунавье и на землях современной Венгрии создали своё государство.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, придав княжеской власти не виданный доселе авторитет и международный престиж, Олег принял титул великого князя, т.е. князя всех князей. Властители отдельных русских княжеств стали его данниками, вассалами.

Новое государство Русь не уступало по своим масштабам Франкской империи Карла Великого или Византии. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Кроме того, оно включало в свой состав разные народы. Всё это делало государство непрочным.

В 907 г. Олег предпринял свой знаменитый поход на Византию. В начале лета огромная русская рать на ладьях и конным строем по берегу двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув её с одного берега на другой, чтобы воспрепятствовать продвижению русских судов. Не имея возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на катки, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира.

Поход Олега на Константинополь. Миниатюра. XV в.

По договору они обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и открыть византийский рынок для русских купцов, которые получили право беспошлинной торговли в пределах империи, что было делом неслыханным по тем временам.

По обычаю, в знак окончания войны и заключения мира русский великий князь повесил свой щит на воротах города.

В 911 г. Олег подтвердил договор с Византией. Прибывшее в Константинополь русское посольство заключило с империей первый в истории Восточной Европы двусторонний письменный договор. В одной из его статей шла речь об установлении военного союза между Византией и Русью.

Княжение Игоря. В 912 г., уже в преклонном возрасте, Олег передал власть Игорю, а сам, согласно легенде, ушёл на север, в родные места, где погиб от укуса змеи. К этому времени Игорь был уже зрелым человеком, женатым на варяжке Ольге. По некоторым сказаниям, Игорь увидел её совсем юной во время охоты в псковских лесах и был пленён её красотой и умом.

Древней Руси повезло на умных и энергичных первых правителей, что подтвердил и Игорь своей политикой. После смерти Олега восстали древляне, стремившиеся отложиться от Киева, к границам Руси подошла орда печенегов. Игорь предотвратил обе опасности. Древляне были вновь завоёваны и обложены тяжёлой данью. Сумел князь договориться и с печенегами. Им навстречу вышла сильная русская рать, и они почли за благо заключить мир.

В 941 г. Игорь повёл огромное войско на Константинополь. На подступах к городу его ладьи были встречены греческими кораблями, с которых их забросали греческим огнём — метательными сосудами с горящей смесью. Это привело руссов в ужас и предопределило их поражение.

В 944 г. Игорь пошёл на Византию вновь, но греки, помня о страшной войне три года назад, запросили мира. По договору 944 г. обе стороны восстанавливали союзные отношения. Византия согласилась по-прежнему выплачивать Руси дань, но русские купцы потеряли право беспошлинной торговли на греческих рынках.

Византийский император клялся на верность договору в Константинополе в присутствии русских послов. А потом греческое посольство в Киеве приняло такую же клятву Игоря. Великий князь и его бояре клялись Перуном и другими богами, а русские христиане из киевской верхушки (их стало уже немало) — в храме, который к этому времени уже стоял в Киеве. В договорах с греками восточнославянское государство называлось Русская земля.

Полюдье и гибель Игоря. Дань во многих странах мира в древности выражала зависимость народов от верховного владыки, означала конец первобытно-общинных отношений, являлась одним из признаков государства. Этот ежегодный налог в пользу князя подтверждал его право владеть землёй, управлять, судить подданных. Одновременно дань означала, что князь берёт на себя обязанность защищать своих подданных и подвластные ему земли. Так, хазарам славяне должны были от каждого дома платить по белке и по одной серебряной монете. Освободив славян от владычества хазар, русские князья обложили данью все подчинённые им славянские земли. В чём же был смысл этих перемен? «Своя» дань оказывалась легче. Тем не менее это была зависимость, и славяне не раз проявляли недовольство ею и восставали против власти киевских князей.

Византийцы сжигают русские корабли. Миниатюра. XV в.

Как собиралась дань на Руси? Глубокой осенью князь с дружиной начинал объезд своих владений с целью сбора с них положенной дани. Это называлось полюдьем, что означало дословно «ходить по людям». Объезд продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. В качестве дани князь и его дружина получали меха, мёд, воск, лён, продукты питания, изделия ремесленников. Именно полюдье обеспечивало товарами дальнюю торговлю. Княжеские и купеческие корабли отправлялись в заморские страны, о Руси и её товарах узнавали в дальних краях. Творившиеся князем и его приближёнными насилия вызывали возмущение людей, столкновения со сборщиками дани. Во время одного из таких столкновений князь Игорь погиб.

Это случилось в земле древлян в 945 г. За восстание против Киева Игорь обложил древлян тяжёлой данью. Однако, собрав её, князь с малой дружиной решил воротиться, чтобы ещё поискать добычи. Возмущённые древляне во главе с князем Малом восстали. Дружина Игоря была перебита, а сам он — казнён. Это было племенное восстание — за былую независимость древлян и одновременно против насилия со стороны рождающегося государства.

Полюдье. Художник К.В. Лебедев

Правление княгини Ольги. Ольга сразу же проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она не только жестоко отомстила древлянам за смерть великого князя, но и провела реформы, сделавшие сбор дани более чётким и определённым. Теперь населению предстояло уплачивать дань по твёрдым нормам, ежегодно свозя её в определённые места — погосты. Там дань принимали и отправляли в Киев. Ольга с дружиной объехала русские земли, повсюду устанавливая уроки (нормы дани) и учреждая погосты.

Византийская монета. X в.

Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения населения налогами. Государство сделало ещё один шаг в своём развитии.

Установив порядок внутри Руси, Ольга обратилась к внешней политике. В 957 г. великая княгиня отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства. Знаменитый византийский император, писатель, дипломат Константин Багрянородный («рождённый в багряной комнате императорского дворца») дал в честь Ольги обед. Княгиню приняла и императрица. В ходе бесед император и Ольга подтвердили и договор, заключённый Игорем, и военный союз двух государств.

Важным вопросом переговоров Ольги в Константинополе стало её крещение. Принимая христианство, княгиня в то же время осознавала силу сохранявшихся на Руси языческих традиций и не стремилась к повсеместному введению в стране новой веры. Вместе с тем Ольге было на кого опереться. В крупных городах среди купцов, горожан и части бояр было уже немало христиан.

Княгиня Ольга. Фреска Архангельского собора Московского Кремля

К тому же для Ольги крещение оказалось не только вопросом политики, но и ответом на некоторые вопросы совести. Она многое пережила — трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами — древлянами. В зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Язычество искало ответа на будоражащие совесть вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, к вере в вечную жизнь человеческой души, в её спасение при условии, что человек раскается в своих грехах. Ольга крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Её крёстным отцом был сам император, её крестил константинопольский патриарх. Ольга стала христи

trojden.com

Русские князья и этапы становления Российского государства

I этап. 862 год

Первым и основополагающим этапом становления Российского государства стало объединение ряда славянских племен (кривичи, весь, чудь, новгородские славяне и др.) под властью Рюрика (862–879) в одно государство, названное Русью. Великую значимость этого события подтверждает тот факт, что оно ярко отражено в «Повести временных лет», написанной 300 лет спустя. Тем не менее, очевидно, что о событии такой давности мало точных данных. В отдельных работах разных историков, а иногда и одного историка много искаженных фактов, несоответствий; это важнейшее для русской истории событие изложено в форме эпического сказания, в чем-то даже шаблонной легенды.

С образованием Руси связано две теории: норманнская (Байер, Шлецер, Погодин, Круг, Куник, Василевский) и антинорманнская (Ломоносов, Венелин, Морошкин, Гедеонов, Иловайский). Трудно отдать предпочтение одной из них за отсутствием достаточного количества фактов. Тем не менее, стоит задуматься над причинами, приведшими к образованию Руси.

Славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам руси, сказать им: земля наша велика, а порядка в ней нет – идите княжить и владеть нами. Слова простые краткие и сильные! Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Так трактует отрывок из летописи Нестора Н. М. Карамзин («История государства Российского, Том I, глава IV). Трудно сказать, что в этом повествовании правда, а что – выдумка. В древних летописях находим урывочные сведения о том, что до 862 года эти племена будто бы платили дань варягам, потом изгнали их и, в конце концов, по совету новогородского старейшины Гостомысла, позвали их на свою землю княжить. Но вряд ли столько событий могло произойти за столь короткий период (2–3 года). Но то, что Рюрик – реальный человек, имевший власть над некоторыми славянскими племенами, бесспорно, хотя о его прошлом практически ничего не известно. Сначала Рюрик правил в Ладоге. Существует даже предположение о том, что он выходец именно из этой земли. Но по смерти братьев он переселился в Новгород, причем в тот, который был отстроен специально для князя, а не первый – древний Новгород. Братья Рюрика – Синеус и Трувор – окутаны еще большей тайной. Многие историки небезосновательно сомневаются в их существовании. Во-первых, они очень призрачно проскользнули в русской истории, умерли через два года после призвания варягов, как гласит летопись. Во-вторых, после тщательного изучения языка, на котором говорили варяги, было обнаружено, что Синеус (сине хус) как нарицательное существительное означает «свой дом», а Трувор (тру воринг) – «верная дружина». Т. е., вполне возможно, что Рюрик пришел на Русь не с братьями, а с домом и дружиной.

Еще более сложны и противоречивы вопросы о происхождении восточных славян, уровне их жизни и степени подготовленности к объединению в одно государство.

Во II веке н.э. славяне выделились из индоевропейской семьи и поселились в Карпатах. Обитали они там в рамках первобытнообщинного строя, а их многочисленные набеги на Византию сравнивались с набегами готов и гуннов. Тем не менее, уже тогда время от времени формировались военные отряды, подчиненные власти одного предводителя.

В VI веке славяне разделились на 3 ветви, и восточные славяне стали заселять территорию Русской равнины. Интересно, что в исторических документах конца VI–VII веков имя славян совсем не фигурировало, но часто упоминалось племя дулебов. Оказалось, что в тот период дулебы, или волыняне имели власть над другими восточнославянскими племенами, т.е. существовало Государство волынян.

VI–IX века – это период естественного перехода восточных славян от первобытнообщинного общества к классовому. Он ознаменовался возникновением неравенства – возвышению одних относительно других. Само неравенство было вызвано появлением излишка продуктов и неравномерным распределением захваченной добычи. Так или иначе, еще до 862 года у восточнославянских племен имелись зачатки государственности.

Доказательства этому:

1)        Появление крупных племенных союзов;

2)        Наличие княжеской верхушки.

Таким образом, государственность на Руси была подготовлена восточными славянами. Более того, с течением времени круг норманнистов редеет. Но нельзя отрицать и то, что личность Рюрика стала связующим звеном для далеко не мирных и не спокойных восточнославянских и угро-финских племен, опорным толчком в переходе к качественно новой ступени развития, символом высшей власти.

II этап 882 год

В 882 году произошло одно из самых значимых для истории России событий – образование Киевской Руси. Это событие на несколько веков определило центр и опору Русского государства.

Предпосылок для движения в сторону Киева было много.

Во-первых, этот город был последним пограничным постом перед степями, заполоненными печенегами, т.е. должен был служить защитой для всех русских земель.

Во-вторых, если Новгород находился на северной части пути «из варяг в греки», то Киев – на южной.

Прочная связь между Новгородом и Киевом означала для Руси контроль над важнейшим в те времена торговым путем. Кроме того, Киев имел выгодное геополитическое положение (находился на холме при слиянии двух рек) и благоприятный климат. Но до появления такой легендарной в древнерусской истории личности, как князь Олег (879 – 912), Киев был простым городом, не связанным с Севером.

Олег пришел к власти после смерти Рюрика в 879 году на правах его родственника (по некоторым источникам, шурина). За 33 года своего правления он смог сделать многое, что укрепило государственность на Руси. В 882 году он организовал поход на Киев. Этот поход был предпринят не с целью грабежа, а с широким политическим смыслом – расширением Руси.

В летописи изложена интересная легенда о захвате Олегом Киева. Многочисленное войско Олега подошло к Киеву и притаилось, а Олег, представив себя и свою дружину купцами, попросил выйти к нему Аскольда и Дира – киевских князей. Как только князья вышли, они были окружены дружинниками и убиты. Олег как родственник Рюрика стал киевским князем. Киевляне, конечно, не имели возможности противостоять могущественному князю и его многочисленной дружине. По этой легенде видно, что Олег – князь-захватчик и неплохой военный предводитель.

За годы своего правления Олег присоединил к Руси племена полян, северян, радимичей и древлян и смог сохранить над ними власть. Надо отдать должное князю в том, что многие из этих племен были подчинены ненасильственным путем: раньше они платили дань хазарам, а Олег предложил им впредь платить эту же дань Руси, на что они и согласились.

Внешняя политика Олега не ограничивалась колонизацией земель и защитой от соседей. В качественно новой ипостаси проявилась она в отношении Византии. Первый поход на Византию Олег совершил в 907 году, и он оказался чрезвычайно удачным. Олегово войско в несколько раз превышало византийское, а византийский император Леон, прозванный Философом, почти не интересовавшийся государственными проблемами, плохо организовал оборону. Окрестности Константинополя быстро опустошались русскими. По легенде, русские воины подняли лодки и сушей пошли к городским воротам. Испуганные жители Царьграда стали просить о мире. Договор между Русью и Византией стал, пожалуй, главным приобретением Руси в этой войне, а также дипломатическим прогрессом государства. Он предусматривал вакантное положение для русских купцов в Византии, включавшее обеспечение их жильем и пропитанием и беспошлинную торговлю. В знак примирения победителям были высланы съестные припасы в виде мяса, рыбы, овощей, вин. Но Олег догадался, что щедрые дары, вероятно, отравлены, и приказал не прикасаться к ним. Этим, а также блеском своих побед и изобилием привезенной из Византии роскоши Олег снискал славу прекрасного полководца и мудрого – вещего – правителя.

Деятельность Олега как великого князя многогранна и успешна. Думаю, уже в 882 году, захватив Киев, притом не являясь ни прямым наследником Рюрика, ни его кровным родственником, он продемонстрировал амбициозность, авантюризм, лидерские задатки и самовластие. Эти качества прошли через всю его деятельность. Олег, действительно, был великим князем, потому как сохранил еще шаткий каркас русской государственности, не позволив распасться непрочному союзу племен, и, кроме того, развил на Руси эту государственность. «Словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы», – пишет С. Ф. Платонов. «Эти факты подтверждает и народ: Вещий Олег стал героем множества легенд, песен и сказаний.

III этап. 988 год

В X веке Русь уже была целостным монархическим государством. Но племена, входившие в её состав, оставались замкнутыми объединениями, плохо сообщающимися друг с другом и с высшей властью. Это было обусловлено, как их экономическим укладом (традиционная экономика, натуральное хозяйство), так и природно-географическими условиями (отдалённость друг от друга, многообразие природно-климатических условий и видов деятельности). Невозможно было перешагнуть через эти особенности Древней Руси, но можно было найти новые факторы её объединения. Важнейшим таким фактором стало введение на Руси единой христианской веры.

О христианской вере на Руси знали очень давно вследствие тесного сотрудничества с Византией. Многие люди, побывавшие в Константинополе, главным образом варяги, обращались в христианство. Но первым человеком, политически осмысленно обратившимся к этой вере, стала княгиня Ольга (945–964). Ольга многое сделала для объединения славянских племён. Во-первых, в ходе реформы налогообложения она укрепила внешнюю власть, введя погосты – центры сбора и хранения дани и обслуживания дружинников. Во-вторых, она, осознав роль единой религии в процветающий Византии, в 957 г. Приняла христианство сама и пыталась склонить к этому сына Святослава, правда безуспешно. «Великие князья, до времён Ольгиных воевали – она правила государством», – пишет о княгине Н. М. Карамзин. И, действительно, именно её политика стала основой для дальнейшей христианизации Руси.

Теперь необходимо остановиться на причинах, побудивших Владимира (980–1015) крестить Русь. Князь видел необходимость духовного и идеологического объединения русского народа. Язычество не отвечало этой необходимости. Это объясняется тем, что каждое племя имело, в зависимости от климатических условий и рода деятельности, своих богов, веками почитаемых и вросших в уклад жизни славян.

Язычество в каждом племени имело свои архаичные формы. В 983 г. Владимир попытался сделать языческую веру государственной религией, был создан пантеон языческих богов, повсеместно поставлены идолы Перуну, участились случаи жертвоприношения, в том числе и человеческого. Словом, из язычества были выжаты все соки, но это лишь подчеркнуло его бледность и несостоятельность в сравнении с религиями соседних стран. Реформа не выполнила ни внешнюю функцию – укрепление международного престижа, ни внутреннюю – идеологическое единство народа.

Тогда Владимир обратился к религиям высшего порядка. Летопись рассказывает о посещении Владимира послами из Хазарского каганата, Волжской Булгарии и Византии, проповедовавшими соответственно иудизм, магометанство и восточное христианство. Иудизм и магометанство были очень быстро отклонены, главным образом потому, что Хазарский каганат и Волжская Булгария были к тому времени очень ослаблены, причём именно русским князем Святославом. Сыграл роль также и диссонанс нравов и обычаев этих стран со славянскими (например, запрет пить вино в магометанстве никак не состыковывался со славянскими обычаями). Эти две веры не обещали ни внутренней стабилизации, ни возвышения международного авторитета Руси.

Перед Владимиром встал тогда вопрос о принятии одной из ветвей христианства: западной (будущее католичество) или восточной (будущее православие). Они имели ряд преимуществ по сравнению с остальными. Во-первых, христианство в любой своей ипостаси – это религия, насыщенная пышными, торжественными обрядами, составная и неотъемлемая часть культуры, обогащающая и наполняющая ее смыслом. Во-вторых, христианство определяло верховного правителя, в том числе князя, как помазанника божьего, т.е. его богом данная власть не могла быть оспорена. Священное писание, предложенное христианством, также отвечало необходимости наладить внутренний порядок в государстве посредством нравственных постулатов. Очень значимый аргумент в пользу христианства – это возможность его постепенного вплетения в славянскую – языческую культуру. Переход к новой религии должен был неминуемо привести к разрушению устоев, на которых веками строилась жизнь восточных славян. Христианство же свело эти разрушения к минимуму. Многие языческие обряды просто-напросто плавно перетекли в христианские праздники, а многие библейские персонажи переняли функции языческих богов (Перун – Илья-пророк, Велес – Всеслав и т.д.).

Остаётся лишь решить, почему выбор Владимира склонился к восточному христианству. На это было несколько причин:

1)        Восточное христианство было религией Византии – эталона сильного централизованного государства того времени, тогда как западное – религией европейских государств, находившихся на пике феодальной раздробленности, а потому – ослабленных. Конечно, для Руси была выгодна именно преемственность Византии;

2)        Ввиду очень тесных экономических, политических и культурных связей с Византией, русские люди, особенно купцы, были знакомы с восточным христианством. Многие из них, особенно варяги, крестились. Для них в Киеве еще до крещения стояли православные храмы. Летописи рассказывают о выступлениях крещенных варяг, прилюдно осуждающих язычество;

3)        Важная политическая причина заключается в том, что западное христианство во главе с Папой олицетворяло могущественную власть Церкви, претендующую на возвышение над светской властью, а в восточном христианстве власть распространялась на духовные сферы общества, не затрагивая политических. К тому же, принятие западного христианства означало обретение очень сильной зависимости от папы Римского, а принятие восточного давало больше свободы;

4)        Были и технические причины. Например, в западном христианстве службы должны были проводиться только на латыни, что в несколько крат усложнило бы приживание новой веры среди славян. Восточное христианство, напротив, допускало богослужение на национальных языках.

Таким образом, восточное христианство оказалось наиболее подходящей для принятия на Руси религией. Владимиру оставалось решить, как именно принять преемственность от Византии, не став в глазах других держав низкопоклоннической страной. Князь придумал необычный политический ход. В 988 г. Он собрал поход и направился к греческому городу Корсунь (Херсон). Город долго держался, но в конце концов (как сообщает летопись, по предательству некоего грека Анастаса) пал. За свою победу Владимир потребовал у Византийского императора выдать за себя замуж его сестру Анну. На этот брак было дано согласие, и, как сообщает ряд источников, Владимир крестился в Корсуни и там же женился на Анне. Этот эпизод иллюстрирует христианство, принятое от Византии, как военный трофей. Даже среди предметов, захваченных из Херсона, большинство представляло собой памятники христианской культуры (иконы, мощи, т.д.).

Христианство было принято при Владимире, Но это не значит, что это только его заслуга. Хотя князь и известен в истории как Красное Солнышко и Креститель, его характер и нравы были далеки от христианских постулатов. У Владимира было много жён, и летописи пестрят историями об их несчастных судьбах (например, судьба брошенной Рогнеды, впоследствии Гориславы). Для князя было характерно чревоугодничество: известно, что он постоянно устраивал пиршества, длившиеся по несколько недель. И именно Владимир попускал случаи человеческого жертвоприношения в начале своего правления. В летописи читаем, что, крестившись, Владимир чудесным образом изменился в характере, но очевидно, что христианство на Руси было введено не по прихоти князя, а по необходимости, в результате со временем сложившийся социально-политической ситуации. Если до середины X века единство Руси поддерживала внешняя опасность, то впоследствии, особенно с усилением местной власти, этого стало недостаточно. Единая монотеистическая вера стала одним из важнейших связующих звеньев в достижении единства Руси.

Христианская вера во многом определила дальнейший путь развития Русского государства и, несмотря на то, что долго и не всегда гладко приживалась среди славян, прочно вошла в их жизнь. На долгие века христианство определило политику русского государства, особенно ярко выраженную в протекции славянских народов Балканского полуострова. Безусловно, христианство дало поддержку монархическому строю за счёт мощного института Церкви. Оно ярчайшим образом отразилось и на русской культуре в виде великолепных храмов (Софийский собор, Церковь Успения, Богородицы и др.), Шедевров иконописи (творчество А. Рублёва), литературных произведениях («Устав Мономаха», «Домострой» Сильвестра). Принятие христианства стало шагом при переходе от примитивного государства с полудиким народом к единому централизованному государству, стоящему на равных с остальными. Но, пожалуй, главная роль христианства проявилась в период феодальной раздробленности. Когда Русь разделилась на множество княжеств с различными политическими структурами, соотношениями власти, основами экономики, интернациональными связями и культурными ценностями, христианство стало одним из немногих факторов, сплачивающих государство и сохраняющих в сознании людей понятие о единстве русского народа.

IV этап 1054

В XI веке княжеская власть получила новую – законодательную надстройку. Именно в этот период на Руси появился первый писаный свод законов – «Русская правда». Историки расходятся во мнениях о том, кто сформулировал ее статьи, но большинство предполагает, что начало русскому законодательству положил Ярослав Мудрый (1019–1054), причем он стал автором лишь одной из многих ее частей – «Краткой правды», позднее дополненной и переизданной его последователями.

Главный вопрос, который хотелось бы поставить в этой части исследования: какую роль «Русская правда» сыграла для государственного аппарата и для Киевской Руси в целом?

Как и любой ранний свод законов, «Русская правда» стала отражением обычного права, но она включала в себя принципиально новые черты, отражающие дальнейшее усиление государственного аппарата:

1)        «Русская правда» стала основой судопроизводства. Она досконально определила виды наказаний за разного рода преступления. Как один из пережитков родоплеменного строя сохранялась кровная месть и своды. Но кровная месть («восстание род на род») ограничилась узким кругом родственников. Наказанием для большинства преступников стали штрафы – так называемая вира, выплачиваемая князю или истцу. Введение системы штрафов позволяло сохранить часть здорового населения, а также пополнить казну. Что же касается сводов (поисков виновного через проверку и опрос людей), то они стали заменяться судебными процессами, где важную роль играли ябедники, вирники и метельники (судьи). Хотелось бы отметить, что пережитки общинного строя, выгодные для князя, сохранялись неизменными. Например, за преступление, совершенное вором-членом общины в случае его бегства должна платить вся вервь.

2)        «Русская правда» ярко отразила сложившуюся ко второй половине XI века иерархическую лестницу. Именно из этого документа можно узнать о способах впадения в зависимость, об обязанностях и привилегиях различных сословий. Привилегированными сословиями были князья, огнищане, бояре, высшее духовенство, поэтому именно эти сословия создавали крепкую основу княжеской власти и участвовали в подчинении простого населения. «Правда Ярослава» подчеркнула неравенство людей системой штрафов: вира за убийство именитого боярина составляла 80 гривен, за убийство людина (простого человека) – 40 гривен, за убийство жены людина – 20 гривен, а за непреднамеренное убийство холопа – лишь выплата его цены хозяину. Это демонстрирует сугубо патриархальный строй того общества. Женщина переставала быть наследницей имущества (если не была указана в завещании) и вообще ценилась меньше, чем мужчина. Рабство также было патриархальным: раб считался младшим членом семейства, и всю ответственность за его действия нес его хозяин.

3)        Если вчитаться в «Русскую правду», то становится очевидным, что ее статьи составлены не столько в интересах народа, сколько в угоду князю. Действительно, если пострадавшему преступник выплачивал 3 гривны, то князю – 12!, и такое соотношение было в порядке вещей. Если у покойника не оставалось близких родственников, то его имущество становилось собственностью князя.

Благополучие князя и всей Руси зависело от внешней торговли и отношений с другими государствами. Поэтому особое, вакантное положение имели купцы и чужестранцы. Их тяжкие обвинения могли быть подкреплены свидетельствами двоих человек, а не семи, как обычно. В то же время, их можно было обвинить только с помощью семи свидетелей. В мелких преступлениях, где обвинялся именитый купец, достаточно было его присяги, чтобы снять обвинение. Т. е. уже в те времена появились истоки протекционистской политики государства в пользу экономики.

Святыней для Руси была земля, поэтому государство облагало очень большими штрафами нарушителей межевой границы (12 гривен за сруб межевого столба). За вредительство в промысловой сфере штрафы также достигали нескольких гривен.

Считается, что при Ярославе Мудром были созданы лишь 43 статьи («Краткая правда»), но, тем не менее, именно они стали первым на Руси законодательным актом, впоследствии продолжившимся «Правдой Ярославичей», «Уставом Мономаха», «Судебником и т.д. Именно этот сборник законов впервые узаконил иерархическое деление, неравенство и могущество княжеской власти, сильно оттолкнув Киевскую Русь от пережитков родоплеменного строя.

V этап

Динамичному развитию Руси под руководством талантливых князей суждено было прерваться на несколько веков – веков, в которые царили произвол монголо-татар и княжеские междоусобицы. Трудно было вырваться из болота, в которое затянули Русь два этих фактора. Но наше государство все-таки пришло к объединению, и заслуга в этом принадлежит московским князьям.

До XIV века Москва оставалось маленьким пограничным княжеством, но в XIV веке ситуация стала меняться. Началось возвышение Москвы. Один из важнейших вопросов русской истории заключается в том, почему именно неприметная доселе Москва стала собирательницей русских земель, не Владимир, не Тверь, не Рязань? В причинах этого определяющего для русской государственности события я и попытаюсь разобраться.

Первая причина – это выгодное экономико-географическое положение города. Москва занимала срединное положение относительно остальных княжеств: Смоленского, Рязанского, Тверского. Ее почти не затрагивали набеги со стороны монголов, а также Ливонского Ордена: весь удар принимали на себя окраинные княжества. Поэтому Московское княжество активно развивалось и стало главным пунктом поселения колонистов, двигавшихся на Восток в поисках мирной и спокойной жизни. С увеличением плотности населения увеличивались и доходы князя. А доходы – важнейшее условие процветания.

С другой стороны, Москва была крайней юго-западной точкой Владимиро-Суздальского княжества, т.е. неизбежно должна была стать для него опорным пунктом в отношениях с соседями. Так оно и было: в Москве проводились встречи князей и собирались войска для походов.

Выгода расположения Москвы заключается и в том, что Москвой-рекой она связана с Окой и Волгой, а значит, лежит на пути «из варяг в персы». Причем именно Москва-река укорачивает этот путь и, следовательно, заставляет купцов миновать Москву при продвижении на северо-запад.

Но одних природно-географических факторов было явно недостаточно для того, чтобы сконцентрировать все русские земли вокруг Москвы. Не менее важным фактором стала политика московских князей.

Первые московские князья получали Москву в качестве удела, традиционно являясь младшими представителями рода владимирских князей, и потому не имея возможности когда-либо претендовать на Владимир. Вынужденные довольствоваться лишь титулом московских князей, они часто порывали с традицией и проявляли себя довольно смелыми политиками. Например, известно, что ещё в XIII веке московский князь Михаил Хоробрит на время захватил великое княжение во Владимире.

В 1263 году появился родоначальник династии московских князей. Им по завещанию отца стал сын Александра Невского Даниил Александрович (1263–1303). Его главной заслугой было присоединение к Москве новых земель: Коломны, Можайска, Переяславля-Залесского. Эту же политику по собиранию земель вдоль Москвы-реки с успехом продолжил и Юрий. Преемственность князей проявилась и в тонкой политике мирного сосуществования с соседними княжествами и, несомненно, с Золотой Ордой. Московским князьям всегда удавалось огибать серьёзные внешние конфликты. Отчасти это происходило и благодаря отсутствию конфликтов внутри княжества: именно в Москве сохранялась безоговорочная и четко регламентированная преемственность правителей. Стабильность и внутреннее спокойствие как ничто иное способствовали процветанию княжества.

Тем не менее, до статуса стольного града Москва не доросла, пока к власти не пришел третий князь московской династии – Иван Данилович Калита (1325–1340). Он сумел развить и усовершенствовать политику укрепления Москвы. Во-первых, князь добился для себя разрешения собирать «ордынский выход» со всех русских земель. Это повлекло за собой значительное снижение концентрации баскаков на Руси, а главное – сокращение случаев разрушительных ордынских набегов. Более того, сборщик дани – Иван Калита – стал накапливать и проценты с этой дани, впоследствии потраченные именно на строительство Москвы. Недаром именно за этим князем закрепилось прозвище «Калита». Благодаря гибкой политике и практике «задабривания» ханов в 1328 году Иван Калита сумел получить ярлык на великое княжение, превратив Москву в центральное и важнейшее русское княжество.

Но Калита пошел намного дальше, нежели его предшественники. Он превратил Москву в христианский центр русских земель.

Известно, что в выборе своей резиденции митрополиты опирались на места, могущие обеспечить им спокойное и безбедное существование. Киев ещё с начала раздробленности перестал быть таковым. Владимир-на-Клязьме, сменивший его, ко второй четверти XIV века потерял былую мощь, так как уже тогда за статус великого княжества боролись Москва и Тверь. Иван Калита сделал все, чтобы выбор действующего митрополита Петра склонился в сторону Москвы. За короткий срок, с 1326 по 1333 год, в Москве было построено 5 каменных храмов и дворец для митрополита, на что князю пришлось потратить все средства. Но результат оправдал ожидания: Москва стала неизменной резиденцией митрополита.

Таким образом, благодаря незаурядным способностям московских князей, в первую очередь, «собирателя русских земель» Ивана Калиты, и четкому пониманию исторических задач княжества произошло то, что многие историки до сих пор считают удивительным: за короткий срок маленькая Москва превратилось в могущественное русское княжество, определив для себя центральное место в русской истории на долгие столетия.

VI этап. 1380 год

В 1380 году произошло одно из важнейших, определяющих для русской истории событий – битва на Куликовом поле. Центральной фигурой этого события, навек олицетворившей своим именем великую победу, стал великий князь Дмитрий Иванович Донской (1359–1389).

Этот человек остался неизменно верным политике своих предшественников. С одной стороны, это проявилось в закреплении великокняжеского титула и права на ярлык за династией московских князей; с другой – в продолжении расширения границ Московского княжества (в частности, были присоединены Калуга и Дмитров). Как и при Иване Калите, во время правления Донского активно шло строительство храмов. В 1365–1367 г. г. был построен каменный Московский Кремль – символ могущества великого княжества. Возросла мощь и древних святынь. Яркий пример этому – Троице-Сергиев монастырь, сыгравший исключительную роль в победе над монголо-татарами.

Но именно Куликовская битва стала венцом деятельности Дмитрия Донского, не зря ведь Ключевский писал: «Московское государство родилось на просторах Куликова поля».

Несколько важных факторов повлияло на ее успех. К ним относятся и благоприятные географические условия (а именно рельеф Куликова поля), и междоусобицы внутри Золотой Орды, и активная наступательная тактика со стороны русского войска. Большую роль оказала и тяга к объединению усилий различных князей против общего врага, хотя многие русские князья все же не пришли на помощь соседям. Но ни в коем случае нельзя забывать о роли деятельного и решительного Дмитрия Донского в этой победе. Он был и предводителем войска, и стратегом, и вдохновителем к борьбе. Ради светлой цели он нередко поступался и собственными принципами. Это касается и принятия благословения от преподобного Сергия Радонежского, с которым у князя были личные разногласия и даже вражда.

Благодаря всей этой массе случайных и последовательных фактов громогласная, но отнюдь не легкодостижимая победа была одержана. Ее не удалось закрепить юридически, а поход Тохтамыша в 1382 году и вовсе сковал Русь еще больше, но эта победа посеяла в русском народе веру в освобождение.



biofile.ru