Кем на самом деле был князь Олег? Кем был олег рюрику


Кем на самом деле был князь Олег?

Начальный период истории Древнерусского государства полон загадок.

Сведения летописи «Повесть временных лет» были крайне скудны и отрывисты. Согласно норманнской теории основания Древнерусского государства, основанной на летописной версии, первым русским князем, правившим в Новгороде, и основателем династии Рюриковичей был полулегендарный Рюрик, княживший, предположительно, с 862-го по 879 годы. Его преемником стал князь Олег – личность историческая, не менее загадочная и легендарная. Сведения о нем содержатся не только в русских летописях, но и в сочинениях византийских историков, так как именно при Олеге начались дипломатические и торговые контакты Руси и Византии, зафиксированные в источниках. Так что же достоверно известно об этом правителе, его жизни и деятельности? Какую роль он сыграл в истории Древней Руси?

 

Шурин Рюрика

Согласно «Повести временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, которая была написана в XI в., Олег был родичем Рюрика. Точная степень его родства с Рюриком до сих пор не установлена. По версии русского историка В. Н. Татищева Олег был шурином (братом жены) Рюрика. Сведения о деятельности прославленного князя содержатся в преданиях скандинавского эпоса, в частности, в саге об Одде Орваре (Стреле), что указывает на известность киевского правителя в Скандинавии.

После смерти Рюрика в 879 г. новгородским князем стал Олег, который стал править как регент при малолетнем сыне Рюрика Игоре. При этом Игорь, если верить летописи, ни разу не пытался оспорить права Олега на власть и во всем его слушался. Вероятно, это было связано с тем, что традиция наследования княжеской власти на Руси еще прочно не установилась (это произошло только во времена Ярослава Мудрого, когда был принят родовой - «лествичный» - порядок престолонаследия) и власть после смерти князя мог принять его родственник, самый авторитетный среди княжеской дружины, или просто наиболее близкий человек.

Легендарный поход

В 882 г. Олег, собрав под свои знамена варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, отправился в поход по Днепру, взял города Смоленск и Любеч. Далее Олег с войском спустился на ладьях вниз по Днепру и подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир, которые согласно летописи были «мужами Рюрика» и отпросились у него в самостоятельный поход, победили хазар, которым жители Киева платили дань, и стали править в будущей столице Древнерусского государства. Подойдя к Киеву, Олег решил хитростью выманить Аскольда и Дира из города. Он отправил к ним гонцов, сказав, что он и его люди - купцы, идущие «из варяг в греки» от Олега и Игоря. Аскольд и Дир, поддавшись на хитрость, вышли из города. Тогда Олег сказал им: «Вы не князья и не княжеского рода, но я князь и со мной сын Рюрика» и показал малолетнего княжича Игоря. После этого Аскольд и Дир были убиты, Олег занял Киев и провозгласил его новой столицей Руси, сказав при этом: «Да будет это мать городов русских». Вероятно, эта легендарная фраза была сказана на скандинавском диалекте, где слово «город» было женского, а не мужского рода.

В дальнейшем Олег покорил древлян (883 г.), северян (884 г.) и радимичей (885 г.), в результате чего они перестали быть зависимы от хазар, и обложил своей данью. В 898 г. (вероятно, несколькими годами раньше) летопись упоминает появление венгров под стенами Киева.

Однако прославил Олега его легендарный поход на Царьград (Константинополь). В 907 г. с большим войском и флотом (по версии «Повести временных лет») киевский князь выступил в поход на столицу Византии. Византийский император Лев VI Мудрый приказал затворить ворота Константинополя и перегородить цепями главную городскую гавань Золотого Рога. Однако Олег пошел на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу».

Испуганные византийцы пошли на мирные переговоры и заключили мирный договор, согласно которому империя обязалась платить Руси ежегодную дань. Главным итогом похода стал беспошлинный торговый договор Руси и Византии.

Легенды и домыслы

Однако многие историки считают этот поход лишь легендой и высказывают сомнения насчет торгового договора 907 г., текст которого в летописи почти полностью скомпилирован из договоров 911-го и 944 гг. Также у историков вызывают сомнения эпизоды с «кораблями на колесах» и особенно «прибивание щита на врата Цареграда», упомянутое в «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

В 911 г. Олег отправил в Константинополь посольство, которое заключило новый торговый договор с Византией и подтвердило «многолетний мир» с империей. В новом договоре исчезло упоминание о беспошлинной торговле, а Олег был назван «великим князем русским».

Осенью 912 г. по сведениям «Повести временных лет» Олег погиб от укуса змеи, наступив случайно на череп своего некогда павшего коня. Обстоятельства смерти Олега, прозванного «Вещим» (т. е. мудрым), противоречивы. По преданию волхвы предсказали князю смерть от любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании несколько лет спустя, когда конь уже умер. Правитель решил показать, что волхвы обманули его, и захотел посмотреть на останки коня, стал ногой на череп и спросил: «Его ли мне бояться?» Из черепа выползла ядовитая змея, которая смертельно укусила князя.

Легенда о смерти правителя или военного предводителя от укуса змеи не нова и находит параллели в исландской саге об Орваре Одде, который также был укушен змеей на могиле любимого коня.

Несмотря ни на что, князь Олег вошел в отечественную историю как сильный правитель и подлинный основатель Древнерусского государства, заложивший основу его дальнейшего исторического развития.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Вещий Олег биография | Путешествия во времени

Вещий Олег

Олег — самая загадочная и трудно объяснимая фигура начальной русской истории. Впервые Олег появляется на страницах «Повести временных лет» в 879 (6387) году в связи с известием о смерти Рюрика. Последний завещал ему дело своей жизни, то есть землю Русскую и воспитание своего сына, малолетнего Игоря. Понимая, что все это не может быть случайностью, один из древнейших редакторов «Повести…» счел нужным объяснить, что Олег приходился Рюрику «некоторым родственником». Позднее осторожно высказанная мысль превратилась в прямо противоположное утверждение, что Олег — брат жены Рюрика, о которой нам вообще ничего не известно.

Так Олег стал «уем» Игоря, дядей по матери, что на Руси, в отличие от севера Европы, делало этих родственников преимущественными опекунами малолетних княжичей, оставшихся без родителя. Они как бы представляли интересы материнского клана, отстаивая права наследника от посягательств «стрыев», — братьев отца, претендовавших на родовое наследование. Если внимательно присмотреться, большинство конфликтов раннего средневековья в семьях европейских и восточных властителей вызваны именно такими столкновениями династических интересов. Но это уже особая тема.

Историю Олега можно назвать историей становления и утверждения древнерусского государства с центром в Киеве. «Повесть…» рисует уход Олега с малолетним Игорем на руках из Новгорода через три года после смерти Рюрика как закономерное, чуть ли не спланированное заранее военное предприятие по расширению новгородских (или княжеских?) владений. Летописец перечисляет шесть племен — варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, хотя этот «исход» скорее похож если не на бегство, то на изгнание. Впрочем, весь перечень народов, откуда Олег брал «вой многий» — всего лишь позднейшее домысливание событий в более благоприятном для Рюриковичей виде.

На самом деле, Новгород со всеми пригородами был брошен Олегом, потому что иначе зачем ему было забирать с собой малолетнего Игоря? В последнем читатель убеждается довольно скоро. Неизвестно, с кем начал войну Олег, однако первым его шагом был выход к Днепру у Смоленска, откуда они с Игорем и войском по реке спустились к Киеву.

На страницах «Повести…» Киев возникает и раньше. Впервые о «горах киевских» упоминает легенда об апостоле Андрее. Затем Киев как «градок на горе» появляется перед глазами двух варягов, Аскольда и Дира, ушедших от Рюрика из Новгорода на юг в поисках приключений. Можно понять, что их встреча с Киевом и вокняжение в нем были чистой случайностью. Истинную же цель составлял поход на Константинополь, датированный «Повестью…» 866 (6374) годом. В свое время А. А. Шахматов (и с ним бы наверняка согласился Андрей Юрьевич Скляров, известный сторонник альтернативной истории) показал, что для описания этого похода автор «Повести…» использовал не какие-либо русские письменные источники или народные предания, а заимствовал рассказ о набеге русов из текста продолжателя хроники Георгия Амартола, причем дата события, указанная по «14 индикту», могла приходиться как на 866, так и на 851 годы, и последнее оказывается более верным, так как соответствует данным Симеона Логофета.

Поход Аскольда и Дира, отмеченный в византийской историографии чудом с ризой Богородицы Влахернской, вынос которой из храма поднял бурю, разметавшую русские суда, закончился полным разгромом русов. Олег с Игорем появились под Киевом в 882 году, то есть через тридцать один год после злополучного похода, хотя вероятнее было бы предположить разрыв только в два-три года. По словам летописца, Олег захватил Киев хитростью: спрятав воинов под скамьями ладей и выйдя на берег с Игорем на руках и с «малой дружиной». Возможно, иначе Аскольд и Дир не вышли бы на переговоры. Самозванные князья были убиты, после чего Олег сел на княжение в Киеве, объявив его «матерью городов русских».

Меньше всего сомнений вызывает примененная Олегом воинская хитрость, распространённая в то время настолько, что ее можно принять за литературный «штамп». Недоумение вызывает другое. Никакая хитрость не могла помочь Олегу спрятать от глаз киевлян свое многочисленное войско — если оно у него было! — так что приходится думать, что ладей у него было не больше, чем в обычном торговом караване, почему он и сообщил с посланным в город вестником, что он — «гость», то есть купец, идущий «в греки» от Олега и Игоря. Выход князей на берег к торговцам тоже отвечал практике той эпохи.

Вещий Олег

Торговля шла прямо на судне или возле сходен на берегу, если у приехавших не было своих складских помещений в городе. Вопрос в другом — насколько объясним роковой исход встречи и чем он был предопределен? Можно заключить, что Аскольд и Дир ушли от Рюрика (если только они вообще были с ним связаны) не мирно, и у Олега с ними были свои счеты, которые он решил, прикрываясь именем Игоря. Но причем здесь заявление, которым он обезоружил и киевлян, и самозванных князей: «Вы не княжеского рода, княжеского рода я, а это сын Рюрика»? Какое отношение имел Рюрик к Киеву и киевлянам? Не значит ли это, что, по мысли автора «Сказания…», Аскольд и Дир правили от имени Рюрика, а позднее — Олега и Игоря?

Во всяком случае, разбор этого эпизода по Лаврентьевскому списку летописи полностью подрывает доверие к версии новгородского летописания, согласно которой Игорь был уже совершеннолетним князем, Олег — воеводой при нем, а они оба завоевывали Днепр и Киев с помощью армии союзных племен. На самом же деле здесь отражена не совсем понятная теперь для нас авантюра, блистательно завершенная Олегом, завоевавшим себе княжение (пусть даже временное), на которое он имел какие-то неизвестные нам права. Ибо, что еще могло подвигнуть киевлян спокойно отнестись к убийству предшественников Олега и доверить себя очередному авантюристу-варягу?

Сведения, которые сообщает нам о дальнейшей государственной деятельности Олега «Повесть…», кратки, но любопытны. Олег основывает города, не названные по имени, устанавливает размеры дани подчиненным и покоренным народам, и здесь мы впервые сталкиваемся с соседями Руси. Первыми противниками Олега стали древляне, которых он «примучил», затем северяне, у которых, как и у радимичей, он перехватил дань, платимую ими хазарам. С уличами и тиверцами у него продолжалась война.

Продолжение следует.

Автор: Андрей Никитин.

travel-in-time.org

в каком веке правил Киевский князь Олег, наследовавший Рюрику

Согласно свидетельству Нестора в 862 году власть на Руси перешла в руки варяжского (а возможно нормандского) князя Рюрика, и произошло это в Новгороде. Рюрик имел сына Игоря, ему и должна была перейти княжеская власть после смерти Рюрика. Но власть досталась Олегу. "Повесть временных лет" впервые упоминает об Олеге под 879 годом, но дату эту следует считать условной, как и почти все даты до ХІ века, когда началось летописание на Руси. "Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу, своему родственнику, отдал ему на руки сына Игоря, потому что был тот еще очень мал" - вот как сообщает Нестор о начале княжения Олега. Нестор не сообщает степень родства Олега и Рюрика, а вот первая русская летопись (Древнейшая) отмечает, что Олег не принадлежал к семье варяжского князя, а был лишь воеводой, приставленным Рюриком в роли опекуна к малолетнему сыну. Якимовская летопись объявила Олега "нормандским князем" и шурином Рюрика, по Раскольнической летописи Олег является дядей Игоря со стороны матери, а еще одна памятка считает Олега племянником Рюрика. Как было в действительности - неизвестно. Был Олег правителем-регентом, Игорь рос, но князем он стал только после смерти Олега (а прокняжил последний 30-40 лет) . Большинство историков придерживаются мысли, что Олег не был родственником Рюрика, а захватил власть в Киеве, опираясь на отданную ему воинскую дружину, воспользовавшись, как прикрытием, именем законного претендента на престол княжича Игоря. Имея реальную силу, Олег не считался с законностью прав Игоря. Он долго и счастливо правил в Киеве, что подтверждается и летописями, и восточными источниками. Итак, в 879 году Олег стал новгородским князем, а в 882 году (по летописи Нрестора) он отправился походом на Киев. С ним пошли многие воины из славянских и неславянских племен древнерусского Севера: варяги, чудь, словены, меря, весь, кривичи. По пути на юг Олег захватил Смоленск и Любеч и поставил в городах своих наместников. Нестор указывает, что в Киеве тогда правили князья Аскольд и Дир. Олег хитростью выманил обоих из города и убил. Произошло это на склонах Венгерской горы (на ней сейчас расположен парк "Аскольдова могила"). По Нестору, Олег спрятал воинов в ладьях, а сам подошел к Киевским горам, неся княжича Игоря на руках. "Мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родственникам своим... " Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины вскочили и убили их. И стал Олег князем Киевским, и молвил: "Пусть будет Киев матерью городам русским". Насколько эта история правдива - неизвестно, но точно известно, что Аскольд и Дир не княжили вместе - Дир был князем после Аскольда. Историки и литературоведы отмечают выразительный фольклорный характер этого летописного сказания. Но как бы то ни было, а вокняжение новгородского князя Олега в Киеве является фактом. Это примечательное событие символизировало объединение Северной Руси с Южной и начало создания восточнославянского государства.

Олег правил в 9 веке

Олег Вещий Российский князь Князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Википедия РодилсяШвеция Умер912 г. ДетиОлег Моравский

touch.otvet.mail.ru

кем был вещий олег князю игорю ? просвятите пожайлуста....

они не родственники Олег был военоначальником при Рюрике. Рюрик умер, княжение должно было перейти к Игорю, но Игорь был еще очень мал (5 лет от роду кажется) , поэтому руководить стал Олег. Олегу понраилось, народу тоже, и Игорь смог вступить в законные права только после смерти Олега

Предположительно дядей.

<a href="/" rel="nofollow" title="109299:##:history/genealogy.htm">[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

он был ему дядя он воспитывал его учил стрелять из лука учил ездить его верхом даже приказал лучшим кузнецам сделать ему маленький меч и Олег даже повторял ему что он княжеского рода и даже научил не боятся комаров так и прошло детство Игоря . Когда Рюрик был жив он даже тогда не возражал что Олег возится с Игорем

touch.otvet.mail.ru

А был ли Рюрик? - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

С нашей точки зрения это, конечно, издевательство, а не хроника: именно в ней содержится самое первое упоминание народа «русь» и в ней же есть некто Рёрик, который, считай, Рюрик — и при этом в тексте они не имеют друг к другу никакого отношения! Собственно, они и упоминаются с разницей в 11 лет — «русь» в записи за 839 год, а Рёрик впервые в 850 году. Зато (как причудливо тасуется колода) он происходил из династии датских конунгов, правившей в Хедебю. Ну не швед — так хоть датчанин, что тоже неплохо.

Хедебю, реконструкция

Естественно, идея объявить этого Рёрика «тем самым» Рюриком должна была появиться неизбежно. Возникла она ещё в XIX в., и пионерами здесь снова стали историки-немцы. Впервые эта версия была высказана пастором Г. Холлманом (Hermann Friedrich Hollmann) в сочинении «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», изданном в 1816 г. Через двадцать лет она была подхвачена профессором Дерптского университета Фридрихом Крузе, а в советское время обрела вторую жизнь.

Понятно, что Рёрик Датский (он же Ютландский, он же Фрисландский) полюбился учёным не только за своё имя. Он вообще был товарищ довольно интересный, и по многим параметрам в рюрики вполне подходил.

С одной стороны, его история вполне характерна для тех лет, и даже где-то типична. Ну, разве что не все норманнские разбойники происходили из конунгских династий. По имеющимся сведениям, Рёрик родился в семье ютландского конунга Харальда Клака и вместе с ним был изгнан из страны после очередной кровавой драки за престол. Какое-то время они жили грабежом фризского побережья, после чего поступили на службу к Лотарю, франкскому императору, постоянно воевавшему то с отцом, то с братьями. Норманны есть норманны — после первых побед Харальд и Рёрик были вознаграждены земельными владениями на фризских территориях. Самым крупным поселением в новых землях был город Дорестад — и Дорестадским нашего Рёрика тоже называют.

Рюрик на памятнике «Тысячелетие России». Великий Новгород. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман

А потом происходит неожиданная вещь. Хроники сообщают о том, что Рёрик был вынужден покинуть свои земли, и после этого в текстах наступает тишина. Примерно через десятилетие летописи фиксируют его возвращение и союз с Карлом Лысым, другим императором франков. И вот эта лакуна в хрониках, когда никто не знает (и никому особо не интересно), чем занимался наш датчанин и что с ним было, довольно точно и красиво совпадает со временем вокняжения Рюрика, указанным автором «Повести временных лет». И соблазн заявить, что легендарный варяг найден, конечно, практически непреодолим. Но…

Всё-таки несовпадающие детали есть, и их довольно много. Бросается в глаза, что Рюрик из «Повести временных лет» никуда не исчезал и с Карлом Лысым не водился, а честно умер, откняжив своё. Кроме того, датчане в «Повести…» упоминаются. Помните: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы». Сейчас это смотрится немного странно, но англы — это, в общем-то, на тот момент и есть датчане. И про Рюрика сказано, что он не из них. Про народ «русь» во Фрисландии тоже как-то нигде не упоминается.

«Прибытие Рюрика в Ладогу», В. М. Васнецов

Наконец, существуют упоминания, что Рёрик Датский крестился ещё в 826 г., но в Старой Ладоге, сколько её ни раскапывали археологи, нет никаких следов христианства в предположительные времена княжения Рюрика. Впрочем, это как раз довольно сомнительный аргумент: норманны, как мы помним, крестились массово, охотно и часто не по одному разу – просто бизнес, ничего личного. На новом месте они вполне могли и не вспоминать ни про какое христианство.

В общем, к настоящему времени исследователи так и не пришли к единому мнению о Рёрике Датском. Кто-то на все сто уверен, что это и есть Рюрик из российских государственных легенд, а кто-то убеждён, что версия притянута за уши, и её следует отмести с негодованием. Существовало ещё несколько попыток идентифицировать Рюрика с историческими персонажами — например, с датчанином же Хрёреком — Метателем Колец, но эти версии расползаются по швам даже от пристального взгляда.

Город Рерик, наши дни

Если посмотреть не в тексты средневековых летописей, а на географическую карту, то можно обнаружить ещё один интересный вариант. На территории современной Германии, в земле Мекленбург-Передняя Померания, есть город Рерик, бывшая рыбацкая деревня Альт-Гаарц. Своё современное название эта деревня получила неслучайно: где-то в этих краях располагалась древняя столица славян-ободритов, которая как раз и называлась Рерик.

Ещё Ломоносов утверждал, что Рюрик происходит из полабских (живущих на реке Лабе, сиречь Эльбе) славян, то есть именно отсюда. Именно вокруг ободритской ономастики строятся предположения о том, что имя Рюрик означает «сокол» и является скорее родовым прозвищем, чем именем собственным. Впрочем, жители-славяне называли свою столицу не Рериком, а, по некоторым сведениям, Велиградом, что самую малость портит сложившуюся было идиллическую картину.

Синеус и Трувор

В общем, с Рюриком понятно, что ничего не понятно, и потому пока можно с чистой совестью вернуться к «Повести…».

«И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».

Если Рюрик звучит ещё туда-сюда и навевает ассоциации хотя бы то с датскими конунгами, то с ободритской столицей, Синеус и Трувор вызывают у читателей «Повести временных лет» (да порой и у исследователей) стойкое недоумение. Какие-то люди со странными именами, скоропостижно скончавшиеся и не оставившие после себя ни наследников, ни вообще хоть чего-нибудь. И, конечно же, на их счёт тоже есть самые разные соображения.

Скандинавская фибула 9–11 вв., найденная в Ладожском озере

Наиболее радикальная (но и наиболее распространённая) точка зрения гласит, что никаких братьев у Рюрика не было. Ну, по крайней мере, именно этих. Но объясняют это по-разному. Например, общей индоевропейской традицией, требующей, чтобы в подобных историях обязательно было трое братьев, а если их нет, толь фольклор сам добавит. Или же (как настаивал Б. А. Рыбаков) летописцы просто неправильно поняли слова sine hus (свой дом) и thru varing (верные воины). Такой выверт вполне возможен, правда, только при наличии изначального текста, который переводили славянские летописцы, на каком-нибудь древнесеверном языке. Но ничего подобного до нас не дошло, хотя, конечно, это не значит, что его не было.

Сейчас принято считать, что Синеус и Трувор – всё-таки личные имена, восходящие к скандинавским Signjótr и Þórvar[ð]r. Но даже от этого легенда не становится более убедительной. Синеус не мог княжить в Белоозере, потому что этот город был основан только в X в. (по крайней мере, археологических подтверждений его более раннего существования пока не найдено), а Новгород (также по археологическим данным) – и того позже, то есть Рюрику, по-хорошему, править было тоже негде. Ну, хотя бы Изборск в это время уже существовал.

К слову, Рюрик не мог и «срубить Ладогу», которая к тому времени уже существовала как минимум сто лет и, очевидно, уже являлась столицей.

Аскольд, Дир и Олег

Но, кроме загадочных Синеуса с Трувором, легенда говорит ещё о двух сподвижниках Рюрика. Аскольд и Дир. И их имена, для разнообразия, особых сомнений не вызывают.

«Повесть…» говорит, что эти двое не были родственниками ни Рюрику, ни друг другу, а были, скорее, знатными дружинниками. Они не стали засиживаться на северах, а отправились было в поход на Царьград (Константинополь), но по дороге им попался Киев. Ну и какой же уважающий себя варяг прошёл бы мимо на их месте?

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград, Радзивилловская летопись

Позже, конечно, они добрались и до Константинополя, но там им не повезло. Войско было разбито, то ли в морском сражении, то ли просто неудачно попав в шторм. Шторм, как и следовало ожидать в подобном случае, был объявлен чудом Богородицы, и вскоре после разгрома Аскольд и Дир крестились в Киеве. Для самого Киева, традиционно, это крещение религиозных последствий не имело.

Впрочем, кто знает, как повернулось бы дело, если бы не преемник скончавшегося к тому времени Рюрика Олег. Олег как раз был очень занят расширением бывших Рюриковых, а теперь своих владений, и мимо такой добычи, как Киев, тоже пройти не смог. В «Повести…» довольно интересно описано, как он обосновал своё нападение на Аскольда с Диром. Дескать, они происходили не из княжеского рода и не имеют права на власть, а вот Олег и его подопечный Игорь (малолетний сын Рюрика) — как раз имеют.

Археологические находки культовых серебряных предметов скандинавского происхождения на Рюриковом городище под Новгородом

С одной стороны, такое заявление выглядит немного странно: у норманнов права принадлежали тому, кто смог их взять, и помешать этому могло только совсем уж крестьянское происхождение. С другой стороны, в словах Олега содержится косвенная информация о том, что Рюрик был не просто знатным воеводой, а таки принадлежал к какому-то конунгскому роду. Ну, это если доверять тексту «Повести…», конечно, а этого точно не стоит делать без оглядки.

Убив Аскольда с Диром, Олег стал ещё и киевским князем, и, как известно, на этом не успокоился.

Смерть Аскольда. Неизвестный художник конца XIX в.

Собственно, речь теперь идёт о том самом Вещем Олеге. Относительно его личности тоже существуют очень интересные соображения. Вероятно, он был родственником и близким сподвижником Рюрика, возможно, соотечественником. Олега некоторые исследователи ассоциируют с Оддом Орваром (Стрелой), героем сразу нескольких норвежско-исландских саг. Эта ассоциация, конечно, просто напрашивается — в «Саге об Одде Стреле» описывается хорошо знакомый нам из «Песни о Вещем Олеге» (а кому и из «Повести временных лет») сюжет с прорицанием и смертью от укуса змеи, выползшей из конского черепа.

Одд Орвар был норвежцем из Халогаланда (область на западном побережье Норвегии). Именно с этой областью связывают имя собственное Хельги, русифицированной формой которого считается Олег. Иоакимовская летопись считает, что Олег был связан с Рюриком родственными узами через жену последнего — собственную сестру. Так это или нет — проверить невозможно, о супруге Рюрика мы не знаем, в общем-то, ничего. Летопись называет её имя — Ефанда (возможно, Альфвинд) и говорит, что та была норвежской княжной. Это ещё одна ниточка от Вещего Олега к Одду Стреле, хотя в «Саге об Одде» у последнего нет никакой сестры, да и роду он хотя и хорошего, но всё-таки не конунгова.

Раскопки в Старой Ладоге. Культурный слой X в., фрагмент скандинавского большого дома

Вероятнее всего, мы так никогда и не узнаем точно, кем были все эти люди, и что является правдой из того, что о них рассказывают. После Олега князем стал сын Рюрика Игорь, и это, в некотором роде, уже совсем другая история, гораздо лучше задокументированная. Поэтому в ней уже можно в целом разобраться, кто кому кем приходится. В общем, совсем-совсем другая.  

http://warspot.ru/6155-a-byl-li-ryurik

hist-etnol.livejournal.com

Кириллица | Кем была жена Рюрика

Летописи повествуют, что князь Рюрик почти всю жизнь провел в походах, а спокойную жизнь стал вести только на склоне лет в Новгороде. У него было несколько жен, но самой любимой была Ефанда (по другой версии ее имя звучало как Едвинда), которая родила князю наследника.

«Имел Рюрик некoликo жен, нo пaче всех любляше Ефaнду, дoчерь князя Урмaнскoгo; и егдa тa рoди сынa Ингoря, дaде ей oбещaнный грaд с Ижoрoю в венo», – тaк гoвoрится oб этoм в тaинственной Иoaкимoвской летoписи, переписанной историком В.Н. Татищевым и известной лишь по его тетрадям.

В тексте сказано, что Рюрик по обычаю норманнских племен преподнес Ефанде специальный дар, который полагался княжеской жене при заключении брака. Впрочем, дар этот (в данном случае - богатая Ладога с прилегающими землями.) она получила не сразу, а лишь после того, как сама подарила князю наследника Ингоря (Игоря).

Мистическая фигура

Больше о Ефанде историки практически ничего не знают, что делает ее фигуру почти мифической. Дата смерти ее тоже остается загадкой, правда, считается, что скончалась она раньше мужа, возможно, вскоре после рождения Игоря. А, по некоторым данным, Рюрик умер, когда Игорю было всего два года (в 879 г.).

Есть еще один момент, который известен из Иоaкимовской летописи: у Ефaнды был брaт Олег, которому её муж нa смертном одре передaл правление и поручил воспитание Игоря. «Рюрик...бе велъми бoля и нaчaт изнемoгaти; видев же сынa Ингoря вельми юнa, предaде княжение и сынa свoегo шурину свoему Oлгу, Вaрягу сущу Князю Урмaнскoму».

В «Пoвести временных лет» Oлег именуется родственником Рюрика.

Умер Рюрик в пoходе, кaк и подобает воителю: вместе с Олегом они шли покорять «карел и лoпь».

Сестра Олега

То, что Олег был братом Ефанды, подтверждает ещё одна летопись — Раскольническая. Она называет Олега дядей Игоря со стороны матери. В пользу скандинавского происхождения Олега говорит и его имя, которое, скорее всего, произошло от скандинавского мужского имени Хельги (Helgi).

О родовитости Олега можно судить по его разговору с Аскольдом и Диром, княжившими в Киеве. «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни рoду кнѧ́жѧ, нo азъ єсмь рoду кнѧ́жѧ», что означало: «Вы не князья и не княжьего рoду, а я княжьего рoду» («Пoвесть временных лет»). Олег предъявил им настоящего наследника Рюрика – Игоря, и убил обоих, воцарившись на престoле Киева.

Дочь норвежского князя

Итак, известно, что Ефанда имела брата и была «дочерь князя Урманского», то есть дочерью норманнского, варяжского или даже норвежского князя. Но так ли это?

Сомневающиеся в норвежском происхождении Ефанды и Олега исследователи указывают, что став во главе русского войска, Олег пошел бы в родные края, предъявлять права на княжьи владения. Однако он сосредоточил свое внимание на землях Дуная, Днепра, Дона и Прикавказья, воевал с древлянами, северянами, родимичами и хазарами. Вступил в союз с уличами и с тиверцами. Другими словами, вел себя как человек, который находится дома.

Косвенно это подтверждает его внучатый племянник Святослав, который говорил своей матери Ольге: «Хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей...»

Урманские князья

Откуда же явились урманские князья? В Словаре Даля «урман» означает густой хвойный лес. Более того, до сих пор на реках Обь и Иртыш урманами зовутся заболоченные участки дремучей тайги. Топоним Урма встречается как на побережье Черного моря (нaзвaние хуторов в Крымcком и Cлaвянском рaйонaх Крacнодaрского крaя), тaк и нa противоположном конце Кaвкaзa — нa кaспийском побережье (здесь нaходитcя cело Урмa в Левaшинcком рaйоне Дaгеcтaнa). И это приводит к мысли, что Олег мог быть родом из тмутараканских земель, то есть с Приазовья.

Это предположение согласуется с теорией знаменитого этнографа Тур Хейредала, который утверждал, что варяги на самом деле ведут свой род от все тех же сарматских племен, проживающих в Причерноморье.

Хейердал считал, что название божественной страны Асгард в мифологии викингов происходит от названия Азов, а Один на самом деле не бог, а правитель далеких предков скандинавов, живущих в Приазовье.

С I по III век в Приазовье и на Черноморском берегу Кавказа жили различные племена, среди которых были аланы, роксаланы, скифы, языги и даже тавры. В IV веке их потеснили гунны, пришедшие из восточных степей. Возможно, именно в это время урманские народы мигрировали к северу. И случилось это не позднее 370 года н. э., так как после этого в Закавказье распространилось христианство, а варяги и норвежцы так и остались язычниками.

Кстати, Тур Хейердал, проводивший раскопки на Азове, нашел древние стоянки ушедших в Скандинавию племен.

Подтверждает эту теорию и сказания норманнов, согласно которым норманнские племена испокон веков ходили воевать не на восток, а на запад. А на восток, в Русь, они ездили торговать и заключать союзы, то есть варяги считали русских друзьями и родственниками.

Получается, что жена Рюрика Ефанда принадлежала к древнему княжескому роду скифских либо сарматских правителей, то есть была из народа близкородственного русским.

Норвежские антропологи до сих пор не могут сказать, от какого пошли норвежцы, однако происхождение их от племен, населявших Кавказ и побережье Азова, ученые Норвегии рьяно отрицают.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Рюрик,Олег,Игорь,Ольга,Святослав,Владимир,Ярослав Мудрый,Владимир Мономах. HELP ME!

Рюрик (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей. Князь Олег правил 33 года, с 879 по 912 года. В 911 князь Олег совершил благое дело, подтвердив все прежнее договоренности с Византией, это позволило еще долгие годы русским купцам иметь неплохие условия торговли. Место захоронения Киевского князя Олега подлинно не известно. В историю нашей страны князь Олег вошел как строитель городов русских, собиратель славянских племен и талантливый полководец. Игорь (год рождения неизвестен — ум. 945), великий князь киевский с 912 (летописец приписывает И. происхождение от полулегендарного Рюрика) . Ольга (христианское имя — Елена) (около 890—969, Киев) , великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами (945) жестоко подавила их восстание. В 945—947 установила размеры даней для древлян и новгородцев, организовала административные центры — погосты. О. значительно расширила земские владения Киевского великокняжеского дома. В 955 (или 957) посетила Константинополь; приняла христианство. Правила государством в годы малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 968 руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью. Святослав Игоревич (942 — март 972) — князь новгородский, великий князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец. Владимир I Святославич (др. -рус. Володим&#1123;ръ Св&#1127;тославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Ярослав Владимирович (или Ярослав Мудрый; ок. 978[1] — 19 или 20 февраля 1054, Вышгород) — Ростовский князь (987—1010), Новгородский князь (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054). Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125), великий князь киевский в 1113—25, государственный деятель, военачальник и писатель. Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина Мономаха) .

в скобках не даты рождения а даты правления!

Начало монголо татарской ига

Предтечей к феодальной раздробленности Руси также стала и разразившаяся в 1073 г. очередная распря между самими Ярославичами. Младшие Святослав и Всеволод изгнали старшего Изяслава из Киева. Тому удалось спастись со своими богатствами у свойственников в Польше, где князь надеялся нанять воинов, однако поляки отказали ему в поддержке. Пришлось Изяславу бежать дальше, в Германию, но севший на киевском столе Святослав послал своему свойственнику — германскому королю для укрепления союза столько золота и серебра, что немецкий хронист изумлялся такому богатству. Положение изгнанника ухудшилось; от безысходности он готов был отдать Русь под покровительство Рима и отправил сына к Римскому Папе. Папа встал на его сторону и в своей булле (послание) призвал польского князя к состраданию. Тем временем в 1076 г. Святослав умер, а стол в Киеве занял младший брат Всеволод. Изяслав возвратился с польским войском на Русь, и Всеволод вынужден был заключить с ним мир, вернув старшему брату Киев. Сам он продолжал княжить и в Переяславле, и в Чернигове. Старшего сына Святослава Олега лишили всего, сделав изгоем. В 1078 г. он бежал в волость своего отца — Тмутаракань и привёл на Русь половцев, дабы вернуть себе Чернигов, но был разбит дядьями — Изяславом и Всеволодом. Киевский князь погиб в битве, и младший из трёх Ярославичей — Всеволод законно вокняжился в столице Руси. <a rel="nofollow" href="http://kulturarusi.ru/svyatoslav-vsevolod-i-izyaslav/" target="_blank">http://kulturarusi.ru/svyatoslav-vsevolod-i-izyaslav/</a> Большая часть княжения Изяслава характеризуется равным участием в государственном управлении великого князя, Святослава и Всеволода. Братья вместе владели ядром Киевской Руси на среднем Днепре, совместно распределяли другие владения, вместе предприняли пересмотр «Русской правды» (приняв так называемую «Правду Ярославичей») , а также учредили отдельные митрополии в своих княжествах. Историки называют эту систему «триумвиратом Ярославичей» . сына Олега и племянника Владимира Мономаха в помощь польскому князю против чешского Братислава.

touch.otvet.mail.ru