Русская слава. Олег вещий годы жизни


Все монархии мира

Олег, князь Новгородский и Киевский Олег Вещий Годы жизни: ? - 912 Годы правления: Новгород: 879 - 882 Киев: 882 - 912 Сыновья: Асмунд, Геррауд, Олег

Олег Вещий

Олег был военачальником Рюрика и приходился ему родственником (по мнению Татищева – шурином). Перед смертью Рюрик поручил Олегу опекать своего малолетнего сына Игоря. Олег три года княжил в Новгороде, а затем собрал войско из варягов и подвластных племен и двинулся на юг. Захватив Смоленск и Любеч, он подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир. Олег хитростью выманил их из города и убил, а сам стал княжить в Киеве, провозгласив его "матерью городов русских".

Первые несколько лет своего княжения Олег посвятил расширению владений. Он подчинил древлян, северян, радимичей, обещая защищать их от хазар. Гораздо больше времени понадобилось Олегу на покорение дулебов и тиверцев.

В 907 г. Олег предпринял широкомасштабный поход на Византию. При приближении русских к Константинополю, греки замкнули гавань и заперлись в городе. Тогда Олег начал опустошать его окрестности, а затем велел поставить лодки на колеса и двинулся к городским стенам. Испугавшись разорения города, греки согласились выплатить богатую дань по 12 гривен на уключину и еще дополнительно уклады на каждый олегов город, участвовавший в походе. Народ, подивившись по возвращении богатой добыче, прозвал Олега Вещим, то есть кудесником, волхвом. В 911-912 гг. Олег отправил в Константинополь посольство, которое практически полностью подтвердило мирный договор 907 г. Русы получили право торговать с Византией на исключительно благоприятных условиях. В свою очередь Русь обязывалась предоставлять империи военную помощь. В документе также обговаривались различные правовые коллизии, например, уголовное преследование преступников, помощь пострадавшим при кораблекрушении и т.п. Олег в этом документе назван "великим князем русским"; это свидетельствует о том, что Олег был полноправным правителем Руси, а не регентом при Игоре.

Вскоре после возвращения посольства Олег скончался. Согласно легенде, волхвы предсказали Олегу смерть от любимого коня. Через несколько лет, когда конь был уже давно мертв, Олег, насмехаясь над волхвами, наступил ногой на череп коня и был укушен жившей в нем змеей. По одной версии Олег похоронен в Киеве на Щековице. По другой версии смерть наступила во время похода на север, а потому Олег похоронен в Ладоге.

www.allmonarchs.net

Русская слава » Вещий Олег: биография

Олег на останках своего коня

В. Васнецов "Олег у костей коня"

Князь Олег является правителем Новгорода предположительно с 879 года и Киева с 882 года. Точная дата рождения князя Олега неизвестна.В Новгороде он начал править после смерти Рюрика. Точно не установлено, кем является Олег Рюрику, однако есть предположение, что он был ему шурином (братом жены). Именно после смерти Рюрика Олег начал править Новогородом. Стоит отметить, что править Новгородом должен был Игорь Рюрикович, так как именно он являлся единственным прямым наследником Рюрика, однако в 878 году ему был всего год, в таком возрасте он, естественно, не мог править Новгородом. Только после смерти Олега Игорь начал своё правление.

Рюрик

Рюрик

С самого начала своего правления князь Олег пытался расширить свои владения и объединить всех славян. Из своих подчинённых он собрал довольно мощное войско, с помощью которого ему удалось захватить Смоленск. После Смоленска Олег захватил Любеч, а уже в 882 году его войско захватило Киев. Именно с этого момента Олег начал править Киевом. Также стоит отметить, что именно в 882 году появилась, как таковая, Киевская Русь, столицей которой, соответственно, стал Киев. Именно поэтому Князя Олега заслуженно считают основателем Киевской Руси.

Олег прибивает свой щит к воротам Константинополя

Олег прибивает свой щит к воротам Константинополя. Гравюра Ф.А. Бруни

В 907 году Олег снарядил войско из 80 000 человек и вместе с ним пошёл на Византию. Византией в те времена правил Лев VI, который, увидев большое и сильное войско, закрыл ворота города и загородил гавань цепями. При этом у воинов Киевской Руси появилась возможность грабить небольшие пригороды Константинополя. Тем не менее, Олег не оступился от Константинополя и, как говорят легенды, приказал воинам соорудить колёса и поставить на них корабли (в Византию войско Олега отправилось именно на кораблях). Когда подул попутный ветер, воины Олега подняли паруса и поехали прямиком в сторону Константинополя. Лев VI, увидев это зрелище, испугался и открыл ворота. Таким образом князь Олег захватил Византию. Главным результатом этой победы оказался договор, согласно которому Киевская Русь могла вести через всю Византию беспошлинную торговлю.

Войско Олега ставит корабли на колёса

Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф.А. Бруни

Стоит отметить, что побеждённые византийцы попытались предложить Олегу отравленную еду, якобы в знак уважения. Однако Князь Олег почуял опасность и отказался от отравы. За это он и получил прозвище Вещий.

Князь Олег прощается со своим конём

В. Васнецов "Прощание Вещего Олега с конем"

Умер князь Олег предположительно в 912 году. Его смерть покрыта легендой, согласно которой волхвы предсказали Вещему Олегу смерть от его же коня, которого князь очень любил. Послушавшись волхвов, Олег отказался от своего верного коня  и приказал своим приближённым кормить его самым лучшим зерном и поить лучшей водой. Через несколько лет после этого Олег вновь вспомнил предсказания волхвов и поинтересовался судьбой своего коня. Тут оказалось, что его конь уже давно умер. Олег попросил показать, где лежат останки коня. Придя на то место, Олег наступил на череп своего коня, решив, что волхвы ошибись с предсказанием. Однако тут из черепа выползла ядовитая змея и отравила князя смертельным ядом.

А.С. Пушкин использовал этот эпизод из «Повести временных лет» для создания своей знаменитой «Песни о Вещем Олеге».

Похожие статьи:

  1. Русские князья

www.russlawa.info

Великий Князь Олег Вещий

Князь Олег Вещий

Благодаря творчеству известного российского писателя Александра Пушкина, Олег Вещий известен нам, как человек одолевший хазар, но было ли это так, как нам преподносит Александр Сергеевич, неизвестно. Спалил ли он их нивы и сёла, порубил ли он их мечами? - точного ответа современные историки дать не могут, потому как о тех эпохах, а именно о походах в Хазарские земли киевского князя, известно слишком мало, либо сведения эти противоречивые. Например, существует теория, поддерживая рядом авторитетных учёных, что бои проходили близ Киева, в землях, что принадлежали радимичам и северянам, и, что характерно, Вещий Олег освобождал славянские поселения, а вовсе не предавал их огню. Так что же это, ошибка поэта или не достоверность источников?

Князь Олег приходился братом Ефанде, так именуемой как Энвинда, жене Рюрика. Многие специалисты в области истории и хронологии событий считают, что Олега по праву можно считать тем, кто основал наше государство, как одну из величайших сил мира. На земли русские он прибыл в 862-ом году, плечом к плечу с Рюриком. Повесть временных лет гласит, что когда жизнь Рюрика оборвалась, именно Олег стал регентом при тогда ещё слишком маленьком наследнике. И правил он прекрасно, твёрдою и непоколебимою рукою. Государство наше росло и крепло. Возводились города, стяжались дани, заключались соглашения с странами-соседями, что способствовало торговому обороту. Иначе говоря, Олег развил политику нашей державы, как внешнюю, так и внутреннюю, попутно совершенствуя её, державу, изнутри. Существует предание, согласно которому именно Князь Олег в 880-ом году основал современную столицу России – Москву.

Князь Олег Вещий

Но, несмотря на все его политические и экономические дарования, Олег вошёл в историю наших земель, как один из величайших полководцев. Могучий и прозорливый. Приблизительно около трёх лет он, начиная с 779-ого года, ещё новгородский князь на тот момент, готовился к походу в южном направлении, на земли славян днепровских. И уже в 882-ом году Олег, во главе огромного подготовленного войска, которое в основном было сформировано из сил народов, что находились в его власти, он выступил. Города, что встречались на его пути, все, как один, не могли устоять перед такой великой мощью, которой управляла мудрость. Они склонялись перед Князем Олегом. Склонился Смоленск, город кривичей днепровских, склонился Любеч, город северян. Корабли Олега всё дальше продвигались, следуя южному направлению. Воды реки Волги несли их к Киевским землям, владениям полян. В ту пора там правили Дир и Аскольд, известные воеводы, состоявшие в родственных связях с Рюриком. В недалеком прошлом они отомкнули от него, дабы собственноручно управлять в землях, что были отбиты у хазар.

Очевидно, что в то время между ними стояла вражда. И она была столь люта, сколь велики были их войска. Для того, чтобы не искушать судьбу, и не ставить под удар полян собственные силы, Олег решил использовать военную хитрость, а именно – внезапность и неожиданность. Его армии прикинулись купеческими караванами, что шли по реке Днепру. Дир и Аскольд, что вышли на Угорское урочище, дабы встретить торговцев, были убиты на месте, и Киев пал. Олег, посетив город, был сильно впечатлён. Настолько по душе пришёлся ему град, что стоял на Днепре, что он решил сделать его новой столицей. Именно он дал ему имя, которое мы знаём до сих пор: Киев – мать городов русских.

Для того чтобы обезопасить окрестные земли Киева, в 883-ем году он побил древлян, что являлись извечными врагами полян. Дань, которую он возложил на них, получила название «Чёрная куница с дыма». Затем он также захватил и присоединил края радимичей и северян, что до тех пор платили дань хазарским силам. В этот период мы можем оценить политический талант Князя Олега, ведь дань, что он возложил на них, было несоизмеримо меньшая, чем те грабительские поборы, что совершали представители чёрного кагана.

В 898-ом году венгры решили напасть на русские земли. Вражеское шествие по нашим пределам Князь Олегу удалось успешно остановить и отразить, заставив их вернуться в собственные пределы.

После того, как Олег успешно закончил военную кампанию, целью которой было завоевание и объединение всех земель от греческих до варяговых, то есть всего пути водного, он принял решение совершить один величайших походов в русской истории – на Константинополь.

Существуют расхождения во мнение, когда именно начался этот великий поход. Согласно летописям, он берёт своё начало в 907-ом году, но некоторые учёные историки, опираясь на имеющиеся у них сведения, говорят, что он начался лишь в 911-ом году. Когда Олег покинул свои земли, его наместником на них был назначен племянник князь Игорь. Поход осуществлялся при помощи кораблей и коней, по морю и суше. Летопись гласит, что в распоряжении Олега было почти две тысячи судов.

Князь Олег Вещий

Дойдя до Константинополя, Олег осадил город, встав лагерем вокруг него. В то время императором града являлся Александр II-ой и его брат Лев Философ. Оба византийских владыки устрашились мощи армии русского князя, и решили немедленно заключить с ним мир. Они решили задобрить князя Олега откупов, иначе говоря, обычными деньгами. Дары византийцев были немалые – каждая уключина корабля русского оплачивалась по двенадцать гривен, а также дань на такие города как Киев, Переславль, Чернигов, Полоцк, Любеч и Ростов. Этим событием, покорением Константинополя, также связана одна известная легенда русского народа. В честь того, что князь Олег смог одолеть греков, он прибил к вратам города Царьграда свой собственный щит, на котором был изображён конь. Во время заключения мира, он клялся богами, Велесом и Перуном, поскольку исповедовал язычество, и оружием, как пристало истинному воину. В летописях сохранились имена воевод, что находились в подчинении князя. Карл, Вельмуд, Фарлоф, Стемид и Рулав – этот перечень даёт нам понимание того, что состав командиров войска русского был в определённой степени интернационален.

Имя Вещий, что значит «ведающий и мудрый, князь Олег получил именно за свои многочисленные достижения и великие деяния. Гибель настигла Олега 912-ом году, согласно наиболее распространённой версии. Новгородская I-ая же летопись гласит, что стало это на 10 лет позже, в 922-ом году. Причина гибели стало основой для множества легенд русской земли. Давным-давно волхвы предсказали, что смерть настигнет князя Вещего Олега от коня его собственного, так и случилось. Именно об этом повествует творение известного писателя Александра Пушкина. Свой последний оплот он обрёл на горе Щековице, что в Киеве, преемником его стал Игорь Рюрикович, также известный как Игорь Старый. Великие деяния Вещего Олега навсегда останутся в нашей истории, в истории Руси, ведь является одним из её величайших творцов, прославивших русские земли и державу.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Олег Вещий — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!

Оле́г («Ве́щий» Оле́г) (? — 912) — первый киевский князь из рода Рюриковичей. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть своему родственнику, Олегу. Сын Рюрика, Игорь из-за малолетства ещё не был способен к государственной деятельности. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племён чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Олег хитростью завладел Киевом, убив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей. Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство — Киевскую Русь.

Упоминания о Вещем Олеге в исторических источниках[править]

О Вещем Олеге — князе, жившем в IХ—Х веках, сообщают древние летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными.

Во многом легендарный характер имеет и рассказ о Вещем Олеге в летописном своде Нестора «Повесть временных лет». «Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV в. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.

Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый князь-воин прозван «вещим», т.е. волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники). Возможно, что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги.

Покорение славянских племён[править]

В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря. Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.

В то время обширные пространства Русской земли были заселены многочисленными племенами. Летопись называет более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела четких границ и не знала единых законов. Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути. Он также собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен. Уплата этой дани, а также сам факт признания верховной власти Киева составляли в то время все существо государственной власти.

Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыли по озеру Ильмень, затем по реке Ловать и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру. По пути Олег завоевал кривичский город Смоленск и северянский Любеч, оставив там своих воевод.

Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян — и увидел на высоком берегу Днепра большой и красивый город Киев. В Киеве княжили два князя — Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.

Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил хитрость. Он оставил большую часть своего войска позади, а сам, с юным Игорем и малой дружиной, на одной ладье подошел к самому городу, отправив к Аскольду и Диру посланца с предложением купить товары.

Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны. Олег приказал прибывшим с ним воинам залечь на дно ладьи. Когда киевские князья подошли близко, он поднялся им навстречу и обвинил их в незаконном захвате власти, так они не были княжеского происхождения. Олег предъявил собравшимся вокруг киевлянам Игоря, сына Рюрика. Потом подал знак своим воинам — и те мечами убили Аскольда и Дира. Карамзин, очень высоко оценивая деятельность Олега, этот его поступок безоговорочно осуждал, Он писал, что общее варварство тех времен не оправдывает убийства жестокого и коварного.

Олег победителем вступил в город и изрёк ставшую пророческой фразу: «Да будет Киев матерью городам русским!» Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил дело завоевания соседних земель и покорения населяющих их племен. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них дань. Под его властью оказалась огромная территория, на которой он основал множество городов. Так образовалось древнерусское государство — Киевская Русь.

Когда Игорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену — Ольгу (по некоторым данным, она была дочерью самого Олега), но княжества не уступил. В летописи есть косвенное упоминание об этом: в 907 году Олег пошёл на греков, оставив Игоря в Киеве.

Походы на Византию[править]

Собранную с подвластных земель дань (прежде всего пушнину) необходимо было реализовать в соседних странах — Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее развитии. Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров создавал для византийцев много проблем. Отсюда исходило стремление ограничить русскую торговлю. Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан на государственном уровне.

Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Чёрному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать шла берегом. Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и войско Олега устремилось к Царьграду.

Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с многочисленным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям. Олегу пришлось свернуть и высадиться на берег недалеко от города. Русские воины разоряли царьградские предместья, жгли дома и храмы, убивали мирных жителей и бросали их в море. Летописец, оправдывая жестокость воинов Олега, поясняет, что так обычно поступают на войне.

Но самого Царьграда Олег взять не мог — цепи надежно защищали город от вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса. Подул попутный ветер — и корабли понеслись к городу по суше, как по морю. Греки, оценив угрозу, через своих послов предложили Олегу большой выкуп.

Завершив войну заключением выгодного мира, Олег возвратился в Киев. Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только руси, но и славян (которые прозвали князя Вещим). Современный историк, однако, должен с большой осторожностью относиться к вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческие хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе. Карамзин относит этот эпизод к числу легендарных. Однако историки более позднего времени признают достоверность этого эпизода. Д. С. Лихачев пишет, что в условиях речного судоходства на севере Руси — корабли и ладьи, поставленные на колеса, были явлением обычным. «Волочение» судов на колесах или катках происходило на Руси в местах водоразделов рек. Киевский летописец рассказывает о движении кораблей Олега посуху, как о чём-то удивительном. Это понятно — волоков близ Киева не было. Однако для выходца из Новгорода Олега и его новгородской дружины в этом не было ничего необычного.

Византийцы признали себя побеждёнными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает. Олег потребовал по 12 гривен на каждую пару весел на своих двух тысячах кораблей, а также дань для русских городов — Киева, Чернигова, Полоцка, Ростова и прочих. В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины — славянскими богами Перуном и Велесом.

Летописные легенды о князе Олеге[править]

Олег княжил 33 года. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: «От чего суждено мне умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого. Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь».

Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленые солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея — и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. Согласно летописям произошло это в 912 году. Летописи сказание послужило мотивом для стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

  • Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 1 (т. 1—2), М., 1959;
  • Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953;
  • Мавродин В., Древняя Русь, M., 1946;
  • Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963.

www.wikiznanie.ru

Олег Вещий - Путеводитель по Киеву

В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.

Назван так сразу по возвращении из похода 907 г. на Византию.

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи.

Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «ПВЛ»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X в.

Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно (по Иоакимовской летописи) его шурином.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 г. Олег стал княжить в Новгороде как опекун над малолетним сыном Рюрика Игорем.

Вокняжение в Киеве

Повесть временных лет: В 882 г. Олег, взял с собой много воинов: варягов, чудь, словен, меря, весь, кривичей — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир. И увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат, и отправил посла к ним со словами:

«Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам».

Аскольд и Дир пришли... Олег, спрятал одних воинов в лодьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного Княжича Игоря, и объявил им:

«Вꙑ нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ».

Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А, он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI в., приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий.

Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям.

Когда те влезли в ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив:

«Да будет Киев матерью городов русских».

Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен:

«и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885).

Два последних племенных союза были данниками хазар.

По преданию, Олег будто бы сказал:

«Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне».

Затем Олег присоединил земли самых южных из восточнославянских племён — уличей и тиверцев.

898 г. «Повесть временных лет» датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад.

По данным венгерской хроники, в 884 г. венгерский вождь Альмош в союзе с другими венгерскими племенами разгромил половцев и неназванных русских князей (вероятно также Олега), осадил их в Киеве и согласился уйти только после того, как русы заплатили ему выкуп в 10 тыс. марок серебром и тысячу лошадей.

Согласно той же хронике многие из русов присоединились к венграм в их походе на запад.

Поход на Византию

В 907 г., снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (Повесть временных лет), Олег выступил в поход на Царьград.

Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.

Однако Олег пошёл на необычный штурм:

«И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу».

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города.

В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда.

Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941 гг.

Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг.

Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 г. передает «слова византийского царя» к князю Игорю:

«Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 г. Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор.

По сравнению с «договором» 907 г. из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».

В подлинности соглашения 911 г. сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Повесть временных лет сообщает, что в 912 г. князь Олег погиб от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 г.

«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 г., где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

Где-то после 912 г., согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана.

Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев.

Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло.

Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.

Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь.

Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгъ, Хелго.

Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 г., а поход на Персию с набегом русов в 944 г. на азербайджанский город Бердаа).

В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до середины 940-х годов, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Смерть

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом».

По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса.

По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня.

Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня.

Неизвестно, стала ли сага поводом для создания русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII в.

Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:

«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ . И после этого умирает Одд»

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Видео: Песнь о вещем Олеге

Песнь о вещем Олеге

Видео: Хор Святоданиловского Монастыря — «Песнь о Вещем Олеге»

Хор Святоданиловского Монастыря — «Песнь о Вещем Олеге»

 

Видео: Песня о вещем Олеге — Владимир Высоцкий

Песня о вещем Олеге — Владимир Высоцкий

kiev.drugiegoroda.ru

Князь Олег (Вещий). - Из истории России. - Каталог статей

Олег. Гравюра А. Осипова. Начало 19 в.

Полное имя: ОЛЕГ (Хельги) Годы жизни: ? - 912 г. Княжеские столы: князь (по другой версии, воевода) Новгородский (879-882) и Киевский (882-912) О родителях, жене и детях данных нет.

После смерти Рюрика власть перешла к малолетнему Игорю Рюриковичу, регентом при котором стал Олег (по-видимому, это вариант скандинавского имени Хельги). Точно неизвестно, был ли он родственником юного князя или только занимал высокое положение воеводы при предыдущем правителе: разные летописи рассказывают об этом по-разному. Несомненно одно: именно Олегу суждено было сыграть ключевую роль в деле становления Древнерусского государства.

Олег стал тем правителем, который объединил два центра молодого княжества: Новгород, где находилась княжеская резиденция, и Киев, быстро развивавшийся торговый центр, расположенный в удобной близости от стран, имевших выход к побережью Черного и Азовского морей (Дунайская Болгария, византийские владения в Крыму). В 882 г., собрав войско, Олег направился из Новгорода на юг. Взяв Смоленск и Любеч и оставив там своих наместников, он подошел к Киеву. Правивших в этом городе еще со времен Рюрика варягов Аскольда и Дира Олег заманил к своим ладьям и, предъявив им наследника Рюрика малолетнего Игоря, приказал убить их. Олег с дружиной перебрался в Киев и сделал его столицей Руси. Стремясь укрепить свое положение, он возвел ряд крепостей и установил постоянную дань с ильменских словен, кривичей и мери.

Дальнейшие действия Олега были направлены на подчинение соседних с Русью славянских племен: древлян по правобережью Днепра, северян и радимичей по его левобережью, тиверцев и уличей, населявших область между Днепром и Дунаем. При этом одни племена (северяне и радимичи) добровольно покорились Олегу, другие же (древляне, тиверцы, уличи) были подчинены Киеву только после долгого и упорного сопротивления. Интересно отметить, что северяне и радимичи не были самостоятельными племенами, но платили дань Хазарскому каганату. И Олегу, чтобы подчинить их себе, пришлось пойти войной на хазар - их сюзерена и верховного владыку. Каганат был побежден, а северяне и радимичи покорились киевскому князю. Победоносные походы 884 и 885 гг. позволили Олегу подчинить северян и радимичей молодому Древнерусскому государству. Влияние Олега распространилось также на племена дреговичей и западных кривичей.

Затем Олег занялся укреплением международного авторитета княжества. Первым делом нужно было заявить о себе своему сильнейшему соседу - Византии. В 907 г., собрав войско из подвластных племен, Олег выступил в поход на греков. В отличие от былых времен теперь речь шла о походе войск объединенного государства, а не аморфного союза славянских племен. Для похода складывались благоприятные условия. В это время правительство византийского императора Льва Четвертого (886-912) проиграло войну Болгарии и обязалось по договору 904 г. платить ей дань. Кроме того, военные силы византийцев были отвлечены борьбой с мятежным аристократом Андроником Дукой, которого поддерживали арабы. Воспользовавшись этим, Олег осадил Константинополь и разграбил его округу. Не имея достаточных сил для того, чтобы отразить нападения, ослабевшие византийцы поспешили пойти на мирное соглашение с русскими. 2 сентября 911 г. был подписан мирный договор. Он был основан на нормах русского и византийского права (уголовного, вещного, наследственного и т.д.), каковые были возведены в нормы права международного, пригодного и обязательного для обеих сторон. По договору Русь получала право беспошлинной торговли с Византией, а также обеспечивала своим послам, купцам и наемникам в Византии личную безопасность и сохранность всякого движимого имущества, а также безопасность их слуг. Помимо прочего, договор подразумевал свободный наем русских дружин в византийское войско, выдачу преступников и возврат пленных за выкуп. Еще до заключения мирного соглашения византийцы попытались отравить Олега, однако тот смог разгадать коварный замысел, за что получил от современников прозвище "вещий".

Другим направлением внешней политики стал Каспий. Русские дружины предприняли походы в прикаспийские земли в 909 и 910 гг. В первый раз им удалось взять города Абесгун и Макале, во второй объектами их нападения стали города Далейман и Гилян. Оба раза нападения русов в конце концов были отбиты местными правителями, но, тем не менее, дважды воины Олега успели скрыться с большой добычей.

Обстоятельства смерти Олега, так же как и его прихода к власти, остаются неясными. В "Повесть временных лет", древнейшую сохранившуюся русскую летопись, включена легенда о смерти Олега от коня: он наступил на череп своего давно умершего коня, из черепа выползла ядовитая змея и укусила князя. В сообщениях о месте смерти (и "могиле" - кургане) Олега летописи расходятся: то ли он был похоронен в Киеве на горе Щековице, то ли в Ладоге. Летописная легенда о смерти Олега от змеиного укуса, изложенная в двух древнейших летописях - "Повести временных лет" и Новгородской Первой летописи, обнаруживает параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде и ряде преданий, записанных в Норвегии в 18-19 вв. Как и Олег, Одд умер от яда змеи, ужалившей варяга на могиле его любимого коня. Точно не известно, восходит ли рассказ русских летописей к исландскому прототипу, или же биография Олега послужила основой для исландского рассказа, возникшего не ранее 13 в. на основе устных преданий. Вот как, согласно саге, погиб Орвар Одд: "И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он: "Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни"... И после умер Одд". А вот так рассказывает о смерти Олега "Повесть временных лет": "...спрашивал он (Олег) волхвов и кудесников: "От чего я умру?" И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть!" Запали слова эти в душу Олега, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?" Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?" И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер".

 

www.1salamandra1.ru

Олег Вещий — Википедия РУ

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Оль́гъ, Ѡль́гъ, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи «Повесть временных лет»[1] приводится его прозвище Вещий[2] (знающий будущее, предвидящий будущее[3]). Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой[4]. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии[5].

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря[6].

Вокняжение в Киеве

Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь»[7] — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

Поход на Византию

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.[8]

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[9]. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года[10], где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[11], флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами[12].

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго[13]. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом»[14].

Смерть

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом»[15]. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[16], который также был смертельно ужален на могиле любимого коня[17]. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы[18]:

И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд[19].

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация[20]. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей[21]. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега[22].

  В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной[23]. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge[24], что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления»[25]. Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками[26]. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими[27] или иранскими[28] формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным[29]. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду[30]. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего[31][32].

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии

  • Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского[33].

В литературе

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

В кино

Памятники

  • В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
  • В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).

Примечания

  1. ↑ «Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачёва
  2. ↑ Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. ↑ Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера [1].Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
  4. ↑ Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
  5. ↑ Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
  6. ↑ Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  7. ↑ Лурье Я. С. История России в летописании.
  8. ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
  9. ↑ Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
  10. ↑ Повесть временных лет. В год 6420.
  11. ↑ Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
  12. ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
  13. ↑ Перевод Кембриджского документа
  14. ↑ Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
  15. ↑ Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
  16. ↑ Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
  17. ↑ Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
  18. ↑ Вариант саги:

    Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…

    «Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.
  19. ↑ Отрывок из саги про Орвара Одда
  20. ↑ Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
  21. ↑ Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
  22. ↑ «Ярославу сущу в новѣгородѣ и оурокомъ дающю . ҂в҃ . гривенъ . ѿ года до года . кыєву . а тысѧщю новѣгородѣ гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадницѣ новьгородьстии»; «и оустави варѧгом̑ дань даӕти . ѿ новагорода . т҃ . гривенъ на лѣт . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ярославлѧ даӕше варѧгом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
  23. ↑ О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. — С. 22—44.
  24. ↑ См. этимологический словарь М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
  25. ↑ Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
  26. ↑ См. список в статье Helge
  27. ↑ Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
  28. ↑ Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
  29. ↑ Е. А. Мельникова. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem: У источника// Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
  30. ↑ Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов (с. 151) — М., 2004.
  31. ↑ Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
  32. ↑ Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
  33. ↑ Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX — начала XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.

Литература

  • Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN 5-224-03160-5.
  • Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
  • Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 т., Т. 1, А—М / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2003. — 3000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.

Ссылки

http-wikipediya.ru