Коляда и колядки: о чем поют на Рождество? Информация о колядках


Колядки — что это такое?

Содержание статьи

Колядки — это рождественские обрядовые песни. Все о русских народных колядках Вы сможете узнать, если внимательно прочитаете нашу познавательную статью!

Колядки и Рождество

Колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс» или советской «В лесу родилась елочка». Изначально все колядки были языческими. Откуда взялись христианские колядки — рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА.

Колядки

Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии

Русские народные колядки – колядуют все!

Колядки — это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание — пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, — ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Само слово «Коляда» — это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда — Курская область, Виноградие — Архангельская область и Русский Север, Таусень — Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.

Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. Судя по музыкальному и гармоническому строю христославных русских колядок, большинство из них украинского происхождения. До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане.

В России и на Украине в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, — но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.

Читайте также – Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди

Язычников в дом не пускать

На христославные и посевные колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января — дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год. Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, — все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» — специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.

В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».

Уже в прошлом

Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп — театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра. В оригинале вертеп — это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествуя по деревням, он показывал представление, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел — исполняется рождественский тропарь.

К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Я собираю фольклор около 30 лет и ни разу не видела, чтобы кто-то колядовал у нас в деревнях, удается разве что найти стариков, которые в детстве колядовали и помнят, как это делать. Конечно, христославные колядки — это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.

Читайте также:

www.pravmir.ru

когда и как его празднуют?

Колядки или праздник Коляды проводили и отмечали с древних времен, ему отдавалось большое значение. Абсолютно все люди пели, танцевали, пировали, радовались и веселились.

Немного из истории

Знаменитый праздник назван в честь великого бога Коляда, для славянского народа он был одним из главных. В исторических записях говорится о том, что он подарил человечеству календарь, и оно научились пользоваться датами. Этот бог помогал многим простым людям, земледельцам, воинам, оберегая всех от гибели. На множестве изображений можно увидеть Коляду с мечом, но он не был настроен воинственно: лезвие его оружия стремилось вниз, к земле. Он пытался донести многим, что не стоит постоянно воевать, можно все решить по установленным свыше законам. Ведь в жизни есть другие важные занятия.

Возникновение великого праздника

Другое название имеет праздник Коляды: день перемен или Менари. Существует история, что в далекие древние времена люди попали в царство смерти. Пробыв там некоторое время, они были освобождены. Для того, чтобы нечистая сила не смогла их заточить обратно, они стали откупаться различными сладостями, всевозможными предметами. Родные их встречали весельем, песнями и гуляниями. С тех самых пор народ стал ежегодно праздновать этот важный день, который в дальнейшем получил название Коляда.

праздник коляды

Значение празднования Коляды для славянского народа

Праздник Коляды считался главным событием в зимнее время у деревенских людей. Проводили его с декабря по январь, начиная с 22 числа и до 7, до дня Рождества Христова. Великий народ славяне праздновали его не один день. Все жители начинали подготовку намного раньше грандиозного события. Хозяйки приводили дом в порядок, убирали и выносили весь мусор, отмывали все предметы, старались поставить все красивое и нарядное на вид. Молодые парни и девицы шили интересные и загадочные наряды, делали маски. За день до начала необходимо было идти в баню и смывать всю грязь, чтобы в святой праздник быть светлым и чистым. Доставали и надевали самую красивую одежду и поминали ушедших людей. Коляда праздник у славян был одним из главных, никто не смел пропустить его по какой-либо причине.

коляда праздник у славян

Празднование Коляды ассоциируется с Днем великого солнцестояния, когда весь народ выходит из зимней темноты и день становится дольше, чем ночь. Тем самым люди показывают свою радость, что в скором времени придет весна, начнется посевной сезон. Все они благодарят бога за все, что он им дает: солнце, воду, большой урожай, здоровый и крупный скот. Про праздник Коляды никто не забывал, все ждали его с нетерпением.

Последовательность проведения

Проведение праздника Коляды начинается с накрывания большого стола. Сначала кладут солому. Это служит символом для благоприятного развития коров, для получения хорошего и вкусного молока, чтобы животных не съели хищники. После накрывается праздничная скатерть и подаются различные блюда.

описание праздника коляды

В первую очередь нужно отведать кутью (кашу), оставить немного зерен в тарелке. После окончания трапезы, необходимо подкинуть их под самый потолок. Это было гаданием на высокую урожайность и быстрый рост домашних животных (коров, овец, кур и других). Остатки каши собирали и кормили курочек во дворе, чтобы в этот день они полностью насытились и несли много яиц. Солому относили в сарай к животным, тем самым оберегая их от всяких болезней, чтобы домашний скот приносил приплод. Так заканчивался первый день праздника Коляды.

Продолжение

Второй день начинали с отдачи долгов, высказывания всех обид. После чего необходимо было сразу же помириться и простить друг друга за все. Молодые в этот день надевали костюмы животных и ходили по деревне с громкими и звонкими песнями, желали всем крепкого здоровья, большого урожая, меньше болезней и горя. В свою очередь, люди, во дворах которых звучали пожелания, должны были одарить сладостями певцов. Когда все мешки были полны вкусностями, молодежь шла в какой-нибудь дом. Там они продолжали отмечать, веселились и вкушали гостинцы. Длилось празднование Коляды целую неделю, все веселись перед началом трудной работы.

праздник коляды

Традиции народного гуляния

С давних времен праздник Коляда у славян - волшебство. В это время происходит все самое загадочное, таинственное и необъяснимое. У людей есть множество поверий, как можно привлечь счастье, удачу, здоровье, семейное благополучие. У незамужних девушек еще одним из развлечений было гадание. Они узнавали, появится ли в этом году молодой муж, какой у него будет характер, внешний вид (цвет волос, телосложение). Иногда даже парни гадали, но это более редкое явление, хотя всем интересно узнать свое будущее.праздник коляда у славян волшебство

Проведение праздника Коляда в большей части происходит на улице. Все жители деревни выходят из домов, жгут костры и водят вокруг него хороводы, напевая громкие и звонкие песни. Практически весь день проходит в веселье, и молодые и старые катаются на санях, запрягают лошадей. Ребятня бегает с мешочками, собирая сладкие угощенья и крича различные стихи о празднике Коляда. В эти дни никто не грустит, потому что люди верят: если они будут радоваться великому богу Коляде, он позаботится об их урожае, скоте, на столе будет весь год вкусная еда и напитки.

Древний праздник в современной жизни

На сегодняшний день великий праздник уходит в прошлое, забываются все традиции, в современном мегаполисе многие даже не знают, что есть такой зимний период времени, когда люди колядуют. Лишь в деревнях жители стараются не забывать праздник Коляды и веселятся, как раньше.

Для того чтобы великое торжество не исчезло через некоторое время, сегодня много где популяризируется Коляда. Сценарий праздника помогает ознакомится со всеми тонкостями деревенской жизни. Его проводят в детских садиках, школах, высших учебных заведениях. За основу берут древние традиции и добавляют что-то новое, к чему уже привыкли. Так люди знакомятся с традициями великого славянского народа. Сейчас описание праздника Коляды изменилось, в древности обычаи были немного другими.

проведение праздника коляда

Как отпраздновать Коляду?

Празднование Коляды, сценарий праздника на русском языке можно найти в большом количестве и все они немного отличаются. Но суть остается неизменной - это колядование по соседям.

Для проведения необходимо набрать несколько участников, которые заранее должны получить листок с названием Коляда, сценарий праздника, где есть подробное описание. Выучив все слова стихов, песен, приступают к самому веселью. Можно изучить несколько движений танцев, это станет огромным плюсом.

  1. Все участники облачаются в костюмы (заранее подготовленные) и идут по гостям. Перед домом должна громко и звонко звучать веселая песенка, чтобы все поняли, что люди пришли колядовать.
  2. Затем действие происходит в хате (доме). Колядующие участники начинают расхваливать хозяев, желают им добра, больших успехов, здоровья. Все это в песенной форме.
  3. Далее появляется отрицательный персонаж, который пытается напакостить, испортить празднование. Для его исчезновения нужно провести игру, в которой добро побеждает зло. На празднике снова веселье, радость, смех.
  4. После всех игр хозяева одаривают колядующих сладостями и поблагодарят за поздравления. В ответ снова звучат песни и все расходятся.
  5. Иногда действие заканчивается чаепитием с гостями.

Праздновать можно с 22 декабря по 7 января, выбрав любой день. В современном мире празднование Коляды проходит за одни сутки. Начинается веселье днем, все поют и танцуют, рассказывают стихи и частушки, проводят застолья, накрывая щедрый и богатый стол, угощают соседей. Ночью начинается нечто интересное. Молодежь ходит по домам и колядует. В свою очередь хозяин дома, должен угостить чем-нибудь гостей. Если он откажется и прогонит колядующих людей, они могут огорчиться и что-то испортить, забрать курицу со двора или посудину. Это считается наказанием для такого хозяина, который не почитает древние традиции.

про праздник коляды

Где находятся источники информации?

Если хочется узнать множество деталей, информация про праздник Коляда хранится в опыте бабушек. Они явно помнят все веселье. Старшие люди расскажут в подробностях, какие песни пели в их времена, чем было принято угощать и какие игры они проводили.

Всегда полезно почитать немного об этом интересном и веселом празднике Коляды. И проводить его ежегодно, тем самым рассказывая детям о древней истории в шуточной и веселой форме. Еще одним плюсом считается развитие детей в физическом плане. Они будут учавствовать в быстрых подвижных играх. В дополнение ко всему можно поиграть на свежем воздухе. Дети и взрослые могут хорошо повеселиться на празднике Коляды.

fb.ru

Колядки. Краеведение — Путеводитель по русским ремёслам

Колядки аграрные и церковные

Яркими выражениями так называемой продуцирующей первобытной аграрной магии, правда при этом часто уже не осознаваемой современным крестьянством, являются многочисленные обряды, призванные, изображением сытости и довольства, вызвать урожай, приплод, счастливый брак и богатство.

Христианская церковь очень сильно боролась с подобными остатками язычества как путем прямых запрещений, так и конкуренцией, то есть организацией своих торжеств и церемоний или вкладыванием христианского смысла в истолкование традиционных народных обрядов.

Картина «Колядки»pinterest button Картина «Колядки» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В VI в., при императоре Юстиниане, празднование январских календ было перенесено церковью на весь святочный цикл от Рождества 25 декабря по Крещение 6 января. Это обстоятельство должно было сильно содействовать смешению обрядов разных циклов, а также сопровождающих обряды песен.

Церковно-христианские моменты в содержании и бытовании естественно первоначально должны были преобладать в песнях рождественских, а не новогодних. Христианские колядки в значительной мере питались церковными источниками, приближаясь и в напевах (напр. в Румынии и Украине) к церковным псалмам, распеваясь церковными братствами, напоминающими средневековые рождественские организации (calendae, calandsgilden, fratres calendarum).

Сюжетные мотивы

Обстоятельный анализ образов украинских (наиболее разнообразных и многочисленных) колядок произвёл А. А. Потебня. Связи с балканскими колядками (румынскими, греческими, сербскими) установил Александр Николаевич Веселовский.

Очень многие колядки и щедровки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в «величании» хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке.

Колядующиеpinterest button Колядующие Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Поэтическое слово, как во многих других случаях в фольклоре, выполняет ту же магическую функцию, как и сопровождаемый им обряд (см. «Заговоры», «Гадания»). Ввиду многовековой давности колядок и щедровок в земледельческой крестьянской среде большинство образов связано с хозяйственными заботами крестьянства, берется из хозяйственного обихода и природы деревни.

Однако в соответствии с магической функцией песни, исполнители её стремятся к созданию образов, идеализирующих реальную бытовую жизнь крестьянина.

Стремясь, например, в песне выразить пожелание богатства или заклинание его, крестьянские певцы, естественно, не довольствуются описанием привычного деревенского быта, а рисуют картины роскошной жизни вышестоящих социальных групп: князей, бояр, купцов.

При этом надо предполагать, что здесь мы имеем дело не только с поэтической идеализацией крестьянскими поэтами мужицкого быта, а и с воспроизведением по традиции песен или отдельных образов, созданных в поэтическом творчестве самих господствовавших классов, подобно тому, как в крестьянской свадебной обрядности мы также встречаемся и с поэтической творческой идеализацией и с заимствованиями напр. из боярского быта и боярской поэзии.

Во многих колядках несомненно сохраняются образы и картины княжеско-дружинного и боярско-феодального строя. Наконец примитивные аграрно-магические, исторические и реально-бытовые элементы переплетены с чертами церковного песенного и легендарного творчества в его народной переработке.

Ноты колядокpinterest button Ноты колядок Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Здесь находим и мотивы библейских и апокрифических сказаний (картины рождества Христа, поклонения волхвов, странствия Христа, элементы апокрифических рассказов о крестном древе и его целебных свойствах, апокрифический рассказ о проклятии Христом и Богородицей осины и терна и т. д.).

Во многих колядках видно явное приспособление христианских легенд и мифов к потребностям аграрной магии. В одной, распространенной во многих вариантах колядок, рассказывается,

«как сам Милый Господь волики гонит, Пречистая Дева есточки носит, а святый Петро за плугом ходит».

Эта колядка, подобно тому, как это часто наблюдается в заговорах, вводит в эпическую часть образы богов и святых, чтобы придать ещё большую магическую силу поэтической формуле.

В иных случаях удается, при сравнительном анализе вариантов, с полной очевидностью вскрыть постепенность церковно-христианских напластований на первичные традиционно-поэтические образы.

Во многих колядках рассказывается о посещении хозяина святыми гостями, от которых зависит и дальнейшее счастье и благополучие человека; в других вариантах «гостейки» лишены христианских одежд: это — солнце, месяц и дождь, доставляющие радость и природе и людям.

Развитие эпической части в колядках способствовало легкому проникновению в них мотивов из других самых разнообразных фольклорных жанров: эпических песен, в частности былин, сказок, духовных стихов, заговоров, загадок, лирических, свадебных и других обрядовых песен. Это создает особое значение материала колядок для этнографических исследований.

Коляда, коляда!Подавай пирога,Блин да лепёшкуВ заднее окошко.

Бытовые особенности колядок

Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях.

Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак.

Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец — любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних.

Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского). Ср. «Киевская Старина» 1889, № 1 и 1891, № 12.

Отсутствие строгого деления

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, с праздника нового года стали все больше переноситься как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер.

Отсюда уже отсутствие строгого деления рождественских святочных колядок и новогодних щедровок на Украине, первоначально различавшихся и по содержанию, и по форме (типические размеры украинских колядок — 10-сложный стих с делением на два пятисложных полустишия, а «щедривок» — 8-сложный стих с четырёхсложным полустишием).

Указанные явления в области истории смешения культов и обрядов сказались во всей полноте на истории развития обрядовых песен-колядок и родственных им щедровок.

ru.russianarts.online

Традиции и обряды Беларуси. Коляды

Коляды

Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года – и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января. С принятием христианства языческий праздник превратился в праздник рождения Иисуса Христа. Колядные святки стали праздноваться с 6 января и до 19 января – Старого Нового года.

Название этого праздника – Коляды – языческое. Существует предположение, что само слово «Коляда» возникло от слова «Коло» - Солнце. По одной из версий, это слово символизировало Солнце, которое поедало тьму – тут имелось в виду увеличение светового дня. По другой версии это название расшифровывалось, как «кол-яда», «круговая еда». Объяснялось это тем, что колядующие ходили большой компанией по дворам с песнями, плясками и переодеваниями. За это им выносили еду, которую они потом все вместе и съедали.

Коляды считались особенным праздником, поэтому и готовились к ним соответственно. Кололи свинью (в бедных семьях это был один из немногих дней, когда можно было поесть мяса вдоволь), делали генеральную уборку в доме, шили новые наряды, а также тщательно мылись в бане. Встречать этот праздник полагалось чистым: и физически, и духовно.

Сам праздник проходил по четко выверенному сценарию, придерживаться которого было обязательно. До вечера 6 января люди соблюдали пост, и только после появления первой звезды на небе садились за стол. Одним из обязательных условий было сено, которое лежало под скатертью до самого Щедреца (14 января). На столе должны были быть кутья и взвар, а еда была очень сытной, мясной – блины, жареная колбаса и т.д. Взваром наши предки называли компот из сушеных яблок и груш.

7 января – в первый рождественский день – было принято навещать своих крестников, дарить им подарки. Вечером наступало время молодежи. Большие компании по 10-15 человек переодевались в цыган, в медведей, обязательно одевали одного из членов группы козой. На Полесье кроме этого делали звезду. Колядующие пели песни, частушки, танцевали, славили хозяина дома и его семью. За это их одаривали всякими вкусностями и мелкими деньгами. Закрыть перед колядующими дверь означало накликать беду и на дом, и на хозяйство.

Второй день Коляд назывался днем святого Степана. В этот день хозяева расплачивались со своими работниками, после чего те могли высказать все свои обиды. Закончив с выяснением отношений, хозяева и работники или заключали новый договор на год, или расходились. Об этом дне даже существует поговорка «На святы Сцяпан кожны сабе пан».

В городе празднование отличалось от деревенского, там в это время устраивались праздничные гулянья, ярмарки. Для богатых горожан проводились балы и танцевальные вечера. Любили этот праздник и дети: они могли наслаждаться спектаклями, танцами, праздничной елкой и подарками.

Обязательным атрибутом коляд были гадания. Гадания начинались 6 января и продолжались до Щедреца. Только в это время девушки могли заглянуть в свое будущее. Способов узнать его было великое множество. Вот некоторые из них. Девушки бросали сапожок с левой ноги через плечо, в какую сторону смотрел носок, оттуда и суженый придет. Две иглы натирали салом и опускали в воду. Если затонут, то год будет неудачный, а если сойдутся вместе, то быть в этом году замужеству.

Гадали и на поленьях. Девушка брала наугад из поленницы одно полено, по которому потом и определяли, каким будет жених. Если полено было гладкое, значит, жених будет красавцем, если шероховатое – некрасивым. Если попадалось полено с сучками, значит, он будет из большой семьи. Кривое полено означало, что муж будет неприглядным.

С песнями и танцами праздновали и Щедрец (14 января). В деревне выбирали самую красивую девушку – щодру – и надевали на нее венок и ленты. Во главе со щодрой процессия ходила по деревне и пела щедровки, которые начинались со слов «щедрый вечер, добрый вечер». Хозяева старались и сейчас не скупиться на угощения, чтобы следующий год был благополучным.

Три кутьи (обрядовых вечера) было на протяжении колядных святок. Первая кутья называлась великой и проводилась накануне Рождества. Она была постной. Вторая кутья называлась богатой и проводилась перед Новым годом. Стол ломился от всевозможных сытных кушаний, даже кутья готовилась на сале или масле.

Третья кутья тоже была постной, водяной. Во время ее проходил обряд, который получил название «запісванне каляд». Хозяин дома в этот вечер выходил с мелом и рисовал кресты на всех воротах и дверях, чтобы защитить свой дом и свое хозяйство от нечистой силы.

Во время советского периода белорусской истории древний праздник Коляды практически не праздновался. Правда, в 60-70-е годы эта традиция стала возрождаться, но на атеистической основе. В начале 90-х Коляды стали потихоньку возвращаться в уклад жизни белорусов. Колядуют сейчас в основном с 7 на 8 января. Колядующие опять стали переодеваться, а хозяева стараются одарить их щедрее, чтобы год был удачным. Возобновились и традиционные гадания на Рождество, но сейчас к этому относятся скорее как к розыгрышу. 

 

Смотрите так же: Достопримечательности Беларуси | Интерактивная карта Беларуси | Новости Беларуси

 

probelarus.by

Коляда

Коляда | Калейдоскоп

Коляда

Коляда – праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря – день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба – Даждьбога. Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор. -

Коляда – уменьшительно-ласкательное от «коло», солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста ребёнка пол ещё не играет никакой роли; само солнце у нас среднего рода).

Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года. (Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год». На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, летящего в космосе).

У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг — солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.

Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки (сочевник, сочельник) . Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.

И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).

Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.

Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших мудрых предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла.

Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. Делать это полагалось в страшных масках , изготовленных из натуральных материалов - меха, кожи, мочала. бересты.

Переодевание (превращение) чудище лесное - козла, волка. медведя - подчеркивало дух праздника. Чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать.

Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование, прекрасно описанное в произведении Н.В.Гоголя.

Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелание одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.

Вот одна из колядок, которые поют под окнами :

На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом -

Туда жито кустом.

Куда коза рогом -

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек,

Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:

Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок

По пропетии сих песен, колядовщицы получают несколько денег, или больше из пшеничного теста пироги, конфеты., фрукты; а молодым ребятам колядовщикам в иных местах выносят по ведру или больше пива, которое они сливают в возимую с собою бочку.

Наиболее распространёнными дарами для колядовщиков повсеместно были мучные изделия: специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц («калёдушки» в Московской губернии, «овсеньки» - в Рязанской; «козули» - во многих местностях), круглые пресные лепёшки (саратовские «колядашки», владимирские «колёдки») и блины, сдобные «кокурки» и «каракульки» в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги – везде у русских. Помимо выпечных изделий обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивом, чаем, сахаром, деньгами.

Других календарных праздников до весны было не много, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима — это пора свадеб. А те девушки, у которых еще не было женихов, устраивали посиделки — собирались у какой-нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье проводили за рукоделием долгие зимние вечера, чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней.

Способов гадания – бесчисленное множество. Этот обычай идёт от желания общения с древней славянской богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни, – Сречи (Встречи) – с целью узнать свою судьбу. У разных племён синонимы «суд», «рок», «доля», «судьба», «жребий», «кош», «приговор», «решение», «выбор» имеют одно и тоже значение.

В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу — потому крестьяне жгли костры, катали горящие колоса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.

Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера» (от древнеславянского слова «язык», означавшего «народ»).

Эту презрительную обзывалку некогда единой у всех "варварских" европейских народов религии друидов/волхвов придумали христианские церковники. Смысл слова "языческий" можно перевести на современный язык как "простонародный", "плебейский".

И ныне РПЦ старательно уничтожает малые остатки прежней славянской культуры, стремясь искоренять даже сказочных героев. В частности, не так давно в России по настоянию церкви был закрыт очень интересный музей Бабы-Яги. Церковь резко не одобряет и новогодних Деда Мороза и Снегурочку, но пока ничего не может поделать с этой народной традицией

БОГ КОЛЯДА - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.

В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления, (про календарь будет отдельный пост).

Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз.Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга.

«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: - Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» - петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество.

Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и тепла.

Происходило это на день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок - «щедровки>?

Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел.

Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла.

……Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.

У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.

Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..

Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... . Наконец от слова колядование произошло слово "колдование".Коляда, в южной и западной Руси, собственно на кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…

.В 19 веке под Москвою был обычай называть сочельник "коледою" и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас — не знаем.

Есть предположение, что как празднование Коледы, так и её имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках

После колядок начиналась вечерняя трапеза. В это время заканчивался Рождественский пост. На стол традиционно готовилась кутья сочельницкая (блюдо из пшена и ячменя). Так же обязательным атрибутом рождественского стола были фигурки коров, овец и других животных из пшеничного теста. Фигурки дарили друг другу и украшали ими интерьер дома.

Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой.

Языческие колядные празднества хорошо сохранились и прижились в нашем времени.

Коляда – это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.

И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории, эти северные сказки древней нашей земли!

Источник

www.rgo-sib.ru

Коляда и колядки: история и традиции | Что и как дарить

Зима богата на снег, праздники, различные забавы и древние традиции. Новый год — самый любимый народный праздник, а Рождество — самый светлый и добрый день для всех верующих христиан.

Но в славянской традиции есть еще один, к сожалению, многими забытый праздник — Коляда. Его истоки уходят в глубокую древность, что делает его двойне интересней. Давайте узнаем, что это за праздник, и откуда пришел обычай колядовать на Рождество.

Языческие корни и христианские традиции

Наши предки жили по законам природы, поэтому она и определяла все праздники. Главную роль играл культ Солнца, так как именно от него зависел урожай. Так, очень важными считались дни зимнего (21 декабря) и летнего (21 июня) солнцестояния, а также весеннего равноденствия (20 марта). Праздник Коляды связан именно с зимним солнцестоянием.

У наших предков, которые жили на территории современной Украины (Галиция, Закарпатье), существовала легенда, посвященная этому дню. Считалось, что Коротун (змей — сказочный персонаж в украинском фольклоре) пожирает Солнце. Но добрая богиня Коляда спасает человечество, произведя на свет новое солнце под именем Божич. Люди хотят защитить новорожденного от злого Корутуна, и для этого они переодеваются в страшные костюмы, громко кричат и поют песни. А после ходят по дворам, извещая о рождении нового Солнца. Эти песни и были названы колядками.

С принятием христианства церковь начала жестко бороться с языческими обычаями, в частности и с праздником Коляды. Колядование церковь называла «сатанинскими, дьявольскими играми» и всячески пыталась его запретить. Однако сделать это так и не удалось. Тогда была предложена альтернатива: церковные служители и просто верующие люди ходили по домам и прославляли Иисуса Христа. Так появились церковные колядки.

Однако многим это было непонятно, поэтому церковных колядовщиков часто не принимали в дом, либо не одаривали как следует. Например, в Словакии прилежные хозяйки сразу после ухода ксёндза, который приходил с «церковной колядой», спешили вытереть написанный церковным служителем крест на двери.

Считалось, что если этого не сделать, то куры поздно начнут нестись весной. А в Полесье колядовщиков-христославов вовсе не пускали в дом, потому что в таком случае урожай проса может быть очень бедным. А вот колядовщиков, которые ходили «по древнему обычаю» всегда принимали очень радушно и щедро одаривали гостинцами.

Была перенесена и дата исполнения «новых» колядок. Если «по старому обычаю» колядовали в день зимнего солнцестояния, то церковные колядки пели вечером перед Рождеством (у католиков — 24-го декабря, у православных — 6-го января).

О чем «поют» колядки

Колядка — это песня, которая исполняется во время ритуальных обходов домов, за что исполнители обычно получают вознаграждение.

Аграрные

Аграрные колядки прославляли солнце, звезды, природу, желали хозяевам счастливого нового года и богатого урожая, здоровья всем членам семьи, а молодым девушкам — обеспеченных женихов. Наиболее древними считаются те колядки, которые прославляли воинскую славу, победу в подвигах и т.д.

Разнообразие текстов колядок просто поражало. Обычно одна группа разучивала около 80 песен. Мелодия и рифма были очень просты, благодаря чему к группе мог присоединиться каждый желающий человек, который готов был освоить такой объем информации.

Вот несколько примеров аграрных колядок:

На новое вам лето,На красное вам лето!Куда конь хвостом —Туда жито кустом.Куда коза рогом —Туда сено стогом.Сколько осиночек,Столько вам свиночек;Сколько елок,Столько и коровок;Сколько свечек,Столько и овечек.Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,Большого здоровья,С Новым годом,Со всем родом!

А дай Бог тому,Кто в этом дому!Ему рожь густа.Рожь ужиниста!Ему с колосу осьмина,Из зерна ему коврига,Из полузерна — пирог.Наделил бы вас господаИ житьем, и бытьем,И богатством…

Иногда в песнях выпрашивали гостинцы и даже «угрожали», если хозяева поскупятся:

Коляда, коляда!Подавай пирога,Блин да лепёшкуВ заднее окошко.

Коляда, Моляда,Уродилась Коляда!Кто подаст пирога —Тому двор живота.Еще мелкой скотинкиЧисла бы вам не знать!А кто не даст ни копейки —Завалим лазейки.Кто не даст лепешки —Завалим окошки,Кто не даст пирога —Сведем корову за рога,Кто не даст хлеба —Уведем деда,Кто не даст ветчины —Тем расколем чугуны!

Церковные

В церковных колядках извещали о рождении Иисуса Христа и прославляли его. В текстах песен также часто упоминается имя Девы Марии, образы волхвов, ангела и пастуха. Это обычай имеет нечто общее с вертепом, о котором мы рассказывали в статье «Рождественский вертеп: история и интересные традиции».

Как правило, колядовщики-христославы носили с собой восьмиконечную звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, которая и привела волхвов к маленькому Спасителю. Вот несколько примеров рождественских колядок:

Рождество Христово, Ангел прилетел,Он летел по небу, людям песню пел:«Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,Днесь Христово Рождество!»

Пастыри в пещеру первые пришлиИ младенца Бога с Матерью нашли,Стояли, молились, Христу поклонились —Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,Все мы, люди, грешны — Ты Один Святой.Прости прегрешенья, дай нам оставленье —Днесь Христово Рождество!

Небо и земля, небо и земляНыне торжествуют.Ангелы, люди, Ангелы, людиВесело ликуют.

Христос родился, Бог воплотился,Ангелы поют, славу воздают.Пастухи играют, Пастыря встречают,Чудо, чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,Радость наступила!Чистая Дева, чистая Дева,Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,Ангелы поют, славу воздают.Пастухи играют, Пастыря встречают,Чудо, чудо возвещают.

Со временем церковные и аграрные колядки тесно переплелись между собой, и в текстах уже можно было услышать как хвалу новорожденному Иисусу, так и пожелания здоровья и благополучия хозяевам.

Как проходил колядный обряд

Колядные обряды начинались после заката солнца в день зимнего солнцестояния и продолжались до рассвета. Считалось, что именно в это время на улицу выходит нечистая сила, которую необходимо отпугнуть. Плохим знаком было, если утреннее солнце застанет колядовщиков в пути.

Кроме того, были колядные обряды, которые начинались ранним утром. В них принимали участие дети и взрослые, которые не одевались в костюмы нечистой силы. Также имело значение то, как колядовщики обходили село. Так, было принято начинать обход с востока и идти на запад.

В горных селах колядный обряд начинался с домов, которые были расположены в низине, и заканчивался у дворов на самой верхушке горы. Таким способом колядовщики подражали весеннему пробуждению природы.

Участники

Обычно в колядном обряде участвовали женские, мужские группы, а также дети. Самыми распространенными были мужские колядные группы, которые по большей части состояли из молодых неженатых парней. У каждого из колядовщиков была своя роль:

  • Атаман — опытный (обычно пожилой) колядовщик, который очень хорошо знал обычаи колядования и множество текстов колядок. Атрибутом атамана являлся посох — высокая палка с насаженным на конце яблоком. Атаман шел впереди всей группы.
  • Певцы и благожелатели — большинство членов обрядовой группы; они, собственно говоря, и пели колядки, в которых желали здоровья и богатого урожая хозяевам.
  • Мехоноша — член группы, который отвечал за сбор полученных даров. В некоторых селах было принято иметь трех мехонош: первый собирал только хлеб и булочки, второй — мясные изделия, а третий — остальные дары.
  • Музыканты и плясуны — они присутствовали не во всех группах, но при их наличии колядки становились настоящим произведением искусства.

Стоит отметить, что в колядовщики брали не всех. Так, не принято было принимать в группу людей с физическими изъянами (хромых, одноглазых и т. д.), с психическими расстройствами, а также тех, в доме которых недавно кто-то умер.

Одежды

Существовали различия и в нарядах. Было два типа колядных групп: ряженые и неряженые.

Первые надевали вывернутые наизнанку шкуры животных, мастерили страшные маски. Такие костюмы имели символический смысл, так как подобным способом люди изображали духов своих предков, которые пришли защитить живых от нечистой силы.

Представители второй группы (немаскированные) одевались в праздничные одежды, украшенные специальными букетиками, которые назвались «колядными китками», а на голову поверх шапки надевали праздничные венки из веток хвойных деревьев и бумажных цветов.

Процедура обряда

Как уже говорилось, подготовка к колядованию начиналась заранее: за несколько месяцев участники разучивали колядки и готовили костюмы.

В день колядования все участники вечером собирались в одном доме, откуда и начинали обход всех жителей села. Подходя к дому, колядовщики окликали хозяина и спрашивали его разрешения начать колядный обряд; иногда это происходило в песенной форме. После этого было два варианта развития. В первом колядовщики исполняли одну колядку, получали угощение, благодарили хозяев и шли к следующему дому. Во втором варианте их приглашали в дом, где они пели колядки для каждого члена семьи; иногда садили за стол или все вместе устраивали веселье (песни, танцы). В конце колядовщиков одаривали, и те шли дальше. Обойдя все дома, участники колядного обряда собирались и делили дары или все вместе трапезничали.

В качестве подарков выступали съестные продукты (колбасы, сало, мясо), реже — монеты и мотки пряжи. Основным и обязательным элементом одаривания был хлеб — его специально готовили к празднику Коляды. Посредством даров хозяева благодарили колядовщиков за проведение ритуального обряда и за «пророческие» пожелания здоровья, счастья и богатого урожая.

Если же хозяева ничего не предлагали колядовщикам, то последние были вправе в шуточной форме проклясть их и пожелать плохого урожая. Поэтому такой вариант являлся редкостью, так как люди в те времена верили в силы природы и действие различных заговоров и ритуалов.

Колядование в наши дни

К сожалению, на сегодняшний день традиция колядования стала большой редкостью, особенно в России. Это связано с сильным влиянием церкви, которая ожесточенно боролась с языческими обычаями. Однако в Беларуси и западных областях Украины колядный обряд сохранился, и многие люди продолжают эту древнюю традицию.

Сейчас принято колядовать вечером перед Рождеством (24-го декабря или 6-го января), так как языческий праздник Коляды в его первичном виде церкви, все же, удалось вытеснить.

Выбрать интересный подарок на Рождество.

ideipodarkov.net

Что такое рождественские колядки?

Что такое рождественские колядки? Что такое рождественские колядки? Что такое рождественские колядки?

Колядки это святочные песни. Их поют верующие на рождество, прославляя Христа и желая хозяевам счастья, добра, здоровья, богатого урожая. За это их благодарят обрядовыми угощениями (конфеты, пироги, мелкие деньги) .

Вообще толкование слова «колядка» имеет несколько вариантов. Одно из них исходит ещё от древних римлян от слова «календа» - название первого дня месяца, а колядка это пожелание хорошего урожая, прекрасного здоровья, финансового достатка. Ещё одно значение слова "коляда" - это имя всесильной богини Коляды.

День зимнего солнцестояния 25 декабря в старые времена назывался праздником Коляды, по легенде в этот день змей Коротун поедал солнце, но богиня Коляда рожала новое. Язычники прогоняли Коротуна, чтобы защитить маленькое солнце, а потом извещали людей об этом, проходя по дворам с изображением солнца. При появлении звезды на небе, колядовщики обходили дворы, вызывали хозяина и его семью и пели величальные песни о солнце, о луне, которые потом стали называть колядками.

В некоторых случаях это слово значило подаяния, подарки, жертвуемые духовенству на пропитание. При праздновании Нового года у славянских племен, это слово тоже имело свое значение. У словаков "коледовать" означало благославлять, у сербов, чехов и болгар – «ходите по коледе" - поздравление, для задунайских славян подарок к Новому году назывался «колядою», а у поляков взаимное поздравление и обмен подарками к Новому году называлось «календа».

Известно также, что древние славяне поклонялись Коляде - богу мира, который делал всё для обеспечения мирной жизни народов.

С появлением христианства колядки немного видоизменились. Цель колядок – прославлять рождество Христово, поздравлять людей с праздником, желать им добра, счастья и благополучия.

Период между церковными праздниками рождеством и крещением называется святками. На Руси в святки всегда гадали. Кто-то относился к гаданиям как к игре, а кто-то воспринимал серьезно, полагая, что шутить при этом нельзя.

Как же проходят рождественские колядки? На Руси, как правило, колядовать собирались небольшими группами, переодевшись в различные костюмы, начиная от вывернутого тулупа и заканчивая какой-либо нечистью или животным.

Компании были разные из детей и взрослой молодежи, озорные, веселые они шли по дворам, вызывали хозяина, просили разрешения поколядовать, получив разрешение, пели колядки. Обряд сопровождался играми, танцами, музыкой.

Колядки прославляли праздник рождества Христова, поздравляли с этим праздником хозяев и желали всей семье здоровья, счастья, достатка, богатого урожая. Иногда они ходили с самодельной звездой на шесте, она как символ Вифлеемской звезды, приведшей волхвов к родившемуся Христу. Колядовщики рассчитывали за песни получить награду, а слушающие их имели возможность быть щедрыми и благодарными.

Колядки сами по себе и раньше и сейчас очень простые и легко запоминаются, но при этом интересные, веселые, они дарят радость исполнителям и слушателям. Для верующего человека это крик души, через который он выражает свою радость о рождении Христа и веру в Христа. Колядующие создают атмосферу праздника и веселья.

При колядовании важен запас задора и юмора, в наше время можно веселой компанией в разных костюмах отправиться куда-нибудь на площадь с елкой или каток и это произведет фурор. Сейчас праздничные рождественские представления организуются в некоторых общественных местах (например: торговых центрах) с участием артистов.

Популярны праздники коляды в детских садах и школах, они позволяют знакомить детей со славянскими традициями в занятной и веселой форме.

Важно не забывать обычаи и традиции своего народа, а они у каждого народа особенные и неповторимые. Любой народ имеет право на свои праздники, песни, сказки, танцы, любимые блюда.

Из истории празднования коляды. Святки на Руси начинались с 25 декабря по старому стилю. Весело было всем. Дети с утра начинали славить (колядовать) . Они переходили из дома в дом с вертепом и звездой. Вертеп – это ящик в два этажа, наверху которого показывалась смерть Ирода, а внизу Иродиадины пляски. Внутри него горели свечи и показывалось представление из испеченных фигурок. Звезда была из бумаги, раскрашенная краской и со свечой. Рождественские калядки поощрялись деньгами, пирогами.

Взрослые начинали славить(колядовать) в полдень. Принимали участие все сословия. Вот так описывают, как славили цари: сначала с барабанным боем появлялись два барабанщика, потом на санях прибывал царь со всей своей свитой. Входили в дом, пели, поздравляли хозяина. Хозяин с поклоном преподносил царю деньги в подарок и угощал всех остальных. Правила были строгие. Кто славил, тех записывали, кто не участвовал, наказывали плетьми.

Есть исторические данные, что Иван Грозный с опричниками наряжался, как скоморох, а за отказ надеть личину казнил князя Репнина. ПетрI также любил принимать участие в святочных игрищах. В те времена и в царских теремах бывали святочные игры, царевны святочничали вместе с боярынями.

Не принять христославов было нельзя, это было грешно для домочадцев и принималось как оскорбление для христославов.

На Рождественские праздники было принято совершать благочестивые дела. Цари уменьшали подати, прощали и выпускали преступников, освобождали народ от недоимок. Пастыри в эти дни призывали совершать богоугодные дела.

Святки, этот период времени, который имеет еще дохристианское происхождение. Он посвящался возрождению солнца и представляет собой смесь обрядов язычников с обрядами православия.

www.pozdr.ru