Славянская Богиня Леля — Богиня Весны. Кто такая леля
Леля - это... Что такое Леля?
Леля (Ляля) — мифологический персонаж у восточных славян, вероятно возник под влиянием православия и христианизации, как часть песенного куплета.[1]
Существование «богини» Лели и «бога» Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов.
Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле.
Таким образом припев восходит в глубокую древность.Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с «м») А. А. Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в украинском(русинском) «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки"[2]. Соображения об этимологическом значении припева лелю и проч. высказаны Вс. Миллером[3]. и А. А. Потебней[4].
И. Н. Данилевский пишет:
Многочисленные попытки увидеть в славянской мифологической системе подобие античной модели предпринимались со времен Яна Длугоша с его знаменитой «Historia Polonica» (XV в.) вплоть до Ломоносова и Татищева. Иногда результатами подобного «домысления» фактов славянской мифологии становились искусственно созданные мифологические персонажи, в реальных традициях не существовавшие (образцами т. н. «кабинетной мифологии» являются Лель, Лада, Коляда, Курент и пр.)[5]
Идеалистическая теория Б. А. Рыбакова
Б. А. Рыбаков выдвигал теорию, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей (Лялей). В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:
Едить Весна, едить.На золотом кониВ зелёном саяниНа сохе седючиСыру землю аручиПравой рукой сеючи.
М. Филиппович. «Хоровод (ляльник)». 1921—1922Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник — ляльник — 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от неё ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.
Впрочем, теория Б. А. Рыбакова не подтверждается ни этнографическими, ни фольклорными данными, и считается самой слабой.
Примечания
Литература
dic.academic.ru
Стать крестной мамой: почему её называют "лёля"?
9 февраля 2017 г. 12:22:50
Скорее всего из понятий русского языка, слово Леля это сокращенное измененное от слова лелеять, нежить, баловать. Как правило это делали крестные мамки, которые в воспитании не участвовали, не строжились на детей как родители воспитатели, а только баловали и лелеяли. Еще есть поговорка первый ребенок нянька второй лялька.
Стать крестной мамой может стать любая девушки или женщина. И будет крестница или крестник называть её "лёля". Давайте заглянем в глубь веков и узнаем почему именно так?
Исходя из мифологии древних языческих славян прослеживается следующая цепочка:
У богини красоты, весны, покровительницы брака и любви Лады и бога Ладо/Ярило
было два сына - Лель и Полель.
Лель - божество любви и брака, златовласый и сладкоголосый, испускал из рук искры, воспламеняющие сердца (подобно греческому Эросу или римскому Амуру, только эти пользовались стрелами).
Сопровождала его священная птица лелека (по нынешнему аист).
Вот от имени Леля (согласно Далю) происходит слово лелеять - что означает ласкать. нежить, холить, заботливо ухаживать, оберегать...Уже от слова лелеять пошли названия всяческой детсой атрибутики: ляли - детские игрушки, лели - детские распошонки/рубашонки, ляльки/лельки - сами малыши, льоля,люлька - колыбелька.
А крестные матери - лелекающие маленьких лялек назывались Лёлями, крестные отцы - Лелями.
Во многих русских областях/регионах такие название крестных до сих пор широко используется. В некоторых других областях/регионах крестных называет иначе: крестную мать - Кока, крестного отца - Кокай
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru
dz-online.ru
Славянская Богиня Леля — Богиня Весны
Богиня Леля в славянском понимании — вечно юная, молодая, красивая, жизнерадостная и прекрасная Богиня Весны. По характеру славянская Богиня Леля жизнерадостна, добра, весела, игрива. Она могущественна по-особому – ее сила в том, чтобы пробуждать спящие растения, животных, пространство, время, людей – весь Мир. Там, где присутствует Богиня славян Леля, начинают расцветать деревья, весенние цветы и травы, петь вешние птицы и влюблённо улыбаться люди.
Богиня Леля в пантеоне славянских Богов
Славянская Богиня Леля — дочь Отца Небесного, Сварога и Небесной Матери Богородицы, Лады. Леля — Богиня Весны и делит власть с сестрой Мореной – Богиней Зимы и Смерти, с Живой – Богиней Лета и Любви. Леля является также сестрой Перуну Громовнику – Богу Войны, Справедливости, Грозы, Грома и Молний. Среди прочих Богов и Богинь, именно Богиня Леля выделяется легкостью в общении, даже беспечностью. Она доброжелательна к людям, особенно в вопросах любви, красоты и продолжения рода. Ей чуждо понятие меры, когда она вступает в свои «игры».
Легенды и мифы о славянской Богине Леле
Существует много легенд о Леле — Богине Весны, Любви и Красоты. Вот, например, сказание о том, как Леля отрезала свои волосы, чтобы спасти молодых заколдованных парней одного поселения. Их заколдовала коварная Морена на преждевременное сошествие в Мир Нави. Долго Жива и Леля искали способ, как разрушить заклятие. Ничего не могло сработать так сильно, как решение Богини Весны и тот способ, какой она нашла – отдать свои длинные золотистые волосы. Из них должны были наткать волшебной ткани и обернуть ею парней.
— Всё, я знаю! — выстроились в голове все дальнейшие действия.
Облегчённый вздох вырвался у всех. А Леля одним движением распустила свои чудесные волосы и подошла к отцу.
— Батюшка, режьте все до единого волоска!
Сварог испуганно отпрянул от дочери.
— Режьте, батюшка, это единственное средство.
И вот уже вскоре Леля смотрелась в зеркало, поворачивая из стороны в сторону свою очаровательную стриженую головку. Ярило подбадривал её – он всем расписывал, какая Леля стала красивая, а сам тихонько подравнивал оставшиеся пряди волос. Как только Леля сама убедилась, что Ярило прав, то подошла к столу, где лежали ее остриженные волосы. Они были похожи на сноп спелой пшеницы, так и лучились теплым и мягким светом! Богиня простёрла свои руки над ними и прошептала могучие слова противозаклинания. Едва присутствующие смогли уловить несколько слов:
— Я стою между Светом и Тьмой. Мысль моя проникает между частью и целым, убирая Тьму и давая путь Свету!
И ещё обрывки фраз, которые никто не смог услышать.
Потом она повернулась к Колывану и сказала:
— А теперь внимательно выслушай меня и накрепко запомни, что будете делать.
После сшили рубашки из натканной ткани, куда с нитями были вплетены золотые волосы Лели. Эти рубашки надели на заколдованных юношей изнанкой к телу так, чтобы Лелины волосы согревали да исцеленье принесли. Заморочила головы парням Морена – Лелина сестра, остудила своей зимней стужей их сердца. Не стали молодые парни на девок своих заглядываться, забыли, что сватов слать по ранней Весне пришла пора.
Вот потому Ярило и не приводил Богиню Весны Лелю. Так – по цепочке, одно событие за другим приводило к нарушению вращения Коло Сварога. Вот и пришлось решать проблему самой Вешней Красавице Леле. Да только она и могла разрушить заклятие своей сестры и вернуть всё на круги своя. Ведь в её волосах была вся сила и мощь духа весны!
Из этой легенды мы видим, что Леля не только игрива, беспечная и всегда весела. Но она способна в нужный час сделать довольно серьезный шаг в своей жизни ради кого-то. Такое самопожертвование в свой час не только вернуло сознание юношам, но еще и порядок в Мiре вновь установило – Весна, хоть и припозднилась, но все-таки пришла!
Символ и обереги Лели
Часто встречающийся знак славянской Богини Лели – «Лельник». Внешне он выглядит, как будто это молодая красна девица, которая закружилась в веселом хороводе. Восприятие знака очень легкое, приятное, кружевное, воздушное, радостное. Ведь Богиня славян сама покровительствует девичьей любви, молодости и красе. Молодая девушка может с надеждой обращаться к знаку, будто к самой Богине! «Молодость без любви, что утро без солнца!», – говорят в народе.Знак славянской Богини Лели способен привлечь нежную первую любовь, дать счастье при любых обстоятельствах, наградить удачей в делах, творчестве и карьере.
Какие бывают обереги,дающие защиту Богини Лели?
Уберечь может такой знак от недоброго умысла, намерения, злых наветов, наговоров, неуверенности в себе, неудач и бедствий.
Богиня славян Леля чтилась за умение рассорившихся, развеселить грустного, подсказать способ, как стать счастливым. К ней идут не только за тем, чтобы сохранить свою молодость, красоту и найти любовь в жизни, но также еще и за умением оставаться счастливым всегда.
Кому подойдёт знак Богини Лели
Символ Лели прекрасно подойдет девочкам, девушкам и замужним женщинам. Сами беды и печали сторонятся Богини, потому и человека, носящего её знак, они также будут обходить стороной – за тридевять земель.
Проявление Богини Лели для славян
Слова «лелеять», «елейный», «взлелеянный» и другие, до сих пор употребляются славянами в современном русском языке. Во всех этих словах — корень «лель» или «леля». Образ Богини Лели близок людям. Для славян она проявляется Богиней Весны, Вешнего дыхания, света и тепла.
Для славян Леля – богиня Весны, приносит в Мир:
- расцвет весны;
- красоту;
- молодость;
- любовь;
- удачу;
- счастье.
Сколько бы славяне не обращались к ней, всегда отмечали, что Леля, по сравнению с другими богами, очень легка «на подъем». А всё это потому, что она отзывчива и добра к людскому роду! Её веселостью заражаются люди по весне. Все чувствуют, как в них самих пробуждается что-то такое, от чего хочется совершать подвиги. Особенно по весне многих тянет на любовные приключения. От этого люди молодеют своей душой, уподобляются Богине, они умеют также наслаждаться Природой, вешней красою, а также освобождаются от прошлогодних тягот, забот и горестей.
Атрибуты Лели, Богини славян
Многоликость – может обернуться берёзкой, одна из Рожаниц – Богиня Плодородия, Богиня Удачи, символ Благополучия, юной женственности и весеннего легкого ветерка (в некоторых славянских традициях).
Место проявления в Мире Яви – опушка леса, река, ромашковое поле.
Животное – лань, лисица.
Птица – аист (укр. – «лелека»).
Цветок – подснежник.
Роль в сельском хозяйстве – забота о первых всходах посевных.
Дерево — рябина, берёза («Во поле береза стояла — Ляля, Ляля стояла» или «… люли, люли, стояла»).
Треба (подношение) – молок, сыр, цветы (на Лельник, Красную Горку), сладкие печенья – тетёрки, куличики, жаворонки (на Весеннее Равноденствие).
Богиня Леля в северной традиции гадания
Номер Резы Рода Леля — 20.
Значение: пришла пора любить, ожидается новая любовь.
Причина появления Резы в раскладе: человек уже пребывает в состоянии гармонии с окружающим миром, поэтому приходит время для смелых движений вперед.
Вызов (что нужно сделать и какое качество проявить): довериться всем предложениям Родных богов, которые последуют после Резы Лели, пребывать в состоянии веселья, радости и лёгкости.
Предостережение (чего не надо и нельзя делать): подарки судьбы, приготовленные для Спрашивающего, могут и мимо пройти, если продолжать быть скупым, безрадостным, подозрительным или трусливым.
Указание (обязательное): перемены для пользы дела следует окончить, чтобы приготовиться к новым.
Совет (желательно): торопливость сейчас не нужна, лучше всего прислушаться к голосу внутреннего своего человека.
Утешение (какое обстоятельство следует иметь в виду): шансов в жизни много – они как бабочки порхают вокруг, но на ладонь сядут не все, а лишь некоторые. В жизнь Спрашивающего придёт всё только нужное и полезное.
В появлении Резы Лели всегда следует усматривать обновление жизни во всех сферах. Это ожидаемые и желанные перемены. Они поднимают человека на иной, более приятный и радостный, уровень жизни.
Богиня Леля в северной традиции магии
Обряды исполнения чаяния:
- Получение удачу в своих трудах, карьере, делах, работе.
- Сохранение красоты и моложавости.
- Сохранение здоровья и отличного самочувствия.
- Получение уважения, почёта, признания от людей.
Леля – богиня Весны, Красоты и Любви. Ей подвластно любовью озарять не только сердца, но и дом, семейный очаг. Она может оберегать от разных напастей, неприятностей, бед и сотворить так, что дом будет настоящим убежищем, куда всегда захочется возвращаться. Нужно помнить, что чаяния в магии сбудутся лишь тогда, когда Лелю позвали для светлой и легкой ворожбы, как в игру.
Науз Лели «Любовь»
Прекрасная и юная, светлая, молодая любовь, но еще прекраснее та, что была создана на всю жизнь, укрепилась многолетними семейными узами. К Леле обращаются через особый науз «Любовь», когда хотят:
- влюбиться;
- найти вторую половинку;
- обновить чувства в существующих отношениях;
- зажечь угасшие чувства после многолетнего совместного проживания.
Леля для существующих любящих сердец поможет прочувствовать всю яркость и свежесть их отношений. А тем, кто еще не любил, она раскроет эту тайну и поможет окунуться в потоки благостных чувств.
Чем поможет науз?
Узелковое волшебство «Любовь» очень сильно. Оно поможет снова уметь видеть красоты отношений, оценит взаимность чувств, а также зажечься легкой весенней любовью.
Как действовать?
Чтобы сплести науз, берутся две красные нити. На одной из них завязываются узелки по числу лет избранника сердца. На другой нити завязываются узелки по числу лет того человека, кто обращается к Богине и будет носить науз. Потому обе веревки связываются вместе таким образом, чтобы вышла одна длинная.
Берутся концы объединенной веревки и завязываются узлы – один поверх другого. Теперь следует навязать столько узелков, сколько лет вы намереваетесь прожить с избранным человеком. Можно узелки вообще не считать и завязывать, сколько завяжется, насколько хватит самой веревки. Делать нужно это до тех пор, пока сама веревка не превратится в единый большой узел. Готовый науз сжигается на огне с прочтением специального заговора на любовь.
Наборы для плетения славянских науз
Подробнее Славянские наузы
Славянская богиня Леля – само воплощение молодости, красоты, нежности и искренности. С ее приходом всегда приходит расцвет, а прошлое стирается навсегда. Как приходит Весна, так и приходит пробуждение от зимней «спячки» в жизни. На такую божественную Личность всегда очень походить. Если твоим Покровителем является Богиня Леля, то это говорит о многом. Тебя люди видят, как человека:
- с лёгким характером – заводящего знакомства просто и непринужденно;
- любящим находится всегда в центре внимания;
- дипломатичного – умеющим примирять поссорившихся;
- уверенного в себе;
- общительного, коммуникабельного;
- предприимчивого;
- активного;
- вежливого;
- обаятельного.
Все люди, которые походят на Лелю – Богиню Весны и Красоты, сами являются эстетами, любят со вкусом одеваться, уделять внимание внешнему виду, следят за своим здоровьем. Так же, как и Богиня Леля легка на подъем, так и люди, живущие под её покровительством, скоры и легки на ногу. Поэтому, если тебе благодетельствует Леля, тогда ты любишь путешествовать, обожаешь разнообразия в жизни. Постоянное ощущение своей неповторимости и уникальности. Тебе легко довериться, поговорить на задушевные темы.
Подробнее о Богах-Покровителях
День Богини Лели — Красная Горка
На праздник Красная Горка ждут Лелю, Богиню Весны, которая прилетает вместе с перелетными птицами, в сопровождении Ярило-Солнца. Люди все надевают белые нарядные одежды, расшитые славянской символикой. Такой день еще могут называть Лельником, в честь самой Богини. В этот день все девочки, девушки и женщины получают обязательно в подарок цветы. Это обычай, который призван сохранять и продлевать молодость, женственность и красоту.
Даты чествования Богини Лели по славянскому народному календарю:
- 8 марта — весенние Заклички;
- 20 марта (Весеннее Равноденствие) – Бог Весеннего Солнца Ярило приводит на Землю Вешнюю Лелю.
- 16-22 апреля – Первые Русалии, завершающиеся Красной горкой.
- 22 апреля – Лельник (Лельник) или Красная Горка.
- 26 мая–2 июня – Зелёные Русалии (даты определяются от местонахождения), проводы Богини Лели.
Подробнее:
Народный календарь
Славянские праздники и обряды
xn--80aejvmu5h.xn--80aswg
Лель Славянская мифология История Руси
Лель или Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь.
Лель, художник Виктор КорольковИзображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем. Священной птицей этого славянского бога считался аист (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.
ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти - Лель. Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.
И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания. И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре - в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.
Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали. С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви...
godsbay.ru
Богиня Леля
Богиня Леля - Богиня Любви, семейного Счастья и Благополучия, дочь Сварога и Лады, супруга Волха.
Леля, Ляля - богиня плодородия согласно "Синопсису", вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения сходная с Артемидой ("Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной. На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними - Макощ. Упоминаемая часто рядом с Ладой и Ладом. Ее день - понедельник. Дочь Лада. Ее дерево - рябина или береза ("во поле береза стояла - Ляля, Ляля стояла"), металл - также серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен ак. Рыбаковым в книге "Язычество древних славян".
Леля - Богиня Молодости, Берегиня Рода. Наряду со статусом самой молодой, Леля является и самой многоликой Богиней. Самым простым и понятным объяснением функций этой Богини может служить характеристика - ответственной за продолжение Рода. В этой функции Леля является Супругой Ярилы, обладающего аналогичной способностью - в отношении Мужского Рода, воплощая тем самым общую концепцию физического продолжения Рода.
Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость - так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость. Исключением жизнерадостного облика Лели являются случаи пребывания Её в Царстве своего Деда, когда эта Богиня обретает печальный образ, что изначально связано отнюдь не с обстановкой, а с одиночеством (без Супруга), а в дальнейшем - с кручиной по погибшему Супругу. К этим же особенностям Богини Лели относится буквально бескрайняя любовь к Людскому Роду, ибо в то время другие Боги и Богини могут и покарать людей за какие-либо проступки, Леля же напротив - может только поспособствовать людским капризам. Классическим примером этой особенности является любовь (за исключением Родственной - которой покровительствует Богиня Лада). И если в представлениях других культур может прозвучать «любовь зла, полюбишь и козла», то в Русской Традиции всё объясняется гораздо проще, так как Богиня Леля отнюдь не «зла», а напротив - предельно доброжелательна, ибо отвечает за продолжение Рода, а в этом Деле, все средства хороши. «Козлами» же повелевают другие Боги, и из других культур в том числе. Также, бескрайняя любовь к Людскому Роду со стороны Богини Лели заключается в самом простом обстоятельстве - Материнства этого Рода. Именно Леля со своим Супругом Ярилой являются Родителями первого Человека (Супругой которого была Великанша).
Молодость Лели так же точно связана с функцией продолжения Жизни, а отнюдь не с параметром «младшей» среди Богинь и Богов, так как это прямое свидетельство бессмертной природы этой Богини, что в свою очередь является объяснением незыблемости жизни. Поэтому, в бескрайней радости жизни у Лели подчёркивается скорбь по усопшим и печаль в случае одиночества, так как над этим велениями Судьбы (от Макоши) Она не властна. По этой же причине Леля делится своей скорбью и печалью особенно с теми - кто жаждет «конца света» и прочих культов связанных с пропагандой смерти, делая их жизнь полной проблем и невзгод (аналогично любовным играм). В этой связи, не трудно понять - в чём кроется причина любвеобильности (желания продолжить род, которой становится игрой - в случае если род не продолжен) и негативизма (панического страха смерти, когда в такой же точно игре смерть начинает культивироваться, и становится единственным смыслом «жизни»). Таким образом, и появляется то самое понятие «Игры» Богини Лели, которой в отличие от людей, в силу Бессмертной Природы, чуждо понятие Меры.
Леля - самая любимая и близкая народу Богиня, желанная в любом деле и при любых обстоятельствах, и поэтому практически не отображалась в качестве почитаемого Культа, так как единственной надёжной связью с этой Берегиней может являться - Чувство Лели в собственном Сердце. Одним из весьма популярных в современности представлений Богини Лели - является Снегурочка, приходящая на Новый Год вместе со своим Дедом (Морозом).
Она заботливая и нежная Богиня-Покровительница семейного счастья, супружеского согласия и всяческого благополучия не только во всех Родах Великой Расы, но и во всех Родах потомков Рода Небесного.
Богиня Леля - послушная дочь Вышнего Бога Сварога и Небесной Богородицы Лады-Матушки.
Она добрая, заботливая и нежная супруга Бога Волха, хранителя Небесных Чертогов Волхаллы. Леля оберегает Его покой и уют, а помогает ей Богиня Валькирия.
В этих Чертогах Она заботится не только о своем любимом супруге, а также берет на себя обязанность угощать гостей Волхаллы, павших в битвах воинов и Небесных Богов- Соратников своего мужа.
В древнейшие времена люди Великой Расы в честь нее назвали одну из ближних Лун Мидгард-Земли - Лелей.
Добавить комментарий
slawa.su
Лель - это... Что такое Лель?
Лель — по представлениям польской и русской «кабинетной мифологии» раннего Нового времени (XVI—XIX века), славянское божество любви и/или брака. Образ Леля нередок в литературе и искусстве этого и последующих периодов («Руслан и Людмила» Пушкина, «Снегурочка» А. Н. Островского и др.).
Начиная с XIX в. исследователи отрицают существование у славян наличие такого божества или персонажа. Во многих славянских народных песнях встречается рефрен «Ой, лель-ладо» либо «Лада, лель-люли», который и был ошибочно принят за имя божества (наряду с таким же фантомным образом Лады).
В историографии раннего Нового времени
Исходя из убеждения, что у древних славян были боги, соответствующие классическим, польские историографы XVI века — Меховита, Кромер, Стрыйковский — признавали у языческих поляков существование богини Лады и её двух сыновей, Леля и Полеля, соответствовавших Кастору и Поллуксу; Меховита ссылался, в подтверждение этого, на слова древних песен: «Lada, Lada, I leli, I leli, Poleli». Иннокентий Гизель, составитель «Синопсиса», повторяя Стрыйковского, в главе «Об идолах» приписывает древним языческим русским тех же богов. Русские мифологи конца XVIII и первой половины XIX веков не сомневались в существовании у язычников славян и русских бога любви и браков Леля. Этот образ проник и в художественную литературу классицизма и романтизма. Державин упоминает его в своих песнях. У Пушкина («Руслан и Людмила») на пиру князя Владимира Баян славит «Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец».
При более критическом отношении к источникам славянской мифологии оказалось, что существование бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и учёные второй половины XIX века вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов.
Причины появления подобных «божеств» охарактеризовала Л. Н. Виноградова:
Движимые стремлением описать славянскую мифологию по аналогии с детально разработанной античной, авторы первых трудов по славянскому язычеству создавали длинные списки так называемых «божеств», названия которых добывались порой весьма сомнительными способами (например, использовались неясные имена и названия, встречающиеся в поговорках, заговорах, формулах клятв и проклятий, песенных рефренах и т. п., а затем домысливался некий мифологический образ). Так возникли (и, ксожалению, до сих пор не сходят со страниц некоторых новейших мифологических словарей) многочисленные лели, леды, любмелы, дзевои, паляндры, зимцерлы и прочие искусственно созданные «персонажи», включённость которых в архаические верования славян не подтверждается ни надёжными письменными источниками, ни данными устной народной культуры[1].Ю. М. Лотман также указывает на недостоверность параллелей «божество» и «Лель»:
Лель — искусственное божество, введенное в русский Олимп писателями XVIII в. на основании припевов-выкриков, в основном свадебной поэзии: «Люли, лель, лелё». Припевы эти воспринимались как призывание, звательные формы собственного имени. Из этого делался вывод, что Лель — славянский Амур, божество любви[2]
Происхождение припева
Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских народных песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит к глубокой древности. Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме, с «м») А. А. Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в малорусском «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки[3]. Соображения об этимологическом значении припева лелю и проч. высказывались Вс. Ф. Миллером[4] и А. А. Потебней[5]. См. также Брюкнера[6]. По Н. И. Толстому, припев типа ой-лели-лель, в разных вариантах представленный у многих славянских народов, этимологически восходит к слову аллилуйя[7].
Примечания
dic.academic.ru
Леля - это... Что такое Леля?
Леля (Ляля) — мифологический персонаж у восточных славян, вероятно возник под влиянием православия и христианизации, как часть песенного куплета.[1]
Существование «богини» Лели и «бога» Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов.
Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле.
Таким образом припев восходит в глубокую древность.Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с «м») А. А. Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в украинском(русинском) «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки"[2]. Соображения об этимологическом значении припева лелю и проч. высказаны Вс. Миллером[3]. и А. А. Потебней[4].
И. Н. Данилевский пишет:
Многочисленные попытки увидеть в славянской мифологической системе подобие античной модели предпринимались со времен Яна Длугоша с его знаменитой «Historia Polonica» (XV в.) вплоть до Ломоносова и Татищева. Иногда результатами подобного «домысления» фактов славянской мифологии становились искусственно созданные мифологические персонажи, в реальных традициях не существовавшие (образцами т. н. «кабинетной мифологии» являются Лель, Лада, Коляда, Курент и пр.)[5]
Идеалистическая теория Б. А. Рыбакова
Б. А. Рыбаков выдвигал теорию, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей (Лялей). В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:
Едить Весна, едить.На золотом кониВ зелёном саяниНа сохе седючиСыру землю аручиПравой рукой сеючи.
М. Филиппович. «Хоровод (ляльник)». 1921—1922Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник — ляльник — 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от неё ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.
Впрочем, теория Б. А. Рыбакова не подтверждается ни этнографическими, ни фольклорными данными, и считается самой слабой.
Примечания
Литература
dvc.academic.ru