Александра Ишимова - История России в рассказах для детей. Для детей история руси
Александра Осиповна ИшимоваИстория России в рассказах для детей
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Жуковский
Славянедо 862 года христианского летосчисления
Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков.
В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.
Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» – и всегда исполняли обещанное; так храбры, что и отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам.
Идол – значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.
Славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было и государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на войне. По этому вы видите, как они любили войну и все соединенное с ней. На поле, где сражались они и потом торжествовали победу или славную смерть погибших товарищей, можно было всего лучше видеть истинный характер славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обыкновенно пелись в это время певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в песнях народных выражается народ. Но я могу предложить вам здесь несколько строк, из которых вы все-таки получите понятие о славянах.
Это отрывок из «Песни барда над гробом славян-победителей» Жуковского:
«Ударь во звонкий щит! стекитесь, ополченны!Умолкла брань – враги утихли расточенны!Лишь пар над пеплом сел густой;Лишь волк, сокрытый нощи мглой,Очами блещущий, бежит на лов обильный;Зажжем костер дубов; изройте ров могильный;Сложите на щиты поверженных во прах.Да холм вещает здесь векам о бранных днях,Да камень здесь хранит могущих след священной!» Гремит… раздался гул в дубраве пробужденной!Стеклись вождей и ратных сонм;Глухой полнощи тьма кругом;Пред ними вещий бард, венчанный сединою,И падших страшный ряд, простертых на щитах. Объяты думою, с поникнутой главою;На грозных лицах кровь и прах;Оперлись на мечи; средь них костер пылает,И с свистом горный ветр их кудри воздымает. И се! воздвигся холм, и камень водружен;И дуб, краса полей, воспитанный веками,Склонил главу на дерн, потоком орошен;И се! могущими перстамиПевец ударил по струнам —Одушевленны забряцали!Воспел – дубравы застенали,И гул помчался по горам.
Эта картина из жизни древних славян представлена прекрасно и верно.
Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиной и большого зла для нее.
Вы слышали уже, что, не имея государей, они почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне, а так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много.
Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры! И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные последствия имеют они.
Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей.
Долго не знали они, что делать, наконец придумали средство привести все в порядок.
На берегах Балтийского моря, не очень далеко от отечества нашего, жил народ по имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе – норманнов.
Эти варяги-русь считались народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях, были и законы, по которым эти государи управляли, и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян.
Вот старики славянские, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу – просить у него князей управлять ими.
Послы сказали варяжским князьям: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».
Начало Русского государства и первые государи русские802–944 годы
Варяги-русь были рады такой чести, и три брата из князей их – Рюрик, Синеус и Трувор – тотчас поехали к славянам. Рюрик сделался государем в Нове-городе1 Т.е. в Новгороде (прим. ред.).
[Закрыть], самом старинном из городов славянских, Трувор – в Изборске, Синеус – в земле, лежащей около Белого озера. От этих-то варяго-русских князей славяне начали называться русскими, а земля их Русью, или Россией. Синеус и Трувор скоро умерли, и Рюрик сделался одним великим князем русским и основателем Русского государства. Он княжил счастливо два года с братьями и пятнадцать лет один.
Есть стихи, написанные одним из лучших поэтов наших, Державиным, на победы, одержанные русскими в Италии, во времена позднейшие, и в этих стихах есть изображение Рюрика. Так как всякое поэтическое описание гораздо живее действует на ум и долго остается в нем, нежели сделанное прозой, то я уверена, что вы навсегда оставите в памяти черты, в которых великий поэт представил первого государя России:
Но кто там белых волн туманомПокрыт по персям, по плечам,В стальном доспехе светит рдяномПодобно синя моря льдам?Кто, на копье склонясь главою,Событье слушает времен? —Не тот ли, древле что войноюПотряс парижских2 Здесь говорится о завоеваниях норманнов, которыми они приводили в ужас Западную Европу.[Закрыть]
твердость стен?Так, он пленяется певцами,Поющими его дела,Смотря, как блещет битв лучамиСквозь тьму времен его хвала.Так, он! – Се Рюрик торжествуетВ Валкале3 Так назывался рай у языческих норманнов.[Закрыть]
звук своих победИ перстом долу показуетНа росса4 Это относится к Суворову.После Рюрика остался маленький сын его Игорь, который еще не мог быть государем, и для того Рюрик просил своего родственника и товарища – Олега управлять государством, пока не вырастет Игорь. Олег был храбр и умен, победил много соседних народов и так увеличил Россию, что при нем она простиралась почти до гор Карпатских, которые лежат в Венгрии. Но Олег не совсем заслуживал похвалы. Вы увидите это сами.
Вместе с Рюриком приехали к славянам многие варяги, которые еще на родине служили ему и, любя доброго начальника, не хотели расстаться с ним. Рюрик за это усердие дарил некоторым из них деревни и селения славянские: от этого появились у нас помещики, т.е. такие бояре, которые владели людьми и землями. Но не все помещики были довольны своими поместьями: иным казалось веселее искать счастья на войне, нежели сидеть дома. Надобно сказать, что тогда люди очень любили войну. Это потому, что, будучи язычниками, они почитали непременным долгом мстить за обиды, а обижали они друг друга очень часто. К тому же они мало учились и не понимали приятностей мира, который доставляет нам возможность предаться занятиям тихим, сладостным для сердца и полезным для ума. Они думали только о том, чтобы сражаться и побеждать своих врагов.
Двое из таких смелых воинов, Аскольд и Дир, отправились с товарищами к югу от Новгорода и на прекрасных берегах реки Днепр увидели маленький городок, который им очень понравился. Этот городок был Киев. Они, недолго думая, завладели им и сделались государями киевскими. Это государство можно назвать Южным, потому что оно лежало к югу от Новгородского.
Олег, управляя Новгородом после смерти Рюрика, слышал, что все приезжавшие из Киева хвалили новое княжество, и вздумал завоевать его. Но он знал, что князья киевские и народ их храбры, что они будут сражаться с такою же смелостью, как и его воины, и потому решил употребить хитрость. Подойдя к Киеву, он оставил войско сзади, приплыл к киевскому берегу в небольшой лодке только с Игорем и несколькими воинами и послал сказать государям киевским, что с ними желают видеться купцы варяжские из Новгорода, их друзья и земляки. Аскольд и Дир были очень рады таким гостям и тотчас отправились на лодку. Но только они вошли туда, воины Олега окружили их, а сам Олег, подняв на руках маленького Игоря, сказал: «Вы не князья, но я князь, и вот сын Рюрика!» В эту самую минуту воины бросились на обоих князей киевских и убили их. Вот одно дурное дело Олега, а впрочем, он был хорошим опекуном маленького воспитанника своего, старался о пользе народа русского, соединил оба новых государства варягов в одно, сделал столицей Киев и так прославился своей храбростью, что даже греки в Константинополе боялись его и имени русского. Олег вел с ними войну, подходил к самым стенам славной столицы их, в знак победы повесил свой щит на воротах ее, собрал дань с греков, и, когда он возвратился в Киев, народ назвал его вещим – это значит почти то же, что всеведущий.
Славные дела его кратко и прекрасно описал Языков в стихотворении «Олег». Он представил, как наследовавший ему государь, молодой Игорь, вместе с народом справлял торжественную тризну, или поминки, по нем, и на этой тризне был, по обыкновению славян, певец, долженствовавший воспеть дела умершего. Но прочтите стихи Языкова с того самого места, как певец, или, как звали его славяне, баян, приходит в середину народа, торжествовавшего память знаменитого князя своего:
Вдруг, – словно мятеж усмиряется шумныйИ чинно дорогу дает,Когда поседелый в добре и разумныйБоярин на вече идет, —Толпы расступились – и стал среди сходаС гуслями в руках славянинКто он? Он не князь и не княжеский сын,Не старец, советник народа,Не славный дружин воевода,Не славный соратник дружин;Но все его знают, он людям знакомКрасой вдохновенного гласа… Он стал среди схода – молчанье кругом,И звучная песнь раздалася!Он пел, как премудр и как мужествен былПравитель полночной державы,Как первый он громом войны огласилДревлян вековые дубравы;Как дружно сбирались в далекий походНароды по слову Олега;Как шли чрез пороги под грохотом водПо высям днепровского брега;Как по морю бурному ветер носилПроворные русские челны;Летела, шумела станица ветрил,И прыгали челны чрез волны!Как после, водима любимым вождем,Сражалась, гуляла дружинаПо градам и селам с мечом и огнемДо града царя Константина;Как там победитель к воротам прибилСвой щит, знаменитый во брани,И как он дружину свою оделилБогатствами греческой дани!Умолк он – и радостным криком похвалНарод отозвался несметный,И братски баяна сам князь обнимал;В стакан золотой и заветныйОн мед наливал искрометныйИ с ласковым словом ему подавал.И, вновь наполняемый медом,Из рук молодого владыки славянС конца до конца меж народомХодил золотой и заветный стакан.
Олег управлял государством 33 года: добрый Игорь не хотел напоминать ему, что сам уже может княжить, и сделался государем русским только тогда, когда умер Олег.
Игорь, как и все русские князья, был храбр, но не так счастлив, как Олег: при нем явились в первый раз в Россию печенеги – народ, который потом всегда был страшным врагом наших предков.
Печенеги поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их. Они не строили домов, но делали подвижные шатры или шалаши. Когда стада не находили более корма на лугах, они переносили шалаши на другое место и оставались там, пока была трава. Они сами и лошади их бегали очень скоро, по рекам же умели плавать почти как рыбы. Это помогало им нападать на соседей своих, уводить в плен бедных жителей и избавляться от наказания. Злые печенеги даже нанимались на службу к таким народам, которые вели с кем-нибудь войну, и тогда-то злодействовали сколько им хотелось. Игорь, хотя и наложил на них дань, т.е. заставил каждого платить в казну свою, не мог прогнать их подалее от границ своего государства.
Еще несчастнее был поход его к древлянскому народу, который жил там, где теперь Волынская губерния. Древляне также были славянского племени, их покорил Олег. Игорь ездил к ним для того, чтобы взять более дани, нежели сколько они всегда платили. Древлянам показалось это так обидно, что они забыли все почтение, какое должно иметь к государю своему, и совершили ужасный грех: убили Игоря.
Так погиб этот несчастный государь. Он княжил 32 года, но не отличался никакими особенно примечательными делами.
Святая Ольга945–955 годы
Гораздо более Игоря прославилась прекрасная супруга его Ольга. Святослав, сын ее, был еще очень мал, когда умер отец его, и потому Ольга правила государством вместе с двумя знаменитыми воеводами – боярином Асмудом, дядькой маленького Святослава, и Свенельдом, начальником войска. История этой княгини очень любопытна. Каждый русский мальчик и русская девочка должны знать ее. Послушайте же.
Ольга родилась в деревне около Пскова. Молодой князь Игорь приехал туда на охоту и случайно увидел эту деревенскую красавицу, которая так понравилась ему своей скромностью и умом, что он не хотел слышать о других невестах и женился на милой Ольге. В высоком дворце государя она была так же умна и любезна, как прежде в маленьком домике своих родителей, так же добра и ласкова с окружавшими ее знатными боярынями, как прежде со своими сельскими подружками.
Услышав о смерти Игоря, Ольга обещала отомстить злым древлянам и тотчас послала войско свое в землю их.
Древляне отправили послов с оправданиями, но Ольга приказала казнить их, не желая слушать этих оправданий, и, когда войско ее покорило их, она наложила большую дань на этот ненавистный ей народ и присоединила землю его к своему государству.
Ольга вместе с маленьким Святославом объезжала свои области и везде приводила в порядок то, что было расстроено. Вы помните, любезные читатели, что, с тех пор как государи наши начали жить в Киеве, Новгород уже перестал быть столицей Русского государства. Князья киевские, воюя с Грецией и с соседними народами, не имели времени заботиться об отдаленных подданных своих – новгородцах – и позволили им самим выбирать своих судей и начальников, которые бы решали дела их, награждали добрых, наказывали злых и собирали с народа дань для князя киевского. Главного из таких начальников новгородцы называли посадником. Зная, что князь киевский далеко от них, они начали меньше уважать его и думали, что могут обойтись и без государя, имея своего посадника.
Ольга поехала туда и умными распоряжениями заставила новгородцев вспомнить, что они должны быть покорны государю своему, хотя бы он жил еще гораздо далее от них. Так хорошо умела княгиня Ольга управлять государством!
Народ любил и благословлял добрую мать государя своего. Но из всех прекрасных дел Ольги самое лучшее и самое великое было то, что она приняла веру христианскую. Она первая из русских поняла, как глупо молиться идолам, которые столько же могли слышать молитвы бедных людей, сколько слышат вас ваши куклы, когда вы говорите с ними. Умная княгиня чувствовала в сердце своем, что есть Бог, без которого не мог быть мир и все, что мы видим в этом мире. К тому же она много слышала о вере христианской с тех пор, как жила в Киеве: воины князя Олега и супруга ее Игоря, бывшие вместе с ними в Греческой империи5 Т.е. в Византии. С IV века н. э. Греция стала основной частью Восточной Римской империи – Византии (прим. ред.).
[Закрыть], рассказывали дома о счастье и добродетелях истинных христиан, о святости веры их, о терпении, с которым они переносили несчастья здешней жизни, надеясь на награду в будущей.
Надобно сказать, что в это время греки давно уже перестали быть идолопоклонниками и знали истинного Бога. В столице их Константинополе жил патриарх, т.е. начальник духовенства христиан греческих. У него-то княгиня Ольга хотела учиться закону Божию и для того поехала в Константинополь в 955 году, когда сын ее уже вырос и она перестала управлять государством.
Патриарх и император греческий Константин Багрянородный дивились уму и кротости знаменитой государыни русской. Патриарх рассказал ей о жизни, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, научил ее всему, что должны знать все любящие Господа и верующие в него, и потом окрестил ее. Император был крестным отцом Ольги; в крещении назвали ее Еленой. С восторгом возвратилась она в Киев, радуясь тому, что может просветить душу сына своего и сделать его также христианином. Но молодой гордый Святослав не хотел слышать о новом законе6 Т.е. о вероисповедании (прим. ред.).
[Закрыть]. Княгиня печалилась, что не может разделить с сыном счастье знать истинного Бога, и умерла с этой печалью через 14 лет после крещения. Церковь наша признала ее святой, а история – Мудрой.
Крещение русского народа980–988 годы
Можно ли было ожидать, чтобы этот князь Владимир, причинивший столько зла брату своему и бедной красавице Рогнеде, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренно раскаиваются и сожалеют о худых делах своих!
С самого начала своего княжения Владимир старался победами и славою заставить народ свой забыть его прежнюю жизнь. Он завоевал у польского короля Галицию7 Поляки так же, как и русские, происходят от народа славянского. Племя их поселилось около реки Вислы и основало Польское королевство. Галиция была прежде польской областью.
[Закрыть], или города Червенские; победил болгар – народ, живший на берегах Волги; к северу увеличил Россию до самого Балтийского моря. Кроме этих завоеваний, он старался прославиться и хорошими качествами: сердце его сделалось добрее, нрав спокойнее. Он очень любил народ свой, заботился о его счастье, мог уже не наказывать того, кто обижал его, мог даже прощать самых жестоких врагов своих, в числе которых была супруга его Рогнеда-Горислава. Эта несчастная государыня так много печалилась, что сделалась почти безумною от слез. Однажды она вздумала отомстить Владимиру за все горести, какие терпела от него, и уже вошла с ножом в руке в ту комнату, где спал он крепким сном. К счастью, Владимир вдруг проснулся и в первую минуту гнева хотел наказать смертью такое злодейство, но, увидев слезы маленького сына своего Изяслава и услышав трогательные слова8 Вот подлинные слова Изяслава, переданные нам летописцами: «Отче! Егда един жити хощеши, приими меч сей, вонзи прежде в утробу мою, да не вижу аз смерти матери моея».
[Закрыть], которыми малютка просил помиловать мать, простил ее и по совету бояр построил на родине ее, в нынешней Минской губернии, новый город, назвал его по имени сына Изяславлем и отправил туда их обоих.
Чтобы успокоить совесть свою, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Владимир приносил часто жертвы своим богам и даже сделал нового идола с серебряной головой. Но могли ли утешить его боги бесчувственные, как бы усердно он ни молился им? Нет, он начинал понимать, как и бабушка его Ольга, что такие боги не могут быть богами истинными, но не знал, какая вера лучше всех: в Киеве были и магометане, и иудеи, и римские католики, и греки. Каждый из них хвалил свою веру. Владимир, не зная, кого слушать, решил отправить десять человек в разные земли, чтобы узнать, какой народ лучше всех других понимает Бога истинного. Послы его объездили почти все государства европейские, и более всего понравилось им благочестие греков и святое служение в церквах их. С восхищением рассказывали они великому князю о вере греческой. Владимир радовался, что наконец может молиться Богу истинному, и предпочел принять христианскую веру от греков.
Но гордому князю русскому, привыкшему всегда повелевать, казалось унизительно просить крещения у греков, прежних врагов его отечества, и для того, отправляя послов в Константинополь к императорам Василию и Константину, он просил у них не одной веры христианской, но вместе с нею и руки сестры их, царевны Анны. Умный Владимир знал, что, сделавшись братом императоров, он мог уже не стыдясь называть их своими просветителями в вере истинной.
Греки еще со времен Олега начали бояться храбрых князей русских; Владимир же завоевал уже богатый город их Херсон9 Правильно – Херсонес (прим. ред.).
[Закрыть] и угрожал идти с войском к Константинополю, если ему откажут в руке царевны. Итак, императоры должны были умолять сестру свою выйти за государя русского. Царевна горько плакала, желая лучше умереть, нежели расстаться с родными и отечеством, но Бог призывал ее просветить идолопоклонников – могла ли она не повиноваться ему? Добрая царевна со слезами простилась с братьями и отправилась на корабле в Херсон, где ждал ее жених. Кроме придворных особ с нею поехало много священников для крещения Владимира.
Народ в Херсоне с радостью спешил на берег встретить прекрасную невесту, называл ее своею спасительницей, дивился ее красоте и приветливости. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так счастлив, как народ его: в то время у него болели глаза и он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла.
Анна, как ангел-хранитель, посланный Богом Владимиру, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета благочестивой невесты своей и за то щедро награжден был Богом. Как только епископ херсонский и священники константинопольские приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись, и он увидел храм Божий, где раздавалось святое пение, увидел прелестную невесту свою и вместе с нею упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего.
Бояре и дружина10 Так называли предки наши воинов и телохранителей княжеских.
[Закрыть] его, удивляясь такому чуду, также крестились в веру христианскую и потом весело праздновали свадьбу государя с царевной. Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время, когда уезжала из Константинополя: она, как усердная христианка, радовалась, что избавила знаменитого супруга своего и народ его от ужасного несчастья быть идолопоклонниками, потому что с тех пор все русские начали креститься в веру христианскую.
Вот было чего посмотреть, когда великий князь возвратился с молодой супругой и со всем двором своим в Киев! Прежде всего он велел рубить и жечь всех идолов, а главного из них – Перуна с серебряной головой – бросить в реку. Потом приказал всем киевлянам явиться на другой день на берег Днепра.
Священники освятили Днепр и начали крещение народа. Взрослые люди вошли в воду, маленькие дети были на руках отцов и матерей, между тем как на берегу стояли великий князь, супруга его, бояре и воины, окрещенные еще в Херсоне. Они стояли в тихом благоговении и усердно молились за новых христиан. В эту торжественную минуту Владимир поднял руки к небу и сказал: «Творец неба и земли, благослови сих новых детей твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, и утверди веру их!»
Так крестились предки наши, и такое усердие к Богу видно было не в одном Киеве, но и во всем государстве Русском. Везде народ оставлял идолов и с радостью принимал веру христианскую.
fictionbook.ru
Читать книгу История России в рассказах для детей (Главы) Александры Ишимовой : онлайн чтение
Александра Осиповна Ишимова
История России в рассказах для детей
(Главы)
Первые обитатели земли Русской
Государство наше, беспримерное по своему пространству, представляет в Европейской части своей, где было его начало, обширную равнину, окруженную пятью морями: Северным, Балтийским, Черным, Азовским и Каспийским. По этой равнине, имеющей только на средине своей некоторые возвышенности, легко было проходить и кочевать разным племенам, особливо в эпоху великих переселений народов в первые века христианства. Так, проходили тут и скифы, и сарматы, и готы, и гунны, и авары. Последние три народа недолго оставались здесь и ушли далеко на запад; скифы же и сарматы, вероятно, кочевали по земле нашей долее других народов, потому что памятниками их остались до сих пор курганы, покрывающие почти всю южную полосу России, известные под названием Скифских могил. Но ошибочно было бы принимать скифов и сарматов за предков наших, потому что, когда брожение кочевых народов кончилось, на обширной равнине нашей оказалось только три оседлых народа: славяне, литовцы и финны.
Славяне были главными из них по своей многочисленности и по тому обширному пространству, которое они занимали на земле нашей. Нельзя определить, когда именно они пришли сюда, но достоверно известно, что они первоначально пришли из Азии и принадлежали к тем же арийцам, от которых произошли почти все другие народы европейские. Сначала часть их поселилась на берегах Дуная, а оттуда перешла на берега Днепра и Днестра. Мало-помалу они распространились оттуда в разные стороны и в половине IX века по Р.Х. жили уже и около озера Ильменя, и на Западной Двине, а к востоку – на реке Оке. И эти дунайские или, лучше сказать, наши славяне разделились также на несколько племен, из которых значительнейшими были: кривичи, древляне, поляне, радимичи, вятичи.
Все эти племена занимали середину земли нашей от Днепровских берегов до озера Ильменя; к западу от них, по рекам Неману и Западной Двине, жила литва, или литовцы, народ также родственный славянам, что доказывается сходством языков их.
Наконец, третьи постоянные обитатели земли нашей в IX веке – финны – были самыми близкими соседями славян к северу и северо-востоку. Этот народ, так же как и славяне, разделялся на многие племена. Главные из них были: чудь в Эстонии около Чудского озера: ямь – в Финляндии; весь – на Белом озере; мурома – на реке Оке, пермь – в нашей нынешней Пермской губернии. Финские племена представляли резкую противоположность со славянами. Славяне были сильны, бойки, красивы, с темными волосами и румяным цветом лица. Финны же, напротив того, бледны, некрасивы, неповоротливы, со светлыми волосами и такими же глазами, отчего славяне и называли их иногда чудью белоглазою.
Кроме этих трех народов, на пространстве Европейской России жили еще по берегам Волги, в нынешней Казанской губернии, полуоседлый народ турецкого племени – болгары, а на Дону и на Крымском полуострове – козары. Козары были народ, смешанный из различных племен: у них были и христиане, и магометане, и язычники, но главный начальник народа, называвшийся каганом, был еврейского исповедания.
Первые государи Русские
Вскоре после того как у северных славян общими усилиями их и варяжских князей основалось Русское государство, на юге у днепровских славян явилось также новое варяжское княжество: два князя или просто два единоземца Рюрика – Аскольд и Дир, по своей норманнской охоте к завоеваниям, не остались с ним сидеть праздно в Новгороде, но отправились далее на юг славянских земель, отняли у полян городок их Киев, освободили их от дани, которую они платили козарам, и сделались государями их, как Рюрик и братья его были у северных славян.
Третье варяжское княжество около того же времени основано было варягами в Полоцке у славян, живших по берегам Западной Двины. Князем этого нового владения был Рогвольд.
Главный из этих варяжских государей, Рюрик, вскоре сделался владетелем всей Новгородской области: оба брата его скончались через два года после прибытия их к славянам. Рюрик построил несколько новых городов[1], поместил в каждом отряды дружины своей для защиты жителей от неприятеля и в то же время для того, чтобы сами жители не восставали против власти призванных ими князей, как это было уже однажды в Новгороде.
Спустя семнадцать лет, именно в 879 году, Рюрик скончался, и наследником его, за малолетством сына его Игоря, был родственник его Олег. Необыкновенно умный, смелый, предприимчивый Олег положил первое основание той славе, которой потом суждено было достигнуть молодому государству: он соединил в одно все варяжские княжества. Умертвив хитростью Аскольда и Дира, отнял у них Киев, как владение, принадлежавшее наследнику Рюрика, Игорю, и, узнав все выгоды местности Киева в сравнении с холодною и болотистою страною Новгорода, перенес туда столицу государства и назвал Киев матерью городов русских.
Кроме этой важной победы над единоплеменниками своими и справедливого присоединения основанного ими княжества к Руси, Олег прославился еще покорением многих других племен славянских, живущих по берегам того водного пути, по которому он шел до Киева: северян, радимичей и древлян. Но всего этого было еще мало для завоевательного духа Олегова: он пошел далее по знакомому варягам водному пути в Грецию, тем более что из Киева этот путь был уже не так далек; дошел до Царьграда, или Византии, навел на нее такой страх, что Византийский император согласился заплатить Русскому князю дорогой выкуп, состоявший из золота, шелковых тканей и греческих вин; одним словом, в 33 года правления Олега народ видел так много славных и счастливых дел его, что, дивясь им, назвал его Вещим, т. е. мудрым и прозорливым.
В 912 году он умер от укушения змеи, и наследником его сделался Игорь, сын Рюрика.
Княжение этого князя, хотя столько же продолжительное, как и Олегово, не имело и тени его славы и было замечательно только одними неудачами и несчастиями князя. Многие славянские племена, и особенно древляне, возмущались против него, а в то время, когда он уходил усмирять их, нападали на владения его новые опасные враги – орды диких печенегов, в первый раз появившиеся в южной России из степей уральских. Не один раз надобно было Игорю усмирять их, и эти усмирения по большей части были неудачны, так же, как и поход его на Византию. Он уже не вывозил оттуда, как Олег, драгоценностей греческих, и договор, заключенный Игорем с греками после одного из таких походов, замечателен только тем, что подтвержден был клятвой Игоря и его воинов в Киеве, куда приезжали для того послы греческие. В дружине княжеской были тогда между язычниками и христиане. Язычники вместе с князем своим давали клятву свою пред идолом главного бога своего Перуна, а христиане присягали в соборной церкви Св. Илии.
Вскоре после этого греческого похода Игорь отправился снова против древлян за данью, которую они отказывались платить ему, и был убит ими в 945 году.
Сын и наследник его, Святослав, был еще малолетен, но за него управляла государством мать его, княгиня Ольга, соединившая в себе все качества умной и редкой государыни, особливо судя по тому состоянию, в каком была тогда русская женщина, и еще более по тому обстоятельству, что она сделалась супругою Игоря из простой селянки, случайно встреченной им на охоте[2]. Как правительница она исполняла свои обязанности с чрезвычайною отчетливостью: вполне постигая, как важно для благосостояния народа правосудие, она вместе с опытными советниками и полководцами объезжала свои области, сама творила в них суд и расправу и особенно наблюдала за правильным распределением дани, какая налагалась на покоренные племена. Но важнее всего в жизни этой государыни было то, что она, окруженная язычниками и будучи сама язычницей, поняла сердцем и умом святые истины веры христианской и, желая вполне просветиться ими, ездила в Царьград, где изучила веру греческую и торжественно приняла ее в 957 году.
В это время Святослав уже достиг таких лет, что сам управлял государством. Воинственный, суровый, этот князь был во всех отношениях совершенным представителем древних славянских героев. Летописец наш рассказывает, что он ходил на неприятелей с быстротою барса и притом объявлял им наперед, что идет на них; в походах спал на земле, даже без шатра, войлок был его постелью, седло – подушкой, грубое мясо диких зверей – его пищею, простая вода – питьем. Государю с такими свойствами и привычками и с дружиною, во всем похожею на него, трудно было думать о чем-нибудь другом, кроме войн и завоеваний. И Святослав именно так и провел почти все время своего княжения. Он начал победы свои покорением вятичей, единственного славянского племени, оставшегося непокоренным после Олега. Потом он пошел на козар, хотевших было защитить вятичей, плативших им дань, и покорил в своей области и этот народ. Слух о силе и храбрости Святослава дошел до Византийского императора Никифора, и он просил его помощи против дунайских болгар. Русский князь, оказав эту помощь, завоевал себе всю Болгарию, которая так понравилась ему, что он хотел даже перенести столицу свою из Киева туда; но преемник императора Никифора, Иоанн Цимисхий, боясь такого соседа, как Святослав, потребовал, чтобы он оставил Болгарию. Святослав не согласился на это, и тогда Цимисхий напал на него с многочисленным войском, и Русский князь после самой героической борьбы при крепости Дростоле (нынешней Силистрии) – борьбы, в которой, по словам летописца, бились даже женщины славянские подле мужей своих, Святослав должен был согласиться на мир. При заключении его оба государя свиделись на берегу Дуная. Византийские историки описывают это любопытное свидание: Иоанн в блестящих латах с многочисленною и богато одетою свитою подъехал к берегу на коне. Святослав приплыл к тому же берегу на лодке, гребя сам веслами наравне с другими гребцами. Простая белая одежда его не имела никаких украшений, но суровый вид его был так важен, что Иоанн, как бы почувствовав невольное уважение к Русскому князю, сошел с лошади. Святослав же, не выходя из лодки, поговорил с ним немного и отъехал от берега.
Во время частых походов Святослава то в любимую им Болгарию, то против других народов Киев подвергался набегам диких печенегов, которым Святослав жестоко отмщал за дерзость и далеко прогонял в дикие степи их. За то и они ненавидели его и в свою очередь старались всеми силами отмщать ему. Удобный к тому случай представился им тогда, как они услышали о неудачах его в Болгарии и о возвращении его оттуда с малым остатком войск. Они собрались многочисленною ордою у Днепровских порогов ожидать его и, дождавшись, напали на небольшой отряд и истребили его вместе с самим князем. Это случилось в 972 году.
Русь северо-восточная до времен великого князя Московского Иоанна Калиты
Если до сих пор северо-восточная Русь, изнывая под властью татар, могла еще с завистью смотреть на состояние юго-западной половины ее, то теперь, под властью Польши и Литвы, это состояние последней сделалось еще бедственнее судьбы северо-восточных областей. Татары не притесняли веры православной, можно было сказать даже, что, несмотря на дикость свою, они уважали ее: на духовенство русское они никогда не налагали дани и поэтому не подвергали его даже и переписи. Напротив того, в областях Галицких, подпавших под власть поляков, православная вера первая испытала жестокие гонения: католичество преследовало ее и, где только можно было, совсем истребляло. Литовские князья с начала владычества своего над западными областями показывали также уважение не только к вере православной, в которую многие из них даже крестились, но и к другим гражданским учреждениям русским. Когда же впоследствии Литва должна была покориться Польше, литовцы, и особенно православные из них, подпали такому же гонению, как и русские, и тогда-то состояние юго-западной половины Руси сделалось невыносимо и жители ее с надеждою смотрели только на северо-восток Руси, откуда предчувствовалось им спасение. Но мы должны возвратиться к тому времени, когда эта надежда еще весьма мало оправдывалась, к тому времени, когда после кончины Александра Невского княжили на великом столе один за другим два брата его, Ярослав и Василий Ярославичи, и княжения их не отличались ничем особенным, кроме борьбы Новгорода и Пскова с Литвою и немцами, борьбы, замечательной тем, что князем Псковским, прославившимся своею храбростью и благородством характера, был в это время один из литовских князей, Довмонт. Он бежал из Литвы по случаю междоусобий у тамошних князей, принял веру православную во Пскове и пользовался таким уважением псковитян, что они избрали его своим князем и были обязаны ему многими славными победами над немцами и литовцами.
В 1276 году умер великий князь Василий Ярославич, и Русская земля подвергается новым бедствиям от споров за великое княжество двух сыновей Невского, старшего Димитрия и младшего по нем Андрея Александровичей. Под дикою властью татар права старшинства между князьями более и более слабеют, каждый из них думает только о том, как бы усилить собственное княжество и помешать усилиться другому. Такого рода несогласия были и между братьями Александра Невского; сын же его Андрей решился уже давно отнять великокняжеский стол у брата Димитрия и, не останавливаясь ни перед какими средствами, отправился в Орду с богатыми дарами хану. Татары любили более всего деньги и всегда считали лучшим из князей того, который был богаче других. Таким образом, Андрею Александровичу нетрудно было получить от хана не только ярлык или грамоту на великий стол, но даже и войско на случай, если бы Димитрию вздумалось противиться ему. Димитрий, однако же, не мог думать о сопротивлении: он бежал за море Балтийское, а татары все-таки не прежде возвратились в свои степи, как разорив все области, мимо которых проходили. Но Андрей недолго посидел на несправедливо захваченном престоле: Димитрий возвратился с наемным войском и выгнал его из Владимира. Андрей опять бросился за помощью в Орду, но, к несчастию его, у татар в это время происходили собственные междоусобия: на берегах Черного моря основалась, под начальством хана Ногая, новая, неприятельская Золотой, Орда Ногайская. Димитрий Александрович на этот раз отправился не за море, но к этому новому хану, и не ошибся: Ногай поддержал его, дал ему войско, и Андрей должен был уступить брату. Эта уступка, однако же, была не надолго: только до тех пор, пока он съездил в Золотую Орду и привел оттуда опять новое войско, которое помогло ему окончательно утвердиться на великом княжестве. Побежденный Димитрий скоро скончался – это было в 1294 году. Но князь, поступивший так несправедливо против брата и так безжалостно отдавший народ на разорение татарам, не мог доставить подданным своим спокойствия и счастия. Как скоро он утвердился на престоле великокняжеском, начались споры между другими князьями: одни были за него, но большая часть против него, и так продолжалось во все десятилетнее княжение его. Из всех князей – противников его – Андрей особенно преследовал младшего брата своего, Даниила Александровича Московского.
Москва, о которой летопись упоминает в первый раз в 1147 году, была маленьким городком, основанным Юрием Долгоруким на месте селения одного из его бояр, Степана Кучки. Этот Кучка чем-то прогневал Юрия и за то был казнен, и поместье его взято в казну. Местоположение его на берегу небольшой речки Москвы понравилось Юрию, и потому он основал тут городок и назвал его по имени реки – Москвою. Долго Москва была неважным городом Суздальской области и управляли ею не князья, но наместники их. Такою досталась она в удел князя Даниила Александровича. Умный и деятельный, он первый из князей начал жить в Москве и думать об ее украшении и усилении. В этом был усердным помощником ему племянник его, Иоанн Димитриевич, князь Переяславский. Умирая бездетным, он и по смерти хотел помогать любимому дяде и отказал ему свой удел, а в нем город Переяславль-Залесский был одним из лучших и самых старинных городов северной Руси. Таким образом маленькое княжество Московское очень усилилось, особливо когда через несколько времени Даниил Александрович присоединил к нему и один из старинных городов Рязанской области, Коломну, отнятую им по случаю какого-то спора: этого-то усиления и боялся великий князь Андрей и всеми силами противился ему, но напрасно. После смерти Даниила, основателя Московского княжества, сын его Юрий продолжает действовать в том же духе и еще при жизни Андрея прибавляет к своему княжению город Смоленского княжества Можайск; после же смерти Андрея Юрий уже чувствует себя столько сильным, что хочет завладеть и великокняжеским столом, принадлежавшим по праву старшинства князю Тверскому Михаилу Ярославичу, старшему племяннику Александра Невского. Но прежнее право старшинства уже совершенно потеряло силу в это время: князья считали даже долгом своим стараться об усилении собственного княжества, и потому несправедливое намерение Московского князя не удивляло других князей. За решением спора соперники поехали в Орду. Михаил Тверской дал хану более денег, нежели Юрий, и великокняжеский стол остался за ним. Юрий принужден был уступить и сделал это по наружности, но внутренне остался при своем намерении и не упускал ни одного случая вредить Тверскому княжеству; Московское же княжество свое усиливал он тем, что не давал никаких уделов из него даже родным братьям своим, а великому князю вредил тем, что помогал новгородцам в ссорах их с Михаилом. Новгородцы, прося Юрия защитить их от притеснений Тверского князя, уговорили его даже переехать к ним в Новгород. В это время наступил 1313 год, и в Орде сделалась важная перемена: умер хан Тохта. Наследником его сделался племянник его, молодой хан Узбек. Михаилу надобно было ехать к новому хану и получить от него подтверждение, т. е. новый ярлык на великокняжеский стол. Он возвратился с успехом из Орды, где, вероятно, жаловался на непокорных ему новгородцев и защитника их, Юрия Московского, потому что тотчас по возвращении Михаила пришло Юрию повеление хана – явиться в Орду. Он поехал, прожил там довольно долго, чтобы сблизиться с молодым Узбеком, и так успел в этом намерении, что хан не только искренне полюбил его, но даже отдал за него сестру свою Кончаку, названную в крещении Агафиею.
С этого времени борьба князей Московского с Тверским представляет самые жестокие, даже кровавые сцены. Михаил, мужественно защищая свое старшинство, не уступает Юрию даже и тогда, когда тот возвращается ханским зятем. Во время этой войны и жена Юрия попадается в плен к Михаилу и потом умирает в Твери. Юрий воспользовался этою смертию, чтобы оклеветать Михаила в отравлении ее перед Узбеком, который вызывает в Орду Михаила, и невинный князь умирает там среди самых ужасных страданий, заслужив по справедливости название мученика и святого. Это случилось в 1319 году. Юрий получил великокняжеский стол, но борьба между Москвою и Тверью тем не кончилась. Мстителем за Михаила явился старший сын его Димитрий, прозванный Грозные Очи. Он поехал в Орду искать суда на Юрия. Юрий, узнав об этом, и сам отправился туда. Враги встретились в шатре хана, и Димитрий на глазах его убил Юрия, за что и сам был казнен по приказанию Узбека. Великокняжеский престол отдан был брату Димитрия – Александру Михайловичу Тверскому; в Московском же княжестве наследником Юрия был его брат Иоанн Данилович. Оба эти князя продолжали непримиримую борьбу Москвы и Твери.
Александр Михайлович своим легкомыслием и самонадеянностью испортил дело Твери: один из послов ханских, по имени Чолхан, приехал в Тверь за сбором дани. И сам он, и свита его, по обыкновению, притесняли жителей. Вместо того чтобы уговаривать тверитян покориться необходимости и переносить обиды для избавления себя от других, бо́льших, Александр Михайлович сам подстрекал их к мщению татарам и довел дело до того, что они зажгли дом, в котором жило посольство, и все татары погибли в пожаре. Гнев Узбека был ужасен, и им умел воспользоваться Московский князь Иоанн Данилович. Он поехал в Орду и скоро возвратился оттуда с войском, данным ему для наказания тверских мятежников. Княжество их было почти совсем опустошено; князь Александр Михайлович прежде убежал в Псков и там прожил несколько лет, а потом казнен в Орде; великокняжеский же престол от него перешел к Иоанну Московскому.
Первый Московский великий князь справедливо назван был и первым собирателем Русской земли. Твердый характером, рассудительный, бережливый Иоанн Данилович, прозванный Калитою[3], умел пользоваться обстоятельствами, благоприятными для усиления его княжества, и всем тем, что уже сделано было для этого усиления Даниилом и Юрием. Со своей стороны, он прибавил многое к увеличению важности значения Москвы хорошим управлением ее, тишиною и порядком, какими пользовались ее жители в его княжение, и особенно тем, что он умел приобрести расположение к себе всеми уважаемого митрополита Петра, который часто ездил в Москву из Владимира, куда митрополиты переселились после разорения Киева. Когда же митрополит Петр скончался в Москве и приказал похоронить себя в ней, то преемник его, митрополит Феогност, не желая расстаться с гробницею святого служителя Божия, перевел и митрополичий престол в Москву. Это перенесение доставило большие выгоды Москве: благоговение, какое набожные предки наши всегда чувствовали к своему верховному святителю, привлекало к нему лучших людей из всех сословий, не говоря уж о тех лицах, которые по разным делам имели нужды до митрополита, и, таким образом, присутствие его в Москве не могло не иметь влияния на улучшение и обогащение ее. Что касается до богатства всего Московского княжества, то Иоанн Калита много увеличил его поборами с новгородцев, которых он не раз защищал от притеснений Тверских великих князей и за то требовал с них денег, и эти требования увеличились с тех пор, как по низложении Тверских князей великокняжеский стол достался Иоанну. В случае отказа новгородцев платить требуемую дань Иоанн посылал к ним войско свое и приказывал или силою отбирать ее, или строить на землях новгородских городки или слободы и таким образом более и более распространял владения Московского княжества.
iknigi.net
Александра Ишимова - История России в рассказах для детей
Самое популярное изложение истории для детей - книга Александры Осиповны Ишимовой "История России в рассказах для детей".
Оно пользовалось неизменным успехом у читателей и издавалось многократно.
Однако настоящее издание является уникальным.
В нем не только в наиболее полном за последнее время объеме воспроизведен текст произведения, но и исправлены многие неточности, фактические ошибки. Кроме того, впервые данное произведение сопровождает столь значительный по составу, объему - примерно 1000 иллюстраций - и художественному уровню иллюстративный материал, который поможет читателю представить, как происходили исторические события, как выглядели знаменитые деятели отечественной истории, как жили наши предки в различные времена.
Читателям, несомненно, будут полезны комментарии и словарь, составленные специально для данного издания.
Наша книга - это не только история в рассказах, но и история в иллюстрациях замечательных художников, живописцев.
Содержание:
Александра Осиповна ИшимоваИстория России в рассказах для детей
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается книга известной писательницы Александры Осиповны Ишимовой "История России в рассказах для детей" - самое популярное произведение этого автора.
Оно пользовалось неизменным успехом в течение многих десятилетий и издавалось многократно.
Однако настоящее издание является уникальным.
В нем не только в наиболее полном за последнее время объеме воспроизведен текст произведения, но и исправлены многие неточности, фактические ошибки. Кроме того, впервые данное произведение сопровождает столь значительный по составу, объему и художественному уровню иллюстративный материал, который поможет читателю посредством зрительных образов представить, как происходили те или иные исторические события, как выглядели знаменитые деятели отечественной истории, как жили наши предки в различные времена. Читателям, несомненно, будут полезны комментарии и словарь, составленные специально для данного издания.
Таким образом, наша книга - это не только история в рассказах, но и история в иллюстрациях замечательных художников, живописцев. Надеемся, что она вызовет интерес и у тех, кто уже знаком с творчеством А.О. Ишимовой, и у тех, кто только начинает изучать отечественную историю.
От издательства
Древнерусское государство *VI–XII века*
Славяне до 862 года
Вы любите, дети, слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах. Вас веселят сказки о добрых и злых волшебниках. Но, наверное, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах наших предков.
В старину в нашем Отечестве, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы теперь любуетесь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие большие, как в наше время: в них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли Славянами.
В. М. Васнецов. Битва скифов со славянами. 1881 г.
Славяне были сильными и храбрыми воинами. Они постоянно вели борьбу с соседними народами. Большинство из Славян шли в бой, вооружившись дротиками и щитами. Именно во время сражений лучше всего проявлялся истинный характер Славян.
Они были так честны, что в своих обещаниях вместо клятв говорили только: "Если я не сдержу моего слова, то да будет мне стыдно!" - и всегда исполняли обещанное. Они были так храбры, что и отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не Ему, а разным идолам[1]. Идол значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.Славяне разделялись на разные племена; у Северных, или Новгородских Славян не было и Государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали своим начальником того, кто больше всех отличался на войне. На поле, где они сражались и потом торжествовали победу или прославляли погибших товарищей, можно было лучше всего увидеть истинный характер Славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обычно пелись в это время их певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в народных песнях выражается народ. Но я могу предложить вам несколько строк, из которых вы все-таки получите лучшее и более подробное представление о Славянах, чем может вам дать наш небольшой рассказ. Это отрывок из стихотворения "Песнь Барда[2] над гробом Славян-победителей" известного русского поэта Василия Жуковского:"Ударь во звонкий щит! Стекитесь ополченцы!Умолкла брань - враги утихли расточенны,Лишь пар над пеплом сел густой;Лишь волк, сокрытый нощи мглой,Очами блещущий, бежит на лов обильный.Зажжем костер дубовый; изройте ров могильный!Сложите на щиты поверженных во прах.Да холм вещает здесь векам о бранных днях,Да камень здесь хранит могущих след священный!Гремит… раздался гул в дубраве пробужденной!Стеклись вождей и ратных сонм[3];Глухой полнощи тьма кругом;Пред ним вещий Бард, венчанный сединою,И падших страшный ряд, простертых на щитах.Объяты думою с поникнутой главою;На грозных лицах кровь и прах;Оперлись на мечи: средь них костер пылаетИ с свистом горный ветр их кудри воздымает.И се![4] воздвигся холм и камень водружен,И дуб, краса полей, воспитанный веками,Склонил главу на дерн и током орошен;И се! могущими перстами[5]Певец ударил по струнам -Одушевленны забряцали![6]Воспел - дубравы застенали,И гул помчался по горам".Эта картина из жизни древних Славян представлена прекрасно и верно. Смотря на нее, кажется, видишь наших горделивых, воинственных предков.
www.profilib.net