Ирина Федоровна Годунова – правительница Руси. Ирина годунова
Царица Ирина Годунова: биография, интересные факты
Русская царица Ирина Годунова, самостоятельно правившая страной немногим более месяца, внесла неоценимый вклад в развитие государства. Будучи влиятельным политиком и видным общественным деятелем, она фактически управляла Россией вместе со своим супругом.
Происхождение. Юные годы
Брату и сестре Годуновым выпала честь воспитываться вместе с детьми Ивана Грозного. В царские палаты они попали благодаря дяде, который выполнял при дворе роль постельничего. Годуновы происходили из костромского малоизвестного рода. Близость к государевой семье делала их исключительными.
Еще с малых лет Ирина полюбилась будущему царю Федору Иоанновичу, человеку безвольному и смиренному. Выросшие вместе, они знали друг о друге все. Свадьба была делом времени, они повенчались в 1575 году, когда обоим было по 23 года. Вопреки обычаям, смотра невест у Федора Иоанновича не было, он выбрал одну-единственную и был верен ей до конца.
Жена государя
Молодожены были не похожи друг на друга. Федор, от природы тихий и болезненный, никогда не вмешивался в придворные интриги, вел спокойную и размеренную жизнь. Ирина же была его противоположностью: статная и красивая молодая женщина, самолюбивая и властная, она принимала активное участие и в государственных делах, и в светских.
До Ирины Годуновой царицы были скорее тенью своего венценосного супруга, находились в кругу семьи, выезжали на богомолье и занимались благотворительностью. Жена Федора Иоанновича была совершенно другая: она заседала в Боярской думе, принимала иностранных послов, вела переписку с европейскими монархами, в частности с Елизаветой Английской и супругой кахетинского царя Александра II.
Ирина много сделала и для Русской православной церкви. Тесно общаясь с патриархом Александрийским, она настаивала на необходимости сделать Русь отдельным патриархатом. Многие монастыри получали от нее щедрые пожертвования. Согласно историческим справкам, в начале 1589 года царица Ирина принимала у себя патриарха Константинополя Иеремию и просила у него благословения. После этого она выступила на публике с речью, чего до этого не делала ни одна русская государыня. Нередко на царских указах Федора Иоанновича можно увидеть две подписи: вторую оставляла его благоверная - царица Ирина.
Красиво жить не запретишь
Наряды жены государя отличались изысканностью и роскошью. Арсений Елассонский, архиепископ, присутствующий на приеме у Ирины Годуновой, так описывает ее одеяние: «Малейшей части этого великолепия хватило бы для украшения десятка царей». Корона государыни была украшена аметистами густого фиолетового цвета и крупными сапфирами. Парадный зал, названный позже Золотой палатой, был искусно расписан золотом и украшен фресками, изображающими житие великих женщин-правительниц: княгини Ольги, святой Елены, царицы Динары. Эти покои стали приемной многих российских монархов.
Дети
Наследников Федор Иоаннович и Ирина Годунова не оставили. Ходили слухи о некрепком здоровье царя, выписывали даже иностранных лекарей, но все было напрасно. Их единственная дочь, Феодосия, рожденная в мае 1592 года, не прожила и двух лет. Царица Ирина несколько раз была беременна, но подарить царю наследника так и не смогла. Пройдут века, пока станет известно, что у нее было особенное строение таза, исключающее нормальное вынашивание ребенка.
Будучи на смертном одре, Иван Грозный завещал сыну жениться на Ирине Мстиславской, в случае если его нынешняя супруга окажется бездетной. Он хорошо понимал, что без наследника в стране скоро настанет время смуты и хаоса, губительных для России. Царица Ирина осознавала шаткость своего положения. На помощь пришел ее старший брат Борис: Мстиславскую выкрали из родительского дома и против ее воли постригли в монахини.
Вдовствующая царица
Федор Иоаннович умер 7 января 1598 года, не оставив после себя ни единого документа о престолонаследии. Борис Годунов в сговоре с патриархом Иовом объявили боярам о желании покойного государя посадить на русский трон его любимую супругу. Боясь страшного времени междувластия, дума согласилась присягнуть ей на верность. Так на престол взошла Ирина Годунова – царица Всея Руси. Ее правление не назовешь долгим – номинально главой государства она являлась с 16 января по 21 февраля 1598 года. Уже на 9-й день после смерти мужа русская царица Ирина решила постричься в монахини, освободив тем самым трон для своего любимого брата.
Еще Федор говорил ей об уходе в монастырь в случае его смерти, тем самым он хотел обезопасить супругу от заговоров и изощренных интриг боярства. Российская царица Ирина объявила о своем решении принародно, выступив с речью на Красном крыльце. Простой люд молил государыню остаться и править, но она осталась непреклонна.
Сестра царя
Ирина оставила царские палаты и удалилась под сень Новодевичьего монастыря. Там она приняла постриг, став инокиней Александрой. До благословения на царствие своего брата, будучи уже монахиней, она продолжала править страной: принимала челобитников, подписывала указы, раздавала поручения. Восшествие на престол Бориса Годунова было связано с настоящим политическим спектаклем. В Новодевичий монастырь, где находился будущий царь, прибыло целое шествие просителей. Толпа, подкупленная сторонниками Годунова, молила его стать во главе государства. Борис несколько раз отвергал предложенную ему корону, но в итоге согласился. Ирина благословила брата 21 февраля 1598 года, после чего полностью отошла от дел. Остаток дней она посвятила богослужению и благотворительности.
Инокиня Александра
Царица Ирина, освободившаяся от бремени правления, прожила в стенах монастыря около 5 лет. Суровые аскетические условия, сырая холодная келья и скудная еда не пошли на пользу не старой еще женщине.
Согласно исследованиям ее саркофага, у инокини Александры были больные суставы и наследственная патология костной ткани. Вероятно, в последние годы передвигалась она с трудом. Об этом же свидетельствует повышенное содержание свинца, ртути, мышьяка в ее останках. Видимо, бывшая царица часто практиковала лечение мазями, чтобы хоть как-то облегчить боль.
Святая царица Ирина
Монахиня Александра почила 29 октября 1603 года. После смерти ее имущество отошло церкви, сама она была захоронена в стенах Вознесенского монастыря в Московском Кремле, как и другие царицы до нее. Позже останки были перенесены в подклет Архангельского собора, где покоятся многие великие князья и цари.
За праведную жизнь Ирину Годунову и Федора Иоанновича уподобляли Петру и Февронии Муромским. Эти святые считаются русским символом семьи, благочестия и милосердия.
Ирина Федоровна Годунова – правительница Руси
Ирина Годунова родилась 1557 г. в семье боярина из Костромы Федора Годунова. Будучи еще совсем юной, стала женой царевича Федора, впоследствии последнего царя из династии Рюриковичей. Кроткий и молчаливый царевич Федор очень любил Ирину, благодаря чему она и ее брат, знаменитый Борис Годунов, имели на него влияние.
В 1584 г. умирает Иван Грозный, и Федор становится царем всея Руси, а Ирина в возрасте 27 лет становится царицей. По сути она и ее брат Борис становятся фактическими правителями Руси, и играют решающую роль в принятии всех значимых решений того времени.
Федор Иванович царствовал с 1584 по 1598 год. Это было время спокойствия на Руси. Строились новые города, развивалась торговля, ремесла и промыслы. Шел подъем экономики, устанавливались внешние торговые связи. Ирина любила живопись и всячески поддерживала живописцев того времени. Ее стараниями произведения многих мастеров сохранились до наших времен. Благодаря ей росло влияние ее брата Бориса Годунова.
В 1587 г. в Москве начались волнения, поднятые боярами против Годуновых. Официально они требовали ссылки Ирины Федоровны в монастырь. Причиной тому послужило ее якобы бесплодие, на самом деле бояре боялись набирающего силу Бориса Годунова. Восстание было подавлено, многие из зачинщиков были пострижены в монахи.
29 мая 1592 г. в царской семье рождается дочь Феодосия. Однако она вскоре умирает. В дальнейшем, во время Смуты появляется множество самозванцев, поскольку ходили слухи, что на самом деле у Федора родился сын.
1598 г. царь Федор умирает не оставив после себя наследника. Перед смертью он завещает свой титул Ирине Федоровне. Мудрая и осторожная Ирина отказывается от трона в пользу Бориса Годунова. Тот в свою очередь также отказывается от трона, понимая кем он станет в руках бояр. Вместо этого Борис и Ирина требуют созыва народного собора, от которого Борис Годунов получает власть и скипетр.
Хотя страной правил Борис, все указы писались от имени вдовствующей царицы Ирины вплоть до ее кончины в Новодевичьем монастыре в возрасте 47 лет.
www.istmira.com
Ирина Годунова. Жена последнего Рюриковича
Говорят, противоположности притягиваются. У самого тихого и смиренного русского царя Федора Иоанновича жена была самолюбивой и гордой. Сестра Бориса Годунова, Ирина имела и силу воли, и стремление к власти. После смерти своего мужа она стала не просто царствующей вдовой, но на некоторое время новой правительницей всея Руси.
Брат и сестра, Борис и Ирина, были из незнатного костромского рода Годуновых, который история запомнила за коварное стремление к власти. Еще детьми они оказались при царском дворе и воспитывались с сыновьями и дочерьми Ивана Грозного, поэтому и были уверены в исключительности своей семьи, которую жаловал царь.
Общее детство с миролюбивым Федором, сыном и наследником грозного царя, сделало Ирину его любимицей, и их брак лишь укрепил влияние Годуновых. Не было обычного смотра невест, других претенденток, наследник выбрал именно её. И через обожавшего, но слабовольного мужа Ирина Годунова могла влиять на происходящие события. Муж – постник и молчальник, не интересовавшийся придворными интригами. А жена, наоборот, одна из самых влиятельных женщин своего времени: принимала иностранных послов, участвовала в заседаниях Боярской думы.
Но будучи настоящей царицей, Ирина познала и другие последствия власти – нелюбовь бояр и многочисленные интриги, угрожавшие если не жизни, то положению царицы уж точно. Спустя три года с начала царствования Федора Иоанновича, возникает заговор бояр против Годуновых, с которым им удалось расправиться.
Усугубляло положение еще и то, что наследник у Федора и Ирины так и не рождался: единственный ребенок – девочка Феодосия - умерла в возрасте двух лет. Это был главный козырь бояр, пытавшихся даже обвинить женщину в бесплодии и сослать в монастырь. Однако, очевидно, что причиной были проблемы со здоровьем царя Федора, а не крепкой и молодой царицы. Но пока любящий муж и законный правитель оставался жив, Ирина могла оградить себя от боярских козней.
Ситуация осложнилась после смерти Федора Иоанновича, назначившего преемницей свою жену. Теперь борьба за власть обострилась до предела, и можно было либо победить, либо лишиться жизни. Единственным заступником Ирины оставался брат Борис, и именно его теперь нужно было посадить на трон, ведь женщина с этой ролью вряд ли бы справилась.
Брат и сестра вели очень дальновидную и хитрую политику. Царский титул в это время был для них желанным, но слишком ненадежным. Отказавшись от трона, царица приняла монашество в Новодевичьем монастыре, формально оставаясь правительницей Руси, а брат Борис скрывался там вместе с ней.
И теперь сами бояре вынуждены были звать на трон Годуновых, опасаясь смут и междоусобиц. Но брат и сестра продолжают отказываться от власти, и только после Великого собора, когда Бориса Годунова выбирают не только бояре, но и весь русский народ, он становится новым царем.
Быть может, попытка Годуновых сплотить Русь сильной властью могла бы стать удачной, но история пошла по-другому, и теперь мы помним Бориса, как одну из самых противоречивых и коварных фигур, а Ирину, как царицу, из-за которой прервалась династия.
cyrillitsa.ru
Ирина Годунова • ru.knowledgr.com
Ирина Феодоровна Годунова более поздняя Александра (1557–1603) была женой царя Феодора I Ивановича (r. 1584–1598) и сестра царя Бориса Годунова (r. 1598–1605).
Точные даты некоторых событий в жизни Ирины сомнительны; большинство источников указывает, что она была выбрана Иваном Грозным, чтобы быть женой tsarevich Федора в 1580 или 1581, хотя некоторые источники говорят, что это произошло уже в 1574. В 23 или 24 (принятие последних дат), ее считали бы старой для невесты в Московском государстве, где общий возраст для брака был в подростковые годы, и не бесспорно, почему она вышла замуж настолько относительно поздно в жизни. Она стала Tsaritsa на коронацию ее мужа в 1584.
Всюду по господству ее мужа (и, действительно, начиная с ее брака), она, как ожидали, произведет наследника. Федор был физически и мысленно хил и, был им, чтобы умереть не имеющий сыновей, было сомнительно, будут ли его единокровного брата, Дмитрия, считать законным, поскольку он был результатом седьмого брака Ивана Грозного, и Православная церковь признала только до четырех браков законными. Действительно, даже с Дмитрием как возможный преемник, Ирина находилась под давлением производить наследника и в 1585, она поехала в Монастырь Св. троицы Сергея к северу от Москвы в надежде на удивительное лекарство от ее предполагаемого бесплодия, но тем не менее она не рожала ребенка — дочь, Feodosia Fedorovna — до 1592, но девочка не жили долго и умерли в январе 1594. Длительное бесплодие пары привело к интриге суда. Таким образом, в 1585, Столичный Дионисий предложил, чтобы Федор развелся с Ириной, обвинив ее в том, что она была неплодородна и утверждала, что, на благо государства и династии, Царь должен вступить в повторный брак и произвести наследника. Предложение, как замечалось, как усилие со стороны Shuiskies и других кланов боярина подрезало Godunovs. В ответ Борису Годунову утверждали столичное и ограничил Монастырем Khutyn только за пределами Новгорода Великое.
Со смертью Дмитрия при странных обстоятельствах в Угличе, к северу от Москвы, 15 мая 1591, Ирина была размещена под увеличивающимся давлением, чтобы произвести наследника как династию Rurikid, которая управляла Русский и Московское государство, так как девятый век был бы потухшим, если бы Федор умер без сына, и могла бы последовать кровавая борьба последовательности. Пара оставалась бесплодной больше десятилетия, хотя, было ли это из-за слабого здоровья Федора или к бесплодию на части Ирины, было сомнительно.
На смерть ее мужа 7 января 1598, возможно, что сама Ирина, возможно, взяла трон в качестве правящей царицы (а не простой супруг), так как Rurikids в мужской линии были потухшими; это сказанное, никакая женщина когда-либо прежде правило самостоятельно в Русе или Россия. Таким образом она удалилась (некоторые историки называют его сложением полномочий) в Монастырь Novodevichy (Женский монастырь) на южной стороне Москвы, где она взяла монашеские клятвы под именем Александра. Фактически, именно в монастыре Бориса Годунова попросил патриарх Джоб Москвы и Zemsky Sobor стать царем.
Ирина умерла 27 октября 1603 (источники других дают дату 26 сентября, все еще другие 1604 год) в Монастыре Novodevichy.
Несколько вышивок, созданных Ириной, находятся в коллекции государства Рассиэн Мюзум на Красной площади (наряду с подобной работой Софией Пэлеологус, женой Ивана III, и Анастасии, первой жены Ивана Грозного.)
ru.knowledgr.com
I. Ирина Годунова. Русские исторические женщины
I. Ирина Годунова
Личность Ирины Годуновой является как бы посредствующей связью между историческими женщинами эпохи Грозного и женщинами Смутного времени.
Прожив едва ли не большую половину жизни в палатах царя Ивана Васильевича, а остальную часть жизни в монастыре, Ирина до некоторой степени отразила в своей особе преобладающие качества времени Грозного: при добрых, без сомнения, душевных задатках, при неоспоримом уме, который постоянно проявлялся в заметном влиянии на дела государственные, Ирина не чужда была скрытности, неразборчивости в средствах для достижения задуманных целей (качества, может статься, унаследованные ею от своего воспитателя Грозного) и других недостатков, пагубное влияние которых на следовавшие после ее смерти события в московском государстве она сама, кажется, сознавала при конце жизни и оплакивала.
Ирина была сестра знаменитого любимца царя Ивана Васильевича и будущего царя Бориса Федоровича Годунова. Еще в детстве она предназначена была в невесты сыну Грозного, Федору Ивановичу, и с семилетнего возраста взята во двор, где и воспитывалась «при светлых очах царских».
Вероятно, царь Иван Васильевич Грозный, наученный горьким опытом своей собственной жизни, что с немногими из всех его восьми жен ему удалось быть довольным и счастливым и что не всегда выбор царской невесты может быть удачен при посредстве наместников и «смотрин», решился сам воспитать жену для своего сына, и с этой целью взял в свои палаты сестру Бориса Годунова, Ирину, еще ребенком, и заранее предназначил ее в супруги своему преемнику.
Выбор царя, по-видимому, оказался вполне удачным, потому что лучшей жены для слабого царя Федора Ивановича нельзя было найти: с ней Федор Иванович быль вполне спокоен и счастлив, насколько мог быть счастлив такой человек, как царь Федор,
Когда умер Иван Васильевич и на престол вступил слабовольный и слабоумный Федор Иванович, влияние Ирины на государственные дела, несмотря на то, что этими делами самовластно заправлял умный брат ее Борис, как шурин царский, – проявлялось так несомненно, что об этом влиянии знали при иностранных дворах, а потому в необходимых случаях по важным государственным делам иностранные дворы обращались прямо к Ирине.
Так, в Англии об этом значении Ирины знали от Жерома Горсея, который долго, жил в России и оставил любопытный записки о русском обществе того времени и о важнейших политических событиях.
Выше мы видели, что усилия английской королевы Елизаветы заключить с царем Иваном Васильевичем выгодный торговый трактат оказались бесполезными собственно по причине неудачного сватовства Грозного за племянницу Елизаветы Марию Гастингс.
Не отказываясь от надежды эксплуатировать богатство русской земли в пользу английской торговли, королева Елизавета решилась вновь попробовать счастья в торговых переговорам с московским государством, и потому, узнав о влиянии Ирины не только на своего мужа, царя Федора, но и на брата Бориса, а следовательно, и на государственные дела, Елизавета прислала лично ей самую любезную грамоту, в которой говорить, что часто слышит о мудрости и чести царицы Ирины, что слава об этой мудрости разнеслась по многим государствами Елизавета прислала ей даже своего доктора, уже известного нам Роберта Якоби, и прислала его собственно для Ирины, как «знатока в женских болезнях», а брата Ирины Бориса называла в грамоте своим «кровным любительным приятелем», как переводили тогда москвичи английскую фразу; собственно в переводе означающую – «дорогой и любезный кузин» (loving cousin).
Но, при всем своем значении в государстве, Ирина чувствовала себя несчастной: подобно Соломонии Сабуровой, жене великого князя Василия Ивановича, Ирина была неплодна, а потому если и не боялась участи, постигшей Соломонию, потому что ее муж, царь Федор Иванович, не был похож на своего деда, великого князя Василия Ивановича, однако, репутация «неплодной смоковницы» не могла не причинять ей душевных страданий, особенно, когда бездетность царя сильно беспокоила подданных.
Так, бояре, может быть по своим личным расчетам, убеждали Федора Ивановича развестись с Ириной. Князь Иван Петрович Шуйский и другие бояре, московские гости и все люди купеческие согласились и утвердились рукописанием бить челом государю о разводе. Митрополит, голос которого уважался более всех в государстве, принял сторону челобитчиков. Но Борис, может статься, по своим личным соображениям, которые для всех составляли тайну, уговорил Дионисия не начинать этого дела: он поставил ему на вид то обстоятельство, что будет лучше, если царь Федор Иванович умрет бездетным, потому что, в противном случае, государство постигнут ужасы междоусобий наследников с дядей, Димитрием-царевичем. Вероятно, уже тогда Годунов задумывал погубить Димитрия, чтоб самому сесть на престол, и если бы у Федора Ивановича были дети, то многих или двоих соперников труднее извести чем одного.
Какие бы побуждения ни руководили Годуновым, однако, он остановил челобитье о разводе царя с его сестрой, а главных зачинщиков этого дела, Шуйских, тотчас же, по повелению царя, перехватали и заключили в тюрьмы. Начались розыски, пытки, казни – одним словом, повторилось то, к чему Годунов присмотрелся и привык еще при своем воспитателе, Грозном.
Впрочем, в 1592 году, через год после погибели в Угличе Димитрия-царевича, у Ирины родилась дочь, которую нарекли Феодосией – «даром Божьим»; но в следующем же году ребенок умер, и Ирина опять осталась одинокой со своим жалким мужем. Она очень поражена была смертью дочери, плакала неутешно, и до нас дошло утешительное слово, которое по этому поводу писал ей патриарх Иов.
Иов указывал скорбящей Ирине на достойный подражания пример древних благочестивых Иоакима и Анны, которые тоже были неплодны, но по молитве получили благодать. «Анна – писал Иов – иде в сад свой и ста под древом, нарицаемым дафний, еже есть яблонь, и ту молитвы принося Богови со слезами о безчадствии своем: молящи же ся ей прилете птица малейшая, седе на древе том. Анна же, воззревши к верху древа, хотя посмотрети птичицу ту, и се виде гнездо и птичища того на гнезде седяща, возрыда же вельми Анна и возопи гласом во Господу, глоголя: о Владыко! кому уподобил мя еси, яко и малейшия птичищы сея хужши есмь, ибо и сия птица дети имат. Люте мне, яко не уподобихся ни зверем земным, ибо и звери земныи дети родят, аз же едина безчада есмь пред тобой, Господи! Увы мне убозей: и водам аз не уподобихся» и т. д. – все то, что летописец говорил и о царе Василие Ивановиче, который плакался на неплодие Соломонии. – «Видишь ли, государыня, благоверная царица – продолжает патриарх – колико может молитва праведных, терпящих находящая их скорби, а кручиной, государыня, не взяти ничево».
Говоря вообще, жизнь царицы Ирины далеко не была весела, как она ни была любима супругом, который постоянно и неразлучно был с нею и с нею разделял все свои невинные удовольствия.
Вот как историки (С. М. Соловьев) изображают эту семейную жизнь Федора Ивановича и Ирины, а равно характер первого:
Федор был небольшого роста, приземист, опухший. Нос у него ястребиный, походка нетвердая. Он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается. Он прост, слабоумен, но очень ласков, тих, милостив и чрезвычайно набожен. Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с крестом, к которому царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносить в комнату икону святого, празднуемого в тот день, перед которой царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святой водой, кропит ею иконы и царя. После этого царь посылает к царице спросить: хорошо ли она почивала? и через несколько времени сам идет здороваться с ней в средней комнате, находящейся между его и ее покоями; отсюда идут они вместе в церковь к заутрени, продолжающейся около часу. Вернувшись из церкви, царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости. Около девяти часов царь идет к обедне, которая продолжается два часа; отдохнув после службы, обедает; после обеда спит обыкновенно три часа, иногда же только два, или отправляется в баню или смотреть кулачный бой. После отдыха идет к вечерне, и, вернувшись оттуда, большей частью проводит время с царицей до ужина. Тут забавляют его шуты и карлы мужского и женского пола, которые кувыркаются и поют песни: это самая любимая его забава; другая забава – бой людей с медведями. Каждую неделю царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей. Если кто на выходе бьет ему челом, то он, избывая мирской суеты и докуки, отсылает челобитчика к большому боярину Годунову.
Но вот умирает у Ирины этот добрый муж. И умирает он все так же, как жил, не изменяя себе, потому что иным он быть не мог; за решением и малого, и большого дела он всех отсылал к брату Ирины.
Так, умирая, сложил он с себя и решение важного, единственного вопроса, который непременно должен был решить он, вопроса самого великого, решение которого стоило России целых рев крови, потому что решение его было то, что у нас принято называть «Смутным временем», междуцарствием, эпохой самозванцев, одним словом – «лихолетье», как названо это время людьми, вынесшими его на своих плечах.
– Кому царство, нас сирот и царицу приказываешь? – спрашивала умирающего Федора патриарх и бояре.
– Во всем царстве и в вас волен Бог: как ему угодно, так и будет. И в царице моей волен Бог, – как ей жить, – и об этом у нас уложено.
Вот все, что слабым голосом отвечал умирающий царь.
По свидетельству патриарха Иова, присутствовавшего при смерти Федора, умирающий царь вручил скипетр супруге своей Ирине; по свидетельству же избирательных грамот или манифестов, которыми впоследствии извещалась Русская земля об избрании на царство Бориса Годунова в Михаила Федоровича Романова, – «после себя великий государь оставил свой благоверную великую государыню Ирину Феодоровну на всех своих великих государствах».
Как бы то ни было, но тотчас по кончине царя Москва спешила присягнуть царице Ирине, чтобы тем отклонить неизбежность смут, интриг претендентов на престол, кровопролития.
Но осталось свидетельство другого рода: Ирина просила умирающего мужа передать царство брату ее, Борису. Тут, если верить этому свидетельству, произошла замечательная сцена у постели умиравшего царя. Когда Ирина стала просить мужа за брата, царь предложил свод скипетр старшему из своих двоюродных братьев, Федору Никитичу Романову. Федор Никитич уступил скипетр брату своему Александру, Александр третьему брату Ивану, Иван – Михаилу, Михаил еще кому-то, так что никто не осмеливался брать скипетр, хотя каждому хотелось взять его. Царь, устав передавать жезл из рук в руки, потерял терпение и сказал: «так возьми же его, кто хочет!» Тут сквозь толпу окружавших царя особ протянул руку Годунов и схватил скипетр.
Без сомнения, это сказка; но она верна действительности, потому что, если Годунов не схватил жезл у умирающего царя, то он выхватил его из рук сестры, Ирины, которая охотно уступила скипетр умному брату.
Действительно Ирина отказалась от престола. Она изъявила свой единственную волю – постричься в монахини. Напрасно патриарх, бояре и народ умоляли ее, чтобы она не покидала их сирот до конца, оставалась бы на государстве, и править велела брату своему, Борису Федоровичу, как было при покойном государе; напрасно повторяли все эти моления: на девятый день по смерти мужа Ирина оставила дворец, переехала в Новодевичий монастырь и там постриглась под именем Александры.
Но и удаленная в монастырь, инокиня Ирина-Александра считалась царицей, и именем ее управлялась Русская земля. Патриарх с освященным собором и боярами являлись только исполнителями ее повелений, ее именных словесных указов.
Так от имени царицы-инокини Александры послан был указ князю Голицыну в таких выражениях: «Писал государыне царице – инокине Александре Феодоровне из Смоленска князь Трубецкой на князя Голицына, что тот никаких дел с ними не делает, думая, что ему меньше его, Трубецкого, быть не вместно. По царицыну указу, бояре князь Федор Иванович Мстиславской с товарищами сказывали о том патриарху Иову, и по царицыну указу писал патриарх Иов к Голицыну, чтоб он всякие дела делал с Трубецким, а не станет делать, то патриарх Иов со всем собором и со всеми боярами приговорили послать его Трубецкому головой».
Но в таком положении дела не могли долго оставаться: нельзя же было Ирине править всею Русской землею из Новодевичьего монастыря, из своей кельи, имея на голове монашеский клобук вместо шапки Мономаха, черную мантию вместо царских барм и посох вместо скипетра.
Через несколько дней после удаления ее в монастырь, дьяк Щелкалов, уже известный нам жалобами на него английского посла Боуса будто Щелкалов кормить его, вместо курятины и баранины, ветчиной, – явился к народу, который собрался в Кремле, и потребовал, чтоб народ присягнул боярской думе.
– Не знаем ни князей, ни бояр, знаем только царицу! – закричал народ.
Щелкалов отвечал, что царица в монастыре.
– Да здравствует Борис Федорович! – был ответ народа. Борис жил в это время с Ириной в Новодевичьем монастыре. Патриарх со всем духовенством, боярами и гражданами явились в монастырь и просили Ирину благословить брата на престол, просили в самого Бориса. Борис отказывался, говоря, что и помыслить об этом великом деле не смеет, что промышлять о государстве – дело патриарха и бояр.
– А если моя работа где пригодится, – заключил он свой речь: – то я за святые Божьи церкви, за одну пядь московского государства, за, все, православное христианство и за грудных младенцев рад кровь свой пролить и голову положить.
Но, между тем, иностранцы-современники сообщают, что Ирина и Борис в это время не бездействовали в монастыре; они тайно призывали к себе сотников и пятидесятников стрелецких, подкупали, лаской и обещаниями убеждали их склонить на свой сторону ратных людей и горожан.
Ирина и Борис ожидали земского собора, который должен был избрать царя.
Собор открыт был 17 февраля. В речи патриарха на первом плане стоят Ирина и ее брат. Говорилось, что царь Иван Васильевич взял Ирину в свои царские палаты еще семи лет и воспитывал ее в царских палатах до самого брака ее с царевичем Федором Ивановичем, что и брать ее Борис «также при светлых царских очах был безотступно еще с несовершеннолетнего возраста», что и Иван Васильевич, умирая, «полагал» и сына своего Федора и богоданную ему дочь Ирину – все на того же Бориса, говоря, «какова мне дочь, царица Ирина, таков мне и ты, Борис»; что при царе Федоре Ивановиче все великое и доброе шло от брата царицы Ирины и что от него же «славно было государево и государынино имя от моря и до моря, от рек в до конец вселенной».
20 февраля всем земским собором снова отправились в монастырь молить Ирину и брата ее не покидать православный народ.
Со стороны Ирины и Бориса последовал новый отказ.
На другой день всенародно служили молебен и всенародно положено было идти в монастырь с иконами и крестами, а народу – с женщинами и грудными младенцами просить царицу благословить на царство своего брата; если же Ирина и Борис вновь откажут, то Бориса отлучить от церкви, а патриарху и всем архиереем снять с себя святительские облачения, сложить панагии, одеться в простые монашеские рясы и запретить службу по всем церквам.
Шествие двинулось к монастырю. Годунов ушел в келью к сестре.
В монастыре патриарх отслужил обедню, а потом все в священных одеждах, с крестами и образами, пошли в келью к Ирине. За ними шли бояре и все думные люди, а дворяне, приказные люди, гости и весь народ стояли у кельи и по всему монастырю. Вся эта масса стояла на коленях и все с плачем и рыданием вопили:
– Благочестивая царица! помилосердуй о нас: пощади, благослови и дай нам на царство брата своего Бориса Федоровича!
Ирина долго оставалась в нерешимости, наконец, заплакала и сказала:
– Ради Бога, Пречистой Богородицы и великих чудотворцев, ради воздвижения чудотворных образов, ради вашего подвига, многого вопля, рыдательного гласа и неутешного стенания, даю вам своего единокровного брата – да будет вам государем царем.
С плачем говорил на это Годунов:
– Это ли угодно твоему человеколюбию, Владыко, и тебе моей великой государыне, что такое великое бремя на меня возложила и предаешь меня на такой превысочайший царский престол, о котором и на разуме у меня не было? Бог свидетель и ты, великая государыня, что в мыслях у меня того никогда не было – я всегда при тебе хочу быть и святое, пресветлое, равноангельское лицо твое видеть!
Ирина отвечала на это:
– Против воли Божьей кто может стоять? И ты бы без всякого прекословия, повинуясь воле Божьей, был всему православному христианству государем.
Так Годунов был избран царем по воле народа и по благословению своей сестры, царицы-инокини Ирины-Александры.
Другие же памятники говорят, что все это делалось по уговору с Ириной, что Годунов, «яко волк оделся в одежду овчию, так долго искав, ныне стал отрицаться и по неколикократном прошении уехал к царице в Новодевичий монастырь, надеясь, что простой народ выбрать его без договора бояр принудит».
Относительно же всенародного вопля у кельи Ирины говорят: «Народ неволею был пригнан приставами, не хотящих идти велено было и бить: приставы понуждали людей, чтоб с великим кричанием вопили и слезы точили. Смеху достойно! как слезам быть, когда сердце дерзновения не имеет? Вместо слез глаза слюнями мочили и неволею выли как волки. Те, которые пошли просить царицу в келью, наказали приставами когда царица, подойдет к окну, то они знаками покажут им и чтобы в ту же минуту весь народ падал на колени и все бы плакали громко; не хотевших плакать били без милости».
Думаем, что и тут есть преувеличение: об этом, конечно, говорили враги Бориса, которых у него было немало между боярами, которые, как полагают, назло ему и подняли из гроба тень убиенного царевича, воспитав в Польше невежественного проходимца.
И после избрания на царство Годунов продолжал жить у сестры в монастыре. Только 30 апреля, в мироносицкое воскресенье, он решился торжественно переехать на житье в Кремль.
Вступив в Москву, Борис обошел все соборы, ведя за руки детей своих – сына Федора и дочь Ксению, участь которой была горьче участи ее тетки Ирины, как мы это увидим ниже. О матери их, жене Бориса, Марье Григорьевне, дочери страшного Малюты Скуратова, до этого времени вообще почти не упоминалось.
Ирина же Годунова с этого момента как бы сходит с исторической сцены и о ней, по-видимому, забывают за монастырскими стенами.
Только уже в сентябре 1603 года попадается известие, что скончалась инокиня Александра, бывшая царица Ирина. Слухи ходили, что смерть постигла ее от тоски: – Ирина слышала и видела, что недоброе что-то творится на Руси, и сама пророчила, говорят, еще большие грядущие бедствия, что ее мучила совесть за брата. Всемогущий Господь, – говорят современники, – воззвал ее к себе из юдоли плача, чтоб избавить от ужаса дожить до того, до чего дожило после нее московское государство. Ехавший за гробом сестры царь Борис чувствовал, что толпы народа, провожавшие покойницу до склепа Вознесенского монастыря – зловещий укор его тайному делу.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
|
irgowine.livejournal.com
Ирина Годунова - это... Что такое Ирина Годунова?
Ирина Фёдоровна Годунова — сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора Иоанновича.
Её брак с Фёдором Иоанновичем совершился по воле Грозного в 1580 и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, влияние которого на Фёдора Иоанновича в значительной мере основывалось на любви последнего к Ирине.
Она не препятствовала планам брата, но и не была его деятельной помощницей.Тем не менее, противники Годунова, Шуйские, решили устранить Ирину и таким образом подорвать влияние Бориса: они решили просить царя Фёдора развестись с Ириной по причине её бесплодия и успели было уговорить и митрополита Дионисия принять участие в этом плане.
Годунов узнал, однако, о нём заранее и расстроил его. Шуйские поплатились ссылкой. После смерти Фёдора Иоанновича (7 января 1598) бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть Ирине, но она на девятый день после смерти мужа удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя Александры; вплоть до избрания Бориса царём боярская дума издавала указы от имени «царицы Александры». Умерла в 1603.
Wikimedia Foundation. 2010.
- Ирина Гессенская и Рейнская
- Ирина Грибулина
Смотреть что такое "Ирина Годунова" в других словарях:
Ирина I Годунова — Ирина I Фёдоровна реконструкция по черепу Царица Российская … Википедия
Ирина Федоровна Годунова — Ирина I Фёдоровна реконструкция по черепу Царица Российская … Википедия
Ирина Фёдоровна Годунова — Ирина I Фёдоровна реконструкция по черепу Царица Российская … Википедия
Ирина Федоровна — Ирина I Фёдоровна реконструкция по черепу Царица Российская … Википедия
Ирина Фёдоровна — Ирина I Фёдоровна реконструкция по черепу Царица Российская … Википедия
Годунова, Ирина Фёдоровна — Запрос «Ирина I Годунова» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Ирина I Фёдоровна … Википедия
Годунова, Ирина Никитична — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ирина Годунова. Ирина Никитична Годунова (ум. 1633) дочь Никиты Романова, сестра Фёдора Никитича Романова (патриарха Филарета), была замужем за родственником Бориса Годунова.… … Википедия
Годунова — фамилия. Известные носители: Годунова, Ирина Никитична Годунова, Ирина Фёдоровна Годунова, Ксения Борисовна … Википедия
Годунова Ирина Никитична — Годунова (Ирина Никитична) сестра Федора Никитича Романова, впоследствии патриарха Филарета . И. Н. выдана была за окольничего Ив. Ив. Годунова еще до опалы Романовых, т. е. до 1601 г., и только одна из всех Романовых, как родственница, была… … Биографический словарь
Ирина Федоровна — сестра Бориса Годунова , супруга царя Федора Иоанновича . Брак ее с последним совершился по воле Грозного в 1580 г. и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, влияние которого на Федора Иоанновича в значительной мере основывалось на любви … Биографический словарь
Книги
- Борис Годунов (CDmp3), Пушкин Александр Сергеевич. Бессмертная историческая трагедия А. С. Пушкина, в центре которой яркая и противоречивая фигура царя Бориса Годунова, повествует о судьбе русского государства и его народа в один из… Подробнее Купить за 231 руб
med.academic.ru