Художник Крамской И.Н. Крамской биография
Художник Крамской И.Н. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию.
Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера. С этим фотографом художнику удалось побывать в разных уголках России.
В 1857 году, прибыв в Санкт-Петербург, Крамской решает поступить в Академию художеств. Его учителем стал профессор Марков. В период обучения в Академии Крамской постоянно занимается какой-либо работой, чтобы получить средства себе на жизнь. В 1863 году художник награждается золотой медалью за полотно «Моисей источает воду из скалы». Однако большую золотую медаль Крамской не получает, предпочтя участвовать в «бунте четрырнадцати», когда четырнадцать выпускников покинули Академию.
Вместе с другими «бунтовщиками» Крамской образовал «Петербургскую артель художников». В 1865 году Крамской участвует в росписи купола Храма Христа Спасителя. С 1863 по 1868 год он преподает в школе рисования, в 1869 году удостаивается звания академика.
Покинув Артель в 1870 году, Крамской загорелся идеей образования нового общества художников. В результате появилось Товарищество Передвижных Художественных Выставок. В этот период художник много общается с П.М. Третьяковым. Впоследствии именно с Крамским советовался Третьяков по поводу приобретения тех или иных работ.
Большой удачей художника стало полотно «Христос в пустыне», показанное на выставке 1872 года. Художник использовал евангельский сюжет для того, чтобы поднять философский вопрос о выборе жизненного пути. Впоследствии все творчество Крамского было подчинено проблемам выбора между борьбой за идеалы и стремлением к личному благополучию. Даже портретные работы отражали постоянные поиски идеала демократичности и гражданственности.
Такими стали портреты Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова и даже автопортреты. Эти работы отличались тонким психологизмом. Художник также создавал образы простых крестьян: «Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик». Одним из самых загадочных портретов стала работа «Неизвестная», созданная в 1883 году. Кто изображен на портрете, неизвестно до сих пор.
Крамской умер во время работы над портретом Раухфуса 24 марта 1887 года.
Лучшие картины Крамского И.Н.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Художник Иван Крамской: биография, картины, описание картин
Крамской родился 27 мая 1837 года в г. Острогожске Воронежской губернии в небогатой мещанской семье. Влечение его к искусству не встречало поддержки родных, и он был вынужден самостоятельно заниматься живописью. Поступив ретушером к странствующему фотографу Данилевскому, он объездил с ним много провинциальных городов и наконец попал в Петербург. Там он познакомился с молодыми художниками, которые советовали ему серьезно заняться живописью, и по их настоянию в 1857 году он поступил в Петербургскую Академию художеств.
Царившая там косность вызывала протест передовой демократической молодежи. Крамской возглавил молодые художественные силы в борьбе за реализм в искусстве против отвлеченного от жизни классицизма. Несколько человек в знак протеста вышло из академии. Выступление художников ознаменовало новую эпоху в развитии русского искусства. «Пора думать о создании русской школы национального искусства», — говорил Крамской.
В начале 70-х годов возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Оно объединило передовых русских художников — В. Г. Перова, В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина. А. И. Куинджи и других. Позднее в него вошли И. Е. Репин и В. И. Суриков. Душой и руководителем этой организации был Крамской.
Картина «Русалки». Иван Крамской
На первую передвижную выставку 1871 года Крамской представил картину «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». В этой картине художнику хотелось передать волшебное очарование лунного света. У заросшего пруда плавно движутся русалки. Голубовато-зеленый лунный свет делает все вокруг таинственным и загадочным…
Картина «Лунная ночь». Иван Крамской
К изображению лунного света Крамской возвращается в 1880 году. Они пишет романтическую, глубоко поэтическую картину «Лунная ночь».
Могучие тополя выстроились вдоль аллеи. Пышные кусты осыпаны белыми цветами. В пруду застали белые кувшинки. Все озарено сказочным лунным светом. На скамье в белом одеянии сидит женщина, полная обаяния, тихой лирической грусти и таинственности.
Картина «Христос в пустыне». Художник: Крамской
На следующей выставке появилась картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Крамской изображает его обыкновенным человеком. Долго брел он в молчании. Исстрадавшийся, уставший, присел он отдохнуть на камне в палестинской пустыне. Руки судорожно сжаты, голова опущена. Следы глубоких переживаний видны на его лице. Христос для Крамского — это воплощение совести и долга человека. Художнику было свойственно необычайно острое сознание своего гражданского долга, сознание необходимости самопожертвования во имя общего дела.
Иван Крамской: картина «Неутешное горе»
В числе работ Крамского есть целый ряд великолепных женских портретов. В них проявилась способность художника к выражению эмоциональных состояний человека. Картина «Неутешное горе» (1884 г.) была написана после смерти маленького сына художника. Крамской передал неизмеримое горе матери — ее личное горе, которое никто не может разделить с ней.
Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Она потрясена. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос. Платок поднесла ко рту, как бы сдерживая рыдания… Из жизни ушло самое дорогое существо, а все кругом осталось по-прежнему: и этот ковер, и портьеры, и картины, и альбомы на столе… Гроба не видно. Только в кресле лежат коробки с венками и белая легкая материя, а на полу стоят горшки с цветущими тюльпанами. Комнату наполняет серый зимний свет… В позе женщины, выражении лица воплощена глубокая душевная драма матери.
Иван Крамской. Описание картины «Неизвестная»
В экипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку, изящная молодая женщина. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны. Ее фигура вырисовывается на фоне светлой дымки морозного зимнего воздуха и розоватого Аничкова дворца. Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. Бархатная шубка, мех, лиловые атласные ленты, белое страусовое перо, тонкие кожаные перчатки, плотно облегающие руки, подчеркивают грациозность фигуры.
Это портрет «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Хотя эта картина и не характерна для творчества художника, но при одном упоминании его имени в памяти возникает образ этой пленительной женщины.
Крамской: портрет Толстого
Крамской создал целый ряд портретов русских писателей — Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Л. Толстого, Григоровича. Художник изображает людей, погруженных в глубокое раздумье.
Проста и естественна поза Толстого. Приковывают внимание глаза писателя, требовательные, внимательные. Человеком воли, ясного и энергичного ума предстает Толстой в портрете Крамского.
Портреты крестьян
Демократические взгляды художника нашли отражение в серии крестьянских образов — «Крестьянин» (1871 г.), «Пасечник» (1872 г.), «Полесовщик» (1874 г.), «Мина Моисеев» (1883 г.) и других. Это яркие типы, каждый по-своему характерный и выразительный.
Крамской умер 25 марта 1887 года во время работы над очередным портретом. Картины и портреты, созданные художником, стоят вровень с лучшими творениями его современников.
Похожие статьи:
mamotvet.ru
|
www.tanais.info
Иван Крамской - биография и семья
Биография
Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии, в семье писаря.
После окончания острогожского уездного училища Крамской был писарем в острогожской думе. В 1853 году он поступил ретушёром к харьковскому фотографу. В 1856 году он приехал в Петербург, где занимался ретушёрством в известной тогда фотографии Александровского. В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.
Бунт четырнадцати. Артель художников
В 1863 году Академия художеств присудила ему золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.
В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
В 1863—1868 годах он преподавал в школе рисования общества поддержки прикладного искусства. В 1869 году Крамской получил звание академика.
Передвижничество
В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.
Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галерее; портрет Боткина[уточнить] (1880) — частная коллекция, Москва).
Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).
Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877—1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 — все в Третьяковской галерее.
Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.
Семья
- Софья Николаевна Крамская (1840—1919, урожд. Прохорова) — жена
- Николай (1863—1938) — старший сын, архитектор
- София — дочь, художница
- Анатолий (1865—1941) — сын
- Марк (?1876) — сын
Художник скончался 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1863 год — доходный дом А. И. Лихачевой — Средний проспект, 28;
- 1863—1866 — 17 линия В. О., дом 4, квартира 4;
- 1866—1869 — Адмиралтейский проспект, дом 10;
- 1869 — 24.03.1887 года — дом Елисеева — Биржевая линия, 18, кв. 5.
Галерея
- Работы Крамского
-
Христос в пустыне, 1872
-
Портрет художника И. И. Шишкина, 1873
-
Портрет Л.Н. Толстого, 1873.
-
Д. И. Менделеев, 1878
-
Неизвестная, 1883
-
Александр III, 1886
Ученики
- Поленова, Елена Дмитриевна
- Репин, Илья Ефимович
people-archive.ru