Год Космонавтики. Первый полет гагарина в космос


Полёт Гагарина в космос - Год Космонавтики

Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес — 72 кг, а рост — 170 см (рост Гагарина был 165 см, иногда приводится другое значение — 157 см). Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя «Восток».

Кроме того, требовалось, чтобы космонавт был членом КПСС (Гагарин вступил в КПСС летом 1960 года).

Марк Галлай — человек, который готовил их к полёту — однажды сказал: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…». Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.

Старт корабля «Восток-1» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар близлежащего военного аэродрома засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат, — а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две. До шестого возвращения советского космонавта из полёта космонавт приземлялся на землю не в спускаемом аппарате, а парашютным способом — отстреливался, как парашютист. Космическое агентство США длительное время пыталось занимать позицию, согласно которой полным космическим полётом нужно считать полёт, при котором возвращение проходит с аппаратом, но данная позиция была не принята мировым общественным мнением[источник не указан 228 дней].

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин»

Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».

На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин сел на самолёт Ил-14 и полетел в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно много, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос.

space.vx5.ru

Реферат - Первый полет в космос Гагарина

По Физике на тему:

“Первый полет в космос Гагарина”

“Первый полет в космос Гагарина”

12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, ВЫВЕДЕН НА ОРБИТУ ВОКРУГ ЗЕМЛИ ПЕРВЫЙ В МИРЕ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ-СПУТНИК “ВОСТОК” С ЧЕЛОВЕКОМ НА БОРТУ.

ПИЛОТОМ-КОСМОНАВТОМ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ-СПУТНИКА “ВОСТОК” ЯВЛЯЛСЯ ГРАЖДАНИН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ЛЕТЧИК МАЙОР ГАГАРИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ.

Человек словно птица, всегда стремился в небо, познанием, взглядом, мыслью, полетом…

Путь человечества к познанию окружающего мира длился тысячелетия, от Аристотеля до Коперника, по настоящее время. Это был путь временного торжества ложных истин, путь костров и отречений. Но в то же время это была дорога величайших открытий, предвидений и прозрений, дорога торжества человеческого гения.

Вполне понятно стремление человека во все времена создать систему окружающего мира.

Стоит заметить, что за несколько столетий до Аристотеля знаменитый математик Пифагор Самосский высказал мысль о том, что Земля имеет шарообразную форму и обращается вокруг собственной оси. Более того, он считал, что и Солнце, и Земля, и Луна вращаются вокруг некоторого общего гипотетического центра, который он назвал центральным огнем. Это движение планет и Солнца создает гармонию небесных сфер. Греческим математиком Аристархом было определенно Солнце расположено в центре мира, а Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.

ГАГАРИН ПЕРВЫМ ИЗ ЗЕМЛЯН ОСУЩЕТВЕТИЛ МЕЧТУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА УВИДЕЛ НАШУ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ С КОСМОСА:

- “ВНИМАНИЕ! ВИЖУ ГОРИЗОНТ ЗЕМЛИ! ТАКОЙ КРАСИВЫЙ ОРЕОЛ. СНАЧАЛА РАДУГА ОТ САМОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ, И ВНИЗ ТАКАЯ РАДУГА ПЕРЕХОДИТ. ОЧЕНЬ КРАСИВО…”

Через 108 минут после старта, “Восток” благополучно опустился на поле колхоза “Ленинский путь” у деревни Смеловки.

Человечеству очень повезло, что на крутом повороте к звездам из его рядов на самый краешек Земли вышел именно Гагарин – наш соотечественник.

Волненья бьет, как молоток по нервам;

Не каждому такое по плечу:

Встать и пойти в атаку самым первым!

Искать других сравнений не хочу.

(Константин Симонов).

Первым! Среди миллиардов землян! Таким запомнилось утро космической эры.

Человек прошедший такой долгий и трудный путь – от каменного ножа до небывалого корабля-спутника. Гигантское напряжение воли и мысли великих ученых прошлого – Архимеда и Коперника, Галилея и Бруно, Ломоносова и Ньютона, Аристотеля и Коперника Кибальчича и Циоковского, осуществил Юрий Гагарин крылатой фразой: “Поехали”. Так начиналась космическая эра.

События тех часов, минут, секунд запечатлены тысячами всевозможных свидетельств. Но самые главные из них – это ощущения, мысли, чувства. Первого космонавта, первого из землян, ставшего на земном пороге Вселенной у подножия ракеты. Вот они:

«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется, мне сей час одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, иногда мне предложили совершить этот первый в истории землян полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?

Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос.… Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если, тем не менее, я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников – советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделано все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа.

Счастлив ли, я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма – общества, в которое, я уверен, вступят все люди на Земле.

Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят друг, другу люди, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких.

До скорой встречи!»

За день до старта, когда не поздно было и отказаться от полета, Королев и Гагарин поднялись на ракету, окруженную фермами обслуживания.

Долго стояли там наверху, беседовали. Сергей Павлович сказал: «И старт, и полет не будут легкими. Вам, Юра, предстоит испытать и перегрузки, и невесомость, и, возможно, что-то еще нам неизвестное. Вы знаете. Об этом мы много знать говорили, и, тем не менее, я хочу еще раз напомнить вам, что в завтрашнем полете есть, конечно, большой риск. И это для вас тоже не новость.… Все может быть, Юра. Но помни (здесь Королев перешел на “ты”) одно – все силы нашего разума будут отданы немедленно тебе».

Да, Гагарин знал, на что идет, и шел без малейшего внутреннего колебания…

Нет, недаром он совершенно безгранично верил Главному конструктору, восхищался его талантом. А восхищение двадцатисемилетнего человека не могло не породить в нем неколебимую веру в то, во что уверовал Сергей Павлович. И вера эта была не последним компонентом в той подъемной силе, что вывела Космонавта-1 на небывалую орбиту.

Юрий Гагарин не просто поднялся над планетой, не просто возвысился над Человечеством, а возвысил всех землян на уровень задачи, до него казавшейся невыполнимой. И дань признательности, которую отдавали ему все люди без исключения, была столь сердечной и искренной потому, что выражала их совсем необычное, новое к самим себе уважение, уверенность в человеческом достоинстве и могущества. За 108 минут гагаринского полета все мы стали другими. Стали сильнее, и звезды уже не казались нам такими далекими.

Ведущие политические деятели мира, ученые, писатели заговорили о Гагарине как о “символе эпохи”, “гордости науки”, “легендарном сыне Земли”, “Первом гражданине Вселенной”. Его безоговорочно поставили в ряд с Колумбом и Магелланом. То не было случайностью. Земляне увидели в Гагарине весьма характерного представителя новой социальной реальности, представителя нового мира, рожденного не разрушать, а созидать. Именно это покорило сердца миллионов людей.

Детство Юры прошло в деревне Клушино Смоленской области, затем – в небольшом городке Гжатске. Отец и мать, так же как и деды и бабки, - крестьяне. Юрий Гагарин от души смеялся, когда узнал, что за границей кто-то распустил слух, будто я происхожу из знатного рода князей Гагариных, которые до революций владели дворцами и крепостными крестьянами…

Его родители, они родились еще до победы Советской власти. Поэтому образования получить не могли. Ведь до 1917 года даже четыре класса школы были доступны далеко не всем крестьянским детям. Но я помню, как в деревне говорили: “Золотые руки у Алексея Гагарина!”

Мама удивительно много читала. Она могла ответить почти на любой его вопрос. Юре она казалась, неиссякаемым источником мудрости.

К учению он относился серьезно. Не гнался за хорошими отметками в дневнике, а просто хотел знать как можно больше, научиться всему как можно быстрее. На самом деле в клушинской школе, порог которой Юра переступил 1 сентября 1941 года, дневников не было и в помине. Шла война. В одной небольшой классной комнате одновременно занимались два класса – первый и третий. Потом, во вторую смену, - второй и четвертый. Даже тетради были редкостью. Часто приходилось писать на полях газеты, на кусках обоев…

С войной пришлось столкнуться рано.

“Сам погибай, а товарища выручай” – эту пословицу ему пришлось не раз слышать позже от бывших фронтовиков, от инструкторов в аэроклубе, от командиров в авиационных частях, в которых он служил.

В техникуме, в Саратове, пришлось изучать физику на высоком уровне. В физическом кружке он подготовил и сделал два доклада. Первый – о работе русского ученого Лебедева о световом давлении. Тема второго выступления называлась “К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях”. Чтобы подготовится к докладу, пришлось прочитать и сборник научно-фантастических произведений Циолковского и много других книг.

Лет двенадцати он, как и все ребята зачитывался произведениями Джека Лондона, Жюля Верна, Александра Беляева. На фантастические романы в гжатской библиотека была очередь. Ребята их пересказывали друг другу, завидовали тому, кто прочитал книгу первым.

Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и начались “космическая” биография Гагарина, занятия в аэроклубе, полеты на планере, прыжки с парашюта, Оренбургское авиационное училище, так продолжалась жизнь и учеба будущего первого космонавта.

И вот Москва, “Звездный городок”, к полетам нас готовили специалисты самых различных областей знания. Изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизики, астрономию, медицину. Кроме теории, много времени уходило на физическую подготовку.

Готовился и космический корабль. Юра впервые увидел летом 1960 года за девять месяцев до старта. Будущий “Восток” сразу всем понравился. Тогда же они узнали, что оболочка корабля нагревается при входе в плотные слои атмосферы до нескольких тысяч градусов, их познакомили с тепловой защитой корабля.

Космический корабль состоял из двух отсеков. Первый – “жилой”. Это кабина пилота с рабочей аппаратурой. Второй отсек – с тормозной установкой, которая обеспечивает посадку корабля.

Самый большой предмет в кабине – кресло. В него вмонтирован катапульта, схожая с теми, что имеются на реактивных самолетах. По команде кресло с человеком отделяется от корабля. Кроме катапульты, в кресло вмонтирована спасательная лодка, запас провизии, рация для связи в случае вынужденной посадки на воду, запас медикаментов.

В кабине расположены аппараты и системы, обеспечивающие нормальные условия жизни и работы космонавта: температуру воздуха, влажность, содержание кислорода и так далее.

Управление кораблем настолько совершенно, что оно вызывало у космонавтов, откровенное чувство восторга учеными и конструкторами.

Мы знали что, в космос корабль выводится многоступенчатой ракетой.

Как только “Восток” достигает заданной высоты, он отделяется от ракеты-носителя и продолжает полет самостоятельно. Скорость – около восьми километром в секунду.

Ракета, которая вывела на орбиту Земли “Восток”, имела общую мощность двигателей около 20000000 лошадиных сил.

Теперь это уже стало традицией: пред отъездом на космодром космонавты идут на Красную площадь, к Кремлю, к Мавзолею Владимира Ильича Ленина.

Так я однажды шагал по морозной, но уже охваченной предчувствием весны Москве.

Тысячи людей шли по улице Горького навстречу ему, обгоняли. И никто, конечно, не знал, что готовится грандиозное событие, подобного которому еще не знала история. Я постоял у Кремлевской стены, еще раз взглянул, на Мавзолей Ленина спустился к Москве-реке…

В ту же ночь вылетел на Байконур.

Вместе с ним на космодром летели Герман Титов, еще несколько космонавтов, группа научных работников и врач.

Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу же начали расти перегрузки. Он буквально был вдавлен в кресло. Как только “Восток” пробил плотные слои атмосферы, увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега.

Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля.

Самым красивым зрелищем был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, отделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...

Дел после первых полетов в космос у них не убавилось, а прибавилось. Все они продолжали учиться. Совершенствуем знания в области космических полетов. Они не ушли из отряда космонавтов, а продолжаем ежедневно работать в классах и лабораториях, передавая опыт своей смене.

Чудесные ребята готовятся продолжать наше дело! Им будет и легче, и сложнее, чем им. Легче – потому что они уже многое узнали. Труднее – потому что с каждым разом задания будут сложнее, аппаратура – тоже.

Судьба выдвигает его в ряды государственных деятелей страны. Его избирают членом ЦК ВЛКСМ, он становится председателем общества дружбы СССР с народом Кубы, депутатом верховного совета СССР. Оказанное ему высокое доверие он постоянно подкрепляет делом. Сенсационный полет в космос не изменил суть и природу. Первого космонавта.

Труд непрестанно обогащал этого человека, открывая в нем все новые и новые черты редкостного личного и профессионального дарования. Вот еще один “секрет” его переменчивости. В нем открылась необычайная динамичность.

Каждый день и поныне мы продолжаем, как бы открывать для себя Гагарина. Его черты мы неизменно видим в новых покорителях космоса. Сегодня, от полета к полету, нас буквально захлестывает новейшая информация о достижениях нашей науки и техники, о гагаринцах, творящих небывалое в космическом пространстве, гагаринцах мужественных, волевых, скромных, разносторонне одаренных и… дополняющих черты именитого первопроходца.

Даже тогда, когда люди полетят к другим галактикам, точка отсчета останется прежней: день его полета – 12 апреля 1961 года.

Homo sapiens (человек разумный) – вершина всего, что сотворила природа. Она отменно поработала над своей “конструкцией”, в результате длительной эволюций ставшей разумной за счет самой высокой восприимчивости к окружающему. Но и это самое окружающее неплохо на Земле приспособлено к человеку. В сущности, мы с вами способны жить в мизерном диапазоне температур, давлений, в строго взвешенном сочетаний химических компонентов, в условиях надежной “магнитной” связи с планетой. В пределах строго ограниченных скоростей перемещения.

Подвиг для любого человека начинается на школьной скамье. Он так думает, что это самая подходящая для любого стартовая площадка. Но при этом надо помнить, что человек может состояться не только оттого, что дает ему школа, но еще оттого, что он сам сумеет от нее взять!

Несмотря на раскрывшуюся в нем человеческую разносторонность, в полетах только и мыслил он свое наиболее полное человеческое самоутверждение. Движимый этим, ушел он в свой последний трагический полет, готовя себя ко второму космическому.

Космонавтика в тысячу раз моложе истории человечества, его осознанного опыта. А там, в далеких далях третьего измерения, мы делаем лишь первые шаги. И большинство из них осуществляется в рамках задач, которые лежат за пределами изведанного. Значит, таит в себе необходимость столкновения с различными обстоятельствами, которые подстерегают нас в космосе. Чем окончится каждое такое столкновение, заранее наверняка знать нельзя. Всякий раз космонавт идет навстречу с риском, ни с чем на планете не сравнимым. Чем глубже в этом разберется наша молодежь, тем будет лучше для понимания и восприятия космических полетов и сложности работы космонавтов на космической орбите.

Появилось новое поколение комических кораблей, появилось новое поколение космонавтов. Думается, мы пойдем по пути создания больших орбитальных станций, причем с несколькими стыковочных узлами. Будут созданы специальные корабли типа “Прогресс” “Энергия” “Буран” “Мир” с различным назначением, которые будут подходить к станций. Наверное, наиболее целесообразно и оптимально их использовать после стыковки несколько месяцев, годов. А по мере выхода ресурсов такой модуль можно отстыковать и заменить новым. Речь идет о длительных полетах. Вот все, что будет решаться в ближайшие десятилетия.

…То, чего мы добились в освоении

космоса, - это заслуга не отдельных

людей… все, что сделано, делается

и будет сделано по созданию ракет-

носителей, космических кораблей,

подготовке космонавтов – это

результат усилий значительной

группы ученых, конструкторов,

людей подлинного таланта.… Это –

заслуга всего народа.

С.КОРОЛЕВ

referat.store

50-летие полёта Ю.А.Гагарина в космос

Подготовка
&nbsp&nbsp&nbsp После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования — в Звездный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалеку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд — квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов. &nbsp&nbsp&nbsp Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес — 72 кг, а рост — 170 см (рост Гагарина был 165 см, иногда приводится другое значение — 157 см). Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя «Восток». &nbsp&nbsp&nbsp Кроме того, требовалось, чтобы космонавт был членом КПСС (Гагарин вступил в КПСС летом 1960 года). &nbsp&nbsp&nbsp Марк Галлай — человек, который готовил их к полёту — однажды сказал: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…». Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.
Полёт
Макет спускаемого аппарата Гагарина в мемориальном музее космонавтики &nbsp&nbsp&nbsp Старт корабля «Восток-1» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар близлежащего военного аэродрома засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат, — а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две. До шестого возвращения советского космонавта из полёта космонавт приземлялся на землю не в спускаемом аппарате, а парашютным способом — отстреливался, как парашютист. Космическое агентство США длительное время пыталось занимать позицию, согласно которой полным космическим полётом нужно считать полёт, при котором возвращение проходит с аппаратом, но данная позиция была не принята мировым общественным мнением. &nbsp&nbsp&nbspПервыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Восток-1
Восток-1 («Восток») — космический корабль из серии «Восток», первый космический аппарат, поднявший человека на околоземную орбиту. На корабле «Восток» 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Старт корабля состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут московского времени (06:07:00 UTC). Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут (07:55:00 UTC) в районе деревни Смеловка Саратовской области.

Параметры полёта * Масса аппарата — 4,73 т;* Длина (без антенн) — 4,4 м;* Максимальный диаметр — 2,43 м.* Наклонение орбиты — 64,95°.* Период обращения — 89,34 мин.* Перигей — 181 км.* Апогей — 327 км.

Встреча на земле
&nbsp&nbsp&nbsp Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». &nbsp&nbsp&nbsp На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. Исторические слова Юрия Гагарина&nbsp&nbsp&nbsp К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин сел на самолёт Ил-14 и полетел в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно много, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос.
Кинохроника исторического события
&nbsp&nbsp&nbsp По мотивам обеспечения секретности и на случай, если запуск космонавта окажется неудачным, то есть показывать фактически нечего, сам факт запуска Гагарина Ю. А. в космос, а именно широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а специально позднее, для кинохроники. Фактически эти кадры можно считать кинохроникой, так как Ю. А. Гагарин повторил, всё что делал при реальном запуске, то есть подмены нет, там сам Ю. А. Гагарин. Была ещё одна причина, по которой не сняли запуск с изображением Ю. А. Гагарина: перед запуском просто об этом не подумали, не было подготовлено всё для этого, а действующий режим секретности запрещал лицам с фотоаппаратами и кинокамерами, биноклями, зрительными трубами находиться ближе 6 километров от стартового комплекса.

gagarin.ucoz.com

Первый человек в космосе. К 50-ю полёта Гагарина

"Он всех нас позвал в космос".

Нейл Армстронг о Юрие Гагарине.

Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. "Семья, в которой я родился, - писал позднее Юрий Алексеевич, - самая обыкновенная; она ничем не отличается от миллионов трудовых семей нашей Родины".Первые годы своей жизни Юрий провел в деревне Клушино, где жили его родители: отец - Алексей Иванович, и мать Анна Тимофеевна. В младые годы был самым обыкновенным ребенком, ничем не отличавшимся от своих сверстников: по мере своих сил помогал родителям, был непременным участником всех детских деревенских забав, иногда шалил. Безоблачное детство будущего покорителя космических просторов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. 1 сентября маленький Юрий пошел в первый класс Клушинской неполной средней школой, а уже 12 октября занятия были прерваны - гитлеровские войска оккупировали село.Долгих два года пробыли немецко-фашистские войска в Клушино и два года маленький Юрий видел все ужасы, присущие войне.9 апреля 1943 года советские войска освободили село, и занятия в школе возобновились. Трудно сказать, мечтал ли в те годы Юрий Алексеевич о небе. В своих воспоминаниях он не акцентирует внимание на этом вопросе. Но вот то, что в его мыслях не было и намека на возможность полета в космос - это наверняка.24 мая 1945 года семья Гагариных переехала из Клушино в город Гжатск (ныне Гагарин), где Юрий продолжил свое обучение.В мае 1949 года окончил шестой класс Гжатской неполной средней школы, а 30 сентября того же года поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. В декабре 1949 года Ухтомский городской комитет комсомола принял Юрия Гагарина в члены ВЛКСМ.Одновременно с учебой в училище, поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.Окончив училище и получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума.Годы учебы летели незаметно и были до предела спрессованы разнообразными занятиями. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле - совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, 10 октября - окончил Саратовский аэроклуб.А 3 августа 1955 года саратовская областная газета "Заря молодежи" опубликовала репортаж "День на аэродроме", в котором упоминалось имя Гагарина. "Первая похвала в печати многое значит в жизни человека", - писал позднее Юрий Алексеевич.27 октября 1955 года Октябрьским райвоенкоматом города Саратова Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа.Незаметно пролетели два года в стенах училища, заполненные полетами, боевой подготовкой и краткими часами отдыха. И вот 25 октября 1957 года училище закончено.Спустя два дня в жизни Гагарина произошло еще одно знаменательное событие - он вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой.В конце 1957 года Гагарин прибыл к месту своего назначения - истребительный авиационный полк Северного флота. Потекли армейские будни: полеты в условиях полярного дня и полярной ночи, боевая и политическая подготовка. Летать Гагарин любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось еще много лет, если бы не начавшийся среди молодых летчиков-истребителей набор для переучивания на новую технику. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали "новой техникой".9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А.Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе. А за четыре месяца до полета практически всем стало ясно, что полетит именно Гагарин. Никто из руководителей советской космической программы никогда не говорил, что Юрий Алексеевич был подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причем физиологические показатели и знание техники не были доминирующими. И Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу Гагарина, доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина.Но чтобы это произошло, Гагарину и его товарищам пришлось пройти путь длинною в год, наполненный нескончаемыми тренировками в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, на других тренажерах. Эксперимент шел за экспериментом, парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, на учебно-тренировочных самолетах, на летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104.Но вот все это позади и наступил день 12 апреля 1961 года. Лишь посвященные знали, что должно было произойти в этот обычный весенний день. Еще меньше людей знали, кому суждено перевернуть всю историю человечества и стремительно ворваться в чаяния и помыслы человечества, навсегда оставшись в памяти как первый человек, преодолевший земное притяжение.12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина.За свой полет Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен званий Герой Советского Союза и "Летчик-космонавт СССР", награжден орденом Ленина.Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире космического полета. Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина.Уже в конце апреля Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. "Миссия мира", как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людьми. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.Впечатляет коллекция наград, которые получил во время этих поездок Юрий Алексеевич Гагарин. Вот далеко не полный их перечень:Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (Указ Президента ЧССР от 28 апреля 1961 года).Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (Постановление Совета Министров НРБ от 23 мая 1961 года). Герой Труда Демократической Республики Вьетнам. Орден Георгия Димитрова (Постановление Совета Министров НРБ от 23 мая 1961 года). Орден "Грюнвальдский крест I степени" (Постановление Государственного Совета ПНР от 20 июля 1961 года). Орден "Плайя-Хирон" (Постановление Совета Министров Республики Куба от 24 июля 1961 года). Орден Знамя Венгерской Народной Республики I степени с алмазами (Постановление Президиума ВНР от 21 августа 1961 года). Орден "Ожерелье Нила" (Указ Президента Объединенной Арабской Республики от 31 января 1962 года). Большая лента Африканской звезды (Указ президента Либерии от 6 февраля 1962 года). Орден Карла Маркса (ГДР).Звезда II степени (Индонезия). Золотой значок Центрального комитета Коммунистической партии Финляндии (решение ЦК партии от 30 июня 1961 года). Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений (решение Совета общества от 11 июня 1961 года). Медаль "За заслуги в области воздухоплавания" Военно-воздушных сил Бразилии (приказ Главнокомандующего ВВС Бразилии от 29 июля 1961 года). Памятная золотая медаль правительства Автрии (решение Федерального правительства Австрии от 10 мая 1962 года). Золотая медаль имени К.Э.Циолковского АН СССР. Медаль де Лаво Международной федерации авиации. Золотая медаль и почетный диплом Международной ассоциации "Человек в космосе". Золотая медаль и почетный диплом Итальянской ассоциации космонавтики. Золотая медаль "За выдающееся отличие" и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции. Большая золотая медаль и диплом Международной федерации авиации. Золотая медаль города Сен-Дени (Франция). Медаль Колумба (Италия). Кроме того, Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен премии Галабера по астронавтике, избран почетным гражданином российских городов Калуга (решение Калужского горисполкома от 13 июня 1961 года), Новочеркасск, Смоленск, Саратов, украинских городов Винница, Севастополь, азербайджанского города Сумгаит, болгарских городов София, Перник, Пловдив (решение Пловдинского городского совета от 27 мая 1961 года), греческого города Афины (решение Афинского муниципалитета от 12 февраля 1962 года), кипрских городов Фамагуста, Лимасол, французского города Сен-Дени, чешского города Тренчаске-Теплице, французского города Сен-Дени. Почетный член Международной академии астронавтики (с 1966 г.). Пожизненный член Клуба исследователей космоса факультета физики университета в городе Лакнау, Индия (решение Совета клуба от 30 ноября 1961 года). Почетный вождь либерийского племени Кпелле (решение совета старейшин племени от 6 февраля 1962 года). На вечное хранение ему были вручены золотые ключи от ворот египетских городов Каир и Александрия.И так далее, и тому подобное.К счастью для нас Юрий Алексеевич довольно быстро переболел звездной болезнью, и все больше времени стал уделять работе в Центре подготовки космонавтов. С 23 мая 1961 года Гагарин командир отряда космонавтов. А уже осенью 1961 года он поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, чтобы получить высшее образование.Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимала работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии. А были (просто не могли не быть!) многочисленные встречи с советскими людьми, поездки за рубеж, встречи с журналистами. Их число не уменьшалось даже несмотря на то, что количество космонавтов увеличивалось.20 декабря 1963 года Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.Но больше всего ему хотелось летать. К летной подготовке он вернулся в 1963 году, а к новому космическому полету стал готовиться летом 1966 года. В те годы в Советском Союзе началась реализация "лунной программы". Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и Гагарин. Нетрудно догадаться, как ему хотелось первым отправиться к нашей вечной спутнице. Но до этого было еще далеко. Пока было необходимо научить летать корабль "Союз". Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. К нему готовились Владимир Михайлович Комаров и Юрий Алексеевич Гагарин.То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос, Гагарина решили "поберечь" и не рисковать его жизнью.Всем известно, чем закончился полет корабля "Союз-1". Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать "Союзы". В конце концов, так и произошло - "Союзы" летают до сих пор. Но сделано это было уже без Юрия Гагарина.1968 год стал последним в жизни Гагарина. 17 февраля он защитил диплом в Академии имени Н.Е.Жуковского. Продолжал готовиться к новым полетам в космос. С большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолет. 27 марта 1968 года был первый такой полет. И последний… Самолет разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.Обстоятельства той катастрофы так до конца и не выяснены. Есть много версий, начиная от ошибки пилотирования и кончая вмешательством инопланетян. Но чтобы не произошло в тот день, ясно только одно - погиб первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин.Спустя три дня мир простился со своим героем. Выступая на траурном митинге на Красной площади, президент Академии наук СССР М.В.Келдыш сказал:"Подвиг Гагарина явился громадным вкладом в науку, он открыл новую эпоху в истории человечества - начало полетов человека в космос, дорогу к межпланетным сообщениям. Весь мир оценил этот исторический подвиг как новый грандиозный вклад советского народа в дело мира и прогресса". Именем Гагарина назван кратер на Луне и малая планета.Всего 108 минут продолжался полет Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда.

Copyright © 2001 Александр Железняков.

Календарь

«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

themoon.ucoz.ru