Игорь – История Государства Российского – 6 серия. История игорь князь
краткое содержание и история создания :: SYL.ru
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) — один из наиболее выдающихся русских композиторов и учёных, член содружества «Могучая кучка» под предводительством композитора Милия Алексеевича Балакирева. Он является основоположником русского эпического симфонизма.
История создания оперы
Писать оперу по сюжету «Слова о полку Игореве» Бородин стал по совету критика Владимира Стасова. Композитор с энтузиазмом принял эту замечательную идею. Героические образы русской истории помогали ему познавать современность. Поэтому неудивительно, что в творчестве композитора они занимали центральное место.
Желая ощутить старину и проникнуться её духом, Бородин ездил под Курск в окрестности Путивля. Там он принимался за изучение летописей, старинных повестей, исследований, музыки, былин и эпоса.
Либретто оперы "Князь Игорь" захватывает своим неповторимым колоритом. Для своей оперы либретто композитор писал сам, создавая его вместе с музыкой. Из истории создания оперы "Князь Игорь" становится понятным, почему он сделал образ князя Игоря похожим на образы богатырей из старинных былин. Он работал над оперой 18 лет, но не успел её закончить, так как неожиданно скончался. Работу над «Князем Игорем» завершили его друзья - композитор Римский-Корсаков вместе с Глазуновым. Основываясь на материалах Бородина, они смогли сделать партитуру оперы, обработать некоторые эпизоды и дописать неоконченные сцены.
Первая постановка оперы Бородина "Князь Игорь" состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра.
Пролог
Либретто оперы "Князь Игорь" насыщено драматическими событиями.
Площадь города Путивля. Войско во главе с князем Игорем готовится идти войной против половцев. Простой люд и бояре, собравшиеся на площади, почтительно встречают князя и его сына Владимира. Но неожиданно происходит полное солнечное затмение. Люди видят в этом дурное предзнаменование. Только не князь Игорь. Он полон решимости и не верит в приметы. Войско отправляется в поход. Лишь Скула и Ерошка - местные гудошники - потихоньку сбегают, испугавшись сражения и смерти на поле брани.
Князь прощается с супругой Ярославной. Тяжёлые предчувствия и мольбы безутешной жены не могут остановить Игоря. Он поручает Ярославну князю Галицкому, ее брату. Игорь вместе с дружиной отправляется в путь. Из краткого содержания оперы "Князь Игорь" очевидно, что предзнаменование было действительно зловещим.
Первое действие
В Путивле теперь правит князь Галицкий. Он использует временно доставшуюся ему власть себе в удовольствие. Галицкий пирует. Он мечтает стать князем, а Ярославну планирует удалить в монастырь. К свите князя примкнули и Скула с Ерошкой.
В княжеский терем приходят девицы. Они умоляют вернуть им подругу, которая была похищена слугами Галицкого. Тот прогоняет девушек прочь. Веселье продолжается.
Княгиню, полную тяжелых дум и беспокойства за мужа, отвлекают от горьких мыслей девицы, которые пришли жаловаться на творящиеся беззакония Галицкого. Княгиня возмущена. Но брат, не проявляя ни малейшего раскаяния, ведет себя вызывающе. Он нагло говорит Ярославне, что в скором времени захватит в Путивле власть. Краткое содержание оперы "Князь Игорь" демонстрирует, насколько могут ослабнуть семейные узы, связывающие брата и сестру, если их омрачает зависть и жажда власти.
Бояре приходят к княгине с плохими вестями. Дружина наголову разбита. Князь с сыном находятся в половецком плену. На Русь движется вражеское войско.
Второе действие
Степь, стан половцев. Сын князя, Владимир, влюблён в дочь хана Кончака. Дождавшись ночи, он спешит к ней на свидание. Князь Игорь же в плену страдает. Он мечтает вырваться на свободу и искупить свой позор, вернув былую славу и честь. Краткое содержание оперы "Князь Игорь" показывает, насколько глубоко уязвлено его самолюбие. Игорь планирует бежать, воспользовавшись помощью половца Овлура.
Хан Кончак обращается с князем Игорем как с дорогим другом. Он уважает князя за отвагу и честность, предлагает дружбу. Игорь наотрез отказывается от предложения. Хан относится к отказу князя с пониманием. Чтобы поднять настроение князю, он призывает молодёжь пуститься в безудержный пляс.
Третье действие
Хан Гзак возвращается к половцам с добычей. Вид плененных соотечественников и разграбленного имущества толкают князя на решение бежать, воспользовавшись помощью Овлура. Оставив влюбленного в Кончаковну сына, князь Игорь бежит. Краткое содержание оперы "Князь Игорь" показывает, что он совершил ошибку, оставив сына в стане врагов.
Четвертое действие
В либретто оперы "Князь Игорь" показана настоящая любовь и преданность. На городской стене Путивля княгиня оплакивает любимого мужа и землю, разорённую врагами. Но Ярославна вдруг замечает всадников, которые скачут вдали. Она узнаёт князя Игоря. Её радости нет предела.
Скула и Ерошка, не догадываясь о возвращении князя, подшучивают над ним. Его неожиданный приезд их ошеломляет. Хитрые гудошники, желая избежать наказания, возвещают о возвращении князя биением в колокол. На звон сбегаются люди, населяющие город. Они горячо приветствуют вернувшегося любимого князя.
Опера Бородина "Князь Игорь" учит мужеству, благородству, смелости и верности, любви к своей родной земле, умению постоять за неё. Герои оперы "Князь Игорь" достаточно разнохарактерные, они воплощают в себе качества, свойственные русскому человеку. Композитор Бородин сумел создать удивительно прекрасную музыку, которая характеризует каждого из них. Эта опера до сих пор остаётся одной из самых лучших в русской и мировой музыкальной культуре.
Дела давно минувших дней...: Белые пятна истории Древней Руси: князь Игорь Рюрикович...
История часто бывает несправедлива. И в полной мере это коснулось человека, который более тридцати лет правил молодым государством, из которого через несколько столетий выросла Россия. Князь Игорь, сын князя Рюрика. Незнаменитый деятель русской истории, удостоившийся от историков самых нелестных откликов. Все войны свои Игорь проиграл, подвигов, равных подвигам Вещего Олега и Святослава, не совершил. Жадный князь-«волк», нарушивший договор с древлянами, и погибший самым негероическим образом. Княгиня Ольга, напротив, великая правительница-реформатор, первая княгиня христианка, святая Русской православной церкви, мать князя-воителя Святослава. Всё как в литературном произведении: плохой князь и хорошая княгиня. Но средневековое летописание и являлось литературным жанром, поэтому не должно удивлять применение летописцами литературных приёмов.
В «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI век) сказано: «Восхвалим же и мы…Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые в своё время владычествуя, мудростью и храбростью прославились во многих странах, их победы и силу вспоминают и поныне и славят». Чем прославился Святослав и Владимир известно, но чем прославился Игорь? Историки нашего времени Игоря, в основном, ругают. Митрополит Илларион думал иначе. Сейчас, когда стали известны иностранные источники об этом времени можно больше сказать о князе Игоре и о княгине Ольге. Можно восстановить историческую роль князя Игоря, как одного из замечательных деятелей X века. При чтении «Летописи временных лет» закономерно возникает вопрос: почему древнерусский летописец ничего не сказал о тридцатилетнем правлении князя Игоря, кроме начала и конца правления, и почему умолчал о правлении Ольги с 948 по 954 и с 956 по 963 годы?
Умолчал же летописец XII века по причине довольно веской для него. Дело в том, что первая половина X века была эрой смертельной схватки зарождающейся Руси с сильным, богатым, хитрым и культурным противником – Иудео-Хазарским каганатом. Я не имею в виду разгром Хазарского каганата князем Святославом в 965 году – это был заключительный аккорд войны. Я говорю о войнах Игоря и Ольги, скрытых летописцем под «пустыми» годами. Причины молчания летописи объясняет Л. Н. Гумилёв рассказывая о событиях конца XI- начала XII вв. в книге «Древняя Русь и Великая степь» (М., 2000 г.):
«Но была в Киеве и ещё одна реальная сила, дававшая деньги на оплату дружины и подкуп других князей. Это была еврейская колония, состоявшая не из предприимчивых и храбрых рахдонитов, а из хитрых ростовщиков, приехавших через Польшу из Германии.
Пользуясь покровительством князей-западников, эти евреи приобрели в Киеве вес и значение, позволившие им отомстить врагам их восточных собратьев – Олегу Святославичу и его половецким друзьям.
После «перемещения» Олега в Новгород-Северский и разгрома половцев последним противником евреев на Руси оставалась православная церковь – Киевская митрополия, связанная с Константинопольским патриархатом. Был достигнут разрыв Святополка с митрополией, причем очень хитрым приемом: князь встал на защиту Печерского монастыря как русской национальной церкви и доверил этому монастырю переделку летописания, каковая и была произведена в 1100-1113 гг.» (стр. 321).
Так, в угоду политической линии князя Святополка II исчезла из летописи история борьбы Руси с Иудео-Хазарским каганатом, с целью не огорчать киевскую еврейскую торгово-ростовщическую общину и представить русско-еврейские отношения в розовом цвете. Так как от древнерусской литературы до наших дней дошло около 1% литературных памятников, то не стоит удивляться, что «Повесть Временных Лет» (далее ПВЛ) единственный русский источник о времени Игоря. Ничего антисемитского в выше приведенных выводах нет. Еврейские общины в средневековом мире были реальной политической и экономической силой, с которой многим правителям на Западе и Востоке приходилось считаться, сотрудничать или бороться. Роль евреев в истории, как всякой политической силы, часто была крайне негативной. И не стоит рассуждать о «плохих» или «хороших» евреях, точно так же как о «плохих» или «хороших» немцах, англичанах, русских и др. Каждый народ творил историю в меру своего разумения и совести и каждый достиг своего результата. Если евреи добивались господства не применяя военную силу, грабя и вырезая города и селения, а используя деньги и брачные связи, то это не значит, что они хуже или лучше народов-завоевателей. Просто такая тактика не была знакома полуварварским народам Европы, в отличие от евреев, имевших за плечами к Х веку 3000 лет политического опыта и практики. Люди того времени привыкли знать своих врагов в лицо. Ситуация когда враг скрывается за чужой спиной была незнакомой и непривычной. Тем более, как только у евреев в руках оказывалась военная сила, так они сразу же пускали её в ход, мало чем отличаясь от Чингисхана и Тамерлана. И не стоит обижаться на напоминания о неблаговидных поступках предков, нужно помнить о них и не повторять их ошибки и преступления в настоящем и будущем.
Родился Игорь в семье князя Рюрика-Рерика, сына ютландского конунга Хальфданга. В 854 г. Рюрик потерпел в Фрисландии поражение от германского императора Лотаря (817-855 гг.) и вынужден был бежать вместе с родичами и остатками дружины. В 862 г. Рюрика пригласили на княжение в Ладогу славянские племенные союзы словен, кривичей и финно-угорскими племенами чудь и весь. Согласно древнерусскому праву Рюрик был князем-изгоем, т. е. князем, лишившегося своего удела. Поэтому на Руси не было массовой скандинавской колонизации, как это случилось во многих странах Европы. Датчан-русов было крайне мало, несколько сотен человек. Впрочем, средняя численность отряда викингов в VIII-X вв. составляла 300-400 человек и это считалось большим войском. Для самого Рюрика это княжение, видимо, предполагалось временной передышкой для продолжения борьбы и восстановления своей власти во Фрисландии. В 870-873 гг. Рюрик вел переговоры с Людовиком II Немецким и Карлом Лысым, но безуспешно. Неизвестно когда родился Игорь. Скорее всего, он родился незадолго до смерти Рюрика, произошедшей согласно ПВЛ, в 879 году. Автор летописи пишет: «… Умер Рюрик и передал княжение своё Олегу – родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот ещё мал». Можно отнести рождение Игоря к периоду с 876 по 879 год. У Л. Н. Гумилева, А. П. Новосельцева и некоторых других историков существуют сомнения по поводу отцовства Рюрика. Сомнения вызывает долголетие Игоря – более 65 лет. Но это не серьёзное возражение. История X века знает и более значительные сроки жизни. Французский историк Э. Поньон в книге «Повседневная жизнь Европы тысячном году» (М. 1999 г.) приводит сведения, что аббат Клюни Одилон прожил около 87 лет, а аквитанский герцог Гильом V прожил около 71 года.
Стоит добавить, что современник Игоря немецкий король Генрих I Птицелов прожил 60 лет. Как видим долголетие Игоря явление не уникальное для Х века. Поэтому сомнений, что Рюрик приходится отцом Игоря быть не должно. Недаром митрополит Илларион назвал Игоря «Старым», впрочем, это может означать и «древний», «живший давно». Игорь, видимо, действительно в памяти потомков XI века остался долгожителем. Передача регентства Олегу, видимо, было не случайным. Рюрик в течение нескольких лет отсутствовал на Руси, ведя переговоры с франкскими королями и, следовательно, кто-то должен был его замещать при управлении княжеством. Может быть этим управляющим был Олег.
По достижении совершеннолетия Игорь должен был занять место отца на княжеском престоле. До этого срока правление, в качестве регента, было передано близкому родственнику, имя которого нам не известно, только титул - Олег, скандин. Хельга. Хельга, или Хельги, что переводится как «священный», «посвященный», что находит отражение в славянском прозвище Олега - «Вещий». Олег развил бурную завоевательную политику. В 882 г. Олег взял маленького Игоря в поход на Киев. Там на его глазах были предательски убиты киевские князья Аскольд и Дир. X век был жестоким веком, но, думается, кровавые убийства в любом веке отрицательно сказывается на детской психике. Зачем понабилось Олегу устраивать кровавый спектакль на глазах у маленького мальчика? Судя по ПВЛ, воспитанием Игоря Олег себя не утруждал. Может быть, для того чтобы продемонстрировать свою решимость удержать власть в своих руках, напугать, раздавить Игоря. Это ему отчасти удалось, власть Игорь получил только в 913 году, когда ему было не менее 34 лет. Это очень поздно. Игорь должен был стать полноправным князем при достижении семнадцати лет, когда человек в Древней Руси становился совершеннолетним, т. е. около 895 года. Этого не произошло. Олег крепко держал власть в своих руках.
Детство и юность Игорь провёл на севере рождающейся Руси в Ладоге. Новгорода в конце IX-начале X вв., по современным археологическим данным не существовало. О матери Игоря ничего не известно, видимо, она умерла при родах. Она не была славянкой, так как носила явно германское имя Ефанда. Рос он, скорее всего, под опекой своих старших сестер.
В русско-византийском договоре 945 года упоминаются два племянника от сестёр Игоря Слуды и Прастен Акун, которые, возможно, были его друзьями детства. Окружали Игоря немощные ветераны Рюрика, (все боеспособные мужчины-варяги участвовали в походах Олега), их малолетние дети и внуки, славяне и весины-финно-угры. Воспитание он, без сомнения, получил достойное юного князя. По достижении совершеннолетия Игорь получил в удел от Олега северные земли, будущую Новгородскую землю. О жизни Игоря в этот период проливают скандинавские саги. «Сага о Стурлауге Трудолюбивом», сочинённая около 1300 г., повествует о конунге Ингваре (Игоре по-русски). В книге «Древняя Русь в свете зарубежных источников» под ред. Е. А. Мельниковой (М., 1999 г., далее «Древняя Русь») так говорится об этом сюжете: «Он (т. е. Игорь) – конунг на «востоке в Гардах», правит в Альдейгьюборге (так скандинавы называли Ладогу. – С. К.) и считается «мудрым человеком и большим хёвдингом». К его дочери Ингибьёрг сватается известный викинг Франмар … После ряда попыток встретится с Ингибьёрг Франмар возвращается в Швецию и через некоторое время вместе с конунгом Стурлаугом приходит снова в Гардарики. «Когда они прибыли в страну, пошли они по стране, совершая грабежи, сжигая и паля везде, куда бы они ни шли по стране. Убивают людей и скот». Ингвар собирает войско, завязывается трёхдневное сражение, в котором он погибает от руки Стурлауга» (стр. 487-488). В саге без сомнения были использованы древние скандинавские предания, восходящих к Х в. «На использование «Сагой о Стурлауге» древних преданий, значительно более ранних, нежели сама сага, говорит употребление архаических форм топонимов: Aldeigja, а не Aldeigjuborg и Garðar» (там же, стр. 488). Итак, согласно скандинавской саге Игорь князь Ладоги-Альдейгьюборга и отбивается от набегов грабителей-викингов (исторический Игорь не погиб от руки шведского конунга, в отличие от Игоря литературного).
В 903 г. летописец вспомнил об Игоре. Он пишет: «Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Игорю в тот год было уже более 24 лет. Он давно уже был взрослым и не нуждался в воспитании. О чём же говорил с Игорем Олег? Видимо, Олег поставил Игоря перед фактом, что отцовской власти он не получит и предложил удовольствоваться уделом Рюрика, с центром в Ладоге. Спорить с могущественным родичем у Игоря не было ни сил, ни средств. Видимо, Олег не считал нужным отдавать, завоеванные своими кровью и потом, земли юному княжичу (основания, стоит отметить, вполне справедливые). Но Олег так же не убил Игоря, хотя подобное в то время было обычным делом, и Олег никак не претендовал на владения Игоря. Была и другая причина вызова Игоря в Киев: в 904 г. Олег собирался совершить нападение на Византию и ему требовался временный правитель на время его отсутствия. Но Игорь не смирился. Что же касается женитьбы на Ольге, то у многих историков этот факт вызывает сомнения. Как известно в 955 году (эта дата несправедливо оспаривается) Ольга прибыла с визитом в Константинополь и очаровала императора своей красотой. Однако Ольге было тогда около 65 лет. Сына Святослава Ольга родила в 942, когда ей было не менее 52 лет. Но все разногласия снимаются, если предположить, что Игорь был не единожды женат, а Ольга не имя, а титул княжеской супруги. Только сведения обо всех браках в летопись не попали. В самом деле, если посмотреть на брачную жизнь титулованных особ раннего средневековья, то мы увидим, что они были женаты по нескольку раз (обычно по два-три раза) и причиной этому послужила ранняя смерть их супруг. Так, германский император Оттон I был женат три раза, и две первые супруги умерли своей смертью. Такая большая смертность среди титулованных жен объясняется низким уровнем медицины того времени, антисанитарией, а также частые беременности и роды, быстро изнашивавшие организм женщин. И невероятно что, сочетавшись браком в 903 г. Ольга родила единственного сына, спустя 39 лет, в 942 г.! Скорее всего, Ольга, на которой Игорь женился в 903 г. не тождественна Ольге, матери Святослава. Возможно, брак 903 г. был не первым и не последним для Игоря. Исчезновение сведений о первых браках Игоря, как, впрочем, и сведения о первых русских князьях можно объяснить тем, что первая русская летопись, видимо, была составлена на датском языке, который уже в конце Х века был мало кому понятен. Вспомним летописных «братьев» Рюрика Синеуса и Трувора, т. е. скандинавские фразы sine use (роды своими) и thruvaring (верная дружина), попавшие в русский летописный свод из-за неправильного перевода некоего германоязычного источника.
Пока Игорь подрастал в Ладоге, Олег покорял славянские племена. После полян настала очередь древлян (883 г.), северян (884 г.) и радимичей (885 г.). Совершив завоевания Олег к титулу хельга прибавил титулы великий князь русский и каган. Титул каган в то время имел значение: «император». Позднее он был замен титулом царь, который сначала в русских источниках относился к византийским императорам, с XIII в. – к ханам Золотой Орды, а с XV в. был принят московскими князьями. При покорении древлян и северян Олег впервые столкнулся с Иудео-Хазарским каганатом. Иудео-Хазарский каганат был сильнейшим и крупнейшим государством Восточной Европы. В середине VIII века еврейская община, после кровопролитной гражданской войны, захватила верховную власть и каганат достиг своего политического расцвета, к X веку покорив окружающие народы, в том числе и восточнославянские. Правил Хазарией еврейский царь, носивший семитские титулы «мелек» (т. е. царь) и «пех» (последний происходит от ассиро-вавилонского титула «пеха», т. е. областеначальник, губернатор, а не от тюркского титула «бег»). Каганы, тюрко-еврейского происхождения, были номинальными фигурами и служили объектом для жертвоприношения в экстраординарных случаях. Экономика Иудео-Хазарского каганата (хазары стали угнетаемой и бесправной прослойкой населения) базировалась на транзитной торговле с Китаем, Арабским халифатом и Франкской империей. Никакой продукции каганат не производил, да и иудейским правителям Хазарии она не требовалась. Таможенные сборы и дань с покоренных народов приносили сверхприбыли. Военная мощь каганата основывалась на мусульманской наёмной гвардии, состоящей из тяжелой конницы, и военной силе покорённых племён, которых иудейские цари, в случае надобности, натравливали друг на друга. Будущего такое паразитическое государство не имело. Долгое существование каганата, 250 лет, объясняется его удалённостью от сильных противников и умелой политикой иудейских правителей. Рано или поздно каганат был бы уничтожен Хорезмом, печенегами или половцами. Но каганат был уничтожен после долгой войны Русским государством. И именно эта война «исчезла» из «Повести временных лет».
Военное столкновение с гегемоном Восточной Европы было неизбежно. И здесь летопись подозрительно замолкает. В летописании происходит провал с 886 по 907 год, и далее до 912 года. Но иностранные источники частично заполняют этот пробел. Каганат отреагировал на экспансию Олега натравив на Русь венгров. Венгры не были подвластны каганату (подчинение их каганату после 889 г. было номинальным), но они воевали за тех, кто мог заплатить, как наемники. Согласно арабским источникам: «Мадьяры господствовали над соседними славянами, налагая на них тяжелые подати и обращаясь с ними, как с рабами. Они часто делали набеги на славян и русь, захватывали пленных и продавали их в рабство в Византию». (Артамонов М. И. «История хазар», Спб., 2001 г., стр. 463). Неизвестно как бы сложилась дальнейшая история, если бы не вмешались печенеги. В 889 г. они вытеснили венгров из Причерноморья, а в 895 г. одержали полную победу, заставив венгров уйти на Дунай. Вероятно, Олег не заключал с печенегами союза. Просто интересы Руси и печенегов временно совпали. Кроме этого каганат объявил Руси экономическую блокаду. В. Я. Петрухин пишет: «… американский нумизмат Т. Нунен … показал, что в последней четверти IX в. приток монет в восточную Европу резко сокращается, наступает первый кризис в поступлении восточного серебра; при этом кризис не связан с эмиссией в Халифате – доступ серебра в восточную Европу был искусственно приостановлен» (В. Я. Петрухин. «Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков»., 1995, г., с. 93). После поражения венгров каганат и Олег смогли договориться о разделе сфер влияния. Мало того, Олег предоставил каганату военную силу русов и славян, за плату разумеется, для войн с Византией и мусульманами. В 904 (а не 907 г. как в ПВЛ) русский флот совершает набег на Константинополь, но византийский флот сжигает его «греческим огнём». Так, реконструирует события Л. Н. Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая Степь». В 909 г. русский флот появляется в Каспийском море и совершает нападение на остров Абаскун, а в 910 г. тот же флот разграбил и сжег город Сари в Мазендеране. Попасть на Каспий русские отряды могли только с позволения иудео-хазарского правительства. Вот как описывает государство Олега иранский ученый Ибн Русте в труде «Дорогие ценности», написанном в 903-913 гг.: «У них есть царь, называемый хакан руссов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они (т. е. русы) не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян … Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям» (цит. по «Древняя Русь», стр. 209). Рабов при Олеге продавали, согласно «Раффельштеттенскому таможенному уставу», изданному восточнофранкским королем Людовиком IV (899-911 гг.) между 904 и 906 гг., и в Западную Европу. Славяне, на которых нападали русы были, скорее всего, племена уличей и тиверцев, с которыми Олег воевал с 885 года. Косвенное доказательство того что Ибн Русте писал именно об Олеге можно видеть в следующем сообщении о Руси: «Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем как будто бы они их начальники …» (там же, стр. 209). Суеверие как черту в характере Олега отмечает и ПВЛ в известной легенде о коне Олега. Так о своей судьбе Олег спрашивал у окружавших его волхвов, т. е. славянских языческих жрецов, и кудесников, т. е. финно-угорских шаманов, и поступил согласно их предостережению.
Олег, по сути, превратился правителя разбойничьей державы, промышляющей грабительскими набегами и работорговлей, и поставляющей наёмников всем кто сможет заплатить. Поэтому восхищенные отзывы историков об Олеге не имеют под собой ни каких оснований. Будущего у олеговой Руси не было. Если бы последующие князья продолжили политику Олега, то Русь ждала судьба прибалтийских славян, уничтоженных немцами.
В 911 г. Олег поставил на службу Византийской империи отряд, численностью в 700 человек (больше у него не было, так как 20000 славяно-русских воинов в это время воевали за интересы Иудео-Хазазарского каганата), воевавший в 911-912 гг. в войске адмирала Имерия против арабов на Крите. Вслед за этим был заключен русско-византийский договор 912 г. Подобная неразборчивость Олега в выборе друзей и врагов, а точнее полное пренебрежение внешнеполитическими интересами созданной им державы, привела к трагедии. Иудеи, правившие Хазарским каганатом, увидели в поставке наёмников враждебной им Византии опасность для себя, т. к. на западных границах каганата возникал сильный противник. И тогда они решили ослабить Русь, перебив русских воинов, возвращающихся домой с Каспия. В 913 г. Русский флот из 500 судов грабит побережье Гиляна, Табаристана и Ширвана. Очевидно, в этот год кончилось действие контракта о найме, и русские возвращались домой. Арабский историк Масуди описывает дальнейшие события так:
«Когда русы набрали добычи… они двинулись к устью Хазарской реки (т. е. Волги) и снеслись с хазарским царём, которому послали денег и добычи, как это было договорено между ними. Хазарский царь не имел морских судов, и его люди не умели с ними обращаться; не будь этого, мусульманам от него было бы больше бед. Ларисийцы (т. е. наёмная исламская гвардия иудейских царей каганата) и другие мусульмане царства (Хазарского) узнали о том, что натворили русы и сказали царю: «Предоставь нам расправиться с этими людьми, которые напали на наших мусульманских братьев …» Царь не мог им помешать, но послал предупредить руссов, что мусульмане решили воевать с ними. Мусульмане собрали войско и спустились вниз по реке, ища встречи с ними … Битва длилась между ними три дня, и Аллах даровал победу мусульманам. Русы были преданы мечу, убиты и утоплены… Насколько можно было подсчитать, число тех, кого мусульмане убили на берегу Хазарской реки было, около 30 тыс.» (цит. по В. Кожинов «История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования», М., 2001 г., стр. 287., далее - В. Кожинов «Истории Руси») Версия, переданная арабским хронистом, видимо, является официальной хазарской версией. Она лжива и лицемерна. Русские грабили и убивали мусульман четыре года, с 909 по 913 год, отдыхали от походов на территории Хазарского каганата, продавали в Итиле рабов-мусульман, захваченных в набегах, еврейским работорговцам, а мысль отомстить за «братьев мусульман» у исламских гвардейцев возникла почему-то только при возвращении русских домой в 913 году. Ложь и то, что иудейский царь Хазарии предупредил русских о нападении. Количество мусульманской гвардии на службе иудео-хазарских царей не превышало 10-12 тысяч человек (см. М. И Артамонов «История хазар», СПб, 2001 г., стр. 552), численность же русских, по словам Масуди, составляло 30 тысяч. Масуди выше писал о 500 русских кораблях, действующих на Каспии. Русская ладья вмещала 40 человек, следовательно, русская армия состояла, примерно, из 20 тысяч человек. Неужели, имея двух- или трехкратный перевес в бойцах, да ещё предупреждённые о готовящемся нападении, русские не уничтожили бы исламскую гвардию Хазарии. Скорее всего, нападение было внезапным, и ни какого трёхдневного сражения не было. На берегу Волги произошла бойня ничего не подозревающих людей. Попавшие в плен были утоплены в Волге (только так можно фразу «убиты и утоплены»). Остатки русского войска, сумевшие вырваться из западни, оказались во враждебном окружении и были истреблены буртасами и волжскими болгарами.
Весть о предательском убийстве хазарами и гибели своих отцов, братьев, и сыновей не могла не взбудоражить русского общества. Политика Олега оказалась полностью дискредитирована. Недовольство и возмущение было очень сильным. (Сейчас подобные события вызвали бы правительственный кризис и отставку правительства). Можно предположить дальнейшие события. Игорь, воспользовавшись ситуацией, с дружиной и ополчением словенских племён двинулся на Киев. Сопротивления Игорь не встретил, никто не хотел защищать Олега - виновника смерти их родных и близких. Тем более, наверняка, все сразу вспомнили, что Игорь, сын Рюрика, законный князь, а Олег только узурпатор. Олегу пришлось покинуть Русь. Он уехал на родину, или был сослан в Ладогу, где и умер, по преданию, от укуса змеи. Подобная коллизия повторилась в 1016 г., когда Ярослав пошёл войной на своего брата Святополка Окаянного. Так Игорь стал князем Руси. Мятеж подняли только племена древлян. В 914 г. Игорь подавил мятеж, наложив на древлян дань, большую, чем они платили при Олеге.
ИСТОЧНИК:
rus-historical.blogspot.com
Князь Игорь Рюрикович – История России
Игорь (ок. 878—945) — киевский князь (по летописи 912—945), согласно летописной традиции — сын Рюрика, муж княгини Ольги и отец Святослава Игоревича.Первый древнерусский князь, известный по синхронным византийским (греч. ‘Ιγγωρ) и западным (лат. Inger) источникам.
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу – родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь. В это же время стал царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по смерти Олега.В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой. В тот же год пришел Симеон Болгарский на Царьград и, заключив мир, вернулся восвояси.В год 6423 (915). Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю.В год 6428 (920). У греков поставлен царь Роман. Игорь же воевал против печенегов.В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и Суд весь пожгли. А кого захватили – одних распинали, в других же, перед собой их ставя, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в головы. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и по обоим берегам Суда захватили немало богатств. Когда же пришли с востока воины – Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами, с ними же и сановные бояре, то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой. И, придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, – говорили они, – имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их». Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них.
Поход князя Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивилловской летописиВ год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, – и нанял печенегов, и заложников у них взял, – и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли». Также и болгары послали весть, говоря: «Идут русские и наняли себе печенегов». Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани». Также и к печенегам послал паволоки и много золота. Игорь же, дойдя до Дуная, созвал дружину, и стал с нею держать совет, и поведал ей речь цареву. Сказала же дружина Игорева: «Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, – не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто – кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть». Послушал их Игорь и повелел печенегам воевать Болгарскую землю, а сам, взяв у греков золото и паволоки на всех воинов, возвратился назад и пришел к Киеву восвояси.
Договор князя Игоря с греками.
«Список с договора, заключенного при царях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы – от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба; Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, племянник Игорев; Кары Тудков; Каршев Тудоров; Егри Евлисков; Воист Войков; Истр Аминодов; Прастен Бернов; Явтяг Гунарев; Шибрид Алдан; Кол Клеков; Стегги Етонов; Сфирка…; Алвад Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин; купцы Адунь, Адулб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Туробид, Фуростен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Игелд, Турберн, Моне, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубексарь, Вузлев, Синко, Борич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всякого княжья, и от всех людей Русской земли. И им поручено возобновить старый мир, нарушенный уже много лет ненавидящим добро и враждолюбцем дьяволом, и утвердить любовь между греками и русскими.Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит. А кто с русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь.А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим царям греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купцами, как это установлено для них. Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные; ныне же повелел князь ваш посылать грамоты к нам, царям; те послы и гости, которые будут посылаться ими, пусть приносят грамоту, так написав ее: послал столько-то кораблей, чтобы из этих грамот мы узнали, что пришли они с миром. Если же придут без грамоты и окажутся в руках наших, то мы будем содержать их под надзором, пока не возвестим князю вашему. Если же не дадутся нам и сопротивятся, то убьем их, и пусть не взыщется смерть их от князя вашего. Если же, убежав, вернутся в Русь, то напишем мы князю вашему, и пусть делают что хотят, Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть накажет князь своим послам и приходящим сюда русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в стране нашей. И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину – послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из прочих городов. Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50, и торгуют сколько им нужно, и выходят назад; муж же наш царский да охраняет их, так что если кто из русских или греков сотворит неправо, то пусть рассудит то дело. Когда же русские входят в город, то пусть не творят вреда и не имеют права покупать паволоки дороже, чем по 50 золотников; и если кто купит тех паволок, то пусть показывает цареву мужу, а тот наложит печати и даст им. И те русские, которые отправляются отсюда, пусть берут от нас все необходимое: пищу на дорогу и что необходимо ладьям, как это было установлено раньше, и да возвращаются в безопасности в страну свою, а у святого Мамонта зимовать да не имеют права.Если убежит челядин у русских, то пусть придут за ним в страну царства нашего, и если окажется у святого Мамонта, то пусть возьмут его; если же не найдется, то пусть клянутся наши русские христиане по их вере, а нехристиане по закону своему, и пусть тогда возьмут от нас цену свою, как установлено было прежде, – по 2 паволоки за челядина.Если же кто из челядинов наших царских или города нашего, или иных городов убежит к вам и захватит с собой что-нибудь, то пусть опять вернут его; а если то, что он принес, будет все цело, то возьмут от него два золотника за поимку.Если же кто покусится из русских взять что-либо у наших царских людей, то тот, кто сделает это, пусть будет сурово наказан; если уже возьмет, пусть заплатит вдвойне; и если сделает то же грек русскому, да получит то же наказание, какое получил и тот.Если же случится украсть что-нибудь русскому у греков или греку у русских, то следует возвратить не только украденное, но и цену украденного; если же окажется, что украденное уже продано, да вернет цену его вдвойне и будет наказан по закону греческому и по уставу и по закону русскому.Сколько бы пленников христиан наших подданных ни привели русские, то за юношу или девицу добрую пусть наши дают 10 золотников и берут их, если же среднего возраста, то пусть дадут им 8 золотников и возьмут его; если же будет старик или ребенок, то пусть дадут за него 5 золотников.Если окажутся русские в рабстве у греков, то, если они будут пленники, пусть выкупают их русские по 10 золотников; если же окажется, что они куплены греком, то следует ему поклясться на кресте и взять свою цену – сколько он дал за пленника.И о Корсунской стране. Да не имеет права князь русский воевать в тех странах, во всех городах той земли, и та страна да не покоряется вам, но когда попросит у нас воинов князь русский, чтобы воевать, – дам ему, сколько ему будет нужно.И о том: если найдут русские корабль греческий, выкинутый где-нибудь на берег, да не причинят ему ущерба. Если же кто-нибудь возьмет из него что-либо, или обратит кого-нибудь из него в рабство, или убьет, то будет подлежать суду по закону русскому и греческому.Если же застанут русские корсунцев в устье Днепра за ловлей рыбы, да не причинят им никакого зла.И да не имеют права русские зимовать в устье Днепра, в Белобережье и у святого Елферья; но с наступлением осени пусть отправляются по домам в Русь.И об этих: если придут черные болгары и станут воевать в Корсунской стране, то приказываем князю русскому, чтобы не пускал их, иначе причинят ущерб и его стране.Если же будет совершено злодеяние кем-нибудь из греков – наших царских подданных, – да не имеете права наказывать их, но по нашему царскому повелению пусть получит тот наказание в меру своего проступка.Если убьет наш подданный русского или русский нашего подданного, то да задержат убийцу родственники убитого, и да убьют его.Если же убежит убийца и скроется, а будет у него имущество, то пусть родственники убитого возьмут имущество его; если же убийца окажется неимущим и также скроется, то пусть ищут его, пока не найдется, а когда найдется, да будет убит.Если же ударит мечом, или копьем, или иным каким-либо оружием русский грека или грек русского, то за то беззаконие пусть заплатит виновный 5 литр серебра по закону русскому; если же окажется неимущим, то пусть продадут у него все, что только можно, так что даже и одежды, в которых он ходит, и те пусть с него снимут, а о недостающем пусть принесет клятву по своей вере, что не имеет ничего, и только тогда пусть будет отпущен.Если же пожелаем мы, цари, у вас воинов против наших противников, да напишем о том великому князю вашему, и вышлет он нам столько их, сколько пожелаем: и отсюда узнают в иных странах, какую любовь имеют между собой греки и русские.Мы же договор этот написали на двух хартиях, и одна хартия хранится у нас, царей, – на ней есть крест и имена наши написаны, а на другой – имена послов и купцов ваших. А когда послы наши царские выедут, – пусть проводят их к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, приняв хартию, поклянутся истинно соблюдать то, о чем мы договорились и о чем написали на хартии этой, на которой написаны имена наши.Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью святого Ильи в предлежании честного креста и хартии этой соблюдать все, что в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а если нарушит это кто-либо из нашей страны – князь ли или иной кто, крещеный или некрещеный, – да не получит он помощи от Бога, да будет он рабом в загробной жизни своей и да будет заклан собственным оружием.А некрещеные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи, обручи и иное оружие, чтобы поклясться, что все, что написано в хартии этой, будет соблюдаться Игорем, и всеми боярами, и всеми людьми Русской страны во все будущие годы и всегда.Если же кто-нибудь из князей или из людей русских, христиан или нехристиан, нарушит то, что написано в хартии этой, – да будет достоин умереть от своего оружия и да будет проклят от Бога и от Перуна за то, что нарушил свою клятву.И если на благо Игорь, великий князь, сохранит любовь эту верную, да не нарушится она до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит, в нынешние времена и во все будущие».Послы, посланные Игорем, вернулись к нему с послами греческими и поведали ему все речи царя Романа. Игорь же призвал греческих послов и спросил их: «Скажите, что наказал вам царь?». И сказали послы царя: «Вот послал нас царь, обрадованный миром, хочет он иметь мир и любовь с князем русским. Твои послы приводили к присяге наших царей, а нас послали привести к присяге тебя и твоих мужей». Обещал Игорь сделать так. На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его – сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы и Хазар, – это была соборная церковь, так как много было христиан – варягов. Игорь же, утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их мехами, рабами и воском, и отпустил их; послы же пришли к царю и поведали ему все речи Игоря, и о любви его к грекам.Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея ко всем странам. И пришла осень, и стал он замышлять пойти на древлян, желая взять с них еще большую дань.
Смерть Игоря.
Казнь князя Игоря древлянами. Рисунок Ф. БруниВ год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, – поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.
russian-history.info
Игорь – История Государства Российского – 6 серия - смотреть онлайн
Олег правил Киевом до 912 г. от имени Игоря – юного сына Рюрика. «Приученный с детства к повиновению, Игорь не дерзал требовать своего наследия от Правителя, окруженного блеском побед, славою завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законною, ибо он умел ею возвеличить Государство…»
В 903 году Олег выбрал для Игоря супругу, благонравную Ольгу. Она была простого варяжского рода и жила в деревне близ Пскова. Рассказывают, что юный Игорь, занимаясь там звериною ловлею, увидел сельскую девушку, заговорил с нею, поразился ее уму и скромности и предпочел всем другим невестам. В нравах тогдашних времен красота ценилась более знаменитого рода.
==>Все серии фильма “История Государства Российского” Карамзин
После смерти Олега Игорь стал киевским князем. Уже в первые годы ему пришлось воевать с древлянами, которые решили отделиться от Киева.Игорь довольно жестоко подавил восстание и обложил древлян и их столицу Искоростень дополнительной данью. Воевал он и с новыми грозными врагами – печенегами, надвигающимися на Русь с Урала. Они заняли Днепровские пороги, перекрывая, таким образом, торговые пути в Византию.
В 941 году Игорь решается и на войну с самой Византией. Причиной стало несоблюдение императором условий договора, заключённого ещё Олегом. Если верить летописцам, в этот поход Игорь снарядил 10 000 судов. Пройдя по Днепру и двигаясь к Царьграду, россы опустошили всё юго-западное побережье Чёрного моря и берега Босфора. Однако империя успела собрать войска, и битву на суше греки выиграли.
Рассчитывая победить в морском сражении, Игорь поставил на якорь свой флот возле маяка. Византийцы вышли в море и зажгли русские корабли с помощью «греческого огня» – зажигательной смеси из нефти и серы. Русским воинам это оружие показалось небесною молнией и произвело на них страшное впечатление. Игорь вернулся в Киев.
Но поражение не сломило князя. Два года спустя он вновь собрал войско и пошел на Византию. Князь Игорь нанял варяг и печенегов, и многочисленное войско двинулось на ладьях и по суше. Греческие жители Херсонеса, имея быстроходные суда, успели предупредить императора, «…что море покрылось кораблями российскими», и греки предпочли не доводить дело до столкновения. Навстречу Игорю выехали послы. Встретив россов возле устья Дуная, они предложили Игорю такую же дань, которую когда-то дали Олегу.
Согласно обычаю князь посоветовался с дружиной. Воины ответили: «Когда царь без войны даёт нам серебро и золото, то чего более можем требовать? Известно ли, кто одолеет? Мы ли? Они ли? И с морем кто советен?». Игорь принял у греков дары для воинов и родственников погибших и, оставив печенегов разорять Болгарию, возвратился в Киев.
В ноябре 945 года Игорь, как обычно, отправился за сбором дани к древлянам. Получив дань, он, по наущению дружины, отпустил войско и направился с отрядом приближенных к городу Искоростеню, чтобы потребовать дань лично для себя. Возмущённые повторным побором древляне решили напасть на его слабую дружину. «Надобно умертвить хищного волка, или все стадо будет его жертвою». Они вооружились под началом своего князя именем Мал, вышли из города, убили Игоря со всею дружиною и погребли тела недалеко оттуда. По легенде Игоря казнили очень жестоко – привязали за ноги к двум наклонённым деревьям, а затем отпустили стволы. В Киеве осталась жена Игоря – княгиня Ольга и малолетний сын их Святослав.
Смотрите также
Статьи на эту же тему:
www.istorio.net
Князь Игорь | РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ
Хронология жизни и деятельность Игоря
912-945 Правление Игоря.
914 Вернул древлян под власть Киева.
914-917 Война с уличанами, присоединение их к Киеву.
915 Первое нападение печенегов на Русь
920 Мирный договор с печенегами, но непрочный.
938 Покорение древлян, радимичей, тиверцев.
941 Неудачный поход на Византию.
944 Второй поход на Византию, откуп византийцев.
944 Успешные походы в Закавказье.
945 Мирный торговый договор с Византией.
945 Убийство Игоря древлянами.
Игорь (912–945) продолжил деятельность своего предшественника-опекуна (дяди или племянника) Олега. Став после смерти Олега (912 г.) великим князем, он подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем, подавил антикиевское восстание древлян.
Игорь, княживший почти столько же лет, сколько Олег, не оставил после себя подробностей своего княжения на протяжении почти четверти века. Может, они просто не сохранились? Но всё же достоверно известно, что при нём были покорены уличи (союз славянских племён в Нижнем Приднепровье). Усмирил он и древлян, которые после смерти Олега пытались противиться сбору дани. Игорь заставил их платить установленную Олегом дань, две трети которой русские князья отдавали тогда хазарам, находясь в зависимости от них. «Игорь в возрасте мужа принял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследника государя великого или презирают недостойных», – писал Н. М. Карамзин.
Древляне, получив в вокняжение Игоря, отложились от Киева. В 914 году Игорь пошел на древлян и, победив их, возложил на них дань больше прежней. Вслед за тем воевода князя Свенельд двинулся на юг против уличей и после трехлетней осады взял их город Пересечен. В награду за эту победу Игорь отдал Свенельду древлянскую дань.
В 915 году на Русь впервые напали печенеги – объединённые племена заволжских кочевников – упорная борьба между Русью и Великой Степью продолжалась. Игорю пришлось воевать с опаснейшим врагом Русской земли – с печенегами.
Это кочевые племена тюркского происхождения. Они не знали земледелия, не строили домов, а жили в шатрах, переносимых с одного места кочевья на другое. Они имели великолепную быстроногую конницу и с её помощью, а также с помощью луков и стрел опустошали территории народов, населявших юг Восточной и Центральной Европы. Греки, правда, откупались от их набегов и даже натравливали печенегов, опять же с помощью золота, на врагов Византии. Доставалось от печенегов и хазарам. Первое упоминание в летописи о печенегах относится к 915 г. Они нападали не только на южные границы Руси, но и подходили даже к Киеву. Поэтому охране южных рубежей Игорь придавал большое значение. Есть сведения, что Игорь не только боем отражал набеги печенегов, но и заключал с ними договоры. После этого они в течение нескольких лет вообще не тревожили границы русских земель.
Слава князя Олега и его богатая добыча не давали покоя Игорю, и он совершил два похода на Византию. Первый поход на греков в 941 году окончился полной неудачей. Царь Роман был предупрежден болгарами и встретил Игоря во всеоружии: выслал свой флот на встречу Игоревым судам и сжег их. Спасаясь от разгрома остатки дружины, высадились на берег Малой Азии и стали грабить окрестные поселения, но византийцы выдворили их и оттуда. Игорь с уцелевшей дружиной бесславно вернулся в Киев.
«Повесть временных лет» отмечает алчность и жадность Игоря. Игорь не отчаялся, стал готовиться ко второму походу. К 944 году он собрал многих воинов: варягов, русь, полян, словен, кривичей, тивирцев, нанял печенегов, взял у них заложников и пошел на греков в ладьях и на конях. Услышав об этом, корсунцы (то есть жители Херсонеса, греческой колонии в Крыму) послали к царю Роману со словами: "Вот, идет Русь, покрыла все море кораблями, нельзя и сосчитать". Так же и болгары послали весть, говоря: " Идет Русь и наняла с собой печенегов". Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани". Царь Роман и князь Игорь вступили в переговоры и заключили новый договор (945г.) между Византией и Русью. Установили «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит». В договоре присутствуют более благоприятные условия для торговли с Византией, чем раньше и здесь же впервые встречаем выражение «Русская земля».
В тот же год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы". И послушал их Игорь, рассказывает летопись, и пошел к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую; и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же он шел назад, поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет он снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадился волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало. И погребен был Игорь в Древлянской земле у Искоростеня.
Он чуть было не поставил Русь спустя меньше чем столетие после её образования на грань распада. И лишь мудрая, терпеливая и в то же время целеустремлённая и жёсткая внешняя политика Ольги спасла положение, держава вновь укрепилась».
Сведения о семье Игоря противоречивы. Вероятнее всего у него было несколько жён, в их числе и Ольга, мать будущего великого князя киевского Святослава.
Послесловие
Игорь, отмечает С.М. Соловьев, представлен князем недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде уже подчиненным племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка, подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад, потому что не уверены в своем мужестве и бояться бури. Но к этим чертам Игорева характера в предании о нем, считает С.М. Соловьев, прибавлена еще другая – корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью не делиться с дружиною.
Художественная литература
"Князь Игорь" Василий Сидугин
Великий князь Киевский, покоритель древлян и угличей, победитель печенегов, гроза Царьграда и Каспия, - князь Игорь всю жизнь был глубоко несчастным человеком, который до седых волос так и не смог забыть свою первую любовь. Еще в юности он полюбил Елицу, невесту древлянского князя Мала, но жениться вынужден был на другой. И вот на склоне лет Игорь решает посетить места, где когда-то встречался с любимой. Здесь, на древлянской земле, его подстерегает князь Мал, не простивший былой обиды... Этот пронзительный роман опровергает все прежние представления о князе Игоре. Еще в школе нас учили, что он якобы погиб из-за собственной жадности - мол, древляне убили его за попытку дважды собрать с них дань. На самом деле подлинная история князя Игоря - не о грабеже и алчности, а о великой любви...
maxpark.com