Основные памятники древнерусской культуры. Памятники древнерусской культуры


Основные памятники древнерусской культуры

Второй половины XIII – первой половины XV вв.

Литература Архитектура Живопись
     
     
     
     

 

Основные жанры и произведения древнерусской литературы

Второй половины XIII – первой половины XV вв.

Жанр Произведения
Житийная литература  
Исторические повести  
Летописи  
Переводная литература  

 

Основные этапы развития древнерусской культуры

Второй половины XIII – первой половины XV вв.

Основные этапы Отличительные черты
До 1380 г.  
После 1380 г.  

 

Культура России второй половины XV - XVII вв.

Блок заданий 1.Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

 

Документ 1

О благоверные христиане русские! Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста, и четыре Пасхи прошли, а я, грешный не знаю, когда Пасха или пост, ни Рождества Христова не соблюдаю, ни других праздников, ни среды, ни пятницы не соблюдаю: книг у меня нет. Когда меня пограбили, книги у меня взяли. И я от многих бед пошел в Индию, потому что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара. Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху – в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской.

(Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV века. – М., 1982. – С. 465.)

Вопросы к документу 1:

Назовите выдающееся произведение русской литературы второй половины XV столетия, которому принадлежит приведенный выше отрывок текста. Чем оно отличается от подобных произведений XII – XIII вв.? Что Вам известно об истории его создания? Кто является его автором?

 

Документ 2

В год 5457 (51 до н.э.) Август, кесарь римский пошел в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птолемеев, со своими воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с великой охотой и воинами, и пищей, и дарами. И бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата своего Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата своего, поставил властелином Александрии, Ирода же, сына Антипатра, аскалонитянина, за то, что тот почтил его, поставил царем над иудеями в Иерусалиме; Азию же вручил Евлагерду, родичу своему; Илирика же, брата своего, поставил правителем в верховьях Истра; а Пиона учредил правителем в Золотых землях, которые ныне называются Угорской землей; а Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в города

Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей.

И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а

третий – племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик.

А четвертое колено от великого князя Рюрика – великий князь Владимир, который просветил Русскую землю святым крещением в году 6496 (988). А от великого князя Владимира четвертое колено – правнук его Владимир Всеволодович Мономах.

(Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – С. 427.)

 

Вопросы к документу 2:

Фрагмент какого произведения русской литературы конца XV – начала XVI вв. приведен выше? Каково его политическое и литературное значение?

 

Документ 3

Даже от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, который вместо римского и константинопольского владык воссиял. Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится.

Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим, убойся бога, давшего тебе это, не надейся на золото и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле, остается.

(Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – С. 437.)

 

Вопросы к документу 3:

Строки из какого произведения XVI столетия приведены выше? Дайте характеристику его основополагающих идей. Что Вам известно об его авторе? Как Вы думаете, почему именно в это время зародились подобные теории?

 

Документ 4

Как устроить дом хорошо и чисто.Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюдца, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В грязную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок. За всем этим жена должна смотреть, всему она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова – побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать.

Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не слышали.

(Хрестоматия по истории России : учеб. пособие / сост. : А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. – С. 132.)

 

Вопросы к документу 4:

Отрывок из какого известного литературного труда XVI в. приведен выше? Каковы центральные идеи данного произведения? Кто, по мнению большинства исследователей, является его автором?

 

Документ 5

Царю, богом прославленному и более того – среди православных пресветлым явившемуся, ныне же – за грехи наши ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я языку моему, но из-за притеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя сердечного дерзну сказать тебе, царь хотя бы немногое.

Зачем, царь, сильных в Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученической обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, оболгав православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?

(Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. – М., 1986. – С. 18.)

 

Вопросы к документу 5:

Дав название одного из самых известных произведений древнерусской литературы, отрывок из которого приведен выше, определите, кто являлся участником этой полемики? Какова история создания данного литературного памятника?

 

Документ 6

А писал я эти святые великие книги в Великом Новгороде, когда был там архиепископом. А писал и собирал и воедино их объединял двенадцать лет, истратив на то большие средства, наняв много писцов, не щадя серебра и всяческих воздаяний.

Но особо большие трудности и заботы преодолел при исправлении и переводе на русский язык иностранных и древних сочинений: насколько бог нас вразумил, столько и смогли сделать, а иное же и доныне в них осталось не исправлено, и это оставили тем, кто с божьей помощью сможет исправить это после нас. А если я где и погрешил по своему незнанию, в этих иностранных и древних изречениях или если среди этих святых книг окажется написанным ложное или отреченное святыми отцами слово, а мы не смогли это исправить и изъять, то я прошу у господа бога в этом прощения молитвами всех святых, о

которых в этих книгах написано.

(Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. – М., 1986. – С. 481.)

 

Вопросы к документу 6:

Строки из какого произведения русской литературы середины XVI столетия приведены выше? Почему, на Ваш взгляд, многие исследователи называют его «энциклопедией русской книжности»?

 

Документ 7

Изволением отца и помощью сына и свершением святого духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея великия России самодержца и по благословению преосвященного Макария митрополита всея руси многие церкви воздвигались в царствующем граде Москве и по окрестным местам и по всем городам царства его, особенно же в новокрещенном месте, в городе Казани и в пределах ее. И все эти святые храмы благоверный царь украшал чтимыми иконами и святыми книгами, и сосудами и ризами и прочими церковными вещами, по преданию и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по постановлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших, – великого Константина и Юстиниана и Михаила и Феодоры и прочих благочестивых царей, в свое время бывших. И поэтому благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии повелел покупать святые книги на торгу и полагать их во святых церквах – псалтыри, евангелия, апостолы и прочие святые книги. Но из них мало оказалось годных, остальные же все искажены несведущими и неразумными переписчиками, а иные оттого, что пишущие оставляли их без исправления. И это стало известно царю, и он начал размышлять, как бы издать печатные книги, как у Греков, и в Венеции, и в Италии, и у прочих народов, чтобы впредь святые книги излагались правильно. И так возвещает мысль свою преосвященному Макарию митрополиту всея Руси. Святитель же, услыхав, весьма обрадовался и, воздав благодарение богу, сказал царю, что мысль эта ниспослана богом и есть дар, нисходящий свыше. И так, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерство печатных книг в год 61-й восьмой тысячи; в 30-й же год царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело.

И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям, диакону церкви Николы чудотворца Гостунскому Ивану Федорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению. И начали печатать впервые эту святую книгу, Деяния апостольские и послания соборные и святого апостола Павла послания в год 7070 первый (1563), апреля 19-го, на память преподобного отца Иоанна Палеврета, т.е. из древней Лавры. Окончены же были в год 7070 второй (1564), марта в 1 день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Русии, в первый год святительства его, во славу всемогущей живоначальной Троицы отца и сына и святого духа. Аминь.

(У истоков русского книгопечатания / пер. М.В. Щепкиной. – М., 1959. – С. 216 – 220.)

 

Вопрос к документу 7:

На основании документа и знаний по истории расскажите о зарождении и развитии книгопечатания в России в середине XVI – XVII в.

 

Документ 8

Та же Пилат, поехав от нас, на Мезени достроя, возвратился в Москву. И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исаию сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число бог изочтет.

Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые то апостоли научили так? Не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру приводить. Но господем реченно ко апостолам сице: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имеет крестится – спасен будет, а иже не имет веры – осужден будет». Смотри, слышателю, волею зовет Христос, а не приказал апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать! Татарской бог Магмет написал во своих книгах сице: «Непокаряющихся нашему преданию и закону повелеваем главы их мечем подклонити». А наш Христос ученикам своим никогда так не повелел. И те учители явны яко шиши антихристовы, которые, приводя в веру, губят и смерти предают; по вере своей и дела творят таковы же. Писано во Евангелии: «Не может древо добро плод зол творити, ниже древо зло плод добр творити: от плода бо всяко древо познано бывает».

Да што много говорить? Аще бы не были борцы, не бы даны быша венцы. Кому охота венчатца, не по што ходить в Персиду, а то дома Вавилон! Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец – вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобою же за сие о Христе умрети готов. Аще я и не смыслен гораздо, неука человек, да то знаю, что вся в церкви, от святых отец преданная, свята и непорочна суть. Держу до смерти, яко же приях, не прелагаю предел вечных: до нас положено; лежи оно так во веки веком! Не блуди, еретик, не токмо над жертвою Христовою и над крестом, но и пелены не шевели. А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить: крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили, в крещении явно духу лукавому молитца велят, – я бы им и с ним в глаза наплевал! И около купели против солнца лукаво-ет их водит, такоже и, церкви святя, против солнца же и, брак венчав, против солнца же водят, – явно противно творят, – а в крещении и не отрицаются сатоны. Чему быть? – Дети ево: коли отца своево отрицатися захотят! Да что много говорить? Ох, правоверной душе! Вся горняя долу быша. Как говорил Никон, адов пес, так и сделал: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по старому!» – так; су, и сделал. Да больши тово нечим переменить. Умереть за сие всякому подобает. Будьте оне прокляты, окаянные, со всем лукавым замыслом своим, а страждущим от них вечная память 3-жды!

(Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. – М., 1989. – С. 387–388.)

 

Вопросы к документу 8:

Отрывок из какого известного произведения русской литературы XVII века приведен выше? Как выражается его новаторский характер? В чем сущность церковного раскола, и каков характер мировоззрения автора данного литературного памятника?

 

Документ 9

Ибо тоя поборник и сын верный бяше,

Учением правым то миру показаше;

В защищение церкве книгу Жезл создал есть,

В ея же пользу Венец и Обед издал есть.

Вечерю, Псалтырь стихи со Рифмословием,

Вертоград многоцветный с Беседословием.

Вся оны книги мудрый он муж сотворивый,

В научение роду российску явивый.

(Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / сост. Н.К. Гудзий. – М., 1955. – С. 513.)

 

Вопрос к документу 9:

Что Вам известно о жизни и творчестве знаменитого русского поэта, писателя и проповедника XVII в., о котором ведет речь в своем «Епитафионе» Сильвестр Медведев?

 

Документ 10

Како кто хощет видом си познати,

В первых вещах сих будет то писати.

Киты суть в морях, кипарис на суши,

Юный, отверзай в разум твоя ушы.

В колесницу сядь, копием борися,

Конем поезжай, ключем отоприся.

Корабль на воде, а в дому корова,

И кокошь в требу, и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други!

(Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / сост. Н.К. Гудзий. – М., 1955. – С. 517.

 

Вопросы к документу 10:

Фрагмент какого произведения конца XVII столетия представлен выше? Что Вам известно об его авторе? Как Вы думаете, о чем свидетельствует появление подобного рода изданий?

Блок заданий 2.Дайте определение понятиям.

Восьмерик – _____________________________________________________________

 

Годуновская школа - ______________________________________________________

 

Кокошник – ______________________________________________________________

 

Московское (нарышкинское) барокко – _______________________________________

 

Обмирщение культуры – ___________________________________________________

 

Парсуна – ________________________________________________________________

 

Посадский храм – __________________________________________________________

 

Строгановская школа – _____________________________________________________

 

Четверик – ________________________________________________________________

 

Шатровый храм – ___________________________________________________________

 

Блок заданий 3.Ответьте на вопросы.

1) В каких произведениях средневековой русской литературы и как отразились исторические события 1480 г. – свержения золотоордынского ига? К каким изменениям в русской культуре и общественном сознании привело это событие?

2) Территория этого памятника русской истории и искусства обширна. Она составляет площадь, равную почти двадцати семи гектарам. Стена имеет протяженность более двух километров, на ней шесть воротных башен, три угловых и десять глухих. Стены и башни строились с 1485 и, с перерывами, до 1516 г. В конце XVII в. башни были надстроены узорными шатрами.

Что это за памятник? Какую цель преследовали его создатели? Когда первое подобное сооружение появилось в Москве?

3) Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. «Изумленная Европа, – писал К. Маркс, – в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии… была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства…». Политически и экономически окрепшему государству понадобились нарядные храмы и дворцы, торжественные здания для приема гостей и иностранных послов. Именно тогда было возведено невиданное до того по размерам здание.

Это самое большое помещение подобного типа на Руси, ее площадь – четыреста шестьдесят квадратных метров. Чтобы перекрыть такое пространство, в его центре был поставлен столб, на который опирались четыре крещатых свода. Боясь, что стены не выдержат распора тяжелого свода, зодчие сделали их толщину более полутора метров.

О каком здании Московского Кремля говорится выше? Кто и когда его построил? Каково его главное предназначение?

4) Храм этот уникален.

Здесь в праздничные дни раздавали щедрую милостыню многочисленным нищим, и они разносили по всем концам города молву о целебной силе мощей похороненного здесь юродивого, и со временем его именем привыкли называть и весь храм.

Но к началу XIX столетия из-за пристроек и выросших вокруг купеческих лавок собор был почти скрыт от глаз. Изба-

виться от этого помог курьез.

Однажды Александру I во время его визита в Англию среди разнообразных диковинок показали рисунок храма. Русский царь восхитился и сказал, что хотел бы иметь такой собор в России. Императору объяснили, что этот храм с XVI в. украшает его собственную Москву.

Император устыдился того, что не знает собственных сокровищ и, вернувшись в Россию, приказал расчистить площадь вокруг собора, открыв глазам дивный памятник русской архитектуры.

Дайте название этого храма. Когда и в честь какого события он был построен?

5) Бурные события начала XVII столетия, получившие у современников название «смуты», нашли широкое отражение в литературе. Перечислив известные Вам литературные произведения, докажите, соответствует ли это действительности?

6) Какие историко-культурные последствия имела церковно-обрядовая реформа патриарха Никона?

7) Назовите основные жанры русской литературы XV – XVII вв. и охарактеризуйте их развитие от летописей до бытовых и сатирических повестей.

8) «Старые добрые изографы писали не так подобие святых: лицо и руки и все чувства отончали, измождали от поста и труда и всякие скорби. А вы ныне подобие их изменили, пишите таковых же, каковы сами».

О какой важнейшей тенденции развития древнерусской иконописи свидетельствуют приведенные выше слова протопопа Аввакума?

9) «В силу своего средневекового типа русская литература в XV – XVII вв. ограничивала свои европейские связи только теми европейскими литературами, которые сохраняли тот же средневековый тип литературной системы, или ограничивала свои переводы только теми произведениями, которые были у себя на родине уже далеко не новыми и не передовыми.

Когда же в XVII в. переход к новому периоду русской истории свершился и литература древнерусская перестала быть средневековой по всему своему строю, – стал возможным и интенсивный процесс усвоения опыта лучшей западноевропейской литературы: литературы личностной, создаваемой гениальными писателями».

Согласны ли Вы с данным высказыванием академика Д.С. Лихачева? Приведите доводы в пользу своего ответа.

10) Принято считать, что в XVII столетии заканчивается история русской средневековой культуры и зарождаются элементы культуры нового времени. Какими примерами Вы можете подтвердить или опровергнуть это утверждение?

 

Блок заданий 4.Заполните таблицы.



infopedia.su

Основные памятники древнерусской культуры

Поиск Лекций
Живопись Зодчество Литература
     
     

5. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Отрывок из какого известного произведения древнерусской литературы приведен ниже? Каковы его основные идеи? Кто автор этого произведения?

"Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.

Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами беспрестанно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он призрел на народ Свой. И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив нас.

Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел - да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати - да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон - предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать - служители Будущего Века, Жизни Нетленной.

Как Закон приводил подзаконных к благодатному Крещению, так Крещение сынов своих провождает в Жизнь Вечную. Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его - о воскресении и о Будущем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе, и апостольское учение о Будущем Веке - (значит говорить) лишнее и впадать в тщеславие. Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и славолюбию"[9].

6. Напишите эссе на тему, предложенную в высказывании П.Я. Чаадаева. Согласны ли вы с оценкой автора? "Ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России... христианство сотворило нашу великую, нашу Святую Русь".

7. Прочитайте отрывок из работы Б.А. Рыбакова «Рождение Руси» и ответьте на вопросы. Согласны ли Вы с утверждением академика Б.А. Рыбакова, что уровень развития культуры Древней Руси был достаточно высок? Свой ответ аргументируйте.

«На протяжении нескольких столетий культура Руси развивалась и обогащалась новыми связями. Уже к концу XI века она достигла уровня передовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательное движение. Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не только не приостановило развития культуры, но содействовало ее дальнейшему расцвету. Все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства и литературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ее отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествие прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия».

8. Заполните таблицу:

Основные этапы развития древнерусской культуры

Основные этапы Отличительные черты  
Культура восточного славянства    
Культура Киевской Руси    
Культура удельного периода      

9. Заполните таблицу:

Политика, проводимая правителями Руси-России

В отношении церкви

Правитель Проводимая им в отношении церкви политика
Ольга  
Владимир Святой  
Ярослав Мудрый  
Андрей Боголюбский  
Иван Грозный  
Михаил Федорович  
Алексей Михайлович  
Петр I  
Екатерина II  
Александр I  
Николай I  
Николай II  

 

Какие общие и особенные тенденции существовали в политике, проводимой этими государственными деятелями в религиозной сфере?

Список литературы

1. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX–XII вв.): Курс лекций - М.: Аспект Пресс, 1998. – 399 с.

2. Карташов, А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. - М.: «Терра», 1993.

3. Ключевский, В. О. Курс русской истории Т.1 – М.: «Наука», 1987.- 358 с.

4. Рапов О. М. Русская церковь в IX-первой трети XII в. Принятие христианства - М. : «Рус. панорама», 1998. – 597 с.

5. Русское православие. Вехи истории. – М: «Изд-во политической литературы» – 1989. - 718 с.

6. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: «Наука», 1988. – 782 с.

7. Табов, Й. Когда крестилась Киевская Русь? - СПб. : «Нева», 2004. - 415 с.

Семинар 3

Русские земли в период

Политической раздробленности.

poisk-ru.ru

Основные памятники древнерусской культуры

Живопись Зодчество Литература
     
     

5. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Отрывок из какого известного произведения древнерусской литературы приведен ниже? Каковы его основные идеи? Кто автор этого произведения?

"Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.

Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами беспрестанно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он призрел на народ Свой. И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив нас.

Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел - да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати - да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон - предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать - служители Будущего Века, Жизни Нетленной.

Как Закон приводил подзаконных к благодатному Крещению, так Крещение сынов своих провождает в Жизнь Вечную. Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его - о воскресении и о Будущем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе, и апостольское учение о Будущем Веке - (значит говорить) лишнее и впадать в тщеславие. Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и славолюбию"[9].

6. Напишите эссе на тему, предложенную в высказывании П.Я. Чаадаева. Согласны ли вы с оценкой автора? "Ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России... христианство сотворило нашу великую, нашу Святую Русь".

7. Прочитайте отрывок из работы Б.А. Рыбакова «Рождение Руси» и ответьте на вопросы. Согласны ли вы с утверждением академика Б.А. Рыбакова, что уровень развития культуры Древней Руси был достаточно высок? Свой ответ аргументируйте.

«На протяжении нескольких столетий культура Руси развивалась и обогащалась новыми связями. Уже к концу XI века она достигла уровня передовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательное движение. Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не только не приостановило развития культуры, но содействовало ее дальнейшему расцвету. Все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства и литературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ее отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествие прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия».

8. Заполните таблицу:

Основные этапы развития древнерусской культуры

Основные этапы Отличительные черты  
Культура восточного славянства    
Культура Киевской Руси    
Культура удельного периода      

9. Заполните таблицу:

Политика, проводимая правителями Руси-России

В отношении церкви

Правитель Проводимая им в отношении церкви политика
Ольга  
Владимир Святой  
Ярослав Мудрый  
Андрей Боголюбский  
Иван Грозный  
Михаил Федорович  
Алексей Михайлович  
Петр I  
Екатерина II  
Александр I  
Николай I  
Николай II  

 

Какие общие и особенные тенденции существовали в политике, проводимой этими государственными деятелями в религиозной сфере?

 

Список литературы

1. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX–XII вв.): Курс лекций - М.: Аспект Пресс, 1998. – 399 с.

2. Карташов, А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. - М.: «Терра», 1993.

3. Ключевский, В. О. Курс русской истории Т.1 – М.: «Наука», 1987.- 358 с.

4. Рапов, О. М. Русская церковь в IX-первой трети XII в. Принятие христианства - М. : «Рус. панорама», 1998. – 597 с.

5. Русское православие. Вехи истории. – М: «Изд-во политической литературы» – 1989. - 718 с.

6. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: «Наука», 1988. – 782 с.

7. Табов, Й. Когда крестилась Киевская Русь? - СПб. : «Нева», 2004. - 415 с.

Семинар 3

Русские земли в период

Политической раздробленности.

Русь под властью Золотой Орды (XII – XIII вв.)

Дайте определение понятий/Охарактеризуйте явление: феодализм, феодальная раздробленность, вотчина, удел, натуральное хозяйство, боярская республика, рыцарский орден, крестовые походы, «кочевой феодализм», ярлык на княжение, нукер, нойон, тумен, баскаки, монголо-татарское иго, Золотая Орда, ордынский выход

 

Вопросы к семинару

Предпосылки и причины политической раздробленности

1.1 Перечислите причины политической раздробленности на Руси, как они связаны с социальными и экономическими особенностями феодализма?

1.2 Какие причины обусловили постепенное снижение роли Киева как общерусского центра?

1.3 Охарактеризуйте особенности политического, экономического и культурного развития Новгородской земли, Северо-Восточной и Юго-Западной Руси.

1.4 Охарактеризуйте специфику развития Новгородской земли. В чем заключается своеобразие Новгородской феодальной республики?

1.5 Охарактеризуйте особенности Северо-Восточной Руси. Почему именно на этих территориях сложилась сильная княжеская власть?

1.6 Охарактеризуйте природно-климатические условия и географическое расположение Юго-Западной Руси. Как они повлияли на специфику этого региона?

Борьба русских земель с иноземными захватчиками. Влияние Золотоордынского ига на развитие страны

2.1 Какими причинами было вызвано вторжение немецко-шведских войск в пределы Новгородского княжества? Можно ли утверждать, что оно было неизбежным?

2.2 Что такое «крестовые походы»? Какие основные цели они преследовали? Можно ли отнести немецкое вторжение в пределы Руси к крестовым походам? Какую роль сыграл религиозный вопрос в противостоянии Руси и немецких рыцарей? Как можно оценить влияние религии на сознание человека в Средние века?

2.3 Охарактеризуйте основные особенности «кочевого феодализма».

2.4 В чем состояла причина военных успехов монгольского войска и как она была связана с государственной организацией, образом жизни и менталитетом монголо-татар?

2.5 Охарактеризуйте основные черты и формы зависимости Руси от Золотой Орды.

2.6 Что такое ярлык на Великое княжение и какие преимущества он гарантировал своему обладателю?

 

Задания и упражнения

1. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Назовите событие, о котором идёт речь в летописном тексте? Каковы его последствия? Какой исторический процесс оно характеризует?

"Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою… и на этом целовали крест: «если кто пойдет на кого, то на того будем все… и принеся клятву, разошлись восвояси…"[10]

2. Заполните таблицу:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Основные памятники древнерусской культуры — КиберПедия

Живопись Зодчество Литература
     
     

5. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Отрывок из какого известного произведения древнерусской литературы приведен ниже? Каковы его основные идеи? Кто автор этого произведения?

"Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.

Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами беспрестанно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он призрел на народ Свой. И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив нас.

Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел - да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати - да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон - предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать - служители Будущего Века, Жизни Нетленной.

Как Закон приводил подзаконных к благодатному Крещению, так Крещение сынов своих провождает в Жизнь Вечную. Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его - о воскресении и о Будущем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе, и апостольское учение о Будущем Веке - (значит говорить) лишнее и впадать в тщеславие. Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и славолюбию"[9].

6. Напишите эссе на тему, предложенную в высказывании П.Я. Чаадаева. Согласны ли вы с оценкой автора? "Ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России... христианство сотворило нашу великую, нашу Святую Русь".

7. Прочитайте отрывок из работы Б.А. Рыбакова «Рождение Руси» и ответьте на вопросы. Согласны ли вы с утверждением академика Б.А. Рыбакова, что уровень развития культуры Древней Руси был достаточно высок? Свой ответ аргументируйте.

«На протяжении нескольких столетий культура Руси развивалась и обогащалась новыми связями. Уже к концу XI века она достигла уровня передовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательное движение. Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не только не приостановило развития культуры, но содействовало ее дальнейшему расцвету. Все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства и литературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ее отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествие прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия».

8. Заполните таблицу:

Основные этапы развития древнерусской культуры

Основные этапы Отличительные черты  
Культура восточного славянства    
Культура Киевской Руси    
Культура удельного периода      

9. Заполните таблицу:

Политика, проводимая правителями Руси-России

В отношении церкви

Правитель Проводимая им в отношении церкви политика
Ольга  
Владимир Святой  
Ярослав Мудрый  
Андрей Боголюбский  
Иван Грозный  
Михаил Федорович  
Алексей Михайлович  
Петр I  
Екатерина II  
Александр I  
Николай I  
Николай II  

 

Какие общие и особенные тенденции существовали в политике, проводимой этими государственными деятелями в религиозной сфере?

 

Список литературы

1. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX–XII вв.): Курс лекций - М.: Аспект Пресс, 1998. – 399 с.

2. Карташов, А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. - М.: «Терра», 1993.

3. Ключевский, В. О. Курс русской истории Т.1 – М.: «Наука», 1987.- 358 с.

4. Рапов, О. М. Русская церковь в IX-первой трети XII в. Принятие христианства - М. : «Рус. панорама», 1998. – 597 с.

5. Русское православие. Вехи истории. – М: «Изд-во политической литературы» – 1989. - 718 с.

6. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: «Наука», 1988. – 782 с.

7. Табов, Й. Когда крестилась Киевская Русь? - СПб. : «Нева», 2004. - 415 с.

Семинар 3

Русские земли в период

cyberpedia.su

Памятники русской архитектуры 10 - 15 веков

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства Десятинной церкви «Повесть временных лет » относит к 989 году. Князь Владимир Святославич выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов.

Софи́йский собо́р в Киеве построен в первой половине XI века  князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После этого оставался митрополичьей резиденцией до конца 13 века. 

Софийский собор в Новгороде — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах Ярославом Мудрым. Представляет собой крестово-купольный храм. На протяжении столетий оставался духовным центром Новгородской республики. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.

Церковь Покрова на Нерли - белокаменный храм, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Был построен в 1165 г. князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Униаьная особенность- построена на рукотворном холме. Обычный фундамент был продолжен основанием стен, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Стены церкви украшены резными рельефами. Церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Арха́нгельский собо́р - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения. Является усыпальницей правителей из династий Рюриковичей и Романовых: первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита, последним — император Пётр II. Объект культурного наследия РФ.

Успенский собор во Владимире - белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. До возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Уникальный памятник русского зодчества XII века. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотые ворота во Владимире - построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонительных функций, выполняли роль парадного въезда в город и служили непосредственно религиозному назначению — в них находилась действующая Ризположенская церковь. После взятия Владимира татаро- монголами, в 1238 году дубовые, покрытые золочёной медью, ворота были сняты ими с петель, погружены на телегу, и была предпринята попытка вывезти их за город в Орду. Однако лёд на реке Клязьме под телегой провалился, и ворота затонули. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотые ворота в Киеве - памятник оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого. Своё название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким проездом. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Полностью реконструированы в начале XXI в.

Дмитриевский собор во Владимире - придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века. Представляет собой белокаменный крестово-купольный храм владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. В росписи собора принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду.

Благовещенский собор – храм на Соборной площади  был построен в 1489 году псковскими мастерами. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей. Объект культурного наследия РФ.

Грановитая палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента РФ. Объект культурного наследия РФ.

Троице-Сергиева лавра - крупнейший православный мужской  монастырь России, основанный Сергием Радонежским в 13 веке. Был духовным центром московских земель, поддерживал московских князей. Здесь в 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы.

В росписи Троицкого собора монастыря участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.

Архитектурный ансамбль лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Андроников монастырь (Спасо-Андроников) бывший мужской монастырь в черте г. Москвы. Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов. Основан в середине 14 века митрополитом Алексием. В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных Андреем Рублёвым. В XIV—XVII веках Андроников монастырь был одним из центров переписки книг. В 1812 году монастырь был разорён французами. В 1985 года монастырь стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). Объект культурного наследия РФ.

kopilkaurokov.ru

Основные памятники древнерусской культуры

Количество просмотров публикации Основные памятники древнерусской культуры - 311

Задания и упражнения

Последствия принятия христианства

Причины принятия христианства

Верования восточных славян в дохристианскую эпоху

Вопросы к семинару

Культура Киевской Руси

Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России

Семинар 2

Библиографический список

1. Анохин, Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. №3.

2. Арцыбашева, Т.Н. Славяне – русы – варяги: кто они?//Вопросы истории. 2004. № 1.

3. Горский, А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половинœе Х века // Вопросы истории. 1999. № 8.

4. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX–XII вв.): Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998. – 399 с.

5. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учеб. пособие для студентов вузов /под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Логос, 2003. – 608 с.

6. Думин, С.В., Турилов, А.А. ʼʼОткуда есть пошла Русская земля…ʼʼ // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. – М., 1991. – с.7-33.

7. Короленко, А.В. Князь Святослав Ярославич и некоторые аспекты его политики.//Отечественная история. 2003. № 4.

8. Петрухин, В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 ᴦ. М.: ʼʼАстрельʼʼ, 2005. – 190 с.

9. Соловьев, С. М. Древняя Россия / С. М. Соловьев. - М.: ʼʼВысшая школаʼʼ, 2004. – 328 с.

10. Фроянов, И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 2-3.

Дайте определœение понятий/Охарактеризуйте явление: христианство, православие, двоеверие, народное христианство, крестово-купольный храм, летопись, фреска, митрополит, епископ, епархия, язычество.

1.1. Что из себя представляли верования восточных славян в дохристианскую эпоху?

1.2. Дайте характеристику славянским богам. Какие функции они выполняли?

1.3. Какие этапы прошли в своём развитии дохристианские верования славян?

1.4. Каким образом дохристианские представления проявляют себя в современной действительности?

2.1. Почему на определённом этапе становления государства возникает крайне важно сть в монотеистической религии?

2.2. Выделите основные причины принятия христианства (политические, экономические, культурные).

Почему был принят именно византийский вариант христианства?

2.3. Когда и как состоялось крещение Руси?

3.1 Перечислите основные последствия принятия христианства на Руси (культурные, политические, экономические).

3.2 Почему принятие христианства в развитии русской культуры эпохи средневековья носило определяющий характер? В чем это проявлялась?

3.3 Как в культуре Руси проявлялось национальное своеобразие? В чем, на Ваш взгляд, состоит феномен древнерусской культуры?

3.4 Охарактеризуйте роль Русской православной церкви в истории России (приведите конкретные примеры).

1. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Какое событие описывает автор "Повести временных лет"? Какие события предшествовали этому походу Владимира? Каковы его последствия?

"И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: ʼʼВ случае если не сдадитесь, то простою и три годаʼʼ. Οʜᴎ же не послушались его. Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас пустил стрелу, так написав на ней: ʼʼПерекопай и перейми воду, идет она по тубам из колодцев, которые за тобою с востокаʼʼ. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: ʼʼВ случае если сбудется это – крещусь!ʼʼ И тотчас же повелœел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. В случае если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. В случае если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе"[7].

2. До настоящего времени дошло около 130 древнерусских книг XI–XII вв., из них около 80 богослужебных. Как вы думаете, о чем это свидетельствует? Почему в это время отсутствовала литература светского характера?

3. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. О какой церкви идёт речь в отрывке из ʼʼПовести временных летʼʼ? Когда её строительство было начато и завершено? Кратко расскажите о ней.

"В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей всœе, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.

<…> В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: ʼʼГосподи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посœети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истинœе познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. В случае если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицыʼʼ. И, помолившись Богу, сказал он так: ʼʼДаю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городовʼʼ. И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: ʼʼВ случае если кто отменит это, – да будет проклятʼʼ. И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства."[8]

4. Заполните таблицу:

Живопись Зодчество Литература
     
     

5. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Отрывок из какого известного произведения древнерусской литературы приведен ниже? Каковы его основные идеи? Кто автор этого произведения?

"Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что посœетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего всœе народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.

Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами беспрестанно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он призрел на народ Свой. И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив нас.

Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел - да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посœещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати - да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон - предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать - служители Будущего Века, Жизни Нетленной.

Как Закон приводил подзаконных к благодатному Крещению, так Крещение сынов своих провождает в Жизнь Вечную. Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его - о воскресении и о Будущем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе, и апостольское учение о Будущем Веке - (значит говорить) лишнее и впадать в тщеславие. Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и славолюбию"[9].

6. Напишите эссе на тему, предложенную в высказывании П.Я. Чаадаева. Согласны ли вы с оценкой автора? "Ни в каком краю мира не принœесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России... христианство сотворило нашу великую, нашу Святую Русь".

7. Прочитайте отрывок из работы Б.А. Рыбакова ʼʼРождение Русиʼʼ и ответьте на вопросы. Согласны ли вы с утверждением академика Б.А. Рыбакова, что уровень развития культуры Древней Руси был достаточно высок? Свой ответ аргументируйте.

ʼʼНа протяжении нескольких столетий культура Руси развивалась и обогащалась новыми связями. Уже к концу XI века она достигла уровня передовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательное движение. Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не только не приостановило развития культуры, но содействовало ее дальнейшему расцвету. Все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства и литературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ее отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествие прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетияʼʼ.

8. Заполните таблицу:

referatwork.ru

Основные памятники древнерусской культуры

История Основные памятники древнерусской культуры

просмотров - 73

Живопись Зодчество Литература
     
     

5. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Отрывок из какого известного произведения древнерусской литературы приведен ниже? Каковы его основные идеи? Кто автор этого произведения?

"Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что посœетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего всœе народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.

Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами беспрестанно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он призрел на народ Свой. И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив нас.

Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел - да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посœещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати - да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон - предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать - служители Будущего Века, Жизни Нетленной.

Как Закон приводил подзаконных к благодатному Крещению, так Крещение сынов своих провождает в Жизнь Вечную. Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его - о воскресении и о Будущем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе, и апостольское учение о Будущем Веке - (значит говорить) лишнее и впадать в тщеславие. Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и славолюбию"[9].

6. Напишите эссе на тему, предложенную в высказывании П.Я. Чаадаева. Согласны ли вы с оценкой автора? "Ни в каком краю мира не принœесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России... христианство сотворило нашу великую, нашу Святую Русь".

7. Прочитайте отрывок из работы Б.А. Рыбакова «Рождение Руси» и ответьте на вопросы. Согласны ли Вы с утверждением академика Б.А. Рыбакова, что уровень развития культуры Древней Руси был достаточно высок? Свой ответ аргументируйте.

«На протяжении нескольких столетий культура Руси развивалась и обогащалась новыми связями. Уже к концу XI века она достигла уровня передовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательное движение. Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не только не приостановило развития культуры, но содействовало ее дальнейшему расцвету. Все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства и литературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ее отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествие прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия».

8. Заполните таблицу:

Читайте также

  • - Основные памятники древнерусской культуры

    Живопись Зодчество Литература             5. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Отрывок из какого известного произведения древнерусской литературы приведен ниже? Каковы его основные идеи? Кто автор этого... [читать подробенее]

  • oplib.ru