Баба Яга: фото и картинки, описание персонажа. Описание бабы яги
Внешность обманчива, или Как выглядит Баба-яга
О том, как выглядит Баба-яга, известная с детства каждому, мы знаем благодаря русским народным сказкам, мультипликационным и кинематографическим фильмам. Как правило, представлена она как персонаж отрицательный, с взбалмошным и даже вредным характером, и довольно непривлекательной внешностью. Однако очень мало кто знает, что не всегда в представлении людей она была уродливой старухой, строящей всякие козни главным героям сказок. Как же возник этот сказочно-мифологический персонаж, и какие внешние изменения претерпела Баба-яга, описание которой встречаются в различных источниках? Постараемся ответить на все эти вопросы в статье.
Внешний вид
Такой сказочный персонаж, как Баба-яга, присутствует в славянской мифологии разных народов. В разных областях России она имеет несколько названий: Ягиха, Ягабова и Ягая баба. В Болгарии, Польше, Сербии и Чехии тоже есть подобные мифологические персонажи, правда, под другими именами, но вот внешний вид и большая часть привычек у них очень похожи. Проживает Баба-яга вдали от людей, в глухом лесу. Занимается колдовством и общается с различными лесными обитателями.
Прообразы и прототипы
Усвоив еще в детстве, как выглядит Баба-яга, довольно сложно представить, что в далеком прошлом нашим предкам она виделась молодой и полной сил, довольно могущественной юной красавицей с русыми косами, способной принять любой облик: грозы или животного, птицы или тучи. В пантеоне богов древних славян была добрая богиня – хранительница тайных знаний, рода и традиций, наставница детей и сирот — Ага Ягинишна, Йогиня, позднее превратившаяся в Бабу-ягу. Жила она на границе Нави – Темного царства, и Яви – физической реальности. Так как одной ногой Яга находится в царстве мертвых, а второй стоит в мире живущих, передвигаться ей по нашему миру приходилось при помощи ступы – особого летательного приспособления. Согласитесь, получившийся портрет Бабы-яги значительно отличается от образа, привычного для нас с детства? Подобная богиня, охраняющая границу между миром живых и мертвых, существует в мифологической традиции большинства европейских народов: это германская Хольда, или, как ее еще называли, Перхта, греческая Геката и индуистская Кали.
Возникает вполне логичный вопрос: "Как же могущественная богиня-красавица превратилась в народных сказаниях в старуху-отшельницу довольно неприятной внешности и злобного характера?"
Превращение
О том, как выглядит Баба-яга, нам рассказывают народные сказки, записанные в основном исследователями и литературно переработанные относительно недавно. До этого времени подобные истории являлись элементом устного творчества и передавались потомкам через рассказ.
Принятие христианства на Руси привело к тому, что жрицы и последователи культа языческой богини Йогини стали рассматриваться как сугубо негативные персонажи, а со временем превратились в собирательный образ Бабы-яги.
На лицо – ужасная, но добрая внутри
Проанализировав большинство сказок о Бабе-яге, довольно сложно сказать, положительный она персонаж или нет. Подобная проблема возникает из-за того, что поступки ее довольно часто кажутся направленными против главного действующего лица сказки. Однако по мере развития повествования понимаешь, что именно Баба-яга, описание которой рисует злобную старую колдунью, направляет по верному, пусть и странному, пути и спасает от различных напастей героического персонажа. Благодаря Яге становятся возможными временный переход доброго молодца из нашего мира Яви в Навь и его благополучное возвращение обратно.
Как выглядит настоящая Баба-яга, сегодня сказать сложно. Вряд ли так, как описывают ее народные предания и сказки. Зато у каждого из нас есть возможность пофантазировать и представить ее такой, какой она нам больше нравится!
fb.ru
Баба Яга ЧИТАТЬ описание героя | СКАЗАЧОК
что-то русским духом запахло.
Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.
Избушка Бабы Яги
В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).
Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.
У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:
«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».
Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.
Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.
Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.
В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.
Три образа Бабы-Яги
Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.
1. Яга-Советчица и Дарительница. Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» - главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.
Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.
2. Яга-Похитительница. По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.
И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.
3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».
Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.
Научная теория
У ученых насчет происхождения данного персонажа не сложилось единого мнения. Вот две противоположные концепции:
Баба-Яга… Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей.
Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе, и пестом след заметает, говорит грубо; когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет тоже кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.
Бяба-Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.
Тибенько Т. И., Бондаренко И. В. Кто ты, Баба Яга? // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 17-19. URL: https://yun.moluch.ru/archive/2/137/ (дата обращения: 23.04.2018)
Стихотворение Бальмонта про Бабу Ягу
У чудищ
Я был в избушке на курьих ножках. Там все как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у Старой две нитки бус. Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке. И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду пожалуй теперь к Кощею. Найду для песен там жемчугов. До самой пасти приближусь к Змею. Узнаю тайны – и был таков.
skazachok.com
Кто такая Баба Яга - MicroArticles
Почему ее так зовут?
Первая часть имени подсказывает нам, что Баба Яга весьма преклонного возраста. Ведь слово «бабушка" предназначено для обозначения женщин старшего поколения, имеющих внуков.
Вторая часть ее имени дает нам возможность поразмыслить над происхождением ее имени. Ученые не могут в точности сказать, откуда взялось имя «Яга». Но версий этому множество:
1. В старом русском языке слова «яга», «ягая», «ягинична» обозначали одежду из шкуры жеребенка шерстью наружу. В мифах славян это был непременный атрибут костюма волшебника подземного мира - нечисти. Возможно, что именно в таком костюме представляли Бабу-Ягу люди.
2. Глагол "ягать" означал браниться, шуметь, бушевать, кричать, ругаться. Возможно, наши предки, называя "ягой" лесную женщину, таким образом, намекали на ее вздорный характер. Кстати, сходный персонаж есть в мифологии многих славянских народов: поляков, чехов, сербов. Здесь такую волшебницу зовут Едзя : - Едзи-баба - польское; Ези-баба - словацкое, Езинка-баба - чешское; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба - болгарское.
3. Может быть, Баба-яга – древнеславянская богиня – Берегиня, в переводе на современный язык – богиня экологии, хранительница леса и зверей, хозяйка, охраняющая подземный ход в потусторонний мир. Наверняка, поэтому перед ней расступаются дремучие леса, расступаются горы. Поэтому ей верно служат гуси-лебеди и мудрые вороны. И, может быть, не зря она пугает народ, просто тем самым она бережет лес от уничтожения и загрязнения, не дает вырубать леса и осушать болота.
4. Имя «Яга» произошло от слова «йог», и корни ее в Индии. Тогда становится понятно, почему ей служат три пары волшебных рук, делая всю домашнюю работу – это делает ее похожей на индийское шестирукое божество Шива. Да и живет она, как йог-отшельник, вдали от людей.
5. А, может, Яга пришла к нам с крайнего Севера? Жители северных районов строили свои избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, чтобы дома не замело снегом. Согласитесь, что такой дом очень напоминает нам жилище Бабы-Яги – «избушку на курьих ножках».
6. Имя «Яга» пришло из основного места проживания сказочной старухи, ведь живет она в сосновом таежном бору, в котором растет ягель .
7. И последняя версия – совсем уж мистическая. Баба-Яга прибыла на землю из космоса. Ведь она умеет летать на ступе – прообразе многоступенчатого космического корабля. А в сказках часто упоминается, что ступа у нее железная.
Внешность бабы яги
Внешность Бабе-Яге народ придумал страшную и безобразную. Это сгорбленная старуха в неряшливой одежде . На лбу у нее рог, седые волосы нечесаны и распущены по плечам, нос огромный, до потолка, она плохо видит, но у нее звериное обоняние. Глаза Яги горят красными сполохами, руки костлявые, а зубы железные.
В сказке «Василиса Прекрасная» мы нашли такое описание Яги и ее жилища. Иван Царевич, сказав знаменитое: «Стань, избушка, ко мне передом, к лесу задом»? видит жуткую картину: «Лежит баба на печи на девятом кирпиче, нос в потолок врос, губы на грядке , губами горшки волочит, языком печь пашет , в зубах шелковый пояс плетет»...
А в сказке «Финист – ясный сокол» Яга предстала перед Марьюшкой так: «сидит Баба-Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту клык торчит.
Гостя Баба-Яга встречает неприветливо знаменитой фразой: «Фу-фу, русским духом пахнет... Прежде русского духа слыхом не слыхивали, видом не видывали, а нынче русский дух сам на ложку садится, сам в рот катится». Услышав, такое можно не на шутку испугаться!
Но самый известный признак Бабы-Яги - костяная нога. Иногда в сказках нога даже золотая. Почему так? В очень древних поверьях различных народов, говорится о том, что в ноге заключается живая душа человека.
Древние люди считали, что живая душа живет в маленькой косточке в ноге. И если нога не живая, а костяная, то это уже не человек, а только его дух. Получается, что Баба-Яга - сказочный персонаж, без живой души.
Волшебные атрибуты бабы-яги
Мы узнали, что «атрибут» – слово широко употребляемое. Оно пришло к нам из латыни через французский язык и переводится как «приданный, предназначенный».
1. Главный атрибут Бабы Яги, конечно же, избушка на курьих ножках. Почему на курьих? Наверняка, это не случайно. Ведь курица – у многих народов священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов Стоит избушка в дремучем лесу или на болоте. Вот как описывается она в русской народной сказке «Василиса Прекрасная»: «забор вокруг избы из человеческих костей с черепами на столбах. Вместо ворот – ноги человеческие, вместо запоров - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами.» Попасть сказочному герою в избушку на курьих ножках не просто. Она может поворачиваться вокруг оси и обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, необходимо произнести заклинание: "Встань к лесу задом, ко мне передом".
2. Средство передвижения Яги – ступа. Ступа — сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи пестика. Слово «ступа» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место. Ступа в славянской мифологии - это транспорт неживых людей. Слово ступа характерно для Индии и Непала. Там это — монументальное сооружение для хранения реликвий. Интересно, что скорость ступа Яги развивает фантастическую: «вокруг поднимается страшная буря, стонет земля, трещат и гнутся вековые деревья».
3. Другой характерный для Бабы-Яги атрибут – метла. Слово метла происходит от глагола мести. Родственными словами к этому глаголу являются существительные метла, метель. Интересно, что метла – одно из самых древних орудий-приспособлений для защиты от врагов, соперников, злых духов. Метла помогает Бабе-Яге передвигаться в ступе. Ею в полете она свои следы заметает, а из избы «человечий дух» выметает. Происхождение названия этих птиц учёные ещё не выяснили.
4. Постоянные спутники Бабы Яги – гуси-лебеди. Эти верные слуги помогают ей в злых делах. Птицы эти необычные . Они, как и другие атрибуты Бабы-Яги, не существуют в реальном мире.
5. И, конечно же, еще один живой помощник-атрибут Бабы Яги и вечный ее спутник – черный кот. В некоторых сказках его называют «воркот». Мы узнали, что такое название происходит от слова «ворчать», но это когда он в плохом настроении. А когда в хорошем, в сказках его называют «кот-муркот» от слова «мурлыкать». Интересно, что не всегда кот на стороне Яги. Иногда он помогает сбежать сказочным героям и спастись, ведь, как всякий кот, он сам по себе.
А всегда ли она злая и страшная?
Мы попытались понять характер Бабы-Яги и заметили, что он в разных сказках разный. В некоторых сказках она страшная и злющая, норовит зажарить и съесть своих пленников . В сказке «Василиса Прекрасная она, как мачеха у Золушки, дает Василисе задания, которые невозможно выполнить: «возьми вот мешок пшена, да по зернышку перебери, да всю чернушку выбери, а не сделаешь – я тебя съем».
Но мы увидели и другую Бабу-Ягу. В сказке «Финист – ясный сокол» Яга помогает Марьюшке: «Вот тебе, красавица, серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая».
В сказке «Царевна-лягушка» Баба-Яга Ивана-царевича накормила, напоила, в бане выпарила, и даже рассказала, как Кощея одолеть.
Яга помогает героям и ничего взамен не требует. Она встречает незваного гостя, как родственника. В баньке выпарит, накормит, как следует, даст совет. Яга даже одаривает героев волшебными вещами: огнедышащим, быстроногим конем, мечом, гуслями, сапогами–скороходами, ковром–самолетом, клубком, указывающим дорогу.
Мы также заметили, что постепенно с годами меняется и характер Бабы-Яги.
В современных авторских сказках он стал лучше: она уже почти не делает гадости, к детям относится с симпатией, юмором. Да и внешне похожа больше на добрую деревенскую бабушку, а не на злую колдунью.
Вот как описывает Бабу-Ягу М. Макиенко в повести «Как Бабы-Яги сказку спасали»: «Баба-Яга стояла на пороге избушке и улыбалась во все лицо. В душе она была романтиком и поэтом. Любила уходить в лес и слушать щебет птиц. Любила собирать цветы и лекарственные травы».
А в повести «Как Бабы-Яги Новый год спасали» Баба-Яга с огромной радостью, желанием и юмором помогает героям в поисках Деда Мороза.
Люди перестают ее бояться. В народе появляются даже дразнилки с Бабой Ягой в главной роли.
www.microarticles.ru
фото и картинки, описание персонажа
Загадочные существа - Славянские образы
Баба Яга частый «гость» в многочисленных народных сказках. Несмотря на то, что персонаж считается вымышленным, его прототипом являются вполне реальные люди.
Старинные картинки Бабы Яги – ничто иное, как изображение ведьм, которых в древности называли ведуньями.
Что примечательно, образ злой старухи впервые появился именно в устном народном творчестве. Авторы стали его использовать в своих творениях гораздо позже. Бытует мнение, что Баба Яга – образ собирательный. Как Соловей Разбойник и многие другие сказочные персонажи. Отчасти это истина.
Как правило, рисунки Бабы Яги изображают дряхлую, страшную старуху с клюкой, одним зубом, нечесаными космами. Именно такой облик получили ведуньи потому, что древние люди опасались их, считали служителями темных сил, нечистыми. Как всё, что обычный человек не может понять, ведуньи пугали обычных людей. Справедливости ради стоит отметить, что и сейчас те, кто занимается магией, представляются обычным людям именно старухами, называют их «бабки».
История появления имени злой ведьмы – Яга – довольно увлекательно. Существует несколько гипотез того, почему именно «яга». Некоторые утверждают, что это слово произошло от старославянского «ега», что означает «ужас», «гнев», «злиться». Но есть и другое мнение: «яга» − переделанное слово «ага», которое является приставкой в обращении к туркам. Впрочем, эта гипотеза не выдерживает критики, если учесть, что турки нападали на землю русскую значительно позже, чем появился персонаж.
Если смотреть фото картинок Бабы Яги современные, можно заметить, что в наши дни этот персонаж все чаще появляется в облике молодой, иногда даже привлекательной особы. Такое «омоложение» связано с тем, что этот сказочный герой больше не является предметом устрашения непослушных детей. Напротив, часто «осовремененная» Баба Яга выступает в роли если и не очень позитивного, то и не крайне негативного персонажа. Впрочем, в некоторых народных русских сказках ведьма тоже частенько помогала главным героям.
Картинки Бабы Яги
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!
Последние материалы в этом разделе:
-
Чур — восходит к имени славянского бога родового оча...
-
Черт — родовое название для обозначения всякого рода...
-
Сирин — райская птица с головой девы. Считается, что С...
-
Лихо одноглазое — дух зла, несчастья, олицетворен...
-
Усопшая душа, при наступлении смерти, имеет выбор:- Ос...
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:
Добавить комментарий
www.zagadochnaya-sila.ru
Кто же такая Баба-Яга? Версии происхождения » Женский Мир
1:509
Баба-Яга – загадочное существо, которое описано во многих русских сказках. И по сей день ученых волнуют неразгаданные до сих пор загадки, окружающие это таинственное существо.
1:8351:840
1:889
2:1398
Странное имя этой старухи ученые переводят по-разному. Одни убеждены, что «яга» соответствует на некоторых индоевропейских языках значениям «досада, болезнь, скорбеть». А вот с языка коми «яг» переводится как «сосновый лес» или «бор», а слово «баба» обозначает женщину. Следовательно, Баба-Яга – это лесная женщина.
2:19832:4
3:513
Живет Баба-Яга в лесу, летает она в ступе. Занимается колдовством. Ей помогают гуси-лебеди, красный, белый и черный всадники, а еще «три пары рук».
3:7793:784 4:1288
4:1293
Исследователи выделяют три подвида Бабы-Яги:
4:1380- воительница (в сражении с ней герой переходит на новый уровень личной зрелости),
- дарительница (она вручает своим гостям волшебные предметы),
- а также похитительница детей.
4:1705
Стоит отметить, что при этом она не является однозначно отрицательным персонажем.
4:1524:157
Описывают ее как страшную старуху с горбом. При этом она еще и слепа и лишь чует человека, зашедшего в ее избу.
5:8665:871
Жилище это, имеющее курьи ножки, родило у ученых гипотезу о том, кто же такая Баба-Яга. Дело в том, что у древних славян был обычай возводить для мертвецов специальные домики, которые устанавливались на сваях, возвышаясь над землей. Строили такие избушки на границе леса и поселенья, причем ставили их таким образом, что выход был со стороны леса.
5:15065:4 6:508
6:513
6:602
Предполагают, что Баба-Яга – своеобразный проводник в мир мертвых, который в сказках именуется Тридевятым царством.
6:8206:825 7:1331
7:1336
В выполнении этой задачи старухе помогают определенные ритуалы:
7:1459ритуальное омовение (баня),
7:1511«покойницкое» угощение (кормление героя по его же просьбе).
7:1107:115 8:619
8:624
Побывав в доме Бабы-Яги, человек на время оказывается принадлежащим к двум мирам сразу, а также получает какие-нибудь определенные способности.
8:8908:971 9:1477
9:1482
В древности целительницами становились нелюдимые женщины, селившиеся в лесу. Там они собирали растения, плоды и коренья, затем их высушивали и готовили из этого сырья самые разные снадобья.
9:18329:4 10:508
10:513
Люди, хоть и пользовались их услугами, но в то же время и боялись, так как считали их ведьмами, связанными с нечистыми силами и злыми духами.
10:76910:774 11:1278
11:1283
11:1355
Не так давно некоторые российские исследователи выдвинули еще одну очень интересную теорию. Согласно ей, Баба-Яга была никем иным, как инопланетянином, прибывшим на нашу планету с исследовательской целью.
11:173611:4
В преданиях рассказывается, что таинственная старуха летала в ступе, при этом заметая свой след огненным помелом. Все это описание очень напоминает реактивный двигатель. Древние славяне, конечно, не могли знать о чудесах техники, а потому по-своему истолковали огонь и громкие звуки, которые мог издавать корабль инопланетянина.
12:111712:1122
В пользу такой интерпретации говорит и тот факт, что прибытие загадочной Бабы-Яги, согласно описаниям древних народов, сопровождалось падением деревьев в месте приземления и бурей с очень сильным ветром. Все это можно объяснить воздействием баллистической волны либо прямым действием реактивной струи. Славяне, жившие в те далекие времена, не могли знать о существовании таких вещей, а потому объясняли это колдовством.
13:240213:4 14:508
Избушка, стоящая на курьей ножке, видимо, была космическим кораблем. В таком случае, его малые габариты вполне объяснимы. А курьи ножки – подставка, на которой стоит корабль.
14:83014:835 15:1339
15:1344
Внешность Бабы-Яги, казавшаяся столь уродливой людям, для инопланетных существ могла быть вполне обычной. Гуманоиды, судя по описаниям уфологов, выглядят не краше.
15:164615:4
В сказаниях еще утверждается, что таинственная Баба-Яга якобы была каннибалкой, то есть употребляла в пищу человеческую плоть. С точки же зрения новой теории, на корабле проводились различные опыты над людьми. Позже все это обросло легендами и сказками, которые рассказывали детям. В таком виде и до нас дошла эта история.
16:109916:1104 17:1608
17:4
Трудно что-то доказать, когда прошло уже так много лет, но все же таинственная Баба-Яга оставила свой след в истории не только сказочный, но и, возможно, вполне материальный. Просто он пока не найден.
17:36717:372
jenskiymir.com
Баба яга описание персонажа | Мир тайн и магии
Вернемся к описанию внешности Бабы Яги. Не распознаются ли в этом образе, так поразившем древнего наблюдателя, черты сложного защитного скафандра с внешними блестящими пластиковыми кабелями и шлангами («сопли», «груди, на крюк намотанные»), с фалом питания («нос в потолок врос»)? Существо в этом костюме было явно похожим на человека, если его назвали Бабой, но в то же время существенно отличалось от обычного (для тех времен) человеческого облика.
К тому же Баба Яга выполняла какие-то совсем непонятные для наблюдателя, а поэтому страшные действия («жар руками загребала!») — возможно, это были просто манипуляции на пульте управления, где мигали сигнальные лампочки? Обращает на себя внимание деталь Бабы Яги, так поразившая нашего предка,- «костяная нога». Для человека, ходившего босиком или в лаптях, суставчатые, покрытые металлическими пластинками ноги существа (а возможно, детали его механического экзоскелета, как считает Ю. Росциус) более всего напоминали птичьи («костяные») ноги. Интересно, что не только в славянском фольклоре, но и в мифологии многих народов мира некоторые сказочные персонажи (карлики, гномы, демоны, эльфы) описываются с животными, особенно куриными, утиными или гусиными, ногами.
Самое интересное, что у нас, оказывается, есть изображения «Бабы Яги» и ее ступы — правда, совсем в другой части мира, да и называли ее там иначе. Но пока вернемся к нашим персонажам волшебных славянских сказок и их амуниции.
Ещё понравится
Поделитесь впечатлениями
magicru.ru
Баба-Яга
Баба-Яга — популярный персонаж славянского фольклора, старуха, наделенная магической силой. По своим свойствам ближе всего к ведьме.
Общая характеристика
Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой частоколом из человеческих костей. Часто в доме Бабы-Яги находится Кот, являющийся охранником и советчиком. Иногда эту функцию выполняет мышь.
Основной способ передвижения — полёт (или поездка) в ступе, цитаты: «Баба-Яга, костяная нога в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает». Также, у Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой»
Баба-Яга — неоднозначный персонаж, чаще всего она отрицательный герой, но иногда помогает (даже по доброй воле) положительным героям. Баба-Яга — обладатель огня (сказка «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди») или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»).
В 2004 году «родиной Бабы-Яги» было объявлено село Кукобой в Ярославской области.
Мифологический архетип Бабы-Яги
Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по-мнению В.Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверлись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т.н. хтонические существа (см. демонология, народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга. Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.
Существует и иная трактовка. (см. [1]).
Согласно ей, Баба Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Дж. Флетчера (1588) («О государстве русском в главе о пермяках, самоедах и лопарях» (Н.Веселовский. «Мнимые каменные бабы», Вестник АИ, Спб., вып. 195)): «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня».
Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб,1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В.И.Даля).
Образ Бабы Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Еще одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.
С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху – «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант – быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»)
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В.Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он «настоящий». То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста» (Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки, СПб., 1996.) Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.
Баба-Яга на экране
Чаще других играл роль Бабы Яги Георгий Милляр, в том числе:
В фильме "Там, на неведомых дорожках" роль доброй Бабы Яги исполнила Татьяна Пельтцер.
В фильме "Огонь, вода и… медные трубы" роль Бабы Яги исполнила Вера Алтайская.
В фильме "Новогодние приключения Маши и Вити" роль Бабы Яги исполнила Валентина Кособуцкая.
См. также
Сказки
mediaknowledge.ru