Каким был настоящий Евпатий Коловрат. Кто такой коловрат евпатий


Кто такой Евпатий Коловрат? | Канобу

Кто такой Евпатий Коловрат?. - Изображение 1

Вчера, 30 ноября, в России состоялась премьера фильма «Легенда о Коловрате». Круто! Но кто такой Евпатий Коловрат? Ответить на этот вопрос с ходу могут далеко не все (некоторые и вовсе думают, что это ругательство), поэтому мы решили рассказать вам о нем — о могучем богатыре и главном мстителе на Руси.

Евпатий Коловрат — герой рязанского сказания

Впервые о Евпатии Коловрате упоминается в «Повести о разорении Рязани Батыем», реальном древнерусском тексте о том, как хан Батый разгромил Рязань. При этом ни один историк наверняка не скажет, жил ли Евпатий на самом деле. Принято считать, что жил, но доказательств тому нет — только упоминание о нем в сказании.

Сам Коловрат — не то боярин, приближенный к рязанскому князю Юрию Игоревичу, не то воевода (в разных версиях «Повести» говорится разное). Точно можно сказать, что Евпатий был во всех смыслах здоровый мужик и мог в одиночку положить небольшой отряд монголов.

И да, монголы. В 1237 году армия Батыя начала с Рязани один из походов на Русь. Монголы вообще любили в то время ходить на Север и Запад и требовать от русских князей все подряд: деньги, женщин, воинов и признания монгольской власти. И в конце 1237 года, так уж вышло, под удар попала Рязань.

Сперва Батый отправил к рязанскому князю Юрию Игоревичу своего человека, чтобы тот объяснил городским властям всю ситуацию. Князь понимал, что Рязань в одно лицо против монголов не выстоит, поэтому отправил за помощью ближайших княжеств своих приближенных. За один из таких квестов взялся и Евпатий Коловрат — он поскакал в Чернигов.

Вместе с тем Юрий Игоревич (это рязанский князь, напомню) попросил своего сына Федора съездить к Батыю. Если верить «Повести», князь хотел преподнести хану какие-то дары, чтобы задержать его от похода на Рязань, но Батый дарам, судя по всему, не обрадовался и порезал почти всех послов вместе с Федором (его супруга дико по этой причине горевала, затем спрыгнула вместе с малолетним сыном с терема и погибла).

Князь Юрий решил, что лучшее в этой ситуации — пойти биться с армией хана. И пошел. В сражении на реке Воронеж русские проиграли и отступили обратно в город. «Повесть» это событие сильно приукрашивает — в ней говорится, что на стороне Рязани бились несколько тысяч человек, а войско Батыя состояло из сотни тысяч воинов. Историк Лев Гумилев считает, что все это выдумки — по его мнению, у Батыя в войске было около 15-20 тысяч монголов.

Так или иначе, после битвы на Воронеже Батый пошел на Рязань, осадил ее и затем устроил там резню. Ночь с 20 на 21 декабря стала роковой: монголы убили чуть ли не всех, кто оборонял город — в том числе и женщин, и детей, и князя со всей его семьей.

Коловрат знаменит одним героическим поступком

Уже когда Батый закончил громить город и пошел дальше, в Рязань вернулся Коловрат. Увидев пепелище и горы трупов, он задумал догнать монголов и со всей силы им отомстить. Евпатий собрал 1700 уцелевших воинов (львиную долю армии он нашел за пределами Рязани) и побежал за Батыем.

Ударить в спину — дело нехитрое, поэтому Коловрат так и сделал. Ничего позорного в этом, к слову, не было — напомню, что даже по самым «реальным» прикидкам, у Батыя было около 15-20 тысяч человек, а у рязанского воеводы — немногим больше полутора тысяч.

Как именно и сколько раз войско Евпатия атаковало монголов, тоже с уверенностью никто не скажет. Многие историки сходятся во мнении, что Коловрат и его люди первые несколько раз напали на армию Батыя из леса, так напугав захватчиков, что те решили, будто им мстят духи погибших жителей Рязани.

Потери среди монголов были настолько большими, что Батый всерьез запереживал. Правда, через некоторое время войскам хана удалось выманить «духов» на открытую местность. Толку от этого было мало: люди Евпатия сражались как в последний раз. Они даже убили монгольского командира Хостоврула, который пообещал живым доставить Коловрата хану.

В общем, одолеть войско Коловрата монголам удалось только с помощью осадных орудий. Осадных орудий, понимаете? Евпатий и почти все его люди погибли, а выживших воинов монголы привели к хану. Батый же, когда узнал всю эту историю, проникся уважением к Коловрату, отдал его тело уцелевшим русичам и отпустил их.

Судя по всему, Коловрат и впрямь был грозным воином

Если сказание о Коловрате имеет хоть что-то общее с реальностью, то можно сказать, что Евпатий был самым настоящим русским богатырем. Поистине мощным парнем.

Таким его изображали на картинах, таким рисовали и в мультфильме «Сказ о Евпатии Коловрате» 1985 года. Да и почти во всех стихотворениях, посвященных воеводе Рязани, он описывается как крупный и сильный дядя.

Лет ему на момент битвы с монголами, к слову, было около тридцати пяти.

В фильме «Легенда о Коловрате» героя играет актер, на богатыря мало похожий. Зато орать во все горло прямо в камеру он горазд. Вы же в курсе, что «Легенда» — это наш ответ ленте «300 спартанцев»? То-то же.

Кто такой Евпатий Коловрат?. - Изображение 6

Легенда о Коловрате полна допущений

Кто такой Евпатий Коловрат?. - Изображение 8

И все они вполне очевидны. Надо признать, что вся эта история про человека, который одним ударом губил отряд монголов, похожа то ли на комикс про супергероя, то ли на сказку.

Нашествие монголов на Русь — довольно позорный (но не без светлых моментов) период истории древнерусского государства, и событиям того времени нужны свои герои. Их могли попросту придумать.

Если представить, что никакого Коловрата на самом деле не было, и все русские князья вместо того, чтобы собраться и дать отпор монголам, пытались усидеть на своих стульях и не хотели замечать угрозы, становится как-то совсем уж грустно.

Героизм Коловрата не уберег Русь от монголов

Еще один довод в пользу того, что легенда о Коловрате — лишь сказка. Неужели на всей Руси в реальности был только один такой герой? И если нет, то куда они все подевались во время нашествия Батыя?

Короче, ничего здоровяк Евпатий своим подвигом не добился — только отомстил за родной город (не думаю, впрочем, что ему что-то еще было нужно). Монголы же после Рязани и битвы с Коловратом отправились в сторону Владимира, а затем разграбили и дотла сожгли городок, который после этого сыграет ключевую роль в истории Руси. Речь идет о Москве.

kanobu.ru

Каким был настоящий Евпатий Коловрат

Новый боевик «Легенда о Коловрате» Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого вызвал неоднозначную реакцию и у кинокритиков, и у зрителей. Хотя создатели картины не претендуют на соблюдение исторических канонов, характеризуя жанр «Легенды…» как фэнтези, их не преминули «уличить» в недостаточной фактурности главного героя и многочисленных неточностях. Впрочем, Евпатий Коловрат – фигура настолько загадочная, что даже у историков в отношении него больше вопросов, чем ответов. Так каким же был знаменитый русский герой, да и вообще – существовал ли он? Попробуем разобраться.

Боярин и воевода

Иллюстрация к «Повести о разорении Рязани Батыем». wikipediaИллюстрация к «Повести о разорении Рязани Батыем». wikipedia

Большинство историков считает, что, в отличие от многих героев эпоса, богатырь Евпатий Коловрат, скорее всего, существовал на самом деле. Об обладавшем недюжинной силой и невероятной смелостью жителе рязанского княжества с таким именем мы знаем из древних летописей, былин, «Повести о разорении Рязани Батыем» и других литературных произведений. Подвигами героя вдохновлялись разные поэты, включая Николая Языкова и Сергея Есенина.

Согласно преданиям, родился Евпатий в небольшом селе в Шиловской волости (на территории современного Шиловского района Рязанской области), предположительно – в самом начале XIII века (по одним данным в 1200 году, по другим – на 2-5 лет раньше). То есть на момент вторжения Батыя Коловрату, которого в фильме сыграл 27-летний Илья Малаков, было не менее 35 лет (а то и все 40)– он был далеко не юн и находился уже не в самом расцвете физической силы по меркам того времени. А вот кем он был, знатным боярином или воеводой, как утверждают разные источники, доподлинно не известно (вполне возможно, что одно не мешало другому).

Да и Коловрат – не факт, что фамилия, как решили многие после просмотра фильма. Как считают многие историки, это второе имя или прозвище. По отцу, как указывается в некоторых источниках, Евпатий был Львович, но в XIII веке фамилии на Руси только начинали появляться, причем даже многие знатные люди ходили «бесфамильными» еще пару-тройку веков.

Кстати: Первой экранизацией жизни и подвигов древнерусского героя стал «Сказ о Евпатии Коловрате», мультфильм, вышедший в 1985 году.

Кадр из трейлера к фильму «Легенда о Кооврате». В главной роли – Илья МалаковКадр из трейлера к фильму «Легенда о Кооврате». В главной роли – Илья Малаков

Хитрый партизан

По «Повести о разорении Рязани Батыем», монгольское вторжение 1237 года застало Евпатия Львовича в Чернигове – по одним источникам, там он узнал о падении Рязани, разорении рязанского княжества и смерти его предводителя Юрия Игоревича, после чего с дружиной, которую смог собрать, спешно выдвинулся на место. По другой версии, Коловрат узнал о вторжении, собрал дружину, рванул на помощь рязанцам – но опоздал.

Так или иначе, на месте города он увидел пепелище – и, собрав уцелевших воинов (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», их нашлось 1700 человек), двинулся в погоню за монголами. Русичи настигли многотысячную армию врага на суздальской земле – и тут Евпатий Коловрат с дружиной проявил недюжинную смекалку. Понимая, что силы не равны, они начали вести партизанскую войну. Настолько хитрую и успешную, что запаниковавшие воины Батыя даже решили, что имеют дело с мстящими им за убиенных лесными духами.

Последний бой

Хан Батый. Средневековая миниатюра. wikipediaХан Батый. Средневековая миниатюра. wikipedia

В январе 1238 года, тем не менее, отряду Коловрата пришлось вступить в открытую битву с войском Золотой Орды. В источниках встречается множество ее описаний, во всех них подчеркивается смелость и мужество Евпатия Львовича и его соратников. Предания рассказывают, что он порубил мечом десятки воинов. Среди них были главные богатыри монгольского княжества, включая ближайшего родственника Батыя – непобедимого Хостоврула, ранее вызвавшегося привезти хану плененного русского богатыря.

Именно благодаря этой битве и возникла слава Коловрата как могучего богатыря и человека огромной силы. «Евпатий рассек Хостоврула… до седла», - говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Но силы были неравны. На поле боя в итоге пал и Евпатий, и большинство его воинов. Согласно преданиям, ордынцы смогли одержать победу только после того, как пустили в ход камнеметные орудия. Закончилось все, как и положено легенде. Пораженный мужеством русичей Батый отпустил оставшихся в живых дружинников – и отдал им тело погибшего Коловрата, чтобы тот был похоронен со всеми почестями.

Согласно некоторым вариантам неоднократно дописывавшейся и переписывавшейся «Повести о разорении Рязани Батыем», похоронен был Евпатий Львович в Рязанском соборе, называется и дата – 11 января 1238 года.

Имя его неизвестно, подвиг – бессмертен

Старинная гравюра с изображением Евпатия Коловрата. wikipediaСтаринная гравюра с изображением Евпатия Коловрата. wikipedia

Личность Коловрата волнует исследователей начиная с XVI века – с момента публикации «Повести…». Историки пытались выяснить более точную его биографию, уточнить возраст – но даже примерную дату рождения установить не удалось. Некоторые считают, что на самом деле звали его Ипатий, на Русь имя пришло из греческого и было очень распространенным, так как связано с почитаемым священномучеником, епископом Ипатием Гангрским.

Второе имя (или прозвище) вызывает еще больше вопросов. Некоторые считают, что это прямое «указание» на то, что древний герой был язычником (коловрат в языческой мифологии – символ Солнца).

В те времена на Руси были в ходу самострельные коловраты, зубчатые приспособления для взведения орудий-самострелов – может герой получил свое прозвище от них? Также есть версия, что Коловратом Евпатия Львовича прозвали за его умение вести бой одновременно двумя клинками, быстро поворачиваясь в разные стороны. И еще одна гипотеза – что он был стражником и стоял около ворот – около врат, отсюда и прозвище.

Высказывается также предположение, что Коловрат был скандинавом – осевшим на Рязанщине наемником из варягов, но летописцам было «выгодно» сделать его славянином.

Есть и версия о том, что на самом деле Евпатий Коловрат – образ собирательный, олицетворяющий силу духа русских воинов тех времен. Отсюда и большое количество нестыковок и гипербол в сказаниях о его подвигах. У многих, в частности, возникают сомнения, что монголы брали в тот поход катапульты, удивление историков вызывает и численность дружины Евпатия Львовича – если мужское население было мобилизовано, почти всех мужчин в Рязани и окрестностях захватчики убили (описания этого также сохранились), то откуда могло взяться почти 2000 мужиков, способных сражаться? Кстати, в фильме «Легенда о Коловрате» количество дружинников совсем иное, да и одеты что они, что монголы, мягко говоря, совсем не по моде того периода – но это далеко не единственные вольности, которые позволили себе создатели картины.

Так или иначе, но имя богатыря все равно навсегда вписано в историю. Отмечены подвиги Коловрата и памятниками. Один из них стоит в селе Шилово (по некоторым данным, именно там он родился), другой – в центре Рязани.

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. wikipediaПамятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. wikipedia

www.eg.ru

Кто на самом деле был Евпатий Коловрат?

eCSY1g56Kt0

В прошлой статье был опубликован материал о неоязычниках и их стремлении исказить исторические данные (данные основанные на письменных источниках и подтвержденные современными научными деятелями). В этой заметке мы коснемся памяти известного исторического персонажа — Евпатия Коловрата. Именно его неоязычники считают образцом языческого мужчины. Но так ли это? Ведь были попытки убедить в том что даже Сергий Радонежский был на самом деле язычником). Давайте посмотрим на то, что говорит об Евпатии история и наука.

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы:

1. имени Евпатий нет в христианских святцах;

2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики;

3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников.

Фото памятника

Евпатий Коловрат — памятник в Рязани

Коловра́т (также известен как «солнцеворот») — символ, используемый частью современных русских националистов (движение «Русское национальное единство» и др.) и неоязычников.

По утверждениям неоязычников, является исконно русским названием свастики как солярного символа, хотя, по словам историка и религиоведа Романа Багдасарова, неизвестно ни одного исторического источника, где свастику (имевшую на Руси множество имён) называли бы «коловратом». Изображение коловрата (польск. słoneczko) на надгробии можно видеть на гравюре польского художника Станислава Якубовского 1923 года.

1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

«Коловратами самострельными» называли разновидность арбалета.

2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел.

Материал подготовлен по статье «Язык их — враг их» Максима Кузнецова (Pravoslavie.ru).

luka.rpcb.ru

Евпатий Коловрат Википедия

Евпа́тий Коловра́т (около 1200 — до 11 января 1238[1]) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Предполагаемая биография

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см

Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1 700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нём ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года[4]. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами неизвестны. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года[5].

Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

Евпатий Коловрат в культуре

поэзия и литератураМультипликацияКиноМузыка
  • Группа «Иван Царевич» — песня «Коловрат» (2016)[13]
  • Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)[15]
  • Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)[16]
  • Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
  • Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
  • Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
  • Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)[17]
  • Группа «Прохожий» — песня «Евпатий Коловрат» (2018)[18]
Компьютерные игры

Памятники

В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области:

  • Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата.

Место это расположено на стыке двух речек Заполья (приток р.Непложи) и речки Урсулы, и относится к Воинскому уезду Рязанского княжества.

  • Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет»[19].
  • Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы.
  • Памятник Евпатию Коловрату в Шилово

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани

  • Памятник Евпатию Коловрату в деревне Фролово

См. также

Примечания

  1. ↑ Евпатий Коловрат // Гражданская война в США — Йокота / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 282. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 3).
  2. ↑ «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988
  3. ↑ Повесть о разорении Рязани Батыем
  4. ↑ Евпатий Коловрат // Советская военная энциклопедия. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1977. — Т. 3. — С. 282.
  5. ↑ Храпачевский Р.П. Великий западный поход чингизидов на Булгар, Русь и Центральную Европу
  6. ↑ «Песня про боярина Евпатия Коловрата»
  7. ↑ s:Песнь о Евпатии Коловрате (Есенин)
  8. ↑ s:Сказание о Евпатии Коловрате (Есенин)
  9. ↑ Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (издание 1972 г. с ил. Владимира Фаворского) (маленькая вставная поэма о Евпатии Коловрате — в главе о татарском нашествии, озаглавленной: «Разоряя города, шла монгольская орда»).
  10. ↑ Евпатий Коловрат (поэма)
  11. ↑ Исторические рассказы в стихах. Рисунки И. Архипова. М.: Детская литература, 1976 (глава «Евпатий Коловрат», с. 32-39).
  12. ↑ Венжер Н. Я. Роман Давыдов : альбом // Наши мультфильмы : Лица, кадры, эскизы, герои, воспоминания, интервью, статьи, эссе / Cост. И. Марголина, Н. Лозинская; авт. предисл. Н. Изволов. — М.: Интеррос, 2006. — С. 70—71, 72, 73, 74—75. — 352 с. — ISBN 5-91105-007-2.
  13. ↑ Звезда Руси — Иван Царевич (рус.). Проверено 8 марта 2018.
  14. ↑ Красавин А. В. «Евпатий Коловрат». Россыпи. Часть 2. Угорь-Звезда. music.lib.ru (2003). Проверено 7 сентября 2016.
  15. ↑  Киборг — «Евпатий Коловрат» (2007)
  16. ↑ Попов Г. Евпатий Коловрат : (Кантата в пяти частях) // Роман-журнал XXI век. — 2010. — № 10. — С. 14—15.
  17. ↑  GjeldRune — «Коловрат (Kolovrat)» (2014)
  18. ↑ Рок-группа Прохожий. Группа Прохожий. Евпатий Коловрат (17 января 2018). Проверено 1 февраля 2018.
  19. ↑ Рязанские власти пообещали в следующем году заняться благоустройством у памятника Коловрату

Литература

Научная

Художественная

Ссылки

wikiredia.ru

Евпатий Коловрат - это... Что такое Евпатий Коловрат?

Евпатий Коловрат на гравюре

Евпа́тий Коловра́т (1200 — 11 января 1238[1]) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

История

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009, литьевой камень тонировка под бронзу черный металл, 83х90х67см

Родился, по преданию, в селе Фролово Шиловской волости. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские», который обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его. Главным в этой притче является то, что, поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. Первый город Суздальской земли, лежавший на пути монголов после битвы у Коломны — Москва — был взят 20 января 1238 года после 6-дневной осады.

Евпатий Коловрат в литературе

(маленькая вставная поэма о Евпатии Коловрате — в главе о татарском нашествии, озаглавленной: «Разоряя города, шла монгольская орда»).
  • Вронский Ю. П. Злой город. Исторические рассказы в стихах. Рисунки И. Архипова. М.: Детская литература, 1976 (глава «Евпатий Коловрат», с. 32-39).
  • Василий Ряховский, «Евпатий Коловрат»
  • Прозоров Лев Рудольфович (Озар Ворон), «Евпатий Коловрат»

Евпатий Коловрат в массовой культуре

Памятники

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. Скульптор Олег Седов

В настоящее время в России существуют два памятника русскому богатырю, оба располагающиеся на территории Рязанской области. Первый из них был установлен в городе Шилово, так этот именно этот город, согласно некоторым источникам является родиной Коловрата.

Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет». [5]

См. также

Примечания

Литература

  • Евпатий Коловрат // Советская военная энциклопедия / под ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1979. — Т. 3. — 678 с. — (в 8-ми т). — 105 000 экз.
  • Брохин В. С. «За русскую землю. Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате Ковале Фатьяне.» Рязань, 1954;
  • Воинские повести Древней Руси. М.—Л., 1949.
  • Л. Прозоров. Евпатий Коловрат. М.: Яуза, Эксмо, 2011. 256 с., Серия «Арийская Русь», 3000 экз., ISBN 978-5-699-48052-4
  • В. Ян «Чингисхан», «Батый»

Ссылки

dic.academic.ru

История. Кто такой Евпатий Коловрат?

Искусство и развлечения 28 октября 2017

Герой на войне – непростое явление. Ведь тот, кто для одной стороны спаситель, для другой – наилютейший враг. Но история знает несколько личностей, которые в равной степени были уважаемы и своими, и чужими. Среди них былинный герой Евпатий Коловрат, подвиг которого многие столетия передавался из уст в уста. Давайте узнаем больше об этом человеке и его судьбе, а также рассмотрим наиболее известные литературные и кинематографические произведения, посвященные ему.

Кто такой Евпатий Коловрат?

Это имя носит легендарный рязанский богатырь, живший в первой половине XIII в. на Руси. История сохранила мало сведений о нем. кто такой евпатий коловрат

Происхождение Евпатия точно не установлено историками, как и его статус в рязанском государстве. По одним версиям, он был воеводой, по другим – боярином. При этом все сходятся в том, что Коловрат был умелым и опытным воином и занимал важное место среди вельмож, иначе бы он не смог собрать армию в 1700 человек.

О личной жизни и сердечных предпочтениях Евпатия также ничего не известно, кроме того, что, вероятно, отчество у него было Львович.

Родился герой приблизительно в 1200 году. Однако это могло произойти на 3-5 лет раньше или позже. Местом рождения принято считать деревню Фролово в Шиловской волости.

С чего начиналась легенда

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит больше узнать о том, чем же он славен.

XIII в. для земель бывшей Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств был периодом непростым. Дело в том, что из-за раздробленности мелкие государства на этой территории были легкой наживой для кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством различных ханов и облагали данью княжества. качества евпатия коловрата

В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый пришел с войском к Рязани и, став у реки Воронеж, потребовал от местного князя выплатить ему десятину от всего добра в городе, а также отдать ему прекрасную сноху правителя Евпраксию.

После отказа сделать это Батый приказал убить мужа красавицы – княжеского сына Федора - и напасть на город.

евпатий коловрат фильм

21 декабря 1237 г. Рязань пала. Она была разрушена дотла, а ее обитатели, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном, бросилась с крыши терема и погибла.

Вскоре после случившегося на пепелище возвращается из Чернигова Евпатий Коловрат. В ужасе от случившегося он собирает малую дружину (1700 воинов) и отправляется в погоню.

В суздальских землях Коловрату с товарищами удается нагнать ордынцев. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их число значительно превосходило количество русичей.

Тогда люди Евпатия начали партизанить в местных лесах и понемногу причинять урон войскам неприятеля. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им мстят лесные духи.

Видео по теме

Гибель Коловрата

Несмотря на успешные старания дружины, через некоторое время им пришлось вступить в открытый бой с войском Батыя. Причем в этой битве Евпатий Коловрат качества проявил поистине геройские – только от его руки погибло несколько десятков славных монгольских воинов. подвиг евпатия коловрата

Не хуже сражались и прочие русичи. И хотя шансов на победу у них не было, ордынцы не могли справиться с противниками в честном бою. И чтобы уничтожить воинов начали стрелять по ним из камнеметных орудий.

В результате погибли почти все товарищи Коловрата и он сам. Произошло это 8-10 января 1238 г.

После того как несколько выживших русичей были взяты в плен, от них Батый узнал, кто такой Евпатий Коловрат и что это именно он так умело командовал отрядом.

Великий хан был поражен мужеством погибшего героя и горько сожалел, что богатырь не стал служить ему. В награду за храбрость он отпустил выживших, и отдал им тело Евпатия, наказав похоронить его со всеми почестями. Это и было сделано 11 января.

Литературные произведения, посвященные Коловрату

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история.

Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет. сочинение подвиг евпатия коловрата

Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.

Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».

Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».

А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.

В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые...».

С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Фильм о Евпатии Коловрате

В отличие от трио классических славянских богатырей - Муромца, Поповича и Никитича, - Коловрат был менее популярен у кинематографистов. Первая попытка перенести его историю на голубой экран произошла в 1985 г. Это был мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», который не особо запомнился зрителям. евпатий коловрат восхождение

Однако в 2015-2016 гг. в РФ была одновременно начата работа над 2 кинокартинами, посвященными этому герою. Это лента Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и фильм «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира.

Первый из перечисленных проектов выйдет на экраны 30.11.2017 г. А вот когда зрителям покажут «Евпатий Коловрат: Восхождение», неизвестно.

Неоязыческая трактовка мифа о Коловрате

В последние годы, когда археология и история открывают новые и неожиданные факты, которые не прячутся цензурой, у современных людей появляется возможность взглянуть по-другому на многих известных исторических личностей. В том числе и на Евпатия Коловрата.

Одна из наиболее известных и скандальных попыток переосмыслить его образ была сделана так называемыми неоязычниками. Такое негласное прозвище получили те, кто пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру.

Так, отдельные представители данного движения выдвигают теории, что Коловрат был язычником, а не христианином, как его позже изобразили в летописи. фильм евпатий коловрат восхождение

В пользу этого довода приводятся факты, что в православных святцах того времени нет имени Евпатий, а знак коловрат в те времена был символом повелителя небесного огня Сварога и его сына Даждьбога. Если учесть, что, по археологическим находкам, язычество было распространено в Рязани минимум до ХІІ в., это означает, что подобная версия имеет право на жизнь.

Также известна еще одна попытка трактовать образ Евпатия. Согласно ей, Коловрат – это была не фамилия, а прозвище героя. Возможно, ему дали его за умение отлично сражаться сразу двумя клинками, при этом вращаясь по кругу.

При этом не стоит исключать вероятность, что герой был скандинавом, коих в те времена жило немало на Руси. Отсюда необычная манера сражаться.

Помимо перечисленного, бытует мнение, что Коловрат – это не реальная личность, а сборный образ нескольких славянских героев.

Значение имени героя, по мнению православных историков

В ответ на подобные теории на многих православных форумах появляются попытки оспорить основные доводы неоязычников.

Согласно им, Евпатий – это вариация известного славянского имени Ипатий.

А коловрат – это старинное название самострелов с круглой рукояткой. Так что свое прозвище богатырь мог получить за умение отлично стрелять из лука или самострела.

А был ли герой?

Все перечисленные теории, несмотря на споры, имеют право на жизнь. Ведь, по сути, об истинной судьбе Евпатия Коловрата ничего не известно, поскольку история о нем была записана только через несколько столетий. То есть писавшие ее люди просто физически не могли быть знакомы ни с одним очевидцем рязанской трагедии, а значит, их труд больше основывался на собственной фантазии, а не исторических фактах. Иначе как объяснить ряд нестыковок данной легенды?

Так, между взятием Рязани и гибелью отряда Коловрата проходит от 19 до 21 дня. За это время ордынцы успевают не просто ограбить огромный город, убить всех его обитателей (а их немало), но и дойти до Суздали (от Рязани до нее приблизительно 280 км по современным дорогам) с обозом. Допустим, будучи опытными кочевниками, для них это не составило особого труда.

Однако Коловрату было гораздо сложнее. За этот же период он успевает вернуться в Рязань из Чернигова (по современным ровным дорогам расстояние между городами 830 км), где-то быстро собрать и вооружить дружину в 1700 человек и нагнать кочевников, пройдя еще 280 км.

Пешком они никак бы не нагнали монголов, значит, им нужны были лошади. Вот только где на разоренных ордой землях найти табун почти в 2000 голов? Это при том, что животных нужно чем-то кормить (а на дворе зима) и давать им отдых или менять на более свежих.

Помимо проблем с транспортом, появляется вопрос: где герой собрал столь большое количество воинов? Ведь в летописи говорится, что Рязань разрушена, а все ее защитники истреблены. Откуда взялось 1700 человек? Они что, прятались в лесах, пока ордынцы жгли их город? Тогда какие они воины, да и такое количество народа в лесу за кустиком явно не спрячется.

Есть версия, что эти люди были отрядом Коловрата, с которым он ездил в Чернигов. Вот только какой князь в преддверии нападения врага отпустит из крепости более 1500 опытных бойцов? Больше похоже на то, что Евпатий был послан встречать варяжских наемников, которых рязанский владыка хотел использовать для защиты. А может быть, Коловрат был одним из них? Что, если герой был отставным варягом (по летописям ему было почти 40), осевшим в Рязани, и среди погибших была его жена и дети? Тогда логично, почему наемники пошли за ним.

Также стоит помнить, что большинство авторов летописей были монахами, которым выгодно было распространение и возвеличение собственной веры. Для этой цели они готовы были даже приукрасить правду, особенно если уже никто не помнил, как оно было на самом деле. И поэтому, будь Евпатий хоть арабом с серьгой в носу, через 300 лет на страницах летописей его можно было смело превратить в славянского витязя.

Как оно было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Однако это не так и важно. Ведь главное то, что несколько веков назад среди угнетенных монголами обитателей славянских земель нашлись герои, которые, не пожалев жизни, дали отпор врагу. И они должны стать примером для свои потомков – то есть нас.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Кто такая ведьма: определение, описание, история и интересные фактыДуховное развитие Кто такая ведьма: определение, описание, история и интересные факты

Испокон веков люди верили, что рядом с ними обитают сущности со сверхъестественными способностями. Некоторых они пугают, но порой от них можно ждать и помощи. К подобным персонажам относится ведьма. Ей приписывают как...

Кто такие христиане? История возникновения христианстваДуховное развитие Кто такие христиане? История возникновения христианства

Тема, связанная с возникновением раннего христианства, достаточно интересная и глубокая. Попробуем как можно более кратко разобраться в вопросе, кто такие христиане и когда возникла эта мировая религия. А все началось...

Кто такой Джеймс Поттер. История персонажаИскусство и развлечения Кто такой Джеймс Поттер. История персонажа

Наверное, сейчас нет человека на Земле, который ничего не знал бы о Гарри Поттере. Но в этой статье мы расскажем Вам не о Гарри, а о его отце. Речь пойдет о Джеймсе Поттере, чистокровном волшебнике, который эпизодичес...

Кто такие миньоны: история забавных приспешников злодеевИскусство и развлечения Кто такие миньоны: история забавных приспешников злодеев

2010 год подарил миру новых любимцев – персонажей мультипликационного фильма «Гадкий Я». Кто такие миньоны, в одночасье завоевавшие любовь миллионов детей по всему миру?Первое появление

Кто такой Дэдпул? История персонажа вселенной MARVELИскусство и развлечения Кто такой Дэдпул? История персонажа вселенной MARVEL

В последнее время волна интереса к персонажам комиксов неминуемо возрастает. Всего несколько лет назад широкой публике были известны лишь самые популярные супергерои вроде Супермена или Человека-паука. Сегодня из тени...

Кто такой Гейб Ньюэлл? История успехаКомпьютеры Кто такой Гейб Ньюэлл? История успеха

Каждый геймер с уверенностью может сказать, кто такой Гейб Ньюэлл. Этот гений компьютерных игр добился огромного успеха во всех своих начинаниях. В его руках сосредоточена власть над одной из наиболее известных и приб...

Кто такой на зоне Новости и общество Кто такой на зоне "мопс": история и интересные факты

Кто такой на зоне "мопс"? За последнее время в Интернете часто задают этот вопрос. Все дело в том, что совсем недавно появился некий блоггер с богатым тюремным прошлым, "погоняло" которого «Мопс». В своем ...

Памятник чекистам в Киеве: история, описание, демонтаж. Кто такие чекисты?Новости и общество Памятник чекистам в Киеве: история, описание, демонтаж. Кто такие чекисты?

Советская эпоха оставила после себя множество памятников, стел и монументов, отношение к которым в наши дни неоднозначное. Одним из них является памятник чекистам, который был установлен в Киеве на Лыбедской площади.

Кто такая Елена Геринас? Обертка знаменитого шоколада «Аленка»: история созданияНовости и общество Кто такая Елена Геринас? Обертка знаменитого шоколада «Аленка»: история создания

Специфический кремовый вкус шоколадки «Аленка», ведущей свою историю с 1965 года, прекрасно помнят многие жители нашей страны. Однако мало кому известно, что обертку знаменитой сладости долгие годы украшал...

Кто такой Джонни Байма? Биография и история человека, который шокировал СШАНовости и общество Кто такой Джонни Байма? Биография и история человека, который шокировал США

В истории шоу-бизнеса трудно найти человека, который бы пугал и завораживал одновременно до такой степени, как Джонни Байма. Этой неординарной личности удалось шокировать и даже внушить мистический ужас все Америке, х...

monateka.com

Ответы@Mail.Ru: кто такой Евпатий Коловратий.

Евпа́тий Коловра́т (1200 — январь 1238) — рязанский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности» , книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки» , 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла» , 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Евпа́тий Коловра́т (1200 — 11 января 1238[1]) — рязанский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности» , книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки» , 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла» , 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» .

Евпатий Коловратий (Совр. синоним экспрессивного «Ёлки палки» , «Йошкин кот» и еще 50-ти неценз. лекс. выражений) Википедия: Евпа́тий Коловра́т (1200 — 11 января 1238) — рязанский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского народного сказанияXIII века, времён нашествия Батыя.

Богатырь Русский!!!

ЕВПАТИЙ Коловрат - герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. А.... Евпатий Коловратий (Современный синоним экспрессивного «Ёлки палки» , «Йошкин кот» и еще 50-ти нецензурных выражений)

Евпа́тий Коловра́т (1200- январь 1238)- рязанский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности» , книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки» , 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла» , 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» . Находясь в Чернигове с рязанским князем Ингваром Ингваревичем и узнав о разорении Рязани ханом Батыем, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединяются уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города» , и с отрядом в 1700 человек Евпатий пускается в погоню за войском хана. Настигнув его в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребляет татарский арьергард и сминает задние полки монголов. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими» . Изумлённый Батый посылает на него богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские» , который обещает хану привести Евпатия Коловрата живым, но погибает в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия- «Что вы хотите? » И получил ответ- «Умереть!» . В конце концов, татары смогли одолеть горстку героев, только когда окружили их и расстреляли из «множества пороков (камнемётов)» . Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского вельможи, хан Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, и в знак уважения к их мужеству повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда. В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый. От Ольги́ до Вшивой Заводи Знают песни про Евпатия. Их поют от белой вызнати До холопного сермяжника. Хоть и много песен сложено, Да ни слову не уважено, Не сочесть похвал той удали, Не ославить смелой доблести. Вились кудри у Евпатия, В три ряда на плечи падали. За гленищем ножик сеченый Подпирал колено белое.. . Есенин С. А. Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе нашем Иисусе Христе

Евпа́тий Коловра́т (1200- январь 1238)- рязанский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности» , книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки» , 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла» , 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» . Находясь в Чернигове с рязанским князем Ингваром Ингваревичем и узнав о разорении Рязани ханом Батыем, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединяются уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города» , и с отрядом в 1700 человек Евпатий пускается в погоню за войском хана. Настигнув его в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребляет татарский арьергард и сминает задние полки монголов. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими» . Изумлённый Батый посылает на него богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские» , который обещает хану привести Евпатия Коловрата живым, но погибает в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия- «Что вы хотите? » И получил ответ- «Умереть!» . В конце концов, татары смогли одолеть горстку героев, только когда окружили их и расстреляли из «множества пороков (камнемётов)» . Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского вельможи, хан Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, и в знак уважения к их мужеству повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда. В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.

touch.otvet.mail.ru