Откуда родом Рюрик? Откуда рюрик родом


Откуда родом Рюрик?: tam_tam_38

Под таким названием в начале 1988 года в "Литературной России" была опубликована статья профессора, доктора философских наук Бронислава Лисина. Тогда на публикацию почти не обратили внимания. Тем не менее, статья представляется очень интересной и достойной Вашего внимания.

Бронислав Лисин - Откуда родом Рюрик?

Тысячелетие крещения Руси как-то оставило в тени другую важную дату нашей истории. В прошлом году исполнилось 1125 лет основания первого русского государства.Конечно, за давностью лет такие даты часто несколько условны. Сейчас уже не вызывает сомнения, что государственные образования славян и соседних с ними племён как на севере, в районе Новгорода, Пскова, так и на юге, в бассейне Днепра, существовали ранее летописной даты.Но 862 год, год призвания варягов, на который указывает «Повесть временных лет», нам всё-таки дорог пусть не как исходный, но всё-таки принципиально важный исторический рубеж для всех восточных славян.С этой датой, а точнее сказать, с тем, что происходило на новгородской земле в ту пору, связана одна из бурных и долголетних научных дискуссий. Эта дискуссия вышла за рамки научных споров и приобрела чётко выраженный идеологический и политический характер. Пытаясь поставить под сомнение возможность осуществления в нашей стране планов коренной перестройки общества, наиболее «солидные» западные оппоненты начинают именно с древних времён. Дескать, славяне не в состоянии были даже сами создать своё государство. Потребовались норманны (германцы), чтобы навести на землях восточных славян порядок.Действительно, согласно русским летописям, варяг Рюрик вместе со своими братьями Синеусом и Трувором был приглашён на княжение в новгородскую землю.

В XVIII веке историки Г.Ф. Миллер, Г.З. Байер, А.Л. Шлёцер, работавшие в Петербургской академии наук, выдвинули версию, согласно которой Рюрик и его дружина были шведского (норманнского) происхождения. Так возникла норманнская теория в различных вариантах, сохранившаяся и до наших дней. Причём её влияние оказалось настолько сильным, что даже многие известные историки – антинорманнисты (Х. Ловмяньский, В.Т. Пашуто и др.) согласны были с тем, что на русском троне находилась скандинавская династия. Различие между приверженцами и противниками норманнской теории состоит главным образом в определении роли пришлых элементов в создании Русского государства. Первые считают приход варягов-норманнов решающим фактором в объединении восточных славянских и угро-финских племён, другие это место отводят внутренним процессам экономического и социально-политического развития.Но есть и принципиально иная точка зрения. Выдающаяся заслуга в её возрождении принадлежит покойному В.А. Чивилихину. Среди бесценной россыпи оригинальных идей и интереснейших фактов в его романе «Память» есть страницы, посвящённые призванию варягов. Владимир Чивилихин считает и убедительно доказывает, что Рюрик и его братья были славяне.Обратимся к «Повести временных лет». Там говорится: «И пошли за море, к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – Русь, как другие зовутся – шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так».Скажите, пожалуйста, где же здесь хоть малейший намёк на то, что приглашённые варяги – это шведы или норманны? Наоборот, здесь подчёркивается их различие. Речь идёт о руси, но ни один источник X-XIV веков не смешивает русь ни со шведами, ни с иным германским племенем. В летописях нет и намёка на иноязычие варягов. Более того, прямо говорится: «А славянский язык и русский один и тот же».Не подтверждается норманнская теория и скандинавскими сагами. В них ничего не сообщается о событиях ранее княжения Владимира (978-1015 годы). Другим распространённым доводом норманнистов является якобы скандинавское происхождение имён многих послов и купцов, подписавших вместе с Игорем, сыном Рюрика, договор в Константинополе в 945 году. Между тем эти имена имеют кельтическое, фризское или собственно-славянское происхождение.Кстати, и клянутся эти послы и купцы чисто славянскими, а не скандинавскими богами.Эти и другие аргументы приводит профессор А. Кузьмин в своих примечаниях и комментариях к многочисленным первоисточникам о происхождении нашего государства, опубликованным в двухтомнике «Молодой гвардии» под названием «Откуда есть пошла Русская земля» (1986).

…За окном машины пелена дождя. Где-то мы проскочили нужный поворот и сейчас пытаемся сориентироваться по карте. Луч фонарика выхватывает названия сёл и маленьких городков:Белов, Бобин, Буров, Вицин, Волков, Глазов, Грибов, Гуров, Карпов, Лисов, Луков, Руссов, Северин, Шдепков…Барков, Брунов, Брюсов, Валов, Густов, Древелов, Клинков, Лицов, Малин. Маньков, Медов, Панков, Тарцов…Нам нужен Старгород…Новгород… Старый центр варягов и новый город варяжский, как его называли летописи.Любопытнейшая вещь топонимика. Прошли тысячи лет, сменились многие поколения и народы, а память людская хранит названия мест давно минувших времён. Не надо быть специалистом-лингвистом, чтобы с первого взгляда признать приведённые выше названия не просто славянскими, а чисто русскими. Не польские, чешские или даже белорусские или украинские. Один к одному – русские.Где же эти места? В Швеции, куда фантазия норманнистов водворила родину варягов? Или на новгородско-псковской земле? Да, там подобных названий тоже не мало. Но мы находимся сейчас на севере Германской Демократической Республики, на территории бывшего когда-то герцогства Мекленбург. Здесь на рубеже Х века жили многочисленные славянские племена ободритов, вендов, ругов и другие. Одно из этих племён называлось Варины или вэринги, в русском языке это звучало как варяги. Близкое им славянское племя по языку и культуре было руги, руяне или русы, проживавшие на острове Рюген. Причём этот остров занимал совершенно особое положение в мире славян. Многие авторы, в частности Саксон Грамматик, подчёркивали, что находящийся на острове храм почитала «вся Славянская земля».Интересно, что в письме к рюгенским князьям в 1304 году папа Бенедикт IX обращается как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских». Даже город Любек по документам 1373 и 1388 годов помещается в Руссии. А разве случайно, что последняя жительница острова Рюген, говорившая по-славянски и умершая в 1402 году, носила фамилию Голицына?С другой стороны, как сообщает В.А. Чивилихин, многие знатные роды России – Воронцовы, Вельяминовы, Морозовы, Левашовы, Кутузовы, Толстые, Пушкины и другие – числили своих предков из бывших славянских земель южной Прибалтики.

Кем же был Рюрик?Договариваясь предварительно по телефону о встрече в государственном архиве города Шверина, я предупредил, что интересуюсь историей России. Доктор Раков, заведующий отделом, приготовил несколько интереснейших документов, включая подлинники писем Петра I. Кстати, фамилии типа Раков, Кленов, Дубов, и другие очень распространены на севере ГДР. Для меня особенно важной была книга о генеалогии мекленбургских герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла-Леопольда, герцога Мекленбургского, князя вендов, графа Шверина и дочери русского царя Ивана Алексеевича – Екатерины.Мекленбургские герцоги ведут свою родословную от славянских королей вендов и ободритов. Согласно ей, Рюрик, Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба (Годлава, Годослава), погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешёл к братьям Годлава Трасику и Славомиру, а затем к преемникам Славомира – Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон переходит к потомку родного брата деда Годлава Билингуса I – Мечиславу III.Рюрик, Синеус и Трувор вынуждены были искать счастье за морем. Такой поворот дел не был чем-то необычным для жителей королевства вэрингов, ободритов, вендов, ругов. Тесные связи соединяли их с жителями Восточной Прибалтики. С полной уверенностью можно говорить о существовании там обширных колоний полабских славян. Бесспорно, что варяги-русь попадали практически в родную языковую и культурную среду. Были обширные династические связи. Например дядя Рюрика Витислав, князь Мечислав I и король Мечислав II были женаты на дочерях русских князей. В.А. Чивилихин высказывает даже предположение, что и сам Годлав имел жену – дочь новгородского князя Гостомысла Умилу.А. Кузьмин собрал много и других убедительных доказательств. Скажем, по всему северу Руси распространена специфическая фельдбергерская керамика, характерная для балтийских славян VIII-X веков. В Пскове, например, она в соответствующих слоях составляет более 80 процентов. Много её и в Новгороде и других городах, где, по летописи, жили варяги. Обнаружено, что ранние средневековые новгородцы, ярославцы, костромичи имели антропологические характеристики, аналогичные черепам из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Уже в наше время на западном побережье Псковского озера зафиксирована группа населения, принадлежащая к западнобалтийскому типу «Южного побережья Балтийского моря». Изборские постройки VIII-X веков аналогичны городищам балтийского Поморья и славянского Мекленбурга.Дом советской науки и культуры в Берлине провёл коллоквиум с участием ведущих учёных ГДР, занимающихся историей, языком, культурой славянских народов. Обсуждался доклад об образовании первого Русского государства. После оживлённой дискуссии участники согласились со следующим. Связи полабских славян с восточными славянами в VII-XI веках были значительно теснее и интенсивнее, нежели связь последних со Скандинавией. Однако в исторической науке до последнего времени это направление фактически не разрабатывалось.Данных в поддержку норманнской теории практически нет. Более того, те аргументы, которые выдвигали её основоположники в свете современных методов исследования, выглядят совсем по-другому.Справедливости ради нужно сказать, что норманнистам был дан жестокий бой нашими русскими учёными ещё в XVIII веке. 24 сентября 1752 года на защите диссертации Миллера «О начале русского народа» с резкой критикой её положений выступили Ломоносов, Крашенинников, Попов. В итоге было признано необходимым диссертацию уничтожить. Ломоносов был, в частности, убеждён, что Рюрик происходил из полабских славян. С этим тезисом не спорили и участники коллоквиума. Однако высказывались сомнения в достоверности мекленбургского генеалогического источника. Действительно, в истории немало случаев, когда родовое древо создавалось в угоду политическим или династическим амбициям.Предвзятость мекленбургских авторов могла объясняться браком между представителями двух правящих династий, существенной в тот период зависимостью Мекленбурга от России. Доводы, заслуживающие внимания.Однако есть факты и подтверждающие сведения генеалогии. В Чивилихиным было установлено, что в 30-е годы прошлого века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в Северной Германии была записана древняя легенда о Рюрике и его братьях. В ней говорится, что дети короля ободритов Годлава – Рюрик, Сивар, Трувар отправились на восток, где совершили много подвигов. Благодарный народ упросил их не уходить. Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар – Белозерское. Младшие братья скоро умерли, не оставив детей. Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Маловероятно, чтобы сведения из русской летописи фигурировали за две тысячи вёрст в другой стране в виде народной легенды.Трудно заподозрить в предвзятости и австрийского дипломата Сигизмунда  Герберштейна, который, будучи посланником императора в Московском княжестве в ХVI веке, оставил подробное описание его истории, быта, нравов и так далее. Рюрика и его братьев он тоже считал славянами.Интересную книгу выпустил в 1858 году в Петербурге Александр Васильев. Она называлась «О древнейшей истории северных славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его варяги». Автор также доказывает, что варяги были славяне. Однако он считает, что они пришли не из-за моря (Балтийского), а из-за озера Ильмень, куда переселились с Южной Прибалтики задолго до этого.Ряд источников позволяет предполагать, что язык, культура, обычаи полабских славян были ближе к восточным славянам (или даже почти идентичны), чем к западным (полякам, чехам). К сожалению, язык полабских славян нам известен плохо.Они не выдержали германкой экспансии. Ослабленные междоусобицами, они частично были истреблены, частично ушли в другие земли, преимущественно славянские. Большая же часть подверглась онемечиванию. Причём славянский язык сохранялся в отдельных местах ещё до ХVII века.В обычаях, национальной одежде, языке жителей бывшего Мекленбурга, нынешних округов ГДР Шверин, Росток и Нойбранденбург имеются особенности, вызванные славянским происхождением значительной части коренных жителей…И всё-таки история подарила нам прекрасную возможность вернуться к первоистокам связей наших предков с полабскими славянами. На территории ГДР в округах Коттбус и Дрезден проживают лужицкие сербы, прямые потомки полабских славян, родные братья и сёстры ободритов, руссов и других племён. Древняя и самобытная культура лужичан, их язык имеют много общих элементов с русскими. Наших исследователей здесь ждут интереснейшие открытия, проливающие свет на историю русского и других славянских народов.Итак, на вопрос, откуда родом Рюрик, есть достаточно оснований для определённого ответа. Но поиск нельзя считать завершённым. Мы вправе рассчитывать на выявление новых фактов, новых источников в исторических архивах, археологических раскопках, этнографических и лингвистических исследованиях. Они позволят более полно и ощутимо представить нам одну из важнейших страниц истории нашей Родины.

Бронислав Лисин, доктор философских наук, профессор.Литературная Россия. 5 февраля 1988 года, № 5 (1305) С.22

tam-tam-38.livejournal.com

Откуда родом Рюрик? | rusfact.ru

Под таким названием в начале 1988 года в "Литературной России" была опубликована статья профессора, доктора философских наук Бронислава Лисина. Тогда на публикацию почти не обратили внимания. Тем не менее, статья представляется очень интересной и достойной Вашего внимания.

Бронислав Лисин -  Откуда  родом  Рюрик ?

Тысячелетие крещения Руси как-то оставило в тени другую важную дату нашей истории. В прошлом году исполнилось 1125 лет основания первого русского государства.

Конечно, за давностью лет такие даты часто несколько условны. Сейчас уже не вызывает сомнения, что государственные образования славян и соседних с ними племён как на севере, в районе Новгорода, Пскова, так и на юге, в бассейне Днепра, существовали ранее летописной даты.

Но 862 год, год призвания варягов, на который указывает «Повесть временных лет», нам всё-таки дорог пусть не как исходный, но всё-таки принципиально важный исторический рубеж для всех восточных славян.

С этой датой, а точнее сказать, с тем, что происходило на новгородской земле в ту пору, связана одна из бурных и долголетних научных дискуссий. Эта дискуссия вышла за рамки научных споров и приобрела чётко выраженный идеологический и политический характер. Пытаясь поставить под сомнение возможность осуществления в нашей стране планов коренной перестройки общества, наиболее «солидные» западные оппоненты начинают именно с древних времён. Дескать, славяне не в состоянии были даже сами создать своё государство. Потребовались норманны (германцы), чтобы навести на землях восточных славян порядок.

Действительно, согласно русским летописям, варяг  Рюрик  вместе со своими братьями Синеусом и Трувором был приглашён на княжение в новгородскую землю.

В XVIII веке историки Г.Ф. Миллер, Г.З. Байер, А.Л. Шлёцер, работавшие в Петербургской академии наук, выдвинули версию, согласно которой  Рюрик  и его дружина были шведского (норманнского) происхождения. Так возникла норманнская теория в различных вариантах, сохранившаяся и до наших дней. Причём её влияние оказалось настолько сильным, что даже многие известные историки – антинорманнисты (Х. Ловмяньский, В.Т. Пашуто и др.) согласны были с тем, что на русском троне находилась скандинавская династия. Различие между приверженцами и противниками норманнской теории состоит главным образом в определении роли пришлых элементов в создании Русского государства. Первые считают приход варягов-норманнов решающим фактором в объединении восточных славянских и угро-финских племён, другие это место отводят внутренним процессам экономического и социально-политического развития.

Но есть и принципиально иная точка зрения. Выдающаяся заслуга в её возрождении принадлежит покойному В.А. Чивилихину. Среди бесценной россыпи оригинальных идей и интереснейших фактов в его романе «Память» есть страницы, посвящённые призванию варягов. Владимир Чивилихин считает и убедительно доказывает, что  Рюрик  и его братья были славяне.

Обратимся к «Повести временных лет». Там говорится: «И пошли за море, к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – Русь, как другие зовутся – шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так».

Скажите, пожалуйста, где же здесь хоть малейший намёк на то, что приглашённые варяги – это шведы или норманны? Наоборот, здесь подчёркивается их различие. Речь идёт о руси, но ни один источник X-XIV веков не смешивает русь ни со шведами, ни с иным германским племенем. В летописях нет и намёка на иноязычие варягов. Более того, прямо говорится: «А славянский язык и русский один и тот же».

Не подтверждается норманнская теория и скандинавскими сагами. В них ничего не сообщается о событиях ранее княжения Владимира (978-1015 годы). Другим распространённым доводом норманнистов является якобы скандинавское происхождение имён многих послов и купцов, подписавших вместе с Игорем, сыном  Рюрика , договор в Константинополе в 945 году. Между тем эти имена имеют кельтическое, фризское или собственно-славянское происхождение.

Кстати, и клянутся эти послы и купцы чисто славянскими, а не скандинавскими богами.Эти и другие аргументы приводит профессор А. Кузьмин в своих примечаниях и комментариях к многочисленным первоисточникам о происхождении нашего государства, опубликованным в двухтомнике «Молодой гвардии» под названием « Откуда  есть пошла Русская земля» (1986).

…За окном машины пелена дождя. Где-то мы проскочили нужный поворот и сейчас пытаемся сориентироваться по карте. Луч фонарика выхватывает названия сёл и маленьких городков:

Белов, Бобин, Буров, Вицин, Волков, Глазов, Грибов, Гуров, Карпов, Лисов, Луков, Руссов, Северин, Шдепков…Барков, Брунов, Брюсов, Валов, Густов, Древелов, Клинков, Лицов, Малин. Маньков, Медов, Панков, Тарцов…Нам нужен Старгород…Новгород… Старый центр варягов и новый город варяжский, как его называли летописи.

Любопытнейшая вещь топонимика. Прошли тысячи лет, сменились многие поколения и народы, а память людская хранит названия мест давно минувших времён. Не надо быть специалистом-лингвистом, чтобы с первого взгляда признать приведённые выше названия не просто славянскими, а чисто русскими. Не польские, чешские или даже белорусские или украинские. Один к одному – русские.

Где же эти места? В Швеции, куда фантазия норманнистов водворила родину варягов? Или на новгородско-псковской земле? Да, там подобных названий тоже не мало. Но мы находимся сейчас на севере Германской Демократической Республики, на территории бывшего когда-то герцогства Мекленбург. Здесь на рубеже Х века жили многочисленные славянские племена ободритов, вендов, ругов и другие. Одно из этих племён называлось Варины или вэринги, в русском языке это звучало как варяги. Близкое им славянское племя по языку и культуре было руги, руяне или русы, проживавшие на острове Рюген. Причём этот остров занимал совершенно особое положение в мире славян. Многие авторы, в частности Саксон Грамматик, подчёркивали, что находящийся на острове храм почитала «вся Славянская земля».

Интересно, что в письме к рюгенским князьям в 1304 году папа Бенедикт IX обращается как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских». Даже город Любек по документам 1373 и 1388 годов помещается в Руссии. А разве случайно, что последняя жительница острова Рюген, говорившая по-славянски и умершая в 1402 году, носила фамилию Голицына?

С другой стороны, как сообщает В.А. Чивилихин, многие знатные  роды  России – Воронцовы, Вельяминовы, Морозовы, Левашовы, Кутузовы, Толстые, Пушкины и другие – числили своих предков из бывших славянских земель южной Прибалтики.

Кем же был  Рюрик ?

Договариваясь предварительно по телефону о встрече в государственном архиве города Шверина, я предупредил, что интересуюсь историей России. Доктор Раков, заведующий отделом, приготовил несколько интереснейших документов, включая подлинники писем Петра I. Кстати, фамилии типа Раков, Кленов, Дубов, и другие очень распространены на севере ГДР. Для меня особенно важной была книга о генеалогии мекленбургских герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла-Леопольда, герцога Мекленбургского, князя вендов, графа Шверина и дочери русского царя Ивана Алексеевича – Екатерины.

Мекленбургские герцоги ведут свою родословную от славянских королей вендов и ободритов. Согласно ей,  Рюрик , Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба (Годлава, Годослава), погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешёл к братьям Годлава Трасику и Славомиру, а затем к преемникам Славомира – Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон переходит к потомку родного брата деда Годлава Билингуса I – Мечиславу III.

 Рюрик , Синеус и Трувор вынуждены были искать счастье за морем. Такой поворот дел не был чем-то необычным для жителей королевства вэрингов, ободритов, вендов, ругов. Тесные связи соединяли их с жителями Восточной Прибалтики. С полной уверенностью можно говорить о существовании там обширных колоний полабских славян. Бесспорно, что варяги-русь попадали практически в родную языковую и культурную среду. Были обширные династические связи. Например дядя  Рюрика  Витислав, князь Мечислав I и король Мечислав II были женаты на дочерях русских князей. В.А. Чивилихин высказывает даже предположение, что и сам Годлав имел жену – дочь новгородского князя Гостомысла Умилу.

А. Кузьмин собрал много и других убедительных доказательств. Скажем, по всему северу Руси распространена специфическая фельдбергерская керамика, характерная для балтийских славян VIII-X веков. В Пскове, например, она в соответствующих слоях составляет более 80 процентов. Много её и в Новгороде и других городах, где, по летописи, жили варяги. Обнаружено, что ранние средневековые новгородцы, ярославцы, костромичи имели антропологические характеристики, аналогичные черепам из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Уже в наше время на западном побережье Псковского озера зафиксирована группа населения, принадлежащая к западнобалтийскому типу «Южного побережья Балтийского моря». Изборские постройки VIII-X веков аналогичны городищам балтийского Поморья и славянского Мекленбурга.

Дом советской науки и культуры в Берлине провёл коллоквиум с участием ведущих учёных ГДР, занимающихся историей, языком, культурой славянских народов. Обсуждался доклад об образовании первого Русского государства. После оживлённой дискуссии участники согласились со следующим. Связи полабских славян с восточными славянами в VII-XI веках были значительно теснее и интенсивнее, нежели связь последних со Скандинавией. Однако в исторической науке до последнего времени это направление фактически не разрабатывалось.

Данных в поддержку норманнской теории практически нет. Более того, те аргументы, которые выдвигали её основоположники в свете современных методов исследования, выглядят совсем по-другому.

Справедливости ради нужно сказать, что норманнистам был дан жестокий бой нашими русскими учёными ещё в XVIII веке. 24 сентября 1752 года на защите диссертации Миллера «О начале русского народа» с резкой критикой её положений выступили Ломоносов, Крашенинников, Попов. В итоге было признано необходимым диссертацию уничтожить. Ломоносов был, в частности, убеждён, что  Рюрик  происходил из полабских славян. С этим тезисом не спорили и участники коллоквиума. Однако высказывались сомнения в достоверности мекленбургского генеалогического источника. Действительно, в истории немало случаев, когда родовое древо создавалось в угоду политическим или династическим амбициям.

Предвзятость мекленбургских авторов могла объясняться браком между представителями двух правящих династий, существенной в тот период зависимостью Мекленбурга от России. Доводы, заслуживающие внимания.

Однако есть факты и подтверждающие сведения генеалогии. В Чивилихиным было установлено, что в 30-е годы прошлого века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в Северной Германии была записана древняя легенда о  Рюрике  и его братьях. В ней говорится, что дети короля ободритов Годлава –  Рюрик , Сивар, Трувар отправились на восток, где совершили много подвигов. Благодарный народ упросил их не уходить.  Рюрик  получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар – Белозерское. Младшие братья скоро умерли, не оставив детей.  Рюрик  присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Маловероятно, чтобы сведения из русской летописи фигурировали за две тысячи вёрст в другой стране в виде народной легенды.

Трудно заподозрить в предвзятости и австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, который, будучи посланником императора в Московском княжестве в ХVI веке, оставил подробное описание его истории, быта, нравов и так далее.  Рюрика  и его братьев он тоже считал славянами.

Интересную книгу выпустил в 1858 году в Петербурге Александр Васильев. Она называлась «О древнейшей истории северных славян до времён  Рюрика , и  откуда  пришёл  Рюрик  и его варяги». Автор также доказывает, что варяги были славяне. Однако он считает, что они пришли не из-за моря (Балтийского), а из-за озера Ильмень, куда переселились с Южной Прибалтики задолго до этого.

Ряд источников позволяет предполагать, что язык, культура, обычаи полабских славян были ближе к восточным славянам (или даже почти идентичны), чем к западным (полякам, чехам). К сожалению, язык полабских славян нам известен плохо.

Они не выдержали германкой экспансии. Ослабленные междоусобицами, они частично были истреблены, частично ушли в другие земли, преимущественно славянские. Большая же часть подверглась онемечиванию. Причём славянский язык сохранялся в отдельных местах ещё до ХVII века.

В обычаях, национальной одежде, языке жителей бывшего Мекленбурга, нынешних округов ГДР Шверин, Росток и Нойбранденбург имеются особенности, вызванные славянским происхождением значительной части коренных жителей…

И всё-таки история подарила нам прекрасную возможность вернуться к первоистокам связей наших предков с полабскими славянами. На территории ГДР в округах Коттбус и Дрезден проживают лужицкие сербы, прямые потомки полабских славян, родные братья и сёстры ободритов, руссов и других племён. Древняя и самобытная культура лужичан, их язык имеют много общих элементов с русскими. Наших исследователей здесь ждут интереснейшие открытия, проливающие свет на историю русского и других славянских народов.

Итак, на вопрос,  откуда  родом  Рюрик , есть достаточно оснований для определённого ответа. Но поиск нельзя считать завершённым. Мы вправе рассчитывать на выявление новых фактов, новых источников в исторических архивах, археологических раскопках, этнографических и лингвистических исследованиях. Они позволят более полно и ощутимо представить нам одну из важнейших страниц истории нашей Родины.

Бронислав Лисин, доктор философских наук, профессор.Литературная Россия. 5 февраля 1988 года, № 5 (1305) С.22

источник ПЕРУНИЦА

ftp.rusfact.ru

Откуда Рюрик родом? - Литературная газета

КНИЖНЫЙ    РЯД

Е.В. Пчелов. Рюрик. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 316{4} с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1277). – 5000 экз.

Мало можно найти в отечественной, да и в мировой истории фигур, которые, подобно Рюрику, на протяжении нескольких сот лет вызывали бы столько научных споров, гипотез, домыслов и откровенных фантазий. И это объяснимо: слишком уж скудны и противоречивы сведения о нём. Как бы там ни было, именно 862 год, год призвания трёх варяжских князей в Новгород, стал официально признанной точкой отсчёта российской государственности. О чём напомнил и недавний указ президента Дмитрия Медведева о праздновании в 2012 году 1150-летия России.

В этом смысле вышедшая в серии «ЖЗЛ» книга историка Евгения Пчелова представляется очень своевременной. Ведь сам факт призвания варягов в разные периоды нашей истории осмысливался по-новому. И сегодня не утихающие вокруг этого события споры говорят о необходимости оценить его на новой стадии развития общественного сознания.

Автор в своём исследовании «проклятого вопроса русской истории» старается быть «над схваткой». Хотя его приверженность традиционной версии о скандинавских корнях Рюрика очевидна, он довольно подробно останавливается и на других гипотезах. В частности, на предположении, что новгородцы могли призвать «володеть» ими ментально близкого им представителя балтийских славян.

Вообще «норманнская теория», зародившаяся ещё в XVIII веке, потому и будоражит умы до сих пор, что в ней политики, пожалуй, не меньше, чем истории. «Крайние норманнисты» исходили из того, что восточные славяне не способны были самостоятельно создать своё государство. Правда, в последующем таковых практически не осталось. Так как развитие исторической науки привело к пониманию, что «возникновение государства – долгий не одномоментный процесс, связанный со многими социальными, экономическими и политическими факторами и не зависящий от воли того или иного политического или военного деятеля».

«Множество разных земель славенского племени есть неложное доказательство величия и древности», – писал, споря с одним из основателей норманнской теории этнографом Г.Ф. Миллером, Михаил Васильевич Ломоносов. Так что со скандинавами, пруссами, ваграми или без – наши предки обрели бы государственность. А для тех, кто любит расставлять точки над «i», будет интересно узнать о проведённом в 2007 году генетическом анализе потомков Рюриковичей, «имеющих бесспорную генеалогическую преемственность от древнерусских князей». Результаты исследования ДНК, по мнению Пчелова, целиком подтверждают североевропейское, скандинавское происхождение Рюрика.

Алексей ПОЛУБОТА

lgz.ru