Первооткрыватели Антарктиды. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Михаил Петрович Лазарев. Кто открыл Антарктиду? Первооткрыватель лазарев
Первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев
14 ноября 1788 года родился Михаил Петрович Лазарев (ум. 1851), адмирал, совершивший три кругосветных плавания и открывший Антарктиду вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном.
В 1800 году поступил в Морской кадетский корпус. В 1808—1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812. В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в плавание вокруг земного шара. Оно длилось до 1815 года.
В апреле 1819 года Лазарев, командуя шлюпом «Мирный»,отправился к Южному полюсу вместе с Белинсгаузеном, командовавшим шлюпом «Восток». Им принадлежит открытие Антарктиды.
10 июня — 6 октября 1827 года Лазарев, командуя кораблём «Азов», совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября1827 года, являясь командиром «Азова», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика) , а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.
В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833 года. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. В том же году он был произведен в вице-адмиралы. Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближенной к боевой.
Особая заслуга Лазарева в подготовке командиров, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской войны 1853—1856 годов. Он был наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.
Великий адмирал скончался в 1851 году. Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе. Там же впоследствии были похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.
Ещё в этот день:
Первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев
В ночь с14 на 15 ноября 1941 года при выполнении боевого задания погибла подводная лодка Л-2.
Она была заложена 6 сентября 1929 года на заводе № 189 в Ленинграде под именем «Марксист». Спуск на воду состоялся 21 мая 1931 года. В 1932 году лодка получила имя «Сталинец», а 24 октября 1933 года вошла в состав Балтийского флота. 12 ноября 1941 года в 18:00 лодка вышла из Кронштадта на минную постановку в Данцигскую бухту в составе конвоя № 4, направлявшегося на о. Ханко. В ночь с 14 на 15 ноября лодка подорвалась на трёх донных минах и затонула. Почти весь экипаж погиб. Вместе со всеми известный поэт-маринист Алексей Лебедев, служивший на Л-2 штурманом.
14 ноября 1942 года погиб Константин Сергеевич Заслонов (р. 1910), Герой Советского Союза, командир партизанского отряда и бригады, с октября 1942 командующий всеми партизанскими силами Оршанской зоны.
Родился в семье рабочего 7 января 1910 года. В 1930 году окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. С 1935 помощник начальника паровозного депо Новосибирска, с 1937 начальник паровозного депо станции Рославль, с 1939 — паровозного депо Орша. В начале войны при подходе немецких войск к Орше эвакуировался в Москву и работал в депо им. Ильича.
В октябре 1941 по собственной просьбе был отправлен в тыл врага в составе группы железнодорожников. Партизанский псевдоним — «Дядя Костя». Создал подпольную группу, участники которой путём применения «угольных мин» (мины, замаскированные под каменный уголь) за три месяца подорвали 93 немецких паровоза.
Ввиду угрозы ареста в марте 1942 года Заслонов с группой покинул Оршу и организовал партизанский отряд, который провёл ряд успешных боевых рейдов в районе Витебск — Орша — Смоленск, уничтожив большое количество вражеских солдат и техники. 14 ноября 1942 года Константин Заслонов геройски погиб в бою с карательным отрядом у д. Куповать Сенненского района.
14 ноября 1938 года звание Героя Советского Союза присвоено военным летчикам Благовещенскому Алексею Сергеевичу и Полынину Федору Павловичу.
Оба проявили героизм в боях с японскими захватчиками в Китае.
Алексей Благовещенский родился 5 (18) октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). В 1929 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), с 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота. С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16. С декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника. В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. Командовал 54-й истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе). Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях. Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942-феврале 1945 — командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Корпус под его командованием сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской и Орловской операциях, освобождении Белоруссии и Литвы, в Висло-Одерской операции. 9 февраля 1945 года был тяжело ранен (подорвался на мине) на аэродроме города Любин (Польша). До мая 1945 года находился на излечении в госпитале. За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.После войны — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.
Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Федор Полынин в РККА с 1928 года. Окончил Вольскую лётную школу, школу лётчиков в Оренбурге, курсы усовершенствования командного состава Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в 1935 году. С ноября 1937 по апрель 1938 участвовал в Японо-китайской войне. Полынин командовал бомбардировочной авиагруппой: на самолёте СБ принимал участие в бомбардировке японского аэродрома на острове Формоза (Тайвань). В должности командующего ВВС 13-й армии Полынин участвовал в советско-финской войне.На фронтах Великой Отечественной войны Полынин c июня 1941 года в должности командира 13-й бомбардировочной авиационной дивизии. Командующий 6-й воздушной армией. С октября 1944 — командующий ВВС Войска Польского. В 1959—1971 годах — начальник тыла ВВС. С 1971 года в отставке.
Подробнее »
Первооткрыватели Антарктиды. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Михаил Петрович Лазарев. Кто открыл Антарктиду?
Антарктида - это континент, который находится на самом юге нашей планеты. Центр его совпадает (примерно) с южным географическим полюсом. Океаны, омывающие Антарктиду: Тихий, Индийский и Атлантический. Сливаясь, они образуют Южный океан.
Несмотря на суровые климатические условия, фауна этого материка все-таки существует. Сегодня обитатели Антарктиды - это более 70 видов беспозвоночных. Также здесь гнездятся четыре вида пингвинов. Еще в глубокой древности встречались обитатели Антарктиды. Это доказывают останки динозавров, найденные здесь. На этой земле даже родился человек (это произошло впервые в 1978 году).
После высказывания Джеймса Кука о том, что земли, находящиеся за Южным полярным кругом, недоступны, более 50-ти лет ни один мореплаватель не захотел опровергнуть на практике мнение такого крупного авторитета. Впрочем, следует отметить, что в 1800-10 гг. в Тихом океане, его субантарктической полосе, английские моряки обнаружили небольшие земли. В 1800 году Генри Уотерхауз нашел здесь о-ва Антиподов, в 1806 Абрахам Бристоу открыл о-ва Окленд, а в 1810 году Фредерик Хесселбро натолкнулся на о. Кэмпбелл.
Открытие Новой Шетландии У. Смитом
Уильям Смит, еще один капитан из Англии, шедший с грузом в Вальпараисо на бриге "Уильямс", был отброшен штормом у мыса Горн на юг. В 1819 году, 19 февраля, он два раза видел землю, расположенную далее к югу, и принял ее за оконечность Южного материка. У. Смит возвратился домой в июне, и рассказы его об этой находке очень заинтересовали зверобоев. Второй раз он отправился в Вальпараисо в сентябре 1819 года и двинулся из любопытства к "своей" земле. Он 2 дня обследовал побережье, после чего вступил во владение ей, названной позже Новой Шетландией.
Идея организовать русскую экспедицию
Сарычев, Коцебу и Крузенштерн выступили инициаторами русской экспедиции, цель которой состояла в поисках Южного материка. Александр I одобрил их предложение в феврале 1819 года. Однако выяснилось, что времени у мореплавателей осталось очень мало: отплытие планировалась летом этого же года. Из-за спешки в состав экспедиции были включены разнотипные суда - переоборудованный в шлюп транспорт "Мирный" и шлюп "Восток". Оба корабля к плаванию в тяжелых условиях полярных широт не были приспособлены. Их командирами стали Беллинсгаузен и Лазарев.
Биография Беллинсгаузена
Фаддей Беллинсгаузен родился на острове Эзель (ныне - Сааремаа, Эстония) 18 августа 1779 года. Общение с моряками, близость моря с раннего детства способствовали тому, что мальчик полюбил флот. В возрасте 10 лет его отдали в Морской корпус. Беллинсгаузен, будучи гардемарином, совершил плавание в Англию. В 1797 году он окончил корпус и служил в чине мичмана на кораблях Ревельской эскадры, плававших в Балтийском море.
Фаддей Беллинсгаузен в 1803-06 годы принимал участие в плавании Крузенштерна и Лисянского, что послужило для него отличной школой. Моряк по возвращении на родину продолжил свою службу в Балтийском флоте, а затем, в 1810 году, был переведен в Черноморский флот. Здесь он командовал сначала фрегатом "Минерва", а затем "Флора". Большая работа была проделана за годы службы на Черном море по уточнению морских карт в районе Кавказского побережья. Беллинсгаузен также осуществил ряд астрономических наблюдений. Он точно определил координаты важнейших пунктов побережья. К руководству экспедицией, таким образом, он пришел уже опытным моряком, ученым и исследователем.
Кто такой М. П. Лазарев?
Под стать ему был и его помощник, командовавший "Мирным", - Лазарев Михаил Петрович. Это был опытный, образованный моряк, впоследствии ставший прославленным флотоводцем и основателем Лазаревской морской школы. Лазарев Михаил Петрович родился в 1788 году, 3 ноября, во Владимирской губернии. В 1803 году он окончил Морской корпус, а затем в течение 5-ти лет плавал в Средиземном и Северном морях, в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Лазарев по возвращении на родину продолжил службу на корабле "Всеволод". Он был участником боев против англо-шведского флота. Во время Отечественной войны Лазарев служил на "Фениксе", участвовал в высадке десанта в Данциге.
По предложению совместной российско-американской компании в сентябре 1813 года он стал командиром корабля "Суворов", на котором совершил первое свое кругосветное путешествие к берегам Аляски. Во время этого плавания он показал себя решительным и искусным морским офицером, а также смелым исследователем.
Подготовка к экспедиции
Долгое время была вакантной должность капитана "Востока" и начальника экспедиции. Только за месяц до выхода в открытое моря на нее был утвержден Ф.Ф. Беллинсгаузен. Поэтому работы по набору экипажей двух этих кораблей (порядка 190 человек), а также обеспечению их необходимым для долгого путешествия и переоборудованию в шлюп "Мирного" легли на плечи командира этого корабля, М.П. Лазарева. Главная задача экспедиции была обозначена как чисто научная. "Мирный" и "Восток" отличались не только своими размерами. "Мирный" был удобнее и в одном лишь проигрывал "Востоку" - в скорости хода.
Первые открытия
Оба корабля 4 июля 1819 года вышли из Кронштадта. Так началась экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева. Моряки достигли о. Южной Георгии в декабре. Они 2 дня осуществляли опись юго-западного берега этого острова и открыли еще один, который был назван в честь Анненкова, лейтенанта "Мирного". После этого, взяв курс на юго-восток, корабли открыли 22 и 23 декабря 3 небольших острова вулканического происхождения (Маркиза де Траверсе).
Затем, двигаясь к юго-востоку, мореплаватели Антарктиды достигли открытой Д. Куком "Земли Сандвича". Это, как оказалось, архипелаг. При ясной погоде, редкой в этих местах, 3 января 1820 года русские подошли вплотную к Южному Туле - наиболее близкому к полюсу участку суши, открытому Куком. Они обнаружили, что "земля" эта состоит из 3-х скалистых островов, покрытых вечным льдом и снегом.
Первое пересечение Южного полярного круга
Русские, обходя тяжелые льды с востока, 15 января 1820 года впервые пересекли Южный полярный круг. На другой день они встретили на своем пути ледники Антарктиды. Они достигали огромной высоты и простирались за горизонт. Участники экспедиции продолжили двигаться к востоку, однако всегда встречали этот материк. В этот день была решена проблема, которую Д. Кук считал неразрешимой: русские подошли к северо-восточному выступу "ледяного континента" менее чем на 3 км. Через 110 лет льды Антарктиды усмотрели норвежские китобои. Они назвали этот материк Берегом Принцессы Марты.
Еще несколько приближений к материку и обнаружение шельфового ледника
"Восток" и "Мирный", пытаясь обойти непроходимые льды с востока, еще 3 раза пересекали в это лето полярный круг. Они хотели пройти ближе к полюсу, однако не могли продвинуться дальше, чем в первый раз. Много раз кораблям угрожала опасность. Внезапно ясный день сменялся мрачным, шел снег, крепчал ветер, и горизонта становилось практически не видно. В этом районе был обнаружен шельфовый ледник, названный в 1960 году в честь Лазарева. Он был нанесен на карту, правда, намного севернее его нынешнего положения. Тем не менее ошибки здесь нет: как теперь установлено, шельфовые ледники Антарктиды отступают к югу.
Плавание в Индийском океане и стоянка в Сиднее
Кончилось короткое антарктическое лето. В 1820 году, в начале марта, "Мирный" и "Восток" разлучились по договоренности для того, чтобы лучше осмотреть 50-е широты Индийского океана в юго-восточной части. Они встретились в апреле в Сиднее и простояли здесь месяц. Беллинсгаузен и Лазарев в июле обследовали архипелаг Туамоту, обнаружили здесь ряд обитаемых атоллов, которые не были нанесены на карты, и назвали их в честь русских государственных деятелей, флотоводцев и полководцев.
Дальнейшие открытия
К. Торсон высадился впервые на атоллах Грейга и Моллера. А находящиеся на западе и в центре Туамоту были названы Беллинсгаузеном о-вами Россиян. На северо-западе на карте появился остров Лазарева. Корабли оттуда отправились к Таити. 1 августа к северу от него они обнаружили о. Восток, а 19 августа на обратном пути к Сиднею обнаружили к юго-востоку от Фиджи еще несколько островов, включая о-ва Симонова и Михайлова.
Новый штурм материка
В ноябре 1820 года, после стоянки в Порт-Джэксоне, экспедиция отправилась к "льдинному материку" и выдержала в середине декабря сильную бурю. Шлюпы еще трижды пересекали полярный круг. Дважды они близко к материку не подходили, однако в третий раз увидели явные признаки земли. В 1821 году, 10 января, экспедиция продвинулась на юг, однако была вынуждена вновь отступить перед возникшим ледяным барьером. Русские, повернув на восток, увидели через несколько часов берег. Остров, покрытый снегом, был назван в честь Петра I.
Открытие Берега Александра I
15 января при ясной погоде первооткрыватели Антарктиды увидели землю на юге. С "Мирного" открылся высокий мыс, соединенный с цепью невысоких гор узким перешейком, а с "Востока" виднелся гористый берег. Беллинсгаузен его назвал "Берегом Александра I". Пробиться к нему из-за сплошного льда, к сожалению, не удалось. Беллинсгаузен вновь повернул к югу и вышел в пролив Дрейка, обнаружив здесь Новую Шетландию, открытую У. Смитом. Первооткрыватели Антарктиды исследовали ее и обнаружили, что она представляет собой цепь островов, которые простираются почти на 600 км в восточном направлении. Некоторые Южные Шетландские острова были названы в память о сражениях с Наполеоном.
Итоги экспедиции
30 января было обнаружено, что "Востоку" требуется капитальный ремонт, и было решено повернуть на север. В 1821 году, 24 июля, шлюпы возвратились в Кронштадт после путешествия длиной в 751 день. За это время первооткрыватели Антарктиды находились под парусами 527 дней, а 122 из них - южнее 60° ю. ш.
По географическим результатам совершенная экспедиция стала величайшей в 19 веке и первой в истории русской антарктической экспедицией. Была обнаружена новая часть света, названная позже Антарктидой. К ее берегам 9 раз подходили русские моряки, а четырежды приближались на расстояние 3-15 км. Первооткрыватели Антарктиды впервые охарактеризовали примыкающие к "ледяному континенту" крупные акватории, классифицировали и описали льды материка, а также в общих чертах указали верную характеристику его климата. 28 объектов было нанесено на карту Антарктики, и все они получили русские названия. В тропиках и в высоких южных широтах открыто было 29 островов.
fb.ru
Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды. Путешественники
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852), русский мореплаватель, адмирал, участник кругосветных плаваний, руководитель первой русской антарктической (кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 года Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.
Михаил Петрович Лазарев (1788–1851), русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, совершил три кругосветных плавания, в том числе в 1819–1821 годах командиром шлюпа «Мирный» в экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду. С 1833 года главнокомандующий Черноморским флотом и портами Чёрного моря.
То, что за Южным полярным кругом может находиться обширная земля, у большинства географов и мореплавателей сомнения не вызывало. Другое дело, что плавать в этих ледяных широтах было чрезвычайно трудно. А после того, как в 1773 году сам Джеймс Кук, уверенный в существовании там земли, заявил о её недоступности, попытки пробиться к ней надолго прекратились. Только в начале ХIХ века английские моряки открыли несколько небольших островов между 50 и 55 градусами южной широты. Капитан У.Смит, пройдя в 1819 году южнее пролива Дрейка, открыл там остров, названный им Южной Шетландией.
К этому времени Россия, окрылённая победой над Наполеоновской коалицией и возросшим влиянием в Европе и мире, осознала себя и как великая морская держава. Бывалые мореплаватели И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и полярный исследователь адмирал Г.А. Сарычев выступили с инициативой – снарядить русскую экспедицию для поисков Южного материка. После высочайшего одобрения проекта Александром I морское министерство уже в начале февраля 1819 года сформулировало научную задачу экспедиции: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».
Далее всё делалось в «лучших» традициях российского начальства. Выяснилось, что «срок – вчера!» Старт намечался на лето того же года. Наиболее подходящим для выполнения столь серьёзного государственного задания был признан шлюп – трёхмачтовый военный корабль с пушками на верхней палубе. Такие суда состояли в военно-морском флоте России первой половины ХIХ века. В административной спешке экспедиция была составлена из шлюпа «Восток» (водоизмещением 985 т) и транспорта, который был срочно переоборудован в шлюп водоизмещением 884 т под названием «Мирный». При этом оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных водах. Кроме того, «Восток» и «Мирный» имели разные скорости хода – 18,5 и 14,8 км/ч соответственно.
«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. В течение декабря, обследуя окрестности острова Южная Георгия, русские моряки открыли несколько островов и дали им имена участников экспедиции офицеров М.Д. Анненкова, А.С. Лескова, К.П. Торсона и И.И. Завадовского. Группа островов Маркиза де Траверсе получила своё название в честь морского министра. Юго-восточнее суда прошли к Земле Сандвича, открытой Д. Куком, и выяснили, что это – архипелаг. Ему дали название Южные Сандвичевы острова. После обнаружения подводного хребта, простирающегося на 3,5 тысячи км в западной части Атлантического океана, мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский записал: «Теперь очевидно, что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского и предположительно считается подводным продолжением Анд.
Плавание проходило в тяжелейших погодных условиях. Долгими неделями и месяцами беспрестанно шёл снег, его сменяли сплошные туманы, корабли вынуждены были почти вслепую лавировать между огромными льдинами и целыми ледяными горами – айсбергами. Во время снежных штормов температура опускалась до минус пяти градусов Цельсия, что при ураганном ветре соответствует температуре в минус двадцать градусов и ниже.
Ясная погода, обрадовавшая моряков 3 января 1820 года, позволила подойти к Южному Туле – ближайшей к полюсу земле, открытой Д.Куком, и обнаружить, что она состоит из трёх скалистых островов, покрытых вечным снегом и льдом. Это дало основания предположить, что за ними должны быть новые острова или даже материк.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев. История открытия Антарктиды
Кто из путешественников открыл Антарктиду? Ответ вы узнаете из этой статьи. Достоверное, окончательное ее открытие произошло в 1820 году. Именно этим годом начинается история Антарктиды. Сначала люди могли только предполагать, что этот материк существует.
Антарктида - наиболее высокий на Земле континент. Более 2 тыс. метров составляет средняя высота поверхности над уровнем моря Антарктиды. Четырех тысяч метров достигает она в центре материка.
Прежде чем рассказать о том, кто из путешественников открыл Антарктиду, скажем пару слов о мореплавателях, которые вплотную приблизились к этому великому открытию.
Первые догадки о существовании материка
У участников экспедиции, осуществленной Португалией в 1501-1502 годах, возникли первые догадки. Америго Веспуччи принял участие в этом плавании. Этот флорентийский путешественник, благодаря весьма причудливому стечению различных обстоятельств, дал свое имя названию двух огромных материков. Однако вышеупомянутой экспедиции не удалось продвинуться дальше о. Южная Геогрия, который находится довольно далеко от Антарктиды. Веспуччи свидетельствовал о том, что холод был настолько силен, что путешественники не могли его переносить.
Издавна манила людей Антарктида. Путешественники предполагали, что здесь находится огромный материк. Джеймс Кук проник раньше других в антарктические воды. Он развенчал существовавший миф о том, что здесь расположена Неведомая Южная Земля огромных размеров. Однако этот мореплаватель вынужден был лишь предполагать, что возле полюса может находиться континент. Он считал, что его наличие доказывает множество ледяных островов, а также плавающих льдов.
Лазарев и Беллинсгаузен
Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Навсегда были вписаны два имени в историю географических открытий. Это Ф.Ф. Беллинсгаузен (годы жизни - 1778-1852) и М.П. Лазарев (1788-1851).
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен появился на свет в 1778 году. Он родился на расположенном в Балтийском море острове Сааремаа, принадлежащим сегодня Эстонии. Учился мореплаватель в Морском кадетском корпусе.
Беллинсгаузен мечтал с раннего детства о морских просторах. Он писал, что родился среди моря, поэтому, как рыба без воды, не может жить без него. Фаддей Фаддеевич в 1803-1806 годах принял участие в путешествии (первом кругосветном, совершенном русскими моряками) на корабле "Надежда", руководил которым Иван Крузенштерн.
Лазарев был на 10 лет моложе. Он совершил 3 кругосветных путешествия за свою жизнь. Мореплаватель участвовал в 1827 году в Наваринском морском сражении, после чего в течение почти двадцати лет был командиром Черноморского флота. Среди учеников его были такие выдающиеся флотоводцы России, как Владимир Истомин, Павел Нахимов, Владимир Корнилов.
"Восток" и "Мирный"
Лазарева и Беллинсгаузена судьба свела в 1819 году. Тогда Морское министерство хотело снарядить экспедицию к Южному полушарию. Нелегкое путешествие предстояло осуществить двум кораблям, хорошо оборудованным. Командиром шлюпа "Восток" был назначен Беллинсгаузен. Лазарев руководил "Мирным". В честь этих кораблей много десятилетий спустя названы будут первые антарктические станции СССР.
Первые открытия
Экспедиция в 1819 году, 16 июля, начала плавание. Кратко следующим образом формулировалась ее цель: открытия вблизи Антарктического полюса. Предписывалось мореплавателям исследовать Землю Сандвича (сегодня это Южные Сандвичевы острова, которые некогда были обнаружены Куком), а также Южную Георгию, после чего изыскания продолжать до отдаленной широты, которую только можно будет достигнуть.
Удача сопутствовала "Мирному" и "Востоку". Был описан подробно остров Южная Георгия. Мореплаватели установили, что Земля Сандвича является целым архипелагом. Островом Кука Беллинсгаузен назвал самый большой остров этого архипелага. Оказались выполнены первые предписания полученной инструкции.
Открытие Антарктиды
На горизонте уже виднелись ледяные просторы. Корабли продолжили путь вдоль их кромки с запада на восток. В 1820 году, 27 января, экспедиция пересекла Южный полярный круг. А уже на следующий день ее участники вплотную подошли к Антарктическому материку, его ледяному барьеру. Лишь более чем 100 лет спустя эти места посетили вновь. На сей раз это были норвежские исследователи Антарктиды. Они дали им название Берег Принцессы Марты.
Беллинсгаузен 28 января записал в своем дневнике, что, продолжив двигаться на юг, экспедиция обнаружила в полдень льды, которые сквозь шедший снег представлялись в виде белых облаков. Мореплаватели, пройдя на юго-восток еще две мили, оказались уже "в сплошных льдах". Огромное поле, усеянное буграми, простиралось вокруг. Так Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев.
В условиях намного лучшей видимости находился корабль Лазарева. Капитан судна наблюдал "лед чрезвычайной высоты", который простирался до горизонта. Он и был частью ледяного щита, который покрывал Антарктиду. А 28 января этого же года вошло в историю как дата, когда Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктический материк. Еще дважды (2 и 17 февраля) "Мирный" и "Восток" подходили близко к берегам Антарктиды. Согласно инструкции, следовало отыскать "неизвестные земли". Однако даже наиболее решительные из составителей этого документа не могли предвидеть такого успешного выполнения задания.
Повторное плавание к Антарктиде
Приближалась зима в Южном полушарии. Корабли, сместившись к северу, бороздили в умеренных и тропических широтах воды Тихого океана. Так прошел год. Затем "Мирный" и "Восток", командовали которыми Беллинсгаузен и Лазарев, направились к Антарктиде вновь. Они пересекали трижды Южный полярный круг.
Остров Петра I
Глазам путешественников в 1821 году, 22 января, предстал неизвестный остров. Он был назван Беллинсгаузеном островом Петра Первого. 28 января, то есть ровно год с момента открытия Антарктиды, в солнечную, безоблачную погоду экипажи наблюдали гористый берег, который простирался за пределы видимости к югу.
Земля Александра I
Впервые на географических картах возникла Земля Александра I. Никаких сомнений больше не оставалось: Антарктида - это не просто ледяной массив, а настоящий материк. Беллинсгаузен, впрочем, не упоминал ни разу об открытии материка. Дело было отнюдь не в ложной скромности. Мореплаватель понимал, что можно делать окончательные выводы, лишь проведя необходимые исследования на берегу Антарктиды. Ни об очертаниях, ни о размерах континента он не мог составить даже приблизительного представления. Многие десятилетия ушли на исследавания.
Исследование Южных Шетлендских островов
Завершая "одиссею", мореплаватели исследовали подробно Южные Шетлендские острова. Прежде о них было известно только то, что В. Смит, англичанин, их наблюдал в 1818 году. Острова эти были нанесены на карту и описаны. В Отечественной войне 1812 года участвовали многие спутники Лазарева и Беллинсгаузена. Поэтому отдельные острова в память об ее сражениях получили следующие названия: Ватерлоо, Лейпциг, Березина, Смоленск, Малоярославец, Бородино. Однако в дальнейшем английские мореплаватели их переименовали, что представляется не совсем справедливым. На Ватерлоо, между прочим (Кинг-Джордж - современное его название), основана была в 1968 году наиболее северная научная станция СССР в Антарктиде под названием "Беллинсгаузен".
Возвращение в Кронштадт
В 1821 году, в конце января, Фаддей Фаддеевич направил на север корабли, изрядно потрепанные плаванием во льдах и штормами. 751 день продолжалось плавание русских кораблей. Протяженность путешествия составила примерно 100 тысяч километров (то есть столько, сколько получится, если обогнуть по экватору Землю два с четвертью раза). На карту были нанесены 29 новых островов. Так было положено начало освоения и изучения Антарктиды.
Вслед за русскими
Итак, Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Спустя две недели после того, как в 1820 году, 16 января, русская экспедиция, возглавляемая Лазаревым и Беллинсгаузеном, подошла к Антарктиде, Эдуард Бранцфильд, который двигался от Южных Шотландских островов к югу, увидел покрытый снегом высокий берег. Он был назван этим мореплавателем Землей Тринити (то есть Троицей). Исследователи Антарктиды увидели также две вершины гор. Это был Антарктический полуостров, северный его выступ, вытянувшийся на 1200 км в направлении Южной Америки. На Земле нет другого такого же длинного и узкого полуострова.
Антарктиду впервые после русских увидели моряки фирмы "Эндерби", двух зверобойных судов Англии, которые совершали под началом Джона Биско кругосветное путешествие. В 1831 году, в конце февраля, к гористой земле подошли эти суда. Она была принята ими за остров. Впоследствии земля эта определена была как выступ Восточной Антарктиды. Появились на карте названия гора Биско (самая высокая вершина на ней) и Земля Эндерби. Так Антарктиду открыл мореплаватель Джон Биско.
Этот путешественник в следующем году совершает еще одно открытие. Он встречает за нулевым меридианом несколько островов небольшой величины, за которыми находились горы Земли Грейама (так была названа им эта суша), которая продолжала Землю Александра I на восток. Собственным именем этого мореплавателя была названа цепочка небольших островов, хотя открытые им земли также считали долгое время после островами.
В последующее десятилетие плавания в Южном океане были открыты еще два-три "берега". Однако путешественники ни к одному из них не подходили.
В истории изучения Антарктиды особое место занимает экспедиция французов, возглавил которую Ж.С. Дюмон-Дюрвиль. В 1838 году, в январе, два его корабля ("Зеле" и "Астролябия") шли в Тихий океан из Атлантического, с юга огибая Америку. Исследователь ушел в поисках воды, свободной ото льда, далеко на юг, приблизившись к Антарктическому полуострову, северной его оконечности, которая была названа этим мореплавателем Землей Луи-Филиппа. Дюмон-Дюрвиль, выйдя в Тихий океан, свои суда направил в тропические воды. Однако от Тасмании затем повернул на юг и встретил на широте полярного круга ледяной берег, названный Землей Адели по имени своей жены. Это произошло в 1840 году, 20 января. Французы в этот же день высадились на остров. Можно сказать, что люди впервые в этот день вступили на землю Антарктиды, хотя это был все еще не материк, а только остров возле него.
Прочитав статью, вы узнали, в каком году открыли Антарктиду. Лишь в 1956 году, 5 января, на берег этого материка вступили первые российские исследователи. Это произошло, таким образом, через 136 лет после того, как Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен.
fb.ru
Путешествие и открытия Беллинсгаузена и Лазарева
«Отсутствие наше продолжалось 751 день; из сего числа дней мы в разных местах стояли на якоре 224, под парусами находились 527 дней; в сложности прошли всего 86 475 верст; пространство сие в 2 1/4 раза более больших кругов на земном шаре. В продолжение плавания нашего обретено 29 островов, в том числе в южном холодном поясе два, в южном умеренном — восемь, а 19 — в жарком поясе; обретена одна коральная мель с лагуном» (Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света. Часть II, гл. 7).
C древних времен географы верили в существование Южного материка (Terra Australis), который, несмотря на все усилия мореплавателей, долгое время оставался неведомым (Incognita). В разные годы за его северную оконечность принимали Огненную Землю, Новую Гвинею, Австралию (отсюда и название материка), Новую Зеландию. Настойчивые поиски Южного континента объяснялись не только научным интересом и отнюдь не праздным любопытством: они были продиктованы в первую очередь практическими — экономическими и геополитическими — соображениями.
Самый знаменитый мореплаватель XVIII в. Джеймс Кук тоже искал землю в высоких широтах Южного полушария. Благодаря двум его кругосветным путешествиям было доказано, что Новая Зеландия не является частью южнополярного континента, открыты Южные Сандвичевы острова и Южная Георгия. Корабли Кука плавали во льдах, заходили за Южный полярный круг, но так и не встретили ничего похожего на материк. Энтузиазм англичанина после этих экспедиций значительно поубавился, хотя он не исключал возможности существования крупного массива суши на самом полюсе. После путешествия Кука тема поисков Южного материка была закрыта почти на полвека. Даже картографы, до тех пор постоянно рисовавшие неоткрытый континент, стерли его со своих карт, «похоронив в пучине Мирового океана».
Однако в XIX в. интерес к исследованиям в Антарктике возродился — в связи со случайным открытием небольших островов в южных высоких широтах (Антиподов, Окленд, Маккуори и др.). В начале 1819 г. английский капитан Уильям Смит, огибавший Южную Америку, штормом был отнесен от мыса Горн к Южным Шетландским островам. В конце того же года он еще раз побывал в этом районе и высадился на острове Кинг Джордж, крупнейшем из группы.
В феврале 1819 г. российский император Александр I одобрил предложение известных мореплавателей И. Ф. Крузенштерна, Г. А. Сарычева и О. Е. Коцебу о снаряжении научно-исследовательской экспедиции в южнополярные воды с целью поиска неведомой земли. В июле 1819 г. (через 44 года после второго плавания Кука) в южные полярные широты отправились шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева соответственно. Одновременно с ними из Кронштадта вышли шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» во главе с М. Н. Васильевым и Г. С. Шишмарёвым, следовавшие кружным южным путем в арктические воды для поиска Северного морского пути из Тихого океана в Атлантический.
В конце июля все четыре корабля прибыли в Портсмут. Там в это время находился шлюп «Камчатка» под командованием В. М. Головнина, возвращавшийся в Кронштадт из кругосветного плавания. А еще в Портсмут зашел корабль «Кутузов» (капитан — Л. А. Гагемейстер), также завершавший кругосветку. На первый взгляд, удивительное совпадение. Но если вспомнить, сколько плавали в те годы русские, удивляться нечему. В ноябре суда южнополярной экспедиции остановились в Рио-де-Жанейро, а в конце месяца разошлись парами: «Открытие» и «Благонамеренный» отправились к мысу Доброй Надежды и далее к Тихому океану, «Восток» и «Мирный» двинулись на юг, в высокие широты.
В середине декабря «Восток» и «Мирный» подошли к Южной Георгии, ранее исследованной Куком. Экспедиции удалось уточнить ее карту и открыть поблизости небольшой остров Анненкова. Проследовав затем на юго-восток, Беллинсгаузен и Лазарев обнаружили несколько островков, которые назвали в честь офицеров из состава экспедиции (Завадовского, Лескова и Торсона). Все эти осколки суши оказались звеньями дугообразной островной цепочки, которую Кук ошибочно принял за часть большой Земли Сандвича. Беллинсгаузен назвал всю цепочку Южными Сандвичевыми островами, а одному из них дал имя Кука.
Покинув острова в начале января 1820 г., экспедиция продолжила плавание на юг. Обходя сплошные льды, 15 января моряки пересекли Южный полярный круг, а 16 января (28 по новому стилю), достигнув широты 69° 23’, увидели нечто необычное. Беллинсгаузен свидетельствует: «…Мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков… Пройдя… две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми». Это был названный впоследствии именем Беллинсгаузена шельфовый ледник, покрывающий Берег Принцессы Марты. День, когда русские мореплаватели увидели его, считается датой открытия Антарктиды.
А в это время британец Эдвард Брансфилд вместе с первооткрывателем Южных Шетландских островов Уильямом Смитом тоже подходил к Южному континенту. 18 января (30 по новому стилю) он приблизился к суше, названной им Землей Тринити. Англичане утверждают, что Барнсфилд достиг северной оконечности Антарктического полуострова, однако сделанные им карты не отличаются точностью, а судовой журнал, к сожалению, был утерян.
Но вернемся к русской экспедиции. Двигаясь в восточном направлении, «Восток» и «Мирный» 5—6 февраля еще раз приблизились к материку в районе Берега Принцессы Астрид. Беллинсгаузен пишет: «Льды к SSW притыкаются к льду гористому, твердо стоящему; закраины оного были перпендикулярны и образовали заливы, а поверхность возвышалась отлого к югу, на расстояние, пределов которого мы не могли видеть с салинга» (салинг — смотровая площадка в месте соединения мачты со стеньгой).
Между тем короткое антарктическое лето заканчивалось. Согласно инструкции, зиму экспедиции следовало провести в тропической части Тихого океана в поисках новых земель. Но сначала требовалось зайти в Порт-Джексон (Сидней) для ремонта и отдыха. Для перехода в Австралию шлюпы — впервые в ходе плавания — разделились, чтобы обследовать почти не изученный район Мирового океана.
Не найдя ничего заслуживающего внимания, Беллинсгаузен и Лазарев прибыли в Сидней — первый 30 марта, второй 7 апреля. В начале мая они снова вышли в море. Посетили Новую Зеландию, с 28 мая по 31 июня простояли в заливе Королевы Шарлотты. Отсюда направились на восток-северо-восток, к острову Рапа, а затем на север, к островам Туамоту. Здесь путешественников ждал «богатый улов»: один за другим были открыты и нанесены на карту острова Моллера, Аракчеева, Волконского, Барклая-де-Толли, Нихиру (ни моряка, ни политического деятеля с такой фамилией не существует, так остров называли туземцы), Ермолова, Кутузова-Смоленского, Раевского, Остен-Сакена, Чичагова, Милорадовича, Витгенштейна, Грейга. На Таити запаслись провизией и проверили приборы. Вернулись к островам Туамоту и открыли атолл, названный именем М. П. Лазарева (ныне Матаива). Отсюда экспедиция взяла курс на запад.
Южнее Фиджи были открыты острова Восток, Великого князя Александра, Михайлова (в честь художника экспедиции), Оно-Илау и Симонова (в честь астронома экспедиции). В сентябре шлюпы вернулись в Австралию, чтобы через полтора месяца снова уйти к ледяному континенту. В середине ноября экспедиция подошла к острову Маккуори, а оттуда направилась на юго-восток.
Обход ледяного континента с запада на восток продолжился, а при первой возможности шлюпы устремлялись к югу. Выбор общего направления движения был не случаен. В охватывающем Антарктиду океаническом кольце господствуют западные ветры и, естественно, плыть проще с попутными ветрами и по течению. Но у самых берегов ледяного континента ветры уже не западные, а восточные, поэтому каждая попытка приблизиться к материку сопряжена с немалыми трудностями. В антарктическое лето 1820—1821 гг. экспедиции лишь трижды удалось пробиться за Южный полярный круг. Тем не менее 11 января был открыт остров Петра I, а чуть позже Земля Александра I. Любопытно, что мореплаватели полагали, будто открытые ими земли являются не частями одного материка, а островами огромного полярного архипелага. Только после английской океанографической экспедиции на корвете «Челленджер» (1874 г.) была составлена карта берегов Антарктиды — не слишком точная, зато снявшая все вопросы относительно существования материка.
От Антарктиды шлюпы направились к Южным Шетландским островам, благодаря чему на карте появились новые русские названия. В конце января, после того как шлюп «Восток» дал течь и продолжение плавания в полярных широтах стало невозможным, Беллинсгаузен принял решение возвращаться в Россию. В начале февраля экспедиция пересекла меридиан столицы России, а 24 июля 1821 г. вернулась в Кронштадт.
Плавание Беллинсгаузена и Лазарева было отмечено не только многочисленными открытиями — оно оказалось весьма результативным и с точки зрения научных исследований. Благодаря новейшим приборам и многочисленным измерениям очень точно определялись географические координаты, а также магнитное склонение. Во время якорных стоянок устанавливалась высота приливов. Велись постоянные метеорологические и океанологические наблюдения. Большую ценность представляют ледовые наблюдения экспедиции.
Беллинсгаузен был произведен в капитаны 1-го ранга, а через два месяца в капитан-командоры, Лазарев — в капитаны 2-го ранга. Уже контр-адмиралом Беллинсгаузен участвовал в Турецкой кампании 1828—1829 гг., затем командовал дивизией Балтийского флота, в 1839 г. стал военным губернатором Кронштадта, получил чин адмирала и орден Владимира 1-й степени.
Лазарев стал единственным из русских военных моряков парусного флота, три раза ходившим вокруг света в качестве командира корабля. Вскоре после плавания вокруг Антарктиды он командовал линкором «Азов». Экипаж линкора отличился в знаменитом Наваринском сражении (1827 г.), а Лазарев был произведен в контр-адмиралы. В 1832 г. он занял пост начальника штаба Черноморского флота. Затем, уже в чине вице-адмирала, Лазарев стал его командиром, а также Николаевским и Севастопольским военным губернатором.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Главные герои
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, начальник кругосветной экспедиции; Михаил Петрович Лазарев, командир шлюпа «Мирный»
Другие действующие лица
Английские моряки Эдвард Брансфилд и Уильям Смит
Время действия
1819—1821 гг.
Маршрут
Вокруг света в высоких южных широтах
Цель
Поиски Южного материка
Значение
Получены доказательства существования земли в южнополярной области
3203mir-znaniy.com
Ярослав Бутаков. Скромность первооткрывателя. Об адмирале Михаиле Петровиче Лазареве - Русское воинство - Верноподданные России - Каталог статей
Михаил Лазарев был средним из трёх сыновей владимирского наместника, сенатора Петра Гавриловича Лазарева, дружного с Гаврилой Романовичем Державиным. По протекции последнего, три брата в 1800 году поступили в Морской кадетский корпус. Двое из них – старший Андрей и Михаил – стали в дальнейшем прославленными морскими офицерами. Андрей участвовал в морской кампании против наполеоновской Франции на Средиземном море в 1806 году, в 1819 году исследовал Арктику, в 1822-1824 гг. командовал кругосветной экспедицией на шлюпе «Ладога», а под конец жизни дослужился до чина вице-адмирала.
Наибольшая слава среди братьев, связанная с командованием Черноморским флотом, выпала на долю Михаила. Его заслуги как первооткрывателя шестого континента были по достоинству оценены далеко не сразу.
В 1805 году мичман Михаил Лазарев как один из лучших выпускников корпуса, в числе других молодых морских офицеров был направлен для прохождения военно-морской практики в лучшем, как тогда считалось, из флотов мира – английском. Эта служба дала Лазареву много поучительного. Впоследствии, коренным образом реформируя Черноморский флот, он использовал многое из организации английского флота. Особенно в плане обучения личного состава в обстановке, максимально приближенной к боевой.
В то же время он решительно отверг драконовские меры, с помощью которых насаждалась дисциплина в английском флоте. Военно-морская школа Лазарева была основана на воспитании у моряков сознательной и искренней любви к Отечеству и собственному делу.
Но это в будущем. Пока же молодой русский мичман воюет волонтёром на стороне Англии – союзницы России – против наполеоновской Франции, участвует в знаменитой битве при Трафальгаре. Но в 1807 году Александр I заключил с Наполеоном мир в Тильзите и примкнул к континентальной блокаде. Это повлекло за собой объявление Англией войны России. Русские морские офицеры, служившие в английском флоте, были отправлены на Родину.
М.П. Лазарев участвует в русско-шведской войне 1808-1809 гг. Во время Отечественной войны 1812 года командует диверсионно-десантной операцией у Данцига, имевшей целью отвлечь сухопутные силы неприятеля, угрожавшие захватом Риги. В 1813 году в чине лейтенанта был назначен командовать шлюпом «Суворов», совершавшим из Кронштадта третью в истории русскую кругосветную экспедицию. Посетив берега Русской Америки, открыв в Тихом океане группу атоллов, названных им островами Суворова (ныне принадлежат Новой Зеландии), Лазарев в 1816 году вернулся в Кронштадт. По возвращении ему был пожалован орден св. Георгия 4-й степени за участие в 18 (!) морских сражениях предшествовавших лет.
В 1819 году лейтенант М.П. Лазарев был назначен командовать шлюпом «Мирный», на котором ему предстояло войти в историю наравне с Колумбом, Тасманом, Куком и другими великими мореплавателями-первооткрывателями. Русская кругосветная экспедиция на кораблях «Восток» и «Мирный» под общим начальством командира «Востока», капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена (участника первой русской кругосветной экспедиции под командованием И.Ф. Крузенштерна) в июле 1819 года отправилась из Кронштадта.
В отличие от большинства русских кругосветных плаваний, совершавшихся ради сообщения с Русской Америкой, экспедиция на «Востоке» и «Мирном» имела специальную научную цель – исследование околополярных южных областей. После выдающихся плаваний Джеймса Кука в конце XVIII века вопрос о существовании Южного материка по-прежнему не давал покоя географам. Сам английский мореплаватель не отрицал наличия земли вокруг Южного полюса. Однако считал, что его экспедиция сделала всё в пределах человеческих сил, чтобы приблизиться к нему, и если материк в самом деле есть, то где-то за кромкой вечных льдов, и достичь его не представляется возможным.
Однако видный путешественник и гидрограф Г.А. Сарычев, сам Крузенштерн и ещё один руководитель русских кругосветных экспедиций – О.Е. Коцебу – считали: возможно! Им удалось получить согласие Александра I на осуществление проекта поисков Южного материка.
Летом Южного полушария, соответствовавшим нашей зиме 1819/20 г., «Восток» и «Мирный» прибыли в южные полярные воды. 3 (15) января 1820 г. корабли подошли к острову Южный Туле, открытому Куком. Оказалось, что на самом деле это три острова, которые были названы, в память о великом английском мореплавателе, погибшем на Гавайских (Сандвичевых) островах, Южными Сандвичевыми. Один из участников экспедиции, мичман П.М. Новосильский, записал в дневнике: «Кажется, за Туле должны быть новые острова и, может быть, даже материк, иначе откуда взялось такое бесчисленное множество ледяных островов?»
Как мы теперь знаем, в январе-феврале 1820 года русские мореплаватели неоднократно подходили к ледяному берегу собственно Антарктического материка почти вплотную и, несомненно, видели его.
Но, не имея возможности проверить, берег это или всего лишь огромный айсберг, воздерживались от того, чтобы объявить об открытии новой, неизвестной ранее земли.
Только спустя столетие с лишним (!) норвежская экспедиция доказала наличие здесь материковой земли и дала «открытым» ею берегам свои названия.
По окончании короткого антарктического лета экспедиция отправилась в более тёплые широты. В архипелаге Туамоту в июле 1820 года русские моряки обнаружили целую группу неизвестных дотоле европейцам атоллов, названных ими островами Россиян. Отдельные острова получили имена выдающихся военных деятелей и мореплавателей России – Румянцева, Кутузова, Барклая-де-Толли, Ермолова, Раевского, Милорадовича, Чичагова, Крузенштерна и др. Ныне они все официально носят «туземные» названия, да и сами острова Россиян теперь можно отыскать не на всякой карте Океании…
В следующее лето антиподов «Восток» и «Мирный» продолжили исследование полярных районов. В январе 1821 года русские моряки увидели несомненную землю, названную ими Берегом Александра I. Это название удержалось на картах. До 1970-х гг. – до начала радиолокации земной поверхности из космоса – она считалась частью материка Антарктиды. Только в конце прошлого века было установлено, что это остров, соединённый с материком шельфовым ледником. На этом основании снова, как это было до обнаружения доказательств единства Антарктического материка в начале ХХ века, стали отрицать приоритет России в открытии Антарктиды.
Здесь необходимо обратиться к тому, как сами русские исследователи оценивали сделанные ими открытия. Они неоднократно подчёркивали в своих записях, что все признаки указывают на близкое расположение Антарктического материка. Однако несомненных доказательств этому утверждению они, естественно, добыть не могли. Не обнаружили таких доказательств и плававшие в 1830-40-е гг. англичанин Биско, француз д’Юрвиль и американец Уилкс – каждого из которых свои страны называют «подлинным» первооткрывателем Антарктиды. Все они обнаруживали какие-то части Антарктического материка, но существует ли сухопутная связь между этими частями или же это всё отдельные острова – не было достоверно известно вплоть до начала ХХ века, до первых экспедиций вглубь Южного ледового континента. Вспомним, что герои «20 тысяч лье под водой» Жюля Верна (1860-е годы) совершают на подводной лодке путешествие на Южный полюс, где обнаруживают свободное от льдов море! Скепсис географов в отношении существования Южного материка и наивную веру в то, что Южного полюса можно достичь по морю, окончательно развеял только беспримерный поход Руаля Амундсена к Южному полюсу в 1911 году.
По возвращении в Россию Беллинсгаузен и Лазарев не настаивали на огромном значении сделанных ими открытий. Они поступили скромно, как и подобало русским морским офицерам. По прошествии десятилетий это сослужило неважную службу первооткрывателям.
Беллинсгаузен и Лазарев имеют больше прав считаться первооткрывателями Антарктиды, чем Колумб – первооткрывателем Америки.
Мало того, что Колумб, как мы давно знаем, был не первым европейцем, достигшим берегов Нового Света, он до конца жизни был убеждён, что открытые им земли суть берега и острова Азии! В отличие от русских мореплавателей, сразу уяснивших себе подлинный характер обнаруженных ими земель.
По окончании Антарктической экспедиции М.П. Лазарев был произведён сразу в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта, и удостоен ордена св. Владимира 4-й степени. В 1822-1825 гг. он командовал русской кругосветной экспедицией на фрегате «Крейсер», совершив, таким образом, своё третье плавание вокруг земного шара. По завершении его Лазарева произвели в капитаны 1-го ранга и наградили Владимиром 3-й степени. По ходатайству Лазарева, награды за участие в экспедиции получили не только офицеры, но и все матросы его корабля.
В 1827 году в Наваринском сражении союзного флота с турецким Лазарев командовал линкором «Азов», который один уничтожил шесть (!) неприятельских кораблей. За Наваринское дело Лазареву были пожалованы чин русского контр-адмирала и сразу три ордена, правда, все иностранные (английский – Бани, французский – св. Людовика и греческий – Командорский крест). Линкор «Азов» первым в русском флоте получил Георгиевский флаг на корме. Дальнейшая служба М.П. Лазарева проходила на Чёрном море, где его деятельность составила целую эпоху в истории русского военно-морского флота.
В 1832 году Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота. В 1833 году командовал эскадрой, пришедшей в Босфор формально для защиты столицы Турции от египетско-сирийских войск Ибрагима-паши. Это была ловкая демонстрация силы, задуманная Николаем I. Она привела к тому, что без единого выстрела Россия заставила Турцию подписать выгодный Ункяр-Искелессийский договор. Согласно нему, Турция обязывалась не пропускать через Босфор и Дарданеллы военные корабли всех стран, кроме России. Этот договор действовал до начала Крымской войны 1853-1856 гг. Без быстрых и чётких действий Лазарева во главе эскадры такой договор был бы невозможен.
Эскадра Лазарева в составе четырёх линкоров и пяти фрегатов в считанные дни доставила на берега Босфора десант: два пехотных полка, несколько сотен казачьей конницы и несколько артиллерийских батарей.
Историк Е.В. Тарле писал: «Известие о плывущей в Босфор русской эскадре вызвало страшный переполох как в английском, так и во французском посольствах. Французский посол Руссэн даже убедил султана не допускать русских к высадке, уверив его, что французы категорически потребуют от Ибрагима прекращения военных действий. И султан Махмуд II обещал и даже передал русскому послу Бутеневу просьбу, чтобы тот выслал навстречу Лазареву катер с предложением не подходить к берегу. Но Бутенев постарался запоздать, а Лазарев постарался поспешить – и из англо-французских усилий ничего не вышло».
В начале апреля 1833 года в Босфоре находилось уже 20 русских боевых кораблей, а на его берегах – русские сухопутные силы числом до 10 тысяч человек. Это вынудило Ибрагима-пашу прекратить военные действия, а султана в благодарность за спасение, под страхом русской оккупации Константинополя, – подписать выгодный России договор о проливах. В том же году (по другим данным – в 1834-м) Лазарев был назначен командующим Черноморским флотом, а в следующем – произведён в вице-адмиралы.
«М.П. Лазарев создал в морском ведомстве того времени свою особую школу, свою традицию, своё направление, ровно ничего общего не имевшие с господствовавшим в остальном флоте, и его ученики – Корнилов, Нахимов, Истомин – продолжили и упрочили эту традицию. Лазарев требовал от своих офицеров моральной высоты… Он требовал такого обращения с матросами, которое готовило бы из них дееспособных воинов, а не игрушечных солдатиков для забавы «высочайших» лиц на смотрах и парадах. Телесное наказание, царившее тогда во всех флотах, не было отменено и лазаревской школой, но стало на черноморских судах редкостью. Внешнее чинопочитание было на судах, управляемых лазаревскими учениками, сведено к минимуму… Лазарев, Нахимов, Корнилов успели внедрить в матросский состав настоящую любовь к России, сознательное желание защищать её и бороться за неё», – писал Е.В. Тарле в своём классическом труде «Крымская война» (1941; 1944).
Во время Кавказской войны на Черноморском флоте лежала важная задача не допустить сообщений английских и турецких агентов с восставшими горскими народами. Это включало как поиск и захват судов, пытавшихся перевозить оружие мятежникам, так создание и удержание опорных пунктов на берегу. Укрепление Лазаревское, основанное в те годы, сохранило своё название до сих пор, теперь как часть города Сочи.
Лазарев уделял большое внимание оснащению Черноморского флота новыми паровыми судами. При нём флот получил 34 боевых корабля, оснащённых паровыми двигателями. Однако Лазарев как никто другой понимал, что созданный его усилиями Черноморский флот, хоть и способен нанести решающее поражение турецкому флоту (что он и доказал в Синопском бою в ноябре 1853 г.), не сможет бороться против объединённых сил англо-французского флота, если тот пройдёт через Босфор в Чёрное море.
Поэтому план действий Лазарева на случай предвидимой им (в отличие от российских дипломатов) войны сразу с Турцией и западными державами предусматривал упреждающие действия по захвату проливов и Константинополя.
Блестящий флотоводец знал, что главная сила России – всё-таки не на море.
Ориентируясь на собственный опыт 1833 года, Лазарев планировал спешно доставить к Босфору крупные десантные силы, которым, при поддержке корабельной артиллерии, надлежало занять столицу Оттоманской державы. Затем по обоим берегам Босфора размещалась береговая артиллерия, пролив перегораживался цепями и становился непреодолимой преградой на пути неприятельского флота. Расчёт, как и в 1833-м, делался на быстроту действий.
Но, когда дело дошло до реальной войны, а Лазарева уже не было в живых, его преемнику Нахимову не удалось настоять перед Николаем I на выполнении этого замысла. Русский военный историк А.А. Керсновский писал: «В десант этот предположено было назначить 16 000 пехоты, 2 сотни казаков и 32 орудия. Блестящее состояние Черноморского флота, воспитанного Лазаревым и предводимого Нахимовым, безусловно, допускало эту смелую операцию. Однако против неё восстали дипломаты школы Нессельроде, робкие натуры, которых пугал её размах и решительность… Мерам предпочли полумеры».
Полный адмирал (с 1843 г.) Михаил Петрович Лазарев скончался в 1851 году в Вене, куда приехал на лечение. Он не дожил ни до звёздного часа созданного его усилиями русского Черноморского флота – Синопского сражения, где он за несколько часов уничтожил флот Турции, извечного соперника России на Чёрном море; ни до его трагического часа, жеста отчаяния и бессилия русских моряков при виде невозможности бороться с объединённым англо-французским паровым флотом – потопления русских кораблей на входе в Севастопольскую бухту…
Специально для Столетия
rys-arhipelag.ucoz.ru