Список произведений Петра Чайковского. Петр ильич чайковскии музыкальные произведения


ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО. Петр Ильич Чайковский

ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

1. Музыкально-драматические произведения

1867–1868. «Воевода». Опера в 3-х действиях. Либретто

A. Н. Островского и П. И. Чайковского по пьесе А. Н. Островского, того же названия. Уничтожена автором, восстановлена по сохранившимся материалам П. А. Ламмом.

1869. «Ундина». Опера в З-х действиях. Либретто В. А. Соллогуба по одноименной повести Ф. де ла Мотт-Фуке (в переводе B. А. Жуковского). Уничтожена автором.

1870–1872. «Опричник». Опера в 4-х действиях. Либретто П. И. Чайковского по трагедии И. И. Лажечникова, того же названия.

1873. «Снегурочка». Музыка к весенней сказке А. Н. Островского.

1874. «Кузнец Вакула». Опера в З-х действиях. Либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В 1885 году переработана автором. В новой редакции опера, получившая название «Черевички», разделена на 4 действия.

1875–1876. «Лебединое озеро». Балет в 4-х действиях. Либретто В. П. Бегичева и В. Ф. Гельцера, по мотивам сказки И. Музеуса и народным легендам.

1877–1878. «Евгений Онегин». Лирические сцены в З-х действиях. Либретто П И. Чайковского, при участии К. С. Шиловского, по роману в стихах А. С. Пушкина.

… 1878–1879. «Орлеанская дева». Опера в 4-х действиях. Либретто П. И. Чайковского по одноименной трагедии Ф. Шиллера (э переводе В. А. Жуковского), трагедии Ф. Барбье «Жанна д’Арк», либретто О. Мерме.

1881–1883. «Мазепа». Опера в З-х действиях. Либретто В. П. Буренина, переработанное П. И. Чайковским, по поэме А. С. Пушкина «Полтава».

1885–1887. «Чародейка». Опера в 4-х действиях. Либретто И. В. Шпажинского по его трагедии того же названия.

1888–1889. «Спящая красавица». Балет в З-х действиях, с прологом. Сценарий М. И. Петипа и И. А. Всеволожского по одноименной сказке Ш. Перро.

1890 «Пиковая дама». Опера в З-х действиях. Либретто М. И. Чайковского, при участии П. И. Чайковского, по одноименной повести А. С. Пушкина.

1891. «Гамлет». Музыка к трагедии В. Шекспира.

«Иоланта». Опера в 1-м действии. Либретто М. И. Чайковского по драме Г. Герца «Дочь короля Рене» (в переделке В. Зотова).

1891–1892. «Щелкунчик». Балет в 2-х действиях. Сценарий М. И. Петипа на сюжет сказки Э. Т. А. Гофмана (в переделке A. Дюма-отца).

2. Симфонические произведения

1864. «Гроза». Увертюра к неосуществленной опере на сюжет драмы А. Н. Островского.

1866. «Зимние грезы». Первая симфония. Переработана в 1874 году.

1868. «Фатум». Симфоническая поэма.

1869. «Ромео и Джульетта». Увертюра-фантазия по трагедии B. Шекспира. Переработана в 1870 и 1880 годах.

1872. Вторая симфония. Переработана в 1879–1880 годах.

1873. «Буря». Симфоническая фантазия по пьесе В. Шекспира.

1874–1875. Первый концерт для фортепьяно с оркестром.

1875. Третья симфония.

1876. «Франческа да Римини». Симфоническая фантазия по «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Вариации на тему рококо, для виолончели с оркестром.

1877. Четвертая симфония.

1878. Концерт для скрипки с оркестром.

1878–1879. Первая сюита.

1879–1880. Второй концерт для фортепьяно с оркестром.

1880. Итальянское каприччио.

Серенада для струнного оркестра.

«1812 год». Торжественная увертюра.

1883. Вторая сюита.

1884. Третья сюита.

Концертная фантазия для фортепьяно с оркестром.

1885. «Манфред». Симфония по драматической поэме Дж. Байрона.

1888. Пятая симфония.

«Гамлет». Увертюра-фантазия по трагедии В. Шекспира.

1891, «Воевода». Симфоническая баллада по стихотворению А. Мицкевича (в переводе А. С. Пушкина).

1893, Шестая симфония, Патетическая.

Третий концерт для фортепьяно с оркестром.

3. Камерно-инструментальные произведения

1871. Первый квартет.

1874. Второй квартет.

1876. Третий квартет.

1881–1882. Трио для скрипки, виолончели и фортепьяно «Памяти великого художника».

1887, 1891–1892. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции».

4. Фортепьянные произведения.

1867. Две пьесы. 1. Русское скерцо. 2. Экспромт.

1868. Романс для фортепьяно.

1871. Две пьесы. 1. Ноктюрн. 2. Юмореска.

1873. Шесть пьес на одну тему.

1875–1876. «Времена года». Двенадцать характеристических картин.

1878. Двенадцать пьес средней трудности.

«Детский альбом». Двадцать четыре легких пьесы.

Соната.

1882. Шесть пьес. 1. Салонный вальс. 2. Полька. З. Менуэт-скерцозо. 4. Ната-вальс. 5. Романс. 6. Сентиментальный вальс.

1886. «Думка». Русская сельская сцена.

1893. Восемнадцать пьес.

5. Вокальные произведения

1865. Кантата «К радости» на текст оды Ф. Шиллера (в переводе К. С. Аксакова и др.).

1869. Шесть романсов (на слова А. К- Толстого, А. Н. Плещеева, Е. П. Ростопчиной, Г. Гейне и В. Гёте, в переводе Л. А. Мея). Хор цветов и насекомых из неосуществленной оперы «Мандрагора» («а слова С. А. Рачинокого).

1870. Романс «Забыть так скоро…» (на слова А. Н. Апухтина).

1872. Кантата на открытие Политехнической выставки в Москве (на слова Я. П. Полонского). Шесть романсов (на слова А. Н. Майкова, Н. П. Грекова, А. А. Фета, А. Н. Плещеева и автора).

1873. Два романса на слова А. А. Фета и Г. Гейне (в переводе М. Л. Михайлова).

1874. Шесть романсов на слова Н. Ф. Щербины, Ф. И. Тютчева, В. Гёте (в переводе Ф. И. Тютчева) и Л. А. Мея.

1875. Два романса на слова Г. Гейне (в переводе Л. А. Мея) и Н. П. Грекова. Шесть романсов на слова Н. П. Огарева, Н. П. Грекова, А. А. Фета, Т. Г. Шевченко и А. Мицкевича (в переводах Л. А. Мея). Шесть романсов на слова А. Мюссе (в переводе Н. П. Грекова), В. Сырокомли (в переводе Л. А. Мея), Л. А. Мея, А. Н. Апухтина и автора.

1878. Шесть романсов (на слова автора, А. К. Толстого и М. Ю. Лермонтова).

1880. Семь романсов на слова А. К. Толстого, А. Мицкевича (в переводе Н. В. Берга), А. Н. Апухтина и И. 3. Сурикова.

1883. Кантата «Москва» (на слова А. Н. Майкова). Шестнадцать песен для детей (на слова А. Н. Плещеева и К. С. Аксакова).

1884. Шесть романсов на слова В. А. Сологуба, А. К. Толстого, В. Гёте (в переводе А. С. Струговщикова), Д. С. Мережковского и А. Кристен (в переводе А. Н. Плещеева).

1886. Двенадцать романсов на слова А. С. Хомякова, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, В. Стефановича (в переводе А. С. Пушкина), А. Н. Апухтина и Я. П. Полонского.

1887. Шесть романсов (на слова К. К. Романова).

1888. Шесть романсов (на слова французских поэтов Э. Тюркети, П. Коллен и А. Бланшкотт).

1893. Шесть романсов (на слова Д. М. Ратгауза).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Список произведений П.И. Чайковского

«Анастасия-вальс» «Anastasie-valse» вальс 1854
«Кто идет?» романс для голоса с фортепиано 1860
«Мой гений, мой ангел, мой друг…» романс для голоса с фортепиано 1860
«Полночь» «Mezza notte» романс для голоса с фортепиано 1862
Пьеса на тему «Возле речки, возле моста» пьеса 1862
«Борис Годунов» 1864
«Гроза» увертюра 1864
«На сон грядущий» хор 1864
«Римляне в Колизее» пьеса для оркестра 1864
«Тема с вариациями» пьеса 1864
Adagio molto для смешанного квинтета Adagio 1864
Adagio для духового октета Adagio 1864
Adagio для квартета валторн Adagio 1864
Agitato и Allegro для малого симфонического оркестра Agitato и Allegro 1864
Allegretto molto для скрипки, альта и виолончели Allegretto 1864
Allegretto для струнного квартета Allegretto 1864
Allegro (отрывок) пьеса 1864
Allegro ma non tanto для струнного оркестра Allegro 1864
Allegro vivace для струнного квартета Allegro 1864
Allegro vivo для симфонического оркестра Allegro 1864
Allegro для фортепианного секстета Allegro 1864
Andante ma non troppo для малого симфонического оркестра Andante 1864
Andante ma non troppo для струнного квинтета Andante 1864
Andante molto для струнного квартета Andante 1864
Маленькое Allegro с интродукцией для струнного оркестра с двумя флейтами Allegro 1864
Оратория оратория 1864
«К радости» кантата 1865
«Песнь Земфиры» романс для голоса с фортепиано 1865
Квартет B-dur (неоконченный) квартет 1865
Соната соната 1865
Увертюра для малого симфонического оркестра увертюра 1865
Характерные танцы танцы 1865
«Возвращение». И.Гунгль «Le Retour. Valse» вальс 1866
«Мария-Дагмара». А.И.Дюбюк полька 1866
«Торжественная увертюра на Датский гимн» Ouverture Solennelle sur l’hymne national danois увертюра 1866
Симфония №1 симфония 1866
Увертюра увертюра 1866
«Песня без слов» «Chant sans paroles» пьеса 1867
«Развалины замка» «Ruines d’un Chateau» пьеса 1867
«Русское скерцо» «Scherzo a’la russe»
пьеса
1867
«Путаница» куплеты 1867
Три пьесы «Воспоминание о Гапсале» Trois morceaux «Souvenir de Hapsal» пьеса 1867
Две пьесы пьеса 1867
Интродукция и мазурка к хронике «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Интродукция и мазурка 1867
Мазурка к хронике «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» мазурка 1867
Скерцо Scherzo скерцо 1867
Экспромт экспромт 1867
«Воевода» опера 1868
«Малороссийский казачок» симфоническая фантазия 1868
«Фатум» симфоническая фантазия 1868
«Я помню все» романс для голоса с фортепиано 1868
Романс Romance романс для фортепиано 1868
Вальс-каприс Valse-caprice вальс-каприс 1868
Антракт и пляски сенных девушек из оперы «Воевода» сцены из оперы 1868
Интродукция и хор I действия и речитативы в I-III действиях оперы Ф.Обера «Черное домино» («Domino noir») сцены из оперы 1868
Попурри из оперы «Воевода» попурри 1868
«И больно и сладко…» романс для голоса с фортепиано 1869
«Иван Грозный», музыкально-характеристическая картина для оркестра симфоническая картина 1869
«Не верь, мой друг…» романс для голоса с фортепиано 1869
«Нет, только тот, кто знал…» романс для голоса с фортепиано 1869
«Ни слова, о друг мой…» романс для голоса с фортепиано 1869
«Отчего?» романс для голоса с фортепиано 1869
«Слеза дрожит…» романс для голоса с фортепиано 1869
«Ундина» опера 1869
50 русских народных песен сборник песен
1869
Хор цветов и насекомых из неосуществленной оперы «Мандрагора» хор 1869
Шесть романсов романс для голоса с фортепиано 1869
Ария А.Страделла «O del mio dolce amour» ария 1870
«Грезы» «Reverie» пьеса 1870
«Забыть так скоро…» романс для голоса с фортепиано 1870
«Природа и любовь» вокальное трио 1870
Каприччио Capriccio каприччио 1870
Салонная мазурка Mazurka de salon мазурка 1870
Салонная полька Polka de salon полька 1870
Три пьесы Trois pieces пьесы 1870
Вальс-скерцо Valse-scherzo вальс-скерцо 1870
Юмореска «Humoreske» юмореска 1871
«Вечное движение». Финал сонаты для фортепиано «Perpetuum mobile» соната 1871
Рондо. К.М.Вебер Rondo рондо 1871
«Дон-Кихот», музыкально-юмористическая картина для оркестра симфоническая картина 1871
Квартет №1 квартет 1871
Трио из оперы «Тайный брак» Д.Чимароза трио 1871
«В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого» кантата 1872
«Колыбельная песня» романс для голоса с фортепиано 1872
«Новогреческая песня на тему «Dies irae» песня 1872
«О, спой ту же песню…» романс для голоса с фортепиано 1872
«Опричник» опера 1872
«Погоди!» романс для голоса с фортепиано 1872
«Пойми хоть раз…» романс для голоса с фортепиано 1872
«Так что же?» романс для голоса с фортепиано 1872
Две пьесы Deux pieces пьеса 1872
Ноктюрн Nocturne ноктюрн 1872
Куплеты графа Альмавивы к комедии П.Бомарше «Севильский цирюльник» («Имя звук лишь пустой») куплеты 1872
Русские народные песни для одного голоса с ф-но, собранные и переложенные В.П.Прокуниным сборник песен 1872
Серенада к именинам Н.Г.Рубинштейна серенада 1872
Симфония №2 симфония 1872
Шесть романсов романсы для голоса с фортепиано 1872
«Листок из альбома» «Feuillet d’album» пьеса 1873
«Вечерние грезы» «Reverie du soir» пьеса 1873
Тема и вариации «Theme original et variations» вариации на тему 1873
«Буря» симфоническая фантазия 1873
«Глазки весны голубые» романс для голоса с фортепиано 1873
«Снегурочка», музыка к весенней сказке А.Н.Островского музыка к сказке 1873
«Уноси мое сердце…» романс для голоса с фортепиано 1873
Каприччиозо Capriccioso каприччио 1873
Фуга на 4 голоса Fugue a 4 voix фуга 1873
Экспромт Impromptu экспромт 1873
Похоронный марш Marche funebre марш 1873
Мазурка Mazurque мазурка 1873
Ноктюрн Nocturne ноктюрн 1873
Прелюдия Prelude прелюдия 1873
Скерцо Scherzo скерцо 1873
Юмористическое скерцо Scherzo humoristique скерцо 1873
Шесть пьес Six morceaux сборник пьес 1873
Шесть пьес для фортепиано на одну тему Six morceaux pour piano composes sur un seul Theme сборник пьес 1873
«Фульский король», баллада для голоса и фортепиано. Ф.Лист «Der K¦nig von Fule» баллада 1874
Студенческая песня «Gaudeamus igitur» песня 1874
Австрийский гимн «Gott erhalte» гимн 1874
«Вещий сон», баллада для чтеца и фортепиано. Р.Шуман баллада 1874
«Кузнец Вакула или Ночь перед Рождеством» опера 1874
Квартет №2 квартет 1874
«Меланхолическая серенада» «Serenade melancolique» серенада 1875
«Али мать меня рожала…» романс для голоса с фортепиано 1875
«Вечер» романс для голоса с фортепиано 1875
«Зачем?» романс для голоса с фортепиано 1875
«Как над горячею золой…» романс для голоса с фортепиано 1875
«Как наладили: дурак…» романс для голоса с фортепиано 1875
«Канарейка» романс для голоса с фортепиано 1875
«Корольки» романс для голоса с фортепиано 1875
«Моя баловница» романс для голоса с фортепиано 1875
«На сон грядущий» романс для голоса с фортепиано 1875
«Не долго нам гулять…» романс для голоса с фортепиано 1875
«Не отходи от меня!» романс для голоса с фортепиано 1875
«Нет, никогда не назову…» романс для голоса с фортепиано 1875
«Ни отзыва, ни слова, ни привета…» романс для голоса с фортепиано 1875
«Он так меня любил…» романс для голоса с фортепиано 1875
«Песнь Миньоны» романс для голоса с фортепиано 1875
«Примиренье» романс для голоса с фортепиано 1875
«Свадьба Фигаро», речитативы к опере. В.А.Моцарт сцены из оперы 1875
«Смотри, вон облако…» романс для голоса с фортепиано 1875
«Страшная минута» романс для голоса с фортепиано 1875
«Хотел бы в единое слово…» романс для голоса с фортепиано 1875
«Я с нею никогда не говорил…» романс для голоса с фортепиано 1875
«Собака низкая, бессовестная Бишка…» шуточное сочинение 1875
Концерт №1 для фортепиано с оркестром концерт 1875
Симфония №3 симфония 1875
Хор к юбилею О.А.Петрова хор 1875
Шесть романсов и песен сборник романсов и песен 1875
Шесть романсов романсы для голоса с фортепиано 1875
Шесть романсов романсы для голоса с фортепиано 1875
«Весна» хор 1876
«Времена года», 12 характеристических картин:1. «Январь. У камелька»2. «Февраль. Масленица»3. «Март. Песнь жаворонка»4. «Апрель. Подснежник»5. «Май. Белые ночи»6. «Июнь. Баркарола»7. «Июль. Песнь косаря»8. «Август. Жатва»9. «Сентябрь. Охота»10. «Октябрь. Осенняя песнь»11. «Ноябрь. На тройке»12. «Декабрь. Святки» цикл пьес для фортепиано 1876
«Лебединое озеро» балет 1876
«Ночевала тучка золотая». А.С.Даргомыжский вокальное трио 1876
«Франческа да Римини» симфоническая фантазия 1876
Квартет №3 квартет 1876
Славянский марш на народно-славянские темы марш 1876
Andante funebre из квартета №3 Andante 1877
Вальс-скерцо Valse-Scherzo вальс-скерцо 1877
Вариации на тему рококо вариации на тему 1877
Детские песни на русские и малороссийские напевы для голоса с фортепиано, составленные М.А.Мамонтовой песни 1877
Похоронный марш марш 1877
«Русская пляска» «Danse russe» пьеса 1878
«Размышление» «Meditation» пьеса 1878
«Мелодия» «Melodie» пьеса 1878
«Натали-вальс» «Nathalie-valse» вальс 1878
«Пимпинелла», флорентийская песенка «Pimpinella» пьеса 1878
«Прерванные грезы» «Reverie interrompue» пьеса 1878
«Грустная песенка» «Shanson triste» пьеса 1878
«Евгений Онегин» опера 1878
«Любовь мертвеца» романс для голоса с фортепиано 1878
«О, если б ты могла…» романс для голоса с фортепиано 1878
«Песенка без слов» «Chant sans paroles» пьеса 1878
«Русский Добровольный флот» марш 1878
«Серенада Дон-Жуана» романс для голоса с фортепиано 1878
«Средь шумного бала…» романс для голоса с фортепиано 1878
«То было раннею весной…» романс для голоса с фортепиано 1878
12 пьес средней трудности сборник пьес 1878
«В деревне» «Au village» пьеса 1878
Этюд Etude этюд 1878
Большая соната Grande Sonate соната 1878
Похоронный марш Marche funebre марш 1878
Мазурка Mazurka мазурка 1878
Скерцо Scherzo скерцо 1878
Скерцо Scherzo скерцо 1878
Вальс Valse вальс 1878
Вальс Valse вальс 1878
Детский альбом, 24 легких пьесы:1. «Утреннее размышление»2. «Зимнее утро»3. «Игра в лошадки»4. «Мама»5. «Марш деревянных солдатиков»6. «Болезнь куклы»7. «Похороны куклы»8. «Вальс»9. «Новая кукла»10. «Мазурка»11. «Русская песня»12. «Мужик на гармонике играет»13. «Камаринская»14. «Полька»15. «Итальянская песенка»16. «Старинная французская песенка»17. «Немецкая песенка»18. «Неаполитанская песенка»19. «Нянина сказка»20. «Баба-яга»21. «Сладкая греза»22. «Песня жаворонка»23. «Шарманщик поет»24. «Хор» сборник пьес для фортепиано 1878
Концерт для скрипки с оркестром концерт 1878
Литургия св. Иоанна Златоустого литургия 1878
Мазурка мазурка 1878
Симфония №4 симфония 1878
Три пьесы для скрипки и фортепиано «Воспоминания о дорогом месте» «Souvenir d’un lien cher» пьесы 1878
Шесть романсов романсы для голоса с фортепиано 1878
«Орлеанская дева» опера 1879
«Фея», колыбельная песня к пьесе О.Фелье колыбельная песня 1879
Колыбельная к пьесе О.Фелье «Фея» колыбельная песня 1879
Сюита №1 сюита 1879
«1812 год», торжественная увертюра увертюра 1880
«Благословляю вас, леса…» романс для голоса с фортепиано 1880
«В огороде, возле броду» вокальный дуэт 1880
«Вечер» вокальный дуэт 1880
«Горними тихо летала душа небесами…» романс для голоса с фортепиано 1880
«День ли царит…» романс для голоса с фортепиано 1880
«Кабы знала я…» романс для голоса с фортепиано 1880
«Минула страсть…» вокальный дуэт 1880
«На землю сумрак пал…» романс для голоса с фортепиано 1880
«Рассвет» вокальный дуэт 1880
«Ромео и Джульетта» увертюра-фантазия 1880
«Слезы» вокальный дуэт 1880
«Усни, печальный друг…» романс для голоса с фортепиано 1880
«Черногория в момент получения известия об объявлении войны Турции со стороны России» 1880
«Я ли в поле да не травушка была…» романс для голоса с фортепиано 1880
Итальянское каприччио для оркестра каприччио 1880
Концерт №2 для фортепиано с оркестром концерт 1880
Семь романсов романс для голоса с фортепиано 1880
Серенада для струнного оркестра серенада 1880
Шесть дуэтов вокальные дуэты 1880
Шотландская баллада баллада 1880
«Вечер» хор 1881
Кантата кантата 1881
Три хора a capella хоры 1881
«Ната-вальс» «Natha-valse» вальс 1882
Менуэт-скерцозо Menuetto-scherzoso менуэт 1882
Полька Polka peu dansante полька 1882
Романс Romance романс для фортепиано 1882
Салонный вальс Valse de salon вальс 1882
Сентиментальный вальс Valse Sentimentale вальс 1882
Всенощное бдение всенощное бдение 1882
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Памяти великого художника» трио 1882
Шесть пьес пьесы 1882
«Бабушка и внучек» песня 1883
«Весенняя песня» песня 1883
«Весна» песня 1883
«Зима» песня 1883
«Зимний вечер» песня 1883
«Колыбельная песнь в бурю» песня 1883
«Кукушка» песня 1883
«Ласточка» песня 1883
«Легенда» песня 1883
«Мазепа» опера 1883
«Мой Лизочек» песня 1883
«Мой садик» песня 1883
«Москва» кантата 1883
«На берегу» песня 1883
«Осень» песня 1883
«Птичка» песня 1883
«Цветок» песня 1883
Сюита №2 сюита 1883
Торжественный коронационный марш марш 1883
Шестнадцать песен для детей песня 1883
«Лишь ты один…» романс для голоса с фортепиано 1884
«На нивы желтые…» романс для голоса с фортепиано 1884
«Не спрашивай…» романс для голоса с фортепиано 1884
«Привет благодарности» 1884
«Скажи, о чем в тени ветвей…» романс для голоса с фортепиано 1884
«Смерть» романс для голоса с фортепиано 1884
«Усни!» романс для голоса с фортепиано 1884
Экспромт-каприс Impromptu-caprice 1884
Концертная фантазия фантазия 1884
Сюита №3 сюита 1884
Шесть романсов романс для голоса с фортепиано 1884
«Гимн в честь святых Кирилла и Мефодия» гимн 1885
«Манфред» симфония 1885
«Правоведская песнь» хор 1885
«Черевички» опера 1885
9 духовно-музыкальных сочинений хоры 1885
Правоведский марш марш 1885
«Думка», русская сельская сценка «Doumka», Scene rustique russe пьеса 1886
«Вчерашняя ночь» романс для голоса с фортепиано 1886
«За окном в тени мелькает…» романс для голоса с фортепиано 1886
«Нам звезды кроткие сияли…» романс для голоса с фортепиано 1886
«Ночи безумные» романс для голоса с фортепиано 1886
«Ночь» романс для голоса с фортепиано 1886
«О, если б знали вы…» романс для голоса с фортепиано 1886
«Песнь цыганки» романс для голоса с фортепиано 1886
«Подвиг» романс для голоса с фортепиано 1886
«Прости» романс для голоса с фортепиано 1886
«Простые слова» романс для голоса с фортепиано 1886
«Соловей» романс для голоса с фортепиано 1886
«Я тебе ничего не скажу…» романс для голоса с фортепиано 1886
Двенадцать романсов романс для голоса с фортепиано 1886
Музыка к монологу Домового 1886
«Блажен, кто улыбается» хор 1887
«Ночевала тучка золотая» хор 1887
«Первое свидание» романс для голоса с фортепиано 1887
«Растворил я окно…» романс для голоса с фортепиано 1887
«Серенада» романс для голоса с фортепиано 1887
«Уж гасли в комнатах огни…» романс для голоса с фортепиано 1887
«Чародейка» опера 1887
«Я вам не нравлюсь…» романс для голоса с фортепиано 1887
«Я сначала тебя не любила…» романс для голоса с фортепиано 1887
Пеццо каприччиозо. Концертная пьеса Pezzo capriccioso. Morceau de conzert пьеса 1887
Сюита №4 («Моцартиана») сюита 1887
Шесть романсов романсы для голоса с фортепиано 1887
«Разочарование» «Deception» романс для голоса с фортепиано 1888
«Слезы» «Les larmes» романс для голоса с фортепиано 1888
«Пускай зима» «Qu’importe que l’hiver» романс для голоса с фортепиано 1888
«Чаровница» «Rondel» романс для голоса с фортепиано 1888
«Гамлет» увертюра-фантазия 1888
Andante cantabile из Квартета №1 Andante 1888
Шесть мелодий Six melodies пьесы 1888
Серенада Serenade «J’aime dans le rayon» серенада 1888
Серенада Serenade «Oh vas-tu, souffle d’aurore» серенада 1888
Симфония №5 симфония 1888
Увертюра-фантазия. Г.А.Ларош увертюра-фантазия 1888
«Привет Антону Григорьевичу Рубинштейну» хор 1889
«Соловушко» хор 1889
«Спящая красавица» балет 1889
Экспромт Impromptu экспромт 1889
Вальс-скерцо Valse-Scherzo вальс-скерцо 1889
Танцы из оперы «Идоменей». В.А.Моцарт сцены из оперы 1889
«Воспоминание о Флоренции» «Souvenir de Florence» пьеса 1890
«Страстное признание» «Aveux passionne» пьеса 1891
«Без поры, да без времени…» хор 1891
«Воевода», симфоническая баллада баллада 1891
«Гамлет», музыка к трагедии 1891
«Иоланта» опера 1891
«Не кукушечка во сыром бору…» хор 1891
«Пиковая дама» опера 1891
«Что смолкнул веселия глас» хор 1891
«Не знаю! Позвольте нам получать письма от Бобика!» 1891
«Лирический момент» «Momento lirico» («Moment lirique») пьеса 1892
«Венгерские цыганские напевы». С.Ментер песня 1892
«Щелкунчик» балет 1892
Сюита из балета «Щелкунчик» сюита 1892
«Колыбельная песня» «Berseuse» пьеса 1893
«Элегическая песня» «Chant elegiaque» пьеса 1893
«Характеристический танец» «Danse caracteristique» пьеса 1893
«Диалог» «Dialogue» пьеса 1893
«Сельский отзвук» «Echo rustique» пьеса 1893
«Резвушка» «L’espiegle» пьеса 1893
«Раздумье» «Meditation» пьеса 1893
«Далекое прошлое» «Passe lointain» пьеса 1893
«Приглашение к трепаку» «Scene dansante. Invitation au trepac» пьеса 1893
«Нежные упреки» «Tendres reproches» пьеса 1893
«Немного Шопена» «Un poco di Chopin» пьеса 1893
«Немного Шумана» «Un poco di Schumann» пьеса 1893
«Вальс-безделушка» «Valse bluette» вальс 1893
«Ангел вопияше» хор 1893
«В эту лунную ночь…» романс для голоса с фортепиано 1893
«Закатилось солнце…» романс для голоса с фортепиано 1893
«Мы сидели с тобой…» романс для голоса с фортепиано 1893
«Ночь» вокальный квартет 1893
«Ночь» романс для голоса с фортепиано 1893
«Ромео и Джульетта» вокальный дуэт 1893
«Снова, как прежде, один…» романс для голоса с фортепиано 1893
«Средь мрачных дней…» романс для голоса с фортепиано 1893
«То не ветер ветку клонит» 1893
«От милого нету вести» 1893
18 пьес сборник пьес 1893
Экспромт Impromptu экспромт 1893
Мазурка для танцев Mazurka pour danse мазурка 1893
Концертный полонез Polacca de concert полонез 1893
Скерцо-фантазия Scherzo-fantaisie 1893
Вальс в 5/8 Valse а cinq temps вальс 1893
Анданте и финал для фортепиано с оркестром Анданте и финал 1893
Военный марш Marche militaire марш 1893
Концерт №3 для ф-но с оркестром концерт 1893
Симфония №6 симфония 1893
Шесть романсов романсы для голоса с фортепиано 1893

diafon.ru

Список произведений П.И.Чайковского. К юбилею композитора — Ресурсный центр Музыка

Список произведений Петра Ильича Чайковского

Список произведений П.И.ЧайковскогоСписок произведений П.И.ЧайковскогоЧайковский Петр Ильич

1. Сценическая музыка

1.1 Оперы

Воевода 1867-68Ундина 1869Опричник 1870-72Кузнец Вакула 1874Евгений Онегин (слова Пушкина) 1877-78Орлеанская дева 1878-79Мазепа 1881-83Черевички 1885Чародейка 1885-87Пиковая дама 1890Иоланта 1891

1.2 Балеты

Лебединое озеро 1875–76Спящая красавица 1888–89Щелкунчик 1891–92

1.3 Музыка к театральным постановкам

Борис Годунов музыка к спектаклю по трагедии Александра Пушкина ?1863–65Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1866/67Путаница 1893-94 год 1867Севильский цирюльник музыка к спектаклю по комедии Пьера Бомарше 1872Снегурочка музыка к спектаклю по пьесе Александра Островского 1873Фея песня и вальс к спектаклю по комедии Октава Фейе ?1879Черногория музыка к живым картинам 1880Воевода музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1886Гамлет музыка к спектаклю по трагедии Шекспира 1891

2. Оркестровая музыка

2.1 Симфонии

Симфония № 1 «Зимние грезы» 1866–68Симфония № 2 «Малороссийская» 1872Симфония № 3 1875Симфония № 4 1877Симфония Манфред 1885Симфония № 5 1888Симфония № 6 "Патетическая" 1893

2.2 Сюиты

Сюита для оркестра №1 1878–79Сюита для оркестра №2 1883Сюита для оркестра №3 1884Сюита для оркестра №4 "Моцартиана" 1887Щелкунчик, сюита к балету 1892

2.3 Отдельные оркестровые произведения

Гроза, увертюра 1864Характерные танцы ?1865Увертюра 1865–1866Увертюра 1865Торжественная увертюра на Датский гимн 1866Фатум, симфоническая фантазия 1868Ромео и Джульетта, увертюра-фантазия 1869Серенада к именинам Н. Г. Рубинштейна 1872Буря, симфоническая фантазия 1873Славянский марш 1876Франческа да Римини, симфоническая фантазия 1876Итальянское каприччио 1880Серенада для струнного оркестра 1880Увертюра "1812 год" 1880Коронационный марш (англ.)русск. 1883Привет благодарности, элегия для струнного оркестра 1884Правоведский марш 1885Гамлет, увертюра-фантазия 1888Воевода, симфоническая баллада 1890–91

2.4 Концерты

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 1874–75Меланхолическая серенада, для скрипки и оркестра 1875Вариации на тему рококо, для виолончели и оркестра 1876–77Вальс-скерцо, для скрипки и оркестра 1877Концерт для скрипки с оркестром 1878Концерт для фортепиано с оркестром № 2 1879–80Концертная фантазия, для фортепиано с оркестром 1884Pezzo capriccioso, для виолончели с оркестром 1887Andante cantabile, для виолончели и струнного оркестра ?1888Ноктюрн, для виолончели и струнного оркестра ?1888Концерт для фортепиано с оркестром № 3 1893

3. Вокальная и хоровая музыка

3.1 Кантаты

К радости 1865Кантата на открытие Политехнической выставки 1872Хор к юбилею О. А. Петрова 1875

3.2 Хоры и вокальные ансамбли

Литургия святого Иоанна Златоуста, ор. 41 для хора (1878)Всенощное бдение, ор. 52 для хора (1882)Вокальное трио "Природа и Любовь" (1870)

3.3 Песни и дуэты

более 100 романсов

4. Камерная музыка

Струнный квартет № 1 op. 11 (1871)Струнный квартет № 2 op. 22 (1874)Струнный квартет № 3 op. 30 (1876)«Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878)Фортепианное трио op. 50 (1882)«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890)

5. Фортепианная музыка

Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867)Экспромт op. 1, No. 2 (1867)Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867)Вальс-каприс op. 4 (1868)Романс op. 5 (1868)Вальс-скерцо op. 7 (1870)Каприччио op. 8 (1870)Три пьесы op. 9 (1870)Две пьесы op. 10 (1871)Шесть пьес op. 19 (1873)Шесть пьес на одну тему op. 21 (1873)Большая соната соль мажор op. 37a (1878)Времена года op. 37b (1876)Детский альбом op. 39 (1878)Двенадцать пьес op. 40 (1878)Шесть пьес op. 51 (1882)Думка op. 59 (1886)Восемнадцать пьес op. 72 (1893)Соната до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900).

Читайте также:

rcmuzyka.com

Чайковский - краткая биография, слушать онлайн

Петр Ильич ЧайковскийПетр Ильич Чайковский (1840—1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Краткая биография

Родился в г. Воткинске, на Урале, в семье инженера. Музыкой начал заниматься рано. Закончив училище правоведения, Чайковский проработал несколько лет в Министерстве юстиции в Петербурге и лишь тогда решил поступить в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 году с отличием. Тут же ему было предложено место преподавателя гармонии в Московской консерватории. Он переехал в Москву и оставался на профессорской должности в течение 11 лет, не прерывая все это время своей творческой деятельности и выступая в концертах с исполнением своих произведений, вызывавших восторженный прием у всей музыкальной общественности России.

В 1877 году в жизни Чайковского наступает перелом. Графиня фон Мекк, богатая поклонница его таланта, предоставила композитору высокую пожизненную пенсию, дающую ему возможность, не испытывая материальных трудностей, посвятить все свое время исключительно сочинению музыки. Своим единственным условием она выставила требование, что лично они никогда не будут знакомы. С этого времени Чайковский, отказавшись от профессорской должности, полностью посвящает себя музыкальному творчеству, лишь время от времени дирижирует оркестрами, исполнявшими его собственные произведения.

Во время путешествий по различным странам Европы — Польше, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Франции, Англии — он изучал музыкальный фольклор каждой из этих стран. Особенно сильное впечатление произвела на Чайковского Италия и итальянская музыка, что нашло отражение и в его произведениях.

С 1885 года Чайковский постоянно жил в Подмосковье, в Клину. Вернулся к активной музыкально-общественной деятельности, был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества, много выступал как дирижер, много гастролировал. Был избран членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств (1892). В 1893 году Чайковскому присуждена степень доктора Кембриджского университета.

После премьеры 6-й симфонии в Петербурге он тяжело заболел и умер. Похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

Крупнейший симфонист, гениальный музыкальный драматург и лирик, Чайковский создал замечательные произведения в самых различных музыкальных жанрах. Это оперы (в том числе написанные на пушкинские сюжеты "Евгений Онегин" и "Пиковая дама"), балеты ("Лебединое озеро", "Щелкунчик" и др.), шесть симфоний, пять симфонических поэм, увертюры, три концерта для фортепиано, скрипичный концерт, разнообразные произведения для оркестра ("Итальянское каприччио" и др.), для отдельных инструментов с оркестром (например, "Вариации на тему рококо", для виолончели), сюиты, серенады, камерные произведения, произведения для фортепиано, кантаты и, наконец, большое количество песен и романсов.

В своих сочинениях Чайковский использовал выразительные средства западноевропейской музыки. Но его творчество в целом имеет подлинно русский характер. Это проявляется в русской мелодике его произведений, в соответствующем подборе текстов и либретто. Такое сочетание оказалось исключительно благоприятным. Оно вывело русскую музыку на европейские сцены.

Наряду с Глинкой, Чайковский является одним из создателей национальной русской школы в мировой музыке. Им также написаны учебники по гармонии, по инструментовке и другие теоретические труды.

Слушать онлайн

 

03:31

01. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Overture

02:42

02. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Marsh

01:14

03. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Chocolate (Spanish dance)

04:33

04. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Coffee (Arabian Dance)

01:17

05. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Tea (Chinese Dance)

01:09

06. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Trepak (Russian Dance)

02:32

07. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Herdsmen Dance

02:46

08. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Dancing Mothers Gigon and clowns

02:53

09. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Dance of the Sugar Plum Fairy

06:43

10. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Waltz of the Flowers

06:00

11. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Pas de deux

05:30

12. Suite from the ballet «The Nutcracker» - Final Waltz and Apotheosis

02:53

13. Suite from the ballet «Swan Lake» - Scene

07:41

14. Suite from the ballet «Swan Lake» - Waltz

01:46

15. Suite from the ballet «Swan Lake» - Dance of the Little Swans

08:16

16. Suite from the ballet «Swan Lake» - Scene

02:57

17. Suite from the ballet «Swan Lake» - Hungarian Dance (Czardas)

Другие композиторы

Альбинони | Бах | Бетховен | Брамс | Берлиоз | Барток | Бизе | Бородин | Вивальди | Верди | Вагнер | Гайдн | Григ | Глюк | Гендель | Глинка | Гершвин | Дворжак | Дебюсси | Корсаков | Лист | Мендельсон | Моцарт | Мусоргский | Монтеверди | Прокофьев | Паганини | Равель | Россини | Рахманинов | Стравинский | Чайковский | Шопен | Шуберт | Шуман | Штраус | Шостакович

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы обнаружили нерабочие ссылки или не можете слушать онлайн Петра Ильича Чайковского - просьба сообщить об этом администрации сайта здесь!

classica.at.ua

Пётр Ильич Чайковский (Pyotr Tchaikovsky)

Портрет Чайковского кисти Николая Кузнецова, 1893 год

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Боткинских заводов. В Воткинске, а с шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале) протекли ранние детские годы композитора. Народные песни — по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, — были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского.

В эти же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе), привезенной отцом в Воткинск. В раннем возрасте начались и его первые уроки игры на фортепиано.

Мальчик рос в атмосфере родительской любви, его воспитание было поручено француженке-гувернантке Фанни Дюрбах. Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал большую любовь всех окружающих.

В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре Училища правоведения — сначала дискантом, а затем альтом; брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами. Важным событием той поры стало знакомство с оперой Моцарта «Дон Жуан» в исполнении итальянской труппы в Петербурге.

Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера. Учитель сразу заметил выдающиеся способности воспитанника. А затем Петр Ильич брал уроки теории музыки у брата Кюндингера — Августа.

Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. А через два года, уже будучи чиновником Министерства юстиции, в знаменательные дни празднования тысячелетия России он подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию. Самое сокровенное поверяет он сестре: «В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку».

Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. От занятий в фортепианном классе он был освобожден, так как преподаватели считали его достаточно подготовленным. Занимаясь у Николая Ивановича Зарембы теорией музыки, Чайковский справлялся с необычайно трудными, огромными по объему задачами, удивляя своим трудолюбием и энергией. С не меньшим рвением он занимался и композицией у Антона Григорьевича Рубинштейна. Чрезвычайно довольный учеником, Рубинштейн сделал его своим стипендиатом, а с 1864 года поручил вести занятия в классе гармонии.

В течение 1863-1864 учебного года Чайковский, овладевая искусством инструментовки, перекладывал для самых разных составов оркестра произведения других авторов и собственные сочинения. В том же году для большого симфонического оркестра Чайковский написал пьесу «Римляне в Колизее», оркестровал первую часть Крейцеровой сонаты Бетховена и две вариации из Симфонических этюдов Шумана. Оркестровку одной из сонат Бетховена он сделал столь изысканной и мудреной, включив английский рожок и другие редкие инструменты, что рассердил своего учителя.

Во время летних каникул композитор написал большую симфоническую увертюру, выбрав в качестве программы «Грозу» А.Н. Островского. Осенью следующего года — струнный квартет и еще одну увертюру, которые получили одобрение у педагогов и были исполнены в ученических концертах.

Приближалась знаменательная дата выпуска. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного, упорного труда Чайковского. Однако спустя три месяца после получения диплома он читает суровый, убийственный приговор Кюи: «Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб». Но молодой композитор не падает духом. У него зреет замысел оперы... Но прежде Чайковский принимается за сочинение симфонии.

Свою первую симфонию Чайковский назвал «Зимние грезы». Это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование.

«Зимние грезы» проникнуты русскими песенно-танцевальными интонациями. Его симфония стала исповедью души. В ней Чайковский выразил все наболевшее и радовавшее, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному.

В «Зимних грезах» проявились тот образный строй, способ лирического высказывания, драматургическое мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках), которые будут типичны для всего его симфонического творчества. Уже тогда он сформировал свой, ярко индивидуальный симфонический метод.

В январе 1866 года, приняв приглашение Николая Григорьевича Рубинштейна (брата Антона Григорьевича Рубинштейна), Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. В то же время Чайковский интенсивно работал как педагог-воспитатель и критик-публицист. Развитию творческого дарования Чайковского в эти годы во многом способствовало его общение с различными выдающимися представителями русской литературы и искусства.

В 1860-70-х годах установились и прочные связи Чайковского с композиторами «Могучей кучки» — Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым. Балакирев и Стасов неоднократно подсказывали Чайковскому сюжеты для его программных произведений. С Балакиревым и Римским-Корсаковым Чайковский делился своими творческими планами; последнему он помогал также советами в его самообразовании по теории музыки. Композиторы обменивались записями народных песен.

Так, в общении с представителями передового русского искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству формировался реалистический музыкальный стиль Чайковского.

К московскому периоду относится создание большого количества самых разнообразных произведений: в их числе — оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра (среди них «Франческа да Римини», 1876 год), три квартета (1871, 1874 и 1876), Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и ряд других камерно-инструментальных сочинений и романсов.

Большая часть произведений московского периода связана с народными песнями. В них Чайковский нередко включал подлинные народные песни — русские или украинские. Так, например, записанная под Москвой с голоса крестьянки песня «Коса ль моя, косынька» вошла в оперу «Воевода» («Соловушка в дубравушке»). Песня «Сидел Ваня на диване», услышанная Чайковским на Украине в Каменке, стала главной темой медленной части Первого струнного квартета.

Некоторые сочинения этих лет содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье (например, финалы Первой и Второй симфоний), поэтические образы природы — цикл «Времена года».

В других же сочинениях московского периода звучат порой иные настроения: в них выражена неудовлетворенность жизнью. Такова увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869). Драматичен по своему характеру также созданный в эти годы балет «Лебединое озеро» (1877).

Увертюра-фантазия — яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чайковского. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства. Вместе с поэтом он вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев. Увертюра — выражение глубокой скорби о юных Джульетте и Ромео. Но одновременно это утверждение нерушимости светлых возвышенных идеалов человека, его душевной красоты.

Новаторство «Лебединого озера» — необычность и непохожесть его на все предшествующее — если и было не до конца сразу понято, то сразу же отмечено и публикой и критикой, хотя порой и вызывало недоумение просвещенных меломанов. Одни Упрекали композитора в бедности творческой фантазии, однообразии тем и мелодий, в некоторой монотонности. Другие считали, что музыка прекрасна, более того — даже слишком хороша для балета. Тем не менее премьера балета в московском Большом театре (20 февраля 1877 года) прошла с успехом, и спектакль оставался в репертуаре до 1883 года, когда пришли в полную негодность декорации этой постановки.

Первый отзыв в прессе, где создание нового балета было оценено по достоинству, принадлежал Г.А. Ларошу: «По музыке „Лебединое озеро“ — лучший балет, который я когда-нибудь слышал... Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощен в таких разнообразных грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изображение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания...»

Жанровое разнообразие характерно для оперного творчества Чайковского этих лет: здесь — и лирико-бытовая драма (по Островскому) «Воевода», и лирико-фантастическая опера «Ундина» (на сюжет, переведенный Жуковским), историко-бытовая опера «Опричник» (по роману Лажечникова), наконец, лучшее из оперных произведений «доонегинского» периода — лирико-комическая опера «Кузнец Вакула» по повести Гоголя. Уже этим ранним операм присущ целый ряд ярких творческих достижений. Однако им чаще недостает достаточной драматургической цельности, завершенности. Вот почему некоторые из своих ранних опер Чайковский впоследствии уничтожил, а оперу «Кузнец Вакула» в 1880-х годах значительно переработал. Опера в новом варианте получила название «Черевички».

Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально-критической работе. В течение почти 12 лет он преподавал в Московской консерватории: вел курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения. Любимым учеником Чайковского был Сергей Иванович Танеев — выдающийся русский композитор и пианист, ставший его близким другом.

Педагогическая работа Чайковского оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального музыкального образования. Его личный педагогический опыт нашел отражение в созданных им учебных пособиях, из которых особенно большое значение имеет «Руководство к практическому изучению гармонии» (1871) — первый в России учебник для консерваторий по данному курсу, принадлежащий русскому автору.

18 июля Петр Ильич женился на двадцатилетней Антонине Милюковой. «Это бедная, но добрая девушка с безупречной репутацией, которая меня любит», — так ее охарактеризовал композитор. Но сам Чайковский испытывал к ней лишь платонические чувства. Неудачная женитьба, нервное заболевание, вызванное напряженной работой, послужили причиной отъезда Чайковского в конце 1877 года из Москвы за границу. В Италии композитором были завершены Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин». Огромным было их значение в биографии Чайковского. Подытожив предшествующий опыт, он одновременно открыл в них новые, широкие горизонты для дальнейшей творческой деятельности. Появление этих произведений стало выда-юшимся событием и в жизни всего русского искусства.

Симфонию Чайковский посвятил своему «лучшему другу» — Н.Ф. фон Мекк. Рассказывая Надежде Филаретовне о содержании сочинения, Петр Ильич отмечал, что симфония стала «верным отголоском» всего пережитого им в зиму 1876-1877 годов, надолго оставившего «воспоминания о страстности, жуткости испытанных ощущений». Это было время, когда композитором все больше овладевали душевные противоречия, неудовлетворенность.

В этом произведении — своей первой инструментальной драме — Чайковский воплотил еще более определенно мысль о единении художника с народом, который может дать силу, вернуть к жизни после страданий и потерь.

В романе «Евгений Онегин» композитор видел реальные и правдивые образы, глубокую жизненную драму, которая происходила в условиях реальных, правдивых. Он глубоко проникся пушкинскими образами, чистотой любви героев, верностью и пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу.

Музыкальная драматургия произведения создана на едином мелодическом дыхании, где один номер органически переходит в другой, где вокальная мелодия монологов (арий или ариозо) по своей певучести и интонационной выразительности не отличается от речитативов — «музыкальных разговоров» — диалогов. Композитор словно распевает стихи Пушкина, подобно тому, как поют романсы на стихи поэтов, и сочиняет необычайно широкие мелодии, покоряющие одухотворенностью.

В 1880-х и в начале 1890-х годов Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. Так, после лирической оперы «Евгений Онегин» он создает в 1879 году героико-патриотическую оперу «Орлеанская Дева» по трагедии Шиллера. К историческому прошлому относится и сюжет следующей оперы — «Мазепа» (1883) по поэме «Полтава» Пушкина. В ней на фоне исторических событий рас-крывается лирическая драма дочери Кочубея — Марии. Следующая опера этого десятилетия — «Чародейка» (1887) по драме И.А. Шпажинского — лирико-трагическая и одновременно на-родно-бытовая опера. На рубеже нового десятилетия — в 1890 году — появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики — опера «Пиковая дама» на сюжет одноименной повести Пушкина.

«Пиковую даму» Чайковский создавал как монооперу: через образ Германна — героя драмы, — как сквозь призму «пропускал» все события и развитие действия. В музыке он раскрывал смысл, подтекст происходящего не только на сцене, но и в душе каждого персонажа «Пиковой дамы». Подобно тому, как в своих симфониях, в этой опере композитор разрабатывал две основные темы. Одну из них, связанную с тайной трех карт, составляют два мотива, из интонаций которых вырастают многие темы оперы. Другая — тема любви. На разработке этих тем построена музыкальная драматургия всего сочинения.

В 1880-е годы композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений. Впервые он обращается к жанру сюиты, пишет программную симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888). Появляются новые увертюры — «1812 год» (1880), «Гамлет» (1888). В начале 1880-х годов он создал блестящее, ярко народное по языку «Итальянское каприччио» для симфонического оркестра, продолжившее традиции испанских увертюр Глинки. В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал свое известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвященное памяти Н. Рубинштейна. В 1880-е годы он написал большое количество психологических романсов (например, трагический романс «На . нивы желтые...»), а наряду с этим — цикл светлых поэтических детских песен. В конце 1880-х годов написан второй балет Чайковского «Спящая красавица».

Сюжет сказки французского писателя Шарля Перро показался композитору «так поэтичен, так благодарен для музыки», что по приезде в Петербург в начале ноября 1888 года он начал с увлечением работать над новым произведением.

В этом фантастическом мире образов Чайковского привлекала прежде всего возможность снова воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, победу светлых идеалов Красоты, Радости, Любви.

Исключительно разнообразно творчество композитора последних трех лет жизни. Сразу же после «Пиковой дамы» был сочинен струнный секстет «Воспоминания о Флоренции». В течение 1891-1892 годов созданы светлая, солнечная по характеру камерная лирическая опера «Иоланта» на сюжет драмы датского писателя Герца и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана (в обработке Дюма). Продолжалась работа и в области романса и камерно-инструментальных жанров. Наконец, в 1893 году появилась Шестая симфония («Патетическая», как назвал ее сам автор) — вершина его симфонического творчества.

«В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю мою душу», — говорил композитор и считал ее одним из «наиискреннейших» своих произведений.

«...Эта симфония есть высшее, несравненнейшее создание Чайковского. Душевные страдания, замирающее отчаяние, безотрадное, грызущее чувство потери всего, чем жил до последней минуты человек, выражены здесь с силою и пронзительностью потрясающею, — подчеркивал позже В.В. Стасов. — Кажется, еще никогда в музыке не было нарисовано что-нибудь подобное и никогда еще не были выражены с такою несравненною талантливостью и красотою такие глубокие сцены душевной жизни».

В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия, Чехия и др.) и живя, в перерывах между заграничными поездками, то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда. Однако и в эти годы он находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской (дирижерской) деятельности.

В 1885 году Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, а через год — почетным членом Русского музыкального общества. Не будучи уже в эти годы педагогом Московской консерватории, Чайковский тем не менее продолжал проявлять большой, интерес к ее жизни, посещал экзамены, концерты, постоянно общался с молодыми композиторами, которые всегда находили У него совет, поддержку и искреннюю и беспристрастную оценку своих произведений.

Начиная с 1880-х годов, его имя становится популярным не только в России, но и за рубежом. Чайковский с большим успехом выступает как дирижер симфонических концертов и опер, совершает ряд концертных поездок по городам Европы, где исполняются его произведения. Одной из триумфальнейших была поездка в Прагу в 1888 году. После нее Чайковский записал в свой дневник: «В общем, конечно, это один из знаменательнейших дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России».

С огромным энтузиазмом чествовали Чайковского и на музыкальных вечерах в Париже, где он встретил большое внимание к своему творчеству со стороны выдающихся французских музыкантов. В 1891 году с большим успехом прошли концерты Чайковского в Америке, куда он был приглашен для участия в музыкальном фестивале по случаю открытия крупнейшего концертного зала — Карнеги-холла. Публика и пресса восторженно отзывались о великом русском композиторе.

В 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому звание доктора права, как гениальнейшему музыканту мира.

Еще в 1885 году Чайковский ощутил потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по возвращении из путешествий, целиком отдаваться творчеству. Он поселился сначала в окрестностях города Клина — в Майданове, затем во Фроловском, а с 1891 года на окраине самого Клина. В Клину и его окрестностях в общении с любимой русской природой Чайковский создал свои лучшие произведения, в том числе и Шестую симфонию. Она была впервые исполнена в Петербурге под управлением автора. Через несколько дней Чайковский тяжело заболел. Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 октября композитор скончался.

Жизнь великого русского музыканта оборвалась в то время, когда он был в расцвете сил и полон новых, разнообразных творческих замыслов.

Интересные факты

1. свистун

Как-то раз известного художника Волкова спросили, как он начинал свою карьеру. Волков раздраженно ответил, что для хлеба насущного ему приходилось служить в департаменте, причем одному за двоих, потому что рядом с ним протирал штаны один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только сидел и насвистывал целыми днями...- Наверно, этот свистун плохо кончил?- Да уж конечно! Входящие данные он не записывал, исходящие бумаги не отмечал... При сокращении вакансий нас первыми со службы выгнали. Он поступил в консерваторию, а я стал художником, - со вздохом закончил рассказчик. - А фамилия его была Чайковский.

2. позор семьи

Родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно огорчены тем, что молодой человек оказался совершенно не способным к службе и, покинув Министерство юстиции, поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего великого композитора возмущенно отчитал "оболтуса" Петю:- Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!

3. перепутал...

Небезызвестно, что брак Чайковского был крайне неудачным. На вопросы о том, как его угораздило жениться, Чайковский неизменно отвечал:- Все очень просто, я спутал свою жену с моей Татьяной. (Имеется в виду Татьяна из оперы Чайковского "Евгений Онегин").

4. замечательная квартира!

Чайковский смеялся чрезвычайно заразительно и зачастую по самому неподходящему поводу. Приходит он однажды в гости и радостно сообщает, что переехал на новую квартиру.- Вы так довольны Петр Ильич, квартира очень хорошая?- Да, - еще более оживился Чайковский, -просто замечательная, такая уютная, такая маленькая, низенькая, темненькая, ничего не видно, такая прелесть! - и расхохотался.

5. вот в чем дело!

Чем замечательна "Пиковая дама"? Пожалуй, наиболее оригинальный ответ на этот вопрос дал в 1911 году рецензент газеты "Волжское слово":"Опера замечательна тем, что два великих художника, Александр Сергеевич Пушкин и Петр Ильич Чайковский, пришли к одной и той же мысли - пригвоздить навек к позорному столбу нашу позорную приверженность к картам".

6. лучшая похвала

Чайковский был любимцем публики и баловнем славы. Как-то его спросили:- Петр Ильич, вы, наверное, уже устали от похвал и просто не обращаете на них внимания?- Да, публика очень добра ко мне, может быть, даже более, чем я того заслуживаю, - ответил композитор. - И все-таки никогда в жизни я не был так польщен и тронут, как тогда, когда Лев Толстой, сидя рядом со мной в зале и слушая Анданте моего квартета, залился слезами...

www.classic-music.ru

Список произведений Петра Чайковского - это... Что такое Список произведений Петра Чайковского?

В основу настоящего списка положен список произведений из тематико-библиографического указателя Юргенсона сочинений П. И. Чайковского.

Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Описание Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель Опус Название произведения Время написания Дата премьеры и исполнитель
3 Воевода 1867-68 Москва, Большой театр, 30 января/11 февраля 1869, дирижер Эдуард Мертен
Ундина 1869 Москва, Большой театр, 16/28 марта 1870, дирижер Эдуард Мертен
Опричник 1870-72 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 12/24 апреля 1874, дирижер Эдуард Направник
14 Кузнец Вакула 1874 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 24 ноября/6 декабря 1876, дирижер Эдуард Направник
24 Евгений Онегин 1877-78 Москва, Малый театр, 17/29 марта 1879, дирижер Николай Рубинштейн
Орлеанская дева 1878-79 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 13/25 февраля 1881, дирижер Эдуард Направник
Мазепа 1881-83 Москва, Большой театр, 3/15 февраля 1884, дирижер Ипполит Альтани
Черевички 1885 Москва, Большой театр, 19/31 января 1887, дирижер Петр Чайковский
Чародейка 1885-87 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 20 октября/1 ноября 1887, дирижер Петр Чайковский
68 Пиковая дама 1890 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 7/19 декабря 1890, дирижер Эдуард Направник
69 Иоланта 1891 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 6/18 декабря 1892, дирижер Эдуард Направник
20 Лебединое озеро 1875–76 Москва, Большой театр, 20 февраля/4 марта 1877, дирижер Степан Рябов, балетмейстер Юлиус Резингер
66 Спящая красавица 1888–89 Санкт-Петербург, Мариинский театр 3/15 января 1890, дирижер Рикардо Дриго, балетмейстер Мариус Петипа
71 Щелкунчик 1891–92 Санкт-Петербург, Мариинский театр, 6/18 декабря 1892, дирижер Рикардо Дриго, балетмейстер Лев Иванов
Борис Годунов музыка к спектаклю по трагедии Александра Пушкина  ?1863–65
Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1866/67 Москва, Малый театр, 30 января/11 февраля 1867
Путаница музыка к куплетам водевиле Павла Федорова 1867 Москва, декабрь 1867
Севильский цирюльник музыка к спектаклю по комедии Пьера Бомарше 1872 Москва, 12/24 февраля 1872
12 Снегурочка музыка к спектаклю по пьесе Александра Островского 1873 Москва, Большой театр, 11/23 мая 1873, дирижер Николай Рубинштейн
Фея песня и вальс к спектаклю по комедии Октава Фейе  ?1879 Каменка, август 1879.
Черногория музыка к живым картинам 1880
Воевода музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1886 Москва, Малый театр, 19/31 января 1886
67а Гамлет музыка к спектаклю по трагедии Шекспира 1891 Санкт-Петербург, Михайловский театр, 9/21 февраля 1891
13 Симфония № 1 «Зимние грезы» 1866–68 Москва, 3/15 февраля 1868, дирижер Николай Рубинштейн
17 Симфония № 2 «Малороссийская» 1872 Москва, 26 января/7 февраля 1873, дирижер Николай Рубинштейн
29 Симфония № 3 1875 Москва, 7/19 ноября 1875, дирижер Николай Рубинштейн
36 Симфония № 4 1877 Москва, 10/22 февраля 1878, дирижер Николай Рубинштейн
58 Симфония Манфред 1885 Москва, 11/23 марта 1886, дирижер Макс Эрдмансдёрфер
64 Симфония № 5 1888 Санкт-Петербург, 5/17 ноября 1888, дирижер Петр Чайковский
74 Симфония № 6 "Патетическая" 1893 Санкт-Петербург, 16/28 октября 1893, дирижер Петр Чайковский
43 Сюита для оркестра №1 1878–79 Москва, 8/20 декабря 1879, дирижер Николай Рубинштейн
53 Сюита для оркестра №2 1883 Москва, 4/16 февраля 1884, дирижер Макс Эрдмансдёрфер
55 Сюита для оркестра №3 1884 Санкт-Петербург, 12/24 января 1885, дирижер Ганс фон Бюлов
61 Сюита для оркестра №4 "Моцартиана" 1887 Москва, 14/26 ноября 1887, дирижер Петр Чайковский
71а Щелкунчик, сюита к балету 1892 Санкт-Петербург, 7/19 марта 1892, дирижер Петр Чайковский
76 Гроза, увертюра 1864 Санкт-Петербург, 24 февраля/7 марта 1896, дирижер Александр Глазунов
Характерные танцы  ?1865 Павловск, 30 августа/11 сентября 1865, дирижер Иоганн Штраус II
Увертюра 1865–1866 Воронеж, 12 октября 1931, дирижер Константин Сараджев
Увертюра 1865 Санкт-Петербург, 27 ноября/9 декабря 1865, дирижер Петр Чайковский
15 Торжественная увертюра на Датский гимн 1866 Москва, 29 января/10 февраля 1867, дирижер Николай Рубинштейн
77 Фатум, симфоническая фантазия 1868 Москва, 15/27 февраля 1869, дирижер Николай Рубинштейн
Ромео и Джульетта, увертюра-фантазия 1869 Москва, 4/16 марта 1870, дирижер Николай Рубинштейн
Серенада к именинам Н. Г. Рубинштейна 1872 Москва, 6/18 декабря 1872
18 Буря, симфоническая фантазия 1873 Москва, 7/19 декабря 1873, дирижер Николай Рубинштейн
31 Славянский марш 1876 Москва, 5/17 ноября 1876, дирижер Николай Рубинштейн
32 Франческа да Римини, симфоническая фантазия 1876 Москва, 25 февраля/9 марта 1877, дирижер Николай Рубинштейн
45 Итальянское каприччио 1880 Москва, 6/18 декабря 1880, дирижер Николай Рубинштейн
48 Серенада для струнного оркестра 1880 Санкт-Петербург, 18/30 октября 1881, дирижер Эдуард Направник
49 Увертюра "1812 год" 1880 Москва, 8/20 августа 1882, дирижер Ипполит Альтани
Коронационный марш 1883 Москва, 23 мая/4 июня 1883, дирижер Сергей Танеев
Привет благодарности, элегия для струнного оркестра 1884 Москва, 16/28 декабря 1884, дирижер Ипполит Альтани
Правоведский марш 1885 Санкт-Петербург, 5/17 декабря 1885
67 Гамлет, увертюра-фантазия 1888 Санкт-Петербург, 12/24 ноября 1888, дирижер Петр Чайковский
78 Воевода, симфоническая баллада 1890–91 Санкт-Петербург, 6/18 ноября 1891, дирижер Петр Чайковский
23 Концерт для фортепиано с оркестром № 1 1874–75 Бостон (США), 13/25 октября 1875, Ганс фон Бюлов, дирижер Бенджамин Ланг
26 Меланхолическая серенада, для скрипки и оркестра 1875 Москва, 16/28 января 1876, Адольф Бродский, дирижер Николай Рубинштейн
33 Вариации на тему рококо, для виолончели и оркестра 1876–77 Москва, 18 ноября 1877, Вильгельм Фитценхаген, дирижер Николай Рубинштейн
34 Вальс-скерцо, для скрипки и оркестра 1877 Париж, 8/20 сентября 1878, Станислав Барцевич, дирижер Николай Рубинштейн
35 Концерт для скрипки с оркестром 1878 Вена, 22 ноября/4 декабря 1881, Адольф Бродский, дирижер Ганс Рихтер
44 Концерт для фортепиано с оркестром № 2 1879–80 Нью-Йорк, 31 октября/12 ноября 1881, by Мэдлен Шиллер, дирижер Теодор Томас
56 Концертная фантазия, для фортепиано с оркестром 1884 Москва, 22 февраля/6 марта 1885, Сергей Танеев, дирижер Макс Эрдмансдёрфер
62 Pezzo capriccioso, для виолончели с оркестром 1887 Москва, 25 ноября/7 декабря 1889, Анатолий Брандуков, дирижер Петр Чайковский
Andante cantabile, для виолончели и струнного оркестра  ?1888 Париж, 16/28 февраля 1888, Анатолий Брандуков, дирижер Петр Чайковский
Ноктюрн, для виолончели и струнного оркестра  ?1888 Париж, 16/28 февраля 1888, Анатолий Брандуков, дирижер Петр Чайковский
75 Концерт для фортепиано с оркестром № 3 1893 Санкт-Петербург, 7/19 января 1895, Сергей Танеев, дирижер Эдуард Направник
К радости 1865 Санкт-Петербург, 29 декабря 1865/10 января 1866, дирижер Николай Рубинштейн
Кантата на открытие Политехнической выставки 1872 Москва, Политехническая выставка, 31 мая/12 июня 1872, Александр Додонов (тенор), дирижер Карл Давыдов
Хор к юбилею О. А. Петрова 1875 Санкт-Петербург, 24 апреля/6 мая 1876, дирижер Карл Давыдов
Москва 1883 Москва, 15/27 мая 1883, солисты Елизавета Лавровская и Иван Мельников, дирижер Эдуард Направник

dic.academic.ru

Чайковский Пётр Ильич Википедия

Основная информация Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Похоронен Страна Профессии Инструменты Жанры Награды Автограф  Аудио, фото, видео на Викискладе Произведения в Викитеке
Пётр Ильич Чайковский
Н. Д. Кузнецов. Портрет Петра Ильича Чайковского (1893). Государственная Третьяковская галерея
25 апреля (7 мая) 1840
Воткинск, Вятская губерния
25 октября (6 ноября) 1893 (53 года)
Санкт-Петербург
  • Тихвинское кладбище
  •  Российская империя
композитор, дирижёр, музыкальный педагог
фортепиано
симфония, опера, балет и классическая музыка
Запрос «Чайковский» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля [7 мая] 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педаго

ru-wiki.ru