За Веру, Царя и Отечество! Движение русское царство


Подрыв национальной безопасности России

Движение «Русское царство» протестует против звучания в московском метрополитене английской речи …

«Если в русской словесности слово – это Бог, то в английской – это сигнал, - пояснили в организации. - Поэтому, чтобы русский человек воспринял сигнал, надо нарушить связь с Богом и, таким образом оскотинить человека. Легче этому процессу поддаются люди, принимающие западные ценности. У таких людей в сердце есть для этого почва. Желающих "вырваться" из русского мира называют выродками и извергами (извергнутый, отвергнутый, выбывает из рода). Они избавляются от такого понятия, как совесть. Совесть - данное Богом чувство понимания добра и зла. Чувство это независимо от человека, оно способно обличать, грызть сердце, мучить, лишать покоя. Психология присвоения влияет на души людей. Люди становятся зависимыми от животных инстинктов. Так и наша "элита" чувствует себя ближе к Западу». 

«Мысль – слово – дело. Каковы мысли, таковы и слова, и дела. Человек троичен: дух – душа – тело. Каждый человек – личность. Орган познания Бога – сердце, поэтому Бог зрит в сердце человека. В сердце рождаются мысли. Мысли переходят в слова, слова в дела, дела – в привычки, дальше – характер, потом – судьба. Изменить ход мыслей – изменить в конечном итоге жизнь, – убеждены авторы послания. - Поэтому для русского принятие мыслей английского или любого западного человека – это деградация, потеря образа Божьего. Сегодня не надо воевать, достаточно поселить разруху в головах, а еще лучше – в сердцах людей, разрушить связь с Богом и привить свое сатанинское восприятие мира, соблюдая постепенность и постоянство в этом делании в отличие от нас».

 

«Внедрение английского языка направлено на изменение сознания и последующее оскотинивание русского человека, - подчеркнули в движении "Русское царство". - Свято место пусто не бывает. Нет рождаемости, вырезаем каждый год абортами 5 млн детей (население Питера) - рожают другие. Нет своей армии, будет наемная. Нет своего образования, держи ЕГЭ. Не дорожишь русским языком, на английский. Так во всем. Не будет в этом месте правды – его займет ложь и ее формы».

Авторы обращения предложили пути решения проблемы приема иностранных граждан:

1) помочь; 

2) научить; 

 

3) рассказать; 

4) объяснить; 

5) просветить; 

6) разъяснить; 

7) вразумить; 

8) окружить заботой, вниманием в мире любви и правде Божьей.

«Для иностранных гостей открыть курсы русского языка, издать разговорники, карты, создать сайты в Сети, предоставить услуги гидов, - уточнили в движении. - Это создаст рабочие места и даст возможность заработать студентам. Вместе с этим, сами лучше узнаем свою историю, культуру, язык, традиции, веру. Уровень нашего образования поднимется. Пусть туристы уезжают друзьями, "обрусевшими", с желанием познать Бога, нашу культуру и наш язык! Европейцев надо жалеть. Европейцы – вырожденцы. Москвичи должны их понимать, как никто другой. Москвичи, если в течение 4 поколений не обретают веру в Бога, также вырождаются».

«Начинайте учить и познавать, не стесняйтесь, - призвали в организации. - Нельзя допустить, чтобы наши братья в Боге, человеки других стран, попали под власть сатанистов и погибли. В то же время мы не должны стать от общения с приезжими отупевшими, «озападненными», расхристанными, потерявшими четкие ориентиры развития личности в Боге. Если человек полюбит образ отдыха, традиции Запада, идеалы его мира, такой человек потерян для России. Имя этому процессу – безобразие, другими словами "потеря образа Божьего". Для русских, которые имеют колоссальное наследие и общение с Богом, это является деградацией. Вспомним судьбу Византии, Российской империи и СССР». 

«Кстати, обязанность мужчин – думать и делать, если у женщин есть скидка, то у мужчин ее нет по определению! Это наша Родина и каждый из нас ответит и перед Богом, и перед своей совестью, и перед предками, и перед потомством! Пусть тебе не будет стыдно за то, что ты русский, получивший в наследство нашу Родину, что-то сделал для общей пользы таких же, как ты: своих братьев и сестер! Нет этому безобразию на нашей земле! – призвали составители обращения. - Английский язык в метро признать диверсией, направленной на подрыв национальной безопасности и Д.М.Пегова, директора ГУП "Метрополитен", уволить. Добиваться создания министерства русского языка жизненно необходимого в условиях Третьей мировой информационной войны. И вернуть графу национальность в бумажный паспорт». 

ruskline.ru

Российское царство: объединение русских земель

Российское царство это официальное название государства российского в период с 1547 года по 1721 год. Предшественником русского царства была Удельная Русь, а также московское княжество.

Русь, терзаемая веками внешними врагами, нуждалась в спокойствии. Период раздробленности изжил себя. Не было больше возможности управлять отдельными княжествами. Интересы государства требовали централизованного управления. Именно поэтому в 1547 году князь Иван 4 (Грозный) был коронован первым русским царем. Он распустил все уделы и объявил себя единственным царем. Российское царство, таким образом, получило централизованное управление и надежду на стабильность в стране. Главной задачей, которая стояла перед русскими царями, которая лась в будущем императорам, стала задача наведения порядка в стране, и возвращения исконно русских земель, которые были потеряны в результате татаро-монгольского ига. Коронация Ивана 4 была произведена 16 января 1547 года.

Главной причиной, по которой образовалось российское царство, можно назвать ту, что отдельные земли, после снятия монголо-татарского ига в разобщении не могли существовать. Они были слабы и, только объединившись, имели шанс дать отпор внешним врагам, в лице, прежде всего, Польши, Швеции и Венгрии.

Объединение земель, само по себе гарантом безопасности, не было. Но именно так удалось сохранить русские земли и постепенно вернуть назад все земли, отобранные поляками и венграми. Российское царство имело множество царей, которые положили свои жизни во благо отечества, делая все от них зависящее, для поднятия престижа страны. Примечательным является тот факт, что именно первый и последний цари российского царства, были наиболее успешны в своем правлении. Именно эти цари проводили удачную, как внутреннюю, так и внешнюю политику государства. Речь идет об Иване Грозном и Петре 1 Великом. В период развития России, между эпохами правления этих великих царей, было все: возвышении и падение государственности, смутное время, народные восстания и огромное количество международных войн, которые навеки покрыли славой русское оружие.

Петр 1, начав самостоятельно царствовать в стране в 1689 году, реформировал страну практически до неузнаваемости. Его реформы касались абсолютно всего. В том числе и государственного устройства. Российское царство, по мнению Петра Великого, себя изжило и настало время реформировать систему управления страной. Так в 1721 году Петр Великий объявил об образовании российской империи, а себя провозгласил первым русским императором.

istoriarusi.ru

Русское царство — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Русское царство[1][2] или в византийском варианте Российское царство[3][4][5] — официальное[6] наименование Русского государства между 1547 и 1721 гг.[Комм 3][6] Также официальным в этот период было название Рꙋ́сїѧ[7].

В 1547 году государь всея Руси и великий князь московский Иван IV Грозный был венчан царём и принял полный титул: «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных»[8], впоследствии, с расширением границ Русского государства, к титулу добавилось «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский», «и всея Северныя страны повелитель»[9].

Русскому царству исторически предшествовало Великое княжество Московское, а преемницей его стала Российская империя[Комм 4][Комм 5][Комм 6].

Согласно существующей в историографии традиционной периодизации русской истории, принято говорить о том, что единое и независимое централизованное Русское государство возникло на полвека ранее создания Русского царства — в правление Ивана III Великого.

Идея объединения русских земель (в том числе оказавшихся после монгольского нашествия в составе Великого княжества Литовского и Польши) и восстановления Древнерусского государства прослеживалась на протяжении всего существования Русского государства и унаследовалась Российской империей[10][11].

Название

Как пишут А. Л. Хорошкевич и А. С. Мыльников, официальным названием страны после венчания на царство Ивана Грозного в 1547 году стало «Российское царство»[6][12]. В титуле царя страна называлась «Рус(с)ія» или «Рос(с)ія»[12]. Изначально, Российское царство рассматривалось как конгломерат различных государств, престол которых занимал единый монарх и которые были перечислены в его титуле[13]. Московское княжество было одним из них, наряду с Новгородской республикой, Казанским ханством, Астраханским ханством и другими присоединёнными, некогда независимыми землями. Отсюда в исторических документах часто встречается оборот «Московское государство Российского царства», к примеру в Соборном уложении 1649 года[14]. В частности, С. Ф. Платонов указывал:

В XVI и XVII вв. наши предки «государствами» называли те области, которые когда-то были самостоятельными политическими единицами и затем вошли в состав Московского государства. С этой точки зрения, тогда существовали «Новгородское государство», «Казанское государство», а «Московское государство» часто означало собственно Москву с её уездом. Если же хотели выразить понятие всего государства в нашем смысле, то говорили: «все великие государства Российского царствия» или просто «Российское царство».

— Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории

Как отмечает А. Л. Хорошкевич, на рубеже XV—XVI веков вопрос о титуле главы Русского государства приобрёл особую остроту, что было связано с характером русско-литовских отношений[15]. В Великом княжестве Литовском и Польском королевстве упорно сопротивлялись признанию за великими князьями московскими титула царя, первые претензии на который датируются уже эпохой Ивана III. Не менее острые возражения и опасения вызывала претензионная приставка всея Руси. Поэтому польские и литовские деятели старались вообще избегать слова Россия и упорно продолжали называть соперничающее с ними государство на востоке исключительно Московским государством[16], распространяя заодно в Западной Европе термин Московия[17][18]. В своей популярной работе 1993 года «Символы русской государственности» Анна Хорошкевич пишет: в Вильно «Ивана III упорно именовали князем „Московским“, а страну — „Московским государством“». Аналогичная терминология начала употребляться с XIX века и в российской историографии, однако для историков Российской империи речь шла о противопоставлении двух столиц — Москвы и Петербурга[13].

«Российское царство (и в понятийном, идеологическом, и в институциональном плане) имело два источника: „царство“ (ханство) Золотой Орды и византийское православное царство (империя)»[19][Комм 7]. Иван III и Василий III стать реальными царями не могли из-за отсутствия на Руси идеологического обоснования царства. Калька с византийских порядков или «царство»-ханство послужить основой для этого не могли. Поэтому в первой половине XVI века происходит оформление понятия «царство» в официальной идеологии и в общественном сознании.

Идеологическое оформление понятия «царства» шло в первой половине XVI в. Важнейшую роль в нём сыграли Послание Спиридона — Саввы (1511—1523 гг.) и «Сказание о великих князьях Владимирских» (первая редакция — до 1527 г.). В них приводились две политические легенды, обосновывающие права русских правителей на царский титул. В первой говорилось о прямом родстве Рюриковичей с императорами Древнего Рима через некоего Пруса (родственника Цезаря Августа). Второй легендой был рассказ о присылке Владимиру Мономаху из Византии царских регалий и о венчании его на царство митрополитом Неофитом. В середине XVI в. обе легенды были включены в качестве официальных фактов русской истории в важнейшие государственные документы — Чин венчания на царство, Государев Родословец, Степенную книгу. Они приводились иностранными послами в качестве доказательства прав Иоанна IV на царский титул. Идеологическими концепциями первой половины XVI в. подчёркивалась необходимость скорейшего установления царства на Руси… С будущим царём — Иоанном IV — в обществе, несомненно, связывались большие надежды.[19] Одним из первых, кто сформулировал новую идею царской власти московских князей, был митрополит Зосима. В сочинении «Изложение пасхалии», поданном московскому собору в 1492 г., он подчёркивал, что Москва стала новым Константинополем благодаря верности Руси Богу. Сам Бог поставил Ивана III — «нового царя Константина новому граду Константину — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя».[20]. Значительный вклад в идеологическое обоснование прав московских правителей на царский титул внёс Иосиф Волоцкий. Он доказывал в своём послании к Василию III тезис о божественном происхождении царской власти: «царь убо естеством (телом) подобен есть всем человеком, а властию же подобен есть вышням (всевышнему) Богу»[21]. Большую роль в обосновании правопреемственности Руси Византии сыграло «Сказание о князьях Владимирских». Согласно нему, киевский князь Владимир Мономах получил царский венец («шапку Мономаха») и другие регалии от своего деда императора Константина Мономаха. Следующим в ряду идеологических основ провозглашения Русского государства царством стало послание Василию III монаха псковского Елиазарова монастыря Филофея, выдвинувшего известный тезис «Москва — третий Рим». Как указывает Р. Г. Скрынников, в основе концепции Филофея лежало представление о неком «Ромейском царстве нерушимом»: крушение двух царств, Римской империи и Византии, расчистило место для московского православного царства[22].

Иван IV был венчан на царство 16 января 1547 года. По мнению Р. Г. Скрынникова, это событие было обусловлено прежде всего внутренними причинами. Популярность государя стремительно падала, так как начало его правления было ознаменовано опалами и казнями. Принятие царского титула должно было поднять авторитет власти монарха[23]. В Европе отношение к этому событию было неоднозначным. Польские послы потребовали письменных обоснований принятия Иваном IV царского титула. В ответ они услышали следующее объяснение от русских гонцов: ныне землёю Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом (в пересказе Р. Г. Скрынникова)[24]. Англия охотно признала новый титул Ивана и даже называла его «императором». В католических странах признание пришло позже: в 1576 году император Священной Римской империи Максимилиан II признал Ивана царём всея Руси[Комм 8].

В Западной Европе в данную эпоху наблюдается сосуществование терминов Russia и Moscovia. Термин «Московия» распространяется в Центральной и Южной Европе в государствах, получавших информацию через Великое княжество Литовское и Польское королевство[25].

История

В XIV—XV веках начался процесс объединения раздробленных русских земель вокруг нескольких новых политических центров, приведший в конечном итоге к образованию централизованного Русского государства и его последующему возобладанию над внешними политическими конкурентами в борьбе за земли Руси. Объединение Северо-восточной Руси завершилось в правление Ивана III и Василия III. Иван III стал также первым суверенным правителем Руси после татаро-монгольского ига, отказавшимся подчиняться ордынскому хану. Он принял титул государя всея Руси, претендуя этим на все русские земли[26].

Наследие Византии

К середине XVI века правитель Русского государства стал сильным самодержцем — царём. Принятием этого титула московский государь подчеркнул, что является главным и единственным правителем России, равным византийским императорам или монгольским ханам. После женитьбы Ивана III на Софии Палеолог, наследнице последнего византийского императора, московский двор заимствовал византийские традиции, ритуалы, титулы и символы, такие как двуглавый орёл, изображённый на гербе России.

Чуть раньше, в конце XV века, возникает идея о мессианской роли России, о её богоизбранности. Она получила название теории «Москва — третий Рим». Впервые эта концепция встречается в предисловии к труду «Изложение Пасхалии» (1492 год) митрополита Зосимы. Впоследствии, эту теорию развил в своих посланиях старец псковского Елеазарова монастыря Филофей. Собственно, формулировка теории[27][28]:

«Да вѣ́си, хрⷭ҇толю́бче и бг҃олю́бче, ѧко всѧ̀ хрⷭ҇тїа́нскаѧ црⷭ҇тва приидо́ша вконе́цъ и҆ снидо́шасѧ во є҆ди́но црⷭ҇тво на́шего госуда́рѧ, по прⷪ҇ро́ческимъ кни́гамъ, то̀ єсть роме́йское црⷭ҇тво: два̀ ѹбо ри́ма падо́ша, а҆ тре́тїй стои́тъ, а́ четве́ртомꙋ не бы́ти. <…> да вѣ́сть твоѧ̀ держа́ва, блг҃очести́вый цр҃ю̀, ѧко всѧ̀ црⷭ҇тва правосла́вныѧ хрⷭ҇тїа́ньскїѧ вѣ́ры снидо́шасѧ въ твоѐ є҆ди́но црⷭ҇тво: є҆ди́нъ ты во все́й поднебе́сной хрⷭ҇тїа́ном цр҃ь <…> ѧкоже вы́ше писа́хъ ти и҆ ны́нѣ глаго́лю: блюдѝ и҆ вне́мли, благочести́вый цр҃ю̀, ѧко всѧ̀ хрⷭ҇тїа́нская цр҃ьства снидо́шасѧ въ твоѐ є҆ди́но, ѧко два̀ ри́ма падо́ша, а҆ тре́тей стои́тъ, а҆ четве́ртомꙋ не бы́ти. Ужѐ твоѐ хрⷭ҇тїа́ньское црⷭ҇тво инѣ́мъ не оста́нетсѧ, по вели́комꙋ богосло́вꙋ[Комм 9]».

Правление Ивана Грозного

Первоначально, византийский термин самодержец означал только независимого правителя, но в царствование Ивана Грозного (1533—1584) он стал означать неограниченную внутреннюю власть. Иван Грозный короновался царём и признавался, по крайней мере Русской православной церковью, императором. В своих посланиях в 1523—1524 годах старец псковского Елизарова монастыря Филофей провозгласил, что, поскольку Царьград пал под натиском Османской империи в 1453 году, Русский царь является главным защитником православия, и назвал Москву Третьим Римом, духовным наследником Римской и Византийской империй, центров раннего христианства. Эта концепция получила большой резонанс в российском обществе последующих веков.

C помощью бояр Иван IV провёл в раннем периоде своего правления ряд полезных реформ. Был издан новый Судебник, регулирующий административные и военные дела, на фоне непрерывных войн, которые вело русское государство. При Иване IV России удалось существенно расширить свои владения. В результате похода на Казань и её взятия в 1552 году она обрела среднее Поволжье, а в 1556 году со взятием Астрахани — нижнее Поволжье и выход к Каспийскому морю, что открывало новые торговые возможности с Персией, Кавказом и Средней Азией. Одновременно, было разорвано стеснявшее Русь кольцо из враждебных татарских ханств, открылась дорога в Сибирь. В то же время, резко ухудшились отношения с Портой и Крымским ханством.

В конце 1552 года вспыхнуло восстание на территории бывшего Казанского ханства. Центром восстания стал город Чалым. Восставшие даже восстановили ханскую власть: на престол был приглашён один из ногайских князей Али-Акрам. Подавление восстания сопровождалоь жестокими казнями его участников, также были построены башни и остроги. В 1556 году был взят центр восстания, город Чалым. После этого дальнейшее сопротивление было прекращено. Против казанских татар начали выступать и некоторые местные народы, утомлённые бесконечной войной. Хан был убит самими восставшими, а основные лидеры движения погибли. В 1552—1557 годах также происходило восстание части марийского народа против присоединения к Русскому царству и ответные экспедиции русских войск. Итогом войны стало принесение присяги всеми группами марийцев русскому царю. Однако местное население не смирилось с новым положением, до конца века организовав два менее крупных восстания: в 1571—1574 и 1581—1585 годах.

Желая освободиться от ливонского и шведского контроля торговых путей на балтийском направлении, связывавших Русь с Европой, Иван IV начал Ливонскую войну. Её начало протекало для Москвы весьма успешно, однако вследствие Люблинской унии силы противников возросли. Враги наступали и на южном направлении — в 1569 году был отражён турецко-крымский поход под Астрахань, однако в 1571 году крымскому хану удалось сжечь Москву, нанеся колоссальный ущерб. Повторный завоевательный поход крымцев и турок, поставивший острый вопрос о независимости Руси, был отбит в следующем году в битве при Молодях. Помимо войны против всех, Русское царство было ослаблено эпидемиями, а также внутренними распрями нелояльных царской власти бояр. Ливонская война тем временем пришла из Балтики и Литвы на русскую землю. Лишь отчаянная оборона Пскова от войск Стефана Батория позволила заключить в 1582 году худой мир. За прочный выход к Балтийскому морю России суждено было бороться ещё более века, а торговые отношения с Англией и Голландией осуществлялись через Белое море: сначала через Холмогоры, а затем в связи с увеличением товарооборота с 1584 года через новооснованный порт Архангельск.

На эпоху Ивана Грозного пришлось также начало завоевания Сибири. Немногочисленный отряд казаков Ермака Тимофеевича, нанятый уральскими промышленниками Строгановыми для защиты от набегов сибирских татар, разбил войско сибирского хана Кучума и взял его столицу Кашлык. Несмотря на то, что из-за нападений татар мало кому из казаков удалось вернуться живым, распавшееся Сибирское ханство уже не восстановилось. Спустя несколько лет, царские стрельцы воеводы Андрея Воейкова подавили последнее сопротивление. Началось постепенное освоение русскими Сибири, мотором которого были казаки и поморские охотники за пушниной. В течение следующих десятилетий начали возникать остроги и торговые поселения, такие как Тобольск, Верхотурье, Мангазея, Енисейск и Братск.

Правление Бориса Годунова

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

После смерти Ивана IV Грозного последовали несколько лет правления его сына Фёдора, за которого де-факто правил боярин Борис ГодуновК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1674 дня], возвысившийся благодаря браку с дочерью Малюты Скуратова Марией Скуратовой-Бельской. Со смертью Фёдора пресеклась и династия Рюриковичей, правивших Россией более 700 лет. Слухи о спасении царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, сопровождали правление Годунова и накаляли обстановку в стране. Неурожаи начала 1600-х годов вызвали тяжёлый экономический и общественный кризис.

Смутное время

В 1604 году польские магнаты Мнишеки оказали поддержку самозванцу Лжедмитрию I, признали его право на русский престол, организовали войско, состоявшее главным образом из казаков, и выступили с ним на Москву. После смерти Годунова Лжедмитрий вступил в Москву и был венчан на царство. В мае 1606 года в результате бунта москвичей, организованного Василием Шуйским, Лжедмитрий I был убит. Сторонники Шуйского объявили его царём.

Летом 1607 года объявился новый самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II. Лжедмитрия II, как и его предшественника, поддержали многие польско-литовские магнаты, в том числе Александр Лисовский и Ян Пётр Сапега, собравшими достаточно крупное войско. В 1609 году на фоне заключения русско-шведского союза войну Шуйскому объявил король польский и великий князь литовский Сигизмунд III Ваза. После поражения под Клушином Шуйский был свергнут. Власть оказалась в руках Семибоярщины, которая признали русским царём сына Сигизмунда, королевича Владислава. Начался период польско-литовской оккупации Москвы.

Недовольство населения интервентами постепенно возрастало. После неудачи первого ополчения в 1612 году в Нижнем Новгороде сформировалось второе ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Ополченцы осадили польско-литовский гарнизон в Московском кремле и принудили его к капитуляции. На трон был избран молодой Михаил Фёдорович, положив начало новой династии Романовых, правившей Россией до 1917 года.

Несмотря на то, что русско-польская война продлилась до 1618 года, венчание Михаила Романова на царство рассматривается как конец Смутного времени. Годовщина этого события отмечалась в Российской империи, а с 2005 года отмечается и в России как День народного единства.

Царствование Романовых до 1689 года

Последующие годы ознаменовались восстановлением экономики и государственного управления. Тем не менее, Смоленская война, в которой царь Михаил Фёдорович предпринял попытку вернуть захваченный Польшей в Смутное время Смоленск, окончилась безрезультатно. В 1654 году, в ходе восстания Хмельницкого царь Алексей Михайлович и Земский собор согласились на принятие войска Запорожского в русское подданство и объявление новой войны Речи Посполитой. По окончании этой войны, начавшейся успешно, но омрачённой изменой части казацкой старшины и войной со Швецией, за Россией остались Левобережная Украина с Киевом, а также Смоленск.

Важным событием во время царствования Алексея Михайловича стали также церковные реформы патриарха Никона, вызвавшие сопротивление среди большой части населения. Впоследствии так называемые староверы, не принявшие реформы Никона, откололись от церкви и ещё многие десятилетия сталкивались с преследованием со стороны государства.

После смерти Алексея Михайловича на престол взошёл его старший сын Фёдор Алексеевич. В период его правления произошла русско-турецкая война 1676—1681, в которой Россия и запорожские казаки смогли остановить османскую экспансию в Левобережную Украину. После смерти Фёдора за власть начали бороться дома Милославских и Нарышкиных, к которым относились два младших сына Алексея Михайловича: Иван и Пётр. Вследствие стрелецкого бунта 1682 к власти пришла партия Милославских, регентом при обоих малолетних престолонаследниках стала царевна Софья Алексеевна. Её правительство пало в 1689 году в связи с безуспешными крымскими походами.

Правление Петра I и преобразование в Российскую империю

После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Россия превратилась в Великую державу. Были присоединены Ингрия (Ижора), Карелия, Эстляндия, Лифляндия (Ливония) и южная часть Финляндии (до Выборга). Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии. После войны Россия имела современный флот и сильную армию. Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны»[29].

22 октября (2 ноября) 1721 года Пётр I принял титул, не просто почётный, но свидетельствующий о новой роли России в международных делах. Пруссия и Голландия немедленно признали новый титул русского царя, Швеция в 1723, Турция в 1739, Англия и Австрия в 1742, Франция и Испания в 1745 и, наконец, Польша в 1764 году[29].

Секретарь прусского посольства в России в 1717−1733 гг., И.-Г. Фоккеродт, по просьбе Вольтера, работавшего над историей царствования Петра, в 1737 году написал воспоминания о России при Петре. Фоккеродт попытался оценить численность населения Российской империи к концу царствования Петра I. По его сведениям количество лиц податного сословия составляло 5 миллионов 198 тысяч человек, откуда число крестьян и горожан, включая лиц женского пола, оценивалось примерно в 10 млн. Много душ было утаено помещиками, повторная ревизия увеличила число податных душ до почти 6 млн человек. Русских дворян с семействами считалось до 500 тыс.; чиновников до 200 тыс. и духовных лиц с семьями до 300 тыс. душ[30].

Жители покорённых областей, не состоящие под поголовною податью, составляли, по оценке, от 500 до 600 тыс. душ. Казаков с семействами на Украине, на Дону и Яике и в пограничных городах считалось от 700 до 800 тыс. душ. Численность сибирских народов была неизвестна, но Фоккеродт положил её до миллиона человек[30].

Таким образом, население Российской империи Фоккеродт оценивал в 13−14 миллионов подданных[30].

Правители

Цвет фона обозначает государя, правившего формально Цвет фона обозначает правителя, являвшегося регентом

wiki-org.ru

Институт русской цивилизации

-

В Энциклопедии рассмотрены национальные особенности развития скульптуры русской цивилизации. Показаны самобытные черты русской скульптуры, отличающие ее от пластического искусства других цивилизаций.

Энциклопедии и словари

Шевырев С. П.

Впервые после 170-летнего перерыва Русский исследовательский центр публикует выдающееся произведение великого русского критика и историка литературы С. П. Шевырева.

Серия «Русская цивилизация»

Прыжов И. Г.

В книге русского историка, этнографа и публициста И. Г. Прыжова рассматриваются важные страницы истории народного быта Великороссии и Малороссии.

Серия «Русская этнография»

Август Гакстгаузен

Книга о народной жизни в России Августа, барона фон Гакстгаузена, немецкого ученого и путешественника, исследователя аграрных отношений, публициста и политического деятеля.

Серия «Русская этнография»

Бурцев А. Е.

В настоящем иллюстрированном двухтомном издании впервые после более чем столетнего перерыва публикуются этнографические материалы, собранные выдающимся знатоком русского быта А. Е. Бурцевым.

Серия «Русская этнография»

Грибанов С. В.

Эта книга о великом Сталине, о «противоречивости» личности этого великого государственного деятеля, чей авторитет признавали наши друзья и враги.

Русская биографическая серия

Большаков В. В.

В воспоминаниях выдающегося русского журналиста-международника В. В. Большакова рассказывается об идеологической войне против России – СССР, развязанной мировой закулисой в XX – начале XXI века.

Русская биографическая серия

Юрген Граф

В книге выдающегося швейцарского мыслителя и историка Юргена Графа рассказывается о величайшей духовной катастрофе, постигшей западный мир.

Исследование мировых цивилизаций

Платонов О. А.

В книге публикуются труды Юбилейного Всеславянского Съезда, прошедшего 26 мая – 3 июня 2017 года и собравшего более 220 делегатов и гостей из всех славянских государств мира. Это мероприятие стало важнейшим историческим событием в деле выработки современной идеологии славянского единства и взаимности.

Другие издания

Катасонов В. Ю.

Книга известного русского ученого В. Ю. Катасонова, выходит в канун вековой годовщины событий 1917 года – года, понять который в двумерной системе координат, вне уровня метафизического, совершенно невозможно.

Серия «Метафизика истории»

www.rusinst.ru

Русское царство | Русская История Вики

Навигация по главным категориям в проекте

• • • • • • • • • •

Русское царство (Российское царство, Царство Русское) — период России между 1547 и 1721 годами, когда власть принадлежала царю и в стране была утверждена сословно-представительная монархия. В 1547 году великий князь московский Иван IV Грозный был коронован царём и принял полный титул:

"Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных", впоследствии в титул добивились: "царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский и всея Северныя страны повелитель".

Русскому царству предшествовало Великое княжество Московское, а его преемницей стала Российская империя. Идея объединения всех восточнославянских земель и восстановления древнерусского государства прослеживалась на протяжении всего существования Русского государства.

rushist.wikia.com

Царство Русское - это... Что такое Царство Русское?

Царство Русское

Ца́рство Ру́сское (от оригинальных «руское царьство», «царьство Руское», использовавшихся в исторических источниках)[2][3] или, в эллинизированном варианте, Царство Российское — название русского государства между 1547 и 1721[4][5].

В титуле царя страна называлась «Русія», «Росія», либо «Россия»[6], а в некоторых документах того времени — «Московским государством», «Московским царством», «Российским царством» или «государством Русским».[7][8][9]

В 1547 году великий князь Московский Иван IV Грозный был коронован Царём, и принял полный титул: «Мы, великій государь Иванъ, Божіею милостію царь и великій князь всеа Русіи, Владимирскій, Московскій, Новгородцкій, Псковскій, Резанскій, Тверскій, Югорскій, Пермскій, Вятцкій, Болгарскій и иныхъ», впоследствии добавилось «Казанскій, Астараханскій», «и всеа Сибирскіе земли повелитель».[10][11]

Русскому царству предшествовало Великое княжество Московское, а его преемницей стала Российская империя.[4][5][12] Идея собрания всех русских земель в едином государстве, в том числе относившихся к Великому княжеству Литовскому и, впоследствии, к Речи Посполитой, прослеживалась на протяжении всего существования Русского царства и унаследовалась Российской империей.

Мировое признание изменения было различным. Англия охотно признала новый титул Ивана и даже называла его «императором». В католических странах признание пришло позже: в 1576 году император Священной Римской империи Максимилиан II признал Ивана царём всея Руси.[13] В Речи Посполитой, в связи с политической конкуренцией за земли Юго-Западной Руси, до созыва Сейма в 1764 году отказывались признавать суверенитет царя над Русью и продолжали называть государство «Московией».[14]

Название

Карта европейской части Царства русского 1575 года из Theatrum Orbis Terrarum

Существует мнение, что названия «Московское государство» и «Московия» появились в Западной Европе под воздействием политических интересов Польши, Великого княжества Литовского. А. Л. Хорошкевич полагает, что «внутри бывшего Московского княжества укрепилось иное самоназвание, а „Московским государством“ называли его в Литве». В её популярной работе 1993 года «Символы русской государственности» читаем: в Вильно «Ивана III упорно именовали князем „Московским“, а страну — „Московским государством“. Долго общаясь с польско-литовскими послами, эту терминологию усвоил и Иван Грозный, хотя официальным названием страны после его венчания на царство в 1547 году стало „Российское царство“».

Другой авторитетный отечественный историк С. О. Шмидт утверждает, что наименования «Московское государство», «Российское государство» и «Московское царство» внутри самого Русского централизованного государства были синонимами и восходят к отечественной традиции[15].

История

Наследие Византии

К середине XVI века правитель России стал сильным самодержцем — царём. Принятием этого титула московский государь подчеркнул, что является главным и единственным правителем России, равным византийским императорам или монгольским ханам. После женитьбы Ивана III на Софии Палеолог, наследнице последнего византийского императора, московский двор заимствовал византийские традиции, ритуалы, титулы и символы, такие как двуглавый орёл, изображённый на гербе России.

Правление Ивана Грозного

Первоначально, византийский термин самодержец означал только независимого правителя, но в царствование Ивана Грозного (1533—1584) он стал означать неограниченную внутреннюю власть. Иван Грозный короновался царём и признавался, по крайней мере Русской православной церковью, императором. Старец псковского Елизарова монастыря Филофей провозгласил, что, поскольку Константинополь пал под натиском Османской империи в 1453 году, Русский царь является главным защитником православия, и назвал Москву Третьим Римом, духовным наследником Римской и Византийской империй, центров раннего христианства. Эта концепция получила большой резонанс в российском обществе последующих веков.

Правление Бориса Годунова

Смутное Время

Смутным временем принято обозначать период истории России с 1598 по 1613 год[16], ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Преобразование в Российскую империю

После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Россия превратилась в Великую державу. Были присоединены Ингрия (Ижора), Карелия, Эстляндия, Лифляндия (Ливония) и южная часть Финляндии (до Выборга). Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии. После войны, Россия имела современный флот и сильную армию. Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны.»[17]

22 октября (2 ноября) 1721 года Пётр I принял титул, не просто почётный, но свидетельствующий о новой роли России в международных делах. Пруссия и Голландия немедленно признали новый титул русского царя, Швеция в 1723, Турция в 1739, Англия и Австрия в 1742, Франция и Испания в 1745 и, наконец, Польша в 1764 году.[17]

Секретарь прусского посольства в России в 1717—33 гг., И.-Г. Фоккеродт, по просьбе Вольтера, работавшего над историей царствования Петра, написал воспоминания о России при Петре. Фоккеродт попытался оценить численность населения Российской империи к концу царствования Петра I. По его сведениям количество лиц податного сословия составляло 5 миллионов 198 тысяч человек, откуда число крестьян и горожан, включая лиц женского пола, оценивалось примерно в 10 млн. Много душ было утаено помещиками, повторная ревизия увеличила число податных душ до почти 6 млн человек. Русских дворян с семействами считалось до 500 тыс.; чиновников до 200 тыс. и духовных лиц с семьями до 300 тыс. душ.[18]

Жители покоренных областей, не состоящие под поголовною податью, составляли по оценке от 500 до 600 тыс. душ. Казаков с семействами на Украине, на Дону и Яике и в пограничных городах считалось от 700 до 800 тыс. душ. Численность сибирских народов была неизвестна, но Фоккеродт положил её до миллиона человек.

Таким образом, население Российской империи составляло до 15 миллионов подданных и уступало в Европе по численности только Франции (ок. 20 млн).

Правители

«Владения Московии или России». Английский взгляд (1715?)

Административное деление

Делилось на 7 воеводств(Великая Русь,Малороссия,Восточная Литва,Смоленск,Лифляндия(Псков),Сибирь,Казань).Великая Русь делилась на 7 четвертей(Новая,Владимирская,Ярославская,Костромская,Галицкая,Устюжская,Нижегородская).За воеводства отвечали областные приказы, а за четверти—некоторые из финансовых.За Ярославскую и Костромскую четверти отвечал один приказ. Все воеводства и Владимирская четверть имели право на самосуждение. Для Москвы и Владимира были специальные судебные приказы.

Армия и флот

Первое трёхмачтовое судно построенное в России было спущено на воду в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен по западноевропейскому стандарту в Балахне кораблестроителями из Гольштейна, Дания, и был назван Фредерик. К несчастью, во время сильного шторма, Фредерик затонул в Каспийском море в своё первое плавание.

Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русские силы захватили шведские крепости Даугавгрива и Кокенхаузен (переименован в Царевич-Дмитриев) на Западной Двине. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. По окончании войны Россия и Швеция заключили Кардисский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли заложенные в Царевиче-Дмитриеве.

Ордин-Нащокин не потерял своих надежд и повернулся к реке Волге и Каспийскому морю. Получив царское разрешение, боярин пригласил датских кораблестроителей в село Дединово находящееся на Оке. Строительство кораблей началось зимой 1667 года. В течение двух лет они закончили строительство четырёх кораблей: фрегата Орёл, и трёх меньших судов. Орёл закончил своё плавание также плачевно как и Фредерик — он был захвачен в Астрахани взбунтовавшимися казаками Стеньки Разина. Казаки ограбили и затем сожгли это судно.

В XVII веке русские купцы и казаки переплыли через Белое море на кочах, достигли устьев рек Лена, Колыма, и Индигирка, и основали поселения в регионе верхнего Амура. Самым известным из этих первооткрывателей является Семён Иванович Дежнёв — в 1648 году он проплыл по Северному Ледовитому океану всю длину современной России, обогнул Чукотский полуостров, пересёк Берингово море и вышел в Тихий океан.

  • В связи с подготовкой Петра I к военным действиям против Османской империи[19] к концу XVII века возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота, причём только на средства государства и с помощью отечественных специалистов.
  • На борту галеры «Принципиум», собранной в Воронеже из частей, доставленных из села Преображенского, Петр I по пути в Азов подписал «Устав по галерам», который можно рассматривать как первый военно-морской устав России. В Воронеже был построен и торжественно спущен на воду первый линейный корабль «Гото Предестинация» (Божье предопределение), на котором был поднят трёхцветный Андреевский флаг, освящённый в Адмиралтейской церкви.
Въезд посольства императора Леопольда I в Москву в 1661 году, А. Майерберг, 1661—1662 гг.
  • 27 апреля (8 мая) 1700 года на верфи Воронежского адмиралтейства был спущен на воду русский 58-пушечный парусный линейный корабль «Гото Предестинация», который строился по проекту русского царя Петра I[21] под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева. Пётр I принимал участие и в кораблестроительных работах; он же руководил церемонией закладки корпуса «Гото Предестинации» и участвовал в спуске корабля на воду.

Наградная система

Дипломатия

Посольство Фёдора Ивановича Умного-Колычева в Гродно в 1576 г

Геральдика

Денежная система

Основная статья: Финансовая система Русского Царства

В XVI и XVII веках денежная система Московского государства состояла из: рубля, полтины, гривны, гроша, копейки, денги, полуденги и пулы (название медных монет).

Самой распространённой монетой была денга.

Экономика

Чертёж Павловского железоделательного завода с водяным двигателем, XVII в.

К концу XVI века насчитывалось около 220 городов, продолжалось развитие ремесленного производства, шёл процесс территориальной специализации. После присоединения поволжских ханств, началась торговля со странами Востока, продолжалась со странами Западной Европы. В целом, период до Смутного времени характеризуется укреплением традиционной феодальной экономики. Рост мелкотоварного производства в городах и торговли не привели к созданию очагов буржуазного развития. Поруха 70-80-х годов, сильно ударила по экономике России: опустели наиболее развитые в экономическом отношении центр и северо-запад, часть населения разбежалась, другая — погибла в результате опричнины и Ливонской войны. Более половины пашни оставалось необработанными, резко вырос налоговый гнет. В 1570—1571 годах по стране прокатилась эпидемия чумы, в стране начался голод.

В XVII веке начинается активное развитие торговли, торговые связи, основанные на естественно-географическом разделении труда и развитии городского ремесла, постепенно охватывают всю страну. Крупнейшим торговым центром была Москва, огромную роль играли ярмарки.

Религия

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги, Алексей Кившенко (1880)

Религиозное мировоззрение определяло духовную жизнь общества. Заметную роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 года, который, в частности, регламентировал искусство утвердив определенные образцы, которым надлежало следовать. К примеру, в живописи таким образцом провозглашалось творчество Андрея Рублева, в зодчестве — Успенский собор Московского Кремля, а в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

В середине XVII в. началась реформа Русской православной церкви, повлёкшая за собой ряд серьёзных изменений в политической и духовной жизни русского общества.

Наука и образование

Долгое время, распространению в России систематического образования препятствовала общественная боязнь "повредиться в вере" под влиянием ученых выходцев из стран, христианство которых, как полагали, утратило первозданную чистоту.[22]

Тем не менее, в середине XVII века создание школы систематического образования начинает реализовываться. Этому способствует и личная высокая ученость царя Алексея Михайловича.

Начало русской систематической школы можно связывать с так называемым "Ртищевским братством". В 1648 году Фёдор Михайлович Ртищев основал в Москве на Воробьевых горах, "в пленницах", Андреевский-Преображенский "училищный монастырь для распространения свободных мудростей".[22]

По свидетельству Олеария в середине XVII века в Москве действовало ещё одно училище - Арсения Грека. "В настоящее время они, — что довольно удивительно, — по заключению патриарха и великого князя, хотят заставить свою молодежь изучать греческий и латинский языки. Они уже устроили, рядом с дворцом патриарха, латинскую и греческую школу, находящуюся под наблюдением и управлением грека Арсения", говорит Олеарий.

При царе Федоре Алексеевиче учереждается ещё одно "греческое училище" в котором руководит иеромонах Тимофей («Типографская школа»). Училище было открыто в апреле 1681. В 1686 году в нём училось не менее 250 человек.

В 1685 году при Богоявленском монастыре (в Китай-городе, за "Ветошным рядом") появилась новая греко-латинская школа, где преподавали "учителя высоких наук" иеромонахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды[22].

В 1687 году учреждается Славяно-греко-латинская академия

Культура и искусство

Основная статья: Культура в Царстве Русском

Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства. Первоначальный дохристианский русский алфавит подвергается реформам (по другой версии он был создан полностью, а не реформирован). Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения.

Приняв христианство от Византии, Русь подчинилась в духовном отношении её влиянию, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были греками. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого (книги св. Писания, творения св. отцов, жития святых, сборники мудрых изречений и тому подобное). Первые самостоятельные произведения — поучения, жития святых, послания, путешествия (ко святым местам) — носили религиозный характер.

В XVII в. русская литература перестаёт быть лишь богословской, церковной — появляется всё больше разнообразных светских произведений. Впервые стали записываться выдающиеся произведения устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры. Появились новые литературные жанры: демократическая сатира («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Фоме и Ерёме», «Сказание о куре и лисице»), в XVII веке был составлен первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил», автором которого считают С. Медведева. Первым произведением в жанре автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума. Симеон Полоцкий положил начало основам современного стихосложения.

Музыка

  • В конце XVI — начале XVII века в Царстве Русском появились прямоугольные гусли. Их длина до 1,5 м. Количество струн 55—66. Строй хроматический.[23]

Спорт

В Царстве русском развивались такие виды спорта, как городки, лапта, кулачные бои, шахматы[24] и др.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в Русском царстве шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенсбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII—XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Быт

См. также

Примечания

  1. ↑ Использовался с конца XVII века (предположительно — с 1668 года) в качестве морского флага; первое дошедшее до наших дней изображение относится к 1693 году. Учитывая то обстоятельство, что в сухопутных войсках каждый полк имел своё знамя, единый морской флаг, принятый Петром I, являлся де-факто государственным флагом России. «Флаг царя Московского», иногда ошибочно считающийся флагом Царства Русского, в действительности являлся лишь личным штандартом Петра I.
  2. ↑ См., напр.
  3. ↑ Пискаревский летописец:
    Тоя же зимы генваря в 16 день в неделю венчан бысть на царьство Руское благоверный великий князь Иван Васильевич всеа Русии пресвещенным Макарием...
  4. ↑ 1 2 Смена внешних форм правления — сначала великое княжение, с 1547 года царство, с 1722 года империя — требовала и смены знаков власти, создания новых, переосмысления старых.
  5. ↑ 1 2 С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны — Российское государство, Россия.
  6. ↑ http://eurulers.angelfire.com/muscovy.html
  7. ↑ Так, в окружной грамоте патриарха Иова неоднократно подчеркивается, что за избрание Годунова молится «всенародное множество всего Росийскаго царства», «православных христиан». (Акты Археографической экспедиции. Т.II. СПб., 1836. С. 1—2).
  8. ↑ Назавтра он объявил указ об опричнине; таким образом как бы «рассек топором — и это слова одного из историков Древней Руси XVII века — пополам свое царство».
  9. ↑ Церковь на восточной окраине Русского царства испытывала внешние бедствия от врагов иноплеменных…
  10. ↑ http://www.geocities.com/eurprin/russia.html Титулы Европейских монархов: Россия
  11. ↑ Period Russian Scroll Introductions
  12. ↑ 16 января 1547 года великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул, а Московское великое княжество превратилось в Российское царство.
  13. ↑ История дипломатии Том I. С 203. — Под ред. В. П. Потемкина. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 203.]

    Иван IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе.

  14. ↑ «В некотором царстве, в некотором государстве…» Сигурд Шмидт, доктор историчних наук, академик РАО, Журнал «Родина», Nr. 12/2004
  15. ↑ Шмидт С. О. «В некотором царстве, в некотором государстве…»: Как правильнее называть Российскую державу в XVI веке // Родина № 12/2004
  16. ↑ Иногда до 1619 года, так как царь Михаил Фёдорович имел все шансы повторить судьбу Василия Шуйского
  17. ↑ 1 2 Шубинский С. Н. Исторические очерки и рассказы. — 6-е изд. — СПб., 1911. с. 44 — 51
  18. ↑ Фоккеродт И. Г., Россия при Петре Великом. 1737 г.
  19. ↑ Усиление флота многопушечными кораблями было очень важно, так как Османская империя могла постараться вернуть город Азов, который был завоёван русской армией и флотом во время второго Азовского похода в 1696 году. Тем не менее использование кумпанств и иностранных специалистов при строительстве флота мешало решению этой задачи. См. далее по тексту.
  20. ↑ Пульвер Е. А., Пульвер Ю. А. Воронежская мозаика. — Воронеж: Центрально-Чернозёмное издательство, 1983. — 207 с.
  21. ↑ Статья о корабле «Гото Предестинация» в Российском гуманитарном энциклопедическом словаре
  22. ↑ 1 2 3 Кириллин В. М. Русская образованность в X-XVII веках. Первые попытки создания в Московской Руси систематических школ в XVII в.
  23. ↑ [Статья про гусли в Российском гуманитарном энциклопедическом словаре http://slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg1/rg1-2223.htm?text=%D0%B3%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B8&encid=rges&stpar1=1.1.1]
  24. ↑ [Статья о шахматах в Царстве Русском в Большой советской энциклопедии http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00090/45300.htm?text=%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C&stpar1=1.1.2]

Литература

Ссылки

dal.academic.ru

Русское Царство - это... Что такое Русское Царство?

Царство РусскоеЦарьство РускоеЦарство
Русское царство в 1700 году.
Столица Москва (1547—1712)Санкт-Петербург (1712—1721)
Язык(и) Русский язык
Религия Православие
Форма правления Самодержавие
Династия Рюриковичи, Романовы
Царь Всея Руси
 - 16.01.154718.03.1584 Иван IV Грозный (Симеон Бекбулатович - 1575-1576)
 - 19.03.15847.01.1598 Фёдор I Иванович
 - 17.02.159813.04.1605 Борис Годунов
 - 13.0410.06.1605 Фёдор II Борисович
 - 20.06.160517.05.1606 Лжедмитрий I
 - 19.05.160617.07.1610 Василий Шуйский
 - 27.07.161004.11.1612 Владислав IV
 - 21.02.161313.07.1645 Михаил Фёдорович
 - 13.07.164529.01.1676 Алексей Михайлович Тишайший
 - 30.01.167627.04.1682 Фёдор III Алексеевич
 - 29.04.16827.09.1689 Софья Алексеевна
 - 25.04.168229.01.1696 Иван V Алексеевич
 - 27.04.168222.10.1721 Пётр I Великий
Крупнейшие города Москва, Нижний Новгород, Ярославль, Смоленск, Тула
Валюта Рубль,Копейка,Алтын,Деньга,Куна,Ногата,Резана,
Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги, Алексей Кившенко (1880)

Ца́рство Ру́сское (от оригинальных «руское царьство», «царство Руское», использовавшихся в исторических источниках)[1][2] или, в эллинизированном варианте, Царство Российское — название русского государства между 1547 и 1721[3][4].

В титуле царя страна называлась «Русью», в официальных документах того времени — «Московским государством», «Московским царством», «Российским царством» или «государством Русским».[5][6][7]

В 1547 году великий князь Московский Иван IV Грозный был коронован Царём, и принял полный титул: «Мы, великiй государь Иванъ, Божiею милостiю царь и великiй князь всеа Русiи, Владимирскiй, Московскiй, Новгородцкiй, Псковскiй, Резанскiй, Тверскiй, Югорскiй, Пермскiй, Вятцкiй, Болгарскiй и иныхъ», впоследствии добавилось «Казанскiй, Астараханскiй», «и всеа Сибирскiе земли повелитель».[8][9]

Русскому царству предшествовало Великое княжество Московское, а его преемницей стала Российская империя.[10][11][12] Оно включало присоединенные при Иване IІІ славянские земли Руси, граничащие с Великим княжеством Московским с запада. Идея собрания всех русских земель в едином государстве, в том числе относившихся к Великому княжеству Литовскому и, впоследствии, к Речи Посполитой, прослеживалась на протяжении всего существования Русского царства и унаследовалась Российской империей.

Мировое признание изменения было различным. Англия охотно признала новый титул Ивана и даже называла его «императором». В католических странах признание пришло позже: в 1576 году император Священной Римской империи Максимилиан II признал Ивана царём всея Руси.[13] В Речи Посполитой, в связи с политической конкуренцией за земли Украины и Белоруссии, долгое время отказывались признавать суверенитет царя над Русью и продолжали называть государство «Московией».[14]

Название

Существует мнение, что названия «Московское государство» и «Московия» появились в Западной Европе под воздействием политических интересов Польши, Великого княжества Литовского. А. Л. Хорошкевич полагает, что «внутри бывшего Московского княжества укрепилось иное самоназвание, а „Московским государством“ называли его в Литве». В ее популярной работе 1993 года «Символы русской государственности» читаем: в Вильно «Ивана III упорно именовали князем „Московским“, а страну — „Московским государством“. Долго общаясь с польско-литовскими послами, эту терминологию усвоил и Иван Грозный, хотя официальным названием страны после его венчания на царство в 1547 году стало „Российское царство“».

Другой авторитетный отечественный историк С. О. Шмидт утверждает, что наименования «Московское государство», «Российское государство» и «Московское царство» внутри самого Русского централизованного государства были синонимами и восходят к отечественной традиции[15].

История

При Иване Грозном и Фёдоре

Смутное Время

При Романовых (XVII век)

Преобразование в Российскую империю

После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Россия превратилась в Великую державу. Были присоединены Ингрия (Ижора), Карелия, Эстляндия, Лифляндия (Ливония) и южная часть Финляндии (до Выборга). Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии. После войны, Россия имела современный флот и сильную армию. Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны.»[16]

22 октября (2 ноября) 1721 года Пётр I принял титул, не просто почётный, но свидетельствующий о новой роли России в международных делах. Пруссия и Голландия немедленно признали новый титул русского царя, Швеция в 1723, Турция в 1739, Англия и Австрия в 1742, Франция и Испания в 1745 и, наконец, Польша в 1764 году. [16]

Секретарь прусского посольства в России в 1717—33 гг., И.-Г. Фоккеродт, по просьбе Вольтера, работавшего над историей царствования Петра, написал воспоминания о России при Петре. Фоккеродт попытался оценить численность населения Российской империи к концу царствования Петра I. По его сведениям количество лиц податного сословия составляло 5 миллионов 198 тысяч человек, откуда число крестьян и горожан, включая лиц женского пола, оценивалось примерно в 10 млн. Много душ было утаено помещиками, повторная ревизия увеличила число податных душ до почти 6 млн человек. Русских дворян с семействами считалось до 500 тыс.; чиновников до 200 тыс. и духовных лиц с семьями до 300 тыс. душ.[17]

Жители покоренных областей, не состоящие под поголовною податью, составляли по оценке от 500 до 600 тыс. душ. Казаков с семействами на Украине, на Дону и Яике и в пограничных городах считалось от 700 до 800 тыс. душ. Численность сибирских народов была неизвестна, но Фоккеродт положил её до миллиона человек.

Таким образом, население Российской империи составляло до 15 миллионов подданных и уступало в Европе по численности только Франции (ок. 20 млн).

Примечания

  1. ↑ См., напр.
  2. ↑ Пискаревский летописец:
    Тоя же зимы генваря в 16 день в неделю венчан бысть на царьство Руское благоверный великий князь Иван Васильевич всеа Русии пресвещенным Макарием...
  3. ↑ Смена внешних форм правления — сначала великое княжение, с 1547 года царство, с 1722 года империя — требовала и смены знаков власти, создания новых, переосмысления старых.
  4. ↑ С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны — Российское государство, Россия.
  5. ↑ Так, в окружной грамоте патриарха Иова неоднократно подчеркивается, что за избрание Годунова молится «всенародное множество всего Росийскаго царства», «православных христиан». (Акты Археографической экспедиции. Т.II. СПб., 1836. С. 1—2).
  6. ↑ Назавтра он объявил указ об опричнине; таким образом как бы «рассек топором — и это слова одного из историков Древней Руси XVII века — пополам свое царство».
  7. ↑ Церковь на восточной окраине Русского царства испытывала внешние бедствия от врагов иноплеменных…
  8. ↑ http://www.geocities.com/eurprin/russia.html Титулы Европейских монархов: Россия
  9. ↑ Period Russian Scroll Introductions
  10. ↑ Смена внешних форм правления — сначала великое княжение, с 1547 года царство, с 1722 года империя — требовала и смены знаков власти, создания новых, переосмысления старых.
  11. ↑ С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны — Российское государство, Россия.
  12. ↑ 16 января 1547 года великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул, а Московское великое княжество превратилось в Российское царство.
  13. ↑ История дипломатии Том I. С 203. - Под ред. В. П. Потемкина. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 203.]

    Иван IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе.

  14. ↑ «В некотором царстве, в некотором государстве…» Сигурд Шмидт, доктор историчних наук, академик РАО, Журнал «Родина», Nr. 12/2004
  15. ↑ Шмидт С. О. «В некотором царстве, в некотором государстве…»: Как правильнее называть Российскую державу в XVI веке // Родина № 12/2004
  16. ↑ 1 2 Шубинский С. Н. Исторические очерки и рассказы. — 6-е изд. — СПб., 1911. с. 44 — 51
  17. ↑ Фоккеродт И. Г., Россия при Петре Великом. 1737 г.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru