Чукчи. Чукчи википедия


Чукча — Lurkmore

Народ требует хлеба и зрелищ!Народ требует иллюстраций к статье!В конце концов, если бы мы хотели почитать, мы бы пошли в библиотеку.
Совсем еще маленький чукча смотрит на тебя. Ня!

Чукчи (чукотск. ԓыгъоравэтԓьэн, читается луораветлан или как-то так,aka эскимосы) — немногочисленный коренной, просто недавно узнавший о нашей цивилизации, народ крайнего северо-востока Евразии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15908 человек.

Ты c какова стойбища, однако?

ТруЪ-олд-чукчи издавна славились национал-шовинизмом и чувством расового превосходства по отношению ко всем другим народам. На это как бы намекает вышеупомянутое самоназвание ԓыгъоравэтԓьэн, что означает не более и не менее как настоящие люди, в противовес всяким там унтерменшам — корякам, эскимосам, юкагирам, якутам и эвенкам. «Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно, и ни один народ в чукотском фольклоре, за исключением русских и самих чукчей, не назван собственно людьми» [1]. Вот русские, однако, тоже люди, почти как чукчи.

Вообще русские являются немаловажной частью картины мироздания аборигенов. Об этом говорит тот факт, что в данном регионе во всех мифах о творении русские присутствуют как важнейшие участвующие лица. Например, в легенде о появлении разных народов, бытовавшей в северных районах Якутии, рассказывается о трех сыновьях бога, младший из которых — русский — богом-отцом был назначен главенствовать над другими старшими — якутом и эвеном. Нарушение майората в пользу младшего из братьев вносит ощущение несправедливости данного порядка дел, которое, видимо, и призвана сгладить идея о божественном происхождении власти русских. Подобный же сюжет имеется в чукотском мифе о творении, где бог-отец предназначает все народы, кроме чукчей, в рабство русскому. Только чукчи должны быть равными русским. Здесь в мифе отражены остатки свободы, сохраненные чукчами в борьбе с завоевателями. Признание чукчами русских равными себе говорит о том, что пришельцы оказались достойными противниками.

В.И.Кузьминых, «Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири»

Но и русские, в понимании чукчей, являются хоть и людьми, но второго сорта:

В чукотском мифе о сотворении мира божественным предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами.

В.Б.Богораз, «Очерк материального быта оленных чукчей» (СПб., 1901)

[править] Чукчи в военном деле

Единственным затруднением остаются эскимосы, которые тормозят работу наших местных органов …не хотят подлецы эскимосы учиться немецкому языку, … хотя министерство просвещения, господин капрал, не останавливаясь перед расходами и человеческими жертвами, выстроило для них школы. Тогда замёрзло пять архитекторов-строителей и … пришлось бедняг закопать в лёд. Но школу в конце концов всё-таки выстроили. Построена она была из ледяных кирпичей с железобетоном. Очень прочно получается! Тогда эскимосы развели вокруг всей школы костры из обломков затёртых льдами торговых судов и осуществили свой план. Лёд, на котором стояла школа, растаял, и вся школа провалилась в море вместе с директором и представителем правительства, который на следующий день должен был присутствовать при торжественном освящении школы. В этот ужасный момент было слышно только, как представитель правительства, находясь уже по горло в воде, крикнул: «Gott, strafe England!». Теперь туда, наверно, пошлют войска, чтобы навести у эскимосов порядок. Само собой, воевать с ними трудно. Больше всего нашему войску будут вредить ихние дрессированные белые медведи.

Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»

Как бы смешно это ни звучало, чукчи — довольно суровый народ с ахрененно богатой воинской историей, оригинальными боевыми разработками и стрёмными боевыми эпосами, замочивший снежками не одну танковую дивизию. Ещё в дорусскую эпоху они умудрились вконец запугать окружавшие их народы, куда более мирные и спокойные — почти как чеченцы на Кавказе, — и остальные боялись их как огня. Чего только стоит название чукчей в старых русских документах: «свирепые чюкчи». «Именно чукотский беспредел привёл к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей».

Алсо, чукчи масштабно воевали с … эскимосами через Берингов Пролив. Каждую зиму они садились на собачьи упряжки и отправлялись по льду с визитом вежливости в Аляску, а летом, когда льды таяли, к ним в гости приплывали эскимосы на каяках. И те и другие создали весьма оригинальные крылатые доспехи. Доставляет, что оные в основном использовали в перестрелках из луков, а когда стрелы кончались и воены шли врукопашную, громоздкий доспех нередко скидывали, а в лёгкий мороз — и толстую меховую одежду, дабы не стеснять движений. Алсо, считалось нормой, будучи в полном доспехе, с места перепрыгнуть с копьём в руке через упряжку. Кроме того, тру-чукотский воин был обязан уметь догнать оленя (спойлер: отличная дыхалка позволяла догнать рогатого, когда тот выдыхался после быстрого бега).

b
Чукчи победили русских в колониальной войне 1730—1750 годов.

Покорение чукотских племён царской Россией вылилось в полноценную войну наподобие Кавказской, которая длилась 150 лет с переменным успехом. Причём собственно войну чукчи практически выиграли. В 1765 году имперский Сенат постановил ликвидировать военный форпост в Анадыре, ибо война с чукчами «бесполезна и народу тягостна». «Это не только свидетельствовало о прекращении боевых действий против чукчей, но и означало фактическое поражение России» (Педивикия). Воспользовавшись этим, чукчи перешли в контрнаступление и отхватили немало земельки у соседей-коллаборационистов — коряков и юкагиров.

Колонизация и приведение гордых чукчей к российскому подданству завершились только при Екатерине II мирным путем: чукотской илите раздали сотни нефти железа, а самих тундросамураев приучили к потреблению Огненной Воды. Организм аборигенов оказался уязвим для расово верного российского пойла, и только благодаря циррозам с неврозами операция принуждения к миру увенчалась успехом.

О лёгкости впадания чукчей в зависимость от наркотических и алкогольных веществ говорит даже их эпос. Так, согласно одной поучительной сказке для подрастающего поколения, некий охотник отказался поделиться табачком и со своим братом, находясь в многодневном охотничьем походе, за что, естественно, был убит. Колорита добавляет характерная деталь: лёгкие убитого были вырезаны, высушены и выкурены, кагбэ намекая нам, что надо делиться с ближним.

Вообще воинский дух чукчей внушает уважение и напоминает одновременно викингов, самураев и маори:

  • Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.
  • После победы над врагом чукчи татуировали свое тело. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.
  • Чукотские женщины носили нож, которым в случае победы врага убивали своих детей, а потом и себя. Отсюда ясна и многочисленность данного народа.
  • Метод воспитания детей был основан на внезапной атаке. К ребёнку подкрадывались и обжигали его острым раскаленным предметом. В результате юный чукча от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Заканчивалось обучение тем, что отец отправлял сына с каким-нибудь заданием, а сам крался следом. Выждав удобный момент, он выпускал из лука стрелу, целясь в сына. Выдержавший экзамен оставался в живых, вовремя отпрыгнув в сторону. Проваливший — падал замертво (да, это СПАРТААА!).
  • Если ребенок после наказания долго плакал, то считалось, что он плохо воспитан. Кодекс чести требовал от чукчи встречать боль, голод, смерть и прочие невзгоды смехом.
  • Любимой игрушкой чукотских детей был лук, а высшей оценкой мастерства лучника — выстрел стрелы, расщепляющий воткнутый в землю прут.
  • Суровые законы жизни на Крайнем Севере выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула — равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: «Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!» — то есть убей. Самоубийство было в порядке вещей, даже, например, от досады за продешевлённую сделку.
  • Отряд корякских воинов численностью в 50 человек не решался оказать сопротивление чукчам, если у тех в отряде было 20 бойцов.
  • Главными физическими недостатками чукчи считали сонливость и потливость.

[править] Чукчи в яра́нге

«

Увезу тебя я в тундру…

»
— Кагбе намекает нам…

Заслуживает внимания брачная жизнь чукчей. Существование малыми группками неминуемо приводит к кровосмешению, вырождению и вымиранию. Чукчи, как и многие другие народы, фишку эту на уровне подсознания просекли. Вот только вместе с награбленным золотом увозить с покоренных территорий баб, как делали викинги, чукчи не могли: на всех этих территориях, не считая эвенов, которых чукчи за людей не считали, бабами были лишь снеговики да белые медведицы. Потому выработалась традиция: каждый пришелец, что решил заночевать в гостях у чукчи, должен переспать с чукотскими женщинами.

Впрочем, инфа насчет покоренных территорий не совсем верна. Доблестные чукотские воины таки устраивали набеги за бабсами, и имели с этого немалый профит и удовольствие. В сравнительно недавние времена (17-18 век), когда Канада была уже практически колонизирована англо-французами, чукотские «викинги» успешно набигали на ее западное побережье, держа в страхе местное население и грабя амбары. Забирались ценные вещи (меха, металлические изделия, оружие), а также женщины. Особенно котировались… расовые нигры (!).

Если попадались молодые негритянки в возрасте до 25 лет, то их использовали не только на работах в стойбище, но и как секс-рабынь. Негритянки, считавшиеся очень темпераментными, обучали молодых чукотских охотников сексуальным навыкам. Потренировав молодых парней в одном стойбище, секс-рабыня переправлялась в другое. Иногда стойбища меняли одну секс-рабыню на другую. Будущие жены не ревновали своих мужей к бывшим наставницам-негритянкам. Считалось, что заниматься сексом с рабыней – все равно что тренироваться в национальных видах спорта. Чтобы не портить кровь ораветлянов – настоящих людей (так называли себя чукчи), детей черным рабыням рожать от чукчей запрещалось. Рабство на Чукотке не имело таких жестоких и масштабных форм, как, скажем, в Римской империи или в других странах. Сами суровые условия ограничивали и число рабов, и их содержание. При добыче пищи, строительстве жилья, перекочевках рабы становились вровень с самими хозяевами. Секс-рабыни не были уж очень сильно притесняемы. Им дарили подарки, иногда давали время на отдых.

Независимая газета, «Чернокожие наложницы для чукчей»

Историкам великочукотского суперэтноса известно, что и в советское время гордые сыны тундры были не прочь умыкнуть для той же цели какую-нибудь красавицу-спортсменку-комсомолку. В 1967 году молодые оленеводы увезли из села в тундру симпатичную молоденькую инструкторшу райкома комсомола, и только вмешательство бригадира избавило ее от роли секс-инструкторши.

У "оленных"(тундровых) чукчей основу рациона составляет мясо (внезапно) оленей, причём сырое, ибо тундра вокруг. Дров-то нет! Соответственно, готовить не на чем. В тамошних местах изредка можно встретить арктическую иву, но и её чукчи жрут, смешивая листья с оленьей кровью, получается эдакая каша-нямка. Стадо оленей имеет свойство за максимально короткий срок сжирать всю скромную флору, которая имеется в их поле зрения, поэтому тундровые чукчи вынуждены постоянно кочевать с места на место, дабы олени не передохли от голода. У "береговых"(морских) чукчей основной продукт поставляет всякий морской зверь (в том числе кит) и рыба. Охота на кита была делом коллективным, наиболее слабого и неспособного унести плавники кита окружали несколько байдар с чукчами, вонзавшими в него копья с поплавками, не дающими киту уйти на глубину. Эти буи назывались "Пых-пых" (и я сейчас пиздецки серьёзен), а представляли они из себя надутые, как воздушный шар, шкуры нерп.

Конечно, и те и другие разновидности чукчей пытались разнообразить свой рацион, занимаясь охотой и собирательством, а также не чурались кулинарных изысков. Пожалуй, наиболее винрарным и эпичным блюдом чукчей является копальхен (он же копальхем, копальхын, копальха, игунак). Приготовление копальхена делится на несколько этапов: Нежный ароматный копальхен
  • Зверушка убивается без пролития крови, обычно душится
  • Зверушка помещается в мешок, сделанный из шкуры
  • Из мешка выпускается весь воздух
  • Мешок помещается в воду, под пресс из камней, и забывается на полгода
  • Мешок извлекается, а из мешка извлекается зверушка, которая нарезается тонкими ломтиками и употребляется в пищу
  • PROFIT... Ну или отравление трупным ядом, тут уж как повезёт. Поэтому ломтики только тонкие

Стоит отметить, что копальхен является деликатесом и употребляется в пищу лишь по особо важным случаям.

[править] Чукчи в фольклоре

«

Однажды чукча вернулся из Москвы и рассказывает: "Однако, Москву видел, лозунг "Все во имя человека, все для блага человека" видел, и человека этого видел."

»
— Из запасников ЦРУ
Полный вперёд, однако!

Исследователи отмечают, что появление анекдотов про чукчей пришлось на 1960—1970-е годы. Они вытеснили устаревшие к тому времени анекдоты про пошехонцев, которые были анекдотическими предшественниками чукчей[1]. Появление «чукотских» анекдотов произошло стихийно, «снизу», и связано было, по-видимому, с советскими сообщениями об успехах коллективизации и насаждения цивилизации среди народов Крайнего Севера, а может, после фильма «Начальник Чукотки». Для анекдотов характерен образ «ныне дикого», не просвещённого благами цивилизации и наивного жителя тундры. Однако, есть мнение, что анекдоты про чукчей, как и любые анекдоты про унтерменшей совка, насаждались западом и диссидентами в целях дестабилизации пацифистских и интернациональных отношений внутри империи, что и явилось (как следствие) одной из побочных причин развала совка. Я тян, пруфов не будет.

Совершенно очевидно, что подобные анекдоты о чукчах возникают и тиражируются по одной причине — быдлу всегда хочется думать, что оно — не самое тупое в мире (например, америкосы придумали 9000 онегдотов о пшеках), но, поскольку в эпсилон-окрестности никого тупее не наблюдается, придумывают кого-то мега-тупого в ебенях. Небыдло же извлекает лулзы из ржущего быдла, и потому по мере сил способствует распространению подобного юмора.

С другой стороны, в классических анекдотах чукча вовсе не туп. Наивен и простодушен — да, но хитёр, суров и зрит прямо в корень. По этой причине анекдоты про чукчу по нраву самим чукчам, на что как бы намекает сайт), где расовые чукчи собирают анекдоты про себя.

[править] Чукчи в искусстве

bЧукотский букварь вживую

В советские времена властями этой страны широко форсился весьма годный расово чукотский писатель Юрий Рытхэу — сын зверобоя и внук шамана, так-то (а чем там еще мужикам заниматься?) Креативы полны патриотизма и коммунизма, но несмотря на это вполне доставляют. Популяризацией чукотской романтики занимался также Кола Бельды (Который, правда, тоже ни хрена не чукча, а вовсе даже нанаец, но…) — песня «Увезу тебя я в тундру» и сегодня насчитывает over 10 кавер-версий, пруф.

Так же стоит отдельно отметить чукотский народный ВИА «Эргырон», который чешет европы и америки с гастролями, весьма интересно пляшуть и играют на бубнах, о которых тру-одминам остается только мечтать.

Есть годная рок-группа Gubernator, весьма доставляющая своей музыкой.

А вот рэперов Чукотка не производит. Впрочем, в деревнях якутии суровые гангста встречаются, ещё как.

[править] Чукчи в бизнесе

До настоящего времени известен только один более-менее успешный расовый чукча. Который ЕРЖ. И который кстати уже ушёл с поста. Такие дела.

11 января 2011 Роман Абрамович, выдвинувший свою кандидатуру на пост депутата думы Чукотского автономного округа, официально зарегистрирован местным избиркомом… И таки избран, коим до сих пор и остается.

Известные анонимусу изобретения, используемые повсеместно и невозбранно, были придуманы чукчами.

Козырёк. Изначально делался из китовьего уса, стоил дорого, мог быть запросто обменян на женщину.

Солнцезащитные очки. По одной из версий, это — изобретение чукчей; они (и другие крайне северные народности) первыми прочухали, что на свежий снег под ярким солнышком лучше смотреть через тонкие щели. Делались из дублёной оленьей шкуры.Стоили не так дорого, но при должной сноровке могли быть запросто обменяны на женщину. С доплатой.

Памперсы («подгузники») — тоже изобретение чукчей, чьим женщинам было не по нраву отдирать примерзшие пеленки от детских писек. И они стали сыпать в пелёнки древесные стружки, опилки и особенно местный лишайник — ягель, главную зимнюю пищу северных оленей, обладающую антибактериальными свойствами. Стоили дёшево, на женщину обменяны быть не могли.

Коктейльная трубочка — изначально представляла собой полую косточку, чаще всего птичью. Через нее пили жидкости из металлической посуды (которая завелась у них с приходом русских), ибо на морозе губы примерзали к металлу.

Also, знаете, почему белым медведям дают кликуху «Умка»? А потому, что умк'ы по-чукотски означает — кто бы мог подумать? — «белый медведь», а точнее, «взрослый медведь-самец».

А ещё чукчи, придумали свои собственные иероглифы! (спойлер: правда, сильно опоздали с этим делом, придумав иероглифы аж в XX веке! и потому их легко заменили на кириллицу)

[править] Чукчи в серверной

Художник из московской анимационной студии «Пилот» А.Кузнецов, вдохновлённый успехами успешного расового чукчи, а вернее чукотской расовой футбольной команды, увековечил Образ Чукчи (который, судя по тюркизмам, совсем не чукча, а очень даже якут) в серии карикатур под общим названием «Чук и Мак» («Chook eee Mac»):

13yesПоказатьСкрыть

[править] Вроде бы всё с чукчами ясно, однако…

Вопреки анекдотам, чукчи не говорят словечко «однако». У них имеется совсем другая навязчивая фишка - спетросянив, обязательно уточняют: «Шутка!»

  1. ↑ Пошехонцы — обитатели Пошехонья, местности по берегам реки Шексны (Вологодская область). Русский писатель-фольклорист Василий Березайский в 1798 году выпустил книгу под названием «Анекдоты древних пошехонцев», состоящую из народных баек о глупой чуди, которая совершает всевозможные нелепые поступки. Желая поглядеть на Москву, пошехонцы влезают на высокое дерево и обрубают под собою ветки; попав на постоялый двор, «перепутали» ночью свои ноги и никак не могли разобраться, где чьи; пытаются поймать дробь при выстреле из ружья; выносят решетом дым из избы; узнав, что лапти ценятся по величине, плетут лапоть размером с лодку, и т. д.

lurkmore.to

Арктический многоязычный портал — Wiki

en:Chukchi

Ранаврольтыну Г.И

Чукчи - коренные жители Чукотки, по Всероссийской переписи 2002 г. насчитывают 15 767 человек. Более 12,5 тыс. из них проживает в Чукотском автономном округе. Самоназвани лыгъоравэтлъан (настоящие люди). В качестве официального наименования народа это самоназвание не прижилось, хотя значительная часть чукчей продолжает называть себя так по старой традиции.

Чукчи подразделяются на оленных - тундровых кочевых оленеводов и приморских - оседлых охотников на морского зверя. Оленные чукчи, как и коряки, называют себя чаучу, чавчу (оленный человек), приморские - анкалын, анкальыт (берегой). Среди западных чукчей распространено самоназвание чугчuт, видимо, от чаучу. Впервые оно было зафиксировано в 1958 г. в пос. Кепервеем Билибинского района В.В. Леонтьевым.

Современное название чукчей, по мнению И.С. Вдовина, происходит от юкагирского чакча. В обиходе чукчи чаще всего называют друг друга по месту жительства: увелельыт - уэленцы, чаальыт - чукчи, кочующие по р.

Чаун и др. До сих пор существуют и названия еще более мелких групп в границах одного поселка: тапкаральыт - живущие на косе; гынонральыт - живущие в центре и т.п. Традиция называться по местоположению родного жилища сохраняется даже сейчас, когда чукчи живут в новых, укрупненных поселках.

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Говорят на чукотском языке чукотско-камчатской семьи. Чукотский язык распадается на говоры, которые некоторые исследователи считают диалектами. Характерная особенность чукотского языка в прошлом - различие женского и мужского произношений. Там, где мужчины произносили "р", женщины произносили "ц". В настоящее время женское произношение практически исчезло. Широко распространен русских язык. Письменность на основе русского алфавита.

В начале ХVII в. чукчи жили в основном на территории современных Чукотского, Провиденского и Иультинского района. Интенсивное развитие оленеводства в ХVIII в., потребность в новых пастбищных угодьях вызвали продвижение чукчей на запад и юг. К началу ХХ в. они занимали всю современную территорию Чукотского автономного округа, часть чукчей оказалась на Камчатке, еще одна небольшая группа - за Колымой в Якутии. Здесь они проживают и в настоящее время: на Камчатке - в Олюторском районе (с. Ачайваям и др.) Камчатского края (1530 челочек), в Якутии - в Нижне-Колымском улусе (1300).

Распределение чукчей по районам Чукотского округа в последние десятилетия свидетельствует об их слабой миграции. Изменения в численности обусловлены в основном естественным приростом и изменением границ районов. Чукчи живут во всех населенных пунктах округа совместно с русскими, эскимосами, эвенами, чуванцами и другими народами. Чисто чукотских поселений нет, но в большинстве сел чукчи преобладают.

Ценная этнографическая информация о чукчах имеется в записках мореплавателей ХVIII в., занимавшихся изучением Северо-Востока Азии и Америки. В этом ряду заметное место занимают материалы участников Северо-Восточной экспедиции И.И. Биллингса (1785-1793 гг.) (Сарычев, 1802; Этнографические материалы, 1978). Известия о чукчах начала XIX в. содержатся в трудах сотрудников экспедиции ФЛ. Врангеля (1820-1824). ФЛ. Врангель описал береговых чукчей (Врангель, 1841), сведения Ф.Ф. Матюшкина и А.Э. Кибера касаются преимущественно оленеводов и чукчей-торговцев. Из работ доктора Кибера особенно следует отметить статью "Чукчи" (1824).

Интересные сведения о промыслах, средствах передвижения, семейной и общественной жизни чукчей, устройстве зимних и летних жилищ, одежде, украшениях приведены в описаниях плаваний А.П. Лазарева (1950), О.Е. Коцебу (1948), ФЛ. Литке (1948). Обстоятельные сведения о чукчах, их жизни, быте, культуре имеются в книге участника норвежской экспедиции А.Е. Норденшельда Г.У. Свердрупа (1960).

Вопросы хозяйственной деятельности чукчей, их культуры, общественных отношений нашли освещение в материалах и отчетах официальных лиц русской администрации на Чукотке: Г.Г. Майделя (1894), А.А. Ресина (1888), А.В. Олсуфьева (1896).

Разнообразные сведения о кочевых и оседлых чукчах содержатся в статьях начальника Анадырской округи Н.Л. Гондатти (1888, 1897а, 1897б, 1897в, 1897г, 1897д) и сменившего его на этом посту Н.П. Сокольникова (1912). Гондатти и Сокольников собрали обширные коллекции предметов материальной и духовной культуры чукчей и других народов Чукотки. Особое место в этой серии работ занимает основательный труд Н. Ф. Калиникова (1912), который в 1908-191 О гг. по поручению губернатора Приморской области занимался "обследованием естественно-экономических условий Чукотского острова". Из восьми глав книги пять преимущественно посвящены этнографии чукчей. К числу важных источников по истории чукчей XVIII-XIX столетий можно отнести работы А.Е. Шаховского (1818, 1822), А.с. Сгиб нева (1869), миссионера А.А. Аргентова (1857, 1869, 1876, 1879). Аргентову принадлежат первая попытка переписи чукчей и первая публикация сведений об их численности.

Глубокое и всестороннее этнографическое изучение чукчей осуществил в конце XIX - начале ХХ в. В.Г. Богораз. Его монография "The Chukche" (Bogoras, 1904; 1907; 1909; 1910) - монументальное исследование культуры этого народа. Важным дополнением к этнографическим исследованиям Богораза стали его ра¬боты по языку и фольклору чукчей (Богораз, 1900). Огромный и первоклассно обработанный материал, представленный в трудах Богораза, остается неоценимым источником для изучения материальной и духовной культуры, общественного быта, социальных отношений чукчей.

В советское время всестороннее изучение чукчей вели антропологи, историки, языковеды, этнографы, археологи, фольклористы. В результате полевых исследований появились обстоятельные работы Г.Ф. Дебеца (1951) и М.Г. Левина (1936) об антропологических особенностях разных групп чукчей, их генетических и исторических связях с соседями.

Начало научной археологии Чукотки было положено С.И. Руденко (Руденко, 1947), осуществившего археологические раскопки на побережье Берингова пролива. Археологическое обследование долины р. Колымы, древних поселений на мысе Баранова было проведено А.П. Окладниковым (Окладников, 1947). Изучив каменные орудия и остатки жилища, обнаруженные на реке Якитикивеем (приток Амгуэмы) геологом Н.Н. Левошиным, Окладников пришел к выводу о принадлежности этих орудий к древней неолитической культуре континентальных охотников Чукотки. Тем самым было установлено, что внутренние пространства Чукотского полуострова были заселены раньше, чем его побережья. Специаль¬ное обследование долины р. Анадырь Н.Н. Диковым дало дополнительные материалы, подтверждающие раннее заселение человеком внутренних областей Чукотки (Диков, 1961).

Вопросы этнографии чукчей в советский период изучались в разных аспектах. Этногенез и этническая история чукчей получили освещение в работах А.М. Золотарева (1938), М.Г. Левина (1958а,б), И.С. Вдовина (1972а,б), И.С. Гурвича (1980) и др. Материальная культура чукчей нашла отражение в "Историко-этнографическом атласе Сибири" (1961), в труде "Народы Сибири" (1956), в работах А.А. Попова, В.В. Антроповой, Г.М. Василевич, Н.Ф. Прытковой и других. Велись исследования форм общественного сознания (Кузнецова, 1957; Гурвич, 1990; Вдовин, 1976; 1977; 1981), этноэкологии (Крупник, 1989).

Значительно продвинулась регистрация и изучение устного народного творчества чукчей, были опубликованы новые собрания текстов, в том числе осуществленные самими чукчами. Обстоятельному исследованию подверглась классификация жанров чукотского фольклора, его социальное содержание, положено начало всестороннему изучению народного искусства чукчей: резьбе по кости, орнаменту, музыкальному фольклору.

Обширная литература посвящена опыту социалистических преобразований на Чукотке (Мухачев, 1975; Гарусов, 1981; Леонтьев, 1973 и др.). Среди обобщающих работ по истории и этнографии чукчей, вышедших в 1980-е годы, следует отметить коллективную монографию "История и культура чукчей" (Л., 1987).

Ряд работ, рассматривающих отдельные аспекты этнического развития чукчей, вышли в постсоветский период. Среди наиболее значительных - монография Г.М. Афанасьевой (1999), исследующая социальную структуру и систему брачных отношений, популяционно-демографический статус чукчей в XIX ¬первой половине ХХ в.

Проблемы демографии чукчей рассмотрены также в монографии Е.А. Пивневой (1994). Книга А.К. Нефедкина "Военное дело чукчей (середина ХVII - начало ХХ в.) (СПб., 2003) стала первым монографическим исследованием, посвященным этой теме. Ряд обстоятельных работ, вышедших в последние годы, посвящены искусству чукчей и эскимосов (Бронштейн и др., 2002; Бронштейн, Ширяев, 2008; Тишков, 2008).

Истории и этнографии чукчей посвящены многие работы современных зарубежных исследователей: Д. Шиндлер (Schiпdler, 1992, 1997), П. Швайтцера (Schweitzer, 1993; Gray, Schvweitzer, 2000), А. Знаменского (Zпameпski, 1999), П. Грэй (Gray 2000,2003,2004), В. Ватэ (Vate, 2005а, 2005б) и других.

В.А. Тураев из книги Народы Северо-Востока Сибири

arctic-megapedia.ru

Чукчи — Абсурдопедия

Увезу тебя я в тундру...

~ Угрозы чукчи русской невесте Герой Тундры, друг подводных лодок, народный Бубнист, неунывающий Чукча-мэн

Чукчи — кокчевое племя, берущее корни, как и все человечество, в Африке. Постепенно кочуя, распространяются по миру. В древности работали на строительстве пирамид, перевозя на оленях каменные блоки, после чего были вывезены Моисеем в Палестину, откуда добрались на оленях до Тундры, которую и оккупируют в настоящее время. Практикующие оленеводы, по натуре хищники. Рядятся в меха. Большие любители эскимо и кровные враги эскимосов. Проявили себя в самых разных областях наук и искусств. Песни и танцы этого народа никого не оставляют равнодушным.

Самый всемирно известный чукча-матрос и оперный певец — Николай Иваныч Кола Бельды. Награждён медалью «За победу чукчей над Японией».

Цивилизация Чукчей проявила себя около 40 тыс. лет до нашей эры. В то время Чукчам сильно досаждали неандертальцы и кроманьонцы, которые разводили боевых мамонтов и вытаптывали оленьи пастбища. Чукчи научили их рисовать юмористические картинки в пещерах, и их простодушные враги так увлеклись этим, что все их мамонты, а потом и они сами, умерли с голоду. Потом чукчей чуть не погубили Тхитайцы. С целью подорвать их экономику они завалили чукотские рынки недоброкачественным оленьим мясом из тухлой свинины по демпинговым ценам. Чукчам пришлось поднапрячься и отгородиться от них Великой Китайской стеной. По другому спастись было никак невозможно. Хан Бабай сильно завидовал процветающему народу Чукчей и организовал Блицкриг на Тундру, предвкушая богатую добычу золота, самоцветов, нефти и научных достижений Чукчей. Чукчи понимали, что против его военной машины им не выстоять, и, проявив дипломатическую смекалку, призвали на помощь Ермака, который навешал люлей Бабай Хану, но и сам сгинул неизвестно где. С этого момента началась Новейшая история Чукчей.

Боевые искусства Чукчей[править]

Согласно боевому этикету чукчи ритуальным танцем предупреждают противника об ударе в бубен

Именно Чукчи — Самураи создали первые боевые искусства, которые потом у них подсмотрели Японские Самураи. Чукчи не простили им такого воровства и преследовали, пока японцы не удрали на удалённые острова. Японцы давно хотят прибрать Сахалин и Курилы, и только угроза напустить на них Чукчей останавливает этих милитаристов. Верхом боевых искусств Чукчей является Удар в Бубен, оглушающе действующий на врага и наносящий непоправимый косметический ущерб. Все современные японцы теперь имеют плоские носы и узкие глаза — последствия таких ударов.

Полная экипировка чукотского рыбака. Это вам не динамитом рыбу глушить! Белый медведь после страшного удара бубном по голове

Чукчи — неисправимые охотники, без охоты жить не могут. И хотя они очень добрые, но как только они видят убегающую дичь, они под действием инстинкта или стреляют в голову, или догоняют жертву и оглушают подручными средствами. Поэтому чужаков в тундре очень мало. Вражеские разведки отчаялись завести там агентурную сеть, так как все резиденты очень быстро обезвреживаются Чукчами. Только наши геологи-нефтяники приспособились к жизни в тундре, и хотя им очень помогает использование Языка заслуженного нефтяника Черномырдина, всё равно расход водки получается очень большой.

Искусство чукчей[править]

Так как в Тундре очень длинные ночи, а ночных клубов очень мало, чукчи любят коротать время за песнями и плясками. Заслышав песни чукчей, все живое замирает, а птицы просто падают на лету. Всем известные хиты «Чукча в чуме ждёт рассвета, а рассвет приходит летом», «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже», «Муси-муси, пуси-пуси…», «Вова-чумак», «Люби меня по-французски», «Пролетела стая птиц и закапало с ресниц», описывающие трудовые будни и отдых чукчей, разошлись огромными тиражами и в настоящий момент определяют лицо нашей эстрады. У чукчей учились умению подать себя на сцене и непорочной искренности исполнения такие монстры сцены, как Филипп Киркоров, Дима Билан и Вера Сердючка. Такое популярное музыкальное течение, как клубная музыка - всего лишь упрощённая и адаптированная для широкой аудитории музыка чукчей. Изначально она предназначалась для прослушивания под сушёные грибы, но современная молодёжь, стеснённая в средствах, вынуждена использовать заменители. Есть у чукчей и музыкальные триллеры, от которых кровь стынет в жилах от ужаса, к примеру, известная песня «Увезу тебя я в тундру».

На самом деле чукчи предпочитают Линукс

Чукчи не размениваются на отдельные науки, а сразу изучают глубинную сущность Вселенной. Научные работники чукчей, Заслуженные Шаманы Чукотских наук, весьма уважаемы обществом в отличие от русских научных работников, проявлявших себя в последнее время как очковтиратели и мошенники, зарабатывающие деньги убогими публикациями и продажей пищевых добавок пенсионерам. Научные приёмы чукотских шаманов воздействуют сразу на квантовый уровень материи через общение с Всемирным Разумом, что обеспечивает их огромную эффективность. Русские последователи шаманов приносят пользу в настройке сетевого оборудования и операционки Windows, резко сокращая расходы. Заслуженные шаманы России — Аллан Владимирович Чумак и Анатолий Кашпировский — в настоящее время затёрты представителями традиционной науки.

Чукчи и словесность[править]

Все свои произведения Чукчи пишут Кровью на пропитанных мочой шкурах. Эта технология обеспечивает монументализм и хорошую сохранность манускриптов. Чукчи настолько прирождённые писатели, что на них просто не хватает читателей. Для обеспечения читательского рынка был заключён творческий союз с их благодарным последователем, Петросяном Выгением Вагиновичем. Благодарная публика в восторге, несмотря на то, что запах мочи все таки пробивается даже через телевизор и режет глаза.

Чукчи и гомосексуализм[править]

Чукчи однозначно против, ходить с голыми жопами по морозу на гей парадах они отказываются наотрез. Приезжавшие к ним с концертами представители сексуальных меньшинств звезды эстрады пытались вразумить их и увлечь своим примером, но замёрзли. В результате Чукчи написали ещё один хит «А ты такой холодныыый, как айсбееерг в океааане!».

Чукча — Майор отгоняет вражескую подводную лодку от родных берегов

Чукчи давно привлекали военных по причине отсутствия среди них зэков и гомосеков, а также из-за их способности питаться подножным кормом. Но чукчи отнекивались тем, что у них всех много детей до года и одинокие мамы на шее. Так как разобраться, где чьи дети и где чьи мамы не представлялось возможным, порешили присвоить всем чукчам майоров запаса и привлекать при угрозах нарушения суверенитета и воздушного пространства страны. Последний раз Чукчи сбили по просьбе Москвы южнокорейский Боинг двумя выстрелами из винчестера образца 1913 г. После первого выстрела пробитый навылет Боинг потерял ориентацию и полетел в океан, второй выстрел был смертельным. Также все подводные лодки при отказе систем навигации стараются подплыть к берегу с чукчей. Чукча всегда покажет правильную дорогу с угловым отклонением не более 0°1’17".

Чукчи и Джедаисты-Мозахисты[править]

Джедаизм-Мозахизм как наиболее передовое течение Марксизма-Джедаизма более всего доставал Чукчей со времён Бабай Хана, сильно попортив им здоровье. Сначала Чукчи пытались отбиться от них своими Бубнами, но это оглушало их ненадолго. Привычные к политическим схваткам Джедаисты-Мозахисты только покряхтывали от удовольствия и продолжали свои призывы садить кукурузу, а также догнать и перегнать. Начались тяжёлые времена. Питаясь только пряниками и бананами, Чукчи выдохлись из сил, догоняя и перегоняя своих обалдевших от кукурузы оленей. Спасло их только то, что водку для Джедаистов-Мозахистов традиционно проверяли, давая на пробу Чукчам. Благодаря регулярным поставкам разнообразной качественной водки Чукчи спасли свои потравленные желудки и веру в будущее.

Новый пейзаж Тундры. Транспортные артерии Чукчей после глобального потепления.

Чукчи и Глобальное потепление[править]

Высокая культура оленеводства. Олень украшается цветами перед продажей.

Ещё во времена Джедаистов-Мозахистов Чукчи заметили, что у них, однако, плохо вызревает кукуруза. А так как некоторые мутировавшие олени к ней уже привыкли, то Чукчи задались вопросом сделать у себя климат как на родине основоположника Джедаизма-Мозахизма, где кукуруза вроде растёт хорошо. Мировое сообщество поздно спохватилось, какие дела начали твориться. Сначала насторожил факт исчезновения вагонов с кирпичами, отправляемых по заказу чукчей. Потом комиссия ООН обнаружила Чукчу, кидающего кирпичи в Ледовитый океан. На запросы комиссии Чукча отговорился тем, что он разрабатывает проблему кругов на воде от падения квадратных кирпичей. И только когда Гольфстрим ушёл под воду, выяснили, что подводная лодка Чукчей давно отколупывает айсберги от Ледового панциря, которые при помощи плотины из кирпичей отправляются замораживать Гольфстрим. Прогнозы показывают, что французам и испанцам придётся позабыть о своих виноградниках, а олени Чукчей будут обеспечены кукурузой.

Чукча не охотник, чукча спасатель! Охрана редкого вида

После распада Советского Союза и в результате Мирового кризиса, когда нефть стала падать в цене, растить оленей стало так же выгодно и престижно, как распространять сушёные грибы. Появились оленеводы нового типа — «Новые Чукчи». Пользуясь крышей Зелёных и удалённостью от центров налогообложения, они под лозунгом «олени в натуре это бабло, однако» начали увеличивать объем бизнеса, изменяя глобальный климат, привлекая дешёвую рабочую силу и переквалифицируя разорившиеся на хлебе колхозы Средней полосы. Отношение Чукчей к труду, их культура, менталитет и налоговые льготы завоёвывают все новых последователей среди братских народов.

Известные чукчи[править]

  • Чук и Гек — знаменитые геологи-разведчики, участники экспедиции на Алкараш, солисты любительского ансамбля чукотской песни и пляски «Турворон», авторы хита «Р-ра! Р-ра! Ура! Эй! Бей! Турумбей!», повествующего о нелёгкой, но радостной жизни в тундре.
  • Корней Чуковский (Чук-Овский) — мастер чукотской словесности, а так же великий чукотский географ и биолог, открывший многообразие биологических видов в Африке (…в Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы…).
  • Чук Норрис (англ. Chuck Norris) — великий мастер чукотских танцев, а также шаман, в совершенстве освоивший технику ударов ногой в бубен.
  • Чук Паланик (англ. Chuck Palahniuk) — автор книги о спокойном размеренном быте чукчей под названием «Бойцовский клуб».

Чукотские народные пословицы и поговорки[править]

«Чук и Гек» — коллекция хитов
  • Не подмажешь — не поедешь.
  • Не родись красивой, а родись чукчей.
  • Без чукчи не выловишь и рыбку из пруда.
  • Чукча приходит во время еды.
  • Любишь кататься, люби и чукчу подвозить.
  • Дело мастера боится, а при виде чукчи падает в обморок и умирает от разрыва сердца.
  • Что чукче хорошо, то оленю смерть.
  • Не плюй в Чукчу, оленёночком станешь.
  • С Чукчи взятки гладки.
  • Каждой твари по бубну.
  • Олень познаётся в еде.
  • Не говори гоп, пока не ударил в бубен.

absurdopedia.net