Какой край варяги и европейцы называли Гардарикой и почему? Варяги называли русь гардарики
Какой край варяги и европейцы называли Гардарикой и почему?
Вопрос перекликается с другими вопросами на БВ:
Почему Русь назвали Гардарикой?
Что послужило толчком образования Русских городов?
Слово "Гардарики" - скандинавского происхождения. Часто встречается в сагах. Образовано по принципу: "основа" + "riki", где "riki" - страна.
Попробуем более подробно разобрать, что же такое "гарда"?
Получившее распрострарнение толкование "гарда" - "город", и соответственно, "Гардарики" - "Страна городов" представляется весьма привлекательным, но не совсем верным. Другое значение слова "гарда" (как и слова "город") - "ограда", "забор", "огороженный двор", "укрепленное поселение".
Дело в том, что городов в IX веке в разных частях света уже было много. Городами никого не удивишь. А вот сплошными заборами, частоколами, стенами - удивить можно, поскольку в других места такого количества "заборов" нет.
И вызвано это было защитой от степных кочевников, которые часто нападали на города.
Таким образом, "Гардарики" - буквально переводится как "Страна оград", "Страна заборов", "Заграда", "Страна крепостей".
Часто в сагах Русь называли также словом "Гарды" ("укрепленные поселения") без "-рики" (страна).
Какие поселения входили в "Гардарику" точно установить не представляется возможным, поскольку практически не сохранилось письменных источников того времени. Также существуют неточности и противоречия в скандинавских источниках. Где-то Гардарикой считается территория Киевской Руси IX-X веков, где-то территория между Лаждожским и Чудским озерами. В более поздних сагах княжествами Гардирики называют Хольмгард (Великий Новгород), Кэнугард (Киев), и Палтескья (Полоцк).
Саги - это все-таки легенды, в которых может присутствовать художественный вымысел.
Есть версии, что изначально Гардарики - это Полабская Русь (река Лаба = Эльба) - территория вдоль южного берега Балтийского (Варяжского) моря, где жили балтийские славяне. Остров Рюген (ныне принадлежит Германии) стал прототипом острова Буяна в сказках А.С.Пушкина (Рюген славяне называли Руяном).
Из скандинавских саг также следует, что поскольку карелы были подданными русских князей, Карельская земля также входила в Гардарики.
И всё-таки у меня есть большие сомнения, что европейские купцы называли Русь Гардирикой. Более того, лет 30-50 тому назад об этом было ничего неизвестно. Гардарикой считалась сказочная страна из скандинавских саг.
www.bolshoyvopros.ru
Страна городов – Гардарики, так в древности называли Русь
Смотрите также
25.12.2012 15:07 Год 2013-й, первые шаги в хаотичном «мире после»
25.12.2012 13:44 Пропавшая Библиотека Ивана Грозного – Либере́я
Другие публикации этого автора
30.11.2012 14:05 Автомату Калашникова (АК-47) 65 лет (Видео)
27.10.2012 11:33 Призраки замка "1891"
29.09.2012 12:44 Нефть в космосе - теория космического происхождения нефти
news.bcm.ru
Гардарика, или другая Русь | Альтернативная История
Россия – страна юная, причем история раннего средневековья преднамеренно искажена и частью сфальсифицирована, и вот, что наврано, знать нужно.
Вот она - Гардарика - ни Градорика, ни Городорика. См. карту.
Страна с Новгардами, Белгардами, Старгардами и Холмгардами. С легендарным городом Столп, который никак ни хотят найти наши, извиняюсь, ученые.
Адам Бременский:
«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов
и живущих по ту сторону Одры поляков, которые НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИТЕЛЕЙ
СЛАВЯНИИ НИ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ, НИ ЯЗЫКОМ…
Славянских народов существует много.
Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами.
Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты,
которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград – город
Велеса). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город
которых называется Рацисбургом (Ратибор – «Ратный лес»). За ними лингоны
(глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются
от долечан и РАТАРЕЙ рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской
епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и
РАТАРИ - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются
вильцами, или ЛЮТИЧАМИ. Есть еще и другие славянские племена, которые
живут между Лабой и Одрой… из всех них САМЫМИ МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ
РАТАРИ, живущие в центре…
Их город - ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНАЯ РЕТРА (Радигост, Радигощ) - седалище
идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из
которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура.
Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером,
через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него
разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения
оракула… Говорят, что ОТ ГАМБУРГА ДО ХРАМА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПУТИ».
«Полабский феномен»: малоизвестные страницы славянской истории (популярный очерк)
В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.) территорию между р. Лабой
(Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли западнославянские племена,
получившие в науке условное наименование «полабских славян». Наиболее
крупными и устойчивыми объединениями полабских славян являлись племена
ободритов (бодричей), жившие по побережью Балтики между Нижней Лабой и
Одрой, и лютичей, сидевшие чуть южнее - по Средней Лабе. На юге региона, в
междуречье Лабы и Салы, размещался сербо-лужицкий племенной союз.
Восточнее ободритов, в Поморье, между Одрой и Вислой, жили поморяне.
В период с VII в. по VIII в. у полабских славян на базе союзов племён
сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг племенных князей собрались
постоянные дружины, состоявшие из элитных воинов. К IX веку в местах
племенных центров выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург) –
центр лютичей-гаволян, Ретра – главный центр всех четырёх лютических
племён; Микелин (Мекленбург), Любица (Любек), Рарог (или Рерик) – в земле
ободритов, и др. Единое государство у полабов не сложилось, поскольку в
условиях военной демократии, на фоне непрерывных столкновений с
соседями-германцами, создать твёрдую авторитарную власть было тяжело. Лишь
в XI в., после восстания против немцев, на землях бодричей и лютичей
ненадолго возникло Ободритское государство, просуществовавшее до сер. XII в.
Балтийские славяне были хорошими мореходами: через свои портовые города –
Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег – они вели оживлённую торговлю со странами
Западной Европы и Русью, вывозя из своей земли зерно, соль и солёную рыбу,
ремесленные изделия, и осуществляя транзитные перевозки. В общем,
поморяне, как и все северные купцы-воины того времени, вовсю «варяжили» по
Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали. В связи с этим есть
веские основания полагать, что призванный новгородскими словенами на
княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского происхождения.
Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не кто иной,
как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский – в оригинале имя
звучит даже не «Рюрик», а «Хрёрек». Однако с таким же успехом можно
связать Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк
(ведь по-древнеславянски «ререк» значит «сокол» - вполне подходящее имя
для князя - помните из детства сказку «Финист-Ясный Сокол»). Для "Северной
Руси" он тоже будет «варяг из-за моря».
И, в самом деле, зачем призывать какого-то малоизвестного в
восточно-славянских землях варяга-дана из небольшой Ютландии (Дании), если
рядом же (!) находится славная, богатая, многолюдная, воинственная, а
главное – славянская, «заморская» земля полабов и поморян? К тому же
последние исторические исследования по "Северной Руси" прослеживают явную
связь северных восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с
западными "балтийскими славянами" - так называется вся совокупность
полабских и поморских славян. (Может наши беломорские поморы от того и
называются "поморами", что звались так и раньше, в седой древности? Может
превосходными моряками они стали ещё там - на балтийском Поморье? Такие
гипотезы встречаются в трудах незаслуженно забытого учёного-слависта XIX
века А.Ф. Гильфердинга, изучавшего фольклор русского Поморья.)
У славян Полабья и Поморья развилась своеобразная языческая культура.
Обычно язычники-славяне не создавали монументальные храмы, предпочитая
поклоняться своим богам под открытым небом в капищах и требищах,
расположенных в священных рощах или у священных источников. Полабские же
славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали
роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными
изображениями богов из металла, камня и дерева.
Наибольшей известностью пользовался храм бога Святовита в городе Арконе на
острове Руяне (Рюгене). Это было место паломничества не только славян, но
и всех соседних языческих племён. Возможно, остров Руян стал прообразом
острова Буяна из русских народных сказок: «Мимо остова Буяна в царство
славного Салтана» пролегал путь из Западной Европы - через Балтику, Неву,
Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий – в арабские страны. (Для справки: в
последние годы археологического изучения Старой Ладоги, древнейшего
транзитного порта в устье Волхова, была получена дендродатировка – 753 г.).
В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще) славился храм бога Радегаста.
Сам по себе город Ретра тоже был примечательным – по описаниям он имел
девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство края.
История славян Полабья драматична: являясь порубежными жителями, они
постоянно испытывали давление со стороны германского мира. Сначала были
грабительские набеги саксов и франков-меровингов, затем, в VIII-IX вв. –
походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После образования
Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный
немецкий «Drang nach Osten». В X в. представителям саксонской династии
Оттонов удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г.
разразилось восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли
за исключением области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор
находится город Цербст (Сербск) – столица княжества Ангальт-Цербстского -
из которого происходила небезызвестная принцесса София Августа Фредерика –
будущая Екатерина Вторая.
В XI - нач. XII вв.., во времена ободритских князей Крутого и Никлота,
славяне успешно сопротивлялись немецкой агрессии. В 1147 г. против
полабских и поморских славян-язычников был объявлен общеевропейский
«крестовый поход». Многие авторитетные западные историки, такие как Жак Ле
Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства немцев-христиан и
славян-язычников отступают на второй план перед проблемами экономическими
и национальными, стоявшими перед германскими племенами. Они, ограниченные
бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с
теми соседями, которые приняли христианство давно.
Во второй половине XII в. страна полабских славян в конце концов была
завоёвана. Эта захваченная территория в новое время стала сердцем
Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти
небольшой городок – нынешний Берлин.
Судьба полабов и поморян трагична: они в какой-то мере сдержали германский
«натиск на Восток», прикрыв собой поляков, чехов и, возможно, русичей. Но
поскольку оставались закоренелыми язычниками, помощи от братьев славян,
принявших христианство, так и не дождались. Получился замкнутый круг:
христианство они не принимали, так как боролись с немцами-христианами, но,
не приняв крещения, остались без помощи братских народов.
И все же – не всё так плохо – ведь в жилах восточных немцев течёт немало
славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь татарина, а
копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно поэтому
Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя, но
и русскую империю. А таким «варягам», как она, на Руси всегда были рады.
***
Андрей ПОЛЯЕВ
P.S. Специально для украинских товарищей я нашёл родину укров. Всё очень просто.
Это Укермарк на севере Бранденбурга, на границе с Померанией - родиной русов/ругов.
alternathistory.com
Почему Русь называли Гардарикой? | samoeinteresnoe.com
В древней Киевской Руси было очень много городов. Именно поэтому западноевропейские летописи называют ее Гардарикой, или страной городов. В дошедших до нас письменных источниках IX-X веков упоминают по крайней мере 24 русских города, но ученые считают, что их было значительно больше. Названия древнерусских городов в основном славянские: Белоозеро, Вышгород, Перемышль, Новгород... К концу XII века на Руси существовало уже 238 городских поселений.
Место для города выбиралось из соображений его безопасности. Укрепленная часть поселения (кремль) располагалась на холме, в некотором отдалении от реки. Но развитие ремесел и торговли как бы само собой тянуло людей в подол, то есть на низменность, к реке. Так и повелось: древний русский город состоял из более богатого и защищенного детинца (центральной части) и торгово-ремесленного подола — части менее безопасной, но зато более удобной. Городские посады (предгорья) возникали на Руси в конце X - начале XI веков. Именно тогда родились слова, обозначающие городское население: горожанин, гражанин, гражданин.
Почти все города Киевской Руси (в отличие от западноевропейских) имели не каменные, а деревянные укрепления. Вот почему наши предки говорили не «построить город», а «срубить». Городские укрепления представляли собой деревянные срубы, наполненные землей, которые приставлялись один к другому, образуя заградительное кольцо. От этого и слово «город» имело в те времена несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населенный пункт. Чтобы попасть в такое поселение, нужно было пройти через ворота.
Количество ворот зависело от размеров города. Так, Киеве было пять ворот. Главные, самые красивые, - Золотые. Над ними даже была сооружена так называемая надвратная церковь. Сколько легенд связано с Золотыми воротами! Чтобы показать свою силу, враг рвался именно к этим воротам, а не к другим. Через эту «дверь» в город в самой торжественной обстановке въезжали наиболее почетные гости.
В детинце находились все крупные городские сооружения, главным среди которых был собор, воздвигавшийся посреди площади. Здесь хранилась городская казна, принимали послов, располагалась библиотека, работали переписчики. Здесь «сажали на стол» князя. Наконец, храм всегда был последним рубежом городской обороны. В общем, это действительно было главное здание, сердце города. Жители Новгорода так и говорили: «Где Святая София (главный новгородский храм) - там и Новгород».
Не менее важной частью города всегда являлся торг. Обычно ряды окружали кремлевские стены и были как бы связующим звеном между властью и простым народом, живущим в посаде. Однако торговая площадь была местом не только оживленным, но и неспокойным. Поэтому-то на ней очень часто строили церковь, само присутствие которой сдерживало страсти. Кроме того, церкви принадлежал контроль за правильностью мер и весов — в таких храмах хранились торговые мерила.
www.samoeinteresnoe.com
Этногенез восточных славян и роль варягов в судьбе Древнерусской цивилизации
Как же связаны славяне и варяги? Ответить на этот вопрос можно лишь, углубившись в историю. А, если быть конкретнее, то в начало новой эры. Именно с этих пор мы имеем хоть какую-то информацию о таинственных варяжских племенах.
Кого славяне называли варягами? Людей германского происхождения, которые проживали в Европе. Они служили византийским императорам. А с седьмого века начинаются активные походы варяжских племен на земли восточных славян. Вообще, варяги считались лучшими воинами в то время. Кроме того, они занимались торговлей. Славяне называли варягами норманнов, или викингов. Эти племена проживали в Скандинавии, Западной Европе в восьмом-одиннадцатом веках. Кроме того, их можно было встретить на берегах Балтийского моря и даже Средиземного.
Как называли землю славян варяги? Гардарики. Если переводить это название дословно, то получится «страна городов». Это название получило широкое распространение в эпоху Средневековья (особенно в конце двенадцатого века). А Великий Новгород считался столицей Гардарики. Изначально Русь варяги называли Гардар (в десятом веке).
Правда ли то, что варяги создали государство у восточных славян?
На это счет существует много мнений и гипотез. Одной из самых известных является норманнская теория. Если верить ей, то пришедшие к славянам варяги окультурили эти дикие племена, сумели создать государство на их территории, установить определенный порядок. Но такое мнение вызывает абсолютное негодование у оппонентов. Последние же считают, что варяги стали лишь правящей верхушкой над восточнославянскими народами. Ведь государство невозможно создать за один месяц или год. Для этого необходимы десятки лет, постепенное накопление предпосылок. Таковыми у восточных славян стали племенные союзы, образованные в восьмом веке.
Антинорманнская теория, ставшая оппонентом норманнской, была предложена великим русским ученым Михаилом Ломоносовым. Она стала своеобразной реакцией на преувеличение заслуг варяг в жизни восточных славян. Однако она вовсе отрицает какое-либо участие варяг в становлении Киевской Руси. А нам доподлинно известно, что варяги имели место быть.
То есть норманнская гипотеза гласит:
- Варяги сформировали на территории восточных славян государство (Древнерусское государство, или Киевская Русь). Последние просто не могли сделать этого самостоятельно.
- Варяги способствовали формированию культуры у восточных славян, которые до этого ее фактически не имели.
Сегодня общепринято, что данная теория не имеет права на жизнь. Ведь у восточнославянских племен к девятому веку уже были свои социально-экономические и политические образования. Тогда какая теория правдива? Наверное, во всем нужно искать золотую середину. У каждой из гипотез есть «своя правда». Роль варягов в судьбе древнерусской цивилизации, конечно, не стоит преувеличивать. Но и преуменьшать не нужно.
Приход варягов на Русь
Когда появились варяги на землях, заселенных восточными славянами? Это произошло приблизительно в девятом веке или даже раньше. Причиной их появления стала торговля с Византией. А, как известно, через славянские территории проходил легендарный путь «из варяг в греки».
Обратимся к летописи Нестора «Повесть временных лет». Согласно ей, на Русь пришли три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. А варягами считали скандинавских воинов (викингов), которые были наемными, то есть служили другим. Но есть и другое мнение на этот счет: варяги – это славяне, которые проживали на южном берегу Балтийского моря. Этих славян еще называли полабами и поморянами.
До того, как появилось Древнерусское государство, славяне, жившие в северных регионах, платили варягам дань. А в 859 году первым все это надоело. Варяги были изгнаны. Славяне для защиты от варягов построили на севере Новый город, который стал называться Новгородом. Располагался он неподалеку от озера Ильмень. Именно там и начал княжить Рюрик со второй половины девятого века. Все это запустило цепную реакцию: в Новгороде начались междоусобицы. Поэтому славяно-финские племена послали за князьями-варягами. Тогда пришли варяги, и Рюрик стал править в Новгороде. Именно он был основателем династии Рюриковичей, которая семь сотен лет была у престола.
Варягам было выгодно прийти на Русь. Она уже была достаточно прославленной и богатой. Поэтому вся сложившаяся ситуация сыграла им на руку. Таково мнение знаменитого историка Рыбакова.
Точка зрения, что варяги пришли на службу к восточным славянам, также является спорным вопросом. Ведь династия варягов, напротив, стала главенствующей в образованном государстве. Но, с другой стороны, в 943 году князь Игорь нанял варягов как воинов. Также пользовался их услугами Владимир Святославович. Он стал править в Киеве именно с помощью варяжской дружины.
В заключение
Варяги и восточные славяне, таким образом, находились в очень тесном контакте в седьмой-десятый века. Остается доказанным тот факт, что первые князья в Киевской Руси имели варяжские корни. Но то, что они сотворили из ничего государство восточных славян, является полным абсурдом. Кто-то думает, что варяги были высокоразвитым племенем. Но это совсем не так. В Скандинавии царила бедность, там было мало городов. Есть данные, что варяги отставали от славян на сотню лет.
Но не будем отрицать, что в этногенезе восточных славян достаточно часто упоминается о варягах. Только все время меняется их роль: купцы, наемные дружинники-воины, правящая династия, создатели государства...
Призвание варягов.Влияние норманнов на развитие русской цивилизации.
Поделитесь с друзьями
slavculture.ru
ВАРЯГИ-РУСЬ, Белов Александр
Назад
Александр Белов
Вот уже два столетия как в отечественной историографии не прекращается полемика вокруг так называемого "варяжского вопроса". Самим его появлением мы обязаны немецкой научной школе, навязавшей славянам теорию скандинавского происхождения варягов. Эту сомнительную теорию, кое-как подкрепленную документальными свидетельствами действительного присутствия скандинавов на Руси, по сей день широко использует значительная часть нашей пишущей братии. Поэтому нелишне разобраться в причинахраспространения мифа и сделать достоянием современников многие очевидные факты.
Поводом для изначального заблуждения послужила давнишняя привычка славян называть всех пришельцев из Балтики варягами. Примерно так, как русские некогда называли большинство германцев немцами, или как сегодня мы называем кавказцами в равной степени грузин, армян, азербайджанцев, чеченцев. Племена южной и северной Балтики, действительно, отличались по своей внешности и другим качествам от восточных славян, хотя в целом южная Балтика была славянской, а северная — германо-скандинавской (если не считать шведскую "хорось"). Эта разница и стала причиной того, что восточные славяне называли все морские дружины Балтики общим понятием варяги.
Нашу критику мифа о варягах-шведах мы начнем с главного инструмента подчинения народа, с идеологии. Для того чтобы преодолеть антагонизм "свои-чужие", пришельцам было необходимо адаптировать местное население под свое мировоззрение. Вспомните пример тевтонской экспансии и ее провал на Чудском озере. Тевтонцы несли на Русь католицизм. Что же должны были принести шведы? Культы Одина, Тора, Бальдра, Локки?.. Но разве источники не указывают прямо на символ поклонения тех, подлинных варягов? "И кляшися оружием своим, и Перуном, богом своим..." (Радзивиловская летопись о походе Олега с варяжской дружиной на Царьград в 907 г.) Спрашивается, как это шведы могли поклоняться Перуну, "богу своему", если скандинавам не известно было даже его имя. Зато славянам Перун был хорошо знаком еще со времен антов.
Известно, что варяжская общность прочно обосновалась на Руси. Но тогда тем более не понятно, почему после четырехсотлетнего присутствия "варягов"-шведов остался лишь один могильный памятник. "Вскрыт единственный на Руси чисто скандинавский могильник в урочище Плакун...", — сообщают современные археологи. (И.В.Дубов. Новые источники по истории Древней Руси. Л., изд.Ленинградского университета, 1990, с.4.) Подлинные исторические варяги обосновались не по ту, а по эту сторону Балтийского моря, то есть по южному его побережью. Они были известны еще Публию Корнелию Тациту, римскому историку первого века нашей эры. Причем, на карте Европы тех времен Тацит дважды помещает варягов: в нижнем течении Эльбы по юго-западной оконечности Балтийского моря, и значительно южнее, в верховьях Вислы. Уже значительно позже варяги и смешанные с ними родственные племена ободритов являлись последним рубежом славянского мира на Западе. Их этническую самостоятельность активно поглощали как англы и тюринги с запада, так и славяне с востока.
И все же у нас есть все основания считать, что балтийские варяги были родственны именно славянам. Об этом говорит датский миссионер XII века Гель-мольд. Приведу его высказывания из книги А.Гиль-фердинга "История балтийских славян", а также красноречивые выводы самого автора исследования, немца по происхождению, но отнюдь не славянолюба по духу.
"Из всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом — морские разбои”.(А.Гильфердинг. История балтийских славян. М., 1855г., т.1).
"Дания, — продолжает автор, — состоя по большей части из островов и окруженная водами, не легко может уберечься от нападений морских разбойников, потому что в изгибах ее берегов необыкновенно удобно скрываться славянам. Выходя тайком из засады, они наносят ей внезапные удары,.. пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, они вечно готовы к морским походам и наездам, надеясь на свои корабли как на единственное средство к обогащению. На нападения датчан они не обращают внимания, и даже считают особенным наслаждением с ними биться" (там же).
Весьма красноречивое свидетельство, не правда ли? О происхождении варягов говорится вполне однозначно. Ни один из современников не отождествлял варягов ни с немцами, ни с датчанами, ни со скандинавами. Адам Бременский свидетельствует: "Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные — вагры..." (Деяния священников Гамбургской епархии под 1075 годом), а сага о Вига-Стире дополняет эти сведения важной деталью: об особом обычае "вэрингов и норманов, что день они проводят в играх и борьбе". Даже русские летописи, не различавшие принципиальной разницы между теми и этими выходцами с Балтики, описывая эпизод призвания варягов, четко разделяют их и шведов: "И пошли за море к варягам-Руси, поскольку те звались варяги-Русь, как иные называются шведами, иные урманы (норманы, мурманы), англы, а другие — готы". (Радзивиловскаялетопись. Л., Наука, 1989, с.16.) Таковы документальные свидетельства.
Русские летописи непременно соединяют Русь и варягов в одно целое. Это дало основание норманистам вообразить в качестве варягов шведов, поскольку у них на территориях, примыкающих к Дании, расселялось русское племя хоросъ. Однако и этот аргумент не выдерживает критики. Дело в том, что исторические варяги-ободриты территориально сплелись с самым боевым и доблестным русским племенем —руинами. Более того, Ругия или Руяния и ее центр Аркона считались мистическим центром Руси, истоком славянского мира. Не случайно языческие сказители помещают именно на острове Руяне (Буяне) мировое древо, над кроной которого простирается Ирий, воинский Рай русов.
Когда-то русские племена соседствовали с варягами не только с востока, но и с запада. Вся территория Датских островов была подчинена герулам. А герулов русами считал еще их современник, готский хронист Иордан. Строптивые герулы сперва были потеснены Германарихом, победившим восточных русов, а затем ивовсе рассеяны Карлом Великим.
Варяги, со всех сторон зажатые Русью, способствовали формированию ее мощной культуры. В процессе европейского этногенеза Русь вживается в варягов также точно, как и в остальную массу славян.
Изучение "варяжского" вопроса, как правило, начинают с анализа источников и этим же заканчивают. До сих пор, почему-то никто не обращал внимания на логику, предшествующую факту призвания варягов новгородцами. А напрасно, ибо именно логика дает обоснование любому действию. Вчитаемся в летописную строку: "...люди новгородские от рода варяжского прежде были" (Радзивиловская летопись, там же). Этим, фактически, сказано все. Варяги-ободриты и Русь балтийская имели прочную княжескую власть, тогда как иные славянские народы пребывали еще в народоправии. Между варяжским Старгородом (Альтландом — нем.) и славянским Новгородом существовало единое этническое пространство. Не случайно летопись подчеркивает, что от тех варягов "прозвася Новгород". Еще не существовало польского государства, разделившего позднее это пространство и противопоставившего себя ему. Таким образом, новгородцы не только никогда не происходили от шведов, но и не имели ни малейшего основания приглашать на княжение именно их. Особенно, если учесть, что у шведов не было опыта государственных образований и генеалогию их королей исследователи, в частности И.Хюбнер, начинают только с середины XII столетия. Куда логичнее здесь были бы норвежцы, опередившие шведов на триста лет.
А что об этом вопросе думают сами шведы? Нас интересует, разумеется, мнение современников тех событий. "У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом... Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море... Тогда им (словенам — прим. А.Б.) пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде (на острове Готланде — прим. А.Б.) воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком... Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: "Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга". (Сага о конунге Рорике и его потомках (в пересказе Д.М.Михайловича). М., РАЕН, 1995, с. 12-13).
В данном отрывке указывается на то, что Рюрик происходит от "конунгов Восточного пути", то есть славян, и то, что он вместе с новгородцами противостоит шведскому конунгу. Удивительно здесь то, что новгородцы обязуются помочь Рюрику занять принадлежащий ему по праву Старградский (Альдейгьюборг) престол. Достоверно известно, что после гибели своего отца Готлейба (по другойверсии — Годлава) в 808 году, плененного датским королем Готфридом, малолетний Рюрик не только не мог претендовать на Старградский престол, но и должен был скрываться со своими братьями, чтобы сохранить себе жизнь.
"Для меня, — пишет по данному поводу Б. Лисин, — особенно важной была книга о генеалогии меклен-бургских герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла-Леопольда, герцога Мекленбургского, князя венедов, графа Шверина, и дочери русского царя Ивана Алексеевича - Екатерины. Мекленбургские герцоги ведут свою родословную от славянских королей венедов и ободритов. Согласно ей, Рюрик, Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба, погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешел к братьям Годлайба, Трасику и Славомиру — дядям малолетних братьев, а затем к преемникам Славомира — Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон переходит к потомку родного брата деда Годлава (Готлайба) Белингуса — Мечиславу III. Рюрик, Синеус и Трувор вынуждены были искать счастья за морем" (Бронислав Лисин, "Литературная Россия", ст. "Откуда родом Рюрик", 5 февраля 1988 г.).
Упомянутая же нами сага свидетельствует о том, что не только варяги имели влияние на Хольмград-Новгород, но и новгородцы могли пообещать варяжскому княжичу вернуть себе отцовский престол в Старграде.
Постоянные войны с датчанами и шведами в конечном счете сделали Альтландскую землю уязвимой. В IX веке пал стольный град ободритов Рарог. На его месте довольно скоро возводится новая столица Вагрии — Микельбор, по-немецки -— Мекленбург. Именно Микельбору было суждено снаряжать корабли варягов для походов в Восточную Русь, чтобы там с помощью варяжского меча в междоусобицах утверждалась русская княжеская власть. Однако не стоит думать, что восточныеславяне кроме варяжских кораблей не видели никаких других. Еще при Владимире приходили на Русь норманны, сопровождавшие его друга и советника, норвежского конунга Трюгвассона, кстати, подсказавшего Владимиру политическую идею христианизации подвластной территории.
Шведы бывали на Руси и при Ярославе, но факты свидетельствующие об этом, оказываются недостаточными для принятия гипотезы норманистов. "Когда мы говорим о летописном пути из "варяг в греки", — пишет профессор, доктор наук В.В.Мавродин, — нам обычно представляется путь, соединяющий Скандинавию и Византию, идущий транзитом через Русь. Такое представление традиционно, но неверно. Ни византийские источники, ни скандинавские саги ничего не говорят о постоянной и регулярной торговле норманнов в Царьграде. Византия не знала "норманнских" товаров, как Скандинавия почти не знала византийских. На Готланде, который вел обширную торговлю, найдено около 67 тысяч арабских, английских, германских, польских и прочих монет VIII-Х веков, и среди них только 180 византийских, те есть около 0,25%! В роли купцов в Константинополе скандинавы никогда не выступали" (В.В.Мавродин. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., изд-во МГУ, 1977, с.47.) Это авторитетное свидетельство очередной раз доказывает, что путь "из варяг в греки" был преимущественно славянорусским.
Еще можно добавить несколько аргументов в пользу славянского происхождения легендарных князей Рюриковичей, которых некоторые известные ученые по недоразумению считают скандинавскими. Так, один из современных авторов разглядел в именах Синеус и Трувор шведские значения "свой род" и "верная дружина", хотя это противоречит даже трудам свидетелей событий, Иордана, Саксона Грамматика и других, причисляющих варягов к славянам. Вместе с тем известно, что в древнепольском наречии, использующем венедские диалекты, Синеус означал просто-напросто "безусый", а имя Трувор образовано от существительного "тривер". Уместно было бы напомнить также, что братья-варяги по своей религиозной ориентации были триверами, о чем свидетельствует их родовой герб-символ-трезубец. А Триглав, как мы знаем из любого мифологического словаря, это "триглавое божество в мифологии балтийских славян".
В заключение приведем поучительную историю из жизни генерала Ланюсса. Когда молодой генерал Ланюсс, оказавшийся под пулями австрийцев, в отчаянии приник к земле, вдруг что-то подтолкнуло его к удивительному повороту событий. Ланюсс сорвал с головы свою треуголку, поддел ее шпагой, поднял над собой и пошел в атаку — на редуты врага. Австрийцы прекратили стрельбу. Они были заворожены видом генерала, несущего над своей головой, словно знамя, пронзенную шпагой шляпу.
Чудодейственная шляпа Ланюсса напоминает нам чахлые догмы чужеродных кривотолков русской истории. Мы оказались заворожены ими вопреки фактам, вопреки логике, вопреки естественному желанию разобраться с историей своего происхождения и подлинной сущностью нашего предназначения.
Назад
Design by Heathen © 2000 HWheathen.narod.ru
Какой Край Варяги И Европейцы Называли Гардарикой И Почему?
Вопрос перекликается с другими вопросами на БВ:
Слово "Гардарики" - скандинавского происхождения. Часто встречается в сагах. Образовано по принципу: "основа" + "riki", где "riki" - страна. Попробуем более подробно разобрать, что же такое "гарда"? Получившее распрострарнение толкование "гарда" - "город", и соответственно, "Гардарики" - "Страна городов" представляется весьма привлекательным, но не совсем верным. Другое значение слова "гарда" (как и слова "город") - "ограда", "забор", "огороженный двор", "укрепленное поселение". Дело в том, что городов в IX веке в разных частях света уже было много. Городами никого не удивишь. А вот сплошными заборами, частоколами, стенами - удивить можно, поскольку в других места такого количества "заборов" нет. И вызвано это было защитой от степных кочевников, которые часто нападали на города. Таким образом, "Гардарики" - буквально переводится как "Страна оград", "Страна заборов", "Заграда", "Страна крепостей". Часто в сагах Русь называли также словом "Гарды" ("укрепленные поселения") без "-рики" (страна). Какие поселения входили в "Гардарику" точно установить не представляется возможным, поскольку практически не сохранилось письменных источников того времени. Также существуют неточности и противоречия в скандинавских источниках. Где-то Гардарикой считается территория Киевской Руси IX-X веков, где-то территория между Лаждожским и Чудским озерами. В более поздних сагах княжествами Гардирики называют Хольмгард (Великий Новгород), Кэнугард (Киев), и Палтескья (Полоцк). Саги - это все-таки легенды, в которых может присутствовать художественный вымысел. Есть версии, что изначально Гардарики - это Полабская Русь (река Лаба = Эльба) - территория вдоль южного берега Балтийского (Варяжского) моря, где жили балтийские славяне. Остров Рюген (ныне принадлежит Германии) стал прототипом острова Буяна в сказках А.С.Пушкина (Рюген славяне называли Руяном). Из скандинавских саг также следует, что поскольку карелы были подданными русских князей, Карельская земля также входила в Гардарики. И всё-таки у меня есть большие сомнения, что европейские купцы называли Русь Гардирикой. Более того, лет 30-50 тому назад об этом было ничего неизвестно. Гардарикой считалась сказочная страна из скандинавских саг.otvet.expert